Всем нам хочется, чтобы дома было уютно и красиво. Немало этому способствуют незначительные мелочи, которые, тем не менее, способны преобразить жилище до неузнаваемости. Но на эти милые мелочи, увы, не всегда хватает денег. А на что хватает, то не всегда нравится. Но выход есть в любой, даже безнадежной ситуации. Если вы имеете хоть немного терпения и одновременно у вас присутствует желание заняться творчеством, вы можете попробовать сотворить интерьер своими руками. Это будет не только красиво, но очень увлекательно. К тому же, как правило, люди очень трепетно относятся к своим собственным творениям, которые греют им душу. Всегда можно похвастаться перед друзьями и знакомыми своими творческими успехами и заслужить восторженные отзывы. А это, согласитесь, гораздо приятнее, чем просто демонстрировать то, что куплено в магазине, пусть и за большие деньги. Я говорю о батике, декоративной росписи ткани. Батик – это не только картины и шарфики, это еще и скатерти и салфетки, которые можно постелить на комоды, журнальные столики и т.д., где подскажет вам ваша фантазия.
Само слово «батик» – обозначает разнообразные способы ручной росписи ткани. Этих способов достаточно много, но я хочу предложить вам один из них – технику свободной росписи. Есть и другие виды росписи, но они немного сложнее и требуют более тщательной подготовки и тренировки.

Поверхности, на которых используются: Металл, дерево, камень, слоновая кость, хотя наиболее обычным является то, что оно применяется на холсте или на доске. Скипидар, льняное масло или без запаха растворитель используется для более жидкого мазков. Масло остается влажным в течение длительного времени, что способствует смешиванию цветов и позволяет удалить краску и рассмотреть некоторые области. Цены варьируются от очень низкого до высокого. Он имеет высокую консистенцию и кремообразную вязкость. Защитный лак может использоваться на законченной работе. Цвета можно наносить двумя способами: пастообразными или мягкими прозрачными пленками. Он может иметь матовое или глянцевое покрытие. Цвет не меняется, когда он сохнет. У этого есть особый запах.

  • Масло продается в трубах и баночках.
  • Для полотенец наиболее часто используемые ткани - это белье, мешковина и хлопок.
  • Масло обычно не используется для фресок.
Акварель: она состоит из пигментов, агглютированных гуммиарабиком или медом.

Инструменты и материалы

Для свободной росписи понадобится не очень много. Хотя кое-какие вложения сделать все же придется. Но, как говорится, искусство требует жертв, и без этого вам не обойтись.
Не обязательно покупать дорогие кисти, тем более пока вы учитесь. Можно использовать синтетические, они сейчас достаточно хороши. Но здесь нужно учитывать, что кисть должна формировать круглый кончик, чтобы вы могли наносить рисунок.
Для начала вам понадобится две-три штуки разных размеров. Например, кистями с международными номерами 10-12 хорошо расписывать небольшие и средней величины детали и участки работы. А тонким кончиком кисти вполне можно рисовать тонкие и четкие линии. К тонким кистям, которыми можно прорабатывать мелкие детали рисунка, относят кисти с номерами 3-5. Для закрашивания больших участков работы подойдут кисти с номерами 14 и далее. Плоская кисть тоже подходит для батика. Часто она используется для крупных участков.
В настоящее время выбор специализированных красок для росписи достаточно велик. Читателям МирСоветов для начала рекомендую использовать акриловые краски. Они разводятся водой и очень просты в использовании. И еще, что немаловажно, они закрепляются утюгом (хочу особенно отметить, что всегда выбирайте краски, которые закрепляются утюгом, для этого читайте внимательно инструкцию по использованию, расположенную на этикетке, либо приложенную к набору с красками). Краски можно покупать либо поштучно, либо набором, это зависит от рисунка, который вы хотите создать. Не забывайте так же, что дополнительные цвета можно получить путем смешивания основных. Это позволит вам немного сэкономить.


Ткань. Практически во всех пособиях по батику будет написано, что нужно использовать натуральный шелк, или, в крайнем случае, натуральный хлопок. Но на своем опыте могу сказать, что это совершенно не обязательно. Я пробовала расписывать совершенно разные ткани, вплоть до 100% синтетики (прозрачная ткань для шарфиков вроде шифона), все получается хорошо. Здесь главное учитывать, что чем лучше ткань впитывает воду, тем легче будет рисовать. Хотя, в принципе, любая ткань впитывает воду так или иначе, поэтому и расписывать можно любую ткань. Ну разве что за исключением прорезиненных и водоотталкивающих. Цвет ткани тоже не имеет особого значения, это зависит от вашей фантазии. Если вы уже продумали рисунок и фон, то можете подобрать ткань соответствующего цвета, чтобы не закрашивать большие площади краской.
Но следует помнить, что для свободной росписи синтетические ткани подходят плохо, здесь лучше брать натуральные. В данном случае, для декоративных салфеток хорошо подойдет лен. Это 100% натуральный материал, прекрасно впитывающий воду, поэтому роспись не будет слишком сложной. К тому же салфетки из льна при правильно подобранном рисунке создают своеобразный стиль, близкий к деревенскому. Они хорошо будут смотреться не только в загородном доме или на даче, но и, конечно, в городской квартире им всегда найдется место.


Рамы и подрамники. Один из наиболее необходимых предметов в росписи тканей – это рамы и подрамники.


Небольшие работы можно делать на пяльцах для вышивания или на подрамнике, который художники используют для натягивания ткани. Можно сделать раму самим, это не сложно и не займет много времени. Только материал, из которого предполагается рамка, должен быть мягким, чтобы в него легко втыкались кнопки, иначе вы не сможете хорошо закрепить ткань. Лучше, если это будет дерево. Ткань закрепляется на подрамник с помощью кнопок. Здесь старайтесь выбирать кнопки с длинным тонким острием, чтобы избежать порчи ткани. Лучше оклеить верхнюю сторону рамы скотчем или клейкой бумажной лентой, чтобы дерево не впитало в себя краску и не испортило следующую работу. Ткань следует натягивать так, чтобы не было провисаний. Кнопки желательно закреплять через 5-8 см.


Размеры рамок, если вы их решили делать сами, выбирайте по своему усмотрению, в зависимости от размера работ, которые вы собираетесь создавать.

Процесс создания работы

Ну вот вы натянули ткань на подрамник, разложили рядом кисти, краски и налили воду в стакан.


Если вы в состоянии сами создать рисунок, то смело приступайте. Возьмите мягкий карандаш и рисуйте на ткани композицию.


Только не нажимайте слишком сильно, чтобы линии в готовой работе не были слишком заметны. Если вы не чувствуете в себе художественного таланта, тоже не беда. Скопируйте понравившийся вам рисунок на ткань. Это легко сделать, подсветив ткань, натянутую на раму, снизу. В принципе, можно не рисовать рисунок карандашом, а начать сразу красками. Но в этом случае вы должны очень хорошо представлять себе, что именно хотите изобразить, и желательно, чтобы композиция была не слишком сложной, потому что переделать уже не получится. В лучшем случае тогда вы сможете сотворить нечто отвлеченно-абстрактное, а в худшем – просто испортите ткань.
При работе со льном есть некоторые особенности, которые читателям MирСoветoв стоит учесть. Этот материал неоднороден, поэтому цвет может ложиться неровно. Одни участки будут окрашены более интенсивно, другие – менее. Но это не беда, если вы выберете подходящий рисунок, где необходим как раз такой колорит.
Перед тем, как начинать пользоваться краской, намочите ткань водой. Для этого можно использовать либо большую кисть, либо губку.


При нанесении краски она будет растекаться по ткани. Но лен тем и хорош, что процесс растекания краски можно легко контролировать. Чем сильнее вы разбавите ее, тем сильнее она растечется. Поэтому если вы хотите, чтобы рисунок расплывался не сильно, не разбавляйте краски большим количеством воды. А если наоборот, хотите сильного растекания и смешивания цветов, то разбавьте посильнее. Хочу также отметить, что если вы не будете сильно разбавлять краски, цвет получится интенсивнее, и контур будет четче, если разбавите сильнее – все наоборот. Разводить краски можно в стаканчиках от йогурта, если погуще и немного, то в крышках от пластиковых бутылок.
Можно наносить один цвет поверх другого, будет интересное смешивание и необычный цвет. При раскрашивании старайтесь придерживаться контура рисунка, который вы нанесли заранее. Хотя при технике свободной росписи некоторой расплывчатости вам все равно не удастся избежать. Но это и не нужно, так как эта техника предполагает как раз такой вид изделия, как при росписи акварелью – взаимопроникновение цветов, расплывчатые контуры. Это придаст работе оригинальность и эксклюзивность.


Потом, для придания изделию законченности, можно нанести поверх его декоративный контур, который так же продается в художественных магазинах.

Как его применять написано на обратной стороне тюбика. С этим контуром работа приобретет законченность и более четкие очертания. Но здесь, как говорится, все карты вам в руки. Творите по своему усмотрению.
Готовую работу нужно просушить, не снимая с подрамника, примерно сутки.


Это зависит от краски, которую вы выбрали: сведения содержатся на тюбике. Когда ткань высохнет, работу нужно осторожно снять с подрамника и прогладить утюгом с обратной стороны в течение 5-10 минут для закрепления краски (все это есть в инструкции по применению той или иной краски). После этого оставьте ткань еще на сутки, а затем постирайте для удаления излишков краски. Стирать можно в теплой воде с небольшим количеством моющего средства. Считается, что лучше использовать жидкий стиральный порошок, но я пользовалась обычным, и все прошло хорошо. Тереть изделие не нужно, просто замочить, прополоскать и отжать, а потом развесить в развернутом виде. Когда работа высохнет, прогладьте ее, опять с изнанки, и все – шедевр готов!


Для отделки готовой работы можно использовать бусинки, кружева, бахрому, все, что вы хотите. Бусинки или стразы подойдут и для маскировки небольшого брака.











Желаю вам успехов в творчестве!

Роспись по ткани - это древнейшее искусство, позволяющее создавать уникальные произведения. Своими корнями этот вид художественной обработки тканей уходит в страны Юго-Восточной Азии - Японию, Китай, Индонезию. Старинные мастера чаще всего расписывали шелк, на котором оживали диковинные птицы и цветы. Привезенные в Европу ткани с ручной росписью ценились очень высоко, их могли позволить себе только представители аристократии. Техника росписи по ткани стала развиваться в Европе лишь в 20-х годах прошлого столетия. Все виды ручной работы по окрашиванию тканей называются "батик". Это слово пришло из Индонезии, оно означает дословно «капля на ткани». Существуют различные техники создания рисунков на тканях.

Используемые цвета прозрачны. Иногда они видят белый фон. Термин акварель относится к прозрачной краске. Акварель не разбавляется непосредственно в воде, как акрил, но кисти - это те, которые мокрые, а затем пропускаются на акварель, чтобы вы могли нарисовать на бумаге. Все акварельные блестки, если они подвержены воздействию солнца, цвета остаются более качественными пигментами. Цвет акварели изменяется в зависимости от количества воды, используемой в кистях или губках, используемых для окраски. У этого есть почти незаметный запах.

  • Акварель продается в таблетках, барах, карандашах и тубах.
  • Поверхность, на которой используется бумага.
  • Существуют различные текстуры, размеры и цвета бумаги для акварели.
Трассировочная бумага часто использовалась в качестве инструмента для изучения цвета, обзора или исправления.

Горячий батик

Это самый сложный способ росписи и один из самых древних. Чтобы создать многоцветный рисунок, нужные участки обрабатывают воском и опускают в горячий краситель. Под восковыми каплями ткань не меняет свой цвет, поэтому, окрасив часть рисунка в один тон, снова наносят восковые линии и красят в следующий цвет. И так многократно, пока не получится сложный узор. Такая кропотливая работа над одним полотном может продолжаться неделями. Готовую ткань натягивают для просушивания и окончательно удаляют воск.

Слайд проецировался на картон наполовину через рамку. Точки и диагонали были масштабированы, а случайные линии были нарисованы для достижения местоположения изображения на картоне. Позже Лихтенштейн будет рисовать и «чувствовать» изображение снова, пока оно не станет карандашом. «Всякий раз, когда Рой, когда работа проходила через все этапы, прослеживала линию на двумерной живописной плоскости, тонко сдвигала и улучшала состав». После повторного рисования рисунка на картоне черные линии были привязаны для создания контура изображения или заполнены черной лентой.

Холодный батик

В этой технике специальным составом (резервом) наносится внутри которого ткань раскрашивается в разные цвета. Только после нанесения всех цветов удаляют фиксирующий состав и прорисовывают контур. Чтобы получилась качественная роспись по ткани, ее обычно прокрашивают с обеих сторон.

Трассировочная бумага использовалась для переноса рисованных областей на цветные бумаги коллажа. Цветные поверхности бумаги застряли за рисунком на картоне. Лихтенштейн сделал это, чтобы увидеть законченный коллаж и внести изменения, прежде чем окончательно придерживаться. Иногда он вырезал одну и ту же форму в нескольких цветах, чтобы проверить, какая из них лучше всего работала в композиции и какой эффект она произвела. Затем он поместил разрезанные бумаги в форму, образованную черной ленточной линией, и постоянно закреплял их на двухсторонней ленте.



Узелковый батик

Этот способ доступен для всех. Он очень прост - перед окрашиванием на ткани завязываются узелки. Можно это делать в хаотичном порядке, а можно продумать особенный рисунок. Подготовленную таким образом ткань подвергают кипячению в красящем растворе. Подходит этот способ только для тканей, выдерживающих высокие температуры.

Если бы его беспокоили, Лихтенштейн использовал кальки и снова рисовал их. Ему было все равно, что коллаж был чист, ему нравилось «грубо». Он часто подавлял законченную область или застрял что-то над областью, где он раньше что-то ударил. Помощники напряглись и подняли холст. Они нанесли несколько слоев штукатурки и белой краски на растянутый холст. Готовый холст был помещен так, чтобы готовый коллаж можно проецировать, предварительно сфотографировать в формате 35 мм слайдов.

Он перерисовывал и «ощущал» изображение, используя карандаш, стирая и переделывая линии каждый раз. Он использовал тряпку, чтобы удалить следы ластика с холста. Часто на протяжении всего процесса Лихтенштейн рассматривал холст, вытянутый со всех сторон, используя самодельный мольберт, который мог полностью вращаться. Он также использовал зеркало, чтобы развить свою композицию, исследуя холст вверх дном и «удвоить расстояние». Он носил очки и смотрел на композицию над ними, чтобы лучше измерить общий «нечеткий» эффект.

Роспись по ткани аэрографом или акриловыми красками

Это современная техника, для ее выполнения нужны специальные для тканей. Их можно наносить обычной кистью или с помощью аэрографа. При выполнении рисунков таким способом можно использовать различные трафареты или

штампы, можно вместо них прикладывать растения и мелкие предметы. Работа с аэрографом требует определенных навыков. Он позволяет получить очень нежный, полупрозрачный слой краски и его поэтому часто используют профессионалы для создания оригинальных работ. Закончив роспись по красками, наносят закрепитель и как следует высушивают полотно. Эти краски лучше использовать для плотных тканей, а также для кожи и замши.

Он использовал лезвие бритвы, чтобы вырезать фотоленту и гитару, чтобы зафиксировать края на холсте. Этот процесс часто занимал несколько дней для одного холста и недель для всей серии. Эти шаблоны были сделаны для копирования существующих градаций в готовом коллаже. При использовании скальпеля Лихтенштейн мог осторожно перерезать точки, часто присоединяясь к шаблонам очков, которые шли с зерном, к тем, которые шли против зерна. Зачастую для записи зерна точек использовались два документа. Лихтенштейн рассказал своим помощникам, куда идти в центр самой большой точки или где поместить самую маленькую точку.

Роспись по мокрой ткани

Подобные работы очень необычны - краски плавно перетекают из одного тона в другой, получается эффект воздушности картинки. Полотно можно сначала выдержать в солевом растворе, чтобы не допустить некрасивых подтеков.

Современные дизайнеры для создания уникальных моделей одежды обращаются к новым технологиям, позволяющим создать печатным способом роспись по ткани. Фото, перенесенное на шелковое полотно, стало модным приемом у ведущих кутюрье.

Затем Лихтенштейн обратил внимание на область, которую нужно нарисовать. Когда шаблон был готов, спина была распылена аэрозольным клеем. Затем он применил ленту живописца над областями с черной лентой, чтобы не текла красящаяся черная лента и не смешивалась с цветами. Точечный шаблон был закреплен на холсте, а затем отполирован с помощью гитарного набора. Помощники использовали трафаретную щетку и нарисовали круговым движением. Точки и диагонали обычно сначала окрашивали маслом. Картина маслом для точек была нанесена непосредственно из трубки.