(9 голосов : 5 из 5 )

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями.

♦ Любите своего ребенка таким, какой он есть!

♦ Не наказывайте своего ребенка! Когда нам плохо, мы не начинаем вести себя лучше, но начинаем врать, чтобы скрыть собственную неудачу.

♦ Доверяйте своему ребенку! Нам не хочется обманывать того, кто нам доверяет, и мы стремимся быть еще лучше, делать добрые дела, совершать хорошие поступки.

♦ Уважайте своего ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.

♦ Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, - так вам будет легче понять друг друга.

♦ Как можно чаще обнимайте своего ребенка (не меньше десяти раз в день), ласкайте его, гладьте по голове. Но делайте это тогда, когда он готов принять вашу ласку.

♦ Когда ваш маленький ребенок предлагает вам помощь, или хочет сделать что-то сам, давайте ему такую воз­можность, даже если вы уверены, что он пока не может справиться с такой сложной задачей, хвалите его за каждую малость, которую он смог сделать.

♦ Хвалите малыша, когда у него что-то хорошо получается, замечайте даже мелочи, в которых он успешен, ведь «доброе слово и кошке приятно», а ради похвалы ребенок будет готов стараться сделать еще больше, еще лучше.

♦ Чаще хвалите своего ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик », «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

♦ Не ругайте своего ребенка за то, что он сделал что-то не так. Найдите в его действиях позитивное намерение, похвалите за то, что он сделал хорошо, а потом скажите, что можно было бы улучшить, - и покажите, как именно (ОСВК).

♦ Разделите для себя в первую очередь отношение к своему ребенку и к его поступкам.

♦ Если научить ребенка говорить родителям о том, что его мучает, и рассказать о том, что вы переживали нечто подобное в его возрасте (а обычно так и бывает), то часть детских страхов отпадет сама собой.

♦ Приучайте ребенка к порядку с полутора до шести лет. Потом это сделать намного труднее.

♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.

♦ Рассказывайте ребенку о своих успехах и неудачах и своих чувствах по этому поводу. Пусть он знает, что родители тоже могут ошибаться и огорчаться этим. Спрашивайте, что происходит у вашего ребенка и что он при этом чувствует.

♦ Будьте всегда на стороне своего ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми и вам пришлось вме­шаться. Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине, используя ОСВК.

♦ Если вы в чем-то не согласны со своим ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине, используя принципы ОСВК.

♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям и пятеркам по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.

♦ Верьте в своего ребенка. Знайте, ваша вера в его силы помогает ему быть успешным.

♦ Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга.

♦ Помните, когда у вас появляется младший ребенок, старший все еще остается ребенком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.

♦ Спрашивайте у младшего ребенка, что он может сделать, чтобы самостоятельно урегулировать конфликт со старшим, что он может сделать, чтобы старшему было приятно и интересно с ним общаться.

♦ Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.

♦ Уважайте территорию каждого из своих детей. Они в равной степени имеют право на неприкосновенность к своим вещам, независимо от возраста.

♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.

♦ Если вам не удается что-то запретить, узаконьте это, но в определенных рамках. Рисовать на стене можно, но только на одной.

♦ Когда мы наказываем детей тем, что запрещаем играть в компьютерную игру, и заставляем вместо этого читать, то чтение становится наказанием, а компьютер сладким запретным плодом.

♦ Научите своих детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.

♦ Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в комнату и т.д.

♦ Помогите своему ребенку усвоить, что он может влиять на свою жизнь. Если его что-то не устраивает, он мо­жет это изменить.

♦ Предоставляйте своим детям возможность самостоятельного принятия решения, доверяйте им и поддерживайте в их выборе.

♦ Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.

♦ Будьте деликатны и бережны со своими детьми. Помните, что родительские предписания - самые мощные установки, которые получает человек и которые могут помогать ему в жизни или, наоборот тормозить его успешность и создавать серьезные проблемы.

♦ Говорите ребенку о том, что вы его любите!

Инна Силенок, психолог

Каждый родитель желает своему ребенку самого лучшего, стремится воспитать его достойным человеком. Но как это сделать? Многие задаются вопросом: "Как счастливыми?" Что же нужно дать ребенку, что нужно в него заложить с самого детства, чтобы он вырос и смог сказать про себя: "Я счастливый человек!"? Давайте разберемся вместе.

Счастливый ребенок - какой он?

Чтобы понять, как вырастить счастливого ребенка, нужно определить, кто вообще такой счастливый ребенок:

  • он чувствует, что его любят всегда, независимо от его деяний;
  • знает, что его всегда защитят;
  • участвует в решении важных вопросов, его мнением интересуются;
  • чувствует, что он уникален и его принимают таким, какой он есть;
  • оптимистичен и радостен;
  • знает свое место в коллективе сверстников, уважает себя;
  • знает, что его родители тоже счастливы.

Воспитываем счастье: с чего начать?

Воспитание ребенка начинается с семьи, а точнее с самих родителей. Именно от них зависит, каким станет их ребенок во взрослой жизни, и даже то, что он привнесет в воспитание уже своих детей.

Знать бы только наверняка, как воспитать успешного и счастливого ребенка. В этом вопросе вам помогут наши советы:

  1. Начните с себя. Не зря фраза "Хочешь сделать мир лучше - начни с себя!" до сих пор пользуется огромной популярностью. Наши дети являются прямым отражением нас самих. Очень часто можно заметить, что, подрастая, дети привносят черты поведения своих родителей в свою повседневную жизнь. Поэтому, если вы хотите видеть своих детей счастливыми, станьте сами такими. Радуйтесь новому дню, ищите красоту во всем, следите за своим здоровьем и настроением, покажите своему ребенку, что эта жизнь прекрасна во всех ее проявлениях.
  2. Стабильное эмоциональное состояние. Очень важно не срываться по любому поводу на членах семьи. Вы как мать должны держать эмоциональную планку всей семьи. С вас берет пример ваш ребенок, никогда не нужно об этом забывать. Поэтому, если вас настигли какие-либо проблемы, переживания или плохое настроение, постарайтесь не выплескивать их на окружающих, а нивелировать негативные проявления.
  3. Поведение ребенка. Всегда следите за изменениями в поведении ребенка. Дети должны быть для нас как открытая книга. И если ребенок стал плохо себя вести, то это неспроста. Все процессы в жизни детерминированы. А это значит, что ребенок вам хочет что-то показать. Стоит детально разобраться в причинах такого поведения, прежде чем принимать меры.

Мнение автора: Жан Ледлофф

В поисках ответов люди часто обращаются к книгам. Многие произведения предоставляют бесчисленное количество советов по воспитанию детей. Однако все ли они так ценны и стоит ли к ним прислушиваться? Проанализируем книгу Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым".

Эта книга не только учит родителей правильно растить своих детей, но и раскрывает общие причины неблагополучия современного общества. Автор книги узрела корень проблем в нашем мире. Если задуматься, то причины всех бед и несчастий, которые преследуют современного человека, кроются в неправильном воспитании. Мы вроде бы стремимся дать ребенку все, в чем он нуждается, но очень часто забываем о самом главном. А даем ли мы ребенку счастье? Умеем ли мы воспитывать счастье в наших детях? Это заложено в каждом из нас, нужно только прислушаться — считает Жан Ледлофф.

"Как вырастить ребенка счастливым" - это книга, основанная на реальном опыте. Автору посчастливилось встретить тех людей, которые смогли воспитать своих детей счастливыми, и это послужило толчком к появлению на свет данного произведения. Книга показывает, что счастье или несчастье берут свое начало там же, где и новая жизнь - с рождения и воспитания детей. Если мы будем правильно относиться к воспитанию наших детей, то дадим им не только психологическое благополучие в дальнейшем, но и сможем сделать большой вклад в развитие мира без насилия и страданий.

Ребенок - личность

Одной из главных составляющих воспитания является принятие ребенка как личности. То есть это не просто тот, кого вы родили, а тоже человек — такой же, как и вы.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и принимают таким, какой он есть. Это придаст ему сил и уверенности в себе. Ведь вы не пытаетесь его изменить, сделать таким, как хочется вам, а работаете над развитием его изначальных качеств.

В связи с этим ни в коем случае нельзя вешать на ребенка "ярлыки". Даже для взрослого человека это является травмирующей ситуацией, а что уж говорить о шаткой психике ребенка. Постоянно говоря детям, что они грязнули, толстяки, дураки и прочее, вы заранее программируете их на соответствие этим словам. Ведь родитель для ребенка — это первый авторитет, и он подсознательно к вам прислушивается.

Если вы хотите в семье воспитывать счастливых детей, то уважайте все, что они говорят и делают. Все их желания и действия должны быть учтены. Поэтому правильным будет прислушиваться к мнению ребенка, особенно в решении семейных вопросов.

Отсюда также вытекает то, что общение с ребенком не должно строиться в системе "командир - подопечный". Важно говорить с ним спокойно и мирно, без ссор, криков и претензий. Поверьте, так дети понимают лучше.

Михаил Лабковский: секреты воспитания

О том, как воспитать счастливого ребенка, Лабковский рассказывает на своих лекциях и семинарах. Этот семейный психолог раскрывает сущность правильного воспитания детей.

Всем известно, что все психологические проблемы личности тянутся из детства. Поэтому психолог рекомендует принять ваше воспитание таким, какое оно есть. Ваши родители воспитали вас так, как они могли и считали нужным на тот момент. Это вы исправить уже не можете. А вот не допустить тех же ошибок в воспитании своих детей вполне реально.

Михаил Лабковский также делает упор на преобладание таких понятий, как стабильность, комфорт, доверие. Он считает, что в первую очередь это должен ощущать ребенок в семье. Сделайте так, чтобы малыш не боялся вас, покажите ему, что его проблемы существенны для вас, и вы поможете ему их решить.

Еще один важный аспект, который затрагивает психолог — это наличие в семье нескольких детей. Категорически запрещено говорить старшим детям, что они уже взрослые. Это расценивается детьми как посыл того, что их больше не любят. Ребенок всегда остается ребенком для своих родителей, давайте ему это чувствовать.

  1. Поступок и ребенок. Всегда необходимо оценивать или критиковать определенный поступок ребенка. Нельзя переносить оценку действий на всю личность ребенка. Вместо "Ты плохой" нужно сказать "Ты поступил плохо".
  2. Зрительный контакт. Общаться с ребенком нужно на его уровне, чтобы он видел ваши глаза. Ни в коем случае не обращаться "с высоты своего роста".
  3. Реакция родителей. Ребенок всегда наблюдает за вашей реакцией. Исходя из этого он строит свое поведение. Покажите ребенку, как правильно реагировать на ту или иную ситуацию, и это существенно облегчит ему жизнь в будущем.
  4. Помощь детей. Всегда принимайте оказываемую детьми помощь. Пусть в итоге выйдет не совсем так, как вы хотели, зато ребенок почувствует себя значимым в вашей жизни.
  5. Самооценка. Чтобы сформировать у ребенка правильную самооценку, всегда показывайте, что у него все получится, он со всем справится. Создавайте ситуации успеха для него, чтобы вселить уверенность в своих силах.
  6. Ответственность. По мере взросления необходимо перекладывать ответственность на ребенка. Например, если школьник не сделает уроки, не нужно делать их за него. Дайте понять, что любой поступок имеет результат, хоть и не всегда приятный.
  7. Модель поведения. Будьте для своего ребенка образцом. Покажите ему, как правильно выстраивать отношения с окружающими. Кроме того, дети очень часто перенимают модель построения семьи и воспитания от своих родителей.

Богатство, счастье и успех

Кроме психологического благополучия многие родители хотят для своих детей и материальной обеспеченности. Однако ребенок, по их мнению, сам должен всего добиться и не сидеть на шее у взрослых. Отчасти доля логики в этом есть. Конечно, родители всегда будут помогать своим детям, но они и сами должны научиться себя обеспечивать. Итак, как же воспитать ребенка богатым, счастливым и успешным?

Для начала ребенка нужно познакомить с финансовой стороной жизни. Таким образом он поймет, что такое деньги, как они зарабатываются и как ими нужно распоряжаться.

Для этого необходимо говорить с ребенком о деньгах, зачем они нужны, откуда берутся и как лучше их тратить. Не думайте, что ваше дитя станет думать только о материальных ценностях. Воспитание должно быть всесторонним.

После знакомства с деньгами желательно поиграть в игры, связанные с этой стороной жизни. Например, придумывать вместе способы заработка, корректируя при этом стремления ребенка. Или же можно играть в настольные игры, относящиеся к бизнесу.

Не стоит ограничивать вашего ребенка в мечтах, какими бы они ни были. Со временем ребенок сам расставит нужные приоритеты, а пока главное - не отбить у него стремление добиваться поставленных целей.

Взгляд специалиста: Екатерина Буслова

Книга написана как бы от лица ребенка, который обращается к своим родителям. С помощью этого приема автор показывает, что после прочтения книги вы сможете лучше понять своего малыша.

Вся информация представлена в виде подсказок-обращений для родителей.

Ключики-подсказки

Екатерина Буслова приводит в своей книге "Как воспитать счастливого ребенка" 9 подсказок родителям:

  • Ключик 1-й: "Объясняй мне разные вещи".
  • Ключик 2-й: «Умей говорить мне "нет"».
  • Ключик 3-й: "Разговаривай со мной".
  • Ключик 4-й: "Позволяй мне совершать ошибки".
  • Ключик 5-й: "Хвали меня за хорошее".
  • Ключик 6-й: "Говори мне, что любишь меня".
  • Ключик 7-й: "Смейся и веселись со мной".
  • Ключик 8-й: "Рассказывай мне про разные вещи".
  • Ключик 9-й: "Проявляй ко мне уважение".

Баловать ли детей?

Многие родители считают, что для того чтобы вырастить счастливого ребенка, его нужно баловать как материально, так и эмоционально. Ведь неизвестно, сколько еще испытаний будет на его жизненном пути, а в детстве можно и побаловаться. Другие, напротив, слишком строги со своими малышами, подготавливая их таким образом к суровой жизненной реальности.

Но как воспитать счастливого ребенка? «Баловать нельзя контролировать» - здесь каждый родитель ставит запятую там, где сам посчитает нужным. Однако во всем важна золотая середина. Нельзя быть слишком строгими к своим детям, но избаловывать тоже ни к чему. Гораздо конструктивнее будет объяснять ребенку каждое свое принятое решение по поводу очередного желания вашего чада.

Методика воспитания счастливых детей

Психологами сформулирована примерная методика того, как воспитать детей счастливыми.

Первое, что необходимо делать родителям, это уделять внимание развитию своих детей: читать с ними книги, разговаривать, объяснять, играть в развивающие игры. До 5 лет нужно развивать у детей внимание, память, мышление, восприятие и речь. Хорошо развитые психические функции станут залогом успеха в будущем.

Важным также является поощрение любознательности. Если ребенок хочет попробовать все и сразу, разрешите ему это сделать, а затем помогите с выбором того, чем же он все-таки хочет заниматься.

Ребенок-оптимист

Оптимисты - это люди с позитивным отношением к жизни, они все оценивают через призму хорошего. Такие личности становятся успешными и счастливыми. Но как воспитать детей счастливыми оптимистами?

  1. Уделяйте время простому дружескому, теплому общению с ребенком.
  2. Сведите к минимуму количество наставлений и требований.
  3. Позвольте ребенку быть самостоятельным.
  4. Не говорите слово "нельзя", оно выражает только негативную установку.
  5. Чаще ищите повод похвалить вашего ребенка и радоваться за него.
  6. Не сравнивайте своих детей с другими.
  7. Позвольте детям совершать ошибки и помогайте в их исправлении.
  8. Не лишайте ребенка детства в погоне за стандартами.
  9. Сотрудничайте со своим ребенком.

Консультация детского психолога

Если родители сами не справляются с воспитанием своих детей, то целесообразно будет обратиться к детскому психологу. И не нужно этого стесняться, это вполне нормально! Напротив, ваше стремление воспитать своих детей правильно — похвально.

На консультации психолог поможет осознать ваши модели поведения, возможные проблемы в системе детско-родительских отношений. Также специалист сумеет эффективно скорректировать ваши методы воспитания детей.

Бить или не бить? Как носилие порождает новое насилие. Воспитание начинается с любви?

В представленном материале родители могут познакомиться с первыми " уроками морали".

Так же родители могут узнать о типах личности ребенка: чувствительный ребенок, авантюрный ребенок, умник, обязательный ребенок.

как правильно наказывать своих детей.

Какова роль внушения при воспитании ребенка и что такое внушаемость. Какие они" внушаемые дети"?

Представлены общие советы по воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям по воспитанию детей

  • Бить или не бить - вот в чем вопрос.

НАСИЛИЕ порождает новое НАСИЛИЕ

Ясно одно: даже «легкий шлепок» не годится в качестве воспитательного средства. Битье вызывает у детей ту же реакцию, что и у нас, взрослых. Мы отрицательно относимся к тем, кто по отношению к нам применяет насилие. Насилие порождает ответное насилие - железный закон. Малыши - даже если по ним сперва ничего не заметно - тоже мечтают о мести. И находят способы отплатить родителям. Например, провоцируя их. Это делал старший сын той моей знакомой. Он каждый день забивал унитаз туалетной бумагой - и каждый раз получал за это по рукам. Наконец вышедшая из себя мать задала ему настоящую трепку. В тот же вечер он снова забил унитаз бумагой.

При этом родители вовсе не хотят бить ребенка. Во время опроса 67% матерей и отцов заявили, что для них побои не являются воспитательной мерой. Тем не менее, 44,6% подростков сообщили, что часто получали оплеухи, 30,8% помнят, что дело хотя бы раз доходило до побоев. Лишь 18% указали, что их никогда не били. Таким образом, многие родители дают волю рукам, хотя считают это неправильным. Часто они испытывают из-за этого чувство вины. Матери говорят, что они бьют детей потому, что не знают, как поступить. Или действуют под нажимом собственной матери (или мужа), настаивающих: «За эти дерзости надо его (ее) крепко проучить». Проверим себя: когда мы особенно рискуем сорваться? Обычно тогда, когда чувствуем свое бессилие, срываем свое раздражение на ребенке, который довел нас до белого каления. То, что родители могут иногда выйти из себя, -нормально. То, что в состоянии аффекта возникает желание «крепко врезать» этому маленькому извергу, - по-человечески можно понять. Но никак не принять. Мы чувствуем это по жгучему стыду и огорчению, которые охватывают нас из-за того, что мы не смогли сдержаться - даже если это был «всего лишь» шлепок. Самое меньшее, что потом можно сделать, это попросить прощения. Надо учиться как-то обуздывать свою ярость. Я, например, мысленно считаю до десяти - пока пик озлобления не пройдет. Одна из моих подруг яростно стирает, пока ей самой не станет смешно. Помогает также, если на какое-то время выйти из комнаты.

Часто все усугубляется тем, что нервы у нас и так уже на пределе. Потому что поссорились с мужем... Потому что измучили тяжелые проблемы и мы не знаем, что делать с нашими страхами и заботами. В таких случаях срывы случаются чаще.

НЕПОСЛУШНЫЕ хотят внимания

Семья - очень чувствительная структура. Каждый влияет на других, чувствует настроение других. Если в доме что-то не ладится, то это замечает и ребенок. Он становится строптивым - и тем самым еще больше раздражает родителей: им кажется, что они вообще уже ни с чем и никогда не смогут справиться.

Разумеется, отказ от побоев не означает, что детям все должно сходить с рук. Надо установить определенные границы и следить, чтобы они соблюдались. В рискованных ситуациях надо действовать решительно: на улице взять непослушного ребенка за руку, как бы он ни сопротивлялся, двухгодовалого малыша, который дергает других за волосы, увести, даже если он будет реветь. Отличие от битья: я не унижаю ребенка оскорблением, а изменяю ситуацию - это продолжается до тех пор, пока он не поймет, что надо отказаться от нежелательного поведения.

Мать удирающих мальчишек могла бы объяснить им, что позволит ходить в сад лишь в том случае, если они не будут убегать на улицу. Если же они все-таки убегут, не выпустит больше их из дому. Это должно повторяться до тех пор, пока они не станут соблюдать уговор. Одновременно матери следует поразмыслить, что скрывается за этой провокацией. У детей, которые злят родителей, всегда есть какое-нибудь скрытое желание, например, они хотят, чтобы им уделялось больше внимания. Так, упомянутая мать подрабатывает в качестве няни. На своих времени почти не остается. Тем не менее она могла бы выкроить часок в день, посвящаемый играм и общению только со своими мальчиками. Это покажет им: не надо каждый раз что-нибудь вытворять, чтобы добиться внимания мамы.

  • Воспитание начинается с любви

Сначала главным кажется здоровье. «Доктор, - вопрошает начинающий родитель, - с моим ребенком все в порядке? Он не болен?» Немного привыкнув к малышу, к новому распорядку жизни, в первые месяцы после рождения мамы и папы продолжают сгорать от нетерпения, беспокойства и радостного любопытства: когда улыбнется первый раз? вовремя ли научился переворачиваться? как, он уже должен сидеть сам? Дождемся ли наконец первых робких шагов, первых понятных слов?

Затем вопросы усложняются, становятся почти философскими размышлениями: а каким он будет, мой ребенок, когда вырастет, выйдет ли из него порядочный человек... Трудно в это поверить, но способность сопереживать, умение поступать бескорыстно закладывается в самом раннем детстве. То, что в будущем будет определять поведение человека - доброта, щедрость, открытость души - все это берет начало из тех нехитрых занятий малыша, центром, смыслом которых неизменно является он сам.

Мораль: гены или воспитание? Младенцы не отделяют себя от окружающего мира. Не в этом ли кроется причина того, что некоторые новорожденные начинают плакать при звуке плача другого ребенка? Возможно, такой «рефлекторный» плач означает дар восприятия чужого страдания, примитивную форму сопереживания уже у самых маленьких детей. Это также наводит на размышления о том, что некоторые принципы морали закладываются с самого рождения. Ученые давно установили: отзывчивые родители воспитывают в большинстве случаев добрых и внимательных детей. Один из недавних экспериментов американских психологов, в котором участвовали дети первых лет жизни, показал, что близнецы в большей степени, нежели двойняшки, проявляют аналогичную наклонность помогать людям. Объяснение этому явлению предлагается самое простое: близнецы имеют более близкий набор генов. Значит, становление личности находится в компетенции самой Природы, а воспитание лишь корректирует властный почерк Создателя... Однако эксперты полагают, что говорить о «плохих» и «хороших» генах было бы неверным. Скорее всего гены влияют на «рисунок» химических процессов, протекающих в мозге, который, как известно, отвечает за поведение человека.

И все-таки гены - это всего лишь часть сложного процесса формирования характера. Знакомство ребенка с этическими нормами поведения в обществе было и остается прерогативой родителей. Ведь даже младенцы, которым не под силу воспринимать долгие лекции о морали, невольно впитывают в себя жизненные правила задолго до того, как они сами - и даже их родители - начинают это осознавать.

Учите брать, отдавая

Первые уроки морали просты и естественны. Посредством ставших классикой нашей жизни игр «в куличики» и «в прятки» родители передают ребенку сложный комплекс правил - умение планировать свои действия, подчиняться очередности. Когда кроха видит, как его нежное «агу» повторяют любимые мамины губы, учится синхронизировать взгляды с родителем, он получает в наследство наиважнейшую мудрость общения с окружающими. Такого рода общение, когда не только берешь, но и отдаешь, является основным принципом морали. Иными словами, золотым правилом каждого родителя должны быть слова: поступай с другими так, как желаешь, чтобы поступали с тобой. Малыши, для которых привычны объятия, внимание, забота проявляют больше склонностей к внимательному и заботливому поведению. Дети, выросшие в атмосфере эмоционального голода,недополучившие в раннем детстве положенной квоты тепла и ласки, чаще оказываются биологически неспособными сопереживать, проявлять сострадание, им труднее устанавливать дружеские и личные контакты. Исследования мозга ребятишек, испытывающих очевидный дефицит участия со стороны взрослых, дали такие результаты:отдел головного мозга, отвечающий за способность к эмоциональным привязанностям, так никогда и не достигает своего нормального развития. Малыши, по отношению к себе испытавшие жестокость, демонстрируют склонность ударить или оскорбить плачущего ребенка. Учась ползать, а затем ходить, маленькие исследователи окружающего пространства приобретают представление о своих месте и роли в этом мире. К двум годам малыши горячо радеют за последовательность в поступках и совершенно не выносят нарушений их собственных «правил». Такой блюститель законов может, например, буквально прийти в ярость, если перед выходом на прогулку сначала наденете на него шапочку, а затем перчатки, а не наоборот, как он привык.

Социальная справка: стыд, гордость или...

Вместе с тем дети непрерывно проверяют, испытывают границы их нового мира. Чаще всего при помощи родителей. Малыш полутора лет скорее всего будет ждать руководства матери или отца, окажись он в незнакомой ситуации. Эксперты называют это «социальной справкой», которая помогает ребенку не только сориентироваться в конкретной незнакомой ситуации, но и сформировать моральные эмоции гордости и стыда. Гордость - это настоящее торжество духа, награда за правильный поступок или поведение. Ярчайшие знаки такого переживания - широкая улыбка, слегка выпяченная грудка. Ощущение стыда, с другой стороны, возникает тогда, когда ребенок создает мысленные образы неодобрительного вида родителя. Чувство стыда - непременная часть процесса взросления, оно укрепляет понятия о том, что некоторые типы поведения просто недопустимы. Если маленький ребенок не испытал чувства стыда к 2-3 годам, в дальнейшем можно ожидать самых немыслимых проблем - так считают американские психологи.

Багаж нашего детства

Наконец, приходит умение говорить. В этот период родителям следует особенно тщательно заняться обучением позитивному - хорошим манерам, стремлению к альтруизму. Говоря малышу «давай скажем друг дружке спасибо», вы одновременно покажите ребенку пример хорошего тона и равноценность сторон в вашем маленьком сообществе с ним. Такие совместные усилия более эффективны по сравнению с откровенными командами. Как только дети учатся имитировать речь и жесты взрослых - они начинают копировать и поступки, перенимать моральные установки взрослых. Здорово иметь перед собой хороший пример! А что делать малютке, который слышит, как мать в очередной раз просит бабушку сказать кому-то по телефону, что ее нет дома? Не ленясь говорить супругу или супруге «спасибо» и «пожалуйста» так часто, как это только возможно, вы наверняка зароните семена вежливости в сознание сына или дочки, которые дадут прекрасные всходы. Когда речь идет о воспитании ребенка, уроки в школе морали проводятся ежедневно, без выходных. Ведь детские годы никогда не кончаются - моральный багаж первых лет остается с человеком на всю жизнь!

  • Типы личности ребенка

Если вы сможете определить, к какому типу личности относится ребенок, вам будет легче понимать друг друга.

Каждый ребенок - уникальный, неповторимый, каждый отличается от других. И тем не менее некоторые дети похожи друг на друга в гораздо большей степени, чем остальные. Они предпочитают одни и те же игры, у них похожие увлечения, похожее отношение к порядку, спорту, домашним заданиям, они примерно одинаково реагируют на стресс, радость или ссору. То, что у детей сходный или сильно различающийся тип поведения, зависит не от возраста или степени родства, а от типа личности.

Различают четыре основных типа: впечатлительная, чувствительная натура; здравомыслящий, обязательный ребенок; эмоциональный авантюрный тип и стратегически планирующий свои действия умник.

Сам по себе каждый тип логичен и представляет собой вполне нормальное явление. Школьный психолог Кристина Каниал-Урбан разработала эту детскую типологию в ходе своей многолетней практики, опираясь также на опыт, накопленный американскими исследователями. При этом надо иметь в виду, что в чистом виде данные типы практически не встречаются. Иногда это смешанные формы (в частности, чувствительной натуры и обязательного ребенка), но обычно налицо заметное преобладание одного из типов. Стоит выяснить, к какой группе относится собственное чадо. Это поможет лучше оценить своего ребенка, его способности, его слабые стороны и с большей чуткостью учитывать их. К примеру, то, что хорошо для авантюрного типа, может не подойти для умника. То, что обязательному ребенку необходимо для его безопасности, чувствительной натурой воспринимается уже как ограничение. Важно принять как должное то, что ваш ребенок относится к данному основному типу личности, не пытаться переделать его. Это все равно не удастся, но будет иметь серьезные последствия. Для ребенка хуже всего, если его воспитание будет противоречить типу его личности, ведь тем самым он как бы получает послание: то, что ты такой -ненормально. Это смущает ребенка и может даже довести до болезни. Воспитание в соответствии с типом личности, напротив, поможет ребенку оптимально развиваться, укреплять свои сильные стороны, обрести чувство уверенности и защищенности. Это особенно важно, когда возникают большие и маленькие кризисы: проблемы с друзьями, в школе, разлука с родителями, утрата любимого человека.

Мы опишем четыре типа личности в их основных проявлениях и укажем, как лучше обращаться с ребенком соответствующего типа.

Чувствительная натура

ЧТО ТИПИЧНО. Это коммуникабельный ребенок, чуткий, с развитой интуицией. Ему нужна близость с другими людьми, с семьей, со сверстниками. Он хочет тесно общаться с ними, заботиться о других, одаривать их. И больше знать о них. Какой женщиной была моя прабабушка? Как жил мой дедушка, когда был маленьким мальчиком? Никакой другой тип не интересуется так сильно тем, каковы другие люди (в первую очередь члены семьи), как они себя чувствуют.

Дети, относящиеся к этому типу, восторгаются сказками и разными историями, поэтому они замечательные слушатели и хорошие рассказчики. Обычно они рано начинают говорить, очень способны в обучении иностранным языкам. В ролевых играх они полностью погружаются в свою роль. То же относится к миру фантазий. Не следует оставлять их одних у телевизора: они настолько отождествляют себя с действующими лицами, что в драматические моменты действия нуждаются в поддержке. Дети этого типа очень хотят быть любимыми и ценимыми, им постоянно необходимо подтверждение того, что они представляют собой нечто особенное, ценное.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Чувствительной натуре трудно проводить границу между Я и ТЫ. Они - "сливающиеся", буквально перетекают в любимого человека. Это подвергает их опасности отказа от собственного Я и полного растворения в личности другого - потому что они считают хорошим то, что считает хорошим любимый ими человек. Из-за этого они легко забывают о собственных потребностях. В семьях, которые придают большое значение спорту и другим активным занятиям, ребенок, относящийся к типу чувствительной натуры, часто чувствует себя беспомощным. В таком случае ему нужен единомышленник из взрослых, разделяющий его склонности.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Он еще больше, чем обычно, ищет близости с другими, буквально цепляется за них. Некоторые реагируют эмоциональными взрывами, плачут и рыдают. Другие уходят в себя, страдают молча. Многие еще больше погружаются в мир своих фантазий.

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

В будни и в кризисы: чувствительной натуре нужен человек (кто-нибудь из родителей, дедушка или бабушка), который давал бы простор и пищу его воображению, его характерным качествам. Рассказывал бы ему сказки, занимался рисованием, посвящал в историю семьи. Такому ребенку необходимо признание его дарований, его эстетического чутья (красивые одежды!) и время для мечтаний. Высмеять фантазера - значит, нанести ему глубокую обиду. Обычно такие дети хорошо чувствуют себя в школах, уделяющих особое внимание развитию творческих способностей учеников. Они нуждаются в утешении, уверенности и как можно большей близости. Особенно в кризисных ситуациях. Если эта повышенная потребность в близости не удовлетворяется, кризис усиливается. Важна также чуткая индивидуальная похвала ("Как замечательно ты это сделал!"). Помогают также истории о разрешении каких-либо проблем, в которых ребенок того же возраста справляется с аналогичным затруднением.

Авантюрный ребенок

ЧТО ТИПИЧНО. Ему часто не хватает времени, потому что мир так увлекателен, полон приключений, испытаний на смелость. Авантюрным детям требуется активность - чуть ли не круглые сутки. Они - увлекающиеся, коммуникабельные натуры, познающие мир всеми своими чувствами. Идеально справляются с неприятностями, не боятся рисковать, охотно экспериментируют. То, что перестало их интересовать, они просто бросают. Неудивительно, что в их детской комнате часто царит хаос. Там рядом с компьютерной игрой может лежать всякий хлам.

У них сильна потребность в движении, они с аппетитом едят, открыто проявляют свои эмоции. Их проблемы: время (часто опаздывают), деньги (не умеют обращаться с ними) и школа. В школе им скучно, поэтому они мешают занятиям и часто выступают в роли клоуна класса. Домашние задания либо не выполняют, либо выполняют поверхностно.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. В семье, придающей большое значение порядку и контролю, авантюрному ребенку приходится несладко, потому что он вечно вызывает неудовольствие. Поэтому такой ребенок больше всего страдает и от нашей школьной системы.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Еще большим беспокойством. Стремление к движению превращается в беспрестанную активность, потребность в стимулах - в перевозбуждение, многообразие интересов - в импульсивность. В затруднительных ситуациях такие дети часто теряют столь важное для них чувство самосохранения, при малейшем разочаровании впадают в буйную ярость. В конечном итоге такой ребенок может испытыватьтрудности в общении с детьми).

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Давать волю до определенных пределов -элементарное требование применительно к авантюрному типу. Обязательные правила и твердое руководство настоятельно необходимы, равно как и контакты со сверстниками (даже если авантюрный ребенок, относящийся к типу "Я", стремится к независимости). В случае возникновения проблем в школе надо не запрещать, например, спортивные занятия, а уделить больше внимания режиму и порядку. Такие дети нуждаются в ком-то, кто вместе с ними убирал бы в комнате, организовывал бы рабочее место, показывал им. как можно дать приемлемый выход приступам ярости - например, с помощью груши для тренировки боксера, активных физических упражнений

Ребенок Умник

ЧТО ТИПИЧНО. Обычно весьма разумный и всегда поступающий обдуманно - тип интеллектуального ребенка. Он всегда задает дополнительные вопросы, хочет знать все досконально, стремится понять мир, чтобы чувствовать себя уверенно. Какие-либо групповые действия и буйные игры в составе команды для него обычно не очень привлекательны, он больше предпочитает общаться с другом, подругой. Или с компьютером. В его комнате на первый взгляд царит хаос, но, в отличие от авантюрного типа, он сразу находит то, что нужно, потому что у него свой собственный порядок. Дети-умники очень рано начинают вести себя как взрослые, иногда не по годам разумны. Им нравится участвовать в размеренной беседе и поэтому они охотно присоединяются к взрослым. Они ориентируются на результат, преследуют самостоятельно поставленные перед собой цели. К самим себе предъявляют высокие требования, стремятся достичь большего.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Ребенок-умник не владеет искусством угождать, поэтому он часто выглядит высокомерным, холодным, легко становится аутсайдером. При всем при том это чрезвычайно ранимый ребенок.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Обычно высшее правило у детей этого типа - сохранять невозмутимость. В трудные периоды они становятся еще более рассудительными, не дают воли эмоциям. Показательно, что, например, после развода родителей такие дети по-прежнему ведут себя хорошо, однако их спокойствие лишь напускное, в эмоциональном же плане они обедняют себя. В результате они утрачивают контакт с самими собой и своими близкими. Чувствуя какую-то угрозу для себя, дети-умники реагируют на нее - совершенно неожиданно для других - крайне эмоционально, вплоть до приступов ярости. При неудачах, например в школе, они легко теряются, пытаются добиваться еще большего совершенства, что может превратиться в навязчивое состояние.

ПРАВИЛЬНЫИ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

С детьми-умниками выражения типа "Ты сейчас же сделаешь это, потому что я так хочу" вряд ли помогут чего-либо добиться. Чем старше они становятся, тем меньше можно рассчитывать на авторитет, поскольку они считают решающей инстанцией самих себя. Тому, кто хочет, чтобы они что-то сделали, надо убедить их. Они руководствуются только пониманием. В случае неудач в школе такой ребенок настоятельно нуждается в поддержке. Важно снова и снова подчеркивать его способности, подкреплять его уверенность в себе - и разъяснять ему, что ошибки тоже важны, что без них было бы невозможно двигаться вперед. В случае эмоциональных затруднений родители могут деликатно поддержать ребенка, заводя разговор о собственных чувствах. К примеру: "Я очень огорчена этим и думаю, что ты испытываешь то же самое". Скорее всего, он будет смотреть в сторону, скривив рот. но этого достаточно. Не следует ожидать от него большей демонстрации печали.

Обязательный ребенок

ЧТО ТИПИЧНО. Он в совершенстве владеет искусством быть полезным. Чувство принадлежности к семье тоже является высшей ценностью. Такие дети стремятся добиться большей близости тем, что делают (в отличие от типа чувствительной натуры) что-нибудь осмысленное, практичное, охотно помогают по дому, берут на себя определенные обязанности (например, накрыть на стол), но больше любят делать что-либо вместе с матерью или отцом.

Ужасно переживают, если их не похвалят. Хорошо приспосабливаются к школьной системе с ее правилами, поскольку у них нет проблем с дисциплиной, усердием,порядком. Трудности возникают, когда в свободный час им надо самим выбирать себе занятие. Это реалистически мыслящие дети, способные добиваться выдающихся результатов. Они любят семейные праздники, им интересно, как ведут себя родственники.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Распо-ложением обязательного ребенка нередко злоупотребляют, поскольку он всегда готов помочь. В трудных обстоятельствах или после развода он легко входит в роль заменителя одного из родителей. Такой ребенок склонен некритично, без должного осмысления, перенимать правила и мнения других людей. Тот, кто слишком рано ожидает от него самостоятельности, тем самым ставит перед ним непосильную задачу. В семьях без четкого распорядка дня, без постоянного времени приема пищи, устойчивых ритуалов такой ребенок чувствует себя беспомощным, ему нужен ясный порядок.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Старается быть еще более послушным. Обязательный ребенок ведет себя невероятно хорошо, из страха выполняет все действительные или даже воображаемые требования. Цепляется за ритуалы что может довести его до навязчивых состояний, но может и угрожать: "Если мне нельзя включать компьютер, уйду к папе!"

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Обязательный ребенок особенно сильно нуждается в обратной связи, похвале, подтверждении его способностей - и в постоянных вопросах о том, чего ему хотелось бы. В трудные периоды это особенно необходимо. Хорошо предлагать ему различные варианты - на выбор. Родителям следует давать ему больше указаний о том, как ему поступать в жизни. Не предъявлять к нему чрезмерных требований в отношении самостоятельности. Разумно, если он будет выполнять домашние задания по частям и так, как объяснила учительница. Там, где велик удельный вес свободных занятий, такой ребенок обычно чувствует себя неуверенно.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА www.kid.ru

Наказывая, подумай: зачем наказываешь?

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Если сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывай!
  1. Никакой «профилактики» наказаний, наказаний «на всякий случай».
  1. Одно наказание – за все проступки сразу, а не за каждый по очереди. Салат из наказаний – не блюдо для детской души!
  1. Наказание – не за счет награды за заслуженное. Никогда не лишайте ребенка похвалы и награды за заслуженное. Никогда не отнимайте подаренного! Отменять можно только наказания. Хороший поступок в плохом не виноват!
  1. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало!
  1. Ребенок не должен бояться наказания, он должен больше бояться не вашего гнева, а огорчения. Если отношения с ребенком нормальные – ваше огорчение для него наибольшее наказание, если не будет слишком частым.
  1. Наказание не должно нести унижения. Оно не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение его человеческого достоинства.
  1. Наказан – значит, прощен в полном смысле слова. Страница перевернута, и не мешайте воспоминаниями о плохом жить ему и себе.

Ребенок, обойденный вниманием, часто старается привлечь внимание равнодушного родителя любым поступком, вызвать ненависть, которая для него легче, чем равнодушие. При дефиците любви наказанием для ребенка становится сама жизнь, и тогда наказание ищется им как последний шанс на любовь. Иной больше поверит данному сгоряча шлепку, чем словам и поцелуям.

Внушаемость – ворота души, открытость другому, способность верить. Начинаясь с инстинктивного подражания, с «заражения» чувствами и непроизвольного подчинения – как у животных, внушаемость связывает и согласует вновь прибывшее существо с окружающими, делает ребенка человеком своего места и своего времени. Но внушаемостью человек не исчерпывается, не заканчивается, а лишь начинается.

При внушении:

  1. Давайте себе время. Не веди себя с ребенком, как саморазрядный автомат, не давая себе времени оглянуться и подумать. Научитесь выдерживать паузы. Сначала – ориентация, потом – реакция. Дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность действует на них внушающим образом. «Лучше ничего не сказать, чем не сказать ничего».
  1. Давайте ребенку время. Ребенок не автомат.
  1. Не внушайте отрицательное. Внушайте положительное.
  1. Каждый день с ребенком начинать с радостью, заканчивать с миром.
  1. Не внушайте нереальное. Сказки нужны, но знание жизни еще нужнее.
  1. Будьте уверены. Без уверенности в себе, в своей правоте нельзя воспитывать человека.
  1. Не бойся проиграть в борьбе умов, важно, чем закончиться встреча душ.
  1. Давая пример ребенку, думайте о безупречности образца, но и о духе взаимоотношений. Если они доверительны, искренни с обеих сторон – ребенок возьмет от образца все лучшее.
  1. Уважайте тайну. Труднейшее искусство дистанции.
  1. Учитывайте состояние ребенка.

У внушаемого судьба особенно зависит от того, кому он поверит, кого полюбит, кому отдаст душу. Воспитывается не тот, кого любят, а тот, кто любит.

«Для жизни, для поддержания нашего духа нам нужна наша собственная любовь к детям. Для воспитания нам надо, чтобы дети любили нас. А точнее – чтобы они любили хоть кого – нибудь, чтобы они вообще были способными любить».

Общие советы для родителей.

  1. Если хочешь, чтобы ребенок уважал вас, уважайте его сами. Признавайте в каждом ребенке личность.
  1. Критикуя поступки ребенка, не переходите на личность. Осуждайте поведение, а не ребенка.
  1. Не требуйте от ребенка того, что не соответствует его возрастным или индивидуальным возможностям.
  1. Если есть необходимость в «проработке» ребенка, связанный с назиданиями и упреками, помните, что они действенны только в течение 2 – 3 минут.
  1. Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и обещание «больше так не делать». Это всегда или фальшь, или унижение, которого ребенок чаще всего не прощает, особенно если это унижение ты заставил его пережить публично.
  1. Увидев, как ваш ребенок вздрагивает при внезапном громком звуке или при движении вашей руки – родитель, испугайся и задумайся!
  1. Ваша тревожность, уныние, депрессия, страх передаются ребенку, ваша взрывоопасность заразительна.
  1. Умейте слушать детей. Не торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.
  1. Учите ребенка делать бескорыстные подарки, если хотите сами получать от него их в старости.


Быть хорошими родителями – нелёгкое дело, поэтому миллионы супружеских пар изучают различные книги и пособия о том, как правильно обращаться со своим ребёнком. Применяя 12 советов по воспитанию детей, многие мамы и папы уже достигли успеха. Итак, в чём кроется их секрет? Каким правилам они следуют, чтобы создать гармоничные отношения со своими чадами?

1. Терпение на пределе – это нормально

Как часто бывает, что дети не обращают внимания на замечания родителей, а иногда даже яростно сопротивляются их наставлениям. Когда наступает критический момент, мамы и папы опускают руки – уступают ребёнку. Поступая так, они хотят сохранить мир, проявляя терпение, хотят быть «хорошими родителями». Но тем самым родители утрачивают свой авторитет – если дети хорошенько нажмут, то под давлением получат желаемое.

Важно помнить, что потерять терпение может каждый, все мы люди и каждый может выходить из себя, в этом нет ничего плохого. Сдержать гнев и раздражение на самом деле сложно, особенно, если дети всё делают как будто бы на зло. Чадо должно понимать, что вам не нравится такое поведение, вы не можете пойти на поводу у сына или дочери. Позвольте вашим эмоциям проявляться, а не затаивайте их внутри себя, давайте ребенку и себе понять, что вы не согласны с ситуацией. Накопившийся негатив впоследствии обязательно найдёт выход, только тогда могут пострадать все члены семьи, а дети больше всего.

2. Научите ребёнка радоваться игрушки, а не подсчитывать ее цену

Приобретая дорогостоящую игрушку для малыша, родители нередко просят относиться к ней с особым трепетом, постоянно напоминая о том, сколько она стоит. Но для ребёнка это не имеет значения, ведь он ещё не может оценивать вещи и предметы, исходя их денежных затрат.

Понимание ценности денег к нему придёт позже, а когда дети маленькие, им одинаково интересно играть как с простыми безделушками, так и дорогими игрушками . Даже игра с простым листом бумаги или пакетом иногда им кажется более увлекательной, чем с радиоуправляемым вертолётом.

3. Наказание – проявление любви

Считаете ли вы себя плохими родителями, если вам приходится наказывать детей? Когда сын или дочка совершают глупые поступки, вы имеете право сердиться на них, а значит, и наказывать. Порицание – это любящая мера, без него ребёнок не научится видеть границы дозволенного.


Благодаря своевременному наказанию дети начинают понимать, что у каждого их действия есть свои последствия , они вырастают людьми, умеющими отвечать за свои поступки. Помните, что быть хорошими родителями – совершенно не означает, что нужно смотреть сквозь пальцы на плохое поведение своего чада и всё ему позволять.

4. Не бойтесь отказывать

Как приятно отвечать утвердительно на все просьбы малышей, ведь они так искренне радуются! Но постоянное «да» может привести к проблемам в отношениях несколько лет спустя. Ребёнок, не приученный к отказам, со временем станет требовать всё больше, что тогда делать родителям ? Смогут ли они исполнять все капризы и просьбы подростка?

Не стоит бояться отказывать пока ещё маленьким детям, проявите твёрдость, когда это нужно, сказав своё твердое «нет». Впервые отказав ребёнку, вы можете встретить отпор в виде слёз, капризов, истерики, но не поддавайтесь, если решение принято, придерживайтесь своего слова. Однажды уступив малышу под действием капризов, впоследствии станет ещё сложнее отказать ему в чём-то ещё.

5. Воспитывайте детей самостоятельными

Не доверяя детям выполнение мелких заданий по дому, совершая всю работу за них, вы добьётесь только одного – когда они вырастут, то не смогут сделать элементарных вещей, таких как разогреть себе еду или вымыть посуду. Приучать ребёнка к самостоятельности нужно с раннего детства. Обращайтесь к ним с просьбой помочь собрать игрушки, вытереть пыль .


Если дочь хочет помыть тарелку, разрешите ей, даже если результат будет не самый лучший, всё равно похвалите девочку за инициативу и старание. Никогда не говорите ребёнку, что у него не получится, не делайте работу за него. Такие слова отобьют охоту вообще браться за какое-нибудь дело в будущем. Поступая так, родители не дают возможности малышам развить самостоятельность.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

6. Не лишайте себя права на отдых

Обязанность воспитывать детей – это работа, требующая постоянных усилий и внимания, к тому же, она круглосуточная. Уволиться с неё нельзя, получить отпуск тоже. Но мамам и папам всё равно нужно отдыхать, чтобы восстановить силы. Иногда стоит взять так называемый отгул.

Научите ребёнка понимать ваши потребности в сне и отдыхе . Поясните, что пока мама полежит, дети могут занять себя чем-то интересным, — порисовать, слепить фигурку из пластилина или просто посмотреть мультики. Приучайте их к тому, что нужно играть тихо и не обращаться с многочисленными просьбами к маме, когда она отдыхает. Однако соблюдайте меру – малыши не должны надолго оставаться без присмотра взрослых, вы-то будете отдохнувшими, а вот ребенок – предоставленным самому себе.

7. Формируйте привычку правильно питаться с малых лет

Полноценное и правильное питание в раннем возрасте – то, чему нужно научить своих детей, ведь от этого зависит здоровье человека. Если вы сами выбираете полезные продукты, пусть и ребёнок перенимает у вас эту привычку. Ошибочно полагать, что пока дети маленькие, им можно кушать всё – и сладости, и чипсы. Это не означает, что малыши должны питаться лишь кашами и овощами, но не стоит вносить в их ежедневный рацион фаст-фуд или другие вредные продукты .


Наибольшую опасность здесь представляют бабушки – они постоянно думают, что их внуки голодны, предлагая им то пирожки, то блинчики. Тактично, но строго объясните пожилым родственникам, что, проявляя излишнюю заботу и любовь к малышам, они наносят вред их здоровью.

8. Появление детей – не конец жизни

Быть родителями – не значит отказаться от собственных интересов и развлечений. Конечно, у мам и пап не так много времени на встречи с друзьями и походы в кино, как раньше, когда дети ещё не появились на свет. Но и вовсе лишать себя какой-то эмоциональной разгрузки нельзя. Важно научиться совмещать родительские обязанности со своими интересами, найти золотую середину.

9. Интересуйтесь жизнью ребёнка

Проявляя интерес к тому чем занимается и увлекается малыш, вы строите надёжное основание для хороших отношений в будущем. В раннем детстве ребёнок может с энтузиазмом рассказывать вам о покемонах, свинке Пеппе и других любимых героях, новых игрушках и мультфильмах.

Вникая в слова детей, узнавая их мир, вы становитесь близкими друзьями. Когда малыш подрастёт, он станет делиться с вами уже более взрослыми проблемами и увлечениями, зная, что вы не отмахнётесь от него, а поддержите и выслушаете.

10. Родителям нужно уметь просить прощения

Базировать свое воспитание на принципе «мама всегда права» и упорно не признавать свои ошибки в корне неправильно. Все ошибаются – и дети, и взрослые. А раз вы учите малыша просить прощения за свои проступки, будьте так добры следовать собственным правилам и тоже признавать свою вину.

Да, это может быть непросто, но ничего постыдного в этом нет. Такие объективные соблюдения правил в вашей семье позволят построить гармоничные и теплые отношения с вашим чадом на равных.

11. Наступил предел – возьмите тайм-аут

Бывают ситуации, когда атмосфера накаляется почти до предела, когда эмоции, сменяя друг друга переполняют и готовы выплеснуться наружу. В таком случае стоит взять тайм-аут – попросите бабушку или подругу взять детей хотя бы на час-два, чтобы дать себе возможность восстановить спокойствие.


Чувствуете, что наступает пик эмоционального перевозбуждения, остановитесь, уйдите в другую комнату хотя бы на 20 минут, примите душ, подумайте о предстоящей поездке на море. Так вы избежите множества конфликтных ситуаций и научитесь сохранять спокойствие.

12. Ваши дети – самые лучшие на свете

Для родителей их ребёнок, даже взрослый (а именно ребенком для вас он будет и в 5, и в 45) всегда будет самым лучшим, красивым, умным, милым и добрым. Не бойтесь своих чувств, а проявляйте их как можно чаще . Некоторые мамы и папы полагают, что чрезмерная любовь и забота только избалует их детей, поэтому начинают критиковать их. Не лишайте ребёнка поддержки и нежности, ведь именно они действуют эффективнее, чем любые воспитательные меры.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В списке намеченных покупок на Амазоне у меня всегда не меньше четырех книг о воспитании детей, еще несколько книг лежат на тумбочке, а электронная почта забита полезными ссылками и заметками про разные педагогические теории и подходы.

Конечно, в моем случае все это нужно для работы, но и многие мои знакомые родители подвержены той же болезни - в наш век обилия информации и часто противоречащих друг другу идей о правильном воспитании детей, легко растеряться и утратить ориентиры.

За 12 лет работы в качестве семейного терапевта я часто видела, как родители с самыми благими намерениями применяли воспитательные стратегии, совершенно не соответствующие эмоциональным или возрастным потребностям их детей. В то же время я с радостью отмечаю, что все больше родителей успешно нащупывает путь здорового воспитания детей.

Изложенные здесь выводы - плод опыта и знаний, накопленных за долгое время, они базируются на современных исследованиях о способах воспитания, способствующих здоровому развитию детей.

№ 1. Дети ведут себя как дети, примите это.

Родители почему-то часто забывают, что путь познания мира их ребенком вначале извилист и тернист. Через ошибки. Через незрелые поступки. «Магия» начинается, когда в дело вступает хороший воспитатель и помогает ребенку идти верным путем. Мы расстраиваемся, становимся нетерпеливыми, раздражительными и грубыми, а ведь это просто этапы становления наших детей.

Часть мозга, отвечающая за рассудочное мышление, логику и самоконтроль, полноценно формируется к 20-ти годам. Незрелое поведение нормально для незрелого человека с незрелым мозгом. Это просто научная данность - просто осознаем это, запасемся терпением и будем помогать нашим детям пройти непростой путь взросления.

№ 2. Устанавливайте границы, опираясь на уважение, а не критику.

Поскольку наши дети буквально все о мире узнают от нас, без установки границ не обойтись. Без них дети будут чувствовать тревогу и беспокойство.

Можно устанавливать границы, используя критику и стыд, а можно в твердой, но уважительной форме. Подумайте, как бы вы сами предпочли, чтобы с вами разговаривали на работе, и действуйте исходя из этого.

№ 3. Изучите особенности этапов развития ребенка.

Наверняка вам случалось задаваться вопросом, куда подевался ваш веселый и послушный малыш, когда вы привели его в садик, а он вдруг начинал орать как резаный. Привет, сепарационная тревога (тревога ребенка, возникающая от разлуки с близким взрослым - прим. ред.)!

И таких вполне нормальных, вполне здоровых примеров детского поведения в период взросления - буквально сотни. Зная об этом, вы не будете считать поведение своего ребенка странным и сможете правильно и участливо на него реагировать.

№ 4. Учитывайте темперамент и личностные особенности вашего ребенка.

Это кажется банальностью, но если мы осознаем, какие именно уникальные черты присущи нашему ребенку и принимаем это, мы сможем вовремя понять, когда ему нужна помощь и поддержка, и в каких условиях он сможет расцвести.

Если вы знаете «пунктики» вашего ребенка, вам будет гораздо легче ориентироваться в разных сферах его жизни и помогать ему управляться с разными делами и ситуациями. Например, вы сможете определить наилучшие время и место для выполнения домашних заданий или понять, почему ваша дочь, уехав в летний лагерь, уже назавтра хочет вернуться домой.

№ 5. Предоставьте вашему ребенку время для свободной игры.

Играя, дети учатся всему на свете и развивают все необходимые им навыки. А значит, вам нужно каждый день предоставлять ребенку время для свободных, без вмешательства взрослых, игр с другими детьми.

№ 6. Чувствуйте, когда следует говорить, а когда - слушать.

Дети прекрасно умеют справляться с проблемами, если только мы им это позволим. Мы же безумно обожаем их и хотим, чтобы у них все получалось, и поэтому нам довольно трудно не вмешиваться и не решать проблемы за них, параллельно читая им лекции, как это надо правильно делать.

Если родители почаще будут брать паузу и не вмешиваться, они будут просто в шоке от того, как успешно их дети сами находят выход из трудных ситуаций. Умение слушать имеет мощный терапевтический эффект, позволяя нам добраться до сути и найти верное решение.

Дети хотят и нуждаются в том, чтобы их услышали и поняли. Как и все мы.

№ 7. Не зацикливайтесь на своем ребенке.

Мы любим говорить, что наши дети - это наше все. И, конечно, это чистая правда. Но в повседневной жизни родителям нужно быть более открытыми внешнему миру. Мы должны поддерживать дружеские связи, иметь увлечения и хобби - все, что делает нас яркими индивидуальностями.

Нелегко разрешить себе это, ведь наши защитные страхи пытаются убедить нас, что дети не смогут обойтись без нас, а мы - без них. Но мы можем и должны обходиться друг без друга, чтобы остаться в здравом уме и не нагружать наших детей непосильной для них задачей удовлетворения всех наших взрослых эмоциональных потребностей.

№ 8. Знайте, что дела говорят громче, чем слова.

Быстрее всего ребенок учится, наблюдая, как вы живете и взаимодействуете с ним и окружающим миром. Дети невероятно внимательны и обладают намного более тонкой интуицией, чем мы предполагаем. Они постоянно наблюдают.

При всем кажущемся неудобстве этого факта для родителей, если мы будем постоянно помнить о том, что наши дети наблюдают за нашими действиями, мы не только научим их правильно вести себя, но и сами станем намного лучше.

№ 9. Запомните, что совместное времяпрепровождение, развлечения и творчество - лучшие способы формирования позитивного поведения и доброжелательного отношения.

Воспитание посредством страха и контроля в долгосрочной перспективе совершенно не эффективно. Эти методы могут оказать положительный краткосрочный эффект, но они не помогут сформировать у наших детей сильный внутренний нравственный стержень и не обучат их навыкам эффективного решения проблем.

Если при общении с вами ребенок чувствует, что его ценят как человека, он естественным образом сам научится ценить других и принимать правильные решения.

№ 10. Пусть вашей целью будет сформировать душу ребенка, а не только его влиять на его поведение.

Мир хочет убедить нас, что цель воспитания - в создании послушного и хорошо выдрессированного ребенка. Но эти, безусловно, весьма желательные качества для большинства родителей отнюдь не являются теми качествами, которые сделают из вашего ребенка счастливого и здорового человека.

Помогите детям понять, что их мысли и эмоции необычайно важны, и вы обучите их навыкам общения с людьми, умению управления собой и справляться со сложными ситуациями. Навыкам, которые будут поддерживать и направлять их на протяжении всей жизни.

Менять способы и стиль воспитания всегда нелегко, но если это по-настоящему важно для наших детей, это стоит того.