Наименование проекта: «Идем в детский сад»

Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению?

Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года.

Критерии эффективности проекта

1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.

4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.

5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.

Аннотация

Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.

Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.

Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

  • Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
  • Целеполагание проекта
  • Ожидаемые результаты реализации проекта
  • Механизм реализации проекта
  • Этапы и содержание проектной деятельности
    1. Подготовительный этап
    2. Основной этап
    3. Заключительный этап
  • План образовательной работы с детьми и родителями
  • Мониторинг проекта
  • Перспективы деятельности к завершению проекта

Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду

В нашем детском саду воспитываются часто болеющие острыми респираторными заболеваниями дети, дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалисценции, бронхиальной астмой вне обострения. Здесь много уделяется именно здоровью ребенка. Ведь, к сожалению, ни для кого не секрет, что первое время ребенок начинает болеть, иммунитет снижается. И связано это не только с тем, что его окружение становится многообразнее, но и с тем, что первое время ребенок испытывает дискомфорт и стресс от происходящего. Поэтому медицинская поддержка ему просто необходима.

В детском саду для комплексного оздоровления детей оборудованы разнообразные помещения: физиотерапевтический кабинет, ингаляционный кабинет, физкультурно-музыкальный зал, который совмещен с залом ЛФК, «волшебная» сауна для развития и оздоровления воспитанников детского сада.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию малыша. Основой такого сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как экскурсии по детскому саду, беседы, консультации, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд, наиболее эффективным является выставление информации (папки-передвижки) на тему «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад», «Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)», «Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада».

Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.

Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:

1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);

2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

3. релаксационные игры (песок, вода) ;

4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

6. культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

2. постепенное заполнение группы;

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;

6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра) ;

7. протекание адаптации (медицинская сестра).

В нашем учреждении работают группа кратковременного пребывания, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

4. Беседы.

Целеполагание проекта

Для реализации проекта я определила его общую цель :

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Цели проекта конкретизируются решением следующих задач:

1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

2. позитивное развитие отношений в детском коллективе;

3. повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

4. снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

5. вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

6. активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

7. формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Механизм реализации проекта

Изучив сборник научно-популярных статей для родителей и педагогов «Адаптация к детскому саду», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:

Мониторинг проекта

При проведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, из которого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 17 детей, средняя степень тяжести у 2 детей, тяжелая степень адаптации у 1 ребенка.

Перспективы деятельности к завершению проекта

Накопленный нами интересный опыт по творческому проекту «Идем в детский сад» будет использоваться и в дальнейшей работе. В наших дальнейших планах предусматривается приобретение оборудования для игр с водой «Водный мир», «Поймай уточку», а также комплект деревянных игрушек-забав.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

2 – младшая группа «Капитошка»

Состовитель: воспитатель 1-й квалификационной категории Евдокимова Е.Н.

Информационная карта проекта

Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители

Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик.
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Предоставление родителям папки-¬передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
Подготовка игротек
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
1. Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
-закаливание;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни
фотовыставка «Я и детский сад»

Деревягина Елена Викторовна

педагог-психолог,

МАДОУ «Колокольчик»

ХМАО город Когалым

Психолого - педагогический проект по адаптации и ранней социализации

детей 1,5-2 лет в детском саду: «Солнышки»

Наименование проекта: проект по адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в детском саду: «Солнышки».

Вид, тип проекта: социальный, информационно-творческий, практико-ориентированный, групповой, среднесрочный.

По количеству участников: 46 человек (из них 22 ребёнка, 1 педагог-психолог, 1 воспитатель, 22 родителя).

Объект: первая группа раннего возраста № 12.

Участники: воспитатели 1 группы раннего возраста, дети, родители.

По времени: 3 месяца.

Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь.

Актуальность проекта: с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужой, незнакомой воспитательницей, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда,иной стиль общениясо взрослыми и сверстниками.

Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).

Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно.

Постановка проблемы: адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в дошкольном учреждениипротекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей впериод адаптации и ранней социализации в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние.Родители то же испытывают тревогу и напряжение. Основная задача педагога-психолога, воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации.

Цель проекта -обеспечение благоприятных условий для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные.

Задачи:

1. Изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.

2. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.

3. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации и ранней социализации в детском саду.

4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

5. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.

6. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

7. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.

8. Развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

9. Развитие игровых навыков.

  1. 10. Формирование активной родительской позиции по отношению к процессу адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
  2. 11. Подготовить рекомендации родителям по адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
  3. 12. Проанализировать результаты и сделать выводы.

Предполагаемые результаты:

1. Оптимальный уровень адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в ДОУ.

2. Стабилизируется общее эмоциональное состояние детей.

3. Темп физического и психического развития нормализируется.

4. В детском коллективе сформируются позитивные взаимоотношения.

5. Воспитанники приобретут навыки ранней коммуникации.

6. Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, получат помощь вформировании правильного отношения к развитию своих
детей, проявят заинтересованность в сотрудничестве с
детским садом.

Методы и формы работы:

1. Игры психологические,дидактические, дидактические с элементами движения, музыкальные, театрализованные, подвижные игры имитационного характера.

2. Чтение программных произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных изданий.

3. Наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонными изменениями.

4. Элементарное экспериментирование, конструирование (игры с водой и песком).

5. Оформление выставок книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи, тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы.

6. Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

7. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым стихотворениям, сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.).

8. Слушание народной, классической, детской музыки.

9. Подыгрывание на музыкальных (шумовых) инструментах.

10. Пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции.

11. Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия с детьми.

12. Развитие движений черезигровыезанятия, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

1. Физическое развитие : комплексы закаливающих процедур (мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.

2. Социально - личностное развитие : ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие навыков самообслуживания; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.

3. Познавательно - речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение и побуждение к речевой активности детей.

4. Художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.

Ресурсы проекта:

1. Программные произведения устного народного творчества: потешки, поговорки, уговорушки, русские народные сказки, произведения поэтов и писателей России.

2. Программный музыкальный репертуар: произведения для слушания, пения и подпевания, образных упражнений, музыкально-ритмических движений.

3. Сюжетные игрушки, "волшебные мешочки", музыкальные (шумовые) инструменты, гимнастические палки, кольца, природный материал.

Механизм отслеживания:

1. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации» (модификация разработки А. Остроуховой, разработана совместно с И.Ф. Хусаиновой)(см. Приложение).

2. Использование методов включённого и не включённого наблюдения.

3. Анкетирование родителей.

4. Собеседование.

5. Совместные детско-родительские игровые занятия в рамках «Ясли-клуба«Солнышки»(см. Приложение).

Продукт проекта:

  1. Создана психологически комфортная среда.
  2. Организована и проведена игровая занимательная деятельность с целью успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет через психологическое развитие детей, развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
  3. Создана картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет (см. Приложение).
  4. Накоплена информационная база по теме адаптации и ранней социализации детей 1,5 - 2 лет.

Гипотеза : еслиобеспечить благоприятные условия для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, в основе которых лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов, то это позволит детям значительно легчевойти в интересный и увлекательный мир детского сада.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

Целью данного этапа работы над проектом " Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду" является, в первую очередь, изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском саду, и установление дружеских, доверительных отношений с малышами и их родителями.

Дети раннего возраста очень сильно привязаны к матери и очень пугливы.Поэтому, крайне важно, приучить детей к своему присутствию, выработать у них положительный настрой на взаимодействие с психологом. Сформировать связь: психолог - весело, интересно, хорошо.Присутствие психолога в группе должно вызывать у детей улыбку, весёлый и игривый настрой.

В ходе реализации I этапа решались следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.

2. Подбор диагностического материала(см. Приложение).

3. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.

4. Установление доверительных отношений с малышами.

5. Исследование социальных навыков детей.

6. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов.

7. Составление плана работы с детьми и с родителями.

8. Подбор информационного материала для родителей.

9. Анкетирование родителей.

Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.

Адаптация и ранняя социализацияотносится к разряду междисциплинарных научных понятий. Значительный вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). Вопросы социальной адаптации активно рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).

Психологическая наука,прежде всего, изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и возможности приспособления личности к социальной среде. А педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки адаптации и социализациималышей, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Выделяя этапы развития личности, А.В.Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.

Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ .

Основное направление адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском саду - работа с ними. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации» (модификация разработки А. Остроуховой совместно с И.Ф. Хусаиновой) (см. Приложение.).

Цель наблюдения в период адаптации - ежедневный контроль за поведением, эмоциональным состоянием ребенка, состоянием здоровья в первый месяц посещения детского сада. В листе адаптации выделяются 4 фактора поведенческой адаптации и социализации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть, от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования на листе адаптации приводятся краткие характеристики разных оценок. Суммарно по всем факторам можно получить +15 или -15, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день адаптируется и социализируется в детском саду) или быть сколь угодно долгой. Уровень, то есть, успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Карта наблюдения за эмоциональным состоянием и характером деятельности ребенкав период адаптации и социализации малыша заполнялась дважды.

В первый день, как только малыш вошёл в группу детского сада и через месяц.

А для ежедневного контроля за поведением, эмоциональным состоянием, состоянием здоровья детей в первый месяц посещения детского сада заполняется адаптационный лист.

Данная диаграмма показывает результаты адаптации и социализации детей 1,5-2 лет в самом начале посещения детского сада.

Для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, был разработан и реализован план мероприятий,в основе которого лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов позволивший детям значительно легчевойти в интересный и увлекательный мир детского сада.

План мероприятий по реализации проекта:

сентябрь

Телесная терапия «Иди ко мне»,«Тушки-тутушки»;

Игра-забава «Легкое перышко»;

музыкотерапия «Курочки и цыплята»,«Маленькие ладушки»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок».

Телесная терапия «Кто такой хороший»,

«Баю-баю»;

пальчиковые игры «Семья»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка»;

музыкотерапия «Шагаем вместе»;

«Идет мишка»;

игра-забава «Я в окошечко гляжу».

Телесная терапия «Мой малыш»,

«Тушки-тутушки»;

пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»;

упражнения на дыхание «Греем ручки»;

игра-забава "Воздушные шары";

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Хрюшка и Чушка».

Телесная терапия «Обними меня», «Цап»;

сказкотерапия

«Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба»;

Музыкотерапия«Гопачёк»,

«Пляски с платочком»;

игра-забава «Весёлые пузыри».

Работа с родителями

Родительское собрание. Тема: «Возрастные особенности детей 2 года жизни»

Анкетирование «Ваш ребёнок».

октябрь

Театрализован игры «Весёлый петрушка»;

упражнения на дыхание

«Надуваем пузырь»;

телесная терапия «Попрыгушки»; «Обнимашки»;

пальчиковые игры «Сомни платочек»;

музыкотерапия «Вальс собачек»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок и утёнок».

Музыкотерапия «Вот как мы умеем»,

«Шагаем вместе»;

телесная терапия «Баю-бай»; «Обнимашки»;

игра-забава «Волшебный мешочек";

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Как коза избушку построила».

Телесная терапия

«Догонялки-обнималки»;пальчиковая игры

«Дружная семейка»;

игра-забава

«Ладушки, ладушки!»;

музыкотерапия

«Машенька-Маша»,«Гопачёк»;

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка».

Телесная терапия «Наши пальчики»;

Игра «Легкое перышко»;

пальчиковая ига «Колючий ёжик»;

музыкотерапия «Вот как мы умеем»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Зайка, зайка, попляши!»;

игра-забава

«Петушок, петушок...».

Работа с родителями

Памятка для родителей: «Как помочь малышам адаптироваться?»

Стендовые консультации и папки-раскладушки: «Как и чему учить ребёнка раннего возраста».

ноябрь

Пальчиковая игра «Наши пальчики устали»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок»;

телесная терапия «Обними меня»;

игра-забава «Чудесный сундучок»,«Ку-ку»

музыкотерапия «Воробей», «Маленькие ладушки».

Телесная терапия

«Ладушки»;

игра-забава «Едет паровоз»;

сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок»;

музыкотерапия «Водичка»,

«Гопачёк».

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Совята»; телесная терапия «Скачем на лошадке»;

игры «Топ-топ»;

пальчиковая игра

«Пальчики»;

музыкотерапия

«Колыбельная»;

телесная терапия «Попрыгушки»;

Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Теремок»; телесная терапия «Еду, еду к бабе, к деду...»,

«Обнимашки»;

пальчиковый игры «Зайка серенький сидит»;

музыкотерапия «Юрочка», «Маленькие ладушки».

Работа с родителями

Совместное детско-родительское занятие, в рамках Ясли - клуба «Солнышки».

II этап – основной.

Теоретическая часть:

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Социализация- процесс и результат усвоения и активного воспроизводства

индивидомсоциального опыта, прежде всего системы социальныхролей.Реализуется в общении и деятельности в семье, в дошкольных учреждениях.

Происходит в условиях воспитания, целенаправленного формированияличности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации.

Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями сверстников, подражать их действиям.

Целью данного этапа работы над проектом «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» является выполнение намеченной программы проекта.

В ходе реализация программы проекта работа шла по нескольким направлениям.

Первое , и самое главное, создание у детей положительного настроя на детский сад,преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации и ранней социализации в детском саду, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, развитие внимания, восприятия, речи, воображения, развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, развитие игровых навыков.

А для этого необходимо:

1. Чтобы педагог стал для малыша близким человеком.

  • · ребенок охотно идет от мамы к педагогу;
  • · улыбается, радуется, когда видит педагога;
  • · успокаивается от общения с педагогом;
  • · малыш обращается за помощью к педагогу.

2. Помочь малышу приспособиться к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней.

Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:

  • · Ребенок знает расположение и назначение комнат;
  • · Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, его шкафчик для верхней одежды;
  • · Знает и хорошо ориентируется в том, где и какие игрушки лежат.

3. Помочь малышу как можно быстрее и легче освоиться в новом для него образе жизни.

Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:

  • · ребенок легко подчиняется режиму дня;
  • · сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.

4. Помочь малышу правильно социализироваться.

Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:

  • · ребенок играет с детьми;
  • · спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
  • · ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

Таким образом, в основе психолого - педагогической работы с детьми в период адаптации и ранней социализации основными считаю следующие моменты:

1. побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам коммуникации и сотрудничества;

2. развитие и поддержание уверенности в собственных силах;

3. воспитание самостоятельности, желания и умения играть, исследовать окружающее пространство, расширять границы своих возможностей;

4. сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.

Второе , и не менее главное, это работа с родителями. В результате которой

родители активно включаются в педагогический процесс в ДОУ, получают помощь в формировании правильного отношения к развитию своих детей, и проявляют заинтересованность в сотрудничестве сдетским садом.

Для решения этих задач использовались, как хорошо знакомые методы и приёмы - индивидуальные беседы и консультации с психологом, родительские собрания, в форме круглого стола, стендовые консультации и папки-раскладушки,так и ещё мало применяемый метод - совместных детско-родительских занятий, в рамках Ясли - клуба «Солнышки».

Целью этого направления нашей работы, в рамках проекта «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» является необходимость способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах адаптации и развития детей раннего возраста, создание условий для сокращения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и развития положительно окрашенных эмоциональных отношений между родителями и детьми.

Для того чтобы максимально полно и эффективно реализовать поставленную целья поставила следующие задачи:

1. выявить положительный опыт семейного воспитания;

2. оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;

3. развивать социальные и коммуникативные умения (самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям) у детей раннего возраста путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

4. сформировать единый стиль общения с ребенком в семье и детском саду.

Таким образом, в ходе детско-родительских занятий, у родителей:

1. сформируются определенные модели взаимодействия с ребенком; повысится уровень педагогических знаний и умений;

2. активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать и преодолевать трудности в воспитании детей;

3. установятся доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно влияет на эмоциональное состояниемалыша;

4. сформируется умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

Для детей результатом таких занятий будет то, что:

1. адаптация к условиям детского сада будет проходить в легкой и средней степени;

2. активизируется и разовьётся речь, улучшатся показатели речевого развития детей;

3. малыши станут более активными и любознательнымик окружающему миру, возникнет привязанность к педагогам, желание играть со сверстниками,разовьются игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками и предметами-заместителями, то естьпроявятся признаки внутреннего комфорта и эмоционального благополучия детей.

4. сформируется эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм, культурно-гигиеническим навыкам и закаливающим процедурам, сказкам, потешкам, театрализованной деятельности.

III этап-заключительный:

совместная работа педагога-психолога, воспитателя I группы раннего возраста № 12 и, конечно, родителей малышей, обеспечение благоприятныхусловий для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания малышей в детском саду, которые воспринимались ими, как безопасные, интересные и доброжелательные, позволило решить все поставленные задачи.

Мы добились оптимального уровня адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в ДОУ.

Стабилизировалось общее эмоциональное состояние детей, темп физического и психического развития нормализовался, в детском коллективе сформировались позитивные взаимоотношения, малыши приобреликоммуникативные навыки.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации и социализации детей в ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается, повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом.Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, и принимают активное участие в родительских собраниях.

Результатом реализациипроекта «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» стало (п родукт проекта):

  1. создание психологически комфортной среды, которая воспринимается детьми, как безопасная, доброжелательная и интересная;
  2. организована и проведена игровая занимательная деятельности с целью успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет через развитие речи, ознакомление с окружающим миром и психологического развития детей;
  3. создана картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет (см. Приложение );
  4. накоплена информационная база

Кубашова Нина Викторовна



Проект

Проект

по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

«Я хочу в ясли

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг.

От новорожденного до меня страшное расстояние».

Лев Толстой

Выполнила воспитатель

1 мл. гр. А.

Кубашова Нина Викторовна.

Владикавказ2018г.

Введение

Актуальность проекта . Поступление ребенка в ясли вызывает , как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей .

Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст , поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишневозбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональноенеблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с роднымипротекают очень бурно, экзальтированно : малыш не отпускает от себяродителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые словаусваиваются с трудом.

Данной проблемой занимались такие ученые как : Н. М. Аксарина, К. Ю. Белая, К. Л. Печора, так же исследователи Н. Д. Ватутина, А. И. Захарова, Е. О. Севостьянова, Р. В. Тонкова-Ямпольская и другие.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям . Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность , т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс) . При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) . С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.

Адаптационный проект «Я хочу в ясли для детей раннего возраста с 1 ,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста . В результате осуществления проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста , родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта , помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности . Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием . Длительность этого проекта составляет 4 месяца , половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра , в основе проекта лежат игровые упражнения

Цель :

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада .

Задачи :

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду ;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения;

Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада ; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ; повышение коммуникабельности между родителями.

Тип проекта : социальный.

Участники проекта :

Педагог-психолог –Купеева Магорита.

Воспитатели ясельной группы-Кубашова Нина Викторовна,

Цопанова Фатима.

Музыкальный руководитель –.

Медицинский работник-Гаглоева Лали.

Дети и родители детей ясельной группы А

Вид проекта : долгосрочный

Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2018г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад ; заболеваемость/посещаемость.

Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада .

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду .

Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей , совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития .

Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Реализация проекта .

Подготовительный этап

1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

2. Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

3. Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста ;

4. Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги» ;

5. Разработка анкет для родителей;

6. Составление плана работы с детьми и родителями.

7. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.

Основной этап.

1. Заполнение адаптационных листов .

2. Знакомство детей с детским садом , друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.

3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.

Завершающий этап.

1. Анализ адаптационных карт , определение уровня адаптации детей .

2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.

Формы работы с родителями :

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .

2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду ;

4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.

Формы работы с педагогами :

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

План проекта

Сентябрь

Знакомство

детей с детским садом , друг с другом. - Заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Знакомство-беседа с родителями и ребенком.

Знакомство с группой, игрушками.

Организационное родительское собрание;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;

Индивидуальный журнал ребенка;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада » ;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду » ;

Заполнение адаптационных листов .

Художественная литература : Чтение потешек

Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка» .

3. Потешка «Божья коровка» .

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер» .

6. Игра «Божья коровка и воробей» .

7. Релаксация.

- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей) ;

Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень) ;

- Игровая деятельность : «Ласковое имя» ; «Сороконожка» ; массажи : «Грибной дождь» ; БАТ «Ежик» Заведующая

Октябрь - Консультация «Растим малыша здоровым» ;

Мини-лекция «Детская истерика » ;

Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой» ;

«Божья коровка» ;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы» ;

Занятие «Листопад»

1. Приветствие.

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Листопад, листопад»

5. Потешка «по ровненькой дорожке»

6. Релаксация

Занятие «Мячики»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч» .

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают» ;

- Игровая деятельность : «Зайка серенький сидит» , «Солнце и дождик» ; массаж БАТ «Считалка для мышки» ; пальчиковая игра «Пальчики» воспитатели

Развитие культурно-гигиенических навыков. - Приучение детей к самообслуживанию : показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.

Игры-занятия : «Уложим куклу Катю спать» , «Оденем куклу на прогулку» , «Научим куклу раздеваться»

Музыкальное развлечение с родителями «Праздник Осени» ;

Занятие «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь» .

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Игра «Полетаем на пузыре»

Занятие «Непослушные мышата»

1. Приветствие.

2. Игра «Наоборот»

3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это- папа – мышь…»

6. Релаксация «Мышки отдыхают» ;

- Игровая деятельность : «Ладонь на ладонь» ; «Пропавший малыш» ; массаж БАТ «Мишка»

Декабрь - Курсы для родителей по основам детской психологии и педагогики в ясельной группе.

Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна» ;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы :

- Игровая деятельность : «Солнышко» , «Колокольчик» ;

Занятие «Зайка»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Занятие «Новый год»

1. Приветствие Деда Мороза.

2. Рифмовка «В нашей группе»

3. Стихотворение «Ель»

4. Игра «Заморозь»

5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»

6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей» ;

Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»

Диагностика адаптации к ДОУ .

Список литературы :

пособие. – Воронеж : Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) . – М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1 ,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста . Детский клуб «Умка» . – Учебно-методическое пособие. – М.:

5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр» , 2012. – 72с.

7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста . – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.

ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

В МБДОУ "Д/С №10".

ВОСПИТАТЕЛИ: ПРЕДЕИНА Н.Н.

БОГОМОЛОВА Т.И.

Актуальность проекта.

Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект - адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.

Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс - как одно из условий решения конфликтов.

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  • работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки проекта: 3 месяца. На сроки проекта влияют следующие факты - адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Ожидаемый результат данного проекта - это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

  1. Подбор и изучение необходимой литературы.
  2. Составление плана работы с детьми и родителями.
  3. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.

Основной этап.

  1. Заполнение адаптационных листов.
  2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
  3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.

Завершающий этап.

  1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
  2. Подведение итогов адаптации на родительской конференции.

План работы с родителями.

форма работы

сентябрь

Сведения о ребенке.

Анкетирование родителей.

сентябрь

«Мама не уходи! Или в д/с без слез». «Адаптация ребенка в детском саду, адаптационный период». Выбор родительского комитета.

Консультации, наглядная информация по адаптации, папки - передвижки. Круглый стол.

Игра - знакомство в кругу с мячом. Беседа - обсуждение с родителями: что такое современный д/с, кто такой современный ребенок, кто такой современный педагог, родитель? Домашнее задание родителям. Мастер - класс по изготовлению игрушки из ткани «зайка», обыгрывание её.

Родительское собрание «Давайте познакомимся!». Составление альбома - портфолио «Вот какой я!».

О воспитании детей. «Завтра в д/с», «Ваш ребенок пришел в д/с».

Памятка родителям. Беседы с родителями. Помощь родителей в изготовлении стенда для родительского уголка.

Подведение итогов по адаптации детей и родителей.

Сообщение на тему «Разный темперамент - разная эмоциональность».

Родительская конференция.

План работы с детьми.

Форма работы

Знакомство детей с детским садом, друг с другом.

Знакомство-беседа с родителями и ребенком.

Знакомство с группой, игрушками. Заполнение адаптационных листов.

Художественная литература: Чтение потешек.

Развитие культурно-гигиенических навыков.

Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.

Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Профилактика стресса.

Достигается посредством пальчиковых игр, подвижных игр и упражнений. Посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек.

Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности.

«Праздник мыльных пузырей», «Праздник воздушных шаров». Игры «Утро у зайчиков». «Цветок посадили», вариация «Дерево посадили». Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок».

Дидактические игры

«Мышка в домике», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Кто чем питается» и т.д.

Результат проекта:

  • Благоприятное прохождение периода адаптации у детей (легкая форма - 10 детей, средняя - 5 детей, тяжелая - 1 ребенок).
  • Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
  • Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей