В истории мировой архитектуры часто упоминается о материалах, которые сформировали облик целых значимых регионов. Эти камни — визитная карточка городов, эпох или цивилизаций. Они же — порой единственная причина сохранности этих древнейших построек.
Одним из настолько значимых камней является Иерусалимский Камень. Это светло-бежевый мраморизованный известняк, в который полностью обрамлен город трех религий. Разработка этого камня ведется неподалеку от Иерусалима. Неудивительно, что именно им облицовывали постройки, укрепляли стены и мостили тротуары города задолго до появления христианства. А в 1918 году, во время разработки плана по развитию и сохранению Иерусалима, британский мандат утвердил закон: все строящиеся городские здания должны быть облицованы этим камнем. Все — значит абсолютно все общественные постройки города. А в отделке частных зданий разрешено использовать камень близкого состава — Хевронский и Бир-зетский. Диапазон оттенков камня довольно узкий, незначительные колебания не мешают сохранению архитектурной целостности города.
Чаще всего применяется камень светло-бежевого цвета, а также встречаются серо-бежевые и розоватые породы. Текстура временами неоднородная — встречаются переходы цвета, бурые прожилки, временами — останки фауны, ракушки. Под ярко-синим небом с палящим солнцем Иерусалим кажется золотисто-желтым, будто вырезанным из единой скалы. Не зря поэты называют его «Золотым городом».
Так что же собой представляет этот легендарный камень с геологической точки зрения? Это карбонатная порода, которая по генезису она является мраморизованным известняком, т.е. известняком, который укрепляется и уплотняется под действием давлений и температур в земной толще. По минералогическому составу представляет собой плотно сцементированную массу кристаллов кальцита и доломита.
Итак, золотисто-бежевым Иерусалимским камнем облицованы все общественные здания и ключевые святыни города. Иудеи совершают паломничества на Храмовую Гору и к Стене Плача. Мечеть Аль-Акса, расположенная на той же Храмовой Горе, - священное для мусульман место. А начиная от мусульманского квартала до Храма Гроба Господня тянется Виа Долороса - последний путь Христа. Удивительно, как этот клубок преданий и святынь трех религий сохранился до наших дней. Ведь и противоречия человеческие, и просто время могли бы разрушить эти постройки..
Все эти места облицованы или замощены бежевым Иерусалимским камнем. Из него же — крепкие городские стены. Им же покрыты тротуары и многочисленные торговые площадки всего города. Стоит отметить, что часто ходить по Иерусалиму неудобно — камень местами наполирован ногами туристов, а на границах стыков плит — зачастую поврежден.
На поверхность плит мощения часто нанесена фактура, которую сегодня мы называем бучардированной. Сейчас мы ее оперативно и качественно наносим на станке. Такая обработка образует небольшой рельеф на камне и снижает скольжение. В Иерусалиме этот рельеф на плитах был выдолблен вручную — вероятно, при помощи молота и крупных гвоздей.
Учитывая возраст построек и мощения, кажется, что этот камень вечен.. Нам стало известно, что месторождения Иерусалимского камня разведаны лишьчастично. И он востребован для экспорта в другие страны, в том числе и в Россию. Если Вас заинтересовала возможность отделки Иерусалимским камнем, обратитесь к нам - мы с радость предоставим Вам более детальную информацию о сроках и стоимости работ.
Н а закате, каменные стены Иерусалима сияют розовато-золотистыми и рыжеватыми оттенками, и он светится, как город из золота. Во время британского мандата существовал закон, запрещающий строительство с использованием любого другого камня, кроме Иерусалимского камня, в целях сохранения наследия прекрасного города.
Знаете ли вы геологический состав этого знаменитого «Иерусалимского камня»? Это известняк и доломит; эти камни формировались на протяжении многих лет под большим давлением из морских ракушек и кораллов — морских существ прошлого, уплотненных и спрессованных в камень и окаменелости. Как камни Иерусалима изобилуют жизнью, так и мы призваны быть живыми камнями.
Сегодня старый Иерусалим все еще окружен стенами, главным образом со времен Ирода и Османской империи, но все же можно увидеть части стен, построенных во времена Неемии, в дни Второго Храма.
Стены Иерусалима действительно важны для Бога
Это довольно интересно — посмотреть на все библейские ссылки о стенах. Один отрывок дает нам представление о чувствах Бога по этому вопросу:
А Сион говорил: ‘оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!’
Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]; стены твои всегда предо Мною. (Исаия 49:14-16)
Другое место, где мы видим важность физических стен Иерусалима, находится в Ездре и Неемии. Когда Неемия слышит о состоянии Иерусалима, он приходит в опустошение:
«И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, [находятся] там, в стране [своей], в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным» (Неемия 1:3-4)
И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем. (Неемия 2:13)
Мы видим последующую огромную духовную битву, которая имела место после того, как Бог чудесным образом обеспечил всю власть, свободу для возвращения и даже финансирование восстановления стен (с помощью персидского царя Кира). И насколько важно было Богу, чтобы все бреши в стенах были устранены. Враги же Израиля были полны решимости остановить строительство стен.
«Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно» (Неемия 4:7)
Они были в ярости — они возбуждали бедствия и клеветали на израильтян, лгали царю, что Израиль начал восстание. Но, несмотря на это, хотя задача многократно казалась слишком большой и трудной, Бог даровал им успех. Стены были завершены, как и пророчествовал Даниил за много лет до этого.
Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. (Даниил 9:25)
Библейский символизм для нас сегодня
Стены очень важны и символичны в Библии, особенно стены Иерусалима. Ворота также имеют серьезное значение, но это уже другая история. Но, более того, стены, камни и бреши также обладают духовным смыслом для нас. Мы можем увидеть в миссии Неемии по строительству и восстановлению брешей в стенах символ того, как мы, как верующие, должны стремиться созидаться в единстве, без каких-либо разногласий и брешей между нами, чтобы мы были использованы как живые камни для построения Царства Божьего.
Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
…Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы. (1 Петра 2:4-6, 9-10)
И вновь чудо Божьей благодати распространилось на все народы. Мы — его живые камни, избранные и драгоценные. Но, подобно Израилю и Иерусалиму, мы избраны для конкретной цели — чтобы возвещать совершенства Бога. Возможно, вам захочется молитвенно поразмышлять над этим образом стены… работы по ее строительству… опасности брешей и проломов, и важности краеугольного камня. Интересно также то, насколько были расстроены враги, когда проломы в стене были восстановлены во времена Неемии. Пища для размышлений. Наши правильные отношения с другими верующими имеют решающее значение — мы первым делом должны стремиться к миру и исцелению разногласий среди нас. Давайте будем трудиться вместе с Богом в том, чтобы отремонтировать каждую брешь и каждое разделение, и заставить врага отчаяться.
Подписывайтесь:
Мы также знаем, что непрощение, горечь и неправильные отношения препятствуют нашим молитвам (Матфея 6:7-15, 1 Петра 3:7). Неудивительно, что враг злится, когда всё восстанавливается, и наши молитвы безотлагательно возносятся к Богу!
Наконец, есть образ «сторожей на стенах», который появляется в Писании, как метафора молитвенных воинов, следящих за Божьими целями и усердно молящихся за безопасность, защиту и победу. Стоять «в проломе» за тех, кто нуждается в нас, чтобы помолиться от их имени. Могли бы вы помолиться словами Исайи, глава 62 от имени Израиля? Присоединяйтесь к нам в единстве, молясь за землю и ее народ, за спасение и восстановление Израиля!
Летними вечерами погода в Иерусалиме меняется. Жар, от которого птицы прячутся в тень, перегреваются моторы машин и мучительно потеют одетые в черное ортодоксальные евреи, сменяется ветром, сухим и прохладным. Солнце убегает на запад, садясь и затухая в волнах Средиземного моря.
И источают томный жар в вечернюю темноту желтые, золотистые и розовые иерусалимские камни, из которых сложено все в городе – от древнейших иевусейских стен в долине Иосафата до современных домов района Рамат-Рахель, от Стены Плача до базарной лавочки, от забора до мостовой и лестницы, убегающей по склону холма среди домов. Разными оттенками золота сияет в это время город, и каменная плоть его источает накопленное тепло. И кажется в эти моменты, что живет Иерусалим своей, особенной, отличной от нашей, жизнью, и дома его сами вырастают из под земли.
Лев ВИЛЕНСКИЙ
Фото автора
Камень, называемый в народе «иерусалимским», является ничем иным как обычным известняком. Эта распространенная скальная порода, состоящая из карбоната кальция, известна как удобный строительный материал, как камень, который вода точит легко и неравномерно, образуя в нем пещеры, как источник окаменелых раковин.
В Иерусалиме есть несколько разновидностей известняка. Наиболее твердый из них, желто-золотистый, арабы называют «Мизи аль-Яхуд» или «Мизи аль-Ахмар» – «Еврейский» или «Ослиный» камень, так как он, наиболее прочный из всех разновидностей известняка в нашем районе, обрабатывается с наибольшим трудом. Упрямство этого камня, тем не менее, сослужило ему хорошую службу – именно из него возводили в Иерусалиме наиболее прочные здания, наиболее важные постройки. Там, где «еврейского камня» не хватало, использовали его более мягкий аналог с восточных склонов иудейских гор, дешевый и легкий в обработке. Арабские строители предпочитали третью разновидность иерусалимского камня, так называемый «малик» – царский камень, мягкий и удобный для обработки и твердеющий на воздухе, либо «Мизи Хилу» («Красивый» или «Сладкий» камень), белый и блестящий на солнце известняк, добываемый в районе Бейт-Лехема.
Особо красив красноватый «еврейский камень», которого много в тех же иудейских горах рядом с Бейт-Лехемом. Кроме строительных работ, он идет на поделки и украшения. Красные прожилки в бело-розовом теле камня делают его фактуру живой, под разными углами оттенок красного цвета меняется.
Долговечность и прочность каменной иерусалимской истории уникальна. Высочайшего мастерства достигло искусство обработки камня во времена Второго Храма (V в. До н.э – I в. Н.э), когда еврейские каменотесы обрабатывали каменные глыбы чудовищного размера и веса. Из этих исполинских блоков построена охватывающая Храмовую Гору опорная стена, частью которой является Стена Плача. Часть еврейских «иродианских» блоков (с более грубо обработанной «рамкой» и аккуратно вытесанной центральной частью») можно встретить сегодня и в стенах Иерусалима (построенных турками в XVI веке), и в руинах дворцов и домов, построенных в византийский и раннеарабский период, и в развалинах построек крестоносцев. Строительный материал, вырубленный из долговечного иерусалимского известняка, переходил из эпохи в эпоху. Вышеупомянутая иерусалимская стена является великолепным примером использования блоков разных эпох – от иудейских, римских и византийских до раннеарабских и турецких.
Арабы переняли у византийцев умение работать с иерусалимским камнем. Поэтому в Иерусалиме приняты арабские названия строительного материала и способа его обработки. Так различают следующие способы обработки облицовочного материала:
- Тильяни – просто грубые и необработанные камни разных форм. По-видимому, происходит от слова «Италия», искаженного арабами до малой узнаваемости. Этот тип облицовки чаще всего можно встретить в опорных стенах по сторонам улиц.
- Тубзе – прямоугольный каменный блок с грубо обработанной поверхностью. Такими блоками облицовывали дома до 70-ых годов прошлого века.
- Тальтиш – прямоугольный блок, поверхность которого обработана молотком и зубилом так, что остаются многочисленные следы зубила в виде запятых и клиньев.
- Мусэймсам – похож на тальтиш, но зубило берется особое, с тремя-четырьмя зазубринами, узор получается более ровный и приятный.
- Мусэймсам Тафджир или просто Тафджир – удары зазубренным зубилом наносятся с разных углов, поэтому узор более прихотлив.
- Мутба – ровная поверхность четырехугольного блока обрабатывается ударами специального молотка с зазубринами, подобного тем, которыми отбивают мясо для шницелей. У каждого молотка 16 или 32 зуба («грубый» или «нежный» тип обработки). Блоки такого типа идут на облицовку дверных косяков и оконных проемов.
Те же арабы – а они любят упрощать работу насколько это возможно – стремятся выдавать за иерусалимский камень еще две породы известняка, которые не имеют той крепости и золотистого оттенка, хотя сами по себе являются достаточно добротным материалом. Это «хеврони» – известняк из окрестностей Хеврона и камень из Бир-Зейт, что к северу от Иерусалима.
Облицовка иерусалимских домов камнем стала обязательной благодаря первому английскому губернатору города, принявшему бразды правления в 1918 году, сэру Роналду Сторсу. Он дал добро на план генерального развития Иерусалима, созданный известным архитектором того времени Вильямом Маклином. Строс – интеллектуал, знаток истории искусств и музыки Вагнера, антисемит и проарабски настроенный английский чиновник, лишь подтвердил древнюю иерусалимскую традицию строительства из местного камня. Надо отдать ему должное – благодаря этому Иерусалим сегодня выглядит достаточно внушительно.
В 1948 году, после разделения города на две части, основная масса каменотесов-арабов и крупные каменоломни в районе Бейт-Лехема остались на иорданской территории. И тогда евреи придумали выход, позволивший им соблюдать градостроительный план. Облицовочный иерусалимский камень начали делать из бетона, который заливали в формы с фактурой, напоминающей блок, обработанный по способу «тальтиш». Такими бетонными «камнями» облицованы несколько домов на улице Гиллель, построенных в 50-е годы прошлого века, отдельные дома в старых районах города Бейт А-Керем и Рехавия. После воссоединения Иерусалима в 1967 году проблема облицовочного материала потеряла свою актуальность. Тем не менее, архитекторы продолжали экспериментировать с иерусалимским камнем, введя более простой вид облицовки – «эвен несура», пиленный камень, с ровной поверхностью. С годами выяснились все недостатки этого материала. На нем легко появлялись лишайники, его поверхность легче покрывалась копотью от выхлопных газов, да и выглядел он уныло. И до сих пор в центре Иерусалима есть несколько десятков домов, где пиленный камень облицовывает фасады. Коренные горожане их не любят – и в этом они правы.
А камень, который сегодня добывают в каменоломнях на севере и востоке города, продолжает покрывать прочной кожей стены, лестницы и дома Города. И каждым летним вечером, когда становится немного прохладно, можно прислониться к нему и согреться впитанным за день теплом.
Если говорить строго с позиций петрологии, иерусалимский камень - это плотный кристаллический мраморизованный известняк, тысячелетиями «томившимся» под спудом в глубинах земли, да еще и «обжариваемый» со всех сторон. Как от всего этого не превратится в мрамор? Я бы превратился.
Но шутки - в сторону: в состав иерусалимского камня могут входить примеси разных горных пород, не только создающие уникальную цветовую палитру камня, но добавляя ему полезные свойства, благодаря которым камень , будучи весьма прочным, хорошо поддается обработке.
Говоря о технико-строител ьном применении, отметим, что иерусалимский этот камень обогащает интерьер и фасады зданий, улучшает дизайн помещения, прекрасно сочетаясь с деревом, керамикой, металлом, стеклом, дополняя эти материалы.
Более того, иерусалимский камень отлично сохраняет температуру, поэтому в облицованных им помещениях тепло зимой и приятно прохладно в жаркие дни. И, наконец - и это тоже проверено веками, - от времени камень не тускнеет, а дожди, ветра, палящее солнце только облагораживают его вид.
Строители и дизайнеры интерьера говорят в один голос, что дом (а еще лучше, согласимся, усадьба), отделанная иерусалимским камнем , похожа на нарядную невесту, ибо камень придает дому торжественность и величие.
«Такая отделка будет радовать глаз вечно!» - скажет вам любой мастер - и окажется совершенно прав: вечером, в зареве заходящего солнца, дом играет всеми оттенками, словно радуга, спустившись с небес, застыла по велению Творца, обратившись в камень.
Натуральный и благородный, этот камень , словно хамелеон, «меняет цвет», струясь бело-розовыми, желтовато-золоти стыми оттенками, доходя до почти коричневых тонов; есть даже серый и темно-серый камень. Все они просто «просятся» в руки мастера - и превращаются в великолепные стены и столешницы, камины и лестницы, перила и балясины, раковины и душевые, ванны и бары, журнальные столики и обеденные столы, садовые дорожки и балюстрады.
Не стоит думать, будто иерусалимский камень - простой (хоть и красивый, изящный, прочный) трудяга. Он отнюдь не чужд мелкой пластике, скульптуре и самого разного рода украшениям. Мастера высоко оценили его природные свойства и цветовую гамму, в полной мере используя их, когда под их руками камень превращается в вазы и поделочные украшения , «нэцкэ» и разного рода амулеты .
Итак, о применении этого материала в строительно-обли цовочных и отделочных работах мы поговорили, но это - хотя и основное, но отнюдь не единственное его применение. Нельзя не отметить особые, если угодно, трансцендентальн ые свойства иерусалимского камня , о которых говорят видные раввины и даже .
Так, он приносит с собой в ваш дом теплоту и изящество, ощущение связи с природой и вековечными традициями - не зря он «иерусалимский » (!), правда? Более того, этот камень в моде чуть меньше трех тысяч лет: его долговечность и прочность проверена на практике самим Иерусалимом , чьи найденные археологами древние стены и строения по-прежнему благородны и достойны украшать вечный священный город .
К сожалению, отнюдь не у всех из нас есть собственный дом, который можно облицевать иерусалимским камнем изнутри и снаружи. Но стоит ли расстраиваться из-за этого, если и интернет-магазин е «Красная нить» можно легко, по прейскуранту и в соответствии с условиями продажи, приобрести кулоны из этого уникального материала, наделенные не только красотой и долговечностью, но и всем спектром защитных свойств.
Не упустите возможность порадовать родных и близких (а хоть бы и самого себя) ценным, кошерным (что значит высококачественн ым) и очень хорошим подарком - !
ГОРОД МИРА
Камень – противоположность песку и пыли, символ прочности и надежности бытия. В нем – примирение с самим собою и основа созидания.
Человечество сложило немало легенд о камне: во всем мире где-нибудь кто-нибудь и когда-нибудь непременно «окаменел». Но сейчас это ровным счетом ничего не значит, потому что независимо от легендарной ауры камней, есть наш «Бейт-Эль» – Иерусалим. И камнинашего города – говорящие камни времени… Рука архитектора подарила им динамику художественного движения – музыку формы.
Город мира засыпает,
Эха улочек слышны...
И столетия пронзает
Архитектор старины.
Минареты и соборы
Древней музыкой манят –
«Каменеющей» для взоров –
Примиряющей в камнях.
Эта музыка застывшая,
Как божественный концерт
С базиликами охрипшими
От седых пророчеств лет.
Сон навязчиво-простой –
Город мира золотой.
КОРАЛЛОВЫЙ ЗВЕРИНЕЦ
Человечество всегда тяготело к идолопоклонничеству. При этом предметом культа нередко становились камни – греческий омфалос, Черный камень в Пессине, метеорит Кааба в Мекке.
Видно, есть в камнях нечто притягательное, какая-то тайна. Ею не владеешь (она – тайна), но без нее уже не можешь жить, ибо за ней – прикосновение к неведомому миру, который ты сам для себя выбрал или придумал…
Бог знает, на каком «блошином рынке» я купила фигурки зверей из белого камня, привезенные, по утверждению продававшего их индуса, с острова в Индийском океане. Они никак не вписывались в интерьер советской квартиры, поэтому всегда лежали в моей сумке с прочим ненужным хламом. Но выбросить их – не поднималась рука. Так я и привезла их в Израиль и почему-то даже нашла им видное место в своем новом жилище. Теперь мой «коралловый зверинец», мирно расположился на комоде. И вот однажды я вдруг почувствовала, что «каменные зверята», словно сами собою, стали «младшими братьями» белого камня Иерусалима – города, с которым я связала свою судьбу.
Есть в океане Индийском остров –
Белых кораллов и черных камней.
Здесь изумрудные волны у плеса
Рвутся, смеются и катят ко мне.
Здесь под водой расцветают кораллы:
Белые розы пучины морской
Можешь сорвать, но до огненно-алой
Ты не дотянешься алчной рукой.
Сколки кораллов, как нежность-небрежность,
Выплеснет прочь индианка-волна.
И ты увидишь зверят белоснежных,
Что станут греться на смуглых камнях.
Вот медвежонок с пористой спинкой,
Белый слоненок, и белый щенок,
Белый жирафик, белая свинка
И... белогривый единорог.
Что ж, «городские» открою вам дали:
Призрачно-белый Иерусалим –
Радости город и город печали –
Тот, что надеждой и верой храним.
Здесь поселю вас на Бен-Иегуда,
«Чудо-зверинец» индийских кровей,
Младшие братья белого чуда –
Иерушалаима – «камня камней».
Камень его белолоб, белоснежен,
Как танахический древний герой,
Он и возвышен, он и мятежен,
И за меньших своих братьев – горой.
Здесь ничего вам бояться не надо,
Даже беспечных еврейских ребят.
Кумушки-звери, белые чада,
Вас защитит бело-облачный град.
ПРАДЕТСТВО
Иерусалим – гармония противоположностей, соединение несоединимого, когда, казалось бы, точек соприкосновения в принципе нет. В благородстве его камня совместились сознательное и бессознательное, словно мужское и женское начала.
А за окошком – снова муадзин,
И почему-то разорвать боятся
Мираж, в котором только ты один –
Иерусалим! Не будь ничьей виною!
Не ты ль эпохи в здания слагал
И из руин неверья поднимал,
Безмолвьем камня – Западной Стеною?
И в тех моленьях я была с тобой,
И крылья голубиные растила,
Чтоб улететь в Небесный город твой,
Чей отсвет в твоем камне полюбила,
Иерусалим, мой каменный Давид,
Молчит, молчит, молчит…
Но – вопреки каменному молчанию – «Бейт-Эль» остается прадетством иудаизма, в котором продолжают жить наши предки, освободившиеся от страстей и желаний.
Они глядят на нас с портретов
Сквозь серо-бурый сердолик,
Сквозь халцедоновые лета
Семитский сохранив язык,
Премудрости священных книг
И мир, что ломок, как тростник...
Прадеды и прабабки наши –
Весь мир в сардониксовой чаше.
Так в Иудее называли сердоликовую чашу, привезенную евреями из Греции. Они верили, что в солнечных прожилках сардоникса – то, что умиротворяет душу…
В том камне – тайна Иерусалима –
Непогрешима…
Однако гармоническая неторопливость вечности не помешала человечеству однажды усомниться в мудрости камня. Может ли молчаливое красноречие соперничать с бренным языком? И вот иудеи начали делать каллиграфические надписи, словно пытаясь обрести примирение с собою.
Открыта каллиграфии страница…
Сияет огнедышащий гранат –
Пылает –
И Закон еврейский длится,
И обрезанья праведный обряд,
И строй высокий «Музыки Этерна»,
Что очищает от неверной скверны.
Мы живы –
Коль Закон еврейский длится...
Живей живых мы стали во сто крат…
Пылает каллиграфии страница
И на талите – огненный гранат.
ИСЦЕЛЕНИЕ
Иерусалимский камень – краеугольный в судьбе человечества.
Камень – вечность и сновидение,
Камень – прочность и изменение,
Камень твой, Иерусалим.
Камень – тело, прикосновение,
Камень – дух, и камень – моление,
Камень твой, он не опалим.
Камень – смерть, отдохновение.
Камень – жизнь, смятенье, сомнение,
Очищение от проказ.
Камень – музыка, ритм, движение,
Вулканическое извержение,
Камень – стоп: исцеление нас…
Э П И Л О Г
Неожиданнокакая-то пылинка попала мне в глаз. По привычке я начала «шарить» в сумке в поисках носового платка. И вдруг мои пальцы наткнулись на кораллового единорожка, видимо, отчаянно желавшего остаться моим камушком-талисманом даже в столице Иерусалимского камня. Я ощутила гладкое «каменное тельце» и инстинктивно улыбнулась, словно приветствуя своего маленького друга. Пылинка выпала.
– Что бы я делала без тебя, малыш? Ты и впрямь мой целитель!
Спят серебряные улицы.
Словно отпрыски весны,
Не волнуются, не хмурятся.
Окна глаз ясны, как сны.
Дышит мой Иерусалим,
Палевый – от света лунного, –
И бессмертен и раним,
В ритме камня вечно юного.
И единорожек тоже спит...
И секрет синагог.
Ты всегда – в облаках,
Где единственный Бог…
Каббалистика зрит
В глубине твоих глаз.
И, как солнце, горит
Камня фас и анфас…
Невесомый на вес!
Ты паришь до небес!
Цфат - город Воздуха…