Слайд 1

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА ШКОЛЫ

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Слайд 3

Российский закон об образовании: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений».

Выполнить задачи, поставленные в этой статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления.

Слайд 4

Перемены, происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. Существующие исследования, раскрывающие влияние социально-экономических условий в стране на жизнь несовершеннолетних, свидетельствуют, что жизнь подростка сегодня стала совершенно иной по сравнению с жизнью несовершеннолетних в докризисный период.

Кого проблемы должны волновать? Молодежь, которая хочет жить в здоровом - духовно и физически - обществе. Родительскую общественность: страх за будущее детей. Педагогов, обеспокоенных задачей сохранения нравственности и морали. Подростков, у которых формируется мировоззрение в сложившемся социуме и не всегда хватает собственных моральных сил для того, чтобы противостоять асоциальным явлениям.

Слайд 5

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.

Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.

В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения.

Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.

Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Слайд 6

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.

Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Слайд 7

физические психические педагогические социальные болезни

нарушения зрения, слуха

нарушения опорно-двигательного аппарата

задержка психического развития

умственная отсталость

нарушения речи

нарушения эмоционально-волевой сферы

одаренность

Слайд 8

Этапы асоциального поведения определены на основе признаков: 1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; 2) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3) единичность и рецидивность асоциальных действий.

Слайд 9

Этапы формирования асоциального поведения

На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.

Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности

На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

Слайд 10

При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным: - личность воспринимает свое поведение как нормальное - личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения; - личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.

Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой.

Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель - разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

Слайд 11

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам: -личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, -наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту.

Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.

На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

Слайд 12

Четвертый этап - устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.

Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.

Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.

Пятый этап - устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы-вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

Слайд 13

ДЕВИАЦИИ

Девиантное поведение - один из видов отклоня-ющегося поведения, свя-занный с нарушением со-ответствующих возрасту социальных норм и пра-вил поведения, характер-ных для микросоциальных отношений (семейных, школьных).

Проявления: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные проступки, которые складыва-ются в определенный устой-чивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за огра-ниченной общественной опас-ности или недостижения ре-бенком возраста, с которого начинается уголовная ответст-венность.

Проявления оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков.

Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответ-ственности служит основа-нием для возбуждения уголовного дела и ква-лифицируется по опреде-ленным статьям уголовного кодекса.

Негативные формы девиаций являются социальной пато-логией: Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Слайд 14

Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе?

преобладанием биологических инстинктов

генетическими особенностями

региональными факторами

психофизиологическими особенностями

социальной средой

Слайд 15

1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.

3. Трудности в общении со сверстниками на улице.

Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения

4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.

5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.

6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.

7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.

8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.

9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.

10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.

11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.

12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Слайд 16

Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

Слайд 17

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы.

Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами - психологами, социальными педагогами.

1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.

2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.

3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

Слайд 18

С целью создания социального портрета подростков 12–15 лет, обучающихся в школе, было проведено исследование, в ходе которого было опрошено 106 учащихся 6-9 классов, из них мальчиков - 52, девочек - 54.

Данные исследования показали: с 2 родителями проживают 84% подростков (мальчиков - 89%, девочек - 75%) с одной мамой проживают - 12% подростков (из них мальчиков - 9,7%, девочек - 14%). Исходя из полученных результатов, мы можем отметить, что большинство подростков проживает в полных семьях, и имеет возможность идентифицировать себя по половым признакам, наблюдать развитие взаимоотношений мужчины и женщины в семье. Тревогу вызывает тот факт, что каждую седьмую девочку воспитывает одна мать.

Социальный портрет подростка школы

Слайд 19

В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице –52 %, участвовать в вечерах и дискотеках - 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках - 34 %. Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. Любимым жанром кино и литературы у подростков являются фантастика - 30%; боевики - 29%, детективы - 12%, триллеры - 12%, мистика - 5%, эротика - 8%.

У каждого подростка в жизни есть трудные ситуации. Помощь для их разрешения большинство предпочитает искать у родителей (48 %) или у друзей (45 %). Менее 2% подростков выразили готовность обратиться за помощью к классному руководителю.

54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики - 65%, девочки - 40%). По видам насилия: избиение - 10%; издевательства, оскорбление - 28%; вымогательство денег и вещей - 5; другим видам насилия - 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия - одноклассники; для 20% - взрослые, для 3% подростков основной источник насилия - родители, а для 5% - учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% -родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов - 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесенную обиду - 46%, склонны сами совершить насилие - 3%, способны уйти из дома - 5,5%, могли бы совершить преступление - 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации.

Слайд 21

Слайд 22

12% не знают о влиянии наркотиков на организм

Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга.

Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том, как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола, понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному.

Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявления асоциального поведения среди подростков.

Слайд 23

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.

Профилактическая работа

Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.

Задачи профилактической работы

обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних

выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками

оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

оказание помощи по предупреждению правонарушений

профилактическая работа с семьями

Слайд 24

Типы профилактических мероприятий: предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие подобные обстоятельства; контролирующие проводимую работу и ее эффективность.

Подходы: информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).

Слайд 25

РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:

комиссия по делам несовершеннолетних

подразделения органов внутренних дел

органы опеки и попечительства

органы управления образованием

образовательные учреждения

специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения

органы социальной защиты

учреждения труда и занятости населения

учреждения по делам молодежи

учреждения культуры и физической культуры

учреждения здравоохранения

общественные объединения и ассоциации

Слайд 26

Главная цель - комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении.

Принципы: Обеспечение приоритетности развития и воспитания детей в семье Гуманизация взаимоотношений детей и общества Осуществление комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации Развитие форм работы по применению действенных методов общественного воздействия с целью коррекции поведения детей, находящихся в зоне социального риска.

Задачи: 1) Проанализировать причины девиантного поведения учеников, изучить их психологические особенности. 2) Разработать методику для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проследить возрастную динамику этих проявлений. 3) Изучить особенности взаимоотношений родителей и подростков, выявить нарушения и психологические причины нарушений у детей. 4) Разработать рекомендации для учителей, классных руководителей по организации индивидуального учебно-воспитательного воздействия на подростков с учетом их психологических особенностей.

Гипотезы: Если в организации учебно-воспитательного процесса изучить специ-фику и динамику проявления девиаций у подростков, выявить группу риска, вести индивидуальную работу; вооружить взрослых знанием особенностей личности, то можно ожидать позитивного влияния на подростков в отношении усвоения норм общественного поведения; сознательного и обоснованного выбора ими форм поведения, исключающих проявление девиаций.

Слайд 27

Задачи школы по профилактике асоциального поведения: создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации; целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания; своевременное выявление неблагополучных семей; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков; недопущение немотивированного исключения детей из школы; совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией; работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями; развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; организация оздоровительных мероприятий для подростков; развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения; организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитание; профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; оказание социальной помощи семьям.

тишакова любовь сергеевна
Профилактика асоциального поведения учащихся

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше, чтобы ему помогли,

если кто-то на это способен?»

Серен Къеркегор.

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подростковых правонарушений, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагоги, родители, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения .

Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик» , который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение . Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!

Поведение некоторых учащихся в моем классе обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям. Это поведение называют девиантным . В моем 9 классе оно включает антидисциплинарные поступки. Чаще всего такое поведение - это реакция подростков на трудные обстоятельства, возникшие в их жизни. На мой взгляд, большая часть появляющихся отклонений в поведении ребенка связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

За последний год вместе с ребятами мы пережили разные кризисные ситуации : это и оценка своего тела, когда на слова «длинный» , «неуклюжий» , «жирный» мальчики бросались в драку; это и оценка своей внешности : «я некрасивая» , «у меня волосы плохие» (девочка, «зачем нужны мне эти кудри» (мальчик) . Намеки и упреки окружающих вызывали бурную реакцию, искажали поведение .

Рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. В связи этим они держатся более уверенно, естественно, они послушнее и требуют к себе меньше внимания. Но есть в классе низкорослые мальчики, которые, до недавнего времени представлялись окружающим маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывали потребность в опеке, проявляли мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены были постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость» , находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению в классе.

В настоящее значительное влияние на поведение ребят оказывает половое созревание. У одних возникают эмоциональные нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность, у других появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

В 14-15 лет подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом.

К. любознательная, активная, всем интересуется, готова на добрые поступки и дела. Однако ее жизненный опыт еще мал, поэтому иногда трудно оценить поступок с позиции «хорошо – плохо» . Она все делает для того, чтобы привлечь внимание окружающих, всегда быть в центре внимания.

Т. старается нравиться своей подруге, поэтому стремится копировать ее поведение и поддерживать во всем.

Н. чувствовал стеснение в кругу сверстников потому, что только у него не было сотового телефона, и от этого он чувствовал свою «ущербность» в кругу сверстников. Проявив успешно свои математические знания, «поднялся» в глазах одноклассников.

А. и Ж. порывисты, очень подвижны, могут быть грубы в словах и поступках, иногда хитрят и лгут. Сверстники им не доверяют. Они разыми способами (порою ложными) пытаются привлечь к себе их внимание. Требуются постоянный контроль со стороны родителей и педагогов.

Как классный руководитель, я использую различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися .

Я изучаю индивидуальные особенности детей, их занятость в свободное время в учреждениях дополнительного образования, социальное положение и материально-бытовые условия проживания семей. По результатам данных обследований в начале учебного года составила социальный паспорт класса, выявила трудных детей, детей из социально-незащищенной категории; подопечных детей, детей «группы риска» с целью последующей помощи.

С целью профилактики правонарушений , наркомании и алкоголизма, курения, повышения правовой культуры несовершеннолетних в классе ежемесячно провожу тематические классные часы, коллективно-творческие дела. Были проведены классные часы по темам : «Что для вас здоровый образ жизни?» , «Права и обязанности подростков» , «Проблемы в современном мире» , «Скажем НЕТ курению» и другие.

Считаю, что профилактическая пропаганда в классе должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков.

Лекции и беседы сопровождаю ссылками на конкретные факты из жизни, привожу примеры из художественной и научно-популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, освещаю юридические и правовые аспекты окружающего социума.

Хотелось бы чаще привлекать к профилактической работе сотрудников полиции, инспектора КДН, врача, психолога.

Эффективность воспитательно-профилактической работы в классе является результатом огромного труда :

1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми,

2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

5. Слежу за выставлением оценок в дневник.

6. Контролирую занятость трудновоспитуемых детей в свободное время.

7. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

8. Обучаю детей методам самовоспитания.

9. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

10. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

11. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

12. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой.

13. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

14. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

15. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

16. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

17. Стараюсь смотреть на вещи глазами подростка. Я считаю, что для достижения успеха в вопросах профилактики в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения , формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.

Важными направлениями своей работы считаю :

Установление доверительных отношений с родителями;

Разъяснение родителям причин негативных проявлений в поведении ребенка : гнев, агрессия, обида, страх и т. д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений;

Формирование у родителей необходимости внимания к успехам ребенка и его потребности в признании;

Установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Несколько конкретных СОВЕТОВ ПСИХОЛОГА нам ПЕДАГОГАМ :

Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» , особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.

Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами Гете :

«Учатся у тех, кого любят» .

Чтобы изменять других, их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.

Цель : Способствовать воспитанию волевых качеств старшеклассников.

Форма : Информационно-психологическая беседа.

Участники : Учащиеся класса, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовительный этап: Классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме.

Оборудование, оформление:

Выставка литературы по проблеме классного часа.

Подготовить рабочие места для работы микрогрупп по 4-5 человек.

Для каждой микрогруппы подготовить отпечатанные листы с текстом психологического практикума и анкеты.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Что такое волевая привычка?

Особое место в характеристике человека занимают волевые черты характера. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Все, наверное, слышали да и сами не раз употребляли такие выражения: «человек с характером»; «у него твердый характер» или, наоборот, «мямля»; «ни то ни се». Здесь как раз и подчеркивается прежде всего выраженность волевых черт характера человека.

Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: выглядит внушительно, а пользы никакой. Что же такое воля? Прежде всего это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних и внутренних трудностей.

Если наша воля безмолвствует, спит, то мы обнаруживаем себя как «человека привычки». Это почти «механический человек».

«Человек привычки» работает в нас, с одной стороны, облегчая нашу жизнь, а с другой — затрудняя ее. Если бы мы имели только хорошие привычки, соответствующие тем требованиям, которые предъявляет к нам наша жизнь, то делали бы свои дела без всяких усилий. Однако же у нас есть привычки, которые осложняют нашу жизнь и наносят вред нашему здоровью.

Люди с достаточным запасом волевых привычек — хозяева своего времени, своих дел, своих планов и, как правило, всей своей жизни.

Человек, у которого не сформированы в нужной мере волевые навыки, страдает от своей несобранности, неорганизованности. При этом ему кажется, что к нему несправедливы, его обошли, к нему плохо относятся. Неудавшаяся жизнь, горькие разочарования... Как здесь не вспомнить известную пословицу «Посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу». Тут нет никакого преувеличения. Даже очень одаренным людям, чтобы реализовать неординарные возможности, нужны соответствующие черты характера — все те же волевые привычки.

В течение 20 лет в США проводилось исследование 1 000 детей. Им было по 10-11 лет, и все они отличались незаурядными способностями и в большинстве случаев хорошим здоровьем. Наряду с интеллектом у одаренных детей выявлялись и личностные особенности, в частности их волевые качества — целеустремленность, настойчивость. Если первые пять лет (в период обучения) успехи испытуемых в значительной степени соответствовали их способностям, то через 10- 15 лет оказалось, что у 70% этих уже взрослых людей сравнительно скромные результаты деятельности никак не соответствовали исходному уровню их способностей. Более того, развитие самих способностей у них оказалось заторможенным. Только у 30% испытуемых результаты профессиональной деятельности были в той или иной мере выдающимися и соответствовали уровню их способностей. Более того, у них обнаружился непрерывный интеллектуальный и личностный рост. Выяснилось, что бывшие «вундеркинды», вошедшие в эти 30%, отличались от остальных не уровнем способностей (исходно он был у всех весьма высоким), а двумя главными качествами: наличием цели и настойчивостью в ее достижении.

Очень может быть, что способность к волевому напряжению, целеустремленность, умение эффективно организовать свою деятельность — все эти навыки «дефицитнее», чем даже высокий интеллект. И уж во всяком случае они не менее важны для человека.

Психологи обнаружили даже, что люди с устойчивым трудолюбием (с развитой волевой привычкой к труду) меньше подвержены заболеваниям, особенно психическим; их отличает большая физическая и эмоциональная стабильность. Конечно, тут не всегда легко выделить, где причина, а где следствие. Тем не менее очевидно, что привычка к регулярному труду — основа человеческого существования.

Вряд ли нужно убеждать в пользе, точнее, в необходимости волевых привычек. Важнее выяснить главное: как именно их воспитывать.

Прежде всего рассмотрим, какие именно волевые привычки составляют «золотой запас» по-настоящему организованного человека.

Главное — это, конечно, как уже говорилось, привычка к регулярному труду. «Человек трудом жив» — во многих случаях это выражение приобретает буквальный смысл. Установлено, что трудолюбие — характерная черта долгожителей.

Другая важнейшая волевая привычка, которая, кстати сказать, не всегда должным образом оценивается, — это привычка к физической и гигиенической культуре. Сюда относятся не только поддержание чистоты тела, зарядка, но и привычка к физическим упражнениям, потребность в движении. Для многих людей двигательная активность становится величайшей потребностью, «мышечной радостью».

Можно выделить и привычку к определенной сдержанности в особо острых эмоциональных ситуациях, и привычку быть обязательным в отношениях с людьми. Есть, конечно, и еще многие человеческие добродетели, за которыми стоят не только нравственные ценности, но и волевые привычки.

Как же следует формировать волевые привычки?

. Работа в микрогруппах:

1) Обсуждение возможных вариантов формирования волевых привычек.

2) Обсуждение собственного опыта по формированию волевых привычек.

3) Обсуждение предложенных упражнений психологического практикума.

Психологический практикум

1. Упражнение «Замри».

В течение 5 минут сидеть в кресле без движения, абсолютно расслабившись. Разрешены только движения век (моргание). В течение 6 дней добавлять по 30 секунд, доведя таким образом время расслабления до 8 минут, а затем в течение еще 3 дней «замирать» по 8 минут.

2. Упражнение «Прогулка».

Выйдя из дома, вернуться ровно через час (ошибка должна составлять не более ±1 минуты). Это упражнение требует точного расчета времени, поэтому его не так легко выполнить, как кажется на первый взгляд. Время выполнения задания может меняться (от 40 минут до 1,5-2 часов).

3. Упражнение «Музыкальный час».

Включите магнитофон (или любое другое воспроизводящее устройство) и слушайте музыку в течение 45 минут. Ошибкой считается любое отвлечение, возникающее по вашей вине. Особенно полезно это упражнение для страстных любителей современной музыки. Но и для тех, кто музыку не очень любит, оно тоже полезно: очень трудно в таких случаях ни разу не отвлечься на что-то другое.

4. Упражнение «Телевизор».

Отметьте в недельной телепрограмме 1-3 передачи, которые можете просмотреть до конца. Зато другие передачи имеете право смотреть не более 7 минут (меньше можно). Опыт показывает, что для некоторых это самое трудное упражнение.

5. Упражнение «Зарядка».

Начать зарядку с 10 минут, затем через неделю прибавлять по одной минуте и довести до 17 минут. Здесь следует соблюдать два условия:

— начинать по возможности в одно и то же время;

— проводить зарядку так, чтобы чувствовать усталость после ее выполнения.

Постепенно надо уплотнять отведенное на зарядку время, а для этого регистрировать, сколько сделано прыжков, приседаний, отжимов, махов и т.п. Хорошо, если через несколько недель после начала выполнения этого задания количество движений увеличится на 20-30%.

Упражнение считается освоенным, если оно 3-4 недели выполняется без срывов. Затем оно просто остается в вашей жизни.

6. Упражнение «Будильник».

После звонка будильника отсчитайте до 35 и встаньте. Каждые два дня убавляйте по 2. Упражнение считается освоенным, если в течение трех недель без срывов вы встаете на счет «10».

7. Упражнение «Письменный стол».

Это трудное упражнение — привычка, но оно самое важное.

Следует четко обозначить время, когда вы сядете за уроки (скажем, в 16.00 или в 17.00 с колебаниями в 1- 3 минуты). Ровно через 40 минут перерыв на 20 минут.

Если упражнение не получается, то проанализируйте его по следующей схеме:

— какова ошибка во времени в момент начала упражнения;

— соблюдаются ли временные рамки, были ли отвлечения;

— каков общий объем сделанной работы.

Очень важным и полезным было бы соблюдение режима дня именно как волевой привычки.

Этот этап работы достаточно длителен и может занять не менее 3-5 месяцев. В основном все указанные выше привычки относились к формированию навыков самоорганизации времени. Далее необходимо вырабатывать привычку более высокого уровня — мобилизация себя во время учебной и практической деятельности, т.е. речь идет о качестве работы.

На этом этапе следует тщательно продумать критерии успеха. Сформированный набор волевых привычек, сложившийся уровень организованности достаточны для творческого развития личности, самостоятельного определения и достижения значительных целей. На этом этапе ставятся цели, относящиеся не только к ближайшему, но и к отдаленному будущему.

4) Определение уровня самоорганизации при помощи анкеты.

Анкета

1. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддержание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

A) В основном сформированы достаточно устойчиво;

Б) сформированы, но недостаточно устойчиво;

B) не сформированы.

2. Умеете ли вы организовывать свое время самостоятельно?

A) В основном умею;

Б) умею, но не всегда это делаю;

B) практически не умею.

3. Способны ли вы сами, без внешнего принуждения организовать свое время?

A) В основном способен;

Б) делаю это нерегулярно;

B) практически никогда этого не делаю.

4. Садитесь ли вы безо всякого напоминания за приготовление домашних заданий?

A) Практически всегда;

Б) только иногда;

B) только при напоминании.

5. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

A) В основном способен;

Б) способен лишь в редких случаях;

B) не способен.

6. Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию?

A) Постоянно;

Б) от случая к случаю;

B) не проявляется.

7. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере этот интерес носит действенный характер?

A) Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания;

Б) попытки самовоспитания предпринимаются от случая к случаю;

B) никаких определенных попыток не предпринимаю.

8. Имеется ли у вас какая-либо программа самовоспитания?

A) Такая программа имеется;

Б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки;

B) никакой программы нет.

9. Свойственна ли вам привычка доводить все свои дела до конца?

A) Свойственна в достаточной мере;

Б) не всегда дела довожу до конца;

B) очень редко довожу дело до конца.

10. Планируете ли вы свое свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете, как придется?

A) В основном планирую;

Б) планирую только иногда;

B) практически никогда не планирую.

11. Достаточно ли вы внимательны при выполнении интеллектуальной деятельности?

A) Достаточно;

Б) не всегда достаточно;

B) как правило, очень невнимателен.

12. Умеете ли вы сдерживаться в эмоциональных ситуациях?

A) В основном умею;

Б) иногда не могу сдержаться;

B) как правило, не сдерживаюсь.

13.Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое сами считаете важным?

A) Как правило, умею;

Б) не всегда умею;

B) не умею.

14. Обнаруживаются ли у вас попытки определить для себя серьезную жизненную цель (овладение внешкольными, но важными навыками, выбор профессии)?

Б) от случая к случаю;

15. Если имеется какая-либо серьезная цель, делается ли что-либо для ее осуществления?

A) Кое-что делается;

Б) делается очень мало;

B) ничего не делается.

При оценке результатов подсчитайте общую сумму баллов: ответ А — 3 балла, Б — 2 балла, В — 0 баллов. Сравните свои результаты с результатами одноклассников, которых считаете людьми волевыми и целеустремленными.

Выступление представителей микрогрупп о том, как участники практикума планируют формировать у себя волевые привычки.

Классный час "Противостоять агрессии"

Цель: профилактика агрессивного поведения

Задачи:

  • предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков;
  • формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
  • обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.

Участники : учащиеся 3-4 классов

Ход занятия

I часть. Участники сидят в зале на стульях..

Мы много говорим о здоровье, но часто о физической его стороне, а ведь немаловажно и психическое здоровье. Психическое здоровье - это основа успешного развития личности.

Сегодня мы поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения.

Что же такое агрессия?

Агрессия - это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям. (Видеоролик с ситуациями агрессивного характера).

Драки являются следствием агрессии человека. Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?
Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.

Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т. д.

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести - от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это - агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для:

  • рукоприкладства;
  • прямых оскорблений, в т. ч. и "невинных" дерганий девочек за косички;
  • ущемляющих достоинство "дразнилок" и "обзывалок".

Обсуждение.

II часть . Давайте порассуждаем о том, как человек проявляет свою агрессивность?

Какие причины провоцируют вашу агрессивность?

Каковы на ваш взгляд последствия агрессивного поведения?

Беседа о драках. Рассказать о способах избегания драк.

Памятка

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками, то мы предлагаем:

  1. Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.
  2. Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).
  3. Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).
  4. Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то мы предлагаем следующее:

1. Снять напряжение с помощью:

  • счета до 10;
  • умывания рук.
  • эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;
  • боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.

3. Пойти к психологу.

4. Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

  1. Переведите конфликт в шутку.
  2. Отойдите в сторону.
  3. Зайдите в класс.
  4. Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

- "Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой".

- "Я возмущен твоим поведением".

- "Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать".

- "Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?".

III часть. Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».

Необходимо отметить, что агрессия не всегда имеет цель приносить вред окружающим. Она может проявляться как самозащита. Она бывает нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний, развивает познание, побуждает к необходимой конкуренции.

Но, чаще агрессия - это поведение, причиняющее боль, она приводит к возникновению эмоциональных конфликтов, формируют грубые черты характера.

Часто ли вы бываете агрессивными?

Попробуйте сейчас ответить на вопрос «Готов ли я отказаться от агрессивного поведения уже сейчас?».

Наши ответы мы поместим на «Дерево добра». Если готовы отказаться от агрессивного поведения - прикрепите на крону дерева яблоки, если понимаете, что агрессивное поведение несостоятельно, но еще не совсем готовы от него отказаться - прикрепите цветы (из них обязательно вырастут яблоки), если считаете, что агрессия необходима, и от нее не надо избавляться - прикрепите листья.

IV часть. А пробовал ли кто-нибудь из вас рисовать агрессию? На что она похожа? Как ее можно изобразить?

На столах все, что нужно для рисования - попробуйте выплеснуть агрессию на бумагу.

Рисование (музыка)

Что чувствовали, когда рисовали? Раскройте свои ощущения.

Вы сейчас убедились, что можно выплеснуть свою агрессию, не разряжаясь на окружающих людей.

V часть. Есть разные способы преодоления агрессии, я вас с ними познакомлю.

Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое. Прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу.

Включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь

картинами природы.

Упражнения на снятие негатива, агрессивности:

  • дыхание на счет 5 - 5 - 5 (вдох - пауза - выдох)
  • свеча
  • клубочек с пожеланиями, добрыми словами - скажите что-то хорошее своему соседу, передайте клубочек, держа нить в руке. Натяните нить, закройте глаза, почувствуйте себя единым целым, ощутите тепло надежного дружеского плеча. Каждый из вас важен и ценен в этой жизни!

А теперь я вам предлагаю избавиться от агрессии, которую вы выплеснули на бумагу. Вы порвете свой листок и выбросите его в урну, без сожаления попрощавшись со своей агрессией и злостью.

Игра «Зоопарк» . Сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны различные животные. Вы должны будете делать одновременно две вещи: во - первых, подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного, а во - вторых - услышать, кто еще кричит так же, и сбиться с ним в стаю. Как только я увижу, что все уже разделились, я остановлю секундомер и проверю, что написано на ваших карточках. Карточки: собака, кот, гусь.

VI часть. Рефлексия.

Что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы?

На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло - зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро - мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!

Приложение Сказка

Жила-была маленькая рыбка Ребе-Ноки. Жила она в восточных морях, где все рыбки были очень мудрые и погруженные в себя. И даже вода в этих морях не бурлила и не вскипала водоворотами, почти всегда была спокойная и ровная поверхность. Так бы и жила себе маленькая рыбка Ребе-Ноки и печали не знала, но вот однажды услыхала она новое слово «агрессия». Что это слово значит рыбка не знала, но очень ей стало интересно. И обратилась она к самому старому мудрецу в своем море - «мудрец, расскажи мне, что такое «агрессия». Но мудрец только помахал хвостом в ответ и ничего не сказал. И тогда маленькая рыбка Ребе-Ноки решила отправиться на поиски того, кто расскажет ей, что такое «агрессия».

Долго ли коротко ли, но приплыла маленькая рыбка Ребе-Ноки в южные моря. Приплыла и обомлела. Вода в этих морях бурлила постоянно, все рыбки носились из стороны в сторону, ничего понять было невозможно. Хотела она обратиться к проплывавшей мимо нее рыбке, но только рот открыла, как тут же получила хорошего тумака. Маленькая рыбка Ребе-Ноки даже испугаться не успела, только удивилась сильно. Но уже и другие рыбки вокруг стали раздавать ей тумаки. И все сильнее и сильнее. И все больше и больше. Пока бедная маленькая рыбка Ребе-Ноки не упала без сил на самое дно. Когда она отдышалась и ее ушибы перестали болеть, она медленно поплыла прочь из южных морей, потому что уж тут-то никто не ответит ей на вопрос, что такое «агрессия».

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Спустя какое-то время приплыла рыбка в северные моря. И еще когда подплывала, заметила маленькая рыбка Ребе-Ноки, что вода-то в этих морях вообще не двигается. Как будто застыла она много веков назад, да так и стоит. И рыбки вокруг нее были какие-то неподвижные. Захотела она подплыть к одной, но та тут же уплыла в другую сторону. Увидела она другую, но только повернула к ней и то уплыла. Долго пыталась маленькая рыбка Ребе-Ноки подплыть хоть к одной рыбке из северных морей, но так ей это и не удалось - все рыбки уплывали от нее быстро прочь. Отчаялась маленькая рыбка Ребе-Ноки и поплыла прочь из северных морей, потому что уж тут-то никто не ответит ей на вопрос, что такое «агрессия».

Раз годок и два годок, да еще один годок, приплыла маленькая рыбка Ребе-Ноки в западные моря. И так там ей понравилось, вода в этих морях с правой стороны вперед текла, а с левой назад. Такой красивый порядок в этом был. Все рыбки плавали ровно-ровно, словно по линеечке выстроенные. Обрадовалась маленькая рыбка Ребе-Ноки - вот тут ей все про «агрессию» и расскажут. Но только она подплыла к крайней рыбке в красивом строю и открыла рот, чтобы задать свой вопрос, как тут же налетели на нее Синие большие рыбы и затолкали ее внутрь строя. «Плыви ровно, плыви ровно», только и говорили они. Маленькая рыбка Ребе-Ноки пыталась сказать им, что она здесь в гостях, просто приплыла спросить у них про «агрессию». Но никто ее не слушал и пришлось ей плавать в этом строю долгонько, пока однажды ночью под покровом темноты не удалось ей уплыть прочь из западных морей, потому что уж тут-то никто не ответит ей на вопрос, что такое «агрессия».

Грустная вернулась маленькая рыбка Ребе-Ноки к себе домой в восточные моря. Не удалось ей найти ответа на свой вопрос, что такое «агрессия». И так ей стало одиноко, что подплыла она к самому старому мудрецу в своем море и захотела дать ему хорошего тумака. Но когда она уже замахнулась всеми своими плавниками, самый старый мудрец в восточных морях открыл глаза и спросил у маленькой рыбки Ребе-Ноки - «что такое «агрессия», маленькая рыбка?» Смутилась она, опустила плавники и отвернулась от самого старого мудреца. И когда она уже отплывала прочь, то услышала маленькая рыбка Ребе-Ноки тихий шепот - «поищи ответ в себе, поищи ответ в себе». (Показ сказки)

Что вы поняли из этой сказки? Что понравилось?

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 71»

г. Дзержинска Нижегородской области

Классный час на тему:

«В человеке должно быть

Всё прекрасно…»

Выполнила: Ошарина Любовь Владимировна

учитель начальных классов

Первой квалификационной категории;

Стаж работы - 17 лет;

Тел. 22-67-61.

Цель классного часа: профилактика асоциального поведения и приобщение к здоровому жизненному стилю.

Важно начать работу в данном направлении именно с начальной школы, так как дети младшего школьного возраста более открыты для диалога, исследования и восприятия информации. Необходимо, чтобы с объёмом научных знаний увеличивались знания ребёнка о своём внутреннем мире и о законах окружающей действительности. Это и будет одной из составляющей в работе по профилактике асоциального поведения.

Данный классный час входит в систему классных часов, направленных на профилактику асоциального поведения, освоение приёмов саморегуляции, формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Образовательная: систематизация знаний о правильном поведении через интерпретацию ситуаций с точки зрения законов общежития и знакомство с приёмами саморегуляции.
  2. Развивающая: развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих.
  3. Воспитательная: содействие в становлении личности, способной выбирать собственную позицию и готовой нести за неё ответственность.
  4. Социальная: помощь учащимся стать нравственно совершеннее.

Методы работы: проблемно-поисковый, наглядно – образный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки для прослушивания музыкальных фрагментов, ножницы и клей, сигнальные карточки.

Итог работы: новые вопросы перед ребёнком, над которыми он размышляет, находится в поиске ответа, при этом формируя культуру мысли и действия.

Предварительная подготовка:

  1. Сигнальные кружки для игры «Светофор».
  2. Карточки с частями пословицам.
  3. Изображение «Клумбы решений» и цветов для её оформления.
  4. Презентация для классного часа.
  5. Выставка спортивных достижений учащихся (можно в виде презентации).
  6. Разучивание инсценировки, стихов.
  7. Разучивание движений для физкультминутки.

Пояснения к сценарию классного часа:

В скобках приводятся ожидаемые ответы учащихся.

- «Жирным» шрифтом выделены названия упражнений, курсивом - слова ведущего, стандартным шрифтом – слова литературных произведений.

Сценарий классного часа:

Учащиеся разделены на 3 группы.

Вводная беседа. (1мин.) (Слайд 1) Звучит 1 куплет песни «Не красавиц» (ВИА «Музыка»,

Г. Мовсесян – И. Шаферан)

Как вы думаете, что беспокоит исполнителя данной песни? (Он считает себя некрасивым).

На ваш взгляд, только ли внешность делает людей красивыми? (Нет/Да).

Попробуем разобраться. На ваших столах лежат изображения людей. Выберите тех, кто вам приятен.

Проводится работа в группах. Затем один ученик от группы демонстрирует то, что выбрано. (3 мин.) (Слайды 2 - 4)

- Почему эти люди вам симпатичны? (У них приятная внешность, они совершают хорошие поступки, здоровы и активны).

Так из чего же, по-вашему, складывается красота человека, его обаяние? (Из внешнего вида, поступков, физического состояния).

Сегодняшний классный час я озаглавила словами русского писателя Антона Павловича Чехова, который считал, что «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и будет предметом нашего разговора. (Слайд 5) Для начала предлагаю посмотреть сценку по мотивам рассказа В. Осеевой «Кто наказал его?». Обратите внимание, что автор задаёт вопрос. Во время просмотра попробуйте найти на него ответ.

Действующие лица: мальчик, его мама и соседка.

Мальчик (обращаясь к маме, она сидит в кресле и перелистывает журнал):

Никто не хочет дружить со мной. Подумаешь, Игорька толкнул, а Светку за косичку дёрнул. Тоже мне, обиделись! Вон теперь гуляют, а меня даже не позвали.

В это время раздаётся стук в дверь. Заходит соседка:

Мишенька, ты чего это дома сидишь, с ребятами во дворе не играешь? Мама наказала?

Мама:

Его никто не наказывал, он сам себя наказал.

Ребята, так кто же наказал мальчика? (Он наказал себя сам).

Каково его наказание? (Никто не желает дружить с ним).

Почему дети отказываются общаться с ним? (Он всех обижает).

Как вы оцениваете поступки Миши? (Он поступает плохо).

Как называют людей, поступающих плохо? (Хулиган, хам, невежа). (Слайд 6)

Обратите внимание, что такой человек со временем может нарушить закон. А ещё таких людей считают безответственными, потому что они не задумываются над тем, что за каждое деяние наступает ответственность, а за плохие поступки следует серьёзное наказание. Это мы очень хорошо видим на примере Миши. Издавна люди порицали хамство и невежество, и это отразилось в пословицах. Давайте с ними познакомимся, но прежде их нужно восстановить.

Проводится работа в группах. Дети восстанавливают пословицы. Затем ученик от каждой группы прочитывает одну из пословиц. (5 мин.) (Слайд 7)

Все хорошо, за то и отвечаешь.

Прежде чем войти, что хорошо кончается.

Чем оплошал, подумай о выходе.

О чём эти пословицы? (О том, что надо задумываться над последствиями своих поступков).

Игра «Светофор». (2 мин.)

Предлагаю вам оценить следующие ситуации. Если это хороший поступок, поднимайте зелёную карточку, если нет – красную.

  1. Здороваться при встрече.
  2. Толкнуть и не извиниться.
  3. Взять в автобусе билет.
  4. После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
  5. Вымогать деньги у одноклассников.
  6. Бросить фантик мимо урны.
  7. Отправиться на лыжную прогулку.
  8. Взять чужую вещь без разрешения.
  9. Забраться на скамейку ногами.
  10. Записаться в спортивную секцию.

Вы отлично разбираетесь в том, что хорошо, что – плохо. Молодцы!

А кто из вас посещает спортивную секцию? Выйдите, пожалуйста, к доске.

Почему вы решили заняться спортом? Как ваши успехи? (Спорт помогает мне…, я получаю удовольствие от…)

Демонстрация достижений. Дети могут продемонстрировать заранее подготовленную собственную презентацию , можно оформить выставку грамот и медалей, заработанных ими в спорте. (3 мин.)

Я знаю, что ребята приготовили для нас разминку в виде танца. Предлагаю немного размяться .

Танцевальная физкультминутка. Проводится учениками – «спортсменами» под мелодию

Е. Крылатова к песне «Кабы не было зимы…» (3 мин.)

Мы танцуем «Хлопай – топай»

Утром, днём и вечером.

(Дети хлопают в ладоши.)

Лучший танец «Хлопай – топай»,

Когда делать нечего.

(Топают ногами.)

Кем бы ни был ты – отличник

(Приседания.)

Иль совсем наоборот,

(Повороты вправо- влево, руки на поясе.)

Разучите этот танец

(Прыжки.)

И танцуйте целый год!

(Хлопки в ладоши.)

Ребята приняли очень правильное решение заняться спортом. Они не только укрепляют своё здоровье и становятся привлекательными, но у них не остаётся времени на то, чтобы делать пакости. Подумайте над этим! А теперь предлагаю обсудить следующие ситуации. К чему могут привести следующие действия ребят? Например, соседи могут вызвать милицию или от безделья дети могут начать распивать спиртные напитки.

Обсуждение ситуаций: какими могут быть последствия данных поступков? (4 мин.) (Слайды 8 - 10)

Мне хочется добавить, что проводя время без определённого занятия, ребята не только могут свершить правонарушение, но и наносят вред себе, пробуя закурить или принимая алкогольные напитки. Я не хочу рассказывать вам о последствиях этих поступков, я их вам продемонстрирую, а вы сами для себя всё решайте.

Демонстрация изображений. После показа следует поинтересоваться у некоторых учеников, что они выбрали. (3 мин.) (Слайды 11 - 12)

Знаете ли вы, что на дела человека влияет его настроение? А наше настроение складывается из добрых слов, которые мы слышим, из улыбок, которые мы дарим друг другу. Когда человеку хорошо, то у него и желания хорошие. К сожалению, мы мало говорим добрых слов. Поэт Эдуард Асадов даже написал стихотворение, в котором призывает нас к этому.

Чтение учеником отрывка из стихотворения Э. Асадова «Нежные слова». (2 мин.) (Слайд 13)

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы всё реже вспоминаем

Светлые и нежные слова…

… И уж коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите,

Самые хорошие слова!

Давайте потренируемся говорить друг другу добрые слова в виде комплиментов.

Тренинг «Комплимент». Ребятам следует предложить сказать комплимент рядом сидящему. Педагог тоже в этом участвует. (2 мин.)

- Леночка, какое красивое у тебя платьице! Петя, а ты очень добрый мальчик…

Дети, было ли вам приятно получить комплимент? (Да).

А что было на ваших лицах, вы заметили? (Улыбка).

Дарите друг другу улыбки. (Слайд 14) Они делают нас добрыми, а наши лица милыми и приятными. Но бывают ситуации, когда нас настолько обижают или злят, что хочется в ответ нагрубить, накричать. Ни в коем случае! Гневаясь, мы вредим прежде всего себе. Сейчас я познакомлю вас с приёмами, помогающими контролировать собственные эмоции.

Тренинги по саморегуляции. Учитель даёт объяснение приёма, его демонстрацию, затем проходит совместное выполнение. (4 мин.)

  1. «Управление дыханием».

Глубокий вдох, задержка дыхания – активизируют состояние организма.

Выдох, задержка дыхания на выдохе – успокаивает организм.

Выполняется несколько раз. Во время выполнения желательно слушать приятную мелодию.

  1. « Лимон».

Мысленно следует представить, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно сжимать его до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните эти ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь. И запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Желательно проводить упражнение сидя, с закрытыми глазами.

  1. «Переживи заново»

Необходимо много раз (не менее десяти) в мельчайших подробностях пересказать вслух своё переживание. Это похоже на «эффект случайного попутчика», которому мы пересказываем то, что нас беспокоит. В результате вы почувствуете явное облегчение. Пересказывать можно кошке или даже зеркалу.

В заключении нашего разговора предлагаю вам вспомнить всё, о чём мы говорили и принять для себя решения. Их вы запишите на цветках, каждый из которых затем приклеите на клумбу. У нас получится «Клумба наших решений».

Проводится работа в группах. (Слайд 15) Каждый из учеников в группе записывает своё решение на цветочке и приклеивает его. Например, «Чаще улыбаться», «Совершать только хорошие поступки», «Следить за своим здоровьем». После этого детям предлагается продемонстрировать полученные изображения и прокомментировать их. (6 мин.)

Заключение. (2 мин.)

Вижу, что наш разговор получился и помог вам сделать правильный выбор: быть красивыми во всём: словах, поступках и внешности. Уверена, что вы будете следовать своим решениям. Спасибо за работу! Будьте красивыми во всём! А завершить наш классный час предлагаю «Песенкой о хорошем настроении» (Лепин А./Коростылёв В.)

Список литературы:

  1. Асадов Э. «Не надо отдавать любимых», Москва, «Эксмо – Пресс», 2001 г.
  2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», Москва, «Вако»,

2007 г.

  1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Новые 135 уроков здоровья», Москва, «Вако», 2008 г.
  2. Попова Г.П. «Классные часы», Волглград, «Учитель», 2010
  3. Свияш А. «Здоровье в голове, а не в аптеке», Москва, «Центрполиграф», 2007 год.