Опыт зарубежных пенсионных систем и его применение в процессе реформирования пенсионной системы России на современном этапе ее развития

Как устроены пенсионные системы в развитых странах? Чем они отличаются от российской? И насколько применимы эти принципы к российским реалиям жизни? Об этом рассказывает Александра Гвозденко, генеральный директор негосударственного пенсионного фонда «Социальное развитие»

- Как организована пенсионная система в развитых странах мира? Например, странах Европы, США, Японии? В чем плюсы и минусы пенсионных систем в этих странах, по вашему мнению?

Используемые западными странами пенсионные модели традиционно делят условно на два типа: построенные по модели Бевериджа (англо-саксонской) и Бисмарка (континентальной).

Модель Бевериджа в том или ином виде используют Великобритания, США, Канада, Голландия и др. Модель предполагает гарантированное государством предоставление минимального и заранее обусловленного пенсионного обеспечения всему населению. Как правило, имеет место специальный (социальный, пенсионный) налог, базовая пенсия от государства никак не связана с уровнем жизни и доходом человека, поэтому получили распространение дополнительные режимы пенсионного обеспечения, построенные по накопительному принципу.

В Великобритании минимальная базовая пенсия формируется за счет взносов работодателя и самого работника, эти взносы идут на выплаты текущих обязательств государства. Добровольные накопления развиты, так как государство гарантирует лишь минимальную пенсию.

В Канаде имеется три уровня: базовая пенсия финансируется из общих фондов государства, обязательная формируется за счет налога на доходы физических лиц и равных отчислений за счет работодателя и используется на текущие пенсионные обязательства по распределительному принципу, третья часть — добровольная (профессиональные пенсии и частные накопления).

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Американцы могут формировать три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и индивидуальную (личный пенсионный счет). Государственная программа охватывает всех занятых в экономике и построена по распределительному принципу, обеспечивая минимальную пенсию. Накопительные системы делятся на государственные (для работающих на правительство и местные органы) и частные (дополнительные пенсионные системы в частном секторе экономики по месту работы). Программы с установленными выплатами финансируются за счет отчислений работодателей. Предприниматели и работники в равных долях, как правило, финансируют программы с установленными взносами. Участники, имеющие персональный счет в пенсионном фонде, имеют право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Американец может открыть свой личный пенсионный счет в банке, паевом фонде, страховой компании. Ежегодные взносы на личные счета ограничены лимитом, уплата налогов производится только при снятии или закрытии счета.

Александра Гвозденко

Генеральный директор «НПФ «Социальное развитие»

В модели пенсионного обеспечения Японии доминирует финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение. На базовые пенсии имеют право все жители, независимо от уровня доходов и рода деятельности. Дополнительно к базовой наемные работники получают государственные и профессиональные (финансируются равнозначными взносами работодателей и работников) пенсии. В случае выхода на пенсию ранее общеустановленного возраста, гражданин получает ее в урезанном размере, для продолжающих работать — пенсия растет ежегодно. Многим японцам государственной пенсии не хватает, и им приходится трудиться после выхода на пенсию, либо вести собственное хозяйство.

Израиль называют «страной двух пенсий», где имеет место двухуровневая пенсионная система. При выходе на пенсию гражданин получает государственную ежемесячную выплату — аналог страховой пенсии россиянина из фонда социального страхования, независимо от стажа работы. Дополняют ее накопления, сделанные работодателем.

Модели пенсионной системы, построенные по аналогии с моделью Бевериджа, обеспечивают минимальные гарантии от государства, играющие лишь роль защиты от бедности. В этих системах достижение желательных параметров пенсионного обеспечения зависит от участия работников в дополнительных программах, развитие которых всегда зависит от устойчивости экономики страны и уровня социально-экономической стабильности государства. В то же время, они не создают тяжелого бремени для государства и не способствуют развитию иждивенчества и безразличия в вопросах личных инвестиций, формируя активную гражданскую позицию будущих пенсионеров и ответственность за свое собственное будущее.

Модель Бисмарка используют Германия, Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Греция.

Модель предполагает финансирование за счет взносов работающих, пропорционально распределяемых между имеющими право на пенсию. Также существуют режимы дополнительного пенсионного обеспечения, но они не очень развиты. Для этой модели характерен уравнительный принцип формирования пенсий, социальное иждивенчество, снижение интереса к сбережениям. Как правило, имеет место также монопольное положение государства, которое маневрирует условиями выплат и размером пенсий; в сегодняшней России подобные процессы стало принято называть «гибкой настройкой параметров системы».

В Германии пенсионная система основана на принципе солидарности поколений, работающие платят в госфонд, откуда потом и сами получают пенсию. Половину взноса оплачивает работодатель, во время службы в армии или декретного отпуска взносы платит государство. Размер назначаемой пенсии зависит от возраста выхода на пенсию, стажа, размера зарплаты, вида пенсии и других индивидуальных коэффициентов формулы расчета. На сегодняшний день государственную пенсию дополняет производственная пенсия от предприятий и личные пенсионные планы.

Во Франции пенсии также в большинстве своем распределительные, взносы также распределены между работниками и работодателем, лица свободных профессий полностью платят самостоятельно. Существует жесткая привязка выплачиваемых пенсий к стажу.

В чистом виде эти модели практически не существовали. Каждая страна имеет свои индивидуальные черты пенсионной системы.

В целом, как демонстрируют вышеприведенные примеры, пенсионные системы стран мира сочетают в себе два основных элемента: накопительный и распределительный, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

Распределительная система пенсий в большей мере обеспечивает защищенность людей с низкими доходами, кроме того распределительный механизм срабатывает достаточно быстро, так как пенсии выплачиваются за счет платежей ныне работающих граждан. Развитые страны столкнулись с проблемой старения населения. Поэтому в том или ином виде был введен накопительный элемент, который не подвержен влиянию демографических факторов. При этом накопительные пенсионные системы отличаются большей степенью риска в условиях нестабильной экономической ситуации в стране: для накопления требуется более длительный срок, в течение которого инфляция обесценивает пенсионные сбережения. В то же время в случае распределительной системы инфляция также является негативным фактором, так как индексация становится финансовым бременем государства. Видимо поэтому системы, построенные по накопительной или по распределительной модели, в чистом виде в мире встречаются редко, в основном используются комбинированные варианты, в которых доминирующую роль играет одна из моделей. Распределительная система гарантирует некий минимальный уровень жизни пенсионерам, желаемый уровень пенсий достигается за счет использования страховых (накопительных) механизмов, которые в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода (Швеция, Швейцария и др.) являются обязательными или наполовину обязательными. Стоит отметить, что в большинстве развитых стран совокупный размер взносов, уплачиваемых в пенсионную систему, выше, чем сегодня в России, а нагрузка на работодателя ниже.

Для большинства стран, столкнувшихся с демографическими трудностями, очевидной необходимостью оказалось повышение пенсионного возраста. Несмотря на то, что это весьма сложный политический процесс, страны Европейского Союза в этом вопросе оказались куда решительнее в сравнении с Россией, и уже давно применяют подобную практику. Сегодня правительство нашей страны приходит к осознанию того факта, что и нам данной участи не избежать, а некоторые эксперты говорят о том, что если бы эта непопулярная мера была реализована намного раньше, наша пенсионная система уже сейчас чувствовала бы себя гораздо комфортнее.

Различна и структура вложений пенсионных средств в пенсионных системах разных стран. Развивающиеся страны отдают предпочтение более консервативным и менее рисковым инструментам, таким как облигации, в то время развитые страны более активно инвестируют в акции и инвестиционные паи.

Ряд стран (например, Новая Зеландия) для снижения нагрузки на пенсионную систему исключают из нее высокодоходных граждан, предлагая им самостоятельно позаботиться о своем доходе после окончания трудовой деятельности. Этот опыт был положен в основу ряда предложений по реформированию пенсионной системы России.

Реформирование пенсионной системы характерно не только для России. Большинство развитых в социально-экономическом отношении государств (США, Франция, Германия, Италия, Испания и др.) пошли по пути постепенного реформирования пенсионной системы.

- Какой опыт среди зарубежных стран вы считаете успешным?

Ни в одной стране мира нет идеальной пенсионной системы, все испытывают те или иные трудности. Однако возможно применять отдельные практики, оказавшиеся успешными в ходе их реализации в той или иной стране. Так, из вышеописанного, на мой взгляд, стоит обратить внимание на следующие практики зарубежных стран:

Индексация пенсий должна производиться соизмеримо с возможностями бюджета страны. Уже сегодня мы столкнулись с проблемами пенсионной системы, связанными с несоизмеримым наращиванием обязательств, не подкрепленным реальными возможностями системы;

Планомерное повышение пенсионного возраста с учетом параметров здоровья современных пенсионеров по результатам соответствующих исследований, а также с учетом параметров возрастающих значений продолжительности жизни в стране, гибкая настройка периода дожития. В России женщины отправляются на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины — в 60 лет, что является очень низким показателем по сравнению с другими странами;

Финансирование гарантированных государством пенсий за счет общих налогов. На мой взгляд, со временем мы вынуждены будем двигаться в этом направлении и постепенно уходить от страховых взносов, этому будет способствовать не только демография, но и автоматизация производства. Сегодня база для формирования страховых взносов — фонд оплаты труда (ФОТ). Работа техники и машин не формирует ФОТ, но формирует прибыль — базу для уплаты налогов в бюджет. Уже сегодня пенсионная система неработоспособна без трансфертов из федерального бюджета, и, учитывая тенденции развития ситуации, эта зависимость будет только возрастать, если параметры существующей системы не будут пересмотрены;

Повышение тарифов взносов, уплачиваемых в пенсионную систему. В большинстве стран мира общий тариф взносов, уплачиваемых в систему, выше, чем в России. В то же время в условиях существующей экономической ситуации, на мой взгляд, недопустимо увеличение нагрузки на бизнес, потому что только запустив процессы развития экономики, мы имеем реальный шанс выйти из сложной ситуации в пенсионной системе. В этом свете стоит рассматривать повышение тарифов за счет участия самих работников (распределения страховой нагрузки между работником и работодателем), что и демонстрирует опыт зарубежных стран, где развиты практики соразмерной уплаты взносов в пенсионную систему работником и работодателем;

Повышение роли и участия самого работника в формировании будущей пенсии, закрепление прав собственности на сформированные накопления за работником. Сегодня в нашей стране взносы в обязательную пенсионную систему уплачивает только работодатель, при этом работнику (а не работодателю) предоставлено право выбора провайдера пенсионных услуг. Подобное положение дел ведет к снижению заинтересованности работника в вопросах формирования будущей пенсии. Применение опыта зарубежных стран позволит обеспечить большую вовлеченность самих работников в процессы инвестирования и принятия значимых решений в вопросах формирования пенсии, что, в свою очередь, будет способствовать формированию культуры пенсионных накоплений и в перспективе сделает возможным создание предпосылок для развития добровольных форм накопления;

Введение квазидобровольных форм участия работника и работодателя в формировании пенсионных накоплений;

Привязка трудового стажа к размеру гарантированных государством выплат. В последнее время в России уже были предприняты правильные шаги в данном направлении, в то же время звучат предложения об увеличении минимального стажа, необходимого для получения права на страховую пенсию. В большинстве стран мира предъявляются более жесткие требования в части продолжительности страхового стажа. Постепенное и мягкое повышение — верное решение.

Кроме того, стоит развиваться в направлении повышения эффективности инвестирования. Современные тенденции связаны с применением опыта развитых стран в части вопросов инвестирования: расширением перечня инструментов для инвестирования, сокращением доли условно безрисковых инструментов, увеличением доли разрешенных инструментов, позволяющих использовать накопления в качестве длинного инвестиционного ресурса, способствующего развитию национальной экономики под контролем регулятора, развитием в направлении использования принципов ответственного инвестора и фидуциарной ответственности.

Особое внимание в последнее время было привлечено к опыту таких стран, как Австралия и Новая Зеландия, в связи с высоким рейтингом устойчивости их пенсионных систем. Поэтому считаю необходимым остановиться на рассмотрении опыта этих стран более подробно.

Австралийская система основывается на сочетании государственной и частной пенсии. Государственная финансируется из бюджета на распределительных принципах, не требует стажа работы и обеспечивает минимальные гарантии защиты от бедности. Выплачивается любому гражданину Австралии, достигшему пенсионного возраста. Размер выплат ранжирован в зависимости от условий ее получения, в том числе условия: является ли пенсионер одиночкой либо составляет семейную пару . Пенсионные нормативы регулярно пересматриваются в зависимости от роста цен. К пенсии прилагаются различные льготы (бесплатный проезд, лекарства). Размер государственной пенсии зависит от доходов и собственности гражданина. При наличии достаточно высокого дохода, либо высокого размера стоимости собственности (либо сочетания указанных параметров) размер пенсии сокращается, вплоть до отказа от выплат. Негосударственная пенсия тоже считается доходом .

Таким образом государство снимает с себя ответственность за пенсионное обеспечение граждан, которые в состоянии обеспечить себя самостоятельно, и не утяжеляет пенсионную систему обязательствами по отношению к богатым гражданам. Австралия, как и многие другие страны, быстро стареет, и в перспективе сокращение государственных пенсий — неизбежное следствие. Поэтому в стране большое значение придается развитию деятельности частных пенсионных фондов, в которые уже несколько десятилетий работающие граждане делают взносы в обязательном порядке . В большинстве случаев и работодатель обязан вносить равнозначную сумму. Пенсионные фонды — частные учреждения, но их деятельность довольно жестко регламентируется и контролируется. Австралийцы имеют право выбора пенсионного фонда, но часто остаются в фондах, которые когда-то установили постоянные связи с их компаниями-работодателями (ранее, до внесения изменений в законодательство, компании имели постоянные соглашения с фондами, которые в большинстве случаев имели одного вкладчика, который одновременно являлся и владельцем фонда). Если человек ничего не выбрал, накопления по умолчанию переводятся в фонд с максимально простым инвестиционным планом.

Пенсионные фонды обязаны предлагать своим вкладчикам на выбор несколько инвестиционных стратегий , отличающихся степенью риска и доходностью. Пенсионный фонд, в отличие от других финансовых организаций, имеет ряд налоговых льгот, что дает ему преимущества: австралиец, желающий скопить на старость, выберет именно пенсионный фонд.

Таким образом, в Австралии фактически работает три составляющих: первая выплачивается государством за счет сбора налогов, вторая — негосударственными пенсионными фондами за счет отчислений самих граждан, третья часть — добровольная (будущий пенсионер может делать добровольные отчисления). Пенсионный возраст у мужчин и женщин — 65 лет, воспользоваться накоплениями можно уже в 55. Планируется увеличение границ пенсионного возраста до 67 лет к 2023 году. Каждый австралиец имеет свой частный пенсионный план, согласно которому работодатель отчисляет в негосударственные пенсионные фонды взносы, составляющие как минимум 9,5% зарплаты работника (планируется увеличение до 12%). Работодатель освобождается от перечисления взносов, если зарплата работника окажется меньше минимально установленной величины, либо если в течение года работник уже скопил установленную сумму (напоминает предел страхуемого заработка в России). Доходность частных пенсионных фондов в Австралии достаточно высокая при относительно невысокой инфляции.

Австралийцы продолжают зависеть от государственных пенсий, сегодня размер накоплений в пенсионных фондах недостаточно велик (сказывается влияние ранее действовавших либеральных законов и более низких норм отчисления). Получив право на получение денег с учетом возраста, гражданин полученную сумму (чаще всего в виде единовременной выплаты) предпочитает тратить на решение насущных проблем, оставаясь на будущее лишь с государственной минимальной пенсией. Тем не менее, в будущем жители Австралии смогут подходить к пенсионному возрасту с относительно более значительным объемом накоплений, и на общемировом фоне пенсионная система Австралии выглядит образцом для подражания.

В индексе устойчивости пенсионных систем по данным исследования Allianz Asset Management в сфере международных пенсионных систем австралийская заняла первое место, в то время как российская — 14 место из 50-ти (что тоже не самый плохой результат, означающий высокую устойчивость, мы следуем сразу за Финляндией и выше таких стран, как Франция, Германия и Япония). Это означает, что пенсионная система Австралии, имея аналогичную демографическую ситуацию, оказалась более приспособленной к вызовам современной реальности.

Сегодня пенсия в России состоит из фиксированных выплат, страховой пенсии (по старости, в том числе досрочная, по инвалидности и по случаю потери кормильца) и накопительной пенсии. Пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин, 55 лет — для женщин. Для получения права на пенсию необходимо иметь страховой стаж, до 1 января 2015 года его продолжительность составляла всего 5 лет, до 2025 года планируется постепенное увеличение до 15 лет. Также для получения права на пенсию необходимо иметь индивидуальный пенсионный коэффициент не ниже установленного законом (к 2025 году планируется увеличение до 30). Фиксированная выплата назначается при условии назначения страховой пенсии и является минимальной государственной гарантией пенсионного обеспечения. Пенсия в России формируется из взносов только в страховую пенсию или в страховую и накопительную (право выбора было реализовано до конца 2015 года). Накопительная пенсия может формироваться как в ПФ РФ, так и в НПФ по выбору гражданина.

Все работодатели сегодня отчисляют тариф 22%, рассчитываемый от заработной платы работников, в ПФ РФ. Далее эти деньги идут на выплаты пенсионерам либо на формирование пенсионных накоплений. Накопительная пенсия (6% в составе 22%) существует только для граждан 1967 года рождения и моложе, успевших до конца 2015 года сделать выбор способа формирования пенсионных накоплений.

Кроме того, в России имеют место быть добровольные программы негосударственного пенсионного обеспечения (как корпоративные, так и частные), однако этот сегмент в настоящее время активно не развивается и даже стагнирует.

Следующие признаки отличают австралийскую пенсионную систему от российской:

Наличие пенсионного плана для осуществления пенсионных отчислений работающим гражданином;

Основная часть выплат осуществляется из частной пенсионной системы;

Тариф взносов для работодателя ниже в сравнении с российским (это способствует развитию экономики);

Пенсионный возраст выше;

Необходимость и размер выплат определяются с учетом текущих потребностей и возможностей пенсионера;

Более высокая доходность пенсионных фондов;

Наличие нескольких инвестиционных стратегий, предлагаемых на выбор гражданам провайдерами услуг;

Источник выплат из государственной системы — налоги, а не страховые взносы.

Безусловно, невозможно весь этот опыт целиком перенести на российскую пенсионную систему. В то же время вопрос сокращения затрат государства на пенсионную систему в России сегодня стоит достаточно остро, поэтому все представленные позиции стоит рассмотреть, адаптировав их с учетом российских особенностей. В частности, на мой взгляд, стоит уделить внимание:

Вопросам мягкого повышения пенсионного возраста,

Возможностям учета реальных потребностей (с учетом финансового состояния пенсионера) в финансировании государством гражданина при назначении пенсии. Сегодня в России уже предприняты меры по сокращению затрат на выплаты пенсий в условиях дефицита бюджета (исключена индексация пенсий работающим пенсионерам). Кроме того, рассматриваются и такие предложения, как отмена досрочных пенсий для учителей, медиков и творческих работников, отказ от выплат пенсий (либо их фиксированной части) работающим пенсионерам, отказ от выплат досрочных пенсий тем, кто получил на них право по причине работы во вредных и опасных условиях, но продолжает работать на тех же самых производствах и др. Опыт Австралии может оказаться полезным в выработке решений по сокращению дефицита бюджета ПФ РФ и трансферта из федерального бюджета;

Развитию частных пенсионных систем;

Сокращению нагрузки на работодателя за счет перераспределения тарифа между работодателем и самим работником;

Развитию инструментов и механизмов инвестирования для достижения более высоких показателей доходности, а также расширения возможности выбора стратегий инвестирования (с различным соотношением риск-доходность).

Похожим образом работает пенсионная система в Новой Зеландии (третье место в индексе устойчивости пенсионных систем по данным исследования Allianz Asset Management в сфере международных пенсионных систем). Здесь существует две линии накопления средств.

Во-первых, государственная пенсия формируется из средств налогообложения, во-вторых, работающий гражданин ежемесячно отчисляет процент из заработанных денег в пенсионный фонд. Для получения пенсии от государства требуется прожить в стране установленный законом срок. Показателем для расчета пенсии является средняя заработная плата по стране, пенсионная ставка меняется с учетом инфляции. Стаж работы не учитывается, но на размер пенсии влияют другие показатели: состоит ли человек в браке, проживает один либо с кем-то еще, получает ли супруг пенсионное пособие, имеются ли другие доходы и др.

Любой новозеландец, даже несовершеннолетний с согласия его родителей, может присоединиться к программе KiwiSaver и отчислять 3-5% своего дохода (и дополнительные средства по возможности) в выбранный инвестиционный фонд с участием государства и работодателя (не менее 3% до уплаты налогов). Фонды отличаются по уровню рискованности / доходности. За «молчунов» фонд выбирает работодатель или государство.

С момента начала трудовой деятельности присоединение к системе производится автоматически, и на счет сразу же зачисляется стартовая сумма. Кто не желает участвовать в системе, может от нее отказаться, для этого отводится срок с момента первого трудоустройства. Стартовая сумма стимулирует остаться в системе.

Кроме того, имеется мотивация копить: при достижении определенной величины счета на него поступает весомое софинансирование государства (до половины средств на счете).

Доступ к пенсионным деньгам граждане получают при наступлении установленного возраста или в особых случаях раньше (например, при приобретении жилья впервые, либо в случае тяжелого финансового положения, болезни). При достижении пенсионного возраста работник может всю сумму направить на выплаты пенсии, перевести на банковский счет, купить недвижимость.

- Применимы ли принципы зарубежного опыта к российским реалиям?

Россия все еще в поисках совершенной модели управления пенсионным обеспечением граждан. Сегодняшняя пенсионная модель России имеет свои особенности, и ее нельзя напрямую отнести к образцам западных систем. Мы используем комбинированную систему, сочетающую накопительный и распределительный элемент, что неоднократно подчеркивалось международными экспертами в качестве её преимущества.

России необходимо понимать и применять успешный опыт построения пенсионных систем в западных странах, адаптируя его к своим особенностям, а также этапу развития экономики, общества в целом и пенсионной системы.

Так, до реформы 2002 года в России имела место распределительная система, в максимальной степени приближенная к модели Бисмарка, после реформы она приобрела распределительно-накопительный характер. Подобная модель, уникальная в своем роде, подверглась многочисленным изменениям и продолжает реформироваться по сей день.

В частности, использовала Россия и опыт Чили, где ответственность за формирование пенсионных накоплений была перенесена на работающих граждан, которые сами выбирают управляющую компанию для инвестирования сформированных накоплений.

Культура сбережений формируется годами, поэтому важно обеспечить планомерность реформ, резкие движения в пенсионной отрасли неприемлемы. Возможно, частые смены правил игры в пенсионном законодательстве России — одна из ключевых причин, по которым добровольные накопления не развиваются так, как это происходит на Западе.

Возможно, российской системе не хватает гибкости. Размер пенсии россиян зависит от стажа работы, доходов и от того, сколько они смогли самостоятельно отложить на старость. Нет учета других факторов. Например, очевиден факт того, что расходы одинокого пенсионера выше, чем у того, кто живет с супругом, не учитывается уровень благосостояния (богатства) пенсионера.

В полной мере опыт зарубежных стран применить невозможно, необходимо учитывать степень развития экономики, пенсионной системы и состояние ее институтов. Кроме того, по официальным заявлениям главы Минтруда, за каждого пятого трудоспособного гражданина РФ не перечисляются страховые взносы. Поэтому в нашей стране в первую очередь стоит обратить внимание на механизмы вывода бизнеса из тени. Любые меры по увеличению нагрузки на работодателя могут иметь обратный эффект.

*Информация для подготовки материала была получена из открытых источников

При проведении пенсионных реформ в развитых странах используются различные методы адаптации устаревших пенсионных систем к изменившимся социальным и демографическим условиям. Так по данным статистического управления ЕС, к 2050 году число людей в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет сократится в регионе на 52 миллиона, или 17 процентов. При этом за те же 45 лет число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше почти удвоится, что составит около трети всего населения ЕС. В связи с процессами старения общества и увеличением продолжительности жизни в большинстве западных стран правительствам приходится снижать пенсионный уровень и увеличивать пенсионный возраст. Изменения касаются и баланса между частными и государственными пенсионными системами – происходит увеличение доли частного страхования в существующих системах .

Опубликованный в марте 2011 г. доклад о проблемах пенсионных систем и путях их решения, подготовленный органами ОЭСР (международной экономической организацией развитых стран), предлагает три основных пути решения пенсионного вопроса.

1. Более длительный период трудовой жизни. Половина стран ОЭСР увеличила установленный законом пенсионный возраст или намерена сделать это в ближайшее время. Пенсионный возраст для мужчин сегодня в среднем 63 года, женщин– 62. По планам он увеличится примерно до 65 лет к 2050 г. для обоих полов.

В качестве альтернативы повышения пенсионного возраста семь стран ввели автоматическую связь между уровнем пенсии и продолжительностью жизни, т.е. размер пособия будет при прочих равных условиях уменьшаться по мере того, как люди станут жить дольше.

Страны также пересмотрели многие стимулы более раннего выхода на пенсию, хотя признается, что пожилые работники сталкиваются с рядом барьеров при поисках и сохранении рабочего места.

1. Концентрация усилий на предоставлении государственных пенсионных пособий наиболее уязвимым слоям населения, т.е. предлагается большее перераспределение внутри государственных пенсионных доходов. Это меняет философию, лежащую в основе распределительных схем, так как ослабляет связь между взносами и пенсионными пособиями. Конкретная практика здесь весьма разнообразна. Финляндия, Франция и Швеция, например, защищают низкодоходные слои от сокращения пособий. Австрия и Великобритания используют часть средств, создаваемых более высоким пенсионным возрастом для повышения уровня пенсий, и это повышение направлено в основном на низкодоходных. В то же время Германия и Япония урезали все пособия, в том числе лицам с низкими заработками, а Венгрия, Италия, Польша и Словакия усилили связь между взносами и пенсиями, элиминируя все или значительную часть перераспределения.

3. Поощрение людей к сбережениям на собственную старость. Тем не менее государственные пособия остаются краеугольным камнем в обеспечении доходов лиц пенсионного возраста ОЭСР, составляя в среднем60% доходов пенсионеров. Ос-тальные40% делятся поровну между частными пенсиями и другими видами сбережений, с одной стороны, и доходами от занятости в пенсионном возрасте с другой. Конечно, в любом случае велики страновые различия .

По оценкам демографов, около70% сегодняшних западноевропейцев проживет более 65 лет, а 30-40% – более 80 лет. Прогнозы демографов говорят о том, что в ближайшие 50 лет возрастная структура населения в европейских странах резко изменится в пользу средних и старших возрастов. К 2050 г. 37% населения континента составят пожилые люди.Согласно прогнозным оценкам экспертов ОЭСР, расходы на пенсии (при сохранении размеров пенсий на достигнутом уровне) в ближайшие10-15 лет увеличатся в 1,5-1,8 раза и составят к 2020 году: в Германии– 21,6% ВВП; во Франции- 21,6% ВВП; в Австрии- 23,7% ВВП; в Италии- 25,6 % ВВП. (Таблица 3).

Таблица 3 - Прогнозные оценки увеличения расходов на пенсионное страхование, в % к ВВП

Германия

Швейцария

Источник: данные ОЭСР, прогнозные оценки Пенсионного фонда Российской Федерации.

Особенностью реформирования пенсионного обеспечения в развитых странах, в отличие от развивающихся, является то, что большинство нововведений на самом деле не являются таковыми, а носят скорее корректирующий характер. Последние пенсионные реформы стали попытками по-новому распределить задачи государственного и частного секторов в пенсионном страховании. При этом доходы пенсионеров во многих развитых странах уже давно складываются из частных и государственных пенсий, в отличие от стран с развивающейся экономикой, где основным видом пенсионных доходов продолжают оставаться государственные выплаты.

Всех развитые страны можно поделить на две группы: страны с преобладающим частным пенсионным обеспечением (Австралия, Дания, Финляндия) и с преобладающим государственным пенсионным обеспечением (Бельгия, Германия, Италия и США). В первой группе стран частные пенсии являются обязательными или по закону, или согласно тарифным соглашениям, и, следовательно, глубоко интегрированы в общую пенсионную систему. Во второй – участие в частной пенсионной системе добровольное, поэтому лишь незначительная часть работающих по найму получает частную пенсию .

К настоящему времени сформировалось три направления реформирования государственных пенсионных систем:

1) Поддержание курса на сохранение приоритета классической распределительной системы, использование «параметрического подхода» с применением мер коррекции отдельных параметров системы:

сокращение расходов пенсионной системы за счет повышения пенсионного возраста и отмены пенсионных льгот;

увеличение доходов путем повышения ставок пенсионных взносов, расширения базы взимания взносов;

оптимизация доходов и расходов посредством замены или модификации расчетных формул

повышение уровня собираемости пенсионных взносов.

2)Сохранение основ распределительной системы с введением накопительного элемента.

3)Переход на полностью накопительную пенсионную систему с передачей прав распоряжения пенсионными средствами частным пенсионным фондам. В таких государствах, как США, Германия, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Швейцария, Австрия, Норвегия, Япония, где сохранение социальной стабильности является одной из приоритетных политических задач, избрали путь «параметрических» реформ. Например, переход к увеличению пенсионного возраста планируется на протяжении длительного срока (до 2030 года в Японии, до 2027 года в США). Отменили в ходе реформ «потолок» заработной платы, с которой начисляются взносы в пенсионную систему, в Бельгии, Италии, Португалии и Швейцарии .

Второе направление реформ (с введением накопительного элемента) имеет место в таких развитых странах как Швеция, Великобритания, Финляндия, большинство стран Восточной Европы и бывшего СССР – Польша, Венгрия, Болгария, Литва, Эстония, а также часть государств Латинской Америки – Аргентина, Колумбия, Перу, Уругвай. Во всех этих странах в основе государственной пенсионной системы остается распределительная модель, накопительная часть играет вспомогательную роль «второй опоры». В Швеции переход к частично накопительной системе был направлен на реальное сокращение коэффициента замещения и это было сделано сознательно, поскольку коэффициент замещения на уровне 65-67% при достаточно уравнительной пенсионной системе стал дестимулировать экономическую активность. Такая же модель с некоторыми модификациями была принята в Польше. Что касается указанных стран Латинской Америки, то их выбор промежуточного варианта реформ является реакцией на неоднозначный Чилийский опыт полного перехода на накопительную пенсионную систему .

По третьему пути пенсионных реформ рискнули отправиться всего четыре страны Латинской Америки – Чили, Боливия, Мексика, Сальвадор и единственная страна бывшего СССР – Казахстан .

Следует подчеркнуть, что сегодня в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются государственные распределительные (солидарные) системы. Типичная распределительная (солидарная) пенсионная система основана на страховых взносах, исчисляемых от размера заработной платы работающих. Величина пенсии является производной от заработной платы и трудового стажа. Специалисты отмечают, что ей присущи как сильные, так и слабые моменты. Сильные стороны– надежность и доступность для широких слоев наемных работников, приемлемые уровни пенсий. Слабые– наличие элементов уравнительности, приводящих к социальному иждивенчеству, ослаблению склонности к сбережениям.

По этим причинам государственные распределительные (солидарные) пенсионные системы, как правило, дополняется пенсионными планами по месту работы–вторым элементом(уровнем) пенсионных систем. Это главным образом находящиеся в частном управлении пенсионные фонды, создаваемые работодателями в целях привлечения и удержания квалифицированной рабочей силы. Часто для таких планов предусматриваются налоговые скидки, и(все чаще) они регулируются правительством. Это по существу уже накопительные системы, поскольку взносы капитализируются, а величина пособия зависит от объемов поступающих взносов и доходов от инвестирования средств. В Германии, Японии, Нидерландах, Великобритании и США свыше 40% работающих охвачены пенсионным страхованием по месту работы .

Третьим элементом пенсионных систем в индустриально развитых странах являются личные добровольные пенсионные планы. Они функционируют на основе полного финансирования и предусматривают четко определенные взносы; работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям. Наличие трехуровневых систем не означает, что все работники получают пенсии из каждого уровня. Для большинства стран ОЭСР пенсионеры, относящиеся к нижним 40% в распределении доходов, находятся в одном уровне пенсионной системы.Они получают сравнительно небольшую профессиональную пенсию или живут за счет своих(частных) сбережений.

Таким образом, общей характеристикой жизнедеятельности населения в развитых странах выступают развитые системы обязательного и добровольного пенсионного и других видов социального страхования, а также государственная поддержка пожилых граждан в форме государственных систем социального обеспечения. Совокупная доля расходов на пенсионное страхование, социальное обеспечение и медицинскую помощь пенсионерам в экономически развитых странах составляет примерно15-20% ВВП .

Данные о существующих в европейских странах пенсионных системах приведены в Приложении Б.

Можно выделить несколько общих для всех пенсионных реформ закономерностей формирования:

1. Практически все реформы связаны с созданием добровольных накопительных систем, при сохранении государственной распределительной системы. В этом случае применялась стратегия дополнения системы «PAYG» элементами финансирования за счет рыночных механизмов, что получило применение в таких европейский странах, как Швеция, Италия, Венгрия, Польша, а также в ряде стран Латинской Америки .

При этом очень важным моментом являлось изменение психологии работника, который должен осознавать необходимость отчислять с начала своей трудовой деятельности взносы в накопительную систему пенсионного страхования. Эта ситуация должна была превратить пенсионную систему из бремени, лежащем на экономике в рычаг ее развития в связи с тем, что появлялся значительный объем«длинных» пенсионных денег, которые можно использовать в качестве инвестиций в экономику. В тех странах, которые ввели накопительные пенсионные системы значительно возросли частные пенсионные средства в национальном акционерном капитале. Например, в Великобритании до34%; Ирландии– 29%, Голландии– 13%, Дании– 11% .

2. Происходит пересмотр основных параметров пенсионного обеспечения– пенсионный возраст, размеры страховых взносов, порядок индексации пенсий. Таким образом, поступили в Германии и Швеции, где пенсионный возраст увеличился до65 лет. В Польше пенсионный возраст для мужчин составил65 лет, для женщин60 лет, а в Венгрии установили единый пенсионный возраст 62 года для всех пенсионеров. В ходе пенсионных реформа было предпринято повышение пенсионного возраста в большинстве государств, при этом наблюдается тенденция на уравнивание пенсионных возрастов мужчин и женщин. Изменяются также механизмы и принципы индексации пенсий в зависимости от инфляции .

3. В отдельных странах происходит фактически полная замена государственной пенсионной системы на систему частного страхования. При этом наблюдается переход от распределительной к накопительной пенсионной системе в рамках бывшей государственной пенсионной системы. Пример такого реформирования это – Чили.

4. Реформирование налоговой системы, налогового регулирования и тарифной политики. Государство путем предоставлением серьезных налоговых льгот и постепенной передачей ответственности за пенсию от государства гражданам включает работающих в систему добровольных накопительных пенсионных систему. Это характерно для таких стран как Швейцария и США.

5. Реформирование пенсионной системы в связи с изменениями в макроэкономической политике и политике в сфере труда. При этом основные усилия направляются на изменение доли занятых в общественном производстве в работоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни и трудовую миграцию .

Однако общее направление всех реформ – это постепенный и плавный переход от государственных уравнительных схем к системам индивидуально-накопительным, которые основаны на принципах личной финансовой ответственности за свое материальное обеспечение в старости и на капитализации тех средств, которые он вносит на индивидуальные пенсионные счета. При этом государственные уравнительные схемы продолжают существовать, хотя и в значительно урезанном виде .

Главным результатом реформ является величина коэффициента замещения пенсией заработной платы. В США и промышленно развитых странах Западной Европы, сохранивших распределительную государственную систему, охватывающую более 90% наемных работников, коэффициент замещения фактически остается на неизменном уровне и достигает 80% от средней заработной платы в таких странах, как Австрия, Италия, Португалия. Высокий уровень (50-60%) сохраняется в Германии и Франции. В США этот показатель равен 40-50%, в Японии – более 30% .

Как там у них?

Еще в начале 2017 года Министр труда и социальной политики Максим Топилин сообщил, что реальные пенсии в этом году в среднем вырастут на 2,1%. Произойдет такой, весьма скромный рост, за счет запланированных индексаций и выплаты в январе единовременных 5 тыс. рублей. Хотя, ожидания россиян тоже далеко не высокие - грезы большинства о достойной пенсии ограничиваются 30 тыс. рублей. Но даже их государство обеспечить не в силах. Теперь вот нас настойчиво убеждают, что накопить на достойную пенсию можно лишь самостоятельно, параллельно уверяя, что россияне и россиянки слишком рано уходят на заслуженный отдых. Мол, постоянно увеличивающаяся продолжительность жизни пенсионеров приводит к росту их количества, а в связи с этим работоспособное население уже не в состоянии содержать неработающих граждан.

В качестве примера россиянам наперебой рассказывают о некоем международном опыте - за границей не принято жить исключительно на государственную помощь и продолжать дальше работать, получая «достойное» пособие. Чтоб понять, о чем все-таки идет речь, Карьерист.ру постарался изучить пенсионные системы самых передовых стран и сравнить их с отечественными нормативами.


Пенсионная система США существенно отличается от российской. Следуя принципам гендерного равенства, американцы и американки уходят на пенсию одновременно, по достижению 65-летнего возраста, при том что средняя продолжительность жизни в Америке достигает 80 лет. Государственная пенсионная система охватывает почти всех трудящихся американцев, которые в течение своего страхового стажа оплачивали страховые взносы. Она обеспечивает им среднюю пенсию, которая в переводе на российскую валюту сегодня составляет около 85 тыс. рублей. Но «фишка» в том, что американская система дает пенсионеру сразу три источника пенсионного дохода - помимо государственной, работающий американец может участвовать в корпоративных и частных системах накопления. Причем корпоративная система накопления организуется по месту трудоустройства, но регулируется также государством.

Для получения права на корпоративную пенсию, в зависимости от компании, достаточно проработать в ней 5-10 лет, делая равные с работодателем отчисления в специальный фонд. При этом будущий пенсионер имеет в таких программах собственный счет, которым он может самостоятельно управлять, выбирая инвестиционные инструменты и самостоятельно неся ответственность за судьбу своих накоплений. Примечательно, что пенсионеры вправе сами определять сумму будущих выплат. Кроме этого, американцы вправе открыть частный счет в финансовой структуре, где объем накоплений обычно ограничивается планкой в 2 тыс. $ в год. За период накопления средства не облагаются налогами, но при обналичивании, подоходный налог все же приходится оплачивать. Снять накопленные средства до достижения 60-летнего возраста невозможно.

Интересно, что общий объем накоплений пенсионеров в США оценивается около 24 трлн $, где только 3 трлн $ находятся под управлением государства - остальными средствами управляют НПФы и прочие финансовые организации.

Дания

Датских пенсионеров по праву можно считать самыми счастливыми пенсионерами планеты - в 2016 году пенсионная система Дании признана самой сбалансированной в мире, по версии Global Pension Index. В рейтинг входит 27 стран, среди которых, вполне ожидаемо, России таки нет. Выходя на пенсию в 67 лет (как мужчины, так и женщины), граждане Дании (а также граждане ЕС и других стран, легально проживающих не территории Дании), имеют право на обычную и полноразмерную пенсию. Для получения обычной пенсии гражданам страны достаточно прожить не территории Дании 3 года в промежутке между 15 и 67 годами (иностранцам - 10 лет). Для получения полноразмерной пенсии, в указанном возрастном промежутке придется прожить уже 40 лет. В противном случае она будет составлять 1/40 от полноразмерной пенсии, пропорционально прожитым в стране годам. Кроме того, датские пенсионеры имеют право на добавочную пенсию - она выплачивается всем, кто работал больше 9 часов в неделю. Все это, плюс надбавки и частные пенсионные программы, позволяют датчанам в среднем получать пенсию, равную 120 тыс. рублей в месяц.

За такое приличное пенсионное содержание будущим пенсионерам приходится немало платить - налоги в Дании обычно составляют 35-50% от заработка, на чем собственно и держится пенсионная система. При этом сама система, помимо государственного фонда, в который идет лишь часть взносов, представлена множеством негосударственных пенсионных фондов, которые большую часть средств пенсионеров вкладывают в рисковые активы. Тем не менее участвуя в их программах пенсионеры очень часто получают пенсию, равную 2,8 тыс. $, что является абсолютным рекордом для ЕС.


Франция

Пенсионная система Франции отличается от большинства систем, представленных в других странах. Как и в России, пенсионными правами обладает каждый француз, преодолевший возрастной ценз (65 для женщин, 67 для мужчин), без привязки к трудовому стажу. Но в отличие от России, она рассчитывается как 50% от зарплаты, получаемой на протяжении 25 наиболее удачных лет, учитывая инфляцию. При наличии трудового стажа 41,5 года, на пенсию можно выйти раньше достижения пенсионного возраста, но не раньше 60 лет. Примечательно, что при наличии стажа в 40 лет, пенсионерам полагается еще и надбавка. Но это все лишь базовая часть французской пенсии, помимо нее государственная пенсионная система предполагает еще и дополнительную часть, которая исчисляется исходя из баллов, полученных после расторжения трудовых отношений с каждым из работодателей, с которым они были на протяжении жизни.

Получается, что в среднем пенсионеры получают пенсии из 3-5 источников. В итоге средняя пенсия во Франции составляет около 70 тыс. рублей, а иногда сумма накоплений и надбавок позволяет пенсионерам получать пенсии даже больше зарплаты работающих людей. Участие в пенсионной страховой системе является обязательным для французов - они ежемесячно уплачивают 16,35% от своей зарплаты. Самозанятым гражданам и частным предпринимателям приходится уплачивать взнос самостоятельно, а вот наемные работники платят его вместе с работодателями в равных долях. Несмотря на существенный размер отчислений, все дополнительные баллы и надбавки позволяют французским пенсионерам получать пенсии, составляющие около 80% от дохода.

Китай

Китайская пенсионная система не отличается демократичностью, даже если сравнивать ее с российской системой. Так, еще совсем недавно правом на пенсии обладали лишь госслужащие и работники государственных корпораций. Рыночные реформы привели к тому, что система пенсий охватила и городских жителей, работающих в частном секторе, благодаря чему к 2007 году пенсию получали уже треть достигших пенсионного возраста китайцев. В 2009 году пенсии начали выплачивать и отдельным категориям сельских пенсионеров, а сегодня пенсионная система уже охватывает около 60% пенсионеров Китая. Остальным приходится довольствоваться заработками на стихийных рынках и содержанием со стороны детей, как это практиковалось на протяжении сотен лет ранее.

Пенсионный возраст, как и в России, составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Если китаец занимается физическим трудом, он выходит на пенсию в 50 лет, что обусловлено высокой смертностью среди таких граждан. Для получения права на пенсию, китайцам необходимо на протяжении 15 лет отчислять 11% от своей зарплаты (8% работник, 3% работодатель). Это дает китайцу право на получение пенсии в размере 20% от средней зарплаты по региону, если он житель города, и 10% от среднего дохода крестьян, если он житель села. В таких условиях, средняя пенсия у китайцев составляет около 10 тыс. рублей.


Великобритания

Пенсионная система Объединенного Королевства существует уже более 100 лет, имеет очень сложную структуру и широкий спектр инструментов. Так, британцы имеют право на получение государственной и страховой пенсий, первую платит правительство, вторую - фонд государственного страхования. Государственная пенсия выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, который составляет 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Правительство обеспечивает гражданам выплаты в размере пятой части от их дохода. Страховая пенсия также выплачивается за счет взносов, которые работники платят солидарно с работодателем. Она также дает британским пенсионерам около 20% от заработанного дохода. Примечательно, что английская пенсия рассчитывается в недельном выражении и в среднем составляет около 175 фунтов в неделю, что в конечном итоге позволяет пенсионерам получать сумму, эквивалентную 49-50 тыс. рублей в месяц.

Помимо государственного обеспечения, британцы нередко участвуют в корпоративных программах, вкладывают деньги в НПФы и страховые компании. Это позволяет им иметь неплохой ежемесячный доход в старости - как писал британский журнал «Indepenent», средний совокупный доход английских пенсионеров в 2013-2014 году составлял около 398 фунтов, в то время как работающие граждане в среднем зарабатывали 384 фунта.

Германия

Германия построила свою пенсионную организацию в порядке солидарности - молодое поколение финансирует пенсию старого, тем самым получая право на собственную пенсию. В ФРГ успешно действует как правительственная, так и негосударственная системы - без проблем можно участвовать в обеих, но обязательной она считается лишь для граждан, чей доход ниже 3,9 тыс. € (их, кстати, большинство). Взносы в пенсионный фонд для немцев составляют около 19% от их заработка, и работодатель, в отличие от России, оплачивает лишь половину - вторую часть отчисляет работник. Сама пенсия исчисляется с учетом индивидуальных коэффициентов, стажа и других особенностей. Уходя на пенсию в 67 лет, немецкие пенсионеры должны иметь 45-летний трудовой стаж - чем он меньше, тем ниже будет пособие.

При этом пенсии на западе и востоке страны немного отличаются, однако в среднем, в пересчете на отечественную валюту она составляет около 73 тыс. рублей. Россиянам о такой пенсии приходится только мечтать - в 2017 году средняя пенсия в нашей стране должна составить лишь 13,5 тыс. рублей.

"Финансы", 2008, N 10

Проблемы существующей пенсионной системы в России обусловлены, прежде всего, экономическими факторами и демографической тенденцией старения населения страны. Приостановить, а в дальнейшем ликвидировать углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для эффективного функционирования механизма государственного пенсионного обеспечения следует путем реформирования системы с целью повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и финансовой устойчивости пенсионной системы.

С подобными проблемами на определенном этапе развития сталкиваются многие государства. За поиском оптимального решения обратимся к мировому опыту финансового обеспечения пенсионных систем.

При всем многообразии существующих в мире схем пенсионного обеспечения большинство стран придерживаются системы, состоящей из трех уровней.

Первый - предусматривает обеспечение нетрудоспособного населения доходами, сопоставимыми с прожиточным минимумом. Основная задача здесь - противостоять нищете. Очевидно, что при этом не существует различий в зависимости от трудового вклада. Второй уровень пенсионного обеспечения соответствует среднестатистическим доходам населения и в значительной мере учитывает в оплате индивидуальный трудовой вклад пенсионера. Третий уровень связан с персональной, частной инициативой.

Накопленный опыт показывает, что в странах с рыночной экономикой преобладают две схемы финансирования пенсионной системы: распределительная и накопительная.

Распределительная схема финансирования возмещает расходы на выплату пенсий непосредственно из текущих поступлений с фиксированными выплатами. При этом каждому участнику по достижении пенсионного возраста начисляется пенсия определенного размера, зависящая от заработной платы в последние годы трудовой деятельности и совокупного стажа работы. В большинстве стран это становится функцией государства. По данным статистики в составе государственных пенсий на долю таких пенсий приходится около трех четвертей.

Накопительная схема финансирования пенсионной системы предусматривает создание специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем с фиксированными отчислениями. При этом размер будущих выплат зависит от суммы совокупных отчислений и доходов от их инвестирования.

Одну из самых эффективных систем пенсионного обеспечения имеет Германия. Она состоит из трех секторов, каждый из которых обладает своей спецификой финансирования.

Первый сектор - обязательное государственное пенсионное страхование включает: пенсионное обеспечение госслужащих (федеральный уровень) и пенсионное обеспечение рабочих (уровень земель). Удержание взносов и выплата пенсий осуществляются с использованием единой системы персонифицированного учета.

Второй сектор - производственное страхование основано на том, что предприятие поручает банку, страховому обществу или фонду накапливать взносы, перечисляемые работодателем в размере оговоренной с работником части заработной платы.

Третий сектор - приватное обеспечение старости предполагает внесение человеком средств за самого себя на формирование будущей пенсии. Гражданин целенаправленно откладывает на будущую пенсию до 4% своего ежегодного дохода (минимальный взнос - 45 евро). При внесении 4% от суммы годового дохода на страховой накопительный счет гражданин получает государственную субсидию в размере 154 евро в год. Кроме того, на каждого ребенка в семье также полагается субсидия в 185 евро в год.

Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование, финансируемое в основном за счет взносов, которые уплачиваются в равных частях самим застрахованным и его работодателем.

Британская пенсионная система - одна из старейших в мире и, возможно, самая сложная по организации, регулированию и набору возможностей для инвестиций, предоставляемых будущим пенсионерам, базирующаяся на высоком уровне благосостояния населения.

Система пенсионного обеспечения Великобритании состоит из базовой государственной пенсии, дополнительной государственной пенсии и пенсионных сбережений населения.

Согласно результатам исследований Еврокомиссии Великобритания - единственная страна в Западной Европе, чья пенсионная система в нынешнем виде останется платежеспособной и к концу этого столетия. Заметим, в британской пенсионной системе накопительный элемент всегда был значительным.

В Великобритании центральное место в социальном обеспечении отведено пенсии по старости. Условие получения права на базовую пенсию по старости связано с уплатой пенсионных взносов. Государственные пенсии выплачиваются из государственного страхового фонда, состоящего из обязательных платежей работодателей, наемных работников и лиц, охваченных государственным страхованием, а также дотаций из бюджета страны. Отличительная особенность английской системы состоит в том, что государство не является монополистом в области пенсионного обеспечения. Задача государства - предоставление только базовой части пенсии. Дополнительная часть может финансироваться из разных источников, в том числе и из государственного страхового фонда, за счет профессиональных фондов или индивидуальных целевых накоплений. В настоящее время в общей структуре пенсионного обеспечения обязательный государственный фонд составляет 65%, профессиональные фонды - 25%, индивидуальные целевые - 10%.

Швеция относится к странам, которые в последнее десятилетие XX в. интенсивно реформировали свои пенсионные системы. Новая пенсионная система Швеции - многоуровневая. Она состоит из обязательных распределительной и накопительной систем и дополнительной - профессиональной, а также включает индивидуальные пенсионные сбережения.

С целью минимизации административных издержек управление пенсионной системой разделено на две части: первая - клиринговая палата является составной частью администрации социального обеспечения, вторая - администрация пенсионных взносов, в компетенцию которой входит составление ежегодного отчета, суммирующего финансовое состояние участника по обоим уровням пенсионной системы (распределительному и накопительному), а также выплат пенсий.

Французская система пенсионного обеспечения предусматривает общий режим для большинства наемных работников частного сектора. Остальные категории наемных работников (государственные и муниципальные служащие, работники медицинских учреждений; шахтеры, железнодорожники; занятые в сельском хозяйстве и на государственных предприятиях) охвачены специальными пенсионными режимами.

Режимы пенсионного обеспечения по старости управляются социальными партнерами (представителями профсоюзов и работодателей) на паритетных началах и не зависят от государственного бюджета.

Пенсионное обеспечение по старости основано во Франции на солидарности поколений и функционирует за счет взносов, которые выплачиваются наемными работниками и работодателями.

Власти и общество, озабоченные состоянием и перспективами пенсионного обеспечения в связи со старением населения, в 1999 г. создали Резервный пенсионный фонд, средства которого предназначены для смягчения финансового бремени, связанного со старением населения.

В странах ЕС, где преобладают государственные системы, дополненные обязательным или добровольным пенсионным страхованием, назревает пенсионная реформа. В первую очередь это связано с тем, что Европа стареет. С учетом интеграционных процессов и намерений преодолеть существующую обособленность национальных пенсионных систем началось интенсивное продвижение программ превращения пенсионных вкладов в ценные бумаги.

В Великобритании и Швеции пенсионные отчисления уже давно являются мощным инвестиционным ресурсом, величина накоплений соизмерима с объемами национальных ВВП. Вместе с тем во Франции и Италии пенсионные отчисления в ценных бумагах практически не размещаются. На этом фоне все большую поддержку получает идея о создании общеевропейской структуры, влияющей на развитие пенсионных систем в сторону их унификации.

Вплоть до конца XX в. в мире доминировали распределительные системы. Однако постепенное старение населения (особенно в развитых странах) и связанное с этим явлением резкое увеличение соответствующих расходов толкает все большее количество стран к переходу к накопительной схеме фиксированных отчислений.

Пенсионные фонды существуют и функционируют как независимые структуры, их функции ограничены. Фонды могут заниматься только привлечением и инвестированием пенсионных средств при строгом контроле со стороны конкретного государственного органа.

Принципиальные различия национальных пенсионных систем определяются ролью отдельных институтов пенсионного обеспечения и их сочетанием: институт социального страхования в большинстве стран играет ключевую роль на протяжении последних семидесяти лет.

Базовые характеристики обязательного социального страхования выгодно отличают его от других институтов пенсионной системы. Это обязательность, закрепленная законодательно, для страхователей - работодателей и работников - вносить страховые взносы; публичный вид правоотношений субъектов социального страхования; обязательное, закрепленное законодательно право застрахованных лиц на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев и финансовая доступность для населения (по сравнению с личным пенсионным страхованием).

В России в условиях социально ориентированной рыночной экономики начинают развиваться как государственная, так и негосударственная системы пенсионного обеспечения.

Особенности внутреннего устройства Российской Федерации не позволяют заимствовать в полном объеме какую-либо из уже существующих систем пенсионного обеспечения. Однако анализ мирового опыта в области управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения позволяет применить отдельные элементы зарубежных пенсионных систем в российской практике.

Наиболее перспективным с точки зрения реализации пенсионной реформы в России представляется внедрение опыта государственного стимулирования добровольного пенсионного накопления средств граждан (аналогично системам, существующим в Великобритании и Германии), которое является дополнительным источником средств пенсионного обеспечения. Застрахованным лицам предоставляется возможность приобретения дополнительных прав в системе обязательного пенсионного страхования за счет личных средств с пропорциональным участием государства в формировании пенсионных прав. В расчетный пенсионный капитал работника включаются взносы самого застрахованного и софинасирование из федерального бюджета.

Повышение ставки страховых взносов (по опыту Германии и Швеции) и отказ от единого социального налога позволят вернуться к страховым принципам формирования бюджета пенсионного фонда.

Финансирование пенсионной системы путем создания специального резерва (по опыту Великобритании, Германии и Франции) за счет поступления налогов от сырьевого сектора стабилизирует пенсионную систему и способствует росту доходов пенсионеров. В мировой практике часть средств, полученных от сырьевых доходов, используется на финансирование дефицита бюджета. В России в настоящее время создается основа для оптимизации долгосрочной финансовой политики с учетом особенностей доходов, полученных от использования сырьевых ресурсов, часть из которых может поступать в фонд будущих поколений. Принимая во внимание неблагоприятные тенденции демографического развития России, средства фонда могли бы использоваться при решении долгосрочных программ пенсионного обеспечения.

Развитие негосударственных пенсионных фондов (по опыту Великобритании, Германии, Франции, Швеции) является основополагающим в системе пенсионного обеспечения при формировании накопительной части трудовой пенсии. Создав частную альтернативу в виде негосударственных институтов, государство предоставляет возможность свободного накопления пенсионного капитала и формирования уровня накопительной части трудовой пенсии при наименьших затратах и более качественном обслуживании.

Инвестирование пенсионных отчислений (по опыту Великобритании, Швеции) путем приобретения финансовых активов за счет средств пенсионного страхования является одним из методов защиты от риска обесценивания. Для повышения гарантий выполнения обязательств перед пенсионерами целесообразно предусмотреть особые условия минимизации инвестиционных рисков путем создания страхового резерва и обязательного страхования субъектами инвестирования средств пенсионных накоплений профессиональных рисков в страховых компаниях.

Предоставление ежегодного отчета, суммирующего финансовое состояние участника по распределительному и накопительному уровням пенсионной системы (по опыту Швеции), позволит сформировать полную информационную базу персонифицированного учета. Информация на индивидуальных счетах и в отчетах должна отражать права на получение страховой и накопительной части трудовой пенсии: общую сумму накопленных денежных средств, суммы пенсионных взносов, поступившие от работодателя, включая штрафы и пени, суммы начисленного инвестиционного дохода, суммы, направленные на выплату пенсий.

Можно предположить, что внедрение зарубежной практики в области финансирования и управления пенсионным обеспечением позволит не просто реформировать существующую в России пенсионную систему, а поднять ее на новый уровень, обеспечив максимальную прозрачность, эффективность и подконтрольность управления финансовыми ресурсами.

Т.В.Емельянова

Начальник отдела

Пенсионного фонда

Российской Федерации

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Современная пенсионная система РФ - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура системы по расчету и выдаче пенсий РФ
пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по выслуге лет;
  • по достижении пожилого возраста;

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В 2017 году правительством было принято решение увеличить пенсионный возраст для госслужащих. Каждый год будет к пенсионному возрасту будет прибавляться по полгода до тех пор, пока женщины не будут выходить на пенсию в 58, а мужчины в 63 года.