Коллективное творческое дело (КТД)

«Международный день школьных библиотек»

Время проведения мероприятия: 1 час.

Возраст участников: 13 – 14 лет

Форма проведения: игровая программа

Место проведения: аудитория

Цели:

    познакомить учащихся с историей праздника;

    расширять кругозор учащихся;

    сформировать интерес к отмечаемому празднику;

    способствовать воспитанию коллективизма;

Задачи:

    развивать наблюдательность, внимание, память;

    развивать интеллектуальную активность, умения анализировать, обобщать, сравнивать;

    побудить учащихся к чтению литературы, к посещению библиотек.

Участники: ученики 7 класса. Ребята делятся на равные по силам команды. Численность команд зависит от общего количества детей.

Необходимый инвентарь:

    изображения портретов писателей и поэтов;

    бланки ответов на вопросы викторины;

    бланки для решения головоломок и для написания письма младшим школьникам;

    медали для награждения.

Ход проведения мероприятия

На доске написана цитата, один из учащихся читает ее вслух:

Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу.

(Уильям Мейкпис Теккерей)

Учитель: Ребята, перед вами слова английского писателя-сатирика XIX века Уильяма Мейкписа Теккерея. Как вы понимаете их?

Дети выражают свое мнение.

Учитель: Молодцы ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем мероприятии?

Дети предполагают.

Учитель: Совершенно верно! Речь сегодня пойдет о библиотеках. 24 октября отмечается Международный день школьных библиотек, ежегодно его проводят в четвертый понедельник октября. Этот праздник отмечается во многих странах уже на протяжении многих лет, начиная с 1999 года.

Впервые президент Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL) Бланш Вуллз провозгласил этот праздник. Только к 2005 году Питер Дженко, новый президент данной организации, подтвердил уже официальный статус праздника. С 2008 года Международный день школьных библиотек стал преобразовываться в месячник, проходящий под разными девизами.

В нашей стране Международный месячник школьных библиотек был впервые проведен в 2008 году. В этот период были проведены обучающие семинары, чествование ветеранов библиотечного дела, были организованы съезды школьных библиотекарей, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, выставки, конференции, сборы книг).

Следует отметить что, наряду с международным днем и месячником школьных библиотек, отмечается также профессиональный праздник весной. Общероссийский день библиотек, который приходится на 27 мая.

Учитель: Ребята, а вы любите ходить в библиотеки? Почему?

Дети отвечают.

Учитель: Библиотека школы всегда занимала особое место в образовательной сфере. Библиотеки были в каждом учебном заведении: в духовных школах, в гимназиях, лицеях и т. д. Отечественные педагоги всегда рассматривали библиотеку как важнейшее неотъемлемое звено учебно-воспитательного процесса, они говорили о колоссальном влиянии содержания ресурсов библиотек на качество обучения учащихся.

Библиотека школы развивается в рамках конкретного учебного заведения, планирует свою работу, опираясь на цели, которые были поставлены перед педагогическим коллективом школы. Стоит отметить, что школьная библиотека становится первой в жизни для ребёнка.

Итак, ребята, сейчас мы с вами узнаем, ходите ли вы в библиотеки, как много вы читаете, и сколько интересного вы знаете. Я предлагаю вам разделиться на две команды, придумать название и девиз.

Дети: Первая команда «Библиотекари», наш девиз: «Библиотека – наш дом, и нам прекрасно в нем».

Вторая команда «Читатели», наш девиз «Читаем мы везде и всюду, ведь знание подобно изумруду».

1 этап

Учитель: Итак, начинаем первый этап нашего мероприятия. Внимание, «Викторина»!!!

    Звуковой повтор, преимущественно на конце, в двух или более стихах (Рифма).

    В лицее этот человек серьезно занимался французской поэзией, за что его прозвали «французом» (Пушкин).

    Совокупность событий в художественном произведении, которые представлены в определенной связи (Сюжет).

    В молодости этот писатель был участником обороны Севастополя, после этого он написал цикл «Севастопольские рассказы» (Толстой).

    Когда, по вашему мнению, появилась первая библиотека? (Первые библи o теки, обнаруженные археологами, относятся к IV веку до нашей эры. При раскопках древнего государства Ассирия, был найден огромный дворец, где в ящиках были размещены глиняные таблички с тестами).

    Устный рассказ, в основе которого, лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемое как достоверное (Легенда).

    Этот великий поэт и драматург никогда не хотел, чтобы его пьесы записывались и публиковались, он считал, что его пьесы должны воспроизводиться только на сцене (Шекспир).

    Перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству (Метафора).

Учитель: молодцы ребята, по итогам первого конкурса побеждает команда «Библиотекари».

2 этап

Учитель: следующий этап называется «Юный поэт». Для каждой команды предоставляется список слов, из которых вы должны составить свое собственное стихотворение.

Список слов для первой команды: литература, желание, физкультура, послание, любить, служить, радость.

Список слов для второй команды: писать, поэт, воспитать, совет, книга, двигать, мир.

Дети выполняют задание.

Учитель: молодцы ребята! Подводим итоги, по-прежнему лидирует команда «Библиотекари».

3 этап

Учитель: Для следующего конкурса, который называется «Я – фотоаппарат» приглашаются капитаны команд. Этот конкурс поможет узнать нам, насколько наши «Библиотекари» и «Читатели» внимательны, и как хорошо развита их память, ведь это так важно.

На доске (для каждого учащегося отдельно) расположены портреты известных писателей и поэтов (с указанием фамилий). Ваша задача в течение 30 секунд запомнить все портреты, после этого, одно изображение удаляется, и каждый из капитанов должен озвучить, кто был изображен на исчезнувшем портрете.

Подводим итоги… Побеждает команда «Читатели».

4 этап

Учитель: Сегодня было получено письмо от одного неизвестного писателя. Но, к сожалению, содержание письма непонятно, так как состоит оно их хаотичного набора букв, и вам, ребята, предстоит понять, какие слова зашифрованы. Письмо для первой команды:

Сеть локоть онод дерствос татсь руткульмын мечелоков – теинче.

Ответ: «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение». (А. Моруа)

Письмо для второй команды:

Водасбо тесущетвус тазем, бочты дохить в олибебтику.

Ответ: «Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку». (И. Бродский)

5 этап

Учитель: молодцы, ребята! Пока жюри подводит итоги конкурсов, ваша задача написать письмо младшим школьникам, рассказав им, почему же так важно посещать библиотеки.

Подведение итогов.

Дети завершают работу. Подсчитывается общее количество баллов. Учитель объявляет результаты, награждает победителей памятными призами.

По итогам всех конкурсов побеждает команда «Библиотекари». (Команде «Библиотекари» учитель вручает медали «Победитель», а команде «Читатели» медали «За активную работу»). Учитель спрашивает у ребят, понравилось ли им мероприятие, он должен спросить у них то, что они предлагают провести в следующий раз.

Международный день школьных библиотек появился в реестре праздников в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. С тех пор его ежегодно отмечали каждый четвертый понедельник октября. Но в 2008 году на смену одному праздничному дню пришел Месячник школьных библиотек. Теперь каждая организация может выбрать любой подходящий день для проведения праздника и мероприятий.

Главной целью месячника является привлечение общественного внимания к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении запасов классической и современной литературы. В рамках Дня школьных библиотек проводятся мероприятия по сбору книг от добровольцев, встречи с авторами произведений и интересными людьми, литературные презентации, профессиональные конференции и конкурсы.

Этот праздник не простой,
Он международный.
Вместе мы встречаем День
Библиотеки школьной.

Ждут учебники ребят,
Классики скучают,
Книги выстроились в ряд,
Знания сохраняют.

Будьте частыми гостями
Вы в библиотеке,
И раскроют книги вам
Все свои секреты.

Книги учат нас видеть истину,
Понимать настоящие ценности.
Они делятся важными мыслями
Из прошлого и современности.

Мы знакомились с этими книгами
В школьных библиотеках.
И хотим мы сказать им спасибо.
Они делали нас человеком.

Сегодня замечательный праздник - международный день школьных библиотек. Библиотека открывает школьнику безграничный мир книги, дает возможность познакомиться с выдающимися произведениями художественной литературы, прививает любовь к чтению. В профессиональный праздник мы желаем всем работникам школьных библиотек удачи в делах, хорошего настроения и благодарных читателей.

Школьная библиотека -
Удивительное место!
Для любого человека
Здесь найдутся интересы.

И учебники, и книги -
Кладезь знаний и событий,
Здесь возможно без сомненья
Сделать миллионы открытий!

Все ответы и подсказки
Здесь найдешь ты без труда!
Веришь здесь в мечту и в сказку
Школа, книга - навсегда!

Планшеты, компьютеры, смарты, айфоны -
Сегодня все школьники с ними знакомы!
Но как ни стремителен времени бег -
Учиться не сможем без библиотек!
Учебники здесь поселились гурьбой,
И нам не пройти мимо книги с тобой.
Не клавиши жмем, а листаем страницы.
Без книг ничему нам не научиться,
Ведь книгу с душою писал человек.
Прославим же День школьных библиотек!


Здесь даже воздух затаился,
Здесь кладезь мудрости разлился,
Её безмеренно черпай.

Есть в школе тихий мирный край,
Здесь все учебники хранятся,
Здесь книги долго не пылятся,
Бери на радость и читай.

Есть в школе тихий мирный край,
Его зовут библиотека,
Там неуч станет человеком,
И ты его не забывай!

В нашей школе есть библиотекарь,
Она книги детям выдает,
Нет спокойнее, мудрее человека,
Кто приходит - всех она поймет.

В этот славный день международный,
Мы вас поздравляем от души,
Труд ваш, несомненно, благородный,
Пусть проходит в благостной тиши.

Пусть вас очень сильно любят дети,
Ценят сердце доброе всегда,
Будет мир в душе и на планете,
И не будет горя никогда!

Кто всем школьникам поможет?
Кто подскажет нужный том?
Кто, по автору лишь, сможет
Книгу подобрать, притом?

Это наш библиотекарь!
Отвечаем в тот же миг,
Поздравляем и желаем
Добрых дней и ярких книг.

Библиотеки школьные сегодня поздравляем,
И всех работников приветствуем сейчас!
Вам процветанья, вдохновения желаем,
Чтоб было все и блеск, и класс.

Пусть стеллажи пустуют чаще,
Читали книжки чтобы школьники «в запой».
Библиотеки развиваются пускай блестяще,
И в них детишки пусть торопятся толпой.

Школьная библиотека -
Храм прекрасных, добрых книг,
Это шанс для человека,
Чтоб все науки он постиг!

Об этом помните ребята,
Ходите чаще в этот храм,
Вся мудрость мира вековая,
Тогда откроется здесь вам!

Сегодня День библиотеки,
И с ним, вас поздравляю я,
Больше умных книг читайте,
И будьте счастливы друзья!

Виват библиотекарь! Сценарий праздника, посвященного Международному дню школьных библиотек.


Предлагаю сценарий праздника «Виват библиотекарь!», посвященного Международному дню школьных библиотек, который я провела для библиотекарей школ Кировского района г.Уфы. Будет интересен и полезен для школьных библиотекарей.

Оформление зала: цитаты о книге, чтении, библиотекаре, поздравительные плакаты, нарисованные детьми, воздушные шары.
Библиотекарь: Дорогие мои коллеги, дорогие мои друзья! Сегодня у нас праздник. Праздник тех, кто решил посвятить свою жизнь служению книге и человеку! Предлагаю начать его с гимна школьных библиотекарей Кировского района города Уфы.
Пусть сияет в жизни нам звезда,
Что издревле книгою зовется.
Пусть приходят дети к ней всегда,
И тогда надежда к нам вернётся.
Да, у нас сегодня много дел,
Мы в свою удачу твердо верим-
Будет много впереди побед,
Коль читатель открывает двери.
Припев: Читатель – наш компас земной,
Наши книги хорошему учат,
Судьбы нам не надо иной-
Путь к знаниям дети получат.
И забыть по-прежнему нельзя
Как с тобою книгам мы служили,
Разные бывали времена -
Мы читателя всегда любили.
И сегодня свято верим в то,
Наши книги будут в школе вечно
Сеем в детских душах мы добро
Знатоки страны библиотечной.
(Н.А.Валеева, педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №34)

Библиотекарь : Выбор профессии – один из главных аспектов самоопределения личности. Мы этот выбор сделали давно и полюбили свою профессию – школьный библиотекарь, навсегда, на всю жизнь, и уже не представляем себя вне стен школы.
Да! Я люблю свою профессию
И с каждым годом все сильней,
Она похожа на поэзию,
Хоть много будничного в ней,
Она, как стих, не терпит серости,
Не терпит косности и зла,
Она еще в глубокой древности
Талант и мудрость обрела.
Ведущий 1: Труд библиотекаря… На Руси о нем заговорили с XYI века. И, если в западной Европе библиотекарь имел известный общественный вес, положение русского библиотекаря было более, чем скромным. Тогда библиотеки находились в монастырях, и должность библиотекаря сводилась к книгохранению. В XYII веке уже появились первые инструкции об охране книг, о приемах их использования. Их необходимость была вызвана появлением библиотеки Академии Наук, созданной при Петре I. Тогда же появились и первые школьные библиотеки: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки Академия яко без души». («Духовный регламент», раздел «Дома училищные», параграф 8).
Ведущий 2: К началу 30-х годов ХХI века в России было уже 62 гимназических библиотеки и несколько десятков при уездных училищах. В 30-х годах ХХ века школьных библиотек было уже более 44 тыс. школьных библиотек. Для улучшения библиотечного обслуживания в школах была введена дожность библиотекаря. В настоящее время в России функционирует более 62 тыс.библиотек образовательных учреждений.
Ведущий 1: Созвездие величайших имен включает в себя плеяда представителей библиотечного дела России. Это Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, драматург, сатирик. В течение 30 лет он работал помощником библиотекаря императорской публичной библиотеки в Петербурге.
Ведущий 2: В течение 50 лет в этой же библиотеке работал известный музыкальный и художественный критик, публицист, ученый – Владимир Васильевич Стасов. В понимании Стасова библиотекарь – это, прежде всего, эрудит, ученый, высококвалифицированный специалист, консультант и руководитель читателя.
Ведущий 1 : И мы знаем, что в нашем Кировском районе г. Уфы школьные библиотекари именно такие люди.
Выступают ученики 4 класса.
1 ученик: Библиотекари - народ
Особенной породы.
В тиши библиотек идет
Важнейшая работа.
2 ученик: Доступен мир познания,
И, помогая всем,
Складирует все знания
Ваш мозг, как ЭВМ.
3 ученик: Все больше вам так хочется
Читать, умнеть, мечтать
Или сосредоточиться -
Великое создать.
4 ученик: Великое без громких слов,
Незримое для глаз.
Для вас основа всех основ -
Чтоб свет души не гас.
Выступают ученики 3 класса.
1 ученик : Все у них всегда в порядке,
Книжки выстроены в ряд,
Четкость записей в тетрадке -
Это их святой обряд.
2 ученик: Тот, кто книгам друг сердечный,
Частый гость здесь, в этот день
Поздравляем всех, конечно,
Это праздник всех людей!
Ведущий 2 : Дорогие друзья, как вы думаете, с чего начинается библиотекарь?
Ведущий 1: Скорее всего, библиотекарь начинается с любви к книге. И эту любовь они прививают всем – и детям, и взрослым.
Выступают ученики 2 класса.
1 ученик: Давайте представим хотя бы на миг,
Что мы вдруг лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
2 ученик: Что будто никто никогда в этом мире
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре.
Что нету Незнайки – вруна-недотёпы,
Что нет Айболита и нет дяди Стёпы.
3 ученик: Наверно, нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Юрий Энтин. Слово про слово)
Ведущий 2: А как же читатель? Ведь без него не было бы и вашей профессии!
Библиотекарь : Ну, конечно, мы любим не только книгу, но и своих читателей, любим и надеемся, что обретем в их лице единомышленников – таких же книголюбов. Ведь в книгах каждый для себя находит что-то интересное, полезное для учебы, на кого-то хочет быть похожим, а на кого-то и нет.
Выступает ученица 9 класса.

Библиотека. В зале тишина.
Ты здесь сидишь, часов не замечая,
Друзей своих испытанных встречая,
Которым жизнь навеки продлена.
Они с тобой взрослеют наравне,
И учат неприметно, год за годом,
Идти вперёд, противиться невзгодам,
И видеть вечность в мимолетном дне.
Герои книг. Они нам все сродни,
Дубровский, Чацкий, чуточку – Печорин.
Характер наш рождается из зёрен,
Которые посеяли они.
На улице – зима. И лёгкий снег
Свивается в бесшумные волокна.
И манят нас задумчивые окна
В далёкий, близкий мир библиотек.
(Ю.Тюкавин.Песня о библиотеке)
Библиотекарь : Да, мы всегда будем верить и надеяться, что наши читатели «Самые лучшие изо всех живущих людей», они будут читать все, что мы посоветуем. И самое главное, что они будут свято хранить книгу. И исчезнет из нашего обихода такое нехорошее слово как «задолжник»
Ведущий 1: И тогда вам будет легко работать. И, наверно, профессия библиотекаря станет не только женской, но и мужской, хотя вы и сейчас выполняете много тяжелой работы – выдача учебников, бесконечные переезды, сбор и разбор стеллажей, передвигание мебели…
Выступают ученики 7 класса.
1 ученик: Милые лоцманы книжного моря,
Феи, дарящие радость другим,
Труд ваш невидим порой, но упорен
И безусловно необходим.
2 ученик: Искренни, пылки, добры неизменно,
В сложные миги не пряча лица,
Вы через рифы, прибои и пену
К знаньям ведете людские сердца.
3 ученик: Вы открываете новые дали
В бурном потоке шуршащих страниц,
Вечно стремясь, чтобы все понимали,
Что у надежд не бывает границ.
4 ученик: Милые феи, горячие души,
Скромные в жизни, святые в мечтах,
Пусть Вас обходят житейские стужи,
Пусть не погаснет волненье в очах.
5 ученик: И на Земле почитаемы будут
В тьме поколений и в точке любой
Ваши усилья, дарящие чудо -
Чудо общения с книгой самой.
Библиотекарь: Дорогие, друзья, вот и подошел наш праздник к концу. Праздник нашей профессии, нашей школьной библиотечной работы.
Поздравляем с Днем школьных библиотек,
Дорогие труженицы наши,
Пусть идут года, за веком век -
Книга - это то, чем мир украшен.
Книга - это радость для души,
Добрый друг, учитель, верный спутник.
Пусть и впредь к сиянию вершин
Мир она ведет глубинной сутью.
Ведущий 2 : Библиотечная работа
На вид простой и тихий труд
Вдали от пышного почета
Библиотекари живут!
Ведущий 1 : Так пусть же живут они вечно!
Ведущий 2: Всем здоровья мы желаем.
Будьте счастливы навек!
Вы не только библиотекарь,
Но еще и человек!!!
Ведущий 1: С помощью книги сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! Спасибо Вам скажет сердечное
Читателей дружный народ!
Все вместе: Спасибо!
Ведущие: Пусть всегда будет мир!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда буду я!
Пусть всегда будет книга!
Библиотекарь: Пусть добрым и умным будет наш Труд!
(Дети и библиотекарь поднимают плакаты с этими лозунгами.)
Звучит песня «Как прекрасен этот мир». Дети дарят библиотекарям шары и открытки.
Плакаты.
Библиотекарь начинается с книги.
Библиотекарями не рождаются, ими становятся в школьных библиотеках.
Библиотекарь должен знать всё, но не больше!
Толковый библиотекарь из любого читателя сделает книголюба.
Цитаты.
Библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания. Н. Рерих
Пока жива библиотека – жив народ, умрёт она – умрёт наше прошлое и будущее. Д.С.Лихачев
Библиотека и была, и будет
Священный храм живых печатных слов,
В её жрецах ходил и юный Бунин,
И целых 30 лет – мудрец Крылов.
Б.Черкасов
Фото с мероприятия

В любой школе мира имеется заветный кабинет, главной «начинкой» которого являются не стильная мебель или современная техника, а книги. Речь идет, конечно же, о школьной библиотеке. К услугам работающего в ее рамках специалиста - школьного библиотекаря - ежедневно обращаются как учителя, так и ученики. Интересно, что существует праздник мирового масштаба, посвященный библиотекам учебных заведений. Узнаем о нем побольше!


Сведения о празднике

Интересующее нас торжество носит название Международного дня школьных библиотек. Впервые его отметили в 1999 году. Инициаторами учреждения такого праздника стали представители ЮНЕСКО. Время проведения общественно-значимой акции всегда одно и то же и приходится на четвертый понедельник среднего осеннего месяца.

О том, что новая дата внесена в календарь, объявил в соответствующий момент Бланш Вуллз - человек, занимавший в то время должность президента ASL (Международной ассоциации школьных библиотек). Официальный статус празднику присвоили спустя 6 лет, в 2005 году, о чем сообщил Питер Дженко, сменивший на президентском посту указанного объединения уже упомянутого ранее Бланша Вуллза.


Прошло еще два года, и Международный день школьных библиотек из однократной ежегодной акции превратился в месячник. Об этом новшестве сотрудники «книгохранилищ» в учебных заведениях разных стран, поддерживающих проект, узнали от координатора праздничного мероприятия - Рика Малхолланда. Девиз первого октябрьского месячника в рамках общественно-значимой даты звучал следующим образом: «Грамотность и обучение в вашей школьной библиотеке». Примечательно то, что для проведения специфического праздника от школьных библиотекарей не требовалось следовать каким-то строгим предписаниям: достаточно было выбрать один день в указанном осеннем месяце на свое усмотрение для организации тематического мероприятия. Однако многие с недюжинным энтузиазмом отнеслись к этой инициативе, в результате посвятив Международном дню школьных библиотек неделю своего времени.



Как обстоит дело с праздничной датой в нашей стране? Российские школы присоединились к проведению месячника школьных библиотек относительно недавно - лишь в 2008 году. Именно тогда было организована и проведена эта замечательная полезная акция. Девизом ее послужила прекрасная фраза: «Школьная библиотека на повестке дня». В рамках отечественного месячника в большинстве российских школ прошли самые разные мероприятия: выставки, конкурсы, семинары, конференции, презентации и съезды библиотекарей.

История создания школьной библиотеки

Такое структурное подразделение учебного заведения, как школьная библиотека, появилось в конце XVII-го столетия. Произошло это благодаря усилиям москвичей, которые неоднократно подавали соответствующие ходатайства и прошения в вышестоящие инстанции.

Первыми появились школьные библиотеки в престижных учебных заведениях - гимназиях, училищах и кадетских корпусах. Постепенно этот процесс охватил школы среднего и низшего звена. Чуть позже данная структурная единица обосновалась даже в церковно-приходских училищах. О темпах возникновения школьных библиотек можно судить по следующей статистике: в 30-е гг. позапрошлого века в одних только гимназиях насчитывалось более 60-ти библиотек, а в церковно-приходских школах их было около 30-ти.


В 1860-м году власти провели реформу, имевшую большое значение для развития школьных «книгохранилищ». Она состояла в создании так называемой народной школы, в связи с чем началось формирование сети ученических библиотек. Становление этой системы происходило за счет средств, поступавших из карманов родителей, плативших государству за обучение своих детей, и благодаря добровольным пожертвованием неравнодушного населения.

В то время сетью школьных библиотек заведовало три правительственных органа: Министерство государственного имущества, Просвещения и образования, а также Синод. К началу XX-го столетия доля школьных библиотек в общем количестве всех структурных единиц данного типа составляла почти 80%. В 30-е гг. появилась профессия школьного библиотекаря. Ее возникновение было вызвано необходимостью улучшить библиотечное обслуживание.

Удивительно, но Великой Отечественной войне не удалось поставить раз и навсегда крест на идее разветвленной сети школьных библиотек. После ее окончания восстановление последних произошло в рекордно сжатые сроки. Вплоть до 1975 года в обязанность школьных библиотекарей вменялось лишь обслуживание учеников. Но, начиная с озвученного момента, к школьникам присоединиться и учителя.

Спустя 2 года школьные библиотеки стали укомплектовывать бесплатными учебниками. Вдобавок к школьному библиотекарю добавляются добавились новые специалисты: инспектор по учебным фондам и методист.

В настоящее время на территории России в рамках школ и подобных им учебных заведений свою деятельность осуществляют более 60-ти тысяч библиотек.

Задачи и функции


Школьную библиотеку образно называют «мозгом» школы. Справедливость этого неформального статуса подтверждают функции, которые выполняет библиотека в стенах общеобразовательного учебного заведения.

Всего можно выделить три таких основных функции:

Информационная . Она заключается в предоставлении школьникам и их наставникам возможности получать и использовать по своему усмотрению любые запрашиваемые ими сведения.

Культурная . Школьные библиотекари обязаны в рамках своей работы время от времени организовывать тематические мероприятия, целью которых является воспитание у учеников социального самосознания и культурное развитие.

Общеобразовательная . Имеется в виду способствование выполнению образовательных задач, обозначенных в школьной программе и присутствующих в концепции учебного заведения.


Направлений деятельности у школьных библиотек тоже несколько. Они должны быть оборудованы таким образом, чтобы дети, их родители и преподаватели могли беспрепятственно получать доступ к книгам и периодическим изданиям для прочтения и ознакомления; к компьютерным программам. Что касается непосредственно учителей, то они должны иметь возможность использования еще и методической и педагогической литературы. Методические консультации, оказываемые всем перечисленным категориям граждан, также входят в перечень услуг, оказываемых школьными библиотеками и их сотрудниками. Кроме того, деятельность школьных библиотек направлена на сохранение, пополнение и охрану книжного фонда.

Какие задачи стоят перед школьными библиотеками? Привитие ученикам любви к книгам, здоровому образу жизни, процессу чтения, удовлетворение потребностей педагогов информации, осуществление идейно-воспитательной работы. При этом школьные библиотекари должны использовать в своей деятельности новые компьютерные технологии, вести электронные каталоги, чтобы облегчить работу себе и обращение к услугам библиотеки лиц, ее посещающих.

Международный день школьных библиотек (International School Library Day) отмечается во многих странах ежегодно в четвертый понедельник октября, начиная с 1999 года по инициативе ЮНЕСКО. Причём каждый год он посвящён определённой теме.
Впервые его провозгласил президент Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL) Бланш Вуллз. В 2005 году официальный статус праздника подтвердил уже новый президент этой организации Питер Дженко. В 2008 году это событие вышло на новый уровень — в январе координатор проекта Рик Малхолланд объявил, что Международный день школьных библиотек преобразуется в месячник — тоже международный. В октябре этого же года прошел первый Месячник школьных библиотек (International School Library Month) под девизом «Грамотность и обучение — в вашей школьной библиотеке». Участники акции могли выбрать любой день в течение месяца для проведения мероприятий, посвященных школьным библиотекам. Некоторые, впрочем, не ограничивались одним днем и даже неделей, а объявляли долговременные мероприятия — такие, например, как сбор книг в течение всего месячника.



В России Международный месячник школьных библиотек впервые провели в 2008 году. Тогда его девизом стали слова «Школьная библиотека — на повестке дня». В тот год была заложена основа традиционной программы месячника. В нее вошли съезды школьных библиотекарей, презентации профессии «педагог-библиотекарь», чествование ветеранов библиотечного дела, обучающие семинары, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, конференции, выставки, сборы книг) и их родителей и учителей. И эти традиции празднования сохраняются и сегодня и приобретают все более массовый характер. Главным событием месячника в России остается Форум школьных библиотекарей, который проходит в Михайловском (Пушкинский заповедник в Псковской области).

Как празднуется Международный День Школьных Библиотек
в разных странах мира.


Австралия.
Свободный стиль одежды в этот день. Национальные костюмы поощряются. Работа волонтеров в школьной библиотеке. Книжные и фото-выставки. Библиотечные уроки и классные часы.

Великобритания.
Конкурс на лучшую фотографию о праздновании Международного Дня Школьных Библиотек в школе. Определяется по одному победителю в категориях "Начальная школа" и "Средняя школа". Победители получают комплект книг для библиотеки на сумму 50 фунтов стерлингов. Ассоциация разработала также праздничные постеры и книжные закладки специально для этого Дня.

Канада.
Имеет свой Национальный День Школьных Библиотек, который отмечается также каждый четвертый понедельник октября ежегодно, начиная с 2003 г. Авторские встречи. Конкурсы поэзии. Фотоконкурсы. Обмен книжными закладками между школами.

Италия.
Итальянская Библиотечная Ассоциация совместно с Римским Институтом культуры, Римской Европейской библиотекой и Римским Университетом проводят семинар “Библиотека: Партнер школы в образовательном процессе. Размышления, опыт и перспективы”.

Польша.
Неделя Школьных Библиотек. Общепольская научно - практическая конференция “Мультимедийные Информационные центры в библиотеках”. Празднование в школах: чтение книг, конкурсы, выставки, изготовление и обмен закладками.

Португалия.
Читательская эстафета. Изготовление закладок и праздничных открыток своими руками. Выступления учителей на тему: “Школьная библиотека, когда я был учеником“. Построение рукописной стены “По моему мнению, школьная библиотека - это…” Фотоколлаж “Пойман в библиотеке” и “Портрет с книгами”. День открытых дверей для родителей.

Румыния.
Чтение книг в библиотеке (ученики 2-4 классов). Дарение книг библиотеке (ученики 5-11 классов). Презентации книг. Изготовление закладок в подарок учителям, родителям и для обмена между учениками из других школ.

Чехия.
Интервьюирование учителей учениками о любимых книгах. Конкурс на самую забавную суперобложку для произведений классической литературы. Выставка литературы на иностранных языках. Конкурс на быстрый перевод книжных заголовков. Выставка редких и старинных книг из фондов библиотеки. Выставка - презентация лучшей Десятки книг.

Гон Конг.
Книжная ярмарка. Встречи с писателями и фотографами. Опрос учеников на тему, какую роль играет школьная библиотека в их образовании. Изготовление и обмен книжными закладками между своими школами и школами из других стран.

Нидерланды.
Конкурс изготовленных своими руками суперобложек для любимых книжек. В конкурсе принимают участие более 350 учеников.



Есть в школе тихий мирный край,
Здесь даже воздух затаился,
Здесь кладезь мудрости разлился,
Её безмеренно черпай.


Здесь все учебники хранятся,
Здесь книги долго не пылятся,
Бери на радость и читай.

Есть в школе тихий мирный край,
Его зовут библиотека,
Там неуч станет человеком,
И ты его не забывай!