Красота девушек на Руси прославилась на весь мир. В свое время их считали самыми привлекательными среди всех остальных, причем секреты их красоты пытались узнать многие женщины мира. Какие параметры женского тела и моральных качеств считались идеальными на Руси и кто был идеалом подражания?

Девичья красота. Идеалы Руси

Деревенский уклад требовал от каждой жительницы обладать особыми качествами, которые в современном мире могут посчитаться нецелесообразными. Но девушки Руси сохраняли этих традиции и обычаи вплоть по XIX века.

Главная задача любой женщины Руси – продолжение рода. Именно этот критерий нередко совпадает с правилами жизни мусульманской женщины. Русь же славилась тем, что в достаточно юном возрасте, примерно 13-16 лет, молодые дочери выдавались замуж за мужчин. Основной их задачей было также поддержание порядка в доме, научиться искусству соблазнения своего мужчины. Женственность – качество, которым славились девушки. Они воспитывались в строгости, соответственно законам того времени, но в то же время их основной задачей было угодить своему мужчине.

Приятная внешность, умение правильно одеваться, придерживаться этикета и моральных установок – главные требования к любой женщине. При этом достаточно большой акцент уделялся ее «честному» имени. Ни одна из барышень не имела права разгуливать подолгу со своими подругами, а встречаться с мужчинами и вовсе было запрещено. Если девушка приглянулась молодому парню, то он имел право вступить с ней в любой контакт лишь после обряда венчания.


Существовало несколько правил относительно стандартов красоты на Руси:

    Крепкое телосложение. Худощавые девушки не были в почете, поскольку считалось, что они не смогут родить здорового ребенка. Кроме того, такие барышни нередко не могли выполнять домашнюю работу наравне со своими супругами

    Высокая грудь и круглые бедра. Особенно это ценилось среди молодых девушек, которые еще не рожали детей. Такие женщины считались идеалом красоты, пышная грудь, широкие и упругие бедра, круглое лицо – поражали воображение любого мужчины на Руси

    Несмотря на новомодное веяние в Европе на бледнолицых девушек, здесь не прижились такие стандарты. Потому бледное «аристократическое» лицо воспринималось мужчинами Руси не иначе, как признак болезненности избранницы или ее неспособности заниматься домашним хозяйством. Девушки, которые с утра до вечера проводили время в работе под раскаленным солнцем, просто не могли оставаться светленькими

Кроме того, самыми обаятельными считались чернобровые девушки с пышными и шелковистыми волосами. Нередко они заплетали их в тугие косы, которые не состригали большую часть своей жизни. В те времена не было заведено носить короткие стрижки, потому даже старшие женщины имели густые косы.

Вымышленные правила красоты на Руси

Среди современных исследователей нередко можно услышать о некоторых вымышленных стандартах красоты девушек в былые времена. Причем их опровержение достаточно незатруднительно.

Самые распространенные заблуждения относительно красоты на Руси современности:

    Белые зубы женщины – признак ее здоровья, таких девушек всегда хотели взять в жены любые мужчины

Конечно, этому факту уделялось некоторое внимание, однако не столь большое, как говорят сегодня. Поскольку в те времена не существовало специальных средств для отбеливания зубов, то считалось, что красива та женщина, которая имеет здоровые зубы. Причем их оттенок мог быть от сероватого, до естественного желтоватого. На Руси полагали, что женщина с такими зубами менее подвергается болезням, а ее организм крепкий.


То, что критерии красоты постоянно меняются с течением времени, – факт общеизвестный. Теперешние представления об идеальных параметрах женского тела и моральных качествах кардинально отличаются от тех требований, которые выдвигали к девушкам в прошлые столетия. Идеалом, достойным подражания, на Руси считались «славутницы» (или «славницы»). Кто же попадал под это определение?



Традиционные представления о красоте и о системе женских добродетелей на Руси оставались неизменными в течение столетий. В первую очередь это касается деревенского уклада, сохранившего свою самобытность и незыблемость вплоть до конца XIX в. В частности, долгое время не теряли своей актуальности представления о девичестве и так называемой «славутности».



«Сверхзадачей» любой девушки на Руси было замужество и рождение детей. Период девичества наступал в 13-14 лет, а в 15-16 лет девочки-подростки превращались в зрелых «славутниц». Их основной целью было научиться нравиться окружающим и стать привлекательными для мужчин. По словам И. Шангиной, «в девочке старались воспитать прежде всего «женство» – качество, благодаря которому она сможет выполнить свое предназначение на земле».



Как пишет И. Шангина, «славутность – довольно сложное понятие, включавшее в себя целый набор качеств: приятный внешний облик, обаяние, умение хорошо одеваться, вести себя по правилам, принятым в обществе, и, конечно, «честное» имя. «Славутность» считалась свойством, которое расцветает вместе с девичеством». Среди основных критериев красоты были крепкое телосложение (дородность), высокая грудь, крутые бедра, круглое лицо, длинная коса. Появившаяся позже в дворянской среде мода на субтильных барышень в деревне не прижилась – бледная кожа и хрупкое телосложение воспринимались как признаки болезни или физической незрелости.



«Красавами», «красулями» называли статных, белолицых, румяных, белозубых, чернобровых. Это были не только критерии красоты, но и символы жизненной энергии и здоровья. Особую прелесть девушке придавали длинные густые волосы, заплетенные в толстую косу, и «частая» походка – мелкие шажки с плавным покачиванием бедер и колыханием груди.



Однако внешней красоты было недостаточно, чтобы называться «славутницей». Особенно ценилась «умнота» – умение умно, правильно себя вести. Девушка должна была быть доброжелательной, вежливой, скромной, но и в меру раскованной. Чтобы произвести впечатление на будущего мужа и его семью, славутнице надлежало быть учтивой, ласковой и послушной. При этом излишняя скромность воспринималась так же негативно, как и развязность, ведь чтобы нравиться парням, девушка должна была быть веселой и остроумной, уметь плясать и петь.





Немаловажное условие успеха – безупречная репутация. Утрата девственности до свадьбы означала и утрату славутости. Поэтому блюсти свою честь и доброе имя – обязанность каждой юной девушки. Кроме того, считалось, что от девственной чистоты зависит здоровье будущего потомства.



Девушки несли ответственность не только за собственное доброе имя, но и за репутацию всей деревни. Статус русской деревни определялся наличием в ней девушек, о которых по всей округе идет добрая слава. Чем больше таких «славниц» – тем больше чести всей деревне. Они обычно возглавляли праздничные гулянья молодежи, занимали почетные места на зимних посиделках, их первыми набирали в хоровод, из них составляли первые пары в кадрили.

шокирующие факты о жизни и быте русских женщин в деревне конца XIX века

Красота и макияж женщин древней России!

Ещё иностранцы, приезжавшие в допетровскую Россию, отмечали удивительную вещь - при том, что знатные женщины практически никуда, кроме церкви, не ходили, они всегда были накрашены - набелены и нарумянены. И мужья охотно тратили деньги на их издержки в косметике! Почему?


Упоминание о чрезмерном увлечении московских женщин косметикой мы найдём в записках и дневниках многих европейских дипломатов: в бумагах барона Мейер-берга, Рейтенфельса, Койэта, Шлессингера и Корба. Они пишут, что румяна и пудра у русских женщин считаются эталоном красоты и вкуса. Малейший загар на лице благородной женщины был признаком «чёрных» крестьянок, а румяные щёки, наоборот, признаком хорошего здоровья.




Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было просто неприлично. Женщины, не стесняясь, сурьмили ресницы и брови, раскрашивали шею и руки коричневой, белой и голубой красками. Особенно увлекались косметикой женщины из боярского сословия. Переняв привычку у татарок, они даже чернили зубы. Доходило до смешного — девицы были буквально красными, древний макияж скорее портил природную красоту, чем украшал.


Некоторым женщинам, красивым от природы, приходилось подчиняться моде, чтобы не быть осмеянными, и краситься как все. Княгиня Черкасская очень долго сопротивлялась, не желая портить свой лик краской, но вынуждена была смириться.


Иностранцы недоумевали - «у них на лице столько краски, будто они покрыли его с помощью кисти». Вот как писал о русских женщинах Адам Олеарий — преподаватель Лейпцигого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского. Дважды он участвовал в голштинском посольстве в Россию: в 1633-1634 и в 1635-1639 годах. Адам Олеарий опубликовал свои записки о путешествиях в Россию.


«…Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной».


В Москве белила и румяна продавались в самом центре у торговых людей в белильных и овощных рядах в Китай-городе, возле Лобного места, у храма Василия Блаженного.


А со второй четверти XVII века здесь установили белильный ряд, но торговать можно было только срук, точнее с коробов, лавки здесь возбранялось ставить. Хранили белила и румяна в белильницах и румянницах, они представляли собой небольшие коробочки, обшитые золотом и серебром, низанные жемчугом, иногда серебряные, украшенные финифтью и каменьями.




У каждой женщины были такие коробочки, которые служили для клеельницы и суремницы, в них держали клей для волос и сурьму для бровей. В свою очередь эти коробочки «берегли» в ларцах, ящиках и шкатулках. Кроме них там лежали ароматница, разные бочечки, тазики, чашечки с необходимыми косметическими средствами: бальзамами и помадами, хрустальные скляницы с водами и водками.


При таком обильном использовании косметики, большое внимание уделялось красоте кожи и личной гигиене. Обязательным было утреннее омовение с мылом и розовой водой (отваром шиповника) или же «водою, в которой парена есть романова трава» (отвар ромашки). Зубы чистили «корою дерева горячего и терпкого и горького, на язык шкнутаго (жёсткого). Поскольку «лицевая чистота», даже без «углаждения» специальными притираниями, почиталась «украшением лица женского», даже женщины из простых семей по утрам непременно «измывали себя».



Особое внимание в древности уделялось чистоте тела. Бани с использованием травяных настоев были важной и необходимой вещью. В банях проводили уход за кожей, её очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причём проделывали эту процедуру без боли.


Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспечённого ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносили на кожу мёд…


Так почему же, имея и добиваясь естественной красоты, русские женщины так неумело, но рьяно стремились к искусственной? Над этой женской загадкой ломали голову многие великие мужи. Одни пытались объяснить эту моду тем, что, облачившись в платья из ярких тканей, славянские красавицы видели свое ненакрашенное лицо бледным, эстетически несопоставимым с таким убранством, и это вызывало потребность завершить свой образ, придав ланитам столь же яркие цвета, что преобладали в тканях и драгоценных камнях их уборов.



Другие полагали, что это может быть связано со страстной натурой русских людей… И коли они жили в столь контрастном мире: в природе — холодная зима и жаркое лето, в обществе — богатый и нищий, то и в своём быту они повторяли этот контраст, и захотелось им видеть свою кожу не просто светлой, а белоснежной, а румянец — ядрёным и густым. Красавицы воспринимали буквально и белизну снега и красный маковый цвет, и прямо и непосредственно воспроизводили то, что казалось им красивым.



Писатель Николай Чернышевский считал, что подобная манера краситься имеет восточное заимствование. «Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие».


Историк Василий Ключевский сделал, пожалуй, самый интересный и скандальный вывод: этот обычай «… делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы. Если так, то обычай имел просветительно-благотворительную цель, заставляя счастливо одарённых поступаться долей полученных даров в пользу обездоленных…».

6 415

Рассказ о том, какие представления о женской красоте были в нашей стране в разные эпохи, и о том, как они трансформировались.

Древняя Русь

Для человека каменного века женская красота была напрямую связана с весом - чем он выше, тем лучше.

Полная женщина с широкими бедрами и большой грудью имела больше шансов выносить, родить и вскормить здорового ребенка. Для мужчин Древней Руси привлекательной казались не тучные, но упитанные барышни - как говорится, кровь с молоком.

Об идеалах красоты лица мы также можем судить по русским сказкам. Сказочная красавица всегда белокожая, но при этом румяная. Девушки пудрились жутко вредными свинцовыми белилами и рисовали румянец свекольным соком. Еще на Руси обожали густые брови - поэтому их подкрашивали разными средствами. Интересно, что признаком красоты считались черные, разъеденные кариесом зубы - показатель того, что девушка богата и может позволить себе есть много дорогого сахара. Поэтому девушки чернили себе зубы. Черты лица предпочитали правильные: длинный прямой нос, полные губы, высокий лоб, а волосы - густые.

В поведении на Руси ценили скромность, неторопливость и женственность. Также в большом почете на Руси всегда был женский ум.

Статная, высокая, сильная девушка с округлыми формами и здоровым румянцем на щеках, с неспешной походкой, робким взором, но при этом умная - вот она, средневековая русская красавица.

Новое Время

Если до Петра стандарты красоты были одинаковыми и для русской знати, и для простого народа, то потом все кардинально изменилось. С инновациями в армии и государственном управлении, Петр привез из Европы еще и модные веяния. Но они влияли только на аристократию и горожан, а для крестьянского большинства ничего не изменилось. Красота знати начала становиться искусственной. Аристократки красились на французский манер, рисовали себе искусственные родинки, выщипывали брови, делали сложные прически. Петр «прорубил окно» в самом расцвете эпохи рококо. Идеал женщины этого стиля - фарфоровая бледность, легкость и хрупкость, воздушность и игривость. При этом в фаворе оставались упитанные дамы.

Интересно, что в России первой половины XVIII века к стандартам рококо добавился спрос на чернявость. Можно вспомнить известную красавицу, последнюю любовь Петра I Марину Кантемир. В этой женщине будто бы воедино слились русская и европейская традиции восприятия женской красоты.

Похожий типаж мы находим и у любимицы двора Екатерины II Марии Нарышкиной, и у роковой актрисы Прасковьи Жемчуговой. В XIX веке эта темноволосая и черноглазая «жгучесть» уходит из моды, становятся востребованы более светлые девушки с большими грустными глазами. Это тренд появился благодаря ставшей жутко модной Англии. Например, Наталья Пушкина, жена великого русского поэта, которая считалась первой красавицей Москвы.

В XIX веке полнота перестает быть обязательным атрибутом красавицы. При этом в моду возвращается естественность. Если для XVIII века были характерны тонны пудры и нарисованные брови, то в XIX веке девушки стали стремиться не рисовать себе новое лицо, а подчеркнуть достоинства своих натуральных черт.

XX век

В конце XIX века Россию начали покорять стройные девушки, а полнота почти полностью выходит из моды. Естественная красота изящных черт хрупких и изысканных девушек - вот что ценилось в России на рубеже веков. Отличный пример - Зинаида Юсупова, утонченная аристократка, которую считали красивейшей женщиной многие люди при дворе Николая II.

Однако прямо перед революцией эта традиция сменяется другой, тоже принесенной из Европы. Мир захватывает немое кино, джаз и раскрепощение. Это сказывается и на России - неестественно-бледные, полнощекие женщины с короткими стрижками и с огромными бездонными глазами становятся иконами красоты как в Нью-Йорке, так и в Воронеже. Например, Вера Холодная - безумно популярная русская актриса немного кино, ради фильмов которой мужчины дрались в очередях.

В первые годы советской власти этот типаж тоже имел большую популярность. Но вскоре страна оборвала все культурные связи с Западом и спрос на полноту вернулся. Иконой красоты в Советском Союзе была прекрасная в своей простоте колхозница. Изнеженность и аристократическая бледность сменяются силой и пролетарским румянцем.

Однако были и исключения. Например, Любовь Орлова, внешность которой обожали в СССР, но которая бы наверняка пришлась по вкусу придворным Александра III.

Почти все время существования СССР стандартом красоты была румяная колхозница. Только ближе к Перестройке в моду стала возвращаться стройность и легкость. Можно проследить очень явную закономерность: чем тяжелее времена, тем больше спрос на полных женщин.

Хасан ибн Саббах повелитель Ассасинов...

Страстная пятница - Страсти Христовы. Примет...

30.07.2015 25.12.2015 by Ласточка

О красоте русской женщины слагают легенды.

Русская красавица — предмет восхищения и вожделения мужчин из разных стран мира.

Новое видео, покорившее интернет, демонстрирует, как менялись тенденции женской красоты в России на протяжении прошлого века.

Видео модель Аня Зайцева в тандеме с визажистами, стилистами и парикмахерами смогли показать изменения, происходившие во внешнем облике русской красавицы в течение 20 века.

Образ девушки меняется каждые несколько секунд.

Таким образом, Анна демонстрирует, что было характерно для женского стиля в каждом из десятилетий 20 века.

Как менялась русская женщина.

Видео начинается взглядом на эталон женской красоты 1910-х годов. К тенденции тех времён можно отнести мягкие линии локонов и прически, увенчанные жемчужным головным убором. Такой образ идеально отражает стиль модерн, актуальный для начала 20-го века.

Стандарты женской красоты в России в первое десятилетие ХХ века.

Деликатный образ контрастирует с поэтическим драматизмом второго десятилетия 20-го века. Стиль арт-деко, возникший после окончания Первой мировой войны, быстро завоевал популярность в 20-х годах.

Для стиля того времени характерными особенностями являлись резкие подчеркнутые линии и симметрия.

Следовательно, одной из самых популярных тенденций красоты среди женщин в то время была культовая прическа боб, выразительные глаза, макияж smoky-eyes и темные бархатные губы.


В 1930-е годы моду и стиль русской женщине диктовала коммунистическая идеология. Новое политическое движение призывало женщин отказаться от макияжа и устраиваться на работу с целью помочь построить новую Россию.


Так выглядели русские женщины в 30-е годы прошлого столетия.

1940-е годы были отмечены трагичными событиями Второй мировой войны. Конечно же, ситуация в мире не могла не отразиться на моде и стиле прекрасной половины. Около 800000 представительниц слабого пола воевало на фронтах и в тылу.

В видео на Зайцевой известный предмет гардероба того времени, так называемая советская «пилотка».


В послевоенные 1950-е и 60-е годы в Россию возвращается жизнерадостность, вследствие чего в одежде начинают солировать смелые краски и яркие цветы. В моде крупные формы, определяющие стиль этих десятилетий.

Приверженцев одного из самого популярного в моде направления, приписываемого 50-х годам, называли «стилягами».


Эпоха 60-х годов представлена Анной в образе героини Бриллиантовой руки, которую сыграла известная актриса Светлана Светличная.

В то время модные тенденции в стране в значительной степени находились под влиянием американской моды и образа жизни, которому следовали некоторые представители советской молодежи, активно пропагандируя его среди своих сверстников.


Чтобы показать модные тенденции в 1970-х годах, Зайцева надела знаменитую кубанку — круглую шляпу с плоским верхом из мягкой каракулевой породы овцы.

Достаточно вспомнить российскую новогоднюю комедию под названием «Ирония судьбы» и главную героиню фильма Надю, чтобы представить себе, как выглядела типичная русская женщина в те времена.


Из видеоролика 100 Years of Beauty (100 лет красоты) ясно, что образ русской девушки 1980-х годов сформирован под влиянием панк- и рок-культуры.

Образ 1980-х годов складывался под влиянием многих знаменитостей. Для тех лет характерными особенностями стали огромные лакированные челки. Буйство причесок, пожалуй, отличительная черта образа женщины в эпоху перестройки.

Стиль 80-х, казалось, предвещал распад Советского Союза и предстоящие изменения в стране.


Для 90-х и начала 2000-х годов характерна натуральность во внешнем виде, несмотря на яркий акцент на губах в 90-х и на глазах в 2000-х.

Особенные изменения претерпели прически. В моду входит естественность. Чёлки, имитирующие гнёзда птиц уходят в небытие.


Концовка видео совершенно неожиданная: создатели ролика дают ссылку на бунтарские настроения в обществе. Имитируя скандальную группу, Аня Зайцева надевает на голову так называемую балаклаву, проделывает отверстия для глаз и бросает свирепый взгляд в камеру.


Красота русской женщины.

Ане Зайцевой удалось наглядно показать, как под влиянием внешних и внутренних факторов в стране, а также происходящих в мире событий, менялась русская красавица.

Именно мода и стиль являются отражателями того, что происходит в стране.

Видео может стать неплохим пособием для иностранцев, интересующихся русской культурой и образом русской женщины.

Конечно же, этот ролик демонстрирует некий собирательный образ, классическую россиянку в разные годы. Но это вовсе не означает, то как ходили все представительницы прекрасного пола.

От начала века до начала миллениума авторы собрали в видео все характерные черты типичной жительницы России, которые, конечно же, не дают полного представления о красоте русской женщины.