В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре и специалистов ДОУ компенсирующего вида по коррекции речи воспитанников через интегрированные физкультурно-речевые занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированные физкультурно-речевые занятия как средство коррекционно-развиваюшей работы

Пугачёва Т.С., инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №38»

В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре и специалистов ДОУ компенсирующего вида по коррекции речи воспитанников через интегрированные физкультурно-речевые занятия.

Ключевые слова. Коррекция речевого развития детей с общим недоразвитием речи через интеграцию двигательной, игровой, музыкально-художественной и коммуникативной деятельности, принципы разработки интегрированных занятий, система интегрированных физкультурно-речевых занятий.

Не секрет, что движение это жизнь. В нем заложено не только здоровье, но и огромный потенциал личности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки.

Все воспитанники старшей группы нашего детского сала имеют речевые диагнозы: общее недоразвитие речи первого, второго уровней и третьего уровня.

Диагностика речевого развития, проводимая по методике Волковой Г. А. в сентябре 2010 года, показала, что из 18 детей низкий уровень речевого развития у 68% детей, среднему уровню соответствуют 32% детей, на высоком уровне речевого развития нет ни одного ребенка.

У дошкольников отмечались различные двигательные нарушения: нарушение равновесия - у 48% детей, координации движений - у 36% , недифференцированность движений пальцев рук - у 80% воспитанников. Такие дети быстро пресыщаются любым видом деятельности. У них наблюдается заторможенность и вялость. Утомление сказывается на поведении детей, их самочувствии, им трудно сохранять работоспособность, многие проявляет двигательное беспокойство, нетерпеливость. Практически у всех воспитанников отмечается низкий уровень речевой и двигательной памяти и понимания словесных инструкций, контроля за собственной деятельностью, часто дети не замечают своих ошибок, теряют конечную задачу, легко отвлекаются, их внимание неустойчивое. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Одним из средств организации коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи являются интегрированные физкультурно-речевые занятия. Проблема организации таких физкультурно-речевых занятий рассматривалась Кирилловой Ю.А., Лебедевой М.Е., Жидковой Н.Ю. Данные авторы считают, что «успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии организации с детьми интегрированных занятий включающих физкультурную и музыкально-ритмическую деятельность детей».

Для повышения качества образования нами была сформулирована цель: коррекция речевого развития детей с общим недоразвитием речи через интеграцию двигательной, игровой, музыкально-художественной и коммуникативной деятельности.

Мы разработали систему занятий, на которых решались задачи речевого, психического и физического развития детей силами специалистов детского сада: инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.

В основу разработки этих занятий был положен ряд основных принципов:

Естественное стимулирование двигательной, речевой и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;

Оздоровительный характер (упражнения направленные на всестороннее оздоровление и укрепление организма ребенка);

Адекватность физической нагрузки индивидуальным, возрастным особенностям ребенка;

Индивидуализация (учет поведения детей в двигательной деятельности, особенности здоровья и психофизического развития).

На каждом отдельном занятии решались задачи речевого и физического развития воспитанников:

Оздоровление ребенка, формирование полноценных двигательных навыков (устранение некоординированных, скованных, недостаточно ритмических движений):

Развитие и коррекция речи и познавательных процессов;

Воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни;

Развитие речевого и физиологического дыхания;

Развитие тонких движений пальцев рук;

Развитие внимания и памяти;

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей;

Контроль над грамматической правильностью речи детей;

Развитие и совершенствование словесно-логического мышления как одной из функции речи.

Структура занятий строилась так, что в одну сюжетную линию вплетались различные игровые задания, дидактические и развивающие игры, упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие дыхания, координацию речи с движением, элементы мнемотехники, загадки, потешки, прибаутки, считалки, подвижные, хороводные игры, игры на развитие коммуникативной компетентности, специализированные компоненты музыкального и физкультурного занятий.

Значительное место на интегрированных занятиях занимали упражнения на развитие «ручной умелости», так как доказано, что недостатки речи тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики. Перед вводной частью проводилось пальчиковое упражнение или пальчиковая игра объединенная сюжетом с лексической темой логопедического занятия (тема логопедического занятия «Мебель», пальчиковая игра на физкультурном занятии «Много мебели в квартире»). Практикуем самомассаж, оказывающий тонизирующее воздействие на центральную нервную систему: общий, точечный, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. В содержание занятий входили специальные упражнения для глаз, коррекции отрицательных эмоций. По ходу занятия выполнялись задания на расслабление по контрасту с напряжением («Мягкое кресло – деревянный стул»), при этом обращалось внимание, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Подбирались упражнения разной амплитуды и скорости. Одновременно дети исполняли стихи, что стимулировало речь и активизировало артикуляцию и силу голоса. Предлагались дыхательные упражнения в образном оформлении («Дровосек», «Дятел», «Строители»), чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Особое место на интегрированных занятиях отводилось речедвигательной гимнастике («Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем…», «Мы веселые матрешки, на ногах у нас сапожки»…» и др.). Освоению каждого упражнения способствовали музыка и стихотворные строчки, которые позволяли выполнять упражнения в определенном ритме, координируя речь и движения. На начальном этапе разучивались слова, шаги, движения; на втором этапе отрабатывались движения под фортепианную музыку; на заключительном этапе была организованна работа над синхронностью выполнения движений под аудиозапись.

Безусловно, одним из важных средств физического воспитания на интегрированных занятиях являлись подвижные игры, так как эти игры сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Результатом диагностического обследования воспитанников в мае 2011 года стало положительное качественное изменение физического развития детей .

Низкий уровень физического развития – у 16%, средний уровень физической подготовленности - у 54%, высокий уровень – у 30% дошкольников.

У детей улучшилась координация движений, ориентировка в пространстве. Внимание стало более концентрированным, они научились самостоятельно ставить задачу и находить наиболее рациональный способ её решения, правильно оценивать свои силы и возможности, осознанно и самостоятельно пользоваться определённым объёмом знаний, умений в различных изменяющихся условиях.

Изменился и уровень речевого развития. Низкий уровень отмечен у 27% детей, средний - у 51%, высокий - у 22% воспитанников.

В ходе целенаправленного комплексного обучения дети овладели разнообразными формами общения со сверстниками и взрослыми, были готовы к совместным действиям с окружающими, имели разнообразный активный словарный запас.

Таким образом, проведение интегрированных физкультурно-речевых занятий, как средства коррекционно-развивающей работы обеспечило развитие и коррекцию двигательной сферы, сенсорных способностей детей с речевыми патологиями, содействовало устранению речевых нарушений и обеспечило социализацию каждого ребенка, позволило более эффективно решать оздоровительные, воспитательно-образовательные и коррекционные задачи в организации двигательной деятельности детей с речевыми нарушениями.

Литература

  1. Буренина А.И. описание музыкально-ритмических композиций (к методике «Ритмическая мозаика»). СПб., 1993Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет. – Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005.
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М., 1999
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., 2003.
  4. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007.
  5. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет. – Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005.
  6. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. – Санкт-

Петербур «Издательство союз», 2000 Петербур «Издательство союз», 2000

  1. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.
  2. М.А. Рунова Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми

5 – лет. – М. «Просвещение», 2006


Интегрированные физкультурно-речевые занятия как средство коррекционно-развиваюшей работы

Не секрет, что движение это жизнь. В нем заложено не только здоровье, но и огромный потенциал личности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки.

С каждым годом у дошкольников средних групп отмечаются различные двигательные нарушения: нарушение равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук. Такие дети быстро пресыщаются любым видом деятельности. У них наблюдается заторможенность и вялость. Утомление сказывается на поведении детей, их самочувствии, им трудно сохранять работоспособность, многие проявляют двигательное беспокойство, нетерпеливость. Практически у всех таких детей отмечаются низкий уровень речевой и двигательной памяти и понимания словесных инструкций, контроля за собственной деятельностью, часто ребята не замечают своих ошибок, теряют конечную задачу, легко отвлекаются, их внимание неустойчивое. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Одним из средств организации коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи являются интегрированные физкультурно-речевые занятия. Проблема организации таких физкультурно-речевых занятий рассматривалась Кирилловой Ю.А., Лебедевой М.Е., Жидковой Н.Ю. Данные авторы считают, что «успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии организации с детьми интегрированных занятий включающих физкультурную и музыкально-ритмическую деятельность детей».

Для повышения качества образования была сформулирована цель: коррекция речевого развития детей с общим недоразвитием речи через интеграцию двигательной, игровой, музыкально-художественной и коммуникативной деятельности.

Была разработана система занятий, на которых решаются задачи речевого, психического и физического развития детей силами специалистов детского сада: инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.

В основу разработки данных занятий был положен ряд основных принципов:

Естественное стимулирование двигательной, речевой и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;

Оздоровительный характер (упражнения направленные на всестороннее оздоровление и укрепление организма ребенка);

Адекватность физической нагрузки индивидуальным, возрастным особенностям ребенка;

Индивидуализация (учет поведения детей в двигательной деятельности, особенности здоровья и психофизического развития).

На каждом отдельном занятии решаются задачи речевого и физического развития воспитанников:

Оздоровление ребенка, формирование полноценных двигательных навыков (устранение некоординированных, скованных, недостаточно ритмических движений):

Развитие и коррекция речи и познавательных процессов;

Воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни;

Развитие речевого и физиологического дыхания;

Развитие тонких движений пальцев рук;

Развитие внимания и памяти;

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей;

Контроль над грамматической правильностью речи детей;

Развитие и совершенствование словесно-логического мышления как одной из функции речи.

Структура занятий строится так, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания, дидактические и развивающие игры, упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие дыхания, координацию речи с движением, элементы мнемотехники, загадки, потешки, прибаутки, считалки, подвижные, хороводные игры, игры на развитие коммуникативной компетентности, специализированные компоненты музыкального и физкультурного занятий.

Значительное место на интегрированных занятиях занимают упражнения на развитие «ручной умелости», так как доказано, что недостатки речи тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики. Перед вводной частью проводятся пальчиковые упражнения или пальчиковые игры объединенные сюжетом с лексической темой логопедического занятия (тема логопедического занятия «Мебель», пальчиковая игра на физкультурном занятии «Много мебели в квартире»). Практикуем самомассаж, оказывающий тонизирующее воздействие на центральную нервную систему: общий, точечный, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. В содержание занятий входят специальные упражнения для глаз, коррекции отрицательных эмоций. По ходу занятия выполняются задания на расслабление по контрасту с напряжением («Мягкое кресло – деревянный стул»), при этом обращается внимание, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Подбираются упражнения разной амплитуды и скорости. Одновременно дети исполняют стихи, что стимулирует речь и активизирует артикуляцию и силу голоса.

Предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении («Дровосек», «Дятел», «Строители»), чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Особое место на интегрированных занятиях отводится рече-двигательной гимнастике («Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем…», «Мы веселые матрешки, на ногах у нас сапожки»…» и др.). Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые позволяют выполнять упражнения в определенном ритме, координируя речь и движения. На начальном этапе разучиваются слова, шаги, движения; на втором этапе отрабатываются движения под фортепианную музыку; на заключительном этапе организовывается работа над синхронностью выполнения движений под аудиозапись.

Безусловно, одним из важных средств физического воспитания на интегрированных занятиях являются подвижные игры, так как эти игры сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

У детей улучшается координация движений, ориентировка в пространстве. Внимание становится более концентрированным, они учатся самостоятельно ставить задачу и находить наиболее рациональный способ её решения, правильно оценивать свои силы и возможности, осознанно и самостоятельно пользоваться определённым объёмом знаний, умений в различных изменяющихся условиях.

В ходе целенаправленного комплексного обучения дети начинают овладевать разнообразными формами общения со сверстниками и взрослыми, готовы к совместным действиям с окружающими, приобретают разнообразный активный словарный запас.

Таким образом, проведение интегрированных физкультурно-речевых занятий, как средства коррекционно-развивающей работы обеспечивает развитие и коррекцию двигательной сферы, сенсорных способностей детей с речевыми патологиями, содействует устранению речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого ребенка, позволяет более эффективно решать оздоровительные, воспитательно-образовательные и коррекционные задачи в организации двигательной деятельности детей с речевыми нарушениями.

План - конспект интегрированного занятия

физкультурно – речевого цикла

«Весёлые путешественники»

для детей с нарушениями речи, опосредованными

отставанием в развитии двигательной сферы.

Коррекционная студия «Радуга здоровья»

(подготовительная к школе группа).

Руководители:

– учитель-логопед,

Инструктор по физической

г. Добрянка, 2011 г.

Занятие № 20 «Весёлые путешественники».

Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи:

· Познавательные:

- уточнять и обобщать знания детей о транспорте, правилах дорожного движения;

- закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые они совершают, названия дорожных знаков, их значение;

· Коррекционно-развивающие:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения ;

Оборудование: картинки с разными видами транспорта, мяч с надписью «Один-много», воздушный шарик с загадкой, дидактические карточки «Дорожные знаки» для ознакомления с окружающим миром (Гений-Пресс), мячи-фитболы, кольца по количеству детей (красные, жёлтые, зелёные) и детали мягкого модуля таких же цветов, макет светофора, аудиопособия «Ритмическая мозаика» (), «Десять мышек», «Колыбельные», «Топ-топ, хлоп-хлоп» (Е. Железнова).

Ход занятия:

Орг. момент.

Логопед : Здравствуйте! Давайте сначала пожелаем друг другу здоровья, поздороваемся.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог низко, одновременно подняв руки вверх, а второй высоко – опуская руки вниз.

1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.

Логопед: Ребята, сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие. Оно будет в далёкую волшебную страну Транспортландию, где живут разные виды транспорта. Какие вы знаете виды наземного транспорта ? (Автобус, автомобиль, поезд,… ). А что относится к подземному транспорту ? (Метро ). Какой водный транспорт вы знаете? (Корабль, яхта, катер, лодка… ). К какому виду транспорта относятся самолёт, вертолёт? (К воздушному транспорту ).

Ребята, вы знаете, в Транспортландии злой волшебник Светоглаз спрятал главного регулировщика движения – светофор и поэтому все виды транспорта в волшебной стране поссорились. Каждый хочет быть первым и не уступает.

Инструктор по ф. к.: Да, всему транспорту и светофору нужна помощь. Мы знаем дорогу, но одним нам не справиться с трудностями, которые ждут в пути. Вы согласны нам помочь? Путь не близкий, и мы будем путешествовать на разных видах транспорта. Вы готовы? Весёлые путешественники отправляются в путь с песней! Разминка. Ритмический танец «Весёлые путешественники» . Фонограмма «Весёлые путешественники» (аудиокассета «Ритмическая мозаика»). Описание движений в «Программе по ритмической пластике для детей».

Инструктор по ф. к.: Внимание! Остановка в Транспортландии!

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Логопед: Перед нами дом, буква М на нём. Что это за дом? (Здесь метро ). Наш путь продолжим мы в метро.

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Метро». Звучит фонограмма пальчиковой игры «Метро» из аудиопособия «Десять мышек» (Е. Железнова).

Вот дом стоит, буква «М» на нём, Указательные пальцы выпрямлены, а большие

соединяются кончиками (М), остальные поджаты.

Мы дверь откроем и войдём. Ладони сложены лодочкой. Пальцы прижаты

друг к другу; то раскрывают ладони, то соединяют.

В метро турникет, прохода нет Ладони на себя, пальцы переплетены между

собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Нам нужно сунуть в щель билет. Ладони прямые, пальцы сжаты, потирают

ладони друг о друга (горизонтально полу).

Волшебная лестница едет вниз, Волнообразные движения руками сверху вниз.

Ты за перила сам держись. Ладони прижаты друг к другу. Пальцы одной

руки лежат на тыльной стороне другой.

Идут к платформе поезда: Ладони выпрямлены, пальцы сжаты, водят руками

над полом вперёд-назад (то сгибая, то выпрямляя локти).

За маму там держись всегда! Ладонь одной руки обхватывает кисть другой и

сжимает её.

Остановка. Выходим из метро (подходят к стене, где размещены картинки). Какой транспорт вы здесь видите? (Лодка, трамвай, грузовик ). Давайте присядем и покажем какой транспорт есть в волшебной стране.

Артикуляционная гимнастика.

· «Лодочка». Открыть рот. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

· «Трамвай». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперёд – назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

· «Грузовик высыпает груз». Открыть рот, улыбнуться. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

· «Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш .

· «Накачаем шину» («Насос»). Произнесение звука с-с-с-с .

Игра «Узнай слово».

Ребята, злой волшебник Светоглаз заколдовал транспорт, и он теперь не может передвигаться по стране. Только вы сможете помочь, если узнаете слова по первому и последнему звукам в названии (дети называют слово и показывают картинку).

Картинки для игры : лодка, трамвай, грузовик, автобус, корабль, самолёт, мотоцикл, поезд…

3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ. Инструктор по ф. к.: Дальше мы поедем на машинах в поисках светофора. Какую марку выбираете? Вместе со мной повторяйте слова и показывайте движения.

Упражнение «Едем, едем на машине…».

Едем, едем на машине, Имитируют движения рулём.

Нажимаем на педаль. Ногу сгибают, вытягивают.

Скорости переключаем, «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль. Приставляют ладонь ко лбу.

Дворники счищают капли Руки сгибают в локтях перед собой, ладони

раскрывают.

Вправо, влево. Чистота! Наклоняют руки вправо, влево.

Волосы ерошит ветер. Над головой шевелят пальцами.

Мы - шофёры хоть куда! Поднимают вверх большой палец руки.

Инструктор по ф. к.: Внимание, остановка.

4. ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.

Логопед : Ребята, у остановки стоит грузовик, а в кузове мячик для нас. Какой он необычный, надпись на нём. Что написано? Прочитаем: «Один – много». Сейчас мы поиграем в такую игру. Я бросаю мяч и называю один предмет, а вы ловите мяч и говорите слово, если этих предметов стало много.

Игра «Один - много» . Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед. ч., а ребёнок, возвращая мяч, называет его во мн. ч.

Самолёт – много самолётов .

Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход , поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.

Смотрите, наш мячик куда-то покатился. Он показывает дорогу к следующему испытанию. Здесь находятся карточки с дорожными знаками. Возьмите их и рассмотрите, встаньте полукругом. Я буду называть дорожный знак, а у кого такой знак оказался, тот показывает его всем и рассказывает, что он обозначает.

Игра «Дорожные знаки» . Детям раздаются карточки с изображением дорожных знаков. Логопед называет дорожный знак, а ребенок, показывает его всем, описывает и определяет значение знака.

Дорожные знаки:

Предписывающий знак – «Пешеходная дорожка».

Предписывающий знак – «Велосипедная дорожка».

Предписывающий знак – «Движение прямо или направо».

Запрещающий знак – «Движение пешеходов запрещено».

Запрещающий знак – «Движение на велосипедах запрещено».

Запрещающий знак – «Въезд запрещён».

Предупреждающий знак – «Дорожные работы».

Предупреждающий знак – «Дети».

Информационно - указательный знак – «Пешеходный переход».

Информационно - указательный знак – «Место остановки автобуса (и) или троллейбуса».

Информационно - указательный знак – «Подземный пешеходный переход».

5. РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ.

Инструктор по ф. к.: Ребята, кладите знаки на место. Ой, посмотрите, к нам шарик прилетел (Спрятанный шарик достаёт логопед). Как же он может нам помочь? (В нём записка ). Здесь загадка для нас. Отгадайте:

Что за птица: песен не поёт,

Гнезда не вьёт, людей и груз везёт? (Самолёт ).

Да именно самолёт нас доставит к тому месту, где спрятан светофор. А вот и наши самолёты (берут мячи-фитболы). Готовы к полёту?

· «Самолёт взлетает». Лечь животом на мяч-фитбол, ноги вытянуть прямо, а руки вытянуть вперёд. Качаться вперёд – назад.

· «Самолёт летит». Сесть на мяч-фитбол, развести руки в стороны, покачаться вправо-влево (6-8 раз), касаясь руками пола.

· «Воздушные ямы». Прыжки на мяче-фитболе, не отрываясь от пола и на выдохе произносить звуки «л-л-л».

6. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Инструктор по ф. к. Вот мы и приземлились. Все вышли из самолёта? Вы нигде не видите разноцветные глаза светофора? (Логопед выключает свет). Да вокруг туман, поэтому мы не видим главного регулировщика. Чтобы туман быстрее рассеялся, мы будем ездить по дорогам на цветных автомобилях. Только вам, как водителям нужно быть очень внимательными на дороге.

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Дети («автомобили») получают кольцо («руль») одного из трёх основных цветов и распределяются по «гаражам» (мягкий модуль такого же цвета, как кольца у детей). Играющие строятся по росту (возле модуля). Под музыку (аудиокассета «Топ-топ, хлоп-хлоп», фонограмма «Машина») все дети начинают двигаться по залу, подражают езде автомобиля, гудят. Когда музыка перестаёт звучать, «автомобили» должны построиться на своё место в «гараж». Кто быстрее построиться – победители.

Игра повторяется 3 раза.

Инструктор по ф. к. Ребята, пока мы ездили, туман немного рассеялся. (Логопед включает свет). Посмотрите, впереди виднеется гора (детали мягкого модуля ). А кто же на горе подмигивает нам разноцветными глазами? (Светофор ). Правильно! Злой волшебник Светоглаз хотел спрятать светофор навсегда. Но мы хорошо двигались, много знаем о транспорте, хорошо знакомы с правилами дорожного движения, поэтому волшебные силы иссякли. Теперь волшебнику не победить нас! Мы отыскали светофор!

Логопед : Давайте поиграем с главным регулировщиком движения – светофором. Сначала вспомним сигналы светофора.

Игра малой подвижности «Светофор». Дети стоят лицом к светофору.

Е сли свет зажёгся красный, значит двигаться… (опасно ).

С вет зелёный говорит: «Проходите, путь…» (открыт ).

Ж ёлтый свет – предупрежденье – жди сигнала для … (движенья ).

Когда зажигается красный свет, вы стоите неподвижно, замираете. Увидите зелёный – шагаете на месте. Когда горит жёлтый, вы хлопаете в ладоши. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.

Когда педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения.

7. РЕЛАКСАЦИЯ.

Логопед: Светофор нашли мы, друзья, сейчас и отдохнуть пора.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дети расслабляются под звучание «Колыбельной».

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Улыбнуться, потянуться, и на ножки встать.

Итог. Оценка работы детей.

Логопед: Сон был волшебным и мы с вами очутились в детском саду.

Где мы сегодня путешествовали? Как помогли всем видам транспорта в волшебной стране помириться? Ребята, на каком транспорте вам понравилось путешествовать? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (дети отвечают ).

Мне понравилось, что вы сегодня были умными, внимательными, добрыми, смелыми, даже не испугались злого волшебника. Жители Транспортландии вам очень благодарны и дарят вам подарки.

Прощание.

Путешествие закончилось у нас, много знаем о транспорте сейчас.

В группу нам идти пора, сейчас идём все не спеша.

Список литературы и методических пособий:

1. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006.

1. Ритмическая мозаика. («Аквариум» К. Сен-Санс и «Весёлые путешественники») - аудиопособие.

2. То-топ, хлоп-хлоп. («Машина») - аудиопособие.

3. Десять мышек («Метро») - аудиопособие.

4. Колыбельные - аудиопособие.

5. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и

познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.

6. , Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

7. Артикуляционная гимнастика. Методические

8. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика - Синтез», 2004.

Елена Микишева
Интегрированное физкультурно - речевое занятие для дошкольников с ОНР Тема: «Деревья весной»

Тема : «Деревья весной »

Цели :

Уточнять понятие «деревья » ;

Закреплять знания названий деревьев , строение дерева ;

Уметь определять деревья по виду их листьев ;

Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;

Упражнять в прыжках с места, приземляясь на полусогнутые ноги;

Упражнять в лазании по гимнастической стенке произвольным способом;

Развивать равновесие при ходьбе по ограниченной площади (приставными шагами боком) ;

Формировать навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением ;

Воспитывать у детей дружелюбное отношение к своим товарищам.

Ход занятия

Воспитатель : Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною .

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою. (А. Плещеев)

Вот и пришла весна . А что же происходит в лесу весною ?

Стук в дверь, появляется Лесовичок (игрушку вносит руководитель по физкультуре )

Ребята, Лесовичок приглашает вас на прогулку в весенний лес, чтобы вы увидели, как он просыпается весною , узнали, какие деревья растут в лесу и научились находить их по листьям Руководитель физкультуры : Итак, в путь!

Упражнения в ходьбе и беге

«Идем по лесной тропинке» . Ходьба гимнастическим шагом. (Птички громко поют, радуются весне , готовятся вить гнезда)

«Идут медвежата» . Ходьба на пятках, руки согнуты в локтях, ладони вперед, пальцы широко расставлены. (Медведи весной просыпаются , вылезают из берлоги, выпрямляем спинки)

«Скачут зайки» . Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед. (Радуются зайки весне , солнышко греет, снег тает, легче стало добывать корм).

«Идем по лесной тропинке, перешагивая через веточки» . Ходьба, высоко поднимая ноги.

«Обходим проталинки» . Ходьба на носках, руки вверх. (Солнышко пригрело, и появились проталинки)

«Хитрые лисички» . Легкий бег на носочках. (Лисички бегают легко на носочках, чтобы их не слышали зайцы) .

«Дышим свежим воздухом» . Спокойная ходьба в сочетании с упражнениями на восстановление дыхания. (Дети, посмотрите, вокруг так красиво! Лес оживает, оживились животные, щебечут птички. набухают почки, а потом появляются первые листочки. Они очень хорошо пахнут)

Руководитель физкультуры : Лесовичок привел нас на лесную полянку, куда слетелись воробушки погреться на солнышке. Давайте вместе с ними порадуемся солнышку и потанцуем.

Музыкальная разминка : «Воробьиная дискотека»

Дети садятся на поваленное дерево .

Воспитатель : Ребята, кого вы увидели и услышали в весеннем лесу? (птиц и зверей) .

Но еще в лесу много разных деревьев . Попробуйте отгадать их названия.

Весной веселит , летом холодит.

Осенью питает, зимой согревает (дерево ) ;

Никто не пугает, а вся дрожит (осина) ;

На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белены, шапочки зелены (береза)

Зимой и летом одним цветом (ель)

Вот какое разнообразие деревьев в лесу . Назовите, какие деревья вы еще знаете ?

(дуб, клен, сосна, рябина, ива) А из каких частей состоит дерево ?

На магнитной доске дети выкладывают дерево и называют его части : корень, ствол, ветви, листья, цветы.

Молодцы, теперь мы пальчики разомнем и вспомним стихотворение о деревьях .

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять - Пальцы сжаты в кулачки, затем

Мы пошли в лес гулять. Отгибают по одному и шевелятся.

Столько видели деревьев , Ритмично сжимают и разжимают

Вот береза, вот кленок, Загибают пальцы по очереди.

Рядом стройненький дубок,

Вот рябина, вот сосна –

Всех согрела их весна . Дети шевелят пальчиками.

Стали листики пускать, Ритмично сжимают и разжимают

Дружно солнышко встречать! Ладони.

Руководитель физкультуры : Ребята, наши приключения продолжаются. Помогите листочкам найти свое дерево . Но Лесовичок вам отдаст листочки после небольшого испытания :

Перепрыгнуть через бревнышко,

Влезть и спуститься с дерева (по шведской стенке за листиком,

Пройти по узкому бревну приставными шагами боком,

Найти с какого дерева листок (каждый со своим листочком выбирает соответствующее дерево - вернуть листочек своему дереву ).

(Стоя каждый у своего дерева , дети самостоятельно выполняют упражнения по желанию)

Лесовичок предлагает поиграть в игру : «Кто быстрее найдет свое дерево » .

На площадке два макета дерева (рябина, береза) . Дети – «листочки» разделены на две группы (по словесному распоряжению ) в соответствии с названиями деревьев . По сигналу : «Дует ветер, срывает листочки!» - дети разбегаются по залу. По команде : «Найди свое дерево - дети бегут к своему дереву , кто быстрее.

Игра «Волшебные елочки» (укрепление мышц спины)

Воспитатель : Ребята, Лесовичок что - то спрятал под кустиком (Достает два конверта, дети открывают и видят разрезанные листочки) . Давайте попробуем их собрать на магнитной доске.

А теперь соберитесь на полянке, Лесовичок спрашивает :

где вы сегодня были и чем занимались? (гуляли в лесу, танцевали с воробушками, отгадывали загадки и т. д.)

Что было легким, а что сложным на занятии ?

Что мы можем рассказать о занятии своим родителям ?

Что больше всего понравилось на занятии ?

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребёнка. Нарушения речи можно исправить только при систематической работе. Во многих дошкольных учреждениях России функционируют логопедические группы, где созданы все условия для преодоления дефектов речи у детей и подготовки их к школьному обучению. В нашем дошкольном учреждении в настоящее время создан лишь логопедический пункт, где детям с тяжёлыми нарушениями речи невозможно оказать полноценную помощь в развитии всех компонентов языковой системы.

В нашем ДОУ на логопедический пункт ежегодно зачисляется 20 детей подготовительных к школе групп с нарушениями звукопроизношения. У большинства детей помимо нарушения произношения наблюдается также недоразвитие фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи. Около 70-80% детей имеют нарушение всех компонентов речи.

У детей с нарушениями речи наблюдаются ослабленное внимание, слаборазвитая мелкая моторика, быстрая утомляемость, замедленность «переключения» с одного вида деятельности на другой. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Диагностика двигательных качеств дошкольников, зачисленных на логопункт показывает, что низкий уровень физической подготовленности имеют около 60-70% детей.

Огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Еще русский физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой, Г.А.Волковой, В.М.Бехтерева свидетельствуют, что «…чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идёт развитие обобщающей функции слова. Так же после проведения работ в области формирования моторной речи, выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на её качестве.

Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются. Поэтому при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.

Авторы, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, С.О.Филиппова – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Они приходят к выводу, что необходимо регулярно использовать систему физических упражнений в старших группах детского сада, что непосредственно будет влиять на подготовку к овладению школьными предметами.

Сопоставив данные исследований известных учёных, логопедов, а также результаты обследования речи и двигательных качеств детей позволили сделать вывод, что коррекционная работа должна строиться с учётом ведущих линий речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого и физического развития ребёнка.

Учитывая изложенные факты, в нашем детском саду деятельность учителя – логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи в рамках коррекционной студии «Радуга здоровья».

Системообразующей единицей работы является комплексно-тематическое планирование, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей. Работа студии рассчитана на учебный год (подготовительная к школе группа), включает 32 занятия. Начало курса занятий – 3 неделя сентября. Интегрированное занятие продолжительностью 30-35 минут проводится 1 раз в неделю в спортивном зале совместно логопедом и инструктором по физической культуре.

Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения.

Выделено 7 этапов занятия (соответствует 7 дорожкам радуги):

1) вводная беседа и разминка.

2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;

3) упражнения на развитие координации речи с движением;

4) лексико-грамматические игры;

5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков;

6) подвижные и малоподвижные игры;

7) релаксация.

Все структурные элементы занятия тесно переплетены между собой и органично связаны одной лексической темой. Речевой материал, используемый на занятиях, доступен в лексическом отношении. В физкультурно-речевых занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление пройденного материала.

В целях глубокого изучения развития каждого ребёнка разработан и проведён мониторинг коррекционной работы (пятиуровневая система). Его результаты показали, что у детей наблюдается положительная динамика по каждому из обследованных параметров (звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь, фонематические процессы, пространственная ориентировка и временные представления, мелкая моторика и общая моторика).

Система работы коррекционной студии «Радуга здоровья» по данным мониторинга утверждена педагогическим советом и входит в образовательную программу ДОУ в раздел «Содержание коррекционной работы».

Данная система углублённой работы с детьми, имеющими нарушения речи, опосредованные отставанием в развитии двигательной сферы может использоваться в коррекционных и массовых садах всех типов, а также при соответствующей адаптации применяться родителями с детьми, не посещающими детские учреждения. Отдельные игры и упражнения могут быть использованы педагогами как физкультминутки или как части других занятий и в индивидуальной работе с детьми.

Календарный план интегрированных физкультурно-речевых занятий.

Лексическая тема

Тема интегрированного занятия

Сентябрь

Обследование речи и диагностика показателей двигательных качеств детей.

Вводное занятие.

«Радуга здоровья».

Детский сад.

«В детском саду».

Осень. Деревья.

«Золотая осень».

Ягоды. Грибы.

«В лес пойдём».

Овощи. Фрукты.

«Собираем урожай».

Перелётные птицы.

«Путешественники».

Домашние животные, птицы.

«День в деревне».

Дикие животные.

«Прогулка в лес».

Наша Родина – Россия. Родной город.

«Наша Родина».

Дом. Мебель.

«Наш дом».

Домашние электроприборы.

«Домашние помощники».

«Зима пришла».

Зимующие птицы.

«Вороны, воробьи, синицы…».

«Любимые игрушки».

Новогодний праздник.

«Новый год».

Зимние развлечения.

«Зимние забавы».

Жители водоёмов.

«Подводное царство».

Человек. Части тела.

«Девочки и мальчики».

Посуда. Продукты питания.

«Ждём гостей».

Одежда, головные уборы, обувь.

«Модники и модницы».

День защитника Отечества.

«Наша Армия сильна».

Профессии.

«Все работы хороши».

Женский день. Профессии мам.

«У мамы руки золотые».

Транспорт. Правила дорожного движения.

«Весёлые путешественники».

Спорт. Здоровье.

«Спорт, здоровье, Я».

Животные Севера.

«Путешествие на Север».

Животные жарких стран.

«Путешествие в Африку».

«Юные космонавты».

Весна в природе.

«Весна на улице».

«На лугу».

Насекомые.

«На солнечной полянке».

Школа. Школьные принадлежности.

«Выпускники».

Обследование речи и диагностика показателей двигательных качеств детей. Мониторинг коррекционной работы.


Конспект интегрированного занятия «Подводное царство».

Занятие «Подводное царство».

Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и

двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.

Познавательные:

Уточнять и обобщать знания детей о подводном мире;

Закреплять в речи названия морских обитателей, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

Коррекционно-развивающие:

Расширять и активизировать словарный запас по теме «Подводный мир»;

Совершенствовать навыки словообразования;

Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

Развивать фонематическое восприятие;

Совершенствовать навыки связной речи;

Учить согласовывать речь с движениями;

Развивать общую и мелкую моторики;

Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

Развивать выразительность речи и выразительность движений;

Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

Воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

Формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: мягкий модуль, скамейки для «подводной лодки»; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы, краба и других морских обитателей; голубое полотно с изображением моря, пальма, жёлтая ткань, зелёные ленты (водоросли); маски акулы и морских обитателей; массажный мячик; ленты на палочках и мячи-фитболы на каждого ребёнка; аудиопособия «Театральные шумы» («Море») и «Ритмическая мозаика» («Аквариум» К. Сен-Санс) А.И. Бурениной, «Десять мышек» («Краб») и «Колыбельные» Е. Железновой.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог низко, одновременно подняв руки вверх, а второй высоко – опуская руки вниз.

1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.

Логопед: Скажите, ребята, кто-то из вас был на море? Что такое море?

(Море – это огромный водоём). Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие. На наших занятиях мы с вами еще никогда не видели подводный мир и его обитателей. И сейчас предлагаем вам отправиться в увлекательное подводное путешествие. Хотите отправиться в удивительное подводное царство?

Инструктор по физ.культуре: Ребята, до моря ещё нужно дойти, поэтому поскорее отправляемся в путь.

Разминка.

Ходьба гимнастическим шагом (ровная дорожка).

Ходьба на носках, руки вверх (по горячему песочку).

Ходьба на пятках, руки за спиной (каменистая дорожка).

Бег змейкой (извилистая дорожка).

Ходьба с высоким подниманием коленей (высокая трава).

Лёгкий бег (под горку).

Ходьба (ровная дорожка).

Ну вот, мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря. (Звучит фонограмма «Море» из аудиопособия «Театральные шумы»). Давайте подышим прохладным морским воздухом.

Дыхательное упражнение «Морской воздух» (плечи поднять, руки развести в стороны – вдох, опустить вниз – выдох).

Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке.

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Логопед: Приглашаю вас занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ на модель кита). Кто же это? (Синий кит).

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

«Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же...(дельфин).

«Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ.

Инструктор по физ.культуре: Ребята, приборы показывают, что мы проплываем рядом с островом. Давайте здесь сделаем остановку. Лодка всплывает на поверхность воды. Выходим на берег острова. Что вы заметили интересного на этом острове? (Дети отвечают, что увидели пальму и кота на ней). Давайте споём для кота песенку.

Игра «Море – суша».

Море Волнообразные движения руками.

А на море – суша Руки кольцом перед собой.

А на суше пальма Кисти прижаты основаниями, пальцы растопырены.

А на пальме кот Показ «ушек кота».

Он сидит Ручки полочкой.

Ой, кто же это плывёт? (Показ на модель акулы). Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Чем питается акула? (рыбами, морскими животными). Акулы могут напасть на человека? (да). Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается.

Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (Нет. У человека нет жабр). Как же можно путешествовать по морскому дну? (Надеть акваланги, водолазные костюмы). Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. - Ой, я что-то заметила среди них. (Показ модели рыбы). Кто это? (Рыба).

4. ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.

Логопед: Давайте поиграем с рыбкой. Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

Упражнение «Вопросы - ответы».

Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).

Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы?».

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы? Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта…)».

Молодцы, отпустим рыбку плавать. Ребята, кто же это катится по морскому дну? (Показ массажного мячика). Да это же морской ёж. Как можно назвать ёжика ласково? (ёжик, ёжичек…). Поиграем с ёжиком?