В последние годы все чаще стали встречаться славянские татуировки. Они имеют необычный внешний вид, у них особое значение и даже уникальная сила, которой они наделяют своего владельца. Если говорить о наиболее популярных и часто встречаемых символах, то это – знак плодородия и знак процветания. В 11 веке славянские татуировки для мужчин стали более разнообразными, поскольку в них стали использоваться католические знаки.

Женщины предпочитают наносить славянские татуировки, на которых изображены:

  • растительные орнаменты;
  • цветы;
  • сплетения нескольких растений;
  • кресты.









Славянские татуировки для мужчин – это, прежде всего, символы власти, внутренней и внешней силы. В частности, такими изображениями являются короны. Славянские татуировки эскизы которых представлены на этой странице нашего сайта, довольно часто имеют дополнение в виде рун. Такие наколки следует трактовать исходя из того, какое именно значение скрыто именно в руне.

Каждая отдельная руна – это уникальный символ, в чем-то загадочный, мистический. В них часто скрываются такие слова, как:

  • Перун – древнее славянское языческое божество;
  • Ветер и многие другие.

Все они произошли от старообрядников, а руны появились еще до 10-го века. Поэтому, чтобы расшифровать славянские татуировки для мужчин, необходимо знать, что скрывается в каждой руне:

  • Мир – это желание человека жить в спокойствии;
  • Радуга – найти путь, направляющийся в центр мироздания;
  • Сила – стремление добиться цели и взойти на вершину;
  • Перун – знак божества, охраняющего людей от ада.






Отдельного упоминания заслуживает татуировка, которая изображает лиственное дерево – такой рисунок символизирует жизнь. Если на тату изображены звери – это говорит о силе человека, который, при этом, желает приобрести все положительные качества животных.

Обратите внимание! В качестве оберегов, талисманов, защищающих от опасностей, принято было выбирать рисунки солнца, воды, огня.

Славянские татуировки эскизы свастики

Наиболее известной славянской татуировкой является свастика – существует множество вариаций такого рисунка, отличающиеся формой, особенностями углов. Многие люди путают славянскую свастику с нацистской, но это совершенное разные знаки и по особенностям рисунка, и по своему значению. Стародавняя славянская свастика – это рисунок, у которого имеется не менее трех (хотя, зачастую, количество таких изгибов бывает и большим) изгибов, направленных строго по направлению движения часовой стрелки. Ставший культовым символ, у которого загнуты концы, несет в себе перемены, а также чередование дня и ночи, сезонов года. То есть, в данном случае – это постоянный цикл, ведущий от зарождения к гибели и от гибели к новому рождению. Славянские татуировки эскизы представлены ниже.

Обратит внимание! Среди наиболее часто встречаемых оберегов, выбираемых староверами, встречались рисунки небесных светил, Громового колеса и др.

Славянские татуировки: языческие божества

Нельзя пройти мимо и древних языческих богов, которым поклонялись славяне до принятия христианства. Наиболее почитался Перун, который считался главным покровителем.

Среди прочих божеств отметим:

  • Велес – защитник леса, покровитель врачевателей и землеробов;
  • Сварог – в мифологии древних славян считался создателем всего на Земле;
  • Ярило – божество плодородия;
  • Ладинец – его изображение символизировало счастья и гармоничные отношения.









Исходя из известного тяготения славян оставаться в плену мифологических мировоззренческих установок, гипотетически можно утверждать, что история происхождения обычая татуирования у прародителей русских уходит в далекое прошлое.

Литературными источниками и сохранившимися обычаями русичей доказано, что одним из главных героев былин, сказаний и других форм культуры древнеславянского народного творчества был дракон. Наши предки его часто изображали впряженным в плуг, которым пахал русский богатырь, его лепили из глины, вырезали из дерева, украшая наличники и ручки ковшей. По древним поверьям, одно из предназначений дракона - отпугивать злых духов.

У восточных славян сохранились рассказы о том, как Перун преследуя змея (дракона), пронзал его в одном случае копьем, в другом - молнией. Такой сюжет можно было встретить и в деревянном творчестве, и в резьбе по кости (в Новгороде). Вспомним возвращенное из прошлого наследия изображение нынешнего герба Москвы - Георгия Победоносца, пронзающего копьем змея-дракона.

Не только дракон занимал сознание, мысли и умы славян, но и лев. Не случайно изображение этого экзотического для России животного мы встречаем в сюжетах лубочных сказок, украшениях одежды и даже на предметах обихода.

В народных сказаниях русалками становились утонувшие девушки, которые могли защекотать припозднившегося купальщика насмерть или утащить за собой в воду одинокого ночного путника - гостя, оказавшегося на берегу водоема. Покойник, не погребенный по обряду, становился вампиром. Это был еще один из распространенных персонажей народных сказок и былин древних славян. Поэтому они надевали на себя всевозможные обереги (амулеты), которые могли защитить их от нечистой силы - упырей, колдунов, оборотней. Обереги древних славян были различными, но чаще всего они представляли собой фигурку животного (мифического или реального), птицу, к которым прикреплялись всевозможные бубенчики, своим звучание отгонявшие злых духов.

Славяне-язычники глубоко верили в духов, колдунов, домовых, леших, банных и тому подобных фантастических существ, которые, по их представлениям, жили по соседству с ними. Одних они любили, других боялись. И все это, естественно, находило и продолжает находить свое отражение в их творчестве.

Предметно-образные символы реальных и нереальных существ, животных и птиц, которых древние славяне использовали в своем фольклоре, изобразительно-художественном и декоративном творчестве, стали излюбленными персонажами (героями) сюжетно-композиционных решений накожной живописи у современных россиян. Это драконы, львы, русалки и вампиры, леший, Баба-Яга и им подобные существа.

Известно сообщение арабского дипломата Ибн-Фадлана, датированное 921-922 гг., о том, что он во время своего путешествия из Багдада в страну русов, расселившихся вдоль реки Волги, наблюдал у местных жителей татуировку от ногтей рук до шеи -изображения деревьев, фигур животных и иных знаков и символов. Перечисленный набор татуировок был не случаен: дерево символизировало не только пространство, но и время. Об этом свидетельствует дошедшая до нашего времени загадка: "Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в гнезде по 7 птенцов" - о годе, 12 месяцах, 4 неделях, 7 днях. Образ дерева присутствовал и в заговорах. По верованиям славян, на священных деревьях (дуб, яблоня, береза, явор и др.) обитают Богородица, Параскева и другие святые. Дерево в свадебных обрядах воплощало плодородие живой природы, древо жизни. Изображение различных животных выполняло роль амулетов и оберегов, защищающих славян от злых духов и колдунов. Этот побудительный мотив был типичен для народов с мифологическим мировоззрением. И.Г. Остроумов полагает, что в прошлом тамга у вогулов (манси) в первую очередь служила оберегом. По мнению И.Н. Гемуева и А.А. Люцидарской, татуированные символы - "Знамена" на руках манси (вогулов) также изначально играли роль оберегов, они являлись знаком бытия человека на земле.

С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, ибо рассматривался церковью как составная часть языческих обрядов. Такое объяснение мы находим в Евангелии от Марка, где сказано: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена". Но нельзя утверждать, что религия, запрещая татуирование как языческий обряд, полностью его отрицала. В "Откровении" святого Иоанна, в главе 19, сказано так о новом пришествии Бога: "На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих". Возможно, запрещение татуирования было вызвано стремлением христианских священников оградить народ от всякого рода лжепророков, каждый из которых уже тогда говорил о конце света и называл себя новым Мессией.

В то же время, когда татуировка способствовала пропаганде религиозного культа, конкретного вероисповедания, церковь ее всячески приветствовала. Например, в Боснии среди католического крестьянского населения редко можно было найти женщину или девушку без татуировки, изображающей крест на лбу, на груди и на верхней части предплечья. Таким способом защитники католической веры препятствовали переходу католиков в другую веру, в частности в ислам.

Фанатики той или иной веры нередко использовали татуировку для нанесения на свои тела знаков принадлежности к определенной религии как символов веры и пропаганды ее среди населения. При этом, кроме символов веры, несомненно, изображали любовные, семейные и иные сюжеты, свидетельствующие о характере их владельца.

Отрицать факт татуирования среди ранних христиан нельзя. Можно допустить, что первые христиане наносили инициалы, связанные с именем Христа (X или И.Н. - Иисус Назаретянин), изображение ягненка, креста или рыбы. Данный факт подтверждает Прокопий из Газы, который писал, что многие первые христиане желали запечатлеть на своих ладонях знак креста, имя Христа, монограмму ХР либо знак "+" на лбу, который представлялся его владельцу крестом. Этот обычай был позже заимствован крестоносцами, которые заменили греческий крест латинским. На портретах рыцарей-крестоносцев, выполненных в технике эмали в 1150 г. известным Фламандским золотильщиком Годефройде де Клейром, имеется обозначенный символ христианской веры в виде креста на лбу. Упомянутые миниатюры Годефройде де Клейра украшают распятие в кафедральном соборе Нотр Дам в Сент-Омере (Франция).

У различных народов издавна практиковался обычай татуирования и нанесения различными красителями знаков на лице с целью увековечения паломничества к святым местам. Например, начиная с XV в. появляются отчеты паломников о совершенных странствиях в Иерусалим. В частности, немец А. Баппенхейм свидетельствует, что во время своего посещения Яффы в 1563 г. он увековечил на бедре знак креста. Другой паломник, Слисанки, в 1662 г. писал, что велел в Вифлееме выколоть себе на плече изображение святого гроба и знак пяти святых крестов, а также гору Каварию и Сион. Сделал он это еще и потому, что существовало поверье: если во время путешествия по морю корабль захватят турки, то, увидев татуировку паломников, отпустят. Этот обычай просуществовал до конца XIX в., что подтверждается ссылкой биографов на Георга V (1865-1936 гг.), короля Англии, который еще в качестве наследника трона в 1881 г., посетив Иерусалим, сделал памятную татуировку на плече в виде вифлеемской звезды. Этот обычай сохранился среди фанатиков веры до настоящего времени.

Происхождение татуировки, в частности на территории Боснии и Герцеговины, относится к дохристианскому периоду. Аргументируя эту точку зрения, польский этнограф Ч. Трухелка ссылается на древних историков и писателей, таких как Геродот, Страбон, Плиний, Помпоний Мелу, которые описывали в своих трудах обычай татуирования на Балканах и соседних территориях. Ч. Трухелка утверждал: "Судя по всему, этот обычай пришел с востока и был принесен на Балканы скифами от траков, населявших в то время Балканский полуостров, этот обычай переняли илиры, благодаря посредничеству которых он распространился вплоть до побережья Адриатики, что подтверждает Страбон". Исследователь А. Хаберланд в 1886 г. писал: "Сегодняшний обычай Боснии и Герцеговины может быть последним эхом необычно старой практики, подтвержденной древними". При этом нам представляется, что цитируемыми учеными завышается роль скифов, которых со славянами разделяет почти тысячелетняя история. Скифы не могли оказать прямого влияния на формирование искусства татуирования у славян. По нашему мнению, возможная ошибка уходит своими корнями в жизнеописания Геродота и других древних ученых. Например, греческий автор Приск рассказывает о "скифах", проживавших в Северном Причерноморье и на Дунае в V в. н.э., которые угощали послов медом и хлебом из проса. Необходимо отметить, что скифы были разгромлены готами еще в III в. до н.э., а мед и просяной хлеб - традиционное блюдо именно у славян, поэтому Приск встречался скорее всего не со скифами, которых уже к тому времени не было, а со славянами. Эту же неточность допустил и Геродот, который считал славян потомками скифов.

Однако вернемся к современным потомкам древних славян. В российской глубинке, в наиболее удаленных сельских районах нашей родины и по сей день можно встретить стариков с татуировкой в виде "шашечек" - шахматной доски, которую они называют "Утро". По их мнению, она означает, что светлые моменты жизни чередуются с темными. А иногда рисунок причудлив, и трудно сказать, что именно хотели изобразить его носители. Это своеобразное переплетение геометрического орнамента, растений и животных. На вопрос, что он обозначает, мы нередко получаем ответ: "Не знаю, такой рисунок носил мой прадед, и прапрадед, у нас в роду всех мужчин таким рисунком татуировали". И мы можем только догадываться, что хотели выразить этим изображением наши предки, может, это был амулет или знак принадлежности к определенной общине, помогавший предкам находить своих погибших бойцов на поле брани.

Нет оснований сомневаться в том, что славяне издревле использовали татуировку для различных обрядово-культовых, социально-общественных, религиозно-мировоззренческих и личных целей.

Славянское население активно использовало татуировку и как метод противостояния приобщению к чуждой для них вере.

История искусства татуировки насчитывает тысячелетия. В славянской культуре татуировки считались оберегом от злых сил. В древние времена люди украшали тело изображениями божеств, животных и другой символикой. Узоры, загадочные символы, языческие боги и орнамент - основные мотивы славянских тату.

[ Скрыть ]

Обозначение славянских символов на теле

Нанося на тело изображение дерева — символа жизни и плодородия, славяне верили, что это обеспечит им долгую и счастливую жизнь. Другой распространённый мотив - мифические животные (драконы, змеи и другие). Их считали злыми существами, поэтому изображали поверженными (пронзёнными копьём). Такая татуировка ограждала человека от несчастий, защищала от тёмных сил.

Существуют особые тату-обереги для мужчин и женщин, значение которых необходимо знать перед нанесением на тело.

Традиционные мужские символы:

  1. Колядник. Популярный оберег для мужчин. Символ мудрости, приносивший древним удачу в бою. Его рисовали на теле в виде татуировки, изображали на доспехах.
  2. Квадрат Сварога. Исключительно мужской символ. Особенно эффективен для представителей сильного пола, занятых физической работой. Придаёт сил, помогает проявить смекалку.
  3. Валькирия. Древнейший символ чести, справедливости, благородства и мудрости. Был распространён среди воинов. Его наносили не только на доспехи, но и на тело. Валькирия помогает избавиться от лишнего гнева и направить энергию в нужное русло.
  4. Солнечный (или кельтский) крест. Мужской оберег, помогавший славянам в сражениях. Татуировка с этим символом придаст владельцу стойкость, смелость, мужество и веру в себя. Использовался также у кельтов.
  1. Мир. Руна первого ряда, означающая объединение человека и Бога. Татуировка придаёт владельцу вдохновение и творческие силы, помогает раскрыть потенциал, наделяет стремлением к новым знаниям, уравновешивает внутренний мир.
  2. Радуга. Данная руна призвана символизировать дорогу, идя по которой, человек примиряет силы добра и зла. Татуировка с этой руной помогает в стремлении к покою и стабильности, покровительствует путешественникам.
  3. Крада. Символ огня и творчества. Тату с этим символом очищает душу от дурных и поверхностных мыслей, раскрывает творческий потенциал, даёт вдохновение.
  4. Ветер. Руна, воплощающая вдохновение, силу воли и творчество. Это изображение помогает исследовать себя и найти место в жизни.
  5. Леля. Символ воды, пробуждающий интуицию, расцвет и радость.
  6. Чернобог. Символ смерти и хаоса. Имеет негативный характер, но подойдёт тем, кто хочет изменить мир.

Славянские руны

Видео рассказывает о рунических славянских татуировках. Снято каналом Tarot and Runes PRESENT.

Славянский орнамент

Среди славянских татуировок широко распространены узоры и орнаменты, состоящие из различных фигур:

  • треугольников;
  • ромбов;
  • крестов;
  • спиралей;
  • точек;
  • квадратов и др.

Славянский орнамент

Символизируют такие узоры плодородие, процветание и единение с природой. Женщины носят татуировки с изображением крестов и растительным орнаментом (сплетения цветов, веток или листьев). Мужчины наносят на тело символ короны, переплетённой с сердцем. Значение такой татуировки — власть и сила владельца.

Славянская свастика

Свастика у многих ассоциируется с фашистской Германией, однако изначально символ принадлежал славянам и не имел никакого негативного значения. Славянская свастика выглядит как крест с загнутыми по часовой стрелке кончиками. Она обозначает перемены — круговорот природы, смену суток и сезонов.

Этот старорусский знак символизирует:

  • гармонию в природе;
  • расцвет;
  • силу;
  • радость;
  • здоровье.

Славянская свастика

Тату со славянскими Богами

Языческие Боги - одна из основных тематик славянских тату, обретающая популярность и сегодня. Древние считали, что такие татуировки — символ могущества, силы и защиты от невзгод.

Можно встретить татуировки с изображением таких богов:

  1. Велес. Символизирует плодородие. Дарует материальное благополучие, помогает людям, занятым в сфере медицины и земледелия. Этот символ означает также возвращение к корням. Изображение Велеса на теле принесёт в жизнь гармонию, процветание и тягу к знаниям.
  2. Перун. Бог молний, грома и отваги. Его почитали воины и дружинники. Татуировка с Перуном наделяет силой и мужеством.
  3. Ярило. Сын Велеса, покровитель тепла, весны и плодородия. Тату с изображением бога Ярило даёт жизненные силы и энергию.
  4. Сварог. Небесный бог, оберегающий всех живых существ. Татуировка с ним — сильнейший оберег, объединяющий божественное, потустороннее и человеческое начало. Рекомендовано тем, кто хочет привести жизнь в порядок.

Перун Сварог Велес Ярило

Обереги и амулеты

В славянской культуре татуировки выполняли роль оберегов. Они защищали владельца от тёмных сил, колдовства и болезней, придавали могущество. Сейчас тату можно наносить, как защитный амулет от недоброжелателей и негативной энергии.

Наиболее распространённые тату-обереги:

  1. Звезда. Универсальный амулет для привлечения успеха и благополучия. Татуировка с этим символом идеально подойдёт человеку, которого преследуют неудачи.
  2. Лось. Идеальный тату-оберег для мужчин. Придаёт целеустремлённость, позволяет добиться желаемого без потерь. Укрепляет здоровье и защищает от болезней.
  3. Цветок папоротника. Символ чистоты, света и жизненной энергии. Обладает лечебными свойствами, оберегает от хворей и дурного глаза. Способствует исполнению желаний, очищению души. Эту татуировку наносят на руку или спину.
  4. Волк, лев или медведь. Мощный защитный амулет. Рисунки охраняют от злых духов, дают мужество и силу. Изображают на плече.
  5. Паук. Амулет, защищающий человека от болезней и негативной энергии. Творческим людям стоит обратить на него внимание — оберег придаст вдохновения и новых идей.
  6. Чёрное солнце. Мощный оберег от тёмных сил и колдовства, многократно усиливающий энергетику владельца. Наносить татуировку с таким символом нужно осознанно - он налагает ответственность на владельца. Человек, носящий это тату, должен жить честно, уважительно относиться к предкам, полагаться на разум и здравый смысл. Только в этом случае амулет его оберегает.
  7. Одолень-трава. Мощный оберег от болезней, дающий здоровье и защищающий от сил зла. Наносили на тело, доспехи, посуду и другие предметы.
  8. Лунница. Женский оберег от тёмного колдовства. Считалось, что молодые женщины наиболее подвержены порче, поэтому им рекомендовался этот символ. Татуировка защитит от сглаза, порчи на бесплодие и привороту к неприятному мужчине.

Цветок папоротника

Славянские татуировки очень уникальны, привлекательны и многозначны. Нередко люди выбирают эти нательные рисунки для того, чтобы они могли быть оберегом и талисманом от несчастий. Темы изображений могут быть различными:

  • языческие божества;
  • геометрические фигуры.

Славянские татуировки - влияние стиля

Все эти изображения в свое время пользовались в молитвах и обрядах староверами. Чаще всего выбор останавливают на солнцеворотах, квадратах, славянских рунах, трикселях, символах свастики. Кроме того, используемые орнаменты могут быть смешанными. Интересно, что эти татуировки широко использовались в средневековье – например, с их помощью помечали товары и еще они использовались, как торговые марки (они назывались «тамгами»).

Более того, некоторые символы даже перекочевали в католическую символику, что также отразилось на богатом разнообразии татуировок. До сих пор люди любят наносить нательные изображения крестов, красивые лиственные, а также цветочные орнаменты. Применяются также цепочные сплетения разнообразных объектов.

Мужчины в древних славянских племенах обычно делали себе татуировки для демонстрации силы, могущества и власти. В частности, предпочитались рисунки короны или сердечного органа, внутри которого было указание на титул или происхождение носителя. Сейчас все эти символы можно набить в нашем Территория.

Тату славянская тематика - секреты стиля


Можно отметить несколько основных характеристик, которыми обладают славянские татуировки:

  • Использование гжельских символов;
  • Использование палехских символов;
  • Обращение к былинным и песенным образам;
  • Узоры, взятые из ранних источников славянской письменности;
  • Копии полотен, нарисованных русскими художниками (очень актуально на сегодняшний день).

Если говорить о рунах, то эти элементы были основными в древней славянской письменности и до сих пор остаются актуальными в современных татуировках. Причем, не следует считать, что сам уже является чем-то отмершим и остановившимся в развитии. На самом деле, он продолжает развиваться, ассимилируясь с другими жанрами, развивая новые сюжетные композиции и тематики.

Каждый символ может иметь по несколько значений – не столько, сколько , и тем не менее. Чаще всего это светлая символика, связанная с миром, победами, радугой, ветрами, силой и спокойствием.