3.1. Совместный отдых детей и родителей, формы его организации

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. По мнению А.В. Мудрика, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется рядом параметров:

– социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

– социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

– технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;

– демографический определяется структурой семьи.

Главными функциями семьи являются: воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительская, досугово-творческая, охранно-защитная.

Основными задачами семейного воспитания являются:

Гармоническое развитие ребенка;

Забота о здоровье детей;

Помощь в учении;

Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

Помощь в социализации личности;

Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.

Каждый ребенок – это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери являются для ребенка наглядным примером.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Основными компонентами семейного воспитания остаются:

– климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

– режим семейного воспитания;

Семья – это то первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и не восполняется совсем в дальнейшей жизни. И потери эти являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Нигде человек не может полностью расслабиться, получить полноценный, необходимый ему отдых, кроме как в семейном кругу. Для младшего школьника семья является организацией его летнего и зимнего отдыха; семья осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к физкультуре, художественной деятельности, туризму, самообразованию, хозяйственному труду. Семья дает чувство защищенности от жизненных неурядиц.

Приобщение к культурной организации свободного времени детей – основная функция для семьи, которую родители не в состоянии хорошо организовать. К тому же полноценной организацией свободного времени младшего школьника является приобщение детей к культурным видам отдыха, доставляющим духовное наслаждение, не только восстанавливающим силы тела, но и обновляющим душу.

Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей.

Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это и семейные праздники, и посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и многое другое. Задача родителей – суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

3.2. Методика организации семейных праздников

Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребенка, для развития всех его дарований. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника… Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники…» – отмечал К.Д. Ушинский.

В толковом словаре C.И. Ожегова понятие «праздник» имеет несколько значений:

1) день торжества, установленный в честь или в память кого– или чего-нибудь;

2) день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого;

3) выходной,не рабочий день;

4) день радости и торжеств по поводу чего-, кого-нибудь (семейный праздник).

У больших и малых форм такого социокультурного явления, как праздник, есть богатейшая история. Праздники, не вычленявшиеся из единого жизненного потока, существовали у всех народов мира с глубокой древности. Историки часто начинают рассматривать историю праздника с эпохи Древней Греции и Рима. В те времена проходили празднества, тщательно подготовленные и организованные. Древние греки любили праздники и занимались ими активно, с огромной отдачей. Свободное время организовывалось ими так, что носило даже более активный и деятельный характер, чем труд. Неспроста большинство древнегреческих праздников выливалось в активные игры, состязания. Вершиной таких праздников явились Олимпийские игры, проходившие в специально выстроенном городке Олимпии раз в четыре года.

Все русские праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха, которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, т.е. двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять, посвященных евангельским событиям

Наряду с большими праздниками внутри деревенских общин и городских кварталов справлялись малые праздники (полупраздники). Они устраивались в память покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память местночтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. О праздниках такого рода русские люди говорили: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем».

Кроме православных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины, популярные в основном среди городского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, произошедшие в прошлом и завещанные для почитания.

Если языческие, православные, календарные праздники на протяжении всей истории исчезали, заменялись другими, то семейные праздники присутствовали всегда. Семейные праздники можно определить как организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, свадьбу и др. У каждой семьи свои вехи развития.

Более подробно мы остановимся на семейных праздниках, ведь семейный праздник – это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим. Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания, возможность помериться своими силами.

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы праздника. Ученые доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Одно только ожидание праздника способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Подвижные игры, аттракционы, забавы, потешки, сюрпризы, которыми насыщена любая программа праздника, часто сопровождаются неожиданными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, эмоции удивления, восторга, следовательно, уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.

При подготовке и проведении семейных праздников дети получают возможность проявлять высокую активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно сказывается на развитии их способностей и личностных качеств.

Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью единством цели и общими задачами, составлением сценария, проявлением активности, украшением и оборудованием комнаты.

Семейные праздники играют важную роль в жизни ребенка и дают доступные доказательства родительской привязанности к себе, что влияет на его доброжелательное отношение к родителям.

Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармонического развития всех способностей детей, потому что, украшая к празднику свой дом, придумывая эти украшения, сюрпризы для своих родных и близких, дети не только фантазируют, но и работают руками. Потом, уже в процессе проведения семейного праздника, дети проявляют самые разные свои способности и умения. Ни один праздник не обходится без игр, а игры развивают силу, ловкость, сообразительность, импровизационные качества, речевые и вокальные способности развивают песни, танцы и др.

В возрасте от семи до десяти лет душевное становление детей является ведущим. При этом если до семи лет в отношениях со взрослыми запечатлелось послушание, то с семи лет является живое действие – почитание взрослых. Успехи этого развития определяются теми социальными связями, которыми окружен ребенок, который особенно зависим от внешних воздействий и собственных неконтролируемых побуждений. Здесь решающее влияние оказывает семья, задающая основное направление развития ребенка. Именно этот период является сензитивным для правильного формирования организации свободного времени ребенка, воспитания моральных требований, норм поведения. Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Поэтому правильно организованные семейные праздники способствуют духовному, творческому развитию ребенка, направлены на формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время.

Семейный праздник – это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события.

В основу классификации семейных праздников могут быть положены возрастной, социальный и тематический принципы:

1) праздники для членов семьи разного возраста (детский, взрослый);

2) праздники для членов семьи с различными социальными ролями (для сына, дочери, мамы, папы, бабушки, дедушки, четвероногого друга);

3) праздники различной тематики (день рождения, крестины, 1 сентября, «Поздравляем победителей» и др.).

В каждой семье могут быть и свои праздники – начало или окончание школы, особые достижения в спорте, творчестве.

Система подготовки и проведение семейных праздников включают несколько этапов.

1. Познавательный этап (знакомство с праздником и его особенностями).

2. Подготовительный этап (разучивание песен, стихов и т.д., изготовление подарков, элементов оформления, атрибутов).

3. Этап активного участия в празднике. Важно помнить, что никто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но и интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Вместе с ребенком необходимо обсудить этапы подготовки дня рождения, т.е. композицию праздника, разработку сценария, продумывания интерьера, подготовку сувениров для гостей. Важным условием, которое обеспечит успешность празднования дня рождения, является составление сценария. Сценарий – это заранее подготовленный детальный план проведения какого-либо зрелища. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1) рождение замысла;

2) определение идеи сценария;

3) отбор литературно-художественного, игрового, художественно-спортивного и другого материала;

4) компоновка отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;

5) определение художественно-выразительных средств;

6) анализ подобранного материала.

При составлении сценария необходимо учитывать возраст ребенка, его интересы, особенности характера, количество приглашенных гостей, условия проведения праздника.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В односюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, например, «Веселое путешествие», «Приключение друзей», «Нашему имениннику». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, конкурсов, развлечений, не соединенных единым содержанием. Родители вместе с ребенком должны обсудить все основные моменты проведения праздника. Определить место для игр, для праздничного стола и для театрализованных представлений. Для гостей, помимо игр и развлечений, надо продумать сувениры и призы, которые должны быть вручены каждому ребенку. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей. Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранятся ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведенном времени. Необходимо также предусмотреть достаточное количество времени для самостоятельных игр и развлечений детей. Все это позволит создать атмосферу общего веселья. Хорошо продуманная композиция праздника должна соответствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Организация семейных праздников представляет собой своеобразный педагогический процесс: воспитательное влияние на ребенка осуществляется косвенно. В явлениях воспитания никогда не бывает однозначных зависимостей и на определенную социально-педагогическую ситуацию, а тем более в сфере организации свободного времени всегда оказывает множество факторов, не подлежащих учету. В процессе организации свободного времени учет этих факторов может носить предельно обобщенный характер.

Все виды семейных праздников, в каких бы формах они ни осуществлялись, приводят к определенному педагогическому результату. Степень социальной значимости этого результата различна. В одних случаях это создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других – приобщение к общественным, семейным ценностям.

Так, для детей младшего школьного возраста можно организовать спортивные семейные праздники в дни каникул, когда отмечаются такие праздники, как Рождество, Святки, Масленица. Они сопровождаются шумными народными гуляньями: строятся горки, снежные крепости. Перед праздником с ребенком необходимо побеседовать о времени года, о приметах. Можно выучить заклички, разучить новые игры, стихи.

Наибольший эффект праздник будет иметь, если в нем примут участие пять-шесть детей. Можно предварительно договориться с другими родителями об угощении, о сувенирах для победителей конкурсов и соревнований или всех участников.

3.3. Экскурсии в музей

Особой формой проведения семейного досуга являются экскурсии в музей. Знакомство с экспозициями музея дает возможность испытать чувство сопричастности к великим историческим событиям, к жизни замечательных людей, к значительным достижениям культуры, науки, техники.

В соответствии с содержанием коллекций выделяют музеи:

Отраслевые (исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественнонаучные);

Комплексные (краеведческие);

Мемориальные (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи).

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:

По месту проведения (внутри музея, на открытом воздухе);

По характеру содержания (обзорные, тематические);

По целевому назначению (научно-просветительские экскурсии, учебные);

По составу экскурсионной группы (для студентов, для учащихся, для специалистов одной профессии и др.).

Первая проблема, с которой столкнутся педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наиболее сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Чем же следует руководствоваться при выборе музея для посещения его вместе с ребенком?

1. Наличием устойчивого интереса к той или иной области человеческих знаний. Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое ребенок посвящает любимому делу, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Проявляться интерес может в коллекционировании, оформлении альбомов, желании отражать в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, игра и др.) интересующую тему, в целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, в стремлении получить информацию из разных источников, в количестве и глубине задаваемых вопросов.

2. Уровнем подготовленности ребенка к восприятию информации, отраженной в экспозициях. Это значит, что у ребенка должен быть накоплен определенный объем знаний об интересующем его предмете или явлении.

Выделим этапы подготовки к посещению музея:

1) постепенное накопление информации о различных предметах с целью их последующего узнавания в музейных экспонатах. Известно, что информация усваивается ребенком успешнее, если имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже свидетельствует об эмоциональной окраске. Взаимосвязь эта очевидна. Выделяют особую эмоцию – любопытство, которое может стать основой любознательности. В свою очередь любознательность связана с проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, создания проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем;

2) знакомство с правилами поведения в музее. Наиболее интересной и запоминающейся будет игровая форма усвоения правил поведения в музее. Например, картинки-вопросы, игры, занимательные упражнения и др.;

3) выбор содержания экскурсии. Сначала необходимо определиться с целью предстоящего похода в музей. Экскурсия может проводиться с целью формирования представлений о специфике музеев; расширения знаний о явлениях в природе и обществе; развития детского технического или художественного творчества и др. В соответствии с целью следует отобрать содержание экскурсии. Работу над содержанием экскурсии следует начать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций.

Важной особенностью организации экскурсии является ее правильное завершение. После обобщения, которое сделает экскурсовод, или в ходе него дети должны получить подарки-сюрпризы (например, открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии, аудиокассеты и др.). Важно, чтобы подарок-сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, родители сами должны побеспокоиться об этом заранее.

Можно выделить формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии в музей:

Коллекционирование;

Продуктивная деятельность;

Создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т.п.;

Оформление альбомов

Игры и игровые упражнения.

Посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.

3.4. Посещение театра

В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важную задачу – формирование зрительской культуры, которая складывается из:

– знания особенностей театрального искусства;

– умения адекватно реагировать на сценическое действие;

– понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;

– владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия.

За долгие годы развития театра в соответствии с содержанием театрального действия и средствами театральной выразительности сложились различные театральные виды и жанры: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, театр теней, пантомимы, эстрады и др. Цирк также относится к театральному искусству, цирковое представление разыгрывается артистами и подчиняется тем же сценическим законам.

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевоплощения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реализация сценического или детского игрового замысла требует овладения изобразительной техникой.

Первое посещение театра зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого этапа ожидания. Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов. Необходимость предварительного ознакомления с содержанием спектакля продиктована тем, что ребенку сложно одновременно воспринимать игру актеров, оценивать характер героя, эмоционально откликаться на сценическое действие, понимать сценическую архитектуру, а также следить за сюжетной линией. Содержание пьесы надо пересказать ребенку в занимательной повествовательной форме. При этом не стоит разбивать рассказ на действия, явления или описывать картины. Все это ребенок увидит в театре сам. Гораздо важнее обратить внимание на действующих лиц, их характер и на хронологию событий.

После знакомства с содержанием пьесы ребенку необходимо сообщить о предстоящем походе в театр. С этого момента начинается этап ожидания. Продолжительность этого этапа – от 3 до 12 дней. В течение этого времени родители должны дать начальные сведения о театре, познакомить с правилами поведения в театре. Закрепить изученные правила поведения помогут разнообразные игровые упражнения. Итак, наступает день, когда вся семья отправляется в театр. Правила хорошего тона рекомендуют прибыть в театр не позднее, чем за 15 – 20 минут до начала спектакля. Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Во время сценического действия у ребенка могут возникать вопросы. Необходимо приучать его задавать их шепотом. Детскую любознательность удовлетворить нужно, но ответ должен быть конкретным и коротким. Во время антракта лучше всего покинуть зал и в фойе обсудить увиденное, уточнить ответы на вопросы, возникшие во время спектакля. После просмотра спектакля лучше немного пройтись пешком (10 – 15 минут). Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость, а при желании – вспомнить наиболее яркие эпизоды спектакля. Важно, чтобы обсуждение происходило в форме обмена впечатлениями. С детьми дошкольного возраста целесообразно закрепить основную сюжетную линию и уточнить характеры героев (добрый, злой, умный). Младшие школьники уже в состоянии оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц. Подростки могут уже высказать свое мнение, отношение к увиденному, вступить в дискуссию, отстоять свою точку зрения. Завершающий этап – это этап эмоционального проживания полученных впечатлений.

Однако наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр. Он помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

При организации домашнего театра взрослым необходимо определить последовательность приобщения детей к искусству театра. Вначале необходимо решить, будут ли в качестве актеров задействованы все члены семьи или только дети.

С точки зрения О.А. Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:

Миметрические игры (заключаются в том, что дети читают текст, сопровождая его имитационными движениями и звукоподражанием);

Ролевые игры (характеризуются наличием диалога между действующими лицами, при этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать образ своего героя);

Игры-импровизации (предполагают самостоятельное придумывание детьми сцен и диалогов на заданную тему);

Игры-представления (включают инсценировку или драматизацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок);

Кукольные представления.

Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов:

Выбор пьесы, определение основной идеи спектакля;

Определение характеров героев, распределение ролей;

Работа с текстом;

Репетиции на сценической площадке;

Создание декораций, костюмов, бутафории;

Генеральная репетиция;

Подготовка билетов, программ, афиш.

Такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.

В заключение мы приведем краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской культуры и пробуждения сознательного интереса к театру:

1) самому любить и понимать театральное искусство;

2) владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям;

3) при выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей;

4) знать основные этапы приобщения ребенка к искусству сцены;

5) стимулировать активность дошкольников и детей младшего школьного возраста, используя разнообразные игровые приемы;

6) активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений;

7) стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали активное участие в организации походов в театр;

8) помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.

3.5. Летний отдых детей и родителей

Формы и содержание летнего отдыха во многом определяются материальными возможностями родителей. Кроме того, выбор формы проведения отпуска или выходного дня происходит с учетом интересов, склонностей и возможностей семьи. Формы летнего отдыха детей и родителей могут быть самыми разнообразными: путешествия, туристические походы, выезд на природу, отдых на даче, в саду, в деревне и др. Каждая семья сама определяет наиболее приемлемые формы организации отдыха. Если подойти к данному вопросу с выдумкой, фантазией, то родители вместе с детьми способны составить интересную оздоровительно-развлекательную программу совместного отдыха. Дети должны быть главными лицами этой программы и решать самые ответственные вопросы. В этом случае они проявят максимум инициативы и творчества.

Пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм, который осуществляется в различных формах: туристических походах и туристических прогулках.

Туристические семейные походы дают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов и разнообразной двигательной активности, служат надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывают бережное отношение к ней. Они расширяют кругозор ребенка, формируют представление об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят. Именно в походе возникает духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

Туристические прогулки предполагают кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками. Во время туристических прогулок решаются оздоровительные цели (закалка, получение запаса бодрости, укрепление иммунитета, эмоционально-психологическое оздоровление); познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями); практические (сбор грибов, ягод, лекарственных растений); развлекательные (игры, конкурсы, соревнования и др.).

Семьи, в которых уже сложились определенные туристские традиции, объединяясь, могут проводить праздники на природе, туристские слеты, физкультурно-оздоровительные праздники.

Правильно организованный летний семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Самые яркие впечатления у детей остаются тогда, когда они вместе с родителями ездят отдыхать. Дети с восторгом будут рассказывать своим друзьям о том, где они были, что видели, как собирали грибы и ягоды, как купались в реке. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят собственных впечатлений, собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда и собственного действия. Совместный отдых на природе способствует межличностному общению детей и родителей, которое имеет большой воспитательный потенциал. Ребенок всегда испытывает потребность в общении с другим человеком, и для ребенка этим человеком должен быть родитель. Обычно в своих беседах с детьми взрослые чаще всего затрагивают те темы, которые, с их точки зрения, соответствуют возрастным интересам ребенка: школьные дела, друзья, учителя. Опыт показывает, что семейные проблемы, по мнению родителей, особого интереса для детей не представляют. На самом деле, как показывают опросы детей и подростков, они не знают своей родословной, где и кем работают их родители, чем они занимаются в свободное время, из чего складывается доход семьи и каким трудом он достается.

Если семья какое-то время выходного дня или отпуска находится в городе, то целесообразно также позаботиться об интересном и полезном для здоровья времяпрепровождении. Это могут быть прогулки в парке, сквере, посещение аквапарка, игры на детской площадке, различные развлечения.

Развлечение – это такая форма организации досуга, которая предполагает использование различных игр, забав, аттракционов с целью получить или доставить удовольствие, отвлечься от повседневных забот и проблем.

Исходя из возрастных особенностей детей и специфики развития различных видов деятельности, развлечение можно определить как особую форму организации досуга с целью доставления детям удовольствия, обобщения и закрепления полученных ранее знаний, умений и навыков.

Традиционно выделяют шесть видов развлечений:

1) музыкальные концерты;

2) инсценировки;

3) зрелища;

4) спортивные развлечения;

5) концерты детской художественной самодеятельности;

6) развлечения с красками и карандашами.

В зависимости от своих интересов и способностей каждая семья может выбрать тот или иной вид развлечений. К их подготовке и проведению должны быть привлечены дети. Они должны стать активными участниками, а не пассивными зрителями.

Таким образом, каждый вид летнего семейного отдыха принесет ожидаемый результат только в том случае, если он будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение удовольствия родителями от совместного содержательного времяпрепровождения.

Семья в любом обществе является той нишей, где подрастающее поколение получает первый социальный опыт знания норм и эталонов культуры, знакомится с реальным повседневным повелением и общением людей. Важнейшие функции семьи:

  • - коммуникативная функция;
  • - функция создания гармоничных отношений;
  • - репродуктивная функция;
  • - функция организации быта и ведения хозяйства;
  • - функция создания условий для профессиональной деятельности членов семьи;
  • - функция поддержания физических и духовных сил всех членов семьи;
  • - функция организации досуга.

В словаре С.И. Ожегова понятие досуг трактуется как время свободное от работы , а семья - это группа живущих вместе родственников, сплоченных общими интересами. Исходя из этих двух понятий, можно сделать вывод, что семейный досуг - свободное время, которое родственники проводят вместе.

Время, проведенное в одной комнате за разными занятиями, это не есть семейный досуг. Например, когда мама готовит ужин, а ребенок в это же время рисует на кухне за столом - нельзя назвать семейным досугом. Занятие должно быть общим, то есть или вместе готовим, или вместе рисуем, тогда это будет семейным досугом.

Семейный досуг - это сугубо коллективная деятельность, качество которой зависит от таких факторов как: уровень культуры и образования в кругу семьи, уровень обеспеченности семьи, возраста, индивидуальных особенностей и интересов каждого из членов семьи. Семейный досуг позволяет объединить семью общим делом.

Семейный досуг оказывает воспитательное и развивающее действие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к изучению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет разрешить собственные недостатки при помощи творческой активности.

Семейный досуг можно организовать как дома, так и за его пределами.

В наше время существует огромное количество настольных игр, которые интересны не только детям, но и взрослым. В игре все равны, игры объединяют и развивают, а главное - дарят возможность непринужденного общения родителей с ребенком. В игре можно познавать своего ребенка, открывать в нем новые таланты, радоваться вместе победам, учить достойно проигрывать и так далее. Помимо настольных игр можно организовать дома мини-театр, или просто порисовать с ребенком, или что-то смастерить, или посмотреть всем вместе мультфильм, потом обязательно обсудить увиденное, сделать выводы. Чтение книг вместе с ребенком, тоже хорошая форма организации досуга. Главная цель - быть вместе, заниматься одним общим делом.

Что касается организации семейного досуга вне дома, здесь открываются огромные возможности, но, конечно, требуются материальные вложения.

Активный семейный досуг - это очень занимательное времяпрепровождение, это веселье, развлечение, получение новых эмоций всеми членами семьи. Активный отдых - это горные или водные лыжи, сноуборд или серфинг, походы в лес, ловля рыбы и многое другое… Активный семейный досуг - это просто замечательная возможность великолепно провести выходные дни или отпуск, а также получить незабываемые эмоции, которые Вы не сможете забыть долгое время. В зависимости от времени года культурно-досуговые мероприятия, направленные на активный, энергичный отдых принципиально различаются. В летний период - это: автомобильные туристические поездки, велосипедные поездки, прогулки в парках развлечений, походы на озеро и так далее. В зимний период: лыжные поездки, катание на санках, ледянках, коньках. И здесь, опять же главная цель - быть всем вместе, в кругу семьи. Большую роль в восстановительной функции семьи играет умело организованный семейный досуг.

Социальная роль досуга заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной деятельности. Семья -- единый коллектив, однако интересы у членов семьи могут быть различными. Игнорирование этих интересов может привести к конфликтным ситуациям. Сама жизнь подсказывает, как важно учитывать как частные, так и общие интересы в организации семейного досуга. В семьях, которые не практикуют совместный отдых, присутствует отчуждение, негативный семейный психологический климат и как результат - проблемы с детьми подросткового возраста. Страдает совместная семейная деятельность, которая перестает являться организованной системой; взаимодействующих членов семьи, направленной на целесообразное производство и воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. Утрачиваются признаки этой деятельности:

  • * непосредственный личный контакт участников;
  • * наличие единой цели, которая перестает отвечать общим интересам и потребностям членов семьи.

Разрушение совместной деятельности обусловливает возникновение в группе «теневого» руководства, нового разделения ролей «ведущих и ведомых», а также разделения труда между ними.

Совместная деятельность и общение предполагают наличие группового согласия, которое есть единство взглядов, характеризующее людей (члены семьи), объединенных в группу. Групповое согласие возникает в процессе непосредственных взаимодействий людей путем взаимного принятия членами группы позиций и ролей друг друга. Групповое согласие можно рассматривать как проявление ценностно-ориентационного единства и нормализации семейного психологического климата.

В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие, формируя позитивную жизненную стратегию. Трудно директивно обязать любить, рожать, заботиться о стариках, духовно насыщать свое свободное время. Оптимизация жизнедеятельности семьи во многом определяется эффективностью использования конструктивного потенциала социально-культурной деятельности, средствами которой можно создать семье благоприятную культурную среду развития, обеспечить корректное, но стабильное и последовательное вовлечение каждого члена семьи в мир культуры и художественного творчества.

Особая роль в реализации педагогической функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.

Досуг наиболее полно реализует две социально-значимых функции - рекреативную (или восстановительную) и духовного развития человека, формирования его личности. Организация досуга - одна из значимых функций семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени.

Работа с семьей в социально-культурных учреждениях клубного типа можно поделить на три направления:

  • - организации учебы для родителей по освоению знаний по педагогике и психологии;
  • - включение в совместную деятельность детей и взрослых
  • - пропаганда семейных ценностей.

Учреждения социально-культурной сферы имеют в своем арсенале большое количество форм организации совместного семейного досуга: организация клубов «Молодая семья», «Выходного дня»; конкурсные программы:«Мама, папа, я - спортивная семья», «Мама, папа, я - дружная семья», «Мама, папа, я - мастеров семья», «Бабушки и внучки»; семейные праздники и вечера отдыха; смотры семейных художественных коллективов; выставок семейного творчества; семейные спектакли; привлечение семей к участию в праздниках, гуляниях, карнавалах, походах, экскурсиях. Но, подчас, эти мероприятия носят эпизодический несистемный характер, а необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на интеграцию семьи и ее членов, обеспечение полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития всех членов семьи, посредством эффективной реализацией семьей основных функций; обеспечение на основе реализации данных функций благоприятного психологического климата семьи и социализации и адаптации всех ее членов.

Семья всегда были и будет средоточием жизни человека. Обширная славянская терминология родственных отношений, является тому подтверждением, ведь термины муж, жена, отец, мать, брат, сестра, сын, отрок, дитя, чадо и другие - это слова, характеризующие два наиболее близких поколения, объединенных в кровно-родственные связи.

Одной из многочисленных функций семьи является организация внутрисемейного общения, т.е. досуговая функция, которая проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга и взаимном духовном обогащении, посредством взаимодействия всех членов семьи с окружающей природной и социальной средой.

В качестве оценки в проведении семейного досуга, который определяются семейным положением, возрастом, профессией, полом, возрастом и полноценности проведения досуга, используются следующие критерии:

  • Первый - это объем свободного времени, отводимого на семейный досуг.
  • Второй критерий – это содержание досуга.

Оба эти показателя определяются уровнем развития духовного мира родителей, финансовыми возможностями, а так же всем жизненным укладом семьи. Но не стоит забывать и о интересах каждого члена семьи, ведь семейный досуг должен доставлять удовольствие.

Поэтому семья - это сложная работа каждого члена семьи над самим собой, а для этого необходимо приложить определенные усилия, чтобы в вашей семье царило веселье, взаимопонимание и любовь.

В современном мире остается очень мало места для общения в тесном семейном кругу, поэтому для сохранения гармонии и взаимопонимания, научитесь правильно планировать время и найти интересное занятие, которое будет по душе абсолютно всем членам семьи, например, взять универсальные и полезные виды семейного досуга:

  • Совместный поход в кинотеатр - это наиболее распространенное времяпровождение, которое понравится практически всем. Вся сложность состоит в правильном выборе фильма. Такое проведение досуга с попкорном, сладкой ватой и газированными напитками, вызовут бурю восторга, огромные впечатления, особенно у молодого поколения.
  • Выставки, музеи, галереи - это менее распространенное время семейного досуга, так как классика живописи вряд ли будет интересна детям школьного возраста, но существует масса интересных выставок с животными или подберите что-то, что будет интересно как взрослым, так и детям.
  • Игры и конкурсы в кругу семьи, необходимо подбирать по интересам для всех членов семьи, таким образом позволяя играть всем детям и взрослым без исключения. Как известно, такие уютные вечера в семейном кругу помогают не только интересно и весело провести время, но и сближают всех членов семьи. Чем дольше люди проводят времени вместе, тем ближе друг к другу они становятся, тем больше общего у них появляется.
  • Пикник на свежем воздухе - особенно в хорошую солнечную погоду, можно сходить прогуляться всей семьей в парке вашего города или выехать всей семьей на природу. Это станет отличной возможностью подышать свежим воздухом, сделать интересные фотографии и насладиться общением с детьми. Также можете взять с собой еду и напитки, чтобы быстро организовать обед на природе.
  • Семейный бизнес - его идеи не делятся на выгодные или невыгодные. Также нет необходимости придумывать что-то абсолютно новое. Успех семейного дела будет зависеть только от ваших предпринимательских способностей и готовность семьи от мало до велика помогать Вам в этом. Главное понять, грамотно найти и занять рыночную нишу.

Семейный досуг может быть разным, и не всегда интересы у всех членов семьи совпадают. Поэтому в случае разногласий, постарайтесь найти что-то общее, что объединяет хотя бы двух членов семьи. Например, мама с дочкой могут пойти и приготовить что то вкусное, а папа с сыном поставить стол, создать атмосферу праздника . И вечером собраться в кругу семьи, обсуждая за кружкой чая с пирогом какую либо тему интересную для всех, и тогда, когда максимально учитываются потребности каждого ее члена, в семье расцветет цветок взаимопонимания.

Что касается самого процесса организации семейного досуга, то для этого необходимо дипломатические умения, творческий подход и навыки планирования. Также, стоит обсудить намеченные варианты семейного досуга с каждым членом семьи отдельно, а затем согласно пожеланиям, составить план и огласить в кругу семьи. Таким образом, с одной стороны, можно избежать разочарований, а с другой - создать интересный и насыщенный день для всей семьи.

Вам стоит особо пристально обратить внимание на этот факт, чтобы изменить что-то к лучшему.

Самое главное правило в подготовке семейного досуга - это придумать несколько вариантов, чтобы не переживать, если один вариант по каким-то причинам сорвется. Например, если запланированы лыжи, но вдруг ударили морозы, то у вас должна быть подборка фильмов. А также можно заказать пиццу или суши, а потом дома устроить семейный кинотеатр.

Семейный досуг - это время проведенное в семейном кругу семьи, причем, все члены семьи активно участвуют в каком-либо действие. Это действие должно служить тому, что бы вся семья сплотилась, подружилась и лучше узнали друг друга. Полезно это еще и тем, что во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием.

Во время семейного досуга родители могут лучше узнать своих детей и наконец увидеть, что они повзрослели. А дети могут лучше узнать своих родителей и понять, что их родители не пережиток прошлого.

Консультация для родителей: «Совместный семейный отдых – лучший способ укрепления детско-родительских отношений»

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 35, город Ковров.
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны рекомендации по организации летнего отдыха с детьми. Данный материал будет полезен прежде всего для родителей, а также педагогов-психологов и воспитателей дошкольных учреждений (в качестве информации для стенда или стенгазеты). Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности родителей и укрепление детско-родительских отношений.

Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного (здорового) образа жизни. Семья – своеобразная педагогическая академия. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и вовсе не восполняется. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.
Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени, которое расходуется на восстановление сил, а также физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и д. т.), общественно - политическую активность, творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и т.д., но может содержать также и пассивный отдых (безделье) и даже антикультурные занятия. Свободное время необходимо каждому человеку.
Чем же его заполнить?
Мы знаем время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет,
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасных счет
(С.Я.Маршак)

Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если досуг в семье проводится примитивно, это сказывается и на ребенке. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить детей отдыхать с пользой для здоровья. Если у родителей есть какие-либо увлечения, дети охотно их разделяют. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если родительская компания устраивает совместные походы, семейные спортивные праздники, разнообразя их играми для детей, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга.
В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. Исключительно благоприятные возможности для реализации воспитательной функции представляет совместный отдых. Совместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместных отдых играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности.

Виды совместного отдыха родителей и детей:
1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, собирание пазлов.
2. Совместная творческая деятельность: рисование, лепка, оформление квартиры к празднику, оформление открытки для поздравления родственников, изготовление различных поделок.
3. Совместная трудовая деятельность: посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.
4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, занятия на стадионе, лыжные семейные прогулки.
5. Совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Игры – прекрасный источник информации о личности ребенка. В игре можно увидеть, насколько последовательно ребенок идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей. Совместная деятельность родителей и детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-театрализаций (разыгрывание литературных сюжетов). Главная задача взрослых в этой игре – поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное.

Прекрасным средством для укрепления семьи и воспитания подрастающего поколения, является семейный туризм . Семейный туризм дает уникальную возможность в реальности познакомить детей с природой, научить их любить и беречь ее, поучаствовать самостоятельно в решении многих задач (развести костер, собрать дрова, поставить палатку). Достичь общей цели с родителями, важно для ребенка любого возраста, он становится уверенней, организованней, ответственней. Отдыхая всей семьей, вы станете лучшими друзьями для своих детей. Подобный активный отдых помогает пробудить в родителях и детях дух коллективизма, развить выносливость, выдержку, настойчивость. В походе юные туристы учатся отличать съедобные грибы от несъедобных, получают возможность создать красивые поделки из дерева, изучать лекарственные растения.
Организованная поездка семьи в далекие страны дает много ощущений и впечатлений от нового и ранее неизвестного. Туристических комплексы предлагают широкий спектр услуг для семейного отдыха: бассейны для детей, игровые комплексы, спортивные комплексы, аттракционы, всевозможные развлечения. Но, и отдых в деревне не лишен своих особенных прелестей. Красота окружающей природы, чистота воздуха, насыщенного благоуханиями разнотравья, позволяют отдохнуть и физически, и морально. Давно известно, что одной из главных составляющих счастья человека является его близость к природе. Читая журналы и смотря телепередачи, можно узнать о новых интересных местах отдыха и спланировать ближайший отпуск с учетом этой информации.
Если нет возможности уехать в дальние страны, можно замечательно провести выходные дни в городе. Можно просто погулять по парку держась за руки, покататься на различных аттракционах, посетить музей или выставку, сходить в лес.

Приятного Вам отдыха!

Наталья Капцова


Время на чтение: 8 минут

А А

Как же сложно найти время для семейного отдыха, когда родители бесконечно работают, а у детей — то учеба, то дополнительные занятия в кружках и секциях! А когда свободное время все-таки появляется, единственное, на что хватает фантазии у домочадцев – это просмотр телевизора или коллективное «заседание» в интернете.

А ведь общий досуг – это еще и формирование крепких и добрых семейных традиций, которые так важны для детей и семьи в целом…

Виды семейного досуга для родителей и детей – чем заняться всем вместе в свободное время?

Интересы детей разного пола и возраста совпадают не так уж часто (у каждого свои пристрастия) — что уж говорить про интересы детей и родителей!

Но роль общего семейного отдыха крайне важна — как для благоприятной атмосферы в доме, так и для формирования в детях правильного отношения к семье.

Несмотря на разницу интересов, объединить семью одной идеей вполне возможно. Конечно, только при желании каждого, увлеченности процессом подготовки и самого проведения отдыха.

Досуг для всей семьи – какой он? Он может быть активным (совместный поход в горы) или же пассивным (игра в монополию). Выбор вида отдыха зависит от погоды, условий и возможностей — а также пожеланий.


Какие существуют варианты семейного отдыха?

  1. Активные игры. Идеальный вариант, если их проводят на свежем воздухе. Такой отдых не только даст всем заряд энергии и изрядно поднимет настроение, но и станет отличным фундаментом для закладки крепкого здоровья ребенка. Вариантов игр довольно много, и выбрать можно именно тот, что понравится всей семье – фитнес, плавание, игра в волейбол или баскетбол, семейная поездка на велосипедах с пикником в конце пути или катание на коньках (роликах).
  2. Танцы. Этот вид активного отдыха сегодня стал весьма модным, как среди взрослых, так и среди детей. И мест, в которых можно учиться танцам всей семьей, тоже достаточно. Остается только выбрать направление – классические бальные танцы или же современные. Необязательно ставить цель – достичь каких-либо высот. Достаточно просто получать удовольствие от отдыха.
  3. Настольные игры. Вариант для ленивых фанатов пассивного отдыха. Если усталость после учебы и работы слишком велика, и нет сил на активный отдых, то можно выбрать одну из настольных игр (монополия, пазлы, карты, скрабл и проч.), которая увлечет всю семью. А если и на нее нет сил, то можно выбрать интересное кино для всех и устроить семейный просмотр в домашнем кинотеатре на пушистом ковре и с мешком «вкусняшек».
  4. Культурный отдых. Отдых – это не только пляж, шашлыки и диван с ТВ. Почему бы не провести отдых культурно? Узнать что-то новое, расширить горизонты, привить детям любовь к прекрасному. Если дети еще слишком малы для выставок и картинной галереи, можно выбрать цирковое представление, интересный музей, красочный спектакль или даже новый мультфильм в хорошем кинотеатре. А можно отправиться на экскурсию по тем городским уголкам, в которые даже мама с папой еще не заглядывали.
  5. Создаем мастерскую дома. Если в вашей семье – сплошь творческие домочадцы, и у всех золотые руки, то можно найти общее увлечение, которое спасет от скуки семью в дождливые или морозные выходные, и объединит всех за одним творческим занятием. Впрочем, если у каждого члена семьи в этой мастерской будет собственное занятие – тоже неплохо. Папа с сыном может заняться конструированием, работой по дереву или созданием роботов, а мама с дочкой – рисованием, квиллингом, изготовлением мыла или созданием игрушек методом валяния. Да мало ли интересных занятий! И отсутствие опыта – не препятствие, ведь сегодня в Сети по любому творческому занятию есть подробные мастер-классы. А если дело пойдет, то такие совместные выходные можно даже постепенно подвести к доходному семейному бизнесу.
  6. Семейные скрапбукинг-книги. Интересная идея, которая может стать . В течение недели нужно собирать все те мелочи, которые мы обычно складываем в книги и коробки на память – засушенные цветы с памятной прогулки, билеты с сеанса интересного фильма, веселые фотографии, смешные рекламные листовки из ящика и объявления из газет, и проч. На выходных же всей семьей этими памятными мелочами заполняется скрапбукинг-книга, которая дополняется забавными комментариями всех домочадцев.
  7. Семейный туризм. Если времени и средств хватает, то это — одна из самых замечательных идей для семейного досуга. Речь, конечно, не о поездке на острова, чтобы позагорать на золотом песке у океана, а о полезном туризме, сочетающем интересные экскурсии и активный отдых. Сюда же можно отнести и семейные походы с палаткой, удочками и гитарой: учим детей разжигать костер, жить без гаджетов, получать удовольствие от реальности и простых вещей без интернета, отличать съедобные грибочки от несъедобных, выживать в лесу и искать выход к людям по мху/солнцу и проч.

Конечно, занятий гораздо больше. Мы привели лишь самые популярные и актуальные.

Но самое главное – это не вид досуга, а отношение к нему всех домочадцев.

Даже генеральная уборка или высаживание рассады в своем огороде всей семьей может стать замечательным семейным времяпрепровождением, если домочадцы любят проводить время вместе.

Видео: Семейный досуг с ребенком


Как найти время для досуга в семье — и правильно его рассчитать?

Уже не один год психологи, педагоги и доморощенные интернет-специалисты ищут . Придуманы тысячи способов это сделать и написаны тысячи советов для опустивших руки родителей. А ведь решение этой проблемы века более чем простое: нужно просто больше времени проводить с детьми.

Конечно, когда наши милые карапузы становятся подростками, что-либо менять уже поздно (хотя шансы все-таки есть!), но если ваши дети еще маленькие – не теряйте времени! Даже час-два, проведенные родителями с детьми – это уже здорово. А найти часик раз в день – только на свое дитя (исключительно для него!) смогут даже самые занятые родители.

И, конечно, семейный отдых – как профилактика любых подростковых проблем, с которыми сталкиваются современные родители.

Видео: Как организовать досуг семьи?

Как же найти время для этого отдыха?

  • Обязательно планируем семейный досуг. И начинаем это делать еще в начале недели. Естественно, с учетом пожеланий всех членов семьи и их интересов. Куда вы пойдете и чем займетесь – это следует решать за семейным ужином, когда все в хорошем настроении. Если выбрать что-то конкретное не получается из-за разногласий, решайте голосованием.
  • Дальше – подготовка к отдыху. Дети (и родители!) должны с нетерпением ждать каждых выходных, зная, что они проведут еще 2 незабываемых дня с мамой и папой.
  • Не планируйте никаких дел на выходные — и напомните об этом домочадцам. Если у кого-то появляются срочные дела на выходные, вы должны быть готовы быстро подстроить/перестроить «график» отдыха так, чтобы на него попали все.
  • Планируйте 2-3 варианта отдыха «на всякий пожарный случай». Жизнь непредсказуема, и лучше, если у вас будет «план Б» про запас.
  • Заранее составьте списки вариантов семейного отдыха , которые подойдут вам по финансовым затратам.
  • Готовьтесь к отдыху заранее! Если вы собрались в кино – найдите лучший кинотеатр, забронируйте лучшие места. Если собрались в поездку, найдите самую интересную экскурсию, соберите весь инвентарь, который может понадобиться. При выборе варианта с походом вместе найдите самое красивое место для отдыха, рыбалки и прочих удовольствий.

Родителям на заметку:

Что вспоминаете вы, когда думаете о детстве? Общие семейные праздники, походы с палаткой, веселые события «на картошке», подготовку подарков всей семьей к новому году, катание с горки всей семьей на картонках или на одних санках, и многое другое.

А что вспомнят ваши дети? Вы же не хотите, чтобы самыми яркими их воспоминаниями были просмотры дурацких передач или сотни лайков в социальной сети?

Ищите время на своих детей — сколько бы им ни было лет!

Только ваше личное внимание и ваша искренняя заинтересованность может отвлечь их от дурных компаний и поступков, привить все самое светлое, доброе и полезное.

Планируем досуг и выбираем лучшие варианты для вашей семьи!

Почему так важно планирование досуга?

Потому что при отсутствии подготовки обязательно возникнет какое-нибудь препятствие для полноценного запланированного отдыха, и придется снова маяться от скуки дома, объедаясь у телевизора или компьютеров всей семьей. Как следствие – ни положительных эмоций, ни активного отдыха, а кроме того еще и лишние килограммы.

Поэтому четкий план и подготовка – обязательное и главное условие хорошего отдыха!

Запоминаем самые важные правила планирования семейного досуга:

  1. Составляем списки всех возможных мероприятий , которые были бы интересны всем домочадцам. Лучше, если каждый член семьи составит свой список, а после их можно будет объединить в один.
  2. Разбиваем все мероприятия по категориям. Например, пассивные, активные, финансово затратные, и проч.
  3. Выбираем мероприятие на выходной день, которое должно понравиться всем. Для того, кто не очень доволен выбором, нужно придумать некое поощрение. Например, вид отдыха на следующие семейные выходные выбирает он.
  4. Тщательно прорабатываем план мероприятия , чтобы не испортить себе выходные. Не менее тщательно прорабатываем запасной вариант.

И — главное. Не упускайте этой возможности – проводить с близкими теплые семейные выходные.

Неважно, будет ли это лото и чай с печеньками, или же восхождение к вершине – главное, чтобы вам было хорошо вместе.

Те самые мгновенья, которые бесценны, будут приятными подарками для всей семьи и замечательным антистрессом.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.