очетания предметов одежды, обуви и аксессуаров - тема сложная, но очень интересная. Сегодня мы расскажем вам о базовых правилах, которые помогут вам составлять стильные классические образы - то есть такие, которые любим мы сами и очень вам рекомендуем. Никакого официоза, никакого риска - только гармония и элегантность.

Брюки и пиджак. Здесь важно создать контраст. Это может быть контраст цветов (например, синий пиджак и серые брюки), контраст рисунков (скажем, однотонные брюки и пиджак в клетку) или же контраст фактур (например, твидовый пиджак и фланелевые брюки). Пиджак может быть как светлее брюк, так и темнее - это некритично; главное - гармония и приятное глазу сочетание.

Брюки и туфли. В России и Англии любят чёрную обувь, а вот итальянцы предпочитают коричневые. И не зря: часто коричневые туфли действительно выглядят более стильно, а сочетаются они с великим множеством брюк - в том числе и с синими, не говоря уже о серых. Правда, чёрные туфли тоже очень универсальны, равно как и тёмно-синие.

Рубашка и пиджак. Главное правило - рубашка должна быть светлее пиджака; впрочем, бывают и исключения, которые актуальны летом. Что касается рисунков, то к однотонному пиджаку подойдёт рубашка в клетку или полоску. Однотонная рубашка - идеальный компаньон для клетчатого пиджака, но истинный денди на такое сочетание не пойдёт и подберёт к пиджаку в клетку рубашку тоже в клетку или хотя бы в полоску. Необходимо, чтобы клетка или полоска на рубашке заметно отличались по масштабу от клетки или полоски на пиджаке.

Рубашка и галстук. Постарайтесь подобрать галстук, который красиво гармонирует с рубашкой и при этом контрастирует с ней; тёмный или насыщенных тонов галстук в сочетании со светлой рубашкой - сочетание куда менее рискованное, чем светлый галстук и тёмная рубашка.

Нагрудный платок. Не надо его бояться: этот аксессуар в большинстве случаев сделает ваш образ только лучше, выигрышнее. Основное правило - платок не должен полностью совпадать по цвету с галстуком. Рисунок может быть ярким и интересным; прекрасно, если он контрастирует и с пиджаком, и с рубашкой.

Теперь давайте посмотрим образы, которые мы составили из ассортимента нашего магазина.

Элегантный классический образ, который подходит для офиса, похода в театр или ресторан. Отсутствие галстука делает его слегка расслабленным и неофициальным, но чёрные туфли, а также однотонные пиджак и брюки прозрачно намекают на серьёзность своего владельца. Цветной нагрудный платок вносит в образ яркий акцент.

Коричневые ботинки и синие брюки - одно из любимых сочетаний итальянцев, смотрится в большинстве случаев очень хорошо. Серый пиджак мягко контрастирует с тёмными брюками, а синий платок добавляет в образ цвета, оживляет его. В итоге получается сдержанный, неформальный и при этом элегантный ансамбль.

Прежде всего внимание привлекает пиджак в крупную синюю клетку. Брюки для такого пиджака должны быть светлыми и однотонными - или с неброским рисунком. Розовый галстук с узором - отличный вариант для весны и лета, здесь он отлично гармонирует как с пиджаком, так и с рубашкой. Образ получается интересным и незаурядным благодаря сочетанию трёх различных узоров. Обратите внимание, что клетка на рубашке гораздо меньше клетки на пиджаке: именно поэтому мы и наблюдаем гармонию, а не яростный спор орнаментов пиджака и рубашки.

Ещё один сдержанно-элегантный образ, который уместен в любое время года: хоть зимой, хоть весной, хоть летом. Тёмные брюки отлично дополняют светлый пиджак с некрупным узором, клетчатая рубашка с воротником на пуговицах намекает на неформальность обстановки, а платочек с ярким орнаментом оживляет ансамбль. Чёрные туфли смотрятся элегантно и очень уместно, но не привлекают к себе излишнего внимания.

Сочетание спортивного пиджака и брюк (или джинсов) — хорошая менее формальная альтернатива классическому костюму. Однако, по наблюдениям, далеко не все умеют правильно создавать такие сочетания. Основная проблема — это отсутствие должного контраста между верхом и низом. В статье, где обсуждались варианты их комбинирования (“ ”), мы лишь упомянули о том, что они не должны совпадать по цвету. Однако представляется необходимым дать некоторые пояснения.

Начнем с того, что коснемся истоков. Прародителем современного непарного пиджака является Норфолкский пиджак (Norfolk jacket), впервые появившийся в шестидесятых годах XIX века и созданный для активного досуга, в частности, для охоты. Изначально его в основном старались сочетать по цвету с низом — брюками или бриджами, но начиная с 1930-х этот элемент мужской одежды стало модным носить с брюками другого цвета. Тенденция сохранилась и в наши дни. И не удивительно: это делает образ элегантным, изысканным и интересным. Правда, только в том случае, если вы подходите к вопросу со знанием дела.

Часто на улице приходится наблюдать мужчин, которые носят пиджак и брюки едва отличающиеся по цвету друг от друга. Вот в этом “едва” — корень всех зол. Складывается ощущение, что многие намеренно подбирают джинсы или брюки максимально близкого оттенка. Это ошибка.
Для чего создавать контраст? Для внесения ясности в свой образ. До тех пор пока вы не достигаете необходимой разницы в оттенках, вы находитесь на распутье: одна тропа ведет к костюму, другая — к комплекту “спортивный пиджак — брюки”. Чтобы избежать этой двусмысленности и нужен контраст .
Приведем примеры неудачных сочетаний. Начнем с явного.

Здесь брюки по тону практически идентичны пиджаку, но имеют легкий коричневатый оттенок, в то время как пиджак чисто серый, плюс — имеет едва заметный рисунок. Хочется заменить либо одно, либо другое.

Здесь тоже, как видите, верх и низ сливаются — и там и там одинаково много коричневого.
На следующем фото не все так очевидно, но также хочется добавить контраста: и брюки и пиджак очень близки по светлоте и цветовому тону.

Следующий пример мы приводили в качестве ошибки в одном из постов в социальных сетях, но повторим.

Несмотря на то, что брюки слегка отличаются по цветовому тону (там есть примеси зеленого), они все еще очень близки к серому цвету пиджака. Проблему бы решили брюки светлого кремового цвета, например.

Теперь приведем несколько примеров правильного сочетания непарного пиджака и брюк. Здесь контраст в одежде достигается за счет игры с цветовым тоном и светлотой. Отдаляя два предмета одежды хотя бы по одной из этих характеристик мы добиваемся необходимой степени контраста.
Предположим, у вас есть темно-синие брюки или джинсы. Они легко будут сочетаться с более светлым пиджаком — бежевым или коричневым. А вот темно-синий, как вы понимаете, будет неудачным выбором.

Одним из самых универсальных вариантов являются серые брюки. Синий, коричневый, зеленый — практический любой цвет пиджака с ними будет смотреться гармонично.

Темно-серые — также один из базовых цветов (фото ниже). Брюки такого цвета отлично смотрятся с пиджаками очень широкого диапазона цветов. Единственный момент — пусть он будет на пару тонов светлее.

Светлые кремовые или просто прекрасно подходят к темным (или средним) синим или коричневым непарным пиджакам.

Низ горчичного цвета будет удачно комбинироваться с темно-синим или темно-серым верхом.

Особо стоит сказать о рисунке. Если он присутствует на одном из предметов одежды (например, пиджак у вас в клетку), то брюки должны быть однотонные. И наоборот — даже скромный рисунок на брюках лучше сочетать с однотонным верхом.
Лучше понять, что значит контраст в одежде, а также почерпнуть несколько идей можно, например, .

Правила нехитрые, но все же тут требуется чуть больше сноровки, чем в ношении простого костюма. Практикуйтесь, уделите на пару минут больше процессу одевания по утрам, и результат порадует вас и окружающих.

Еще больше интересных материалов в наших группах.

Еще совсем недавно обязательным считалось наличие в гардеробе добротного мужского костюма. Сегодня направление моды изменилось и уже более стильным является сочетание пиджака и брюк. Это романтично, тонко и чувственно! Можно комбинировать одежду, создавая новые и оригинальные образы, подчеркивая достоинства фигуры.

Целесообразно подбирать одежду с учетом возраста, комплекции, выбранного стиля и вкусовых приоритетов. Причем, в зависимости от структуры ткани и расцветки меняется функциональность и назначение ансамбля одежды. Разные комбинации пригодятся для офисной работы или для клубной вечеринки, пеших прогулок или спортивных мероприятий. Определяющий фактор – фасон пиджака и брюк, цвет и тип материала. Главное – правильно составлять ансамбль и варьировать элементы одежды, добиваясь гармонии и единого стиля. Как создать оригинальный и стильный ансамбль? Попробуем в этом разобраться.

При комбинировании пиджака и брюк, обратите внимание на фасоны. Если брюки прямые с четкими линиями, то и пиджак должен быть строгим и прямым. Свободные широкие брюки сочетаются с коротким приталенным или прямым свободным пиджаком. Расклешенные брюки подойдут для пиджака свободного кроя с широкими рукавами.

Элегантно смотрится однобортный черный пиджак средней длины и брюки со стрелками любого цвета. Следует обратить внимание на отличающиеся методы комбинации двубортных и однобортных образцов. Двубортный пиджак представляет собой модель, пуговицы и пройма которого располагаются на обоих бортах. Такой пиджак отлично смотрится с джинсами и брюками спортивного стиля. Пуговицы, симметрично расположенные с двух сторон, подчеркивают молодежный стиль и придают особую легкость и романтизм фигуре. Однобортные пиджаки более строгие и официальные. Они сочетаются с зауженными моделями и брюками со стрелками.

Выбор одежды для мужчин строго индивидуальный. Все зависит от выбранного имиджа, комплекции и назначения одежды.

Сочетание выбранных тканей

При выборе одежды, необходимо учитывать тип материи и комбинировать пиджаки и брюки с учетом структуры тканей. Если вы выбираете пиджак из вельвета, то брюки подойдут из фланелевой ткани. Фланель – мягкая ткань из хлопка или тонкая шерстяная ткань с начесом. Брюки на основе фланелевой ткани лучше гармонируют с пиджаком из твида или вельвета.

Шерстяные брюки сочетаются с пиджаком из твида. Шерстяной габардин – это хлопчатобумажная ткань с рубчиками, шерстяная, полушерстяная или шелковая ткань. Рекомендуется сочетать шерстяной габардин с твидовыми тканями. Вельветовые модели брюк более гармонируют с пиджаками на основе кашемира или шерсти.

Хлопчатобумажные брюки идеально комбинируются с пиджаками, изготовленными из вельвета. Если вы являетесь поклонником льна, то следует помнить, что льняные вещи лучше комбинировать с хлопчатобумажными тканями. Не совсем эстетично смотрится ансамбль льна и фланелевой ткани. Не только сочетание цветов пиджака и брюк играет важную роль, но и подбор ткани является важным аспектом при выборе элементов ансамбля. Структура нитки влияет на восприятие одежды в целом, поэтому лучше придерживаться определенных правил.

Подбор цветовых оттенков

При выборе оттенков одежды, лучше опереться на собственный опыт и интуицию. Не бойтесь сочетать не сочетаемое, это может стать трендом или креативным стилем. Сегодня не принято носить пиджаки и брюки одинакового цвета. Лучше сыграть на контрастах.

Прекрасно сочетается темно – синий пиджак и светло-синие, коричневые, голубые и черные брюки. Черный цвет более универсален. С черными пиджаками гармонируют брюки практически всех оттенков. С коричневым пиджаком шикарно смотрятся бежевые, синие и черные брюки. Коричневый верх и светло-коричневый низ – отличая комбинация элементов одежды. Серые пиджаки гармонируют с белыми, серыми, бежевыми, светло коричневыми моделями брюк. Белые брюки сочетаются с пиджаком цвета «асфальт», черным, темно-коричневым и светло-синим пиджаком. При выборе элементов одежды, необходимо учитывать оттенки и тона.

Возможно не только сочетание пиджака и брюк разного цвета. Можно комбинировать пиджак любого цвета с брюками, слегка отличающимися по тону. Например, элегантно и стильно смотрятся ансамбли из светло – коричневых брюк и темно – коричневого пиджака, синего пиджака и светло-синих брюк, светло-серого пиджака и темно-серых брюк. Прежде чем составлять ансамбли и комбинировать цвета, определитесь с собственным стилем и желанием эпатировать. Гармоничное цветовое сочетание пиджака и брюк во многом определяется вкусом мужчины и его стилем.

Можно сочетать не только однотонные модели. Пиджак в крупную клетку гармонирует с брюками в мелкую клетку. Образцы в полоску разного оттенка смотрятся интересно и экстравагантно. Можно комбинировать узорчатые модели, но с осторожностью и особым вниманием. Правильное сочетание брюк и пиджака позволит создавать стильные и модные ансамбли одежды и всегда выглядеть элегантно и красиво!

via thesartorialist.com

Да-да, опыт будет именно личный, т.к. в нашей семье каждый занимается тем, что умеет делать лучше партнера. Именно поэтому за одежду моего мужа отвечаю я.

Так как я жила в Италии и несколько лет работала с итальянскими производителями мужской классической одежды, то мне близок именно итальянский подход к мужскому стилю. Итальянцы уделяют большое внимание деталям, сочетают в костюме несколько цветов, не ограничиваясь лишь серым, черным и синим, предпочитают зауженные, приталенные силуэты, любят принты. Не зря они считаются главными модниками на планете.

Исходные данные: офисная работа без строгого дресс-кода (костюм обязателен, но требований к цвету сорочки, например, нет), управленческая должность в крупной компании, высокий рост, большой размер всего, включая ноги и голову.

Гардероб делится на 2 части: одежда для офиса и одежда для выходных . Они могут пересекаться.

Внимание! Все ниже - личное мнение, основанное на личном опыте. Вы и ваш муж можете одеваться так, как считаете нужным.

Одежда для офиса

Главное в гардеробе - это все то, что муж носит в офис. Это могут быть костюмы или же пиджаки и брюки , которые покупаются раздельно и могут быть использованы в нескольких комплектах. Осенне-зимне-весенней одежды больше, чем летней по объективным причинам: лето у нас куда короче, чем период холодов.

Основа - костюмы . Только шерсть (никто же всерьез не воспринимает костюмы из других материалов, верно?), серый или синий цвет. Плотность ткани варьируется в зависимости от сезона - более тонкие и чуть более светлые костюмы на лето, более темные и плотные - на зиму. Ткани однотонные, тонкая полоска, полоска пошире. Однобортные, 2 пуговицы или giacca 3 bottoni stiratа a 2 - "3 пуговицы, заглаженные как 2", извините, не знаю, как это по-русски называется, популярная у итальянцев модификаия. Брюки стандартной ширины, редко - зауженные. Чаще всего с манжетой 4-4,5 см. Иногда - со складками у пояса.

Ниже варианты того, что со стилистической точки зрения выглядит достойно, актуально и уместно. Обратите внимание, что ни на ком нет черных туфель: даже те, что в середине, оказываются темно-коричневыми. Впрочем, про обувь ниже.

Костюмы плохи тем, что брюки выходят из строя куда быстрее пиджаков, поэтому я предпочитаю или покупать костюмы в тех марках, где есть возможность купить 2 брюк сразу, или же договариваться с продавцами о поставке второй пары с фабрики. Когда я сама занималась мужской одеждой, покупала парные брюки на фабрике, с которой работала.

Именно потому, что брюки живут куда меньше пиджаков, я очень люблю сочетать пиджаки и брюки из разных тканей . Внимание! Это не должны быть пиджак и брюки от разных костюмов или пиджак от костюма, от которого испортились брюки! Классический вариант - синий блейзер и серые брюки, однотонные или в полоску. Или пиджак в мелкую клетку из ворсистой шерсти и темно-синие плотные шерстяные брюки. Или же кашемировый серый пиджак в елочку и темно-темно-серые брюки. Как вариант для пятницы - пиджак цвета camel из плотной шерсти и темно-синие или темно-серые брюки. Летом в дни, когда нет переговоров или встреч, это могут быть серые или серо-бежевые, среднего тона брюки из облегченной шерсти и темно-синий блейзер без подкладки или пиджак из смеси льна и шерсти. Внимание! Льняные пиджаки в офис с дресс-кодом не носят! Чтобы мне чувствовать себя спокойно, мне нужно, чтобы в шкафу у мужа висело 4-5 костюмов на сезон и 2-3 пары пиджак+брюки , тогда я буду успевать их во время сдавать в химчистку и ремонт, если он требуется, одежда сможет отдохнуть от носки и прослужит дольше

К костюмам и пиджакам нужны сорочки . Думаю, все хорошо знают, что сорочки с коротким рукавом офисных цветов носят только в России и в Германии и делают это зря. Рукав - только длинный, даже летом. От сезона зависит плотность ткани - зимой плотнее, летом - легче. Основные цвета - голубой разных оттенков и белый . Играть можно с фактурой ткани, с шириной полоски и ее контрастностью, с манжетами (под запонки и без), с шириной и формой воротника (широкой развернутый французский или более узкий итальянский), с отстрочкой, с подкладкой воротника и манжет, с инициалами. Муж очень любит голубые, однотонные, в полоску или даже в клетку сорочки с белыми манжетами под запонки и белыми воротничками. Немного китчевый вариант, но я в целом это приветствую, мне кажется ему это очень идет. Сколько у мужа сорочек я не знаю, больше тридцати точно, занимают 2 больших ящика в шкафу.

К сорочкам нужны галстуки . Любовь к ним мужа безгранична, их в шкафу штук сто, если не больше. Самые многочисленные - шелковые, хотя есть и шерстяные, и кашемировые и даже вязаные (на пятницу). Рисунков каких только нет - и зайчики, и слоники, и горошек, и клеточка, и полосочка, и точечка, и загогулинка, и огурчики. Галстук должен быть контрастным по отношению к сорочке и костюму, это фактически главный аксессуар, так что если дресс-код не строгий, то играть можно как угодно.

К галстуку обязателен платок . Я расспрашивала мужа о том, как выглядят у них мужчины в офисе, он мне ответил, что платки в нагрудном кармане почти никто не носит. А зря! По-моему, это очень важный аксессуар. Внимание! Не надо использовать парные платки и галстуки! Я выбираю платки и галстуки из разных тканей, с разными рисунками, но гармонирующие между собой по тону и расцветке. Что-то одно может быть ярче другого : например, светло-синий однотонный галстук с жаккардовым узором и платок, в котором использованы темно-синий, светло-синий и оранжевый цвета в цветочном или абстрактном узоре. Красный галстук в косую сине-белую полоску и голубой платок с красной окантовкой и мелкими якорями в качестве рисунка (летом, конечно же). Очень хороши льняные белые платки с разными окантовками - они подходят почти ко всем галстукам и очень освежают весь образ целиком. В пятницу, когда галстук не обязателен, я использую только платок и выбираю самый яркий. Мужчина в костюме, но без платка, выглядит, по-моему, наполовину раздетым.

Еще один вариант для пятницы в офисе или же для выходного дня - это кашемировый или шерстяной джемпер с треугольным вырезом, надетый на сорочку, иногда дополненную шерстяным, плотным шелковым, вязаным или кашемировым галстуком. Сочетается с шерстяными брюками со стрелками и манжетами, синими или серыми. Иногда поверх джемпера надевается пиджак (не тот, что от костюма), но редко, муж жалуется, говорит, что жарко.

Верхняя одежда . Осенью - классический бежевый тренч , поздней осенью и теплой зимой - шерстяное пальто (было черное, в этом году хочу купить новое, темно-синее, серое или бежевое), зимой - темно-синее пальто с небольшим меховым воротником и на теплой подкладке , куртка a la парка . Осенью муж с пальто носит иногда баварскую шляпу (я не настаиваю, что это базовая вещь, скорее, используется ради удовольствия и капельки эпатажа), зимой - кашемировую шапку. Но так как на работу и с работы он ездит в машине, то шапка чаще всего лежит в кармане.

Обувь . Черная обувь отсутствует как класс - с дневным костюмом это очень грубо выглядит (особенно если это не туфли John Lobb, а недорогие черные ботинки, купленные в расчете на их универсальность), а смокингов у мужа нет, так что и черных туфель нет именно поэтому. Коричневые туфли , из гладкой кожи, с префорацией или замшевые выбираются в зависимости от степени формальности костюма и ситуации. Носятся в любое время года, кроме совсем лютой зимы. На лютую зиму нужны такие же, только на меху или с меховой стелькой, в таком случае в офисе стоит переобуваться.

Шарфы - важный элемент одежды. Я люблю объемные, с принтами или красивой фактурой, у мужа их много. Чаще всего - тонкая шерсть или кашемир. Носятся с верхней одеждой и выполняют как декоративную функцию, так и защищают от холода и ветра.

Забыла еще один важный элемент - носки ! Только длинные, заканчивающиеся по коленом, либо в тон обуви, либо в тон брюкам, либо в меру контрастные. Я люблю коричневые, серые, синие, синие в крапинку или не слишком заметную клетку, коричневые в крапинку или клетку, фактурные в резинку. В теплое время года - хлопковые, зимой - хлопок с кашемиром.

Одежда для выходных

Ее меньше, чем для офиса, потому что выходных, к сожалению, в жизни мужа очень мало.

В выходные используются пиджаки (те, что не от костюмов), темно-синие джинсы (более плотные на зиму, легкие - на лето), брюки-чинос серого цвета или хаки, бежевые облегченные чиносы (когда совсем жарко или на курорте), кашемировые, шерстяные или хлопчатобумажные джемперы с треугольным вырезом , сорочки (как те, что подходят для офиса, так и те, что имеют более яркий тон или рисунок вроде клетки-виши), майки-поло как с короткими, так и с длинными рукавами, кардиганы . На курортах используются х\б шорты до колен и базовые белые футболки .

Из обуви - ботинки с грубой подошвой, кожаные кроссовки . Летом - yacht boots, мокасины (на босу ногу!).

Верхняя одежда - куртки a la парка, пуховик из шерсти (выглядит куда более элегантно, чем обычный!), даффлкот, укороченные двубортные пальто-бушлаты, тренч. Шапки, шарфы - по ситуации.

На выход

В ситуации с black tie или white tie не попадали, поэтому на выход используется чаще всего или пара синий блейзер+серые брюки , или же темно-серый или темно-синий костюм с подходящей сорочкой и ярким платком. Иногда пара блейзер+брюки дополняется бабочкой (не шелковой, а более фактурной, шерстяной, например). Всегда - яркий платок в кармане, сочетающийся по тону и настроению с моей одеждой (если планируется совместный выход). Выход - это поход в театр, в консерваторию, в ресторан, как в Москве, так и за границей.

Портфели и сумки

Черные портфели я не люблю. В шкафу имеются кожаные портфели коричневого, винного, ярко-синего, темно-синего цвета, а также цвета хаки . Портфель должен гармонировать с общим тоном и концепцией образа, других требований у меня нет. Портфель на длинном ремне носится в офис в пятницу с более повседневной одеждой, все остальные имеют одну ручку - сверху. В выходные используется также рюкзак, попытки носить его с костюмом в офис я пресекла несмотря на протесты из серии "В Сити все так ходят". Ничего не знаю! Из необходимого и имеющегося также в наличии: хороший чемодан , один поменьше, второй - побольше для командировок разной длительности, портплед для костюмов.

Запонки и часы

Муж носит обручальное кольцо , других украшений нет. Запонки выбираются по вкусу и ситуации, есть деревянные, металлические, с тканевой обивкой, стеклянные, янтарные и даже из лавы. Чаще всего носятся базовые металлические. Про часы можно распространятся долго, скажу одно - хорошие и дорогие часы ни чей образ хуже еще не сделали, в случае, конечно, если они соответствуют статусу и костюму.

Как одеть большого мужчину

В принципе, тут правила все те же, что и с большой женщиной - облегающие силуэты, отсутствие мешковатости, точно подобранная по размеру одежда, которая нигде не мала и не велика. Я выбираю хорошо сидящие пиджаки, брюки с четкими стрелками, чуть укороченные (никаких складок спереди у туфель), обязательно манжеты на брюках, рукава пиджака должны позволять увидеть манжеты на сорочке. Короче, чем меньше расхлябанности, тем лучше, именно поэтому я тщательно выбираю аксессуары, считая, что они делают образ более собранным. То, что на худом человеке выглядит легкой небрежностью, на гражданине (или гражданке) с формами будет выглядеть как неряшливость.

Марки и магазины

В Москве одежду покупаем редко в связи с нашими неадекватными ценами. Люблю дисконты Bosco и Микродина , там реально найти 58-60 размер, чего нет, например, в ЦУМе. Иногда можем зайти в Lady&Gentleman . Обувь в Москве не покупаем, ибо на 47 размер ноги налезает только Саламандер и иже с ними. Последние несколько пар куплены в Париже. Костюмы покупаем в Италии, в Германии, но больше всего я люблю мужской шопинг в Лондоне. Там нет проблем с размерами, отличный выбор как тканей, так и силуэтов. Из лондонских магазинов самый любимый - Marks&Spencer , не имеющий ничего общего с тем кошмаром, который продается в этих магазинах у нас. Там есть и костюмы из хорошей шерсти, и кашемировые пиджаки, и отличные пальто, и сорочки на любой вкус и размер, а также куча носков, нижнего белья, перчаток, ремней и всего того, что нужно джентельмену. К тому же это очень удобно - отвела мужа в примерочную, взяла одного консультанта и за час купила все, что хотела и в одном магазине - и пошла покупать платья! Хороший выбор мужской одежды в John Lewis и Peter Johns . На все крутые британские мужские марки, расположенные в отдельных магазинах, в Лондоне времени чаще всего не хватает.

В Италии покупаем в Pal Zileri, Corneliani, Canali, Brioni, Ermenegildo Zegna и Boggi Milano , сорочки, галстуки и трикотаж берем в разных местных магазинчиках. В Берлине и Вене ходим в Peek&Cloppenburg за кэжуал-одеждой и костюмами Hugo Boss, хотя не очень люблю костюмы этой марки. В Барселоне, Мадриде и Порту отличный выбор мужской одежды больших размеров в El Corte Ingles , там есть специальный отдел. Аксессуары вроде шарфов, платков и сумок покупаем там, где понравилось - от Hermes до небольших местных нишевых марок.

В качестве заключения хочу сказать, что надо заканчивать покупать костюмы, их надо шить на заказ - у нас, в Италии или в Великобритании. Это гораздо лучше и дешевле, чем бегать по магазинам в поисках подходящей вещи.

Если вас мучают вопросы о сочетаемости носков и туфель, о том, как подобрать к костюму галстук, можно ли носить вечером тот же костюм, что подходит для офиса, а также какие-нибудь другие вопросы стиля, то я очень рекомендую рубрику