РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Тайирбеков Нарбото Тайирбекович 1 , Романова Екатерина Сергеевна 2
1 Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского, курсант, специальный факультет, 2 курс
2 Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского, кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», преподаватель 17 кафедры русского языка, научный руководитель


Аннотация
В статье рассматривается педагогический потенциал религиозных праздников на примере исламских праздников в Кыргызстане – «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам». Отмечается их значительная роль в духовно-нравственном становлении личности. Подчеркивается, что искаженное восприятие этих праздников формирует негативное отношение к этой религии, культуре, что служит препятствием для сближения ислама и христианства, формированию веротерпимости.

THE ROLE OF RELIGIOUS HOLIDAYS IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL

Tayirbekov Narboto Tayirbekovich 1 , Romanova Ekaterina Seergeevna 2
1 Military Academy Army Air Defence of the Armed Forces of the Russian Federation, 2nd year student, special faculty
2 Military Academy Army Air Defence of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Philology, Master in «Psycho-pedagogical education», teacher 17 Russian Language Department, scientific director


Abstract
The article discusses the pedagogical potential of religious holidays on the example of Islamic holidays in Kyrgyzstan – «Eid al − Fitr"» and «Eid al-Adha». Celebrated their significant role in the spiritual and moral formation of the individual. It is emphasized that the distorted perception of these holidays have a negative attitude towards the religion and culture that serves as an obstacle to convergence of Islam and Christianity, the formation of religious tolerance.

Библиографическая ссылка на статью:
Тайирбеков Н.Т., Романова Е.С. Роль религиозных праздников в духовно-нравственном воспитании личности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]..02.2019).

Воспитание духовно-нравственной личности является одной из важных проблем современности. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах выдающиеся педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

Понятие «духовно-нравственная личность» включает в себя две главных составляющих – «духовность» и «нравственность». Понятие «духовность» неоднозначно. Существует два подхода к объяснению его сущности: религиозный и светский. В религиозном представлении человек имеет трёхсоставное строение: дух, душу и тело. Через душу он общается с Богом, «несет на себе печать Высшего Начала». Духовная жизнь человека устремлена к высшему идеалу, к высшим ценностям человеческой жизни. Другой подход – светский – «связан с развитием европейской культуры, для которой характерно понимание духовного в связи со сферой науки, морали и искусства как самостоятельными ценностями» .

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «нравственность» трактуется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы» , т.е. правила поведения, обусловленные этими нормами.

Так, духовность и нравственность образуют неразрывное единство. По мнению В.И. Хальзова и Т.Л. Женатовой, духовно-нравственное воспитание предполагает «организованное, целенаправленное взаимодействие личности и условий жизнедеятельности в целях формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств выработки привычек нравственного поведения» . Все это направлено на формирование высших нравственных ценностей, качеств гражданина, патриота, защитника Отечества, которые проявляются в служебной деятельности и повседневной жизни.

Продуктивные пути использования воспитательного потенциала религии в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения рассмотрены в трудах Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачёва, М.И. Махмутова, М.Г. Тайчинова и мн. др.

В педагогической науке учитывается все ценное, что входит в опыт духовного достояния ислама и может служить нравственному оздоровлению всего общества, возвышению духовных потребностей каждого человека. Историко-педагогический анализ становления религиозно-нравственных воззрений ислама показал, что в течение его многовекового присутствия в жизни людей эта религия функционировала как высокоразвитая этическая система с большими возможностями в нравственном регулировании поведения людей.

Заслуживают внимания работы авторов, в которых определены и обоснованы связи научной педагогики и этики религиозных вероучений; намечены продуктивные пути использования религиозного воспитательного потенциала в полноценном духовном развитии личности (М.Г. Тайчинов, Б.Т. Лихачёв, С.М. Амирова и др.).

Особая роль в духовно-нравственном воспитании личности отводится значительным праздникам национально-религиозного характера. В современное время в культуре мусульманского народа важное место занимают исламские праздники «Ураза – Байрам», «Курбан – Байрам». Они устанавливаются по лунному, мусульманскому календарю. «Составной частью этих праздников являются различные культовые действия и церемонии, праздничные молитвы, которые заключают в себе несомненный духовно-педагогический потенциал» .

Рассмотрим особенности празднования «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам» на примере Кыргызстана. В Кыргызстане «Ураза – Байрам» (тюркское название) известен как Орозо Айт или Ид аль-Фитр (праздник разговения). У мусульман Кыргызстана самый важный и почетный месяц − Рамазан. В течение всего месяца соблюдается строгий пост (орозо), который подразумевает отказ от воды, еды и интимных отношений в светлое время суток. Смыслом воздержания и поста является укрепление веры, духовный рост, переосмысление своего образа жизни, своих приоритетов. Пост для мусульман это, в первую очередь, возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности.

Большой пост в течение месяца Рамадан (или иначе Рамазан), называемый по-тюркски − ураза, обязателен для всех здоровых взрослых мусульман. В исламе девочки начинают держать пост с 9 лет, а мальчики с 12. Больным людям, беременным и кормящим женщинам поститься не рекомендуется. Важным ᴃ исламе является понятие «тахара», что означает ритуальная чистота. Под ней понимается не только чистоплотность, опрятность, но и освобождение от всего греховного, оскверняющего ᴃ религиозно-духовном смысле. Если по каким-то причинам мусульманин был освобожден от соблюдения поста или случайно нарушил его, то он должен поститься после окончания священного месяца в течение потерянных дней.

Во время Рамазана с утра и до заката солнца мусульмане обязаны воздерживаться от питья, курения и чувственных наслаждений. В пост все верующие стараются совершать благочестивые дела и воздерживаться от дурных. По преданию, именно в этом месяце пророку Мухаммеду были ниспосланы Всевышним первые аяты первой суры.

«Ураза – Байрам» отмечается, как правило, 2-3 дня. С утра верующие исполняют все церемонии очищения, надевают праздничные одежды. Рекомендуется отведать фиников или других сладостей. Празднество включает общую молитву, обильную торжественную трапезу, раздачу милостыни и подарков, посещение могил родственников.

В «Ураза – Байрам» установлены обязательные общие молитвы. Они могут совершаться как в мечети, так и на специальных открытых площадках (намазкана). Далее следуют поздравления всех кыргызстанцев от верховного муфтия Кыргызстана. После праздничной молитвы он призывает верующих быть терпимыми, жить в согласии и единстве, проявлять милосердие и милость друг к другу.

По традиции, в каждой кыргызской семье готовят национальные блюда и встречают гостей. Недопустимо, чтобы в этот день на праздничных столах был алкоголь. Существует обычай, по которому каждый мусульманин должен посетить семь домов, вкусить приготовленные блюда и прочитать молитвы.

«Ураза – Байрам» содержит уникальные механизмы объединения общества, защиты прав нуждающихся и необеспеченных слоёв населения. Помимо этого, в нём есть и посыл к духовному возрождению, благочестию и нравственному совершенствованию. «Ураза – Байрам» является неотъемлемой частью многовекового духовного наследия мусульманской культуры. Он побуждает к межнациональной дружбе и созиданию, к доброте и состраданию, помощи нуждающимся.

Другой известный праздник – «Курбан – Байрам» (или «Ид ал-адха»). В основе – жертвенный пир (праздничная трапеза), в котором участвуют родственники, соседи, могут быть приглашены и гости. Жертвоприношения животных совершаются в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Церемония жертвоприношения совершается в торжественной обстановке в соответствии с предписаниями ислама: животное (баран, верблюд, корова, но не лошадь и не домашняя птица) должно быть годовалого возраста, без физических изъянов. Мясо съедается за столом с приглашенными или раздается нуждающимся. Даже шкуру и кости жертвенного животного нельзя оставлять себе.

Таким образом, исламские праздники «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам» имеют духовный и педагогический потенциал, т.к. народные традиции, обычаи помогают установить «диалог поколений». Основу этих праздников составляют добродетель и воля к исполнению нравственного закона. Проведение религиозных праздников должно осуществляться в атмосфере духовного торжества. От того, как представлена модель празднования исламских праздников зависит формирование отношения к этой религии, культуре и исправление в общественном сознании неверных стереотипов об исламе. Изменение этого стереотипа может послужить мостом для сближения ислама и христианства, по мнению З.Э. Абдуллаевой, генетически и духовно-нравственно близких религий (общность корней, упоминание одних и тех же лиц в Священных книгах христиан и мусульман) , а также формированию толерантного отношения представителей этих конфессий друг к другу.

  • Абдуллаева З.Э. Антропологическое пространство в исламской духовной культуре // Исламоведение. 2011. № 2. С. 78-84.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

    Рассматриваются различные подходы к определению понятий «традиция», «традиционная культура», «праздник» (функции, классификация), «праздничная культура». Вводится авторская трактовка дефиниции «традиционная праздничная культура».

    Ключевые слова: традиция, традиционная культура, праздник, праздничная культура

    Выявление сущности понятия традиционная праздничная культура приводит к осмыслению основных его определений, поскольку смысл той или иной дефиниции детерминирует процесс культурологической рефлексии.

    Вопросу традиции и традиционной культуры посвящено значительное количество работ, имеющих важное теоретическое и практическое значение . Следует подчеркнуть, что понятия традиция, традиционная культура являются достаточно широкими, чрезвычайно сложными и неоднозначно трактуемыми. Они часто употребляются как в повседневном обиходе, так и в фундаментальных теоретических исследованиях.

    Обращает на себя внимание, что большинство авторов под традициями понимают общепринятые формы и способы жизнедеятельности, которые отличаются устойчивостью, повторяемостью и передаются от поколения к поколению.

    В рассмотрении дефиниции традиционной культуры существуют несколько подходов: философский, исторический, социологический, культурологический и др. С культурологической точки зрения традиционную культуру рассмотрела А. В. Костина. Она определяет традиционную культуру как культуру, воспроизводящую такой субъект исторического действия, как коллективная личность. Для личности подобного типа наиболее характерно отождествление себя с социальной группой, все представители которой объединены общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. В таких обществах, называемых традиционными или доиндустриальными, господствуют коллективистские социальные представления, предполагающие не-

    укоснительное соблюдение традиционных норм поведения и исключающие возможность проявления индивидуальной свободы .

    Особое место в традиционной культуре занимает праздник и праздничная культура. Составить полное определение понятия праздника оказывается крайне сложной задачей. В научноисследовательской литературе имеется ряд трактовок данного концепта, но все они, как правило, отражают лишь один или несколько аспектов праздника. Проанализировав различные определения понятия праздник, мы можем отметить характерные черты, так или иначе упоминающиеся в описаниях праздничной культуры.

    Большой толковый словарь по культурологии определяет праздник как день или дни торжества, установленные в честь или память кого-либо или чего-либо. Праздник - антитеза будням, обычной жизни, специфически кратковременная форма человеческого бытия. Особое значение в празднике приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карна-вальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляют с ним. Праздник представляет собой как бы пограничную зону между реальной жизнью и художественным произведением .

    Праздник как вид игровой деятельности рассматривается в словаре социально-культурной деятельности. Присущий исключительно человеку, связанный с почитанием наиболее значимых событий природного, общественного и индивидуального бытия, праздник актуализирует духовные ценности и характеризуется надбудничностью,

    торжественностью, привязанностью к определенным временным отрезкам, особой временной структурой и ритмикой. Праздник служит важным фактором укрепления духовной связи между поколениями, это наглядная формула уз поколений, проявление культурной идентификации.

    Игра, свойственная исключительно человеку, животное способно играть, но не праздновать;

    Игра, исполненная особой торжественности и возвышенности, эти качества задаются актуализацией в сфере праздника всего комплекса духовных ценностей (моральных, эстетических, художественных);

    Четкий ритм повторяемости, выделенности из потока времени; он привязан к конкретному временному отрезку и не может быть разыгран в любой удобный момент;

    Праздник носит небудничный характер, он противопоставлен повседневности, в то время как другие виды игры не прерывают хода повседневной жизни .

    Из приведенных определений праздника следует, что его игровые особенности являются важными, так как понятия праздник и игра синонимичны, трудно представить себе праздник вне игрового характера.

    На сегодняшний день выделяется ряд концептуальных направлений в рассмотрении феноменологии праздника в рамках таких наук, как философия, культурология, социология, этнография и др.

    Проанализировав труды отечественных ученых, занимающихся исследованием отдельных аспектов праздника, мы выделили следующие модели праздника: философско-

    культурная (миросозерцательная) (М. М. Бахтин , Л. С. Лаптева и др.); эмпирикоописательная (И. М. Снегирев ); трудовая (В. И. Чичеров , В. Я. Пропп ); рекреативная (Н. О. Мизов ); школа заимствования как разновидность мифологической концепции (В. Ф. Миллер ); игровая (Й. Хейзинга ).

    Основателем эмпирико-описательного направления в фольклористике является И. М. Сне-

    гирев (этнограф, фольклорист), достаточно подробно описавший все многообразие русских народных праздников, изложивший их эстетическое и социологическое наполнение. Как отмечает исследователь, праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом .

    Следующим направлением в рассмотрении феноменологии праздника является миросозерцательная, философско-культурная концепция, в рамках которой необходимо обратиться к идее смысловой и функциональной трансформации обрядов в празднике с учетом синкретичности первобытной культуры и недифференцированности в обыденном сознании разных пластов идеологии. Наиболее полно данная теория представлена в работах М. М. Бахтина, по определению которого празднество (всякое) - это очень важная первичная форма человеческой культуры. Ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или (еще более вульгарная форма объяснения) из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое миросозерцательное содержание. Никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественного процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия - духовно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, т. е. идеалов. При этом празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества, человека. Моменты смерти, возрождения, смены и обновления всегда были ведущими в праздничном мироощущении и в конкретных формах создали специфическую «праздничность» праздника. Таким образом, праздник не просто дублирует труд, подводя итоги трудового цикла и подготавливая участников к новой фазе трудовой жизни, но посто-

    Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

    Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду

    Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

    янно провозглашает народный идеал жизни, с которым изначально соединен .

    Праздник как способ сохранения традиционной культуры рассмотрела М. А. Куляшова. Праздники - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. Он призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. Будучи одной из основ жизнедеятельности человека, праздник предстает духовным небосводом каждой эпохи, каждого народа. Как явление культуры праздник выполняет различные функции: идеологическую, воспитательную, социально-интегративную, агитационно-пропагандистскую, просвещенческую, рекреативную и др. Праздничные мероприятия дают возможность нашему социально разобщенному обществу объединиться, почувствовать свою общность с другими людьми. С помощью праздника, отмечает М. А. Куляшова, человечество сохраняет, поддерживает ценности, использует и воссоздает традиции .

    По своей природе праздник - полифункциональное явление. Как полагает польский социолог К. Жигульский, каждый праздник связан с определенной ценностью, которая является святыней (sacrum) для празднующей группы, разделяет праздники на светские и религиозные. Он также отмечает в них эмоциональный характер: они делятся на радостные и печальные. Функции праздника переплетены и взаимосвязаны, поэтому выделение какой-либо одной из них разрывает целостность праздника как комплексного явления и дает фрагментарное представление о сложной природе данного феномена .

    Тем не менее обозначить основной круг функций праздника целесообразно для исследования, так как они позволяют охарактеризовать семантико-семиотические аспекты изучаемого феномена. Существует многообразие функций праздников. Дать единую функциональную смысловую палитру крайне затруднительно, поскольку они возникают в конкретной генетической среде и могут полностью реализоваться только в ней, в случае же искусственного внесения в ту или иную среду они трансформируются

    соответственно ее специфике. Анализ исследований по разным аспектам праздника показывает следующие распространенные функции: эстетическую, информативно-коммуникативную, компенсаторную, игровую, функцию релаксации и идеологического воздействия, культуроформирующую, функцию социализации, трансляцию традиционной культуры, функцию снятия этических регламентаций .

    Анализ определений понятия праздник и его функций позволил нам прийти к выводу, что праздник семантически связан со свободным, праздным временем, периодом отдыха; с религиозным культом и важнейшими датами в истории народа и государства; с народными обычаями, ритуалами, обрядами; с традициями социальных движений, торжествами, демонстрациями; с радостью, весельем, пиршеством, потреблением и растратами, народными играми.

    Чрезвычайно разнообразна типология праздников. Практически ни один автор, рассматривавший праздник в том или ином аспекте, не обходил вниманием вопрос классификации. Наиболее известная исходит из распределения праздников по временам года, сезонам (так называемый сезонный календарь). Этот принцип чрезвычайно ограничен, так как оставляет за пределами классификационной системы многие праздники. Широкое распространение получило деление праздников на религиозные и нерелигиозные. В этом случае за принцип классификации принимается отношение праздника и религии, подчеркивается его первоначально религиозное, мистическое происхождение .

    Одним из первых в отечественной науке предложил свою классификацию И. М. Снегирев, который разделял праздники на подвижные и неподвижные (т. е. имеющие и не имеющие точной даты), а также исключительные (приуроченные к особому событию), сельские и городские, отечественные и заимствованные .

    К. Жигульский представляет «среду обитания» праздника как явления человеческой культуры в виде географической карты. На пространственной карте существуют местные,

    Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

    Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

    локальные, региональные, национальные, государственные, международные праздники. Историческая карта знакомит с праздниками той или иной эпохи. Для раскрытия характера связей феноменов праздника представляется важной выдвинутая К. Жигульским классификация празднеств по признакам: временному, пространственному, целостному, психологическому, социологическому и др. .

    Интересным является мнение Д. М. Генкина о том, что единой, всесторонней классификации праздника для всех времен и народов создать невозможно, так как праздник является сложным, многосторонним явлением. Тем не менее он предлагает свою классификацию, основанную на принципах общественной значимости и масштабности события, и выделяет три основные группы праздников:

    Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям; это прежде всего великие праздничные даты страны, имеющие всемирно-историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе; социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична;

    Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности; это профессиональные праздники, праздники отдельных коллективов, учреждений, городов и т. д.; в каждом случае масштаб события определяется масштабом празднующей общности;

    Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей .

    Современная жизнь человеческого общества немыслима без праздничной культуры, которая ассоциируется в нашем сознании с моментами отдыха и возможностью отвлечься от повседневных забот. Праздничное время мы можем посвятить участию в массовых торжествах, встречам с родственниками и друзьями, посещению культурно-развлекательных заведений или занятиям по душе. Однако так было не всегда, еще каких-то несколько столетий назад подавляющая часть праздничного времени уходила на выполнение

    определенных обрядов и ритуалов, которые регулировались церковью и государством.

    История праздничной культуры начинается с того момента, когда в жизнь человеческого общества вторгается понятие времени, и время как таковое становится предметом осознания, поэтому появление праздника представляет собой длительный процесс. Праздники были во всех обществах и культурах, начиная с глубокой древности, так как они являлись необходимым условием социального существования и специфическим выражением человека, обладающего, в отличие от животных, уникальной способностью праздновать, т. е. включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.

    Дефиниция праздничная культура имеет множество значений, и каждый исследователь рассматривает его в соответствии с целью и задачами своего исследования.

    Из всего многообразия вариантов нам наиболее близко определение М. К. Декановой, согласно которому праздничная культура представляет часть духовной культуры общества и включает совокупность всех видов и форм праздников и праздничных традиций, обрядов и ритуалов, церемоний и обычаев, атрибутов и символов, отражающих быт и нравы, существующие и действующие в социуме в конкретноисторических условиях при поступательном историческом развитии. Как отмечает исследователь, с течением времени праздничная культура переживает определенные изменения как эволюционного, так и революционного характера. Одни ее компоненты, хотя и испытывают воздействие социокультурных процессов трансформации, достаточно стабильны, даже консервативны, другие обладают большей ориентированностью на новации и в той или иной степени подвержены внешним и внутренним воздействиям. Праздничная культура, связывающая в единое целое многочисленные празднества, обряды и ритуалы, разнообразные по виду и типу, по содержанию и идеологии, является одним из наиболее ярких и самобытных явлений национальной культуры. Формирование, существование и развитие праздничной культуры - это всегда длительные и

    Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

    Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду

    Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

    сложные процессы, в которых находят свое отражение политические, социально-экономи-

    ческие и культурные процессы трансформации, происходящие в тот или иной исторический период и испытывающие влияние многочисленных и разнохарактерных факторов .

    Проведенный анализ понятий традиционная культура, праздник, праздничная культура позволил нам сформулировать собствен-

    ное понимание концепта традиционная праздничная культура как комплекса праздников и праздничных традиций, обрядов, обычаев, игр, символических атрибутов, отражающих ценности, религиозные воззрения, быт и нравы представителей конкретного этноса, обеспечивающих трансляцию социального опыта и взаимодействие человека, общества, природы и культуры.__________________

    1. Арутюнов, А. С. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / А. С. Арутюнов. - Москва: Наука, 1989. - 264 с.

    2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - 2-е изд. - Москва: Художественная литература, 1990. - 543 с.

    3. Белоусов, Я. П. Праздники старые и новые / Я. П. Белоусов. - Алма-Ата, 1974.

    4. Ванченко, Т. П. Функциональные основания массового праздника (теория культуры) / Т. П. Ванченко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 4. - С. 32-36.

    5. Генкин, Д. М. Массовые праздники / Д. М. Генкин. - Москва: Просвещение, 1975. - 140 с.

    6. Деканова, М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / М. К. Деканова. - Самара, 2009.

    7. Жигульский, К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые: размышления социолога) / К. Жи-гульский. - Москва: Прогресс, 1985. - 336 с.

    8. Иконникова, С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. - Ленинград: Лениздат, 1987. - 202 с.

    9. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. - Москва: Вече 2000: АСТ, 2003. - 512 с.

    10. Костина, А. В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс] / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение: электронный журнал. - 2009. - № 4. - Культурология. -Режим доступа: http: //www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (дата обращения: 12.06.12.).

    11. Куляшова, М. А. Праздник как способ сохранения традиционной культуры / М. А. Куляшова // Современные технологии по сохранению и развитию социально-культурных традиций: в 2 т. Т. I: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 12-13 нояб. 2007 г. / науч. ред. Д. Л. Хилханов. - Улан-Удэ: ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств, 2007. - С. 169-172.

    12. Лаптева, Л. С. Функции массовых праздников / Л. С. Лаптева // Парк и отдых: материалы всесоюз. совещания по планировке, благоустройству и строительству парков культуры и отдыха. - Москва, 1975. -Вып. 2. - С. 173-201.

    13. Луначарский, А. В. О массовых празднествах, эстраде, цирке: сб. / А. В. Луначарский; вступ. ст. и ком-мент. С. Дрейдена. - Москва: Искусство, 1981. - 424 с.

    14. Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. - Москва: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

    15. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. - Москва: Мысль, 1983. - 280 с.

    16. Мизов, Н. О. Праздник как общественное явление / Н. О. Мизов. - София, 1966.

    17. Миллер, В. Русская масленица и западноевропейский карнавал / В. Миллер. - Москва: Наука, 1984.

    18. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования) / В. Я. Пропп. - Санкт-Петербург: Терра-Азбука, 1995.

    19. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирев. - Москва: Советская Россия, 1990. - Ч. 1. - 158 с.

    20. Социально-культурная деятельность: словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. -

    Минск: Адукацыя i выхыванне, 2008. - 96 с.

    21. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга; пер. Д. В. Сильвестрова. - Москва: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

    22. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор: очерки теории / К. В. Чистов. - Ленинград, 1986.

    23. Чичеров, В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI - XIX вв. / В. И. Чичеров. -Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1957.

    Сдано 21.01.2014

    Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

    Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

    Sh. B. Maina, Sh. B. Maina, O. A. Choodu

    TRADITIONAL FESTIVE CULTURE: THE CONCEPT AND ESSENCE ABSTRACT Abstract. The article discusses various approaches to the definition of the concepts of “tradition”, “traditional culture”, “holiday” (function, classification), “festive culture”. Author’s interpretation of the definition introduced “traditionalfestive culture”.

    Keywords: tradition, traditional culture, holiday, festive culture

    1. Arutyunov, A. Narody i kul"tury: razvitie i vzaimodejstvie / A. Arutyunov. - Moscow: Nauka, 1989. - 264 p.

    2. Bakhtin, M. M. Rabelais Creativity and popular culture of the Middle Ages and the Renaissance / M. M. Bakhtin. -2nd ed. - Moscow: Fiction, 1990. - 543 p.

    3. Belousov, Ya. P. Prazdniki starye i novye / Ya. Belousov. - Alma-Ata, 1974.

    4. Vanchenko, T. P. Functional base mass holiday (cultural theory) / T. P. Vanchenko // Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul"tury i iskusstv . - 2008. - № 4. - P. 32-36.

    5. Genkin, D. M. Massovye prazdniki / D. M. Genkin. - Moscow: Prosveshhenie, 1975. - 140 p.

    6. Dekanova, M. K. Transformacija rossijskoj prazdnichnoj kul"tury v konce XIX - pervoj treti XX v.: centr i provincii : author. dis. ... cand. Hist. sciences: 07.00.02 / M. K. Dekanova. - Samara, 2009.

    7. Zhigulskiy, K. Prazdnik i kul"tura. (Prazdniki starye i novye: razmyshlenija sociologa) / K. Jigulskiy. - Moscow: Progress Publishers, 1985. - 336 p.

    8. Ikonnikova, S. N. Dialog o kul"ture / S. N. Ikonnikova. - Leningrad: Lenizdat, 1987. - 202 p.

    9. Kononenko, B. I. Bol"shoj tolkovyj slovar" po kul"turologii / B. I. Ko-nonenko. - Moscow: Veche 2000: AST, 2003. - 512 p.

    10. Kostina, A. V. Traditional culture: the problem of the definition / A. V. Kostina // Znanie. Ponimanie. Umenie : electronic journal. - 2009. - № 4. - Culturology. -URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (date accessed: 12.06.12).

    11. Kulyashova, M. A. Festival as a way to preserve traditional culture / M. A. Kulyashova // Sovremennye tehnologii po sohraneniju i razvitiju social"no-kul"turnyh tradicij : in 2 vol. Vol. I: materials of interregional scientific-practical. conf. Nov 12-13. 2007 / scientific. ed. D. L. Hilhanov. - Ulan-Ude: East-Siberian State Academy of Culture and Arts , 2007. - P. 169-172.

    12. Lapteva, L. S. Options mass holidays / L. S. Lapteva // Park i otdyh : Materials Proc. with broadcasting on planning, landscaping and construction of parks and recreation. - Moscow, 1975. - Vol. 2. - P. 173-201.

    13. Lunacharsky, A. V. O massovyh prazdnestvah, jestrade, cirke : comp. /

    A. V. Lunacharsky; entered. art. and comment. S. Dreyden. - Moscow: Arts, 1981. - 424 p.

    14. Lurie, S. V. Istoricheskaja jetnologija / S. V. Lurie. - Moscow: Aspect Press, 1997. - 448 p.

    15. Markarian, E. S. Teorija kul"tury i sovremennaja nauka / E. S. Mark-arian. - Moscow: Mysl", 1983. - 280 p.

    16. Mizov, N. O. Prazdnik kak obshhestvennoe javlenie / N. O. Mizov. - Sofia, 1966.

    17. Miller, B. Russkaja maslenica i zapadnoevropejskij karnaval /

    B. Miller. - Moscow: Nauka, 1984.

    18. Propp, V. Ya. Russkie agrarnye prazdniki (opyt istoriko-jetnograficheskogo issledovanija) / V. Ya. Propp. - St.-Petersburg: Terra-Azbuka, 1995.

    19. Snegiryov, I. M. Russkie prostonarodnye prazdniki i suevernye obrjady / I. M. Snegiryov. - Moscow: Soviet. Russia, 1990. - Part 1. - 158 p.

    20. Social"no-kul"turnaja dejatel"nost : Dictionary / V. N. Naumchyk, M. A. Pazdnikov,

    O. V. Stupakevich. - Minsk: Adukatsyya i vyhyvanne 2008. - 96 p.

    21. Huizinga, J. Homo ludens. Chelovek igrajushhij. Stat"i po istorii kul"tury / J. Huizinga; transl. by D. V. Silvestrov. - Moscow: Progress-Tradicija, 1997. - 416 p.

    22. Chistov, K. V. Narodnye tradicii i fol"klor : Essays on the theory / K. V. Chistov. -Leningrad, 1986.

    23. Chicherov, V. I. Zimnij period russkogo zemledel"cheskogo kalendarja XVI - XIX vv. }