Юлия Тришина

Аннотация

Игра предназначена для занятий с детьми от 5лет. В эту игру можно играть как в ДОУ , так и на дополнительных занятиях в учреждениях дополнительного образования, в начальных классах школы, а также в домашних условиях. Я применяю игру в совместной игровой деятельности детей, в организованной деятельности (на занятиях) по ознакомлению детей с окружающей средой и экологией . Игра позволяет закреплять знания детей о хлебе хлеба в старину на Руси хлеба закреплять знания о полезной и здоровой пищи (ЗОЖ) ; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми. Прилагается папка с фотографиями данной игры в готовом варианте, которая используется в работе, а также презентация игры, которую можно распечатать и использовать в своей работе

Страница № 4-8 (поле- образец, №11 (игровое поле) распечатать на количество игроков, страницы с № 12-16 (карточки) распечатать на количество игроков и разрезать, а страницы с№13-14 сначала склеить, а затем разрезать, страница №17 (поощрительные фишки) вырезать по контору (можно сделать больше)

Дидактическая игра «Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба ) »

Цель : Сформировать у детей представления о том, как и кем выращиваются злаковые культуры, как они попадают к нам на стол в виде хлеба

Задачи :

Образовательные : закрепить знания детей о хлебе как одной из величайших богатств земли; закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба в старину на Руси , и в настоящее время; расширить их представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с различными профессиями; формировать умение детей анализировать и работать со схемами, алгоритмами; сформировать систему знаний детей о приготовлении хлеба

Развивающие :

Развивать умение ориентироваться в пространстве (на бумаге) ; развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать речь и обогащать лексический словарь детей; развивать умение анализировать и выражать свои мысли; развивать познавательный интерес, активность; стимулировать проявление любознательности; способствовать развитию положительных эмоций; закреплять знания о полезной и здоровой пищи (ЗОЖ) ; формировать мелкую моторику рук; формировать представления детей о видовом многообразии однородных предметов (хлебобулочные изделия )

Воспитательные :

воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми

Предварительная работа : беседы, отгадывание загадок о хлебе , заучивание стихотворений, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе ; рассматривание картин, иллюстраций и презентаций по теме, чтение рассказов о хлебе : А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел” , С. Шуртакова “Зерно упало в землю” , Я. Аким “Хлеб” , Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко” , С. Дрожжина “Каравай”. Чтение рассказов М. Глинской "Хлеб ", М. Пришвина "Лисичкин хлеб ".

Словарная работа :

Существительные : рожь, пшеница, зерно , колосья , поле,земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы , комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлебобулочные изделия , хлеб , булка, батон, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные

Прилагательные– свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Глаголы – выращивать, пахать, боронить, сеять, косить, убирать, молотить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.

Материал :

Демонстрационный- картинки с изображением последовательности выращивания хлеба зернышка до хлеба хлеба

Раздаточный - карточки-поля, карточки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, карточки с изображением последовательности зернышка до хлеба , карточки с изображением последовательности изготовления хлеба , фишки для поощрения с изображением «колобка »

Ход игры.

Взрослый (педагог или родитель) предлагает рассмотреть картинки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, последовательности зернышка до хлеба , с изображением последовательности изготовления хлеба

Вариант №1 (игра проводится с 1 ребенком)

«Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба ) в старину на Руси»

На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности выращивании хлеба на Руси в старину .

«Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба ) в наше время»

На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности выращивания хлеба в наше время . Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле

«Путешествие Колобка- от зернышка до хлеба »

На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности от зернышка до хлеба . Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле

«Как нужно приготовить Колобок » »

На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности приготовления колобка (хлеба ) . Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле

В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди составляют последовательность путешествия Колобка по заданной карточке.)

Вариант № 3

Все игры проводятся по принципу игры-лото, тогда нужно подготовить любую их этих игр на каждого игрока. Карточки перемешиваются и раздаются детям, ведущий (ребенок или воспитатель) называет каждое действие по порядку или показывает карточку с изображением, дети- игроки закрывают на карточке –поле окно, соответствующее названной последовательности или показанной карточке. Выигрывает и получает фишку- поощрение тот, кто первым закроет все поле и правильно назовет последовательность, изображенную в игре.

Игру можно проводить с детьми используя интерактивную педагогическую технология "В парах"(дети раскладывают карточки работая в паре) В этом случае побеждает и получает «колобок » , пара которая первой составит последовательность выращивания и изготовления колобка .

Вариант №3 (на усложнение)

Предложить ребенку составить рассказ- описание о путешествие Колобка (от зернышка до хлеба ) по мнемотаблице. Составлять рассказ можно, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди называют последовательность)

В ходе игры я применяю физкультурную минутку «Колобок »

В землю зёрнышко посадим, наклоны вперед,

что же выйдет из него? разведем руки в стороны

Дождик землю поливает, руки вверх - вниз

Солнце землю пригревает закрыть- открыть глаза, приседание

Зернышко прорастает , постепенное вставание,

Тянется росток, руки вверх

Превращается в колосок

С ветром колосок играет ,

Ветерок его качает наклоны в стороны

А косарь сожнет колосок вправо – влево , имитируя косьбу

Отвезут зерно на ток имитация вращения руля

Мукомол зерно размелет . кулак на кулак и круговые вращения

А хозяйка из муки испечёт нам колобок . имитация – катаем колобок

И вот он какой-

круглый, соединить руки в кольцо,

румяный, потереть щечки

большой руки вверх. потянуться

Интересной Вам игры!

Литература

1. Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу . – Уфа : Башк. кн. изд-во, 1987.,

2. Барыкин К. К. Хлеб , который мы едим. – М.: Политиздат, 1983.

3. Ивин м. “Хлеб сегодня , хлеб завтра” . Детская литература, 1980.

4. Коломина Н . В. Занятия по экологии в детском саду . - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. «Мы» Программа эколог . образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. - СПб : «Детство-Пресс» , 2000.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений- М.: Азбуковник, 1997.

7. От осени до лета : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. - Волгоград : учитель, 2004.

8. Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006.

9. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей : Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000.

10. Федоров М. А. “Юному хлеборобу” - М . “Россельхозиздат”, 1984г.

11. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе . Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012.

, учитель-дефектолог, МБДОУ № 548 – детский сад компенсирующего вида, г.Екатеринбург.

  • Тема. «Как хлеб на стол пришел»

    Цель.

    Дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.

    Задачи.

    1. Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб.
    2. Обобщить представления детей о полевом растении – пшеница.
    3. Обогащение и активизация словаря.
    4. Развивать связную речь при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
    5. Привитие детям бережного отношения к хлебу.

    Оборудование.

    • для педагога: игрушка Незнайка, карточки-артикуляционные упражнения, игрушка–видеокамера, карточки–загадки, серия сюжетных картин о хлебе, хлебобулочные изделия на подносе, ИКТ, видеофильм «Откуда хлеб пришел».
    • для детей: образцы колосьев, зерен, муки, теста, хлебобулочных изделий, плоскостные формы хлебобулочных изделий, карточки-картинки, салфетки для детей, медали для поощрения.
    Этапы игры-занятия Содержание игры-занятия
    1. Организационный момент

    1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть!!!

    Ребята, посмотрите, кто это сидит у нас в кругу? Вы узнали его, это Незнайка. Он пришел к нам в гости и хочет с вами поиграть. Давайте вначале поздороваемся с Незнайкой, а потом друг с другом (дети передают игрушку и желают друг другу доброго утра).

    Сегодня Незнайка отправляется в путешествие. Он хочет узнать, как хлеб появляется на нашем столе. Ребята, а вы хотите узнать, откуда хлеб пришел? Значит, отправляемся в путешествие вместе с Незнайкой.

    Для этого нам надо подготовиться. Сделать упражнения.

    2. Артикуляционная гимнастика -Подготовим мышцы щек и губ.

    Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

    Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

    Мышцы языка.

    Иголочка.

    Воротник с широкими и острыми краями.

    Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык - «воротничок с острыми краями».

    Мышцы шеи и головы:

    Кошка умывается.

    Повернуть голову влево - облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо - облизать нижнюю губу.

    Круговые движения головой.

    Мышцы рук.

    (Пальчиковая гимнастика. См. приложение 1)

    Молодцы. Теперь мы с вами готовы к путешествию. А на чем мы отправимся в путь?

    Хорошо поедем на автобусе. Занимайте свои места. А чтобы все не забыть и другим рассказать, мы будем снимать на камеру (ставится игрушечная камера).

    3. Введение в тему - Ребята, посмотрите, что-то Незнайка загрустил. Он не может разложить картинки по порядку правильно. Давайте мы ему поможем.

    Дети выкладывают карточки-картинки на столе по порядку правильно.

    Молодцы. А Незнайка придумал для вас загадку:

    Вырос в поле дом
    Полон дом зерном
    Стены позолочены
    Ставни заколочены.
    Ходит дом ходуном
    На столбе золотом.

    Как вы думаете, что это?

    Правильно, это колос.

    Давайте остановимся и посмотрим на колоски. Дети подходят к образцам колосков и рассматривают их.

    В колосе много зерен.

    Какое это полевое растение? Это пшеница.

    Где растет пшеница? В поле.

    Верно. Незнайка хочет поиграть с зернами. А вы хотите? Возьмите вырезанные фигуры хлебобулочных изделий, покрытые пластилином, и нанесите на них зерна пшеницы. Зернышки берите по одному и укладывайте на форму на небольшом расстоянии.

    Понравилось играть? А нам надо отправляться дальше.

    Дети, а Незнайка опять загрустил. Наверное, не может отгадать загадку? Давайте поможем:

    У лепешки, каравая,
    Сушки, плюшки, пирожка,
    От рождения седая,
    Мать по имени … (мука).

    Незнайка принес для нас муку. А из чего получают муку? Из зерен колоса.

    Потрогайте, понюхайте, посмотрите на муку, попробуйте на вкус. Какая она? Белая, легкая, рассыпчатая, безвкусная и др.

    Понравилось вам рассматривать муку? Не забудьте после этого вытереть руки салфеткой.

    А что у вас лежит в другой тарелочке?

    Тесто. Верно. Если в муку добавить воду и другие продукты, то получится тесто. Давайте поиграем и с тестом, сделаем баранки.

    Пока мы с вами играли с мукой и тестом, Незнайка приготовил картинки. Он хочет составить рассказ, но боится, что один не справится. Мы с Незнайкой будем начинать рассказ по картинкам, а вы будете заканчивать.

    (На доске 9 картин. См. приложение 2)

    Словарная работа проводилась ранее.

    1. Весной землю пашут … плугом.
    2. Потом ее … боронят.
    3. Затем в землю бросают … зерна.
    4. Летом растения … поливают.
    5. Осенью начинается уборка … урожая.
    6. На машинах зерно везут на … мельницу.
    7. Здесь из зерна получают … муку.
    8. На хлебозаводах из муки пекут … хлеб, батон, булочки.
    9. Эти продукты продают в … магазине.

    Молодцы. Очень хороший получился рассказ.

    Незнайка немного устал. А вы? Давайте остановимся и поиграем. Выходите из автобуса.

    4. Физ. пауза (Включается медленная музыка)

    Игра-релаксация (См. приложение 3)

    5. Закрепление пройденного материала - Ребята, посмотрите, пока мы с вами отдыхали, у нас на видеокамере закончилась кассета.

    Давайте посмотрим, что у нас на кассете?

    Но вот беда, у нас на кассете пропал звук. Видно что-то сломалось. Но мы не будем расстраиваться, ведь вы - мои помощники. Кто хочет рассказать по слайду?

    (Дети составляют рассказ по слайдам «Откуда хлеб пришел». См. приложение 4)

    Молодцы.

    Ребята, а нам с вами пора возвращаться в нашу группу, а Незнайке в сказочную страну. А на чем мы с вами поедем обратно? Давайте полетим на самолете (имитация движений):

    В самолет детишки сели,
    Самолеты полетели.
    Полетали, покружились,
    На площадку приземлились.

    Посмотрите, ребята, пока мы с вами летели, хлеб появился и у нас на столе (на подносе под салфеткой выложен хлеб ржаной, пшеничный, булочки, сушки, баранки др.).

    Ребята, а ведь мы забыли рассказать Незнайке, что «Хлеб – это наше богатство», его надо беречь. Почему?

    Правильно. Очень много людей прикладывают труда и сил для его получения. Нельзя выбрасывать хлеб. Остатки хлеба можно скармливать животным. Давайте, еще вспомним пословицы о хлебе. Какие вы помните?

    - «Хлеб всему голова», «Без хлеба нет обеда». Что они означают?

    6. Подведение итога игры-занятия. - Какие вы у меня помощники! Что бы я без вас делала? Вы очень помогли Незнайке. Теперь он знает «Как хлеб появился на столе». И поэтому, он приготовил для вас подарки – медали (детям раздаются медали).

    Давайте попрощаемся с Незнайкой, ему пора. Он обязательно еще придет к нам в гости.

    Список литературы.

    1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992
    2. Волосовец Т.В, Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Владос, 2004
    3. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. – М., Айрис, 2008
    4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987
    5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М., 2007
    6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001
    7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996
    8. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса, 2003

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Пальчиковая гимнастика “Хлеб”

    Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто )

    А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги )

    Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы )

    Сдобные ватрушки,

    Булочки и калачи –

    Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши )

    Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед )

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Игра-релаксация “Зернышки”

    Звучит музыка природы.

    Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре).

    Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и дотянулся к солнышку (дети встают). Качается не ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой? (Овсяный.) Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Слайд № 1

    Это зерно – пшеница.

    Слайд № 2

    Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу в землю.

    Слайд № 3

    Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы.

    Слайд № 4

    Летом вырастают колоски, а в них много зерен.

    Слайд № 5

    Осенью пшеница созревает, и колоски убирают машинами комбайнами.

    Слайд № 6

    Зернышки достают из колосков – обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.

    Слайд № 7

    Затем зерно перетирают – мелят и получают муку.

    Слайд № 8

    Это мука. Муку можно купить в магазине.

    Слайд № 9

    В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.

    Слайд № 10

    А это тесто.

    Слайд № 11

    Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки.

    Слайд № 12

    Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке.

    Слайд № 13

    И получается вкусный и ароматный хлеб.

    Слайд № 14

    А еще из теста пекут печенье, булочки, кексы, ватрушки, пироги и пирожки, а также делают макароны. Все это мы покупаем в магазине.


  • Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста:
    "Откуда к нам хлеб пришел"
    Цель:
    В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.
    Задачи:
    развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
    развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
    познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
    воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
    воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать
    радость от процесса получения новой информации.
    Предварительная работа:
    Проведение тематической недели.
    ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.
    Чтение книги А. Мусатова “Как к нам хлеб пришел”, рассматривание картинок, зерновых культур, знакомство с новыми словами.
    Все о хлебе. Картины иллюстрации, плакат «Хлеб всему голова».
    Презентация «Как хлеб на стол пришёл»
    Презентация: “На хлебозаводе”.
    Серии картин «дары природы» Книга «Мое Оренбуржье». Альбом о хлебе.
    Инсценировка «Легкий хлеб» из книги Театр для малышей.
    Экскурсия в хлебный магазин «Весна», на хлебозавод посёлка Тюльган.
    Работа с тестом.
    Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста.
    Выставка хлебобулочных изделий.
    Конкурс рисунков «Хлеб всему голова»
    Дидактические игры (в группах и парах) – собери цепочку « Как хлеб на стол приходит»; Распредели по группам картинки « Как наши предки выращивали хлеб» и «Как хлеб выращивают сейчас».
    Словарная работа: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари.Прилагательные – свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.Глаголы – выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.Подготовка к исследованию, материалы:
    карандаш;
    блокнотик;
    зерна пшеницы, ржи; колосья;
    ступки для размельчения зерна на каждого ребенка; кофемолка ручная;
    мука ржаная и пшеничная;
    картинки “от зерна до хлеба”, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий;
    карточки последовательности исследования выращивания хлеба.
    Проведение занятия.
    (с использованием презентации «Как хлеб на стол пришёл»)
    Воспитатель: Ребята, кто может мне сказать, как называется книга?
    “Откуда к нам хлеб пришел”.
    А вы хотите узнать, откуда же пришел хлеб?
    Дети: Да.
    Воспитатель:
    Вот он – хлебушек душистый.
    Вот он – теплый, золотистый,
    В нем – здоровье наше, сила,
    В нем – чудесное тепло.
    Сколько рук его растило,
    Охраняло, берегло!
    Чтобы узнать, откуда хлеб пришел, мы проведем небольшое исследование. Потом наша задача подготовить сообщение или по научному – доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать, и какими способами?
    Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.
    Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?
    Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.
    Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?
    Дети: Мы должны подумать.
    Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о хлебе, а затем прочитать в литературе.
    Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – “подумать самостоятельно”, а затем – “посмотреть в книгах”.
    Воспитатель: Где мы еще можем узнать о хлебе?
    Дети: Еще мы можем узнать у родителей, взрослых, воспитателей.
    Воспитатель: Верно!
    Выставляется карточка “спросить у другого человека”.
    Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?
    Дети: Мы можем спросить у человека, который знает все о хлебе.
    Воспитатель: Такой человек называется агроном.
    Выставляется карточка “связаться со специалистами”.
    Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?
    Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
    На полотно выставляются карточки “посмотреть по телевизору”, “получить информацию у компьютера”.
    Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.
    Выставляют карточку “понаблюдать”.
    Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?
    Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать, спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
    Сбор материала.
    Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?
    Дети: Полученные сведения можно записать.
    Воспитатель: Но мы еще не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо?
    Дети: Мы умеем рисовать.
    Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения. И еще что-то все-таки можно запомнить.
    Этапы исследовательской работы.
    Подумать самостоятельно.
    Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе? Где мы покупаем хлеб?
    Дети: Хлеб покупаем в магазине. Он бывает белый и темный.
    Воспитатель: Почему хлеб разного цвета мы узнаем в ходе нашего исследования. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
    Дети: Батон, баранки, сушки, плюшка, пирожки, пирожное, печенье.
    Воспитатель: Сделайте свои зарисовки. (Дети делают зарисовки).
    Как же появился хлеб у людей? Я предлагаю узнать это из книги.
    Посмотреть в книгах.
    Воспитатель: У меня в руках “Энциклопедия для дошкольников”. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Люди научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научились выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным, как сейчас.
    Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А, вы, знаете пословицы о хлебе?
    Дети: 1. Хлеб – всему голова! 2. Без хлеба – нет обеда! 3. Будет хлеб – будет и песня. 4. Без хлеба не вкусно и не сытно.
    Воспитатель: Делаем зарисовки, что узнали из книги. (Дети делают зарисовки). Какой следующий этап исследования?
    Воспитатель: Связаться со специалистом.
    Воспитатель: Свяжемся со специалистом – агрономом.Воспитатель звонит, а дети слушают разговор по громкой связи.
    (Предварительная договорённость с агрономом сельхоз управления)
    Воспитатель: Здравствуйте. К вам обратились воспитанники детского сада “Алёнка ”. Мы проводим исследование по теме “Откуда к нам на стол хлеб пришел”. Что бы вы могли об этом рассказать?
    Специалист рассказывает, что хлеб выращивают из зерна. Сажать зерно нужно вовремя, во влажную, теплую землю. Отгадайте загадку, кто в этом помогает: “Какой конь землю пашет, а сена не ест?” (Трактор) Человека, работающего на тракторе, называют тракторист. С началом весны трактора готовят землю для посева зерна. Они землю пашут, боронуют, потом при помощи сеялки сеют зерно. Зерно прорастает, всходы растут, появляются колосья. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
    Самолет над полем кружит
    Следом вьюга вьет и кружит.
    Летчик сверху всюду – всюду
    Сыпет белый порошок.
    Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, пшеница созрела, пора ее убирать. Отгадайте загадку, кто помогает в этом: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?”
    Дети: Комбайн.
    Воспитатель: Ребята, кто работает на комбайне?
    Дети: Комбайнер.
    Воспитатель: спасибо вам за интересную информацию. Зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные).
    Физкультминутка.
    Дети изображают росток, а затем колосок.
    Колоски золоченые
    На ветру качаются
    На ветру качаются
    Низко наклоняются.
    Воспитатель: Какой метод исследования мы не использовали?
    Дети: Наблюдение.
    Наблюдение.
    Воспитатель: Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?
    Дети: На одних колосьях есть усы, на других нет.
    Воспитатель: Колосья с усами – это пшеница, а это рожь. Теперь рассмотрим зерна пшеницы, ржи. Чем они отличаются?
    Дети: Зерна пшеницы овальной формы, а зерна ржи удлиненные. Воспитатель: Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую пшеничную муку, из ржи – ржаную темную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная? (Дети исследуют муку, находят пшеничную и ржаную.) Поэтому и хлеб получается белым и темным. Попробуем сами сделать муку из зерна. Для этого нужно размельчить зерно. Дети проводят эксперимент изготовления муки собственными руками в ступке. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Теперь попробуем на ручной мельнице. Стало легче, но все ровно долго. Поэтому люди придумали большие мельницы. Давайте сделаем зарисовки, что еще вы узнали. (Дети делают зарисовки.)
    Воспитатель: Следующий метод исследования?
    Дети: Спросить у другого человека.
    Воспитатель: Давайте узнаем информацию у наших гостей.
    Вопросы детей: Куда зерно поступает дальше?
    Гости: Зерно везут на элеватор.
    Вопросы детей: Что там с зерном делают?
    Гости: Его там сушат, чтобы оно долго хранилось, просеивают от мусора, калибруют.
    Вопросы детей: Что дальше происходит с зерном?
    Гости: Затем его везут на мельницу, делают муку.
    Ребенок:
    Здесь такое с ним твориться,
    В оборот его берут,
    В порошок его сотрут!
    Воспитатель: Что это за порошок?
    Дети: Мука.
    Воспитатель: Человек, который работает на мельнице, называется мельник или мукомол.
    Вопросы детей: Что делают с мукой?
    Гости: Дальше муку везут в пекарню. Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.
    Воспитатель: Спасибо гости вам. Ребята, зарисуйте, то, что вы узнали. (Дети делают зарисовки). У нас осталось еще два этапа, какие?
    Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера.
    Воспитатель: Давайте посмотрим фотографии, как убирают хлеб с полей и видеоролик “На хлебозаводе”, как мука превращается в тесто, а потом в хлеб. Внимательно смотрите, потом зафиксируете информацию.
    Дети смотрят Презентацию, после просмотра делают зарисовки в блокноте.
    Ребенок:
    На большом хлебозаводе
    Станет тестом та, мука,
    Хлебу путь теперь недолгий,
    Вот он в булочной на полке,
    Вот уже к тебе на стол
    Он пожаловал – пришел.
    Воспитатель: С хлебозавода хлеб попадает в магазин, а затем к нам домой. Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола.
    Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас несколько детей по желанию, глядя на свои записи, зарисовки сделают доклад.
    2–3 ребенка по своим зарисовкам пробуют делать доклад. Затем воспитатель подводит итоги исследования, обобщая записи детей.
    Дидактическая игра "Цепочка". (Дети делятся на группы)
    Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)
    В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)
    Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)
    Из чего пекут хлеб? (Из муки.)
    Из чего мука? (Из зерна.)
    Откуда зерно? (Из колоса.)
    Откуда колос? (Вырос в поле.)
    Воспитатель: Наше исследование подходит к завершению. Ребята, посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб? (выставку хлебобулочных изделий приготовили родители)
    Дети: Пшеничный, ржаной, пышный, мягкий, душистый, аппетитный, хрустящий.
    Воспитатель: Много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, а одним словом – хлеборобы.
    Слава тем, кто хлеб растил,
    Не жалел трудов и сил.
    С огурцами ли, с картошкой
    Надо хлеб съедать до крошки.
    РЕФЛЕКСИЯ:
    Работа в группах с дид. материалом « Покажи с помощью картинок как хлеб к нам на стол пришёл».
    Чаепитие.

    Айнура Акматова

    Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.

    Игра: «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем».

    Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

    Здравствуй, Царь.

    Здравствуйте, дети. Где вы были?

    На мельнице (поле, пекарне, хлебном магазине и т. д.)

    Что вы делали?

    Что мы делали - не скажем, а как делали – покажем.

    Дети показывают задуманные действия. Царь должен угадать их. Если угадал - дети убегают, а Царь их ловит. Пойманные – отдыхают. Оставшиеся задумывают новое действие и игра продолжается. Если Царь назвал задуманное новое действие неправильно, дети остаются на своих местах и дают ему возможность еще 2-3 раза отгадать задуманное.

    Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая)

    Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

    Дидактическая игра «Что нужно для работы хлебороба»

    Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

    Дидактическая игра «Правда или ложь»

    Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

    Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

    1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

    2 Пекарь работает на комбайне?

    3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

    4 Продавец продает в магазине колоски?

    5 На мельнице работает мельник?

    6 Можно ли выбрасывать хлеб?

    7 Хлеб дает силу?

    8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

    9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

    Дидактическая игра с мячом «Назови правильно»

    Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.

    Материал: мяч.

    Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.

    Например:

    Как назвать хлеб ласково? - Хлебушек.

    Как называют крошки хлеба? - Хлебные крошки.

    Как называется посуда для хлеба? - Хлебница.

    Как называют человека, который выращивает хлеб? - Хлебороб.

    Как называют человека, который печёт хлеб? - Хлебопек.

    Как называют прибор для резания хлеба? - Хлеборезка.

    Как называют завод, где выпекают хлеб? - Хлебозавод.

    Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…

    Динамическая пауза «Посевная»

    Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)

    И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)

    Будет по ветру клониться

    Белоярая пшеница. (качают поднятыми руками из стороны в сторону)

    И гречиха в цвет рядиться, (вытягивают руки и вращают кистями)

    И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).

    Подвижная игра «Дружные зерна»

    Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

    Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

    Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

    Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

    Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

    Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

    Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

    Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

    В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

    Подвижная игра «Покажи колосок»

    Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

    Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

    Материал: пшеничные колоски

    Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

    Командная игра «Собери каравай» (пазлы)

    Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.

    Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.

    Материал: разрезные картинки с изображением каравая

    На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение.

    Физкультминутка «Каравай»

    В землю зёрнышко посадим

    Очень малое оно. (наклоны вперёд )

    Но, как солнышко засветит(руки в стороны, присесть )

    Прорастёт моё зерно. (постепенное вставание )

    Ветер тучку пригнал

    И нам дал. (наклоны вправо – влево, руки вверху )

    Сожнёт косарь зерно (повороты вправо – влево, имитируя косьбу )

    И размелет его. (кулак на кулак и круговые вращения )

    А хозяйка из муки

    Испечёт нам пирожки. (имитация – печём пирожки )

    И большой каравай. (соединить округлённые руки )

    Всем на радость раздавай! (развести руки в стороны )

    Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

    Мы тесто месили, мы тесто месили,

    Нас тщательно всё промесить попросили,

    Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

    Комочки опять и опять достаём.

    Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

    Рос сперва на воле в поле, (слегка покачивают руками ,

    Летом цвел и колосился, (поднятыми вверх ).

    А потом обмолотили( постукивают кулаками друг о друга )

    Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются» )

    Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки )

    В магазине занял место. ( вытягивают руки вперёд, ладонями вверх )

    Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх )

    А пришел на стол к нам – хлебом. (вытягивают руки вперёд ладонями вверх ).

    Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин»

    Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, хлебобулочные изделия, кассир, названия хлебобулочных изделий.

    Предварительная работа:

    1. Экскурсия в хлебный магазин с родителями.

    2. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

    3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин в хлебный магазин»

    4. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

    5. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?»

    6. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

    7. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках»

    8. Дидактические игры: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Кто больше назовет действий».

    9. Рисование «Хлебный магазин»

    10. Лепка «Вот он хлебушка какой»

    11. Ручной труд - изготовление с детьми атрибутов к игре (хлебобулочные изделия, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники)

    Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

    Предметно-игровая среда к игре: Халат и шапочка продавца, касса для кассира, ценники жетоны с цифрами вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи хлебобулочных изделий (маленькие, стеллажи для хлеба (из коробок).

    Игровые действия: Водитель привозит на машине хлебобулочные изделия, грузчики разгружают, продавцы разлаживают хлебобулочные изделия на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился хлебобулочные изделия, звонит на базу, заказывает хлебобулочные изделия. Приходят покупатели. Продавцы предлагают хлебобулочные изделия, показывают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение. В магазине работает продавец, продает хлебобулочные изделия. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку. Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки. Продавец получает чеки и отпускает товар.

    Художественное слово

    Загадки о хлебе:

    Был крупинкой золотой,

    стал зеленою стрелой.

    Солнце летнее светило,

    и стрелу позолотило.

    Что за стрела? (колос ).

    Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе ).

    В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница ).

    Мнут и катают, в печи закаляют,

    А потом за столом нарезают ножом (хлеб ).

    Тарелка супа меж локтями,

    а он в руках у всех ломтями,

    Без него, как видно,

    не вкусно и не сытно (хлеб ).

    Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,

    На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб ).

    На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,

    В огнедышащей печи выпекают кирпичи.

    Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб ).

    В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.

    В нем тогда таких, как я, будет целая семья (зернышко ).

    Одно бросил - целую горсть взял (зерно ).

    В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле ).

    Он на солнышке стоит и усами шевелит.

    Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос ).

    Лежит мужичок в золотом кафтане,

    подпоясан, а не поясом,

    Не поднимешь - так и не встанет (сноп ).

    Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,

    И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн ).

    Вырос в поле дом, полон дом зерном.

    Стены позолочены, ставни заколочены.

    Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос ).

    Зубья ходят, гребни машут,

    жатки по полю бегут,

    Как мальчишку под машинку,

    поле наголо стригут (жатва).

    Стихи русских поэтов

    Н. Некрасов «Нива»

    Дорого-любо, кормилица-нива,

    Видеть, как ты колосишься красиво,

    Как ты янтарным зерном налита,

    Гордо стоишь, высока и густа.

    В. Жуковский «Будто солнцу улыбаясь»

    Будто солнцу улыбаясь,

    На соломке молодой

    Дремлет, медленно качаясь,

    Ржи колосик золотой.

    Весь с рогами, как улитка,

    Жизни внутренней полна,

    Он пригнулся от избытка

    Полновесного зерна.

    А. Майков «Летний дождь»

    «Золото, золото падает с неба!» -

    Дети кричат и бегут за дождем.

    Полноте, дети, его мы сберем,

    Только сберем золотистым зерном

    В полных амбарах душистого хлеба!

    Ю. Жадовская «Нива»

    Нива, моя нива,

    Нива золотая!

    Зреешь ты на солнце,

    Колос наливая.

    По тебе от ветру -

    Словно в синем море -

    Волны так и ходят,

    Ходят на просторе.

    Над тобою с песней

    Жаворонок вьется,

    Над тобой и туча

    Грозно пронесется.

    Зреешь ты и спеешь,

    Колос наливая,

    О людских заботах

    Ничего не зная.

    Унеси ты, ветер,

    Тучу грозовую,

    Сбереги нам, боже,

    Ниву трудовую!

    Н. Рубцов «Хлеб»

    Положив в котомку сыр, печенье,

    Положил для роскоши миндаль.

    Хлеб не взял:

    Ведь это же мученье

    Волочиться с ним в такую даль!

    Все же бабка сунула краюху!

    Все на свете зная наперед,

    Так сказала:

    Слушайся старуху!

    Хлеб, родимый, сам себя несет.

    С. Мельников

    Золотистую пшеницу

    Жернова сотрут в мучицу.

    Из муки замесим тесто

    В формочках в печи ей место.

    Подрумянился, окреп

    В жаркой печке вкусный хлеб.

    Народные песенки и потешки

    Секи, секи, дождь,

    На нашу рожь,

    На бабину пшеницу,

    На просо, чечевицу,

    На дедов ячмень -

    Поливай целый день!

    Дождик, дождик, поливай!

    Будет хлеба каравай!

    Будут булки,

    Будут сушки,

    Будут пряники,

    Ватрушки!

    Свети, свети, солнышко,

    На зеленое полюшко,

    На белую пшеницу,

    На чистую водицу,

    На наш садочек,

    На аленький цветочек.

    Чей воз?

    Куда едешь?

    Что везешь?

    Что возьмешь?

    Что купишь?

    Не колода лодырь, не пень,

    А лежит целый день,

    Он не пашет, не орет,

    Лопату в руки не берет,

    Не жнет и не косит,

    А обедать просит.

    Проснулась Ульяна не поздно, не рано:

    Люди - косить, а она - голову мочить,

    Люди - грести, а она - косу плести,

    Люди - жать, а она - на меже лежать.

    Люди - молотить, а она - пыль ворошить.

    А обедать пойдут - и она тут как тут!

    Иди, весна, иди красна,

    Принеси ржаной колосок,

    Овсяной снопок,

    Большой урожай в наш край!

    Рифмовки

    Дождик, дождик, поливай,

    Будет хлеба. (каравай ).

    Плох обед,

    Коли хлеба. (нет ).

    Из земли взошел -

    К нам на стол. (пришел ).

    У хлеба, булки есть верхушка,

    И мы зовем ее. (горбушка ).

    Воровала синица

    В амбаре. (пшеницу ).

    Зимой не будет горюшка,

    Коль всё убрали. (полюшко ).

    На соломинке - дом,

    Зерна спрятаны. (в нем ).

    Ветер ходит в поле,

    Как волна на. (море ).


    (для старшего возраста)
    Задачи:

    1. Закреплять представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, что хлеб растят хлеборобы на огромных полях.

    2. Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов.

    3. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнёр, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка, борона).

    4. развивать связную речь детей.
    ^ Игровые правила. Дети должны показывать картинку в соответствии с рассказом водящего.

    Игровые действий. Сигнал, после которого может быть показана картинка; правильный показ отмечается красной фишкой, неправильный – синей.

    Материал. Карточки с изображением различных профессий хлеборобов и машин, помогающих им в труде.

    ХОД ИГРЫ

    Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (Ответы детей). Да, «Хлеб – всему голова» – гласит пословица. Сегодня мы поиграем и вспомним, как выращивается хлеб, какие машины помогают людям на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Кто-то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы знаем, а у кого такая картинка, тот покажет её. Не ошибайтесь, слушайте внимательно! но показать картинку можно лишь после сигнала (хлопок), который даст водящий.

    Водящего выбирают считалочкой. Первый рассказывает воспитатель, подавая пример детям.

    Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. Ещё одна пословица гласит: «Весенний день год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подаёт сигнал).

    Тот, у кого картинка с изображением трактора, поднимает её и называет: «Трактор, его ведёт тракторист».

    Затем рассказывают дети:

    Через некоторое время в поле уже работают другие машины. Зёрна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их (сигнал).

    Ребёнок поднимает картинку с изображением сеялки и говорит:

    Это сеялка. На ней работают сеяльщицы.

    Другой ребёнок, продолжая игру, рассказывает:

    На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как золотые волны. Когда приходит осень, колосья становятся совсем золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колоски могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины (сигнал).

    Один из играющих показывает карточку с изображением комбайна и говорит:

    Это комбайн, ведёт его комбайнёр. А потом на машинах везут зерно в новый дом (сигнал).

    Следующий ребёнок поднимает картинку, на которой нарисован элеватор, куда на машинах привозят после уборки с полей и сушки.

    Это элеватор. Хлеб везут на элеватор, - говорит он. – Дальше зерно отправляется в города, где из него делают муку на мукомольных заводах. Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и в пекарни (сигнал).

    Участник игры поднимает картинку с изображением специальных машин – муководов и говорит:

    Пекари пекут хлеб. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины. А в магазине люди покупают всё, что им нужно (сигнал).

    Кто-то из играющих показывает картинку, на которой изображены разные хлебные изделия.

    В ходе игры ведущий оценивает действия ребят: тому, кто по сигналу поднял нужную картинку, правильно назвал профессию и машину, выдаётся красная фишка, кто ошибся – получает синюю фишку. тот из играющих, кто набрал большее число красных фишек, выигрывает (считается победителем). Игра усложняется путём использования новых картинок с другими машинами и профессиями.

    ^

    дидактическая игра «а что потом»

    Задачи:


    1. Систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба.

    2. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

    3. Активизировать речь детей, их словарь.
    Правила игры. Называть последующий этап только после получения мяча в руки. Мяч бросать не обязательно рядом стоящему участнику, а любому, чтобы все были внимательны и активны. Кто ошибётся, платит фант, который в конце игры отыгрывается.

    ^ Игровые действия. Ловля мяча, разыгрывание фантов.
    ХОД ИГРЫ

    Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

    Мы много узнали о труде хлеборобов. Знаем, что делают люди на селе, чтобы у нас на столе каждый день был хлеб. Давайте вспомним об этом, поиграем в игру «А что потом?». У меня в руках мяч. Я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег, а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задержания на полях снега. (Бросает мяч кому-либо из игроков).

    Удобряют почву, - быстро отвечает тот, кто поймал мяч, и бросает его другому участнику игры, одновременно спрашивает:

    А что потом?

    Тот, кому брошен мяч, говорит:

    Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба: «Хлеб продают», «Хлеб на столе».

    ^

    дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»

    Задачи:


    1. Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе хлеборобов, обусловленных временем года.

    2. Воспитывать целеустремлённость, умение строго выполнять правила игры.
    ^ Игровые правила. Закрывать клеточки игрового поля только теми картинками, на которых нарисованы машины, работающие в соответствующее изображённому на больших картах сезону года. Играющие (3 человека) начинают действовать только по сигналу водящего. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее закроет клетку своего поля. Каждая победа отличается красным флажком. При повторении игры дети обмениваются большими картами, а маленькие карточки перемешиваются.

    ^ Игровые действия. Соревнование играющих – кто скорее и правильнее закроет пустые клетки - награждение флажком.

    ХОД ИГРЫ

    У воспитателя три картинки, на которых изображено зерно пшеницы, колосок и булочка. Играющие, не глядя, выбирают одну из них. Затем дети выбирают одну из карт с изображением разных сюжетов: хлебное поле весной, летом, осенью. Нужно к каждому сюжету подобрать картинки, на которых изображены машины, используемые во время посевной, жатвы, в производстве хлебных изделий. На этих больших картах есть игровое поле – пустые клетки. По сигналу ведущего каждый игрок быстро отбирает из общего числа карточек с изображением разных машин только те, которые нужны ему. Так, игроку с картинкой «Зёрнышко», надо найти на маленьких карточках такие машины, как трактор, плуг, борона, снегосгребатель, сеялка, разбрасыватель удобрений, грузовая машина с зерном. Для игрока с картинкой «Колосок» нужны будут машины для подкормки злаков, опрыскивания, скашивания, подборки и обмолота зерна, комбайны. Игроку с картинкой «Булочка» потребуется грузовик с новым урожаем, весы на элеваторе, мельница, тестомешалка, печь в пекарне, фигура «хлеб».

    По сигналу ведущего дети отбирают нужные карточки и закрывают ими клетки игрового поля. Кто справился, поднимает свою картинку. Водящий отмечает победителя и награждает его.

    При повторении игры ставится цель отрабатывать у детей внимание. Для этого надо незаметно подложить картинки с изображением других машин, не относящихся к сельскохозяйственным, например, каток, трамвай и др.

    ^ Дидактическая игра «Когда это бывает?»
    Задачи:


    1. Учить детей соотносить описание процессов сельскохозяйственного труда, данное в стихах и прозе, с определённым временем года.

    2. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

    3. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к родной природе.
    ^ Игровые правила. Показать карточку, соответствующую определённому времени года (отвечает тот, на кого укажет стрелка).

    Игровые действия. Отвечать по показу стрелки.

    Материал. Картинки с изображением труда людей в разное время года.

    ХОД ИГРЫ

    Воспитатель читает стихотворение «Лето»:

    Зарумянились вишня и слива,

    Налилась золотистая рожь,

    И, как море, волнуется нива,

    И в траве на лугах не пройдёшь.

    Затем поворачивает стрелку. Тот, на кого она указала, находит картинку с изображением лета и показывает всем играющим. За правильный подбор картинки ребёнок получает фишку. Педагог читает теперь отрывок из стихотворения В.Степанова:

    Убран хлеб и тише стало,

    Жарко дышат закрома.

    Поле спит. Оно устало.

    Приближается зима.

    И вновь поворачивает стрелку, которая указывает на другого участника игры. Тот ищет картинку с осенним пейзажем.

    Для этой игры используются и другие стихотворения о временах года и труде людей в природе.

    Нива

    Н.Некрасов

    Дорого – любо, кормилица – нива.

    Видеть, как ты колосишься красиво,

    Как ты янтарным зерном налита.

    Гордо стоишь, высока и густа.
    ^ Летний дождь

    А.Майков

    Золото, золото падает с неба! -

    Дети кричат и бегут за дождём…

    Полноте, дети, его мы сберём,

    Только сберём золотистым зерном

    В полных амбарах душистого хлеба!
    Рожь, рожь

    А.Твардовский

    Рожь уродилась. Близкие сроки.

    Отяжелела и на край

    Всем полем подалась к дороге

    Нависнула – хоть подпирай.
    Жёлтая осень

    А.Каминар

    Где б сегодня ни прошёл ты,

    Цвет везде увидишь жёлтый.

    Пожелтели всюду нивы,

    Жёлты груши, жёлты сливы.
    В.Кожевников

    Зеленеют дружно всходы,

    присмотрись – увидишь тут

    Самый главный труд народа.

    Самый нужный в мире труд.