Структура патриотизма

Патриотизм представляет собой сложное явление. Подавляющее большинство исследователей выделяют в структуре патриотизма три элемента: патриотическое сознание, патриотическую деятельность и патриотические отношения Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: автореф. ... канд. филос. наук. - М.: ВУ, 1995. - С. 14; Кочкалда Г.А. Патриотическое сознание воинов: сущность, тенденции развития и формирования (философско-социологический анализ) : автореф. ... канд. филос. наук. - М.: ВПА им. В.И. Ленина, 1991. - С. 8; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития / отв. ред. Б.И. Каверин. - М.: ВУ, 2002. - С. 73; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии / Под ред. С.Л. Рыкова - М.: ВУ, 1997. - С. 27?28. . Ю. Трифонов добавляет к ним четвертую составляющую - патриотическую организацию Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): автореф. ... канд. филос. наук. - М., 1997. - С. 9..

Патриотическое сознание образует особую форму общественного сознания, сочетающую в себе политическую, социальную, правовую, религиозную, историческую, нравственную составляющие.

Политическая система общества через воздействие властных структур накладывает особый существенный отпечаток на сознание граждан. К сожалению, далеко не все способны различать Государство, представленное властной элитой, и Отечество, которое гораздо шире своей политической составляющей. Настоящий патриот не ставит в вину своей Родине то, что в эпоху перемен жить на родной земле нелегко. Именно в такие периоды и проверяется крепость патриотических чувств. Как нельзя винить свою мать в том, что ее истязают болезни, так и Родину нельзя винить за то, что властвуют продажные и алчные политические элиты. Болезнь надо лечить, а с предателями - бороться.

Социальный элемент в патриотическом сознании определяется имеющимися в обществе классовыми отношениями и соответствующими критериями их оценки.

Право оказывает влияние на формирование и функционирование патриотического сознания через юридические нормы, закрепленные в первую очередь в Конституции государства.

Весьма неоднозначно может быть оценена роль религии в формировании патриотического сознания. Ее сложность обуславливается наличием в обществе представителей различных конфессий, а так же убежденных атеистов. Такая духовная неоднородность, естественно, подразумевает различное понимание патриотизма.

Огромное значение для формирования патриотического сознания имеет история Отечества. В фактическом материале, отражающем прошлое нашей страны, содержатся знания, способствующие формированию патриотизма. В связи с этим уместно вспомнить слова А.С. Пушкина, обращенные к П. Чаадаеву: «... клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал» Переписка А.С. Пушкина: В 2 т. / Ред. К.М. Тюнькин. - М., 1982. Т.2. - С. 290..

Важную роль в формировании патриотического сознания играет категория нравственности. Время показало несостоятельность политического акцентирования в деле воспитания патриотизма, что было характерно для советского времени. Настоящим патриотом может считаться только тот, кто сумел превратить патриотический долг из общественно значимого требования в глубоко осознанную внутреннюю духовную потребность. патриотизм родина отечество духовный

Патриотическое сознание может быть представлено как своеобразный «срез» общественного сознания на обыденно-психологическом и теоретико-идеологическом уровнях Патриотическое сознание: сущность и формирование / А.С. Миловидов, П.Е. Сапегин, А.Л. Симагин и др. - Новосибирск: Наука, 1985. - С. 16..

Обыденно-психологический уровень патриотического сознания представляет собой систему с достаточно статичным, практически не изменяющимся «ядром» в виде традиций, обычаев, архетипов, присущих данному обществу. По-видимому, само формирование этого ядра, начавшееся еще в первобытную эпоху, являло собой тысячелетний процесс. Обыденное сознание представлено также динамичной, постоянно изменяющейся «оболочкой», к которой относятся чувства, связанные с патриотическими переживаниями, эмпирические понятия и первичные оценочные суждения, а также психологическое состояние масс при восприятии ими характера обстановки, так или иначе касающейся патриотизма. Именно в этой сфере сознания образуется та непосредственная мотивационная основа, на которой формируется патриотическое поведение людей. Обыденно-психологический уровень - это чувственный этап патриотического сознания.

К теоретико-идеологическому уровню патриотического сознания относятся рационально систематизированные научно организованные знания и идеи о патриотизме, выраженные в политических программах, заявлениях, законодательных актах, касающихся вопросов, связанных с патриотизмом, выражающих коренные интересы отдельных социальных групп, а так же общества в целом. В концентрированном виде этот уровень сознания выражается в идеологии, которая представляет собой отражение социальных интересов и целей общества. Однако общество не представляет собой однородное образование, все члены которого имели бы одинаковые цели и интересы. Несовпадающие или противоречащие интересы социальных групп, безусловно, накладывают отпечаток на патриотическое сознание, но именно любовь к Родине может являться той идейной основой, которая способна объединить вокруг себя различные социальные слои.

Анализируя патриотическое сознание, хочется заострить внимание на том, что всё-таки патриотизм - это не обычные чувства и уж тем более не рационализация чувственного восприятия. Здесь присутствует выход человеческого сознания на уровень единства эмоциональных, интеллектуальных и волевых восприятий и проявлений, который как раз и создает патриотов-героев, готовых ради Родины пожертвовать своей жизнью.

Патриотическое сознание приобретает ценность только тогда, когда оно получает реализацию на практике в виде конкретных действий и поступков, представляющих в совокупности патриотическую деятельность. Поведение человека только тогда может считаться патриотическим, когда оно имеет положительное значение для Отечества и не вредит другим этносам и государствам. Для Родины важна деятельность по сохранению ее потенциала во всех областях, но в первую очередь - в духовной. Как и в любом виде деятельности, в структуре патриотической деятельности можно выделить статический и динамический аспекты.

С точки зрения статического аспекта в патриотической деятельности можно выделить субъект, объект и средства. Субъектом патриотической деятельности выступают люди, являющиеся членами того или иного общества. Объект патриотической деятельности представляет собой Отечество (Родина). Средства патриотической деятельности могут быть представлены всем спектром средств человеческой деятельности. Но есть смысл разделить их на две группы: первую группу составляют средства мирного труда или созидательной деятельности, вторую - средства вооруженной борьбы или разрушительной деятельности. Особенностью второй группы является то, что при своем разрушительном характере средства вооруженной борьбы выполняют ведущую роль в деле защиты своего Отечества.

С точки зрения динамического аспекта в структуре патриотической деятельности можно выделить цель, процесс и результат. Целью патриотической деятельности является достижение (отстаивание) интересов своего Отечества, как с помощью средств мирного труда, так и средств вооруженного насилия. Процесс патриотической деятельности представляет собой деятельность субъекта патриотической деятельности в интересах достижения поставленной цели. Эта деятельность может протекать как в условиях мирного, так и в условиях военного времени. Результатом патриотической деятельности является та или иная степень достижения поставленной цели. Результаты, достигаемые в условиях мирного времени, серьезно отличаются от результатов военного. Основной параметр отличия сосредоточен в той цене, которой оплачен результат. Если в мирное время это, как правило, самоотверженный труд, то в условиях вооруженной борьбы ценой достижения результата патриотической деятельности может стать не только утрата здоровья, но и потеря самой жизни субъекта.

Таким образом, в рамках патриотической деятельности субъект не только стремится изменить или сохранить объективную реальность, олицетворенную для него в понятии Родина (Отечество), но и существенным образом изменяет свой внутренний мир, приводя его в соответствие с основными патриотическими интересами и целями.

Третьим структурным элементом патриотизма выступают патриотические отношения. Они представляют собой систему связей и зависимостей человеческой деятельности и жизни социальных индивидов и групп в обществе по поводу отстаивания своих потребностей, интересов, желаний и установок, имеющих отношение к их Родине. Субъектами патриотических отношений могут являться как отдельные личности, так и различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определенный способ их совместной деятельности. Патриотические отношения - это взаимоотношения людей друг с другом, способные принимать характер дружественного сотрудничества или конфликта (на основе совпадения или же столкновения интересов этих групп). Такие взаимоотношения могут принимать форму прямых контактов либо косвенную форму, например, через отношения с государством.

Определенное место в системе патриотизма занимают патриотические организации. К ним относятся институты, непосредственно занимающиеся патриотическим воспитанием, - патриотические клубы и кружки. Огромную работу по патриотической пропаганде и патриотическому воспитанию осуществляют ветеранские, творческие, спортивные, научные организации.

История учит, что боеспособность армии, военная мощь государств существенно зависят от уровня духовности воинов и населения. Уже в глубокой древности было замечено, что на ход и исход сражений и войн серьезное, а часто и решающее влияние оказывает состояние духа войск, то есть степень их моральной готовности и способности добиться победы над противником. Многие видные военачальники соглашались с тезисом Наполеона о том, что "на войне нравственный элемент относится к физическому как 3:1", чем подтверждали решающее значение морального духа в укреплении армии и подчеркивали, что при определенных условиях храбрость солдат может компенсировать численный перевес противника.

Однако строительство армии не только в ходе войны, но и в мирное время невозможно без высокого морального духа войск. И сегодня, на этапе военного реформирования, при решении многих новых сложных задач от личного состава Вооруженных Сил требуются морально-психологическая устойчивость, готовность к преодолению высоких физических и моральных нагрузок.

Будучи сложным духовным явлением по своему содержанию и формам проявления, моральный дух содержит в себе два главных элемента: духовно-нравственный и социально-психологический. Они тесно связаны между собой и взаимодействуют.

К духовно-нравственным элементам относятся нравственные идеалы, принципы, убеждения и нормы, определяющие отношение человека к государству, обществу, войне. Это фундаментальные, наиболее устойчивые элементы, выраженные такими понятиями, как "Отечество", "Родина", "воинский долг", "патриотизм".

Длительное существование любого общества и государства невозможно без сформировавшегося у большинства его граждан представления о высшей ценности Отечества и о святом долге защищать его. Все это требует от человека полной самоотдачи, нередко готовности пожертвовать своей жизнью во имя не личных, а общегосударственных целей. Осознанно на это шли и идут только настоящие патриоты.

К духовно-нравственному уровню относятся и такие элементы, как верность присяге. Знамени части, взаимоуважение командиров и товарищей по оружию, взаимовыручка в бою и т.д. Если этого нет, то в воинском коллективе устанавливается атмосфера недоверия в которой нельзя решать серьезные задачи ни в мирное время, ни тем более в военное.

Социально-психологические элементы включают коллективные и индивидуальные эмоции, чувства и настроения, возникающие в процессе мирной жизнедеятельности и боевых действий. К примеру, человек и воинский коллектив могут переживать самые различные настроения: ликование и радость, страх и отчаяние, тоску и безнадежность. Так, по данным иностранной печати, чувство страха в явно выраженных формах возникает у 90% участвующих в бою. при этом у 25% наблюдается рвота, у 20% нарушается способность контролировать функцию кишечника и т.п. Ясно, что все это делает выполнение боевых задач почти невозможным. Следовательно, создать у воинов настрой на решительные и активные действия, укрепить у них моральный дух - значит сделать серьезную заявку на достижение победы.

Каковы же пути укрепления морального духа войск?

В Вооруженных Силах этому служит весь воинский жизненный уклад: напряженная боевая учеба, особенно в поле, на полигоне; различные виды учений; выполнение учебно-боевых задач и т.п. Решению этой же задачи в немалой степени способствуют занятия по морально-психологическому обеспечению и общественно-государственной подготовке, а также вся целенаправленная воспитательная работа, и в частности по патриотическому воспитанию.

Патриотическое сознание, выступая фактором формирования морального духа воинов, проявляется следующим образом:

1. Патриотические идеи, закрепленные в сознании воинов в форме убеждений, обеспечивают глубокое осознание личным составом необходимости защиты Отечества, выступают основой его взглядов на воинскую службу, проявляются в повседневной деятельности солдат и офицеров.

Условием эффективного формирования патриотических убеждений является обращение к военной истории Отечества, правдивый и всесторонний показ ее примеров, анализ достижений и неудач. Однако в последние годы акцент делается на негативных моментах, на ошибках и издержках отечественной истории, что мешает формированию патриотического сознания у молодежи.

2. Патриотическое воспитание помогает осмыслить и поддержать политику Российского правительства по укреплению Вооруженных Сил, сохранить убеждение в целесообразности решений, практических действий командиров по повышению боеготовности и боеспособности войск, отработке учебно-боевых задач.

3. Патриотическое сознание формирует здоровую моральную атмосферу в воинских коллективах, где непосредственно решаются все вопросы жизнедеятельности войск, укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка, утверждаются нормы и принципы взаимоотношений между военнослужащими, разрешаются противоречия и конфликты, проявляются нравственные и морально-боевые качества личного состава.

Значение патриотического воспитания неоценимо. Именно в коллективе и через коллектив человеческий фактор реализуется, проявляется в организованности и дисциплине личного состава, его верности патриотическому и воинскому долгу, в конкретных делах и поступках воинов.

Вместе с тем следует заметить, что в некоторых воинских коллективах еще имеют место негативные явления, случаи недисциплинированности, так называемые неуставные взаимоотношения, проявления грубости, высокомерия и т.д. Все это порождается неумением строить гармоничные взаимоотношения младших командиров с подчиненными, недостаточным уровнем воспитательной работы.

4. Патриотические идеи снижают воздействие отрицательных факторов в мирных и боевых условиях (материально-бытовая неустроенность, сложные климатические условия, плохое настроение, паника), которые негативно влияют на морально-психологическое состояние войск, их стойкость в бою.

5. Важную роль в формировании морального духа, духовного потенциала общества и армии играют различные государственные и воинские ритуалы, символы, празднование памятных событий в истории страны. Так, большое эмоциональное и воспитательное значение имеет ежегодное празднование в нашей стране Дня Победы. Близится 60-летие этого величайшего события во всей новейшей истории. Его значение в формировании чувств национальной гордости и патриотизма исключительно велико.

Работа по поддержанию высокого морального духа армии - это задача не только внутриармейская, но и общегосударственная, общенародная. Армия - это часть общества. А поэтому состояние политических, экономических, социальных и нравственных отношений в нем накладывает отпечаток и на состояние духовных сил личного состава армии.

В различные периоды развития общества ученые по-разному трактовали понятие «патриотизм». На основании анализа структуры патриотизма становится возможным выявление его сущности.

Патриотизм выражается через:

Уважение к традициям, истории и культуре страны;

Осознание достоинств и успехов своей страны;

Чувства сопричастности к судьбе Родины;

Действия во благо народу своей страны;

Ответственность за близких людей, народ и Родину;

Жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью.

Как видим, форма проявления патриотизма бывает различной: на поведенческом уровне – как интегративное нравственное качество, на методологическом – как нравственный принцип, на эмоционально-психологическом - как моральное чувство, имеющее приобретенный характер и которое формируется в течение всей жизни человека. Анализ структуры позволяет сделать следующий вывод: патриотизм – это сложное явление и неотъемлемая часть социально-нравстенной направленности личности.

Формирование патриотического явления осуществляется различными субъектами и способами, а именно через:

1. Семейное воспитание. Семья как социальная общность дает зачатки ценностного ориентирования человеку, в том числе и чувство долга перед семьей, родиной, через проявление любви и уважения к своей стране и прививания этих чувств детям.

2. Систему образования. Функцию прививания патриотизма в СССР взяла на себя государство и проявляла ее через систему образования, включающая изучение таких предметов, как: русский язык, русская литература, история России, краеведение, география России, национальная культура и традиции и т.п.

3. Формирование патриотических представлений под влиянием малых групп, общества, СМИ.

4. Путешествие по своей стране.

5. Военную службу.

ВЦИОМ имеет возможность судить о том, как россияне воспринимают патриотизм, как они демонстрируют свои патриотические чувства на основании довольно обширного материала. Опросы введутся с конца 80-х годов, тогда России, как независимого государства еще не существовало, она была еще в составе СССР. Теперь, спустя 20 лет, мы имеем возможность сопоставлять то, что люди говорили тогда, и сейчас. Эволюция весьма заметна. Если на излете советской эпохи патриотизм был советский, то российский рождался в муках, на противопоставлении союзу. Ельцин и его последователи пытались показать, что Россия – это самостоятельная держава, с которой нужно считаться. Так как большинство наших соотечественников выросли в советской идеологии, российский патриотизм казался весьма странным, потому что раньше слова «Россия» и «СССР» использовались, как синонимы. Для нашего патриотизма в Советском Союзе «почва разъезжалась под ногами»: советский патриотизм был заклеймен, как реакционный. Во всей советской истории находилось только плохое, отрицательное. Затем, когда СССР распался, оказалась выбита из–под ног последняя почва для советского патриотизма. Спустя 20 лет, существует группа россиян, которые называют себя «советскими патриотами». Причем, это люди, которые не обязательно выросли в советское время: происходит передача культурного кода в некоторых семья, как правило, это люди, которые голосуют за КПРФ, считают, что СССР - «золотой век» нашей истории. Конечно, сегодня уже это некоторая экзотика, маргиналия. Сегодня общераспространенным является патриотизм российский по многим причинам, в том числе, потому что далеко зашел процесс «разбегания»: когда мы все существовали в одной стране, но эти 20 лет не прошли даром. По-разному строится идеология, политический курс, по-разному работают СМИ, возводятся барьеры между жителями разных бывших советских республик. Политическая история, экономическая история развиваются по-разному. Сегодня мы в большей степени ощущаем себя россиянами, чем в советское время.


Но есть специфические российские особенности: ситуация 90-х годов, неудачных реформ, которые обещали сделать жизнь лучше. Реформы, с точки зрения большинства россиян, пошли не туда, Россия была поставлена на грань выживания. В 90-е годы у нас был экономический кризис, дефолт, террористические атаки со стороны Кавказа, расползающийся пожар по разным республикам, когда не только Чечня, но и Дагестан, Ингушетия превращались в полыхающие зоны. Это образовало совокупность угроз существования России как государства. Но наш народ и государство нашли в себе силы не допустить такого развития событий. Приход эпохи Путина был связан с разворотом тенденции: мы падали, теряли и в 1999-2000 годах все развернулось в обратную сторону. Это вызвало прилив патриотических чувств, пошла позитивная динамика. Опять стало модно любить Россию, не модно ее унижать оскорблять, говорить, что у нас все плохо.

Отсутствие базовой системы ценностей (советские ценности оказались разрушенными, а новые ценности – еще на стадии формирования) отразилось на процессе социализации и формировании патриотического духа. Современный социолог Ю. Г. Волков отмечает, что «глубинной основой негативного состояния современного российского общества является то, что в процессе демократических реформ была разрушена идеологическая структура советского общества; более того, была объявлена деидеологизация российского общества как отрицание любой идеологии. Особенно плачевно деидеологизация сказалась на духовном и нравственном развитии молодежи России. В процессе отрицания советской идеологии наша молодежь оказалась беззащитной под натиском западной идеологии и массовой культуры, несущей такие пороки западного свободного мира, как культ наживы, насилия и гомосексуализма, уход молодого поколения в иллюзорный мир с помощью наркотиков и психотропных веществ. Вследствие начальной деидеологизации, а затем и бездумного внедрения либеральных западных ценностей, чуждых российскому менталитету, происходит формирование молодых людей без гражданского мировоззрения... Объявленная демократами безграничная свобода личности от общества в молодежной среде россиян трансформировалась во вседозволенность и безнаказанность» .

Это обстоятельство повлияло на становление гражданского образования в России, актуализировав необходимость подготовки молодежи к активному участию в жизни демократического общества и правового государства, развитие которых стало осуществляться в ходе правовых реформ и модернизации образования, когда в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. В этом аспекте духовно-нравственная культура представляет собой не только совокупность ценностных ориентиров, но и правил поведения, которые, являясь общественно-значимыми, будут характеризовать личность.

В декабре 2011 – январе 2012 года кафедра социологии и социальных технологий управления Института фундаментального образования Уральского федерального университета провела шестой этап мониторинга студентов вузов. В рамках данной работы нами был проведен анализ идеологической ориентации современной вузовской молодежи. 63 % респондентов указывают на то, что у них нет четкой ориентации, что они не придерживаются никакой идеологии; 8 % – выступают за социалистические идеи, 15 % – сторонники либеральных рыночных реформ. Чуть больше половины респондентов – 52 % интересуются информацией о политике, но сами в политической деятельности активного участия не принимают, 42 % студентов показывают крайне отрицательное отношение к политике, и только 7 % – активно интересуются и участвуют в деятельности той или иной партии. В качестве основной причины аполитичности молодежи является неуверенность, что личное участие может иметь какое-либо влияние, недоверие к политикам, низкий их престиж в сознании молодежи.

На вопрос «какие ожидания у вас сегодня преобладают» ответы разделились примерно поровну вокруг двух вариантов: одни предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь о том, что будет завтра, другие – надеются, что жизнь станет лучше, но не скоро. В отношении соблюдения законов студенты демонстрируют следующую позицию: только 30 % респондентов считают, что закон нарушать нельзя. 70 % респондентов оправдывают нарушение законодательства различными способами: закон ограничивает права личности, во имя пользы дела, многие законы непонятны и поэтому часто нарушаются, во многих законах реально заложены невыполнимые нормы, да и вообще, законодательство быстро меняется, поэтому выполнять его невозможно.

Свобода для молодежи – это в первую очередь независимость в выборе жизненной позиции. Да и самое важное в демократии – это свобода личности. Только вот для достижения успеха в жизни, так же как и десять лет назад, студенты указывают на необходимость связей, знакомств и предприимчивости в первую очередь. Интересен анализ ответов студенческой молодежи Екатеринбурга на вопрос о чувстве враждебности. Так, явно прослеживаются негативные тенденции в отношениях между богатыми и бедными, между представителями разных национальностей, коренного населения к мигрантам. Существенно более сдержанные высказывания относительно отношений между жителями разных регионов страны, и у жителей России по отношению к жителям соседних стран.

В силу сегодняшней популяризации волонтерской деятельности в рамках волонтерской программы Универсиады в Казани 2013 и Олимпийских игр Сочи 2014. Мы считаем, что волонтерство - является идеальной формой социальной адаптации молодежи и прививание патриотического духа.

К основным технологиям развития волонтерского центра и прививания волонтерам чувства патриотизма можно отнести: газету, интеллектуально-дискуссионный клуб и студенческие балы.

Газета волонтеров, как один из видов информационных носителей, позволит связать все волонтерские организации, сформировать взгляд молодых людей с активной жизненной позицией, осознающих роль социального воспитания и формы поведения в обществе.

В основе работы на постоянной основе интеллектуально-дискуссионного центра волонтерского движения лежит продвижение идей гражданского согласия и солидарности средствами обсуждения важнейших исторических, социально-экономических и культурных проблем России. Интеллектуально-дискуссионный центр поможет не только выявлять острые проблемы общества, которые требует помощи волонтеров, но и акцентировать внимание на необходимость приобретения знаний учебных дисциплин.

Сегодня в университете отсутствует целенаправленно организованный процесс нравственного воспитания студентов и формирования у них эстетического восприятия действительности. Проведение студенческих балов - это новый способ формирования собственного устойчивого понятия о морали и этико-эстетической культуры среди молодежи посредством искусств: танца, музыки, театра и художественного творчества, - направленный на улучшение проведения досуга, стимулирование получения знаний по учебным дисциплинам, а также побуждение молодежи на социальную и гражданскую активность. Совместная созидательная деятельность преподавателей и студентов в процессе подготовки и проведении балов развивает способности к взаимопониманию, сотрудничеству и создает неформальную передачу знаний и опыта от одного поколения к другому.

В заключении хотелось бы добавить что в ходе проведения исследовательской работы мы пришли к выводу, что волонтёрство способствует реализации одной из главных задач патриотического образования - актуализация «человеческого в человеке» на основе ценностно-смыслового самоопределения студенческой молодежи.

Литература:

1. Волков Ю.Г. Молодежь и гуманистическая перспектива России // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке. Социальные вызовы и альтернативы». В 3 т. М. : Альфа-М, 2003. Т. 3.

2. Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2012 – январь 2012) /Отв. ред. Ю.Р. Вишневский. Екатеринбург, УрФУ, 2012. С. 332.

Боброва О.А.

Учитель русского языка и литературы

Международный образовательный форум «Глинские чтения» . Июль 2008 г.

Формирование патриотического сознания учащихся

Патриотизм – высшее

выражение духовности человека .

Иван Александрович Ильин

Конечная цель работы школы, а значит, каждого учителя – воспитание гармонично развитой личности. Но сегодня, когда СМИ откровенно пропагандируют культ комфорта и удовольствий, стремление взять от жизни всё и вполне естественным рисуют путь человечества к животному началу - это непростая задача.

Подмена духовных ценностей на фальшивые во многом почти осуществилась: стираются границы между добром и злом, пороки выставляются напоказ как допустимое, равнодушие к происходящему становится нормой, родители находятся в вечной гонке за золотым тельцом, объявляя её самой важной, необходимой для взращивания своего чада. Воспитание и развитие ребёнка отодвигают на второй план. Главное –накормить и обуть, обеспечить… Выросло поколение мам, спокойно курящих в присутствии своих детей и распивающих различной степени крепости спиртные напитки. Сложно даже представить, что они способны думать о нравственном воспитании и духовном развитии своих детей, являя собой образец безнравственного поведения…

Сбывается план Алена Даллеса, разработанный ещё в 1945 году: «Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить…Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа и окончательного, необратимого угасания его самосознания… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию,животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, шовинизм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: всё это мы будем ловко и незаметно культивировать…

И лишь немногие … будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище» .

Итак, идёт война, настоящая идеологическая война. Народ уничтожается при равнодушии или полуравнодушии общества.

Что же делать нам, учителям, представителям передового рубежа этой бескровной битвы? Ведь мы-то с вами видим, как уничтожается наше подрастающее поколение, а значит, уничтожается будущее России! Как предотвратить превращение детей в безликую толпу человекоподобных, озабоченных лишь хлебом насущным?Что должны противопоставить мы повреждению здравомыслия и растлению духа подрастающего поколения?

Возникла реальная необходимость качественного улучшения воспитания молодёжи.На первое место должно ставить заботу о духовном развитии, нравственном воспитании. Необходимо прививать интерес к своим «корням»: традициям, культуре, истории родного края и Отечества.Необходимо взращивать в детях внутреннюю мотивацию для добросовестного служения Отечеству и народу, формировать патриотическое сознание и развивать рефлексивное мышление учащихся.

Безусловно, и на уроках мы не просто обучаем детей азам той или иной науки, а стараемся воспитать человека, заронить в его душу зерно добра, способность отличать истинное от ложного, но этого недостаточно,чтобы сформировать патриотическое сознание. Важно целенаправленно заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Осознание «чувства Родины», понимание значения истории Отечества в жизни человека изменит мировоззрение, откорректирует ценностные ориентации, определяющие устремлённость личности к идеалу, то есть поднимет подростков на более высокий уровень духовно-нравственного развития.

Именно такое понимание задачи вызвало у меня желание разработать курс внеклассных занятий по патриотическому воспитанию учащихся.

Для выявления нравственных идеалов, иерархии ценностей, степени осознания учащимися себя в окружающем мире я использовала психологический метод диагностики по рекомендации к.п.н. В.В.Выговской – анкетирование: Кто я? Какой Я? Мои стремления… Выбор ценностей.

По результатам обработки данных анкет разработала курс из 12 занятий по формированию патриотического сознания учащихся продолжительностью 1 и 2часа (с учётом предварительного и заключающего тестирования).

В основу курса легли личные встречи с интересными людьми, понимающими необходимость воспитания в подрастающем поколении чувства любви к Родине, и заочное знакомство с героями-патриотами разных времён,основанное на просмотре фрагментов видеофильма Ольги Дубовой «Герои нашего времени» и видеофильма о Максиме Трошине«Песней наполнено сердце моё…»

На занятии«Родина моя» разговор шёл о том, почему нужно почитать и любить отца и мать, почитать и любить Родину. Что значит любить Родину, быть патриотом?

Из встречи с вдовой нашего земляка Анной Павловной Грабинойребята узнали о земляке-патриоте - гениальном конструкторе артиллерийского вооружения Василии Гавриловиче Грабине, верно служившем Родине как на гражданском, так и на военном поприще.

Анна Павловна рассказала ребятам о том, как рос и учился Василий Гаврилович, как настойчив был в достижении поставленной цели.

Интересный, увлекательный рассказ позволил ребятам познакомиться с особенностями быта начала 20 века, представить трудности, которые ожидали многих детей,желающих учиться, но не имеющих такой возможности.

Жизненные истории, произошедшие в детстве с Васей Грабиным, позволили ребятам создать образ мальчика, никогда не унывающего, настойчивого, честного, смелого,любящего сына и помощника родителей.

Уверенность в том, что он сможет овладеть знаниями по любой дисциплине, способность отказаться от всего ради учёбы – вот что позволило Василию Грабину стать «уникумом» (так назвали его члены экзаменационной комиссии Военно-технической академии имени Ф.Э.Дзержинского).

Ребята смогли убедиться, что настойчивость в овладении знаниями, непреклонность в достижении цели и смелость в принятии важных решений позволили Василию Гавриловичу стать выдающимся конструктором, достойным сыном Отечества: в годы Великой Отечественной войны противотанковые пушки,созданные им, наносили сокрушительные удары по танкам врага, приближая час Победы.

Следующая встреча была посвящена памяти Александра Невского.

На этот раз в гости к ребятам был приглашён Евгений Карунин – поэт и композитор,исполнитель патриотических песен.

Евгений Александрович познакомил ребят со своей поэмой,посвящённой великому князю – защитнику Земли Русской.

О том, как проходила встреча, можно узнать из фрагментов сочинений-отзывов ребят. Вот некоторые из них:

- «Выступление поэта было посвящено жизни и подвигу князя Александра Невского.

Дав нам возможность вспомнить основные события жизни князя, автор прочёл отрывок из поэмы, когда шведский барон вызывает Александра Невского на поединок. Молодой полководец не спит всю ночь, молится Богу, понятно, что переживает он за Родину, её судьбу. Шведский недруг высокомерен, самоуверен.

Когда поэт читал, все слушали, затаив дыхание».

- « Волновала судьба Пелугия, пробирающегося через лес для того, чтобы спасти Новгород, успокаивало появление чуда: святых Бориса и Глеба».

- «Он читал с выражением, с мимикой, так, как будто сам всё это пережил. Многие из нас очень чётко представляли эту картину и переживали за героев».

- «А затем нас ждал сюрприз! Наш гость взял в руки гитару и запел. Я был потрясён! Естественный, мощный голос впечатлял своей силой и энергией, заставлял задуматься о темах, волновавших людей всегда: о борьбе добра и зла, о патриотизме, о героизме и предательстве.

Анализируя историческое прошлое, я стал размышлять и над собственной жизнью, о своём месте в этом мире».

- « Стихи в песнях складные. Они как будто льются рекой. В них слышится любовь к Родине, её истории. Я заворожено слушала его песни, представляя себе те «преданья старины глубокой», о которых в них поётся».

- «Особенно грустная была песня про то, как Иван Грозный приказал выколоть глаза мастерам, которые построили красивый храм».

- «Затем мы слушали песню о Пересвете. Мне особенно запомнилась история о том, как перед важным боем он сразился с воином врагов и победил его ».

- «Больше всего мне понравилась песня о Родине. Она очень красивая».

- «Во время его выступления моё сердце то радовалось, то болело, то сжималось за судьбу моего народа, за судьбу моей Родины».

- «В конце нашей беседы мы сделали общий снимок на память. Евгений Карунин принёс нам книжечки с одной из своих баллад. Он подписал их для каждого! У него прекрасный почерк! Встреча прошла на «ура»!

- «Если бы в нашей стране было больше таких патриотичных людей, было бы очень хорошо. Я жду следующей встречи».

Евгений Карунин подписывает экземпляр своей исторической баллады

Встречи с интересными людьми, остро чувствующими свою сопричастность к истории Отечества, безусловно, необходимо организовывать, если мы хотим видеть нравственно здоровым молодое поколение, если мы думаем о будущем России. Ведь история Отечества, его слава, его герои – то бесценное наследство, которое должны благодарно принимать и преумножать новые поколения. Знание истории своей страны формирует человека, умеющего думать, с чувством собственного достоинства.

Поэтому укрепление исторической памяти молодёжи – наша задача, в её решении – залог самосохранения народа, России.

Очередная встреча с Евгением Каруниным на тему «Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания» (2 часа) состоялась 22 февраля - накануне Дня Защитника Отечества.

Поэт познакомил ребят со своими произведениями, посвящёнными природе родного края, исполнил песни на стихи Николая Рубцова. Прозвучали стихотворения русских поэтов о родной природе и в исполнении ребят. Они отвечали на вопросы поэта,делали выводы о силе и красоте русского слова, о необходимости бережного к нему отношения.

Беседу о значении поэтического слова в годы Великой Отечественной войны, о силе его влияния на состояние духа защитников Родины и о том, как важно нам сегодня помнить об этом, Евгений Карунин завершил исполнением песен о героях-патриотах былых времён и современности, о любви к Родине.

Сила воздействия поэтического слова в эмоциональном исполнении автора под аккомпанемент гитары – бесспорно, велика.Слушатели невольно заряжаются энергией исполнителя, так же, как и автор,волнуются и радуются, переживают, чувствуют свою причастность к былому, наполняют сердце благодарностью к героям-защитникам, любовью к Родине, а значит, становятся её патриотами.

Разговор о героях-патриотах Великой Отечественной войны мы начали с просмотра фрагмента видеофильма «Герои нашего времени» Ольги Дубовой.

Беседа о содержании фильма позволила ребятам сделать вывод о том, что моральные и духовные ценности народа - основа победы в Великой Отечественной войне. Ребята смогли сопоставить нравственные идеалы поколения победителей с нравственными идеалами современной молодёжи и сделать соответствующие выводы о том, что подвиг поколения победителей – это яркий пример самоотверженного служения Отечеству, что необходимо сохранять память о народном и воинском подвиге в годы Великой Отечественной войны и для того, чтобы не ошибиться в выборе идеала.

Второе занятие, посвящённое героям Великой Отечественной войны, тоже основанное на просмотре фрагмента видеофильма Ольги Дубовой, позволило ребятам ответить на следующие вопросы: для чего нужен молодёжи опыт прошлых поколений? надо ли знать героев Отечества? что даёт современному молодому человеку это знание?

Ребята смогли сделать вывод о связи и преемственности поколений, о том, что историческая память народа – основа его самосознания, а значит, и самосохранения.

Очередная встреча с поэтом Евгением Каруниным на тему«Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания» - беседа о судьбе современника, поэта-патриота Максима Трошина.

Предварительно ребята познакомились с биографией поэта, его творчеством, просмотрели фрагменты видеофильма «Песней наполнено сердце моё», прослушали записи песен из альбома «Соловейка» в исполнении автора.

Занятия обогатили ребят знанием того, что естественное и необходимое для жизни, как дыхание, чувство Родины составляло суть жизни человека, немногим старше их…

Завершило курс занятий повторное анкетирование, результаты которого позволили сделать вывод об эффективности проведения курса с учащимися по формированию их патриотического сознания. Оправдались мои надежды на то, что после занятий ребята по-иному отнесутся к определению своего «Я», к желаниям и планам, к выбору между «иметь» и «быть», что их ложные кумиры померкнут перед образами истинных героев.

Уверенность в том, что необходимо и в дальнейшем проводить подобную работу, подтверждают и размышления учащихся. Вот некоторые из них:

- «Я думаю, что такие встречи с всесторонне развитыми людьми помогут детям нашего возраста расширить свой кругозор и серьёзно задуматься над смыслом жизни».

- «И сегодня важна победа добра над злом, важно стремление к свободе и справедливости».

- «Я понял,что настоящий человек должен любить свою Родину, знать историю, гордиться великими людьми России».

Безусловно, если каждый педагог составит свою программу работы с учащимися по патриотическому воспитанию, используя в ней имеющиеся у него видеоматериалы, привлекая к работе людей неравнодушных, волнующихся за становление молодого поколения, за будущее России, то желаемый результат будет возможен. Ведь если мы сегодня не противопоставим волне бездушия, безразличия, самолюбования, желания получить от жизни всё и любым путём, любыми средствами другой образ жизни,основанный на примерах честности, жертвенности, любви к малой родине и Родине-Отчизне, то потеряем наше будущее, поставим под удар существование самой России. А ведь именно этого и добиваются те, кому не дают покоя просторы нашей Родины. И потому каждый из нас, педагогов,понимая ситуацию, сложившуюся не в одночасье, не может быть спокоен. Каждый должен чувствовать себя на передовой, понимая, как много нужно сделать, чтобы не упустить, отвоевать души детей наших от насаждаемой иноземщины, привить им любовь к родной земле, научить гордиться делами своих предков, взрастить в них желание быть достойными их памяти, быть патриотами России.

Уверена, что строки стихотворений поэта Николая Зиновьева отражают состояние души многих, о будущем Родины заботящихся:

Как ликует заграница

И от счастья воет воем,

Что мы встали на колени.

А мы встали на колени

Помолиться перед боем…

Время бить в колокола,

А иначе о России

Завтра скажут: « Да, была».

Слова - предупреждение, слова – призыв к действию! Как точно отражают они состояние жизни страны нашей сегодня. Мы в ответе за будущее России и перед предками, и перед потомками. И только объединив свои усилия, мы сможем выстоять, выстоять и победить.

И если соберём волю каждого в одну волю – выстоим!

Если соберём совесть каждого в одну совесть - выстоим!

Если соберём любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!

Валентин Распутин

ТЕМА: «Развитие у учащихся патриотического сознания, формирование нравственной и гражданской позиции в рамках ФГОС 2 поколения в МБОУ СОШ№1 ЗАТО Озерный»

Патриотическое воспитание очень широкое направление в деятельности школы. Что же входит в это понятие? Среди национальных ценностей патриотизм стоит на 1 месте. А рядом такие понятия, как духовность, нравственность, гражданственность.

Поэтому закономерно, что вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность.

Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС 2-ого поколения.

Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно-нравственному развитию личности гражданина России.

В нашей школе эта работа базируется на 4 школьных проектах:

- «Я- гражданин России»

- «Здоровье на «5»»

- «Традициями сильны»

- «Мы- звезды»

До введения ФГОС 2 поколения в практику школьного образования ,наша школа уже имела опыт организации внеурочной деятельности, направленной на патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся. В настоящее время происходит совершенствование этой деятельности.

На наш взгляд проблема воспитания духовно-нравственных ценностей стоит довольно остро перед современным обществом. Из-за того, что молодое поколение плохо понимает, что такое духовные ценности и нравственные нормы, зачастую путая их.

В основе гражданского образования в нашей школе лежит проблема формирования законопослушного гражданина, развития у учащихся чувства гражданственности. . Оно подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Как внедрить духовно-нравственные ценности в сознание современного молодого человека и каким должен быть набор этих ориентиров - сегодня нет однозначного ответа.

В послании Федеральному собранию РФ Президент РФ В.В.Путин обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики и без которых мы не можем представить нашу страну. Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, свобода слова и вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА О МЛАДШИХ И СТАРШИХ; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА В РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией»

Для полноценного духовно-нравственного развития учащихся необходима собственная гражданская позиция педагогического коллектива школы.

Мероприятия деятельности ( экскурсии, уроки мужества, проекты, вахты памяти, концерты к знаменательным датам, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, КТД и другие) организуются в нашей школе в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования .

В ситуациях, когда школа, учитель формирует толерантное, гуманное отношение к людям, а дома ему говорят, что человек человеку волк, мы с Вами должны быть Волшебниками , чтобы суметь переубедить, перетянуть одеяло на себя. А поэтому особое внимание должно уделяться формам проведения таких мероприятий как: диспуты, круглые столы, встречи с интересными людьми, игры, соревнования, инициатива должна идти от самих детей. В противоположном случае мы только будем убеждать учеников в том, что все, что они слышат из уст учителя ничего общего не имеет с действительностью. Ведь патриотизм - это чувство, а заставить чувствовать нельзя.

Для формирования нравственной и гражданской позиции школьников считаем необходимым соблюдение следующих условий:

1. В школе воссоздаются элементы взрослой

гражданской жизни (например: школьное самоуправление )

2. Основные элементы школьной жизни приводятся в соответствие с

демократическим ценностями. (выборы Президента)

3. Гражданское образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с дивизией, учреждениями культуры, образования и др.

Проект «Я - гражданин России» является для нашей школы приоритетным.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я - гражданин России» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. Необходимо переосмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении мы ищем новые формы работы и совершенствуем уже имеющиеся.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

Всё это определяет актуальность разработки и реализации школьной программы патриотического воспитания « Я - гражданин России», а её реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

В рамках реализации проекта «Я - гражданин России»в школе прошло много мероприятий.

Так, 26.10.2013г. коллектив учителей и учащихся школы принял участие в межмуниципальном фестивале народного творчества «Юность комсомольская моя!»Выступление стало не только яркой демонстрацией творческих талантов, но и наглядным примером единения, общности взглядов представителей разных поколений, успешного симбиоза учителей и учеников всех трех ступеней!

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны, Тверской области, гербом Озёрного, традиционно входит в содержание патриотического воспитания. Так 1-4 классах прошли тематические классные часы «Государственная символика» . В 6-9 классах учителями истории подготовлены интеллектуальные игры, викторины на тему «Конституция РФ-главная книга страны», «Символы Твери».

Учащиеся 1-8 классов участвовали в конкурсе рисунков «История герба и флага Тверской обл.», учащиеся 5-11 классов - в конкурсе сочинений .

В честь празднования дня РВСН учащиеся 5-х кл. с кл. руководителями посетили музей Боевой славы дивизии, поздравляли на дому ветеранов ВС.

Формировать политическую и правовую культуру, гражданскую позицию учащихся помогают проведение выборов на пост президента РМиД, деловая игра «Я - будущий избиратель», тематические классные часы в 1-11 классах «Главные выборы страны»,встречи с председателем ТИК ЗАТО Озерный Шитиковой Е.П. по основам избирательного права.

По итогам школьного проекта учителем истории Свириной Л.В.был подготовлен и проведен тематический вечер«Россия-Родина моя» .

С 13 января по 8 марта 2014 года в школе реализовывался проект «Традициями сильны».

В рамках реализации проекта проведен цикл мероприятий

Так, 15 февраля в актовом зале школы прошла встреча с земляками-участниками войны в Афганистане. Учащимся 5-11 классов и педагогам школы выпала возможность встретиться с участниками афганской войны, теми,кто с достоинством и честью прошел огонь боев. Тех из «Афганцев»,которые по причине болезни не смогли прийти- ребята чествовали на дому. Учащиеся 8 «А» класса подготовили видеопрезентацию о тех годах, со сцены звучали проникновенные стихи и песни в исполнении учителей и школьников, педагога доп. Образования Семенова С.Н.,танцы,тронувшие сердца,подготовленные Гуревич М.Л.. Встреча оставила неизгладимое впечатление в сердцах всех присутствующих.

В преддверии Олимпиады в Сочи, в школе впервые проводились Малые Олимпийские игры среди учащихся среднего звена. Участников приветствовала богиня правосудия Фемида. Тренер-преподаватель ДЮСШ Мочалова И.Л. рассказала об истории Олимпийских игр, звучал Олимпийский гимн. Неделю участники соревновались в личном и командном первенстве. В день закрытия Олимпиады в Сочи-были подведены итоги и вручены награды победителям и участникам.

За учащимися МБОУ СОШ №1 закреплено 20 ветеранов ВОв , детей войны, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла, проживающих на территории ЗАТО Озёрный и 22 педагога-пенсионера школы , не работающие в данный момент. Так же в рамках акции «Спешите делать добро» посильная помощь оказывается вдовам ветеранов, детям войны, не закреплёнными за школой и проживающими на территории ЗАТО Озёрный и п. Выползово.

В течение года школьники организовывали поздравления к праздникам, оказывали посильную помощь в бытовых вопросах, собирали информацию о своих прадедах-участниках Вов в рамках акции «Спасибо деду-за Победу!», участвовали во время каникул в работе поисковых групп. В дар школьной музейной экспозиции учащимся Царевым Д. были переданы предметы, найденные на местах боев во Ржевском районе, а Карпешиным М. переданы боевые и юбилейные награды его прадеда.

3 года в каждой параллели начальной школы в рамках ФГОС 2го поколения работает кружок «Я-гражданин России»,на занятиях которого дети овладевают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Воспитатели 2-й смены пришкольного оздоровительного лагеря главной целью в работе ставили воспитание патриотизма через уважение к историко-культурному наследию своей малой родины. Воспитанники приняли активное участие в мероприятиях, посвященных Дню города. Увлекательно прошла экскурсия «Улицы нашего городка», после которой каждый отряд создал презентацию о памятных местах Озерного.

Председателем ТИК Шитиковой Е.П. проведена викторина о государственных символах. Учитель музыки Шорина Т.А. на протяжении всей смены вела кружок фольклорной песни. Ребята окунулись в атмосферу народных песен и танцев.

В рамках исследовательской работы в этом учебном году мы планируем пополнить школьную музейную экспозицию материалами из истории улиц Озерного, и о наших земляках-воинах-интернационалистах.

Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе . А самое главное, патриотическое воспитание должно проводиться совместно с семьей и через семью . Наша школа - это большая дружная семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей. Папы и мамы проводят классные часы, праздники, организуют экскурсии, спортивные соревнования, становятся членами жюри в смотрах-конкурсах учащихся. Мы уверены, что именно родители, работа с семьей поможет развить у школьников патриотическое сознание, сформировать нравственную и гражданскую позиции, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи .

Мы работаем и применяем 3-мерный подход: (Схема: линейность-системность-воссоздание реальности).

1)Линейность - важные темы или линии, позволяющие развить чувство патриотизма у ребят. Человек научиться любить свое Отечество тогда, когда научится любить и ценить себя, свой род, свою семью, школу, окружающий мир, городок. В преддверии 70-летия Великой Победы особое внимание уделяем теме Вов. Работа проводится от малого к большому, от простого- к сложному.

2)Системность: А именно: какая-то линия или тема прорабатывается во всех классах. Например: «Подвиг народа бессмертен»

Все эти темы отрабатываются из года в год, и к 11 классу учащиеся осознанно, глубинно знают эту тему.

В науке считается, что только те знания запоминаются, которые были повторены не менее 7 раз.(5-11кл). А мы не только запоминаем, но и расширяем знания учащихся, учитывая возрастные особенности.

3)Воссоздание реальности: Наукой доказано, что человек применяет только 30% знаний. А наша задача, чтобы чувство патриотизма не только осознавалось разумом, но принималось душой, когда эмоции проходят через сердце и остаются там. Для этого по отдельным линиям проводятся тематические мероприятия.

В целом решению многих аспектов поставленной проблемы помогает программа духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников. В рамках программы духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из граней личности гражданина и патриота.

Таким образом, основной целью развития у учащихся патриотического сознания и формирования нравственной и гражданской позиции в рамках ФГОС 2 поколения, в нашей школе ставится раз-витие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культур-ных традициях многонационального народа Российской Фе-дерации.

У нашего будущего-лица наших учеников!!!