Основные формы духовной жизни общества (сферы общественного сознания) - мораль , право , религия , наука , искусство .

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система выработанных обществом нравственных норм, принципов, ценностей и идеалов, регулирующих поведение и отношения человека к обществу, другому человеку, самому себе. Она является древнейшей областью духовной жизни людей. Структура морали включает в себя: моральные принципы (фундаментальные представления о должном поведении); нравственные нормы (правила, формы конкретного поведения человека); моральные ценности (такие, как Добро, Свобода, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни, Счастье и др.). Главными функциями морали являются регулирование поведения людей и их воспитание в соответствии с необходимыми для существования общества принципами. Механизм действия морали – свободный выбор человека.

С моралью часто сравнивают такую сферу общественного сознания, как право .

Право - это система норм поведения , устанавливаемых и охраняемых государством. Исторически право появилось с возникновением государства (позже морали). Центральным элементом правовой системы являются нормы права . Если соблюдение моральных норм предписывается только совестью и общественным мнением , то соблюдение норм права охраняется государством : нормы права являются обязательными для исполнения . Еще одним отличием права от морали выступает формально определенный, однозначный характер правовых норм . Правовые нормы всегда закрепляются в официальных актах. Правовая система включает: совокупность норм права ; формы юридической деятельности (практики); правосознание (представления людей о праве и его осуществлении). Основными функциями права выступают: регулятивная ; охранительная ; воспитательная .



Религия (от лат. religio - воссоединение, совестливость ) - это сфера духовной жизни общества, основанная на вере в существование сверхъестественных сил . Религия, как и мораль, относится к самым ранним формам духовного существования общества.

Первыми формами религии – первобытными верованиями – являлись:

а) фетишизм (от фр. fetiche - амулет, волшебство) - почитание неодушевленных предметов ;

б) тотемизм (от англ. totem - божество рода) - почитание определенных видов растений или животных ;

в) анимизм (от лат. апimа - душа, дух) - верование в духов .

На более высоком уровне развития общества возник политеизм - обожествление различных сил природы с развитым пантеоном богов.

Первая монотеистическая религия (основанная на принципе единобожия) - иудаизм возникла в 7 в. до н. э. Позднее возникли мировые религии: буддизм (6-5 вв. до н. э.); христианство (1 в. н. э); ислам (7 в. н. э.).

Религия включает :

· религиозные верования (религиозные учения и религиозные переживания – основной элемент религии);

· религиозные действия (культ);

· религиозные институты и организации (церкви).

Выделяют следующие функции религии : мировоззренческую; воспитательную; психологическую; регулятивную; нормативную .

Наука - это сфера жизнедеятельности общества, содержанием которой является рациональное познание существующего мира. Основными компонентами науки выступают объединенные в систему: научные знания – наиболее значимый компонент науки; научная деятельность; научные институты; научная методология. Функциями науки являются: познавательная ; мировоззренческая ; практическая .

Искусство - форма духовной жизни общества, основанная на художественно-образном восприятии окружающего мира. В сферу искусства входят:

· художественные образы , воплощенные в произведениях искусства – основной компонент сферы искусства;

· создание предметов искусства (художественное творчество);

· художественные представления .

Искусство является одной из форм познания мира: с помощью художественных образов . Произведения искусства выражают существенное, типическое, характерное в изображаемых явлениях и предметах. Важнейшими функциями искусства являются: эстетическая (удовлетворение потребности человека в прекрасном); воспитательная .

Вопросы и упражнения

1. Чем отличается социальная форма движения от процессов, происходящих в живой и неживой природе?

2. Только ли материальные явления в обществе относятся к общественному бытию? Совпадает ли материальное и объективное в обществе?

3. Какие отношения, на Ваш взгляд, связывают понятия "общественное сознание" и "общественное бытие"? Противоположны ли они друг другу, взаимозависимы, рядоположены, или между ними существуют иные отношения?

4. Всякая ли движущая сила исторического процесса является его субъектом? Определите понятия: народ, лидер, элита, масса, толпа.

5. Что первично в развитии общества: уровень материального производства или уровень духовной культуры? Какова зависимость между ними?

6. В.И. Ленин считал, что главное в марксизме – учение о классовой борьбе. Почему? Какую роль играет борьба классов в современных условиях? Что важнее – классовый мир или классовая борьба?

7. Н. Бердяев писал: "Никогда в стихии революции... не могут торжествовать люди умеренных, гуманных, либеральных принципов. Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не всегда и не для революционной эпохи. В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов, люди, склонные и способные к диктатуре". Выскажите Ваше отношение к этой позиции.

8. Критикуя теорию национального эгоизма, русский философ Вл. Соловьев пишет: "Лучше отказаться от патриотизма, чем от совести". Какое соотношение нравственности и политики отстаивает философ?

9. Как, на Ваш взгляд, могут быть связаны политические отношения с экономикой? Приведите примеры.

10. Попытайтесь обозначить основные ценности и идеалы политического, правового, нравственного, религиозного, эстетического сознания.

11. В публицистике употребляется термин "политизированное сознание". Как Вы понимаете его и в чем недостатки и достоинства этого феномена?

Тема 8. Философия культуры. Культура и цивилизация

В самом общем смысле под культурой понимают достижения науки и искусства , а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения . Слово «культура» (лат. cultura - возделывание, уход) первоначально относилось к обработке земли. Впервые его применил для характеристики человеческого мышления римский оратор Цицерон :«Культура ума есть философия». Понятие культура противопоставляется понятию «натура» (natura - природа). Человек, преобразуя природу, создает культуру , при этом он формирует исамого себя .

Культуру изучает ряд наук - история, археология, этнография, антропология, религиоведение, социология, искусствоведение и т. д., причем все они исследуют лишь одну из составляющих культуры (например, политология изучает политическую культуру).

Специальная наука о культуре - культурология – ставит задачу изучения культуры как системы. Ситуация диалога культур потребовала новых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологический и антропологический. Философия культуры является составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.

В истории философии культуры выделяются следующие этапы.

Первый этап , начавшийся в античной философии и продлившийся до 18 в. - время зарождения знания о культуре, однако специальным предметом изучения она еще не была. В античности центральное положение занимало воспитание, рассматриваемое как природный процесс, как формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка. В Древнем Риме культура связывалась с гражданскими доблестями , с «человеческим достоинством». В Средневековье под культурой понималась осведомленность в теологических вопросах, богословская ученость . Причем наиболее значимым была безграничная вера в отличие от слабости человеческого разума . В эпоху Возрождения появилось представление о культуре как специфически человеческом , отличающемся от природы. Под культурой понималась деятельность (преимущественно художественная ) человека - творческой личности . Культура - результат творческой деятельности.

Вторым этапом явился этап превращения культуры в предмет самостоятельного философского анализа . Большинство мыслителей 17-18 вв. были убеждены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума (отдельного познающего субъекта). Обсуждение проблемы «естественного и искусственного» на рубеже 17-18 вв. подвело к обсуждению социальных проблем . Например, Т. Гоббс разграничивал естественное (существующее от природы) и искусственное (созданное людьми общество, государство). Понимание культуры как искусственного вошло составной частью во все последующие теории культуры . В эпоху Просвещения Руссо , Вико и Гердер впервые обратили внимание на историческое измерение культуры, ее развитие.

На третьем этапе появляется стремление к научному анализу конкретных феноменов культуры (исторических, социальных, этнических); возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Наряду с философией культуры происходит становление культурологии . Появляется множество определений культуры, что объясняется сложностью самого феномена культуры и разнообразием ее функций. Культура определяется как:

· искусственная среда, созданная человеком;

· научаемое поведение (т. е. приобретенное в процессе социализации, а не генетически наследуемое);

· специфически человеческая деятельность ;

· ценностная деятельность, способ развития человека и человечества;

· память человечества, средство сохранения и передачи опыта и традиций;

· новаторство, творчество, свободная деятельность;

· знаковая, символическая деятельность .

Выделяют следующие функции культуры :

· с оциализирующая , то есть процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков; культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения .

· к оммуникативная , т. е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами.

· дифференциации и интеграции общества : так как культура - продукт совместного существования людей, то требуется выработка общих интересов и целей, т. е. интеграции . В то же время формы социального взаимодействия постоянно изменяются, т. е. происходит дифференциация культуры .

· з наково-коммуникативная: все явления культуры – «артефакты », являются знаками, несущими символическое значение . Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа , благодаря которой осуществляется общение между людьми. Упорядоченные знаки и символы образуют системы; культуру можно рассматривать как систему символов .

· игровая, отражающая одну из особенностей человеческой деятельности, поскольку в основе свободной, творческой деятельности людей лежат состязательные и развлекательные моменты (празднества, карнавалы, соревнования.

По вопросу определения роли и места личности в культуре утверждается, что человек - это субъект и объект культуры . Культура является результатом деятельности людей , и одновременно культура формирует человека, социализирует его .

Культура - это еще и способ внутренней регуляции , требующий рефлексии , а не просто воспроизведения. Понимать мир - значит расширить свое отношение к нему. Если человек проявляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творчества, то он культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, находить возможности для творчества означает умение войти в мир культуры.

В качестве субъекта культуры можно рассматривать все человеческое общество в целом (планетарная культура). Субъектом культуры могут быть цивилизации (например, западная и восточная цивилизации), отдельные общества (соответственно, немецкая или чешская культуры). В обществе можно выделить как субъект культуры различные социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, гендерная, профессиональная и т. д. В качестве субъекта культуры в философии может выступать и отдельная личность .

По вопросу о соотношении понятий «культура» и «цивилизация» не имеется однозначного ответа. Понятие «цивилизация » многозначно. Можно встретить следующие определениями понятия «цивилизация » (от лат. civilis - гражданский, государственный ):

1) синоним культуры (с точки зрения антропологического подхода);

2) определенная ступень (уровень) общественного развития , характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности;

3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой .

Понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны между собой, не являясь тождественными. Ученые соглашаются с тем, что цивилизация есть одновременно определенный уровень развития культуры и определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. Н.Я. Данилевский цивилизации называл «культурно-историческими типами », П. Сорокин - «социокультурными суперсистемами », О. Шпенглер - «высокими культурами », А. Тойнби - «цивилизациями », Н. Бердяев - «великими культурами ».

Н. Я. Данилевский выделил 12 цивилизаций – культурно-исторических типов ), существовавших изолированно: египетский; китайский; ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский (или аравийский); германо-романский, или европейский; мексиканский; перуанский.

О. Шпенглер в работе «Закат Европы» предложил рассматривать цивилизацию как завершающий этап развития культуры. Культура - есть творчество, а цивилизация - воспроизведение, повторение, тиражирование . Умирая, культура вырождается в цивилизацию. О. Шпенглер выделял 8 основных культур (цивилизаций ): 1) египетская;2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5) греко-римская;6) майя; 7) магическая (византийско-арабская); 8) фаустовская (западно-европейская ). Зарождающуюся русско-сибирскую он называл девятой. У каждой из этих культур своя специфика, в период ее активной фазы существует взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. Ведущее качество культуры пронизывает все элементы.

Трактовка понятия «цивилизация» как культурно-исторического типа со свойственной ему единой религиозной системой (при таком подходе выделяются христианская, буддистская, мусульманская цивилизации) была предложена А. Тойнби в работе «Постижение истории». Мировые цивилизации являются крупными образованиями, по масштабам иногда шире нации или государства.

Понятие «цивилизация» помогает полнее выявить своеобразие культур различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, Севера и Юга, Запада и Востока.

Восток определяется как доиндустриальное (или традиционное общество), Запад - новационное общество (техническая цивилизация). В отношениях общества и человека на Западе и на Востоке исследователи выделяют следующие отличия:

а) для Востока характерны замедленные темпы исторического развития, доминирование традиций , для Запада - новаторство, высокие темпы исторического развития;

б) Восток - это традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой; основной формой правления является деспотия . Запад - общество нетрадиционного типа: открытое и мобильное , для человека возможно изменение статуса (образование, карьера, бизнес); формы правления, в основном, – демократия и республика .

в) Восточный тип мышления - образное мышление , религиозно-мифологические системы лежат в основе картины мира. Западный тип мышления - рациональное мышление , его высшее выражение - наука , формирующая собственную картину мира.

г) на Востоке общественное и природное воспринималось как единое . Человек весьма гармонично сосуществовал как с окружающей природой, так и со своей собственной телесной природой. На Западе природа рассматривалась как объект воздействия общества , результатом чего и стали экологические проблемы XX в. Запад - синоним понятия «развитые страны ».

В начале 21 в. Восток претерпевает огромные изменения, которые осмысляются в рамках теорий модернизации и глобализации . В настоящее время с разным успехом, но все же Восток модернизируется. Успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай ). Путь Индии с ее религиозной системой индуизма неоднозначен. Самые большие трудности ожидаются на пути модернизации стран мусульманской культуры .

Вопросы и упражнения

1. Чем объясняется множественность определений культуры?

2. Чем различаются Восток и Запад как цивилизационные типы?

3. Совпадают ли по содержанию понятия "образованность" и "интеллигентность"? Кого мы называем интеллигентом?

4. Существует ли кризис современной культуры и цивилизации? Если да, то в чем он проявляется?

5. "Культура не есть нечто, возникающее из хаоса. Хаос и бескультурье не сзади, не впереди, не сбоку, а окружают каждую историческую точку, каждую точку культурного существования внутри самой культуры" (М. Мамардашвили). Выскажите свое отношение к позиции автора.

6. Как Вы относитесь к высказыванию О. Шпенглера: "Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, страны, как есть молодые и старые дубы и пихты, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечества. Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм".

7. З. Фрейд утверждал, что культура служит двум целям: "Защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми». Подтвердите или опровергните его понимание роли культуры в обществе.

8. Существуют, по крайней мере, три культурных традиции отношения к действительности: первая, новационная – передел, приспособление действительности к потребностям человека, создание новой культуры (западно-европейская); вторая, традиционалистская – приспособление человека к действительности и старым культурным традициям (восточно-азиатская); третья, иррационалистическая – уход от действительности в сферу духовности (индуистская, кармическая). Как эти подходы влияют на жизненные программы человеческого сообщества и отдельных людей?

9. В знаменитой работе "Закат Европы" О. Шпенглер, обращаясь к русской истории, утверждает: "Нельзя вообра­зить себе большей противоположности, нежели между русским и западным..." Как Вы относитесь к соотношению русской и западноевропейской культурной традиции? Как Вы оцениваете место белорусской культуры в системе славянской и общеевропейской культуры?

10. «Жизнь есть противоборство разнородных начал, и мы должны знать, что в ней хорошо и что – дурно, что ценно и что ничтожно. Если мы найдем истинное добро, истинную задачу и смысл жизни, научимся их осуществлять, мы тем самым будем соучаствовать в творчестве истинной культуры. Но никоим образом мы не можем формировать наш идеал, нашу веру, опираясь на то, что уже признано в качестве культуры, и приспособляясь к нему» (C.Л. Франк). Согласны ли Вы с этим утверждением? Что Вы думаете о соотношении традиций и новаторства в культуре? Что такое историческая память?

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Вопросы и упражнения

1. Какие основные проблемы, стоящие перед человече­ством, относятся к глобальным и почему?

2. "Человечество стоит перед альтернативой, никогда раньше не возникавшей в истории: или от войны следует отказаться, или мы должны ожидать уничтожения человеческого рода" (Б. Рассел). Остается ли проблема войны и мира глобальной проблемой сегодня? Возможно ли ее разрешение?

3. Одна из глобальных проблем современности, способствующих сохранению и прогрессу человечества, считает А. Печчеи, - утверждение Нового Гуманизма, включающего в себя "чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию". Насколько эти качества характерны для человеческого сообщества? Возможна ли их реализация?

4. Многие философы считают глобальной проблемой совре­менности "жизненную дезориентацию" (Ортега-и-Гассет), выра­жающуюся в том, что все ценности стали шаткими, размытыми, а жизнь индивида приобрела зыбкую неопределенность. В этих условиях человек "не знает больше, по каким звездам жить". Является ли "жизненная дезориентация" глобальной проблемой для Вас и Вашего поколения? В чем это проявляется?

5. "... Перестройка биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого... Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера"..." (В.И. Вернадский). Выскажите Ваше отношение к этому процессу. В чем разница между биосферой и нооссферой?

6. Коммунистическое будущее человечества: это миф, утопия, идеология или реальная возможность?


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Духовная культура не изолирована от иных сфер культуры и общества, она проникает во все сферы человеческой деятельности, в том числе материально-практические, задавая им ценностные ориентиры и стимулируя их. Человек по-разному может реализовать свое творческое начало и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм.

Духовная культура существует в различных видах, или формах, из которых основными являются мифы, религия, искусство, философия, наука. Эти формы духовной культуры сходны между собой в том, что с помощью них человек пытается ответить на бесчисленные вопросы, которые он, со времени появления на земле, не устает себе задавать, а различие между ними заключается в том, что они исследуют различные объекты и используют разные методы. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - С.135.

Рисунок 8 - Формы духовной культуры

Каждый из этих компонентов имеет свой определенный предмет, свой специфический способ отражения, выполняет в жизни общества свои определенные социальные функции, содержит в себе (в разных пропорциях) познавательные и оценочные моменты - систему знаний и систему оценок.

Кратко охарактеризуем лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой их которых по-своему выражается суть человеческого бытия, таких как: миф, искусство, религия, философия, нравственность, наука.Культурология: Учебное пособие / авт.-сост. А.А.Радугин. - М.: Центр, 2001. - С.17-18.

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется. Природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Религиозную культуру выделяют как часть духовной культуры человечества, которая порождена религиозными запросами людей и призвана удовлетворять их запросы. Религия, являясь одним из элементов духовной культуры, проявляет как черты, присущие всем духовным явлениям, так собственные внутренние закономерности развития. Религия занимает особое место в жизни современного общества, выступает как идеология, активная политическая сила и мощная национальная традиция.

Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей. Выделяют компоненты религиозной культуры:

· компоненты художественного творчества (религиозная живопись, ваяние и зодчество, литература, публицистика, музыка и пр.);

· компоненты просветительской деятельности (религиозные учебные заведения, библиотеки, издательства и т.д.);

· философская и политическая мысль (религиозная философия, религиозные политические системы и партии);

· мораль (религиозно-нравственные правила и поучения).

Среди социальных функций религии выделяют следующие: иллюзорно-компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, коммуникативную и интегративную.

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы -- долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив, как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. К определению понятия искусства как общественного феномена выделяют следующие подходы, искусство:

· это специфический вид духовного отражения и освоения действительности; это форма чувственного познания сознания;

· это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности;

· рассматривается как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства);

· в искусстве проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).

Искусство создает для человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Мещерякова Н.А. Концептуальные ос-нования философского метода и содержание вузовского курса философии / Н.А.Мещерякова, С.Н.Жаров // Наука, образование, человек. - М.: Просвещение, 1991. - С. 88. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений

Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой. Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры.

Наука, как уже было сказано, -- это одна из форм духовной культуры, которая направлена на изучение естественного мира и базируется на доказательстве. Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука стремится к максимальной точности, объективности. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует как бы «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.

Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания. Научные знания выражаются в различных формах: в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Научные знания достигаются посредством проверенных практикой методов познания. Научное знание дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека.

Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Таким образом, наука представляет собой сложное общественное явление, которое имеет многосторонние связи с окружающим миром. Науку рассматривают с теоретической точки зрения, где наука представлена как система знаний, форма общественного знания; как социальный институт; и с точки зрения общественного разделения труда, где наука - форма деятельности, а также с точки зрения практического применения выводов науки.

Однако место рассмотренных выше видов духовной деятельности в сфере культуры не равнозначно. Так, наука находится на периферии культуры, ибо она реализует не собственно духовные потребности человека, а его материальные требования. Но наука все же относится к духовной культуре, ибо в ней может преобладать познавательный интерес, а познание - всецело явление духа. Возрастая до степени познания ради познания, наука перерастает в философию. Тем не менее, оказывается, что познание ради познания, также как и искусство ради искусства, может приносить человеку наибольшую духовную пользу, смысл и удовлетворение.

Мораль и нравственность, вслед за наукой, также находятся на периферии духовной деятельности, ибо является ее продуктом и результатом. Мораль есть то, что «выпадает в осадок» в результате духовного познания, осуществляемого в собственно духовных видах самопознания - религии, философии и искусстве. Таким образом, мы пришли к еще более узкому смыслу духовной деятельности человека, которая формирует саму культуру. Между тем и они - философия, религия и искусство - не равнозначны. Но устанавливать разницу между ними можно исходя не из их ценности, ибо они одинаково бесценны для человека, а с точки зрения различия в методах осуществления духовной деятельности. Так, например, к систематическим формам духовного познания можно отнести только философию и религию, которые основываются на теоретических положениях, приведенных к концептуальному виду, в то время как искусство не носит теоретический характер и разбивается на отдельные виды со своими специфическими средствами осуществления творчества.

Однако собственно духовное познание нельзя отождествлять и с данными сферами его непосредственной реализации: философией, религией и искусством. В них тоже феномен духовного может отчуждаться и овнешняться. Собственно духовная деятельность в философии есть философствование, в религии - вера, в искусстве - творческое созидание произведения искусства, выражение в нем духовной идеи.

Образцы культурной деятельности запечатлены в духовной истории человечества, однако каждый человек, чтобы стать культурно-духовным, должен открывать их в себе и для себя путем приобщения, прежде всего к философии, духовным традициям и искусству. Человек призван обогащать себя разнообразным духовным познанием, только тогда он сможет избежать как религиозного фанатизма, так и воинствующего атеизма, которые равносильно враждебны культуре и духовности, ибо используют методы насилия. Нижников С.А. Обществознание: человек и общество: Учебное пособие / С.А.Нижников. - М.: Уникум-Центр, 2006. - С. 284-285.

Таким образом, цель духовной культуры - познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе общественных коммуникаций.

Тема 7. Духовные формы культуры

Культура – мир ценностей, выражающих предельные основания человеческого бытия. Отношение человека к миру определяется смыслами, соотносящими явления, идеи, предметы в жизни человека, и выражается в деятельности по преобразованию внешнего пространства бытия и внутреннего мира человека. Культура является универсальным способом творческой самореализации человека, обеспечивающим познание мира, его осмысление, объяснение и отражение в различных формах. Процесс познания осуществляется в многообразии видов деятельности – материальной, духовной, социальной – и направлен на удовлетворение определенных потребностей человека. В широком смысле под культурой понимают процессы и результаты преобразовательной деятельности человека. Поэтому, в теоретическом плане, в структуре культуры выделяют материальную, социальную и духовную сферы.

Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, включающая в себя познавательную, нравственную, художественную, религиозную культуру. Духовность –характеристика культуры, выводящая человека за пределы чисто утилитарных потребностей, пользы, расчета; основывается на внутренней свободе личности; выражается в системе ценностей, в поведении, в стремлении к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому созиданию.

Духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах: истина (наука), добро (мораль, религия) и красота (искусство). Рассмотрим важнейшие формы духовной культуры – мифологию и искусство.

Мифология

Развитие культуры сопровождается становлением ее самосознания. В мифах и преданиях разных народов содержатся догадки и идеи, выражающие стремление понять окружающий мир. Греческое слово mythos буквально означает «сказание», «предание». Мифы существовали у всех народов мира. Но мифология как совокупность мифов, созданных каким – либо народом, это не просто сказки о богах и героях. Мифология – это первый тип мировоззрения, универсальная форма общественного сознания, первая попытка человека объяснить мир. Человек испытывал потребность в познании и постижении окружающего мира и самого себя, поэтому в мифах повествовалось о начале мира, его устройстве, происхождении богов, героев, животных, человека.

Мифология – исторически первая форма духовной культуры, возникшая еще на стадии первобытнообщинного строя. В мифе зарождаются и «созревают» все последующие формы духовной деятельности: искусство, философия, нравственность, религия, наука. Этот этап характеризуется синкретичностью, т. е. слитностью, нерасчлененностью, присущей ранним стадиям существования каких – либо явлений и процессов.

Мифологическое сознание – это особая форма человеческого мышления, конкретно – чувственного, эмоционального восприятия мира. Оно целостно, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, фантазия отождествляется с реальностью. Древний человек не отделял себя от природы, переносил на неё свои представления о мире, вследствие чего природа мыслилась одушевленной, т. е. была субъектом, и события в ней уподоблялись человеческим отношениям. Эта особенность мифологического сознания называется антропоморфизм (уподобление человеку).

Мифологический способ объяснения мира имеет специфический образный характер. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все очень конкретно, персонифицировано, одушевлено, ему чужды рациональные доводы, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Миф – это представление, которое разделяют люди определенного круга и безоговорочно верят в него. Для человека, создающего миф, – это не выдумка, а реальность, данность. Другими словами, миф – это вымысел, принимаемый за правду. Это выражение определенного отношения к реальному миру через непосредственный опыт и в то же время – непреднамеренная кристаллизация универсального опыта человечества. К мифу неприложимы современные представления о времени, пространстве, причинно-следственных связях.

Спецификой мифа является то, что его нельзя разрушить фактами, которыми пользуется логическое мышление как доказательствами, поскольку и «само мифологическое мышление не чувствительно ни к противоречию, ни к фактам» (Л. Леви–Брюль). Поэтому миф может заменить только другой миф.

В культуре первобытного общества мифологическое сознание проявлялось в древнейших верованиях людей – анимизме, фетишизме, тотемизме и магии.

Анимизм – вера в существование души у животных и растений, стихий и обычных вещей.

Тотемизм – вера в происхождение от общего первопредка – животного или растения – и поклонение ему.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов, поклонение вещам.

Магия – вера в возможность контакта с потусторонними миром через систему обрядов и заклинаний.

Сюжеты мифов и их историческое происхождение позволяют дать следующую классификацию:

Мифы тотемические (о происхождении животных).

Космогонические мифы (о происхождении мира, вселенной).

Солярные, лунарные, астральные мифы (о происхождении солнца, луны, небесных светил).

Антропогонические мифы (о происхождении человека).

Теогонические мифы (о происхождении богов).

Эсхатологические мифы (пророчества о конце света).

Мифы о происхождении культурных благ (огня, ремесел, земледелии и т. п.).

Мифы о культурных героях (Геракле, Тесее и др).

Календарные мифы (отражали цикличность природных явлений, смену времен года).

Функции мифа:

Объясняет мир: природу, человека, общество;

Является фактором социализации;

Способствует психологической консолидации и является важным механизмом организации внутреннего единства людей;

Регулирует отношения;

Выдвигает нормы и дает модель поведения;

Предписывает действия в обрядах и культах;

Обосновывает общественное устройство;

Является каналом, передающим накопленный опыт, знания, ценности.

Мифология находится у истоков формирования каждой культуры, в мифах отражаются представления, надежды людей, их психология.

Огромное значение имеет мифология для дальнейшего становления каждой культуры. Так, например, античная мифология оказала большое влияние на развитие западноевропейского и отечественного искусства, в частности, живописи, скульптуры, литературы, музыки, поэзии, театра. Приведем здесь таблицы богов античной и славянской мифологии.

Боги греко – римского пантеона



Греческое имя Римское имя Функция бога
Крон Сатурн Бог времени
Зевс Юпитер Царь богов, грома и молнии
Аид Плутон Бог подземного мира
Посейдон Нептун Бог морей, подводного мира
Гера Юнона Царица богов
Арес Марс Бог войны
Аполлон Феб Бог солнца, искусств
Артемида Диана Богиня луны, охоты
Гермес Меркурий Бог торговли, вестник богов
Гефест Вулкан Бог огня, кузнечного искусства
Афина Минерва Богиня мудрости, воительница
Афродита Венера Богиня любви и красоты
Дионис Вакх Бог виноградарства, виноделия
Деметра Церера Плодородия
Гестия Веста Домашнего очага
Асклепий Эскулап Бог врачевания
Эрот Амур, Купидон Бог любви
Фемида Юстиция Богиня правосудия
Тюхе Фортуна Богиня удачи, счастья, случая
Ника Виктория Богиня победы

Славянская мифология

Ярило – бог солнца;

Перун – бог грома и молний, покровитель воинов;

Велес – покровитель животных, скотоводства, позднее – торговли;

Макошь (Мокошь) – богиня женского начала, плодородия;

Лада – богиня любви, домашнего очага;

Марра и Мор – бог смерти и болезни;

Стрибог – бог ветра;

Сварог – бог огня, покровитель ремесел;

Даждьбог – солнечный бог;

Хорс – бог врачевания

Создание мифов было первым шагом человека к познанию самого себя, к творчеству. Благодаря мифу мир обретал исходный порядок и становился доступным объяснению.

Контрольные вопросы по теме

1.Миф как тип мировоззрения, мифологическая картина мира.

2. Охарактеризуйте особенности мифологического сознания.

3. Классификация мифов.

4. Чем, на ваш взгляд, объясняется общность мифологических сюжетов в разных культурах?

5. Раскройте функции мифа, значение мифологии в истории культуры.

Темы докладов

1. Миф как целостная символическая и сакральная реальность.

2. Миф и ритуал.

3. Миф «вечного возвращения» в трактовке М. Элиаде.

4. Миф в современной культуре (политика, наука, реклама, шоу-бизнес).

Литература

Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.

Барт Р. Мифология. М., 1996.

Бабахо В. А., Левикова С. И. Культурология / Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М., 2000.

Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995.

Горелов А. А. Культурология. М., 2002.

Гуревич П. С. Культурология. М., 2004.

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2001.

Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию культуры // Философские науки. 1991. – №7.

Культурология. Хрестоматия /Авт. – сост. А. В. Дроздова. Екатеринбург, 2009.

Леви – Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. М., 1980.

Леви – Строс К . Структура мифа. / К. Леви – Строс. Структурная антропология. М., 2001.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 1990.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994.

Романов Ю. И. Культурология. СПб., 2008.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

Тундыков Ю. Н. Введение в культурологию. Екатеринбург. 1999.

Франк С. Л. Духовные основы общества. Л., 1991.

Хрестоматия по культурологии. Том 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Ф. Кефели – СПб., 1999.

Элиаде М . Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М . Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.


Искусство

Искусство является одной из форм отражения мира, своего времени, самосознанием культуры. Как вид художественной деятельности оно вбирает в себя всю целостность духовной культуры, все ее виды: мифологию, религию, философию, мораль. В искусстве, как в зеркале, отражается эпоха в единстве духовных, материальных, социальных, политических, национальных, исторических характеристик жизни общества.

В чем выражается сущность искусства? Искусство всецело связано с удовлетворением высших – эстетических потребностей, в которых выражается родовая сущность человека. Эстетическое – духовно-ценностное, чувственно-эмоциональное, отношение человека к миру. Эстетическое отношение имеет объективно-субъективный характер, соединяя богатство свойств предметного мира и индивидуальных качеств сознания человека. Это отношение характеризуется универсальностью и всеохватностью, т.е. затрагивает все стороны человеческой психики (чувственную, сознательную, интуитивную, бессознательную); оно присутствует во всех сферах окружающего мира (природе, обществе, технике, взаимоотношениях между людьми, искусстве). Неотъемлемое свойство эстетического – неутилитарность, отношение к объекту как к самоценному, а не с точки зрения его пользы. И. Кант определял это как «незаинтересованное любование», «целесообразность без цели», т.е. без конечной практической, утилитарной цели. Существуют следующие основные разновидности эстетического отношения: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое.

Художественная деятельность присуща только человеку как виду. Именно через искусство человек познает мир и выражает отношение к нему, создает так называемую «художественную реальность». Художественная деятельность включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные произведения), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства.

В основе художественной деятельности лежат процессы опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание – это творчество художника по воплощению внутреннего мира, своих чувств, мыслей, переживаний, в предметную форму (картину, роман, фильм). Распредмечивание – это процесс присвоения внутреннего мира другого человека (чтение книги, слушанье музыки и т. п.). Оба эти процесса творческие, в них субъектами являются и авторы, и исполнители, и зрители, и слушатели, и читатели.

Творчество – характеристика деятельности, отражающая способность человека к созиданию нового (изобретений, открытий, произведений искусства), т.е. выход за пределы достигнутого; это форма самореализации, способ измерения культурного потенциала личности. Побудительные мотивы творчества: стремление к обретению духовной свободы, потребность в реализации своих возможностей. Особенности художественного творчества раскрывает Аристотель в сочинении «Поэтика». Он сравнивает деятельность ученого и художника на примере историка и поэта. Историка, пишет Аристотель, интересует вопрос – что ? – т. е. произошедший факт. Поэта интересует вопрос – как это произошло или могло произойти? Для искусства важны не столько сами факты, события, а их духовный смысл, отношение, оценка. Науку интересует опыт фактов, искусство – опыт отношений.

Искусство – это специализированная деятельность по универсальному духовно – ценностному освоению мира в форме художественных образов, синтез всех измерений духовной культуры. Искусство – особая форма мироотношения, выражающаяся в познании мира, его отражении, понимании, оценке и связанная со способностью к эстетическому восприятию и воспроизведению мира.

«Единица», первоклеточка искусства – художественный образ. Художественный образ – есть чувственное воссоздание жизни, преломленное через субъективное авторское сознание. Особенности художественного образа, его структура: единство предметного и ценностного, смыслового; эмоционального и рационального; условного и безусловного; объективного и субъективного; всеобщего и индивидуального, национального и общечеловеческого, многозначность. Средством передачи художественного образа является язык искусства – система художественных приемов и средств выразительности, которыми каждый из видов искусств решает свои задачи: моделирует и передает отношение к миру, оценку бытия, раскрывает смыслы явлений. Любое произведение искусства – это художественный текст, представляющий собой сложную совокупность символов, метафор, аллегорий, сравнений.

Искусство – способ познания, освоения, осознания мира, «не требующий признания его за действительность» (Л. Фейербах). Явления действительности, перенесенные в сферу искусства, обнаруживают новый смысл. Это условность искусства, мы принимаем ее, как «правила игры». Французский поэт Н. Буало в трактате « Поэтическое искусство» писал:

И то, что в жизни нам покажется ужасным

Под кистью мастера становится прекрасным.

Реальность и художественная реальность не совпадают, они изначально нетождственны. Художественная реальность – это интерпретация реальности, ее перевоссоздание, переосмысление, трансформация, моделирование, намеренное усиление каких-либо ее сторон. Подчеркивая своеобразие художественной реальности, Аристотель в своих трудах о природе искусства ставит проблему правды и правдоподобия. Правдоподобие – результат искусного копирования реальности. Правда в искусстве – нечто, стоящее выше правдоподобия, она выражает художественный смысл. Простое копирование жизни не является сущностью искусства, его задача состоит не в этом. Художественный образ часто бывает более реалистичным, чем сама натура. Папа Римский Иннокентий Х, увидев свой портрет кисти Веласкеса, в потрясении сказал: «Слишком похоже!». Это говорит о том, что художник смог не просто отразить внешнее сходство, но проник в суть, во внутренний мир человека – в этом есть сущность искусства.

Итак, искусство не копирует действительность, а создает «вторую реальность». Гегель писал, что истоки художественного творчества в потребности человека к духовному удвоению себя в формах внешнего мира. Так зачем человек удваивает мир, создает «вторую реальность»?

Каждый человек в своем жизненном опыте, в отличие от опыта человечества, не может претендовать на универсальность. Его опыт ограничен местом, временем, условиями жизни и т. п. Искусство способно «компенсировать» то, что не состоялось в жизни, оно предоставляет людям возможность «дополнительных жизней» в воображаемых мирах художественных образов.

Потребность человека в искусстве объясняется следующими причинами:

Стремлением человека к духовной свободе, искусство – единственная сфера жизни, где человек эту свободу обретает;

Стремлением компенсировать то, что недоступно в реальной жизни;

Стремлением реализовать свои возможности, выразить и понять себя; искусство – это самопостижение;

Желанием преодолеть конфликт между реальной действительностью и своим представлением о мире;

В искусстве можно выдать желаемое за действительное, создать модель идеального мира;

Искусство может реально преобразовать действительность, художник всегда стремится приблизить мир к совершенству;

Искусство доставляет удовольствие, наслаждение, оно развлекает;

Искусство воспитывает чувства, дает «пищу» для ума;

В искусстве мы познаем законы бытия человека;

Искусство обличает уродливые стороны действительности;

Искусство является средством связи между людьми, это особый язык;

Удвоение реальности в искусстве дает возможность сохранить и передать по наследству ценности, опыт, знания; искусство позволяет человечеству возрождаться с каждым новым поколением.

По сути, мы ответили на вопрос – зачем человеку искусство и какую оно играет роль в культуре. Поэтому функции искусства мы только перечислим, оставив их здесь без комментария.

Социокультурные функции искусства

· Аксиологическая (духовно – ценностного освоения мира)

· Гносеологическая (познавательная)

· Коммуникативная (общения, взаимодействия)

· Креативная (творческая)

· Гедонистическая (наслаждения, удовольствия)

· Социализирующая (приобщения к социуму)

· Рекреативная (развлекательная)

· Суггестивная (внушения)

· Аккумулятивная (накопительная)

· Компенсаторная (уравновешивания, восполнения)

· Консолидирующая (объединяющая)

Существует многообразие видов и жанров искусств, а так же форм их существования. Приведем традиционную схему классификации видов искусств.

Классификация видов искусств

Пространственные (статические) Временные (динамические)

Архитектура Музыка

Живопись Литература

Скульптура Танец

Декоративно-прикладное искусство

Пространственно-временные (синтетические)

Театр (драма, опера, балет)

Таким образом, смысл искусства состоит в том, что оно способно влиять на сознание человека, его чувства, убеждения, изменять человека и, тем самым, гармонизировать его существование в мире.

Тексты для семинарских занятий:

Элиаде М. Опыт определения понятия «миф»

Леви- Стросс К. Структура мифа

Аристотель Поэтика

Соловьёв В.С. Общий смысл искусства

Контрольные вопросы

7. Дайте определение понятию искусство. В чем сущность и смысл?

8. Прокомментируйте основные функции искусства.

10. Что такое художественный образ?

11. Раскройте понятие творчества.

12. В чем проявляется своеобразие языков искусства?

Темы докладов

6. Генезис искусства.

7. Концепция «дегуманизации искусства» Х. Ортеги – Гассета.

8. Влияние культуры на формирование личности.

9. Искусство и религия.

10. Символ в искусстве.

11. Мифологические образы в искусстве.

Литература

Большаков В . П . Культура как форма человечности. Новгород, 2000.

Горелов А. А . Культурология. Учебное пособие. М., 2006.

Гуревич П. С. Культурология. М., 1999.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

Коняхина И. В. Проблемы теории культуры. Екатеринбург, 1998.

Кравченко А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М., 2001.

Культурология. XX век. Антология. М., 1994.

Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997

Культурология.Хрестоматия /Авт.- сост. А. В. Дроздова. –Екатеринбург, 2009.

Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М., 2001.

Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М., 1997.

Романов Ю. И. Культурология. СПб., 2008.

Свасьян К. Человек как творец и творение культуры / К. Свасьян // Вопросы философии. – М., 1987. № 6.

Соловьев В. С. Общий смысл искусства / В. С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

Хрестоматия по культурологии . Том 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб., 1999.

Один из распространенных соблазнов для всякого размышляющего над историей и типологией культур и цивилизаций - считать:" Это мне неизвестно, значит, этого невозможно" Ю. Лотман

— его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.

Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

  • Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира , «одомашнивании» . Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
  • Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
  • Техническая культура - это конкретные навыки, умения, . Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, .

  • Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
  • Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное . На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли , и в некоторой степени — .
  • Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества .

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.

Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещь — начальная форма бытия вещи в культуре.

Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.

Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.

Социальные организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры. Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры. В первобытном обществе в силу синкретизма и однородности первобытной культуры существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая все бытие человека, его материальные и духовные потребности, а также передачу информации следующим поколениям. С развитием общества стали формироваться разные социальные структуры, отвечавшие за повседневную практическую жизнь людей (труд, общественное управление, война) и за удовлетворение его духовных потребностей, прежде всего религиозных. Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций.

Развитие цивилизации, связанное с совершенствованием техники и технологии, строительством городов, формированием классов, требовало более эффективной организации общественной жизни. В результате появились социальные организации, в которых опредмечивались экономические, политические, правовые, нравственные отношения, техническая, научная, художественная, спортивная деятельность. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. Правовая сфера создала суд, прокуратуру, законодательные органы. Религия сформировала разветвленную церковную организацию. Позже появились организации ученых, художников, философов. Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Роль данных структур повышается стечением времени, так как возрастает значение организационного фактора в жизни человечества. Через эти структуры человек осуществляет управление и самоуправление, создаст основу для совместной жизни людей, для сохранения и передачи накопленного опыта следую щи м п окол с н и я м.

Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную структуру материальной культуры, в которой выделяют несколько важнейших направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.п.

Сельское хозяйство включает в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этой областью материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как она дает продукты питания и сырье для промышленного производства. Поэтому человек постоянно заботится о выведении новых, более продуктивных видов растений и животных. Но особенно важна правильная обработка почвы, поддерживающая ее плодородие на высоком уровне, — механическая обработка, удобрение органическими и химическими удобрениями, мелиорации и севооборот — последовательность культивирования разных растений на одном участке земли.

Здании — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), и сооружении — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта (помещения для производства, мосты, плотины и т.н.). Как здания, так и сооружения являются результатом строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.

Инструменты, приспособлении и оборудование предназначены для обеспечения всех видов физическою и умственного труда человека. Так, инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и используемых для одной цели. Они различаются в зависимости оттого, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. История человечества свидетельствует о постоянном совершенствовании этой области материальной культуры — от каменного рубила и палки-копапки до современных сложнейших машин и механизмов, обеспечивающих производство всего необходимого для жизни человека.

Транспорт и пути сообщения обеспечивают обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию. В эту область материальной культуры входят: специально оборудованные пути сообщения (дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов), здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта (железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.), все виды транспорта (гужевой, автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный).

Связь тесно связана с транспортом и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией.

Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальней шее совершенствование технологий, но и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования, а это свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.

Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры . Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в античности, когда появилась потребность в обобщенных знаниях об окружающем мире.

Ценности - идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.

Проекты - планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью человека, его способностью производить сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются творческая способность человека, его возможность свободного преобразования реальности: вначале — в собственном сознании, затем — на практике. Этим человек отличается от животных, которые способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).

В первобытные времена эта способность закреплялась на уровне мифа. Сегодня проективная деятельность существует как специализированная и разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. В связи с этим выделяют проектирование:

  • техническое (инженерное), неразрывно связанное с научно-техническим прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом является мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
  • социальное по созданию моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
  • педагогическое по созданию моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые формируются родителями и учителями.
  • Знания, ценности и проекты составляют фундамент духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Следовательно, духовная культура является многослойным образованием.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

Мир отражается общественным сознанием в различных формах. Такое многообразие обусловлено сложностью объекта познания - окружающего нас мира, который не может быть сколько-нибудь достаточно познан в единой форме. Различные формы общественного сознания отражают различные стороны действительности, в связи с чем они характеризуются не только специфическим содержанием , но и специфическим способом познания своего объекта.

При этом формы общественного сознания исторически возникают не одновременно, а по мере, во-первых, усложнения общественного бытия и, во-вторых, развития и обогащения познавательных способностей человека. Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание , в условиях первобытного же общества возникают еще две формы духовно-практического освоения социальной действительности - сначала эстетическое , затем религиозное сознание . В связи с переходом к классовому обществу возникают политическое сознание и правосознание , а позднее - в связи с отделением труда умственного от труда физического - научное и философское сознание. Возникновение форм общественного сознания нельзя представлять как процесс законченный. Так, сегодня с полным основанием можно говорить о рождении экологической формы общественного сознания, вызванной к жизни небывалым усложнением и обострением в сфере взаимодействия общества и природы.

До сих пор мы говорили о многообразии форм общественного сознания. Но последнее характеризуется также и единством всех этих многообразных форм. Объяснение этому мы находим также в самой природе отражаемого объекта: ведь несмотря на свою сверхсложность общественное бытие представляет собой единое целое.

МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов играет мораль - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом . Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль в то же время отличается от него по ряду существенных моментов.

1. Мораль - это такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же является атрибутом только “государственных” формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы - всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеют идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку своего поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступают “законное” и “незаконное”, “правомерное” и “неправомерное”, то основными оценочными категориями мо­рали и этики (науки, изучающей моральные отношения и моральное сознание) являются “добро”, “зло”, “справедли­вость”, “честь”, “достоинство”, “счастье”, “смысл жизни”.

4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.).

С появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали господствующих классов и о морали классов угнетенных.

При анализе морали и оценке ее конкретных типов одинаково вредно и ошибочно как игнорирование классовых аспектов в содержании морали, так и их абсолютизация. Дело в том, что в морали заключено и общечеловеческое, цивилизационное по своему смыслу, ядро, обладающее кумулятивными свойствами: от этапа к этапу оно впитывает в себя и наследует общезначимые высокие нравственные идеалы и благородные моральные принципы.

Под общечеловеческими имеются в виду элементарные (простые) нормы нравственности и справедливости, которые являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка во взаимоотношениях между людьми. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от различных эксцессов, угрожающих жизни, здоровью, достоинству и благополучию граждан. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, насилие, воровство, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость и т.д.

Из поколения в поколение простые нормы нравственности и справедливости входили в плоть и кровь народной психологии, врастали в живую ткань языка, формировались в пословицы и поговорки. Мы ощущаем это в гимнах индийских Вед, мифах Эллады, в скандинавских сагах, в рунах Калевалы, в былинах о русских богатырях. Во всех языках мира существуют десятки и сотни слов, которыми общество клеймит нарушения простых норм нравственности: низость, подлость, злодейство, лицемерие и т.д. В народе говорят: под лежачий камень и вода не течет; не рой яму другому - сам в нее попадешь; береги честь смолоду.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Поскольку политическое сознание, подобно большинству других форм общественного сознания, имеет два уровня - психологический и идеологический, возможны два соответствующих определения. Первое из них (широкое) наряду с сущностными признаками идеологического отражения действительности призвано включить в себя и атрибуты психологического. И тогда мы можем сказать, что политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества . Если из этого определения исключить связанное с чувственным познанием политического бытия общества, то фактически речь будет идти о политической идеологии.

Но тогда наше знание политического сознания общества будет далеко не полным, а некоторые чрезвычайно важные моменты останутся за пределами нашего понимания. Скажем, можно ли до конца понять причины сегодняшних межнациональных конфликтов, не принимая во внимание те устойчивые антипатии (или, наоборот, симпатии), которые существуют у одного этноса по отношению к другому? Можно ли не учитывать политические настроения масс (а в их составе - отдельных групп и слоев), замышляя и пытаясь осуществлять общественно значимые реформы? Настроения масс, равно как и указанные симпатии и антипатии, да и все традиции и привычки прошлого - феномен объективный, с которым государство, партии и политическая практика в целом не могут не считаться.

Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания не только специфическим объектом отражения (политическое бытие общества), но и более конкретно выраженным субъектом познания. Конечно, в политическом сознании общества известное место занимают и категории, отражающие общецивилизационные политические ценности (демократия, разделение властей, гражданское общество и т.п.), но все-таки превалируют те чувства, традиции, взгляды и теории, которые циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве.

Эта специфика становится легко объяснимой, как только мы вспоминаем, что политическое сознание обязано своим возникновением расколу общества на большие социальные группы с диаметрально противоположными социально-экономическими интересами. К тому же возникает еще один политический фактор, требующий специальной рефлексии: появляются полиэтнические государственные образования с весьма непростыми отношениями между населяющими их народами, а также не менее сложные межгосударственные отношения. И если в массах все эти политические явления фиксируются прежде всего в определенных чувствах, настроениях и социально-психологических установках, то мыслители (идеологи) воспроизводят их уже в виде идей и цельных теоретических систем, носящих субъективный отпечаток определенной социальной принадлежности, чаще всего классовой или национальной.

И если Гегель водораздел между идеологиями проводил по государственно-этническим границам и в связи с этим говорил о “едином национальном духе”, то под влиянием Маркса в социальной философии утвердилось мнение о наличии нескольких, причем иногда противоположных “тотальных идеологий” внутри одной нации, которые соответствуют определенным классам, слоям или стратам данного общества. Отметим, что взгляды Гегеля и Маркса не исключают друг друга: на разных этапах развития одного и того же социума на первый план может выходить либо одно, либо другое.

ПРАВОСОЗНАНИЕ

Раскол общества на классы сделал невозможным функционирование единых для всех нравственных правил поведения. Господствующие в экономике, а следовательно, и в политической надстройке, классы стремятся так “урегулировать” поведение всех членов общества, чтобы удержать свое господство, придать охраняемым общественным отношениям упорядоченный и умиротворенный характер. Этим правилам государство придает обязательный характер, санкционируя их обязательность всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Так появляется право - система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. При этом право не есть самостоятельный вид общественных отношений, скорее это та форма, в которой узаконивают себя (легитимизируют, как любят говорить сегодня) все другие отношения - экономические, политические, семейные и т.д.

Таким образом, право носит формационный характер и в том смысле, что оно отвечает интересам господствующего класса, и в том смысле, что оно отражает уровень классовой борьбы, соотношение борющихся классовых сил. Поэтому в одних исторических условиях право предстает как несмягченное и неискаженное выражение господства одного класса, а в других - как “дитя компромисса” антагонистических сил.

В то же время было бы отступлением от истины сводить характер права, правовых отношений только к их формационному смыслу, игнорируя их цивилизационный смысл. В защиту данного тезиса можно привести следующие аргументы.

Во-первых, строго говоря, право старше классового общества. Уже в условиях первобытности ощущается потребность в каких-то дополняющих мораль регуляторах и возникает так называемое обычное право, целая система племенных обычаев. Даже в таком виде, вплетенное в мораль, оно выступает как цивилизационное средство предупреждения произвола и беспорядка, способных превратить общество в нечто асоциальное и анархичное.

Во-вторых, право выступает как юридическая форма осуществления всех цивилизационных функций государства и других политических институтов.

В-третьих, право в своем формировании и развитии испытывает детерминирующее воздействие не только экономики и политики, но и такого мощного неформационного фактора, как культура. Право не может быть выше культурного уровня общества, перепрыгивать через него. Например, как бы мы ни старались сегодня поднять повыше планку личных свобод, ее неизбежно тянет вниз недостаточная культура нашего общества.

На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими физическими и юридическими лицами, государством и обществом в целом. Другой уровень правосознания представлен правовой идеологией. Если на психологическом уровне зримо проявляется элемент индивидуального в правосознании, то на идеологическом уровне это индивидуальное нивелируется, и правовая идеология предстает перед нами как теоретическое знание, выражающее правовые взгляды и интересы больших социальных групп.

Из всех форм общественного сознания к правосознанию наиболее близки нравственное и политическое.

Что касается нравственного сознания, то оно явилось тем духовным образованием, в чреве которого зародилось сознание правовое. Это стало возможным потому и только потому, что нравственное и правовое сознание выполняют единую регулятивную функцию в обществе. На близость между собой этих форм указывает единство многих используемых ими категорий (“свобода”, “справедливость”, “долг”, “права личности” и т.д.), хотя каждая из этих форм вносит в их понимание определенные нюансы. Так, существуют различия между долгом моральным и долгом служебным, несоблюдение которого влечет за собой правовые осложнения. Или: то, что справедливо с точки зрения юридической, может выглядеть несправедливым в плане моральном 1 .

Непросты взаимоотношения правосознания и с сознанием политическим. С одной стороны, они чрезвычайно близки друг другу. Каждая социально-экономическая и политическая сила имеет свое правосознание и, борясь за политическую власть (а тем более захватив ее), она пытается воплотить это правосознание в легитимной правовой системе. В результате наряду с политическим фронтом борьбы за командные высоты в обществе возникает еще один фронт - юридический. Наглядное свидетельство этому мы обнаруживаем в России последних лет, где каждая из основных политических сил боролась и борется за свой вариант Конституции, свой вариант приватизации, свой вариант закона о собственности на землю и т.д.

С другой стороны, поскольку правосознание есть одна из духовных форм цивилизованности, борющиеся общественные силы должны искать правовой консенсус, если они не хотят ввергнуть страну в бездну тоталитаризма. Безошибочным индикатором стремления одной из сил повернуть общество к авторитарному, а то и к тоталитарному режиму служит пренебрежение общецивилизационными правовыми нормами и замена их принципом “революционной”, “демократической” и тому подобной целесообразности. Видный русский философ ХХ века И.А. Ильин писал: «Само собой разумеется, что всюду и всегда могут встречаться нецелесообразные или несправедливые законы, такие, которые были неудачны с самого начала, или такие, которые с течением времени утратили свою жизненную полезность, но закон не отменен, он должен применяться и соблюдаться, по римской формуле - “суров закон, но он закон ”; это есть единственное средство поддерживать правопорядок в стране, укреплять его и не отдавать его в жертву произволу, мирской корысти и случайности. Тот, кто умеет блюсти “суровый ” закон вплоть до самой его отмены, - тот предотвращает анархию и бесправие, ограждает принцип права и воспитывает правосознание своих сограждан » 1 .