Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод «индивидуального тренинга», отличается от группового тренинга тем, что тренер работает с клиентом индивидуально.

Краткая история происхождения коучинга

Этимологически слово коучинг произошло от англ. «coach» – наставлять, тренировать, воодушевлять.

Основоположником коучинга как метода считается Тимоти Голви – гарвардский преподаватель и эксперт по теннису. Началось всё с того, что Тим Голви опубликовал книгу "Внутренняя игра в теннис". Слово внутренний Тимоти использовал для обозначения внутреннего состояния игроков, поскольку, пользуясь выражением Голви, "оппонент внутри нашей собственной головы более труден, чем противник в реальной игре". Каждый у кого (например, на корте) бывал день, когда он ничего не мог сделать правильно, понимает, что Голви имеет в виду. Далее Голви утверждает, что если коуч-преподаватель может помочь игроку устранить или ослабить внутренние барьеры в его действиях, то неожиданно появляется внутренняя способность, которая будет вести его дальше, без необходимости значительных технических пояснений.

Смысл коучинга - движение к цели . Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития - это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует свои цели, нарабатывает стратегии действия, осуществляет наилучший выбор и реализует наиболее удачную.

Коучинг помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные обществом желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров и внутренних саботажников, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.

Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента.

Что такое коучинг

«Коучинг» -это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.

«Коучинг» - это совершенствование своих мыслей и действий, имеющее цель достижения поставленных задач.

«Коучинг» - ненавязчивый обучающий процесс, в ходе которого человек узнает больше о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал, учится развивать их и применять их для решения своих жизненных задач.

«Коучинг» - процесс, помогающий человеку взглянуть на ход развития его личности, на конкретный этап ее развития, и свои дальнейшие перспективы, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.

«Коучинг» - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

«Коучинг» - процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.

«Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от опробования нового, своих успехов и достижений.

«Коучинг» - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Идеи Тимоти Голви не были абсолютно новым... Их провозглашали ещё Сократ (утверждавший, что Личность человека должна расти и развиваться, и помочь в этом могут специально заданные вопросы) и Конфуций (призывавший к «исправлению умов» и «наблюдению за своими действиями»), но долгое время эти идеи не находили отклика в западном обществе, близорука видящим только прибыль, и не видящую стоящего за любой деятельностью Человека. И только последние десятилетия мы открываем для себя мудрость Востока, мудрость ненавязчивую и молчаливую, помогающую больше самим своим присутствием, чем бурными действиями, направленными вовне. Мы всё чаще начинаем ощущать потребность в жизненном наставнике, который может просто быть рядом, откликаясь и поддерживая – и это успокаивает нас, вселяя жизненные силы. Мы начинаем понимать смысл и возможности личностного роста для каждого конкретного человека, и образ коуча-наставника проникает в нашу жизнь с каждым днём всё яснее.

Три ключевых момента коучинга

1. Осознание

Осознание – знание того, что происходит вокруг нас. Самоосознание – это знание того, что вы переживаете.

Осознавать означает иметь знание о чём-то посредством наблюдения и объективной интерпретации того, что некто видит, слышит, чувствует... Осознание – это собранность и ясность восприятия. Осознание включает в себя самоосознание – (понимание того, как и когда эмоции или желания искажают восприятие.

2. Доверие

В повседневной жизни мы всегда подвергаемся внешней и внутренней оценке, и эта оценка сильно влияет на наши действия и результат этих действий. Даже если мы избавимся от внешней оценки, останется Внутренний Оценщик, который будет оценивать все действия, поступки и результаты. И именно из-за страха что-то сделать не так как хотелось бы, или не так как от нас ожидают, мы действуем неловко и неудачно. Если же создать обстановку доверия, когда клиент (или обучаемый, в случае обучения) доверяет не только коучу, но и себе, то желаемый результат достигается гораздо быстрее.

3. Ответственность

Если мы по-настоящему принимаем на себя ответственность в наших мыслях и наших действиях, наши обязательства по отношению к ним возрастают что сказывается на повышении нашей производительность, способности решать свои проблемы и задачи.

Если нам велено быть ответственными, или ожидается, что мы будем ответственны, или же нам просто передана ответственность, но мы не приняли её полностью, то производительность не возрастёт. Естественно, мы можем выполнять задания потому, что в противном случае нам грозит нечто неприятное (выговор, штраф, увольнение...), но делать что-либо во избежание не значит оптимизировать производительность. Чувство настоящей ответственности неизбежно включает выбор.

Философия коучинга

Философия коучинга базируется на следующих принципах:

1. Человек, обратившийся к коучу за помощью, – здоров и в полном порядке.

2. Каждый человек в каждый момент времени делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствуется известными ему вариантами решения задач, вариантами поведения, прошлым опытом.

Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.

3. Потенциал каждого человека не имеет границ. Всё что требуется от коуча – это помочь клиенту раскрыть его.

4. Клиент знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант. Ни один консультант не сможет помочь советом для решения текущей задачи настолько же эффективно, как это может сделать сам клиент.

Поэтому коуч не даёт советов!

Коуч не предлагает готовых решений!

Задача коуча при этом – помочь клиенту активизировать оба полушария, задействовать все его возможности и способности, сознательные и бессознательные, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание.

У коучей есть пословица: «Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи».

5. Люди не нуждаются в отрицательной оценке (критике) своих действий, чтобы совершенствовать свою жизнь.

В трансформационном коучинге рассматриваются такие предпосылки, на которые опирается коуч:

Изменение постоянно и неизбежно.

Маленькие изменения приводят к большим изменениям.

Создание решений более эффективно, чем решение проблем.

У всех игроков есть ресурсы для поиска и создания собственных решений.

С людьми в целом все в порядке.

Это то, во что верит коуч. Через определенное взаимодействие с человеком он может передать это отношение к жизни, что создает условия для развития и обучения клиента. Последний вовсе не обязан четко осознавать все пресуппозиции. Хороший коуч в процессе общения приводит своего клиента к ощущению этих принципов, как чего-то естественного, само собой разумеющегося.

Вся работа коуча основывается на пяти основных принципах:

· Вера в людей

Коуч верит в людей. Это самое важное, причём вера в клиента начинается с веры в самого себя - в собственный потенциал, собственные силы, в собственную способность достигать того, что важно. Помогать расцветать талантам в человеке, можно лишь в том случае, если коуч может верить в себя, и тем самым, верить в других. Постепенно эта вера, подтверждаемая личным опытом, срастаясь со знанием, преобразуется в формулу: «Я верю, что я могу» = «Я знаю, что я могу».

· Доверие к миру

Коуч верит, что мир поддерживает нас, когда мы идём собственным путём. Он знает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, нужно лишь постараться его найти и осмыслить.

· Осознанность

Благодаря осознанию возникает полная ясность относительно того, что коуч делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно.

Коуч знает, что у каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы для достижения цели

Таким образом, коуч претворяет в жизнь принцип Сократа: «Каждый человек знает истину. Я выступаю в роли повивальной бабки, позволяя этой истине родиться».

· Готовность ставить дерзкие цели

Коуч - это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей и выстраивании целей в соответствии с ними, и помогает своему клиенту вести себя также, причём, коуч учит клиента создавать возможности под свои задачи. То есть, сначала: «Что я хочу, что мне важно?», а затем: «А что у меня сейчас есть?»


Похожая информация.


Говоря о том, какими бывают методы коучинга, многие специалисты ошибочно сужают набор инструментов, которые успешно используются на практике. На самом же деле, чем больше средств для достижения результата в арсенале каждого проводящего коучинг обучение специалиста, тем выше шансы на успех клиента.

МЕТОДЫ КОУЧИНГА

В современном мире коучинг является едва ли не самым эффективным способом достижения поставленных целей. Работа с квалифицированным коучем позволяет разрешить множество вопросов, предотвратить возникновение трудностей в будущем, обеспечить выбор и реализацию оптимальных стратегий личностного и профессионального развития.

Говоря о том, какими бывают методы коучинга, многие специалисты ошибочно сужают набор инструментов, которые используются на практике. На самом же деле, чем больше средств для достижения результата в арсенале каждого проводящего коучинг обучение профессионала, тем выше шансы на успех у клиента.

САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА

Наиболее популярный метод, используемый в коучинг-обучении, - это метод «вопрос-ответ». Иногда эта технология коучинга еще называется наставничеством. Ее суть заключается в уверенности, что каждый человек хранит внутри себя потенциал, достаточный для достижения сколь угодно высокого результата. Соответственно, при использовании этого метода коучинга обучение заключается в том, что наставник задает ученику ряд проясняющих или наводящих вопросов, предоставляя возможность ему объективно оценить сложившуюся ситуацию и самостоятельно найти пути выхода из нее. Одним словом, эта технология коучинга заключается в умении коуча задавать правильные вопросы, которые побуждают клиента к самоанализу.

КАКИЕ МЕТОДЫ КОУЧИНГА ПРИВОДЯТ К НАИЛУЧШЕМУ РЕЗУЛЬТАТУ?

Помимо метода «вопрос - ответ», существуют также и другие коучинг технологии. По мнению специалистов Центра «Псиконсалтинг», обучение с помощью системы тренингов, занятия консультативной направленности и прочие - могут быть не менее, а порой и более эффективными, чем «классическое наставничество».

Говоря о том, какие конкретные формы приобретает работа с коучем, следует выделить три ее основных вида:

  • тренинги,
  • процессинг,
  • консалтинг.


ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КОУЧИНГ ТРЕНИНГ?

С самим определением тренинга, наверняка, знакомы многие. Профессиональные коучи Центра «Псиконсалтинг» часто используют именно данный метод. Коучинг тренинг помогает обеспечить продуктивный обмен знаниями и эффективную отработку навыков. В отличие от обычных тренинговых занятий, этот инструмент коучинга предполагает общение tet-a-tet, в ходе которого специалист помогает клиенту поверить в свои силы и настроиться на нужный лад.

КОНСАЛТИНГ И КОУЧИНГ ТРЕНИНГ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Консалтинг имеет одно важное отличие от коучинг тренинга. Во время обучения специалист не просто направляет усилия своего «подопечного» на достижение нужного результата, предоставляя ему полную свободу в выборе метода, а консультирует, предлагая возможные схемы действия. При этом сам коуч является компетентным специалистом в той области, в которой клиент испытывает трудности.

ЕЩЕ ОДНА РАЗНОВИДНОСТЬ КОУЧИНГ ОБУЧЕНИЯ - ПРОЦЕССИНГ

Данный метод заключается в проведении коучем определенного процесса, наглядно демонстрирующего клиенту, как следует поступать для достижения желаемого результата. При этом широко используются такие психологические техники, как НЛП, энергетическая терапия ПЭАТ, мозговые штурмы и другие не менее эффективные инструменты.

Работая с клиентами, коучи Центра «Псиконсалтинг» не ограничиваются одним конкретным методом, а предлагают комплексное коучинг обучение. Наши специалисты в совершенстве владеют всеми известными технологиями проведения коучинг-сессий. При этом в каждом конкретном случае мы создаем особые программы занятий, ведь все люди - уникальны, не существуют одинаковых компаний, идентичных коллективов. Индивидуальный подход вкупе с инновационными разработками – принципы деятельности коучей, психологов консультантов, бизнес-тренеров Центра «Псиконсалтинг».

Главная награда для учителя – успех ученика. А что касается коучинга, то лучший результат специалиста – это самореализация его подопечного.

Традиционное понятие наставничества, которое было принято начиная с 80-х годов XX века, устаревает, модернизируется. На сегодняшний день, самым распространенным усовершенствованным направлением наставничества является коучинг.

Коучинг и традиционное наставничество, несмотря на наличие общих элементов, существенно между собой различаются.

Как правило, наставничество выглядит следующим образом: более опытный сотрудник обучает нового сотрудника тому, что умеет сам. Наставничество нацелено на обретение новым сотрудником знаний, умений и навыков, необходимых в его дальнейшей работе. Советом, личным примером наставник передаёт подопечному свой опыт. Можно сказать, что это разновидность индивидуального обучения непосредственно на рабочем месте. Такой подход практикуется с незапамятных времён, и очень хорошо себя зарекомендовал. Действительно, опытный сотрудник много знает и много умеет, ему известны все тонкости и нюансы выполняемой работы. При назначении наставника необходимо учитывать не только его профессиональные качества, но и человеческие. Наставник должен сам уметь и хотеть работать с людьми. Естественно, процесс наставничества должен быть организован таким образом, чтобы деятельность сотрудника в качестве наставника никак не отражалась на его основной работе. В противном случае система адаптации, основанная на наставничестве, приведёт не к повышению, а к снижению продуктивности в целом. Ещё одним существенным минусом наставничества является то, что наставник передает подшефному точную рабочую систему, по которой действует сам, и в случае ошибочных действий, новый сотрудник копирует наставника, перенимая его ошибки.

В отличие от наставничества, коучинг на практике выглядит совершенно иначе, имеет другие цели, и осуществляется другими инструментами. Необходимо отметить, что коучинг как метод развития личности, применяется не только с сфере бизнеса, но также и в жизненных областях, таких как здоровье, взаимоотношения, семья и т.д. Коучинг является не столько современным методом наставничества, сколько отдельным направлением деятельности. Но так как в рамках данной работы коучинг рассматривается как метод адаптации и обучения, и имеет целью эффективное и быстрое введение нового сотрудника в бизнес-процесс, именно поэтому фокус только на сфере профессиональной деятельности, и, следовательно, коучинг рассматривается как современная модернизированная модель наставничества.

Если для наставничества характерна фраза «Делай как я», то фразой, лучше всего отражающей суть коучинга может стать «Вы удивитесь своим возможностям!»

Коучинг – социальное явление, которое помогает соединить личные цели человека, его явные и скрытые возможности с задачами развития окружающего его общества.

Коучинг уходит своими корнями в спорт (ориентировочно в 80-е годы прошлого века), где вопросы развития и тренировки спортсменов были на первом месте.

Стандартная тренировка спортсменов заключалась в передаче личного опыта от тренера спортсмену, и основывалась на повторении и регулярных тренировках. Но как показывало время, такой способ развития и тренировки спортсмена натыкался на его внутренние препятствия и противоречия. У спортсмена возникали вопросы: "Я все понимаю, но у меня не получается сделать правильно", или "Я не могу понять, как это сделать правильно", или "У меня ничего не выходит, хотя я делаю все правильно».

Отсутствие нужных результатов (успех и победа в соревнованиях) у спортсменов заставили тренеров задуматься над причинами. Почему правило "делай, как я" и демонстрация примеров "как надо делать правильно" не приводит спортсменов к росту и победам?

Постепенно, тренеры стали менять свои подходы в тренировках спортсменов. Они стали добавлять новые инструменты и методики в тренировки спортсменов, экспериментировать с разными подходами, анализировать результаты. Одной из таких методик, применяемой в наши дни, является создание нового опыта.

Создание нового опыта происходит первоначально в головном мозге спортсмена при помощи визуализации цепочки событий, необходимых ему для достижения успеха и победы на соревнованиях.

Стоит более детально разобраться в понятии «коучинг». Для этого необходимо обратиться к словарным определениям:

    «coaching» - тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзаменам или состязаниям;

    «coaching» - наставлять, воодушевлять, тренировать.

Исходя из словарных определений, возникает ощущение, что коучинг и тренинг практически одно и тоже. Но это не так. Со временем, смысл слов постепенно изменяется, и понятие «коучинг» стало узким профессиональным термином. Споры и дискуссии о том, что стоим за термином «коучинг» до сих пор острые, и специалисты не могут принять единое определение. Одно из наиболее распространенных определений принадлежит руководителю Лондонской Школы коучинга Майлзу Дауни:

Коучинг – это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

Виды коучинга:

    Коучинг руководителей . Руководители и топ-менеджеры, работая с коучем, решают параллельно свои личные задачи профессиональной реализации и роста, а также способствуют развитию своего предприятия и бизнеса в целом;

    Коучинг персонала , отдельных команд или компании в целом направлен на то, чтобы компания легко адаптировалась и развивалась в стремительно изменяющихся внешних условиях, и, как следствие, имела гораздо больше шансов к выживанию и процветанию, нежели ее многочисленные собратья: компании-машины.

В настоящий момент виден существенный возрастающий интерес к коучингу. Это вызвано прежде всего тем, что метод хоть и новый, но уже зарекомендовал себя как действенный и эффективный. Он позволяет добиться реальных и высоких результатов, а человеку важны не столько возможности, сколько результат.

Зачастую, даже при правильно составленном плане действий, сотрудник достигает результата только на 30%, 50% или 70% от запланированного. Такой разрыв, с точки зрения коучинга – это разница между тем, что человек может сделать, и тем, что он реально делает.

Коучинг помогает преодолеть разрыв между потенциалом и эффективностью за счет:

    Осознания человеком своего потенциала (возможностей);

    Принятия ответственности на себя за реализацию потенциала (возможностей).

Процесс коучинга является систематическим и непрерывным. Его действие направлено на достижение определенной цели, и продолжается до того момента, пока человек не осознает, что он достиг того, что хотел. После этого происходит переосмысление и постановка новых целей, и процесс коучинга продолжается, так как это способствует постоянному росту и развитию человека не только в профессиональном плане, но также и в личностном.

Коучинг базируется на признании того, что каждый человек обладает гораздо большими способностями, чем он обычно проявляет. И коуч в своей работе опирается не столько на текущие показатели сотрудника, сколько на его потенциал, который стремится раскрыть на благо компании. Коуч или менеджер, владеющий навыками коучинга, не столько даёт указания и инструктирует, сколько задаёт вопросы. Вопросы, задаваемые коучем по определённой схеме (как их ещё называют, «эффективные вопросы») позволяют новичку по-новому посмотреть на свою работу и на свои возможности.

Коучинг можно использовать для решения вполне конкретной задачи, в нашем случае – для эффективной адаптации и обучения персонала. Но гораздо лучше, если коучинг принят в компании как основной стиль управления, стиль отношений между сотрудниками, стиль корпоративного мышления и поступков. В этом случае атмосфера коучинга позволяет наиболее полно раскрыться потенциалу каждого сотрудника, не возникает проблем с мотивацией персонала, адаптация новых сотрудников проходит легко и естественно, повышается продуктивность работы каждого отдельного сотрудника, рабочих групп и команд. Но, к сожалению, коучинг как стиль управления встречается пока нечасто. Но применение элементов коучинга в управлении персоналом даёт неизменно хороший результат.

Коучинг как инструмент получения результата

    Коучинг направлен на повышение персональной эффективности ;

    Коучинг предназначен для получения максимальных персональных результатов за счет реализации потенциала человека ;

    Коуч управляет коммуникацией с обучаемым с целью добиться максимальной осознанности и ответственности за свои действия со стороны обучаемого. Для этого коуч старается освободить пространство для проявления инициативы со стороны обучаемого и управляет коучконтактом в основном, через вопросы, а также избегает экспертной позиции.

«Коуч не учит, а помогает учиться».

Четкая специфика коучинга отражена в его определении как системы реализации личного, профессионального, творческого потенциала связки «коуч – обучаемый» с целью гарантированного достижения максимально возможного эффективного результата. Предметом коучинга является связка «потенциал-результат» во всех ее проявлениях – личных, групповых, организационных. А основной спецификой является исследование управлением этой связкой для достижения максимально возможного эффективного результата

Термин был заведен в менеджмент в 1990 году консультантом сэром Джоном Уитмором и при переводе буквально на русский язык получается «поучение, подготовка, тренировка». Но буквально этот термин содержит в себе намного большие понятия. Это теория, которая возникла на стыке психологии, маркетинга, логики, жизненного опыта и философии.

Есть масса определений этого термина, но более популярные мы пропишем ниже:

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы; форма индивидуального наставничества, консультирования.

Коучинг - метод «индивидуального тренинга», отличается от группового тренинга тем, что тренер работает с клиентом индивидуально.

Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

Коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Нынешний коучинг больше исполняется с помощью использования НЛП. От консультации с психологом коучинг отличается направленностью мотивации. Разница в коучинге и остальных видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента. Коучинг способствует обратить внимание на жизнь с другой стороны, познать себя и своё предназначение. В этом и состоит эффективность коучинга через коучинг-вопросы.

Вопросы персонального коучинга:

Поставить цель - «Чего ты хочешь?»

Проанализировать данную ситуацию - «Что происходит?»

Разработать варианты - «Что нужно сделать?»

Реализовать и контролировать - «Что ты будешь делать?»

Очень продуктивные коучинговые вопросы:

Что еще?

Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Какими критериями ты пользуешься?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?

В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?

Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?

Что ты будешь делать?

Когда ты намереваешься это сделать?

Достигнешь ли ты при этом своей цели?

Какие возможны препятствия на пути?

Кому следует знать об этом?

Какая поддержка тебе нужна?

4 этапа коучинга:

Поставить цели;

Проверить реальность;

Выстроить схему для достижения;

Достичь цель.

Коуч (англ. coach) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент - персона или компания,которая заказывает помощь коуча.

Сессия – особая беседа коуча с человеком.

Формат коучинга – метод общения тренера и клиента в течении обучения. К услугам тренера прибегают для общей работы над поставленными целями,психологической поддержки и вдохновения.

К услугам коуч-тренера нужно обратиться в случае:

Задача клиента колоссальна; предшествующая отработка каких-либо деталей с тренером сократит время работы, сохранит деньги и усилия;

Заказчик желает достигнуть задачи более разумным методом и обучить своих подопечных выполнять работу с удовольствием.

Заказчику принципиально самому достигнуть итогов работы, применяя всевозможные методы максимально;

Заказчику необходимо повысить свою эффективность и ответственность;

Заказчик хочет иметь успех во всех направлениях бизнеса и в жизни - лайф коучинг (от англ. life coaching - жизненный коучинг) .

Основная цель – побуждение саморазвития, для того, чтобы ученик самостоятельно мог определять и извлекать нужную информацию.

Эта теория помогает достичь высоких результатов по многим обстоятельствам. Усиление (синергия) коуча и заказчика формирует сильный толчок к осознанию целей. Ставятся важные и нужные для заказчика цели, притягивающие клиента к отличному результату.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он помогает создавать все обстоятельства для того, чтобы клиент осознал, что ему надо делать, обозначил методы, с которыми он сможет добиться успеха, сам подобрал более целесообразный метод воздействия и сам обозначил главные рубежи свершения своей цели. В коучинге идет обучение клиента достижению целей подходящими путями в короткое время. Коучи помогают тому, чтобы их подопечные учились не прилагая особых усилий достичь наилучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Основная концепция коучинга состоит в том, что человек это не пустой сосуд, который требуем наполнения, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Следует обдумать рацион, вознаграждение, свет, чтобы добиться этого, однако возможность и способность уже заложена в нас. В коучинге формируется приятная обстановка сотворчества: со стороны коуча это прежде всего изучение интересов подопечного и анализ его сильных сторон, со стороны ученика - это мужество изучения своих выборов, креативный подход, поиск и принятие решений, который направлены на то, чтобы достичь результата, обрести радость от своего успеха и включить внутренний «драйв».

Сейчас коучинг – это наиболее известный и нужный психологический тренинг,который помогает получить одновременно и психологическую помощь,и наставление на правильные действия в твоей жизни. Самая интересная вещь в работе коуча состоит в том,что заработная плата по-настоящему профессионального коуча во много раз выше,чем у рядовых психоаналитиков и психотерапевтов. С помощью коучинга можно сделать свою жизнь совершенно особенной, необычайно продуктивной и очень привлекательной.

Виды коучинга и его сферы применения

По области применения различаются:

    карьерный коучинг;

    bussines-коучинг;

    коучинг-individual;

    life-коучинг.

Карьерный коучинг еще именуют как консультирование для карьеры, включает переоценку в себя оценку профессиональных способностей, оценку компетенций, консалтинг по карьерному планированию, подбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п..

Бизнес-коучинг ориентирован на поиск более эффективных методов развития организации. Работа осуществляется с руководством фирмы и с персоналом компании.

Bussines-коучинг очень помогает людям, кто только начинает свой бизнес или находится на пике его развития.

Высокопрофессиональный бизнес-коучинг кроме того способствует руководству разных уровней, т.к обладать способностью передавать права и обязанность своим подчиненным требует мастерства и профессионализма. Подготовка управляющих использовать теорию коучинга - это тоже сфера бизнес-коучинга. Руководство и топ-менеджеры, сотрудничая с коучем, одновременно решают собственные задачи и помогают развитию своей компании и бизнеса.

Бизнес-коучинг на уровне команд и фирм ориентирован на то, чтобы корпорация легко приспосабливалась и формировалась в быстро изменяющихся внешних условиях, и обладала большими шансами к выживанию и процветанию, чем их множественные собратья.

В бизнес-коучинге акцентируются как минимум 3 его вариации:

    коучинг собственников фирмы, ориентированный на исследование напрямую стратегии эффективного формирования бизнеса и точное восприятие и детализацию бизнес-задач;

    коучинг маркетинга, направленный на выработку соответствующего стиля руководства;

    коучинг команд, миссией которого является подготовка работников для принятия своих обязанностей и нацеливания на лучший результат.

Конкретно комплекс технологического процесса в формировании бизнес-процессов охарактеризовал себя как неотъемлемая часть развития сотрудников.

Life-коучинг состоит в персональной работе с клиентом, ориентированной на усовершенствование его существование абсолютно во всех областях. Цель life-коучинга заключается не только в том, чтобы помогать клиенту раскрыть себя во всех важных сферах и реализации себя как цивилизованной ячейки общества. В life-коучинге принципиально важно внимание ко всей жизни заказчика для того, чтобы оказать поддержку и равновесие среди актуальных областей. С следствии этого, методика life-коучинга направлена на развитие в клиенте таких способностей как «уметь учиться, слушать и понимать».

По участникам коучинга выделяют:

    персональный коучинг;……………………………………..

    корпоративный коучинг…………………………………………….

По формату коучинга выделяют:…………………………………….

    очный (личный коучинг, фотокоучинг);………………………………..

    заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг).……………………..

Нужно осознавать, что вышеизложенные направления обучения тесно связаны между собой.

……………………………………………………………………………………..

Персональный коучинг очень часто используется для:

    обучения топ-менеджеров и руководящих должностей;…………………

    мотивации менеджера в адаптации к новой роли/должности;…………….

    Быстрого обучения развития способных работников……………………..

В бизнесе данное учение эффективно используется для:

    развития корпорации;

    определения стратегии компании;

    выработки плана развития;

    создания команды;

    мотивации сотрудников;

    подготовки и обучения персонала;

    увеличения объёма продаж;

    устранения конфликтов в коллективе;

    при подборе персонала и проведении ассесмента

Существенные места в области коуч-услуг занимает обучение «первых лиц». Так как непосредственно управляющим корпорацией нужно принимать заключения и нести за них ответствнность,то от их решений зависит работоспособность фирмы и подчиненных. В период занятий с тренером есть возможность:

    увидеть ситуацию со всех сторон и дать ей оценку её в целом;

    сгенерировать некоторое количество различных методов для решения проблемы;

    дать анализ и утвердить лучшее решение;

    составить план действий.

В личной жизни применяется с целью решения любых проблем:

    в воспитании детей;

    для разрешения домашних конфликтов;

    при налаживании отношений с приятелями и сотрудниками на работе;

    для избавления от вредных привычек - курения, алкогольной и пищевой зависимости.

Также он с успехом применяется для:

    поиска работы;

    определения специализации;

    продвижения по карьерной лестнице.

Вся деятельность коуча базируется на 5 главных принципах:

    доверие к людям.

Коуч доверяет людям и верит в своих клиентов. Это наиболее важный пункт, при этом вера в клиента наступает с веры в самого себя - в свои возможности, свои силы, в свои возможности и способности получать то, что актуально. Помогать раскрываться навыкам в клиенте, возможно только тогда, если коуч может верить в себя, и тем самым, верить в других. Со временем, такая уверенность, подтверждаемая личным опытом, образуется в формулу: «Я верю, что я могу» = «Я знаю, что я могу».

    доверие к окружения.

Тренер надеется, что общество любит нас, если мы идём своим маршрутом. Он понимает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, необходимо только приложить усилия его отыскать и понять.

    осознанность.

С помощью осознанности появляется понимание того, что тренер делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно,коуч понимает, что у всех людей существует все,чтобы достичь поставленных им целей.

Так тренер претворяет в жизнь принцип Сократа: «Каждый человек знает истину. Я выступаю в роли повивальной бабки, позволяя этой истине родиться».

    готовность ставить дерзкие цели.

Коуч - это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей и выстраивании целей в соответствии с ними, и помогает своему клиенту вести себя также, причём, коуч учит клиента создавать возможности под свои задачи. То есть, сначала: «Что я хочу, что мне важно?», а затем: «А что у меня сейчас есть?»