14.03.2012 / 188

Интересная информация о бренде Cartier. Справочные данные о торговой марке Картье.

Луи-Франсуа Картье (1819-1904) основал фирму в 1847 году, тогда в форме небольшой ювелирной мастерской. В 1867 году изделия Картье были выставлены на Всемирной выставке в Париже, после чего начала расти популярность компании. В 1888 году компания выпустила свои первые часы. В 1904 году внук основателя фирмы, Луи Картье (1875-1942), выпустил названные в честь своего друга Альберто Сантос-Дюмона (1873-1907) наручные часы Santos, принёсшие компании небывалый успех. С 1906 выпускаются наручные часы, украшенные драгоценными камнями.

В 1917 Cartier создает легендарную модель часов Tank, дизайн которых напоминает огромный английский танк времен Первой мировой войны. В 1918 в благодарность за освобождение Франции американскими войсками часы были подарены американским командирам (в том числе генералу Джону Першингу). Модель Tank до сих пор в продаже в первозданном виде. В 1925 году Cartier принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, где его экспозиция была одной из центральных.

В 1933 году специально для паши Марракеша были разработаны водонепроницаемые часы Pasha, которые тот мог бы носить во время плавания в бассейне. Первые часы были сделаны из чистого золота.

В 1962 году после смерти братьев Картье фирма была разделена на три части и продана собственникам в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Спустя 10 лет компания была снова объединена. С образованием Les Must de Cartier в 1973 году бутики Cartier были открыты в более чем 20 странах. Наиболее крупные бутики расположены в Нью-Йорке, Милане, Беверли-Хиллз, Риме, Бостоне, Сан-Франциско, Токио, Париже, Шанхае и Ванкувере.

Компания имеет бутики в России и в других странах СНГ - Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, Украине, Армении, Белоруссии и в Молдове. Имеются бутики в Латвии, Грузии и Литве.

Дебют бренда на парфюмерной ниве состоялся в 1981-м году и был ознаменован выходом сразу двух шикарных композиций (женские духи Cartier «Must de Cartier» и мужские духи Cartier «Santos de Cartier»). Оба парфюма являют собой образец благородства, выдержанности и изящества, оба принадлежат к ориентальному семейству (но если женские духи Cartier удивляют смешением специевых нот с аккордом экзотических смол, цветов и кожи, то мужские духи Cartier закружат голову миксом из пряных трав, цитрусов и древесины).

Новое тысячелетие буквально огорошило почитателей творчества Cartier ошеломительной новостью: компания выпускает свои первые унисекс духи. На сегодняшний день унисекс парфюмерия Cartier – это 12 ароматов, объединенных в две серии: мягкую цитрусово-фужерную «Eau de Cartier» (2001-2011) и минималистичную альдегидную «L`Heure» (2009-2011). Успех унисекс ароматов был настолько велик, что сегодня такие универсальные композиции как Cartier «L`Heure Mysterieuse XII» (2009) или «Eau de Cartier Essence d`Orange» (2010) смогли сдвинуть с пьедестала культовые мужские духи Cartier «Pasha Cartier» (1992), «Must Cartier Pour Homme» (2000), а также классические женские духи Cartier «Panthere» (1986) и «So Pretty» (1995).

Сегодня парфюмерия Cartier объединила традиционно ответственный подход к созданию каждого аромата с последними достижениями научно-технического прогресса. Новые духи Cartier ни в чем не уступают «классике жанра», которую бренд выпустил в 80-х - 90-х годах.

Cartier - французская компания, которая разрабатывает, производит, распространяет и продает ювелирные изделия и часы. Принадлежит швейцарской компании Compagnie Financière Richemont SA.

Началось все в 1819 году, когда в семье скромного хозяина мастерской, выпускавшей рожки для пороха, родился мальчик — Луи-Франсуа Картье. Ребенок довольно рано проявил способности к изобразительному искусству, и отец отдал его в ученики к парижскому ювелиру Адольфу Пикару. Мама Луи-Франсуа была против. Она считала, что порох более надежная с точки зрения маркетинга вещь, чем золото. Порох нужен всегда и всем, а золото — только королям, и то в ограниченном количестве.

В 1847 году молодой художник Луи-Франсуа Картье выкупил у своего учителя мастерскую и решил работать только по частным заказам. Дела шли таким образом, что уже через шесть лет Луи-Франсуа открыл в Париже новую мастерскую на улице Нев-де-Пети-Шан, неподалеку от Биржи и Пале-Рояля…

Во Франции было немало хороших ювелиров, но именно Луи-Франсуа Картье выпала счастливая звезда. Не прошло и двух недель после открытия лавочки, как туда заглянула изящная, сильно напудренная и хорошо пахнущая дама. Она долго рассматривала золотые безделицы, закатывала глазки, вздыхала — и наконец купила три брошки. Это был успех! Он только потом узнал, что дама была графиней Ньеверкерк, супругой суперинтенданта по изящным искусствам при дворе Наполеона III и ближайшей подругой принцессы Матильды, племянницы Наполеона Бонапарта, а по мужу княгини Демидовой.

За три года графиня Ньеверкерк, княгиня Демидова и еще одна их приятельница — императрица Евгения, супруга Наполеона III, — приобрели у Луи-Франсуа Картье в общей сложности около ста пятидесяти изделий и были вполне счастливы этим обстоятельством. Они рекомендовали открытого ими ювелира всем своим друзьям и знакомым. И они не боялись увидеть такую же, как у себя, брошь на груди у подруги или соперницы: Луи-Франсуа Картье не халтурил. Он творил, и он не повторялся. Слава Картье (и состояние) росли, как на дрожжах.

Это был заслуженный и закономерный поворот — Луи-Франсуа был настоящим художником. Он экспериментировал, искал новые формы, сочетая древнейшие традиции ювелирного искусства с веяниями современной моды. Бриллиантовые бабочки запорхали в волосах важных дам, таинственные скарабеи засияли на воротничках вельмож, скорпионы украсили собой атласные туалеты — это было до той поры неслыханно, никто раньше и предположить не мог, что животные и насекомые могут быть так изящны, что будут допущены в самый высший свет. Да-да, до Луи-Франсуа Картье использовать животных и насекомых в ювелирном деле было моветоном, однозначно. Но он увидел: это может быть красиво. И он сделал это красиво. Вслед за ним увидели это все.

Именно Луи-Франсуа Картье (первый во всем мире!) стал использовать платину, а до него все довольствовались золотом и серебром. А ведь платина прочнее других металлов и способна выдержать большее количество драгоценных камней. А чем больше драгоценных камней, тем это волнительней, тем выше вздымается грудь счастливой их обладательницы и тем эта грудь желанней. Простая закономерность, но именно он ее открыл, и именно его княгини, герцогини и императрицы считали виновным в своем успехе у противоположного пола. О чем еще он мог мечтать?

Вместе с Луи-Франсуа работал его сын, Альфред. В 1898 году он открывает салон-мастерскую на знаменитой парижской улице де ла Пэ, на которой сосредоточены все самые шикарные магазины французской столицы. У Альфреда тоже подрастали сыновья. Старшего, самого талантливого, Луи-Жозефа или просто Луи — да, так его все и звали — отец берет в семейное дело на правах партнера. Луи тогда было всего двадцать три года. И он не подвел отца, подняв реноме фирмы на еще более высокий уровень. Особый шик, особая аура изделий от Картье — это во многом заслуга именно Луи. Луи не любил стиля модерн, ставшего на рубеже веков почти всеобщим. Он предлагал своим клиентам украшения, стилизованные под «век осьмнадцатый», и сумел-таки переломить капризную моду. Изделия фирмы, особенно в стиле Guirlande (когда бриллианты скомпонованы так, что креплений практически не видно) пользовались колоссальным спросом.

В 1904 году Картье получил статус официального поставщика британского короля Эдуарда VII. В том же году Картье получил еще одно назначение в качестве поставщика для короля Испании Альфронсо XIII.

Картье всегда были внимательны к чужому опыту, умели учиться у других. Известно, например, что искусство эмали Луи Картье осваивал по работам знаменитого Карла Фаберже. Картье и Фаберже в некотором роде были соперниками.

В 1907 году Картье устроил свою выставку в Санкт-Петербурге, и хотя бутик-мастерская в России так и не открылась, французский ювелир получил официальный заказ от Николая II и стал официальным поставщиком царского двора.

В 1908 году открывается нью-йоркский филиал фирмы. Возглавил его Пьер Картье, самый младший представитель третьего поколения славной династии.

В 1910 году регистрируется торговая марка Cartier — тот самый знаменитый вензель из переплетенных «С». Умение и желание потакать изысканным капризам самых утонченных дам мира не помешали созданию фирмой первого образца наручных часов для пилотов (это произошло в 1906 году).

В 1910 году Cartier перевернула мир часовых форм. Именно тогда появились первые часы в прямоугольном корпусе. Несколько позже среди моделей Cartier появились часы, которые показывали время в Лондоне, Париже и Нью-Йорке — в тех городах, где находились штаб-квартиры Cartier.

В 1917 Cartier создает легендарную модель часов Tank, дизайн которых напоминает английский танк времен Первой мировой войны. В 1918 в благодарность за освобождение Франции американскими войсками часы были подарены американским командирам (в том числе генералу Джону Першингу). Модель Tank до сих пор в продаже в первозданном виде.

Стратегия фирмы и ее стиль постепенно меняются. Первая мировая война, затем великая депрессия 1929 года и вторая мировая война коренным образом изменили общество. Аристократию вытесняют бизнесмены, которых привлекают вещи дорогие, престижные, но при этом удобные. Продукция «Картье» становится более функциональной. Авторучки, часы, зажигалки, изготовленные из дорогих материалов, выпускаются в массовую продажу (хотя понятие «массовости» вообще-то не очень применимо к продукции «Картье»).

В 1945 году президентом фирмы, которая теперь называется Cartier International, становится Пьер Картье. В 50-е годы разрабатываются модели часов овальной формы Baignoires (впервые такая форма была предложена в 1912г.) В последующие десятилетия фирма «Картье» выпустила в свет еще немало прекрасных моделей часов: Reverso, Ceintures, Crash Watches.

В 1962 году после смерти братьев Картье компания была разделена на три части и продана собственникам в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Спустя 10 лет компания была снова объединена.

В 1972 году Ален-Доминик Перрен, один из руководителей фирмы, блестяще перестраивает дистрибьюторскую политику и создает новое направление, получившее название Must. Изделия от «Картье», за исключение ювелирных украшений, отныне продаются не только в фирменных салонах, но и в специальных отделах дорогих магазинов. Разрабатывается новая продукция — сумки, ремни, платки и т.д. Это позволило значительно расширить клиентуру, и в скором времени доход достиг трети общего дохода фирмы.

С 1972 года Картье начинает массовое производство часов в Швейцарии на приобретенном часовом предприятии.

В 1972 году группа инвесторов во главе с Джозефом Кануи купила компанию Cartier Paris. В 1974 и 1976 годах, соответственно, эта же группа инвесторов выкупила компании Cartier London и Cartier New York. В 1979 году интересы Cartier были объединены в одну компанию.

В 1981 г. «Картье» начинает наступление на парфюмерный рынок и выпускает духи Must, затем в 1987 — Pantere, в 1995 — So Pretty. Но, разумеется, Картье остается «королем ювелиров».

В 1982 году появляется новый стиль от «Картье» — Nouvelle Joallerie, то есть «новое ювелирное искусство». В основе — все та же стилизованная, изысканная классика, умелое сочетание традиционных классических форм и современного дизайна, но без эпатажной геометричности и «модерновости».

В 1993 году Cartier вошла в концерн Richemond — лидирующую группу компаний, занимающихся производством товаров роскоши. Надо сказать, что сейчас Cartier — это не одна компания, даже не три отделения. Cartier объединяет 14 компаний, каждая из которых отвечает за производство отдельных товаров — часов, ювелирных изделий, аксессуаров. Их объединяет не только имя — все, что выпускается под маркой Cartier, носит на себе печать роскоши, особого флера богатства и могущества. Перед красотой своих изделий не может устоять и сама фирма — сейчас она планомерно выкупает свои шедевры, символизирующие тот или иной этап своего развития.

Многие прекрасно знают значок, состоящий из двух оригинально переплетенных между собой букв «С».

Это ничто иное, как товарный знак знаменитой компании Cartier, давнего законодателя всемирной моды.

Бренд обоснованно считается революционным дизайнерским шагом в ювелирном мастерстве. Масса бутиков в 125 странах радуют покупателей такими эксклюзивными изящными предметами, как ювелирные линии, часы и ароматы.

Из истории бренда

Бренд Cartier имеет за своей спиной полуторастолетнюю историю. В начале девятнадцатого века у небогатого владельца лавки по производству пороховых рожков, по фамилии Картье, появился сын, которому дали имя Луи-Франсуа.

В раннем возрасте мальчик проявил недюжинный талант в творчестве и был определен учеником парижского ювелира Пикара Адольфа.

Матушка оказалась категорической противницей этой идеи, ведь по ее мнению, занятие порохом намного прибыльнее, нежели работа с золотом. Ведь в порохе заинтересованы все вокруг, изделия же из золота — удел кучки богатой знати.

Талант плюс удача

Луи-Франсуа быстро освоил ювелирное ремесло. К началу 1847 года юный подмастерье сумел выкупить у Пикара маленькое помещение и сам стал принимать заказы.

Благодаря таланту, он довольно быстро раскрутился, и к 1853-му году заимел ювелирную лавку на парижской улице под названием Нев де-Пети-Шан рядом с Биржей.

Конечно, Франция не страдала недостатком классных ювелиров, но юному Картье несказанно везло. Спустя полмесяца, как он открылся, в мастерскую зашла эффектная знатная мадам, источающая приятный аромат. Подолгу рассматривая поделки из золота, она громко восхищалась увиденным и прикупила несколько брошек.

Так удача улыбнулась юному дарованию. Покупательницей была мадам Ньеверкерк, графиня, жена интенданта двора императора.

Ее лучшей приятельницей оказалась княгиня, приходящаяся племянницей Бонапарту, по фамилии мужа — Демидова.

За два с небольшим года княгиней Демидовой, мадам Ньеверкерк и императрицей Евгенией, второй половиной здравствующего императора, было приобретено более полутора сотен ювелирных вещичек.

По их рекомендациям в лавку Картье устремились все знакомые. У них появлялась уверенность, что не придется увидеть подобный ювелирный шедевр во время аристократического бала на наряде своей знакомой или приятельницы, потому что Луи Картье никогда повторялся. Любое новое его творение всегда отличалось от прежнего.

Новый поворот

Художник стремился к свежим формам, смешивая древние ювелирные традиции с модными направлениями.

Прически знатных особ заполнились бабочками из бриллиантов, подворотнички господ украшались жуками-скарабеями, по шелковым туалетам женщин ползали блестящие скорпионы — подобные новшества казались непривычны для глаз общества.


Только Картье пришла мысль проторить в ювелирное дело дорогу для насекомых и животных. Он умудрился рассмотреть в этом истинную красоту, воссоздал ее в своих творениях и заставил других поражаться созданному изяществу.

Первым среди мировых ювелирных мастеров, Луи Картье начал использовать платину. До этого, мастера применяли только серебро и золото.


По прочности платина значительно превосходила эти материалы и выдерживала гораздо большую массу драгкамней. А ведь именно на количество блестящих дорогих камушков обращали внимание богатые клиентки.

Ювелир открыл простую закономерность — у все герцогинь, княгинь и императриц в голове заложена мысль — чем обильнее грудь усыпана драгоценностями, тем привлекательнее она для мужского пола.

Молодая смена

В работу Луи-Франсуа постепенно вникал его отпрыск по имени Альфред, который уже в 1898 году обрадовал парижан открытием салона в центре широко известного проспекта Ла-Пэ. Здесь были сосредоточены шикарнейшие столичные магазины.

Дети Альфреда подхватили дело отца и деда. Своего наиболее перспективного первенца Луи-Жозефа, он взял в семейный бизнес в качестве равноправного партнера.

Луи-Жозефу, которого все просто называли Луи, удалось поднять реноме торговой марки на очередной уровень, хотя его возраст не превышал двадцати трех лет.

Украшения от Картье стали обладать особой аурой и шиком как раз в период его плодотворной деятельности. Мастер недолюбливал стиль модерн, заполонивший все в начале девятнадцатого века.

Луи Картье реализовывал своей клиентуре изделия стилизованные под старину, ему удалось поменять направление капризной моды.


У его фирменных работ, в частности, в стиле Guirlande (в котором у бриллиантов такая компоновка, что крепления их вообще не видно), постоянно был невиданный спрос по всей стране.

Всемирное признание

Принцем Уэльским в начале 1902 г. была приобретена у Картье корона, которая украшала голову Эдуарда VII при его возведении на трон.

Луи Картье умело перенимал чужой опыт. К примеру, искусство эмали он освоил, изучая работы великого Фаберже. Луи Картье был своеобразным соперником Карла.

В 1907 он показал в Петербурге выставку своих украшений, и пусть бутика-мастерской открыть в России не получилось, император Николай II дал ему несколько официальных заказов. С этого времени Картье превратился в поставщика ювелирных ценностей для российской высшей знати.

До Америки фирма Картье добралась в конце 1908 года, когда в Нью-Йорке Пьер открыл представительство компании. Он представлял уже третье поколение знаменитой ювелирной семьи. 1910 стал годом регистрации прославленного вензеля, где изящно сплетены две заглавные «С».

В 1906 фирмой впервые создан образчик ручных часов для использования летчиками, и с этим связана интересная история. Сначала на суд мировой общественности были представлены усыпанные драгоценностями женские часики. Однако, они не прижились, так как в то время в моде были длинные рукава и перчатки.

Выручил Луи его приятель — авиатор Альберто С. Дюмон, который заказал часы для себя. С того момента часы Картье стали широко известны по всему миру.


В десятом году Картье удалось совершить переворот в мире часовых механизмов, поместив часы в прямоугольный корпус. Чуть позднее на часах некоторых моделей стало показываться лондонское, нью-йоркское и парижское время, где дислоцировались штаб-квартиры фирмы.

К концу 1919 г. выпущены тоненькие ручные часы «Танк» .


Так были увековечены танки американцев, воевавших в начале века на французской земле.
Эта модель часов популярна и по сей день.

Смена стратегии

Последующая стратегия компании стала видоизменяться. Первая половина двадцатого века полностью изменила мировоззрение общества. Аристократы постепенно вытеснялись богатыми бизнесменами, а последних интересовала не только дороговизна и престижность предметов, но и функциональность.

Компания переквалифицировалась на выпуск авторучек, зажигалок и часов для массового покупателя. Тем не менее ювелирное искусство не забывалось. В начале 1914-го появилось на свет изображение пантеры — ставшей символом Картье.

Позже, ценители ювелирного мастерства стали свидетелями создания одноименной коллекции.


Небесно-изумрудные глазки изящной фигурки грациозного грозного хищника смотрят на нас с браслетов, колец, кулонов на цепочках и даже с запонок и ручек.

В 1925 году компанией разработана необычная форма знаменитого кольца «trinity», получившего всемирную славу.


В его дизайн входит белое, желтое и розовое кольца, олицетворяющие преданность, дружбу и любовь.


В дальнейшем, на базе этого тройного кольца был создан комплект «trinity», в который входят подвеска, браслет и кольцо.

Дальнейшее развитие

В 1945-том компания переименовалась в «Cartier International», ей стал руководить Пьер Картье. К пятидесятым выпущены часы «Baignoires», имеющие форму овала. Позже, в шестидесятых, компания произвела несколько престижных марок часовых изделий «Crash Watches», «Ceintures», «Reverso».


К тому периоду фирма выросла из семейных рамок. В ее руководство вошел Ален Перрен, который придал дистрибьюторской политике свежее дыхание. По его рекомендации продукцию стали продавать наряду с фирменными салонами, в специализированных местах богатых супермаркетах.

Под это направление, названное «Must», компания стала выпускать новые товары. Магазины оказались завалены ремнями, сумками, платками от Картье, что позволило завоевать большой пласт покупателей. В результате прибыль этого направления стала равна третей части доходов всей компании.

Образование концерна

С 1979 года все филиалы компании объединились в концерн, который стал называться «Cartier World».

Через пару лет им выпущены духи «Must», в 1987-м произведены духи «Pantere», а в 1994-м — линия «So Pretty».

Несмотря на новые направления, главным оставалась ювелирное дело. 1982-й год ознаменовался появлением направления «Nouvelle Joallerie».

В нем изысканно сочетались стилизованные классические традиции и современнейший дизайн, без всякой вычурности. С 1993 г. компания Картье слилась с концерном Richemond, производящим товары роскоши.

Картье сегодня

Сегодня в Cartier входит четырнадцать структур, производящих часы, ювелирку и аксессуары. Все товары марки Картье отличается особой роскошью и флером престижности.

В 2003 году брендом выпущена ювелирная линия «Поцелуй дракона». У нее явно просматриваются китайские традиции. Античному стилю «Дракона» приписывают благоденствие, богатство и удачу.


Ежедневно из нью-йоркской штаб-квартиры Картье на «Пятой Авеню» ведется координация четырьмя брендовыми бутиками и двумя сотнями магазинов.

На слуху у истинных ценителей такие ювелирные коллекции, как: LOVE, Amulette de Cartier, Trinity de Cartier, Juste un Clou.


В драгоценностях от Картье любая представительница женского пола всегда ощущает себя царицей.

Ювелирным Домом Cartier предоставлена возможность каждой клиентке изменять внешний облик украшений:

  • прибавлять или, наоборот, убавлять определенные мелкие части у драгоценных украшений;
  • делать клипсы из кулона либо брошки.

Компания с момента создания регулярно занимается переработкой принятых канонов красоты и элегантности. Ежедневно мастера-виртуозы от Картье перевоплощают драгметаллы и камни в подлинные произведения искусств.

Уникальные украшения

Многие годы считалось, что ювелирным украшениям Cartier место только на одежде императорской семьи и высшей знати. У драгоценностей этого бренда существует какая-то аура, которая подчеркивает особую статусность их обладателя.

Кольца

Любое кольцо Картье, это не только красивая вещь из драгкамней и драгметалла, а настоящий миниатюрный ювелирный шедевр.


Каждое кольцо, подобно другим изделиям Картье находится в ярко-красном кожаном футлярчике, прошитом ниткой из золота.

Талантливейшим ювелирам фирмы регулярно удается отыскивать свежее видение дизайна украшений, новые способы обработки драгкамней и других деталей. Они действительно представляют истинных новаторов в своем деле, создавая уникальные вещи.

Существует легенда о том, как родилось знакомое многим кольцо Trinity Cartier . Известный философ, художник, поэт и драматург Жан Кокто в начале двадцать четвертого года сделал Картье заказ.


Этот талантливый художник считал, что кольцо имеет большую значимость как у мужчин, так и у женщин. У него была богатейшая фантазия, а мечтал он о необычном кольце, одновременно простом и в то же время, изящно уникальном.

Картье сложил воедино оба этих принципа, и создал трехзвенное изделие, которое сейчас является классическим для этого бренда. Три переплетенных воедино кольца говорят о дружбе, верности и любви.


Для каждого из звеньев используется отдельный металл (платина, желтое и розовое золото), в соответствии с вышеперечисленными чувствами. Жан Кокто ассоциировал это кольцо с «абсолютной любовью». Согласно легенде, именно таким было рождение уникального и простого кольца Картье.

Чуть позже в линию Trinity вошли и другие ювелирные произведения, например,
браслеты с таким же дизайном.


В истории человечества, уникальными ювелирными кольцами Картье, соединялись многие счастливые половинки. Их дарили в знак признания любви, с их помощью выражали чувства. Некоторые кольца Картье постоянно овеяны множеством легенд и волнительных историй.

Так, подобная романтичная легенда превратилась в историю любви актрисы и модели Келли Грейс, гостя кинофорума в Каннах в пятьдесят пятом году прошлого века.


Вскоре после кинофестиваля Грейс участвовала в Монакском показе, где встретилась с князем Ренье третьим, и сразу между ними вспыхнула страстная любовь.

В конце 56-го во время состоявшейся помолвки на руке Грейс появилось кольцо от Картье, на котором красовались бриллианты весом более двенадцати карат.


Невероятное изящество и красота кольца обусловлены присутствием в центре бриллианта, имеющего оригинальную огранку и наличием платиновой оправы, на которой красуются два бриллиантика, ограненные багетом. Эта пара камешков придает основному камню гораздо большую восхитительность.

Грейс Келли постоянно носит это кольцо. Даже участвуя в кинофильмах, она не снимает его.


Все могли увидеть этот княжеский дар на ее пальце на презентации фильма «Высшее общество», режиссера Чарльза Уолтерса.

Домом Картье сегодня представлен целым букетом линий обручальных колец, это классика, Cartier d’Amour, с гравировкой, Solitaire 1895, Trinity Ruban, Ballerine и другие.

Браслеты

Браслеты Дома Картье поистине являются культовыми. Внешне простые и в то же время эксклюзивно шикарные, эти аксессуары давно и заслуженно пользуются любовью во всех странах света.

В начале 1969 года на нью-йоркской выставке дизайнером Альдо Чипулло презентован браслет Cartier Love, являющийся символом слияния двух любящих сердец.


Это внешне простая модель не имеет аналогов в мире. В дизайне Cartier Love, просматриваются Средневековые пояса, символизирующие целомудрие и верность.

Украшения этой линии можно увидеть на Монике Белучи, Кристене Стюарт, Джессике Альбе и многих других общеизвестных личностях.

Особенностью этих браслетов является то, что в комплект входит маленькая отверточка, которой открывается и закрывается это ювелирное изделие.


Поверхность Cartier Love задекорирована винтиками под нее, а также россыпью бриллиантов и фианитов. Закрыть браслет на собственной руке невозможно, обязательно нужно, чтобы его привинтила вторая половинка, у которой и хранится в дальнейшем ключик.

Браслет выполнен как два полукруга соединенных вместе, символизирующих бесконечную преданность друг другу.

Многие голливудские звезды стремятся стать обладателями несколько видоизмененного браслета, который представляет собой шелковый шнурок, обнимающий запястье, с надписью LOVE, выполненной на небольшом золотом колечке.


После каждого такого купленного браслета Дом Картье делает перечисление ста пятидесяти долларов в благотворительные организации.

Компания тщательно следит за качеством реализуемой продукции, которая расфасована в эксклюзивные коробочки, имеющих фирменный логотип. Каждое изделие имеет соответствующий сертификат.

Приобретая наручный браслет Cartier Love, следует помнить, что цена его никак не может быть ниже 1000 долларов. Все остальное подделки.

Серьги

Серьгам Cartier всегда была присуща непредсказуемость формы. Стиль Картье, это простота и естественность, поэтому сережки изготовляются из платины, а также белого и желтого золота.


Драгоценные камни обычно не используются, разве только в украшениях из небольших нежных бриллиантов или жемчужин.

Иногда на привлекательных серьгах Cartier можно увидеть окрашенную разноцветную эмаль. Они уместны и для повседневной носки, и для посещения торжеств.


Когда у кого-либо возникает желание поразить возлюбленную дорогим эксклюзивным подарком, нет ничего более достойного, чем изящные ювелирные украшения Дома Картье. Любое из них поможет выразить вашу безупречную преданность и бесконечную любовь.

– величайший бренд ювелирных украшений и различных предметов роскоши родом из Франции. Помимо этого лейбл специализируется на производстве элитного парфюма. Разнообразность производимой продукции заставляет почувствовать величие и масштабность драгоценного мира искусств. Дальше в статье вы сможете заглянуть почти в каждый раздел и узнать то, что только можно узнать про этот удивительный и необозримый глазом мир.

История создания бренда Cartier (Картье)

Создатель бренда - Луи-Франсуа Картье – искусный ювелир, который оставил следующим поколениям огромный потенциал для развития и продвижения дела. Он родился в небогатой семье (дело обстояло в девятнадцатом веке), которая проживала в скромном районе Франции. Его отец занимался изготовлением и продажей рожков для пороха и имел собственный небольшой магазинчик. Еще мальчиком Луи-Франсуа проявил огромное стремление к искусству. Отец, видя тягу и увлечения своего сына, решил отдать его учиться ювелирному делу к очень хорошему мастеру по золоту - Адольфу Пикару. Дела у них обстояли «не очень» и по этому, мать Луи была против этого спонтанного решения. По ее словам прибыльней заниматься порохом, ежели золотом, и вся эта учеба - пустая трата времени. Несмотря на все сомнения Луи выучился ювелирному делу и в 1847 году (тогда ему уже было 28 лет) выкупил мастерскую у своего же мастера и стал зарабатывать производством украшений. Первый шаг к успеху заключался в том, что молодой мастер не повторял соседних ювелиров, а создавал новые формы, виды, и даже изделия сам. Он первый кто придумал использовать в ювелирном деле платину. По его экспериментам было выяснено, что именно и только на платине могло удержаться огромное количество драгоценных камней. Луи – Франсуа первый стал делать свои изделия «с насекомых». На его прилавках появлялись бабочки, жучки, скорпионы. Никто тогда даже не задумывался о том, как мог бы привлекательно выглядеть мотылёк в волосах девушки. Вскоре, Луи переносит свой магазинчик на более оживленную улицу - Нев-де-Пети-Шан, совсем рядом с Биржи и Пале-Рояля. Процветание лавки Луи пришло не только из-за одного этого. Однажды ему по счастливой случайности заглянула графиня Ньеверкерк - супруга известного суперинтенданта по изящным искусствам. Она купила у него целых три золотые брошки! Но на этом его успех не заканчивается. Мало того, что она купила чуть ли не самые дорогие его изделия, так она рассказала про него почти всем своим знакомым, а в числе них были: принцесса Матильда(которая являлась племянницей Наполеона Банопарта), императрица Евгения и многие другие высокопоставленные лица. Представьте, только за три года эти три подруги приобрели у начинающего ювелира более двухсот изделий ручной работы! Что ж, и все это не случайно, а очень даже по заслугам. Луи-Франсуа был выдающимся художником. Никто не мог сравниться с его мастерством, никто лучше него не могу создавать новые формы, в сочетании с древними традициями и новыми тенденциями моды. Шли года, и его дело начинало принимать величественные обороты. В 1898 году Луи вместе с сыном Альфредом, у которого были тоже уже свои сыновья: Луи-Жозеф, Пьер, и маленький Жак, открыли магазин на центральной парижской улице де ла Пэ. После смерти Луи - Франсуа дело перешло не его сыну, а внуку – Луи-Жозефу – самому талантливому из всех. Это произошло когда ему было всего 23 года. Луи младший никого не подвел, ни отца, ни дедушку, и вскоре после перехода лавки в его руки семейный бизнес приобрел более высокий уровень. Луи создал новый стиль, изделия которого имели огромный спрос у клиентов. Луи продвигал свой бизнес и уже в 1907 году он открыл еще несколько магазинов, в том числе и в Санкт-Петербурге. Год спустя открывается еще один магазин, теперь уже в Нью – Йорке, главенствующую роль которой взял на себя Пьер Картье. Сам же Пьер через два года предлагает сделать логотип их компании. Предложенная идея была принята со всех сторон. Переплетенные две буквы «C», которые нам так знакомы не понаслышке, появились в 1910 году. Позже Картье стали выпускать часы самых необычных форм. Так в 1906 году были выпущены уникальные наручные часы специально для машинистов самолета, а в 1919 году потрясающе тонкие часы «танк».

Бренд Cartier (Картье) в наши дни

Сейчас это одна из самых известнейших марок мира, прославленная производством неповторимых и потрясающих ювелирных изделий. С 1964 года бизнесом перестала управлять династия Картье. Известно, что двоюродные братья и сестра (Жан-Жак Картье, Клод Картье и Марионн Кладель) приняли это решение после смерти Пьера Картье. Во главе бренда стал Алан Доминик Перрин. Но вскоре фирму выкупила богатая семья Руперт которая до сих пор владеет ей. Со второй половины XX века прилавок пополнила новая продукция, в том числе и духи. Сейчас наиболее известные под названиями «So Pretty», «Panthere De Cartier» и «eau de Cartier».

О создателе бренда Cartier (Картье)

Луи-Франсуа Картье появился на свет в 1819 году, а умер в 1904 году. Всю свою жизнь он посвятил воплощению своей мечты. Он отдавался своему делу «без остатка». Благодаря его трудам и начинаниям сейчас мы можем пользоваться такой качественной и изысканной, неповторимой продукцией величайшей марки «Cartier».

12 сентября 2009, 13:09

Грандиозная история одного из лучших ювелирных домов всех времен началась с небольшой частной мастерской в Париже. Луи-Франсуа Картье купил ее у своего учителя Адольфа Пикарда в 1847 году, чтобы работать над заказами частных клиентов. Эпоха правления Наполеона III, который старался после эпохи войн и волнений вернуть Парижу былое величие. Балы, приемы и праздники делают светскую и придворную жизнь яркой и разнообразной, и это способствует расширению ювелирного бизнеса. Картье процветает благодаря покровительству принцессы Матильды, двоюродной сестры императора и племянницы Наполеона I. Благоволит ювелиру и блистательная императрица Евгения, которая зазывает у него серебряный сервиз.
Бутик Cartier в Париже на Rue de la Paix, 13 Желая сделать свой бизнес семейным, Луи-Франсуа Картье обучает профессии своего сына Альфреда, который в свое время передает ювелирное дело трем своим сыновьям - Луи-Жозефу, Пьер-Камиллу, и Жак-Теодулю. Братья выводят бизнес на поистине интернациональный уровень. Пьер-Камиль едет в Россию, чтобы составить конкуренцию Питеру Карлу Фаберже, также он развивает более тесные отношения с клиентами из мира финансов и промышленности Соединенных Штатов, включая Рокфеллеров, Вандербильтов, Гоулдсов и Фордов.
Альфред Картье с сыновьями
Пьер Картье во время путешествия в Россию Жак едет из Лондона в страны Персидского залива на поиски прекраснейших жемчужин. Он также совершает поездку по Индии и убеждает многих махараджей заменить оправы своих разноцветных драгоценных камней на платиновые, изготовленные в студиях Лондона и Парижа по эскизам Картье. В Париже Луи формирует клиентуру из числа русских аристократов и организует множество визитов и выставок в Санкт-Петербурге. Благодаря использованию платины он возродил и довел до совершенства стиль «Guirlande», популярный в эпоху Людовика XVI. Для возрождения этой революционной технологии потребовалось около 50 лет исследований и экспериментов. Элизабет, королева Бельгии, в украшениях Cartier, 1910 год Супруга султана Ага-Мухаммеда-хан III,1935 год Барбара Хаттон в тиаре Cartier, 1947 год Таким образов представители третьего поколения династии Картье становятся самыми знаменитыми ювелирами во всем мире . Принц Уэльский, позже ставший королем Эдуардом VII, называет Cartier «ювелиром королей, королем ювелиров» . И это не преувеличение, ведь в это время Картье поступают заказы от представителей монархических дворов Великобритании, Франции, Испании, Португалии, России, Таиланда, Греции, Сербии, Бельгии, Италии, Румынии, Египта и Албании. Эта фраза стала своеобразным негласным девизом ювелирного дома. Так теперь называются все крупные выставки «Коллекции Картье».
Платиновая диадема, 1905 год Брошь”Узел” из платины, золота, алмазов 1906
Кольцо Химера, 1928 год
Брошь в стиле ар-деко, 1909 год В Пекине открылась грандиозная выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings». Выставка будет проходить в Императорском дворце Запретного города Пекина с 5 сентября по 22 ноября . На нынешний день «Коллекцию Картье» составляют более 1350 предметов. На выставке в Пекине будет представлено 350 из предметов, и, тем не менее, эта экспозиция станет самой большой за всю историю Cartier. Среди экспонатов - ювелирные украшения, декорированные шкатулки и портсигары, письменные принадлежности, дамские нессесеры, а также знаменитые настольные «часы с секретом», стрелки которых вращаются в хрустале без всякой видимой связи. Выкупленные Картье у частных лиц и на аукционах, эти вещи в свое время принадлежали известным личностям и общественным деятелям, и каждая из них имеет свою историю. Поэтому «Коллекция Картье» дает представление не только об отдельном человеке, но и о стиле жизни в различное время вплоть до наших дней.

Экспозиция с 350 предметами, созданными в период с 1850 по 1970 год, Cartier продолжает свое путешествие по мегаполисам планеты. Это самое главное в мире драгоценное турне стартовало еще в 1989 году, когда музейное собрание Cartier (а его начал комплектовать в 1973-м тогдашний президент Cartier Paris Роберт Хок) уже достаточно разрослось, чтобы быть наконец представленным широкой публике. В 1989-м выставка Cartier состоялась в парижском Petit Palais, а затем отправилась в Санкт-Петербург (1992), Токио (1995), Лозанну (1996), Нью-Йорк (1997), Лондон (1997), Мехико (1999), Чикаго (1999), Берлин (2002), Милан (2003), Шанхай (2004), Киото (2004), Сингапур (2006), Москву (2007), Сеул и Токио (обе - в 2009).
Директор по культурному наследию Cartier Пьер Райнеро перед началом выставки особо отметил интерес Картье к искусству Китая: «Материалы, дизайн, символика, сказки и божества, рожденные в Китае, завораживали Картье. Он использовал их не столько для того, чтобы повторить столь популярную французскую версию китайского искусства, сколько ради их внутренней красоты. Таким образом, подход Картье к Китаю – это подход стилиста и ювелира, который старается передать смысл». Выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings», Императорский дворец Запретного города Пекина, 5 сентября - 22 ноября 100 лет Cartier в Нью-Йорке "Это был человек большого прагматического ума, рожденный для того, чтобы стать бизнесменом" - так пишет о Пьере исследователь Cartier историк Ханс Надельхоффер.
Счастье и успех семьи Картье были связаны с этой троицей. Старший брат Луи (1875-1942), рисовальщик, аристократ по духу, женатый на венгерской княжне, возглавил отделение Cartier в Париже. Жак (1884-1942), историк искусств, коллекционер, по настоянию отца выбрал Лондон. А средний Пьер (1878-1965), мечтавший в юности о карьере посла, отправился за океан. Войти в круги высшего общества Америки было совсем не просто, но Пьеру удалось: он женился на дочери крупного магната из штата Миссури Эльме Рамзей. Пьер Картье открыл в 1909 году первый американский магазин Cartier - на Пятой авеню Нью-Йорка . Драгоценности и часы французского дома не были новинками для американской публики. Состоятельные американцы впервые стали клиентами французских домов роскоши еще в середине 1870-х годов: после падения Второй империи средств на покупку предметов роскоши у европейской аристократии и бизнеса не было. Спасали американцы и русские. К 1909 году Cartier в Новом Свете знали и любили. Между тем были и свои особенности в работе "посольств Cartier". Братья Картье знали, что каждая страна имеет собственные художественные пристрастия, вкусы. Поэтому братья выбрали хитрый ход - производство украшений, часов, предметов интерьера, которые маркировались не просто общим логотипом Cartier, а именовались Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. У каждого отделения Cartier был собственный посол, известная персона, служившая проводником, Вергилием, помогавшим клиентам понять философию марки и в конечном счете сделать ценный покупательский взнос. В Париже таким "послом" была Жанна Туссен, светская дама, подруга Кокто и Шанель, муза Луи Картье, возглавившая после его смерти в 1942 году арт-отдел парижского отделения. Лондонскому отделению помогал знаменитый французский денди Бони де Кастельян. Однако американскому отделу требовался человек более прагматичный, чем ловкий денди и роковая гранд-дама. Друг Пьера Картье сын антикварного дилера Жюль Глензер, обладатель, как тогда шутили, самой толстой записной книжки в США с адресами и телефонами олигархов, банкиров, индустриальных магнатов, голливудских звезд и политиков, и вывел американское отделение Cartier в "большой свет", сделав французской дом трендсеттером гламурной жизни. 1930-е, великая коктейльная эпоха, "золотой век Голливуда", стали для Cartier New York временем огромных продаж и больших художественных открытый. Причем добиться таких успехов Cartier было непросто: на этом рынке были и свои национальные игроки, прежде всего Tiffany & Co. и Harry Winston. Конечно, осложняли жизнь дома Mauboussin и Van Cleef & Arpels. Пьер Картье прожил жизнь более длинную, чем его родные братья. В конце 1940-х он передал дела племяннику, сыну Луи Клоду, а сам вернулся в Париж, чтобы встать во главе Cartier Paris. Он умер в 1965-м, и после его смерти семейный дом Cartier был распродан по частям: отдельно друг от друга существовали Paris, London, New York. Собрать отделения вместе удалось в 1972-м. Сегодня Cartier - это гигантская международная бизнес-империя, стоящая, впрочем, на старых трех китах - Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier
Cartier привез в Америку передовое французское ювелирное искусство Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier Глория Свенсон с браслетами Cartier, 1930
Украшение для прически, Cartier New York, начало 1910-х ELLE Россия, Коммерсантъ