На всей деятельности человека лежит печать его личности, и в наибольшей степени ее особенности проявляются именно в творчестве. Рассматривая картины на выставке или в картинной галерее, мы видим не только произведение искусства, но и внутренний мир его создателя, пытаемся понять, что же именно подтолкнуло автора к написанию того или иного полотна.

Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.

О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением .

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.


Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или , которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Напишите свой автопортрет

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите простой карандаш или ручку, лист бумаги, размером 10х15, и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение».

Интерпретация по элементам рисунка:

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности. Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.


Интерпретация по типу изображения:

  • Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.
  • Изображение-метафора . Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.
  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.
  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии. Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице.
  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою . Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.
  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Небольшой сюжет «О чем говорят ваши рисунки».

    “Очень понравилась игра! Карточки большие и плотные, думаю долго нам прослужат. Играем всей семьей: вначале было трудновато, но потом раскачиваешься и начинается игра на скорость. Мы с мужем, как взрослые, никаких преимуществ не имели, казалось, что дочь даже быстрее находит верные комбинации. У нас еще есть нейропсихологическая игра "Попробуй повтори", решили их совместить, т.к. карточки-мозголомки, которые призваны усложнять игру, очень похожи с карточками из "Попробуй повтори". Сейчас играем так: заранее выбираем простые карточки из "Попробуй повтори" с позами, которые реально повторить. Потом перемешиваем и открываем одну карточку из колоды "мозголомок", запоминаем ее, а потом кладем рубашкой вверх. Кто находит верную комбинацию, должен повторить позу с закрытой карточки и крикнуть "На дачу". Если поза правильная, то можно забирать комбинацию и открывать новую карту из колоды "мозголомок", если не правильная, то участник может повторить попытку, после того как кто-то из соперников попробует забрать комбинацию.”

    все отзывы

    “Книга (1-я часть) очень понравилась моим детям. Слушали с удовольствием, задавали много вопросов. После каждой главы есть упражнения, которые усложняются от главы к главе. По этому книгу лучше читать не перед сном, а запастись временем для интересного диалога с детьми. Упражнения составлены так, что дают поле для творчества родителям и детям в зависимости от конкретной ситуации. Моим детям особенно понравилось рисовать свои портреты, заселять дома доброты, щедрости и пр. После раздела о восприятии мы развеселились и начали придумывать свои упражнения на 5 органов чувств. Еще детям понравилось разыгрывать сказку с участием 4-х типов темперамента. Пожалуй самая любимая игра на познание себя и своего характера. Мы ее немного усовершенствовали, добавили несколько качеств, которые не были предложены автором. Например, честность, хитрость, чувство собственного достоинства. Каждый из нас заполнял по 4 листа – 1 о себе и 3 других участниках семьи. Пока заполняли, разговаривали, уточняли, объясняли, проясняли, изображали и даже хохотали. Мои дети любят такие задания, где можно и о себе узнать больше, показать другому его портрет и увидеть себя глазами другого. Они запоминают такие моменты и время от времени просят их повторить. Кстати, когда надумаете сделать такую штуку со своими детьми, не забудьте на каждом листе написать имя и дату. Все меняется. Сохраните эти листочки. Через время можно к ним вернуться, сделать ещё раз и посмотреть, что изменится, а что останется прежним. Очень рада, что автор решил сделать продолжение 1-й части Психологии для малышей. Дети с нетерпением ждут новых приключений Юли и ее папы. На рынке мало детской литературы, направленной на познание себя, своего внутреннего мира. Еще меньше изданий качественных. Сказка о самой душевной науке Игоря Вачкова основана на лучших достижениях психологической науки за последние годы, написана простым языком и по сути приглашает детей и взрослых в увлекательное путешествие. Путешествие, которое работает на развитие ребенка и взрослого. С удовольствием рекомендую к активному прочтению родителям, учителям и всем, кто заинтересован в развитии личности ребенка.”

    все отзывы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

Результаты анкетирования представляются тремя основными блоками.

1. Анализ обобщенного профиля.

2. Анализ по наиболее «проблемным» критериям с учетом статистики распределения ответов респондентов в группе.

Анализ обобщенного профиля позволяет выявить основные проблемы и их взаимосвязи. Например, нехватка времени на перспективные задачи (низкие показатели по критерию инвестиционности) часто бывает очевидным образом связана с плохо налаженным обзором и структурированием информации (низкие показатели по материализованности) и перегруженностью руководителя многочисленными незначительными запросами коллег и подчиненных (низкие показатели по «вниманию ко времени» в команде и/или подразделении).

На рис. 7.2 отображена статистика распределения ответов по критерию «Инвестиционность». По горизонтальной оси отмечен балл оценки, по вертикальной - количество респондентов, выбравших эту оценку.

Рис. 7.2. Распределение ответов респондентов внутри группы

При анализе приводится взятая из анкеты расшифровка наиболее статистически значимых ответов (т. е. оценок, выставленных большинством членов команды). Показатели, приведенные на графике (рис. 7.2), расшифровываются так:

    личный тайм-менджмент, оценка 0: Время на «инвестиции в себя» в принципе выделяется, но далеко не в таком количестве, как хотелось бы;

    командный тайм-менджмент, оценка 1: В нашей команде сознательно выделяются время, энергия и ресурсы на проекты «инвестиционного» характера. У нас нет проблемы «некогда учиться», «нет времени внедрять новые технологии». Но при этом 20–30% времени все равно занимает деятельность, дающая только краткосрочные результаты;

    корпоративный тайм-менджмент, оценка 0: В моем подразделении и моими подчиненными в принципе уделяется внимание работам перспективного характера, но в центре внимания все-таки - краткосрочные результаты, их легко измерить и по ним оценивают нашу деятельность.

Уже сами эти оценки позволяют получить некоторое представление о ситуации. Результатом обработки анкет является «портрет», составленный из наиболее статистически весомых выбранных ответов. Анализ и сопоставление оценок позволяют получить дополнительные выводы.

Методика тм-аттестации

ТМ-диагностика позволяет оценить общую ситуацию с тайм-менеджментом в команде менеджеров. Одновременно или раздельно с ней может применяться методика ТМ-аттестации, служащая для оценки личных ТМ-навыков каждого руководителя или специалиста.

Одной из классических методик оценки менеджеров является «аттестация по методу 360/270/180 градусов». Ее основные идеи:

1. Один из самых сильных мотиваторов для человека - мнение коллег. Чтобы донести до сотрудника необходимость развиваться и работать более эффективно, нужно с помощью процедуры анкетирования дать ему возможность узнать, что реально думают коллеги о его управленческих качествах.

2. Лучше всего способны оценить человека те, кто с ним работает. В 360°-аттестации собирается структурированное мнение о сотруднике всех, кто наиболее плотно с ним взаимодействует: руководства, коллег, подчиненных; иногда клиентов. В 270°-аттестации - только коллег и руководства, в 180°-аттестации - только коллег. Для диагностики тайм-менеджмента применяется 270°-аттестация.

3. Аттестация является инструментом управления, а не основанием для «репрессий». Обратная связь от коллег - сильный мотиватор при условии ее объективности. Объективности можно достичь только при анонимности анкетирования и отсутствии «оргвыводов» по итогам аттестации.

Ключевым моментом аттестации является ознакомление сотрудника с результатами его оценки коллегами в форме структурированной беседы с его непосредственным руководителем. В ходе беседы заполняется Личный план повышения эффективности , исполнение которого регулярно контролируется.

Для аттестации применяется вопросник, который анонимно заполняют несколько коллег аттестуемого. Структура вопросов отражает структуру «ТМ-заповедей», что делает результаты ТМ-диагностики и ТМ-аттестации сопоставимыми и позволяет применять их в едином комплексе. В качестве примера приведем несколько первых вопросов, соответствующих критерию «материализованность»:

1. В ходе встреч и рабочих совещаний аттестуемый сотрудник письменно фиксирует основные мысли (результаты, договоренности) и в дальнейшем пользуется этими записями, например, при последующих встречах.

3. Аттестуемый сотрудник легко и быстро находит у себя и выдает нужную информацию по вашему запросу или запросу других коллег.

Затрудняюсь оценить

Регистрационные бланки опросника УРСЛ представлены двумя типами (А и Б), которые идентичны по содержанию и различаются только формой подачи заданий.

В бланке типа А (Приложение 2) совмещены опросный лист и бланк ответов, что значительно облегчает для респондентов процедуру тестирования. Данная форма теста рекомендуется для респондентов младшего и среднего подросткового возраста (11-14 лет). В бланке типа Б (Приложение 3) опросный лист и бланк ответов представлены раздельно. Данная форма теста позволяет многократно использовать опросные листы, что удобно при обследовании больших выборок во время проведения психологических исследований. Диагностика с помощью опросника УРСЛ может проводиться в индивидуальном и групповом вариантах.

При проведении индивидуальной диагностики респонденту выдается опросный лист, включающий инструкцию и список из 61 утверждения (в случае бланков типа Б выдается также отдельный бланк ответов). Респондент проставляет в бланке (по требованию диагноста) дату обследования и свои личные данные: фамилию, имя, отчество, возраст, пол. В инструкции респонденту сообщают, что ему предлагается отметить в опросном листе (типа А) или на бланке (типа Б), насколько характерны для него перечисленные в утверждениях особенности. Для ответов используется частотная шкала: всегда (постоянно), часто, иногда, редко, никогда. После ознакомления с инструкцией респондент должен указать, насколько она ясна для него. Предлагаются два варианта ответа: «Инструкция ясна. Могу начать работу» и «Инструкция не ясна. Не понимаю, что нужно делать». При выборе второго варианта диагност должен ответить на вопросы респондента с целью разъяснения инструкции. Если же данный ответ обнаруживается только при обработке результатов, то они признаются недействительными. Время тестирования не ограничивается (как правило, в зависимости от возраста респондентов, оно составляет 20-40 минут). При проведении групповой диагностики каждый респондент получает текст опросника и бланк ответов (типа Б). Допускается зачитывание утверждений диагностом вслух для всей группы. В этом случае респондентам выдается только бланк ответов, где каждый из них строго индивидуально проставляет свои ответы.

Обработка заполненного бланка ответов проводится с помощью ключа, приведенного в таблице 14.

Номера утверждений

Количество баллов

1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 43, 45, 47, 48, 50

Всегда - 4 балла Часто - 3 балла Иногда - 2 балла Редко - 1 балла Никогда - 0 баллов

4, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 42, 44, 46, 49, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,61

Всегда - 0 баллов Часто - 1 балла Иногда - 2 балла Редко - 3 балла Никогда - 4 балла

Баллы по отдельным утверждениям суммируются в итоговый балл по тесту и в оценки по шкалам (см. табл. 15). В целях сравнения показателей шести шкал при анализе результатов баллы по каждой из шкал умножаются на поправочные коэффициенты.

Таблица 15. Распределение утверждений опросника У PC Л по шкалам

Номера утверждений

Поправочный

коэффициент

Активность - реактивность

1,4, 5, 7, 11, 13,17, 19,26, 29, 38, 46, 48

Автономность - зависимость

8, 9, 15, 16, 22, 30, 43, 44, 49,51,54

Целостность - неинтегративность

3, 12, 18, 22, 34, 52, 53, 55

Опосредствованность - непосредственность

2, 6, 14, 27, 28, 32, 37, 39, 40, 47, 56, 58,61

Креативность - стандартность

20, 25, 31, 35, 41, 42, 54, 60

Самоценностность - малоценност-

10, 21, 23, 24, 33, 36, 41, 45, 50, 57, 59

По результатам диагностики может быть выстроен профиль субъ- ектности-объектности личности, характерный для респондента. При этом минимальный балл (0 баллов) будет означать объектный полюс шкалы, а максимальный балл (52 балла) - субъектный полюс шкалы. Таким образом, чем больше баллов по шкале набрал респондент, тем выше его уровень субъектности личности, тем чаще и стабильнее в ординарных жизненных обстоятельствах он будет вести себя как субъект. И наоборот, чем ниже результат по шкале, тем чаще респондент демонстрирует объектное поведение, тем регулярнее он использует объектные стратегии поведения в социальном контексте своего бытия.

При интерпретации результатов следует обратить внимание на гар- моничность/дисгармоничность профиля, т. е. на соответствие уровней атрибутов субъектности друг другу. Наличие в профиле резких перепадов говорит о противоречивости, внутриличностной конфликтности, так как в норме все атрибуты субъектности личности коррелируют друг с другом по уровню проявления. Так, высокие показатели по шкале АР при низких по шкале ОН могут свидетельствовать о тенденции к девиантности поведения. Высокие показатели по шкале СМ при низких по шкале ЦН демонстрируют склонность к субъект-объектной модели межличностных отношений: доминированию, ущемлению интересов своих партнеров. Наоборот, высокие показатели по шкале ЦН при низких по шкале СМ показывают, что человек будет «наступать на горло собственной песне», подчиняясь партнерам ради сохранения «худого мира» в межличностных отношениях.

Данные респондентов по опроснику в целом и отдельно для каждой шкалы можно сравнить с приведенными в Приложении 6 тестовыми нормами для соответствующей половозрастной группы. Приводимые нормы рекомендуется рассматривать как ориентировочные, они показывают, какой уровень субъектности является статистически «нормальным», т. е. самым распространенным в обследованной выборке. Если результаты респондента ниже/выше табличной нормы, то это означает, что он менее/более субъектен, чем его сверстники из выборки стандартизации. Краткая интерпретация результатов диагностики приведена в таблице 16.

Таблица 16. Нормативные интервалы для опросника УРСЛ и их интерпретация

Примечания : р - среднее арифметическое; а - стандартное отклонение.

Диагностика по детскому рисунку

Комментарии по ходу творчества:

Выбор цвета не случаен, но знайте, что первые 2-4 рисунка - так сказать, разминка. Это "накипь" недавние впечатления, которые могут быть очень разными. По 1-2 рисункам сказать можно очень мало. Если отказывается рисовать больше - проблема серьезнее, чем кажется или он её еще не додумал. Имеет смысл предложить другие игры или пока отступиться. Но вернемся к цвету.

Выбор теплого спектра - позитивная жизненная позиция, уверенность в себе и мире, желание заявить о себе.

Красный - лидерство, подвижность, стремление к победе. Очень много красного: агрессия, как правило, объект, на который она направлена, и рисуется красным или бордовым, багровым. Часто свидетельствует о перевозбуждении, импульсивности, максимализме.

Очень много желтого - неуверенность в себе в сочетании с жаждой внимания, признания. Стремление к желтой одежде или изображение себя в желтом - попытка занять место Солнца, желание показать себя, раскрыться. Вывод: не хватает внимания значимых людей, референтной группы .

Оранжевый - как ни странно, всегда положительный цвет, цвет умелого сочетания здоровой агрессивности и доброжелательности. Сила, радость, желание жить и самоутверждаться.

Розовый . Этот цвет очень социально нагружен - лялечки-девочи все в розовом, розовое детство, куклы Барби и розовая мебель и т. д. Как правило, розовым и рисуют чаще девочки, но часто этот цвет в детском рисунке указывает именно на социальную подоплеку, важно кто или что нарисованы эти цветом.

Малиновый, лиловый - цвета уже холодной гаммы. Их изобилие может говорить о несколько отстраненной позиции ребенка, позиции наблюдателя. Слишком много лилового или сиреневого - задумчивость, застывшие эмоции или мысли и нежелание их менять.

Обилие синего, фиолетового, индиго и их оттенков говорит о преобладании негативного опыта в состоянии ребенка. Воле, характеру ребенка не дают раскрыться и проявиться. Это может быть авторитарный стиль общения бабушки, воспитателя, или мамы - что-то, что подавляет индивидуальность ребенка. Это цвет непреклонности, серьезности, упорства. Часто холодная гамма в сочетании с черным или коричневым - предвестник физического недомогания, болезни (это если все вроде неплохо, но вдруг нарисовал какую-то синь, да еще с грязью). Много синего: эмоциональная, психическая, физическая усталость, тоска по покою. Может хочет денек дома с мамой посидеть, нагрузки большие (школа развития, музыка и т. д.).

Преобладание фиолетового - неоднозначно. Если цвет <появился> неожиданно, т. е. раньше ребенок его не использовал, значит он приблизился к фундаментальным, смысложизненным вопросам и их обдумывает. С другой стороны: желание идентификации с кем-то, боязнь что-то потерять или даже воспоминания о чем-то. Смотрите на другие цвета и на сюжет - если захочет, обсудите выбор фиолетового.

Коричневый. Преобладание этого цвета в рисунке может выражать стремление к комфорту, физическому покою, уюту. Это все хорошо ассоциируется с любимым плюшевым мишкой. Если цвет повторяется часто и занимает лидирующую позицию - попытка уйти от конфликта или противоречия, упадок сил.

Зеленый - цвет новых начинаний и жизни. Зеленый, в котором больше желтого - стремление, радостное ожидание (например, рисует себя зеленым и говорит, что он скоро вырастет, как цветочек). Сине- зеленый - тяжелый цвет: инертность, упрямство. Грязно-зеленый - безнадежность, тоска.

Ахроматические цвета: белый, черный, серый. Много белого пространства - больше вопросов к миру, чем ответов. Ребенок оглядывается, прислушивается, стремится найти ответы вокруг себя. Высветляет все цвета белым - возможно, хочет смягчить проблему, представить её в более светлом виде или недавно освоил эту технику и забавляется с оттенками

Черный. Он пугает и притягивает своей силой. Цвет завершения - по черному уже не нарисуешь другим цветом. Если ребенок нарисовал цветную картинку, а потом закрасил черным - желание что-то спрятать, или показывает, что цветной мир был раньше, а сейчас закончился: Черным нарисованы или раскрашены какие-то детали рисунка - он знает об их существовании, но стремится их спрятать. Если много черного - от испорченного настроения до обиды на весь мир. Если рисует только черным - силовые воздействия на мир как стиль жизни, категоричность в восприятии и оценках. Но играем честно - нельзя прятать черный цвет и предлагать ребенку неполный набор красок. Хотя особо пугаться не стоит - черные полосы бывают и в нашей жизни. Посмотрите, какой цвет лидирует после черного - это способ действия. Черный с красным - обычно решение черной проблемы агрессией, насилием. Черный и красный - цвета смерти в нашей культуре. Возможно ребенок силится изобразить свой протест против неизбежности (обычно дети осмысливают смерть в 5-7 лет).

Серый - пограничное состояние. С одной стороны - скука, обыденность, с другой стороны - задумчивость, нежелание высказываться по той или иной причине. Желаниегармонии, бездеятельное ожидание каких-то событий, неопределенность. Если серый преобладает на протяжении длительного времени - родители, задумайтесь, все ли <так>, как ребенку надо:

Вообще, понаблюдайте за собой, какие бы цвета Вы использовали для выражения тех или иных эмоций? Яблоки от яблонь

Теперь о положении рисунка на листе:

Для ребенка мир взрослых более значим, чем мир детей. Все ценные моменты находятся высоко ("Подрастешь - узнаешь"), поэтому быть выше (взрослее) сверстников лучше, чем быть ниже (меньше). Самооценка ребенка, когда он рисует себя, выражается в положении на листе: чем выше рисунок - тем выше самооценка . Как вариант, чем крупнее рисунок, тем более важной персоной ощущает себя Ваше чадо, если фигурки размером с муху, может указывать на подавляющее влияние окружающего мира, на придавленность ребенка его огромностью и непонятностью.

Фигуры членов семьи (если Вы попросите, а он нарисует) могут многое сказать о мнении ребенка на Ваш счет. Кто в семье главный с точки зрения ребенка будет видно сразу - это самая крупная фигура. Может царить и равноправие - все одного роста. Отношение к братьям и сестрам читается тоже легко: хорошо, если они присутствуют в рисунке семьи. Это значит, что ребенок принимает их право на внимание. Если младшего брата или сестры нет на рисунке - малыш не смирился с их появлением и в его иерархии их нет. То же относится к бабушкам, дедушкам, тетям, домашним животным и т. п.

Если в рисунок семьи включен человек, не относящийся к семье (няня - еще понятно): соседка, дети из садика, со двора, милиционер, Бог, сказочный герой, Дед Мороз и т. д. - это указывает на то, что персонаж выполняет какую-либо функцию, необходимую ребенку. Попытайтесь выяснить роль этого героя в семье, его характер. Дальше - думайте, надо ли вам Чужого в отношениях со своим ребенком:

Мысленно разделите рисунок пополам по вертикали - посмотрите на правую и левую части. Опять-таки, наша культура письма и чтения - слева на право. Восприятие времени аналогичное. Левая часть листа - прошлое, правая часть - будущее. Середина - настоящее, но редко у детей присутствует. Выводы просты: рисунок-воспоминания или рисунок-мечта. Если рисунок-здесь-и-сейчас, то действие происходит только в центре листа, края почти-пустые.

Самый хороший показатель - солнце . И вообще и тепла. Если солнце посередине - рисунок-настоящее. Источник света на рисунке - источник любви, радости, счастья в жизни. Если на рисунке его нет - печально. Если за тучами - временные неприятности и ребенок надеется на улучшение. Если источник света в левом углу - радость и любовь были в прошлом, ребенок помнит об этом, если в правом углу, то будущее освещено и представляется достаточно благополучным и безоблачным. Если нарисован кусочек солнца - половинка или четверть - ребенок видит, что не вся любовь и радость, которая может быть, уделяется ему. Но не путайте с садиковскими шаблонами - ребенка могли научить рисовать солнце не круглым. Если нарисована лампочка - искуственный источник тепла и света - отчужденность, отсутствие непосредственного контакта с тем, что приносит радость и счастье. Кроме этого, лампа как источник света в рисунке может указывать на восприятие мира как мира тьмы - ведь лампу зажигают ночью, когда вокруг темно.

Некоторые мотивы рисунков и их интерпретация:

Надо сказать, что сейчас речь пойдет о рисунках детей в возрасте 4-7 лет, когда мелкая моторика и мышление позволяют произвольно рисовать какие-то сюжеты и персонажей. И, хотя степень детализации очень зависит от возраста и некоторых деталей может не быть в рисунке Вашего ребенка, это не повод для расстройства. Понаблюдайте, не появятся ли изменения через 2-3 месяца, через год, и под влиянием каких событий? Дети всегда ухитряются нас удивить, будучи при этом просто собой.

Фигура человека. В первую очередь проверяем <комплектность>: если все конечности и детали лица присутствуют - у ребенка вполне адекватное восприятие мира и своего места в нем. Ноги и ступни: устойчивость, самостоятельность, уверенность в своем положении, независимость в смысле "могу пойти куда хочу". Соответственно, если ног нет или вместо них какая-нибудь подставка - все вышеперечисленное с частицей "не". Особый случай - длинная юбка у принцессы (или просто у девочки). Это отражение социальных представлений о месте женщины и о степени её самостоятельности. Если хотя бы туфельки видны из-под юбки - причин для беспокойства нет, если юбка совсем скрывает ноги - обратите внимание ребенка на возможность выбора в его жизни, возможность проявления самости и достижения результата.

Руки. Руки - возможность и умение что-то делать, хваткость, активность. Если не прорисованы кисти рук, возможны трудности с мелкой моторикой, нелюбовь к мелким деталям, недостаток интеллектуального развития. Если интеллекта как раз в избытке, но рук нет - оторванность от реальности, слабое представление о ручной работе. Важны размеры и пропорции: маленькие, тоненькие ручки и ножки говорят о нерешительности, нехватке энергии у ребенка. Чрезмерно увеличенные (по сравнению с туловищем) конечности - грубость и возможная неделикатность, прямолинейность человека в отстаивании жизненной позиции.

Голова, лицо, шея. Шея - хорошее эмоциональное развитие, ребенок понимает и учитывает нужды других, может сопереживать. Очень длинная и тонкая шея может свидетельствовать о чрезмерной ранимости, психической неустойчивости ребенка. Отсутствие шеи в рисунке ребенка после 5 лет - негибкость (невозможность повернуть голову, увидеть что-то новое, увернуться), непонимание других людей, отказ от сотрудничества. Лицо - то, что мы прежде всего презентуем внешнему миру. Опять проверяем "комплектность". Глаза - как известно, зеркало души. Очень маленькие глаза или закрытые - ребенок чего-то не хочет видеть. Упорно повторяемая эта деталь может сигнализировать о грядущем ухудшении зрения(!). Тщательно прорисованные ресницы - признак некоторого тщеславия, избалованности вниманием, кокетства. Нос - ни в чем особенном не замечен, но если он все-таки есть на лице, то это приятно.

Рот. Право голоса, смеха, гнева - это наличие рта. Пища, питание, голод или сытость - это тоже показывает рот. Если рот не нарисован - права голоса и пищи (духовной, психической) у Вашего ребенка нет. Большой рот или маленький - представление ребенка о значимости его мнения и голоса в этом мире, о том, сколько он может "съесть". Зубы, старательно прорисованные - признак агрессии, <людоедства>, желания укусить. Уши. Наличие и размер ушей отражает желание ребенка слушать и общаться с внешним миром, его внимательность в отношении с другими людьми. Отсутствие ушей характеризуется как разобщенность с реальностью, нежелание вступать в диалог, игра только по своим правилам, избирательность. Такие дети, несмотря на понятливость и развитость, могут поразительно не слышать ничего, кроме себя и того, что они захотят услышать. Но уши могут быть скрыты прической.

Волосы. Они означают значимость того, кто нарисован. Чем длиннее волосы, тем более нарисованный человек важен для ребенка. Распущенные волосы - более свободное восприятие красоты, стремление к естественности. Косы - более традиционное представление о красоте и свободе. Прямые или волнистые, кудрявые волосы - скорее пожелание большей настойчивости или большей гибкости, хитрости в отношениях с этим человеком. Какие-нибудь украшения на голове, волосах - стремление к успешности, социальной востребованности, желание быть всеми любимым - что, кстати, естественно для многих детей.

Размер головы относительно тела может дать представление о важности интеллектуальной и социальной самопрезентации с точки зрения ребенка. Чем больше голова - тем важнее ребенку кажется ум, интеллект. Но если голова занимает половину фигуры - не слишком ли переоценивается роль ума?

Одежда. Отражение тех установок и требований, которые регламентируют жизнь каждого человека. Отсюда: чем больше одежды и чем она наряднее, тем дальше ребенок продвинулся по пути социализации и тем свободнее он ощущает себя в обществе сверстников. Меньше одежды - меньше подчинения социуму. Отсутствие одежды - протест против рамок социума, нежелание искать компромисс. И в этом случае нужна Ваша помощь.

Гениталии. Сами по себе - органы, дарующие удовольствие, возможность продолжения рода. Все зависит от того, в каком контексте Вы говорите о них с ребенком. Если как о прекрасном и важном органе тела (у здорового тела нет "плохих мест"), то в изображении гениталий можно увидеть наделение силой и удовольствием того героя, у которого они нарисованы. Если же ребенок знает гениталии как грязное и стыдное место - то изображение их может отражать тайное желание унизить, наказать персонажа. Уделяю этому так много внимания, потому что видела, как бывают растеряны родители, которым ребенок принес такую картину.

Плечи и туловище. Символизируют готовность принять ответственность, понимание этого. Сильные, ярко выраженные плечи - сильная активная позиция в мире, способность к значительным нагрузкам без вреда здоровью и психике. Покатые плечи или их отсутствие (после 5-ти лет) может указывать на слабость персонажа. Попытка прорисовать женскую грудь (кроме желания объективности изображения) может указать на признание персонажа источником питания, блага, любви. А также свидетельство активного интереса к отношениям полов, аистам, капусте и т. д. Вполне может быть сигналом родителям о том, что пора поговорить на эту тему.