Возможно, вы замечали, что во многих зарубежных фильмах родители ни при каких обстоятельствах не оставляют младших детей одних. За ними либо присматривают старшие братья и сестры, либо нанятые нянечки из числа подростков, либо взрослые няни. Если же никого такого в распоряжении не оказывается, то родители забирают ребенка с собой.

Все это потому, что во многих странах есть свои законы, согласно которым оставлять ребенка дома одного можно только с определенного возраста. Например, в разных штатах Америки этот возраст варьируется с 10 до 18 лет. И если родители ослушаются буквы закона, то с них могут взять штраф, а то и подвергнуть их более серьезному наказанию (особенно в том случае, если они оставят совсем маленького ребенка под присмотром того, кому и самому еще нельзя оставаться одному).

Вероятно, вы и сами не любите оставлять маленького ребенка одного, потому что если вы хоть раз попробовали это сделать - то напереживались сами и застали дома такого же издерганного малыша. Но до какого возраста такое положение вещей нормально? Попробуем разобраться.

Требования российских законов

Стоит сразу отметить, что в нашей стране нет законов, которые бы четко ограничивали возраст, до которого ребенка категорически запрещено оставлять дома одного. Другими словами, этот вопрос остается на совести родителей. Но нужно учитывать, что в нашем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за заведомое оставление без помощи того, кто не в состоянии позаботиться о себе сам, и кому вы оказать помощь могли. То есть если вы оставите ребенка одного дома, и с ним что-то случится - это будет целиком и полностью ваша вина. И вы понесете за нее правовую ответственность.

Кроме того, в России несовершеннолетним запрещено находиться на улице без сопровождения взрослых после 22:00 (или 23:00, в зависимости от региона). В некоторых областях/краях/республиках гулять ночью без взрослых можно с 16 лет, в некоторых - только с 18 лет.

Почему ребенка опасно оставлять дома одного?

Скорее всего, вопрос о том, с какого возраста ребенка можно оставлять одного, заинтересовал вас не в контексте потенциального несения административной или уголовной ответственности, а в связи со стремлением позаботиться о своем малыше. Поэтому начнем с того, что выясним, почему это в принципе важный вопрос.

Вероятно, вы замечали, что стоит только отвернуться - как ваш ребенок уже находит себе новое веселье. Причем в лучшем случае оно может быть связано с порчей имущества, а в худшем - с возникновением угрозы для его здоровья или жизни. Даже в аккуратной квартире с относительно безопасной техникой кроется множество потенциальных источников опасности. Открытые розетки и слабые сетки на окнах, тяжелые предметы на верхних полках шкафов, даже лампочки в люстрах и обычная ванна. И если вы думаете, что ваш ребенок никогда и ни за что не додумается набрать полную ванну воды и поиграть в ней в подводную лодку, создав опасность своего утопления, то не зарекайтесь.

Вы должны понимать, что дети живут в своем мире, который достаточно разительно отличается от нашего, мира взрослых. И это продолжается достаточно долго (по сути, вплоть до тех пор, пока ребенок сам не вырастет в относительно взрослого человека). У него хорошо развито воображение и фантазия, и он вполне может придумать себе занятие, которому вы не найдете никакого логического объяснения. И сделает он это не для того, чтобы вас разозлить, не для того, чтобы что-то испортить, а просто потому, что он так воспринимает мир.

Истерика оставленного ребенка

Не каждый ребенок, оставленный дома в одиночестве, начинает с интересом исследовать окружающее пространство и придумывать себе разнообразные развлечения. Многие малыши просто пугаются из-за того, что их бросили, и начинают сильно из-за этого переживать.

Ребенка не успокоит, что вы сказали ему, будто бы вышли за лекарствами и вернетесь очень скоро. Он начинает фантазировать, что вы ушли навсегда, что вы никогда больше не придете (или придете очень нескоро), минуты тянутся для него, как часы. Поэтому по возвращению вы рискуете застать если не навредившего самому себе малыша, то ребенка в слезах, соплях и дикой истерике, которого долго придется успокаивать.

Сколько лет должно быть ребенку, чтобы его можно было спокойно оставлять дома одного?

  • Если говорить о том, чтобы оставлять ребенка одного дома вообще без каких-либо сомнений, то можно назвать возраст на уровне 12-14 лет. Это возраст, когда он умеет беспроблемно пользоваться любой домашней техникой, понимает назначение каждой вещи, да и практически уходит из мира детских фантазий. И волноваться из-за того, что он остался дома в одиночестве, подросток точно не будет.

  • Если речь идет не столько о желании, сколько о необходимости оставить ребенка одного (та же покупка лекарств, или, например, работа, какие-то непредвиденные ситуации), то, в принципе, рубеж может начинаться с 7-8 лет. Хотя здесь многое зависит от уровня развития вашего ребенка, его способностей к самообслуживанию и реальному взгляду на вещи.
  • Если вам нужно куда-то уйти в экстренном порядке, то с натягом можно сказать о теоретической допустимости оставления дома одного ребенка в возрасте порядка 5-6 лет. Иначе лучше взять его собой или попросить присмотреть за ним кого-то, кому вы доверяете.

Как обезопасить ребенка, оставшегося одного дома?

Итак, с вопросом о том, со скольки можно оставлять малыша одного, мы более-менее разобрались. Теперь выясним, что вы должны предусмотреть, если все же окажетесь вынуждены пойти на подобный шаг с достаточно маленьким ребенком:

  1. Уберите как можно дальше все, что теоретически может представлять для него опасность. Это колющие и режущие предметы, лекарства, спички и тому подобные вещи. Причем лучше сделать это не под непосредственным «присмотром» малыша: ему может стать интересно, что вы от него прячете, и в ваше отсутствие он полезет в тот самый верхний ящик шкафа, в который вы, например, спрятали интересные разноцветные «конфетки».
  2. Закройте балконы и окна, в крайнем случае - откройте их в режиме для проветривания. Ребенок не понимает, что если сильно опереться о сетку, то упадет. Равно как и не понимает, что если он выпадет из окна, то он будет травмирован (или даже погибнет). Поэтому вероятность подобного нужно свести к нулю.

  1. Обучите ребенка использованию газовой плиты, чайника, телевизора и других приборов, которые теоретически могут ему понадобиться. Об этом нужно побеспокоиться заранее. Если же вам срочно понадобилось уйти, а ребенок еще, например, не приучен пользоваться газовой плитой - на всякий случай перекройте газ. Одних наказов не подходить к ней может оказаться недостаточно.
  2. Убедитесь, что у вашего чада есть достаточный запас еды, и он знает, где она расположена. В противном случае он может полезть куда-нибудь, куда ему лезть не стоит, просто в стремлении найти что-нибудь съестное.

  1. Четко и понятно объясните малышу, куда вы уходите, почему вы это делаете, и когда вы вернетесь. Это очень важно для его психологического комфорта. Крайне желательно оставить ребенку телефон, чтобы он мог позвонить вам, если начнет волноваться. Или чтобы вы сами могли набрать ему и поговорить, если засомневаетесь, что с ним все в порядке.
  2. Расскажите ребенку, что делать, если кто-то позвонит в дверь или по телефону. В случае с дверью, вероятно, лучше всего запретить малышу открывать ее в принципе. В случае с телефоном - запретить рассказывать кому-либо, что он остался дома один.
  1. Объясните ребенку, что такое полиция, МЧС, служба газа, скорая помощь, и научите дозваниваться до этих служб. Само собой, у него также должен быть ваш номер, а еще номера соседей, если у вас с ними хоть сколько-нибудь неплохие отношения. Малыш должен иметь четкую инструкцию действий на тот случай, если кто-то начнет ломиться в дверь, или если в квартире начнется возгорание.
  2. Помогите малышу выучить свою фамилию, имя и отчество, а также ваши ФИО и точный адрес своего проживания. Это может понадобиться в том экстренном случае, если ему все же придется звонить в полицию или МЧС. При этом нужно дать ребенку понять, что выдавать такую информацию каждому встречному ни в коем случае не стоит.

Если вы позаботитесь обо всем вышеперечисленном, то сможете оставить ребенка дома одного относительно спокойно.

В завершение отметим, что по мере роста и развития малыша тенденция становится в корне противоположной. Если тогда, когда его действительно можно назвать малышом, оставлять его одного дома крайне нежелательно, то ребенку подросткового возраста, напротив, это по-своему необходимо. Ему уже нужна свобода, личное пространство и личное время. Поэтому сумейте постепенно ослабить контроль по мере взросления своего ребенка, чтобы помочь ему вырасти гармоничной личностью и не испортить отношения с ним.

С самого рождения каждый гражданин страны наделен определенными правами и обязанностями. Если младенческий возраст ребенка подразумевает полную зависимость от родителей, то по мере взросления перечень прав растущего человека увеличивается, но и круг обязанностей тоже расширяется. Данная статья поможет понять, кто такие малолетние дети, до какого возраста продолжается этот период, также рассматриваются основные правовые гарантии, имеющиеся у ребенка и его родителей, законных представителей.

Возрастные периоды развития

Конституция Российской Федерации четко прописывает определение понятия ребенка как гражданина, не достигшего совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста, и выделяет 2 возрастных периода с юридической точки зрения:

  1. С рождения до 14 лет. Прописывание законом того, до какого возраста дети считаются малолетними, позволяет определить его статус и обозначить недееспособность перед законом. То есть в этот период от имени ребенка действуют его законные представители - оба родителя, один из них, опекуны, усыновители.
  2. С 14 до 18 лет. В этот период ребенок является несовершеннолетним. Объем прав и обязанностей у него меняется, он наделяется частичной дееспособностью. По достижении 18-летнего возраста гражданин утрачивает статус ребенка и становится совершеннолетним.

Законное определение понятия «малолетний ребенок»

Для того чтобы права и обязанности ребенка были законно урегулированы, существуют специальные правовые статьи, прописывающие определение понятий, касающихся детей:

  • Статья 54 Семейного кодекса РФ - «Ребенком называется лицо, не достигшее 18 лет».
  • Статья 28 Гражданского кодекса РФ определяется с понятием возраста малолетнего ребенка - «…несовершеннолетний, не достигший 14 лет».
  • Статья 28 Конституции РФ определяет понятие родителя как лица, обязанного заботиться о ребенке.

Права малолетних детей

Детям с раннего возраста необходимо внушать понятие гражданина, рассказывать ему о его правах, в наглядной и доступной форме доносить информацию о том, что наряду со взрослыми он должен нести определенные виды ответственности. Права детей можно разделить на несколько видов: имущественные, неимущественные и зависящие от возраста. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Имущественные права включают в себя следующее:

  • материальное содержание от родителей, других членов семьи;
  • пособия, предусмотренные законом, в том числе материнский капитал;
  • собственные доходы, имущество, приобретенное на них;
  • совместное проживание с родителями, совладение общим имуществом.

Неимущественные права включают в себя:

  • владение фамилией, именем, отчеством;
  • возможность получать образование в дошкольных, средних, специальных, высших учебных заведениях;
  • охрана здоровья;
  • жизнь в семье и общение с родственниками;
  • организация отдыха и досуга;
  • выражение собственного мнения;
  • соблюдение интересов и защита прав.

Возраст -- это еще один критерий, влияющий на увеличение и расширение детских прав:

  • В 2 месяца у новорожденного появляется право на дошкольное образование.
  • С 6-летнего возраста ребенок вправе совершать мелкие бытовые и направленные на безвозмездное получение выгоды сделки и самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему родителями или законными представителями.
  • 6,5 лет - возраст, когда у ребенка появляется право на получение начального образования в школе.
  • В детские общественные объединения ребенок может самостоятельно вступать в возрасте 8 лет.

Интересуетесь тем, до какого возраста малолетние дети в РФ не могут выражать свое мнение? До 10 лет. А вот после они имеют право на:

  • выражение своего мнения при решении внутрисемейных вопросов, затрагивающих его интересы;
  • решать, с кем из родителей он хочет проживать после расторжения брака;
  • соглашаться или нет с изменением своих фамилии, имени, отчества;
  • участвовать в восстановлении родительских прав;
  • соглашаться или нет со своим усыновлением, передачей в приемную семью, назначением опекуна.

Подводя итоги, можно утверждать, что права ребенок приобретает по мере взросления, поэтапно. В малолетнем возрасте он имеет право на жизнь и свободу, личную неприкосновенность и социальную защиту, имя и гражданство, семью и образование, первоочередную помощь и защиту, выражать свое мнение и пользоваться имущественными правами.

Обязанности детей малолетнего возраста

Следующий вопрос, который необходимо прояснить, касается того, до какого возраста малолетние дети не имеют обязанностей. Вообще, весь период с 0 до 14 протекает под девизом «Больше прав и меньше обязанностей». Тем не менее, первые юридические обязанности появляются у ребенка в тот момент, когда он начинает посещать начальную школу. Дошколятам обязанности устанавливают родители и другие члены семьи. Здесь следует говорить об уважении к старшим и домашних бытовых обязанностях, к которым ребенка необходимо приучать как можно раньше. А с 6,5 - 7 лет у ребенка появляются следующие юридические обязанности:

  • ежедневное посещение школы;
  • соблюдение устава школы, где прописаны все права и обязанности учащихся и учителей;
  • участие в образовательном процессе, выполнение домашних заданий;
  • бережное отношение к школьному имуществу (родителям следует помнить, что за порчу школьного имущества они несут непосредственную ответственность);
  • соблюдение правил внутреннего распорядка школы;
  • уважение чести и достоинства всех членов школьного сообщества.

Обязанности родителей

Поскольку малолетними считаются дети в возрасте до 14 лет, в этот период за них несут ответственность их родители, законные представители. На них лежат следующие обязанности по отношению к детям:

  • материальные;
  • воспитательные;
  • здоровьесберегающие;
  • образовательные.

Собственного представления обо всех родительских обязанностях недостаточно, они четко регламентируется соответствующими законами и их несоблюдение влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Получение паспорта в 14 лет

По достижении ребенком 14-летнего возраста, то есть в тот момент, когда понятие «малолетний» теряет свою юридическую силу, он обязан получить паспорт РФ. Срок получения документа ограничен 30-ю днями с момента наступления дня рождения. Ребенок должен иметь российское гражданство. Перечень документов, необходимых для оформления документа следующий:

  • оригинал свидетельства о рождении;
  • документ, подтверждающий гражданство;
  • 2 фотографии;
  • квитанция об оплате гос. пошлины;
  • заявление на выдачу паспорта.

Ответ на вопрос: «До какого возраста дети малолетние?» можно перефразировать следующим образом: до тех пор, пока не получат паспорт.

Подростковый возраст

Начало подросткового возраста с физиологической точки зрения происходит в 12 лет. У юристов свое определение. На вопрос о том, до какого возраста ребенок малолетний по закону, каждый правовед ответит - до 14. А после он становится по закону несовершеннолетним подростком. Подросток получает паспорт, может начать официальную трудовую деятельность с заведением трудовой книжки, открыть в банке счет и карту на свое имя, получать заработную плату безналичным способом, обращаться в суд, участвовать в приватизации. За неправомерные действия его ожидает административная и уголовная ответственность.

Совершеннолетие

В разных мировых сообществах понимание того, до какого возраста дети малолетние, может существенно отличаться. Так, совершеннолетие происходит в различных государствах по-разному: где-то в 19 лет, а где-то в 21. В Российской Федерации ребенок становится совершеннолетним в 18 лет. Он признается полностью дееспособным и самостоятельно отвечает за свои поступки перед законом. Может пользоваться всеми правами и обязанностями взрослого человека: покупать алкогольно-табачную продукцию и голосовать на выборах, появляться в ночное время суток на улице без сопровождающих его взрослых людей и нести административную или уголовную ответственность за проступки, трудиться полный рабочий день и вступать в права наследования. Очень важно владеть исчерпывающей информацией о своих правах и обязанностях, быть грамотным и ответственным гражданином.

Конституционно-правовой статус малолетних

В РК и малолетний возраст ребенка, и несовершеннолетний четко прописаны. Юридическое значение понятия «малолетний» подразумевает причастность к отдельной категории субъектов с особенным специальным конституционно-правовым статусом. Понимание необходимости особенного отношения к малолетним детям осуществлялось на протяжении тысячелетий: начинаясь с отождествления ребенка с вещью, красной нитью проходя через насилие над ним, приводящее зачастую к необратимым последствиям. Наконец, постепенно привело к пониманию того, что только гуманное отношение к детям может сформировать в них лучшие человеческие качества, а соответственно, приведет к прогрессивному развитию всего человечества. Наделение малолетних специальным конституционно-правовым статусом, их определение в особенную группу, находящуюся под защитой государства, относится к созданию специального вида общественных отношений по защите прав, свобод и законных интересов малолетних и несовершеннолетних детей. Ими занимается ювенальная юстиция.

Немного об ответственности

Ответственность - это желание и способность принимать на себя такие обязательства, которые позволяют самостоятельно проживать свою жизнь, заботиться о себе. Ответственность бывает:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Никакой вид ответственности нельзя отождествлять друг с другом, у каждого из них своя специфика. Зная, до какого возраста дети малолетние по УК РФ, можно судить о том, какие у них обязанности перед государством и обществом. По мере взросления объем прав ребенка увеличивается, ответственность за их соблюдение возрастает. Родительская ответственность обратно пропорциональна его взрослению, то есть чем старше ребенок, тем меньше за него и его поступки отвечают родители.

Законы о правах ребенка

Права ребенка определены не только законами определенной страны, но и прописаны международными нормативными документами. Об основных понятиях по правам ребенка в РФ говорится в следующих законах:

  • Конституция РФ. Она обеспечивает детству, материнству и семье в целом обеспечение государственной защиты и поддержки.
  • Семейный кодекс РФ. Прописывает, до какого возраста ребенок является малолетним, предусматривает соблюдение его прав на жизнь, имя, семью, выражение собственного мнения и много другое.
  • Закон № 124-ФЗ. В нем говорится о гарантированном урегулировании основных прав ребенка.
  • Конвенция «О правах ребенка». Действует с момента принятия 20 ноября 1989 г.
  • Декларация «По правам ребенка». Была провозглашена 20 ноября 1959 г Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ней установлены 10 принципов, которым необходимо следовать для того, чтобы детям было обеспечено счастливое детство.

Вопросы развития физических навыков у грудных детей являются одними из самых острых для родителей, особенно волнует своевременность появления того или иного умения. Очень часто мамы грудничков начинают бить тревогу из-за того, что их малыш не сидит в возрасте полугода, тогда как соседский ребенок уже вполне сносно справляется с этим. Стоит ли волноваться и с какого возраста можно начинать присаживать маленьких детей, мы расскажем в этом материале.


Когда и как малыш начинает сидеть?

Вопрос о том, когда ребенок должен начать сидеть самостоятельно, звучит несколько некорректно, ведь все дети - разные, а потому и сроки развития у каждого малыша сугубо индивидуальные. Однако среднестатистические нормы существуют, но относиться к ним следует исключительно как к примерным ориентирам, а не как к истине в последней инстанции.

Считается, что здоровый грудничок должен начать садиться в возрасте полугода, к 7 месяцам он должен освоить сидение с поддержкой, а без таковой свободно садиться ребенок должен в возрасте 9-10 месяцев.

Уверенному сидению обычно предшествуют длительный подготовительный этап, который начинается еще с периода новорожденности. Чтобы сесть, малышу нужно иметь достаточно хорошо развитые мышцы шеи, спины, рук и живота. Они помогут позвоночнику выдерживать новый тип нагрузки в виде собственного веса малыша в положении сидя. К тому же ребенку еще нужно научиться держать баланс.


Если вы заметили, что малыш научился переворачиваться и делает это достаточно часто и активно, то можете быть спокойны - скоро он сядет. Присаживаться малыши начинают по-разному. Но для всех первый этап является краткосрочным, то есть ребенок принимает положение сидя на попе, но не может удерживать нагрузку, поэтому снова заваливается на спину или на бок.

Примерно через месяц после начала первых попыток ребенок учится сидеть с поддержкой, а еще через месяц-полтора и без нее. Примерно в 8 месяцев ребенок может довольно долго провести сидя, играя, некоторые даже пытаются встать на четвереньки и начать ползать.

Родителям бывает очень трудно находиться в режиме ожидания, и они все время стараются вмешаться в естественные природные процессы и помочь ребенку сесть быстрее.

Торопить кроху не нужно, он развивается согласной собственной программе, вмешательство в которую может навредить его физическому развитию и здоровью.


Факторы влияния

Если природа диктует свои условия, то почему эти условия для разных детей разные: один ребенок начинает садиться самостоятельно лишь после 9 месяцев, а другой пытается сесть в пять? Дело в факторах влияния, которые накладывают свой отпечаток на скорость освоения новых умений и навыков.


Давайте рассмотрим их более подробно.

  • Состояние здоровья. Малыши, которые появились в срок, не имеющие в анамнезе родовых травм, гипоксии, ишемии, дисплазии тазобедренных суставов и врожденных заболеваний, садятся традиционно раньше. Ослабленные и часто заболевающие дети в физическом развитии могут отставать от своих более крепких ровесников. Неврологические нарушения, даже незначительные, тоже снижают скорость обучения новым навыкам. Самый сильный из этих факторов - недоношенность. Это не означает, что ослабленные или недоношенные дети отстают в развитии, им просто требуется чуть больше времени для адаптации к окружающему миру и для развития их костно-мышечной системы.
  • Вес ребенка. Пухлые детишки выглядят умилительно, но лишний вес еще никому не помогал легче выдерживать физические нагрузки. Это распространяется и на грудничков. Малыши с нормальным весом и худощавые детки (доношенные) обычно садятся и начинают ползать раньше своих пухлых ровесников.
  • Темперамент. Собственные черты характера у плода появляются еще в период беременности, а уж после рождения без труда можно определить, кто есть кто. Флегматичные и меланхолически настроенные дети садятся позднее по причине некоторой лени и медлительности, свойственных им. А вот холерики и сангвиники стремятся двигаться больше и в итоге раньше осваивают новые умения.
  • Окружающая среда и мотивация. Этот фактор - единственный, который зависит от родителей, и то частично. Так, ребенок, которому дают свободу, не ограничивая его постоянно манежем или пределами детской кроватки, начинает садиться раньше. Если у малыша нет острой потребности и желания сесть, он не будет торопиться. А потому родителям вполне по силам создать такую мотивацию, например, подвесив игрушку так, чтобы достать ее можно было только в положении сидя.
  • Влияет и наследственность. Если мама и папа в своем детстве тоже были «поздними» детьми, то рассчитывать на стахановское опережение всех мыслимых и немыслимых сроков их собственным чадом по меньшей мере неправильно.

О половых особенностях

Считается, что девочки развиваются раньше, что они менее ленивы и быстрее учатся новым движениям. В то же время считается, что мальчиков можно присаживать раньше, поскольку у девочек половая система устроена так, что присаживание до 7 месяцев может привести к последующему во взрослом возрасте бесплодию. Оба утверждения не соответствуют действительности.

Костная и мышечная системы, а также суставная и хрящевая ткани развиваются вне зависимости от пола человека. Да и вопрос о медлительности мальчиков довольно спорный. Медицина не имеет доказательств тому, что девочки развиваются быстрее. В период, предшествующий пубертатному периоду, и во время полового созревания, разница, действительно, есть, но обусловлена она разными половыми гормонами. Дети же первого года жизни развиваются одинаково.

Присаживать и мальчиков, и девочек, не рекомендуется до полугода. Многие педиатры вообще не рекомендуют высаживать детей до тех пор, пока те не сядут самостоятельно.

Если кроха сделает это рано - в 5 месяцев, например, препятствовать ребенку не нужно. Но и заставлять ребенка сидеть, если он не может, нельзя.


О присаживании

Говоря о присаживании, нужно четко понимать, что это такое. В народе ошибочно называют присаживанием и посадку чада между подушек, и вертикализацию на руках у мамы.

Правильно называть присаживанием относительную вертикализацию, при которой позвоночник ребенка не располагается под прямым углом к тазу. Иными словами, держать малыша на руках вертикально, прижимая к себе спинкой, – это вариант правильного присаживания. Уложить ребенка в коляску и примерно на 45 градусов приподнять дно коляски - это тоже правильно.


Понять, что малыш «созрел» для присаживания, несложно: карапуз начнет крутиться и пыхтеть лежа в кроватке или коляске, пытаться приподняться на локтях. Мама должна помнить, что пока чадо не готово к сидению, вертикально держать нужно с обязательной поддержкой под попу ладонью.

Если сажают малыша на колени, взрослый должен не сидеть прямо, а полулежать. И тогда нагрузка на позвоночник будет существенно уменьшена.

К сожалению, мамы не часто вдаются в нюансы словообразования, и под понятием «присаживать» подразумевают принудительную вертикализацию ребенка, посадку. Делать этого врачи не советуют вообще. На неокрепший позвоночник, суставы, мышцы, ложится несоразмерная для них нагрузка. Последствиями могут быть нарушение осанки, сколиоз, вывихи, подвывихи и переломы тазобедренных суставов, травмы костей малого таза (особенно опасно для репродуктивной функции и общего здоровья девочек), деформация конечностей, неправильная постановка стоп в будущем, возникновение компрессионных изменений позвонков, межпозвоночных грыж.

Поэтому присаживать в смысле «сажать ребенка» можно не раньше, чем он сам научится сидеть.


Запрещенные действия

Чтобы обезопасить ребенка, многие врачи, в том числе и известный доктор Евгений Комаровский, рекомендуют родителям оставить ребенка в покое. Он сядет тогда, когда он сам будет к этому готов, когда он сам сможет.

При желании можно делать гимнастику, включая в нее упражнения для развития спины, шеи, рук и живота. Полезны массаж и прогулки, купание и закаливание, отсутствие принуждения в приеме пищи.



Родители должны знать, что начинать вертикализацию с применением прыгунков или ходунков очень опасно. Эти устройства заставляют ребенка находиться в положении, которое нельзя считать естественным для его возраста, а потому вертикальная нагрузка будет очень существенной. Какими бы яркими и заманчивыми ни были прыгунки в детском магазине, помните о том, что они не просто вредны, они потенциально опасны для здоровья вашего чада.

Если ребенок начал присаживаться, на стадии кратковременного сидения следует обезопасить его от ударов при падении. Падать малыш будет обязательно, а потому нужно обложить его подушками или пуфиками, а также постоянно находиться рядом, чтобы исключить нештатные ситуации, например, механическую асфиксию, которая может случиться, если упавший малыш застрянет между подушками.


На что следует обратить внимание

  • Поза ребенка при попытках сесть может быть любой. Одни малыши опираются на ладошку, другие на две руки, третьи - на локти, а четвертые присаживаются только после того, как примут позу на четвереньках. Не пытайтесь исправить детский способ достижения цели - он делает это так, как ему удобно.
  • Когда ребенок начал сидеть, обратите внимание на его позу. Круглая спина с опущенными плечиками говорит о том, что у малыша слабоваты мышцы шеи и спины. Если малыш заваливается назад, нужно начинать укреплять мышцы живота, пресс. Если падает он на бок, надо укреплять мышцы живота и косые боковые мышцы. На помощь родителям придут комплексы упражнения для каждой отдельной мышечной группы. Нельзя разрешать ребенку сидеть на коленках с выворотом наружу. W-образная посадка травмирует тазобедренные суставы.
  • Если у ребенка в 9 месяцев не наблюдается даже попыток присесть самостоятельно, обязательно покажите его неврологу, ортопеду и педиатру.


О том, с какого возраста можно присаживать ребенка, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Как и с какого возраста приобщать детей к работе по дому и наделять обязанностями по хозяйству? Такой вопрос волнует любого вдумчивого родителя. Тема находит самые разные отклики.

Некоторые родители уверены, что приобщать детей к домашней работе нужно как можно позже или не нужно вообще. Такая позиция аргументируется тем, что ребенок должен почувствовать себя ребенком, успеется еще побыть взрослым! Либо родители считают, что домашний труд - это удел горничных и экономок, но никак не взрослых работающих и тем более детей. Такие взгляды очень распространены, особенно в современном обществе успешных людей, имеющих прислугу.. Однако, правильно ли это? Посмотрим, что говорят психологи по этому поводу.

А психологи говорят, что дети, помогающие родителям по хозяйству, намного лучше чувствуют себя в дальнейшем в обстановке детского сада и школы, испытывая меньше проблем с своей самооценкой - они более уверенные в себе, чем те, которые оставались долго беззаботными инфантами.

Что именно поручать маленькому ребенку из домашних обязанностей, с какого возраста - эти вопросы очень индивидуальны, на них нельзя ответить однозначно. Человек, а ребенок тем более, — существо многогранное, обладающее неповторимой индивидуальностью. И что подходит одному - совершенно не подходит другому. Поэтому жестких рекомендаций не ждите. И все же.

С какого возраста?

Ребенок, если он к этому предрасположен, может стать помощником очень рано. Через подражание дети учатся всему у взрослых, а задача взрослых - дать ребенку возможность понаблюдать, поймать момент появления его интереса и упорядочить, скоординировать его действия. Некоторые дети в 2 года с удовольствием орудуют маленькой лейкой в огороде дедушки. А некоторые и в 12 лет чувствуют себя принцессами и принцами, и не царское это дело - редиску сажать. Последний пример - плод родительского воспитания, их взглядов на жизнь и взаимоотношения людей.

Как правило, дети с большой охотой выполняют мелкие просьбы и поручения - ведь к ним обращается за помощью взрослый! И вот тут важно ухватить момент - не перегнуть палку, не начать настаивать, а лишь просить о помощи. И главное - хвалить и поощрять ребенка за самостоятельность, взрослость, за желание помочь другим людям. Слыша похвалу, любой ребенок захочет еще раз ее услышать и постепенно приучится к делу.

Какие именно поручения?

Проявите внимательность к малышу, и вы заметите, какие именно действия оказываются в зоне его интересов. Ребенок может с удовольствием укладывать подушки на свои места, в то время, как мама собирает постель. Или отнести оставленную папой чашку из-под чая и попробовать помыть ее в раковине. Пусть он помоет плохо, но помоет, и мешать ему в этом ни в коем случае не надо. Или ребенку нравится вместе с папой копаться в гвоздях и шурупах. Пусть копается, учиться разбираться. Некоторые дети с удовольствием помогают маме лепить пельмени - это же так увлекательно - испачкаться мукой и вылепить из теста зайчика! Таким образом вы естественным образом постепенно приучите ребенка к нехитрым домашним занятиям.

Что делать, если ребенок не хочет ничего делать по дому?

Такое тоже часто бывает. Обычно это касается более взрослых детей. И это означает лишь то, что момент поддержки интереса был родителями упущен, они не смогли вовремя сориентироваться. В таком случае необходима беседа с ребенком. Нужно объяснить ему по-взрослому, что обязанности есть у каждого члена семьи, и никто не обязан быть никому лакеем, элементарные вещи каждый человек должен делать сам - это облегчит в будущем его же жизнь.

Для такой беседы придется подготовиться : составить список всех мелких и крупных домашних дел. Сюда должны быть включены и плата за коммунальные услуги, и присмотр за животными, и покупка необходимых хозяйственных товаров и многое другое. Ребенку можно предложить выбрать какое-нибудь одно или два дела, скажем - следить за наличием в ванной зубной пасты и на кухне - хлеба и вовремя это покупать. Проинструктируйте ребенка - как и когда он должен делать, а главное - как отвечать за не сделанное. Ответственность человека закладывается в детстве, начиная с мелочей.

Строгость и справедливость в спросе с ребенка его обязанностей вовсе не будет помехой вашей нежности и доброте к ребенку.