Елена Голышева
Развлечение в старшей и подготовительной группе «Колядки»

В ГОСТИ КОЛЯДА ПРИШЛА

Сценарий для старшей и подготовительной группы

Цель : создать радостное настроение, вызвать положительные

эмоции; развивать у детей любовь к русским традициям;

учить добрым, дружеским отношениям. Продолжать

знакомить с русским народным творчеством и фольклором.

Предварительная работа :

1. Беседы с детьми и их родителями о традиционном праздновании Рождества и Святок.

2. Разучивание музыкального репертуара с детьми :

(обрядовые песни, колядки , народные игры и хороводы) .

3. Изготовление костюмов, атрибутов русской избы,

оформление шеста с Вифлеемской звездой.

4. Приготовить угощение для детей - колядовщиков всех

возрастных групп .

Дети входят в зал и рассаживаются по местам. Слышны колокольные звоны (в грамзаписи) .

Звучит фонограмма русской народной песни. Одетые в русские костюмы входят ведущие

ВЕДУЩИЙ 1

Дети! Велено до вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой - Зимой.

(Читает указ) .

Каждый год, сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Приходить на праздник!

Непременно все должны

Быть на празднике Зимы.

ВЕДУЩИЙ 2

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Руку дай скорее, друг! Ждем вас всех в веселый круг!

песня «Ой заинька»

Дети танцуют под фонограмму песни «Ой заинька» , выполняя движения по показу взрослых.

ВЕДУЩИЙ 1

К нам на святки

Пришли колядки -

Блины да оладьи,

Зима да морозы.

Давайте сядем на стульчики и посмотрим…

Выходят колядовщики подготовительной группы . Идут и поют «Ой, коляда » .

Коляда , мол яда,

Уродилась коляда !

Кто подаст пирога -

Тому двор живота,

кто не даст копейки -

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки -

Завалим окошки,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

Коляда , коляда ,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим.

ВЕДУЩИЙ 1. Выходит из домика, к которому пошли колядовщики .

Вот вам, гости дорогие,

Пряники да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог,

Да денежка копьем,

Да рубль серебром!

Складывает подарки в сумочку к мехоноше.

ВЕДУЩИЙ 1.

Эй, ребятки, выходите, гостей веселой песней и пляской порадуйте.

Дети ст. гр танцуют «Русская зима» .

Садятся на лавочки.

ВЕДУЩИЙ 1.

Аи да ребятки, аи да затейники!

ВЕДУЩИЙ 2.

И мы не хуже.

ВЕДУЩИЙ 1.

Да вам, видать, «старушка-завидушка » покоя не дает! Ну, тогда ловите!

(Бросает шарик - «старушку-завидушку » . Девочки передают шарик друг другу, пока тот не лопнет).

Дети ст. группы идут по кругу и поют «Ой, коляда » (1-й куплет, выстраиваются в шеренгу. Поют «Овсень» и подходят к домику.

Выходит из домика ВЕДУЩИЙ 2

ВЕДУЩИЙ 2 : Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье :

Сыр да печенье,

Пряники, конфетки -

Покушайте, детки!

Колядовщики .

ВЕДУЩИЙ 1

Ну, хватит, ребятушки,

Полный мешок наколядовали !

Набрала Коляда :

Два пшеничных пирога,

Черепушку творога,

Блинов стопку, оладушек сотню,

Маслица каточек, ветчины шматочек,

ВЕДУЩИЙ 2

Что с ногами, не пойму!

Вправо, влево носятся,

Не стоят они на месте,

Зимою В пляску просятся!

Танец-игра «Три хлопка» .

ВЕДУЩИЙ 1

Коляда , Коляда , не хочешь пирога?

С луком, с перцем,

С комариным сердцем.

Игра «Пирог» .

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» . Все поют :

экий он высокинький,

экий он широкинький,

экий он мяконький,

Режь его да ешь его.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны , «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог» .

Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .

Садятся на лавочки.

ВЕДУЩИЙ 2

Как пошла Коляда

Вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять!

ВЕДУЩИЙ 1

А сейчас мы предлагаем вам игру -

Мерить силу, как бывало в старину .

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

Перетягивание каната.

ВЕДУЩИЙ 1

Петушок, Петушок,

Золотой гребешок,

Что пригорюнился, дружок?

ВЕДУЩИЙ 2

Как, подруга, не грустить?

Петухом хочу я быть.

ВЕДУЩИЙ 1

Петухом? Вот так да!

Это горе, не беда!

Бой устроим мы всегда.

Эй, ребята, дайте круг!

Пусть летят здесь перья, пух!

Проводится игра «Петушиный бой» .

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

ВЕДУЩИЙ 2

Вот еще одна игра,

Собирайся, детвора!

Не толкайтесь, не спешите,

В круг скорее становитесь.

С детьми проводится игра «Жмурки» .

«Жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Лови мышей, а не нас.

Участники игры разбегаются, «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой» .

ВЕДУЩИЙ 2 :

Не устали вы играть?

Тогда будем продолжать!

ВЕДУЩИЙ 1 : Вы в кружок скорей вставайте

И потеху начинайте!

С детьми проводится игра «Пяточка-носочек»

(дети садятся)

ВЕДУЩИЙ 1 : Ну что за праздник без сказки? Сказки любите?

Хочу я вам сказочку рассказать,

Да о старых временах поведать ,

А сказки складывались тогда необыкновенные,

Вот послушайте…

Сценарий рождественской сказки “Колобок”

Куклы : Бабушка-старушка , Колобок, Лиса, Заяц, дети – мальчик и девочка, Ангел.

Ведущий – актер перед ширмой. Декорации : ширма, избушка, дверь, зимний лес, елка.

Ведущий :

В Рождественскую ночь

Приходят чудеса…

То ангелы зажгут

Вечернюю звезду,

Готовиться начнут

Все люди к Рождеству.

В рождественском лесу

Не спит лесной народ –

На небе ждут звезду,

Чтоб встретить Рождество.

На краю одной деревни стола маленькая избушка,

а в ней жила-была одинокая старушка .

Бабушка :

Какой сегодня праздник большой – Рождество!

(Бабушка закрывает лицо руками, как будто хочет заплакать, потом лицо раскрывает)

Грешно в такой праздник печалиться, сама – то я стара в гости ходить , испеку – ка я Колобка, чтобы было с кем празднику порадоваться!

Ведущий :

Принялась старушка за дело .

Ребята, а вы знаете, как испечь Колобка?

Правильно! Взяла бабушка муки хорошей, белой да рассыпчатой, маслица, водицы, замесила тесто, поставила в печь, и вот получился у неё круглый, румяный да пышный Колобок.

Бабушка : Удался Колобочек – Колобок, золотистый бочок! Полежи-ка пока тут, да остынь. А я пойду, прилягу – стара стала , умаялась.

Колобок : (салфетка резко снимается) А вот и я – здравствуйте, ребята! Хорошо нас свет родиться, да еще на Рождество! Только очень жалко бабушку, совсем она одинокая, грустно ей. Да и вдвоем не очень весело праздник встречать, пойду – ка я еще кого – нибудь в гости позову, чтобы настоящий праздник у нас получился.

Ведущий : Спрыгнул Колобок со стола, покатился по тропинке и встретился ему в лесу зайчик.

Колобок : Здравствуй, заинька! Куда путь держишь?

Заяц : Здравствуй, Колобок! Рождество сегодня, с праздником тебя! Все сегодня славят Христа – младенца, который на свет родился, и я ходил ему поклониться в Храм Божий, а теперь иду домой. (Зайка закручинился)

Колобок : Зайка, что ты загрустил, ведь сегодня праздник?

Заяц : Одиноко мне одному Рождество встречать. Колобок, а пойдем ко мне в гости, вместе чай с пирогами попьем под елочкой!

Колобок : Зайка, я ведь не сам по себе, я бабушкин, и мне обязательно нужно вернуться домой. Пойдем лучше к нам!

Заяц : С радостью!

Ведущий : И отправились Колобок и Зайчик дальше по дорожке.

(скрываются за ширмой)

(выход лисы)

Ведущий :

А это кто такой красивый в рыжей шубке появился, вы ее знаете, ребята?

Лиса : (поет в танце) Ах, какая я лиса

Всего леса я краса

Самая пригожая

Самая хорошая

И шубка у меня пушистая, и глазки карие, и зубки белые. И не кто мне не нужен. Ах, не правду говорю, скучно мне одной, тоскливо, всем я надоела со своим хвастовством. Ребята, а вы часто хвастаетесь? Не хвастаетесь? И у вас много друзей? Как бы я хотела иметь друзей, и радоваться вместе с ними! (склонила голову, грустит у края ширмы)

Появляются Колобок и Заяц.

Заяц : Здравствуй, Лиса, лесная – краса, с Рождеством тебя!

Лиса : С праздником – с праздником! Куда путь держите?

Колобок : А мы идем к бабушке. Пойдем, Лиса, с нами!

Лиса : Вы меня приглашаете? Ребята, они меня приглашают! Какая радость! Пойдем!

Ведущий : И отравились они дружной компанией бабушку с Рождеством поздравлять, а в это время к старушке пришли соседские дети с елочкой.

Сцена «Избушка» и «Дверь» Стук в дверь.

Бабушка : Кто там? Наверное, Колобок вернулся. (Открывает дверь)

Дети : Здравствуйте, бабушка! Нас мама отправила вас поздравить с праздником, а мы решили вам елочку Рождественскую подарить! (Появляется наряженная красивая елочка)

Бабушка : Вот спасибо, мои хорошие, сколько вы мне радости принесли! Проходите – проходите, сейчас чай с малиновым вареньем да яблочными пирогом пить будем, вот только Колобок куда -то запропастился, волнуюсь, как бы не потерялся, не заблудился в лесу. Ребята, а вы не видели Колобка? Его никто не обижал? Нет? Вот и славно.

(Как только дети – зрители рассказывают, что Колобок идет домой вместе с Зайцем и Лисой, появляются эти куклы)

Колобок : Бабушка, милая, я привел с собой друзей Рождество встретить, можно?

Бабушка : Проходите, мои дорогие, всем гостям я рада! Сколько Господь мне счастья подарил в Свой праздник! Не подаркам я рада, а теплоте вашей сердечной.

(Рождественская красивая мелодия, свет лучше чуть приглушить, чтобы не видно было, что происходит)

Ведущий : И сели они все за стол пить чай с пирогами. Бабушка рассказывала гостям Рождественские сказки, а они пели ей песни и рассказывали стихи. И так им было весело и уютно, что Господь послал к ним Ангела.

Появляется Ангел в луче света.

Ангел : С Рождеством вас, добрые люди!

Все хором : С Рождеством!

ВЕДУЩИЙ 1 :

Наш праздник подошел к концу.

Будьте здоровы,

Счастливы будьте,

Живите без бед

много-много лет!

Ведущий 2.: А сейчас пришла пора

Испить чаю, детвора!

В группы мы вас приглашаем

Сладким чаем угощаем!

В грамзаписи звучит колокольный звон. Дети выходят из зала.

Конкурсант:

Лысякова Александра Николаевна,

Воспитатель старшей разновозрастной группы

СП МАОУ Коневская СОШ детский сад «Солнышко»

Абатский район

Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников.(праздники народного календаря) – Святки.

Задачи:

  1. Знакомство воспитанников и родителей с истоками русской народной культуры
  2. Активизировать родителей к подготовке и проведению народного праздника.
  3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур: культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.
  4. Сближение членов семьи, родственников и людей живущих в одном селе.

Предварительная работа: Беседы: «Традиции народных праздников», «Правила приглашения гостей и гостевой этикет», «Особенности организации праздничного действа». Разучивание детьми и родителями колядок, песен, игр, танцев. Изготовление сувениров.

Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведению праздничного шествия. Оформление изб, проведение ритуалов – гадания, игр.

Материал: Грамзапись «Барыня», маски животных, карандаши, ножницы, краски, клей, бумага, нитки, сценарий «Пришла коляда- отворяй ворота»

Участники: Воспитатель, воспитанники и родители старшей разновозрастной группы.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?

Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.

На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.

Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались надевали вывороченные наружу тулупы, прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни, или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.

А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.

Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать, получая радость от этого Святочного обычая.

Дети и родители надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь.

Поют все:

Коляда, коляда!

Пришла коляда.

На другой день Рождества!

Девочки: Мальчишки, а что будем делать дальше?

Мальчик: А пойдемте к моей бабушке Любе.

Девочка : Правильно, у нее изба широкая печка жаркая.

Девочка : А сама она веселая да добрая.

Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте:

Пошла коляда

В первый день Рождества

В первый день Рождества

Из ворот в ворота.

Посреди двора остановимся

Остановимся да поклонимся.

Дети стучатся в дом.

Бабушка Люба: Кто там?

Дети : Это мы, колядовщики, позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.

Заходят в дом и начинают петь

Девочка Даша:

Господин, господа

Господинова жена,

Двери отварите

И нас одарите!

Пирогом, калачом.

Или чем –ни будь еще!

Девочка Юля:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Девочка Ника:

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

То подаст пирога,

Тому двор живота

Мальчик Дима:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет

Колядку потешает.

Мальчик Саша:

Шедрик- Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Мальчик Никита:

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяин, не томи,

Поскорее подари!

Мальчик Паша:

Этого мало,

Дай кусок сало.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Мальчик Артем:

Не дашь мне ватрушки-

Получишь по макушке!

Не дашь пирога-

Уведу корову за рога.

Мальчик Руслан:

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конешню коней

В хлевушку телят

В избушку ребят,

В подпечку котят!

Девочка Соня:

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья

С новым годом,

Со всем родом!

Бабушка Люба:

Ах вы хитрые ребятки.

От гадайте -ка загадки.

Загадывает загадки.

1.Голодна – мычит.

Сыты – жует,

Малым ребяткам молоко дает. (корова)

2. Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу. (овца, баран)

3. Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем. (собака)

5. Кто имеет пяточек,

Не зажаты в кулачек (свинья)

6. Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит Ме-ме-ме,

Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)

Бабушка Люба выходит с детьми из дома во двор.

Бабушка Люба:

Теперь игра не развлечение,

А с большим значением.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Игра с веревочкой.

Ход игры: Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь, что бы веревочка не задела ноги. Баба Люба Раскручивает веревку Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те кто всех дольше остается в кругу. Баба Люба:

За ваша старанье

Вот вам угощенье.

Кушайте на здоровьице

Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела», благодарят и уходят

Ряженый родитель:

С Рождеством Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница,

И горох, и чечевица!

На столе – всегда пирог,

Легких вам всегда дорог!

Вам желает коляда

Счастья, радости добра.

Дети выходят и с песней которую поют вместе. Идут в следующий дом.

Колядка:

Пошла коляда,

В другой день Рождества

В другой день Рождества

Из ворот в ворота.

Посреди двора остановимся

Остановимся да поклонимся.

Дети подходят к дому и стучат в дверь.

Дети: Дома ли хозяйка?

Баба Нэля: Дома, дома.

Открывает дверь дети заходят.

Баба Нэля: Добрый день гости званые и желанные!

Милости просим!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем душевно встречаем.

А колядующих всегда уважаем.

Девочка Даша:

Господин, господа

Господинова жена,

Двери отварите

И нас одарите!

Пирогом, калачом.

Или чем –ни будь еще!

Девочка Юля:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Лил хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Девочка Ника:

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

То подаст пирога,

Тома двор живота

Мальчик Дима:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет

Колядку потешает.

Мальчик Саша:

Шедрик- Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Мальчик Никита:

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяин, не томи,

Поскорее подари!

Мальчик Паша:

Этого мало,

Дай кусок сало.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Девочка Даша К:

Пролетел соколок

Через тетушки дворок

Обронил сапожек

Дай, тетушка, пирожок.

Баба Нэля:

Нету, деточки, нету милые.

Уж стара я стала, прибирать все стала:

Пирожок – на полок,

Пяточек – в сундучок.

Мальчик Артем:

Не дашь мне ватрушки-

Получишь по макушке!

Не дашь пирога-

Уведу корову за рога.

Баба Нэля: Не плясали и не пели, угощенья захотели!

Погодите же постойте, песенку сначала спойте.

Девочка Соня:

Даша в круг ты выходи хозяйку песней весели.

Дети поет песню «Снеженика».

Сл.М.Пляцковского муз. Я. Дубравина.

  1. Что такое снеженика? Что такое снеженика?

Что такое снеженика? Я ответить вам могу:

Это ягода такая, это ягода такая,

Это ягода такая, что искрится на снегу.

  1. У неё такой лучисты, у неё такой лучисты,

У неё такой лучисты, серебристы, белый цвет.

И для Снежной королевы, И для Снежной королевы,

И для Снежной королевы ничего вкуснее нет.

  1. Снеженику не ищите, снеженику не ищите,

Снеженику не ищите, по лесам и по полям,

Потому что, потому что, потому что снеженика,

Потому что снеженика – это выдумка моя.

Приложение музыкальное №1

Баба Нэля: Благодарит детей и говорит.

Хлебом – солью привечаю,

Кашей, чаем угощаю!

Ложки деревянные, пирожки румяные.

Проходите гости дорогие!

Ну, дети, присаживайтесь!

Дети проходят бабушка угощает чаем с пряниками.

Бабушка Нэли :

Наступили Святок

Радостные дни.

И зажглись на елках

Яркие огни.

Погадаем, ведь без этого нельзя.

Мы узнаем многое друзья.

Баба Нэля гадает детям.

Ход гадания:

Приготовленные сувениры раскладываются на поднос и закрываются салфеткой. Дети подходят по одному и на ощупь вытягивают один предмет. Затем показывают его всем, а хозяйка предсказывает судьбу.

Мальчик Руслан:

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конешню коней

В хлевушку телят

В избушку ребят,

В подпечку котят!

Девочка Соня:

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья

С новым годом,

Со всем родом!

Дети благодарят и дарят «Ангелочков» Бабе Нэле и уходят.

Родитель ряженый:

С Рождеством Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница,

И горох, и чечевица!

На столе – всегда пирог,

Легких вам всегда дорог!

Вам желает коляда

Счастья, радости добра.

Возвращаясь в детский сад поют.

Сеем, веем, посеваем

С новым годом поздравляем.

Кабы нам колядок

На недель десяток

Подойдя к садику воспитатель спрашивает.

Воспитатель: А какие же святки без плясок?

Девочки: А мы ногу на носок

Мальчики: Мы присядем ногу в бок.

Девочки: Тапотушками пойдем.

Мальчики: С вами мы плясать пойдем.

Звучит русская народная песня «Барыня»

Приложение №2

Танцуют все дети и взрослые.

Ряженый родитель: А теперь я вас приглашаю

Поиграть в русскую народную игру «Перелизы»

Ход игры: Играющее берутся за руки, образуя круг Один остается в середине Все поют

«У дядюшки Трифона семеро детей. Семеро детей, да все сыновья, Они не пьет, не едят, друг на друга глядят. И делают все вот так…»

При этом стоящий в середине ребенок делает какое -либо движение и все играющее его должный повторить. Кто опоздает или сделает по своему выбывает из игры. Воспитатель: А теперь ребята со все что мы на колядовали, чем нас одарили бабушки будем пить чай. Давайте накроем стол.

Сценарий развлечения «Колядки» (на улице).

Цель :

Формировать стремление активно учувствовать в развлечениях, испытывать чувство веселья и радости;

Расширять представления о народных и православных праздниках; развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

Привлекать детей к активному участию к подготовке к празднику (изготовление атрибутов);

Воспитывать интерес к народным традициям;

Осуществлять словарную работу о традициях, расширять и уточнять знания детей по данной теме, обогащать речевой словарь детей.

Предварительная работа:

знакомство с народными праздниками, православными традициями (рассказы, беседы, рассматривание картин);

Чтение художественной литературы (русские народные сказки);

Разучивание закличек, песен, игр;

Изготовление атрибутов;

Украшение площадок для приема гостей-колядующих для игр.

-

Действующие лица:

Ведущие колядовщики (русские парень - воспитатель и девушка – музыкальный руководитель);

Хозяйки в 3х домах (воспитатели);

- «Зима» (воспитатель);

Колядовщики – дети старшей и подготовительной логопедических групп.

Ведущие (парень и девушка).

Парень: Что за шум у нас в саду?

Это же ряженные идут,

Нам веселье несут!

Девушка: Все на Святки, все на Святки,

Все пришли сюда ребятки!

И овсень, и коляда

Будут вместе с нами, да?

Парень: Это что такое – Святки?

Вы не слышали, ребятки?

Что ж придется рассказать

И, конечно, показать!

Девушка: Собирайся народ, на наше представление!

Парень: Веселись, народ!

Всем будет угощение!

Девушка: Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пели, ели,

Веселились две недели.

Парень: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас,

Встретим мы его у нас!

Девушка: Ребята, а есть ли в году время лучше, чем наша

красавица зима?

Парень: Хоть она снежная и холодная, зато, посмотрите, как лес

разукрасила.

Девушка: А давайте мы про нее песенку споем

Да не просто споем, а хоровод заведем.

Парень: Так чего же вы стоите, в хоровод все становитесь (песня про зиму вокруг елки).

Девушка: Ой, ребятки, нынче Святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Там блины и пряники,

Петушки и сладости.

(Идут к первому дому колядовать с шумовыми инструментами и со словами):

Ой, коляда, коляда,

Золотая голова!

Приходила коляда,

Всем добра вам принесла.

Мы пришли вас прославлять

Да хозяев величать.

Ой, коляда, коляда,

Всем здоровья принесла.

Хозяйка 1 дома: Здравствуйте, гостюшки!

Здравствуйте, милые!

У нас в избе тепло да уют,

А на улице стужа да метель.

Грейтесь! Отдыхайте!

А там и самовар поспеет.

Проводится игра с шумовыми инструментами «Гори- гори ясно»

(Хозяйка говорит им спасибо и угощает колядующих сушками)

К детям присоединяется Зима.

Загадывает загадку: Она приходит каждый год

Мороз, метель с собой несет.

Дети: Уж ты зимушка-зима!

Зима снежная была!

Зима вьюжная была!

Зима холод принесла!

Зима: ребята в старину любили на Святки кататься на санках и играть в народные игры.

Давайте и мы прокатимся на определенное место для игр, которое называется «Игрище» и поиграем в игру «Цепи-кованы».

Дети идут ко второму дому.

Встречает хозяйка 2 дома : Ой, гостей встречать пора,

Идут гости со двора

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Дети повторяют слова: Ой, коляда, коляда,

Золотая голова!...

Хозяйка 2 дома предлагает поиграть в игру «Карусель».

(Слова к игре)

Завертелись карусели

И помчались с ветерком,

Поначалу еле-еле,

А потом бегом – бегом!

(После игры хозяйка угощает пряниками.)

Дети идут к третьему дому.

Хозяйка 3 дома : Проходи честной народ

Не стой напрасно у ворот.

Вы пришли колядовать

А я вас буду угощать.

Катание на санках.

Хозяйка угощает конфетами.

Зима: А знаете ребята, что коза считалась символом удачи, добра, богатства. И чтобы у нас все это было в этом году, давайте поиграем с ней в игру «Пошла коза по лесу» (шапочка козы для ведущего)

(Слова для игры)

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

(Игра проводится несколько раз)

Парень : А теперь попробуйте, ребятки, отгадать зимние загадки.

1 Старик у ворот Все тепло уволок.

2 Скатерть бела, Весь свет одела.

3 Не бриллиант, а светится.

4 Закружила, замела – стала улица бела.

Девушка: Ребята, а знаете ли вы игру зимнюю. Давайте поиграем в игру «Снежок».

Парень: А, вы знаете, ребята, что в старину люди гадали? Им очень хотелось знать, что ждет их впереди в наступившем году.

Вот и мы сейчас с вами погадаем. (Парень, подходит к ребенку, достает карточку или игрушку, говорит, что его ожидает в будущем).

Домовенок достает из мешка пакет зерна. И девушка рассказывает, что раньше была такая традиция рассыпать зерно, чтобы привлечь в дом достаток, богатство, успех и удачу. Когда сыпешь, то приговариваешь

«Сеем, сеем, посеваем

С Рождеством всех поздравляем!»

(раздаем детям, посеваем)

Девушка: Вот каким веселым получился праздник Святок. Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье.

Хозяйка: Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздавать святочные пряники и петушки.

Составили и провели:

- воспитатели: Черняк О.В. – 1кв. кат.

Палкина С. В. – 1кв. кат.

Кузикова Л.С. – 1 кв. кат.

Погодаева С.А. – 1 кв.кат.

- музыкальный руководитель: Долгова А.Ю.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

«Пришла Коляда – открывай ворота!»

Цель: приобщение детей к традициям русского народного творчества.

Задачи:

Образовательные :

Знакомить детей с историей и традициями празднования Рождества;

Рассказать, какое значение на этом празднике имело кукла Коляда.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к традициям своего народа,

Обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма;

Развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Материал: Сундук, костюмы для ряжения, свеча, метелка, горшки для гадания,

Ход развлечения:

Воспитатель:

Гуляет русская зима

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой – бела зима,

Махнет другой - растут сугробы

Белит деревья и дома

Морозит, устали не зная!

Гуляет русская зима

Морозная, не злая!

Воспитатель:

Ребята сейчас в России стоит снежная зима. Какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей)

Молодцы! Но кроме этих праздников мы с вами знаем еще много других народных праздников.

Скажите, пожалуйста, какие праздники вы отметили недавно? (Новый год и Рождество)

Ребята, а почему один из этих праздников назвали Рождество? (Ответы детей)

Да, ребята со дня рождения Иисуса Христа все стали отмечать Рождество, после которого наступали Святки или как их еще называют Святочные вечера. У разных народов эти праздничные дни отмечались по- разному, но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед этими праздниками прощать друг другу обиды, желать только мира, добра и здоровья. Вот и я вам предлагаю, давайте простим друг друга и пожелаем только самое доброе и хорошее. А поможет нам в этом наша волшебная свечка. Ее огонек растопит наши обиды и осветит наши добрые сердечки. Давайте аккуратно передадим нашу волшебную свечечку друг другу и пожелаем успехов и удачи друг другу. (Под музыку дети передают зажженную свечу друг другу. Свет в группе приглушен. Можно предложить детям загадать про себя что-нибудь доброе и хорошее, когда они держат свечу в руках.).

А хотите узнать, как отмечали эти праздники на Руси наши прадедушки и прабабушки?

Тогда, слушайте:

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества до Крещения,

Приготовив угощения

Пели разные колядки

По дворам ходили Святки,

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили!

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Итак, Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними и наши прабабушки.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром и загадки.

Зима самое интересное время для игр и забав. Хорошо зимой – работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь. С Рождества Христова начинались святки - веселились ребятки. Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году. Сейчас, наверное, люди и не знают, что такое Рождественские святки. А святки начинались с Рождественского сочельника. Люди в избах делали большую уборку, столы застилали чистыми новыми скатертями. Ставили блины, месили тесто для пышек, печенья.

Вот и мы сейчас отправимся с вами в путешествие в прошлое и превратимся с вами в русских богатырей и красных девиц. А поможет нам в этом мой волшебный сундук. (Воспитатель показывает детям сундук.)

Ой, какой он тяжелый, подарки там что ли лежат, или еще что-то. Смотрите, да тут волшебная одежда. Это она нам поможет превратится в русских богатырей и красных девиц. Сейчас я вас по очереди наряжу и мы отправимся в путешествие играть да песни-колядки распевать. (Дети наряжаются). Вот какими мы все стали красивыми да нарядными. А сейчас мы проверим, какие вы сильные да умелые. Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться в русский пляс с душой пуститься. Выходи, народ, поиграем! Наша первая игра называется «Веселая метелка». А поможет мне вот эта метелочка. Но метелочка эта не простая, а волшебная. Вы ее под музыку друг другу передавайте. На ком музыка остановится, тот выходит в круг и нам станцует русский танец. Начали. (Дети под музыку передают метелку. На ком музыка останавливается, тот выходит в центр круга и танцует).

Молодцы, хорошо повеселились.

На Руси в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно гадали для веселья.

А вы, хотите погадать? (Да)

Тогда сейчас мы погадаем, что вас ждет - сейчас узнаем!

Достают горшочки, водят хоровод и поют:
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется!
Желающие подходят, достают предмет из горшочка.

Хлеб – достаток; Полотенце – путешествие;

Вата – к мягкой жизни; Ленточка – наряжаться;

Ну что, понравилось вам гадать?

А теперь пришла пора узнать, как на Руси колядовали.

В ночь перед Рождеством дети ходили колядовать. Они не просто ходили по дворам, а пели специальные песни - колядки. Давайте с вами повторим наши колядки:

Коляда - маляда

Уроди пирога.

Уроди пшеничку,

На всякую птичку.

Отворяйте сундучки

Вынимайте пяточки.

По копеечке давайте,

Малым детям раздавайте .

А сейчас мы с вами отправимся гулять по детскому саду, в гости ко всем зайдем!

Колядование в гостях.

Здравствуйте! Хозяйка, будьте здоровы!

Живите без бед много, много лет!

РЕБЕНОК: Хозяюшка- добренька, подай что-то сдобненько:

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

Мы, колядовщики,
Пришли прославлять,
Хозяев величать!
Хозяюшке - житья сто лет!
А детушкам - здравьица

Коляда - маляда

Уроди пирога.

Уроди пшеничку,

На всякую птичку.

Отворяйте сундучки

Вынимайте пяточки.

По копеечке давайте,

Малым детям раздавайте.

Не томите, не томите, ребятишек угостите,

Что вы будете дарить, мы вас будем всех хвалить

Спасибо, спасибо! Дай бог вам хорошего года, богатого приплода, чтобы денежка водилась, чтобы жито уродилось. А мы сейчас пойдем ко другому двору.


Светлана Иванчук
Сценарий праздника в старшей группе «Рождественские колядки»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Кустовое Яковлевского района Белгородской области»

Из опыта работы

воспитателя Иванчук С. М. ,

Рождественские колядки

Сценарий праздника для детей старшей группы

Цель : целенаправленное содержание становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основной базой культуры личности.

Задачи : содействие воспитанникам в основании системы ценностей, идеалов, нравственных, отечественных традиций российского этноса, формирование национального самосознания;

сохранение исторической преемственности поколений, приобщение к традициям народной культуры русского народа. Способствовать пополнению активного словарного запаса («колядки » , «ряжение» , гадание, крещение, рождество ); познакомить с толкованием названий праздников : Рождество Христово , Старый Новый год ;

воспитание творческой, гармонично развитой личности, устремленной к высшим духовно-нравственным идеалам. Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русского народа.

Предварительная работа : разучивание колядок , беседа о прошедших новогодних праздниках , изготовление масок.

Зал празднично украшен . В центре зала наряженная ёлка. Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель : Здравствуйте дети. Здравствуйте, гости дорогие!

Сегодня мы с вами поговорим о праздниках .

Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы. А какой сейчас месяц?

Да сейчас - январь.

- Послушайте пословицу : «Январь- году начало, зиме середина»

А какие праздники сопровождают этот месяц? (Новый год, Рождество , Старый Новый год , Крещение)

В январе, как вы правильно отметили, празднуется Рождество Христово , так как именно в этот день, 7 января, родился сын Божий Иисус Христос.

Родился Иисус чуть боле двух тысяч лет тому назад в городе Вифлееме.

Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказала мне о его рождении . Рассказ этот я хорошо помню :

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о рождестве рассказ

Я была взволнованна до слез-

Ведь родился маленький Христос

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели,

А глухой пещере, на соломе

Ангелы, над ним склонившись, пели.

Вот и пришел к нам великий праздник- праздник Рождества Христова , а за ним и зимние святки. Святки-это от слова «святой» . В эти дни славят Христа. В эти дни благодарят Бога за то, что он послал с небес сына своего, который учит любить, верить и прощать. Для того пришел Христос на землю, чтобы в сердцах людей произошло чудо, чтобы злой стал добрым, жадный стал щедрым, чтобы одинокий обрел друга.

Ведущий : Наступило Рождество – Долго ждали мы его. Святки празднует народ : Веселится и поёт. Веселится стар и млад , Кто на праздник к нам попал !

1 ребёнок : В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

2 ребёнок : Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас.

3 ребёнок : Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать,

Дружно песню запевать.

«Белый снег белешенький»

1. Белый снег белешенький

Постели дороженьку

Чтобы мы играли

Рождество встречали

2. Встретим мы чудесными

Играм и песнями

Мы живем счастливо

Всей земле на диво…

Ведущий : В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!

Игра «Тесто»

Правила игры : дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота» . Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит : «Готово тесто!» . Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.

Игра «Пирог»

(под русскую народную мелодию) Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .

Ведущий : Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее - кем вы станете, когда вырастите. Девочки становитесь в кружок, да заводите хоровод.

Девочки :

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

(Из горшка вынимает полотенце)

Воспитатель : Полотенце!

Далеко расстилается…

Ждет тебя дорога, путешествие.

Хоровод продолжается кружится

(выбирают второй горшок с булкой)

Воспитатель : Булка!

Мышь в горнице бежит Коровай в дом тащит

В твоем дом достаток будет, благополучие.

(выбирают третий горшок с кольцом)

Воспитатель : Колечко!

Сейте муку, пеките пироги!

Ко мне гости будут

К тебе – женихи.

Хоровод продолжается кружится

(выбирают четвертый горшок с лентой)

Воспитатель : Лента!

Через поле идучи

Русу косу плетучи

Шёлком переплетаючи

Лента – к богатству, прибыли

(в пятом горшке пуговица)

Воспитатель : Пуговица!

Ой, ходил жучок по заваленке

Выбросил добро по мочаленке

Жить тебе в большой семье

Счастливой жизнью!

(в шестом горшке бусы)

Воспитатель : Бусы!

Бусы яркие достала

Да к себе все примеряла

Так и быть же тебе

Красою видной на селе!

(в седьмом горшке колокольчик)

Воспитатель : Колокольчик!

В песнях ты успех увидишь

Словно трели соловья

Петь тебе везде, всегда.

Воспитатель : Ну вот! Поиграли- погадали, попели – повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.

Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)

Кого за уши повесили, за язык подергали? (колокол)

В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- скачет. (Дудка)

Морщинистый Тит всю деревню веселит (Гармонь)

Воспитатель : А я вам хочу ребята напомнить, что 14 января отмечают (Старый Новый год ) . Думаю вам интересно будет узнать, что 14 января-Васильев День о православному календарю. Этот день 14 января назван в честь Святого Василия, который является покровителем домашнего животного. Если отгадаете загадку,то узнаете, какого : «Хвост крючком, а рыло пятачком»

Верно, Святой Василий был покровителем свиней. И в этот день-14 января было принять подавать кушанья со свининой. Например каша со свининой, пирог со свининой, студень, паштет.

А молодежь наряжалась и ходила по дворам, поздравляла хозяев, пели песни под окном, выпрашивая угощения.

Воспитатель : Как у нашего соседа весела была беседа : Утки в дудки, чечетки- в трещотки, зайки в балалайки. Играют, играют - всех потешают! Да и мы сейчас начнем, инструменты лишь возьмем.

В исполнении детей прозвучит «Колядка »

Сею,сею, посеваю.

С новым годом поздравляю,

Открывайте сундучок

Подавайте пятачок!

Хоть печенье, хоть варенье

Нам на угощенье!

Игра «Найди пару» (рукавички)

Воспитатель : А 19 января- отмечается православный праздник Крещение Господне , потому что в этот день Иисус Христос крестился. В этот день церковный Батюшка освещает воду в водоемах, она считается самой чистой и целебной.

Ее набирают чтобы пить и исцелятся. Считается, что если искупаешься в водоеме в этот день,то смоешь все грехи и получишь благословение от Господа для избавления от болезней.

4 ребёнок : В тихий рождественский вечер

В небе сияет звезда.

Сердечко моё так и бьётся –

Радость на землю пришла!

5 ребёнок :

Мороз на окошке рисует

Узор очень тонкий, чудной.

Снежинка свой вальс танцует,

Кружась под яркой звездой.

В исполнении детей прозвучит песня «Рождественский вечер »

1. Снежинки спускаются ниже

И звездочки в небе горят

Рождественский праздник все ближе

И радость в глазах у ребят

Слетаются к елочке ангелы,

На веточках светятся свечи.

Веселому празднику рады мы

В чудесный рождественский вечер .

2. И звездочка яркая светит,

Она улыбается нам.

Танцуют под музыку дети

И песни звучат тут и там.

Воспитатель : Есть такая примета- если звездочку с неба поймаешь и желание ты загадаешь, то оно непременно исполнится.

Ребята, а посмотрите, что это за волшебный шарик, ой, звездочки полетели. Ловите звездочки и загадывайте желание, берегите эти звездочки, чтобы желания ваши исполнились.

Вносят пирог со свечами.

Воспитатель : Ребята посмотрите какой чудесный пирог. Наверное кто то из вас загадал угощение. Вот и исполнилось ваше желание.

Ну вот и закончился наш праздник , мы говорим вам : до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников . (Дети идут в группу пить чай с пирогом ) .