Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3-4 лет

«Укрась бабочку»

Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки - шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст - они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

« Спрячь мышку».

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 - 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы (10х10), большая картонная игрушка - кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто - то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку - «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками.

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

«Светофор», «Мишка».

Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам .

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы:

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей).

На нижнюю - вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно - моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы:

пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Заплети косичку

развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

«Разложи фигуры по местам!»

Познакомить с плоскими геометрическими формами - квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы:

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится - вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Для детей 3-4 лет позволяют малышу изучать мир вокруг себя, усваивать понятия цвета, формы, пространственных и числовых отношений между предметами. Такие игры лучше всего проводить в небольшой группе деток в детском саду. Так у каждого дошкольника будет лучше усваиваться способность взаимодействовать с остальными детками.

Для детей можно сделать своими руками, которые им будут особенно интересны. Из материалов можно сделать интересные игры, которые становятся популярными в обучении дошкольников. Существует большое разнообразие игр, направленных на усвоение материала.

3-4 лет способствуют сенсорному развитию каждого малыша в самых разных областях и отраслях жизни.

Когда во время игры малыш общается с остальными детками и воспитателями или родителями, у него усваиваться навык взаимодействия с людьми и общения с ними. Также малыш получает свои первые знания о цветах, разных формах, величинах, вкусах, звуках, количестве, целом и его частях.

Развивающая дидактическая игра для детей 3-4 лет. Фигуры

Во время игры происходит вербальное общение детей между собой и со взрослыми, пополнение вербального словаря, вырабатывается скорость и четкость речи. Что немаловажно, игры способствуют проявлению художественного и эстетического восприятия дошкольника через ручек и пальчиков.

Развитие сенсорики очень важно для детей 3-4 лет, так как в этом возрасте – это первый и самый важный жизненный опыт. Если малышу дошкольного возраста не будет хватать сенсорного развития, то в более позднем возрасте эту недостачу будет трудно или невозможно восполнить.

Благодаря сенсорике дети смогут научиться точности восприятия предметов полностью и в виде разделения на части. Именно с изучения предметов и явлений начинается полное восприятие мира в целом. На этой основе будет строиться все последующее запоминание, воображение и мышление.

Умственное развитие детей 3-4 лет опирается на полное и развитое восприятие, это фундамент полноценного обучения. Малыш, который впитал в себя знания о цветах и их оттенках, геометрических формах, величинах, будет в будущем учиться лучше.

Деятельность, которая подходит для детей 3-4 лет и развивает сенсорику – это :

  1. Упражнения с разборными и дидактическими игрушками.
  2. Тренировки ручек различными материалами и веществами.
  3. Вербальное общение с другими детьми и взрослыми.

Осваивая сенсорику, детки смогут легко усвоить признаки разных предметов, и им не придется идти путем ошибок, которые бы они совершали, получая такой опыт стихийно.

Упражнения по развитию речи

Для детей дошкольного возраста существует огромное количество дидактических игр, которые способствуют развитию речи. Мы приведем примеры разных упражнений для улучшения речи, которые будут очень интересными.

Изучаем гласные буквы алфавит для малышей

«Гласные буквы» – упражнение, направленное на то, чтобы проявить и закрепить у детей навык выделения гласных звуков из заданного слова, а также общее развитие речи. Лучше проводить такое упражнение ежедневно, лучше в начале занятий или во время минутки физической нагрузки.

Все очень просто, взрослый должен задать каждому подопечному слово, состоящее из 2-3 слогов, а малыш должен назвать гласные буквы в этом слове.

Интересное упражнение «Волшебный мешочек» позволит развить у деток дошкольного возраста тактильных ощущений и восприятие разных материалов. Инвентарь можно сделать своими руками, для этого нужен мешочек, наполненный игрушками из разных материалов. Детки по очереди достают по игрушке и каждый должен сказать, из какого материала она сделана. Материалы могут быть самые разные, к примеру, дерево, стекло, пластмасса, резина, вата, глина.

«Назови три слова» – забава, которая направлена на улучшение речи и пополнение словарного запаса деток дошкольного возраста. Суть заключается в том, чтобы каждый из деток смог назвать три слова на заданную тему. Чтобы было интереснее, детки должны стать в шеренгу и по очереди отвечать на вопрос, делая шаг вместе с ответом и не замедлять при этом ход движения. Примеры вопросов: «Что нарисовать?», «Кто умеет летать?», «Кто плавает в воде?».

Дидактические картинки по математике

Игры для деток дошкольного возраста по математике позволяют дать детям основное понимание чисел, математических действий в виде сложения и вычитания.

Juicy Math – игра по обучению деток основам математики

Совет : Такие занятия лучше и интереснее проводить, если у вас есть картотека с математическими действиями, так проще будет объяснять задания детям. Математическая картотека может быть сделана своими руками, к этому можно привлечь и детей, это будет познавательно и интересно.

Например, желательно, чтобы ваша картотека имела изображение, где нужно посчитать, к примеру, вес черепах. На каждой черепашке будет написано число, сколько она весит. Нужно сложить цифры, указанные на черепашках и узнать, сколько весят две черепахи. А если эта картотека черно-белая и будет у каждого ученика, ее можно еще и раскрасить.

Еще одним простым и интересным примером станет картотека, где нужно посчитать количество нарисованных птичек и записать число в окошко. Эта картотека тоже может быть распечатана и разукрашена.

Как выбрать форму обучения

Дидактическая игра – это удобный метод обучения дошкольников, который является способом всестороннего обучения. Такие задания способствуют:

  1. Хорошей речи дошкольников 3-4 лет, она становится более ясной и четкой и происходит пополнение словарного запаса и использование новых слов в речи.
  2. Проявлению умственных способностей деток.
  3. Социальному становлению в группе.
  4. Усвоению таких понятий как справедливость, чуткость, сочувствие и так далее.

Существует несколько видов дидактических упражнений :

  1. Настолько-печатные, позволяют быстро и просто ознакомить ребенка окружающим миром. Это может быть картотека животных, сделанная своими руками, или же лото, домино или парные картинки.
  2. Словесные, они способствуют самостоятельному решению дошкольником мыслительных задач.
  3. Предметные, они позволяют детям ознакомиться с формой, цветами, материалами, научат деток проводить сравнение и устанавливать различия.

Форму обучения педагог может выбирать любую, в зависимости от того, чему нужно уделить больше внимания.

По образцам можно сделать подходящие игры малышам своими руками, что будет для них особенно полезным и запоминающимся материалом. Важно обратить внимание на развитие сенсорики, под которой понимаются обучающие меры по улучшению органов чувств. Все это способствует быстрому и эффективному познавательному процессу.

Для малышей детского сада разрабатываются различные игры, которые необходимы для этого возраста. Каждый год появляются новые методы, способствующие быстрому и эффективному обучению дошкольников.

С детьми проводятся игры, способствующие их быстрому усвоению пройденного материала. В дошкольном возрасте необходимы специально разработанные упражнения, способствующие улучшению речевых навыков.

Дидактическая игра “Что без чего?”

Алла Мельникова

Материал подготовила:

Ерошова Татьяна Михайловна

воспитатель второй младшей группы.

д/с " Светлячок".

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического развития детей, зависит. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Чтобы ребенок хорошо говорил, нужно развивать его ручки!

Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. В процессе игры дети учатся решать простые умственные задачи, такие как: поставить рядом два предмета одинакового цвета, сравнить их, сгруппировать предметы одинакового цвета, правильно назвать цвет. Работая над сенсорным развитием ребенка, изготовила разнообразный дидактический материал.

Я работаю с детьми 3-4 лет. В этом возрасте основной задачей ознакомления малышей со свойствами предметов, является обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для 2-ой младшей группы, сделанные своими руками. Все игры довольно просты в изготовлении, имеют не затратные расходные материалы. Их можно использовать как в образовательной деятельности, так и в свободное время. Дети с большим интересом и увлечением играют в них.

Д/и «Игры с бельевыми прищепками»

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение различать и объединять предметы по признаку и цвету. Развивать речь детей.

Для данной игры необходимо подготовить фигурки (я нашла в интернете, из различных обложек распечатала и заламинировала, и конечно, сами прищепки. Обычные бельевые пластиковые разноцветные прищепки. Будет лучше, если цвета будут более «настоящие» (т. е. именно синий, именно желтый


Д/и «Подбери чашки к блюдцам»

Цель: Развивать умение детей различать цвета и использовать название цветов в

речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Для этой игры нужно вырезать из цветного картона (лучше использовать основные цвета) «чашечки» и «блюдца». Детям необходимо в соответствии со цветом собрать чайную пару.



Д/и «Укрась бабочку»,

Цель: Развивать умение детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре – круг, о понятиях «один-много, «большой-маленький». Развивать мелкую моторику рук, внимание.



Д/и «Заплатка на варежку»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг,квадрат,прямоугольник,треугольник, цвете. Развивать мелкую моторику рук,внимание.



Д/и «С какого дерева лист?»

Цель: Развивать умение детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.



Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику И мелкую моторику!




Д/и «Рисование на песке.

Цель . Вызвать интерес к нетрадиционным способам рисования. Учить работать с материалом. Развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции.

Формировать у детей изобразительные умения и творческие способности Развивать уверенность в своих силах. Развивать мелкую моторику рук. Получать удовольствие во время работы.




Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждению, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет своими руками. Сенсорное развитие ребенка - это правильное и своевременное формирование.

Дидактические игры с прищепками своими руками.

Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.

Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.

При организации дидактических игр для детей от 3 до 4 лет необходимо хорошо знать их возрастные особенности: внимание малышей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Но в то же время дети в этом возрасте становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Учитывая это, нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям и, конечно, к игрушке, которая может привлечь ребенка своей яркостью, интересным содержанием.

Важно, чтобы в игре сочетались активные движения и действия с умственной задачей.

При проведении дидактической игры с детьми четвертого года жизни взрослый объясняет правила по ходу игры. Например, в игре "Собери пирамидку" ребенку сначала дается задание снять все кольца со стержня, затем найти самое большое кольцо и надеть его на палочку и т.д.

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением.

Кукла Катя проснулась.

Дидактическая задача . Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготка, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

Игровые правила . Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой - маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.

Игровые действия. Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.

Ход игры. Взрослый заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол.

На двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы - Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. Если в игре участвует несколько детей, нужно посадить детей так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению взрослого.

Взрослый объясняет правила игры:

Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Правильно. Это Таня.

Взрослый, обращаясь к большой кукле говорит:

Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Дети, она говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать ее одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю?

Платье, майку, трусики, колготки, туфельки.

Правильно. Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду?

Один ребенок увидел платье. Взрослый прикладывает платье кукле Кате.

Дети, посмотрите, годится Кате платье? (Дети улыбаются: платье явно мало.) Нет, оно мало. Значит платье не для Кати. Для кого же оно? Наверное оно для куклы Тани. Она еще спит.

Обращаясь к одному ребенку:

Поищи другое платье.

Ребенок находит платье побольше, примеряет кукле. Все видят, что оно подходит и просят одеть Катю.

Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи? - спрашивает взрослый, привлекая внимание детей к белью куклы.

Надо сначала трусики и майку надеть, - отвечают дети.

Значит, их надо найти. Кто найдет трусики и майку для куклы Кати? Только не ошибитесь!

Один ребенок подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку откладывает в сторону, берет большую майку и приносит взрослому.

Таким образом находят и дрйгие вещи. Приглашая детей к себе, взрослый просит одного надеть на куклу трусы, другого - майку, третьего - платье, застегнуть пуговицы, завязать пояс. при этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу.

Одетых кукол можно взять для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей деятельности ребенка.

Кукла Катя обедает.

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Ход игры . На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.

Дети, Катю надо покормить обедом, - говорит взрослый и показывает на стол, за которым сидит кукла. - А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в сторонке.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению взрослого дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.

Обращаясь к ребенку:

Что ты поставишь кате на стол?

Я поставлю вот это.

Как это называется?

Тарелка глубокая для супа.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а ребенок ставит перед куклой тарелку.

По просьбе взрослого дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

Новая кукла.

Дидактическая задача. Учить детей правильно называть предметы обстановки в комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей.

Игровые правила. Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обращается кукла; если она обращается ко всем детям, отвечают все хором.

Игровые действия.
Гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу.

Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль стены. Взрослый готовится начать беседу, но вдруг раздается стук в дверь.

Кто-то к нам идет, - говорит взрослый.

Отвернувшись на мгновение от детей, незаметно берет на руки куклу (дети ее раньше не видели), затем продолжает:

Как зовут тебя, малышка?

Прижимает куклу к щеке, имитируя секретный ответ куклы. Взрослый делает вид, что не совсем хорошо понял, и повторяет движение куклой.

Теперь понял. Дети, зовут нашу гостью Валя. Давайте покажем ей нашу комнату. Хочешь, Валя, мы тебе покажем и обо всем расскажем.

Кукла согласна. Дети называют предметы.

Затем взрослый с куклой в руках вместе с детьми подходит то к одному, то к другому предмету, имитируя вопросы куклы, спрашивает:

А это что у вас?

Это у нас аквариум. В нем живут красивые рыбки, - отвечают дети.

А здесь что у вас?

Это шкаф для игрушек.

Так кукла Валя познакомилась с игрушками и другими предметами, которые были в комнате, узнала, для чего они нужны; удивлялась, хвалила порядок, благодарила за внимание к ней. Дети охотно разговаривали с куклой.

Такой прием помогает включить в игру новую игрушку, у детей появляется желание играть с ней, беречь куклу.

Что изменилось? (Игра с матрешками) .

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

Игровые правила. Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама (самая большая матрешка).

Игровые действия . Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.

Ход игры . Взрослый показывает детям поочереднопять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

Дети сидят за столиком полукругом так, чтобы всем были видны матрешки.

Взрослый задает вопрос:

Дети, что вы видите на моем столе?

Матрешки, - отвечают дети хором.

Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? ("Разные".) А что у них разное? Посмотрите внимательно!

Вначале дети затрудняются ответить правильно, взрослый помогает им наводящими вопросами:

Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки платочек красный, у другой - зеленый, а у этой - синий. Как мы скажем про платочки одним словом? ("Платочки у матрешек разного цвета".) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.

А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.

В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.

Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры, способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. Так же как и в младшей группе, в игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, парные и разрезные картинки, лоскутки различных тканей, наконец, слово. Интересны игры, активизирующие движения, сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, у которого ленточка такого же цвета привязана к руке.

Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой. В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, а это повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели.

Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе. Например, организуя игру «Найди предмет из такого же материала», воспитатель до начала рассматривает с детьми разные предметы из дерева, металла, пластмассы, резины, затем объясняет правила: предметы, сделанные из резины, следует положить в резиновую шапочку, а из пластмассы — на пластмассовый поднос, деревянные — в ящик, а металлические — на металлический поднос. Предметы надо искать по всей комнате; кто нашел, должен положить их на соответствующее место.

При первом проведении игры воспитатель берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому- либо из ребят. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задать вопросы: «Из какого материала мы будем находить и приносить на этот поднос предметы?» (Показывает пластмассовый поднос.) Дети отвечают: «Из пластмассы!» — «А сюда?» (Показывает деревянный ящик.) Дети отвечают правильно. Убедившись в том, что детям правила игры понятны, воспитатель предлагает поиграть; по сигналу все идут искать.

В процессе игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

При подведении итогов игры акцентируется внимание ребят на их успехах, если даже они были у кого-то и незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения задания, у другого — старательность, настойчивость, у третьего — желание играть вместе с товарищем, договариваться, что будут вместе делать.

Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать усложнение ее содержания за счет включения новых материалов (стекла, тканей), а также правил игры: объединять играющих детей в звенья (чье звено больше найдет предметов за определенное время, начиная и кончая поиск по сигналу).

В средней группе вводятся чаще словесные игры не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: «Что подарили Наташе?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое)?», «А что потом?» и др.

С расширением опыта и развитием речи детям средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки. Например, игра «Бывает — не бывает»: правильный ответ — хлопают в ладоши, неправильный — грозят пальцами.

Таким образом, руководя играми детей, воспитатель и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.

Игры с предметами для детей 3-4 лет

Из чего сделано?

Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило . Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».

Ход игры . Для этой игры подбирают предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные (см. рис).

Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила: нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его. Напоминает, что мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, воспитатель вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические — положить на поднос, сделанный из металла, деревянные — на деревянную дощечку, пластмассовые — на такой же поднос и т. д.

В конце игры воспитатель отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет:

— Молодцы наши разведчики! Были внимательными, ловкими, никто не ошибся в выполнении задания!

Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их не ярко выраженное качество.

Найди такую же

Дидактическая задача . Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровое правило . Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

— Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди! — заканчивает воспитатель.

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал:

— Раз, два, три! Одинаковых найди!

Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

— Раз, два, три! Одинаковых найди! — говорит педагог.

Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух одинаковых матрешек. Воспитатель привлекает чаще к этой игре детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить, не подумав.

Новоселье куклы

Дидактическая задача . Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место.

Игровые действия . Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

Ход игры . Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранство и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

— У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! — начинает игру воспитатель.

Дети рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся.

Педагог говорит:

— Вот теперь мы и поиграем в игру — новоселье. Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое: я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Света, Юля и Марина и найдут все, что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.

Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Воспитатель продолжает руководить:

— Теперь пойдут Вова, Галя и Вика и принесут посуду — обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей. Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас?

— Игрушки! Много игрушек! — говорят дети.

Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках.

В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное — воспитатель побуждает ребят к творческой игре: надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ей комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе.

В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.

Магазин

Дидактическая задача. Учить описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине: вежливо попросить, поблагодарить.

Игровые правила . Отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предметами, игрушками дети потом играют.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов.

Ход игры. Воспитатель сообщает:

— Сегодня у нас открылся новый магазин. (До начала игры устраивают витрину с товарами, выбирают продавца.) Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить: «Покажи, что ты купил». А нам будут отвечать: «Покажу, если отгадаете!»

Один из детей выбирает игрушку и рассказывает:

— Я купил такую вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным.

— Фонарик, — догадываются дети.

Первого покупателя называет воспитатель. Все дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит его продать понравившийся ему предмет, указывает на него указкой. Продавец опускает в бумажный пакет покупку и вежливо говорит: «Пожалуйста!» Покупатель благодарит продавца и прощается.

— Витя, покажи, что ты купил, — просят дети.

— А вы отгадайте, тогда покажу, — говорит Витя.— Я купил такую маленькую вещичку. На стадионе судья с ним бегает, и если кто-то нарушит правило, он свистит.

— Свисток! Покажи!

Вова показывает свисток, а тот, кто первым отгадал — назвал свисток, идет покупать себе игрушку.

И так игра продолжается до тех пор, пока все ее участники купят игрушки. Закончить игру можно объяснением: «Магазин закрывается на обед». Дети, купившие игрушки, играют с ними, обмениваются друг с другом. Для игры надо выставлять забытые игрушки. Воспитатель может напомнить, как с игрушками можно поиграть. Например, сказать:

— Витя, когда будете играть на участке в хоккей, ты можешь теперь быть судьей. У тебя есть свисток.

Дети уже в группе договариваются, кто будет играть в хоккей.

Так через полученную («купленную» в магазине) игрушку намечается перспектива детской самостоятельной игры. Поэтому, подбирая игрушки, воспитатель продумывает возможность использования их в творческой игре. Это один из путей влияния дидактических игр на создание у ребят игрового замысла.

Что кому?

Дидактическая задача . Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровые правила . Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Игровое действие. Поиск нужных предметов.

Ход игры . У воспитателя на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий — игрушки: набор медицинских инструментов «Доктор Айболит», набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и др. (см. рис).

Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен столяру, плотнику».

Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая — профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

Кто что слышит?

Дидактическая задача . Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

Игровое правило . Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы как звучат.

Ход игры. На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино (игрушечное), гусли и др., т. е. все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат», — догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз (только тише). Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, машина сигналит, листья шелестят и др.

Узнай, что изменилось

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; воспитывать наблюдательность, активное запоминание; развивать речь и активизировать словарь.

Игровое правило. Называют изменения в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия . Перестановка за ширмой предметов так, чтобы дети не видели; отгадывание с использованием кукольного персонажа.

Ход игры . В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Веселый и озорной, он все время что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

— Дети, к нам в гости пришел Петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть1? Петрушка, расскажи детям! — начинает игру воспитатель.

Петрушка появляется из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя.

— Дети, сейчас мы будем с вами играть, — говорит Петрушка.— Я принес сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша?

— Посередине стола.

— А пирамидка?

— Справа от нее,— отвечают дети.

— А как можно сказать, где стоит матрешка?

— Она стоит слева от Маши.

— Запомнили, где стоят игрушки? Вова, скажи, где стоит Матрешка?

— Она стоит слева от Маши.

— Правильно. А где стоит пирамидка? Правильно. А кукла Маша между ними. Так, ребята? А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?

Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади нее оказались рядом пирамидка и матрешка. Петрушка обращается к детям:

— Что изменилось здесь? Где стоит сейчас Маша? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы! Вова, скажи, где стоит сейчас Маша?

— Она стоит впереди.

— А матрешка с пирамидкой где? Скажи, Оля!

— Они стоят сзади куклы Маши.

— Правильно, ребята. А сейчас я опять что-то переставлю, и вы отгадаете.

Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана. Петрушка говорит:

— А сейчас кто назовет, что изменилось? Что я переставил?

Дети недоумевают:

— Ничего не переставил.

— Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше, — говорит Петрушка.

Дети повторяют:

— Они так и стояли: Маша впереди, а матрешка и пирамидка сзади.

Петрушка за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а пирамидка с матрешкой остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева.

Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения ориентироваться в пространстве. Петрушка повышает интерес к выполнению правила: отгадать изменение в расположении игрушек, помочь ему найти нужную игрушку.

Усложняя игру, воспитатель увеличивает количество игрушек, а также усложняет правила игры: рассказать обо всех изменениях, которые произошли с игрушками (в одежде, положении рук, ног куклы, величине пирамидки, матрешки и др.).

Что игрушка рассказывает о себе?

Дидактическая задача. Учить детей умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ.

Игровые правила . Вынимать игрушки по одной из коробки; рассказывать все об игрушке, что знаешь и видишь (другие дети дополняют).

Игровые действия. Поиск предмета, одинакового с описанным. Кто первым нашел, тот берет следующую игрушку для описания.

Ход игры . Для этой игры воспитатель подготавливает два комплекта игрушек (по паре каждой из игрушек). Один комплект он кладет в коробку, игрушки из другого комплекта раскладывает в комнате так, чтобы их надо было искать. (Это он делает еще до того, как дети сели играть.)

В начале игры воспитатель приносит и ставит на стол коробку. Дети еще не знают, что в ней, но появление коробки, загадочный тон педагога вызывают у них интерес к игре. Интерес еще больше усиливается, когда воспитатель предлагает угадать, что в коробке.

Воспитатель предлагает двум-трем детям вынуть из коробки все игрушки. Ребята рассматривают игрушки, расставленные на столе, по желанию берут их в руки.

После того как непосредственный интерес к игрушкам удовлетворен, воспитатель объясняет правила игры:

— Дети, мы уже играли по-разному: в магазин, «чудесный мешочек», а сейчас поиграем в игру, которая называется «Что игрушка рассказывает о себе?». Игра эта трудная, но, я надеюсь, вы с ней справитесь. Вот, смотрите: что это? (Показывает знакомый детям- синий шар, потом толкает его, и шар катится по столу.)

Дети отвечают:

— Шар, синий шар. Он катится.

— А как вы узнали? — спрашивает воспитатель.

— Да видно сразу! — весело отвечают дети.

— Правильно, шар сам рассказывает о себе, что он круглый, синий, катится, — подтверждает воспитатель.— Вот мы и будем смотреть на игрушки, можно даже постучать ими, сравнить их, взвесить на ладошке и сказать, что игрушка рассказывает о себе. Один будет рассказывать, а все слушать и замечать, все ли сказано. А потом мы пойдем по комнате и будем искать такую же игрушку, совсем, совсем одинаковую. Кто первым найдет и принесет ее на стол, тот возьмет игрушку из коробки и расскажет о ней.

Воспитатель уточняет, что приносить игрушку надо только одинаковую и искать ее по всей комнате. Кто первым увидел игрушку, бежит к столу, ставит ее, остальные возвращаются на свои места.

— Молодец, Костя, ты был очень внимательным. Выбирай теперь игрушку и расскажи ребятам о ней, — говорит педагог.

В начале игры воспитатель дает образец описания, преднамеренно опуская один из признаков, чтобы дать возможность кому-нибудь из детей дополнить. Во время описания игрушек детьми в случае затруднения он помогает:

Боря, возьми в одну руку мяч, в другую шар. Что можно сказать о шаре еще?

— Шар легче мяча, — догадывается мальчик.

Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки «расскажут» о себе и всем будет найдена пара.

Двигательная активность в игре предупреждает утомление детей, повышает их эмоциональный тонус, активизирует мышление, внимание и речь.

Кто скорее соберёт?

Дидактическая задача . Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игровое правило . Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой — «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры . Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

— А сейчас будем соревноваться — чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко») надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) — овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по 2—3 человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). Называют команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз.

Горячо — холодно

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате; воспитывать любознательность, находчивость; развивать связную речь.

Игровое правило . Матрешку можно взять только после того, как будет правильно названо растение, под которым она спряталась (см. рис).

Игровые действия. Поиск матрешки, называние растения; при приближении к матрешке говорить слова «тепло, тепло!», при удалении от нее —. «холодно, холодно!», совсем приблизиться — «горячо!».

Ход игры. Растения, находящиеся в групповой комнате, воспитатель ставит так, чтобы они хорошо были видны, некоторые переставляет на новые места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «Горячо — холодно». Чтобы не ошибиться, надо знать правила. Кто-нибудь из вас — водящий (мы выберем его считалочкой). Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку под какое-нибудь растение. Когда скажем: «Заходи!», водящий будет искать матрешку. Если он ее увидит, то должен сказать, под каким растением она спряталась; только после этого ее можно взять. Мы будем помогать водящему искать матрешку: если он ушел от игрушки в другую сторону, далеко от нее, все вместе скажем: «Холодно, холодно!», если же он будет подходить ближе, скажем: «Тепло, тепло!» А если он близко подойдет к растению, где спряталась матрешка, скажем: «Горячо, горячо!» Значит, здесь надо искать игрушку. Давайте повторим это правило. (Вместе с детьми повторяет правило.)

Обращаясь к водящим, воспитатель напоминает о том, чтобы они прислушивались к словам, которые будут произносить дети. Игра начинается.

Выбирают считалочкой водящего, он выходит за дверь или отворачивается, чтобы не видеть, куда будут прятать матрешку. Прячут матрешку дети, это усиливает интерес к игре.

Для игры следует сначала взять 4 — 5, а затем до 8 растений, названия которых в средней группе должны хорошо знать, это герань обыкновенная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан, колеус, алоэ, аспарагус, душистая герань, бегония реке.

Нашедший матрешку должен сказать: «Я нашел матрешку под душистой геранью» или: «Матрешка спряталась за аспарагусом». После этого он отдает матрешку воспитателю. Дети аплодируют тому, кто без ошибки выполнил задание. Воспитатель следит за речью ребят, правильными окончаниями слов: сбоку аспарагуса, сзади бальзамина, под бегонией.

Эта игра проводится после того, как у детей накоплены знания о комнатных растениях.

К дереву — беги!

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

Игровые правила . Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву — беги!» Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.

Игровые действия. Поиск нужного дерева, разыгрывание фантов.

Ход игры. Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит:

— Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру «К дереву — беги!». Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот платит фант, а потом в конце должен отыграть его. Помните, как мы это делали: надо будет выполнить такое задание, какое мы придумаем. Так что будьте внимательными, не ошибайтесь!

У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит...

Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево.

— Раз, два, три! К этому дереву — беги!

Дети бегут к елке.

— Елочка, это наша елка! — радостно узнают в описании свое любимое дерево, возле которого они не раз устраивают праздник, водят хороводы.

— А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Лена, какое ты знаешь дерево? Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья, — предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.

После рассказа-описания Лены воспитатель дает команду: «Раз-два-три! К этому дереву — беги!» Здесь возможны ошибки детей: не к тому дереву подбежал, неправильно назвал. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на дерево, чтобы играющий понял свою ошибку. «Ошибся — плати фант! — напоминает о правиле воспитатель. (Фантом может быть любая вещь: платочек, значок, ленточка, стеклышко и др.) Так игра продолжается, пока не назовут деревья, которые растут на участке (до 10 деревьев). Игра заканчивается разыгрыванием фантов. Она пройдет живо и интересно, если будут придуманы занимательные задания.

— В этой корзине у нас фанты тех ребят, кто ошибся. Хотите отыграть их? Ну, тогда слушайте внимательно и быстро выполняйте все, что мы вам скажем.

Вызывает к себе более смышленого, находчивого из ребят и предлагает ему отвернуться. Вынимает из корзиночки ленточку Лены и спрашивает у отвернувшегося ребенка:

— Костя, скажи, что этому фанту делать?

— Попрыгать, как лягушка.

Лена встает и прыгает как лягушка, квакает.

— Хорошо. Получай свою ленточку.

— А этому что фанту делать? — спрашивает воспитатель, показывая детям значок Юли.

Водящий не знает, чей это значок. Он отвернулся.

— Пусть она сядет на пол и встанет, не помогая себе руками.

Юля пробует это сделать, но не сразу получается. Детям

весело. Юля настойчиво добивается и встает без помощи рук.

— Получай свой значок! Молодец, Юля!

Так поочередно возвращаются фанты их хозяевам, и игра заканчивается хорошим, веселым настроением детей.