Кузнецкий Мост - одна из старейших улиц Москвы, появление которой связано со строительством в этом районе Пушечного двора, а название сохраняет имя стоявшего по линии улицы Кузнецкого моста через реку Неглиннуюю. В XVII-XVIII веках на улице жили представители знатных фамилий Мясоедовых, Салтыковых, Гагариных, Щербатовых, Долгоруковых, Волынских, Воронцовых, Голицыных и многих других. Начиная с XVIII века и вплоть до революции 1917 года,Кузнецкий Мост являлся главной торговой улицей Москвы - «святилищем роскоши и моды», славился магазинами одежды, книжными лавками, фотоателье и ресторанами.
«А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец...»
Автор: А. С. Грибоедов
Исторические традиции Кузнецкого Моста сохраняются и в настоящее время. Сейчас мост находится под землей. Известна фраза о его «исчезновении»: …смешно, что будут говорить: пошел на Кузнецкий мост, а его нет, как нет «зеленой собаки».
Время от времени Кузнецкий мост раскапывали - при строительстве в 1986г. и в 2003г.. Мост был археологически расчищен и законсервирован. По мнению специалистов, техническое состояние моста позволяет его реставрацию. Были планы раскопать его полностью и устроить музей под открытым небом, наподобие римских развалин, или построить комплекс, внутри которого можно было бы увидеть этот памятник истории.
В 2003г. преподавателями и студентами Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна Московского архитектурного института (МАрхИ) была организована акция «Даешь Кузнецкий мост!» и были разработаны проекты его частичного и полного восстановления. Идея воссоздания Кузнецкого моста была даже поддержана архитекторами, историками и деятелями культуры. Вопрос о реконструкции Кузнецкого моста выносился на рассмотрение Общественного совета при мэре Москвы.
- Какой может быть туризм, если скрывать такие жемчужины? - спрашивал у собравшихся на заседание общественного градостроительного совета главный археолог Москвы Александр Векслер. - Речь идет не о музее, а о живом, теплом произведении, которое скрывается в каких-нибудь тридцати сантиметрах от асфальта. Его можно вернуть в полноценную городскую жизнь, сделав район Кузнецкого Моста пешеходным. К тому же в последние годы там сделано несколько удивительных археологических находок - например, в котловане ЦУМа нашли церковь Воскресения Словущего и могильную плиту Евдокии Лопухиной, сестры жены Петра I. Настоящее очень быстро уходит, а это - вечное.
Магазины были модными и дорогими. Один из путеводителей того времени писал: С раннего утра до позднего вечера видите вы здесь множество экипажей, и редкий какой из них поедет, не обложив себя покупками. И за какую цену? Все втридорога; но для наших модников это ничего: слово куплено на Кузнецком Мосту придает каждой вещи особенную прелесть.
Множество модных магазинов превратило улицу в место гуляний и встреч аристократов. Модные лавки предлагали услуги по пошиву одежды на заказ и продавали конфекцион - готовое платье и белье. С середины XIX столетия готовое платье стало вытеснять сшитое на заказ, а после крестьянской реформы повысился спрос и на более простую одежду. Но аристократия продолжала покупать модные товары именно на Кузнецком Мосту. В магазинах продавали «готовое платье из Парижа», образцы которого выставлялись в витринах на манекенах. Многие фирмы перешли на пошив одежды по европейским образцам на заказ, срок исполнения которых не превышал 24 часа. Писатель М.Пыляев так характеризовал улицу середины XIX столетия:
Кузнецкий мост теперь самый аристократический пункт Москвы; здесь с утра и до вечера снуют пешеходы и экипажи, здесь лучшие иностранные магазины и книжные лавки.

"Зашевелились Кузнецкий, Петровка, Неглинный, Лубянка, Мясницкая, Тверская, Арбат. Магазины стали расти, как грибы, окропленные живым дождем НЭПО… На Кузнецком целый день кипит на обледеневших тротуарах толчея пешеходов, извощики едут вереницей, и автомобили летят, хрипя сигналы."
После революции 1917г. большинство магазинов на Кузнецком мосту были закрыты, а в их помещениях расположились разные учреждения и организации. В годы НЭПа на Кузнецком вновь расцвела торговля. В начале 1922г. М.А.Булгаков так описывал улицу того времени:
Зашевелились Кузнецкий, Петровка, Неглинный, Лубянка, Мясницкая, Тверская, Арбат. Магазины стали расти, как грибы, окропленные живым дождем НЭПО… На Кузнецком целый день кипит на обледеневших тротуарах толчея пешеходов, извощики едут вереницей, и автомобили летят, хрипя сигналы.
А перекресток Петровки и Кузнецкого моста вошел в историю как место, где был расположен первый в Москве светофор.

Приведения Кузнецкого моста.
Как всякое историческое мест, Кузнецкий мост имеет свои легенды. Согласно которым, здесь обитали два призрака. Один из них - призрак француженки Жу-Жу, которая при жизни (в начале XX века) была обаятельной манекенщицей, работавшей в одной из модных лавок. Близкие отношения связывали Жу-Жу с известным предпринимателем Саввой Морозовым. Однажды утром, когда Жу-Жу ехала на извозчике по Кузнецкому Мосту, она услышала крики мальчишки-разносчика газет: «Савва Морозов покончил жизнь самоубийством!». Француженка выскочила из кареты, чтобы купить газету, и её насмерть сбил проезжавший мимо другой экипаж. На другой день поздним вечером в одной из подворотен Кузнецкого Моста был найден юный газетчик, задушенный женским чулком. Как установила экспертиза, чулок принадлежал именно Жу-Жу. С тех пор разносчики газет боялись Кузнецкого моста, а извозчики утверждали что в сумерках видели призрак девушки,бросавшейся им под колеса.Даже сейчас ходят слухи, что мстительная француженка является ночью одиноким прохожим, грозя скорой смертью.
Вторая легенда связана с извозчиком. Когда в XIX веке из казино на Кузнецком Мосту выходил проигравшийся человек, к нему тут же подъезжал серый экипаж, который предлагал игроку задёшево отвезти его домой. Тех, кто соглашался, больше никто никогда не видел. И сейчас люди говорят,что после полуночи «Серый экипаж» можно встретить на улицах Москвы. В наше время, как говорят, Серый экипаж появляется перед прожигателями жизни в виде призрачной раздолбанной шестёрки серого цвета.

София , Лиза , Молчалин , Фамусов .

Фамусов

Что за оказия! Молчалин, ты, брат?

Молчалин

Фамусов

София

Он только что теперь вошел.

Молчалин

Сейчас с прогулки.

Фамусов

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! – Занятье для девицы!

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок! -

София

Позвольте, батюшка, кружится голова;

Я от испуги дух перевожу едва;

Изволили вбежать вы так проворно,

Смешалась я.

Фамусов

Благодарю покорно,

Я скоро к ним вбежал!

Я помешал! я испужал!

Я, Софья Павловна, расстроен сам, день целый

Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня,

Тот пристает, другой, всем дело до меня!

По ждал ли новых я хлопот? чтоб был обманут…

София (сквозь слезы)

Кем, батюшка?

Фамусов

Вот попрекать мне станут,

Что без толку всегда журю.

Не плачь, я дело говорю:

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! с колыбели!

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Старушку-золото в надзор к тебе приставил:

Умна была, нрав тихий, редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

Да не в мадаме сила.

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин…

Монашеским известен поведеньем!..

Лиза

Осмелюсь я, сударь…

Фамусов

Ужасный век! Не знаешь, что начать!

Все умудрились не по ле́там,

А пуще дочери, да сами добряки.

Дались нам эти языки!

Берем же побродяг, и в дом и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

София

Фамусов

Попал или хотел попасть?

Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

София

Фамусов

Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.

София

По смутном сне безделица тревожит;

Сказать вам сон: поймете вы тогда.

Фамусов

Что за история?

София

Вам рассказать?

Фамусов

(Садится.)

София

Позвольте… видите ль… сначала

Цветистый луг; и я искала

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим – будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…

Фамусов

Ах! матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара.

София

Потом пропало всё: луга и небеса. -

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол – и вы оттуда,

Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь – и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему – вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит!.. -

Проснулась. – Кто-то говорит. -

Бегу сюда – и вас обоих нахожу.

Фамусов

Есть в Москве мост-улица с названием «Кузнецкий мост», место сочетающее в себе модный шик и зловещие истории о призраках. Как я писала в посте , представьте, что вы встретили говорящего кота Бегемота, который проводит вам экскурсию по мистическим местам Москвы. Этот персонаж у меня ассоциируется с городскими легендами нашей столицы.

Кузнецкий мост - такая улочка, которая раньше была мостом.

Кот знает не только страшные легенды, но и историю места.
В 19 веке Кузнецкий мост ассоциировался с французской модой и красивой жизнью Москвы.
«А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!»
- ворчит Фамусов, персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Здесь в модном районе располагались казино, в которых коротали вечера светские бездельники, проматывая состояние. Проигравшихся игроков ждал «серый экипаж». Кучер, лица которого никто не видел, предлагал подвезти проигравшегося господина за 10 копеек, куда тот пожелает. Обычно цена экипажа составляла 30-40 копеек, разорившийся игрок соглашался, и больше его никто не видел. Мистический экипаж уносил его в небытие.
В наши дни легенда получила продолжение.

Теперь по Кузнецкому мосту проезжает такси серого цвета, водитель которого собирает пассажиров. Никогда не садитесь в серое такси на Кузнецком мосту. Кот Бегемот предупреждает вас, не связываться с серым такси, а советы говорящих котов лучше послушать.

Доходный дом И. И. Воронцовой - И. Г. Евдокимова - З. И. Шориной (Гостиница «Лейпциг»)

Другая легенда Кузнецкого моста связана с модисткой Жужу, которая была любовницей промышленника Саввы Морозова. Однажды, проезжая в экипаже Жужу услышала крики мальчика-газетчика: «Последние новости! Савва Морозов покончил жизнь самоубийством в Каннах!» Дама остановила экипаж и выскочила на дорогу, чтобы купить газету, в этот момент ее сбила карета. Жужу скончалась.

Вскоре мальчика-газетчика нашли мертвым, он был задушен чулком. Следственная экспертиза установила, что чулок принадлежал Жужу, тело которой лежало в морге.

С тех пор бледная тонкая фигура модистки появляется вечерами на Кузнецком мосту.
Говорят, призрак Жужу не любит журналистов и при встречи старается им навредить. Если вы представитель прессы, предупреждает кот, лучше вам вечерами по Кузнецкому мосту не гулять.

Торговый дом Хомякова

В самоубийство влиятельного промышленника Саввы Морозова никто не поверил, но прямых доказательств убийства найти не удалось. Современники вспоминали, что вечером накануне самоубийства Морозов ужинал ресторане отеля в Каннах и был в весьма приподнятом настроении.

Рядом с телом Морозова была найдена записка: «В моей смерти прошу никого не винить». Говорили, что почерк записки похож на почерк революционера Красина. В Москве мрачно шутили, что в записке написано: «Долг платежом. Красин».

В убийстве подозревали и наследников состояния Саввы Морозова.

Савва Морозов

Савва Морозов похоронен в Москве на Рогожском кладбище.
Власти Москвы дали разрешение похоронить Морозова по христианскому обряду, что было недопустимо для самоубийц.
А. А. Козлов генерал-губернатор Москвы отдал распоряжение: «Ввиду имеющихся у меня документов, прошу Ваше сиятельство распорядиться о выдаче удостоверения об отсутствии со стороны администрации препятствий преданию земле по христианскому обряду тела мануфактур-советника Саввы Тимофеевича Морозова».
«Не верю я в разговоры о самоубийстве, слишком значимым и уважаемым человеком был Савва Тимофеевич. Потеря для всех - огромная» - говорил губернатор на похоронах.

Доходный дом князя А.Г. Гагарина. В конце 19 века здесь располагалась фирма «Мюр и Мерилиз».

Рабочие фабрики уважали благодетеля Савву Тимофеевича и отказывались верить в его смерть. Как вспоминал Максим Горький:
«После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он „отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму“» .
Вот так оставил промышленник загадку своей смерти.

Доходный дом Третьяковых (банк «Лионский кредит»)

Таковы мистические легенды Кузнечного моста, который поражал своим великолепием. Даже Кот Бегемот запомнил те прекрасные времена, в центре кутежа всегда можно было изысканно хулиганить.

Как гласил московский путеводитель 19 века: «С раннего утра до позднего вечера видите вы здесь множество экипажей, и редкий какой из них поедет, не обоклав себя покупками. И за какую цену? Всё втридорога; но для наших модников это ничего: слово куплено на Кузнецком Мосту придаёт каждой вещи особенную прелесть».

Московский международный торговый банк

Историк 19 века Пыляев писал о ранней истории улицы «Самый излюбленный и модный пункт Москвы – «Кузнецкий мост» – древний народ московский звал «Неглинным Верхом». С него, прощаясь с Москвою и ее златоглавым Кремлем, в последний раз сматривал путник, отправляясь в дальние лесные пути, в Кострому, в Вологду.
Позднее Неглинный Верх стал у москвичей называться «Кузнецкой горой»; здесь, по преданию, ютился длинный ряд кузниц и убогих изб кузнецов, с их задворками, огородами и т. д.»

Постепенно ремесленная история Кузнецкого моста ушла в прошлое. В конце 18 века благодаря стараниям французских эмигрантов, бежавших от гильотины революции, берега у Кузнецкого моста заполнили французские модные лавки.

Журнал 18 века «Зритель» писал: «Где за французский милый взор бывает денег русских сбор».

Пассаж Сан-Галли, тот самый "коммунальный магнат", о котором я писала в заметке

В начале 19 века мост стал улицей. В 1817-1819 годах речку Неглинку накрыли каменными сводами, Кузнецкий мост засыпали землей, по линиям парапета построили новые дома.

Популярный журналист Булгаков писал: «…смешно, что будут говорить: пошёл на Кузнецкий мост, а его нет, как нет «зелёной собаки».

Как писал поэт Вяземский:
«Кузнецкий мост давно без кузниц,
Парижа пестрый уголок,
Где он вербует русских узниц,
Где собирает с них оброк».

Дом с парикмахерской «Базиль»

Фразы «Ехать на Кузнецкий мост покупать товары» и «Ехать во французские лавки» стали привычным обозначением «шоппинга» 18-19 веков.

Пыляев отмечает интересную карательную особенность Кузнецкого моста. Знатные дамы и господа, которые своими кутежами нарушали общественное спокойствие, приговаривались к исправительным работам – подметанию улицы Кузнецкий мост.

«Еще в XIX столетии на Кузнецком мосту происходили веселые эпизоды карательного полицейского правосудия – и в такие часы сюда стекались толпы народа, чтоб посмотреть, как нарядные барышни в шляпках и шелковых платьях и франты в циммерманах на головах с метлами в руках мели тротуары – такими полицейскими исправительными мерами в то время наказывали нарушителей и нарушительниц общественного благочиния, а также и поклонников алкоголя».

Галантные кавалеры поджидали, когда наказанные дамы закончат уборку и приглашали их отдохнуть в ближайших кофейнях.

Доходный дом М. В. Сокол, в котором жили знаменитые артисты

В 19 веке Кузнецкий мост стал самым престижным районом Москвы:
«Кузнецкий мост теперь самый аристократический пункт Москвы; здесь с утра и до вечера снуют пешеходы и экипажи, здесь лучшие иностранные магазины и книжные лавки».

Дом №2, где жила княжна Щербатова, ставшая прототипом Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Княжна Наталья Щербатова, за которой ухаживали друзья Грибоедова - Чаадаев и Якушкин. Поклонники были отвергнуты барышней и ее отцом. Грибоедов часто навешал семью Щербатовых и наблюдал любовные драмы, что вдохновило его на написание своей комедии.

Тверское подворье. В 17 веке на месте дома располагалась резиденция тверских епископов. В 19 веке здесь расположились магазины и фотоателье.

Лавки знаменитых фотографов Москвы также располагались на Кузнецком мосту:
«Мне было год четыре месяца, когда мама повезла фотографировать меня на Кузнецкий мост, к Фишеру. Записей о нас было в мамином дневнике много, до - все книги дневника погибли. Записи привожу по памяти. Не раз вспоминала мама смешной случай: она ехала со мной лет трех на конке. На остановке кондуктор крикнул: «Кузнецкий мост!» - «И вецные французы!» - добавила я. Раздался смех пассажиров, оглядывались - взглянуть на младенца, цитировавшего «Горе от ума» - вспоминала Анастасия Цветаева.

Доходный дом Первого Российского страхового общества

Кузнецкий мост славился не только модой, но и книжными лавками, где собиралась интеллектуальное общество Москвы.
Марина Цветаева, увидев писателя Брюсова в книжной лавке, написала ему письмо:
«Москва, 15-го марта 1910 г.
Многоуважаемый Валерий Яковлевич,
Сейчас у Вольфа Вы сказали: "…хотя я и не поклонник Rostand"
… Мне тут же захотелось спросить Вас, почему? Но я подумала, что Вы примете мой вопрос за праздное любопытство или за честолюбивое желание "поговорить с Брюсовым". Когда за Вами закрылась дверь, мне стало грустно, я начала жалеть о своем молчании, но в конце концов утешилась мыслью, что могу поставить Вам этот же вопрос письменно.
Почему Вы не любите Rostand? Неужели и Вы видите в нем только "блестящего фразера", неужели и от Вас ускользает его бесконечное благородство, его любовь к подвигу и чистоте?

Это не праздный вопрос.
Для меня Rostand - часть души, очень большая часть.
Он меня утешает, дает мне силу жить одиноко. Я думаю - никто, никто так не знает, не любит, не ценит его, как я.
Ваша мимолетная фраза меня очень опечалила.
Я стала думать: всем моим любимым поэтам должен быть близок Rostand, Heine, Victor Hugo, Lamartine, Лермонтов - все бы они любили его.

С Heine у него общая любовь к Римскому королю, к Melessinde, триполийской принцессе; Lamartine не мог бы любить этого "amant du Reve" , Лермонтов, написавший "Мцыри", сразу увидел бы в авторе "L"Aiglon" родного брата; Victor Hugo гордился бы таким учеником…
Почему же Брюсов, любящий Heine, Лермонтова, ценящий Victor Hugo, так безразличен к Rostand?
Если Вы, многоуважаемый Валерий Яковлевич, найдете мой вопрос достойным ответа, - напишите мне по этому поводу.
Моя сестра, "маленькая девочка в больших очках", преследовавшая Вас однажды прошлой весной на улице, - часто думает о Вас.

Искренне уважающая Вас
М. Цветаева.
Адр<ес>: Здесь, Трехпрудный переулок, собственный дом, Марине Ивановне Цветаевой».

В наши дни Кузнецкий мост - сохранившийся уголок старой легендарной Москвы. Подходящее место для прогулки с говорящим котом.

В заключение фото "много меня". Нападение почтовых голубей.

Задание 1

В эссе «Чужое горе» из сборника «Родная речь» Пётр Вайль и Александр Генис так определяют основной конфликт пьесы: “…Конфликт Чацкого с обществом Фамусова - прежде всего стилистический, языковой. Чацкий изъясняется изящно, остроумно, легко, а они - банально, основательно, тяжеловесно… Всё весёлое в пьесе (читай: поверхностное, легкомысленное) принадлежит Чацкому. Этим он и раздражает общество”.

Но мы вдруг встречаем такой искусно составленный монолог (коллаж, центон), который, казалось бы, противоречит идее “языкового конфликта”:

А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! -
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки!..

Задание

1. Укажите, каким героям принадлежат эти строки, и сформулируйте конфликт пьесы, выразителями которого эти герои являются.

2. Подумайте над тем, почему слова двух противоборствующих сторон удалось так изящно соединить в монологе-коллаже. Постарайтесь обосновать своё мнение и с точки зрения стилистики, и с позиций идейного содержания пьесы. (Подсказка: какие ещё конфликты можно обнаружить в пьесе и на какой намекает данный текст?)

3. Подтвердите или опровергните мнение Гениса и Вайля о наличии “стилистического” (“языкового”) конфликта в пьесе, используя цитаты.

Ответ

1. Первые шесть строк в монологе-коллаже принадлежат Фамусову (действие I, явление 4), а следующие - Чацкому (действие III, явление 22). Чацкий ведёт себя не так, как принято в фамусовском обществе (уважать чины, прислуживаться - вовремя “подставить стул, поднять платок”): он, как настоящий “декабрист в повседневной жизни” (по выражению Ю.М. Лотмана), отказывается от определённого типа поведения (“служить бы рад, прислуживаться тошно”, - говорит он Фамусову). Он открыто высказывает своё мнение. Именно в отказе от преклонения перед богатством и чинами (в том числе и военными) и нежелании помолчать и заключён конфликт между нонконформистом Чацким и традиционным фамусовским обществом.

2. Есть в пьесе и другие конфликты. Например, конфликт “психологический”, рождённый из оброненной Софьей фразы: “Он не в своём уме!” (слух о том, что Чацкий сумасшедший, восстанавливает московское общество против него, заставляет относится к нему с опаской). Не обошлось и без традиционного для пьесы любовного конфликта. В пьесе можно обнаружить и своеобразный конфликт “отечественного и иностранного”, отличный от основного противоречия между нонконформистом (по выражению Фамусова, “карбонари”) Чацким и традиционным обществом Фамусова. Как раз слова Чацкого (действие III, явление 22): “Пускай меня объявят старовером, // Но хуже для меня наш Север во сто крат // С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад: // И нравы, и язык, и старину святую, // И величавую одежду на другую // По шутовскому образцу…”, - в которых герой противопоставляет российское и западное, умело использованы авторами составного монолога. Чацкий критикует нашу способность подражать иностранному; едва ли не об этом же будет говорить и его идейный противник Фамусов.

Он разражается гневными репликами (в том числе “А всё Кузнецкий мост…”), увидев утром Молчалина выходящим от Софьи. “Уж об твоём ли не радели об воспитаньи!” - возмущённо говорит Фамусов дочери о неприемлемом для барышни (в русской традиции) поведении. Именно резкая критика иностранного, высказанная обоими героями (хотя и при совершенно разных обстоятельствах: в семейной обстановке в разговоре с дочерью - в случае Фамусова; на балу при скоплении народа - в случае Чацкого), объединяет героев и позволяет составить такой монолог.

Кроме того, соединение двух реплик обосновано и стилистическим сходством: возвышенной интонацией, обилием восклицательных знаков и единым стихотворным размером. Во многих монологах чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Так и в данном случае: монолог-коллаж начинается шестистопными строками из речи Фамусова, а к последней строке, принадлежащей Фамусову, написанной уже четырёхстопным ямбом, присоединён четырёхстопный же ямб Чацкого, который в последующих строках переходит в шестистопный. Поэтому при первом прочтении кажется, что всё это говорит один герой.

3. Размышляя над словами Гениса и Вайля о “стилистическом конфликте” между Чацким и фамусов­ским обществом, стоит задуматься над тем, всё ли “остроумное” в пьесе принадлежит Чацкому? Мы же смеёмся от души, когда читаем, например, реплики Скалозуба. На вопрос: “Как вам доводится Настасья Николавна?” - он отвечает, что “с нею вместе не служил”, а о Москве отмечает, что “пожар способствовал ей много к украшенью”. Однако смешно это, скорее всего, только читателю и, может быть, ещё Чацкому, но не самому автору этих слов или внимающему ему Фамусову.

Задание 2

В альманахе «Русская Талия» за 1825 год были напечатаны отрывки грибоедовской комедии. Эта публикация позволила обсуждать пьесу в печати. Одним из самых ярких недоброжелательных отзывов о комедии явился отзыв М.А. Дмитриева («Замечания на суждения “Телеграфа”»), опубликованный в журнале «Вестник Европы» (1825, № 6).

По отрывку нельзя судить о целой комеди_; о х_рактере главного действ__щего лица можно! Г. Грибоедов хотел представить ________ и ________ человека, который не нравит_ся обществу людей не образованных. Если бы комик исполнил с_ю мысль то х_рактер Чацкого был бы занимателен, окружающие его лица ________, вся картина _______ и _______! Мы видим в Чацком человека который злословит и говорит все что н_ придёт ему в голову: такой человек наскучит во всяком обществе и чем общество образованнее, тем он наскучит________! Встрет_вшись с девиц_й в котор__ влюблён и с котор__ н_сколько лет не видался он не находит другого разговора кроме ругательств и насмеш_к над её батюшкой и знакомыми. Потом на вопрос молодой графини зачем он не женился в чужих краях отвечает грубой дерзостью! Мудр_но ли что от такого лица разбегутся и примут за ___________?

Чацкий есть не что иное как сум__брод который находит_ся в обществе людей совсем не ________, но _______ и который умничает перед ними, потому что сч_тает себя умнее: всё смешное - на стороне Чацкого! Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным!

Короче г. Грибоедов из_бр_зил очень удачно не которые портреты но не совсем попал на нравы того общества которое в_думал опис_вать и не дал главному х_рактеру надлежащ_й с ними против_положности.

(По М.А. Дмитриеву. Замечания на суждения «Телеграфа»)

Задание

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки.

2. В выделенном жирным шрифтом фрагменте на место пропуска подберите подходящее по смыслу наречие, а другие пропуски заполните следующими краткими и полными прилагательными (род, число, падеж можно менять в зависимости от контекста): умный, образованный, необразованный, сумасшедший, глупый, поучителен, забавен, смешон .

3. Сделайте текст более связным. Для этого дополните его цитатами и пояснениями, приведёнными ниже, и вставьте в текст союзы и вводные слова: но, но, а; например, словом, итак, следовательно, естественно.

Цитаты и пояснения

Он хочет отличит_ся то остроумием, то каким то бранчивым п_три_тизмом перед людьми, которых пр_зирает; он пр_зирает их а между тем очевидно хотел бы что бы они его уважали!

Сама Софья говорит о нём: “Не человек, змея!”

Это такая нес__бразность х_рактера с его назначением которая должна отнять у действ__щего лица всю его зан_мательность и в которой не может дать отчёта ни автор, ни самый изыскательный критик.

Ответ

По отрывку нельзя судить о целой комедии, но о характере главного действующего лица - можно! Г. Грибоедов хотел представить умного и образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных. Если бы комик исполнил сию мысль, то характер Чацкого был бы занимателен , окружающие его лица - смешны , а вся картина забавна и поучительна ! Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит всё, что ни придёт в голову; естественно , что такой человек наскучит во всяком обществе, и чем общество образованнее, тем он наскучит скорее ! Например , встретившись с девицей, в которую влюблён и с которой несколько лет не видался, он не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек над её батюшкой, дядюшкой, тётушкой и знакомыми. Потом на вопрос молодой графини, зачем он не женился в чужих краях, отвечает грубой дерзостью! Сама Софья говорит о нём: “Не человек, змея!” Итак , мудрено ли, что от такого лица разбегутся и примут за сумасшедшего ?..

…Чацкий есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых , но необразованных , и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следовательно , всё смешное - на стороне Чацкого! Он хочет отличиться то остроумием, то каким-то бранчивым патриотизмом перед людьми, которых презирает; он презирает их, а между тем, очевидно, хотел бы, чтоб они его уважали ! Словом , Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным! Это такая несообразность характера с его назначением, которая должна отнять у действующего лица всю его занимательность и в которой не может дать отчёта ни автор, ни самый изыскательный критик!

…Короче, г-н Грибоедов изобразил очень удачно некоторые портреты, но не совсем попал на нравы того общества, которое вздумал описывать, и не дал главному характеру надлежащей с ними противоположности!

История улицы Кузнецкий мост начинается с момента основания в этой местности Пушечного двора на берегу реки Неглинной. Двор был построен около 1475 года знаменитым зодчим и пушечным масте­ром Аристотелем Фьораванти. Вокруг Пушечного двора начали селиться специалисты пушечного дела, образовавшие Кузнечную слободу.

Название улицы происходит от моста через Неглинку. Мост до 1754 года был деревянным, а потом каменным – трехарочным шириной около 12 метров и длиной свыше 120 метров. В 1817-1819 годах, когда реку заключили в подземный коллектор, мост был снесен. Однако название улицы сохранилось. Это не удивительно, так как дома между улицами Петровкой и Неглинной были выстроены ря­дом с парапетом бывшего моста, а магазины в этих домах находи­лись буквально на самом мосту.

С начала XVIII века Кузнецкий мост становится модной арис­тократической улицей, где строили дома Воронцовы, Долгоруковы, Салтыковы, Оболенские, Голицыны.

А с конца XVIII века – Кузнецкий мост – сосредоточение модных иностранных (в основном – французских) магазинов, торговавших дамскими туалетами и парфюмерией, ювелирными изделиями, книгами, предметами искусства.

Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной…

Так писал Пушкин в «Евгении Онегине» об ассоритименте Кузнецкого моста.

Путеводитель 1831 года сокрушается: «Некогда была здесь слобода куз­нецов. Они ковали железо и кровавым потом выковывали себе денную пищу. Теперь иностранцы выковывают себе золото. Мода и непосто­янство вкуса суть руда, обогащающая их».

Ругал модную улицу Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума»:

А все Кузнецкий мост и вечные французы,

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас Творец

От шляпок их, чепцов, и шпилек, и булавок,

И книжных и бисквитных лавок!..

В первой половине XIX века на Кузнецком в утренние ча­сы можно было наблюдать необычное зрелище: вереницу изящно оде­тых дам и кавалеров, подметавших улицу под надзором полиции. Эти «дворники поневоле» – нарушители полицейских правил. И должны были подметать улицу в качестве наказания. Видимо, для большего эффекта полиция заставляла модников мести именно московскую улицу мод…

Кузнецкий мост и поныне является сосредоточением модных магазинов, бутиков и банков.

Начинается улица изящным домом середины XVIII–начала XIX веков в стиле классицизма (№ 1).

В начале XIX века он принадлежал графу Федору Толстому, известному своим громадным собранием славяно-русских рукописей и старопечатных книг. Позднее в доме располагались московская дирекция Императорских театров и театральная школа, которую закончили многие знаменитые актеры.

В доме напротив (№ 2) – располагался «Большой частный театр Солодовникова».

Гаврила Солодовников (1826-1901) – купец-мультимиллионер, отличавшийся легендарной скупостью. Про него рассказывали множество анекдотов: по дому ходит в заплатанном халате, питается на два гривенника в день, ездит в экипаже, на котором в резину обуты лишь задние колеса, утверждая, что кучер «и так поездит»…

Но и у Солодовникова был страсть – театр, на который он потратил немалые деньги. После его смерти здание арендовала Частная русская опера Саввы Мамонтова, на сцене которой пел Федор Шаляпин…

Солодовникова спрашивали: «Ну, куда ты свои миллионы, старик, денешь? Что будешь с ними делать?» ― «А вот умру – Москва узнает, кто такой был Гаврила Солодовников!»

На момент смерти его состояние оценивалось в 21 миллион рублей. Из них родственникам он завещал всего 830 тысяч. Остальные деньги – громадные деньги! – пошли на благотворительность. Если бы в те времена существовала Книга рекордов Гиннеса, то Солодовников занял бы в ней первое место, как филантроп, потративший самую большую в мире сумму на благотворительность…

На средства Солодовникова построены клиника при медицинском факультете МГУ, ряд больших домов для бедных в Москве, сиротский приют, несколько училищ в четырёх губерниях России. Но на это была потрачена лишь часть наследства. Остальные средства после 1917 года конфисковали большевики.

Ныне в здании театра Солодовникова размещается Московский театр оперетты.

Запоминающийся облик здания определяет разнообразие украшающих его декоративных деталей, изогнутые козырьки над балконами, майоликовые панно на аттике. Центральное панно с изображением сокола (по аналогии с фамилией владелицы дома) выполнено по рисунку театрального художника объединения «Мир искусства» Николая Сапунова. По бокам – рельефные изразцы по рисунку Михаила Врубеля «Рыбки».

На месте дома № 4 некогда располагалась большая усадьба князей Щербатовых. Здесь жил князь Михаил Щербатов (1733-1790), историк, автор «Истории Российской от древнейших времен» и книги «О повреждении нравов в России», в которой резко критиковал деятельность Екатерины II и нравы ее двора. Одна из его дочерей – Наталья – мать будущего философа Петра Чаадаева (1794-1856). Многие литературоведы считают ее прототипом Софьи – героини комедии Грибоедова «Горе от ума»…

На месте офисно-торгового центра «Берлинский дом» (№ 5), построенного по соглашению московских и берлинских властей, некогда стоял дом Анны Анненковой, матери декабриста Ивана Анненкова. Старуха была баснословно бога­та. В Москве ее называли «королевой Голкондой». Она была весьма своенравная и не без причуд. В доме у нее жило до полутораста слуг, на кухне дежурило 14 поваров, хотя она почти никого у себя не принимала. Одних платьев у нее было более 5 тысяч, поэтому, чтобы иметь представление об их разнообразии, была заведена специальная книга с образцами. Целая комната дома была занята самыми дорогими мехами. Анненкова страшно любила наряжаться, и когда ей нравилась какая-либо материя, то покупала целыми кусками, чтобы ни у кого в Москве не было подобной.

При этом сыну своему Ивану, декабристу, отправленного в ссылку в Сибирь, дала лишь скудные гроши…

Именно на Кузнецком мосту Иван встретился со своей будущей женой. Француженка Полина Гёбль служила приказчи­цей в модном магазине. Она самоотверженно последовала за Иваном Анненковым в сибирскую ссылку, хотя даже не была с ним помолвлена. Их обвенчали в далекой Чите, небольшом тогда городке, затерявшемся на бескрайних сибирских просторах. Только на время венчания с жениха были сняты кандалы…

Его мать прожила еще долго, промотала всё состояние. Ее похоронили на деньги внучки…

Дом № 6 на углу с Петровкой был построен в 1820-х годах Степаном Хомяковым – отцом знаменитого славянофила Алексея Хомякова.

У него в гостях бывали многие известные лица той эпохи – Александр Пушкин и Дмитрий Веневитинов, профессора-историки Михаил Погодин и Степан Шевырев, Николай Гоголь, Адам Мицкевич.

С этим домом связана весьма курьезная история. В конце XIX века Алексей Хомяков – наследник и тезка славянофила Хомякова – задумал построить на углу Кузнецкого моста и Петровки роскошный особняк. Но городская дума не утвердила его плана: она потребовала расширения улицы. Хомяков уперся: «Ведь земля моя!». Город предлагал купить этот клочок земли, но Хомяков заломил астрономическую по тем временам сумму – 100 тысяч рублей. Город, естественно, предложение отклонил. Тогда Хомяков огородил свою землю решеткой и посадил там де­ревья. Острые на язык москвичи окрестили этот мини-парк «Хомяковской рощей».

Тяжба Хомякова с городскими властями продолжалась 12 лет…

Но вдруг в один прекрасный день – ни решетки, ни «Хомяковской рощи» – булыжная мостовая. Как? Кто? – недоу­мевала Москва. Одни говорили, что родственники уговорили не срамить фамилию, другие – что Хомяков испугался судебного преследования. Писатель Владимир Гиляровский утверждает, что рощу свел на нет известный в те годы газетный романист Алексей Пазухин. Он добыл фотографию Хомякова и через общего знакомого послал ему газетную гранку, на которой была ка­рикатура: осел, с лицом Хомякова, гуляет по роще…

Впрочем, Гиляровский не полностью рассказал эту историю. Эпилог ее менее эффектен: после постановления московской думы о принудительном отчуждении участка, Хомяков все-таки продал его городу за 38,5 тысячи рублей – и эта сумма значительно превышала рыночную стоимость «Хомяковской рощи»!..

На ее месте ныне стоит красивый дом в стиле модерн.

Слева от него (№ 7) – старинная усадьба Волынских–Воронцовых.

Владение принадлежало Марии, дочери Артемия Волынского, кабинет-секретаря императрицы Анны Иоанновны, казненного в 1740 году за участие в заговоре против всесильного фаворита Бирона. Оно перешло в качестве приданного к мужу Марии – графу Ивану Воронцову (1719-1786). Позднее в доме располагалась шикарная гостиница «Франция», в которой в разное время останавливались писатели Лев Толстой и Иван Тургенев, композиторы Александр Глазунов и Милий Балакирев…

Напротив (№ 8) – недавно возведенный новый корпус ЦУМа (Центрального универсального магазина) – одного из самых дорогих магазинов столицы..

Ранее на этом месте находилась усадьба графа Дмитрия Татищева (1767-1845), который многие годы был послом в Неаполе, Мадриде, Гааге и Вене. Он известен как страстный коллекционер. Свое бесценное собрание картин завещал императору Николаю I для Эрмитажа. В собрании Татищева были настоящие шедевры – Ван Эйка, Рафаэля, Леонардо да Винчи. В своем доме Татищев открыл модный магазин «Город Париж» – первый московский пассаж, который позднее перешел в руки уже упоминавшегося Гаврилы Солодовникова. Дом уничтожила в 1941 году фашистская бомба. В 1947 году на его месте был разбит сквер, облицованный красным гранитом из запасов, привезенных нацистами для памятника в честь победы над Россией…

В угловом доме № 9 некогда находился знаменитый ресторан «Яр».

Его открыл в 1826 году француз Транкль Яр (Tranquille Yard). «Ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах», писала газета «Московские ведомости».

Александр Пушкин в свои приезды в Москву обязательно посещал «Яр» вместе со своими друзьями – поэтами Дельвигом, Баратынским, Вяземским и Языковым. Пушкин помянул ресторан в стихотворении «Дорожные жалобы» (1829):

Долго ль мне в тоске голодной

Пост невольный соблюдать

И телятиной холодной

Трюфли Яра поминать?..

Позднее «Яр» переехал в Петровский парк на северо-западе Москвы (ныне Ленинградский проспект,32).

В следующем за «Яром» здании (№ 11) находится Московский дом художника.

До 1917 года здесь находился выставочный зал и магазин известной фирмы Франца Сан-Галли, специализировавшейся на производстве оборудования для отопления, водоснабжения и канализации, а также на изготовлении художественного литья. В 1917-1918 годах в здании находилось арт-кафе «Питтореск». В его оформлении приняли участие известные художники-авангардисты: Владимир Татлин, Александр Осьмеркин, Александр Родченко. В кафе выступали поэты Владимир Маяковский и Давид Бурлюк. Режиссер Всеволод Мейерехольд поставил здесь «Незнакомку» Блока. Впрочем, советские власти быстро закрыли этот, как они выражались, «декадентский притон»…

Напротив (№ 14) архитектор – мастер модерна – Адольф Эрихсон построил пятиэтажный особняк для «Сибирского торгового дома Русско-Американских мехов Михайлова».

Здесь же размещалась меховая фабрика, которая продолжала работать и после 1917 года. А владельцы торгового дома эмигрировали в США, где основали новую меховую фирму – «Михайлов».

В соседнем здании (№ 16) ныне размещается Федеральная служба судебных приставов.

Этот дом в начале XX века был построен архитекторами Ерамишанцевым и братьями Весниными для филиала петербургского банка «И.В.Юнкер». Фасад оформлен коринфскими полуколоннами и глубокой входной аркой с маскароном Юпитера. По мнению искусствоведов, дом банка является одной из лучших построек московской неоклассики.

А ранее на этом месте находился галантерейный магазин и фабрика игральных карт француженки Мари-Роз Обер-Шальме. Ее заведение пользовалось огромной популярностью у московского барства, щеголей и щеголих. На Кузнецком мосту точно гулянье: в магазинах толпа, а у мадам Обер-Шальме такой приезд, что весь переулок заставлен каретами. Много денег оставлено в ее магазине! Недаром Обер-Шальме переименовали в Обер-Шельму, вспоминал мемуарист Степан Жихарев. И с тех пор бранное слово «шельма», обозначающее плута, мошенника, обманщика, прочно вошло в русский язык.

Не гнушалась Обер-Шальме и контрабандой. В 1804 году при осмотре ее магазина нашлось на 200 тысяч рублей запрещенных вещей. Но мадам спасли ее знатные покупатели – дело замяли.

Во время нашествия французов в 1812 году Обер-Шальме осталась в Москве. Ее удостоил часовой беседы сам Наполеон. После чего модистку москвичи стали называть шпионкой. Впрочем, по всей видимости, безосновательно. Обер-Шальме вместе с остатками французской армии покинула разоренную Москву, и по дороге на свою историческую родину умерла от тифа.

Лев Толстой упоминает Обер-Шальме в «Войне и мире»: к ней старуха Ахросимова повезла одевать дочерей графа Ростова.

После изгнания Наполеона генерал-губернатор Москвы граф Федор Ростопчин запретил в городе вывески на французском языке. Но, по свидетельству современников, уже в 1814 году всё возратилось на круги своя – на Кузнецком мосту наблюдалось «прежнее владычество французских мод»…

Напротив здания банка «Юнкера», на углу с Рождественкой, дом знаменитых купцов Третьяковых (№ 13), в котором до 1917 года располагался другой банк – «Лионский кредит».

А в начале XIX века здесь находилась типография Платона Бекетова, в которой издавались сочинения русских писателей. Потом – Московская медико-хирургическая академия. В конце XIX столетия по заказу Третьяковых архитектор Александр Каминский, женатый на сестре купцов, построил трехэтажный доходный дом в русском стиле, увенчанный высокими шатрами. Левую часть дома занимал популярный художественный магазин фирмы Дациаро. Основатель фирмы Джузеппе Дациаро (1806–1865) приехал в Россию из Италии. Его фирма славилась литографированными видами Москвы и Петербурга, портретами русских императоров, митрополитов и бытовыми жанровыми сценками. К созданию литографий привлекались лучшие художники того времени.

Дом № 15 также был построен для банка – Московского международного – архитектором Семеном Эйбушитцем в 1895-1898 годах.

Архитектурным прототипом построенного в стиле ренессанса дома послужило здание банка Святого Духа в Риме - первого в истории архитектуры сооружения, построенного специально для финансово-кредитного учреждения.

Рядом со зданием банка – во дворе дома № 17 – палаты Тверского подворья XVII века – резиденция тверских архиепископов.

Соседнее владение № 19 в середине XVIII века принадлежало Дарье Салтыковой, вошедшей в историю как душегубица Салтычиха, замучившая до смерти более 130 своих крепостных!..

Дарья Салтыкова (1730-1801), в девичестве Иванова, дочь приближённого к Петру I думного дьяка. Выдана замуж за богатого столбового дворянина Глеба Салтыкова. Дарья родила двоих сыновей, и вскоре овдовела. По отзывам современников, в 26 лет она была цветущая, набожная женщина, щедро раздававшая деньги на церкви. Говорили, что Дарья – самая богатая в Москве вдова, владевшая имениями в нескольких российских губерниях.

Всё изменилась после того, как она влюбилась в молодого красавца Николая Тютчева, деда поэта Фёдора Тютчева. В один прекрасный день Салтыкова узнала, что Тютчев тайно обвенчался. Обманутая любовница пришла в ярость, и публично кричала, что убьет изменника. Тютчев с женой сбежал из города. И вовремя! Салтыкова купила порох, чтобы спалить особняк вместе с любовниками. И не в силах совладать с переполнявшими её чувствами, стала вымещать злобу на своих крепостных. Основным поводом к наказанию было недобросовестность в мытье полов или стирке. Салтычиха била провинившуюся крестьянку первым попавшимся под руку предметом. Затем ее пороли на конюшне, порой до смерти. Салтычиха обливала жертву кипятком, палила ей волосы на голове. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе.

О злодействах Салтычихи стали ходить по Москве страшные слухи. Ее крепостные обращались с жалобами к властям, но, благодаря влиятельному родству Салтыковой и ее подаркам, все оканчивалось наказанием… жалобщиков. Но все же двум крестьянам удалось подать письмо лично Екатерине II. Императрица назначила следствие, которое длилось более шести лет. Салтычиха ни в чем не сознавалась…

В 1768 году ее поставили у позорного столба, на Красной площади, рядом с Лобным местом, с табличкой на груди – «Мучительница и душегубица». Судья зачитал все совершенные ей преступления, после чего Салтычиха была приговорена к пожизненному заключению и заточена в московском Ивановском монастыре. Она прожила еще долго, и даже родила ребенка от солдата, охранявшего ее. И ни разу не раскаялась в своих чудовищных злодеяниях!…

Дом Салтычихи в 1888 году был перестроен для филиала универсальной торговой фирмы «Мюр и Мерилиз» (Ныне – ЦУМ). Основное здание находилось недалеко – на Петровке (№ 2), рядом с Большим театром. Торговая фирма была основана еще в 1843 году в Петербурге шотландцем Арчибальдом Мерилизом. Его преемником стал другой шотландец – Эндрю Мюр, брат жены Мерилиза.

Угловой доходный дом (№ 20) знаменит прежде всего своим владельцем – Григорием Захарьиным (1829-1897). Профессор медицины Московского университета, знаменитый врач-практик, которого знал весь город.

Один из его учеников вспоминал: постоянными пациентами Захарьина были богатые купцы и преуспевающие фабриканты. Они свято верили, что он любого спасет от смерти, но и до смерти его боялись.

Зарисовку метода лечения Захарьина оставил художник Константин Коровин. В его любопытных воспоминаниях есть рассказ, который так и называется «Профессор Захарьин». Пациент – директор правления железной дороги, что называется, обезножел. Ждет приезда врача.

Уже приезжали ассистенты Захарьина, приказали, чтобы все часы в доме остановить. Маятники, чтобы не качались. Канарейку, если есть – вон. И чтобы ничего не говорить, отвечать только «да» или «нет». И называть профессора не иначе как «ваше превосходительство»…

– И вот за то, что бочку таскаешь и яблоки вместо мяса ешь, тысячи ведь платить надо! – сокрушается больной.

Но результаты – налицо. Бодрый, помолодевший, вставший в буквальном смысле слова на ноги, он говорит с удивлением: «Совсем себя чувствую человеком. Другую жизнь увидал!»…

Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» рассказал о богатейших купцах братьях Ляпиных, устраивавших лукулловы обеды в Купеческом клубе. После одного из таких пиршеств старший из братьев занемог, и был срочно приглашен Захарьин. Профессор, миновав ряд шикарных комнат, поднялся по узкой деревянной лестнице на антресоли в маленькую спальню. Пахло деревянным маслом и скипидаром. В углу, на огромной кровати, лежал старший Ляпин и тяжело дышал. Объяснил Захарьину, что съел блинов перед обедом, – так, десяточка на два, не больше.

– А э-это что? – закричал профессор, увидев клопа на стенке. – Как свиньи живете. Забрались в дыру, а рядом залы пустые. Перенести спальню в гостиную!

Пощупал пульс, посмотрел язык, прописал героическую дозу слабительного, еще поругался и сказал:

– Завтра можешь встать!

Взял пятьсот рублей за визит и уехал…

Врачебный талант Захарьина очень высоко ценил его коллега – Антон Чехов, сказавший однажды, что из писателей предпочитает Льва Толстого, а из врачей – Захарьина.

Но все вышесказанное – лишь одна сторона личности профессора. Да, он принимал пухлые конверты от купцов, но он же – и об этом практически никто не знал! – в течение многих лет выделял деньги в фонд нуждающихся студентов. По его завещанию наследники перечислили 30 тысяч рублей на будущий Музей изящных искусств императора Александра 3-го – Пушкинский музей…

Несколько лет назад, во время прокладки коллектора, строи­телями были раскопаны остатки Кузнецкого моста – белокаменные арки и часть кладки. Мост изучили археологи. К сожалению, из-за того, что котлован мешал движению транспорта, мост было решено вновь законсервировать, засыпав песком. До лучших времен…