Насыщенность цвета - параметр цвета, характеризующий степень чистоты цветового тона. Чем ближе цвет к монохроматическому, тем более он насыщен.

В теории цвета насыщенность - это интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный - приглушённым, приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого. Насыщенность (saturation) - одна из трёх координат в цветовых пространствах HSL и HSV. Насыщенность (цветовая насыщенность, chroma) в цветовых пространствах CIE 1976 Lab и Luv является неформализованной величиной, используемой в представлении CIE LCH (lightness (светлота), хрома (chroma, насыщенность), hue (тон)).

В физическом плане насыщенность цвета определяется характером распределения излучения в спектре видимого света. Наиболее насыщенный цвет образуется при существовании пика излучения на одной длине волны, в то время как более равномерное по спектру излучение будет восприниматься как менее насыщенный цвет. В субтрактивной модели формирования цвета, например при смешении красок на бумаге, снижение насыщенности будет наблюдаться при добавлении белых, серых, чёрных красок, а также при добавлении краски дополнительного цвета. ()

Чистота - это степень приближения дан-ного цвета к чистому спектральному, выражаемая в долях единицы.

Наибольшей чистотой обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов прини-мается за единицу, несмотря на их различную насыщенность. Наиболее насыщен синий цвет, наименее - желтый. Особенно насыщенные цвета наблюдаются в спектре, который не содержит примесей белого или черного.

Хроматическую композицию можно построить, варьируя насыщенность одного цвета постоянной светлоты. Это достигается добавлением к выбран-ному цвету нужного количества равного ему по светлоте серого. В результате варианты выбран-ного цвета образуют чистый ряд по насыщенности, в которой насыщенность закономерно изменяется, светлота остается неизменной, а цветовой тон ахроматизируется. ()

Когда к чистому цвету добавляется черный, то меняется его светлота:

Ещё пример, как изменяется насыщенность синего при добавлении к нему серого:

Изменение насыщенности и светлоты оттенков оранжевого и синего:

Как видно на картинке, при добавлении средне-серого и черного к оттенкам теплых цветов при уменьшении насыщенности получаются коричневатые оттенки цвета, холодные цвета становятся сероватыми. На этой картинке изменение чистого цвета идет по двум параметрам: насыщенности и светлоты. Светлота уменьшается с добавлением черного, насыщенность - серого.

Наименее насыщенные и наиболее светлые цвета - пастельные:

Различают несколько качественных характеристик насыщенности цвета:
- живая (vivid) насыщенность;
- сильная (strong) насыщенность;
- глубокая (deep) насыщенность.
Ненасыщенные цвета характеризуются, как тусклые (dull), слабые (weak) или вымытые.

Пример изменения цвета в зависимости от его светлоты (value) и насыщенности (chroma), на примере красного цвета из книги цвeта Манселла:

А так выглядит зеленый цвет с одинаковой светлотой, но с разной насыщенностью (даны процентные соотношения первичных цветов в системе CMYK).

Насыщенность – степень выраженности цветового тона. Насыщенность является показателем силы и чистоты цвета. Наиболее насыщенные цвета как правило используются для выделения акцентов.

Насыщенность любого тона уменьшается от добавления к нему ахроматического цвета – белого, черного или серого. При добавлении белого и более светлого серого уменьшается насыщенность и увеличивается светлота, при добавлении черного и более темного серого уменьшается насыщенность и светлота, при добавлении равного серого уменьшается насыщенность. При смешивании двух хроматических цветов в большинстве случаев насыщенность получившегося цвета меньше насыщенности исходных тонов. Поэтому чем больше ваш набор красок, тем большими возможностями к воспроизведению сильных тонов вы обладаете.

Насыщенность не следует путать с интенсивностью. Наиболее интенсивны тона с насыщенностью 100% (100% цветового пигмента в красочной смеси) и средней светлотой. Очень светлые и темные тона выглядят не слишком интенсивными даже при 100% насыщенности.

Насыщенность цвета - это второй субъективный признак цвета, характеризующий силу, интенсивность ощущения цветового тона. Среди ряда цветов одного тона, например среди синих цветов, можно выделить те, у которых сильнее выражен синий тон; и которые воспринимаются как ярко синими. Насыщенность цвета ассоциируется в нашем сознании с количеством красящего вещества, например, с его концентрацией в краске, а также с его чистотой. Например, увеличивая концентрацию красителя или, иначе говоря, насыщая им раствор, мы тем самым увеличиваем насыщенность цвета этого раствора. Увеличивая содержание пигмента в краске, мы также увеличиваем ее насыщенность. Насыщенность цвета предметов проявляет себя максимально, если предметы освещены светом этого цвета. Натренированный наблюдатель при дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 16 ступеней (градаций) насыщенности. (Таким образом, пространство цветового охвата человека состоит из 1880 оттенков чистых цветов, а оттенки смешенных цветов представляют очень большое, но конечное множество цветов.) При пониженном освещении число различимых цветов заметно сокращается. Кроме того, резко меняется представление о цветовом тоне если освещение цветное. Ночью (при голубом лунном свете) все кошки черные. Ощущения цветности и насыщенности можно приближенно выразить объективными характеристиками излучений. Так, цветовой тон выражают длиной волны монохроматического излучения, который в смеси с белым светом дает такое же зрительное ощущение цвета, как характеризуемый объект. Длина волны этого монохроматического излучения называется доминирующей длиной волны. Насыщенность при этом количественно выражается чистотой цвета, которая представляет собой долю монохроматического потока в смеси его с белым светом. Короче говоря, чистоту цвета определяют отношением мощности монохроматического излучения к мощности суммарных излучений видимого спектра, которые создают заданный цвет. Чем больше мощность монохроматического излучения в смеси и чем меньше мощность белого света, тем выше чистота цвета. Спектральные цвета имеют максимальную чистоту, равную единице. В спектральных цветах света равна нулю.


Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистыми цветами в спектре считаются только три: красный, жёлтый, синий. Эти цвета называются первичными или основными. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: «не чистый» оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.

Чистота цвета - одна из используемых характеристик цвета; восприятие кажущейся концентрации цветового тона. В «общепринятых» системах цветовосприятия чистота является субъективной, неформализованной величиной.

Чистота цвета стимула определяет степень приближения этого цвета к цвету той части спектра, которая обозначается доминирующей длиной волны рассматриваемого стимула.

Восприятие чистоты цвета

Проявляется при рассмотрении двух изолированных лучей света с одинаковыми по ощущению цветовым тоном и яркостью, но разной чистотой. Таким примером могут служить красный и розовый цвета. Можно считать, что каждое ощущение содержит хроматическую и ахроматическую составляющие. В ощущении розового содержится малая доля хроматической составляющей (цветового тона); отсюда следует, что у розового цвета низкая воспринимаемая чистота. Могут восприниматься цвета, имеющие воспринимаемую чистоту 100%; это означает, что они содержат только хроматическую компоненту. Многие из таких цветов воспроизводятся монохроматическим светом.

Существуют разногласия и относительно понятия «насыщенность» цвета, на что обращает внимание в своей книге С. Алексеев. «Термин «насыщенность», — пишет он, — художники чаще всего заменяют термином «интенсивность». Этот последний термин употребляется и в науке о цвете, только в ином значении». Однако и в науке до недавнего времени «насыщенность» понималась различно. Так, например, В. Оствальд понимал под нею активность цветового компонента в красочном пятне или процент серого и белого в нем, то есть как объективное качество красочного пятна.

Г. Гельмгольц, в противоположность ему, рассматривал «насыщенность» как интенсивность цветового впечатления, подходя к понятию чисто психологически.

Смешение понятий интенсивности и насыщенности цвета довольно часто встречается в литературе. Однако эти понятия могут иметь вполне четкие различия смысловых значений. Интенсивность — это яркость цветового пятна, определяемая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. «Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от его светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными оказываются более светлые цвета, а при равной светлоте цветов более интенсивными оказываются более насыщенные».

С. Кравков определяет насыщенность как «степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета. Иначе, под насыщенностью понимается видимая степень заметности цветового тона в данном хроматическом цвете. Цвет апельсина и цвет песка могут иметь один и тот же цветовой тон (оранжевый), быть одинаково светлыми, и все-таки цвета этих предметов будут явно различными. Цвет апельсина будет насыщеннее цвета песка: «оранжеватости» в апельсине больше, чем в песке, цвет апельсина «дальше» от равносветлого серого цвета, чем цвет песка». Р. Ивенс считает, что насыщенность лучше всего может быть определена как процентное содержание цветового тона в цвете. «В обыденной речи, — пишет он, — насыщенность данного цвета описывается словами «тусклый», «бледный», «слабый» или «сильный» в соединении с названием цветового тона».

Определения В. Оствальда, С. Кравкова и Р. Ивенса наиболее близки между собой и удобны для теории живописи, где насыщенность можно истолковать как степень цветности пятна краски по сравнению с равным ему по светлоте ахроматическим пятном.

Практически изменение насыщенности можно пронаблюдать следующим образом. Возьмем темно-серую смесь из белил и сажи, дающую серое пятно, равное, например, по светлоте пятну, которое образует чистый ультрамарин. Если прибавлять к последнему эту смесь в различных количествах, то можно получить ряд пятен одинакового цветового тона и одинаковой светлоты, но различающихся между собой количеством синего — ультрамарина. Это и будет демонстрация цветовых выкрасок разной насыщенности. Если мы захотим изменить светлоту этих выкрасок, то нужно будет добавить в смесь больше белил или сажи, а для того, чтобы изменить их цветовой тон, нужно будет добавить другую краску — например, краплак.

Насыщенность — понятие особенно важное для художественно-педагогической практики. Обычно у начинающих художников предметы как-то неопределенно трактуются по свету. Особенно заметно сказывается это в живописи человеческого тела, которое получается то белильным или грязно-серым, то неестественно ярким. В пейзаже от того, насколько верно будет передана насыщенность, например, неба и воды, света и теней, в основном зависит и правильность передачи состояния. Работы, в которых недостает насыщенности цвета, кажутся, как правило, монотонными и вялыми. Здесь речь идет о насыщенности именно светлых, блеклых тонов, убедительность и звучность которых достигается не путем простого усиления их красочного компонента, а в большей степени через систему светлотных и цветовых отношений.

У художников встречается также понимание насыщенности как некой «густоты» или «плотности» цвета, свойственной обычно темно-коричневым, темно-красным и другим темным цветам, противопоставляемым светлым, ненасыщенным. Такое понимание насыщенности связано с психологическим восприятием цвета.

В практике живописи взаимозависимость понятий «светлота» и «насыщенность» настолько велика, что различие между ними иногда бывает трудно провести; в то же время, подходя к вопросу теоретически, нельзя этого различия не учитывать. Потемнение или посветление цвета есть всегда и понижение его насыщенности. Разбеливая цвет, мы делаем его бледным, менее цветным, а затемняя, допустим, черной или иной темной краской, также заглушаем, делаем малонасыщенным. Таким образом, выходит, что затемнение цвета до определенного предела повышает его насыщенность, а затем идет понижение последней. Так, смоченный водой или маслом пигмент становится темнее и пока еще повышает свою насыщенность.

Изменение насыщенности без изменения светлоты пятна краски возможно представить лишь теоретически, ибо в действительности большая цветность, то есть насыщенность красочного пятна, изменяет и его светлотные качества, а поэтому и изменение насыщенности цвета без изменения светлоты возможно только до известной степени. Из двух красочных пятен, характеризуемых как одинаковые по светлоте, но разные по насыщенности, более насыщенный обязательно будет восприниматься и как более светлый, ибо психологически цвета «яркие», «чистые», «интенсивные» (то есть насыщенные) всегда воспринимаются как более светлые, чем цвета «тусклые», «блеклые», то есть ненасыщенные.

В известной мере насыщенность зависит и от цветового тона. Цвета чистых красок, взятых в их оптимальной насыщенности, будут обладать различной степенью насыщенности. Желтый цвет характеризуется большей насыщенностью, нежели синий или красный, а кадмий красный, например, насыщеннее ультрамарина. При разбеле желтая краска в значительно большей мере сохраняет свою желтизну (насыщенность), чем другие. Если учесть, что при разбеле красного мы получаем розовый цвет, который, становясь светлее, приобретает холодный оттенок, то можно сказать, что с изменением светлоты и насыщенности происходит и некоторое изменение цветового тона.

Сопоставляя естественнонаучные данные о цвете, сравнивая содержание цветоведческих и искусствоведческих терминов, следует иметь в виду, что естествознание имеет дело с иным цветом, нежели теория живописи. Физики, психофизики, психологи изучают преимущественно цвета, получаемые в лабораторных условиях, путем разложения и синтеза световых потоков различного волнового состава, что позволяет наблюдать и измерять цвет довольно точно. Художники и искусствоведы имеют дело в первую очередь с визуально наблюдаемым цветом красочного пятна, то есть с цветом поверхности красочного слоя. И насыщенность самой «чистой», «яркой» краски никогда не сравнится с насыщенностью чистого спектрального цвета.

Такая характеристика цвета как теплота во многом определяет воздействия цвета на человека. Собственно, даже для непосвященного человека будет несложным отличить теплый цвет от холодного. Это как раз тот случай, когда оценка зависит от простой эмоциональной оценки. Теплые цвета кажутся близкими, добрыми, внушающими доверие, в то время как холодные как бы находятся на расстоянии, независимы. Если мы обратим свой взгляд на цветовой круг, то увидим, что к теплым можно отнести оранжевые, красные и желтые оттенки. К холодным же мы причислим оттенки зеленого и синего. Следует, правда, обратить внимание на то, что существует область цветового круга, оттенки которого могут быть восприняты и как теплые и как холодные.

Как видно на следующем примере цвет слева является холодным, цвет справа скорее теплый, а оттенок посередине может показаться одновременно и теплым и холодным.

ЯРКОСТЬ, ОТТЕНОК, НАСЫЩЕННОСТЬ

На этих трех параметрах основана весьма удобная в обращении цветовая модель HSB (hue, saturation, brightness), которая входит в большинство графических пакетов. Эта модель не обеспечивает такой степени точности, как RGB, зато делает процесс подбора цвета более наглядным.

Яркость

Яркость цвета - важный элемент любого дизайна, влияющий на восприятие в целом, удобочитаемость текста, эмоциональное восприятие. Во многом именно яркость определяет пространственное восприятие изображения.

В качестве примера рассмотрим изображение справа. Так, контраст цветов по яркости определяет положение объектов в пространстве, отделяет артишок на изображении от фона, а также разграничивает листья растения. В это же время градации яркости показывают контуры форм объектов изображения.

В то же самое время достаточно сложно сходу и главное точно определить степень яркости того или иного оттенка, сравнить два цвета по яркости. Например, можете ли вы с уверенностью сказать, какой цвет в данных парах более яркий?

На самом же деле обе цветовые пары имеют одинаковые показатели яркости.

Существует удобный способ для определения яркости цвета. Как мы уже знаем, именно степень присутствия белого или черного и определяет яркость. По этому для определения степени яркости вполне логично сопоставить следующую градацию синего цвета с его черно-белым аналогом.

Теперь предположим, что нам надо сравнить по яркости два следующих цвета.

Определяем степень яркости голубого, сравнивая его с оттенками нейтрального серого. Лучше всего смотреть с некоторого расстояния - когда границы между синим и оттенком серого сливаются можно сказать, что яркости одинаковы. В данном случае синий соответствует серому справа. Сравнив, этот оттенок серого с красным цветом мы видим, что синий и красный одинаковы по яркости. Все не так уж и сложно.

Можно сказать, мы вывели правило: фон должен контрастировать по яркости с объектами переднего плана. Отталкиваясь от этого правила можно обеспечить удобочитаемость текста. Следует избегать сочетаний, где фон приближается по яркости к тексту.

Когда же текст и фон контрастируют по яркости, помимо удобочитаемости это придает опредленную эмоциональную окраску тексту. В некоторых странах законодательства даже требуют, чтобы дорожные и прочие знаки были контрастными.

Хроматичные и ахроматичные цвета

Cерый цвет слева хроматичен, насыщен, в этом оттенке серого можно угадать присутствие другого цвета. Это даже не серый - это "зеленовато-серый". Оттенко серого справа нейтрален, ахроматичен. Здесь нельзя уловить присутствие какого-нибудь другого цвета. Надо сказать, ахроматичный серый цвет не встречается в природе, поэтому выглядит неестественно.

Оттенок

Компоненты цветового круга зависят друг от друга, сочетания цветов имеют закономерности, которые необходимо знать для создания гармоничной композиции. Например, цвета расположенные на противоположных сторонах цветового круга называются комплементарными. Комлементарные цвета дополняют друг друга, а их смесь приведет кобразованию серого, либо нейтральных цветовых оттенков.

Однако не только сочетания оттенков имеют значение. Посмотрим на следующую фотографию манекенщицы.

На изображении присутствуют оттенки желтого и синего - комплементарных, контрастирующих цветов. Этот контраст помогает привлечь внимание к голубому пальто, в то время как лицо девушки несколько сливается с фоном (Это и понятно: продают пальто, а не девушку...). Здесь мы столкнулись с необходимостью в некоторых случаях подбирать контрастирующие оттенки. Это станет очевидным, если мы проанализируем области яркости изображения. Для этого переводим изображение в полутоновой формат и видим обратную картину - теперь наше внимание привлекает лицо, в то время как пальто сливается с подложкой. Дело в том, что цвета фона и пальто имеют одинаковые показатели яркости, только контраст цветов в данном случае может выделить объект, привлечь к нему внимание.


Цветоведение

творческая работа

НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА

Насыщенность - просто степень, сила выражения цветового тона. Краски бывают насыщенны в чистом виде, а не когда они смешаны с другими. Максимально интенсивными красками (прямо из тюбика) пользуются редко. Есть множество способов менять насыщенность цвета. Можно добавить к яркой краске черную или белую, различные оттенки серой, и цвет станет менее интенсивным. Можно также смешать несколько красок разного цвета.

Смешивая цвет с комплементарным цветом (дополнительным, расположенным напротив в цветовом круге), мы можем также добиться изменения степени насыщенности. Здесь показаны способы изменения насыщенности кадмия оранжевого.

Кроме того, кадмий оранжевый можно сделать неярким и приглушенным, добавив в него комплементарный цвет - синий. При этом насыщенность изменится. Изменение насыщенности цвета очень важно для художника. В природе редко встречаются чистые яркие цвета. Однако тончайших полутонов очень много, и мы должны научиться различать их, чтобы подбирать цветовую гамму. Зелень травы может выглядеть яркой на солнце, но не стоит писать траву зеленой краской, взятой прямо из тюбика. Ее цвет будет кричащим и негармоничным. Мы уже знаем, что есть много методов смешивания красок, позволяющих изменить насыщенность цвета, два основных метода приведены выше. В заключение скажем, что мы меняем насыщенность цвета, либо смешивая основной цвет с дополнительным, либо добавляя в основной цвет белый, черный или серый. Поэкспериментируйте с разными цветами и запомните, какими получаются результаты. Все эти упражнения чрезвычайно полезны.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так...

Вязание крючком: алгоритм выбора и изготовления модели

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются -- в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство...

Колорит в живописи

Теория цвета И. Ньютона. Световые излучения, вызывающие в глазу человека цветовые ощущения, может показаться, не имеют никакого порядка и системы, но это неверно...

Разработка колористического решения коллекции одежды в морском стиле с раскрытием теории цветовых гармоний Й. Иттона

Воспринимая цвет предмета, человек получает представление и о других его качествах. Предмет может быть горячим, легким, плотным. круглым, большим и т.д...

Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. Создание художественно-образного содержания

Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. Цветовое видение, возникающее в глазах и сознании человека...

Роль цвета в одежде

Ахроматические цвета не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте - это чёрный, белый и всевозможные оттенки серого цвета...

Роль цвета в одежде

Цвет является предметом изучения многих наук (физика, математика, физиология, психология). Научные результаты в систематизированном и обобщенном виде составляют основу курса цветоведения или колористики...

Роль цвета в одежде

Различать цвета и соединять их в гармоническое единство художнику помогает знание их характеристик. Существуют три основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Цветовой тон - это сущность цвета, его определение...

Символика света и цвета в русской иконописи

Но есть еще одно, более высокое значение красок в древней иконописи. Независимо от сюжета, независимо от тех чувств, которые они способны выразить и пробудить, они составляют в каждой иконе особую целостность, которая...

Синтез музыки и живописи

Одним из первых западных художников, кто стремился живописными средствами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки, был выдающийся английский романтик Джозеф Тёрнер. Художник отказался от воспроизведения «видов» определённой местности...

Цвет в живописи

Цвет любого тела воспринимается нами благодаря тому, что тела пропускают или отражают часть световых лучей, падающих на них. Поглощение и отражение лучей избирательно для каждого тела, поэтому мы видим цвет тела таким...

Все цвета можно условно разделить на два типа - холодные и теплые. Всем известен цветовой круг (рисунок 6), состоящий из желтого, красного - теплых цветов, синего и зеленого - холодных цветов и их промежуточных составляющих. Это цветовой спектр...

Цвет и его применение в дизайне

Теплыми считаются красный, оранжевый, желтый и вариации этих цветов. Это цвет огня, опавших листьев, заката и восхода, и в основном они бывают возбуждающими, горячими и позитивными. Красный и желтый - оба являются основными цветами...

Цвет и его применение в дизайне

Цвет является одной из важнейших составляющих любой композиции. С его помощью можно зрительно уменьшать и укорачивать, удлинять и увеличивать изображение, создавать ощущение равновесия и дисбаланса...

Цветоведение

Разобравшись в том, что такое свет и цвет, мы должны систематизировать знания, чтобы правильно применять их на практике. Как уже отмечалось, применение цвета во многом определяется личными качествами и эмоциями...