Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду. Она была нужна им для защиты от холода. Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали. Затем их мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру вместо ткани, сухожилия вместо ниток и кости вместо иголок. Одежда, сделанная из шкур из животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур. Кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена - использовалось все.

По наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях, нам известно о широком разнообразии материалов, использовавшихся в украшениях каменного века. Высоко ценились ракушки, и некоторыми из них торговали на большие расстояния. Среди других материалов были оленьи зубы, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья.

Позже стали также делать бусы - из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Люди каменного века считали, что ношение ожерелья из костей леопарда давало им магические силы.

Среди других украшений были браслеты, сделанные из бивня слона или мамонта. Нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры. Возможно, они также делали себе татуировки и пирсинг.

При ответе на вопрос "когда появилась одежда ?" мнения учёных расходятся. Согласно самой осторожной гипотезе, одежда появилась около 40 тысяч лет назад, что подтверждается археологическими данными, т.к. именно этим временем датируются самые древние найденные иголки для шитья. Согласно самым смелым гипотезам, появление одежды могло совпасть с утратой предками человека основной части волосяного покрова, что произошло около 1,2 млн. лет назад. Существует также гипотеза, что время появления первой одежды можно узнать исходя из того, когда появились платяные вши, которые обитают только на одежде. Генетики говорят, что платяные вши отделились от головных вшей как минимум 83 тысячи лет назад, а возможно, даже ранее 170 тысяч лет назад. Существуют и более смелые оценки времени появления платяных вшей - от 220 тыс. до 1 млн. лет назад.

Вероятнее всего, одежда возникла не столько как защита от холода (известны племена, которые обходились без одежды, даже проживая в суровом климате, например, индейцы Огненной Земли), сколько как магическая защита от угрозы извне . Амулеты, татуировки, раскраска на обнажённым теле первоначально играли такую же роль, как позднее одежда, защищая хозяина с помощью магической силы. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Первыми материалами для одежды первобытного человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных.

Одежда древних германцев каменного века:

На палеолитической стоянке Сунгирь (территория Владимирской области), предполагаемый возраст которой 25 тысяч лет, в 1955 году были найдены погребения подростков: мальчика 12-14 лет и девочки 9-10 лет. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов). Реконструкцию одежды из стоянки Сунгирь можно увидеть на следующем рисунке:

В 1991 году в Альпах была найдена ледяная мумия первобытного человека "Эци", жившего 3300 лет до н.э. Одежда Эци частично сохранилась и её удалось реконструировать (см. рисунок).

Одежда Эци была довольно замысловата. Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожаные жилет, пояс, ноговицы, набедренную повязку и башмаки. Помимо этого была обнаружена шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу. В них использовалась медвежья шкура для подошв, оленья кожа для верхней части и лыко в качестве шнуровки. Мягкая трава обвязывалась вокруг ноги и использовалась как тёплые носки. Жилет, пояс, обмотки и набедренная повязка делались из полосок кожи, сшитых вместе сухожилиями. К поясу был пришит мешочек с полезными вещами: скребком, сверлом, кремнём, костяной стрелой и сухим грибом, использовавшимся как трут.
Кроме того, на теле Эци было обнаружено около 57 татуировок из точек, линий и крестов.

Что люди знают о первобытном человеке? На самом деле - совершенно немного. Известно, что жил в пещерах, охотился на мамонтов, в качестве оружия использовал дубинку, а одевался в шкуры убитых зверей.

Имея даже такие обрывочные знания о первых людях, можно сделать отличный костюм первобытного человека своими руками. Ребенку в садик, на праздник, на представление в школе или выступление в театре - наряд подойдет к любому тематическому мероприятию.

Части костюма

Как сделать костюм первобытного человека? Прежде чем приступать к сборке наряда, необходимо определиться, из чего будет состоять костюм.

Одежда у была незамысловатая - рваные шкуры с неровными краями, грубо сметанные кусками кожи или жилами или подпоясанные кожаной ниткой. Они заменяли и пижаму, и «деловой наряд», и вечерний костюм. На очень холодное время года могла быть припасена еще одна шкура, которую использовали в качестве плаща или накидки.

Украшения были одинаковы для всех - кости животных, которые привязывали к волосам или нанизывали на нитку, как бусы. Косточками могли украсить пояс.

В качестве дополнительных аксессуаров применяли повязки на предплечья и голени.

Самый главный атрибут - дубинка. И у женщин, и у мужчин она была. Разница заключалась только в размере оружия - мужчинам, как более сильным представителям племени, полагалась дубина больше, чем женская. Следовательно, костюм первобытного человека для мальчика и для девочки делается одинаково, только дубинка будет разного размера.

Волосы - заключительная часть наряда. Мыло и шампунь еще не были известны нашим предкам, соответственно, прическа на голове была отдаленно похожа на аккуратную современную укладку. Для создания полноценного образа необходим будет парик.

Итак, костюм будет состоять из:

  • основной одежды;
  • накидки;
  • пояса и украшений;
  • дубинки;
  • парика;
  • повязок.

Основная одежда

Одевались наши предки в шкуры пойманных животных. Следовательно, расцветка должна соответствовать и быть похожей на натуральную кожу или мех. Для этой цели хорошо подойдет ткань любого качества. Цвет коричневый, леопардовый или тигровый. Не стоит делать выбор в пользу блестящих тканей, они не очень уместны для данной цели. А вот фетр, велюр, искусственная замша - самое то.

Модели могут быть разными. Наиболее простой вариант - обмотка с узлом на одном плече.

Для работы потребуется около 1,5 ткани.

Материал складывается пополам, получается прямоугольник. С той стороны, где сгиб, намечается середина. Делать это можно на глаз; костюм не должен быть идеальным и симметричным: первобытные люди были далеки от высокой моды. Также середина находится и по длинной стороне прямоугольника. Точки соединяются между собой, и ткань обрезается. Получается, что из большого прямоугольника вырезали треугольник.

Там, где ткань на сгибе осталась соединенной, будет плечо. Ту сторону, которая стала короткой, необходимо сшить при помощи классические нитки с иглой. А можно соригинальничать, соединив части наряда при помощи грубых стежков. Для второго варианта нужно маникюрными ножницам проделать отверстия в ткани с двух сторон, а затем ниткой для вязания подходящего цвета или тонким шнурком связать половинки между собой. Можно сделать это крест-накрест - как шнуровку у кроссовок, а можно - продевать в каждое отверстие. Какой способ выбрать - зависит только от фантазии мастера.

Простой вариант

Второй вариант - самый простой. В отрезе ткани, сложенном пополам, со стороны сгиба посередине прорезается отверстие для головы. Сшивать ничего не нужно: одежда подпоясывается - и все. Костюм первобытного человека для мальчика своими руками можно считать почти готовым!

Ну и вариант для летних пещерных людей - набедренная повязка. Кусок ткани разрезается на полоски разной ширины. Основная полоска, равная обхвату бедер, выступает в роли основы, на нее навешиваются остальные лоскуты.

Накидка

Накидка делается из той же ткани, что и основная часть. Но выбрать можно любую другую фактуру, лучше всего пойдет плотный материал.

Для накидки можно проделать в верхней части ткани отверстия, продеть в них шнур и при помощи шнура завязывать ее на шее. Более легкий вариант - завязывать два конца накидки узлом и накидывать на голову.

Пояс и украшения

Костюм первобытного человека украшается природными материалами - костями и повязками.

Чтобы сделать повязки на руки и ноги, необходимо вырезать 4 полоски ткани, 2 из которых равны обхвату предплечья выше локтя, а 2 другие - обхвату ноги ниже колена.

На полоски ткани навешиваются полоски по такому же принципу, что и для Завязывается такое украшение на узел прямо на руке или ноге.

Костюм первобытного человека украшается костями. Сделать их можно легко самостоятельно из полимерной глины. Также подобная фурнитура продается в магазинах для рукоделия - бусины в виде костей, зубов легко нанизывать на нитку и удобно использовать.

Из полимерной глины белого цвета, предварительно размятой в руках, делают клыки животных или косточки. После термообработки (правила работы с глиной пишут на пачках производители) в каждой заготовке проделываются отверстия, затем полученные детали нанизываются на нитку или полоску кожи. Такие украшения можно нанизать и на концы полосок, из которых сделана набедренная повязка для рук и для ног.

Пещерный человек часто изображается с косточкой в волосах. Для того чтобы сделать такое украшение для мальчика, придется запастись обручем для волос и пистолетом с клеем или длинной ниткой. На обруч наносится капля клея и крепится большая кость. А ниткой данный аксессуар можно просто сильно привязать. Лучше всего будет смотреться кость, привязанная прямо к волосам, но для этого потребуется сноровка, так как у мальчишек волосы обычно короткие.

Парик

Костюм первобытного человека завершает головной убор. Парик со спутанными волосами проще всего купить в специализированном магазине. Самостоятельно сделать такой аксессуар не сложнее, чем завязать узелок на повязке.

Из обруча и пучка шерсти для фелтинга можно сделать отличный муляж волос. Нужно будет пряди шерсти коричневого цвета аккуратно приклеить к обручу в несколько слоев. Заготовка украшается косточкой, которую привязывают к прядям ровно по центру.

История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества. Социальное устройство общества, культура, мировоззрение, уровень развития техники, торговые связи между странами - все это в той или иной степени находило выражение в тех костюмах, которые носили люди в определенную эпоху. Современный костюм - это результат длительной эволюции, определенный итог творческих открытий и достижений, плод усовершенствованного опыта многих поколений и одновременно образ человека нашего времени, в котором нашли воплощение все основные ценности современного общества.

Одежда появилась в древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою, как средство защиты от злых сил. Об одежде этой эпохи можно судить по археологическим данным, а так же на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, выполнявшие защитные функции, о чем свидетельствует распространение их у тех племен, которые и в наше время обходятся без одежды. Раскраска тела защищала от воздействия злых духов, от укусов насекомых, должна была наводить ужас на противника в бою. Это мог быть и магический обряд инициации (посвящение во взрослые полноправные члены племени), а так же информация о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении и т.д.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как все манипуляции с волосами имели магический смысл, в них сосредоточена жизненная сила. Изменение прически означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, появившийся как часть церемониального костюма, был знаком священного достоинства и высокого положения.

Украшения в виде амулетов и оберегов выполняли магическую функцию, функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Они изготовлялись из костей животных и птиц, костей человека, клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Одежда из шкур служила первоначальным образцом тканей и покроя: иногда ткани имели пушистую поверхность из коротких концов ниток, как шкуры животных Шкура использовалась целиком, закрывала грудь, живот и спину. Первоначально шкуры крепили на плече, связывая лапы, затем посередине шкуры делали отверстие для продевания ее через голову, позже покрытие обертывали вокруг туловища, закрепляя его сбоку и на плече. Позднее появились рукава, разрез спереди насквозь, увеличение и расширение нижней части одежды. В дальнейшем, привязав к поясу 2 шкуры, защищавшие ноги от колючек, человек получил чулки. Для одежды использовали и шерсть животных, из которой валянием получали войлок. В племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды (иглы из костей рыб и животных или металла).

У земледельческих племен одежда изготовлялась из листьев, специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. Использовались так же различные волокна растений, лыко, камыш, кишки, сухожилия животных, сплетения которых образовывали ткань. Так появилось ткачество.

Основным предметом мужской одежды была накидка из овального или прямоугольного куска ткани, которая в верхней части застегивалась или закреплялась на бедрах поясом. Пояса украшались узорами из разных цветов.

Женщины данного периода носили кофту с рукавами и длинную подпоясанную юбку из тканых материалов.

Использовалась также короткая юбка шириной 1,5 метра из густо расположенных шнуров на тканом ободке вверху и со шнуром внизу, которым дважды опоясывала тело.

Первой обувью был кусок кожи или материала растительного происхождения, который человек прикреплял к нижней части стопы или которым обматывал ногу. Помимо кожи для обуви использовались растительные материалы: кора, камыш, папирус, мыло, солома, а также толстая грубая пряжа, войлок, дерево. Первая форма такой обуви - своего рода обертка (чехол) для стопы.

Ответ на этот вопрос известен всем: конечно, в шкуры! Стоит произнести слова «первобытный человек», как в воображении возникает картинка то ли из учебника, то ли из популярной книжицы: здоровенный детина, торс которого небрежно обмотан шкурой. Есть и еще вариант: сексапильные красотки из фильма «Миллион лет до нашей эры», щеголяющие в бикини из шкур.

Как правило, этим наши знания о гардеробе первобытного человека ограничиваются. И не удивительно. Никакой одежды с тех далеких времен до нас все равно не дошло. Кто их знает, как они там одевались, в каменном-то веке?

Оказывается, ученым удалось это выяснить.

Недалеко от Владимира есть знаменитая стоянка первобытного человека эпохи верхнего палеолита. По названию речки, недалеко от которой она была найдена, стоянка называется Сунгирь. Она была обнаружена в 50-х годах прошлого века, ее возраст – более 50 тысяч лет. Там найдены два захоронения. В одном покоился мужчина лет 50-ти, в другом – мальчик и девочка 13-ти и 10-ти лет. Одежда этих людей, разумеется, не сохранилась. Однако до нас дошло огромное количество костяных бусин, подвесок, различных вещиц, которые учеными интерпретируются как заколки и застежки. По тому, в каком порядке они лежали на останках людей, у археологов получилось реконструировать одежду усопших.

Так вот, древние сунгирьцы были одеты почти точно так, как и по сей день одеваются народы крайнего севера. Это и неудивительно, эпоха оледенения, как-никак.

На всех троих была одежда, которая носит название «кухлянка» или «малица» (у разных северных народов по-разному) – глухая куртка с капюшоном. Такие куртки прекрасно защищают от мороза. Современные эвенки и чукчи, так же как и наши предки из Сунгиря, богато украшают свои кухлянки, в том числе, и нашивая на них бусины.

Кроме кухлянок в эпоху верхнего палеолита в моде были меховые штаны и обувь, которую можно интерпретировать, как ближайшего родственника мокасин. При этом обувка была так же богато украшена бусами.

На головах мужчин были то ли шапочки, то ли кожаные налобники, украшенные клыками животных. А вот девочке надели головной убор, который сейчас мы назвали бы капором или чепцом. Что-то вроде капюшона, так же отделанного бусами и подвесками. Такие меховые шапочки-чепцы до сих пор носят жители полярных областей.

Так что гардероб первобытного человека был не так уж беден. Больше того, мы и до сих пор используем разработки древних модельеров. Мокасины, куртки-аляски, капюшоны – кого сейчас этим удивишь? Единственное, радикально изменился способ изготовления и продажи одежды и обуви. Что и говорить, сегодня даже по интернету можно заказать качественную одежду и обувь. Некоторые сайты даже предлагают конструкторы одежды для пошива под заказ.