В последнее время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому не должен». Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей самого разного возраста, в первую очередь молодых. А пожившие и умудренные еще более циничны в своих суждениях: «Не надо ничего делать, потому что, пока россияне, забыв о завалившемся под лавку величии, тихо пьют, всё идет своим чередом».Неужели мы сегодня стали более инертными и эмоционально пассивными, чем когда-либо? Сейчас это понять непросто, в конечном счете время покажет. Если страна под названием Россия вдруг обнаружит, что она потеряла существенную часть своей территории и значительную долю своего населения, можно будет сказать, что в начале нулевых нам, действительно, было не до чего и что в эти годы мы занимались более важными делами, чем сохранение государственности, национальной идентичности и территориальной целостности. Но если страна уцелеет, значит, сетования на безразличие граждан к судьбе Родины были по меньшей мере беспочвенны.

Тем не менее основания для неутешительного прогноза есть. Сплошь и рядом встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а ни много ни мало как венец творения. Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и существование земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе.

Я вспоминаю своих стариков: как красивы они были и, боже мой, как они были молоды на военных своих фотографиях! И еще как счастливы были, что мы, дети и внуки их, путаемся среди них, тонконогие и загорелые, расцветшие и пережаренные на солнце. Мы же почему-то решили, что предыдущие поколения были нам должны, а мы, как новый подвид особей, ни за что не отвечаем и ни у кого не хотим быть в долгу.

Есть только один способ сохранить данную нам землю и свободу народа - постепенно и настойчиво избавляться от массовых пароксизмов индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу независимости от прошлого и непричастности к будущему своей Родины стали как минимум признаком дурного тона.

Расскажите друзьям:

Часть 2. Мне - не всё равно

В последнее время нередко звучат категорические высказывания типа: «Я никому ничего не должен». Их повторяют многие, особенно молодые, которые считают себя венцом творения. Не случайно позиция крайнего индивидуализма - признак едва ли не хорошего тона сегодня. А ведь прежде всего мы существа общественные и живем по законам и традициям социума.

Чаще всего традиционные российские сюжеты бестолковы: там привычно лопнула труба, здесь что-то воспламенилось - и три района остались то ли без тепла, то ли без света, то ли без того и без другого. Никто давно не удивляется, потому что и раньше вроде бы случалось подобное.

Судьба общества напрямую связана с государством как таковым и действиями тех, кто им управляет. Государство может попросить, настоятельно рекомендовать, приказать, в конце концов заставить нас совершить поступок.

Возникает резонный вопрос: кому и что нужно сделать с людьми, чтобы они озаботились не только собственной судьбой, но и чем-то большим?

Сейчас много говорят о пробуждении гражданского самосознания. Кажется, что общество, независимо от чужой воли и приказа сверху, выздоравливает. И в этом процессе, как нас убеждают, главное - «начать с себя». Я лично начал: вкрутил лампочку в подъезде, заплатил налоги, улучшил демографическую ситуацию, обеспечил работой нескольких человек. И что? И где результат? Сдается мне, что, пока я занят малыми делами, кто-то вершит свои, огромные, и вектор приложения сил у нас совершенно разный.

А между тем всё, что есть у нас: от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, - результат не «малых дел» и осторожных шагов, а глобальных проектов, огромных свершений, самоотверженного подвижничества. Люди преображаются только тогда, когда со всего размаху врываются в мир. Человек становится человеком в поиске, в подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.

Куда лучше для начала изменить мир вокруг себя, потому что хочется наконец большой страны, больших забот о ней, больших результатов, большой земли и неба. Дайте карту с реальным масштабом, чтобы как минимум полглобуса было видно!

Расскажите друзьям:

Часть 3. И нам не всё равно!

Есть тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле никому ничего не должно. Может, поэтому в последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не должен. И вот я не понимаю: как всем нам здесь выжить и кто станет защищать эту страну, когда она обвалится?

Если всерьёз поверить, что Россия исчерпала ресурсы жизнестойкости и будущего у нас нет, то, право слово, может, и переживать не стоит? Причины у нас веские: народ надломлен, все империи рано или поздно распадаются и шансов у нас поэтому нет.

Российская история, не спорю, провоцировала подобные декларации. Тем не менее наши предки в эти поражённые скептицизмом благоглупости никогда не верили. Кто решил, что у нас уже нет шансов, а, к примеру, у китайцев их больше чем достаточно? У них ведь тоже многонациональная страна, пережившая революции и войны.

На самом деле мы живем в забавном государстве. Здесь, чтобы реализовать свои элементарные права - иметь крышу над головой и хлеб насущный, нужно исполнить необычайной красоты кульбиты: менять родные места и работы, получать образование, чтобы работать не по специальности, идти по головам, причем желательно на руках. Просто крестьянином, медсестрой, инженером быть нельзя, просто военным - вообще не рекомендуется.

Но при всей, так сказать, «нерентабельности» населения, в России живут десятки миллионов взрослых мужчин и женщин - дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать детей. Поэтому добровольное прощание с национальным будущим вовсе не признак здравого рассудка и взвешенных решений, а натуральное предательство. Нельзя сдавать позиций, бросать флаги и бежать куда глаза глядят, даже не сделав попытки защитить свой дом. Это, конечно, фигура речи, навеянная историей и дымом отечества, в котором духовный и культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с великими потрясениями и войнами. Но венчали их Победы, каких не достичь никому. И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!

17/03/2009

Польский писатель Януш Леон Вишневский нам уже как родной - он почти каждый год приезжает в Россию с новой книжкой. Преимущественно про любовь. Наши женщины эти книжки любят. Что само по себе наводит на разные мысли. Последняя из них – «Постель». Польский писатель Януш Леон Вишневский нам уже как родной - он почти каждый год приезжает в Россию с новой книжкой. Преимущественно про любовь. Наши женщины эти книжки любят. Что само по себе наводит на разные мысли. Последняя из них – «Постель».


Популярность Вишневского в России так велика, что по его книжкам уже снимают фильмы и делают спектакли. Вот в Театре сатиры на Васильевском острове поставили пьесу по его роману «Одиночество в Сети». При этом в Западной Европе Вишневский известен не как знаменитый писатель, а как скромный ученый, занимающийся молекулярной биологией. И как скромный ученый он написал книгу под названием «Зачем нужны мужчины?», где научно обосновал версию о том, что мужчины как вид вырождаются.

Честно говоря, мне очень трудно оценить, как к моим книгам относятся западные женщины. Потому что, скажем, в той стране, где я сейчас живу, - в Германии, мои книги не выходят. Там я обычный ученый и хочу им оставаться. А если мои книжки там выйдут, то этому придет конец. Меня не будут воспринимать там как ученого. Правда, у меня есть частный перевод на немецкий одной книги - его один немецкий славист, профессор из Брослова, сделал. По собственному желанию, без денег перевел на немецкий и прислал мне. Так на него повлияла эта история! Я подозреваю, что у него у самого что-то такое было. И когда меня уж очень просят - например, польки, живущие в Германии с мужьями-немцами, - тогда я даю этот перевод. Муж видит, что его жена читает какую-то книжку и рыдает. И ему, конечно, хочется знать, что это такое читает его жена.

- И что мужчины?

Знаете, у мужчин реакция похожа. Хотя ведь они, как правило, не любят читать про трагедии и про грусть. А в моих книжках их много. Но вы правы, в том смысле, что грусть и трагедии больше нравятся славянским народам. Мы чуть ли не пестуем в себе эту тоску. Русские, кстати, еще больше, чем поляки.

То есть вы - ученый, который в свободное время занимается литературой. Это такая очень советская модель поведения. Вам в этом смысле не кажется, что ученым при социализме жилось легче?

Когда я уезжал в Германию, еще существовал Советский Союз. Нам тогда казалось, что промышленность живет своей жизнью, а ученые - своей. Конечно, это давало ощущение свободы. Кроме того, были очень хорошо развиты фундаментальные области науки. А сейчас капитализм заставляет применять научные достижения в реальной жизни. Здесь самый показательный пример - Соединенные Штаты. Там 70 процентов всех научных исследований финансируется частными фондами. Это очень много. И это финансирование иногда похоже на лотерею - многие фирмы дают деньги на какие-то совершенно безумные исследования. И заранее предполагают, что ученые ничего не откроют. А может, и откроют. Это такой шанс, случайность.

В книге «Зачем нужны мужчины» вы высказываете гипотезу, что мужчины как вид вымирают. Насколько она популярна среди ваших коллег-ученых?

К сожалению, теории измеряются не популярностью, а правдивостью. Ученые-генетики, палеонтологи подтверждают, что черты мужской хромосомы Х подвергаются дегенерации. С течением времени она значительно уменьшилась и стала своеобразной помойкой - там откладываются всякие генетические мутации. И если этот процесс будет продолжаться, как он продолжается сейчас, эта хромосома может окончательно дегенерировать. Правда, произойдет это не послезавтра, а где-то через сто пятьдесят тысяч поколений. Но с точки зрения науки мужской пол исчезнет вообще.

Что не означает невозможность появления чего-то другого. Может, например, появится женщина-альфа, которая примет на себя мужскую роль. Такие вещи очень трудно предвидеть.

- Существуют ли подтверждения этой теории на практике, скажем, среди животных?

Ну, если пани посмотрит на животных, то она увидит, что у большинства видов самцы нужны только для одного - для размножения. И во многих видах самцы уничтожаются после акта - самка их съедает или убивает. Кроме того, есть однополые виды. В принципе, мир без мужчин представить можно - есть примеры однополого размножения у видов, очень близких к человеку. Например, у кабанов.

- Ой, они к нам так близки. Генетически!

Восемьдесят три процента генома свиньи похожи на человеческий.

- А вот у обезьян самец еще и глава стада. На что-то, кроме воспроизведения рода, он годится?

Годится, но у людей эта роль уже исчезла. Сейчас, например, никто не охотится. Сейчас охотятся преимущественно с помощью кредитной карты. Пароль изменился. Абсолютно ясно, что общественные условия влияют на генетику. Она изменяется под влиянием социума, приспосабливается под влиянием изменяющихся обстоятельств. Правда, это очень длинный процесс - тысячи поколений. Но для генетиков тысяча поколений - это совсем не много. Что такое тысяча поколений? Пустяк. То же самое, что для астрономов световой год. Очень маленький промежуток. Так что нас этот процесс никак не коснется - сейчас мы не видим большой разницы между дедушкой и внучкой. Но я склонен думать, что через какое-то время у нас останется только один глаз и только один палец, чтобы нажимать на кнопки.

С моей точки зрения, изменения будут происходить из-за огромного количества информации, которое мы должны впитать. Сравните нас с людьми XVII века. Сегодня человек должен впитать в течение недели то количество знаний, которое усваивалось тогдашними людьми в течение всей жизни. Потом не секрет, что современный человек использует всего пять процентов возможности своего мозга. Первое изменение, которое может с нами произойти, - мы можем попытаться активнее использовать наш мозг. Каким-то людям и сейчас с помощью йоги, впадания в транс удается активнее использовать возможности своего мозга. Но при таком росте информации это будет происходить все больше. При этом мы меньше движемся - все больше разных транспортных средств…

- Как ученые восприняли такую популяризацию вами сложных вещей?

Вообще-то ученым нравится популяризация. В популяризации нет ничего плохого - она льет воду на мельницу науки. В этом смысле мою книжку приняли очень хорошо.

- Значит, вы не почувствовали зависть коллег?

Конечно, почувствовал. Они не любят, когда кто-то из их сообщества «ходит налево». Этот человек теряет в их глазах часть своего авторитета, какую-то солидность. Но меня-то это не очень интересует. Я получаю от написания книг удовольствие. При этом в науке я работаю честно, и мне нечего стыдится. Но вообще-то легкость моей книжки - кажущаяся. Чтобы писать легко, нужно очень хорошо понимать то, о чем ты пишешь. Эйнштейн как-то сказал, что человек тогда по-настоящему разбирается в науке, когда может рассказать о ней своей бабушке. Это очень сложно - писать популярно. У меня ушло прилично времени, чтобы подготовиться. Потом важно не увлечься профессиональным жаргоном. Кроме того, у меня в книжке не только наука, но и трогательные истории. Я пытаюсь как-то скрестить науку с человеческими судьбами. В этом смысле это скорее не научная работа, а художественная литература с научной начинкой.

Вы пишете, что надеетесь на то, что феминизм когда-то исчезнет, потому что наступит настоящее равенство между мужчиной и женщиной. Разве Запад не приближается к этому состоянию?

Нет. Одна из самых феминизированных стран Европы - это Германия. Женщины там боролись за свои права и борются сейчас. Да и канцлер у нас женщина. То есть абсолютное конституционное равенство. Но на самом деле оно не абсолютное. Уже хотя бы потому, что в одних и тех же профессиях женщины получают меньше, чем мужчины. 32 процента женщин в Германии зарабатывают меньше, чем мужчины. Так что очень часто теоретизирование не имеет ничего общего с реальностью. Я вот только не знаю, как с этим дело обстоит в России…

- Еще хуже. А для чего тогда вы написали книжку «Зачем нужны мужчины»?

Главный мотив очень простой - во всех моих книжках, как вы понимаете, я ставлю женщин на пьедестал. В результате все вокруг мне стали говорить - напиши что-нибудь про мужчин. Но когда я посмотрел на наш пол, о котором я не самого лучшего мнения, то решил, что надо подтвердить эту мою точку зрения научной теорией. Обосновать разные аспекты мужественности биологией, религией... Меня это заинтересовало как проект, я стал думать об этом, читать. И в результате вместо того, чтобы бороться, написал книгу в защиту мужчин.

Как и многие производные служебные части речи, слово «потому что» вызывает множество вопросов: нужна ли запятая, где ставится, если нужна (перед или после «потому»), выделяется ли слово «потому» запятыми с двух сторон. Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к значению союза в данном предложении.

«Потому что» выделяется запятыми

Перед фразой

Слово «потому что» является подчинительным союзом, оно связывает части сложноподчиненного предложения: присоединяет придаточное причины. Так что ответ на вопрос, перед «потому что» ставится запятая или нет, очевиден. Разумеется, перед «потому что» запятая нужна, если все сочетание – союз. Его можно заменить синонимичным союзом «так как».

  • Мы не могли даже пошевелиться, потому что высохшие листья громко шуршали от наших движений.
  • Теперь бессмысленно говорить об этом, потому что изменить все равно уже ничего нельзя.

После слова «потому»

Однако важно определить, где ставить запятые, потому что это сочетание может и разделяться запятой в ряде случаев.

1. Запятая ставится после «потому», если перед ним есть отрицательная частица «не».

  • Я так поступил не потому, что не люблю вас.
  • Он не пошел на праздник не потому, что не хотел.

2. Знак оказывается после «потому», если имеются какие-то усилительные или ограничительные слова: «лишь», «именно», «быть может» и т.п.

4. Наконец, запятая после «потому» ставится в том случае, если в предложении есть перечисление причин.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 37% ответили правильно)

Я никого никогда не держу. Потому что тот, кто любит - все равно останется, а тот, кто не любит - все равно уйдет.

Я всегда знала, что умею летать, но никому не говорила. Потому что если кто-то узнает, из-за этого можно упасть.

Быть на своём месте - не значит быть успешным с коммерческой точки зрения. Но это гарантирует вам духовное удовлетворение.

Я все равно ни о чем не жалею - хотя бы потому, что это бессмысленно.

Лежу на диване и ничего не хочу - становлюсь успешным с точки зрения буддизма.

Из-за непонимания каждый день мы теряем своих близких, и живя с ними, становимся одинокими.

Проснулась и думаю..."Господи, дай мне..." И остановилась... О чём просить Его?... Семья у меня есть... Друзья есть... Я слышу и вижу... Я ем и пью... Меня любят и я люблю... А что мне надо?... Вот что... "Боже, спасибо за всё"

Жизнь коротка, даже если доживешь до девяноста. Живи на полную катушку - вот как я считаю. Цени каждый миг, каждый час, каждый день, потому что не успеешь и глазом моргнуть, как все кончится. Я абсолютно уверен, что для большинства людей их смерть становится неожиданностью.

Я не умею сожалеть о том, что было и прошло. Я могу как-то относиться к прошлому, хорошо или плохо, но сожалеть - глупо. Сожаление - это неконструктивно, из чувства сожаления нельзя создать ничего полезного. К прошлому нужно относиться с благодарностью, потому что оно дало мне определённый опыт, из которого я извлекаю уроки и делаю выводы. Даже если опыт очень горький и тяжёлый, из него всё равно извлекаешь урок, становишься умнее, и за это ему огромное спасибо.

Тео не раз вспоминает слова Мейсона, когда тот говорил о том, что он не сможет забрать боль, если ему все равно. И тогда это было действительно так. И так продолжалось еще не раз. Нет, он действительно сочувствовал, когда пытался облегчить страдания людей (или оборотней), но, в целом, ему было плевать, выживет ли этот человек в итоге или нет.

Это произошло во время очередного похода в магазин, когда они с Лиамом вылезли из ветеринарной клиники Диттона, временного убежища стаи, чтобы закупиться продуктами. Когда им оставалось всего каких-то пару кварталов до клиники, на них из ниоткуда выскочила толпа разъяренных и напуганных горожан. В руках каждого было оружие.

Данбар, хоть и не хотел драться с ними, но его внутренний волк среагировал на внешнюю агрессию ответной - засветились золотистым глаза, вылезли когти и клыки. Тео же, понимая, что вдвоем им не выстоять против такого же количества народу, скорее неосознанно, чем специально, задвинул Лиама себе за спину и предупреждающе зарычал. Это было удивительно не только для охотников, но и для самого Данбара, который лишь кинул на химеру недоуменный взгляд, но послушно стоял за его спиной. Тео знал, что это не просто так. Кажется, его ожидал долгий и нудный разговор после того, как они спасут свои задницы.

Охотники тоже, скорее всего, поняли, что их преимущество не в силе, а в количестве, и начали сужать кольцо, которым успели окружить ребят. Лиам, в лучших традициях Скотта, попытался решить вопрос миром:

Слушайте, мы не хотим драться, - начал он. - Мы просто ходили за покупками, хорошо? За теми же, за какими вы ходите каждый день. Мы не хотим навреди...

Однако, договорить ему не дали. Сначала раздался выстрел, потом место где-то под ребрами обожгло резкой болью, от чего молодой бета лишь издал звук, отдаленно напоминающий скулеж.

Но и этого было достаточно. Не для Лиама. Для Тео. Глаза мгновенно вспыхнули, а грозный рык дал понять охотникам, что если они сейчас не удалятся, то кости свои будут искать по канализациям. Собственно, этого хватило, чтобы горожане в ужасе кинулись в рассыпную. Рэйкен же в мгновение ока оказался рядом с Лиамом, помогая подняться на ноги.

Не ной, - усмехнулся он, когда услышал тихое рычание. - Пуля не застряла, только зацепила чутка. Ты вполне можешь немного потерпеть.

Хоть он и говорил это со своим вечным нахальным выражением на лице, однако сам не оставлял попыток забрать хотя бы малую долю боли Данбара, чтобы облегчить путь до ветеринарной клиники. А там ему помогут - судя по тому, что такая незначительная для оборотня царапина не спешила затягиваться, можно было предположить, что пуля была с аконитом.

"Ты не сможешь забрать боль, если тебе все равно" - всплыли в голове Рэйкена слова Мейсона.

Тео, хватит, - сдавленно прохрипел Лиам, замечая тщетные попытки химеры. - Ты не сможешь...

Да, да, "Ты не сможешь забрать боль, если тебе все равно"! - огрызнулся парень. - Знаем, проходили уже! Вот только есть одна маленькая загвоздка, Данбар - мне не все равно. А теперь сделай мне одолжение и заткнись.

На удивление, Лиам тут же заметил, как по венам Рэйкена потянулись черные нити боли. Дышать сразу стало легче.

Стоило им войти в клинику, как тело беты, чувствуя, что теперь в безопасности, обмякло, до чертиков пугая Тео, едва успевшего подхватить его крепче.

Напомни позже сказать тебе спасибо, - и Лиам отключился.

Он просто устал, - донеслось до Рэйкена. Рядом присел Диттон. - Пуля не осталась внутри, поэтому выжечь аконит оказалось не так уж и трудно. Ему просто нужен сон. Много сна.

Стоило Лиаму немного очнуться, как он тут же почувствовал, насколько сильно затекла его рука. Какого же было его удивление, когда рядом с собой он обнаружил мирно сопящего Тео, а его рука была зажата между ладонями химеры.

Почему же ты сейчас здесь, Тео? - рука Данбара сама потянулась к парню, и Лиам не мог ей противиться - зарылся пальцами в волосы Рэйкена, мягко поглаживая.

Потому что мне не все равно, - сквозь сон буркнул Тео, позволяя себе еще какое-то время понежиться от приятных прикосновений.