Миф 1. Оренбургские пуховые платки всегда носили только женщины.
"По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха".
Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский пуховый платок, были мужчины. Однако платки в то время были "глухой вязки" без узоров. Женская эра оренбургского пухового платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского пухового платка.

Миф 2. Новые оренбургские пуховые платки - мягкие, теплые и пушистые.
Если новый платок - мягкий, теплый и пушистый, а пух словно свисает с изделия, в руках у вас, скорее всего, пуховый платок не самого высокого качества: пух может скоро весь вылезти, останутся только х/б-нитки, так как платок расчесан гребнем. Настоящий оренбургский пуховый платок - поначалу нераспушенный. Он словно бутон прекрасного цветка становится прекраснее только распускаясь. Его лучшие свойства проявляются во время его ношения, а не тогда, когда он только выходит со спиц.

Миф 3. Все оренбургские пуховые платки проходят через кольцо.
Пуховые платки бывают разные. Это могут быть пуховые шали с кистями, платки теплой или ажурной вязки. Шали рассчитаны в большей степени на практичность - если важно, насколько теплым будет изделие, нужно выбирать шаль: она однозначно не пройдет через кольцо, зато очень теплая. Через кольцо проходят только платки ажурной вязки. За свою изумительную легкость они получили название "паутинки". Они также могут сохранять тепло, но в первую очередь они ценны красотой, а не теплом. Также проходят через кольцо палантины. Например, палантин при размерах 170х55см может весить менее 50 грамм. Следует отметить, что не все палантины и паутинки проходят через кольцо - многое зависит от качества используемого пуха, мастерства вязальщицы и размера изделия.
Кстати, помимо прохождения в кольцо "шиком" у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Миф 4. Пуховые платки - только для пожилых женщин.
Многие думают, что оренбургские пуховые платки одевают только пожилые, нуждающиеся в тепле. На самом деле, это неверно: если пуховые шали действительно одевают в основном женщины в зрелом и пожилом возрасте, то оренбургские пуховые паутинки и палантины носят фактически только молодые девушки. Изумительно нежные, легкие и красивые палантины и паутинки подчеркивают женскую красоту. Как правило, выбирают паутинки и палантины белого цвета, которые смотрятся особенно хорошо.

Миф 5. Пуховые платки связаны из шерсти.
Откуда появился этот миф, неясно: даже само название "пуховый платок" говорит о том, что он связан из пуха. Конечно, используется не птичий, а козий пух - это особый подшерсток у коз, который получают, как правило, вычесыванием козы ("причеши козу - получи пух"). Козий пух обладает особыми свойствами и ценится намного выше, чем обычная шерсть.

Миф 6. Пуховые платки связаны на 100% из пуха.
Бывает, что люди, купившие пуховый платок и обнаружившие в нем вискозу или хлопчатобумажные нити, возмущаются, начинают утверждать, что это подделка, сплошь состоящая из синтетики. Однако особенность пухового платка в том, что на 100% из пуха его связать нельзя: изделие в этом случае "скатывается" и служит весьсма непродолжительный срок. Чтобы этого не произошло, пряжа должна состоять не только из пуховых нитей, но и из "основы", то есть хлопчатобумажных или вискозных нитей - в этом случае платок прослужит долго: основа придает изделию прочность, пух - тепло и изящность. Однако доля основы должна быть относительно небольшой.

Миф 7. Оренбургские пуховые платки - только из пуха оренбургских коз.
Действительно полтора века назад оренбургские пуховые изделия вязались исключительно из пуха оренбургских коз. Этот пух является возможно лучшим в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз и в Европу, и в Южную Америку, но козы, оказываясь вне морозного уральского климата, сразу теряют все свои лучшие свойства. Поэтому Оренбургский регион - фактически единственно возможная для них среда обитания. Особенность пуха - в его изумительной нежности. Другие виды пуха (например, волгоградский) имеют другие качества и также используются оренбургскими пуховязальщицами - как правило, теплые платки вяжутся с помощью него. Также используется ангорка. Однако неверно то, что волгоградский пуховый платок и оренбургский пуховый платок, связанный из волгоградского пуха, - одно и то же. Особенность оренбургского пухового платка - в самом вязании. Веками вяжут оренбургские вязальщицы пуховые изделия, и тонкость и качество пуховязания, а также сложность наносимых узоров - отличительные признаки оренбургского пуховязального промысла.

Миф 8. Все оренбургские пуховые платки - исключительно ручной работы.
70 лет назад в Оренбурге была основана Фабрика оренбургских пуховых платков, до сих пор являющаяся единственной в Оренбургском регионе. Среди мастеров цехов были вязальщицы с известных "пуховых" деревень, привнесшие лучшие качества в фабричное вязание изделий. Недаром, пуховязальщицы, как правило, с уважением относятся к фабричной продукции. Среди преимуществ отмечают сложность наносимых узоров, возможность вышивки на шалях, хорошо связанную серединку, тонкость палантинов и паутинок. Однако бесспорно и то, что фабричная работа уступает качественной ручной работе почти по всем параметрам, начиная от качества пуха, заканчивая качеством вязания.
Некоторые пуховязальщицы также, бывает, используют машииное прядение пуха и машинную вязку серединки платков. Настоящая ручная работа состоит из ручного прядения пуха, ссучивания пуха с основой и непосредственно ручного вязания. Такой процесс занимает от 2 недель до 1 месяца и больше. Естественно, такие платки имеют самое высокое качество.

Миф 9. Оренбургские пуховые платки вяжут только в Оренбурге.
Пуховые изделия вяжутся не только в Оренбурге, но и во всей Оренбургской области. Более того, лучшие вязальщицы живут, как правило, не в Оренбурге, а в деревнях с вековыми традициями пуховязания: "Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!" - такие слова можно было услышать городской девушке в местных деревнях". Хотя в Оренбурге, конечно, тоже пуховязальный промысел не на последнем месте.

Миф 10. Настоящие оренбургские пуховые платки можно купить только в Оренбурге.
Стандартная картина: когда в Оренбург прибывают иногородние посетители, первое, о чем появляется мысль, - где бы купить оренбургский пуховый платок. Гостей ждут с радостью на вокзале, предлагая им мягкие пушистые платки. Если гость, выдержав соблазн, добрался до Центрального рынка, ему последует аналогичное предложение. Получается, что почти все гости покупают изделия ручной работы либо на вокзале, либо на базаре. Проблема - в том, что как раз в этих местах изделия продаются, как правило, низкого качества.
Лучше всего покупать пуховые платки в деревнях области или же в том же Оренбурге, но у тех пуховязальщиц, о которых отзываются хорошо, или же в магазинах, торгующих фабричной продукцией. В то же время в других регионах оренбургские пуховые платки купить тоже можно - для этого достаточно посетить выставку "Оренбургский пуховый платок", которая постоянно разъезжает по всей России. Можно также заказать платки через оренбургские интернет-магазины.

Оренбург славится своими знаменитыми на весь мир пуховыми платками. Они изготавливаются из тонкой нити козьего пуха. Эта нить может быть хлопчатобумажной или шелковой, отсюда и качество платков разное. Фасоны платков весьма разнообразные. Все приезжающие туристы считают, что нет ничего лучше, чем увезти из России матрешку и знаменитые оренбургские пуховые паутинки . Мода на эти изделия не уйдет ни когда. Пуховый платок вылечит от любого заболевания и спасет от ветра и стужи.

Оренбургский платок – символ России

Еще с начала восемнадцатого века зародилось вязание пуховых платков. Пуховницы-мастерицы применяли козью шерсть в пуховязальном промысле. Оренбургские платки неоднократно выставлялись на знаменитых парижских выставках. Это и присвоило им всемирную знаменитость.

Оренбургский козий пух – самый тонкий в мире. Именно поэтому его используют для вязания платков, накидок и паутинок. Все изделия необыкновенно мягкие и нежные. И не смотря на тонкость, козий оренбургский пух является очень прочным. Если его сравнить с шерстью, то козий пук превзойдет его.

Сколько ни пытались французы вывезти местных коз, чтобы отладить подобное производство во Франции, все попытки заканчивались одним – козы вырождались и становились обычными животными с грубым пухом.

Виды оренбургских платков

Существует очень много фасонов оренбургских платков. Самая обычная классическая модель – толстая вязаная шаль серого цвета. Это очень теплый платок для повседневного использования.

Оренбургская паутинка – это ажурное изделие из тонкого козьего пуха или шелка. Для вязания этого изделия выбирается только чистая шерсть, мягкая и высокого качества. Именно поэтому паутинка считается не только самым модным, но и самым дорогим платком. Паутинку во все времена надевали для особых случаев, праздников и торжеств.

Палантин накидка – так же как и паутинка вяжется из тонкой нити и весь процесс производства схож с паутинкой.

Оренбургские паутинки отличаются не только тонкостью изделия, но и красивыми узорами, мягкостью, эластичностью. Эти изделия востребованы во все времена, потому что в холодное время года удерживают тепло. Только мастерицы-вязальщицы способны выразить русские мотивы сказок и песен в своих узорах. Умелые мастерицы изображают на своих изделиях природу, символы домашнего очага. Каждая вязальщица придумывает узор для своего платка сама.

, гжелью , палехом , вологодскими кружевами , дымковской игрушкой , ростовской финифтью , уральским малахитом - один из символов России.

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии . У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил своё внимание на оренбургские пуховые платки, был П. И. Рычков . В 1766 г. П. И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова, в котором назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Людмила Оренбургская, администратор интернет-магазина пуховых изделий Wool Store, рассказала Woman"s Day о том, как ей удалось продолжить семейный бизнес, как проходят будни ее мастериц и как отличить подделку от оригинала.

Наша семья занимается пуховязанием уже очень давно, несколько поколений. Мои бабушки были родом из села Желтое, а там пуховязанием детей учат c раннего детства, даже в школах преподают. На рынке в селе, вместе со своими мамами и бабушками, часто можно встретить маленьких девочек, продающих собственные изделия. Среди них когда-то была и моя мама. Она-то и научила меня всему искусству. Сегодня в Оренбургском крае сложилась своя система узоров и орнаментальная композиция платков, поэтому даже по внешнему виду можно отличить оренбургский пуховый платок от других. В нашей семье чаще других вяжут так называемые пятикруговые платки, который отличается от других тем, что в его центре расположены пять ромбов: один в середине и четыре по бокам. Существуют также однокруговые платки и платки со сплошной серединой.

В настоящее время на нас работает около 10 мастериц, это надомницы. Они вяжут изделия у себя дома, а я каждую неделю заезжаю за готовыми платками. В каком-либо обучающем тренинге они не нуждаются, они вяжут платки всю свою жизнь, как и многие женщины из деревень и сел Оренбургской области.

Иногда нам пишут незнакомые пуховницы с просьбой взять под реализацию свой товар. Если их платок хорошего качества, выполнен вручную из настоящего оренбургского пуха, то мы соглашаемся. Так с нами стало сотрудничать и младшее поколение – некоторые из выпускниц Оренбургского областного колледжа культуры и искусств (там обучают по специальности «пуховязание»).

Благодаря соцсетям («ВКонтакте» и Instagram) о нас начали узнавать люди из крупных городов. Некоторое время назад (для большего удобства покупателей) мы решили сделать собственный сайт, на кототором помимо каталога наших товаров имеется вся необходимая сопроводительная информация (как правильно ухаживать за пуховыми изделиями, где их можно купить и т. п.). Более того, осенью этого года мы совместно с фондом «Петербургские родители» приняли участие в благотворительной акции в помощь детям-сиротам.

В планах – выход на международный рынок. У нас уже были продажи за границу, но еще хотелось бы сотрудничать с магазинами, расположенными за пределами России. Одной из главных целей является Китай.

Как делают оренбургский платок

1. Сначала мы у местных сельхозпроизводитей приобретаем пух , который перед продажей вычесывают вручную. Затем наши мастерицы также вручную занова обрабатывают пух, удаляя из него различные примеси. Потом пух еще несколько раз прочесывают на гребенке или ческах, чтобы еще более тщательно очистиить его от мелкого сора и аккуратно распрямить.

2 . Следующим этапом является прядение пуха . С помощью веретена пуховница из уже обработанного пуха подготавливает нить для вязания платка. Нить закрепляется у основания инструмента и вращательными движениями закручивается на него. Подготовленную пуховую нить с веретена и основу – натуральный шелк – наматывают на сучильное веретено, на котором производится сучение (скручивание) пряжи. После этого скрученную нить наматывают в клубок. Как правило, в состав готового платка входит около 80% пуха и около 20% основы. Только после этого мастерица приступает к работе со спицами.

3. Прежде чем начать вязать , пуховница всегда определяется с узором и размерами своего будущего изделия. Несмотря на то что в Оренбургском крае сложилась своя система узоров и орнаментальная композиция платков, мастерицы вносят какие-то свои изменения и дополнения в декоративные решения, что придает каждому изделию эксклюзивность. Вы никогда не встретите двух одинаковых платков, даже если их сделал один мастер. Готовый оренбургский пуховый платок состоит из нескольких частей: середины, решетки (располагается по периметру средней части) и каймы с зубцами. Отдельно вяжется только один элемент – первая лента с зубцами, располагающаяся снизу изделия. Все остальное изготавливается как одно полотно.

4. Когда платок связан, его необходимо два раза постирать в теплой воде. Сначала платок замачивают в мыльной воде в течение 20 минут, затем изделие аккуратно, не выкручивая, отжимают и меняют воду. При стирке желательно не применять стиральный порошок, а использовать жидкое мыло или шампунь, существуют также и специальные средства для изделий из пуха. В течение 5 минут платок опускают и вынимают из моющего раствора. Затем также аккуратно отжимают и меняют воду. Вторая стирка ничем не отличается от первой, только теперь берут меньше моющего средства. После этого дважды ополаскивают изделие в теплой воде. В случае необходимости можно использовать отбеливатели для пуха.

5. После стирки платок сушат на пяльцах . Его натягивают на гвоздики пялец на нити, заранее продетые в зубцы. В таком виде платок держат целый день, только в этом случае сохраняется форма изделия.

Знали ли вы, что в среднем на большой пуховый платок у опытных мастериц уходит около двух недель, но срок может и увеличиться в зависимость от его композиции. Изготовление ажурного палантина у пуховниц занимает около 10 дней. На один большой платок требуется два клубка готового к прядению пуха.

Против подделок!

Существует ряд отличительных признаков, по которым можно определить подлинность платка. Очень часто на рынке продают изделия машинной вязки, выдавая их за ручную работу. Однако изделие машинной вязки легко распознать.

1. У платка машинной вязки кроя идеально ровные, тугие, на ощупь изделие кажется более жестким. Платок ручной работы индивидуален, вы не найдете точно такого же изделия: каждая связанная вручную петля отличается друг от друга, а сам платок становится мягким и легким.

2. Еще одна отличительная особенность платка ручной работы – легкость. Ажурный палантин в среднем весит около 100 граммов, а теплый платок – всего 300 граммов.

3. В магазинах можно встретить цветные пуховые изделия. И это тоже явный признак подделки (такие платки, как правило, произведятся в Узбекистане и не имеют ничего общего с подлинными оренбургскими изделиями). Настоящие оренбургские пуховницы вяжут платки только натуральных цветов: белого и серого, без использования различных страз, бусин и прочего.

4. Немаловажна и цена. Платок ручной работы не может стоить дешево, потому что для его изготовления требуется много времени и сил.

Немного истории

Свою популярность пуховязальный промысел в России приобрел еще в XVIII веке. В XIV веке оренбургскими изделиями заинтересовались страны Европы. Франция закупала местный пух и на своих фабриках изготавливала шали, а английская фирма «Линнер» организовала предприятие по выработке пуховых платков серии «Имитация под Оренбург», несмотря на то что заготовка и транспортировка пуха обходилась очень дорого. Изначально пуховые платки вязались для себя, чтобы согреться от холодных степных зим, доходящих до -40 градусов.

Технология вязания по большому счету не изменилась и до сегодняшних дней, поэтому и сейчас наши изделия смогут согреть в такой мороз. А поскольку платки еще и выглядят красиво, их часто можно увидеть на плечах не только наших, но и голливудских знаменитостей. К примеру, в разное время в пуховых изделиях из Оренбурга выходили в свет Мадонна, Шон Янг и Катрин Денев, Монсеррат Кабалье…

Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств. Это исконно русское изделие народного промысла, о котором знают не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. Нигде в мире еще не изготовили такие изделия, которые смогли бы по своим свойствам сравниться с платками и шалями вязальщиц Оренбурга.

Считается, что оренбургский платок – это платок, связанный исключительно из местного козьего пуха. Уникален он тем, что очень тонок (тоньше в мире нет). Его толщина 16-18 микрон. Для примера - толщина ангорской шерсти или мохера составляет 22-24 микрон. Именно из-за такой тонкости пуха удается получать тонкие и легкие изделия, которые при этом очень теплые.

Но стоит заметить, что такой пух получают лишь с коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Считается, что «причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также особом питании. Жесткие погодные условия Оренбурга вынуждают местных коз приспосабливаться и вырабатывать теплый пух. Одно время французы пробовали заняться разведением оренбургских коз на своей территории, для чего была закуплена партия животных. Однако, оказавшись на территории с теплым климатом, козы превратились в «обычных», при этом пух, став толще, потерял свою особенность и уникальность.

История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. Именно тогда (после одной из экспедиций) Петр Рычков - географ и известный краевед того времени, рассказал об уникальных свойствах пуха оренбургских коз и сумел описать способы изготовления платков из него. Хотя их начали вязать гораздо раньше, ведь это было традиционное занятие местных жителей.

После того, как Москва, Санкт-Петербург, а после и вся Россия узнали о существовании уникальных оренбургских платков, спрос на них увеличился в сотни раз. Это способствовало хорошему экономическому развитию в данном регионе, так как такое производство давало возможность хорошо зарабатывать. Мировая слава настигла Оренбургский платок в середине XIX века. Признание и главные награды он получил сначала в 1857 году в Париже, и далее – в Лондоне на выставке в 1862 году. Десятки тысяч пудов козьего пуха, а также изделий из него были закуплены в России для Европы. В Англии даже был налажен выпуск пуховых платков-подделок. Изделия пользовались спросом, хотя производители не скрывали, что эти платки – «Имитация под Оренбург».

Произошедший развал и появление Советского Союза привело к прекращению крупных поставок оренбургских изделий из пуха. Нет, платки вязать не перестали, но выхода на мировой рынок не стало. На смену козьему пуху из Оренбуржья пришел пух кашмирский, который по своим свойствам несколько уступал российскому.

Пуховые платки в Оренбурге вяжут и по сей день. Но пух имеет одну особенность: ему противопоказана машинная вязка, во время которой теряется мягкость и снижается качество. Поэтому все изделия продолжают вязать вручную. В связи с этим и цены на них достаточно высокие, но оренбургский пуховый платок того стоит.