- период бурного и неравномерно- го роста и развития организма, когда происходит интенсив-ный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномер- ность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятель- ность желез внутренней секреции часто приводят к некото- рым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а такж, к повышению их возбудимости, что мо жет выражаться в раздражительности, быстрой утомляемос- ти, головокружениях и сердцебиении. Нервная система под- ростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их ча- сто переходит в состояние торможения или, наоборот, силь- ного возбуждения.

Одним из первых и наиболее заметных телесных измене- ний является резкое ускорение роста.

Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки. Скорее всего, это проис- ходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслу- живанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы. Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в преж- нее время.

Современные данные показывают, что средний возраст по- лового созревания приблизился к 13 годам. Причем измене- ние роста происходит по-разному у мальчиков и девочек. Де- вочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет. В детстве девочки обычно бывают меньше ростом и весят меньше, чем мальчики одного с ними возраста. Однако они раньше начинают созревать и поэтому уже с 10 лет обгоняют мальчиков по весу, а с 12 лет - по росту. Такое соотношение роста и веса девочек и мальчиков сохраняется примерно до 14 лет.

На рост человека влияет множество факторов, в том числе правильный режим жизни, в частности режим труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта. Как показы- вают исследования, дети, которые в годы активного роста хо- рошо питаются, вырастают выше тех, кто не имел полноцен- ного питания. В современном обществе на рост подростка влияет и качество питания. Если дети едят не вовремя, всухо- мятку, потребляют много концентратов, то, как правило, они плохо растут и развиваются.

На рост ребенка также оказывают влияние политическая и экономическая ситуации в стране. Всевозможные военные конфликты ведут к массовому голоду, ухудшению питания. В течение Второй мировой войны и в первое десятилетие по-сле ее окончания очень многие дети отставали в росте.

Научные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста и пре- кращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3-2,5 см выше рос- том, чем ее мать. На рубеже XIX-XX веков девочки прекра- щали расти к 18-19 годам, а сегодня - к 16 годам. За послед- ние сто лет рост взрослого мужчины увеличился на 6-9 см. В 1880 году мужчины достигали своего окончательного рос- та только в возрасте 23-25 лет. В настоящее время они до- стигают его уже к 18 годам. Современный среднестатистиче- ский мужчина носит обувь 42-43 размера, а его дедушка носил 39 размер. Ширина сиденья в театрах XVIII века рав- нялась 45 см. Сегодня удобное сиденье должно иметь шири- ну не менее 60 см.

Подведем итоги

Физические изменения подростков обусловлены ря-дом факторов , таких , как наследственность , питание , среда обитания и т . д . Все эти факторы взаимосвязаны между собой . В период роста с изменением внешно- сти связаны психологические проблемы самооценки и оценки окружающих .

Основной особенностью подросткового возраста явля­ются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологиче-ской перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов рос­та и половых гормонов вызывают интенсивное физиче­ское и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок рос­та» обычно начинается и кончается на два года раньше.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорас­тают голова, кисти рук и ступни, затем конечности -удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь тулови­ще. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приво­дит к некоторой непропорциональности тела, подростко­вой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении го­ловного мозга. Поэтому для подростков характерны из­менение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Эмоциональную нестабиль­ность усиливает сексуальное возбуждение, сопровож­дающее процесс полового созревания.

Половое созревание - центральный психофизиологи­ческий процесс подросткового возраста. Его специфи-


освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить.

Л. С. Выготский отмечал основные новообразования подросткового периода: изменение интересов в связи с переходным возрастом, появление мышления в поняти­ях, изменение воображения, развитие рефлексии и на ее основе самосознания.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый воз­раст, как всякий новый период, связан с новообразова­ниями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность произ­водит «поворот» от направленности на мир к направлен­ности на самого себя. К концу младшего школьного воз­раста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкно­вения с действительностью.

бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, сызмальства, осваивая его по функциональному на­значению и хтетической значимости, подросток начина­ет фетишировать этот мир. Благодаря тому что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых подпадают и определенные вещи, под­росток превращается в потребителя. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка ста­новится значимым обладание определенным набором ве­щей, чтобы поддерживать свое чувство личности, т. е. он ориентирован на внешнее воплощение чувства взрослости. Социальная ситуация развития подростка может быть благоприятной, если окружающие взрослые признают взрослость подростка и всячески поддерживают его чув­ство взрослости, включая его в общественно полезную деятельность.

ческими функциональными признаками являются менар­хе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякуляр-хе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчи­ков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении (появление вторичных половых признаков), изменяющие физический облик подростка.

В этот период у мальчиков происходит заметное увели­чение и изменение формы гортани. Особенно значитель­но изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный вы­ступ - кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву - происходит мутация голоса.

На психическое состояние подростков оказывает за­метное влияние разница в темпах индивидуального фи­зического роста и физиологического развития.


ния с окружающими; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникно­вение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентич­ности с самим собой, несовпадение прежних представле­ний о себе с сегодняшним образом - вот основное со­держание отроческих переживаний.

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоро­стью происходить изменения, связанные с ростом орга­низма. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности.

Подростковый возраст - период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей час­ти начинает свой поход с табуированных или прежде не­возможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.


67. Изменения в когнитивной сфере подростков

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание об­ращал на развитие мышления в подростковом возрас­те. Главное в развитии мышления - овладение подрост­ком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

Для подростка все большее значение начинает приоб­ретать теоретическое мышление, способность устанавли­вать максимальное количество смысловых связей в окру­жающем мире. Подросток непрестанно трансформирует свои психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Под­росток уже может рассуждать, не связывая себя с конк­ретной ситуацией, т. е. может действовать в логике рас­суждения. Он усваивает законы формальной логики.

Согласно Л. С. Выготскому существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображе­ния. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подрост­ка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подрос­ток может проигрывать мыслительные задачи с матема­тическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.

Внимание. Подросток может хорошо концентриро­вать внимание в значимой для него деятельности. Внима­ние становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.


68. Ведущая деятельность подростков 4

Главная тенденция в развитии подростка - переориен­тация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея­тельности в подростковом возрасте.

1.Общение является для подростков очень важным ин­формационным каналом.

2.Общение - специфический вид межличностных от­ношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от­стаивать свои права.

3.Общение - специфический вид эмоционального кон­такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла­гополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает две проти­воречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутрен­ний мир, подросток испытывает потребность остаться на­едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич­ностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростко­вых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заин­тересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забыва­ют об уроках и домашних обязанностях. Связи с родите-

культуре потребность в друге. Друг здесь обретает осо­бую ценность. В друге как в зеркале подросток отражает собственное «Я». Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно че­рез дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодей­ствия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовы­ручка, риск ради другого и т. п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже по­знать другого и самого себя. Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подрост­ков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты (под­вержены мнению группы). Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего.


формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и собственными внутренними табу. Социально приемле­мой формой таких контактов считаются танцы.

Подростки с большим любопытством относятся к сек­суальным отношениям. Там, где слабы внутренние тор­моза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контак­там с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сек­суального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого челове­ка. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали до­стойные формы взаимодействия юных сексуальных парт­неров.

лями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает пра­во на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недо­статков, но и достоинств друга.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможно­сти в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он от­стаивает эту личную свободу как право на взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для фор-мирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное но­вообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.


Память. Подросток способен управлять своим произ­вольным запоминанием, использовать различные мнеми-ческие средства. Память в этом возрасте пере­страивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредован­ный, логический характер, обязательно включается мыш­ление.

Развитие речи. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богат­ства словаря, с другой - за счет усвоения множества зна­чений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-пер­вых, отражать окружающую действительность и, во-вто­рых, фиксировать определенный взгляд на мир.

Подросток сензитивен к словесному творчеству.


-?

72. Особенности личности подростка Выделяют следующие виды направленности личности подростка: -гуманистическая направленность - отношение под­ростка к себе и обществу положительны; -эгоистическая направленность - он сам является бо­лее значимым, чем общество; -депрессивная направленность - он сам никакой цен­ности не представляет для себя. Его отношение к общест-ву можно назвать условно положительным; -суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой цен­ности. Важнейшей особенностью подростков является посте­пенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние крите­рии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками. Отрочество благодаря потребности познать себя (иден­тификация с собственным «Я») и стремлению открыть че­рез постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлек­сии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обога­щает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о ко­торых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления.

Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменения артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря приводит к неуравновешенности.

Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового возраста. Его функциональными специфическими признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении (появление вторичных половых признаков), изменяющие физический облик подростка. В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ - кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву - происходит мутация голоса. На психическое состояние подростков оказывает заметное влияние разница в темпах индивидуального физического роста и физиологического развития.

Личностное развитие подростка

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка . Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Эмоционально волевая сфера . Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение кряду явлений жизни делает длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Но при определенных обстоятельствах (конфликты) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства. Резкий перепад настроения – это свойственная подростку особенность.

Нравственное развитие школьника существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л.И.Божович, «выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения: производственной, научной, художественной и др.». Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте. Вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии. В убеждении, по мнению Л.И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию.

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости в подростничестве изучены Т.В. Драгуновой. Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, способы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.

Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы.

Многие психологи считают чувство взрослости источником развития личности в подростковом возрасте, основной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых. Так, если стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, подросток вынужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в активности ребенка трудовой деятельности и деятельности самоутверждения, чувство взрослости реализуется в сообществе сверстников. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования. Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим, требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.

Развитие самооценки подростка сложный и противоречивый процесс. Подросток выделяет для себя «эталон взрослости», через который он воспринимает и оценивает себя, но который, однако, не всегда соответствует действительным возможностям подростка. В результате самооценка подростка часто колеблется, она неустойчива и, в основном, неадекватна. Подросток либо недооценивает, либо, напротив, переоценивает себя. Уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. Поведение, регулируемое подобной самооценкой, может привести к конфликту с окружающими.

Процесс формирования самооценки протекает на фоне высокой эмоциональности и связан с разнообразными переживаниями. По мере накопления и интеграции познавательного и аффективного опыта в отношении себя в ходе учебной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками самооценка подростка теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями ближайшего коллектива, связывается с устремлениями ив будущее, становится более расчленённой, глубже учитывающей результаты самопознания и все более адекватной.

Самооценка подростка на всех уровнях своего развития включается во внутреннюю регуляцию поведения, деятельности, общения. Но психологические условия общения оказывают обратное воздействие на уровень его саморегуляции. М.И. Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию поведения подростков, наблюдал, что у подростка с устойчивой и адекватной самооценкой, находящегося в условиях, способствующих удовлетворению его потребности в самоутверждении, моральная саморегуляция поведения проявляется на достаточно высоком уровне, происходит её дальнейшее развитие, усложнение. Если же подросток с такой же самооценкой оказывается в условиях общения, где он постоянно сталкивается с недооценкой его возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства и регламентацией действий, саморегуляция нарушается. У подростка может снизиться уровень уверенности в себе, уменьшается инициативность поведения, он превращается в исполнителя власти другого или восстает против любого авторитета. Подросток с заниженной самооценкой, недостаточным уровнем ее устойчивости, в такой ситуации оказывается в наиболее неблагоприятных условиях. Саморегулирование становится узко ситуативным, снижаются его возможности.

Подросток и сложности в общении - почти синонимичные понятия . Трудный, переходный, кризисный возраст - это все о подростковом периоде, когда ребенок в возрасте 12-16 лет попадает в абсолютно неопределенное состояние, ведь детство уже как бы закончилось, а вот настоящая взрослая жизнь еще не началась.

Еще совсем недавно ласковый, понимающий и послушный ребенок превращается в резкого и агрессивного подростка, который игнорирует просьбы родителей и демонстративно делает все так, как он считает нужным. Что же происходит с ребенком и как помочь ему пройти этот важный жизненный этап?

Физиологические изменения

Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти . Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см., что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.

Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы : изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.

Максимально активны половые гормоны , благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у девочек увеличивается грудь, появляются менструации, у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле, возникают поллюции. Гормоны провоцируют первые - абсолютно новые ощущения для ребенка, а также трудности с самоконтролем и адекватностью восприятия своих действий.

В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем . Частые головные боли, повышенная утомляемость, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности и отсутствие концентрации - это лишь только общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обратить внимание родителям.

: «По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить, не удивляйтесь, с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках. Согласитесь, такие физиологические изменения не могут произойти бесследно и для психики ребенка, ведь все взаимосвязано. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате - недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом. К чему это приводит? Снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами, например - успешно решать задачу и параллельно болтать с соседом по парте становится гораздо проблематичнее. Ребенок чувствует себя усталым, не хочет ходить в школу, учиться, прилагать какие-то усилия для получения новых знаний. В такой период родителям необходимо понять состояние ребенка, поддержать его здоровье и попытаться максимально облегчить возникшие симптомы».

Психологические изменения

Конечно, все изложенные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей , с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.

Из-за внешних изменений тела , к которым ребенку еще , у него может возникнуть двойственное отношение к себе : смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.

Также в этот период у подростка наблюдается . Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны , ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво:

  • с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все , с другой - очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;
  • с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей , с другой - бравирует собственными недостатками .

Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе : из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости , поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично. В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя для него уже ничего не значит.

Наша мама- Manana рассказывает : «Дочери 15-ть, и теперь уроки для нее - ничто. Раньше она хорошо училась, а теперь на все мои нравоучения по поводу школы говорит: «Мама, зачем мне это надо? У нас в классе никто не получает хорошие оценки, это не модно! С заучками никто не общается!» И что тут ответить? Как мотивировать? Начинаю рассказывать про поступление в ВУЗ, ЗНО всякие и т.д…Фыркает, типа глупости какие… Недавно я нашла в интернете статью, о том, что началось новое веяние, где ботаны - это сексуально, что умные люди опять входят в тренд. Распечатала ей, принесла почитать. Больше не знаю, как мотивировать… Когда уже этот тренд до нас дойдет?»

Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.

Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамовитость. Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка. Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться , и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Если подросток придет за советом к родителям, очень важно отнестись к такому разговору серьезно, не отмахиваться, занимаясь важными взрослыми делами. Конечно, гораздо проще сказать «да я в твоем возрасте» «мал ты еще, чтобы думать про такое», но подобный подход никоим образом не решит возникшую у ребенка проблему. И если помочь ему не захотят родители, он пойдет за пониманием и принятием к своим друзьям, а проконтролировать, как и что у них там будет происходить, вы уже будете не в силах. Да, ребенок может съехать в учебе, но родителям стоит принять тот факт, что в подростковом возрасте в школу ходят чаще всего не для получения знаний, а ради общения со сверстниками. И если ребенок обратился к вам с проблемами типа «если друг оказался вдруг» или «а он меня не любит», не стоит пребывать в шоке и отсылать его учить алгебру или делать домашнее задание по английскому. Сядьте, поговорите с ребенком по душам, дайте какой-то дельный совет, расскажите подобный случай из своей жизни, ведь у каждого из нас было что-то похожее. Не относитесь к подростку, как к несмышленому ребенку. Представьте, что посоветоваться к вам пришел ваш друг. Вы ведь выслушаете его? В подростковом возрасте родителю очень важно оставаться человеком, с которым ребенку можно поговорить, который поймет, поможет и не осудит, особенно если у ребенка возникнут серьезные проблемы, такие как незапланированная беременность или проблемы с законом».