Конспект собрания

Цель: Повышение родительской компетенции в воспитании и образовании детей.

Задачи:

  • знакомство родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет,
  • вовлечение родителей в образовательный процесс, создание единых подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Предварительная работа:

1. Опрос детей «что ты любишь»

2. Составление консультаций для родителей «Что такое ФГТ», «Психологические особенности детей 4-5 лет».

3. Папка передвижка «Режим дня детей среднего возраста вДОУ»

4. Оформление объявления для родителей о собрании

5. Изготовление приглашений для родителей на собрание

6. Составление алгоритма для родителей

7. Составление памятки для родителей.

Оборудование: карточки с незаконченными предложениями, варианты ответов детей, мягкая игрушка, музыкальный центр, карточки с алгоритмами, выставка литературы для родителей, выставка игр и игрушек для детей средней группы.

План собрания:

  1. Организационный момент, упражнение «приветствие»
  2. Мини диагностика «Знаю ли я своего ребенка, сравнение результатов с ответами детей
  3. Беседа «Мой ребенок» предложить родителям рассказать о своем ребенке алгоритм предлагается
  4. Выступление воспитателя по теме собрания
  5. Игровое упражнение «Шест»
  6. Практическое задание для родителей, работа по карточкам.
  7. Игровая ситуация «Острое блюдо»
  8. Заключение, краткое сообщение о внедрении новой образовательной программы.

Ход собрания

Воспитатель предлагает упражнение « Приветствие». Участники становятся в круг, по кругу передается игрушка, педагог предлагает алгоритм игры: « Я, ФИО, мама или папа ребенка…, здравствуйте». Цель упражнения-создание благоприятного эмоционального фона.

Воспитатель: большое спасибо, прошу всех садиться. Перед началом нашего разговора проведем мини диагностику. Я раздам карточки с предложениями, которые надо закончить: любимая игра моего ребенка…,друзей моего ребенка зовут…, любимый мультфильм моего ребенка…, любимая книга моего ребенка…,мой ребенок не любит, есть…,мой ребенок любит заниматься….

По плану собрания педагог предлагает родителям рассказать о своем ребенке.

Алгоритм рассказа:

  1. Каков ваш ребенок (увеоенный, решительный, неуверенный).
  2. Обшительный он или нет? Как это проявляется?
  3. Есть ли у ребенка, на ваш взгляд, какие- либо способности?
  4. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
  5. Часто ли плачет ваш ребенок?
  6. Как засыпает, как спит?
  7. Часто ли он устает, если да, то почему?
  8. Как он реагирует на неудачи?
  9. Как он реагирует на замечания, наказания?
  10. Как у ребенка проявляется самостоятельность?
  11. Какие отношения со сверстниками?
  12. О каких еще особенностей своего ребенка вы хотите рассказать?

Выступление воспитателя по теме собрания: Очень часто родители задают себе вопрос, почему мой ребенок совершает те или иные поступки, которые не всегда устраивают самих родителей и окружающих. Чтобы правильно оценивать ребенка надо знать его возрастные особенности. И сегодня я хочу вас познакомить с этими особенностями.

В возрасте 4-5 лет у детей появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия выполняются не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности, дети рисуют геометрические фигуры, вырезают ножницами, наклеивают изображения на бумагу. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развивается ловкость, координация движений. Восприятие становится образным, вычисляют в сложных объектах простые формы, называют форму, на которую похож тот или иной предмет. Начинает складываться произвольное запоминание, способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых. Начинает развиваться образное мышление, строят по схеме, решают лабиринтные задачи. Речь становится предметом активной деятельности, имитируют голоса животных, вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Изменяются содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив, информация может быть трудной для понимания, но она вызывает интерес. В группах начинают выделяться лидеры, появляется конкурентность, соревновательность. Повышенная обидчивость на замечания представляет собой возрастной феномен. Это что касается образовательной стороны вопроса.

Возрастные нормы поведения 4 года:

  • в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым
  • коллективные игры предпочитаются всем другим занятиям
  • нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов
  • инициативен, любознателен, с удовольствием и безболезненно участвует в поиске выхода из затруднительных положений.
  • тяжело и неадекватно переносит отверженность сверстниками
  • может проявлять заботу о младшем или животном
  • может соблюдать правила очередности
  • может проявлять сострадание и заботу о близких

5 лет:

  • соблюдает распорядок дня и с удовольствием его выполняет
  • разоблачает любое отступление от принятого распорядка в поведении взрослых, но с удовольствием выслушивает объяснения и допускает внесение изменений, если его привлекают к обсуждению
  • с удовольствием ябедничает
  • интересуется оценкой своего труда со стороны сверстников и взрослых
  • удерживает принятую на себя роль до окончания игры
  • проявляет сострадания и заботу о близких.

Прежде чем продолжить собрание предлагаю немного отдохнуть. Упражнение «Шест», цель: создание условий для совместных действий и работы в коллективе. Ход игры: все участники становятся в круг, правая рука согнута в локте, ладонь сжата в кулак, указательный палец руки вытянут вперед, участники, глядя друг другу в глаза синхронно опускают палку на пол, которая лежит на указательных пальцах участников.

  1. Составить режим выходного дня
  2. Составить меню выходного дня
  3. В магазине выбрать игрушки для сына или дочери по возрасту
  4. Подобрать игрушки по сезону на улицу.

Затем педагогом предлагается практическое задание «Острое блюдо»

Перечница, в ней листочки бумаги свернутые трубочкой, на листках вопросы:

1. Что делать если ребенок капризничает в магазине?

2. Ребенок отказывается идти в д\с

3. Ребенок отказывается надеть предложенную одежду

4. Ваш ребенок кусается

5. Требует такую же игрушку как у товарища.

Все практические задания сопровождаются спокойной музыкой. После практических заданий родителям предлагается посмотреть выставку литературы.

Воспитатель продолжает свое выступление:

Следующие сообщения касаются изменений в общеобразовательной программе. Мы работаем по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы. Эта программа является инновационным программным документом для дошкольных учреждений, подготовлен-

ным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Коротко суть этой программы-воспитание успешного человека.

программа построена на позициях гуманитарно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. Программа предусматривает партнерские отношения между воспитателем детьми и родителями. Необходимо участие родителей во всех формах общения и воспитательных процессах предлагаемых ДОУ.

В заключении хочу рассказать, что делается в ДОУ, чтобы дети меньше болели. В нашем саду разработан план оздоровительных мероприятий на каждый месяц. Ознакомиться с ним вы можете в родительском уголке.

Цели : расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4—5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Форма проведения: встреча-путешествие.

Участники : воспитатели, родители, логопед, музыкальный руководитель.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Поздравление родителей с началом учебного года. Вручение благодарственных писем.

3. Видеописьмо воспитанников группы.

4. Знакомство с новыми семьями, воспитателем, узкими специалистами.

5. Выборы нового состава родительского комитета.

6. Педагогический всеобуч «Ребенок 4 — 5 лет».

7. Выступление логопеда.

8. Особенности образовательного процесса в средней группе.

9. Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год. Утверждение плана совместных мероприятий.

10. Заполнение родителями анкеты.

11. Игровая мини-программа.

12. Заключительная часть.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Изготовление плаката с изображением корабля, плывущего в страну Знаний; оформление выставок (детские рисунки, фотоколлаж «Лето красное!») или создание фотогазеты «Прощай, лето» (родители приносят летние семейные фотографии, рисунки детей).

2. Подготовка благодарственных писем семьям, принявшим активное участие в подготовке группы к началу учебного года; проекта плана совместных мероприятий на новый учебный год; выписки из годового плана работы ДОУ на новый учебный год (раздел «Взаимодействие с семьей»); бейджиков (по количеству родителей).

3. Приглашение логопеда.

4. Предварительное анкетирование родителей (приложение 1).

5. Оформление информационных листов с названиями совместных педагогических и творческих проектов, которые будут реализованы в новом учебном году.

6. Разработка проекта решения родительского собрания.

7. Оформление приглашения:

II. Организационный этап

Родители заходят, рассаживаются произвольно. Каждому выдается бейджик, фломастер и предлагается написать свое имя и отчество, а также подсказку для других родителей (например, мама Оли Ч.).

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На центральной стене — изображение плывущего к острову корабля, выставки, плакат с темой собрания.

Родители изучают содержание программы родительского собрания и материалы представленных выставок.

III. Вступительная часть

Звучит торжественная музыка.

Воспитатель . Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной кают-компании! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим знаменитым путешественникам исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.

Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать/посмотреть детям.

Воспитатель. Вот и подошло к концу лето. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнений...

Вариант 1. Упражнение «Как мы провели лето»

— Встаньте те, кто, ходил со своим ребенком в лес... (на рыбалку).

— Встаньте те, кто купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал на пляже).

— ... у чьих детей от загара сгорела спина.

— ... кто читал детям книги.

— ... кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности).

— ... чьи дети помогали родителям на даче (в огороде).

— ... чей ребенок научился чему-нибудь новому и т. п.

Вариант 2 . Упражнение «Каким я увидел(а) своего ребенка летом?»

— Он внимательный: помог мне нести сумку с дачи.

— Он ласковый: охотно целует, обнимает меня; жалеет животных: кормит у бабушки кур, козочку.

— Он наблюдательный: всегда заметит, когда распускается цветок, заходит солнце или появляется тучка.

— Он веселый: любит петь, никогда не хнычет по пустякам.

— Он трудолюбивый: может долго поливать грядку, делает дело до конца.

— Он мой любимый: я люблю его всякого и очень хочу, чтобы его любили все.

Вариант 3. Шуточная игра «Колпак»

Предварительно музыкальный руководитель записывает небольшие фрагменты из популярных эстрадных и детских песен по теме «Как мы провели лето».

Воспитатель . Сейчас мы узнаем, о чем же думают наши родители после летнего отдыха. Когда колпак остановится над кем-то из родителей, мы все услышим (включает музыкальный фрагмент), о чем же думает или мечтает этот человек.

Да, я вижу, вы приятно и с пользой для детей провели лето. Значит, вы замечательные родители!

А кто из вас этим летом совершил морское путешествие на теплоходе, катере, яхте? А хотите отправиться в круиз прямо сейчас?

Итак, сегодня мы — дети, педагоги и родители — отправляемся в круиз по океану Знаний (показывает на плакат), которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия — это, конечно же, Школа.

Чтобы отправиться в такое длительное плавание, нам необходимо надежное, оборудованное и красивое плавательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Кто же помог качественно подготовить нашу группу к новому учебному году?

IV. Поздравление родителей с началом учебного года.

Вручение благодарственных писем

Родителям вручают благодарственные письма за помощь в проведении ремонтных работ и подготовке группы к началу учебного года Родители поздравляют педагогов и воспитанников группы и вручают им подарки — книги, игрушки, канцелярские товары.

Воспитатель. Наш корабль почти готов к отплытию (звучит музыка из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»). А как он называется?

V. Видеописьмо воспитанников группы

Дети рассказывают о том, как называется группа, почему придумано такое название, показывают символ группы, созданный своими руками вместе с воспитателем.

Воспитатель. Вот такое название придумали наши дети. Вспомните слова великого капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Я думаю, что у нас с названием все в порядке и путешествие пройдет гладко и без происшествий.

Внимание: новости дня! Наша дружная кают-компания пополнилась новичками. Давайте с ними познакомимся.

VI. Знакомство с новыми семьями, воспитателем, узкими специалистами

Вариант 1 . Родители сами коротко рассказывают о своей семье.

Вариант 2. Воспитатель дает краткую характеристику семьи на основании информации, полученной от родителей в ходе предварительной беседы.

Вариант 3 . Игра в знакомство.

Воспитатель. А как можно отправиться в плавание без надежной команды?! Предлагаю выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.

VII. Выборы нового состава родительского комитета

Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».

Следует коротко напомнить родителям о его функциях.

Альтернативой родительскому комитету группы может выступить инициативная группа, которая представляет собой сменный состав родительского комитета группы. Инициативная группа может иметь те же задачи и права, что и родительский комитет. Изменятся лишь организация и содержание работы инициативной группы.

Выборы родительского комитета можно провести нетрадиционным способом. Родителям раздаются листочки с таблицей.

В первых колонках перечисляются должности и функции представителей родительского комитета группы, а в правой по вертикали - цифры от 1 до 3.

Родителям предлагается вписать кандидатуры (по три человека на каждую должность). Родитель, желающий заниматься той или иной деятельностью, может вписать свое имя. Возможные должности представителей комитета:

Председатель родительского комитета (он является представителем от группы в родительский комитет ДОУ или Совет ДОУ);

Заместитель председателя родительского комитета (его правая рука);

Секретарь родительского собрания;

Группа родителей, отвечающая за осуществление мероприятий по укреплению материально-технической и наглядно- дидактической базы группы, благоустройство и создание в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;

Сектор внимания (ответственный за приобретение подарков для именинников, на Новый год, организацию «сладких вечеров» и т. п.);

Спортивный сектор (проведение и оснащение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников);

Культурно-массовый сектор (привлечение родителей к участию в воспитательной, культурно-массовой работе с воспитанниками вне развивающих занятий, а также во время каникул);

Связи с общественностью (развитие и укрепление связей родителей воспитанников с педагогическим коллективом ДОУ и другими организациями культуры, образования, спорта);

Редколлегия;

Примечание. Председатель родительского собрания выбирается на один год; секретарь - на каждом родительском собрании из числа присутствующих.

Вывод. В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость.

VIII. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет»

Воспитатель. Корабль готов к отплытию. Полный вперед! Нет... чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств — педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4—5 лет?

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4—5 лет, выделив показатели разных сторон его развития. (Описание возрастных особенностей можно найти в образовательной программе, по которой работает дошкольное учреждение).

Возраст 4 — 5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития. (В.В. Гербова.)

Родителям выдается одна из памяток (на выбор воспитателя) (приложение 2).

Воспитатель. Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы. И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы (в зависимости от реакции организма на внешние раздражители): флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.

Родителям для самостоятельного изучения предлагаются тест на определение темперамента и памятка «Темперамент вашего малыша» (приложение 7).

IX. Выступление логопеда

Вопрос о приглашении логопеда на родительское собрание актуален именно в этом возрасте. К пяти годам звукопроизношение у детей должно полностью нормализоваться. Родителям следует об этом знать и проводить специальные игры и упражнения в домашних условиях. Если в пять лет у ребенка имеются серьезные отклонения в речевом развитии, необходимо продолжить обучение в специализированных речевых группах.

Воспитатель представляет логопеда; логопед сообщает об особенностях речевого развития детей среднего дошкольного возраста (приложение 3), дает советы и рекомендации, называет дни для проведения индивидуальных консультаций с родителями.

X. Особенности образовательного процесса в средней группе

1. Сообщение воспитателя

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения (можно оформить в виде памятки), об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий), о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).

2. Обратная связь с родителями

Родители задают интересующие их вопросы, высказывают предложения по улучшению качества образовательного процесса. Им выдается памятка «Правила для родителей» (приложение 4).

XI. Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год. Утверждение плана совместных мероприятий

Родителям предлагается произвольно разделиться на несколько мини-групп. Каждой группе дается текст выписки из годового плана работы ДОУ на новый учебный год (раздел «Взаимодействие с семьей»). Обращается внимание на информационные листы с названием совместных проектов, которые будут осуществляться в течение года.

Задача родителей: познакомиться с содержанием мероприятий, предложить от группы тему родительского собрания, интересные проекты, конкурсы, экскурсии, мероприятия познавательного, культурно-массового, спортивного характера, которые они хотели бы провести со своими детьми в течение года.

XII. Заполнение родителями анкеты

Родители заполняют анкету семьи, куда вносят все изменения, произошедшие за текущий период (изменения фамилий, адреса, телефонов, места работы и т. п.). Родители получают распечатанный список администрации ДОУ и воспитателей (Ф.И.О., должность, контактные телефоны, время проведения консультаций).

XIII. Игровая мини-программа

Воспитатель . В пути нас поджидают разные опасности: на нас могут напасть пираты, мы можем столкнуться с подводными рифами. В конце концов, у нас нет лоцманской карты! Обычно в праздничные дни из морской пучины на берег выходит царь Нептун. Он очень любит песни, танцы, всевозможные развлечения. Вот если бы он пришел на наш праздник, я думаю, он согласился бы помочь нам беспрепятственно преодолеть путь в чудесную страну. (Звучит марш.) Слышите эту музыку? Это сам Нептун к нам пожаловал! Встретим его дружными аплодисментами!

Выходят Нептун (родитель) и воспитанники группы (садятся рядом со своими родителями).

Нептун.

Мне принес глашатай весть:

Нынче праздник у вас здесь.

Я спешил, торопился приплыть поскорей.

Вас приветствует, люди, владыка морей!

Был у вас я год назад

И, конечно, очень рад,

Что меня здесь снова ждут.

Что за праздник у вас тут?

Воспитатель . Царь Нептун, мы прощаемся с летом. Еще вчера все наши ребята были просто малышами, а сегодня они выглядят намного взрослее, ведь они стали воспитанниками средней группы. И по этому случаю я объявляю начало путешествия в страну Знаний (звучат фанфары, аплодисменты). Но без твоей помощи, царь Нептун, нам не обойтись.

Нептун . А какая помощь вам нужна?

Воспитатель . Мы не хотим столкнуться с рифами и опасаемся нападения пиратов.

Нептун . Ну, это ерунда! Я всех пиратов задержу и вас через рифы проведу. Но в плавание могут отправиться только смелые, сильные, ловкие, сообразительные, внимательные и активные.

Воспитатель. Царь Нептун, мы хотим всех ребят взять в путешествие, давай проведем испытания.

Вариант 1. Игры, эстафеты.

Вариант 2. Общие песни и танцы.

Вариант 3. Задания для детей и родителей.

XIV. Заключительная часть

1. Подведение итогов

Воспитатель. Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!

Всех приглашаем на чаепитие.

2. Общение за чашкой чая

Родители приносят к чаю печенье, мармелад, конфеты и т. д. Во время чаепития родители рассказывают, как прошло лето, чем они занимались с детьми, вспоминают веселые истории.

На этапе подведения итогов первого родительского собрания сообщается о времени проведения следующего.

3. Рефлексия

Родителям раздаются бумажные силуэты корабля, предлагается написать на них, что они думают о проведенном собрании. Вариант решения родительского собрания

1. Установить график проведения групповых родительских собраний — 1 раз в квартал. Время начала родительского собрания - 17.30.

2. Председателем родительского коллектива группы избрать... (Ф.И.О.).

3. Утвердить родительский комитет в следующем составе: (Ф.И.О. членов родительского комитета, их телефоны).

4. Назначить дату заседания родительского комитета по составлению плана групповой работы на первый квартал.

5. Принять к сведению содержание памяток «Ребенок 4 — 5 лет», «Уровень речевого развития».

6. Принять к исполнению правила для родителей.

7. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.

Приложение 1. Материалы для анкетирования

Анкета семьи

1. Фамилия, имя, отчество ребенка.

2. Дата рождения ребенка.

3. Количество детей в семье.

4. Сведения о маме:

а) фамилия, имя, отчество;

5. Сведения о папе:

а) фамилия, имя, отчество;

б) образование (высшее, среднее и др.);

в) место работы, должность, рабочий телефон;

г) увлечения и возможности по оказанию помощи в проведении групповых мероприятий.

6. Адрес, по которому проживает семья.

7. Количество членов семьи, проживающих по данному адресу.

8. Жилищные условия.

9. Средний финансовый доход семьи.

10. Особые сведения о ребенке (физические недостатки: слух, зрение, нарушение деятельности мочеполовой системы и т. д.).

11. Домашний телефон (другие контактные телефоны).

Анкета для родителей

Уважаемые... (имена, отчества родителей)!

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных собраний, увлекательной работы с детьми.

Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.

1. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?

2. Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других мероприятий всей семьей?

б) нет (почему?).

3. Что нам следует учитывать, приглашая Вас на собрание, занятие, беседу?

4. Какие дни и часы недели у Вас наиболее заняты?

5. Ваши советы и предложения по организации и проведению собраний.

6. Какую помощь можете оказать в их подготовке?

7. Согласны ли Вы принять участие в выставке и представлении Ваших хобби? Каких?

8. Кто будет представлять?

9. В чем Ваша семья может принять участие?

а) в представлении опыта семейного воспитания;

б) в смотре семейной самодеятельности;

в) в выставке поделок, аппликаций из природного материала;

г) в реализации образовательных проектов;

д) свой вариант (написать).

10. Какая Вам необходима помощь?

11. Ваши вопросы и предложения.

Приложение 2. Памятки для родителей

Вариант 1. Ребенок 4 - 5 лет

Источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире — наблюдения.

Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут, и т. п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.

Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.

Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.

Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?»

Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.

Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

У некоторых детей негромкая речь «для себя», так называемое приборматывание по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Это помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т. п. Игра в бытовую ситуацию — поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи — воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.

Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица.

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды: перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.

Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно ест, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.

Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому и только с глазу на глаз, а не при всех.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:

Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;

Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети;

Характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!»;

Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты.

Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, пещерки.

Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в Сбербанк, на почту и т. п.

К пяти годам многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

Вариант 2. Особенности развития детей пятого года жизни

Ребенку уже исполнилось четыре года.

Убедитесь, что:

Рост стал 102 см и увеличился на 4 — 5 см;

Вес стал 16 кг и увеличился на 1 — 2 кг.

Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выявить «ранимые места» в его организме на этом возрастном этапе и учитывать это.

Тело ребенка изменило пропорции, активно идет формирование осанки, закладываются походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц, поддерживающих скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последние, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.

Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребенка, особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

Навыки поддержания здоровья

К пяти годам ребенок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.

Но ему еще трудно, и он еще учится:

Чистить зубы;

Расчесывать волосы;

Полоскать горло.

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

Изменения в сознании детей

Идет бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать истории о том, что они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это называть ложью. Это очень обидно для ребенка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки — спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребенка во лжи.

На пятом году жизни у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети этого возраста способны знакомиться с предметами, выходящими за пределы их опыта и восприятия.

Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и недоверчивое отношение к акулам и т. д.

Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности Вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души Вы не любите животных, Вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у Вас самих.

Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети пяти лет активно воспринимают все, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

И еще одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких невидимых сфер, как социальные отношения. Конечно, если ребенок задает вопрос, ответить на него необходимо, но как можно проще и понятнее для ребенка.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребенка рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

Мышление ребенка после четырех лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме.

Совершенствуется способность классифицировать.

Ребенок активно осваивает операции счета в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково- символическая функция.

В этом возрасте у ребенка проявляется принципиально новая способность сочувствовать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К четырем годам речь ребенка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по два—пять человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

Приложение 3. Уровень развития речи детей 4-5 лет

Четыре года

1. Словарный запас достигает 2000 слов.

2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда — чайная и столовая, машины — грузовые и легковые, люди — мужчины и женщины и т. п.).

3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р,

7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений.

Пять лет

1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

2. Начинает формироваться внутренняя речь — свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.

4. Возможны ошибки при построении сложных предложений.

5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.

6. Появляется способность к выделению звука из слова, т. е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.

7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Приложение 4. Правила для родителей

1. Приводите ребенка в детский сад:

В чистой, опрятной и удобной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями;

Здоровым (обо всех случаях недомогания ребенка извещайте воспитателя).

2. Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.

3. Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребенка в связи с болезнью в течение первых двух часов в день заболевания.

4. После перенесенного заболевания, а также отсутствия в детском саду более трех дней представьте старшей медицинской сестре справку о состоянии здоровья ребенка от участкового врача-педиатра.

5. Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя. Напишите заявление на имя заведующего ДОУ, если право забирать ребенка передоверяете родственникам или детям старше 16 лет.

6. Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение и пр.) оставьте заявление заведующему ДОУ.

7. Вносите плату за содержание ребенка в ДОУ не позднее 15-го числа каждого месяца. Своевременно представляйте документы, подтверждающие льготы по оплате за содержание ребенка в детском саду.

8. Соблюдайте этические нормы в общении с детьми и сотрудниками детского сада.

Приносить в детский сад ценные вещи и игрушки.

Запрещается:

Приходить в детский сад в нетрезвом виде;

Курить на территории детского сада;

Приводить животных.

Приложение 5. Особенности организации занятий детей 4-5 лет

Учитывая психологические особенности детей 4—5 лет, педагог проводит на занятиях физкультурные минутки, использует игровой материал, включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром очень важно:

Обогащать словарный запас детей;

Развивать наблюдательность и любознательность;

Совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;

Развивать эстетическое восприятие, понимание содержания художественных произведений;

Учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;

Совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;

Учить отвечать краткими и развернутыми предложениями;

Обучать правильному согласованию слов в предложении.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром особое

внимание уделяется:

Бережному отношению к природе, вещам, созданным трудом людей;

Формированию любви к родному краю.

В процессе развития речи необходимо использовать книги- раскраски. Раскрашивание предметов надо проводить штриховкой (частой или редкой) в заданном направлении: лежащие линии (горизонтальные), стоящие линии (вертикальные), наклонные («как дождик») — это способствует развитию тонкой координации руки.

Для умственного развития большое значение имеет формирование элементарных математических представлений и логического мышления.

На занятиях по лепке необходимо развивать умения скатывать пластилин круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы; учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части. Это способствует, с одной стороны, формированию тонкой координации движений кисти руки, с другой — развитию пространственного воображения.

Очень важно на занятиях по изобразительному искусству не только развивать вкус на лучших произведениях искусства, но и учить сочетанию цветов и оттенков для создания выразительного образа, закрашивать рисунки (красками, гуашью, карандашами), ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы контура; учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа), изображать круглую, овальную, прямоугольные и треугольную формы; учить рисовать элементы узора (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги и т. д.). Все это направлено на развитие пространственного воображения и мышц кисти руки.

Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Их учат ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, ползать, пролезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках, ориентироваться в пространстве.

На музыкально-ритмических занятиях дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки в умеренном и быстром темпе, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки, выполнять такие танцевальные движения, как прямой галоп, «пружинка», подскоки, переступание с носка ноги на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу в танцах и хороводах; учатся выполнять движения с предметами, выразительно передавать игровые образы. Им прививается интерес к музицированию.

К концу года дети на пятом году жизни умеют:

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Учить наизусть небольшие стихотворения, потешки;

Отвечать на вопрос «сколько всего?»;

Сравнивать две группы предметов, используя счет (больше, меньше);

Сравнивать пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке подлине, ширине, высоте;

Указывать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

Различать и называть части суток;

Определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз;

Отличать правую и левую руку;

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов;

Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всем листе, связывая единым содержанием;

Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезать с одного пролета на другой, ползать разными способами;

Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на 70 см;

Ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м;

Принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой;

Отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;

Сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;

Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

Приложение 6. Памятка для родителей «Что необходимо знать о своем ребенке»

1. Состояние здоровья и физическое развитие ребенка.

2. Формирование двигательных навыков.

3. Умеет ли ребенок правильно ориентироваться и наблюдать?

4. Развито ли у ребенка воображение?

5. Умеет ли ребенок концентрировать свое внимание?

6. Хорошая ли память у ребенка?

7. Умеет ли ребенок выражать свои мысли?

8. Как развивается мышление ребенка?

9. Чем интересуется ребенок?

10. Как проходит эмоциональное развитие ребенка?

11. Как складываются отношения ребенка с окружающими его людьми?

12. Отношение ребенка к материальным ценностям.

13. Любит ли ребенок животных?

14. Отношение ребенка к самому себе.

15. Активен ли ребенок?

16. Каковы духовные потребности ребенка?

17. Формирование личности.

Приложение 7. Как определить темперамент ребенка?

Тест на определение темперамента

Ребенок рождается с унаследованным темпераментом. Выяснив, какой темперамент у Вашего ребенка, Вы сможете общаться с ним без конфликтов и стрессов.

Начертите на листе горизонтальную ось и напишите у левого ее конца слово «замкнутость», а у правого слово «общительность»; поставьте в центр нулевую точку и отметьте на оси место, которое ребенок, по Вашему мнению, занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся дети действительно замкнутые, а у правого - очень открытые и общительные, а центр — это статистическая норма).

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную линию. Напишите у нижнего ее конца слова «эмоциональная стабильность», а у верхнего слово «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую Вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху — дети с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями). Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому типу относится Ваш ребенок. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, свидетельствует о холерическом темпераменте; ее попадание в правый верхний сектор — о меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе — это говорит о флегматическом типе; а в правом нижнем — о сангвиническом.

Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом с момента его рождения. Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на то, что существуют смешанные типы.

Памятка «Темперамент Вашего малыша»

Сангвиник. Жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран, прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Быстро засыпает и всегда просыпается в хорошем настроении. Наказания переносит легко, быстро о них забывает. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Это вообще самый «удобный» для воспитания темперамент. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия. Воспитывая сангвиника, учите его терпению и упорству и следите, чтобы его оптимизм и жизнерадостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.

Холерик. Это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. Часто горячится и вступает в конфликты. Нередко испытывает страх и гнев, непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. К замечаниям относится спокойно, а вот физическим наказаниям сопротивляется. Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Новую информацию схватывает на лету и тут же забывает. Говорит громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко. А вот засыпает с трудом, и никогда не предугадаешь, в каком настроении проснется.

Попытайтесь снизить скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях. Занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.

Флегматик. Он очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже малоэмоциональный, не любит рисковать. Этот ребенок любит спокойные игры. Он не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно, но зато навсегда. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит. А вот засыпает быстро, спит спокойно, но просыпается медленно и долго ходит вялый. Постарайтесь развить в малыше любознательность и инициативность; ускоряйте его черепашьи темпы (в этом Вам помогут любые игры на скорость и ловкость). Показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у Вас переймет.

Меланхолик. Он робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Новую информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устает. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя. Спать укладывается долго, засыпает быстро, утром легко встает. Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу. Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости. Ему нельзя приказывать, недопустимы категоричные обращения и отрицательные оценки. С таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание на положительных сторонах.

ИРИНА КЕДОВА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 «Радуга» города Тихорецка муниципального образования тихорецкий район

Сценарий родительского собрания №1

в средней группе комбинированной направленности №1

«БУСИНКИ» на тему : «Организационное »

Воспитатель :

Кедова Ирина Владимировна

2014-2015учебный год.

Цель :

1. Расширение контакта между педагогами и родителями . 2. Моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год. 3. Повышение педагогической культуры родителей .

Задачи :

1. Оказать помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.

2. Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами МБДОУ на новый учебный год.

3. Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.

Предварительная работа : создание слайдов для презентаций, изготовление памяток для родителей , приглашение педагога - психолога.

Оборудование : мультимедийное оборудование.

Повестка дня :

1. Отчёт для родителей «Как мы провели лето» - презентация (воспитатель Кедова И. В.) .

2. Познакомить родителей с режимом группы , сеткой занятий, педагогическими целями и задачами на новый 2014-2015 учебный год – презентация (воспитатель Кедова И. В.)

3.«Психологические особенности детей 4-5 лет» - выступление (педагог-психолог Канищева С. В.) 4. Выбор нового состава родительского комитета . 5. Решение текущих вопросов.

Ход собрания:

1. Добрый вечер, уважаемые родители . Я рада видеть сегодня всех вас на нашем первом в этом учебном году родительском собрании . Наши дети перешли в среднюю группу . Хочу поздравить вас с этим событием. Вот и прошло жаркое лето. Давайте посмотрим, как ваши дети провели его в детском саду (презентация) .

(1слайд) Лето мы все дружно провели на нашем красивом, большом, любимом участке, который преобразился, благодаря усилиям администрации детского сада, а также Вам, уважаемые родители , которые принимали участие в установке игрового оборудования.

(2 слайд) Летом наш день начинался с веселой, задорной зарядки, которую мы делали на свежем воздухе под музыку.


(3слайд) Лето - замечательное время для игр и творческих занятий на свежем воздухе. Дети дружно рисовали мелками разные рисунки на асфальте.


(4слайд) Одно из основных занятий летом в детском саду – совместные игры на свежем воздухе. Дети с удовольствием принимали участие в спортивных соревнованиях.



(5слайд) В летний период был обеспечен в различных формах физкультурно - оздоровительный режим. Дети научились владеть спортивным инвентарём. Больше всего им полюбились игры с кеглями.



(6слайд) Волшебная карета всегда была полна посетителями. Дети дружно играли в ней, придумывая разные сюжетные игры.


(7слайд) Никогда не пустовала наша песочница. Благодаря Вам, уважаемые родители , у детей появилось много игрушек, которые помогли им развивать фантазию, воображение, заниматься творчеством, развивать моторику рук и тактильные ощущения.



(8слайд) Летом территория нашего детского сада радует детей обилием цветов. Дети с радостью помогали взрослым ухаживать за ними, ведь труд – это одна из основных задач воспитания ребенка. Все ребята дружно поливали клумбы с цветами.


(9слайд) В летний период мы не забывали о культурно-гигиенических навыках и активно формировали их в процессе мытья рук перед и после приемом пищи и ног после прогулки.


(10слайд) А также не забывали и про наших именинников. Веселиться, танцевать, петь каравай – это наше любимое занятие, потому, что мы все весёлые ребята.



(11слайд) На нашем любимом паровозике мы дружно отправляемся в далёкое путешествие под названием «Страна знаний!» , где нас ждет много нового и интересного.


А что именно ждет Ваших детей в этой стране, Вы узнаете из следующей презентации.

2. Давайте познакомимся с педагогическими целями и задачами на 2014-2015 учебный год (презентация) .

(1слайд) Продолжать укреплять здоровье детей, закаливать организм .


(2слайд) Развивать наблюдательность и любознательность, знакомить детей с предметами и явлениями общественной жизни и природы.


(3слайд) Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду.


(4слайд) Продолжать работу по обогащению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи.


(5слайд) Знакомить детей с профессиями близких людей, подчёркивая значимость их труда.


(6слайд) Воспитывать исполнительность, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений.


(7слайд) Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым.


(8слайд) Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.


(9слайд) Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно - эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.



10слайд) Развивать умение внимательно слушать музыку, сказку, рассказ.


(11слайд) Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Учить выразительно читать стихи, петь, красиво двигаться под музыку.


3. Сейчас перед вами выступит педагог - психолог Канищева Светлана Владимировна. Она расскажет о психологических особенностях детей 4-5 лет.

4. Выбор родительского комитета .

5. Решение текущих вопросов.

Есть ли в них необходимость? Ведь детский садик - еще не школа.

Часто новость о предстоящем собрании не вызывает энтузиазма у родителей, которым приходится отпрашиваться с работы или менять собственные планы. Многие не видят в таких мероприятиях ничего хорошего, только необходимость сдавать деньги на очередные нужды детсада. Задача воспитателя - переломить негативное отношение мам и пап к таким встречам путем подачи интересной и полезной информации.

Для чего они нужны?

Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь - воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучить актуальную информацию, обсудить важные моменты воспитания, поговорить об особенностях детского развития.

Кроме того, на них, как правило, приглашают психологов, методистов, врачей, логопедов и других специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитание малышей. Информация, которую получают от них родители подопечных, бывает весьма ценной. Грамотный специалист в состоянии вовремя отследить малозаметные отклонения в развитии ребенка и дать семье нужные рекомендации.

Сколько собраний нас ждет?

Родительское собрание в детском саду проводится ежегодно. Как правило, по плану предусмотрено 2-3 таких мероприятия в каждой группе. Кроме того, бывают внеочередные встречи в случае каких-то незапланированных событий, требующих обсуждения с родителями. Например, в обязательном порядке проводится собрание при подготовке выпуска из детского сада, так как это мероприятие хлопотное, требует хорошей организации и предполагает активное участие всей семьи.

Основные темы привязаны к плану учебно-воспитательной работы в течение года. На первое родительское собрание, которое обычно проводится в сентябре, приходят мамы и папы малышей-новичков. Они знакомятся между собой и с воспитателем, вместе с ним обсуждают учебный план на весь год, выбирают родительский комитет. Родительские собрания в младшей группе, проводимые впервые, имеют особое значение. Они задают тон будущему сотрудничеству каждой семьи с персоналом детсада, которое продлится вплоть до школы.

Часто на первое родительское собрание воспитатель приглашает психолога или методиста. Они объясняют родителям особенности развития малышей данной возрастной группы, советуют, как организовать домашние занятия с детьми для закрепления детсадовского материала.

Вторая встреча чаще всего назначается в середине учебного года, в зимний сезон. Обычно это время повальных простуд. Поэтому актуальные вопросы, обязательно включаемые в повестку дня, - детское здоровье, навыки закаливания и профилактика вирусных инфекций. На собрание часто приглашают врача или медсестру. Тогда же обычно ведется обсуждение текущих успехов и проблем, промежуточных результатов и различных мелких происшествий.

На родительское собрание в средней группе детсада приходят уже опытные и закаленные мамы и папы. Детки подросли, и на первый план вместо проблем приучения к горшку и к ложке выходят более "взрослые" моменты. Родительское собрание в средней группе часто проходит с демонстрацией творческих успехов малышей в виде рисунков и поделок.

Заключительную встречу в каждой группе организовывают в конце учебного года, перед летними каникулами. Это время, когда подводятся итоги. В обязательном порядке проводится такое родительское собрание в подготовительной группе. На нем обычно выступают психолог и логопед. Они дают родителям необходимые рекомендации по подготовке к школьной жизни, рассказывают, что могут сделать мамы и папы за летний период для успешного старта будущих первоклассников.

Какими бывают родительские собрания?

По форме такие мероприятия бывают традиционными и нетрадиционными. Собрание в традиционной форме представляет собой встречу родителей с основным докладчиком - воспитателем, а также представителями родительского комитета или узкими специалистами. На нем возможно совместное обсуждение актуальных вопросов, а также различное анкетирование. Темы родительских собраний в этом случае, как правило, стандартные: "Азы воспитания", "Знаете ли вы своего ребенка?", "Подготовка к школе", "Какие игрушки нужны детям" и т. п.

В нетрадиционной форме мероприятие может проводиться в незапланированной ситуации, когда возникает необходимость срочно обсудить какой-то серьезный вопрос. Неформальная обстановка способствует более успешному взаимодействию педагогов с родителями, раскрепощению присутствующих, налаживанию контакта.

Нетрадиционное родительское собрание может проходить в виде совместных посиделок с чаепитием и даже включать в себя элементы сюжетной игры. На нем возможно присутствие детей вместе со взрослыми для совместной подготовки к утреннику. Родительское собрание в старшей группе (не говоря уже о подготовительной) вполне возможно сделать общим с детьми - те уже достаточно большие.

Как правильно организовать собрание

О предстоящем мероприятии воспитатель обязан предупредить родителей заранее, желательно за 2 недели. Объявление о дате, времени и теме будущей встречи должно быть вывешено на доске с информацией.

Воспитатель составляет план мероприятия, готовит наглядные материалы, распечатывает анкеты и продумывает оптимальную форму проведения. Также он согласует с другими специалистами (методистом, логопедом, психологом) необходимость их присутствия и тематику выступлений. Приглашенные обязательно должны иметь время для подготовки.

Как его проводить

В начале собрания необходимо рассказать о детских успехах, похвалить воспитанников за достижения. В присутствии коллектива ни в коем случае не следует обсуждать проблемы отдельного ребенка.

Родительское собрание в детском саду в качестве главной цели имеет задачу информирования мам и пап о важных моментах детсадовской жизни, обогащения педагогическим опытом и знаниями. Если работа с семьей хорошо продумана и организована, результаты воспитательного процесса не заставят себя ждать. Другие менее важные вопросы обычно решаются в рабочем порядке ежедневно при родительских посещениях.

О чем еще должен помнить воспитатель

Планируя поход на собрание, родители должны знать, что их там ожидает. Тем не менее, в первую очередь следует заново напомнить тему и поблагодарить присутствующих за то, что они смогли прийти, особенно если это первое родительское собрание.

Начинать собрание всегда следует с позитивных моментов. Обязательно хвалите детей за успехи, о неудачах лучше упоминать вскользь и только в общем виде, без индивидуального перечисления. Не следует никого приводить в пример или сравнивать с другими детьми (как старшими, так и младшими).

Главные вопросы

Какие организационные моменты обычно решаются на родительском собрании? Это покупка необходимых принадлежностей для садика (игрушек, канцтоваров, хозяйственных мелочей), обсуждение их количества и стоимости. А также выбор родительского комитета или отчет его представителя о проделанной работе, обсуждение предлагаемых экскурсий, развлекательных мероприятий (например, концертов или походов в кукольный театр), подготовка к проведению утренников и закупка детских подарков. Кроме того, организация творческих занятий с детьми и приобретение всего необходимого для этого (бумаги, пластилина, фломастеров).

Если планируется крупное мероприятие, например, новогодний утренник, список обсуждаемых вопросов должен быть подготовлен заранее. Например, будет ли организовано общее чаепитие, стоит ли приглашать фотографа, какие маскарадные костюмы потребуются детям. При обсуждении всех вопросов предполагается активное участие родительского комитета, поэтому просто необходимо дать слово его представителю.

А что потом?

После собрания, как правило, воспитатель (а так же психолог или логопед) обговаривает существующие проблемы и трудности с родителями конкретного ребенка в индивидуальном порядке. Объяснение должно быть кратким и продуктивным, без резких оценок и с обязательной подачей нужных медицинских и психологических рекомендаций. Цель таких бесед - проинформировать мам и пап о возникших трудностях, научить, как грамотно исправить ситуацию в домашних условиях без ругани и наказаний.

О пользе родительских собраний

Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья. Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитательницы. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным. Более того, родители узнают на собрании о взаимоотношениях детей в группе, поймут, насколько успешно их ребенок вписывается в коллектив, оценят соответствие собственного чада общепринятым нормам.

Не бойтесь заведующих!

Если у мам и пап имеются вопросы, решить которые в состоянии только заведующая(ий) детским садом, следует пойти навстречу и постараться организовать выступление представителя администрации. К тому же вопросы, требующие денежных вложений с родительской стороны и касающиеся обустройства и ремонта садика в целом (включая закупку нужного инвентаря), должны решаться в присутствии заведующей или ее заместителя по хозяйственной части.

Протокол - наше все

Если в детском саду проводится родительское собрание, ФГОС предписывает обязательное ведение его протокола. В данном документе, составленном по итогам мероприятия, указывается дата проведения, тематика, количество присутствующих, а также список приглашенных с указанием должностей и фамилий.

Протоколы родительских собраний в детском саду обязательно содержат повестку, все пункты которой отмечаются по порядку. Затем приводится краткое изложение обсуждаемого вопроса с указанием должности и ФИО докладчика, коротко конспектируются высказанные замечания и пожелания, а также результаты по каждому пункту.

Если имело место голосование, это обязательно фиксируется в протоколе с указанием числа высказавшихся как "за", так и "против", а также воздержавшихся. В конце приводится принятое собранием решение с указанием сроков исполнения и ответственных по тому или иному вопросу, проставляются подписи (с расшифровкой) председателя и секретаря.

Что еще важно знать при составлении протокола

Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке. Конфиденциальные вопросы, касающиеся педагогической диагностики, рекомендации конкретным родителям на коллективное обсуждение не выносятся и не протоколируются. Решение принимается отдельно по каждому пункту, причем его формулировка обязана быть четкой и конкретной.

Протокол собрания является официальным документом. Он должен быть оформлен в течение трех дней и присутствовать в числе документов МДОУ. За его правильное и своевременное ведение отвечает воспитатель или старший воспитатель (в случае общего собрания). К протоколу прикладываются конспекты текста выступающих и другие документы.

Конспект родительского собрания в средней группе №5 «Буратино»

на тему «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Дата проведения: 10 октября 2014 года

Цель:

Расширение контакта между воспитателями и родителями;

Повышение педагогической культуры родителей;

Дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных

особенностях.

План проведения

Ход родительского собрания

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада. И мы, как воспитатели, стали замечать в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом развитии. Движения детей стали увереннее и разнообразнее. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в этом возрасте необходимо наладить разумный двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. Если вы заметили перевозбуждение ребенка, переключите его внимание на более спокойное занятие. В этом возрасте у детей активно проявляется общение со сверстниками. Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, более активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют им подобные.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам среднего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками.

Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД: обычно в нашем детском саду разрабатываются три основных направления более расширенной работы на учебный год:

Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к профессиональной деятельности взрослых с помощью сюжетно-ролевой игры; (расширение знаний детей о профессиях с помощью сюжетно – ролевой игры) .

Развитие у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни через взаимодействие детского сада и семьи; (вы видите, что данные задачи подразумевают совместные мероприятия о ЗОЖ)

Формирование у детей патриотических представлений через проектную деятельность. (Проектная деятельность подразумевает работу не только с детьми, но и взаимодействия с родителями).

Так же хотелось бы познакомить вас с программой занятий и режимными моментами.

Основная программа, по которой работает наш детский сад – программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой.

Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Данная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и разработанным в соответствии с федеральными государственными требованиями. Программа " ", являясь современным инновационным продуктом, поддерживает лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к самой популярной Программе последнего десятилетия - " Программе воспитания и обучения в детском саду " под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Основные задачи:

· Всестороннее развитие ребенка.

· Адаптация в детском коллективе.

· Подготовка к обучению в школе.

Основные принципы:

· Индивидуальный подход к каждому ребенку.

· Обучение и развитие в условиях психологического комфорта.

· Наиболее полное раскрытие способностей ребенка.

В детском саду правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

· Создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

· Уважительное отношение к результатам детского творчества.

· Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.

· Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом.

· Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования.

Занятия проводится с понедельника по пятницу. Время проведения занятия увеличилось до 5 минут по сравнению со 2 младшей группой. В средней группе на занятия отводится 20 минут. Перерывы между занятиями от 10 до 15 минут. В день проводится 2 занятия.

1. Познавательное развитие – мы знакомим детей с понятиями: «Люди – сравнение людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния, особенностями внешности. Разнообразие рода занятий взрослых (дети учатся узнавать и называть людей отдельных профессий) .

2. Знакомим детей с правилами культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками (называть по имени отчеству, обращаться к старшим на вы)

3. Знакомим с понятием семья и члены семьи.

4. Знакомим с понятием «Родной город» - учим называть некоторые городские объекты, транспорт, учим стихи о городе, изготавливаем аппликации и поделки на тему «Город»

Математическое развитие

1. В средней группе дети должны знать: цвета спектра должны называть 2 оттенка – светло – зелёный, темно - зеленой, геометрические фигуры, воссоздавать их из частей;

2. сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, толщине, выделять признаки отличия и сходства, описывать предметы, называя 3 – 4 основных свойства предметов.

3. дети должны знать счет в пределах первого десятка.

Содействовать гармоничному физическому развитию детей;

Целесообразно развивать быстроту, скоростно – силовые качества, выносливость, гибкость, развитие координации и силы.

Соблюдение и контроль правил в подвижных играх.

Умение ориентироваться в пространстве.

Развитие умений оценивать движения детей с научной точки зрения. Дети узнают о том, что можно выполнять общеразвивающие упражнения в разном темпе, узнают основные требования к технике ловли и отбивания меча, узнают новые спортивные упражнения, в плавании – учатся задерживать дыхание, тренируя выдох в воде, попеременно двигая ногами.

2. Выбор родительского комитета.

Ваши предложения: оставить родительский комитет в том же составе, частично заменить, избрать новый. Были выслушаны все предложения и путем голосования выбран родительский комитет.

3. Заполнение сведений о детях и родителях.

4. Решение групповых вопросов.

Протокол №2

От 10.10.2014г.

Председатель: Чекрыгина Ю.В.

Секретарь: Короткая Т.Н.

Присутствовали: 15 человек

Отсутствовали:13 человек

Повестка дня:

1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.

2. Выбор родительского комитета.

3. Заполнение сведений о детях и родителях.

4. Решение групповых вопросов.

По первому вопросу выступили воспитатели средней группы №5 Жиденко Елена Андреевна и Тараканова Елена Николаевна, они подготовили доклад на тему: «Возрастные особенности детей 4-5 лет». Познакомили родителей с программа, по которой продолжает работать средняя группа в 2014 – 2015 году - "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой. Рассказали о целях и задачах на этот год, пояснили сетку занятий и режим работы. (Конспект занятия прилагается).

По второму вопросу выступили родители, члены родительского комитета: Чекрыгина Ю.В. и Короткая Т.Н. Они предоставили отчет о своей работе. В конце единогласно было принято: на 2014-2015 год оставить родительский комитет в том же составе.

За – 15 человек (единогласно)

Против 0

По третьему вопросу выступили воспитатели средней группы №5 Жиденко Елена Андреевна и Тараканова Елена Николаевна, вместе с родителями были исправлены и внесены не достающие данные в тетрадь сведений о детях и родителях.

По четвертому вопросу выступили воспитатели средней группы №5 Жиденко Елена Андреевна и Тараканова Елена Николаевна. Вместе с родителями были рассмотрены следующие вопросы:

Предстоящий осенний утренник: стихотворения, песни, костюмы и необходимый инвентарь.

Новогодние подарки.

Установка песочницы на участке.

Своевременная уплата квитанций за детский сад.

Осенняя выставка «Чудеса природы»

Председатель:________________

Секретарь:___________________

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Чухрий Алена

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Оситиненко Артем

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Украинцева Ксения

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Щуров Сергей

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Тарабарко Мария

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №1 «Фантазеры»

Тараканов Иван

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Короткая Валерия

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Чекрыгина Ольга

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Рассоленко Владислав

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Рассоленко Владислав

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»