Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Благодаря научным исследованиям психологи и математики вместе рассчитали время, идеально подходящее для заключения брака.

сайт собрал несколько занимательных теорий, которые помогут определить, чем может закончиться тот или иной роман в зависимости от возраста будущих супругов.

5. Не влюбляться в первого встречного

Когда времени в обрез и необходимо выбрать что-то одно, лучшая стратегия - принять решение, рассмотрев 37 % всех вариантов . Этот метод известен также как «Задача невесты». Если его применить к возрасту для выявления лучшего периода для замужества, получится следующее: если большинство свиданий приходится на период с 18 до 40 лет, лучшее время для того, чтобы пожениться, - это 26 лет.

4. Сначала набраться опыта, чтобы потом избежать развода

Есть мнение, что существует связь между возрастом, когда человек вступает в брак, и вероятностью развода . В период с 20 до 30 лет формируется наша личность, определяется круг ценностей и интересов. Благодаря этому человек делает более осознанный выбор, когда речь идет о партнере. И тогда лучше всего устраивать свадьбу в возрасте с 28 до 32 лет.

3. Учиться, учиться и еще раз учиться, а уже потом жениться

Есть исследования, изучающие влияние образования на качество брака: в большинстве случаев чем выше уровень образования, тем ниже вероятность, что первый брак закончится разводом . Правило работает при условии, что девушки до 27–33 лет больше времени посвящают образованию и самореализации.

2. Любить не за что-то, а просто так

Согласно другому исследованию, современные женщины все чаще переосмысливают значение брака . Брак больше не нужен, чтобы завести детей или прийти к экономической стабильности. Психологи советуют женщинам не торопиться: сперва посвятить время самореализации и научиться принимать других людей такими, какие они есть. Тогда в основе будущих отношений с большей долей вероятности будет не какая-то выгода или влюбленность, а дружба и уважение.

1. Не бояться ошибок. И жениться снова в 45–49 лет

Если что-то пошло не так, то, согласно новым исследованиям, можно смело выходить замуж снова (или в первый раз) в период с 45 до 49 лет . Браки, заключенные в этом возрасте, реже всего заканчиваются разводом. А значит, никогда не поздно влюбиться снова.

Моя знакомая Ангелина вышла впервые замуж в 32 года. Сейчас ей сорок. Подрастает пятилетняя любимая дочь. Сегодня Ангелина с уверенностью может рассуждать о том, чем все же хорош поздний брак и чем он плох. Верно ли сложилась ее жизнь и по правильному ли пути пошла она, выйдя замуж после тридцати? Я записала мнение этой героини сюжета.

Плюсы позднего брака

Сегодня твердо могу сказать, что начни я свою жизнь заново, то вновь бы вышла замуж в эти годы. В нашей стране сложился неверный стереотип: не вышла девушка замуж в 18-20 лет – чем дальше, тем будет хуже и сложнее ей найти себе супруга. И вообще в 22 года – незамужняя леди уже чуть ли не «старая дева». А жаль. Американцы вообще, к примеру, подходят к браку очень серьезно, приходя в церковь со своей половиной только после тридцати. Французы живут в «пробных» гражданских браках по несколько лет и не женятся. И в этом есть смысл.

Плюсы моего позднего замужества? Их много. Перечислю.

Я накопила большой опыт в общении с противоположным полом и уже точно знала, какого мужчину я вижу своим мужем. И когда я встретила его, то приняла таким, какой он есть. Не «ломала» под себя, занимаясь юношеским максимализмом, не ущемляла его свободы и сложившихся привычек. Как и он не ущемлял моих, будучи мне за мое отношение к нему благодарным.

Я переехала в квартиру к мужу, но за это время и сама благополучно «реализовалась» до собственного жилья, автомобиля и достойной карьеры. Так что, была с ним «на равных» и вполне независима. К тому же знала, как бы не сложились у нас отношения, я бы все равно не осталась без средств к существованию.

Родители мужа увидели во мне сложившуюся личность. И поучительный тон к своей снохе, который бы конечно применили к 20-летней жене своего сына, посчитали неуместным.

К сексуальным отношениям мы оба пришли опытными любовниками. И толк в них знали. Поэтому гармонии достигли гораздо быстрее, чем это было бы, приди мы к браку девственниками.

Дочку я родила через три года после моей полной уверенности в правильном выборе мужа и отца моему ребенку. А когда девочка родилась, я смогла нанять хорошую няню, чтобы не бросать работу, которая приносит хороший доход нашей семье. У моего ребенка есть все, и рождена она не по воле случая, а сознательно. В любящей ее семье.

Я не строила «воздушных замков», не рисовала себе «прекрасного принца» в мыслях о будущем супружестве. Жизнь и годы «обтесали» все эти «мыльные пузыри» и мы оба прекрасно понимали, что брак – это труд, а не постоянный праздник.

Синдромом «старой девы» я переболела еще в 23-24 года, когда подружки перестали напоминать мне о моем незамужнем состоянии и успели к этому времени развестись со своими пацанами-мужьями, оставшись в одиночку растить детей.

Получается, что в каких-то тридцать пять у меня получилось и срослось все в жизни – любимый муж, здоровый ребенок, материальный достаток, карьера…

Минусы позднего брака

Было бы неправильным не сказать о «минусах» позднего брака. Но я считаю, что по сравнению с «плюсами» - они ничтожны.

Пришлось забыть холостяцкие привычки. Такие как посиделки после работы с подругами в кафе, построение распорядка выходных дней по своему вкусу и желанию. Конечно, в доме прибавилось домашней работы, стирки, готовки, уборки. На себя меньше времени стало оставаться. Но ведь нужно и чем-то поступаться, когда образовывается семья?

Первое время нам с мужем было трудно «притираться» друг к другу. Ведь к совместной жизни мы пришли оба со своими привычками, устоями и душевными ранами.

В роддоме меня все время называли «старородящая». И врач-гинеколог постоянно разъясняла, как проблематичны «поздние» роды. Это было неприятно. Но осталось позади.

В общем-то и все. На этом весь мой негатив от позднего брака заканчивается. Я не понимаю мамаш, которые третируют своих 20-летних дочерей, чтобы те спешно искали себе супруга и не засиживались в старых девах. Я никогда не буду подталкивать к этому свою дочь.

Мое мнение - нужно сто раз отмерить, выходить ли рано замуж, и отрезать один раз как можно позже. Спешка в этом деле – дело последнее.

Раннее христианство

Несмотря на то что Ветхий Завет вполне допускает развод, христиане с самого начала своей истории относились к этому явлению резко отрицательно. Уже в Нагорной проповеди Христос, противопоставляя новые религиозные заветы прежним, объявил: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». А.П. Лопухин, комментируя этот не вполне ясно переведенный текст, объясняет, что имеется в виду следующее: тот, кто разводится по любой другой причине, кроме прелюбодеяния, тот толкает на прелюбодеяние оставленного супруга.

Позднее, когда фарисеи задали Иисусу провокационный вопрос о разводах, разрешенных Моисеем, Он подтвердил свой запрет: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает», – и пояснил: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала было не так». Теперь же послабления отменялись, поскольку последователям Иисуса предлагалось стать «совершенными, как Отец ваш Небесный». Однако ученики Христа на тот момент то ли еще не были готовы к такому совершенству, то ли не видели вокруг себя достойных кандидатур для бессрочной семейной жизни. Согласно Евангелию от Матфея, ученики сказали Учителю: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться».

Вопрос о том, что лучше, жениться или не жениться, впоследствии долго обсуждался у ранних христиан – тем более что монашества, как альтернативы семейной жизни, поначалу не существовало. Но вопрос о разводах был таким образом решен почти однозначно. Позднее апостол Павел в своем Первом послании к коринфянам несколько расширил границу дозволенного, разрешив христианам разводиться со своими неуверовавшими супругами, если эти последние настаивали на разводе: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны…» Что же касается всех остальных, им развод возбранялся, в том числе и тем христианам, которые жили в супружестве с иноверцами: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его…»

Апостол подтвердил: «…вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем… и мужу не оставлять жены своей». А поскольку слаб человек, то для жен, которые все-таки не вынесли бремени супружеских уз, было дано еще одно указание: «…если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим…» А.П. Лопухин, комментируя это место, утверждает, что это требование касается в равной мере мужчин и женщин и что апостол запрещает повторный брак только виновной стороне. «О невиновной стороне, которая остается одинокой после ухода виноватого супруга, апостол ничего не говорит и тем самым дает ей возможность вступить в новый брак». Лопухин подчеркивает, что государство, «применяясь к состоянию человеческих нравов», иногда разрешает повторный брак и виновной стороне, но «Церковь не может благословлять такие браки». Забегая вперед, скажем, что в российской практике можно найти немало примеров таких односторонних разводов, когда церковный суд разрешал повторный брак лишь одной из сторон, но, как правило, не той, которая настаивала на разводе, а той, которая подала к нему повод своим прелюбодеянием. Но об этом – в главе «Разводы по-русски».

Что же касается Церкви католической, то она, в отличие от православной, истолковала слова апостола иначе. У католиков развод категорически запрещен, возможно лишь признание брака недействительным. Кроме того, практикуется «разлучение» супругов «от стола и ложа» в случае тяжелого преступления (например, прелюбодеяния) одного из них, но права вступить в новый брак ни виновная, ни безвинная стороны при этом не получают. Впрочем, о католическом разводе (вернее, о его отсутствии) авторы скажут позднее. А пока вернемся к раннему христианству, которое еще не знало разделения на восточную и западную традицию.

Надо отметить, что апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, запретил им развод, но при этом ни словом не упомянул о данном Христом разрешении разводиться в случае прелюбодеяния одного из супругов. Однако известно, что такие разводы случались и не осуждались. Так, святой Иустин Мученик, живший во втором веке, без осуждения пишет о женщине, которая ушла от своего распутного мужа-язычника: «оставила его против его воли». Впрочем, эта дама «и сама была прежде распутною». Но потом она познала учение Христа и постаралась объяснить своему супругу, «что для тех, которые живут не целомудренно и не согласно с здравым разумом, будет мучение в вечном огне». Муж, однако, не поверил или же не в должной мере испугался, во всяком случае, он «продолжал те же распутства».

Сначала христианка, «почитая нечестием долее разделять ложе с таким мужем», решила развестись с ним, благо по законам Римской империи это было несложно. Однако близкие уговорили ее «потерпеть еще, в надежде, что муж когда-нибудь переменится». Муж, однако, не переменился, а, напротив, «вдался в дела еще худшие». «Тогда она, чтобы оставаясь в супружестве и, разделяя с ним стол и ложе, не сделаться участницею его непотребства и нечестия, дала ему так называемый развод и удалилась от него», невзирая на его протесты. Это не вполне согласовывалось с заветами апостола Павла и, кстати, привело к трагическим последствиям: муж добродетельной дамы обиделся и «представил против нее обвинение, объявляя, что она христианка». В результате последовавшего разбирательства были казнены трое ее единоверцев. О судьбе самой разведенной женщины святой Иустин умалчивает.

В отличие от своих предшественников, святой Василий Великий в четвертом веке не признавал равенства полов, когда речь шла об изменах и разводах. Он утверждал, что согрешившая жена должна быть отвергнута своим супругом: «…муж оскверненную жену изгоняет из своего дома». А жена в аналогичном случае должна была простить грешного мужа: «… соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею». «Причину сему дати не легко, – признавался святой, – но тако принято в обычай». Василий строго осуждает женщин, бросивших своих мужей: «… жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодейца, аще перешла к другому мужу, а муж оставленный достоин снисхождения». Снисхождение толерантного святого к брошенному супругу простирается настолько далеко, что даже женщина, «сожительствующая с ним, не осуждается».

Крупнейший теоретик христианства Иоанн Златоуст, живший в конце четвертого – начале пятого века, посвятил немало страниц вопросам брака и развода. Авторам настоящей книги, при всем их уважении к великому богослову, точка зрения Иоанна на развод представляется несколько противоречивой. «Бог хочет, чтобы все люди воздерживались от брака», – недвусмысленно пишет Златоуст. Однако же тех людей, которые хотят развестись и в результате воздерживаться от брака, он порицает… С одной стороны, Иоанн пишет: «…я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его». С другой стороны, он сравнивает брак с рабством, причем «рабу часто можно бывает получить совершенную свободу, если он будет в состоянии, собрав довольно серебра, внести за себя плату господину; а муж, хотя бы имел жену несноснейшую из всех, обязан переносить рабство и никак не может найти освобождения от него и выхода из этого подчинения»…

Златоуст со свойственным ему красноречием описывает все те унижения и лишения, которым порой подвергается в браке скромная и богобоязненная жена. Тем не менее он считает, что «однажды связанному (браком) не следует разрывать его, ибо это влечет за собою много скорбей». Казалось бы, обилие скорбей не должно пугать истинную христианку, но нет – развод с мужем жене не дозволен. Взамен добродетельная христианка получает ценный совет: «У тебя есть другая возможность избавиться и освободиться. Какая же? Ожидай его смерти».

Златоуст твердо стоит на страже нравственности. «Для чего и браки, – пишет он, – когда мужья стали бы безразлично пользоваться женами друг друга и все просто смешивались бы со всеми?» Он беспокоится, что в таком случае между супругами «исчезло бы… взаимное расположение». Впрочем, говоря о взаимном расположении, Иоанн, безусловно, имеет в виду расположение чисто духовное. Что же касается физического благорасположения супругов, то оно также понимается Златоустом, с точки зрения авторов настоящей книги, несколько противоречиво. Дозволяя плотское соединение супругов, Иоанн тем не менее пишет: «Наслаждаться совершенно не дозволяется».

Однако, что бы ни писал Иоанн Златоуст, на территории Римской империи, хотя в ней и победило христианство, вопросы разводов и браков пока регулировались римским правом. Одни императоры вводили какие-то ограничения на развод, другие – отменяли их, но в целом разводы были, как правило, разрешены.

Из книги Писатель и самоубийство автора Акунин Борис

Из книги История культуры автора Дорохова М А

50. Христианство Появилось в I в. н. э. среди евреев Палестины. Уже в IV в. стало государственной религией Римской империи. В 988–989 гг. произошло Крещение Руси под влиянием Византии, а к XIII в. христианство стало государственной религией во всех странах Европы.Христианство

Из книги Писатель и самоубийство. Часть 1 автора Акунин Борис

Христианство О, если б ты, моя тугая плоть, Могла растаять, сгинуть, испариться! О, если бы Предвечный не занес В грехи самоубийство! Боже! Боже! Вильям Шекспир. «Гамлет» Я уже писал в историческом очерке, что христианская церковь сформировала безоговорочно негативное

Как Церковь относится к поздним бракам?
Протоиерей Владимир Волгин:
Церковь не возбраняет вступление людей в брак в зрелом возрасте. Она лишь отчасти регламентирует поздние браки: по постановлению священных Синодов Русской Православной Церкви, вступать в брак разрешается до 80 лет. Это уже немало.
Во все времена Церковь относилась ко второму или третьему браку со снисхождением и разрешала его, потому что человеку лучше не быть одному. В одиночестве он может стать душевно развязанным, нецеломудренным. Церковь идет на снисхождение, чтобы оградить человека от греха блудодеяния, а точнее, прелюбодеяния по отношению к первому браку. Ведь если судить строго, то Господь Иисус Христос сказал: кто женится на разведенной (или разведенном), тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). Это, пожалуй, будет ответом на вопрос: в каком «статусе» находятся разведенные люди?
Поздний брак очень сильно отличается от раннего, ведь за плечами обоих супругов, как правило, большой жизненный опыт и, к сожалению, не всегда положительный. Почти всегда неминуемым предшественником позднего брака бывает развод. Уточним, в каких случаях Церковь разрешает его. Первое – это разное вероисповедание; второе – психическая невменяемость одного из супругов; третье – физиологическая неспособность к деторождению. Но даже разрешая развод по этим причинам, Церковь не одобряет его. Потому что самая высокая духовная планка для христианина – это несение креста, который он взял на себя при вступлении в брак, до конца своих дней, вне зависимости от жизненных обстоятельств. Но, понимая слабость человеческой природы, Церковь разрешает развод по этим причинам, а так называемой «пострадавшей» стороне даже позволяет вступать во второй и третий брак. Я позволю себе вспомнить некоторые высказывания святых отцов, которые очень ярко показывают отношение Церкви ко вторым и третьим бракам. Вот что говорит святитель Григорий Богослов: «Первый брак называют законом, второй – снисхождением, третий – беззаконием». Подобным образом высказывается святой митрополит Фотий: «Первый брак – закон, второй брак – прощение, третий брак – законопреступление». Видите, как строго относилась Церковь к третьему браку.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
Верный образ позднего брака дается евангельской притчей о работниках в винограднике (см. Мф. 20, 1-16). Да, есть большое преимущество у раннего брака, и те, кто видят свое призвание в семейной жизни, не должны откладывать бракосочетание. Но и тех, кто вступает на поприще спасения своей души и пришел в третий, шестой, девятый и даже одиннадцатый час, Господь не лишает награды, и награда эта может быть не меньшей, чем у первых – если, конечно, они трудятся на совесть!

Есть ли отличия в чине второго венчания?
Протоиерей Владимир Волгин:
Чин второго венчания преисполнен покаянными молитвами. Третьего чина не существует, второе и третье венчание идентичны. Первым чином венчают людей, которые вели целомудренную добрачную жизнь и вступают в брак впервые. Этот чин венчания напоен благословением Божиим, он светел. Не хочу сказать, что несветел чин второго венчания, ведь Бог всегда есть Свет! Но той торжественности, той девственности в Таинстве Венчания второбрачных нет. Церковь какое-то время даже сомневалась, надевать ли на второбрачных венцы, но все-таки пришла к убеждению, что делать это нужно. Потому что венцы – это символ власти и будущего деторождения, знак власти над детьми, знак власти в своем малом микроцарстве, которое называется семья.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
В Требнике есть особое «Последование о второбрачных»: наряду со всеми основными элементами обручения и бракосочетания – обменом кольцами, венчанием, чтением Апостола и Евангелия, общей чаши с вином, – оно содержит особые покаянные молитвы и прошения. Священник, в зависимости от возраста супругов, может слегка сокращать прошения ектений и слова молитв, убирая упоминания о деторождении.
Нужно знать, что венчаться можно не более трех раз. Церковь не благословляет четвертого брака (и последующих за ним). Поэтому тем супругам, которые вступили в брак в четвертый (и более) раз, надо принести покаяние в грехах и заблуждениях прошлого и строить супружескую жизнь, чистую от грехов и свободную от заблуждений, смиренно ограничившись гражданским бракосочетанием.
Хотелось бы также обратить внимание вот на какой момент: такого понятия как «развенчание» в Церкви нет и быть не может. Церковь не разрушает брака, разрушают его супруги (или один из них), и гражданский развод свидетельствует об этом прискорбном факте. За разрешением на второй брак обращаются в епархиальное управление по месту своего жительства (что иной раз весьма неудачно называют «просьбой о развенчании»). Однако в разных епархиях это происходит несколько по-разному: такая просьба может подаваться либо перед заключением гражданского брака, либо уже после него, перед браком церковным. Порядок этот определяется правящим архиереем.

Как Церковь относится к так называемым «неравным бракам»?
Протоиерей Владимир Волгин:
Из истории мы знаем много супружеских пар, проживших в честном и благочестивом браке много лет, хотя он считался «неравным». Например, замечательный писатель Сергей Нилус. Он женился на женщине, которая сохранила свое целомудрие до 52 лет. Она ни разу не вступала в брак, была фрейлиной трех императорских домов. Нилус по каким-то причинам развелся со своей первой женой и в 42 года женился во второй раз, соответственно жена была старше него на 10 лет. И они счастливо прожили в браке всю оставшуюся жизнь.
Но в 1918 году Поместный собор Русской Православной Церкви, избравший патриархом святителя Тихона (Белавина), установил возрастной ценз для вступления в брак – разница в возрасте между мужем и женой должна быть не более 5 лет. С тех пор неравные браки стали исключением из правил. И когда к нам за благословением на брак приходят пары с большой разницей в возрасте (девушка и пожилой человек), мы выдерживаем паузу. Наблюдаем за ними, за развитием их отношений, вдумываемся в причины этой любви. Но чаще всего не рекомендуем вступать в брак этим людям, потому что он может оказаться несчастным. Представьте себе, молодая девушка выходит замуж за человека, который старше нее на 20-30 лет. Естественно, по закону природы (хотя, конечно, это в Промысле Божием) у старшего супруга раньше меняется физиология, это может быть мучительно для молодой стороны. Она, в свою очередь, должна будет ухаживать за престарелым больным человеком – это очень тяжкий крест. Я помню, как меня с моей матушкой благословлял на брак отец Иоанн (Крестьянкин). «Вы должны понимать, – сказал он, – что, предположим, сегодня вы венчаетесь, а завтра кто-то из вас заболевает тяжелой болезнью и оказывается прикованным к постели на неизвестный срок, возможно, до своей кончины. И здоровый супруг не имеет права уйти от больного супруга. В этом случае не будет полноты брачного общения, наступает неотступное пребывание у одра больного. Это тяжкий крест!» Тогда меня потрясла такая глубина понимания христианского брака. Светильники Церкви говорят: «С креста не сходят, с креста снимают». То есть человек, чей брак заканчивается драмой, должен с честью пронести этот крест до конца!

Умаляет ли значение брака то обстоятельство, что супруги, в силу возраста, не могут иметь детей?
Протоиерей Владимир Волгин:
Конечно, не умаляет. Безусловно, брак в молодости предполагает рождение детей, так как любовь друг к другу выливается в таинство зачатия. Но, хотя Адаму и Еве была дана заповедь: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 28), деторождение – не главное в браке. А главное то, что муж и жена становятся единым организмом, единой плотью. Главное – это любовь друг к другу. Ведь когда люди влюбляются друг в друга, они не думают ни о детях, ни о богатстве, ни о бедности, они не думают ни о чем. Влюбленные видят свое богатство в сопребывании друг с другом и желают только этого. В отличие от Католической Церкви, где к вопросу брака сформирован прагматичный подход, и деторождение является главной его целью, в Православной Церкви семья создается не только ради детей, а ради сопребывания с любимым человеком навсегда, навечно. И это сопребывание должно быть связано узами Таинства Венчания и регистрацией в органах государственной власти.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
Конечно, супруги, которые в силу возраста или состояния здоровья не могут иметь детей, теряют очень многое… Но Господь милостив и человеколюбив, и всегда, всякому доброму желанию и намерению дает возможность осуществиться. Что мешает таким супругам, имеющим запас любви и энергии, усыновить двоих-троих детей? Вспомните мудрую пословицу: «Не та мать, что родила, а та, что вырастила».
Откуда берутся дети – вам объяснять не надо: от любви. Эта же сила любви может привести и к появлению в вашем доме тех, кому в другой семье по какой-то причине любви не хватило...

Обязательно ли венчаться тем, кто прожил долгую жизнь в зарегистрированном браке?
Протоиерей Владимир Волгин:
Да, обязательно! Замечательно, что Вы задали этот вопрос. Распространенное мнение, что пожилым парам венчаться необязательно – преступно ошибочное, и родилось оно от неверия. Верующие люди всегда спешат освятить свой брак в Церкви.
Некоторые называют брак, который зарегистрирован в органах государственной власти, но не освящен Церковью, блудом. Это не совсем так, ведь это не незаконное сожительство, в котором ни одна из сторон не несет ответственности ни перед друг другом, ни перед государством. Но гражданский брак можно назвать блудом по отношению к Богу. Мы обязательно должны испросить благословение на брак у Бога через Таинство Венчания. Это необходимо для того, чтобы вместе жить духовной жизнью, чтобы Господь помогал нам проходить серьезное и трудное поприще семейной жизни.
Никогда не поздно повенчаться, если люди сознательно пришли к вере. Был такой священник, человек праведной жизни, великий молитвенник – отец Николай Голубцов. Однажды он пришел в семью, где умирал престарелый муж. И отец Николай поспешил перед его смертью повенчать супругов для того, чтобы муж не отвечал на Страшном Суде за грех невенчания со своей женой. Поэтому права русская поговорка: «Лучше поздно, чем никогда»!
Кстати говоря, есть и противоположная крайность: некоторые люди просят повенчать их, но расписываться в загсе не желают. На это я даю такой ответ: «Раньше Церковь совмещала в себе два института: институт загса, который заносил в метрические книги имена и фамилии венчающихся, и институт Церкви, которая освящала брак Таинством Венчания. Сейчас эти институты разделены, поэтому будущим супругам необходимо оформить свой брак в загсе и затем освятить его в Церкви».

Иеромонах Макарий (Маркиш):
Согласно своим «Основам социальной концепции», Русская Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку, и при этом настаивает на необходимости брака церковного. Но нередко препятствием к церковному браку оказывается недостаток христианского просвещения и веры у супругов (или одного из них). Есть священники, которые отказывают в Таинстве Венчания тем, кто желает венчаться по велению моды, из-за суеверий или по настоянию родственников… Венчание – это ведь и осознанная ответственная клятва перед Богом в верности на всю жизнь.
Однако же, если муж и жена искренне и сознательно исповедуют православную веру, венчаться им надо обязательно, сколько бы лет они ни прожили вместе.

Как должны относиться дети к позднему браку своих родителей?
Протоиерей Владимир Волгин:
Ребенок всегда очень тяжело переживает разлуку с отцом или матерью. Поэтому часто дети сопротивляются тому, чтобы один из родителей вступил во второй брак. И это естественно, ведь развод – всегда драма. Но дети должны почитать своих родителей, этому учит нас пятая заповедь, и диктовать родителям они не имеют права. Но и родители должны считаться с мнением детей. Ведь апостол Павел сказал: почитай отца твоего и мать; затем следует обращение к родителям: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 2, 4). Если родители любят своих детей, они всегда прислушаются к их мнению, к состоянию их души. Ведь очень часто устами ребенка глаголет истина.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
Как и все остальные: с радостью, заботой и надеждой на восстановление утраченного прежде супружеского счастья…

Какие сложности, на Ваш взгляд, ожидают тех, кто создает семьи после 40 лет?
Протоиерей Владимир Волгин:
Есть такая поговорка «гни дерево, пока оно молодо»… Люди после сорока лет – уже сложившиеся личности, с четкими представлениями о жизни, у них уже сформированы характеры и взгляды. На протяжении 70 лет атеистическое государство искажало представление людей о браке, исповедуя в нем равенство между мужем и женой. А никакого равенства быть не может! Муж – глава жены, а «жена да послушает своего мужа» – говорится в Таинстве Венчания. Все Священное Писание говорит об этом. Сегодня люди, создающие семьи, а тем более в зрелом возрасте, как правило, не разделяют этих взглядов. Сейчас век эмансипации и, соответственно, феминизации мужчины. В наше время мужчине очень трудно найти «рычаги управления» женой. Можно ограничить жену в средствах, но она самостоятельно начнет зарабатывать себе на хлеб. Можно кричать и ругаться, но это разрушительно для души. Если мужчина, попытавшись вернуть авторитет в семье, поднимет на женщину руку, то он окончательно потеряет свое достоинство. Известно, что если священник ударит свою жену, его низвергают из сана. Если муж объявит жене бойкот, то накажет сам себя, потому что лишит себя общения с любимым человеком. Единственный путь к созданию правильных отношений в семье помогает выстроить только Церковь. Я рекомендую семейным парам иметь одного духовника и относиться к нему с глубоким доверием. Только в Церкви, с помощью опытного духовника, можно правильно построить или выправить пошатнувшиеся семейные отношения.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
Глиной в руках гончара называют человека ветхозаветные пророки: пока глина не обожжена, легко придать ей требуемую форму. В этом одно из важнейших достоинств раннего брака: молодые супруги легче притираются друг к другу, учатся семейной жизни, которая должна быть построена на основном законе – угождать не себе, а ближнему (ср. Рим. 15, 1-2). В обратном, соответственно, недостаток брака позднего…
Помимо этого, позднему браку присуща и глубокая личная проблема – это тяготение прошлых грехов. Они, словно шрамы от мучительных ран, зажившие, а подчас и незажившие, уродуют душу человека, мешают ей раскрыться в любви, реализовать себя в брачном союзе, как в интимной сфере, так и в других сторонах супружества.
Однако, как замечено выше, Господь не лишает равной награды даже работников одиннадцатого часа. За счет чего это происходит? – За счет неоспоримых преимуществ зрелого возраста: разума, знания жизни, практического и духовного опыта. Опираясь на эти качества, мы способны получить полное исцеление души через действенное покаяние перед Господом и доверху заполнить храм своей семьи подлинным счастьем и радостью. Какое бы число года рождения ни стояло у нас в паспорте: ведь душа предназначена для вечности.
«За одного битого двух небитых дают», – эту суворовскую пословицу нередко вспоминал преподобный Амвросий Оптинский. Но ко всякому ли «битому» она относится? Не к тому ли только, кому впрок пошел урок прошлых баталий?

Беседовала Елена Волкова

Вставки:

Замужество для женщины есть служение Пресвятой Троице – вот как велика для женщины участь быть женой и матерью.

"Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви."
Преподобный Нектарий Оптинский

"Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой."
Преподобный Амвросий Оптинский

Вам за тридцать? Пришло время встретить мужчину вашей мечты и выйти за него замуж.

Вам надоело слышать, что вы слишком стары, слишком умны, слишком успешны или слишком разборчивы для того, чтобы выйти замуж?

Вы потеряли надежду из-за «статистических данных», говорящих о том, что у вас больше шансов оказаться жертвой террориста, нежели замужней женщиной?

Не тревожьтесь. Еще не поздно все исправить! Трейси Кэбот, автор нескольких бестселлеров, женщина, впервые вышедшая замуж в сорок два года, объяснит вам, почему возраст дает преимущества в создании счастливого, прочного брака. Она покажет вам, каким образом можно найти привлекательного, преуспевающего и доступного мужчину (да, он существует на свете!), который создан именно для вас.

Вы узнаете:

— как за несколько недель выбрать то, что вам нужно, из сотен свободных мужчин;

— почему разборчивость и взыскательность женщины на самом деле повышают её шансы на удачное замужество;

— как выяснить — в ходе первого свидания! — готов ли мужчина к вступлению в брак вообще и с вами в частности.

— как добиться того, чтобы ваш избранник захотел обладать вами сильнее, чем любой другой женщиной, и не одну ночь, а всю жизнь.

ОТ АВТОРА

Когда я впервые вышла замуж (в сорок два года), все были изумлены. Я ликовала от счастья, испытывала удовлетворение и облегчение.

Будучи зрелой женщиной, я могла оценить мой брак так, как это не может сделать юная девушка. Мне не казалось, что я теряю огромную радость свободной жизни. Я пользовалась свободой достаточно долго, чтобы понять, что после первых десяти или двадцати лет свидания сулят лишь очередной вредный для фигуры ужин, без которого можно обойтись.

Я была свободной достаточно долго, чтобы узнать, как тяжело жить одной среди «семейного» общества. Если вы одиноки, вам больно наблюдать за счастливыми парами. Вы должны радоваться за них, но вам не удается прогнать от себя мучительные мысли: «Чем она лучше меня? Почему меня никто не любит?» Обычно за этими вопросами следует вывод: «Должно быть, во мне есть какие-то изъяны». Он неизбежен, особенно если дети ваших подруг уже заканчивают школу, а вы до сих пор не замужем.

На протяжении последних пяти лет я консультировала как психолог многих мужчин и женщин. Мои клиенты учились отказываться от пагубного поведения в любви и находить спутников жизни.

Лично для меня наибольший интерес представляли женщины, которые, достигнув тридцатипятилетнего возраста, считали себя обреченными на одиночество. Я хорошо понимала их неверие в реальность замужества. Эти женщины определенно не были неудачницами. Привлекательные, умные, успешные, сохранившие большой запас неизрасходованной любви и желавшие отдать её достойному мужчине, они потеряли надежду обрести счастье семейной жизни.

Хотя все эти одинокие женщины обладали весьма разными индивидуальностями, я начала замечать у них сходный образ мышления и поведения, весьма опасный для счастливых отношений. Я всегда советовала изменить этот стереотип. Вскоре моя клиентка сумела найти такого мужчину, которого она хотела иметь. Меня заинтересовал более общий вопрос: могла ли наблюдаемая мною «тактика поражения» быть причиной того, что многим успешным в других областях женщинам старше тридцати лет не удается создать длительные любовные отношения?

Два года тому назад я решила проверить мою гипотезу с помощью обследования тысяч мужчин и женщин — клиентов общенационального видеобюро знакомств «Большие надежды». В ходе изучения психологических портретов и видеозаписей, а также индивидуальных собеседований с женщинами «бальзаковского возраста», вышедшими замуж и не сумевшими сделать это, мне стало ясно, что «неудачницы» придерживались той же «тактики поражения», что и мои клиентки.

Я получила и другой, более важный результат. Видеозаписи, на которых были представлены женщины, сумевшие найти партнера, обрести любовь и выйти замуж, а также беседы с ними показали, что эти женщины мыслили и действовали прямо противоположным образом. Они изначально следовали «тактике успеха».

Прочитав эту книгу, вы познакомитесь с обоими стереотипами поведения — приносящими поражение и успех в деле обретения длительной любви. Вы познакомитесь с женщинами, отказавшимися от «тактики поражения» — например, с Хельгой, сумасшедший приятель которой едва не откусил ей нос, с Элли, едва не променявшей свою квартиру на Пятой авеню на тюремную камеру из-за того, что её приятель подделывал произведения искусства, а также с Рут, муж которой изменял ей на протяжении десяти лет. Все эти женщины вышли замуж за прекрасных людей. Их истории взяты из жизни. Я лишь изменила имена, чтобы сохранить конфиденциальность.

Мои исследования и судьбы этих женщин показывают, что для обретения подлинной любви вовсе не обязательно быть молодой, обладать эффектной внешностью, незаурядной индивидуальностью или выдающимся сексуальным мастерством. Вы можете и не иметь за плечами череду блестящих побед на личном фронте. От вас не требуется обладание солидным состоянием или связями. Необходимо нечто другое — восприимчивый, «незашоренный» ум, искреннее желание добиться успеха и некоторое упорство.

Так что если вы собрались отказаться от ваших надежд, не делайте этого. В мире есть множество мужчин, ищущих женщин вашего типа. Вы можете победить судьбу и найти мужа в любом возрасте.

Следуя моему проверенному плану, вы значительно повысите ваши шансы выйти замуж в ближайшем будущем. Изменив ваш подход к проблеме и методы поиска, вы сумеете встретить подходящего вам мужчину, полюбить его и выйти замуж.

Эта книга написана для вас, если вы хотите узнать признаки пагубного поведения, избавиться от него, освоить «тактику успеха» и добиться того, чтобы вашим сердцем управляла голова, а не другие части тела.

Эта книга написана для вас, если вы откладывали вступление в брак и теперь, будучи готовой к замужеству, вдруг обнаружили, что вокруг вас нет подходящих кандидатур.

Эта книга написана для вас, если вы пережили один или более неудачный брак и готовы сделать более умный выбор.

Эта книга написана для вас, если вам надоело быть игрушкой в руках каждого мужчины, с которым вы начинаете встречаться.

Эта книга написана для вас, если вы готовы отказаться от ложных идей о возникновении любви и обрести её с помощью активных действий.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПОКОНЧИМ С БЕСКОНЕЧНЫМИ СВИДАНИЯМИ

Не тревожьтесь. Еще не поздно все исправить! Это удалось сделать мне самой и сотням женщин, которым я помогла выйти замуж. Успех придет и к вам.

Когда я впервые вышла замуж в возрасте сорока двух лет, статистика утверждала, что у меня больше шансов оказаться жертвой террориста, нежели чьей-то женой. Я знаю, каково слышать вопросы знакомых: «Почему такая интересная женщина, как вы, все ещё не замужем?» Мне надоели бесперспективные отношения, бары для холостых и незамужних, суета вечеринок и постоянное ощущение неловкости, связанное с тем, что я живу одна среди семейных пар. Я страдала, посещая в одиночестве семейные мероприятия, и испытывала чувство разочарования, вызванное тем, что судьба обделила меня близостью с другим человеком. Я была одинокой и тревожилась из-за того, что мне придется провести остаток моей жизни в таком качестве.

Я бы осталась не замужем, если бы не открыла несколько важных новых принципов, позволивших мне весьма нестандартным способом познакомиться с моим будущим мужем. Мы встретились не на вечеринке и не в баре. Я выбрала его, следуя плану, изложенному в настоящей книге.

Чтобы выйти замуж, мне пришлось отказаться от тактики поражения, из-за которой я оставалась одинокой, и освоить тактику успеха. Возможно, вы тоже следуете тактике поражения, мешающей вам выйти замуж.

Тактика поражения 1: вы ждете, когда вас выберут, вместо того, чтобы выбирать самой.

Как вы познакомились с вашим последним возлюбленным? Вы выбрали его, потому что знали о нем что-то? Или ваши глаза случайно нашли друг друга в многолюдной комнате, и вы тотчас поняли, как это бывает в кинофильмах, что к вам пришла любовь?

Вы наткнулись на него в магазине, возле прилавка с брюссельской капустой, или в спортклубе, у снаряда для накачки пресса? Такие случайные знакомства могут доставлять радость, однако они редко заканчиваются браком для зрелых и разборчивых одиноких людей.

Кэрол, адвокат по профессии, пришла ко мне в возрасте тридцати шести лет. Высокая блондинка с карими глазами и потрясающей фигурой, она могла покорить любого мужчину. Глядя на эту женщину, было трудно представить, что у неё могут быть проблемы в личной жизни.

— Не понимаю, что со мной происходит. Я постоянно встречаюсь с мужчинами. Но мои кавалеры почти всегда оказываются неподходящими. Они то слишком эксцентричны, то слишком холодны или испытывают страх перед эмоциональной близостью. Даже если я встречаю славного человека, которому, как мне кажется, нравлюсь, все равно из этого ничего не выходит. Наверно, я никогда не найду настоящего спутника жизни. Меня это всерьез беспокоит.

— Я часто хожу на свидания, в последние годы езжу на горнолыжные курорты и прекрасно провожу там время, но мне хочется большего. Я устала от свиданий. Я хочу выйти замуж и иметь семью, а скоро будет уже поздно.

Кэрол всегда легко знакомилась с мужчинами. Ей не приходилось ничего делать. Мужчин притягивала её красота. Кэрол имела массу ухажеров, но все они видели в ней либо красивую спутницу, либо сексуального партнера. Никого не интересовало, что она представляет из себя как личность. Как правило, мужчины не стремились к долгосрочным отношениям, а те, которые стремились к ним, не отвечали её критериям.

Я попросила Кэрол написать на листке бумаги имена последних трех мужчин, с которыми она встречалась, и вспомнить, как она познакомилась с ними. Эллиот, адвокат, все ещё болезненно переживал свой недавний развод и просто хотел развлечься. Они познакомились в здании, где расположена контора Кэрол. Себастьян, известный инвестор, был пятидесятидвухлетним холостяком и жил со своей матерью. Кэрол встретила его на вечеринке. Джон, профессор из колледжа, решил бросить преподавательскую работу и стать сценаристом. Новая карьера интересовала его гораздо больше, нежели женитьба. Они познакомились на выставке горнолыжного снаряжения.

Мы проанализировали, как начались и развивались эти отношения. Затем мы поискали, что было между ними общего. Скоро это стало ясно. Этих мужчин объединяло только одно обстоятельство — они сами выбрали Кэрол. Она их не выбирала. Более того, оказалось, что она ни разу в жизни не выбрала мужчину сама.

Я объяснила ей, что поскольку она, несомненно, знает свои запросы и желания лучше, нежели незнакомец с вечеринки, ей следует выбирать мужчин, не позволять им выбирать её. Вместо того, чтобы ждать очередного случайного знакомства, она должна оценить кандидата и решить, отвечает ли он её запросам. Пока что лишь она сама отвечала запросам мужчин. Они получали привлекательную, занятную спутницу, товарища для игры в теннис и катания на лыжах, интересную собеседницу для обедов, но при этом игнорировалась потребность Кэрол в серьезных отношениях.

Кэрол задумалась об активном выборе.

— Это кажется мне разумным, но я не уверена, что смогу так поступать, — сказала она. — Я не привыкла выбирать. Мне с детства внушали, что выбор — привилегия мужчин.

— Именно поэтому они получают именно тех женщин, которых хотят иметь, — ответила я. — Они знают, что им по вкусу, и не стесняются выбирать.

Синдром Золушки

Даже будучи феминисткой, образованной и преуспевающей женщиной, Кэрол не могла с легкостью отказаться от представления о том, что мужчины должны выбирать её. В юридической практике она боролась за клиентов, как тигрица. В личной жизни она проявляла пассивность, позволяла использовать себя. Сказка о Золушке, случайно встретившей принца, глубоко засела в её сознании.

— Я понятия не имею о том, как следует выбирать мужчину, — призналась Кэрол. — А вдруг я ошибусь? Я даже не умею флиртовать в барах. Я просто сижу и смотрю на людей, которые подходят ко мне. Я никогда не пыталась получить определенного мужчину. Как это делается?

Мы начали с самого начала, как следует поступить и вам. Мы составили список качеств, которыми, по мнению Кэрол, должен обладать её избранник. Вот этот перечень.

Какими качествами должен обладать мой избранник:

Честность

Надежность

Щедрость

Чуткость

Постоянство

Затем мы составили другой список из качеств, с которыми Кэрол не хотела мириться.

Качества, с которыми я не желаю мириться

Употребление наркотиков

Лживость

Трудоголизм

Скупость

Затем мы оценили последних трех мужчин, с которыми встречалась Кэрол. Для каждого из них мы составили список из его достоинств и недостатков. Кэрол с изумлением обнаружила, что каждый из них обладал качеством, присутствующим в её «отрицательном» списке. Вооружившись двумя списками, Кэрол быстро осознала, что ни один из трех последних ухажеров не подходил на роль её супруга.

Сопоставим ваши критерии с достоинствами и недостатками мужчины

Вы можете быстро и легко оценивать мужчин с помощью ваших «положительных» и «отрицательных» списков. В конце этой книги находится соответствующая форма. Заполните её сейчас и дополняйте по мере чтения следующих глав, которые помогут вам яснее понять, что для вас важно.

Вы также можете оценить мужчину, составив список его «достоинств» (качеств, позитивно характеризующих его как будущего супруга) и «недостатков» (отрицательных качеств).

Установите для себя железное правило — если список достоинств содержит менее восьмидесяти процентов ваших требований, вам следует отвергнуть кандидата. Если мужчина обладает хотя бы одним качеством, которое вы категорически не приемлете, ищите следующего. Поступайте так, даже если достоинства решительно перетягивают чашу весов с недостатками. Поступайте так, даже если вы получаете большое удовольствие от общения с этим человеком. Поступайте так, даже если он — великолепный сексуальный партнер. Вы уже не можете тратить время на мужчин, отнимающих у вас шансы на удачный брак.

Не бойтесь того, что ваш выбор слишком ограничен. Не бойтесь бросить человека, который не отвечает вашим требованиям. Пока вы сидите дома или беседуете с подружками о том, куда подевались мужчины, другие женщины выбирают из сотен достойных мужчин, кого-то отвергают, кого-то приберегают «на всякий случай», чтобы впоследствии заново рассмотреть вопрос об их пригодности для брака, и в конце концов находят пару блестящих кандидатов. Вам это кажется нереальным? Не волнуйтесь. Я научу вас, как стать одной из этих женщин.

Прежде всего вы должны преодолеть синдром Золушки и решиться на самостоятельный выбор. На подлинный выбор, для осуществления которого мало говорить «да» или «нет» тем, кто выбирает вас. Научитесь оценивать кандидатов на роль мужа.

Для реализации разумного выбора вам пригодятся некоторые критерии, сформулированные на основе соображений здравого смысла и игнорируемые большинством женщин.

Как распознавать подходящих кандидатов

Мужчина является подходящим кандидатом, если он выбран вами на основании ваших критериев. Мужчина не является подходящим кандидатом, если он выбрал вас и не отвечает вашим критериям.

Мужчина является подходящим кандидатом, если он уже состоял в браке и хочет совершить новую попытку. Мужчина не является подходящим кандидатом, если он ещё не пришел в себя после развода и испытывает чувство горечи.

Мужчина является подходящим кандидатом, если он хорошо относится к женщинам. Мужчина не является подходящим кандидатом, если он ненавидит свою мать, сестру или всех женщин-адвокатов.

Мужчина является подходящим кандидатом, если вы соответствуете его фантазиям. Мужчина не является подходящим кандидатом, если вы далеки от его фантазий.

Мужчина является подходящим кандидатом, если он уже готов вступить в брак. Мужчина не является подходящим кандидатом, если он хочет сначала заработать миллион, обойти под парусом земной шар, «найти себя» в Индии или стать знаменитым.

Мужчина является подходящим кандидатом, если он психически здоров. Мужчина не является подходящим кандидатом, если он сумасшедший или ведет себя как сумасшедший по какой-либо причине (включая страсть).

Мужчина является подходящим кандидатом, если вы можете доверять ему. Мужчина не является подходящим кандидатом, если он обманывает вас или изменяет вам или на него нельзя положиться.

Будьте разборчивой

Многие немолодые одинокие женщины ухудшают свои шансы найти мужа, отказываясь признать свои потребности. С годами человек становится более требовательным. У вас вырабатывается свой вкус. Вы обретаете разборчивость, поэтому возможности вашего выбора сужаются. С другой стороны, задача нахождения подходящего мужчины среди миллионов доступных облегчается благодаря вашим сформировавшимся предпочтениям. Вы ищете более избирательно и принимаете решения более осмысленно.

Вы должны быть реалисткой и не ждать встречи с идеальным существом мужского пола (см. главу 13 «Компромиссы и уступки»), однако вы заслуживаете того, чтобы ваши индивидуальные запросы были удовлетворены, какими бы необычными они ни оказались. Поэтому если мужчина ведет себя таким образом, который кажется вам неприемлемым, просто откажитесь от него и продолжайте поиски. Вы не должны ни перед кем оправдываться. Речь идет не о привередливости, а об избирательности.

Джанис, тридцатитрехлетний специалист по обработке информации, заинтересовалась Уолтером, пришедшим в офис, чтобы установить новое программное обеспечение.

— Наше первое свидание прошло отлично, — сообщила она. — Меня покорило его чувство юмора. Мы посмотрели в кинотеатре чудесный фильм, а потом отправились в джаз-клуб и обнаружили сходство в наших вкусах. Мы много разговаривали, и я узнала, что он помогает своей сестре закончить колледж.

— Он показался таким славным, что я без колебаний согласилась пообедать у него дома. — Тут Джанис нахмурилась. — Хм, даже не знаю, как описать его квартиру. Все стены завешаны рекламными плакатами научно-фантастических фильмов. Уолтер забыл причесаться, на его рубашке виднелось большое пятно, она выбилась сзади из брюк, а носки, представляете, оказались разными! Этот парень не просто компьютерный фанат, он — совершенно чокнутый!

Аналогичную жалобу я услышала от Памелы, хотя и по другой причине. Она увлеклась красивым холостяком, стоматологом из Беверли-Хиллз, обладателем большого дома, забитого привезенными из путешествий старинными украшениями. Вот что она рассказала:

— Мне не было дела до его роскошного жилья, однако секс оказался превосходным. К тому же мне показалось, что я действительно нравлюсь Митчелу. Когда он сообщил, что собирается на Дальний Восток и хотел бы взять меня с собой, но после уплаты налогов остался почти без денег, я предложила оплатить мои дорожные расходы. Думаю, я хотела показать ему, что неплохо зарабатываю и не интересуюсь его деньгами.

— Но когда мы отправились в путь, я не могла поверить в реальность происходящего, — продолжила она. — Митчел записывал все траты вплоть до чаевых и делил их поровну между нами. Он не расставался с карманным калькулятором, и уже в самолете мы подвели итоги. После того, как я выписала ему чек на половину общей суммы, он попросил меня оплатить половину счета за парковку машины в аэропорту!

Джанис бросила «компьютерного фаната» Уолтера, а Памела ещё пару раз встретилась со стоматологом Митчелом и тоже рассталась с ним. Обе женщины поступили правильно. Если у мужчины есть раздражающая вас странность, она не исчезнет со временем, а лишь проявится ещё сильней.

Самое забавное — если бы они поменялись партнерами, Памела, возможно, полюбила бы Уолтера за его доброту, щедрость, интерес к научной фантастике и закрыла бы глаза на его неряшливость. Джанис, вероятно, решила бы, что «уговор есть уговор». Для неё меркантильность Митчела означала бы, что он относится к ней, как к равной.

Приобретенный Памелой и Джанис опыт помог им лучше осознать свои требования к мужчинам. Джанис добавила к списку необходимых качеств «аккуратность», а Памела — «щедрость».

Три шага, ведущие к успеху.

Вот три заповеди, которые следует соблюдать, чтобы ваш поздний брак оказался «умным» браком.

1. Вы должны сами выбирать мужчин и встречаться только с теми из них, кто является подходящими кандидатами и отвечают вашим критериям.

2. Вы должны обеспечить себе доступ к большому числу таких мужчин.

3. Вы должны встречаться только с теми представителями этой группы, которым сильно нравитесь, для которых являетесь «их типом».

Следуя этим основанным на здравом смысле правилам, вы значительно увеличите свои шансы по сравнению с женщинами, выбирающими кавалеров неосознанно, на основе случая, или считающих выбор привилегией мужчин. Я помогу вам совершить эти три шага, а затем подскажу, как заставить мужчину взять на себя обязательства и связать свою жизнь с вашей в брачном союзе.

Но прежде мы рассмотрим, что сдерживает вас на пути к успеху, не совершаете ли вы другие типичные ошибки, убедимся в том, что вы не следуете одной из «тактик поражения», мешающей вам выйти замуж.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ЗАМУЖЕМ

Конечно, существует дефицит мужчин, особенно если вам за тридцать. Однако многие женщины выходят замуж — в том числе ваши подруги, кузины, немолодые «тети». Женщины, уступающие вам в привлекательности, уме, карьере. Так почему же вы не замужем?

Я не хочу иметь такую семью, как у моих родителей

Вы по-прежнему находитесь под влиянием вашего детства. Вам не нужен такой брак, как у ваших родителей, поэтому вы избегаете любого брака.

Для вас брак означает, что мужчина становится господином, а женщина обязана выполнять все его распоряжения. Для вас брак означает потерю независимости, права посещать вечеринки, сохранять свою индивидуальность, поэтому вы долго воздерживаетесь от замужества. Затем вы жалуетесь, потому что упустили шанс потерять вашу драгоценную независимость.

Совершенно верно — брак лишает вас полной свободы. Но если вы выбрали подходящего вам мужчину, вы получите гораздо больше, чем потеряли.

«Никто не заводит меня так, как этот негодяй»

Вы «сидите на крючке». Вы знаете, что этот человек вам не подходит, но продолжаете встречаться. Подруги советуют вам расстаться с ним, вы сами не рады вашей привязанности к нему, однако ничего не можете с собой поделать. Он спит по крайней мере ещё с одной женщиной, о которой вы знаете, и Бог знает с каким количеством других, о которых вы можете только догадываться. Он уделяет вам лишь столько времени, сколько необходимо для сохранения вашей привязанности — ваши отношения нельзя назвать настоящими. Он никогда не признается вам в любви и, возможно, даже подчеркивает, что вы — не та женщина, которая ему нужна. Он причиняет вам боль, бывает жестоким, а вы не можете порвать с ним.

Из-за него вы отвергаете порядочных и славных мужчин. Любящий вас человек кажется вам скучным, потому что вы привыкли к чувству неуверенности, страданиям, боязни быть брошенной — эти эмоции стали вашим наркотиком. Ваше самоуважение страдает, вы спрашиваете себя, почему вы терпите «негодяя». На самом деле вы знаете ответ. Все дело в потрясающем сексе, и вдобавок вы уже нуждаетесь в сладкой горечи безответной, сумасшедшей любви.

Вычеркните негодяя из вашей жизни и найдите человека, который будет ценить вас.

«Моя мать говорила, что никто не женится на мне, потому что…»

— Я слишком толстая, неряшливая, болтливая, я буду плохой матерью…

Почему вы до сих пор верите вашей матери? Почему считаете, что она знает больше вас? К тому же вам, слава Богу, нет нужды выходить за человека вроде вашей матери. Вы способны найти мужчину, которому понравитесь такой, какая вы есть, с вашей болтливостью. Возможно, вы даже научитесь иногда молчать.

«Я боюсь повторить мою ошибку»

Вы ещё не простили себя, вашего бывшего супруга или вообще всех мужчин. Вы не позволяете себе влюбиться, потому что боитесь оказаться брошенной. Мужчины чувствуют ваши опасения и сторонятся вас. В любом случае вы остаетесь в одиночестве. Так почему бы вам не влюбиться?

«Я никому не нравлюсь»

Даже женщины с самой заурядной внешностью находят себе возлюбленных. Если вы действительно нуждаетесь в спутнике жизни, вы позаботитесь о том, чтобы стать более желанной в глазах мужчин, либо найдете мужчину, который мечтает именно о такой женщине, как вы.

На свете есть мужчины, которые любят высоких женщин, полных женщин, властных женщин и деловых женщин. Найдите их (см. главу 8) и перестаньте тосковать по мужчинам, которые от вас не в восторге.

«Я боюсь проиграть из-за любви, поэтому избегаю отношений с мужчинами»

Вы слишком много работали, чтобы стать тем, кто вы есть, и иметь то, что имеете. Вы не хотите это потерять, а любовь кажется опасной игрой. Избегая риска, вы ничего не потеряете, но и не приобретете.

Умные зрелые женщины, побеждающие судьбу, идут на минимальный, точно просчитанный риск.

«Я часто встречаюсь с мужчинами, но это не приводит ни к чему серьезному.»

Вы пользуетесь свиданиями, чтобы избегать подлинной, глубокой близости, возникающей при настоящих отношениях. Вы выбираете кавалеров, не оценивая предварительно их пригодность для брака, и обеспечивая себе таким образом одиночество. Вы используете проблемы, возникающие в очередном романе, как предлог для бегства и поисков нового человека.

Возможно, вы подсознательно боитесь потерять себя или недавно пережили развод, все ещё испытываете горечь, не можете вычеркнуть из сердца прежнюю любовь. Постарайтесь в следующий раз разрешить возникшие проблемы, а не бежать от них.

Спросите себя, действительно ли вы готовы к серьезным отношениям. Затем воспользуйтесь вашим умением вести переговоры. Попросите то, что хотите получить. Возможно, вы удивитесь, услышав в ответ «да».

«У меня ещё много времени — зачем спешить?»

Женщины, занятые своими карьерами, годами откладывают брак и внезапно впадают в панику. «Трейси, помогите! Я хочу выйти замуж и иметь к сорока годам — то есть через шесть месяцев — двух детей. Что мне делать?»

Обладая репутацией консультанта, «выдающего замуж» моих клиенток, я не способна творить чудеса. Вступление в брак — это не первый этап отношений. Обычно требуется несколько месяцев, чтобы найти подходящего кандидата, год — чтобы полюбить его, получше узнать друг друга и принять окончательное решение относительно брака, и полгода — чтобы подготовиться к свадьбе. Это значит, что если вы начнете сегодня «с нуля», то, возможно, через полтора-два года будете замужем. Если не совершите за это время какую-нибудь ошибку.

Часто женщина оправдывает свою пассивность следующими рассуждениями: «Я хочу родить первого ребенка к тридцати пяти годам, сейчас мне только тридцать два, у меня ещё много времени.» Скорее всего такая женщина исчерпывает отведенный ей лимит времени и спешит забеременеть на первом году брака, не давая себе и мужу насладиться друг другом наедине, без ребенка.

«Он не будоражит мое воображение»

Надеясь встретить мужчину, который окажется надежным, то есть таким, на которого можно положиться, и одновременно станет для вас вечным источником радостного волнения, вы тешите себя нереалистическим ожиданиям.

Тридцатидвухлетней Элли следовало находиться на седьмом небе от счастья. Она встречалась с замечательным мужчиной, который обожал её и хотел жениться на ней. Однако она пребывала в смятении. Слушая рассказ женщины, я невольно любовалась ею. Она печально смотрела на меня своими большими карими глазами. Ее голову обрамляли роскошные темно-каштановые волосы.

— Майк действительно любит меня — сильнее, чем кто-либо в моей жизни, — и просит меня выйти за него замуж, но я не могу ответить ему согласием. Он скучен. Он не радует мою душу.

Элли не могла жить без приятного волнения. Подобно многим женщинам, она обожала щекотать себе нервы. Увлекалась совершенно неподходящими мужчинами, которые будоражили её воображение. Помните песню «Дамы любят романтических преступников»? Избранник Элли мог не быть байкером или обаятельным бардом — она увлекалась антисоциальными типами, вечно ходящими по лезвию ножа. Элли питала непреодолимую любовь к опасности.

Получив диплом бакалавра искусств в престижном восточном колледже, Элли быстро встала на опасную стезю. Она влюбилась в немолодого специалиста по подделке живописи из Нью-Йорка. Сначала полученное воспитание пробуждало в ней переживания морального характера, но вскоре она пристрастилась к «красивой жизни» — к поездкам в Европу, дорогим наркотикам и экзотическому сексу.

«Специалист» угодил за решетку, а Элли чудом избежала обвинений по той же статье.

— Я испытывала страх, но опасность пьянила меня, — призналась женщина. — Моя жизнь казалась мне яркой и полной.

Любовь к острым ощущениям подтолкнула Элли к нескольким опасным связям, в конце концов женщина вышла замуж за брокера-афериста. Они имели пентхаус в Манхэттене, летний дом в Саутгемптоне и двухмоторный самолет. Муж употреблял кокаин в больших количествах и иногда избивал Элли. Ей хватило разума оставить его, но даже после этого её душа разрывалась на части.

— Это было очень волнительное время, — сказала она. — Джерри совершал сделки с человеком, которого арестовали прямо в его уолл-стритском офисе. Мы боялись, что ниточка потянется к нам. Джерри «залег на дно», а я помогала ему поддерживать связь с миром. Мне нравилась жизнь в стиле Джеймса Бонда. Мой отец услышал о пластической операции, которую мне пришлось сделать после того, как Джерри избил меня. Родители предложили оплатить мой развод, и я осознала, что должна вырваться из этого брака.

Мужчины, которые были у Элли до этого момента, обладали определенным сходством между собой: они губили самих себя, обладали антисоциальными наклонностями и не подходили на роль супруга. Но Элли не могла поддерживать отношения, если человек был законопослушным гражданином и не вносил в её жизнь элемент опасности. Чувство тревоги и угроза физического насилия слились с её представлениями о любви. Ходя по лезвию ножа вместе с опасным человеком, способным в любой момент избить её, Элли испытывала приятное волнение, которое ошибочно принимала за любовь. Чувство Майка было настоящим, честным, безопасным и одновременно скучным для Элли — прежде всего потому что в её собственной жизни отсутствовали острые ощущения.

Элли удивилась, услышав от меня, что именно она, а не Майк, повинна в собственной скуке. Когда Элли начала самостоятельно заботиться о том, чтобы жизнь не казалась ей пресной, она увидела в Майке замечательного спутника жизни. Я спросила Элли, любительницу спортивных развлечений, каким захватывающим видом спорта она хотела бы заняться.

Выяснилось, что Элли всю жизнь мечтала полетать на дельтаплане. Майк согласился попробовать вместе с ней, и они стали вместе парить в небесах. Возбуждение, испытываемое человеком, когда он висит на ремнях и управляет хрупким летательным аппаратом, оказалось именно тем чувством, в котором Элли нуждалась. Она наконец нашла нечто более захватывающее, чем её «опасные связи».

— Это такой восторг, я просто не в силах его описать, — выпалила женщина во время нашей последней встречи. — Больше всего меня радует то, что и Майк получает удовольствие. Мне придется отказаться от полетов, когда я забеременею, но потом я наверстаю упущенное. Да, чуть не забыла — мы обручены. И я не переживаю из-за того, что он подарил мне кольцо не с самым большим бриллиантом на свете.

Элли и Майк благополучно поженились и обрели счастье, но это стало возможным только потому, что она отказалась от нереалистических ожиданий в отношении любви и перестала считать, что мужчина должен обеспечить ей высокий уровень адреналина в крови. Другие женщины питают другие столь же нереалистические надежды.

Тактика поражения 2: нереалистические ожидания.

Если вы не избавитесь от собственных нереалистических ожиданий, вы можете поступить так, как едва не поступила Элли, почти отвергнувшая прекрасного человека, и сожалеть об этом до конца вашей жизни. Вот список наиболее распространенных нереалистических ожиданий.

1. Вы рассчитываете на то, что мужчина наведет порядок в вашей жизни. Конечно, вы вправе ожидать, что мужчина будет любить вас, проявлять участие, протягивать вам руку помощи. Если ваша машина сломалась ночью на шоссе, он должен приехать за вами. Если вы заболели гриппом, он должен ухаживать за вами. Однако он не обязан лечить ваши неврозы, разрешать ваши служебные проблемы и спасать вас от скуки.

2. Вы рассчитываете на то, что мужчина окажется самим совершенством. На самом деле вы не найдете идеального человека. Вы можете лишь выбирать из всего диапазона недостатков, избегая одних и мирясь с другими. Поэтому если вы способны терпеть несовершенства вашего избранника, старайтесь это делать. Пороки другого мужчины могут оказаться для вас невыносимыми.

3. Вы рассчитываете на то, что все шаги в отношениях будет совершать мужчина. Ваш партнер нуждается во взаимности, в отклике. Предприняв что-то, он ждет от вас соответствующей реакции. Отсутствие реакции часто воспринимается как незаинтересованность. Действуйте. Проявляйте инициативу. Давайте ему понять, что вы тоже живое существо.

4. Вы считаете, что любви должна сопутствовать тревога. Если вы никогда не испытывали любовь, сопряженную с боязнью оказаться одной, то можете ставить знак равенства между любовью и тревогой. Если же мужчина не испытывает подобного страха, вам кажется, что он не любит вас. На самом деле тревога не является обязательной компонентой любви.