) - советский и российский педагог и психолог.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 года, действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почётный член РАО с 21 марта 1993 года, действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии . Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария) . Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах . Ректор Академии педагогического искусства и социализации . В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили . Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

    Награды и премии

    Семья

    • родители - Амонашвили Александр Дмитриевич (1910-1942) - погиб на фронте, Амонашвили Мария Ильинична (1915-1990).
    • сестра - Амонашвили Натела Александровна, учитель Тбилисской I экспериментальной публичной школы №1, д.п.н., автор пособий и дидактических материалов для 1–4 классов.
    • жена - Ниорадзе Валерия Гивиевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ. Ушла из жизни 24 октября 2012 года.
    • дети - Паата (1964) - психолог, социолог, писатель, издатель, Нино - филолог, ювелир.
    • Внуки - Мика (1990) - бизнесмен, строитель; Александр - финансист; Нино - социолог.

    Педагогические идеи

    Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

    Основные установки

    Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей - значит стать на их позиции»

    Основные методические подходы

    Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

    Труды

    • Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980
    • Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М., 1982.
    • Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А. В. Петровского. - М., 1983.
    • Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? - М., 1986
    • Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1987
    • Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984
    • Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986
    • Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
    • Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. - М.,1996.
    • Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. - М., 2003.
    • Амонашвили Ш. А. Вера и любовь. - М., 2009.
    • Амонашвили Ш. А. Исповедь отца сыну. - М.,2009.
    • Амонашвили Ш. А. Письма к дочери
    • Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании
    • Амонашвили Ш. А. Истина Школы.- М.,2006.
    • Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём?
    • Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!. - М..2005.
    • Амонашвили Ш. А. На иностранном языке

      Ш. А. Амонашвили автор книг: Педагогическая симфония (трилогия: «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели»). М., 1983-1986; Переведена на многие языки. В 2003 году издана в трёх томах на китайском; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. Переведена на чешский, венгерский, болгарский и др. языки; Школа Жизни. М., 1996. Переведена на югославский, эстонский языки;

      Критика взглядов Ш. Амонашвили

      Главными критиками работ Шалвы Амонашвили являются представители Русской Православной церкви. По мнению протоиерея Александра Новопашина, представителя Информационно-консультативного центра св. Иринея Лионского, педагогические взгляды Амонашвили пропитаны оккультизмом. В доказательство автор представляет следующие аргументы:

      • "...Амонашвили, как и многие проводники учения деструктивных культов, вводит собственный новояз";
      • "...гуманизм Амонашвили, основанный на «винегрете» из религий и философских течений, ведет к полной потере духовных ориентиров прежде всего у невоцерковленных педагогов и закладывает в сознание ребёнка мину замедленного действия, которая позднее приведет к трагической развязке";
      • "О целях детского воспитания говорится в самых общих выражениях – самих по себе ничего не значащих. Такие понятия, как «совершенство», «божественность», «мудрость» в педагогике Амонашвили не имеют ясного определения, они размыты и по сути остаются словами";
      • вольная трактовка текстов Евангелия со стороны Ш. Амонашвили;
      • манеры Амонашвили на публичных выступлениях напоминают поведение неопятидесятнических пасторов;
      • остальные аргументы сводятся к критике Ш. Амонашвили по вопросам теологии.

    Краткая биография

    Амонашвили Ш.А. – знаменитый российский педагог, психолог, ученый-новатор в сфере педагогической психологии. Он ведет педагогическую работу с детьми, основываясь на гуманно-личностном подходе, который является синтезом философии, педагогики сотрудничества и основ бытия. Его методика обучения и воспитания направлена на личностное развитие детей, построение доверительных и уважительных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

    Шалва Александрович родился в $1931$ году в Грузии в городе Тбилиси. Амонашвили окончил Тбилисский университет и стал членом НИИ педагогики Грузии, где и проработал до $1991$ года.

    В $1958$ году он закончил аспирантуру, а в $1960$ году защитил диссертацию по педагогике, но от которой впоследствии отказался, так как она входила в противоречие с его новыми педагогическими взглядами. Именно в это период он занимался исследованием и обобщением религиозных первоисточников, педагогических трудов знаменитых педагогов и психологов. На базе этого им была создана новая гуманная педагогика.

    В $1961$ году началось первое в качестве эксперимента внедрение его разработок в тбилисской «Школе радости » с шестилетними детьми. Целью эксперимента было воспитание гармоничных членов общества. Начиная с $1964$ года, Шалва Александрович участвовал и руководил экспериментом по внедрению педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании» во многих школах Грузии.

    В $1972$ году он получил степень доктора наук по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии и начал преподавать в московской школе, превратив ее из отстающих в процветающую всего за два года.

    В $1980$ году Амонашвили стал профессором Московского педогогического университета. С $1987$ года по совместительству занимает должность гендиректора экспериментального НПО Министерства образования Грузии.

    С $1993$ года он активно включился в проект «Школа $2100$». Но ВНИК закрыли, а разработки остались не нужными, при этом основа будущих изменений в образовании была положена.

    С $2001$ года Шалва Александрович возглавляет в Москве Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов. Деятельность этого ученого признана во многих странах мира.

    Гуманная педагогика Амонашвили

    Замечание 1

    Амонашвили стал первым педагогом-новатором, провозгласившим педагогику сотрудничества, синтезировавшим педагогический опыт предшественников и современников. Педагогика Амонашвили не надламливает ребенка, не изменяет, а полностью принимает.

    Шалва Александрович придерживается следующих принципов в работе с детьми:

    • любовь к ребенку;
    • очеловечивание среды жизнедеятельности ребенка, обеспечение его душевного комфорта и равновесия;
    • проживание в ребенке своего детства, вникание в его жизнь, получение его доверия.

    В результате использования данных принципов педагог начинает чувствовать детей, а у детей рождается доверие к нему. Соответственно, педагогический процесс становится эффективным, так как ученики уверены, что всегда смогут получить ответ на заданный вопрос. Ответ педагога затрагивает глубинные чувства детей и стимулирует у них интерес к явлениям действительности. Это самый надежный путь к саморазвитию и многостороннему познанию ребенка.

    Амонашвили полагает, что эффективность воспитания и обучения полностью зависит от личности педагога, который должен:

    • понимать детей и их позицию, быть снисходительным;
    • верить в результат и быть деятельным оптимистом;
    • обладать лучшими личностными качествами.

    При выполнении этих условий ребенок превращается в соратника в процессе своего воспитания, а учитель является проводником между духовностью и ребенком.

    Гуманность по отношению к детям, вера в них провоцируют детское саморазвитие. Дети вступают в сотрудничество с педагогом, а он в свою очередь их энергию направляет на эффективное познание.

    Амонашвили придерживается мнения, что нет отстающих детей. Их надо просто любить, а воспитанием с ними заниматься в подходящей духовно-нравственной среде, создаваемой учителем.

    В школах Шалвы ставятся следующие задачи:

    • подтолкнуть ребенка к культурному саморазвитию;
    • сделать занятия познавательными, развивающими коммуникацию, позволяющими детям взрослеть;
    • перенаправить умело энергию детей на занятия;
    • постоянно подстегивать детский познавательный инстинкт.

    В его школах отсутствует оценочная система, унижающая достоинство ребенка. Детские успехи не сравнивают. Ребенок соревнуется исключительно сам с собой и с собственными достижениями. В результате этого исчезает соперничество, которое заменяется взаимопомощью и взаимовыручкой. Дети учатся радоваться чужим успехам.

    Учеников в таких школах привлекают к выстраиванию учебного процесса. Ребята сами составляют задания, пишут собственные учебники и организуют уроки. Познание проходит на добровольной основе и высочайшем духовном уровне. В процессе обучения педагог-гуманист не просто дает знания, а помогает в освоении моральных и духовных ценностей общества, в понимании целостности взрослой жизни и жизни ребенка.

    «Рождаясь, мы несем с собой богатство»

    Шалва Александрович, в лекции вы упомянули слова Иисуса: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное…» Как вы понимаете эту фразу?

    Во-первых, в детях есть первозданная чистота. Скажем, малыши не умеют лгать… В них ведь не прописано это Творцом. Но пройдет время и они станут этим заниматься. Кто научит? Взрослые. В нас уже накоплены пороки, а в детях - чистота и искренность, к которым нужно стремиться в любом возрасте!

    Во-вторых, малыши, не разбираясь в религиозных теориях и философских размышлениях, просто и без условий верят в Создателя. Мы чаще всего опираемся на знания, к примеру, что есть Бог, о котором можно прочесть в Евангелие или другом священном писании. Нужно ли нам сохранять эту первозданную веру?

    Взрослея и засоряясь духовно, мы теряем много благих качеств. В этом смысле нужно оставаться детьми.

    Вы говорили, что слово «воспитание» несет в себе скрытые смыслы и знания. Какое его определение есть в вашем личном словаре?

    Вслушайтесь в звучание. В-ось-питание. У каждого человека есть внутренняя основа, его ось и духовный стержень - образ Творца. Раскрытие и познание этой сути - и есть процесс воспитания.

    Объясню проще. Когда человек рождается, в нем уже присутствует образ, который вложил Бог, создавая существо по своему подобию. Это, кстати, прописано в постулатах основных религий. Появляясь на этот свет, мы уже несем с собой несметные богатства: чувства красоты, чистой любви, сострадания, способность сочувствовать, совесть и другие дары.

    Потенциальные возможности каждого из нас неограниченны! Задача родителей - раскрывать эти образы, позволять им проявляться.

    - Как это возможно сделать?

    Только своим примером. Как сказал Лев Толстой: «Истинное воспитание ребенка - в воспитание самих себя». Помните, что каждый из нас - источник образов: как стоите, говорите, улыбаетесь, повышаете голос, какие нотки в нем звучат, какие эмоции появляются.

    Как будто я держу лейку и поливаю цветок, который еще не расцвел. Точно знаю, что бутон распустится, нужно лишь позаботиться о нем и подождать. То есть взрослые ежеминутно «поливают» внутренний образ ребенка своими внешними.

    Постепенно замечаю, что дитя становится добрым, чутким, отзывчивым. Почему? Потому что я «напитывал» это существо именно такими примерами, они отозвались в нем. И не только я. Бабушка, учитель, а в каких-то ситуациях и обычный прохожий…

    Закон воспитания: сейчас или никогда

    - Какие правила нужно соблюдать, общаясь с детьми?

    Специально выдумывать я их не стану. Это известнейшие 10 заповедей. Живите ими, и все правила сами будут исполнены. Если иначе, то нужно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, внимательными…

    - Чего нельзя себе позволять?

    В первую очередь, раздражения. Это главный враг воспитания! Мама и папа, которые запросто кричат, повышают голос и обижаются, вредят своему чаду. Иногда можно какие-то эмоции, не неся их в душе, мягко разыгрывать. Как будто вы актер.

    И даже наказывать можно с любовью. Тогда ребенок принимает это как норму и не выплескивает на родителей ответную агрессию. Наказать - это не в угол поставить, лишить чего-либо или избить - это путь указать.

    Еще раз повторюсь, какой образ создаем, тот и раскрывается в ребенке. Если глобально: как живем, так и будет жить наше чадо, копируя наши программы поведения.

    Получается, задача родителей - быть максимально осознанными в общении с детьми, постоянно наблюдать за собой?

    Конечно. В отношении ребенка редко могут быть случайности. Все должно быть сотворено осознанно и преднамеренно. Ведь воспитание устроено так: какой-то важный период пройдет, и обратного пути к нему не будет. Мы не сможем вернуться к той же точке, чтобы что-то исправить.

    Сейчас или никогда. Здесь такой закон действует. Иначе нужно будет заниматься перевоспитанием, переобучением, а это намного сложнее. Лучше, чтобы все было вовремя и соразмерено с мудростью.

    Кроме того, нужно иметь более возвышенное представление о вашем ребенке, чем, возможно, есть на самом деле. Тогда вы будете искать пути в педагогике, чтобы это ваше воображение было доказано. Какие наши мысли, таким и становится мир вокруг нас. В начале было слово, а не дом, дача, гараж…

    «Воспитание нужно начинать до зачатия»

    У одного философа спросили: «Когда начинается воспитание детей?» Он поинтересовался: «А сколько лет Вашему ребенку?». Мать ответила: «Шесть недель от зачатия». Мудрец заметил, что она уже на шесть недель опоздала. Вы приводили в пример эту притчу. Так когда начинать воспитание?

    До зачатия. Важно, как мама готовится к принятию будущего ребенка. Мы даем лишь тело, а душа приходит. Ее воспитание начинается в наших мечтах. Мы начинаем создавать и направлять образы: кого мы видим, насколько сильно хотим.

    Представляете, что происходит, если мама мечется и думает, избавится ей от ребенка или нет? И малыш получает нечто отрицательное, и у женщины появляется ужасный образ…

    - Вы упоминали, что будущие родители могут притягивать душу, звать… Как это?

    Мечтая. В своих мыслях нужно обласкивать будущее существо. Умеете рисовать - рисуйте, как-нибудь представляйте, воображайте своего ребенка. Мама или папа становятся магнитом, притягивая души из разных пространств высшего мира. Оттуда, куда смогла дотянуться мечта.

    - А дети выбирают родителей?

    Философия говорит о том, что развитые души, конечно, делают свой выбор. А развитые родители могут притянуть существ из высших миров. Остальные - как получится.

    «Дети научили меня искренней любви!»

    - О духовном воспитании. Что ребятишкам нужно рассказывать о Боге и о мире?

    Это зависит от семейной культуры. Главное, говорить о духовном. Если в семье есть искренне верующие люди, то, конечно, они познакомят со своей религией. Ребенок пусть сам определяется: примет ли это, попросит ли повести в церковь, храм, мечеть.

    И в семье, и в школе должна присутствовать разумная и не фанатичная религиозность. Та, которая никому не мешает. Моя вера говорит: не навреди, люби каждого, даже врага. Кого это обижает?

    Не нужно вести себя так, будто кроме моей религии других нет. Конечно, есть! Я православный христианин, но у меня есть друзья мусульмане и евреи. Я иду к ним от имени их Бога. И стараюсь узнать их обычаи. Иначе как уважать ближних? В противном случае мы разойдемся, истребим друг друга на религиозной почве. Сейчас как раз это и происходит в мире…

    - Вы говорили, что дети - лучшие педагоги. Чему вас научили ваши дети и внуки?

    Во-первых, терпению. Я постоянно упражняюсь в этом. Во-вторых, любви. Ведь они умеют любить искренне. Это потом мы навязываем принцип тебе-мне. Но изначально у детей нет условий, почему нужно любить родных людей. Этой чистоте и доброте стоит учиться. Взрослым нужно возвращаться к ребенку внутри себя…

    Досье

    Шалва Амонашвили - всемирно известный педагог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, автор десятков педагогических, психологических и художественных произведений.

    Его система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

    Образование. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. В 1958 году окончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили. В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1972 году - докторскую.

    Карьера. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, участь на втором курсе университета. С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии - лаборантом, научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.
    В 1989 - 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.
    С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани г. Тбилиси.
    С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

    Проекты. Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

    Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ. Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

    Награды и звания. Доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических Наук Украины, почетный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства». Награждён медалями: «К. Д. Ушинского», «Учитель Великой России».
    Книги. «Педагогическая симфония», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», «В школу с шести лет», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни», «Вера и любовь», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Баллада о воспитании», «Истина Школы», «Без сердца что поймём?», «Спешите, дети, будем учиться летать!», «Почему не прожить нам жизнь героями духа», «Амон-Ра», «Саломея», «Вся Земля ждёт нас», «Свет во тьме», «Рука ведущая».

    Текст: Марина Чайка.

    Амонашвили Шалва Александрович

    Родился 8 марта 1931г,Тбилиси. В настоящее время Ш.А. Амонашввили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран. Основное внимание его исследований сосредоточено на начальном обучении (новое содержание, формы и методы). Еще задолго (с 1965 г.) до введения в нашей стране обязательного обучения детей с 6 лет (1984 г.) Ш.А. Амонашвили исследовал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллектуального и нравственного развития, для формирования культуры чувств. Ш.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику. Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств , быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя “обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада” . Завоевать любовь детей - насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, “ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества” Педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся. С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки . Прежде всего и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия “оценка” и “отметка”. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: “Молодец”, “Ты хорошо справился с заданием”, “Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня”, “Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок” и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. “оценка”. Отметка же- это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а ъ том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше. Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни. Свои взгляды и идеи гуманистической педагогики сотрудничества он отразил в монографиях и многочисленных статьях.

    Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

      Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

      Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

      В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

      В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

    Гуманизм (лат. гуманус – человеческий, человечный) – ценностная концепция человека как наивысшей ценности в мире; защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель воспитания – каждый воспитанник полномочный субъект, ориентация на личность и создание условий для ее самореализации.

    Амонашвилии Шалва Александрович (род. 1931) - грузинский педагог. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 1983-1991 гг. возглавлял НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР, с 1987 генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения Министерства народного образования Грузии. Автор научного направления, известного в мире как «гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета имени св. Климента Охридского (Болгария). В 2008 г. в составе группы авторов — создателей образовательной системы «Школа 2100» был награжден Премией Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».
    В 60-70-е гг. прошлого века Амонашвили принял участие в педагогическом эксперименте по исследованию развивающего обучения в лаборатории экспериментальной дидактики (Грузия, Тбилиси). Вспоминая этот этап своей педагогической деятельности, Амонашвили писал: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма... Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства... Дети начинали все больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной». С 1964 г. педагог руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Он научно обосновал и проверил на практике условия, содержание и принципы работы с детьми-шестилетками, способствующие становлению социально значимых мотивов учения и всестороннему развитию личности младших школьников.

    Педагогическая система Амонашвили

    Педагогическая система Амонашвили строилась на гуманности и вере в ребенка, воспитании творчеством и тесном сотрудничестве педагога с детьми. Школьные занятия были уроками познания, общения, взаимопомощи. Балльные оценки и сравнение детей друг с другом были отменены. В книгах «Обучение. Оценка. Отметка» (1980), «Здравствуйте, дети» (1983), «В школу с шести
    лет» (1986) педагог раскрыл основы системы обучения и воспитания младших школьников.
    В начале педагогической деятельности Амонашвили получил школу куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил ее в образцовое учебное заведение. Министерская комиссия, которая пришла в школу с проверкой, была изумлена произошедшем" переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые лети? На что педагог отвечал, что если любить детей и с ними заниматься, в них расцветают чудесные цветы талантов.
    В 1988-1989 гг. Амонашвили работал вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе - ВНИК «Школа». Перед содружеством ученых была поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. К сожалению, в связи со сменой руководства в сфере образования ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы не были востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены.
    С 1993 г. Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавлявшегося А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа». Педагог занимается подготовкой основных документов, вписал свою концепцию гуманной личностно-ориентированной педагогики в общую схему образовательной системы «Школы 2100». После смерти А.А. Леонтьева Амонашвили стал одним из научных руководителей этой образовательной системы и одновременно руководил Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете и Издательским Домом Шалвы Амонашвили.
    Основной постулат педагогической философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно", он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить ее». Отношения «учитель — ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать ее ребенку».
    Основа основ в школе Амонашвили -- «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? На все эти вопросы педагог ищет ответы вместе со своими учениками.
    Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Амонашвили: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни». Ее главный принцип - - это любовь к ребенку. Учитель должен излучать доброту без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. В пособии для учителей «Здравствуйте, дети!» Амонашвили обобщил результаты своей педагогической деятельности, многолетних наблюдений за формированием личности младших школьников. Книга написана в виде рассказа-размышления педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток. «Моя практика работы с детьми и научный поиск организации га радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания», — пишет Амонашвили в предисловии. Академик АПН СССР А.В. Петровский назвал книгу «Здравствуйте, дети!» «педагогической симфонией», лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили «В школу — с шести лет». Педагог убежден, что эффективное воспитание и обучение детей младшего школьного возраста всецело зависит от личностных качеств учителя.
    Во-первых, учитель должен любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.
    Во-вторых, учителю необходимо умение понимать детей, т.е. стать на их позицию, воспринимать их заботы и дела как серьезные, считаться с ними, проявлять к ним не снисхождение, а уважение. Педагог, который понимает детей, не стремится подчинить их своей власти, он, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивает ростки завтрашней. Понимая движения души и переживания ребенка, его чувства и устремления, педагог может добиться того, что сам ребенок станет его соратником в своем же воспитании.
    В-третьих, следует быть оптимистом, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, побуждающем педагога с надеждой ожидать, когда ребенок поумнеет, проявит способности, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, который помогает глубоко вникнуть во внутренний мир ребенка и в зависимости от его личностных особенностей искать пути воспитания, обучения и развития.
    В-четвертых, учителю должно быть присуще все то, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
    Учителю нужно стремиться быть таким. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель. Он посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и нынешних поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, они воспринимаются через личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно является для них примером, предстает перед ними как образец человечности. Только через любовь к нему ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.