Людей всегда интересовали сверхспособности к запоминанию информации, известно, что возможности мозга используются нами лишь частично, изучая особенности развития памяти можно улучшить память, достичь больших результатов в жизни. Давайте проанализируем, что такое память, как происходит запоминание информации?

Память — способность сохранять и воспроизводить следы впечатлений.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Учёные сделали вывод — каждое возбуждение оставляет след в нервной системе, любые события, обстоятельства люди, эмоции. Причём память делят на кратковременную и долговременную. В чём их отличие?

Кратковременная необходима для решения оперативных задач и используется постоянно в процессе жизни.

Долговременная — это память, которая сохраняет информацию на протяжении всей жизни. Например, как читать и писать, навыки одевания, базовые знания, умения самообслуживания. Все эти данные прописаны на глубинном уровне.

  • эмоциональная память — позволяет хранить информацию о пережитых эмоциях (счастье, радость, отчаянье, печаль), влияет на поведение в будущем и помогает регулировать поведение при различных обстоятельствах. Известно, что интерес к объекту изучения, положительные эмоции способствуют быстрому запоминанию;
  • образная память — воспроизводит образы предметов, процессов, людей, с которыми контактировали, имели взаимодействие. Образная память связана с чувствительностью человека, умением и способами восприятия окружающего мира. По типу анализаторов выделяют: слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую память.

Известно, что 80% информации человек получает через зрительную память, однако при нарушениях зрения активизируются другие способы запоминания, ощущения жизни (восприятие на слух, через осязание). Каждый вид памяти имеет особое значение, воспринимаем картину мира в целом. Важно слышать речь, запоминать интонации, музыку — и при этом видеть, чувствовать окружающие предметы, людей.

Удивительным является факт, что художники, теряя зрение, продолжают творить картины, а музыканты после потери слуха — могут писать музыку. Всё это возможно, благодаря образной памяти, которая сохраняет информацию о звуках и цветовой гамме. Действительно, человек обладает невероятными способностями от природы.

Как же развивать память, совершенствовать способности к запоминанию?

Способы воздействия на запоминание информации

Особенности развития памяти долгое время изучаются учёными, при этом они обратили внимание на непроизвольную память. Почему мы помним отдельные фрагменты жизни, забывая другие? Было установлено — человек запоминает не то, что часто видит и встречает в жизни, а те события, что впечатлили сильнее или заставили приложить усилия, достигая результатов.

Зная о таких свойствах памяти, учителя на занятиях могут не просто просить изучить параграф учебника, а дать следующее задание: составить план или пересказать прочитанное — что значительно сложнее. Есть и другой способ заострить внимание — недосказанность, предположение продолжения, когда смотрим фильм или читаем статью фраза «продолжение следует» стимулирует запоминание до следующего выпуска, продолжения сюжета.

Конечно, важное значение имеет эмоциональное состояние, настрой на определённый вопрос, известно, что интересная информация запоминается лучше. Это сказывается и на успеваемости: что-то хватается на лету, а другие предметы проходят мимо, не запоминаясь. Важно учитывать интересы, увлечения при выборе будущей профессии.

— это прерогатива человека, ни один другой вид живых существ на Земле не способен усилием воли запомнить нужную информацию. До трёх лет ребёнок пользуется непроизвольной памятью, после — может самостоятельно запоминать необходимые данные.

Особенности развития памяти в детском возрасте принято стимулировать путём механического запоминания — повторяя многократно информацию, перечитывая, заучивая. При этом одному человеку проще воспринимать данные на слух, другому — зрительно. Стоит обратить на это внимание и использовать в обучении, запоминании. Выделяют визуальный, аудиальный и кинетический тип памяти (ощущения, движения).

Методика Симонида

Учёные заметили, что текст со смыслом можно запомнить в 20 раз эффективнее, чем лишённый смысла. Основал методику запоминания ещё в Древней Греции в 5 веке до нашей эры поэт Симонид, принципы его до сих пор актуальны:

  • при необходимости запомнить большой объём информации, её стоит дробить на части;
  • с целью запоминания, данные нужно повторить многократней, чем нужно для первичного повторения знаний;
  • через полчаса информацию нужно повторить, так как спустя шестьдесят минут -остаточная память пятьдесят процентов, на следующий день — тридцать процентов, поэтому перед занятиями часто повторяют материал. А кто-то может выучить даже на перемене всё и рассказать лучше.
  • важное правило — 30 повторений на протяжении 30 дней лучше, чем 100 — за один день. Чтобы информация запомнилась надолго необходимо её повторять каждый день, перечитывать;
  • старайтесь использовать комбинацию различных видов памяти для запоминания (зрение, слух, движение). Так, детям рекомендуют изучение иностранных языков в игровой форме, используя игрушки, проигрывая сюжеты, действия.

Особенности развития памяти предполагают её тренировку, возможность совершенствования путём запоминания стихов, повторения иностранных слов, тренировкой внимательности. Вот, несколько простых способов для развития зрительной памяти:

  1. — посмотрите в течение нескольких секунд на предмет, человека, картину, постарайтесь запомнить детали. Воспроизведите с закрытыми глазами увиденное, полностью со всеми нюансами. Если сложно, посмотрите ещё раз на объект и повторите упражнение.
  2. Спички — для начала используйте 4 спички, бросьте их на стол и сохраните в памяти расположение, представьте их, закрыв глаза. Регулярно занимаясь, можно увеличить количество до четырнадцати спичек.

Для развития слуховой памяти используйте следующий способ, который развивает внутреннюю память — мысленно назовите цепочку простых математических примеров, постарайтесь запомнить, подсчитайте. Это потребует возврат к цепочке, словам.

В конце дня полезно вспоминать события, новых людей, имёна, детали общения для тренировки памяти. Старайтесь воссоздать чёткие образы в хронологическом порядке, описание должно быть словами, действиями.

Психология, индивидуальные особенности памяти и её развитие всегда вызывали интерес, однако требуются определённые усилия для достижения результатов, которые окупятся в будущем новыми достижениями в различных сферах жизни.

Перейдём к рассмотрению современных методик развития памяти.

Мнемонические приёмы запоминания

Мнемоника — это специальная наука о памяти, возникла около двух тысячелетий назад. В основе лежит система учёного Симонида, он предложил располагать знания в памяти специальным образом, строя специальные комнаты и дома. Этой схемой пользовались и другие деятели — Цицерон, Квинтилиант.

Мнемоника призвана помочь в процессе запоминания, облегчить его, ищет способы быстрого и успешного запоминания больших объёмов знаний, главный приём — использование ассоциативного мышления. Известно, что если цифры номера телефона или имя нового знакомого связать мысленно ассоциациями — образом другого человека, знакомыми датами, то запоминание происходит значительно быстрее.

Известен также метод образного группирования. Этот способ предполагает разделение информации на смысловые части и рисование мысленных картин под каждую часть текста, что упрощает воспроизведение информации. Этот приём помогает ученикам воспроизводить информацию. Часто, находясь в эмоциональном состоянии, можно забыть нужную информацию, наличие картин — образов, помогает восстановить информацию.

Вхождение в текст — это ещё один метод, упрощающий запоминание, позволяет увеличить возможности памяти. Суть метода в привязке информации к ощущениям, кроме образного группирования необходимо добавить эмоции, представить себя в роли путешественника или учёного, изобретающего что-то, всё по ситуации, чем больше будет эмоций, тем больше зацепок для создания «крючков» к запоминанию. Мысленно создаём фильм с картинами и живыми ощущениями.

Ключевые слова — важно записывать ключевые слова после работы над информацией, они позволят воспроизвести в последствии картину событий вместе с другими методами.

  • способ карманов (мысленно распределить действия, покупки по карманам, сортируя по группам, чем чётче картинка, тем вероятнее запоминание);
  • матричное запоминание (представляет мысленную группировку предметов, действий по ячейкам, причём расставляя их в пространстве, на одной поверхности не более пяти, можно использовать комнату, мебель);
  • запоминание по цепочке (мысленно расставляете объекты, людей в нужной последовательности на какой-то улице, например, наделяя необходимыми свойствами для лучшего запоминания);
  • приём ассоциаций (подходит при необходимости заполнить большое количество информации, цифровые ряды, в данном случае необходимо выучить ряд ассоциаций и мысленно связывать его с нужными словами);
  • табличное запоминание (мысленное составление таблицы с занесением необходимых данных, последовательных действий).

Для работы с большими текстами рекомендуют использовать запоминание по сюжету, что позволяет быстрее усвоить информацию. Необходимо прочувствовать все происшествия, окунуться в атмосферу, описанную в тексте, стать героем романа. После составления сюжета, стоит пересказать информацию, «озвучить киноленту».

Пересказ оказывает сильное воздействие на активизацию работы головного мозга, улучшение процессов запоминания. Это очень сильный помощник в развитии памяти.

Алгоритм запоминания:

  1. Внутренняя установка на запоминание (даём себе внутреннюю задачу, объём, требуемый уровень знаний);
  2. Вхождение в текст (настраиваемся на эмоциональное восприятие);
  3. Группирование информации (распределяем информацию, создаём образы);
  4. Запоминание, сканирование, пересказ.

Что касается запоминания цифр, то существуют 2 основных метода:

  • ассоциативный (цифры укрупняются и ищутся подобия — знакомые даты для запоминания);
  • использования кодировки, матрицы (фигуры, цвета, слова — существуют различные кодировки, помогающие запомнить цифры).

В последнее время учёные ищут новые подходы к вопросу развития памяти, способов запоминания. Рассмотрим подробнее такие теории.

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие изучают и современные учёные, так Мюллер предложил методику под названием «голографическая память». Её особенность в значительном увеличении использования потенциала памяти. Автор разработал методику предполагая, что воспоминания можно хранить в виде голограмм согласно определённому порядку и использовать при адресном обращении.

Особенности развития воображения и памяти, согласно данной методике, стимулируют, основываясь на базовых принципах:

  1. Воспоминания внешнего и внутреннего уровня воспринимаются каждым человеком особым образом;
  2. Воспоминания хорошо реагируют на адресное обращение, концентрация на конкретном задании ведёт к повышению качества и количества получаемых знаний, хранящихся в памяти;
  3. Воспоминания необходимо структурировать, располагать в удобном для дальнейшей работы порядке;
  4. Воспоминания ощущений располагаются иначе, для них есть особые линии, необходимо научиться соединять эти фрагменты воспоминаний для улучшения памяти;
  5. Память усиливается при использовании определённых мест в пространстве, включении внутреннего проектора, куда заносятся данные в виде слайдов, которые можно объединять;
  6. Эмоции усиливают восприятие информации, представленной на голограмме;
  7. Расположение воспоминаний в порядке хронологии ведёт к снятию внутренних барьеров на воспоминания, которые ранее блокировались мозгом;
  8. Для улучшения запоминания рекомендует рационально увеличивать время, логически или образно работая с материалом;
  9. Многократное повторение информации без использования логики приводит к размытости голограммы, ухудшает запоминание;
  10. Хорошо проявляются на голограмме конкретные действия, даже лучше, чем умственные заключения;
  11. Для хранения умственных заключений стоит использовать различные виды ощущений, опираясь на существующие в реальности вещи;
  12. В процессе работы с голографическими воспоминаниями возможно, как усиливать, так и снижать уровень воспоминаний и возможности памяти;
  13. Дыхательные упражнения, стимулирующие мыслительные процессы, оказывают схожее воздействие относительно памяти;
  14. Работа с голографическими изображениями на ежедневной основе значительно улучшает способности к запоминанию;
  15. Голограмма воспоминаний активизирует бессознательную память, стимулируя воспоминания, которые казались утраченными.

Автор книги анонсирует увеличение памяти в два раза при выполнении базовых упражнений и в несколько раз при усвоении всей техники голографической памяти. Его подход отличается от известных ранее технологий, связанных с кодировкой данных и построением матриц. Методика улучшает мышление, запоминание, работу с информацией прошлых лет. Подробнее технология запоминания описана в книге «Введение в голографическую память».

Особенность развития памяти в раннем возрасте проявляется в повышенной обучаемости, необходимости запоминать большие объёмы информации для ориентации в мире, самообслуживания, понимания процессов жизни. Первый опыт ребёнок приобретает благодаря свойствам эмоциональной, двигательной и образной памяти.

Память необходима ребёнку для познания мира и является ключевой в приобретении опыта и новых навыков. Память раннего возраста непроизвольна, запоминание происходит без особых усилий со стороны ребёнка, поэтому не имеет смысла говорить «запомни», постепенно поймёт — и информация отложится на подкорке головного мозга.

Часто дети проявляют чудеса памяти в изучении стихов, запоминании сказок, считается, что хорошая память — это нормально для ребёнка, к тому же они живут эмоциями, что способствует запоминанию. Ребёнок проживает каждую сказку, рассказ, чувствует, как герои истории проходят приключения.

Особенности развития памяти в детском возрасте проявляются в запоминании действий, что повторяются — регулярные умывания, мытьё рук, процедура питания, прогулки, всё запоминается ребёнком, а позже и слова, которые наиболее часто слышит, происходит мысленная привязка к действиям. Обычно взрослый человек помнит о детстве примерно с трёх лет, именно в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя, как отдельного субъекта мира, запоминать события жизни.

Большая часть информации, полученная в детском возрасте, переходит в долговременную память, помогая человеку жить. В психологическом плане также очень важны первые годы, когда ребёнок чувствует любовь, заботу, поддержку близких, помощь в проявлении самостоятельности. В обратных случаях могут быть сложности с социализацией и нарушением программы жизни (сложности в построении семьи, рождении детей).

Психологические особенности развития памяти детей проявляются в использовании образного мышления и памяти, после четырёх лет проявляется возможность памяти произвольной, что лучше всего проявляется в игровой форме. Они могут уже повторять, запоминать стихи. В школьном возрасте осваивают новые способы запоминания — обобщение, классификация. Используют построение планов и пересказы для запоминания.

Запоминайте, а не «зубрите»

Важно учиться логически запоминать материал, а не «зазубривать», это мешает творческому развитию и не даёт эффективности развития умственных способностей в будущем. Особенности развития памяти проявляются и в подростковом возрасте, когда возникает повышенная потребность в овладении знаниями. На первое место выходит логическая память, механическая проявляется в меньшей степени, поэтому непонятный материал плохо усваивается.

В этом возрасте память уже более интеллектуализированная, проявляются различные методы мнемоники, понимая необходимость развития своего потенциала к запоминанию. В более старшем возрасте особенности развития памяти проявляются хорошим запоминанием, так как есть потребность освоения своей профессии, специализации, происходит адаптация в обществе. Люди могут получать по несколько образований или учиться заочно.

В преклонном возрасте часто проявляются расстройства памяти, что связано с нарушениями в работе головного мозга, часто такие люди хорошо помнят события далёких лет, забывая ближайшее прошлое. Это связано с ухудшением работы оперативной памяти на фоне ясности долговременной.

Причины забывчивости могут быть, как физиологическими (расстройства нервной системы, болезнь Альцгеймера), так и психологические — депрессивные состояния. Необходимо контролировать эти процессы, советоваться с врачами для улучшения ситуации, меньше переживать, положительные эмоции способствуют крепкому здоровью.

Таким образом, рассмотрели основные виды памяти, особенности развития мышления и памяти у разных людей в зависимости от восприятия жизни, возраста, основные способы улучшить запоминание информации, поделились знаниями о новых системах. Надеемся, что смогли пролить свет на тайну памяти человека.

Желаем всем иметь прекрасную память на долгие годы и быть счастливыми!

Человек в гуне страсти сильно привязан к тому, что он делает, или к результатам своей деятельности и особенно к дому, семье и детям. И это на первый взгляд звучит достаточно страшно. Как так, ведь наш дом, семья и дети — это все, что у нас есть. Но речь идет вовсе не о том, что человек должен от них отказаться, наоборот, человек должен научиться о них заботиться по-настоящему. Правда состоит в том, что нам всем придется расстаться рано или поздно. Поэтому мы должны заботиться друг о друге не так, как будто мы никогда не расстанемся, а так, как будто мы расстанемся, но с самыми лучшими впечатлениями друг о друге.

Так, мать знает, что рано утром ее ребенок уходит в школу. И она готовит ему вкусный завтрак, собирает учебники в портфель, провожает добрыми словами. Она не может оставить его дома по своему желанию, хотя очень этого хочет. Она понимает, что им придется расстаться, поэтому отдает ему самое лучшее. Так и мы любим друг друга и хотим быть вместе как можно дольше, но понимаем, что нам обязательно придется пойти разными путями, поэтому мы хотим оставить друг другу самое лучшее, что у нас есть. А самое лучшее в этом мире — это духовное. А лучшее оно потому, что вечное. Если мы расстаемся надолго и оставляем на память о себе временное, то оно через некоторое время пропадет, и памяти о нас больше не будет.

Мать дает такой завтрак, чтобы он не пропал. Какой смысл в завтраке, который еще по дороге в школу испортился. Поэтому самое лучшее, что мы можем оставить после себя — это духовное, а значит, вечную память и вечную пользу. То духовное, что мы сможем передать, будет всегда сопровождать нашего любимого по этому миру, так как духовное неуничтожимо, и это будет связывать нас. В трактатах не зря говорится, что тот, кто практикует духовное развитие, помогает 108 поколениям своих родственников. Надо научиться любить так, чтобы результат нашей любви оставался навсегда, а не растворялся сразу после нашего расставания. Сейчас люди очень поверхностно любят друг друга: с глаз долой — из сердца вон. Раньше фотографии родителей, бабушек, дедушек и других основателей семейства висели на стенах как иконостас, и все помнили о том, какие духовные подвиги они совершили, какие наставления оставили и какие книги собрали в семейной библиотеке. А что мы имеем сейчас?

Поэтому лучшая забота о своей семье — это не отрекаться от нее раньше времени, а изо всех сил стремиться к духовному совершенству, тем самым показывая хороший пример всем своим родным и близким. Не так-то и просто оставить о себе вечную память, но если мы будем стараться, у нас обязательно это получится. Мало окружить родных материальным комфортом, это обязательная часть заботы, но только часть. Надо еще и окружить их заботой духовной. Мы должны хорошо понимать, что взять с собой в следующую жизнь получится только духовные результаты. Поэтому все, что мы делаем в материальном плане, мы делаем для того, чтобы показать окружающим хороший духовный пример. Показать, что духовное развитие делает нас еще более ответственными, еще более любящими, еще более заботливыми, еще более работоспособными. Духовность — это не прекращение работы, духовность — это понимание, как заработать вечный результат, вечную зарплату…

Аргументы к сочинению для части C ЕГЭ по русскому языку, взятые из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

Нравственность

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения - Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Ценность молодости

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

Цель жизни

Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Патриотизм,национализм

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Мудрость

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье.

Отношение к людям

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Жизнь, смысл жизни, принципы

Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни.

Достоинство

надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Творить добро

Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».

Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро - самое ценное в человеке.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Оставить память о себе

Так что жизнь - это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.

В начальной школе я учился плохо. Больше всего проблем было с чтением и письмом. В русском языке мне, как говорится, медведь на ухо наступил.

Я до сих пор пишу не очень грамотно. Важные тексты правлю у литературного редактора - иначе подвергаю себя риску насмешек.

Примерно в восьмом классе я осознал, что медленно читаю, что у меня плохая память. Стал читать больше, а потом и дошел до способов развития памяти.

Примерно в восьмом классе я осознал, что медленно читаю и у меня плохая память. Начал много читать. Чуть позже дело дошло до развития памяти.
Автор иллюстрации:
Pete Revonkorpi

Стихи

Поскольку память ассоциируется с запоминанием списков, то, я решил учить стихи. Выучил томик любовной лирики. Маяковского и Пушкина , заучивал целыми поэмами, до сих пор могу процитировать первую главу «Евгения Онегина»

Развил ли я память после таких упражнений? Нет! Зато декламацией стихов я вызывал улыбку девушек. Одну удивил так, что она стала моей женой.

Помню, весной мы стояли на берегу Амура, шел ледоход, сталкиваясь, громадные глыбы звенели, как колокольчики. Наступил вечер, но было уже не так холодно, как зимой. Теплый ветер дул с Амурского Утеса, на котором стоит Муравьев Амурский, изображенный на пятитысячной купюре. Я тихо напевал романс Шаляпина «Уймитесь, сомнения и страсти».

Как, вошли в образ? Может быть, вам захотелось взглянуть на красноватый билет банка России, чтобы лучше представить место, где мы были? Возможно, вы никогда не были на набережной Амура, но в вашем воображении (памяти) промелькнули кадры фильма... Так работает наше воображение - память.

Чем больше каналов мы используем для описания ситуации, тем живее возникают образы. Используйте визуальные, аудиальные, кинестетические образы для описания сцены, и воспоминания станут более конкретными и весомыми.

Геометрические задачи

В школе я решал геометрические задачи в уме. Правда, не относил это умение на счет памяти. Также мне казалось очевидным, что я могу запоминать радиоэлектронные схемы и номиналы радиоэлементов. Что тут такого? Так мы не ценим то, что имеем, и желаем того, чего у нас нет.

Однажды мне попалась в руки книжка по начертательной геометрии. В ней нужно было составлять проволочные конструкции по двум или трем проекциям. Во время поездки на работу я занимался по книжке и навострился так, что смог решать эти задачи в уме, а сами проволочные конструкции вращать в воображении.

Развило ли это мою память? Нет.

Песни

Следующий эксперимент был в запоминании песен. Я учил песни «Битлз». Слова невозможно было разобрать на слух, поэтому я гадал, записывал, искал тексты в библиотеке.

Однажды нашел, кажется, в местной газете «Молодой дальневосточник» переводы песен группы «Rollingstones». Сразу побежал в магазин «Мелодия» и купил все пластинки этой группы.

Память не развил, зато разработал английский язык, что помогло мне в понимании жизни. Я подрабатывал переводчиком у американских туристов, приезжавших в Хабаровск. Потом знание английского языка помогло мне победить в конкурсе американского правительства и поехать в США.

Системы репрезентации

Следующий этап в развитии памяти был после того, как я понял, что память многогранна и связана с различными системами репрезентации.

Основных систем репрезентации три: звуковая, визуальная, кинестетическая, Для развития систем репрезентации можно придумать упражнение на каждый из каналов.

  1. Мелодии можно запоминать и просвистывать. Или пытаться подыгрывать на гармошке.
  2. Визуальные образы можно воскрешать в памяти и манипулировать ими.
  3. Тактильные образы можно тоже сознательно вызвать, а от тактильных образов один шаг до попыток управлять своим телом (что весьма рискованно, но это отдельная тема). Пробовал воскрешать тактильные образы перышек, ледяных и горячих шариков, озноба, жара...

Развилась ли моя память после этого? Нет. Я запоминал информацию примерно с той же скоростью, что и прежде.

Творческое воображение и память

Следующий этап в области запоминания наступил после осознания того, что воображение и память находятся рядом. Вернее, оба процесса используют одни и те же участки мозга.

Развивая воображение, мы развиваем память и наоборот.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Лучший способ развить воображения был придуман Генрихом Альтшуллером в ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).

Использование ТРИЗ, кстати говоря, разочаровало меня в мнемотехниках, потому что позволяло найти более простой путь к цели, нежели банальная лобовая атака.

Как, например, будет звучать постановка вопроса при запоминании какой-либо информации?

«Я запомню информацию, потому что...», «Я не запомню информацию, потому что...», «Противоречие состоит в том, что...», «Поэтому я буду использовать эффект...».

После слов «Использовать эффект» сразу становится понятно, что тебе не нужно запоминать ни номера, ни расписания, ну разве что имена... Достаточно достать телефон и сфотографировать.

Если вы до сих пор еще не читали книги по ТРИЗ, обязательно купите и прочитайте.

Память и интерес

Те, кто ставит цель запомнить ненужную информацию, просто не понимают механизмов работы памяти. Неинтересная информация запоминанию не подлежит!

Кстати говоря, по этой причине становится понятной причина моих ранних опытов по развитию памяти. То, что мне было интересно, я запоминал, что неинтересно - запомнить не мог.

Вглядываясь в детей, мы понимаем себя

Как могут ваши дети быть связаны с развитием памяти? Очень просто. Мы не помним себя в детстве, но, мы можем отчасти увидеть свое отражение в образе своего сына и дочки, потому что в них - половина нашего генома.

Мой сын - логик, любит чертить схемы и задавать логические каверзные вопросы. При этом он в пятилетнем возрасте путает падежи. То же самое было со мной в детстве. Я не мог, например, понять суть стихотворения про «муху-цокотуху». Мне она казалась логически несуразной.

Приведу метафору:

Невозможно сравнивать рыбку и обезьяну по признаку, кто быстрее доберется до банана, висящего на пальме. Конечно, обезьянка справится с задачей, а рыбка получит неуд, как бы ни старалась.

Благодаря сыну я осознал, что, что пытался в себе развить в себе то, чем меня обделила матушка природа. Мы не можем быть идеальными.

Простите недостатки - себе и другим

Не является ли желание развить в себе желаемый навык следствием того, что какая-то горе-учительница твердила мне с издевкой: «У тебя такой акцент, что даже йоркширец не смог бы тебя понять». После чего во мне засела обида за ошибку, которую я всю жизнь пытаюсь исправить.

Самое интересное, что американцы утверждали обратное - я говорю более понятно, чем другие русские.

А судьи кто?

Прежде чем приступить к занятиям, подберите правильную меру измерения. Возможно, что недостаток не у вас (у вас все хорошо), а у тех, кто делал вам замечания.

Моя школьная учительница была плохой мерой в постановке произношения звука th. Вспомнилось, как моя бабушка говорила: «Где-то я дела очки». Мне казалось, что правильно говорить «Куда-то я положила очки». Пару раз я сделал ей замечание и получил нагоняй от отца в стиле «Бабушка лучше знает, как и что говорить».

Нужно относиться терпимо и к своим, и чужим недостаткам.

Не говорите, своему ребенку, что у него плохая память. Он вырастет и будет страдать от несуществующего недостатка. Любая память конкретна.

Мнемотехника

На мой взгляд, мнемотехника не стоит того, чтобы уделять ей много внимания. Единственная мнемоника, которой я пользуюсь - это мнемоника цветов радуги: «Как однажды Жан-звонарь головою сбил фонарь».

Списки цифр иногда проще заучить наизусть. Особенно, если они нужны в повседневной жизни. Запоминать можно, просматривая таблицу каждый день. Через пару недель списки сами собой запомнятся.

Например, я так запоминал характеристики микросхем - ТТЛ, КМОП, ЕСЛ. Наш завкафедрой сказал, что будет проверять на экзамене характеристики микросхем, потому что каждый ЭВМщик должен помнить их наизусть, а не слюнявить справочник.

Виктор Михайлович был прав. Благодаря тому, что я запомнил нудную табличку, позже обнаружил несколько ляпов в схемах лаборатории, где работал мой отец. У них горели микросхемы 155 серии, а оказалось, что они просто не учли коэффициенты нагрузки выходных цепей.

Важно: запоминать нужно только то, что пригодится в жизни. Для программиста это будет, возможно синтаксис операторов, для бухгалтеров - номера законов.

Почему развивать память и воображение опасно?

Теперь коснемся самой щекотливой темы. Развитие воображение следует сознательно ограничивать. Развивая воображение, мы развиваем возбудимость мозга, и это может иметь плачевные последствия.

Например, я в последнее время специально торможу свое воображение, потому что оно мешает принимать правильные решения. Особенно в условиях неопределенности.

Организм человека еще недостаточно изучен. Вторгаясь в автоматические процессы нервной системы, мы можем запросто нарушить их. Человек может запрограммировать себя на выполнение каких-то действий, но при этом не задумываясь о побочных явлениях.

Например, пытаясь «просмотреть» пренатальный (дородовый) период своей жизни можно достать из глубин сознания «демонов». Появление фантомов напрямую связано с развитием воображения, когда образы настолько яркие, что их невозможно отделить от действительности.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Не стоит думать, что «демоны» - это просто красивая метафора. Например, в храмах Камбоджи в специальных местах для медитации на стенах вырубали тупиковые двери, чтобы демоны не могли нарушить видения медитирующего.

Медитирующие развивали воображение, а в качестве побочных явлений получали проблемы с психикой.

Шумы и память

Возьмем расхожую ситуацию. Вы живете в крупном городе в своей квартире. У соседей сверху стиральная машина начинает отжим белья аккурат в два часа ночи. Соседи снизу ругаются так вдохновенно, что вы в курсе всех подробностей их интимной жизни. А глухие пенсионеры за стенкой включают телевизор на полную громкость. О каком развитии памяти может идти речь в таких условиях?

Чтобы хоть чуть-чуть развить свою память, следует выехать на природу и побыть в тишине. Это можно сделать в лесу, отлично для этого подходят вершины гор.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Если бы шум был полезен для работы мозга, в библиотеках включали бы записи рок-концертов.

Мы то, что мы читаем

Составьте список того, что вы читаете ежедневно. Какие новости, какие статьи, какие книги.

Например, список может быть следующим:

  1. Фейсбук, Одноклассники, Вконтакте.
  2. Новости Украины, Сирии, Египта, Ирака.

Такая информационная диета не будет способствовать развитию памяти. Прочитав очередную новость, вы не сможете вспомнить, что читали перед этим.

То же самое можно сказать и о чтении однотипной литературы, например, по самосовершенствованию.

Какие книги вы прочитали или читаете в настоящее время? Что изменилось в вашей жизни?

Если вы по прочтению одной книги по самосовершенствованию бежите в магазин за новой книгой, то что-то не то. Смените диету.

Часто ли вы читаете классическую литературу? Классика развивает эмоции, а это очень полезно для памяти.

Итоги

Я долгое время был одержим развитием памяти, запоминал стихи, песни, иностранные слова. Придумывал компьютерные тренажеры на развитие визуаьной и звуковой памяти.

В конечном счете пришел к выводу, что любая память конкретна. Развивать память можно только в узких практических направлениях. Невозможно развить память абстрактно. Работа памяти напрямую зависит от того, что человек ест, о чем думает, что он читает. А запомнить можно только то, что действительно вас интересует.

Узелки на память

  • Попробуйте связать развитие памяти с травмами детства. Не есть ли ваше желание развить в себе память желанием доказать «старшим товарищам», что вы не такой плохой?
  • Индивидуальные различия людей очень широки. У вас есть сильные и слабые стороны. Свои слабые стороны нужно менять на сильные стороны других людей.
  • Запоминать можно только то, что интересно.
  • Память и воображение тесно связаны. Развивайте воображение и разовьете память.
  • Пробуйте найти обходные варианты запоминаний. Изучать мнемотехнику не всегда оправданно.
  • Поразмышляйте на тему, к чему у вас есть задатки.

Джеймс (James) Уильям (11 января 1842 — 16 августа 1910) — американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Изучал медицину и естественные науки в Гарвардском университете США и в Германии. С 1882 г.— ассистент, с 1885 г.— профессор философии, а с 1889 по 1907 г.— профессор психологии в Гарвардском университете.

С 1878 по 1890 г. Джеймс пишет свои "Принципы психологии", в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся "в" сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая "по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна". Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. В 1892 г. Джеймс основал первую в США лабораторию прикладной психологии при Гарвардском университете.

Сочинения: Научные основы психологии. Спб., 1902; Беседы с учителями о психологии. М., 1902; Прагматизм. Изд. 2-е. Спб., 1910; Многообразие религиозного опыта. М., 1910; Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911; Существует ли Сознание? //Новые идеи в философии. Вып. 4. Спб., 1913. Психология. М., 1991.

Анализ явления памяти . Память, в собственном смысле слова, есть знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно уже перестало непосредственно сознаваться нами, или, говоря точнее, она есть знание о событии или факте, о котором мы в данную минуту не думали и который, сверх того, сознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом.

Важнейшим элементом такого знания является, по-видимому, оживание в сознании образа минувшего явления, его

копии. И многие психологи утверждают, что воспоминание о минувшем событии сводится к простому оживанию в сознании его копии. Но чем бы то ни было такое оживание, оно во всяком случае не есть память; это — просто дублирование первого события, некоторое второе событие, не имеющее с первым никакой связи и только сходное с ним. Часы бьют сегодня, били вчера и могут бить еще миллион раз, пока не испортятся от продолжительного употребления. Дождь льет через водосточную трубу, так же лил он на прошлой неделе и так же будет лить и в будущем. Но разве часы при каждом новом ударе сознают прежние удары, или текущий теперь поток воды сознает вчерашний, потому что они походят друг на друга и повторяются? Очевидно, нет. Нельзя возражать на наше замечание, говоря, что наши примеры неподходящи, что в них дело идет не о психических, а о физических явлениях; ибо психические явления (например, ощущения), следуя одни за другими и повторяясь, в этом отношении ничем не отличаются от боя часов. В простом факте воспроизведения еще вовсе нет памяти. Последовательное повторение ощущений представляет ряд не зависящих друг от друга событий, из которых каждое замкнуто в самом себе. Вчерашнее ощущение умерло и погребено — наличность сегодняшнего еще не дает никаких оснований для того, чтобы наряду с ним воскресло и вчерашнее. Нужно еще одно условие для того, чтобы созерцаемый в настоящем образ являлся заместителем минувшего оригинала.

Условие это заключается в том, что созерцаемый нами образ мы должны относить к прошлому — мыслить его в прошлом. Но как можем мы мыслить известную вещь как бы в прошлом, если мы не будем думать об этой вещи, и о прошлом, и об отношении между той и другим? А как можем мы думать вообще о прошлом? В главе "О чувстве времени" мы видели, что интуитивное или непосредственное сознавание минувшего отстоит всего на несколько секунд от настоящего мгновенья. Более отдаленные даты не воспринимаются непосредственно, а мыслятся символически, в виде названий, например: "прошлая неделя", "1850-й год", или представляются в виде образов и событий, связанных с ними, например: "год, в котором мы посещали какое-нибудь учебное заведение", или: "год, в котором мы понесли какую-нибудь утрату". Таким образом, желая подумать о каком-нибудь минувшем промежутке времени, мы должны вызвать в уме символическую дату в виде, например, слова или цифры, или же представить

происшедшие в этот промежуток времени события, которые всецело с ним ассоциировались. Для полноты воспоминания о прошлом необходимо мыслить и то, и другое — и символическую дату, и соответствующие минувшие события. "Отнести" известный факт к минувшему времени значит мыслить его в связи с именами и событиями, характеризующими его дату, короче говоря, мыслить его, как член сложного комплекса элементов ассоциации.

Но и это еще не составит душевного явления, называемого памятью. Память представляет нечто большее, сравнительно с простым отнесением факта к известному моменту прошлого. Другими словами, я должен думать, что это я именно пережил его. Он должен быть окрашен в то чувство "теплоты" и "интимности" по отношению к нашей личности, о котором нам не раз приходилось говорить в главе "О личности" и которое составляет характеристическую черту всех явлений, вошедших в состав нашего индивидуального опыта.

Общее чувство направления вглубь прошедшего, определенная дата, лежащая в этом направлении и охарактеризованная определенным названием или своим содержанием, воображаемое мною событие, относимое к этой дате, и признание этого события принадлежим моему личному опыту — вот составные элементы в каждом объекте памяти.

Запоминание и припоминание . Если явления памяти таковы, какими показал нам их только что сделанный анализ, то можем ли мы ближе наблюдать процессы памяти и выяснить себе их причины?

Процесс памяти заключает в себе два элемента:

  1. Запоминание известного факта.
  2. Припоминание или воспроизведение того же факта.

Причиною запоминания и припоминания служит закон приучения в нервной системе, играющий здесь такую же роль, как и при ассоциации идей.

Припоминание объясняется при помощи ассоциации . Ассоциационисты давно объяснили припоминание с помощью ассоциации. Джэмс Милль высказывает по этому поводу соображения, которые мне кажутся не требующими никаких поправок; только слово "идея" я заменил бы выражением "объект мысли".

"Есть, говорит он, состояние сознания, хорошо известное всякому — припоминание. При этом состоянии, мы, очевидно, не имеем в сознании той идеи, которую хотим припомнить. Каким же путем при дальнейших попытках припомнить забытое

мы, наконец, наталкиваемся на него? Если мы не сознаем искомой идеи, мы сознаем некоторые идеи, связанные с нею. Мы перебираем в уме эти идеи в надежде, что которая-нибудь из них напомнит нам забытое, и если которая-нибудь из них действительно напоминает нам забытое, то всегда вследствие того, что она с ним связана общей ассоциацией. Я встретил на улице старого знакомого, имени которого не помню, но желаю припомнить. Я перебираю в уме ряд имен, надеясь натолкнуться на имя, связанное ассоциацией с искомым именем. Я припоминаю все обстоятельства, при которых виделся с ним, время, когда я познакомился с ним, лиц, в присутствии которых я встречался с ним, что он делал, что ему приходилось испытать, и, если мне случилось натолкнуться на идею, связанную общей ассоциацией с его именем, я тотчас припоминаю забытое имя; в противном случае все попытки мои будут напрасны. Есть другая группа явлений, вполне аналогичных только что описанным и могущих служить для них яркой иллюстрацией. Часто случается, что мы желаем не забыть чего-нибудь. В чем заключается прием, к которому мы прибегаем в подобном случае, чтобы обеспечить припоминание данного факта по желанию? Все люди прибегают для этой цели к тому же способу. Обыкновенно при этом стараются образовать ассоциацию между объектом, который хотят запомнить и ощущением или идеей, которая, как заведомо известно, будет налицо в то время или около того времени, когда пожелают вызвать в памяти данный объект мысли. Если ассоциация эта образовалась, и один из ее элементов попадается нам на глаза, то это ощущение или идея вызывает по ассоциации искомый объект мысли. Вот избитый пример подобной ассоциации: человек получает от своего друга поручение и, чтобы как-нибудь не забыть его, завязывает узелок на своем носовом платке. Как объяснить этот факт? Прежде всего, идея поручения ассоциировалась с идеей завязывания платка. Затем, заранее известно, что носовой платок такая вещь, которую очень часто приходится иметь перед глазами, и, следовательно, его, по всей вероятности, случится видеть около того времени, когда нужно будет приступить к выполнению поручения. Увидев платок, мы замечаем узел, а вид узла напоминает нам о поручении, благодаря преднамеренно-образованной между ними ассоциации".

Короче говоря, мы ищем в памяти забытую идею совершенно так же, как ищем в доме затерявшуюся вещь. В обоих

случаях мы осматриваем сначала то, что, по-видимому, находится в соседстве с искомым предметом. Мы переворачиваем в доме вещи, подле которых, под которыми и внутри которых он может находиться, и если он действительно находится вблизи них, то вскоре попадается нам на глаза. В поисках за объектом мысли вместо предметов мы имеем дело с элементами ассоциации, а последний, как нам известно, сводится к элементарному закону приучения в нервных центрах.

Ассоциация объясняет также и запоминание . Тот же закон приучения составляет и механизм запоминания. Запоминание означает способность к припоминанию — и больше ничего. Единственным указанием на существование в данном случае запоминания есть наличность припоминания. Запоминание известного явления, короче говоря, есть другое название для возможности снова думать о нем или для стремления снова думать о нем в связи с обстановкой, относящейся ко времени первого его возникновения. Какой бы случайный повод ни превратил эту возможность в действительность, во всяком случае постоянным основанием для этой возможности остаются: пути в нервной ткани, через которые внешнее раздражение вызывает припоминаемое явление, минувшие ассоциации, сознание того, что наше "Я" было связано с данным явлением, вера в то, что все это, действительно, было в прошедшем и т. д. Когда припоминание вполне "подготовлено", искомый образ оживает в сознании тотчас же после появления повода к этому, в противном случае образ появляется лишь через несколько времени. Но, как в том, так и в другом случае, главным условием, делающим запоминание вообще возможным, являются нервные пути, в которых образуется ассоциация запоминаемого объекта мысли с поводами, вызывающими его в памяти. В состоянии скрытого напряжения эти пути обусловливают запоминание, в состоянии активности — припоминание.

Физиологическая схема . Явление памяти может быть окончательно выяснено при помощи простой схемы. Пусть n будет минувшее событие, о — его окружающая обстановка (соседние события, дата, связь с нашей личностью, "теплота" и "интимность" etc.), a m — некоторая мысль или факт в настоящем, который легко может стать поводом к припоминанию. Пусть нервные центры, действующие при мыслях m, n и o будут выражены через М, N и О, тогда существование путей, символически обозначенных линиями между М и N,

N и О, будут выражать факт "задержания события n в памяти", а возбуждение мозга по направлению этих путей будет выражать условие припоминания события n. Нужно заметить, что задержание события n не есть мистическое приобретение "идеи" бессознательным путем. Оно вовсе не есть явление психологического порядка. Это — чисто физическое явление, морфологическая черта, именно наличность "путей" в глубочайших недрах мозговой ткани. С другой стороны, припоминание есть психофизический процесс, имеющий и телесную, и душевную сторону; телесная сторона его — возбуждение нервных путей, душевная — сознательное представление минувшего явления и вера в его принадлежность нашему прошлому.

Короче говоря, единственная гипотеза, для которой явления внутреннего опыта дают здесь поддержку, заключается в том, что нервные пути, возбуждаемые восприятием известного факта и его припоминанием, не вполне тождественны. Если бы мы могли вызвать в сознании минувшее событие независимо от каких бы то ни было элементов ассоциации, то этим самым была бы исключена всякая возможность памяти: видя перед собою явление минувшего опыта, мы принимали бы его за новый образ. В самом деле, припомнив известное событие без окружавшей его обстановки, мы едва можем отличить его от простого продукта нашего воображения. Но чем более элементов ассоциации связано с ним в нашем сознании, тем легче мы узнаем в нем объект минувшего опыта. Например, я вхожу в комнату моего приятеля и вижу на стене картину. Сначала я испытываю какое-то странное удивительное чувство. "Наверное я видел эту картину!" — говорю я, но где и когда не могу припомнить; в то же время я чувствую в картине что-то знакомое; наконец, восклицаю: "Вспомнил! Это — копия с части картины Фра-Анджелико во Флорентийской Академии, я ее там видел". Только для того, чтобы вызвать в памяти картину, нужно было припомнить здание Академии.

Условия хорошей памяти . Если мы припоминаем факт — n, то пути N— О (рис. 1) составляют физиологические условия, которые вызывают в сознании обстановку, окружавшую n, и делают n объектом памяти, а не простой фантазии.

С другой стороны, путь М— N дает повод к припоминанию n. Итак, ввиду того, что память всецело обусловлена свойствами нервных путей, ее достоинство в данном индивиде зависит частью от числа, а частью от устойчивости этих путей.

Устойчивость или постоянство нервных путей есть индивидуальное физиологическое свойство нервной ткани у каждого человека, число же их зависит всецело от фактов личного опыта. Назовем устойчивость нервных путей прирожденной физиологической восприимчивостью. Эта восприимчивость в различных возрастах и у различных индивидов бывает очень различна. Одни умы подобны воску под давлением печати: ни одно впечатление, как бы оно ни было бессвязно, не пропадает для них бесследно. Другие напоминают желе, дрожащее от простого прикосновения, но при обычных условиях неспособное воспринимать устойчивые отпечатки. Эти последние умы, припоминая какой-нибудь факт, неизбежно должны подолгу копаться в запасе своих устойчивых знаний. У них нет отрывочной памяти. Наоборот, те лица, которые удерживают в памяти без всякого усилия имена, даты, адреса, анекдоты, сплетни, стихи, цитаты и всевозможные факты, обладают отрывочною памятью в высшей степени, и, конечно, обязаны этим необыкновенной восприимчивости их мозгового вещества для каждого вновь образовавшегося в нем пути. По всей вероятности, лица, не одаренные в высшей степени физиологическою восприимчивостью, неспособны к широкой, многосторонней деятельности. И в практической жизни, и в научной сфере человек, умственные приобретения которого тотчас же закрепляются в нем, всегда прогрессирует и достигает своих целей, в то время как окружающие, тратя большую часть времени на переучивание того, что они когда-то учили, но забыли, почти не двигаются вперед. Карл Великий, Лютер, Лейбниц, Вальтер Скотт, любой из великих гениев человечества, непременно должны были обладать изумительной восприимчивостью чисто физиологического свойства. Люди, не одаренные такой восприимчивостью, могут в той или другой степени выдаваться качеством своего труда, но никогда не будут в состоянии создать такие массы произведений или иметь такое громадное влияние на современников.

Но в жизни каждого из нас наступает такой период, когда мы можем только сохранять приобретенное ранее, когда прежде проложенные в мозгу пути исчезают с такой же скоростью,

с какой образуются новые, и когда мы в неделю забываем ровно столько, сколько приобретаем новых знаний за тот же промежуток времени. Это состояние равновесия может тянуться много, много лет. В глубокой старости оно начинает нарушаться в противоположном направлении: количество забываемого начинает перевешивать количество вновь приобретаемого, или, лучше сказать, нет никаких новых приобретений. Мозговые пути становятся настолько неустойчивыми, что в течение нескольких минут разговора тот же вопрос предлагается и ответ на него забывается раз шесть подряд. В этом периоде жизни необычайная устойчивость путей, образовавшихся в детстве, становится очевидной; старик, впавший в детство, сохраняет воспоминания своей ранней молодости, утратив все остальные.

Вот все, что я имел в виду сказать об устойчивости мозговых путей. Теперь скажу несколько слов об их числе.

Очевидно, чем более таких путей в мозгу, как М—N, и чем более благоприятных поводов для припоминания n, тем скорее образуется, вообще говоря, и прочнее будет память об n, и тем чаще мы будем вспоминать об n, тем более нам будет возможности всегда припомнить n по желанию. Выражаясь психологически, с чем большим количеством фактов мы ассоциировали данный факт, тем более прочно он задержан нашей памятью. Каждый из элементов ассоциации есть крючок, на котором факт висит, и с помощью которого его можно выудить, когда он, так сказать, опустится на дно. Все элементы ассоциации образуют ткань, с помощью которой данный факт закреплен в мозгу. Тайна хорошей памяти есть, таким образом, искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти. Но что другое представляет это образование ассоциаций с данным фактом, если не упорное размышление об этом факте? Таким образом, короче говоря, из двух лиц с тем же внешним опытом и с тою же степенью прирожденной восприимчивости, то, которое более размышляет над своими впечатлениями и ставит их в систематическую связь между собою, будет обладателем лучшей памяти. Примеры этому можно видеть на каждом шагу. Большинство людей обладает хорошей памятью для фактов, имеющих отношение к их житейским целям. Школьник, обладающий способностями атлета, оставаясь крайне тупым в своих учебных занятиях, поразит вас знанием фактов, относящихся к деятельности

атлетов, и окажется ходячей справочной книгой по статистике спорта. Причиной этому является то обстоятельство, что он постоянно думает о любимом предмете, собирает относящиеся к нему факты и группирует их в известные классы. Они образуют для него не беспорядочную смесь, а систему понятий — до такой степени глубоко он их усвоил. Так же точно купец помнит цены товаров, политический деятель — речи и результаты голосования своих коллег в таком множестве, что посторонний наблюдатель не может не поражаться богатством памяти, но это богатство становится вполне понятным, если мы примем во внимание, как много каждый специалист размышляет над своим предметом. Весьма возможно, что поразительная память, обнаруживаемая Дарвином и Спенсером в их сочинениях, вполне совместима со среднею степенью физиологической восприимчивости мозга обоих ученых. Если человек с ранней юности задается мыслью фактически обосновать теорию эволюции, то соответствующий материал будет быстро накопляться и прочно задерживаться. Факты будут связываться между собою их отношением к теории, а чем более ум будет в состоянии различать их, тем обширнее будет эрудиция ученого. Между тем теоретики могут обладать весьма слабой отрывочной памятью и даже вовсе не обладать ею. Фактов, бесполезных для его целей, теоретик может не замечать и забывать их тотчас же после восприятия их. Энциклопедическая эрудиция может совмещаться почти с таким же энциклопедическим невежеством, и последнее может, так сказать, скрываться в промежутках ее ткани. Те, кому приходилось иметь много дела со школьниками и с профессиональными учеными, тотчас же поймут, какой тип я имею в виду.

В системе каждый факт мысли связан с другим фактом каким-нибудь отношением. Благодаря этому каждый факт задерживается совокупной силой всех других фактов системы, и забвение почти невозможно.

Почему зубрение представляет такой дурной способ учения? После сказанного выше это само собой ясно. Под зубрением я разумею тот способ приготовления к экзаменам, когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней путем усиленного напряжения мозга на время до срока испытания включительно, между тем как в течение учебного года память почти вовсе не упражнялась в области предметов, необходимых к экзамену. Предметы, таким путем

заучиваемые нами на отдельный случай временно, не могут образовать в нашем уме прочных ассоциаций с другими объектами мысли. Соответствующие им мозговые токи проходят по немногим путям и, относительно говоря, с большим трудом возобновляются. Знание, приобретенное путем простого зубрения, почти неизбежно забываются совершенно бесследно. Наоборот, умственный материал, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с различных точек зрения, связанный ассоциациями с другими внешними событиями и неоднократно подвергшийся обсуждению, образует такую систему, вступает в такую связь с остальными сторонами нашего интеллекта, легко возобновляется в памяти такою массою внешних поводов, что остается надолго прочным приобретением. Вот в чем заключается рациональное основание для того, чтобы установить в учебных заведениях надзор за непрерывностью и равномерностью занятий в течение учебного года. Разумеется, в зубрении нет ничего нравственно-предосудительного. Если бы оно вело к желанной цели — к приобретению прочных знаний, то бесспорно было бы лучшим педагогическим приемом. Но на самом деле этого нет, и учащиеся сами должны понять почему.

Прирожденная восприимчивость памяти человека неизменна . Теперь читателю будет вполне ясно, если мы скажем, что все усовершенствование памяти заключается в образовании ряда ассоциаций с теми многочисленными объектами мысли, которые нужно удержать в голове. Никакое развитие не может, по-видимому, усовершенствовать общую восприимчивость человека. Она представляет собою физиологическое свойство, данное человеку раз навсегда вместе с его организацией, свойство, которое он никогда не будет в состоянии изменить. Без сомнения, оно изменяется в зависимости от состояния здоровья человека; наблюдения показывают, что оно лучше, когда человек свеж и бодр, и хуже, когда он утомлен или болен. Таким образом, мы можем сказать, что прирожденная восприимчивость колеблется в зависимости от общего состояния здоровья человека: что хорошо для здоровья, то хорошо и для памяти. Мы можем даже сказать, что любое интеллектуальное упражнение, усиливающее питание мозга и повышающее общий тон его деятельности, окажется полезным и для общей его восприимчивости. Но более этого ничего нельзя сказать, а это, очевидно, гораздо меньше утешительно, сравнительно с ходячими взглядами на восприимчивость

мозга. Обыкновенно воображают, что известного рода систематические упражнения укрепляют в человеке не только способность запоминать факты, входящие в состав этих упражнений, но и вообще восприимчивость человека к запоминанию каких бы то ни было фактов. Говорят, например, что продолжительное заучивание слов наизусть облегчает дальнейшее заучивание их тем же путем. Если бы это было справедливо, то все только что сказанное мною было бы неверно, и вся теория зависимости памяти от образования нервных путей в мозгу должна была бы вновь быть пересмотренной. Но я склонен думать, что факты, противопоставляемые этой теории, на самом деле не существуют. Я обстоятельно расспрашивал по этому вопросу многих актеров, и все они единогласно утверждают, что практика в заучивании ролей весьма мало облегчает дело. По их словам, она только развивает в них способность разучивать роли систематически. Опыт сообщил им богатый запас интонаций, экспрессии и жестикуляции; это облегчает разучивание новых ролей, в которых является возможным применить к делу запас, так же накопленный, как накоплены купцом его знания о ценности товаров, а атлетом — его познания по части гимнастической ловкости; новые роли, благодаря практике, заучиваются легче, но при этом прирожденная восприимчивость нисколько не совершенствуется, а наоборот, слабеет с годами. Здесь запоминание облегчается вдумчивостью. Точно так же, когда школьники совершенствуются практикой в заучивании наизусть, то я уверен что на поверку причиной совершенствования всегда окажется способ заучивания отдельных вещей, представляющих относительно большой интерес, большую аналогию с чем-нибудь уже знакомым, воспринятым с большим вниманием и т. д., но отнюдь не укрепление чисто физиологической силы восприимчивости. Заблуждение, которое я имею в виду, проникает насквозь одну полезную и интересную в других отношениях книгу: "Как нужно укреплять память" д-ра М. С. Гольбрука из Нью-Йорка. Автор не различает в ней общей физиологической восприимчивости от восприимчивости к определенным явлениям и рассуждает так, как будто и та, и другая должны совершенствоваться при помощи одних и тех же средств.

"Я лечу теперь,— говорит он,— старика, страдающего потерей памяти, который не замечал, что память его быстро слабеет, пока я не обратил на это внимания. В настоящее время он употребляет энергичные усилия для восстановления

своей памяти, и не без некоторого успеха. Метод лечения заключается в том, чтобы ежедневно по два часа — час утром и час вечером — упражнять память. Пациент должен в это время сильнейшим образом напрягать свое внимание, чтобы воспринимаемые впечатления ярко запечатлевались в его уме. Каждый вечер он должен припоминать все события минувшего дня и повторять то же на следующее утро. Каждое слышанное имя он должен записывать и стараться запомнить, возобновляя его в уме от времени до времени. Еженедельно он должен запоминать до десяти имен государственных деятелей. Ежедневно он должен заучивать стих из поэтических произведений и стих из Библии. Он также должен запоминать от времени до времени номер страницы в какой-нибудь книге, где сообщается интересный факт. С помощью этих упражнений и некоторых других приемов ослабевшая память этого лица начинает снова оживать".

Я сильно склонен думать, что память этого несчастного старика, если и улучшилась, то лишь по отношению к частным фактам, которые доктор заставляет его запоминать, и в некоторых других отношениях, но во всяком случае эти несносные упражнения не повысили общей его восприимчивости.

Усовершенствование памяти . Итак, все улучшения памяти заключаются в усовершенствовании привычных методов запоминания фактов. Таких методов насчитают три: механический, рациональный и технический.

Механический метод заключается в усилении интенсивности, увеличении и учащении впечатлений, подлежащих запоминанию. Современный способ обучения детей грамоте при помощи письма на классной доске, при котором каждое слово запечатлевается в сознании при посредстве четырех путей — глаз, ушей, голоса и рук, представляет собою образчик усовершенствованного механического запоминания.

Рациональный метод запоминания есть не что иное, как логический анализ воспринимаемых явлений, группировка их в определенную систему, по известным классам, расчленение их на части etc. Любая наука может быть образчиком такого метода.

Немало было придумано технических, искусственных методов для запоминания фактов. При помощи известного рода искусственных систем можно нередко удерживать в памяти такую массу совершенно бессвязных фактов, такие длинные ряды имен, чисел etc., какие совершенно не было бы возможности

запомнить естественным путем. Метод этот заключается в механическом заучивании какой-нибудь группы символов, которые должны быть твердо навсегда удержаны в памяти. Затем то, что должно быть заучено, ставится в связь путем нарочно придуманных ассоциаций с некоторыми из заученных символов, и эта связь впоследствии облегчает припоминание. Наиболее известным и наиболее употребительным из искусственных приемов мнемоники является цифровой алфавит. Предназначается он для запоминания рядов чисел, каждой из десяти цифр в нем соответствует одна или несколько букв. Число, которое желают запомнить, выражают в буквах, из которых всего легче составить слова: слова по возможности подбирают такого рода,чтобы они напоминали чем-нибудь о предмете, к которому относится число. Таким образом, слово сохранится в памяти даже тогда, когда число будет совершенно забыто . Недавно изобретенный метод Луазетта не столь механичен, будучи основан на образовании ряда ассоциаций с объектом, который желательно запомнить.

Воспризнание . Если с известным явлением мы встречаемся часто и в связи со слишком многочисленными и разнообразными окружающими элементами, то, несмотря на соответственно легкое воспроизведение его, мы не можем поставить его в связь с определенной обстановкой, и, следовательно, отнести к определенной дате в нашем прошлом. Мы воспризнаем, но не вспоминаем его: ассоциации, связанные с ним, слишком многочисленны и неопределенны. Такой же результат получается в том случае, когда локализация в прошлом слишком смутна. В таком случае мы чувствуем, что видели где-то данный объект, но где и когда совершенно не помним, хотя нам кажется, что вот-вот сейчас мы вспомним это. Что нарождающиеся, слабые возбуждения мозга могут вызывать

нечто в сознании — это можно наблюдать на себе в том случае, когда стараешься припомнить имя. Оно в таком случае, что называется, вертится на языке, но не приходит на ум окончательно. Совершенно аналогичное чувство сопровождает воспризнание, когда ассоциации, сопровождающие данный объект мысли, делают его для нас знакомым, но неизвестно почему.

Есть одно курьезное душевное состояние, которое, вероятно, всякому приходилось испытывать на себе, это — то чувство, когда кажется, что переживаемое в данную минуту во всей своей полноте переживалось когда-то прежде, когда-то мы говорили буквально то же самое на том же самом месте, тем же лицам etc. Это чувство "предсуществования" душевных состояний долгое время казалось чем-то чрезвычайно загадочным и служило поводом к многочисленным истолкованиям. Д-р Виган усматривал причину этого явления в диссоциации деятельности мозговых полушарий: согласно его предположению, одно из них начинало немного позже сознавать внешние впечатления, так сказать, отставало от другого в сознавании тех же впечатлений. По моему, такое объяснение нисколько не устраняет загадочности этого явления. Неоднократно наблюдая его на себе, я пришел к заключению, что оно представляет всецело неясное припоминание, в котором одни элементы возобновились перед сознанием, а другие нет. Элементы прошлого состояния, несходные с настоящим, не оживают сначала настолько, чтобы мы могли отнести это состояние к определенному прошлому. Мы только сознаем настоящее, связанное с каким-то общим намеком на прошлое. Точный наблюдатель психологических явлений проф. Лацарус истолковывает это явление так же, как и я. Достойно внимания здесь то, что настоящее кажется повторением прошлого лишь до тех пор, пока ассоциации, связанные с аналогичным прошлым, не станут вполне отчетливы.

Забвение . На практике для нашего интеллекта забвение составляет такую же важную функцию, как и запоминание. "Полное воспроизведение", как мы видели, представляет сравнительно редкий случай ассоциации. Если бы мы помнили решительно все, то были бы в таком же безвыходном положении, как если бы не помнили ничего. Припоминание факта требовало бы столько же времени, сколько протекло его на самом деле от появления до момента припоминания, и, таким образом, мы никогда бы не двигались вперед в нашем мышлении.

Время при припоминании подвергается тому, что Рибо называет "укорочением": укорочение это обусловлено пропусками огромного количества фактов, заполнявших данный временной промежуток. "Таким образом,— говорит Рибо,— мы приходим к парадоксальному выводу: забвение есть одно из условий запоминания. Без полного забвения громадного количества состояний сознания и без временного забвения весьма значительного количества впечатлений мы совершенно не могли бы запоминать. Таким образом, забвение, за исключением некоторых его форм, не есть болезнь памяти, но условие ее здоровья и живости".

Патологические условия . Лица, подвергнутые гипнозу, вообще говоря, забывают все, что с ними происходило во время транса. Но при последующих состояниях транса они нередко помнят, что с ними было в предшествующем состоянии транса. Здесь наблюдается нечто подобное "раздвоению личности", при котором связность существует лишь между отдельными состояниями каждой из личностей, но не между самими личностями. В этих случаях чувствительность нередко бывает у той и другой личности различна: во "вторичном" состоянии пациент нередко обнаруживает в некоторых отношениях анестезию. Пьер Жане доказал различными путями, что его пациенты припоминали в состоянии нормальной чувствительности те факты, которых не помнили в состоянии анестезии. Так, например, он временно восстановлял их чувство осязания при помощи электрического тока, пассов etc. и заставлял их брать в руки различные предметы — ключи, карандаши etc., или делать известного рода движения, например, креститься. При возвращении анестезии они совершенно не помнили об этом. "Мы ничего не брали в руки, мы ничего не делали" — вот их обычный ответ в этом состоянии. Но на другой день, когда их нормальная чувствительность была уже восстановлена, они отлично помнили, что делали в состоянии анестезии, и какие вещи брали в руки.

Все эти патологические явления показывают нам, что область возможного припоминания гораздо шире, чем мы думаем, и что в некоторых случаях кажущееся забвение еще не дает права думать, что припоминание абсолютно невозможно. Отсюда, впрочем, еще нет ровно никаких оснований делать парадоксальный вывод, будто абсолютного забвения впечатлений опыта вовсе нет.