Предательство… От этого слова холодеет в груди. Сразу вспоминается предательство Иуды, а потом ещё много других: исторических и личных. Наверное, мало кому повезло вообще не иметь личного опыта в этом вопросе. Большинство из нас либо сами предавали, пусть ненароком, случайно, по стечению обстоятельств, либо ощущали боль от предательства ближних, окружающих - тех, от кого зависела если не жизнь, то бытование.

Трудно оказаться в роли преданного, но ещё труднее - в роли предателя. И, порой, мы даже не отдаём себе отчёта в том, что это уже случилось…

О предательстве мы беседуем со священником ФЕОДОРОМ ЛЮДОГОВСКИМ, преподавателем и клириком МДАиС.

- Давайте попробуем определить, что такое предательство.

Я бы сказал так: предательство происходит тогда, когда кто-то обманывает доверие другого человека, относясь к нему, вопреки категорическому императиву Канта, не как к цели, а как к средству.

- Каковы могут быть причины предательства?

Бывает по-разному. В наиболее острых и драматических ситуациях - это желание спасти себе жизнь, избавить себя от пыток (солдат, разведчик попал в плен; арестован член подпольной организации; христианина заставляют отречься от Христа - и т. п.). Иногда - гораздо более пошлое желание не создавать себе проблем (молодой человек закрутил роман с девушкой, а она - кто бы мог подумать! - забеременела; всё, дальше его дело - сторона). Часто это вопросы выгоды (деньги, карьера и т. п.). Бывают, конечно, и более экзотические случаи. Тут может быть и желание сделать всех счастливыми, не считаясь с чувствами и судьбами отдельных людей - в том числе самых близких; и чёрный цинизм (чем хуже - тем лучше); и азарт двойного, тройного агента…

Бывает ли предательство простительное и непростительное? Какое простительно и почему? Какое непростительно и почему?

Тут важна корректная постановка вопроса. Либо: всякое ли предательство, совершенное по отношению ко мне, я должен прощать? Либо: могу ли я рассчитывать, что любое предательство с моей стороны будет прощено? Симметрии здесь, пожалуй, нет.

Кроме того, важно, из какой системы ценностей мы исходим. Если из «общечеловеческой» (правда, я не уверен, что такая существует), то, вероятно, на оба вопроса ответ будет отрицательным. Ибо «по-человечески» понятно, что есть поступки, простить которые не достанет сил; что есть поступки, просить за которые прощения просто кощунственно. Но какие именно это поступки - тут многое зависит от конкретных людей, ситуаций, времени, места и т. д.

Но если мы исходим из евангельской этики, то ответ на первый вопрос будет: в идеале - да, потому что не зря же мы просим в молитве Господней: «прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим». А на второй: рассчитывать - нет, но надеяться - да. Ведь Христос уже искупил, уже простил все наши грехи - нам осталось лишь покаяться, т. е. перемениться внутренне.

Раскаявшийся предатель, которого мучает совесть, может ли найти утешение, если последствия его предательства неисправимы (например, в результате погиб друг)? В чём?

Для безрелигиозного, атеистического сознания мне трудно представить, каким могло бы быть это утешение. Разве что попытка убедить себя в том, что и я, и мой друг - всего лишь горстка атомов, не имеющая собственной воли. Но такие радикальные воззрения встречаются крайне редко. Поэтому обычный путь для предателя - цинизм, агрессия или, наоборот, апатия, желание забыться и т. д. Нередкий исход - самоубийство: прямое и быстрое или же растянутое во времени: алкоголь, наркотики и проч.

Если же человек религиозен, если (об этом мне проще говорить) он христианин, то утешение, думается, возможно. Друг погиб - это значит, что его нет в этом мире. Но его душа жива, и друг-предатель может приложить все усилия, положить всю жизнь на то, чтобы исходатайствовать спасение душе своего друга (и, что не менее важно, позаботиться о собственной душе), - и тогда есть надежда, что в вечной жизни они встретятся не врагами, но вновь друзьями. Ну и, разумеется, если у друга была семья - помогать этой семье (если, конечно, эта помощь будет принята).

- Предательство Петра и предательство Иуды - в чем разница?

Разница, во-первых, в причинах. Мы не знаем всех мотивов и мыслей Иуды, но очевидно, что деньги сыграли здесь существенную роль. Поступок Иуды был обдуман, спланирован и успешно осуществлён. Отречение же Петра имело причиной страх - в общем-то, извинительное чувство. С его стороны это было спонтанной реакцией на опасность. Осознав свой проступок, своё предательство, Пётр со свойственной ему эмоциональностью и порывистостью тут же раскаялся в нем.

Во-вторых, есть разница в дальнейшем поведении. Иуда, видя, какой оборот приняло дело (возможно, для него это было неожиданностью), «раскаявшись», как говорит Писание, вернул деньги первосвященникам и старейшинам со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную». Он осознал свой грех, но ему, судя по всему, даже не пришло в голову попросить прощения у Учителя. И, скорее всего, причиной тому был не страх ареста, пыток и казни (как это было с Петром): муки совести, которые он претерпевал, были значительно сильнее тех мучений, которые могли причинить ему палачи. Нет, он просто решил: «Такое не прощают». Конечный итог нам известен: Иуда покончил с собой.

Пётр, напротив, как будто не проявляет никаких внешних признаков раскаяния, кроме горьких рыданий - но дорого ли они стоят? Он не пытается более следовать за Иисусом; он, как и прочие ученики (кроме Иоанна), побоялся подойти ко кресту. Не он снимает с креста тело Учителя; не ему приходит в голову мысль помазать тело благовониями. Но он остаётся вместе с другими учениками, с общиной, главой которой до недавнего времени был Иисус. В сердце Петра есть скорбь, есть стыд, но нет отчаяния. Он помнит, хотя и не постигает, слова Учителя о воскресении. Он не теряет надежды на прощение. И он получает желаемое: его, уже и не ученика вовсе (ангел, явившийся мироносицам, говорит: «Идите, скажите ученикам Его и Петру…»), Иисус сам спрашивает… - о чем? О причинах предательства? О гарантиях того, что подобное не повторится впредь? Нет - о любви. «Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня?» И ответ у Петра может быть только один: «Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Смысл предательства. Странный вопрос, я понимаю, но ведь должен быть какой-то смысл, например, у предательства Иуды (бывает ли страшнее?). Вот говорят же, что если бы Иуда не предал, то… Давайте поразмышляем об этом сообща.

Если я правильно вас понял, на сей раз вопрос не о причинах, мотивах, побуждениях (о чем мы уже говорили), а, так сказать, об объективных, не зависящих от воли предателя последствиях его поступка. Ответ на этот вопрос одновременно сложен и прост. Прост потому, что ответить можно довольно кратко: любой поступок, который человек совершает по свой воле (свободной воле!), вступает во взаимодействие с волей Божественной - а Бог способен любое зло обратить во благо. Сложен же этот ответ потому, что мы не только не можем постичь Божью волю в каждом конкретном случае - мы и внутрь человека-то не можем заглянуть. В каком-то смысле человек - тайна не меньшая, чем Бог.

Что касается конкретно Иуды, то можно сказать так: его предательство привело к тому, что Иисус был арестован, допрошен, избит и казнён - а затем Он воскрес, вознёсся и ниспослал на апостолов Святого Духа; но всё же никто из христиан не будет благодарить Иуду за его поступок. Если Евангелие для нас - важнейший источник вероучения, то нам следует со всей серьёзностью отнестись вот к этим словам: «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться». Поэтому гётевский Мефистофель, слова которого Булгаков поставил эпиграфом к своему роману, лжёт (а впрочем, чему здесь удивляться? он - лжец и отец лжи): «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» - диавол и его служители действительно хотят зла, но благо совершает Бог, а не они.

Бывает так, что человек оказался не готов к какой-то трудной ситуации. У меня есть знакомая, которая боялась, что может не выдержать физические страдания и предать Христа, а потому с детства готовила себя к этому, училась терпеть боль. Но когда пришло время испытаний, оказалось, что ей надо было проявить устойчивость совсем в другом. То есть фокус, в котором она держала себя, оказался неподходящим - она не заметила, что пришло время испытаний, и оказалась не готова. Предательство произошло. Как быть всегда и ко всему готовым? Что помогает человеку осуществлять верный выбор? Ведь в экстремальной ситуации мы ведём себя не вполне адекватно.

Да, знал бы, где упадёшь - соломку б подстелил. Но мы не знаем этого. Может быть, это хорошо. Потому что в конечном счёте нам не приходится рассчитывать на собственные силы - по крайней мере, не стоит рассчитывать исключительно на них. Если мы стараемся сохранить верность Христу - то в качестве подготовки, тренировки к часу икс нам нужно ежедневно делать именно это: хранить верность Христу, т. е. делать то, что Он нам велел, соблюдать Его заповеди, не отрекаться от Него нашими делами.

Знаете, вот вы задали этот вопрос, и я подумал: такая предварительная подготовка (учиться терпеть боль и проч.) - это ведь в иных случаях может быть проявлением страха, что Бог предаст нас, не поможет в минуту испытания, отступится от человека, который оказался в ситуации жизненно важного выбора. Ну и ладно, мол: Бог от меня отвернулся, а я всё равно сильный, я от Него не отрекусь, и никто не сможет меня ни в чем упрекнуть - даже Он.

Должен признаться, что такой страх посещает и мою душу. Но я всё же надеюсь на то, что Господь не даст мне испытаний выше того, что я - с Его помощью - смогу выдержать.

Если человек под страхом смерти отрёкся от Христа или (под страхом тюремного заключения, увольнения, разного рода неприятностей) отрёкся от близкого человека, но лишь на словах, а внутренне по-прежнему их любит - это предательство?

Сложный вопрос. Наверное, сам этот человек ощущает себя предателем. Да и вряд ли может сохраниться та же любовь. Впрочем, глубина предательства, если можно так выразиться, бывает разной. Вспомним Оруэлла, «1984». Главный герой выдал Джулию с головой - но и он, и его мучитель-воспитатель были согласны в том, что он её не предал. Но затем он всё же предал её - тогда, когда захотел избавиться от пытки, отдав на пытку (лишь в намерении, лишь на словах!) свою возлюбленную.

Ну, а если вспомнить мучеников разных эпох, то они не соглашались отречься от Христа даже на словах, отказывались оказать малейший знак почитания («для виду») ложным богам. И именно поэтому мы их почитаем как мучеников - т. е. свидетелей истинности Евангелия.

А как же те, что всё же сказали или сделали нечто для виду? Погибли они или же спаслись? Мы этого не знаем. Но ясно, что подражать следует не им, а тем, кто был твёрд до конца, до смерти.

- Как простить себя?

Это сложно. И тут даже не обязательно говорить о таком тяжком грехе, как предательство. Вот, к примеру, жил-был человек, весь такой благочестивый, в храм ходил, исповедовался-причащался, постился-молился - всё у него было хорошо. И вдруг - впал в блуд. Что делать? Человек умные книжки читал, знает: это смертный грех. Он сам себя отделил от Церкви. Теперь ему положена неслабая епитимья, отлучение от причастия на годы и годы… Как теперь жить? Как мог я - я! а не какой-нибудь там маловерный захожанин - сделать такое? Что обо мне батюшка подумает? Да и Господь - простит ли он меня? - И часто такое смирение паче гордости приводит к тому, что человек уходит из Церкви (что и было истинной целью диавола, когда тот подталкивал христианина ко греху). Но отпадение от Церкви происходит не по причине блуда, а именно из-за неумения и нежелания простить себя самого.

Здесь, мне кажется, уместно вспомнить эпизод из жизни преподобного Силуана Афонского, дошедший до нас в изложении приснопамятного архимандрита Софрония (Сахарова). «В какой-то праздник, когда водили в селе хороводы, Семён [мирское имя Силуана] смотрел, как один мужик, средних лет, его односельчанин, играл на гармонике и плясал. Отозвав этого мужика немного в сторону, он спросил его:

Как же, Степан, ты можешь играть и плясать, ведь ты же убил человека?

Он убил его в пьяной драке. Тогда тот отводит Семена ещё немного далее и говорит ему:

Знаешь ли, когда я был в остроге, то много молился Богу, чтобы простил меня, и Бог мне простил; потому я теперь спокойно играю».

- А что сложнее: простить другого или простить себя? На чем основано прощение в том и другом случае?

Что сложнее - не знаю, ситуации могут быть очень разными. А на чем основано прощение… Тут надо сперва понять, что значит простить. Может быть, разобраться в этом будет легче, если мы посмотрим вот с какой стороны. Каждый христианин совершает те или иные грехи. Он приходит на исповедь в надежде на прощения Богом этих грехов. Что значит, что Господь простил грех? Это значит, как мне представляется, что Господь относится к нам так, как если бы этого греха не было вовсе. Можно сказать даже так: Своим прощением Бог изменяет прошлое. Вот стоят Иван или Марья, очищенные от грехов в таинстве покаяния. Ведь нет на них греха? Нет. Ну так и не было ничего! И не морочьте голову.

Вот так же, думается, и мы должны относиться к обидчикам и к себе. После каждого греха, после каждой обиды, после предательства даже - вновь и вновь, вопреки очевидности, вопреки логике, - верить человеку, вновь и вновь строить с ним отношения с чистого листа, вновь и вновь изменять прошлое. Не было греха! Не было предательства! Ничего не было. Вот он, мой ближний, предстоящий Богу. Вот я грешный, я - и мой Спаситель. Он пришёл, чтобы спасти меня и его - и, я уверен, Он спасёт нас.

Трудно выработать в себе такое отношение к человеку? Не то что трудно - невозможно. Но невозможное человекам возможно Богу.

Когда-то где-то мне довелось прочесть утверждение, что простить можно только того, кто просит прощения, кто осознаёт свою вину и раскаивается. А как вы думаете, если человек причинил страдания и вред, но не раскаивается, не извиняется, можем ли мы его простить? В чем разница между двумя видами прощения: кающегося и нераскаянного человека?

Разница существенная. Дело в том, что Господь настаивает на активном выяснении отношений, а не на молчаливом всепрощении. «Если, - говорит Он, - согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Т. е. упорство в грехе, гордость, нежелание признать свой проступок - всё это ведёт к разрыву отношений. Человек с милостивым сердцем, конечно, даже и в таких условиях может простить своего обидчика - но последнему, скорее всего, это не принесёт никакой пользы, а лишь подаст повод для озлобления.

Такое понимание отражено и в церковных канонах, и в уголовном праве. Глава государства (по крайней мере, таковы юридические нормы в России) может помиловать только того, кто просит о помиловании - т. е. признает свою вину и просит прощения. Церковь может воссоединить с собой человека, сколь угодно тяжко согрешившего, давно уже отлучённого, но только если он принесёт покаяние.

И в заключение: можно ли сказать, что в наши дни представления о предательстве изменились по сравнению с предыдущими эпохами?

Не совсем так. Я бы сказал, что изменилось восприятие поступков, которые раньше однозначно бы воспринимались как предательство. Если вернуться к началу нашего разговора, то мы определили предательство как обман, надругательство над чьим-либо доверием. Так вот: сейчас, как кажется, люди меньше склонны верить друг другу, раскрываться навстречу друг другу. Муж ушёл от жены - ну что же, их брак исчерпал себя. (И, что характерно, так думают не только «третьи лица», но и сами супруги.) Человек перешёл на другую работу - ну что же, каждому необходим карьерный рост, прибавка в зарплате и проч. И уже исчезает отношение к работе как к общему делу, как к служению. Мать отказалась от ребёнка в роддоме - ну что же, зато родила, не сделала аборт; это, в конце концов, её право. И так далее. Т. е. существенным образом изменились представления о некоторых типах человеческих отношений. Налицо желание максимально освободить себя и других от ответственности: «так сложилось; это его право; лучше так, чем по-другому».

- А надо ли стараться вернуться назад, к более острым и более ответственным человеческим отношениям?

Думаю, что да, хотя и не во всем это возможно и желательно. Выше я привёл пример с работой - он, наверное, создаёт диссонанс рядом с двумя другими, куда более трагическими. И в самом деле, отношение к работе сильно зависит от типа общества, от взаимоотношений людей. Для японца фирма, корпорация - это (говорят) как семья. А для американца - only business. И здесь вряд ли имеет смысл что-то менять. Но именно в межличностных отношениях - да, конечно. Потому что «другой» - это не только наш партнёр, не только субъект права, не только наш друг, родственник, сосед, но и один из тех, кого пришёл спасти Христос. И потому мерой отношений между человеком и человеком, между человеком и Богом в наши дни, как и прежде, является Евангелие. И нам нужно не переписывать его, а менять нашу жизнь в соответствии с ним. Менять её так, чтобы мы сердцем, нелицемерно смогли услышать Благую Весть и, в свою очередь, стать её глашатаями для других людей.

Беседовала Светлана КОППЕЛ-КОВТУН

Добавить в избранное

Предательство — это намеренная ответная или автоматическая реакция человека, которая выражается в неспособности исполнить свой долг или не следовать верности обещанию. Предательство относится к отрицательным качествам человека и характеризуется, как глубокое и системное поражение внутреннего я.

Основы Предательства

В основных причинах Предательства, лежит и неосознанный ответственности за свои действия. Это способ избежать наказания или ответственности по отношению к которому были приняты добровольные обязательства.

Как правило, начало Предательства — это наследственное и глубоко спрятанное поражение ДНК. Своими словами — если в роду были предатели, то есть высокая вероятность проявления.
Носителем предательства, как качества личности, является и перед другим человеком, мешающий честно прояснить отношения, высказаться откровенно и правдиво, заявить о своем несогласии.
Слабый, мерзкий и неуверенный человек, с отсутствием собственных правильных мировоззрений и отсутствием характера и внутреннего стержня. Как правило — это предатель по призванию.

Проявление Предательства

Проявление Предательства можно увидеть в любой сфере нашей жизни.
Это может быть Любовь, Дружба, Бизнес, Семья — это взаимоотношения с людьми или с Государством.
Здесь сочетается множество отрицательных качеств предателя, где человек словно поджидает удобный момент, чтобы неожиданно проявиться на головы, ничего не подозревающих близких, друзей, коллег.

Очень точные фразы описывающие Предательство: Предательство – это удар, которого не ждешь. По ступенькам предательства всегда идёшь вниз.
Предательство – это всегда дорога вниз, под уклон. Вверх идти тяжело, это означает выстоять, не струсить, принять вызов судьбы, до конца исполнить свой долг, не предать, под влиянием внешних обстоятельств, свои нравственные принципы.

Совесть, нравственные устои, привязанности, всё то, что было еще совсем недавно сокровенно и дорого — обесценивается Предательством.
Предательство — это слабая личность, имеющая пробел в знаниях и отсутствие понятия смысла жизни человека и ценностей. Конечно, нельзя обвинять человека необоснованно в предательстве, не понимая его причин и мотивов.

Проявления предательства в Семейной жизни

Предательство в семейной жизни — это особенность нашего времени. Женщины, как наименее подготовленные к денежным отношениям, имеющие искривленное представление о материальном Мире и Гармонии Внутреннего Я, очень часто предают своих Мужей из-за простых материальных интересов.

Причины Предательства

Причин для предательства существует большое множество. Всегда
в основе предательства больше всего лежит Страх, либо за свою жизнь и жизнь близких, либо за своё материальное благополучие.
Соблазн действовать исподтишка, скрытно — это начало Предательства. Уступив место Страху, уверенно наступают , и .
Совершаются Предательства чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости внутреннего Я.

Последствия Предательства

Предательство по своим разрушительным последствиям на другого человека, как и на саму личность чрезвычайно высоки. Очень часто на чашке весов Предательства и чести лежит Жизнь человека. Жизнь — это не в переносном смысле! Примеров предательства во время Второй Мировой Войне — достаточно много. Все эти факты вызывают к таким людям только

Обвинения в предательстве и ярлык «Предатель» зависят от точки отсчета. Если Человек находится в отрицательной части
людских оценок, то и предатель может быть — положительным.

Поэтому обвинения в Предательстве не всегда объективны. Бывает, что потенциальный предатель еще и не знает, какое порочное качество личности может в нем может проявиться.

Перед близкими такой человек, хочет казаться сильным, ответственным, уверенным в себе. Если силы такого человека ограничены, то в нужный момент он не сможет оправдать свои ожидания и окажется неспособным выстоять перед наступившим сильным событием и совершит Предательство.
Для Предательства выгода первична, принципы вторичны. Если измена дает предателю какие-то выгоды, он переступит через все честное воинский долг, честь, дружбу.
Предательства беспринципно и безжалостно — это его отличительная особенность. Человек, имеющий правильный взгляд на основные ценности Жизни, имеющий правильные и Высокие Цели, никогда не совершит Предательство, несмотря на выгоды, хотя и выгодны, но противоречат его Совести.

Остается один, достаточно серьезный факт задуматься, что существует статья УК РФ — Государственная измена

Статья 275 УК РФ. Государственная измена, где написаны и даны расшифровки что такое Предательство! Однако статей УК РФ по другим преступлениям — Предательство человека в Любви, Коварство, Тщеславие, Чудовищность, и многие многие другие ужасающие качества и проявления человека, разрушающие отношения людей остаются вне закона. Это поразительно! Эффект более ужасающий и разрушительность очень высокая! Тем не менее — философская тема!

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, — (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 190-ФЗ)

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Манипулирование шантаж Вымирание людей Добро и Зло Поступки Одиночество Настоящая женщина Животные инстинкты человека Матриархат Опять бабы! Дети и последствия Феминизм Чудовищный обман мужчин Разрушение семьи в России Уничтожение семьи Учебник для мужчин Сортировать Название Похожие

Какие мотивы обычно стоят за предательством? Что движет человеком, когда он изменяет своим убеждениям, близким, Родине? По мнению французского писателя Ф. де Ларошфуко люди редко решаются на предательство ради достижения корыстных целей, чаще они просто потакают собственными слабостям и страстям. Во всех ли случаях верно это утверждение? И является ли необдуманная ошибка настоящим предательством? Над этими вопросами я попытаюсь порассуждать в своем сочинении.

Обратимся к страницам пьесы А.

Н. Островского «Гроза». Катерина, главная героиня этого произведения, томится, словно птица, запертая в клетке, в «темном царстве» Кабанихи и Дикого, в котором все идет по раз и навсегда заведенному порядку, полном закостенелых предрассудков и табу, враждебности ко всему новому. Она не может довольствоваться этим, всеми силами пытается придать смысл собственной жизни: жалеет, что у нее нет детей, пытается полюбить мужа, не отвечающего ей взаимностью. В конце концов, на безлюдье Катерина влюбляется в Бориса, но не может простить себе измену супругу и кается перед ним и свекровью. Конечно, прощения она не получает, «темное царство» придерживается христианского принципа всепрощения лишь на словах. Для всеми покинутой, раздираемой противоречиями Катерины самоубийство оказывается единственным выходом.

Однако, совершила ли она предательство в точном смысле этого слова? Как мне кажется, Катерина не столько изменила мужу из-за собственной распущенности, сколько проявила протест, пусть и до конца неосознанный, против существующего положения вещей, отсутствия жизненных перспектив для женщин, угнетенного положения большинства простых людей, несвободы личности, сделала последнюю попытку добиться счастья. Таким образом, представляется, что, поступок Катерины в действительности не предательство, а лишь нарушение одного из запретов «темного царства», которое было осуждено, лишь потому что дело не было «шито да крыто», совершено же оно было скорее благодаря силе духа и готовности бороться с обстоятельствами, чем бесхарактерности.

Совсем иные мотивы стоят за действиями Иуды, главного героя повести Л. Андреева «Иуда Искариот». Его душа постоянно раздираема противоречиями, даже во внешности Иуды подчеркнута раздвоенность, за его «разрубленным» черепом «не может быть тишины и согласия». Уже предав Иисуса первосвященникам, он пытается расстроить собственные планы или, по крайней мере, облегчить участь Учителя. Он любит его отеческой любовью, единственный из учеников остается с Иисусом во время казни. Но почему же Иуда предает его? Возможно, так проявляется его гордыня, ревность к другим ученикам, ведь Иуда всеми способами пытался добиться расположения Иисуса, но тот так и не сделал его любимым учеником и даже почти не разговаривал с ним. Поэтому Искариот решается на предательство и самоубийство, чтобы в другом мире встретиться с Иисусом. В своей эгоистичной любви он забывает о греховной сущности своего поступка, в итоге для многих поколений он остался лишь корыстолюбивым предателем. Итак, Иуда совершил предательство в равной степени в силу собственной двуличности, обиженной и недооцененной любви к Учителю и благодаря рациональному намерению возвеличить самого себя, сделавшись любимым учеником Иисуса.

К какому же можно прийти выводу, размышляя над данной темой? Я могу лишь частично согласиться с мнением автора афоризма. Как мне кажется, настоящее предательство заключается в использовании другого человека ради собственной выгоды, поэтому за ним чаще всего стоит хорошо продуманный план действий. Однако иногда этот план является результатом затаенной обиды, ревности, неумения прощать. В иных случаях проступок, совершенный из-за потакания мимолетной слабости, нельзя считать истинным вероломством. Итак, на мой взгляд, настоящее предательство невозможно без обдуманного намерения, которое, тем не менее, может родиться благодаря малодушию и слабости характера.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Что болезненнее всего переживает человек? Наверное, на этот вопрос может быть немало ответов — все мы очень разные. Но тем не менее мало что причиняет такую боль, как близкого (или казавшегося какое-то время таковым) человека. Да-да, именно близкого, все ведь, скорее всего, сегодня знакомы с таким расхожим присловьем: «Предают всегда свои». Конечно, свои — потому что чужие как могут предать? На них мы и не надеялись, им не доверялись, не открывали своих сердечных тайн, не думали о них и о себе как о частях единого целого.

А свои... Как же это тяжело бывает, когда ты сталкиваешься с обманом со стороны того, кому, казалось, всецело верил. Или узнаешь, что твой друг выступает заодно с твоими врагами против тебя. Или выясняешь неожиданно, что он метит на твое место, интригует, клевещет, ведет нечистую и нечестную игру...

Дело не в том, что «свой» имеет возможность ударить в спину — чужих-то мы редко пускаем в тыл... Не в том, что он может нанести максимальный урон. Намного важней другое. Кажется, что земля уходит из-под ног, непонятно даже становится, как жить-то дальше, если тут такое...

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3). И паки: «Проклят всяк надеющийся на человека» (Иер. 17, 5). И еще: «Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека, благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи» (Пс. 117, 8-9).

Но ведь уже понадеялись, уже возуповали. И теперь не просто разочаровались, обманулись, а именно что проклятию подверглись! И как справиться с обуревающими нас чувствами, как исцелить сердечные раны, как, в конце концов, простить?! Ведь точно ждет от нас Господь, чтобы примирились мы внутренне — и с происшедшим, и с людьми, чтобы не осталось в нас ни удрученности, подавленности пережитым, ни озлобленности, ни ожесточения.

Мне кажется, что в подобных случаях мы практически всегда совершаем одну и ту же ошибку, в основе которой, конечно же, наше неправильное отношение к своему «я». Откуда это ощущение — , измены? Оттуда, вероятно, что мы прежде считали, что нас связывают с человеком те отношения, которые налагают и на нас, и на него определенные обязательства. Но на самом деле — разве имеем мы право требовать от него - другого — того же, чего требуем от себя? От себя — пожалуйста! А от другого — нет. Это же не бизнес, не договорные отношения с подписанием вороха бумаг, штампами и печатями. Это живая жизнь, в которой мы должны поступать по своей христианской совести и не быть арбитрами в отношении совести чужой.

И почему мы вообще воспринимаем то, что человек делает, непременно как имеющее отношение к нам? Он-то, скорее всего, думает о нас менее всего. Он думает о себе — о своих обстоятельствах, проблемах, интересах, нуждах и так далее. Он не ставит перед собой цели предать нас, причинить нам боль, досадить, уязвить, просто поступает так, как ему удобней и выгодней, только и всего.

Горько нам от того, что мы переживаем как , неуютно на душе... Но хорошо бы разобраться все же — отчего именно. Если оттого, что нас предали , нам не были верны , то есть ли у нас на самом деле основания требовать этой верности и осуждать того, в ком ее не обрели? Пожалуй, что и нет: люди и Богу верности не хранят, что уж о нас говорить. Если же оттого горько, что обманулись в человеке, думали о нем лучше, чем он оказался, а теперь узнали его и словно потеряли, то что ж... Он свободен быть таким, каким хочет, а нам остается лишь отойти в сторону, но опять же — не осуждая.

Трудно это? Да не то слово! Настолько, что вообще редко когда удается сразу так настроиться и так поступить. Трудно, но возможно — с помощью Того, Кто и подлинные предательство и отступничество так часто прощает, и наши — в том числе. И если не растравлять намеренно в сердце рану, не превращать ее в медленно, мучительно разъедающую его язву, а прибегнуть к бесконечное число раз Преданному и Оставленному, но никого не Предающему и не Оставляющему, то Он, конечно, научит нас, как и из этой беды и скорби извлечь пользу для своей души. И больше того — как через это приблизиться к Нему, стать хоть чуть-чуть похожим, хотя бы немного сродниться...

  • А ведь даже у черта есть рога …
  • Бесчестье равное волочит за собой
  • Благонадёжность — это клеймо, для приобретения которого необходимо сделать какую-нибудь пакость.
  • Ближе всего к телу продажная шкура. (Евгений Кащеев / ПРЕДАТЕЛЬСТВО)
  • БОГ ИЗМЕНИЛ ВАШУ ЖИЗНЬ!!!… Сохранить изменения?
  • Богов предают апостолы. (Владимир Колечицкий)
  • Верить клятвам предателя — все равно что верить благочестию дьявола.
  • Верить клятвам предателя — все равно что верить благочестию дьявола. (Елизавета I)
  • Верность в любви — это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны — и не бывают, старики хотели бы изменить, но где уж им.
  • Верность в любви — это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны — и не бывают, старики хотели бы изменить, но где уж им. (Оскар Уайльд)
  • Вероятно, всякий предатель в душе считает себя разведчиком.
  • Верх коварства — изменять самому себе.
  • Времена меняются. Теперь за те же деньги Иуда целует тридцать человек.
  • Все его друзья были преданными — им же.
  • Все его друзья были преданными — им же. (Юмор)
  • Все не так плохо: нас не продавали — нас выдали даром.
  • Все течет, но мало что меняется.
  • Второго ребенка завести мужику слабо, а вот вторую жену.
  • Говорящий, что его недооценивают, очевидно чувствует, что его предают.
  • Даже будучи законченным рогоносцем, как-то не хочется, чтобы вам обломали рога. (Борис Кригер)
  • Джавдет мой… Встретишь — не трогай его… (К-ф ‘Белое солнце пустыни’)
  • Дон-Жуан — тот, который изменяет женщине, но не женщинам. (Ефим Шпигель)
  • Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает, как начало возмездия.
  • Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает, как начало возмездия. (Фазиль Искандер)
  • Единорог — это тот, кому жена изменила наполовину. (Юмор)
  • Если бы предатель видел потери других не хуже, чем свой выигрыш, он не стал бы предателем. Это утверждение подразумевает, что человек изначально добр, но истории предательств доказывают обратное.
  • Если Вам, с утра, не улыбается секретарша, значит – у нее есть кто-то другой. Не надо устраивать ей сцены ревности. Просто, начинайте звонить чаще жене, в присутствии секретарши. (Владимир Борисов)
  • Если вы читаете анекдот про измену и не смеетесь, значит вам изменяют.
  • Если держишь собаку на привязи, не ожидай от нее привязанности.
  • Если тебя предают и любовь твою ловко обращают в выгоду, то о какой человечности тут можно говорить?
  • Жена так часто ему изменяла, что у него вырос рог изобилия. (Юмор)
  • Женская дружба — это лишь совместное выживание в мире мужчин. Мария Мацкевич
  • Женщины изменяют в двух случаях: по необходимости и просто так.
  • Закрыто! Заготовка рогов временно прекращена.
  • Золотого человека легче продать.
  • И Цезарь такой молодой, и ждёт его Брут впереди… (Владимир Бирашевич)
  • Идешь к чужой и ненадолго, возвращаешься к своей и каждый раз — навсегда!
  • Из всех живых существ на земле, в друзьях, я хотел бы иметь только собаку, лишь она не способна на предательство.
  • Из двенадцати апостолов только Иуда оказался предателем. Но, окажись он у власти, он доказал бы, что предателями были остальные одиннадцать.
  • Из тех, кто может тебя предать, самый вероятный — ты сам. (Степан Балакин)
  • Измена – способ уберечь любовь?.. Или любовь – разновидность измены?.. (Оскар Боэций)
  • Измена другу — преступленье
  • Измена прошлому безболезненно дается лишь тем, кто в этом прошлом жил одной мечтой о будущем. (Оскар Боэций)
  • Измена, вместе с другими, и изменника погубит.
  • Изменив себе — на развод не подашь. (Юрий Татаркин)
  • Изменивший изменнику не является изменником.
  • Изменить любимому кофе — это как изменить любимому мужчине… Легко!…
  • Изменник изменчив: сперва он альтруист и жертвует собой ради любимой, а потом эгоист и жертвует любимой ради себя, любимого.
  • Изменник не может добиться успеха, потому что тогда он уже становится отцом-основателем.
  • Измену простить можно, а обиду нельзя.
  • Измену простить можно, а обиду нельзя. (Анна Андреевна Ахматова)
  • Измену Родине ничем не оправдать. (Силован Рамишвили)
  • Измены телом прощал, но измены душой и сердцем – никогда.
  • Изменяя, женщина ищет лучшее, а мужчина — новое.
  • Иуды тоже научились носить кресты.
  • Каждый удар в спину имеет своё лицо.
  • Как фон фигуре, так ложь нужна истине, тупость уму, зло добру, уродство красоте. То, что не фигура, становится фоном: истины — ложью, ум — тупостью, добро — злом, красота — уродством. (…)
  • Когда мы слишком многое хотим изменить, мы слишком многому изменяем. (…)
  • Когда отчизна предает, то не знаешь кого и спасать — родину или душу? (…)
  • Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен. (…)
  • Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен. (Ивлин Во о битве за Крит в 1941 г.)
  • Кто раз умеет обмануть, Тот много раз еще обманет (Лопе де Вега)
  • Кто юзал мой логин и весь его выюзал?! (…)
  • Легче изменить жене, чем жену. (…)
  • Лучше стучать чем перестукиваться./Ф. Дзержинский/ (…)
  • Люблю измену, но не изменников. (…)
  • Люблю предательство, но ненавижу предателей
  • Люблю собирающихся предать, но ненавижу уже предавших.
  • Мазок предательства чернит палитру тёплых отношений (…)
  • Мазок предательства чернит палитру тёплых отношений (Георгий Александров)
  • Мало женщин, которые не изменяют мужу. Но нет ни одной, которая сделала бы это один только раз. (…)
  • Мало суметь уйти — сумей, уйдя, не вернуться.
  • Меняться значит вводить в заблуждение. Но вводить в заблуждение еще не значит быть обманщиком. (Евгений Багашов)
  • Муж в Тверь — жена в дверь?.. (…)
  • Мужчина по природе своей честен, и ему очень больно говорить жене «это не то, о чём ты думаешь», когда это именно то, о чём она думает. (Елена Ермолова)
  • Мужчины! Не пытайтесь сами разрушать свою семью, поручите это дело профессионалам. Достаточно любой расположенной к вам даме сказать дурное слово про жену, и дальше всё пойдёт как по маслу. (…)
  • На каждого изменника свой предатель найдется. (…)
  • Наклонилось вдруг небо ниже, и пошёл стучать дождь по крышам… — ну что за страна, все стучат, даже дождь! Владимир Бирашевич (Falcon)
  • Наклонилось вдруг небо ниже, и пошёл стучать дождь по крышам…- ну что за страна, все стучат, даже дождь! (Владимир Бирашевич)
  • Нам так трудно изменить себя, зато мы с лёгкостью изменяем друг другу. Владимир Бирашевич (Falcon)
  • Нас было двое, нас кто-тo предал. (…)
  • Настолько часто изменяла жена, что друзья уважительно называли его — сохатый. Юрий Татаркин
  • Не предавайте преданных людей, ибо где вы потом найдете таких же преданных.
  • Не уверен — не предавай. (…)
  • Не ценящий преданности рискует быть преданным. (…)
  • Неверный возлюбленный Софи Арну вздумал ей жаловаться на свою новую любовницу: та, дескать, заглядывается на одного мальтийского рыцаря.- Что ж, отвечала певица, — мальтийский орден как раз и основан для борьбы с неверными. (…)
  • Неизменным был лишь в изменах. (…)
  • Обидно, когда ты — Иуда, а тебя продают, как Христа. (…)
  • Одна минута лжи закрывает рот доверию на долгие годы; предательство убивает его.
  • Одна минута лжи закрывает рот доверию на долгие годы; предательство убивает его. (…)
  • Одни предаются воспоминаниям, другие их предают. Яна Джангирова
  • Он продал всех, кто его покупал. (Ходячий отзыв о Талейране)
  • Она его за муки творчества в любви и полюбила, а он её за творческий подход к изменам ей. (…)
  • Она изменяла ему напропалую и даже на ужин варила рожки… Алексей Калинин
  • От ненадёжности партнёров вагоны крушатся надежд. (…)
  • От страха зубы настучали на язык. Владимир Мееров
  • Отказаться от своей любви — самое ужасное предательство; это вечная утрата, которую невозможно восполнить ни во времени, ни в вечности.
  • Первыми предатели продают себя самих.
  • Поведение одного из супругов ничем не оправдает измену другого.
  • Подвиг в рядах армии врага измена Родине. (Силован Рамишвили)
  • Подставленное плечо обычно ценится дороже после незаметно сделанной подножки. (…)
  • После того как в Рязани женщины стали отдаваться за 1 доллар, курс доллара на валютных рынках резко изменился с зюйд-зюйд-вест на зюйд-зюйд-ост. (…)
  • Последнее предательство в его жизни – был предан земле. (…)
  • Почему удар в спину наносят те, кого, как правило, защищаешь грудью?
  • Предавая, помни: наступит время, когда за тебя никто не заступится
  • Предаваясь воспоминаниям, не предавайте их. (…)
  • Предавший никогда не простит нам своей измены.
  • Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (…)
  • Предатели предают прежде всего себя самих.
  • Предатели продаются за доллары, патриоты - за рубли.
  • Предательский удар в спину ещё можно простить, но ниже спины — уже нет. Юрий Татаркин
  • Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.
  • Предательство – тест на высшую любовь. (…)
  • Предательство самых близких нам людей убивает нас медленно, очень медленно.. Оно как будто сдирает кожу со всего твоего существа.. можно жить без души, можно без руки… но без кожи? Когда твоё тело одна сплошная рана? Мария Мацкевич
  • Предательство симулировать трудно. (…)
  • Предательство уже указывает на любовь. Нельзя предать знакомого
  • Предательство, как и закон, обратной силы не имеет. Юрий Татаркин
  • Предательство, разрушая надежду и веру, убивает любовь.
  • Предательство, может, кому и нравится, а предатели ненавистны всем. (…)
  • Предать ближнего, всё равно, что продать себя. Ирина Шкорбут
  • Предают всегда свои. (…)
  • Предают только друзья… (…)
  • Пришел дед к бабке, а она с колобком… Вот колобок то и убежал. (…)
  • Продавший Родину и самого себя продает. (Силован Рамишвили)
  • Распродажа друзей — не признак банкротства, а признак карьеры.
  • Ренегаты клеймят перевертышей.
  • Самое глупое занятие — предавать безо всякой выгоды. Юрий Татаркин
  • Самое жестокое предательство — это когда стараешься быть предельно честным с самим собой, а тебя вероломно обманывают. Юрий Татаркин
  • Самые жестокие, самые злые и нетерпимые к своим оппонентам – это предатели и ренегаты.
  • Самые жестокие, самые злые и нетерпимые к своим оппонентам – это предатели и ренегаты. (Аман Тулеев)
  • Сколько же можно изменять себе, чтобы сохранить верность другим. Яна Джангирова
  • Тот, кто ни разу не испытывал экстаза, вызываемого предательством, не знает, что такое экстаз.
  • Тот, кто предаст любовь и кто покинул бой.
  • Удар в спину всегда больнее. Восход Нового Дня
  • Чтобы не изменять другим, чаще всего приходиться изменять себе. Яна Джангирова
  • Я изменяю вам, но чисто платонически! Яна Джангирова