Физическое и духовное здоровье человека в чем заключается, в чем смысл этих понятий? Как они взаимосвязаны между собой? В чём заключается здоровье человека? Как привести своё тело и душу в гармоничное состояние? Эти вопросы интересуют многих людей, однако не все понимают, что физическое состояние организма напрямую зависит от уровня духовности личности.

Что такое физическое здоровье человека?

Физически здоровый человек всячески поддерживает собственное тело в тонусе. Это подразумевает соблюдение гигиенических норм, развитие привычки правильно питаться, а также регулярные занятия спортом. Нельзя остаться физически крепким и здоровым, если не мыть руки и остальные части тела, не чистить зубы, не носить чистую одежду.

Поглощая пищу в избытке, а также принимая внутрь алкоголь или вдыхая табачный дым, нельзя рассчитывать на то, что тело справится с подобной нагрузкой и не пострадает. Регулярные занятия спортом помогут ускорить и улучшить многие процессы в организме, благодаря которым человек станет намного сильнее и здоровее.

Что такое духовное здоровье?

Духовное здоровье человека – это его внутреннее состояние, определяющееся чистотой мыслей, совести, взаимоотношениями с окружающим миром и самим собой. Оно проявляется чаще всего в поступках человека, ведь именно мысли предшествуют поступкам и образу действия. Духовно здоровый человек находится в гармонии с окружающими людьми, природой, своей совестью.

Совесть – наш внутренний компас. Если мы не сопоставляем своё направление с ним, не прислушиваемся к внутреннему голосу, совершая поступки, идущие вразрез с совестью, тем самым мы нарушаем гармонию с самими собой. В итоге получаем на внутреннем уровне потерю спокойствия, терзания, смятение, разочарование в самих себе, а на физическом уровне результатом становятся различные заболевания, нарушение отношений с окружающими людьми.

Как улучшить духовное здоровье?

Повысить свою духовность можно несколькими способами. Основные из них изложены практически во всех религиях мира.

1. Покаяние – признание собственных ошибок, изменение неправильного образа действий. Это не просто сожаление о плохих поступках, а их осмысление и отказ повторять неправильные действия снова.

2. Проявление любви – основа всего. Каждая религия учит любить Создателя, себя самого и ближних.

3. Следование тонким законам Вселенной. Если мы движемся по жизненному пути, действуя в согласии с законами и принципами, данными нам Богом, то наша жизнь преображается. Действуя наперекор тонким духовным законам, мы страдаем.

4. Молитва, медитация, размышление – путь к духовному исцелению.

5. Изучение божественных законов, принципов бытия, чтение соответствующей литературы, посещение различных семинаров – всё это помогает укрепить взаимоотношения с Создателем, а значит, ведёт к духовному исцелению.

6. Прощение – если мы затаиваем обиды на ближних или самих себя, эта негативная энергия разъедает изнутри, мешает двигаться вперёд, достигать успеха и лишает радости. Прощение – неотъемлемая часть духовного здоровья.

Что ведёт к разрушению духовного и физического здоровья?

Учёными уже доказана взаимосвязь возникновения физических недугов с духовным состоянием человека. Например, известно, что некоторые заболевания появляются тогда, когда мы недовольны собой, носим в сердце груз обиды на кого-то, завидуем. По поводу зависти упоминалось и в Библии, где сказано, что зависть – это гниль для костей. Это чувство присуще только людям с низкой духовностью, оно вначале оказывает влияние на качества личности, притупляя любовь к ближним, способность радоваться чужим успехам.

Затем зависть продвигается дальше – она способствует развитию других негативных качеств – злости, гнева и даже ненависти. Эти чувства разрушают человека физически. Что значит «гниль для костей»? Это буквально означает развитие недугов, таких как рак, сахарный диабет и других, которые связаны с процессами гниения тела.

Любые отрицательные эмоции и личностные качества приводят к разрушению физического здоровья. Вот почему важно всячески контролировать свои мысли и поступки, очищая их от зла.

В чем заключается здоровье человека?

Быть здоровым – это пребывать в гармонии с самим собой и ментальными законами Вселенной. Это понятие не только подразумевает заботу о физической форме. По определению ВОЗ, быть здоровым – не значит не иметь каких-то заболеваний. Это целостное понятие, включающее в себя состояние духовного развития человека, его психического состояния, а также физической формы. Входит в это определение и нравственная составляющая, ведь следование высоким нравственным нормам или принципам защищает людей от различных заболеваний, взять хотя бы те, что передаются половым путём.

Итак, подведём итоги, дав чёткое определение тому, в чём же заключается здоровье? Это означает:

1. Вести здоровый образ жизни – заниматься спортом, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, содержать тело в чистоте.

2. Действовать по совести.

3. Проявлять любовь к окружающему миру и ближним.

4. В своих поступках руководствоваться принципами и ментальными законами Вселенной.

5. Избавиться от негативных чувств, разъедающих тело, - зависти, злобы, гнева, ненависти и обид.

6. Развить хорошие нравственные привычки.

Придерживаясь этих правил на протяжении всей жизни, вы можете рассчитывать на крепкое здоровье, причём в полном понимании этого слова.

Ни у кого не вызывает сомнения, что каким бы видом деятельности человек не занимался, прежде всего, он должен быть здоровым. Мы все желаем друг другу здоровья. Но что такое здоровье? Часто под этим понимается только здоровье физическое, в лучшем случае психическое. Духовное здоровье игнорируется. Игнорируется тот факт, что духовность - основа душевного и физического здоровья. Вопрос: что важнее духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки - теоретически не вызывает сомнения - и то и другое важно для человека, и они не противоречат друг другу. На современном этапе, на практике предпочтение отдается именно второму. Именно обширность и разнообразность знаний становятся главной задачей образования, именно процесс приобщения к культуре и называется духовным образованием. Но так ли это? Само слово "образование " происходит от слова "образ", - восстановление в человеке образа Божия, воссоздание духовной красоты человека, смыслом жизни которого являются непреходимые духовные ценности. Личность, напичканная противоречивыми разнообразными знаниями, становится разрозненной, развивающей наименее уникальные свои качества; она склонна к "душевной депрессии", к потере смысла жизни - к экзистенциальному неврозу. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей, склонна к уходу от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности.

В России различные социальные, мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для нашей страны православным умозрением, в центре внимания постоянно оказывался неисчерпаемый духовный опыт личности. В качестве главнейших составляющих древнерусской образовательной традиции можно выделить следующие:

Образование подчинено потребностям внутреннего духовного развития человека;

Основным направлением воспитания признавалось религиозно-нравственное воспитание, по отношению к которому развитие физических и интеллектуальных способностей играет вспомогательную роль;

Процесс обучения и воспитания - это не только передача формального знания, но и трансляция живого опыта целостной личности, вследствие чего, главное руководящее место в этом процессе принадлежало учителю, духовному отцу, старцу, тому человеку, авторитет которого был обусловлен его подлинной причастностью к Богу. Предполагалось, что духовные постижения призваны направить человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа. Глубинная особенность русского умозрения восходила к аскетической традиции восточного православия. Понятие аскезы означает духовное подвижничество, конечная цель христианской аскезы - святость, соединение человека с Господом, обожение человека, уподобление человека Иисусу Христу. Это путь бесконечного совершенствования.

Святоотеческая аскетическая традиция на протяжении всего XIX в. сохраняла очаги святости и высокого духовного подвижничества. В этом столетии жили почитаемые на Руси святые праведники Серафим Саровский и Иоанн Кронштадский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Оптиной Пустыни Леонид, Макарий, Амвросий, к которым за поддержкой и духовным советом в разное время ездили известные философы и писатели.

Они своей жизнью учили, что истинная цель духовной жизни - в стяжании Духа Святого. Все остальное - молитва, пост, милостыня - только средства к достижению благой цели. Дух претворяет душу человеческую в Храм Божий, "в пресветлый чертог вечного радования". Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Основной закон человеческой жизни ясно сформулирован Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все приложится вам" (Мф. 6: 33).

Известный русский философ И.В. Киреевский считал, что направленность мышления верующего "заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости". (3, 400). Рациональное знание представлялось русским философам главной опасностью для развития личности. Если абстрактный разум развивается односторонне, человек теряет способность непосредственного познания истины, утрачивается "тот внутренний корень разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума". Под воздействием рационализма личность распадается на ряд духовных функций, которые плохо связаны между собой. В одной душе возникают многие центры - доминанты, которые выходят из-под власти "Я" как целого, наступает деперсонализация личности. Внутреннее рассогласование сохраняется и в том случае, когда разуму удается возобладать над другими разъединенными способностями духа. Деспотизм разума лишь углубляет разъединение личности, внутренние силы духа ослабевают, человек утрачивает живую веру, так как вера "не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести; но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте".(4, 249).

Согласно Киреевскому, лишь мышление, одухотворенное верой, способно соединить в одно целое разные части души, найти то внутреннее средоточие, в котором разум и воля, чувство и совесть, прекрасное и истинное слились бы в одно живое единство, воссоздав тем самым истинную сущность человека в ее первозданной нераздельности. Дух, по мнению известного русского философа И.А. Ильина, самое главное в человеке. Это - сила личного самоутверждения, основанная на верном восприятии своей личностной "самосути" в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух есть живое чувство ответственности, воля к совершенству; умение распознавать и принимать совершенное; способность к бескорыстной любви и самоотверженному смирению. Дух - это сила личного самоопределения человека, источник самоосвобождения, приводящий к полноте личной свободы. Это - "потребность священного", радость осознания себя нашедшим свое призвание, дар молитвы, "сила поющего сердца", "жилище совести", место рождения искусства и источник правосознания, основа патриотизма, здоровой государственности и великой (1, 51-52). Дух и духовность позволяют нам почувствовать себя не работниками у хозяина, а сыновьями отца, наследниками, сотрудниками и создателями.

Апостол Павел христианскую духовность описал так: "Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Галл.5: 22-26). Апостол говорит о том, что человек духовно очистившийся пребывает в постоянной глубокой радости, у которой есть один несомненный признак - она не может обернуться своей противоположностью.

Суть духовной жизни в христианстве - начинается со способности увидеть себя, свое истинное лицо, свои болезни, свои грехи. Известный психотерапевт Алексейчик А. пишет: "с точки зрения психологии грех - это нежелание выйти из состояния самотождества. Если брать философски и теологически, то грех - это отпадение от Бога, отпадение от духовного в материальное. Это утверждение себя как себя без своего отношения к другому человеку, к Господу Богу. Грех - это то состояние, которое объясняет "я" через "я-же", через себя, делает из себя единственную точку реальности. Грех есть то, что закрывает от "я" реальность. Ибо видеть реальность - это значит именно выйти из себя и пережить свое "я" в "не-я", то есть - в другом, в зримом. По большому пониманию, это значит - полюбить по-настоящему; мы выходим из себя, если уходим к любимому, а не выходим - к своему врагу. В образах - грех есть непрозрачное, мрак, мгла, тьма. Свет есть являемость, реальность. Тьма же, напротив, отъединенность, разрозненность реальности, невозможность явления друг другу, невидимость друг для друга. И это касается не только наших взаимоотношений, но и внутренних наших процессов, которые становятся невидимыми друг для друга. Наши ощущения становятся невидимыми для наших чувств, для наших потребностей". В памяти начинается конфабуляция, в мышлении - сверхценные идеи, в эмоциональной сфере - сверхценные чувства, страстные желания, фантазии, человек начинает "выходит из себя", "сходить с ума".

Чем более греховен человек, тем менее он видит реальность, тем менее видит свою греховность, свою болезнь. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (МФ.9: 12). Видящий себя разумным и добродетельным не способен встать на путь исцеления, так же как больной, который не осознает своего недуга, не идет к врачу лечиться. Петр Дамаскин называет способность видеть свои грехи "началом просвещения души", а признаком ее здравия - когда ум начинает зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку". Это видение - начало и критерий правильности духовной жизни.

К духовному оживлению человека часто приводит не здоровье, а болезнь. Если болезнь отрезвляет, пробуждает от духовного сна, позволяет увидеть свою греховность, побуждает искать спасение в Боге, то она становится благом для человека. Благодаря болезни человек переходит с эгоцентрического уровня на духовный уровень - " в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним, человек приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому и другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность".(1, 7). Человек начинает духовно выздоравливать.

Литература.

*1. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1986.

2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Собр соч. в 2 т. !993. Т. 1.

3. Кириевский И.В. Полн. Собр. Соч. Т.1.

Кириевский И.В. Отрывки// Человек. Ч.2.

Http://www.ioannp.ru/publications/53328

Ни у кого нет сомнений по поводу того, что для полноценного существования и выполнения своих функций любому организму, в том числе и человеку, необходимо здоровье. Но что такое здоровье?
Как правило, под этим термином подразумевается здоровье физическое или психическое, а духовное здоровье довольно часто игнорируется. Обходя стороной сей факт, мы забываем, что духовность лежит в его основе.

Обычно у человека возникает вопрос, вся суть которого заключается в следующем: «Что необходимее? Интеллектуальный багаж, приобретенный за жизнь, практические навыки или нравственное состояние?» Как правило, первое и второе просто необходимо и даже не исключает друг друга само по себе.

Так все же, что это такое? На этот часто задаваемый вопрос иеромонах Иов (Гумеров) ответил примерно следующее: «Духовное здоровье - это свобода от духовных недугов (греховных страстей). Все аскетические произведения и литература направлены на борьбу с грехом, поэтому можно сказать, это все будет полезно и необходимо на пути его обретения».

На протяжении всего XIX в. в наших святоотеческих аскетических традициях сохранились очаги, ведущие к высокому духовному подвижничеству и святости. Кроме того, сравнительно недавно на Руси жили очень почитаемые праведники, такие как Иоанн Кронштадтский и Серафим Саровский, Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Макарий, Амвросий и Леонид, которые являлись старцами Оптинской Пустыни. К ним приходили многие люди, философы и писатели, которые искали поддержки и духовного совета.

Киреевский И. В., известный русский философ, писал: «Направленность мышления на обретение духовного здоровья верующего христианина заключается в том, что необходимо собрать все отдельные частички души в одну единую и большую силу, отыскав в себе нечто похожее на своеобразное сосредоточие бытия. Когда наши воля и разум, чувства и совесть, истинное, удивительное и прекрасное, все ресурсы нашего ума образуют единство и тем самым восстанавливают в первозданной неделимости большую часть личности человека…»

Следовательно, мышление, которое воодушевлено верой, имеет способность соединить в одно целое множественные частицы человеческой души и обнаружить в себе то, что тем самым воссоздает истинность сущности человека в своем первозданном виде.

Отсюда мы можем сделать вывод о том, что это не что иное как личное самоутверждение, базирующееся в своей основе на правильном понимании и созерцании своей личности и в предоставлении ее достоинств перед лицом Бога.

Вся суть духовного здоровья заключена в способности разглядеть свою истинную сущность и совершенные грехи. Чем больше в человеке присутствие греха, тем менее он способен адекватно воспринимать реальность и все меньше видит свою греховность, болезнь, которая поражает нас. Ведь больной, не знающий о том, что болен, не записывается на прием к врачу.

Если же болезнь способна отрезвить и заставить проснуться от духовного сна, позволяет обнаружить всю свою греховность, то она побуждает обрести это здоровье и найти спасение в Боге, своего рода заставляет нас сходить к врачу.

Это и есть то самое начало на пути правильности, которое приводит нас к духовному здоровью.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Люди, желающие побороть в себе греховность, выбирают духовный путь. На многих при совершении сего подвига снисходит Божественная энергия, именуемая благодатью. Что это за энергия, как она взаимодействует с человеком? Давайте попробуем узнать об этом из нашей статьи.

Психическое здоровье

Пройдя тест на психическое здоровье, я узнала, что я не являюсь абсолютно здоровым человеком, я склонна к повышенному настроению, оптимистка, быстро переключаюсь с одного дела на другое, не довожу начатого до конца. Я склонна к «застреванию аффекта», педантичная, злопамятная, долго помну обиды, сержусь, обижаюсь. Нередко на этой почве у меня могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленная, «упертая в одно». Я человек, у которого преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способна глубоко чувствовать и переживать. Склонна к добрым отношениям с окружающими. В любви ранима, как никто другой. Крайне болезненно воспринимаю грубость, хамство, прихожу в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

Социальное здоровье

Пройдя тест на социальное здоровье, свидетельствующий о среднем уровне социального здоровья, т.е. нормальной социальной адаптации при смене места учебы, налаживании контактов с другими людьми. Я думаю, что мне следует больше общаться с людьми, со своими сверстниками и теми, которые немного старше меня; признавать и принимать основные элементы системы ценностей новой среды; проявлять взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга; посещать кино, театры, т.е. приобщаться к культурной жизни.

Духовное здоровье

Эссе на тему: «Духовное здоровье».

Здоровье -- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье и счастье - это то, что необходимо каждому человеку. Трудно представить человека счастливым, если он болен. «Здоровым будешь - все добудешь», - гласит народная мудрость, с которой нельзя не согласиться. Забота о своем здоровье - это долг и обязанность каждого человека. Заботясь о нем, мы думаем о своем физическом и душевном состоянии, о том, чтобы, тело и душа были молоды. Духовное здоровье - это свободная, гармоничная и практическая взаимосвязь знаний, религий, традиций и истории своего народа в себе.

Проблема духовного здоровья является очень актуальной в наши дни, т.к. все больше людей не развиваются в духовном плане, им больше интересны компьютерные игры, общение в социальных сетях, отсутствуют занятия физической культурой, прогулок на свежем воздухе и наслаждением красотой природы.

Я тоже считаю эту проблему актуальной, потому, что являюсь частью общества, в котором мне приходиться общаться с людьми, устанавливать с ними связи. Это очень трудно делать если, человек не понимает тебя, вы с ним находитесь на разных уровнях духовного развития.

В здоровом теле - здоровый дух. Это знают все, как знают и то, что занятие спортом укрепляет организм, помогает избавиться от вредных привычек, способствует развитию не только физических, но и моральных качеств. Но об этом мы нередко забываем. Может быть, чтобы было хорошее настроение, нужно каждый день начинать с улыбки и зарядки. Конечно, трудно себя заставить каждый день подниматься раньше времени, с непривычки болят мышцы. Но ежедневная зарядка - это начало физического и духовного развития, это избавление от вредных привычек и безделья, это первый шаг к соблюдению режима дня. Спортсмены утверждают, что физические упражнения влияют на состояние духа, на мышление. Спорт - это наслаждение, согласие, гармония разума и силы. Спорт - это труд. Занимаясь физически, человек устает и нуждается в отдыхе. Но отдых тоже может быть разным. Можно отдыхать перед телевизором или компьютером, а можно отдыхать на природе.

В. Гюго писал: «Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте» Автор имел в виду, что не важно какие внешние параметры человека, как выглядит, как одет, а важно какая у него душа. Существует такая пословица «встречают по одежке, а провожают по уму» отражающая суть того, что после знакомства с человеком отдают должное его уму, знаниям.

Все мы знаем с детства, что здоровье надо беречь. Радость и счастье, здоровье и долголетие - все это необходимо каждому из нас. Ведя здоровый образ жизни, мы укрепляем и физическое, и духовное здоровье. И всегда нужно помнить о том, что в здоровом теле - здоровый дух, и его нужно развивать и совершенствовать пока есть силы, возможности и энергия для этого.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Духовное здоровье человека

Введение

психический духовный здоровье

Одной из серьезных проблем современного общества является проблема духовного здоровья человека. Внимание, уделяемое этой проблеме, тем не менее, отнюдь не гарантирует ее успешного решения, поскольку мало признавать, что общество в целом и индивиды, его составляющие, нуждаются в духовном оздоровлении. Необходимо, по меньшей мере, разработать комплекс мер, способствующих этому процессу. Но прежде, чем это произойдет, следует сформулировать суть проблемы и выявить факторы, влияющие на ее решение. Только после этого можно будет наметить пути, ведущие к успеху. Однако трудности начинаются уже на этапе формулирования.

Интересно отметить, что необходимость заботы о духовном здоровье человека и общества не вызывает сомнений даже у идейных антиподов. Возможно, корень проблемы именно здесь: все «доктора» ставят собственные, иногда взаимоисключающие «диагнозы».

В рамках данной работы попытаемся выявить факторы, влияющие на состояние духовного здоровья человека, а также оптимальные, на наш взгляд, пути решения проблемы оздоровления человека, а следовательно, и общества.

Для этого нам придется затронуть историю вопроса, и ознакомиться с наиболее распространенными точками зрения на него.

Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье) -- согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Существует несколько видов оздоровительной практики, и каждый человек, ознакомившись с ними, сможет понять, какой практики ему придерживаться. К ним относят:

1. П. К. Иванов определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики -- это закаливание, вегетарианство, энергия природы;

2. Шри Матаджи определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики -- это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи;

3. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит из нравственной жизни. Тело для такого человека-- храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело -- тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую -- соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот.

Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья. Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: в зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

Исторические аспекты понятия «духовного здоровья»

Известно, что система моральных ценностей любого общества во многом обусловлена уровнем его развития, особенностями менталитета его индивидов, религиозными воззрениями и пр. Тем не менее, существуют и некие объективные ценности, которые имеют значение в любом обществе, на любом этапе его развития. По крайней мере, понятия, называющие эти ценности звучат одинаково или сходно. Проблемы начинаются, когда требуется раскрыть их содержание и объем. Провозглашение какого-либо понятия моральным критерием, а следовательно, критерием духовного здоровья отнюдь не гарантирует действительное его наличие. Трудно найти в жизни человечества эпоху, когда признаком духовного здоровья личности не считалось бы уважение к старшим, верность долгу, патриотизм, милосердие к ближнему. Однако все эти понятия наполнялись достаточно различным содержанием, иногда даже казуистически.

Например, инквизиция приговаривала еретиков к сожжению на костре исключительно «из милосердия»: ведь святые отцы не имели морального права проливать кровь ближнего, следовательно, плаха и топор исключались.

«При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» - восклицал А.И. Солженицын. Бесспорно, это так. Но были публичные казни, весьма мучительные, и служащие при этом развлечению толпы.

Каждая эпоха предоставляла немало возможностей для проявления того, что следует называть признаками духовного нездоровья человека. Но философы и богословы, поэты и художники мечтали об обратном.

К сожалению, эти мечты практически не привели к реальным результатам: к оздоровлению общества в целом.

Духовное здоровье человека не относятся к нулевым понятиям, обозначаемые ими предметы существуют в реальной действительности, даже если содержание этих понятий корректируется эпохой, определенным историческим периодом, в котором исследуется проблема духовного здоровья.

Глава 2. Духовное здоровье и его составляющие

Критерии духовного здоровья

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

· соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

От чего зависит духовное здоровье

Оно зависит от:

· умения строить свои взаимоотношения с другими людьми;

· способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.

Факторы, способствующие духовному оздоровлению

Как и в случае с болезнями тела, духовное здоровье все-таки легче сберечь, чем вернуть. Профилактика имеет здесь такое же колоссальное значение, может быть, тем большее, чем труднее лечить пороки нравственные, нежели обычные заболевания.

Сбережение здоровья предполагает определенное самоограничение. То же можно сказать и о духовном здоровье: чтобы говорить о его наличии, следует обозначить границы, за пределами которых начинается патология.

Следовательно, о вседозволенности не может быть и речи. Индивид свободен только до тех пор, пока он не ограничивает свободу других и не мешает их самовыражению, которое в свою очередь ограничено теми же рамками.

Итак, духовная свобода - такое же необходимое условие для духовного здоровья, как и гигиена для физического - начинается с умения себя ограничить. Подобные ограничения можно отчасти регулировать правовым путем, как это и происходит на практике, однако человеческие взаимоотношения слишком сложны для прямолинейности правового регулирования. Нормы морали призваны справляться с этим лучше, нежели нормы юридические.

Но требования соблюдения этих норм по-разному обеспечены. Исполнения моральных норм не обеспечено силой государственного принуждения.

Тогда главенствующим фактором становится общественное мнение. Обосновать действие этого фактора можно таким образом: общественное мнение есть абстракция, поскольку общество в целом не дает оценку определенных проступков. Но эту оценку дают близкие люди. «А друг или любимая - это не абстракция. Как лгать или кривить душой перед ними?»

Если в обществе существует определенная «аксиологическая система, принятая если не всеми его членами, то большинством. Иначе неизбежна оценка поступков своих людей по одной шкале, а посторонних - по другой», что, собственно, мы и наблюдаем зачастую на практике.

Выработка этой единой шкалы зависит от функционирования СМИ, от работы образовательных и культурных учреждений, от рекомендаций ученых, психологов и социологов. Немалую роль в этом должна играть религия, как проверенный веками институт морального воздействия.

Проблема духовного здоровья человека - это проблема будущего все страны.

Инструменты духовного здоровья

Среди множества инструментов, которые обеспечивают духовное развитие личности, можно выделить основные и второстепенные. Мы будем говорить о них в порядке их важности от самых главных к необязательным. Самым главным из них является, конечно, любовь. Она является основной движущей силой человека всегда и везде. Немаловажным инструментом стало и чтение духовной литературы и различных источников мудрости в области познания человека. С помощью медитаций можно достичь единения и гармонии трех составляющих тел человека: ментального, эмоционального и физического. Синтезировать чувства человека помогает пение: чакровое или мантр. Успокоение приносит чтение молитв, а духовные практики различного характера помогают повысить культуру мышления, контролировать эмоции и достичь гармонии микро- и макрокосма. Использование целительных практик помогает использовать и аккумулировать в себе жизненную энергию из внешних источников. Действенным инструментом является тантра. Это умение передавать чувства и любовь во всем единстве всех противоположностей. Духовному развитию помогает, естественно, и разного рода творческие занятия: музыкой, живописью, писательством и т.д. Не стоит сбрасывать со счетов и гармоничную музыку, которая настраивает человека на нужный лад, помогая раскрыться и выразить все эмоции. Таким образом, она оказывает лечебное действие. Оно заметно усиливается, если во время прослушивания музыки предаться танцам. Также очень важно следовать зову души во всех сферах жизни человека. Тогда это позволяет почувствовать себя творцом собственной судьбы. Это, конечно же, не все инструменты, которые приводят духовное развитие личности в действие, но во многом оказывают на этот процесс положительное влияние.

Глава 3. Всемирный день психического (духовного) здоровья

Всемирный день психического здоровья -- памятная дата, 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.

День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

В 2007 году 10--11 октября в ООН прошёл также «День психологии» -- несколько мероприятий, приуроченных к Всемирному дню психического здоровья. В мероприятиях участвовали Американская психологическая ассоциация (APA), Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP) и другие. Целью Дня психологии был обмен мнениями между психологами, дипломатами, студентами.

C 2008 года в России проходит ежегодный конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья». Конкурс призван привлечь внимание общественных непрофессиональных и профессиональных организаций к повышению психиатрического образования населения, к актуальным проблемам отечественной психиатрии, к укреплению психического здоровья населения, к привлечению внимания общественности, СМИ и властных структур к проблемам душевнобольных.

Заключение

В заключение следует напомнить об историческом факте, иллюстрирующем всю важность понятия «духовное здоровье человека» для общественного прогресса. За все время нахождения у власти Гитлера, несмотря на заметные достижения в технической области, в Германии не было создано ни одного произведения искусства, чья жизнь оказалась бы дольше, нежели это правление. Да и технические новшества касались в основном вооружения, что не помешало гитлеровцам потерпеть сокрушительное поражение.

Почему же так произошло и «чудо-оружие» не реализовало свои потенциальные возможности? Только ли техническая оснащенность антигитлеровской коалиции стала решающим фактором победы?

Надо полагать, что никакие технические достижения не смогут заменить человеку то, ради чего он эти достижения использует и совершенствует - человечность. Человечность как синоним духовного здоровья.

Список литературы

1.Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. М., Проспект, 2001 г.

2.Гуревич П.С., Философия культуры, М., Аспект Пресс, 1994 г.

3.Канке В.А., Основы философии, Логос, 2003 г.

4.Лихачев Д.С., Я живу с ощущением расставания, интервью, Комсомольская правда, 05.03.96 г.

5.Лосев А.Ф., Дерзание духа, М., Политиздат, 1988 г.

6.Мень А., Быть христианином, М., Проспект, 1994 г.

7.Проблема человека в западной философии, М., Прогресс, 1988 г.

8.Спиркин А.Г., Философия, М., Гардарика, 2003 г.

9.Столович Л.Н., Красота. Добро. Истина, М., Республика, 1994 г.

10.Хрестоматия по культуре речи, сост. Граудина Л.К., М., ИНФРА-М, 2002 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и основные функции духовного производства, которое включает духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей. Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви). Роль идеологии.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Сущность понятия "человек" в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.

    реферат , добавлен 13.06.2012

    Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Исследование духовного мира человека. Изучение сознания как одной из форм проявления души и компонента духовного мира социума. Память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Связь самосознания с феноменом рефлексии.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Сущность человека, проявляющая себя посредством способности творить, созидать, создавать. Настоящее существование человека, возможное лишь при творческом воссоздании им реальности. Факторы и понятия, лежащие в основе философского способа мышления.

    статья , добавлен 17.05.2015

    Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2017

    Изучение понятия и характера воли в философии Артура Шопенгауэра. Исследование глубинных мотивов человеческого поведения. Воля и интеллект как составные части духовного мира человека. Анализ особенностей взаимодействия интеллекта с волей через интуицию.

    реферат , добавлен 28.12.2016

    Роль философии в жизни человека. Мировоззрение как способ духовного восприятия окружающей среды. Диалектика и метафизика - основные методы философии. Понятия мироощущения и миропонимания. Философские взгляды на сущность и закономерности развития культуры.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2009

    Человек как биосоциальное существо (единство природного, социального и духовного. Понятия духа, души и тела с философской точки зрения, их взаимозависимость. Проблема смысла человеческого существования, анализ подходов к решению данного вопроса.