В то время как празднование свадьбы наполнено событиями и ритуалами, первая ночь ассоциируется только с таинством для двоих. Но в некоторых культурах в ночном действе, кроме жениха и невесты, принимают участие гораздо больше людей.




Поклонники исторических фильмов могут быть знакомы с ночной частью свадебного ритуала XVIII века. В нем группы мрачных священников, джентльменов и фрейлин окружали новую пару в самый разгар таинства любви. Но есть много других, гораздо более жизнерадостных обычаев, которые вносят разнообразие в эту особенную ночь. Вот некоторые из самых странных, смешных и совершенно неудобных традиций первой брачной ночи:

Индийские покрывала



В ночной индийской игре невеста пряталась под покрывалами в спальне в окружении членов своей семьи. Жених заходил в комнату со своими родственниками и пытался определить, какая сторона покрывала скрывает лицо, а какая – ножки. Семья невесты всячески пыталась запутать молодого человека и направить его на ложный след. Если он угадывал, где голова невесты, то, согласно примете, он будет жить на равных с невестой на протяжении всего брака. Если жених случайно выбирал ноги, то был обречен служить невесте (падая к ее ногам) всю оставшуюся жизнь.

Шотландский сыр



В Шотландии когда-то существовала традиция брать в постель на удачу сыр. Полкило лимбургского сыра, раздавленного между полотенцами, создавали особый аромат.

Китайское яблоко



В обществах, которые лелеют девственность, популярны свадебные игры, облегчающие беспокойство молодоженов перед первой ночью. Обычай «Нао Дунфан», появившийся две тысячи лет назад в Китае, практикуется до сих пор. Семьи жениха и невесты приучают молодую пару к близости с помощью ряда игр и "грязных шуток". Например, молодожены должны укусить яблоко, болтающееся перед ними на веревочке. В конечном итоге это приводит к поцелую, часто спровоцированному дерганьем фрукта за ниточку в последний момент.

Французский суп в унитазе

Французская традиция «Le Pot де Chambre» восходит ко временам туалетных горшков, когда посетители свадьбы направляли молодоженам в их комнату чистый горшочек. В него складывали алкоголь и еду со стола, которые должны были служить «топливом» для долгой совместной ночи.
Эта традиция продолжается по сей день, уже соответствуя современным гигиеническим стандартам. Молодой паре до сих пор в качестве шалости могут дать унитаз, но чаще всего это посудина, напоминающая его по форме. Ее наполняют шоколадным фондю или шампанским. Иногда туда бросают обрывки туалетной бумаги или шкурки бананы для создания дополнительной аутентичности.

Серенады для новобрачных в США и Канаде



Существует старый французский обычай: жители города громко шумели и кричали ночью возле дома молодоженов, если тех подозревали в прелюбодеянии или в других постыдных проступках. Традиция была перенесена в Америку во время французской колонизации. Но если раньше «серенады» использовали, чтобы показать свое неодобрение брака, то теперь кричали, громко пели песни и стучали в кастрюли с целью раздразнить супружескую пару в форме дружественной, хотя и раздражающей шутки.

Рыба для корейских женихов



В Корее друзья жениха собираются вместе, чтобы оказать тому "помощь" в первую брачную ночь. Церемония выглядит следующим образом: друзья снимают с молодожена носки, связывают ему ноги и бьют по пяткам рыбой. Чаще всего используют сушеную рыбу корвина, которая может быть до метра длиной. Во время игры жених подвергается допросу, и если его ответы покажутся друзьям неудовлетворительными, его бьют сильнее. Принято считать, что избиение рыбой действует на жениха, как «виагра», помогая лучше провести брачную ночь.

Вышеперечисленные абсурдные традиции, связанные с первой брачной ночью, меркнут в сравнении с .

Французский суп, подаваемый в унитазе

Данная традиция возникла в то время, когда люди справляли естественную нужду ещё в ночные горшки. Родственники жениха и невесты наполняли ночной горшок остатками алкоголя и еды с праздничного стола, после чего отдавали его молодожёнам в качестве «топлива» для их брачной ночи. Они не покидали спальню до тех пор, пока жених и невеста полностью не выпивали содержимое горшка.

Эта традиция существует по сей день, правда, в несколько усовершенствованном виде. Сегодня вместо горшка родственники молодожёнов используют миску в виде унитаза, которую наполняют шоколадным фондю и шампанским.

Всем же интересно!

В XVIII веке в королевских семьях практиковали ритуал, согласно которому в первую брачную ночь у постели молодожёнов собиралась группа угрюмых священников, придворных дам и господ.




Шутка с шотландским сыром

Согласно книге «Свадебные обычаи мира: от хны до медового месяца», в Шотландии некогда существовал обычай брать с собой в постель кусок сыра на удачу. Молодожёны должны были положить около 500 грамм лимбургского сыра между парой полотенец и подавить его.


Индийские покрывала

В Индии в первую брачную ночь невеста прячется под покрывало на кровати, которую обступают члены её семьи. Жених входит в комнату со своими родственниками и пытается определить, к какой стороне лежит головой невеста. В это время члены её семьи норовят сбить его с толку ложными подсказками и глумливыми шутками. Если жених точно угадывает, с какой стороны находится голова его невесты, в браке они будут жить на равных, если нет, то он обречён прислуживать (падать к её ногам) ей всю свою оставшуюся жизнь.


Китайская традиция «Нао Дунфан»

Китайская традиция «Нао Дунфан», которая появилась в период правления династии Хань, практикуется по сей день. Она способствует сближению между женихом и невестой посредством ряда грязных шуток и игр, в которые играют родственники молодожёнов. В ходе одной из таких игр друг или член семьи держит яблоко, привязанное к верёвке. Молодожёны должны попытаться надкусить его, что в итоге приводит к поцелую. Очень часто друг или член семьи убирает яблоко подальше в самый последний момент.




Шуточные серенады под окнами новобрачных

Раньше во Франции горожане, чтобы пристыдить браки между прелюбодеями и другие неодобряемые союзы, устраивали шумиху под окнами молодожёнов в их первую брачную ночь. Эту традицию впоследствии переняли жители США и Канады во время французской колонизации.

Сегодня родственники молодожёнов собираются возле их дома и создают шум, стуча кастрюлями и сковородками и громко распевая песни, в основном ради шутки.


Корейская традиция с использованием рыбы

В книге «Свадебные колокольчики и трубочисты» Брюс Монтагю описывает корейскую традицию, согласно которой друзья жениха снимают с него носки, связывают ему ноги и бьют по ступням рыбой, обычно сушёной корвиной, длина которой иногда может достигать 90 сантиметров.

Во время выполнения данного действия жених подвергается допросу. Если его ответы являются неудовлетворительными, избиение рыбой становится более жёстким. Согласно некоторым источникам, это действует на жениха как «Виагра». Так делают, чтобы он не оплошал в постели в первую брачную ночь.

Однажды, когда мне было 11 лет, я невольно стала участницей трагикомичной истории, связанной с астрологией и сексом. Кто-то из бесчисленных родных, двоюродных и троюродных теток и дядек поженил детей. Свадьба прошла в апреле. Но, согласно составленной астрологом карте, первая брачная ночь между молодоженами должна была произойти только в июне, через три месяца после свадьбы.

Предшествующую главу «Об астрологии и сексе в Индии» - читайте в полной версии книги "Невероятная история Миссис Индия в Гоа" .

Поделать с этим препятствием ничего невозможно. Индийцы живут в таком тесном и многолюдном социуме, что личного пространства у них нет. Каждый день в доме присутствуют родители, дети, множество родственников, друзей и соседей. Комнаты не запираются на задвижку, порой, в них нет даже дверей. В любой момент в комнату может зайти кто угодно. Поэтому шансов на то, чтобы уединиться, у молодых не было.

Более того, чтобы не нарушить запрет астролога, за молодыми постоянно присматривали родственники. Их не оставляли одних ни на секунду и не позволяли даже зайти вместе в душевую. Они жили вместе, вели хозяйство, жена готовила еду, стирала вещи, убиралась в доме, общалась с мужем. Только спать их разводили в разные комнаты, а для охраны рядом с каждым из них спал кто-то из родителей или родственников. Так продолжалось три месяца.

Наконец настал назначенный астрологом момент. Но и в этот день молодоженам не суждено было остаться в полном одиночестве. По какой-то древней традиции, во время брачной ночи в доме с молодоженами должны были находиться пять юных девственниц, охраняющих дом от злых духов и являющихся свидетелями чистоты происходящего.

Меня и четырех родственниц сходного возраста привели в дом, где все уже было готово к брачной ночи. Для молодоженов приготовили празднично декорированную комнату, застелили постель шелковыми простынями, поставили свечи и благовония. Но закрывать плотно дверь в комнату молодоженам категорически запретили.

Вечером родители провели молодоженов в комнату, зажгли свечи и благовония, но дверь в комнату оставили приоткрытой. Девочкам-девственницам запретили входить в комнату и открывать дверь, мы должны были находиться всю ночь в гостиной и приглядывать за порядком. За каким именно порядком - я так и не поняла.

Для юных девчонок эта ночь стала грандиозным шоу! Почти сразу же после ухода родителей мы услышали в комнате бурную возню, громкие вздохи и стоны. Мы не решались нарушить строгий запрет родителей и не открывали дверь, но приближались к ней вплотную и впитывали каждый звук, издаваемый молодоженами.

Мы постоянно переглядывались, зажимали рты, но не удерживались и прыскали смехом. Для нас это было первым знакомством с сексуальностью. А для молодоженов - единственной ночью любовного уединения, которая, конечно, никаким уединением не пахла и в помине. Ровно через девять месяцев после той ночи молодая жена родила первенца.

Однако это вовсе не самый парадоксальный случай с астрологией, случаются и куда более курьезные. Так, одной из молодых семей астролог сообщил, что сразу после вступления ими в сексуальную связь, мать жениха умрет. От этой новости мать жениха пришла в ужас, она была еще не старой, умирать совершенно не входило в ее планы. Сын очень любил мать и также не хотел ее кончины. Только невестка не могла смириться с тем, что на открывшемся ей пути к сексуальным утехам встал неожиданный запрет астролога. Видя, что невестка не успокоится, мать решила спать на кровати молодоженов, посередине между мужем и женой до тех пор, пока не скончается естественным образом.

Является ли эта история правдой или байкой, я утверждать не могу, потому что слышала о ней, но не была ее участницей. Но, зная индийские традиции и преклонение перед астрологией, поверить в ее реальность совсем не сложно.

Право первой ночи - это обычай, который был широко распространен во многих культурах и заключался в том, что первую брачную ночь невеста проводит со своим хозяином, владельцем, важным социальным лицом, вождем племени и т.д. Геродот, описывающий жизнь древних народов Африки, упоминает об этой традиции.

У некоторых народов считалось, что кровь, появляющаяся при лишении девственности и дефлорации, приносит зло и болезни. Поэтому лишить девственности невесту поручали старейшине племени или колдуну-то есть человеку сильному, способному противостоять козням злых чар. И лишь после этого "готовую к употреблению" новобрачную отдавали жениху. Отсюда берет свое начало "право первой ночи". Раньше это была обязанность, причем чреватая последствиями. А много позже это стало почетным правом...

Чтобы обезопасить молодого и неопытного жениха, предпринимались различные меры. Часто обязанность лишить невесту невинности возлагалась не на жениха, а на более опытного мужчину:

    В племенах Центральной Австралии, Центральной Америки, на Маркизских островах и в Новой Гвинее перед свадьбой пожилая женщина лишает девушку невинности костяным ножом или пальцем. Затем все мужчины из клана, к которому принадлежит жених, по очереди совокупляются с невестой, и только после этого она передается будущему супругу;

    Жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца;

    У древних жителей Балеарских островов с невестой сначала ложился самый старший и почетный из гостей, затем следовали другие в зависимости от ранга и возраста. Жених был последним, кто удостаивался этой чести;

    В папуасском племени арунто вся тяжесть этого интимного процесса ложилась на плечи друзей мужа. Незадолго до свадьбы жених просил двоих-троих приятелей похитить невесту и сорвать красный цветок ее невинности. С этого момента и до самой свадьбы все мужчины племени могли прийти в ее дом и "опробовать" новоиспеченную женщину;

    В Северной Африке в начале нашей эры в первую брачную ночь все гости по очереди совокуплялись с невестой, и каждый гость дарил ей специально приготовленный подарок;

    У народа, жившего в Индии, на свадьбу для этой цели приглашался мужчина со стороны. Он оставался в деревне на одну ночь и вступал в половой контакт с невестой;

    В Древнем Египте. В определенный день девственница приходила в храм Великой Богини и отдавалась первому подвернувшемуся мужчине;

    У древних скандинавских племен с наступлением темноты перед первой брачной ночью волхв утаскивал девственницу в лес, разжигал костер и приносил богине Фрие жертву - лося или кабана. И только после этого совершал с девушкой ритуальное соитие и лишение девственности;

    В средние века роль волхва унаследовал феодал, причем лишение девственности крепостных девушек было не только его правом, но и священной обязанностью. Владетельным графам и герцогам в год приходилось дефлорировать до сотни девственниц. В некоторых областях России такая практика оставалась вплоть до отмены крепостного права.

В Европе этот обычай просуществовал до XVII - XVIII веков в различных странах. В Швейцарии это право исчезло в конце XVI века, в некоторых германских государствах оно в это время стало заменяться выкупом, данью. В Баварии этот обычай существовал до XVIII века.

В русских традициях , брачная ночь (подклет), - это один из основных свадебных обрядов, физическое и правовое скрепление брака. Брачная ночь обычно следовала за венчанием и свадебным пиром и проходила в доме родителей жениха. В южнорусских губерниях, там, где после венчания новобрачные возвращались в родительские дома, ее устраивали в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Местом проведения брачной ночи всегда служило холодное помещение: подклет, клеть, горница, чулан, сенник, баня, амбар, иногда хлев или овчарня.

При этом использовались постельные принадлежности из приданого невесты. Высокое брачное ложе сооружали на деревянном настиле. На доски укладывали мешки с мукой, ржаные снопы, несколько матрасов, набитых сеном, иногда перину, множество подушек. Все это покрывали белой простыней с вышитым подзором, спускавшимся до самого пола, красивым одеялом. Постель для новобрачных застилали постельницы - свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После того как устройство брачного ложа было закончено, постельницы укладывали под него кочергу, сковородник, несколько поленьев и обходили постель с веткой рябины или можжевельника, которую потом втыкали в стену.

Считалось, что кочерга, сковородник, можжевельник, рябина могут обеспечить новобрачным защиту от злых сил, мешки с мукой и ржаные снопы - благополучие в совместной жизни. Поленья же символизировали будущих детей: чем больше положить поленьев под ложе новобрачных, тем больше будет у них детей. На брачную постель молодых провожали дружка, свашки, иногда все свадебники, т. е. все приглашенные на свадебный пир. Проводы новобрачных сопровождались хохотом, шумом, прибаутками, эротическими наставлениями, песнями. Свадебники, провожавшие новобрачных на постель, хором пели.

Первым в брачную комнату обычно входил дружка и несколько раз ударял по постели кнутом, отпугивая нечистую силу. В ряде мест России существовал обычай, по которому дружка должен был заплатить постельницам выкуп. Дверь спальной комнаты закрывали на замок и ставили снаружи клетника - охранника, в его задачу входило охранять новобрачных от нечистой силы, которая могла их испортить, и отгонять подзагулявших свадебников.

Оставшись одни, новобрачные должны были выполнить ряд утвержденных традицией обрядовых действий, обеспечивавших, по поверью, согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Так, например, перед тем как лечь в постель, новобрачным полагалось съесть курицу и хлеб. Причем хлеб рассматривался как символ будущего богатства молодых, а курица - как знак их будущей плодовитости.

Согласная супружеская жизнь, с точки зрения крестьян, достигалась покорностью жены мужу. Новобрачной приходилось продемонстрировать смирение, сняв сапоги с мужа. Этот старинный обычай упоминался еще в первой русской летописи - в «Повести временных лет». Желание быть хозяином в семье новобрачный демонстрировал, заставляя невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз заходил дружка, справляясь о том, состоялся ли половой акт. По обычаю, распространенному почти во всех местностях России, дефлорация девушки в первую брачную ночь была обязательной. Если все заканчивалось благополучно, дружка оповещал об этом пирующих гостей, а молодых или выводил к гостям, или же оставлял в спальной комнате до утра. Обрадованные гости запевали частушки эротического содержания, в которых рассказывалось о событии, происшедшем между женихом и невестой.

Утром новобрачных будили и проверяли добрачное целомудрие девушки. Будили обычно те, кто отводил молодых в спальню (дружка, свашки, иногда родители, свадебники), стуком в дверь, криками, звоном колокольчиков, битьем горшков о дверь или порог комнаты, одергиванием одеяла, обливанием водой. Оповещение родни, гостей и всей деревни о том, что невеста до свадьбы, сохранила или, наоборот, утратила «честно-похвально девичество», происходило через обрядово-игровые действия. Так, например, в селах Пермской губернии, в случае если новобрачная оказалась «честной», дом молодоженов украшали полотенцами и скатертями с красными вышивками. Такие же полотенца дружка привязывал к дугам лошадей, отправляясь к родителям новобрачной.

Во Владимирской губернии о целомудренном поведении девушки до свадьбы свидетельствовала брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы. В некоторых деревнях свадебники во главе со свашкой и дружкой с гиканьем, криками, звоном и шумом ездили по деревне, размахивая, как флагом, рубашкой новобрачной.

В станицах донских казаков всем гостям второго дня свадьбы прикалывалась гроздь калины. Нередко при благополучном исходе брачной ночи начинали бить горшки, приговаривая: «Сколько кусочков, столько сыночков, сколько в лесу кочек, столько дочек». В случае «нечестности» молодой женщины, утратившей девственность до брака, ее родителям надевали на шею хомут, отцу новобрачной подавали пиво в дырявом стакане. Такому же унижению подвергалась и сваха: «Свахе первая чарка и первая палка».

Требование целомудрия от невесты, а в некоторых деревнях и от жениха, диктовалось представлениями крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину могло произойти только в ходе выполнения обрядов, соблюдаемых в определенном порядке. Нарушение их последовательности рассматривалось как нарушение хода жизни, посягательство на ее основы. Существовало представление, что девушка, потерявшая девственность до брака, будет бесплодной, рано останется вдовой или оставит вдовцом мужа, что семье грозят голод и нищета. Брачная ночь считалась очень важным обрядом свадебного ритуала.

Она заканчивала серию обрядовых действий, связанных с переходом девушки и парня из одной половозрастной категории в другую. Этот переход на символическом уровне осмыслялся как смерть и воскресение. Девушка и парень после брачной ночи, по древним представлениям, возрождались в новом качестве, что выражалось в перемене прически, головного убора, одежды, поведения. Брачная ночь превращала парня, вьюношу, молодца в молодого, а девушку, девку, девицу, деву в молодицу, молодушку, молодку.

Сегодня , условность первой брачной ночи достигла своего предела, так как не связана ни с какими обрядами и зависит исключительно от ценностной ориентации молодоженов. Нередко первая ночь любви у новобрачных происходит задолго до свадьбы. С другой стороны, встречаются такие случаи, когда первый сексуальный контакт супругов имеет место спустя долгое время после церемонии бракосочетания. И все еще, несмотря на условность происходящего, новобрачные стараются сделать первую ночь после заключения брака особенной, необычной и запоминающейся, т.к. считают, что это особый свадебный ритуал, и это таинство двух влюбленных, которые решили посвятить себя друг другу. Поэтому очень важно, чтобы эта ночь стала по истине волшебной и незабываемой ночью любви. Будьте внимательны и нежны друг к другу, постарайтесь сделать так, чтобы она была полна нежности и романтики.

Вот, например, наши предки девственности особого значения не придавали. Ничего стыдного в добрачных отношениях они не видели, более того, имел место так называемый пробный брак. Жених и могли пожить какое-то время вместе, что бы понять, подходят ли они друг другу. Даже девушка с ребенком могла быть невестой, в чем-то даже более желанной, чем бездетная, в этом случае доподлинно известно - женщина может родить. И эти традиции не удалось изжить даже во времена христианства.

Тем не менее, первая брачная ночь все равно считалась чем-то особенным и сопровождалась определенными обрядами. Молодых закрывали в отдельном помещении, но не оставляли в покое. Всю ночь вокруг ходили разнообразные родственники и подначивали жениха, давали советы, шутили… И естественно, что в такой обстановке жениху немудрено и сплоховать. На этот случай ему давалось еще две попытки. Если и на третий раз молодой муж не справлялся, ему находили временную замену: старшего родственника, крестного или самого почетного гостя.

Существуют и еще более удивительные традиции.

В Европе в века имело место право первой брачной ночи. Невеста проводила ее не с законным супругом, а с сюзереном. Ученые приводят разные возможные причины появления такого обычая. В частности считалось, что с лишением девственности связанна определенная опасность, что восходит к обычаю отдавать девственность божествам. И более опытный сюзерен оберегал таким образом своих подданных. Быть может, зарождался обычай именно так, но со временем он выродился в удовлетворение собственной похоти. Так от непривлекательных невест сюзерен вполне мог , а с красивыми девушками это правило выполнялось неукоснительно.

В некоторых племенах Африки жених в первую брачную ночь выбивал невесте два передних зуба. А в некоторых страна (на Филиппинах или в Мексике) в первую брачную ночь, а то и несколько ночей, новобрачные воздерживались от , так как на свадебном пиру употребляют . В других странах, кстати, в том числе на Руси, наоборот, новобрачным запрещалось принимать хмельные напитки.

А в других племенах той же Африки девочек лишали девственности еще до начала месячных, причем делать это должен был абсолютно посторонний человек. Чаще всего какой-нибудь путешественник, проходящий через деревню. Если же к первым месячным девушка оставалась девственницей, это считалось позором, и она вполне могла остаться старой девой.

В Самоа первая брачная ночь проходит в доме невесты, в окружении спящих родственников. И пройти она должна в полном молчании, чтобы никто не проснулся. Иначе страстного жениха поколотят. Мужчины, кстати, имея это ввиду, мажутся перед свиданием маслом: так и вырваться легче и побои переносить.

Интересный обычай в племени Бахту, Центральная Африка. Там вместо молодожены занимаются совсем другим делом: они вступают в схватку. И бьются до самого рассвета, после чего расходятся по родительским домам, отсыпаться. Ведь следующую ночь их снова ждет бой. И так до тех пор, пока молодые не почувствуют, что исчерпали всю злобу друг на друга на годы вперед. Иногда такие бои затягивались на неделю. И крайне редко, но все-таки случались смертельные исходы.

А самые странные обычаи, связанные со свадьбой и первой брачной ночью, у Наяров, племени в одном из штатов Индии. То есть сама свадьба и первая брачная ночь (а точнее целых три ночи) мало чем отличаются от свадеб других местных племен. Но у всех народов свадьба – это начало совместной жизни. В этом же племени на четвертый день муж покидает жену и далее каждый из них живет собственной жизнью, с кем хочет и как хочет. И меняет любовников так, как ему удобно. А за родившихся у женщины детей отвечает очередной любовник, до тех пор, пока и его не сменят.

Вот так разнообразно относятся к столь важному событию в жизни в разных странах и у разных народов.