03.07.15

Фридрих Фрёбель ввел понятие «игра» в дошкольное детство как воспитательное средство. Разработал систему детского сада, направленную на развитие природных способностей ребенка, его творческого потенциала.
Он распознал глубокое значение игры для ментального развития человека, которое уже давно доказано современными исследованиями.

21 апреля 1782. Родился Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (Friedrich Wilhelm August Frobel) в деревне Обервейсбах на юге Германии, в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье пастора Иоганна Якоба Фрёбеля и его жены Якобины Элеоноры Фридерики, урожденной Гофман.
7 февраля 1783. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев. Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался. Мальчик рос, предоставленный самому себе.
1792. Дядя Фридриха, Иоганн Христоф Гофман, забирает его к себе в свою семью в г.Штадтилм, где Фридрих начинает посещать городскую школу. Позднее Фрёбель писал, что это были самые счастливые годы его жизни. Но не все в организации школы устраивало молодого Фридриха. «Мое школьное учение не нравилось мне. Оно было сухо и мертво; за это отсутствие жизни я ненавидел школу, убегал в горы, в лес. Там природа была мне школой, деревья, цветы учителями».
1779. После конфирмации Фридрих возвратился домой к отцу, начал работать учеником лесничего и заниматься самообразованием (изучал математику, геометрию, естествознание).
1799. Поступает в Йенский университет на деньги, полученные в наследство от матери. Изучает математику, архитектуру, топографию. Через два года у него закончились средства и он был вынужден вернуться к отцу.
1802. Умер отец Фридриха. Фрёбель был вынужден работать лесничим, библиотекарем, секретарем, но вся эта работа не приносит ему удовлетворения.
1804–1805. Поворотные года в биографии Фрёбеля. Получение наследства после смерти дяди (Гофмана) позволило Фридриху стать обеспеченным человеком и искать дело по душе. Он продолжает изучать архитектуру, в которой его привлекает точность, расчет, красота. По мнению Фрёбеля, «архитектура несет потенциал, облагораживающий души людей и общества».
1806. Фрёбель поселился во Франкфурте-на-Майне. Благодаря влиянию директора местной школы Готлиба Грюнера, меняет архитектуру на педагогику. В этой школе он знакомится с воззрениями известного швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Несколько позже он дважды лично встречается с Песталоцци в Ивердонском университете. Его собственная педагогическая практика и встречи с Песталоцци легли в основу его педагогической системы.
1811. Поступает в Геттингенский университет, затем в Берлинский.
1813. Прерывает занятия в университете и поступает волонтером в действующую армию. Свой поступок он мотивировал так: «В нравственном воспитании пример должен подкреплять слова. Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклонюсь от этой обязанности».
1816. Открывается первая школа Фрёбеля в Тюрингии, которая была известна как «Универсальный германский воспитательный институт». К 1820 году в ней обучалось 60 мальчиков.
1826. Фрёбель пишет свою первую, незавершенную работу «Воспитание человека». В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей. За время своей 40-летней педагогической деятельности Фрёбель создал разнообразные учебные заведения. И все они содержали отделения для маленьких детей.
1836–1837. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане была изложена в сжатом виде педагогическая система воспитания.
1838–1839. Путешествует по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.
1838–1840. Фрёбель издает газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников.
1839. Издается его известная книга «Материнские и ласкательные песни».
1840. Фрёбель находит название своему дошкольному учреждению – «детский сад». В это название он вкладывал двоякий смысл: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе». В этом же году 28 июля открывается первый детский сад в г. Бад-Бланкенбурге – «Генеральный немецкий детский сад».
1842. Отрываются курсы подготовки женщин для работы в детских садах
1844. Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч». Книга составлена в сотрудничестве с художником З. Унгером и композитором М. Кохалом, песни и игры использовались в практике детского сада в г. Бад-Бланкенбурге. В этой работе Фрёбель обосновывает концептуальные основы своих педагогических воззрений.
1849–1850. Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля. Педагогические идеи Фрёбеля вошли в единую систему образования от детского сада до университета
22 сентября 1851. По роковому стечению обстоятельств, по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты. Фрёбель принял этот удар стоически и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром».
21 июня 1852 Фрёбель скончался в г. Мариентале, близ Либенштейна. Его надгробие выполнено в виде пирамиды, состоящей из куба, цилиндра и шара, символизирующих идею Фрёбеля о единстве и многообразии мира и одновременно представляющих собой разработанные им простые первые детские игрушки.
Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его друзья, ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в XIX веке появились в Швейцарии, Англии, России, других европейских странах, а также в США. Детские сады вновь были открыты в Германии, когда в 1860 году был снят на них запрет.

Что было до популярных нынче развивающих авторских методик? Кто впервые обратил вниманием на детство, как особое время для развития человека? Немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1842) посвятил свою жизнь детям и именно он разработал чёткую систему дошкольного образования на основе группы универсальных пособий. Благодаря его взглядам на детство впервые в мире появились детские сады, как мы их знаем в наше время. Чтобы поговорить об этом удивительном человеке, его работе и его методике мы пригласили Кожевникову Викторию Витальевну, президента Ассоциации Фребель-педагогов (http://www.npafp.ru) в России, и её коллегу Питенко Светлану Николаевну.

Жили-были: Почему ранее Фрёбель не был известен в сравнении с другими авторскими методиками, как например, Монтессори, Никитины, Доман?

Виктория Витальевна: Еще в начале ХХ века имя Ф. Фребеля в России было нарицательным, точнее до 1914 года. Бытовал даже термин «Фребеличка», который относился к девушкам-выпускницам реальных училищ, желающим работать с детьми. С началом I мировой в Российской империи активно начали бороться со всем немецким, не избежали этой участи и детские сады. И имя Фребеля ушло из обихода, оставшись только в специальной литературе и в учебниках для студентов педагогических ВУЗов, однако, придуманная им система детских садов осталась и продолжала системно развиваться в Советском союзе без упоминания автора. При этом и в Европе и в США детские сады напрямую связаны с его именем. Достаточно заглянуть в интернет, чтобы убедиться, что во всем мире и поныне успешно существует и открывается большое количество научных центров, ассоциаций, детских садов, которые работают с методикой Фребеля и развивают его идеи.

Когда в 80-90 годах ХХ века нашу страну захлестнул бум авторских методик педагогики имя Фребеля не всплыло, так как с его методикой в глазах у выпускников педвузов ассоциировалось все традиционное, что происходило в тысячах детских садов по всей стране и чему как бы противопоставляли авторы в своих «развивающих» методиках. И виной тому стало, что именно творческий развивающий метод фребель-педагогики в детских садах был практически полностью выхолощен, будучи заменен на жестко регламентированный подход к воспитанию и обучению. И только теперь, изучая позитивный современный зарубежный опыт фребель-педагогики, мы начинаем осознавать, что целый пласт педагогической мысли и практики остался неиспользованным и нам предстоит открыть его заново.

ЖБ: Чем идеи Фрёбеля отличны и перекликаются с известными методиками работы с дошкольниками?
ВВ: Все современные методики взяли понемногу от педагогических воззрений Ф. Фребеля. Главными принципами которого были и остаются: воспитание и обучение, как единая система, роль которой развивать природные качества ребенка, способствовать саморазвитию ребенка. Методика Фридриха Фребеля, идя по пути от простого к сложному, познавательному, развивающему раскрывает способности, заложенные у каждого ребенка от природы. Именно он утверждал, что ребенку от природы дарованы возможности познавать, творить, преобразовывать окружающий мир и все это ребенок делает самым лучшим для него способом - играя.
Общеизвестен факт, что та же Мария Монтессори (об этом очень хорошо написано в ее биографических произведениях «Мой метод», в трудах С. Гессена и Л.С. Выготского), как и многие другие, в своих работах взяли многое у Ф.Фребеля, возможно потому, что в XX веке эти идеи стали «трендом», саморазумеющимся и не требующим доказательств. При этом педагогическая система Фребеля, как и многие другие системы, не является панацеей или инструментом планового создания гениев, а только способом раскрыть в ребенке все-то лучшее, что заложено в нем природой.

ЖБ: В чем основной посыл Фрёбеля в работе с дошкольниками?
ВВ: Игра - это основной мотив ребенка, важный и для развития его мышления и для социализации. Большое значение имеет общение детей с родителями, а не только с воспитателями в детском саду. Придавая большое значение семейному воспитанию, Фребель создал книгу «Материнских ласкательных песен», основываясь на которой знаменитый русский педагог Ушинский впоследствии создал свою. Принципы свободного творческого развития детей, заложенные системой Фребеля, нашли подтверждение, в частности, в общеизвестных достижениях таких знаменитых творческих людей как, например, Ле Корбюзье, Кандинский, Ллойд Вебер и т.д. Александр Бенуа, к примеру, начал рисовать ещё в частном детском садике организованном по принципам Фребелевского киндергартена.

ЖБ: Насколько возможно и оправдано использование даров Фрёбеля в домашних условиях без специальной подготовки для родителя?
ВВ: Главное достоинство этой методики - доступность и простота. Поверьте, открыв коробочку с «Дарами Фребеля» у себя дома, первой в ней окажется именно рука взрослого. Жаждущего не меньше ребенка узнать что, для чего, как играть? Фребель доказывал, что детская игра - величайший дар, который нужно сохранять и развивать, при этом огромную роль играет совместное общение с родителями во время игр или занятий.
Методика Фридриха Фребеля в настоящее время все более актуальна. Казалось бы все просто - геометрические фигуры. Однако, вариативность манипуляций, простота в использовании, возможность применения для развития детей раннего возраста, так и старшими дошкольниками делает методику Фребеля универсальной.

ЖБ: Что вы можете сказать о распространении методики Фрёбеля в настоящее время? Насколько она популярна? Быть может уже есть отзывы о работы с его пособиями?
ВВ: В 2015 году мне довелось присутствовать на международной конференции в музее Ф.Фребеля немецком городе Бад-Бланкенбург. Она была посвящена 150-летию со дня открытия первого в мире детского сада. И это было не только научное мероприятие, но и большой городской праздник, на котором сотни детей вместе со своими родителями играли с Дарами Фребеля, пели песни и весело общались.
На сегодняшний момент фребель-педагогика набирает обороты, все больше детских садов, понимают, что они работают во фребельской традиции и активно начинают использовать как ДАРЫ Фребеля, так и педагогические принципы описанные Ф. Фребелем.

ЖБ: Если в в доме уже есть коробка с дарами Фрёбеля, нужно ли родителю пройти какое-то обучение или есть подробные пособия по работе с дарами?
ВВ: На сегодняшний день, идеи придуманные Фребелем, развиваются и существует несколько линеек продукции, которые охватывают широкий спектр потребителей. В продаже есть комплекты, основанные на идеях Фребеля, которые помогут специалистам при работе с детьми с ОВЗ и для организации образовательной среды в детском саду и развивающем центре. Наборы «Дары Фребеля» - имеют методические рекомендации, в которых описаны игры для детей разного возраста и даны рекомендации специалистам по организации такой работы (могут быть полезны и педагогам и родителям, которые хотят для своих детей все самое лучшее). Кроме того, есть линейка игровых наборов Фребеля, которые идеально подходят для совместной игры родителей с детьми дома (подробнее на www.frebel.ru). В эти играх заложены основные идеи Фребель-педагогики, для того, чтобы начать их использование не требуется специальной подготовки, а удовольствие от совместной игры получат и родители и дети.

Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей. Мысль для первой половины 19 века нетривиальная: тогдашние взгляды на детство как на особый этап взросления человека не отличались ни широтой, ни какой-то особой изощрённостью. Большинство приютов принадлежало церкви (католической или протестантской), в них царили дисциплина и послушание вкупе с обязательными молитвами и присущим такому способу воспитания ханжеством. Необходимость профессии педагога была неочевидна.

Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что сама идея детства – изобретение Нового времени. Как отмечает французский историк семьи и семейной жизни Филипп Арьес, до 17 века ребёнок воспринимался как «маленький взрослый». И у крестьян, и у королей не существовало каких-то табу на информацию или отношения между людьми в присутствии малышей. В первую очередь это касалось таких полузакрытых ныне для детей тем, как смерть и секс. В отношении последнего считалось, что до момента полового созревания детям это просто неинтересно, но взрослым себе отказывать не стоит. К середине 17 века католические и протестантские моралисты сумели переломить эту пантагрюэлевскую средневековую непосредственность в пользу христианской идеи чистоты и святости детства. Понятие детства как особого состояния человека завоевывает умы, но это понятие было лишено движения. Ребёнок виделся религиозным учителям существом без страстей и грехов. Младенец Иисус с икон и возрожденческих картин – вот идеальный ребёнок. Разумеется, познающий мир пытливый детский ум постоянно разрушал статичный идеал, и в ход шли розги и прочие способы дисциплинирования. Здесь можно вспомнить классического литературного персонажа Тома Сойера, которому интересно блуждать по окрестностям своего городка, в то время как учителя воскресной школы пытаются заставить его жить картинами и стихами Писания. Если средневековый «маленький взрослый» участвовал в человеческом общежитии наравне со старшими, без скидок на возраст, то нововременному ребёнку вообще отказывают в таком участии.

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру. Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия. Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.

6 даров Фрёбеля

Для Фрёбеля взросление человека – это процесс самораскрытия заложенных в нём способностей, который соответствует природным законам «божественного начала». С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать. Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира.

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Когда полвека спустя Мария Монтессори создавала свой метод, школа Фрёбеля была уже общераспространённой. В предисловии к английскому тексту «Дома ребёнка» американский учёный и педагог Генри Гольмс называет фрёбелевские дошкольные заведения «консервативным детским садом», противопоставляя его детскому саду либеральному, а также домам детства Монтессори. В работах самой Монтессори уже не найти ссылок на Фрёбеля, равно как и его критики – его система стала прочным фундаментом современной педагогики, который можно дополнять или исправлять, но невозможно отрицать полностью. Тем более, что между педагогическими системами Монтессори и Фрёбеля огромное количество общего, даже некоторая преемственность. Прежде всего, это педагогические системы, покоящиеся на прочном отрефлексированном философском основании. Это позволяет им в модифицированном виде жить даже век спустя после смерти своих основателей.

Как и Фрёбель, Мария Монтессори стремилась выявить скрытые в детях творческие способности, сформировать нового человека – и в этом смысле она идёт гораздо дальше обычной системы дошкольного образования, смысл которой обыкновенно видится в подготовке к школе. Наконец, как и фрёбелевские «дары» «монтессорный» дидактический материал – это не просто вспомогательный инструмент для игры, а едва не центральное место педагогического метода. Учитывая, какой степенью свободы обладает ребёнок в домах детства, Монтессори-педагоги в не меньшей степени, чем фрёбелевские, могут претендовать на звание «садовников детства».

(21.04.1782 г., Обервейсбах, Тюрингия, - 21.06.1852 г., Мариенталь, там же), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Учился в Иенском и Берлинском университетах, но из-за материальных затруднений оставил обучение и стал работать, испробовав несколько профессий. Встреча с последователем И. Г. Песталоцци - директором образцовой школы города Франкфурт-на-Майне, Г. А. Грунером определила интерес Фребеля к педагогике. В 1805-1807 гг. преподавал в этой школе естественные науки. В 1807-1810 гг. работал в Ивердонском институте Песталоцци, под влиянием которого утвердился в решении посвятить себя педагогической деятельности, завершив предварительно высшее образование. В 1811-1813 гг. учился в Геттингенском и Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии (Ф. Шеллинг, И. Г. Фихте , Г. В. Гегель).

В 1816 г. в Тюрингии в деревне Грисгейм Фребель открыл свое первое воспитательное учреждение "Универсальный германский воспитательный институт" (через год - в соседней деревне Кайльгау). Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность.

В основу теоретической разработки своей воспитательной системы Фребелем были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с постулатами немецкой философии. В 1817 г. опубликовал свой первый литературный труд - "К нашему немецкому народу". С 1820 г. ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. издал книгу "Воспитание человека" - главный труд, в котором систематически изложил свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.

В 1828 г. Фребель был обвинен в распространении вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей из института, который в 1829 г. пришлось закрыть. Фребель пытался открывать воспитательные учреждения в разных местах, но всюду встречал сопротивление.

В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю возглавить сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци, в котором обучались дети разного возраста, в том числе дошкольники. Проводя с ними экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 г. Фребель вернулся в Тюрингию и основал в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение, которому в 1840 г. дал название "детский сад".

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838-1840 гг. издавал газету "Воскресный листок" под девизом "Будем жить для наших детей". В 1843 г. опубликовал "Материнские и ласкательные песни" ("Mutter- und Koselieder"), в 1844 г. под его редакцией вышли "Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в дет саду в Бланкенбурге", в 1851 г. выпустил "Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни". Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга "Педагогика детского сада" (в России переведена в 1913 г. H. Соколовым под названием "Детский сад").

"Детский сад" в Бланкенбурге просуществовал 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу осуществил подготовку "детских садовниц" - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму.

Фребель, отстаивая принцип доступности образования для всех детей, поддерживал демократический подход к образовательной политике и пришел к убеждению, что он соответствует общественным потребностям в более высоком уровне образования населения, вызванным быстрым промышленным и научным развитием Германии. Всеобщее образование рассматривал как альтернативу традиционно-элитарному образованию. С точки зрения Фребеля, цель всеобщего образования состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью, а не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к предопределенному месту в обществе или обучать их какой-либо профессии. Согласно Фребелю, всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если педагогический процесс сможет "выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением" и даст "как телу, так и уму человека всестороннее, всеохватывающее образование в соответствии с его внутренней природой". Это означает, что нельзя пренебрегать ни одной из способностей индивида, подлинное воспитание не знает границ и представляет собой непрерывный процесс на протяжении всей жизни.

Содержание образования должно отражать разнообразие человеческих сил и способностей. Разработанный Фребелем учебный план включал все основные области общественной и культурной жизни того времени: "искусство", "естествознание", обучение "способам использования природных ресурсов", а также "простой и более сложной переработке" получаемого при этом сырья, "знание о природных веществах и силах", "естественная история и история человечества и отдельных стран", "математика" и "языки". Эту обширную образовательную программу Фребель стремился претворить в жизнь в своих школах.

Педагогические взгляды Фребеля были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении", а вся система образования Фребеля, включая и дошкольное воспитание, - на деятельности детей под руководством педагога.

Фребель рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в котором учитель, руководствуясь педагогическими принципами, воздействует на развитие личности главным образом с помощью множества различных видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно "давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким".

Понимание Фребелем значения деятельности для формирования личности привело его к выводу: виды деятельности (игра, учеба и труд) имеют особое значение для воспитания. Фребель показал множество форм их взаимодействия, привлек внимание к необходимости их взаимодействия в педагогическом процессе.

Игру Фребель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Фребель вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

Стремясь ознакомить ребенка с окружающей жизнью, Фребель, тем не менее, в значительной степени ограничил его кругозор, свободное творчество рамками своей системы, дидактическими материалами, мало связанными с живой действительностью.Это было одной из главных причин критики системы Фребеля в разных странах.

Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Своими трудами Фребель способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Система Фребеля получила широкое распространение в других странах, в том числе в России, где с 70-х гг. 19 века создавались Фребелевские общества.

Литература: Шиpефф Э, Жизнь Ф. Фребеля, M, 1886, Гюнтер К. X., Фридрих Фребель, "Перспективы", 1984, № 2, Mчеделидзе H. Б., Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля, в кн.: История дошкольной педагогики, под ред. Л. H. Литвина, M, 1989, Schuffenhauer H., F. W. A. Frobel, В., 1962.

Я. Б. Мчедлидзе

Наиболее распространенная педагогическая система Фридриха Фребеля

Еркебаева Сауле Жомартовна,

магистр педагогических наук, преподаватель Казахского национального университета им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан.

Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и, по сути, основоположник общественного дошкольного воспитания, родился 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци - директором образцовой школы города Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование.

В 1811-1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей. Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт», которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность. Работа его шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд «К нашему немецкому народу». Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу «Воспитание человека - главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении «вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил. В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей.

Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название «Детский сад». Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку «детских садовниц - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины. ..

Ф Фребель свой общественный идеал видел в гражданско-демократическом порядке и мечтал о гражданско-демократическом национальном воспитании. «Я хотел воспитывать свободно мыслящих, самостоятельных людей»,- говорил он.

Мысль о постепенном развитии всего рода человеческого Ф.Фребель перенес на педагогический процесс, на индивидуальное развитие, достигаемое педагогическим влиянием. Деятельность, даже по отношению к маленькому ребенку, он понимал как активное, сознательное участие индивидуума в жизни. Для него было познавательная сторона этого процесса, познавательный рост ребенка, происходящий благодаря его деятельности.

Итак, основные постулаты, на которых основывается теория развития ребенка Ф. Фребеля .

Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т.п.

В педагогической системе Фребеля можно выделить три основных блока:

1. Представления о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель выделяет четыре компонента:

· чувства;

· познавательная и практическая деятельность с предметами;

· язык;

· математика.

2. Цели и способы умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:

· Исходный – связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления.

· Младенчество – действие и слово матери способствуют научению выделять сначала отдельных предметы и явления ближайшего окружающего, а затем самого себя.

· Детство – ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и научение.

· Отрочество – поступление ребенка в школу и изучение учебных предметов.

3. Дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»):

· подвижность;

· непосредственность;

· любознательность;

· стремление к подражанию.

Итак, ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она - его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».
Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием. Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является «единством в единстве», шар - символ движения, шар - символ бесконечности.
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар - тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар - кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

В конце хочу отметить, что Ф. Фребель – не только знаменитый человек, но он дар всего человечества, он как мы отмечали, этап дары педагогики.

Каждый из нас, прочитав труды Фребеля, может найти что-то интересное и сделать новщстьво своего времени пути дошкольного образование. А к Ф Фребелю можно относиться с чуством большого уважения уже только за то, что он, по сути, сделал дошкольную педагогику наукой и, по словам Б.И. Хачапуридзе, положил начало разным течениям теории и практики детских садов.

Литература

1. Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля,- М.,1972г

2. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика.- М; Воронеж 1996 г

3. А.П. Букин. Википедия - свободная энциклопедия.

4. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Ядешко и Ф. А. Сохина. Просвещение, Москва, 1979 г.