Анна Меретукова
Формирование двигательных умений и навыков в рисовании.

Ум ребенка- на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский.

Рисование является од ним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практикой и творческой деятельностью ребёнка.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Рисуя, ребенок развивает определенные способности : зрительную оценку формы , ориентирование в пространстве, чувства цвета. Развиваются также специальные умения и навыки : координация глаза и руки, владение кистью руки. Навыки и умения составляющие технику рисования , имеют двигательный характер . Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты , требующие специальных, тонко координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений ребенка.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать,нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами, навыками и умениями .

Сегодня мы с вами остановимся на формировании двигательных умений и навыков в рисовании младшего дошкольного возраста. Обучение техническим навыкам и умениям рисования будут наиболее успешными, если педагог учтет физиологические и психологические особенности детей. С этой целью воспитателям необходимо познакомиться с психологией формирования навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста.

На различных этапах овладения техническими навыками и умениями в рисовании зрительный контроль за движением и двигательные ощущения соотносятся по разному. В начале зрительный контроль за движением руки будет иметь большое значение, т. к. опыт движения только образуется. Затем постепенно по мере формирование движений , роль зрительного контроля снижается : рука «Приобретает представление» о движении, и рисующий может произвести движение не глядя. Однако, зрительный контроль не может быть снят совсем. С образованием двигательных представлений накоплением опыта рисовальные движения становятся более свободными и уверенными.

Слайд №36

Обучение рисованию в младшем дошкольном возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель- сделать более эффективным процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы .

Почему так важно в младшем дошкольном возрасте формирование двигательных умений и навыков в рисовании ?

В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами , развивает чувственно-двигательную координацию . Дети постигают свойства разных художественных материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий . Все это приводит к постепенному познанию окружающего мира.

Публикации по теме:

Физкультурные развлечения как средство совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста 2 слайд. «Береги здоровье смолоду!» - это девиз, который я использую в своей работе с детьми. Ведь растить здоровыми, сильными, эмоциональными.

Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания ИМП-2 2.1. Факторы, способствующие формированию опыта На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: 1. Изучение педагогической,.

Консультации для родителей: «Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей» Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных.

Использование физкультурных досугов как средство совершенствования двигательных умений и навыков В методическую копилку я буду помещать все, что может пригодиться для работы с детьми: конспекты занятий, проекты, презентации, советы и.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании» «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании». Вид проекта: познавательно.

Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования

1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка.

Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большими вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями .

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков .

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т.д.), познание связи действий с полученным результатом.

О значении рисования для умственного развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющая иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Образное начало в детских рисунках проявляется в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе .

В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в предумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Отношение 2-3 летнего ребенка к окружающей действительности характеризуется недостаточной расчлененностью связываемых чувств. Машина привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко младший дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например: старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре .

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления - яркой картинки, игрушки и т.д. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность рассказать окружающем о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими.

Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы .

Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительный память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимыми условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессами памяти происходит запоминание, узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Изобразительное творчество немыслимо без оперировании образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для младшего дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению.

Занятия рисованием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаза ребенка и могут быть использованы в разных видах труда .

Анализ и диагностика трудовых умений и навыков дошкольников

В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам: 1) Какая трудовая деятельность имела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства: а) по столовой (накрывают столы...

Культурно-гигиенические навыки и особенности их формирования у детей младшего дошкольного возраста

Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Предмет: педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста Гипотеза: уровень развития технических навыков и умений зависит от условий их формирования. Задачи: 1...

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

В центре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения находится ребёнок. По отношению к нему, как объекту воспитания, воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса...

1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек...

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи...

Роль семьи в формировании трудовых умений у младших школьников

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу...

Совершенствование двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурных развлечений

Умственное и физическое развитие ребенка необходимо предполагает овладение огромным числом навыков, без которых невозможна никакая человеческая деятельность как практического, так и теоретического характера. Педагогический опыт показывает...

Совершенствование двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурных развлечений

На данный момент существует великое множество средств для совершенствования двигательных умений и навыков, таких как: подвижные игры, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада...

Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора

Анализ готовности личности к любому виду деятельности показывает необходимость формирования ее способностей. Данной проблеме посвящены многочисленные научные исследования. Так, в исследованиях Е.И. Роговой, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, Б.М...

Формирование вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи...

Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях недостаточной комплектации мастерских

Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. Фридман Л. И...

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием -терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.

Трудовые навыки формируются на основе прямого обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и поэтому на каждой ступени дошкольного детства имеют свою специфику. При этом соблюдается главный принцип формирования любого трудового умения -- от начального ознакомления с ним до образования прочного, устойчивого навыка.

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для ребенка 3--4 лет каждый трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности: полить растения, покормить рыбок и т.д. Педагогу очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. Дети стараются изо всех сил: приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать умелость.

Научение предусматривает неторопливый показ и подробное объяснение того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. При этом воспитатель подсказывает последовательность действий.

Очень важно детально показать, точно объяснить малышу каждый прием работы. Ребенок младшего дошкольного возраста, даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу. Задача воспитателя-так организовать показ и объяснение, чтобы ребенок уяснил каждый прием, их последовательность.

Педагог должен показать и объяснить не всю программу действий сразу, а каждый отдельный прием по очереди, тут же включая малыша в его выполнение. Например, он показывает, как держать лейку(в правой руке), и предлагает ребенку сделать то же самое. Затем показывает, как встать около стола (напротив стула), и просит малыша встать напротив стула и т. д.

Итак, показ и объяснение всегда предваряют деятельность ребенка, но постоянно чередуются с его аналогичными действиями. Такой характер обучения трудовым действиям применительно к детям младшего дошкольного возраста обусловлен тем, что они не могут сразу все увидеть, запомнить и воспроизвести. Воспитатель постепенно ведет малыша по пути совершения трудового действия, выступая в роли своеобразного «поводыря», добивается того, чтобы ребенок действовал в соответствии с заданным образцом.

Всякий раз, когда воспитатель намечает задачу научить малышей какому-то действию, он должен сам хорошо его усвоить, увидеть, из каких приемов оно слагается, в какой последовательности их надо выполнять.

Подробный показ приемов каждого действия и их последовательности воспитатель осуществляет, используя индивидуальное поручение. Именно при такой форме организации труда ребенок тесно взаимодействует со взрослым и под его руководством приобретает нужные навыки. Воспитатель должен постоянно находить возможность показать приемы действий не всей группе, а одному-двум малышам.

Очень важно, прежде всего, в процессе показа и объяснения уметь направить внимание ребенка, как на отдельные приемы, так и на то, как их выполнять. Это позволяет избежать механического усвоения детьми способа действий, добиться понимания смысла выполняемых приемов работы.

Воспитатель осуществляет тщательный контроль за правильностью повторения каждого отдельного приема и действия в целом. Контроль за деятельностью ребенка позволяет увидеть его успехи и неудачи. Заметив ошибку малыша, воспитатель дополнительно покажет то, что не получается, в чем ребенок испытывает затруднение. Можно дать и дополнительные указания.

Одновременно воспитатель направляет внимание малыша на цель действия. Ребенку важно объяснить, что получится в результате действия. Такие разъяснения понятны ребенку 3--4 лет, они помогают обратить его внимание на результат труда.

Трудовой навык, как и любой другой, складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях, широко применяемых в младших группах.

Когда ребенок младшего дошкольного возраста воспроизводит новое или малознакомое действие, ему почти всегда нужна помощь взрослого. Педагогу следует это учитывать и направлять свое руководство на оказание помощи. В каждом конкретном случае форма помощи может быть различной.

Например, вместе с другими малыш поливает растение, а лейку держит неправильно. Взрослый замечает это и помогает ребенку взять лейку так, как надо. Одновременно показывает, как надо поливать растение. Другой пример. Взрослый помогает ребенку полить растение в уголке природы. Он берет рукой ребенка лейку с водой, кладет носик лейки на край горшка, наклоняет лейку. Из нее льется вода и смачивает почву. Воспитатель, хотя и действует за малыша, дает возможность ему почувствовать, что и он работает, что и он что-то может. Ребенок имеет возможность поупражняться в действии, усвоить его.

Чаще возникает необходимость помочь ребенку в выполнении наиболее сложной трудовой операции во всем действии. Эта форма помощи используется тогда, когда малыш уже начинает осваивать действие. Все у него получается, как надо, кроме одной трудовой операции. Вот этот момент и важно не пропустить. Надо дать возможность ребенку справиться и с этой трудной задачей.

Если трудовые навыки у ребенка находятся в стадии освоения, можно свою помощь свести лишь к словесному указанию. Обычно в младших группах воспитатели прибегают к такой форме помощи, когда ребенок забыл последующую операцию.

Успех ребенка в овладении трудовыми навыками зависит от правильного педагогического руководства, от того, насколько верно выбраны методические приемы, насколько они соответствуют степени освоения навыка. При этом надо помнить о том, что степень овладения навыком у малыша всегда относительна.

Никогда нельзя сказать, что ребенок овладел действием в совершенстве, очень хорошо, ибо реализация этого действия будет зависеть от многих причин: в каких условиях действие совершается, каково настроение и самочувствие ребенка, от кого исходит просьба. Если ребенок, ранее выполнявший действия хорошо, почему-то в данный момент затрудняется, надо не укорять его, а, напротив, сделать все» чтобы результат был достигнут, как и прежде, удовлетворительный.

Таким образом, зная, что у ребят младшего дошкольного возраста все зависит от конкретных условий, воспитатель подбирает такие приемы, которые позволят ему с учетом этих условий формировать трудовые навыки. Нельзя одобрить деятельность того педагога, который формально подходит к решению данного вопроса, стоит на позиции, что, если малыш овладел действием, он может и должен его совершать сам, независимо от его настроения, самочувствия, от условий, в которых находится.

Надо проявлять к каждому ребенку большую чуткость, внимание, и, если ребенка что-то беспокоит и в связи с этим он не может выполнить поставленную перед ним цель деятельности, следует изменить методы руководства.

Особую значимость в методике педагогического руководства трудовым обучением имеет организация многократного упражнения. Упражнять ребенка можно по-разному.

Прежде всего, очень важно сделать стабильными те условия, в которых ребенок совершает действие, те требования, которые к этому предъявляются. Педагог использует возникающие ситуации в повседневной жизни для упражнения детей в трудовых действиях.

Интерес детей к трудовым действиям, желание выполнять их можно повышать с помощью показа настольного кукольного театpa. Содержание таких спектаклей воспитатели придумывают сами, беря за основу факты из жизни детей своей группы.

Подобным образом можно упражнять ребят в разнообразных трудовых действиях.

Положительная оценка взрослого активизирует деятельность малыша, побуждает его к действию. Поэтому важно отмечать достижения воспитанника, хвалить за то, что он смог, например, полить растение и пр. Такая оценка и положительная, и содержательная. Она дает возможность ребенку узнать, какие достижения сегодня у него имеются, чему он научился, что уже может делать сам. И конечно, если воспитатель умеет придать своему голосу нужные оттенки, да к тому же ласково посмотреть, улыбнуться, его одобрение вызовет желание все сделать, еще больше активизирует малыша.

Хорошо, если педагог хвалит ребенка и по ходу выполнения задания. Это убеждает малыша в том, что каждую трудовую операцию он совершает правильно, так и нужно дальше делать.

Реферат

Студентки 402 группы

Заочной формы обучения

__________________________

Преподаватель: Лопатина Е.Г.

Магнитогорск, 2013


Ведение………………………………………………………………...............3

1. Формирования умений и навыков у детей………………………………..6

2. Методы и приемы обучения детей рисованию………………………….10

3. Обучение рисованию детей………………………………………………14

Заключение …………………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………………..20


Введение .

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге. У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время - от 1 года до 1,5 лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» - подумают взрослые? Нет, стоит! Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.



Занятия рисованием способствуют и умственному развитию детей. Они узнают инструменты, которыми можно рисовать (фломастер, карандаши, кисть), их свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение.

В процессе рисования складываются и простейшие обобщения. Так постепенно дети научаются одним каким-то способом передавать в рисунке разные предметы, сходные по направленности, по форме. Например, линиями ребенок может изображать дорожки, палочки, ниточки. А научившись замыкать линию в круг, при помощи этого движения он рисует шарики, мячик, солнышко и т. п. Занятия рисованием полезны детям по многим причинам.

Поэтому даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость. Для этого надо показать ему чистый лист бумаги, затем карандаш, поводить им по бумаге, не создавая пока никаких отчетливых изображений. Обратить его внимание на то, что получилось: «Вот как нарисовали! А теперь ты порисуй».

Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши. Естественно, вначале у ребенка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые.

Вопрос, как учить маленьких детей, должен решаться осторожно. Ведь излишняя дидактизация, навязывание содержания рисунка, стремление во что бы то ни стало скорее получить отчетливое изображение, похожее на какой-то предмет внешнего мира, снижают интерес к рисованию, так как ребенок не может сделать то, что от него требуют взрослые. Не получим известной свободы действия с карандашами, которая так важна на первых норах развития рисовальных движений, малыш теряет к ней интерес; эта деятельность, приносящая радость, перестает его привлекать. Вот почему надо знать, как относиться к действиям ребенка, что в них поощрять, на что направлять внимание, в чем помогать.

Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку-маляку?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.

Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым. Если есть возможность, нужно в светлой части комнаты поставить стол и стул по росту ребенка, за которым он мог бы играть, рисовать. Если такой возможности нет, можно усаживать ребенка за большой стол, на высокий стул или подложить на обычный стул что-то твердое, чтобы ему было удобно сидеть и чтобы он хорошо видел свой рисунок.

Формирования умений и навыков у детей.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка.

Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большими вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т.д.), познание связи действий с полученным результатом.

О значении рисования для умственного развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Образное начало в детских рисунках проявляется в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе.

В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Отношение 2-3 летнего ребенка к окружающей действительности характеризуется недостаточной расчлененностью связываемых чувств. Машина привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко младший дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например: старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре.

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления - яркой картинки, игрушки и т.д. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность рассказать окружающем о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими.

Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.

Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительный память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимыми условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессами памяти происходит запоминание, узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Изобразительное творчество немыслимо без оперировании образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для младшего дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению.

Занятия рисованием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаза ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.