Главный герой сказки «Лиса, заяц и петух» — беззащитный зайчик, живущий в лубяной избушке. Неподалеку от него жила Лиса, избушка которой была сделана из льда. Но когда зима закончилась, жилище Лисы растаяло. Она, не долго думая, выгнала Зайца из его лубяного домика и сама стала в нем жить.

Заяц ничего не мог сделать с Лисой. Пошел он, куда глаза глядят. Встретилась ему Собака. Рассказал Заяц ей про свою беду. Пошла Собака к Лисе и потребовала вернуть домик Зайцу. А Лиса и в ус не дует, да еще и грозится, что выйдет и расправится с Собакой. Собака испугалась и убежала.

Точно так же Лиса запугала Медведя и Быка, которые хотели помочь Зайцу вернуть избушку. И они, испугавшись угроз Лисы, убежали прочь.

Но через какое-то время повстречался Зайцу Петух, у которого была с собой коса. Заяц и ему рассказал про свою беду. Петух решительно пошел к лубяной избушке и, подойдя к ней, потребовал от Лисы освободить захваченное жильё, а иначе грозился снести Лисе голову с плеч своей острой косой. Лиса испугалась и убежала. А Заяц с Петухом стали в лубяной избушке жить.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Лиса, заяц и петух» состоит в том, что для победы над врагом одного авторитета мало. Собака, Медведь и Бык считали, что Лиса в любом случае их испугается, и не прикладывали особых усилий к освобождению избушки. А вот Петух грамотно построил свою речь и дал Лисе понять, что у него есть оружие против захватчицы. Лиса глупой не была и правильно оценила степень угрозы, тут же покинув лубяную избушку. Сказка «Лиса, заяц и петух» учит быть не только храбрым и сильным, но еще и умным. Надо знать, как наиболее эффективно воздействовать на противника, чтобы с наименьшими потерями добиться победы.

В сказке мне понравился Петух, который, хоть и не считается грозным лесным зверем, сумел одними лишь грамотно построенными речами выгнать Лису из домика Зайца. Да и наличие острой косы у Петуха сыграло немалую роль в его победе над Лисой.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса, заяц и петух»?

Не сможешь защитить свой очаг - завладеет враг.
Ум дает силу, сила дает храбрость.
Смекнешь да схитришь — врагов победишь.

Ирина Захарова
Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».

Тема : Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц » .

Цели : - продолжить знакомство с жанрами русского фольклора ;

Вызывать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и заяц » ;

Развивать связную речь детей; навыки правильного звукопроизношения;

Развивать воображение, активность и творчество;

Обогащать словарный запас детей;

Учить подбирать синонимы к словам;

Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту связными

полными предложениями;

Совершенствовать интонационную сторону речи;

Закреплять использование в речи детей простых и сложных распространённых

предложений.

Материалы : магнитная доска, магниты, картинки из сказки «Лиса и заяц » , книжка с русской народной сказкой , маски героев.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям , а поможет нам в этом русская народная сказка .

Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки ? (народ )

Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним.

(«Колобок» , «Теремок» , «Гуси- лебеди» , «Курочка ряба» , «Маша и медведь» и т. д.)

Молодцы,ребята! Много русских народных сказок вы знаете . Сегодня мы познакомимся ещё с одной . Догадайтесь, как она называется. Для этого надо отгадать загадки.

По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом-ушки торчком. (заяц )

Это что за зверь лесной

Встал,как столбик под сосной? И стоит среди травы –

Уши выше головы? (заяц )

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! А зовут её(лиса ) .

Как называется сказка ? («Лиса и заяц » )

Вспомните потешки про лису и зайчика.

Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку, выкупала Ваньку.

Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.

Зайчишка- трусишка по полю бежал,

В огород забежал. Морковку нашёл,

Капустку нашёл. Сидит, грызёт.

Иди прочь- хозяин идёт.

3. Чтение сказки .

4. Работа по сказке .

Вам понравилась сказка ? Чем она вам понравилась? Чему нас учит эта сказка ? (доброте, дружбе, справедливости)

Подумайте, какие пословицы подойдут?

(Друзья познаются в беде.

В настоящей дружбе так- сам пропадай, а друга из беды выручай.

Кто дрожит- тот и бежит.

Лиса хитростью берёт .

Друга ищи, а найдёшь- береги.)

Подбор синонимов к словам из сказки :

Как можно сказать по- другому ?

(лубяная избушка- сделанная из дерева;заревел- зарычал;

плакать-рыдать,хныкать,заливаться слезами.)

Ласковые слова : заяц- зайчонок ,заюшка, зайчишка,зайка,зайчоночек.

лиса- лисичка , лисонька.

На доске картинки. Нужно расставить их в правильной последовательности.

Физминутка. «Заяц и кочан капусты » .

Встал зайчишка рано,

Вышел на поляну.

По опушке к лесу шёл и большой кочан нашёл.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты.

Хруст- хруст, хруст- хруст.

Съел, свалился под куст и уснул.

Проснулся, сладко потянулся.

Влево, вправо наклонился и бегом домой пустился.

5. Беседа по вопросам.

Как начинается сказка ?

Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?

Что случилось весной?

Что сделала лиса ?

Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису?

Объясните слова «пойдут клочки по закоулочкам»

Смогли они ему помочь?

Кто помог зайчику выгнать лису?

Объясните слова «без памяти выскочила» .

Какую песенку пел петух?

Чем закончилась сказка ?

Пальчиковая гимнастика : «В гостях у зайки» .

В гости к зайчонку зверята пришли,

Зайке в подарок они принесли :

Медведь- голубику, лисичка- чернику,

Волчонок- бруснику, а маленький ёжик принёс землянику.

Подарки зайчонок свои получал,

И мёдом с малиной друзей угощал.

6. Пересказ сказки с опорой на картинки.

7. Инсценировка сказки .

8. Итог занятия.

Ребята, что мы делали на занятии? (читали сказку , расставляли картинки в правильной последовательности, отвечали на вопросы. играли в игру, пересказывали сказку )

Лиса и заяц - это русская народная сказка. Это сказка о злой и хитрой лесе. А также о том, что самым смелым может быть даже самый маленький в лесу Петушок, а трусом собака, бык и даже медведь. Т. е. смелость не зависит от роста и сила, а зависит от упорства и терпения.

Младшие школьника могут сами прочесть эту сказку, а дошколятам прочитают и проанализируют её воспитатели или родители.

Лиса и заяц

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, у зайца — из мягкой липовой коры — лубяная. Пришла весна. У лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-прежнему. Вот лиса и попросилась к нему переночевать, да его из избушки и выгнала.

Идёт по дороге зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Не плачь, зайчик! Я тебе помогу.

Пошли они к избушке. Собака залаяла:

— Гав, гав, гав! Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи говорит:

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт по дороге, плачет. Ему навстречу медведь:

— О чём, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Не плачь, я тебе помогу.

— Нет, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избушке. Медведь как закричит:

— Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи отвечает:

— Как выскочу, как выпрыгну, так вам не поздоровится!

Медведь испугался и убежал.

Идёт опять зайчик. Ему навстречу бык:

— Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Пойдём, я тебе помогу.

— Нет, бык, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и медведь не выгнал, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избушке. Бык как заревел:

— Иди, лиса, вон!

А лиса им с печи отвечает:

— Как выскочу, как выпрыгну, так вам не поздоровится!

Бык испугался и убежал.

Идёт опять зайчик по дороге, плачет ещё сильнее. А ему навстречу петух с косой:

— Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Её избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

— Пойдём, я тебе помогу.

— Нет, петух, не поможешь. Собака хотела мне помочь, да не выгнала лису, и медведь не выгнал, и бык не выгнал, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Подошли они к избушке. Петух тут затопал, крыльями забил:

Уходи из дома, лиса!

Лиса услышала, испугалась и говорит:

— Обуваюсь...

Петух опять затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.

Уходи из дома, лиса!

Лиса опять говорит:

— Одеваюсь...

Петух в третий раз затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! У меня коса остра.

Уходи из дома, лиса!

Тут лиса выбежала из избушки и прочь убежала. Стали петух с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.

Сказки - неотъемлемая часть детского мира. С самых ранних лет учат они малышей доброте и справедливости. Сказка «Заяц и Лиса» - прекрасное произведение, повествующее о том, как хорошо живётся тем, у кого есть настоящие верные друзья. Эта детская история покоряет сердца не только маленьких слушателей, но также и их родителей.

Сказка «Заяц и Лиса» - большое удовольствие для детей

Малышам действительно очень нравится это произведение. Сказка «Заяц и Лиса» у них - одна из самых любимых. При создании этой прекрасной истории народ одарил главных героев определёнными чертами характера. Сказка «Заяц и Лиса» - это борьба двух сторон. Как обычно, добро противостоит злу. Знакомство с жалким, неуверенным в себе Зайчиком, надменной Лисой, бесстрашным Петухом и прочими персонажами доставляет ребятам невероятное удовольствие, поднимает настроение, учит сопереживать слабым. Слушать такую сказку с радостью будут дети любого возраста. Крохи учатся не отнимать чужого, понимают значение взаимовыручки.

Сюжет

Действие сказки «Заяц и Лиса» начинается в зимнее время. Героям необходимо построить себе жилище. Заяц собирается жить в лубяной избушке. Лиса же принимает решение построить ледяной дом. Однако с приходом весны её «дворец» тает. Лиса отправляется к Зайцу и выгоняет его из дома. Несчастному теперь негде жить. Заяц ходит по лесу в слезах. Разные звери переживают за него и пытаются помочь. Однако, поговорив с Лисой, они убегают. Волк, Медведь и Бык не в состоянии справиться с хитрой рыжей бестией. Только Петух храбро борется за дом Зайца, несмотря ни на что. В итоге справедливость восстанавливается.

Поучительная история

В чём же мораль? Пословица к сказке «Лиса и Заяц» даёт ответ на этот вопрос. "За правое дело стой смело", - это слова о смелом Петухе. Ещё одна пословица к сказке «Лиса и Заяц» - "без беды друга не узнаешь". Одним словом, это произведение учит малышей вниманию к чужому горю, бесстрашию, доброте. Кроме того, дети понимают, что даже в самой трудной ситуации отчаиваться не стоит. Решение найдётся всегда. Заяц попробовал разные варианты. И, несмотря на то что у него ничего не получалось, он всё-таки смог вернуть себе свой дом.

Проявляем творческие способности

И Зайца - это ещё и возможность проявить свои артистические способности. С детьми можно поставить великолепный спектакль. Костюмы подготовить очень легко. На сегодняшний день их можно приобрести в одном из магазинов детских товаров, а можно и сшить самостоятельно.

Народная сказка «Лиса и Заяц» прекрасно обыгрывается малышами даже в самом раннем возрасте. Слова и действия довольно просты. Сделать декорации также не сложно. Домики можно подготовить заранее, нарисовав на больших бумажных листах, или же выпилить из фанеры, а можно сделать и по-другому. Небольшие фанерные заготовки заранее красятся. В спектакле Зайчик и Лиса будут самостоятельно строить из них домики. Для ледяного дворца подойдёт также прозрачный пластик. «Сугробы» изготовить можно, наклеив на листы ватмана или ту же фанеру кусочки ваты.

Во втором акте декорации меняются. Из предыдущих на сцене остаётся только лубяная избушка. Домик Лисы убирается. На месте сугробов появляются кустики и цветы. Пока Зайчик будет собирать букеты, Лиса прокрадётся в его дом. Вернувшись, Заяц будет стучаться домой и плакать. Однако Лиса непреклонна.

Далее всё по сюжету. Герою пытаются помочь Волк, Медведь и Бык. Но всех их Лиса также прогоняет. Только Петух с саблей на плече справляется с этой задачей. Он поёт гневную песню, угрожая Лисе сшить из неё шапку. Испугавшись, она убегает из избушки. Заяц и Петух остаются жить в домике вместе. Одним словом, поставить такой спектакль - значит дать детям прекрасную возможность проявить себя в роли актёров. Данная сказка идеально для этого подходит.