Пако – по-испански «ворон». Именно в честь этой мудрейшей из птиц и мифического покровителя его рода, придумал себе новое имя всемирно известный теперь кутюрье Франциско Рабанеда-и-Куэрве, сократив при этом еще и труднопроизносимую фамилию.


Летом 2000 года Пако Рабанн заявил, что навсегда оставляет мир высокой моды.

Мода от кутюр стала слишком дорогой даже для французов. По оценкам самого художника, когда он делал только первые шаги в моде, в мире было около 50 тысяч женщин, которые могли себе позволить одежду от кутюр. Сейчас таковых всего 200! Многие из домов мод давно уже ничего не продают, а дают напрокат звездам Голливуда.

Выходом из сложившейся ситуации может стать основательная разработка линий прет-а-порте (классическая одежда для мужчин и женщин). У Пако Рабанна две такие коллекции: «Пако» и молодежная линия. На особом счету линия прет-а-порте в элегантном варианте.

Однако в 2001 году в Бургосе (Испания) состоялась ретроспективная выставка Рабанна, сопровождающаяся показом мод. Выставка охватывает все время работы маэстро – от первого пластикового платья, вызвавшего переполох в мире моды в 1964 году, до коллекции прет-а-порте, подготовленной кутюрье к летнему сезону 2002 года. Рабанн предстал во всем многообразии своих талантов – не только как модельер, но и как скульптор, архитектор, и даже автор книг по эзотерике. Выставка, подытоживающая без малого 40 лет работы Рабанна, не случайно организована в Испании.

Мистик по воспитанию

Пако Рабанн (Франциско Рабанеда-и-Куэрво) родился 18 февраля 1934 г. в баскской части Испании в городе Сан-Себастьян. Детство его прошло в обществе крайне религиозной бабушки, не чуждой оккультизму, матери – видного деятеля испанской Социалистической партии и абсолютной атеистки. Его отец был генералом и сохранил в гражданской войне верность конституционному правительству Республики, за что был расстрелян франкистами в 1937 году. После победы режима Франко в Испании увезла пятилетнего Франциско во Францию.

– На меня, безусловно, сильно повлияла мама – марксистка, материалистка. Она утверждала, что религия – это как футбол, опиум для народа. С другой стороны – бабушка. Христианка и наследница магов. Она лечила травами и заговорами, снимала боль руками, избавляла от камней в почках. Это она показала мне власть камня, силу воды, объяснила значение многих магических символов. Я обожал их, таких разных – маму и бабушку, и воспитывался между двух противоположностей.

Столь неоднозначное окружение предопределило развитие в юном Пако Рабанне тех качеств, которые пригодились ему в дальнейшей жизни: терпимость, убеждение в том, что у реальности много граней, щедрость, заботу об окружающих и открытость миру.

В 1952 г. Пако Рабанн поступил в Национальную школу художественного искусства, на архитектурное отделение. Чтобы оплачивать учебу, он делал модные аксессуары, пуговицы для Дома Баленсиага (не без влияния матери – в Испании она работала главным ассистентом у Кристобаля Баленсиаги).

Модный провокатор

Постепенно он перешел на другие аксессуары – создавал сумочки, украшения и пояса для Юбера де Живанши, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана. И это далеко не полный перечень имен известных дизайнеров, с которыми сотрудничал и дружил молодой Рабанн.

В начале 60-х годов в искусстве произошли большие изменения. Стало модным «Оптическое» и «Кинетическое» искусство. Архитекторы, отвернувшись от камня, обратились к металлу, живописцы – к неону. Эти революционные изменения в искусстве вдохновили Пако Рабанна на создание собственной коллекции. В 1965 г. появляются первые творения с подписью Paco Rabanne.

Впервые он шокировал публику в 1966 году. Тогда собранию утонченных ценителей была представлена коллекция «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить». Надо представить парижские показы мод тех времен: безмолвствующая публика и голос, выкрикивающий номера моделей. В первых рядах – эстетствующие журналисты, дамы в классических платьях с рядами жемчуга на шеях и мужчины в безупречных костюмах. И вдруг молодой испанец (увлекавшийся, кстати, тогда музыкой «Битлз», дадаизмом и одержимый идеей представить публике женщин всего мира) выводит под музыку Пьера Буле танцующих чернокожих манекенщиц в металлических платьях. Публика в шоке. Часть возмущенных журналистов немедленно покидает зал. Оставшиеся зрители с изумлением взирают на девушек. Немыслимые платья модельер собирал, используя обыкновенные пассатижи и паяльную лампу. Колючее железо безжалостно царапает нежные тела моделей. Но мужественные девушки продолжают танцевать.

Первая коллекция принесла Рабанну признание в среде модных дизайнеров Парижа, а также определила его беспокойное революционное будущее. В 1966 г. Рабанн создал бумажные платья – так родилась идея одноразовой одежды.

В 1967 г. основывает собственный Дом моды в Париже. Представляет «отлитые» платья – подогнанные по форме тела и сделанные из металлических частей.

В 1968 г. появились вязаный мех и алюминиевое джерси. В этом же году создает костюмы для знаменитого фильма «Barbarella» с участием Джейн Фонды.

Для платьев 1988 г. дизайнер использовал лазерные диски. «Днем ее одежда должна определять деловой скоростной образ жизни. Вечером – подчеркивать величие и женственность богини», – говорил в конце 80-х Пако Рабанн. Для достижения вечернего эффекта Пако Рабанн играл со светом и прозрачностью, используя сверкающие на теле отражающие и микрокристаллические материалы. Это было второе рождение «экспериментальных» образов от Пако Рабанна: платья из голографического волокна и органического стекла.

Мир ароматов

В самом начале дизайнерской карьеры Пако Рабанн бросается в другую авантюру – в мир ароматов. В 1969 г. созданный им аромат «Calandre» мгновенно завоевал избалованные женские сердца. Названный именем автомобиля, флакон с металлическим ободком ассоциировался с нью-йоркской архитектурой, а общепринятому основному лимонному тону ароматов той эпохи Рабанн предпочел ноту кипариса. Затем появились «Paco Rabanne Pour Homme» и его вариации в 1973 г., «Metal» (1979 г.), «La Nuit» (1985 г.), «Sport» и его вариации (1986 г.), «Tenere» (1988 г.). В 1993 г. пришел черед дерзкого аромата 90-х XS (Excess Pour Homme) – для мужчины желанного и чувственного. Этот аромат по сей день пребывает в списке самых покупаемых мужских туалетных вод. В 1981 г. в интерьерах многочисленных поклонников Дома Paco Rabanne появилась мебель, столовые принадлежности и скатерти от любимого модельера. А в 1990 г. вышла 1989 г. – представляет женскую линию ready-to-wear. На основе своего футуристического стиля создает «носибельную» одежду, так называемую линию pret-a-porter для женщин в 1989 и годом позже для мужчин.

В течение многих лет творения Рабанна выставлялись в лучших музеях мира в Нью-Йорке, Токио, Париже, были представлены на фестивалях и ярмарках в Монреале, на Капри, в Милане.

Награды свидетельствуют о международном признании его искусства: приз «Beauty Products Industry» – за «Calandre» (1969 г.), Оскар «Фонда ароматов» (Fragrance Foundation Recognition Award) – за композицию и упаковку «Paco Rabanne Pour Homme» (1974 г.), «Золотая игла» – за коллекцию Haute Couture (1997 г.), награда за вклад в моду на Первом Международном фестивале моды (1985 г.), «Золотой наперсток» (1990 г.).В 1989 г. в знак признания его таланта и за активный вклад в многочисленные гуманитарные проекты Пако Рабанн был награжден высочайшим орденом Испании «Орденом Изабеллы Католической», а также стал Кавалером «Ордена почетного легиона» во Франции. В 1992 г. Пако Рабанн удостоился высокой чести представить ретроспекцию своих работ королевскому Двору Испании на выставке в Севилье. 31 мая 2001 года король Хуан Карлос вручил ему «Золотую медаль за достижения в изящных искусствах».

Страстный ценитель культуры, Пако Рабанн вкладывает силы и средства в открытие культурных центров, в издание журналов. В его костюмах снимались Урсула Анднерсен, Джейн Фонда (костюмы для знаменитой Barbarella были придуманы именно Рабанном), Франсуаза Харди, Брижит Бардо, Одри Хепберн и др.

Брызги ультрафиолета

В июле 1999 г. состоялась презентация коллекции от кутюр осень-зима 1999/2000, определившая важный этап в жизни Дома: Рабанн заявил, что отныне не будет лично заниматься высокой модой, и с головой уйдет в прет-а-порте. И передал дальнейшую работу по созданию коллекций Дома команде молодых модельеров. Последнюю коллекцию Рабанн привез на московскую Неделю высокой моды вместе с новым ароматом Ultraviolet, очень изысканным и ни на какой другой не похожим.

В Москве Пако Рабанн показал свою новую коллекцию от кутюр в канун нового века. Удивительные платья из металла, соединенные с искусственным мехом, в форме китайских фонариков; облегающие платья из металлического джерси в комплекте с длинными камзолами, пластиковые болеро, металлические джемпера и другие необычные вещи. Рабанн замечательно играет со светом и оптическими характеристиками материалов: все его модели буквально ослепляют. Последняя коллекция еще раз подтвердила титул мастера как великого провокатора в мире моды: большинство присутствовавших на показе пребывали в полной уверенности, что искрящаяся и струящаяся одежда выполнена из шелка, а между тем это был самый настоящий металл.

Вплоть до появления господина Рабанна на сцене не верилось в то, что он действительно почтит своим присутствием презентацию. Тем не менее, послышались апплодисменты, и в окружении свиты на сцену проследовал мужчина с белыми волосами и с такого же цвета бородой. Это, собственно, и был всемирно известный кутюрье. По словам Пако Рабанна, он испытывает трепетные чувства к России, преклоняется перед красотой русских женщин. После окончания официальной части на сцене появились мускулистые полуобнаженные молодые люди с нанесенными на грудь таинственными знаками, святящимися в темноте, (которые, вероятно, и должны были символизировать концепцию и название запаха Ultraviolet), и начали разбрызгивать новый аромат, шествуя по клубу.

Публика увидела утонченный силуэт, взрывные цвета и формы, взрезающие пространство своей геометрией, возвещают о наступлении миллениума. Металлическая кожа, соединенная с искусственным мехом, платья в форме китайских фонариков, накидки и комбидрессы яркого ультрафиолета, пронзительного розового, кислотного зеленого и искрящегося желтого.

Космический взгляд: наряды, создающие металлические оптические иллюзии, кольчужное покрытие, металлическое джерси и цепочки блесток в комплекте с длинными камзолами и прямыми облегающими платьями, сияние бриллиантовых метеоритов. Электрический мороз: тонкая пластиковая пленка ловит свет на болеро и свободных атласных брюках, металлические джемпера, связанные огромными иглами, бижутерия на длинных узких юбках и бархатные прямые брюки цвета ночи. В последней коллекции Рабанн воспоминал о самых известных местах Парижа, Берлина, Брюсселя, Сиднея и Нью-Йорка – в росписях по шелку и на сверкающих серебряных пластинах. Заключение коллекции – свадебное платье: под мантильей из золотого кружева невеста, подобно русской матрешке, закутана в платье-пальто из меха мышиного цвета, вышитого золотыми тюльпанами.

Дорога посвященных

– Мы переживаем рубеж тысячелетий. Становится труднее отождествлять какие-то вещи, понятия. Я являюсь представителем младшего искусства. Есть, как вы знаете, старшие искусства – музыка, живопись, скульптура, и младшие – дизайн, мода, так называемые прикладные. Низшие искусства светят отраженным светом. Они развиваются не сами по себе, а под влиянием высших искусств. Вспомните: когда появился конструктивизм, он охватил все области, в том числе и моду. Царила гармония. А сейчас произошло смешение высшего и низшего искусств. Началась эпоха их слияния. Это нормально, но высшие искусства утратили свое лидирующее положение. Они не знают, куда идти, не могут предложить новую философию. Поэтому низшие искусства тоже не знают, куда направляться. Посмотрите на моду в Париже – это же просто ужас, отсутствие основополагающей идеи!

Сравнительно недавно Рабанн открыл для себя новую область. Его первая книга «Траектория» «Trajectory», вышедшая в 1991 г., стала бестселлером и разошлась тиражом более 500 000 экземпляров. Вскоре появилась вторая – «Конец времен» «The End of Times» (1992), в которой он призвал человечество к более глубокому проникновению в суть вещей и нравственных ценностей, к заботе о ближних. Обе книги были переведены на пять языков. В 1994 г. Пако Рабанн написал новую книгу «Настоящее время: дорога посвященных» (Le Temps Present: le chemin des grand inities) – личный путеводитель, рассказывающий о том, как стать более светлым и искренним в наш изменчивый век, продолжающий тематику двух первых книг.

Все изыски мастера – от его философии, его взглядов на мир. Есть два света, считает он, – свет физический, идущий от солнца, и свет духовный. Соединить эти два потока он пытается в одежде. Более прозаическое объяснение – в стремлении художника предвосхитить события будущего.

Население Земли растет по экспоненте. Когда нас будет двадцать миллиардов, не будет человека, по мнению художника, одевающегося в натуральные ткани. Исчезнут хлопок и шерсть. На смену придут металл, пластик, минеральное сырье. Другое направление он видит в использовании отходов. В недалеком будущем женщина, встав утром с постели, будет брать в руки тюбик или баллон с жидким металлом и наносить одежду, как картину, прямо на свое тело. Сама себе творец, она пойдет по улице в платье, обтекающем линии ее тела, кутаясь в шарф или мантилью из газа.

Логотип бренда

Paco Rabanne – известный французский бренд. Основателем является Пако Рабанн.

Краткая биография основателя

Основатель бренда - Пако Рабанн

Пако Рабанн родился 18 февраля 1934 года в городке Сан-Себастьян, Испания. Все свое детство он провел рядом с крайне религиозной бабушкой и матерью – абсолютной атеисткой и видной деятельницы испанской Социалистической партии. После смерти отца семья Рабанн была вынуждена перебраться во Францию, где мать устроилась модисткой в небольшое ателье. Именно эти детские воспоминания подтолкнули Пако стать дизайнером одежды, поражающим всех своей неординарностью и креативностью.

В 1952 году юноша поступил в Национальную школу художественного искусства на архитектурный факультет. Будучи студентом, Пако начал заниматься созданием бижутерии и аксессуаров для таких Модных Домов, как Givenchy , Balenciaga и Christian Dior .

История

История бренда «Paco Rabanne» началась в 1965 году. Именно тогда талантливый дизайнер разработал и представил публике коллекцию сережек из прозрачной пластмассы, изготовленной на основе ацетата целлюлозы. Молодые девушки по достоинству оценили новшество. Благодаря отличному качеству, невысокой цене и необычности, за один год было продано около двадцати пяти тысяч пар таких сережек. Очень быстро о творчестве Пако Рабанн узнали во всей Франции, фотоснимки его изделий стали демонстрироваться на обложках известных журналов. Некоторое время спустя модельер решился заняться созданием одежды из того же материала, и первой вещью стало болеро .

Платье из коллекции "Осень-Зима 2013-2014"

В 1966 году бренд «Paco Rabanne» представил свою коллекцию одежды на Неделе Моды в Париже . Мнения модных критиков разделились, некоторые из них считали, что коллекционные изделия не пригодны для носки. Однако публику и прессу Рабанн сумел впечатлить, особенно запомнились футуристические платья из жестких пластин, скрепленных кольцами.

В 1976 году торговая марка «Paco Rabanne» представила первую коллекцию мужской одежды «Diffusion». В начале 1980 годов модельер прибегнул к материалам повторного использования, в частности, газет, журналов, губок и алюминия. В 1986 году компания «Puig» выкупила Модный Дом «Paco Rabanne», но сам основатель продолжил трудиться на благо бренда в качестве креативного директора. Стиль кутюрье продолжил свое развитие, а новые материалы и изобретения стали источниками вдохновения для него. Так, в 1988 году Пако удивил публику платьями из компакт-дисков.

В 1990 году в Париже был открыт первый фирменный бутик бренда «Paco Rabanne». Дизайн помещения был разработан архитектором Эриком Раффи, в декоре он применил большое количество стекла и металла. В том же году кутюрье разработал коллекцию одежды из синтетического материала, визуально напоминающего кожу. Все представленные изделия отличались особой легкостью и комфортом. В 1993 году Пако создал коллекцию одежды из оптического волокна, а годом позже – из плексигласа. В 1999 году разработка неординарных моделей в Доме Моды «Paco Rabanne» прекратилась.

Настоящие дни

Летом 2000 года основатель марки Пако Рабанн заявил, что навсегда покидает мир Высокой моды. Несмотря на его уход в течение шести лет приглашенные дизайнеры марки создавали коллекции класса «prêt-aporte», которые, к сожалению, особого успеха не добились. Именно по этой причине в 2006 году руководство компании решило временно приостановить выпуск одежды. В 2007 году была организована выставка самых знаменитых изделий марки «Paco Rabanne». Некоторое время бренд не принимал участие в Неделях Моды, но продолжал радовать поклонников часами и парфюмерными ароматами. Однако на Неделе Моды в Париже новый дизайнер марки Лидия Маурер продемонстрировала коллекцию одежды «Осень-Зима 2013-2014».

Парфюмерия

Бренд «Paco Rabanne» признан создателем самых изысканных и чувственных ароматов. Первый женский аромат «Calandre» был выпущен в самом начале деятельности марки, облаченная в необычный флакон туалетная вода, стала визитной карточкой компании. Спустя несколько лет вышел в свет и мужской аромат от Paco Rabanne. Следом публика была покорена чувственными духами-унисекс «Ultraviolet», флакон которых был похож на летающую тарелку.

В настоящее время самыми популярными парфюмами от Paco Rabanne принято считать женский аромат «Lady Million» и мужской вариант «One Million». В свое время спросом пользовались следующие ароматы: Paco Rabanne Pour Homme, Metal, La Nuit, Sport и Tenere. Уже много лет бренд славится не только необычными и запоминающимися ароматами, но и дизайном флаконов.

Ссылки

  • Парфюмерия Paco Rabanne , 100aromatov.ru
  • Paco Rabanne , социальная сеть для модниц Relook.ru

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Биография Пако Рабанна

Творчество Пако Рабанна

История в датах

Заключение

Список интернет-источников

Введение

Пако Рабан, человек с неординарным мышлением и оригинальным взглядом на моду, своим творчеством он подтверждает тезис о том, что одежда - прежде всеего материальная оболочка, которая может быть сделана из чего угодно, для кого угодно и иметь любую форму. Как говорят французские журналисты, с него начались скандалы в высокой моде, но и ее будущее. Все еще помнят его металлические платья, в которых щеголяла героиня фильма «Искатели приключений», кольчуги из металлического трико, а также его корсажи из картона и кожи. С него началось отвержение моды как диктата, превращение ее в искусство, создание моделей, достойных того, чтобы занять место в музее. И сегодня высокая мода без него немыслима, без этого испанского гения, который работает ради славы Франции. Пако Рабан стал современным благодаря тому, что восстал против предрассудков, господствовавших в то время, и разработал метод, с помощью которого пробивает путь из настоящего в будущее. Мода для этого баска - нечто большее, чем показы коллекций на каждый сезон. Главное для него - внедрять немыслимые, иногда неподходящие для ношения материалы, которые он, в соответствии со своим авангардизмом, представлял как материалы будущего. Именно эта сторона его творчества впечатляет меня и вдохновляет на собственные эксперименты.

Биография Пако Рабанна

«Мой менталитет - двойной, основа моя - испанская, а внешняя моя культура - французская. Французская культура - это критерий. Французы - это „холодная вода“. И наоборот, испанцы загораются предметом или идеей, идет ли речь о политике или о творчестве. Я очень легко воспламеняюсь и горю, хотя у меня уравновешенный характер. Эти две составляющие моего характера идут вместе». Пако Робанн

Пако Рабан, урожденный Франциско Рабанеда и Куэрво. Родился 13 февраля 1934года, в городе Пасехес,Испания. Французский модельер-Кутюрье, революционер в мире моды 1960-х годов. Модельер написал о своем творчестве 5 книг. Семья была довольно неординарной: религиозная бабушка, владевшая тайнами оккультизма, мать -- атеистка, член социалистической партии и руководительница испанского отделения ателье Баленсиаги, отец -- генерал республиканской армии. С приходом к власти Франко семья эмигрировала в Советский Союз, а через несколько лет переехала во Францию. Полностью унаследовал горячий южный нрав родителей, активность, пылкость, неугомонность, неуемное желание творить, удивлять и привлекать к себе восторженные взгляды. В юности Франсимско Рабанемда и Куэмрво уехал во Францию, изучал архитектуру, ему пророчили блестящее будущее, творческие способности проявлялись уже в студенческие годы. Но он не захотел работать по специальности, увлекся другими творческими идеями и неожиданно занялся дизайном и производством бижутерии. Он стал использовать для своих изделий совершенно новый по тем временам материал родоид (разновидность пластмассы) и вообще дал волю своей неуемной фантазии. Наверное он очень чутко уловил потребности молодежи (это не удивительно, он тоже был очень молод, то что нравилось ему самому, нравилось и всем молодым людям), украшения были яркие, необычной оригинальной формы и, что немаловажно, недорогие и его бижутерия понравилась потребителю, легко и быстро продавалась. Этот бизнес позволил заработать первый капитал и почувствовать уверенность в собственных силах. Для молодого человека это было очень успешное начало творческой карьеры, но ему было этого мало. Это были его первые опыты в моде, искусству которой он учился в Доме Баленсиаги, у Юбера ле Живанши и восемь лет в Доме Кристиана Диора. Самостоятельное творчество дизайнера началось в 60-х гг. Тогда рождалось новое искусство -- «оптическое», «кинетическое»; в архитектуру пришли современные материалы -- пластик и металл. Всем этим и была вдохновлена показанная в феврале 1966 г. первая коллекция от-кутюр Рабанна под названием «12 экспериментальных и негодных к носке моделей из современных материалов.

Творчество Кутюрье Пако Рабанна

Экспериментатор и революционер, беспрецедентное явление в мире моды. Мастер, шагнувший за порог своего времени дальше всех. Изобретённые им новые формы, структуры и материалы оказали влияние на мировую моду. Философ, мистик и великий ремесленник одновременно, он на протяжении десятилетий поражает публику экстравагантностью и оригинальностью. История марки Paco Rabanne начинается с 1965 года с создания совершенно новых сережек из прозрачной пластмассы на основе ацетата целлюлозы в одной из мастерских семьи Рабанн. Модели сережек пользуются успехом у молодых покупательниц, восхищенных оригинальностью и доступной ценой. За год продано 25000 пар.

Благодаря такому успеху и его освещению в средствах массовой информации, марка решает заняться производством одежды из только что открытого ею революционного материала. Первой вещью становится болеро. В 1966 году марка Paco Rabanne представляет свою первую коллекцию в Париже. Мнения критиков по поводу двенадцати произведений из современных материалов, названных "непригодными для носки", разделились. Футуристичные платья из жестких пластин, скрепленных кольцами, потрясли публику. В международной прессе Пако Рабанна называют Жюль Верном высокой моды. Позже дизайнер решает попробовать свою силы в парфюмерии. Аромат Calandre (его название вызывает ассоциации с металлом) станет первым ароматом для женщин, на создание которого дизайнера вдохновила модель автомобиля. А через несколько лет были созданы духи, которые принесли торговой марке Пако Рабан особую известность. Это духи Black XS. Сначала вышел в свет мужской аромат, а вскоре и женский вариант этих духов. Популярность духов Black XS превзошла все ожидания. За много лет работы Пако Рабан создал целую империю, которая успешно работает, творит, и радует мир новыми находками, приносит в нашу жизнь красоту, радость и удовольствие. В 1976 году марка представляет первую коллекцию одежды прет-а-порте для мужчин Diffusion. В 80-х годах марка прибегает к материалам повторного использования: алюминий, газетная бумага, губка. Некоторые из таких произведений создаются за несколько минут. В 1986 году дом моды куплен группой Puig, но сам Пако Рабанн остается его главным креативным директором. Стиль Пако продолжает развиваться, и новые технологические изобретения, как и новые материалы, будут источниками его вдохновения. Так в 1988 году появятся платья из лазерных компакт-дисков, в 1993 - из оптического волокна, а в 1994 - из плексиглаза.

В 1990 году открывается первый бутик Paco Rabanne в Париже. Дизайн разработан архитектором Эриком Раффи, а использованные материалы (стекло и металл) напоминают о вкусах создателя марки.

В том же году Пако Рабанн предлагает коллекцию, очень сильно отличающуюся от его прежних творений. Для ее создания использован синтетический материал, напоминающий мягкую кожу. Одежда, изготовленная из этого материала, отличается легкостью и комфортом.

В 1999 году, после того как производство моделей высокой моды в модном доме прекратилось, дизайнер продолжает следить за созданием коллекций прет-а-порте и парфюмерии, однако, все больше и больше удаляется от ателье. В течение нескольких смена нескольких креативных директоров: Орелиан Трамблэ, Кристоф Декарнен, Розмари Родригес и Перри Эллис попробуют приспособить стиль Paco Rabanne под пожелания современной публики.Сейчас дом Paco Rabanne не принимает участия в неделях моды, но по-прежнему выпускает часы и ароматы, а так же грозится вернуться на мировые подиумы.

Новатор по натуре, Рабанн стал первым, кто ввел музыкальное сопровождение на дефиле, а также пригласил для демонстрации своих нарядов чернокожих манекенщиц.

История в датах

рабан кутюрье

1965: Создание фантазийных украшений и появление марки Paco Rabanne.

1966: Первая коллекция и появление платьев из алюминиевых пластин.

1967: Появление платьев из бумаги.

1969: Выпуск первого аромата Calandre.

1976: Первая коллекция для мужчин.

1986: Дом Rabanne куплен группой Puig.

1990: Пако Рабанн получает премию "Золотой напёрсток" за достижения в области высокой моды.

1996: Создание платьев-пузырей из пластика и металла.

1997: Создание объемных платьев-пачек из пластика и серебристого металла. Появление прозрачного платья из прозрачной пластмассы и шариков, заполненных водой.

1999: Пако Рабанн отдаляется от одноименной марки.

2002: Розмари Родригес становится креативным директором.

2003: Создание платья из хрустальных капелек.

2005: Новая смена креативного директора.

2007: Выставка самых знаменитых изделий марки Paco Rabanne.

2008: Выпуск аромата 1 million.

Заключение

Летом 2000 года великий кутюрье заявил, что навсегда оставляет мир высокой моды. Несмотря на уход своего основателя, дизайнерский дом продолжил показы, но значительного успеха его коллекции не снискали. В результате в 2006 году было решено временно прекратить его деятельность. Сегодня марку Paco Rabanne ждет новая жизнь: Маниш Арора известен своими экспериментами с формой, орнаментами и ослепительно-яркими для европейского глаза цветами и оттенками. На ответственном посту креативного директора дизайнер намерен сохранить фирменные черты своего стиля.

Список используемых интернет-ресурсов

1. http://buro247.ru/fashion/history/2609.html

2. http://7122.ru/f/pako_raban

3. http://afield.org.ua/fashion/fashion7_2.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография великого кутюрье Коко Шанель, которая сняла с женщин корсет, подарила черный цвет и революционные духи. Главная идея ее творчества. Личная жизнь Ив Сен Лорана. Главные достоинства моды Миуччи Прада. Бренд Dolce and Gabbana. Джинсы от Армани.

    презентация , добавлен 13.01.2016

    Обновление образа респектабельного Дома моды Диора Д. Гальяно. Его первая коллекция, начало творческой деятельности, придуманный им образ принцессы Лукреции. Самый экстраординарный кутюрье высокой моды, представивший вавилонское смешение стилей культур.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2016

    Жан Поль Готье как феномен в истории моды. Биография, источники вдохновения и становление карьеры кутюрье. "Несносный ребёнок" французской моды, черты творчества, нововведения в высокой моде. Взаимодействие Жана Поля Готье с поп-сценой и киноиндустрией.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2017

    Изучение биографии известного французского модельера Юбера де Живанши. Исследование взаимосвязи между живописью и творениями дизайнера. История создания кутюрье нарядов для фильмов и балетных постановок, сотрудничество с легендарными дизайнерами.

    презентация , добавлен 12.09.2015

    Великие дизайнеры. Творения великого мастера Ива Сен-Лорана. Дилемма жизни Коко Шанель. Человек, чье имя является синонимом моды – Кристиан Диор. Первый дизайнер, представивший коллекцию готовой женской одежды - Юбер де Живанши. Модный дом Лориса Аззаро.

    доклад , добавлен 16.02.2009

    Краткая биография Леонардо да Винчи. Служба в Милане, должность военного и картографа. Первый крупный заказ 1478 г. Изучение внутренних органов человека, работа в госпитале Санта Мариа Нова. Создание росписи для зала большого совета в Палаццо Веккио.

    реферат , добавлен 01.02.2011

    Отражение моды в истории, ее социальные функции и воздействие на жизнь общества. Описание механизма моды, ее психологическое влияние на человека. Влияние возраста на модные предпочтения. Особенности развития внутренней Fashion индустрии в России.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2017

    Краткая биография Леонардо да Винчи (1452-1519), общая характеристика его творческой деятельности – изображения наиболее известных полотен, сущность открытий и изобретений. Таблица основных дат и событий из жизни выдающегося гения эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 02.06.2010

    Краткая история моды от 1960-х до наших дней. Обзор современных методов дизайна одежды. Концепция проекта коллекции молодежной одежды "Таяние льдов". Эскизный проект коллекции. Выбор материалов и построение лекал. Определение норм расхода материалов.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2017

    Понятие моды и фазы ее развития. Начало французской моды. Вкус французского двора Людовика XIV и его влияние на европейскую моду. Костюм эпохи Барокко. Особенности мужского костюма и женского платья. Мужская и женская прически. Украшения и аксессуары.

Стильные мира сего

Французский кутюрье Пако РАБАНН: "Мне уже 78 тысяч лет, и я помню все свои предыдущие жизни. В XVIII веке я был очень известной парижской проституткой, у меня была большая, красивая грудь, я много работала и зарабатывала приличные деньги"

В переводе с испанского "Пако" означает "ворон". В честь этой мудрой, но довольно зловещей птицы, покровительницы его рода, взял в свое время псевдоним Франсиско Рабанеда-и-Куэрво - ныне всемирно известный французский кутюрье Пако Рабанн.

В переводе с испанского "Пако" означает "ворон". В честь этой мудрой, но довольно зловещей птицы, покровительницы его рода, взял в свое время псевдоним Франсиско Рабанеда-и-Куэрво - ныне всемирно известный французский кутюрье Пако Рабанн. Баск по рождению, архитектор по образованию, писатель и художник по роду занятий, вегетарианец по убеждению, мистик по воспитанию, великий фантазер и гениальный провокатор по зову сердца... Это благодаря ему дамские наряды иронично сравнивают с колючей проволокой: дескать, они позволяют осмотреть территорию, но не дают к ней приблизиться. Ровно 40 лет назад эпатажный кутюрье потряс основы высокой моды, предъявив французским эстетам коллекцию "12 платьев из современных материалов, которые невозможно носить". Чернокожих манекенщиц он одел в металлоконструкции, собранные при помощи паяльной лампы и пассатижей, после чего заставил девушек танцевать. Увидев, как грубый металл царапает нежную кожу моделей, часть публики покинула зал в знак протеста, зато снобы-дизайнеры сразу признали в молодом ниспровергателе устоев коллегу и взяли его идеи на вооружение. Из чего только не клепал свои платья Пако Рабанн - из металлических цепей, бумаги, страусиных перьев, алюминиевой фольги, лазерных дисков, носков, пластиковых бутылок, дверных ручек... Пожалуй, единственным материалом, который его не вдохновлял, была ткань: одежда со швами, по словам мастера, напоминает ему смирительную рубашку - инструмент наказания и кастрации. Пако Рабанн первый начал проводить дефиле под музыку (раньше их сопровождали заунывные комментарии), именно он ввел моду на чернокожих манекенщиц и придумал духи унисекс. Увы, в 2000 году по экономическим причинам кутюрье продал свой брэнд и ушел из высокой моды... Седина выбелила его цвета воронова крыла волосы, а после того как маэстро сломал ногу (скрепленную в нескольких местах металлическим штырем), он не расстается с тростью. Впрочем, в его жилах не остыла кровь отца - генерала Республиканской армии, расстрелянного в 1937 году франкистами, и матери - пламенной соратницы Долорес Ибаррури. Рабанн по-прежнему будоражит умы французских буржуа то заявлениями, что прилетел на Землю с планеты Альтаир, то пророчествами, согласно которым орбитальная станция "Мир" упадет на Париж и наступит апокалипсис... У него куча планов, и, чтобы их воплотить, не хватит и тысячи жизней.

"МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ТРИЖДЫ УВИДЕТЬ БОГА"

- Представляю, мсье Рабанн, как нелегко было вам, очень занятому человеку, выкроить время на интервью...

Это уже мой третий приезд в Украину, а Киев - город, который я очень люблю, и для меня большое удовольствие здесь находиться. У вас потрясающая архитектура, а когда в прошлом году мне посчастливилось побывать на фестивале моды "Киевский подиум", я по достоинству оценил таланты украинских дизайнеров. Замечу, однако, что нынешний мой визит - нечто особенное: я показал рисунки, которые создавал в течение 40 лет. Это черно-белые, графические работы, выполненные в одном стиле.

Рисую я с семи лет и, даже когда учился в парижской Национальной школе искусств, не переставал терзать бумагу. 30-летним я оставил архитектуру и начал заниматься в Париже высокой модой, стал кутюрье. Создавая платья из металла, пластика и бумаги, я хотел, чтобы мода была современной, чтобы она отражала эпоху. Независимо от того, архитектура это, живопись или мода, мои работы всегда символичны.

Меня очень занимает лицо человека, и для себя я сделал потрясающее открытие: оказывается, в нем отражено все прошлое и будущее нашей цивилизации. Форма ушей и носа, разрез глаз - все символично, и я старался передать это в своих глубоко личных, даже интимных, хотя одновременно простых рисунках.

На них нужно смотреть по-особенному, буквально на каждом изображено лицо человека - всегда одинаковое, но никогда не одно и то же. Они, эти лица, спрашивают: "Почему возникла жизнь?", "Почему появились люди?", "Почему существует религия?", "Почему мужчина?", "Почему женщина?"... Создавая на протяжении 45 лет эти картины, я ищу смысл жизни.

Насколько я знаю, ваша бабушка истово молилась Богу, а мама не менее истово - Карлу Марксу. Скажите, а вы человек религиозный или в душе марксист?

Меня воспитали две женщины, которых я очень любил. Мама, дама рациональная, прагматичная, проповедовала диалектику марксизма и утверждала, что религия - это, как и футбол, опиум для народа. Бабушка же была шаманкой: лечила травами и заговорами, снимала руками боль, избавляла от камней в почках. Она показала мне власть камня, силу воды, объяснила значение многих магических символов... На мой взгляд, обе они были правы, поэтому я смотрел на мир двояко: вещи, которые меня окружали, оценивал рационально, но в то же время понимал, что есть и другое объяснение их природы, причины их существования. Еще ребенком я пытался все это понять и заинтересовался религией. Чтобы найти правду, прочитал все священные книги мира: Веды, Тору, Библию, Коран, но в глубине души я христианин, потому что мне посчастливилось трижды увидеть Бога.

- Что вы говорите? Каким образом?

Впервые я увидел Его студентом, мне было тогда 20 лет. В тот день мои друзья играли в футбол, а я сидел на скамье запасных. Шел дождь...

Надо сказать, что в то время я очень много молился, и почему-то у меня вырвалось: "Господи, если ты есть, покажись!". Вдруг дождь прекратился, и передо мною возникла огромная радуга. Я покинул свое тело и оказался перед огромным солнцем, от которого шли лучи правды, справедливости, вечности, доброты. Какой-то голос внутри произнес: "Ты можешь представить меня таким". Я снова очутился на футбольном поле, совершенно потрясенный. Голова шла кругом: что же со мной произошло? Вот, говорят, Бога увидеть невозможно, но я же увидел!

Спустя 20 лет, мне было уже 40, я ехал в такси по Парижу и вдруг, стоя в пробке, услыхал тот же голос: "Ты хочешь увидеть меня снова?". Конечно же, я ответил: "Да!" и опять, как в тот раз, покинул свое тело и очутился перед огромной раскаленной спиралью ярко-красного цвета. Голос сказал: "Ты видишь, я спираль, потому что такова форма жизни на Земле. Так закручиваются ДНК в теле человека и первые маленькие ракушки, появившиеся в те незапамятные времена, когда зародилась жизнь. Точно так же, вращаясь, движется наша планета в Галактике". Это был потрясающий урок!

Когда мне было уже 60 лет, Всевышний спросил в третий раз: "Хочешь меня увидеть?". Разумеется, я снова ответил: "Да!". На сей раз передо мною предстало невероятное зрелище: бесконечное море, и все это огромное пространство заполняли шарики, похожие на жемчужины. "У вас, людей, нет воображения, - сказал мне Господь. - Вы думаете, что я создал только один мир, однако сколько я существую в Бесконечности, в Вечности, столько и создаю миры. Жемчужины, которые ты видишь, это - континуум (то есть непрерывность, неразрывность. - Д. Г. ) пространства и времени, того, что нас окружает".

Все три раза, что я видел Бога, он учил меня чему-то универсальному, всеобъемлющему. Именно поэтому я, очень любопытный человек, живу на этой грешной Земле...

Я никто. Маленький ремесленник, который делает платья, маленький художник, рисующий графику, но Бог дарит мне свою любовь, и жизнь ко мне добра. Мне посчастливилось задать нужные вопросы в нужный момент, но я не принадлежу к какой-либо секте, партии или группе... В молодости, правда, был комсомольцем, но сегодня я просто человек, пытающийся понять, зачем мы пришли в этот мир, а поскольку до сих пор мне не удалось найти на этот извечный вопрос ответа - рисую, рисую, рисую... Каждый день...

"CАМЫЙ БОЛЬШОЙ МАФИОЗИ - ЖАК ШИРАК: НА ЕГО СЕКРЕТНОМ СЧЕТУ В ЯПОНИИ МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ"

- Для многих советских людей слово "Испания" в свое время ассоциировалось с такими понятиями, как "интернациональные бригады", "испанские дети", Долорес Ибаррури, "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях", "Но пасаран!"...

О да (cмеется), no pasaran!

Вы родились в стране басков, ваша мать была одним из руководителей Испанской коммунистической партии. Подростком она привезла вас в Москву и представила самому Сталину. Что это была за встреча? Какое впечатление произвел на вас генералиссимус?

В 50-е годы Сталина окружала зловещая атмосфера, от него исходил некий магнетизм, и, разумеется, это чрезвычайно впечатляло... Его боялись, он нагонял страх - это невозможно было не почувствовать, но я был молод и восхищался им. Меня поразила необычная суровость, жесткость его лица. Нахмуренные брови, усы, закрывающие рот, практически ничего не выражающие глаза. "Лицо демона", - подумал тогда я. Он потрепал меня за волосы, но тепла его руки я не почувствовал...

Вы знаете, это потрясающе, что я встретил в своей жизни множество выдающихся политических деятелей, королей, президентов, великих художников, таких, как Пикассо и Дали... В силу моей профессии я исколесил всю планету - на моем счету 30 кругосветных путешествий! Это странствия сделали меня проще, смиреннее, наполнили любовью к людям. Мне нравится жить в обществе!

Из меня не получается надменный капиталист (при том, что зарабатываю я как представитель этого класса), всем и каждому я друг, ведь жить - это удивительно! Если бы люди знали, как повезло им, что, придя в этот мир, они получили шанс, однако в обществе, где я живу, на улицах полно спящих прохожих. Они не живут, а спят: как сомнамбулы, движутся от кровати до места работы, с работы - в кровать. Они еще не проснулись, не задали важных вопросов, у них не горят глаза. Они не стараются понять других и познать планету, докопаться до сути и причин того, что на ней происходит. А ведь в этой жизни нужно быть любопытным, потому что у каждой вещи есть скрытое значение и тайный смысл, ничто не существует случайно...

- Возвращаясь к Сталину... Он тоже, на ваш взгляд, был шаманом?

Нет, как все великие диктаторы, как самые жестокие преступники, он был очень харизматичной, магнетической личностью. Сейчас я уже не восхищаюсь Сталиным, но ведь тогда даже не подозревал о существовании ГУЛАГа. В то время мы, жившие на Западе, не знали многих вещей - только потом нам открылась правда... Сегодня я невероятно рад, что страны Восточной Европы развиваются, что, путешествуя, я могу встречать по всему миру русских, украинцев, поляков. Наконец-то планета принадлежит всем - это потрясающе!

Вы один из самых ярких представителей мировой элиты высокой моды. Скажите, тех, кто в нее входит, можно назвать мафией?

Мафией? (Удивленно). Мне посчастливилось жить во Франции, которой управляет самый большой мафиози - Жак Ширак. На его секретном счету в Японии миллиарды долларов - это я к тому, что настоящие мафиози не на Востоке живут, а на Западе. Что же касается кутюрье... Сейчас цивилизация очень меняется. Высокая мода была создана для того, чтобы одевать аристократию, королей, принцев, герцогов. К сожалению, этих людей больше не существует, и haute couture уходит в небытие - на смену, приобретая мировой масштаб, приходит прет-а-порте. Сейчас кутюрье больше занимаются аксессуарами: поясами, сумками, украшениями, парфюмерией - это приносит нам очень большие деньги.

Сами по себе дизайнеры также развиваются, их все больше и больше интересуют различные интерьеры и все с ними связанное: одеяла, утварь, предметы обихода... Людей из нашего модного цеха: Армани, Готье, наследников Версаче, меня и других - занимает искусство украшать свой дом, то, что вокруг нас. Акцент делается не на одежду человека, а на то, что его окружает. Это может быть и архитектура, и мебель, и столовые приборы, и скатерти - в общем, все связанное с дизайном. Этим и будут определяться тенденции ближайшего времени, в этом направлении пойдет эволюция.

- Вы, мсье Рабанн, настоящий дипломат и умело ушли от вопроса о мафии...

Нет-нет, подождите. У нас мафией называют людей, которые занимаются бизнесом, так что же выходит: все предприниматели - мафиози? С другой стороны, кем тогда считать министров и президентов, которые воруют на Западе деньги?

"В МИРЕ МОДЫ СТОЛЬКО ЖЕ ГЕЕВ, СКОЛЬКО В АРМИИ ИЛИ В ЦЕРКВИ"

- Ну да, на Востоке министры совсем не воруют...

Поверьте, Украина хорошо развивается, у вас происходит эволюция в другом направлении. Вы переходите из общества, где деньги принадлежали государству, в общество свободы бизнеса. Конечно, в нем будут преуспевшие предприниматели и те, кто добиться успеха не может, но что поделаешь - всегда есть люди более сообразительные и предприимчивые, чем остальные.

Это не преступление - зарабатывать деньги: речь идет о нюхе, о некой коммерческой жилке. Настоящий бизнесмен чувствует, в каком направлении нужно работать, где можно сделать деньги. Безусловно, некий перебор у вас в этом есть, но на Западе он куда больше.

Мне не раз приходилось слышать, что в мир высокой моды, в эту замкнутую касту, человеку традиционной сексуальной ориентации попасть невозможно. Неужели, чтобы преуспеть, кутюрье надо иметь нетрадиционную ориентацию?

Что вы имеете в виду - гомосексуализм?

- Ну да...

Простите, конечно, но в мире сегодня каждая четвертая женщина - лесбиянка и каждый седьмой мужчина - гомосексуалист. Посмотрите, сколько таких в армии, но они не говорят об этом, скрывают свои пристрастия, потому что у военных однополая любовь запрещена. В мире моды столько же геев, сколько и в армии, с той лишь разницей, что у нас они одеваются в розовое, зеленое, вставляют себе в волосы перья, и поэтому кажется, что их слишком много. А в церкви? Вы следите за судебным процессом над священниками-гомосексуалистами, который проходит сейчас в США? В том же Париже идет сейчас громкий процесс над священнослужителем, который в течение 40 лет насиловал детей. Гомосексуализм - это проблема не конкретно представителей моды, армии или церкви, а вообще людей. Хотите знать, что я об этом думаю?

- Ну разумеется...

Природа умная, она защищается. Сегодня на Земле живет семь миллиардов человек, а через 50 лет их станет уже столько, что невозможно будет найти стакан чистой воды. Между тем человек продолжает размножаться, и у природы нет другого выхода, как попытаться его притормозить. Вот она и придумала то, что в Библии называется "сухими плодами", - разновидность людей, которые не могут продолжить свой род. Думаю, если население планеты и дальше будет расти, придем к цивилизации, где гомосексуалистов и нормальных людей будет поровну - 50 на 50.

Рост населения - одна из причин загрязнения окружающей среды. Человек разрушает природу: пичкает пестицидами воду, истощает землю, отравляет воздух кислотными дождями, выжигает все живое атомными бомбами. Все четыре элемента, которыми защищена планета: землю, воду, воздух и огонь, - человек загрязнил, испортил, плюс ко всему он еще и размножается. Можете мне не верить, но мы движемся к катастрофе, апокалипсису.

- Все великие люди, а вы, без сомнения, к ним относитесь, волей-неволей оказываются пророками. Вы тоже пророк?

Нет, я не пророк. Я никто. Я человек, который делает платья. Помните, в Библии сказано: "Имеющие глаза - не увидят, имеющие уши - не услышат"? Мне кажется, этот момент настал, хотя, несмотря на все сказанное, я очень оптимистично смотрю в будущее. Мы покидаем эру Рыб, эру христианства и переходим в эру Водолея. Рыбы, которые плавают под водой, - это материя, коммунизм. Водолей льет воду сверху - это живительная влага знаний, опыта, поэтому хочется верить: если человек откроет глаза, он услышит. Ну а я в это время рисую, рисую, рисую (смеется) ...

- Не сомневаюсь, что вы часто думаете о жизни и смерти. Невеселые, небось, мысли одолевают?

Вы знаете, ребенком я очень любил бывать на кладбище. Там тихо, спокойно, много цветов, поют птицы, потрясающе красивая природа. Однажды (мне было лет 10) я встретил на погосте могильщика, который сказал мне: "Ты уже достаточно взрослый, пойдем, я тебе кое-что покажу". В Бретани на каждом кладбище есть маленький домик, который называется оссуарий, - туда сносят выкопанные деревянные гробы.

Дело в том, что во Франции каждые 100 лет их выкапывают - иначе не будет места для новых захоронений. Могильщик взял крышку гроба и развернул ее ко мне внутренней стороной - на ней были видны следы от человеческих ногтей. Он сказал, что каждый пятый покойник оказывается похороненным заживо: бедняга в гробу просыпается, пытается выбраться и... умирает от удушья. "Попроси, чтобы, когда ты умрешь, тебе в вены пустили воздух", - посоветовал этот человек. Эмболия - и все нормально!

Дмитрий, смерти не существует - мы просто переходим из мира материи и низких вибраций в мир света и очень высокой вибрации. Это изображено на знаменитых буддистских рисунках: Инь и Ян. В Библии тоже написано: "Дух Божий плыл по воде и отделил нижние воды от верхних", то есть материальный мир от духовного. Человек постоянно переходит из мира материи в мир духа, и наоборот - идет непрерывная реинкарнация. Христиане верят, что так и есть, об этом написано в Евангелии от Луки и от Матфея.

- Вы в это тоже верите?

Верю? Я помню все свои предыдущие жизни в течение 78 тысяч лет - с тех пор, как пришел в этот мир, на эту планету, со времен кроманьонцев. А разве вы свои прежние жизни не помните?

- Как вам сказать? Нет, абсолютно...

Ну, это странно, даже ненормально. Неужели у вас нет памяти прошлого?

- Увы, мсье Рабанн, увы...

И вы не знаете, что делали, скажем, вчера, позавчера?

"ГИБЕЛЬ ВЕРСАЧЕ НЕ СТАЛА ДЛЯ МЕНЯ ПОТРЯСЕНИЕМ"

- Это как раз знаю, но все предыдущие жизни, видимо, стерлись из памяти...

А вот я уже в семь лет знал, кем был в предыдущей жизни, мог путешествовать в астрале, даже посещать прошлое. Когда я рассказал об этом приходскому священнику в Бретани, когда признался ему, что пережил реинкарнацию, он закричал: "Это невозможно, так не бывает!".

Многих великих людей обыватели считают слегка тронутыми, ненормальными. Вам говорили в глаза, что вы сумасшедший?

Да, говорили, но быть сумасшедшим так интересно. Вы знаете Таро?

- Имею об этом весьма смутное представление...

Там есть такая карта le Mat - глупец, шут. Этот якобы дурак хорошо понимает, что делает, и в действительности является мудрецом. Представим, что это вы сумасшедший и отрицаете все, что я, нормальный, знаю и говорю, так кто же из нас двоих, спрашивается, более не в себе? Это еще вопрос...

Вы сказали, что общались со многими выдающимися людьми нашего времени, упомянули Пикассо и Дали. Скажите, Дали действительно был таким эксцентричным или удачно разыгрывал из себя сумасшедшего, чтобы о нем все говорили?

Нет, Сальвадор не был чокнутым. У нас были очень близкие отношения, и я знаю: он вынужден был изображать из себя сумасшедшего, чтобы встряхнуть людей, вызвать их интерес. Говорю сейчас без околичностей, потому что мне пошел 73-й год, у меня очень мало времени, и перед тем, как навсегда исчезнуть с лица земли, я хочу рассказать о том, что было для меня важным.

- Стала ли для вас потрясением гибель Джанни Версаче?

- (Морщится). Нет. Когда имеешь дело с наркотиками, за это приходится платить. Лично я не курю, не пью и никогда в жизни не прикасался к дури. Предпочитаю молиться Богу. Мой наркотик - это любовь к Господу, к Деве Марии и к Иисусу Христу, я опьянен ею.

По-настоящему богатые люди - миллионеры и миллиардеры - предпочитают одеваться очень просто, ходят в каких-то шортиках, в холщовых брючках, мятых рубашечках, сандалиях на босу ногу... Смотрю на вас, творца высокой моды, а одеты вы тоже неярко, неброско. Это что - принцип жизни?

Дмитрий, во Франции кутюрье одеваются хуже всех! Человек моей профессии не должен выглядеть шикарно, не он, а женщина в центре внимания. Собственно, смысл нашей работы в том, чтобы, создавая, творя, превознести это вечное женственное начало.

Да, не удивляйтесь, о себе следует забыть. Женщина - это интригующе, потрясающе, невероятно, на нее нужно смотреть, а не на себя, и при встрече с прекрасной незнакомкой, которая идет по улице, следует говорить себе: "Вот эту я одел бы так-то, а той пойдет то-то". В этом смысл созидания! Мода необходима для того, чтобы открывать в женщине новые стороны и измерения красоты, чтобы снабжать ее оружием обольщения. Поэтому я категорически против создания одежды, которая делает ее обладательницу смешной. Я ненавижу то, что создает Гальяно для Дома Диор, - это отвратительно, смехотворно. Он разрушает женское начало, я этого не люблю.

Попутно хочу объяснить вам, кто такой во Франции миллиардер: это тот, кто платит налоги - 65 процентов. После их вычета остается очень мало.

Целый ряд красивых, ухоженных супермоделей не сходит со страниц глянцевых журналов, весь мир буквально на них молится. Скажите, есть ли среди этих красавиц хотя бы одна женщина, с которой вы могли бы представить - пусть чисто теоретически! - совместную жизнь, которая стала бы вам прекрасным другом, женой?

- (Удивленно). С моделью? Нет. Нет! Я жил с женщинами, которые не имели отношения к моде, потому что людям одной профессии очень сложно быть вместе. Такие отношения, как у американских артистов Брэда Питта и Анджелины Джоли, скорее исключение, чем правило, но сколько их союз продлится? Год, два, шесть месяцев?.. На мой взгляд, встреча людей, которые подходят друг другу, совершенно не связана с их профессиональной деятельностью.

Говорят, что сегодня некие миллиардеры на корню скупают весь мир высокой моды и кутюрье остаются, в общем-то, не у дел?

Да нет, высокую моду никто уже не покупает. Когда я в нее пришел, туалеты от кутюр могли позволить себе 50 тысяч женщин, а сейчас всего 200. Сегодня мои коллеги дарят свои платья звездам кино, чтобы они их носили и о них говорили. Все кутюрье, занимающиеся модой, терпят убытки - зарабатываем мы, создавая ароматы и аксессуары. Это действительно приносит большие деньги, а с модой покончено.

Правда ли, что главную угрозу кутюрье с мировыми именами представляют китайцы, которые одевают десятки миллионов людей в одинаковые костюмы?

Западный мир моды вскоре будет разрушен создателями китайского и индийского ширпотреба. То, что они делают, очень дешево и хорошо скопировано.

- Вы помните все свои реинкарнации в течение 78 тысяч лет. Каким будет следующее ваше воплощение?

На Землю я уже не вернусь - это моя последняя жизнь здесь. Уйду на другую планету, в другую Галактику. В своих предыдущих жизнях я был священником в стране басков, а до этого, в ХVIII веке, - очень известной парижской проституткой. У меня была большая, красивая грудь, я много работала и зарабатывала приличные деньги... Кстати, а вы не были проституткой?

К счастью, а может, и к сожалению, нет. Мсье Рабанн, кем бы вы ни стали в другой Галактике, не сомневаюсь, что вы и там будете столь же талантливы и многогранны. Спасибо за тот след, который вы оставили на этой планете, за то, что сделали множество людей счастливее, красивее, лучше. Я очень хочу, чтобы вы покинули Землю как можно позже...

Ну, не знаю, не знаю... Все в руках Божьих!

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

18 февраля празднует свой день рождения Пако Рабан - один из самых известных и влиятельных кутюрье современности. Рассказом о том, что нового сказал нам главный футурист модного мира, редакция портала Москва 24 продолжает серию публикаций о выдающихся деятелях моды, начатую .

Франсиско Рабанеда-и-Куэрво родился в Стране Басков 18 февраля 1934 года. Его отец был расстрелян сторонниками Франко во время Гражданской войны в Испании, после чего мать Франсиско, убежденная коммунистка, переехала с детьми и матерью во Францию. Мама и бабушка оказали огромное влияние на будущего кутюрье, в своей жизни и творчестве сочетавшего качества и убеждения каждой из них.

Пако Рабан был воспитан двумя противоположностями. С одной стороны, его бабушка, познакомившая внука со спиритуалистическим миром природы, эзотерическими и христианскими символами, с другой стороны - мать-марксистка, сильная и волевая. Ее образ, по-видимому, и сформировал тот воображаемый тип женщины, для которой кутюрье в дальнейшем создавал свои наряды - умной, обворожительной женщины будущего, во всем превосходящей мужчину.

Благодаря своей матери юноша впервые посетил Москву - в 1950 году она приехала туда вместе с сыном как член испанской коммунистической партии. С этого момента он навсегда запомнил Москву как самую красивую столицу мира, город, где зародилось современное искусство. Во время своего визита молодому человеку довелось встретиться со Сталиным, который произвел на него огромное впечатление.

В 1952 году Франсиско начал изучать архитектуру в Национальной школе изящных искусств. В то время его мать работала в модном доме другого легендарного испанца - Кристобаля Баленсиаги. Для подработки Франсиско начал создавать для модного дома аксессуары и декоративные элементы одежды, а вскоре стал сотрудничать также с Christian Dior, Nina Ricci, Pierre Cardin и Givenchy, используя в работе новые искусственные материалы, а также металл (В будущем он станет одним из главных материалов дизайнера). Но вначале он изменит свое имя - сократит Франсиско Рабанеда-и-Куэрво до простого Франк Рабан, а к 1965 году усечет "Франка" до его уменьшительной формы - Пако.

Пако по-гречески - "ворон". Именно эта птица считалась в семействе кутюрье покровителем рода. Он верил, что новое имя принесет ему удачу.

Так и случилось - в феврале 1966 года Пако Рабан представил свою первую коллекцию-манифест. Она носила эксцентричное название "Двенадцать платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить". Действительно: на подиум вышли модели в платьях из металла и пластика, сплошь покрытых пластинами и проволокой. Футуристические кольчуги для новоявленных амазонок выступили в роли свежего ветра, ворвавшегося в мир скучной и строгой моды того времени. Вторая коллекция была представлена два месяца спустя в кабаре Crazy Horse. Во время господства стекла и металла в архитектуре, скульптуре и промышленном дизайне Рабан первым догадался одеть в металл женщину. На этом его эксперименты не закончились: разобравшись с металлом, дизайнер представил коллекцию одноразовой одежды из бумаги, а в 1967 году основал собственный модный дом Paco Rabanne в Париже. Его платья и аксессуары из пластика и металла, кожи, гофрированной бумаги, сухих цветов и страусиных перьев произвели настоящий фурор. Эксперименты Рабана с новыми материалами продолжались не одно десятилетие. Так, в 1988 году он работал над коллекцией платьев из органического стекла, лазерных дисков и голографического волокна. Следуя новейшим разработкам, он всегда верил в материалы будущего.

Пако Рабан возвращался в Москву не раз, но особенным для него стал 2005 год, когда кутюрье впервые представил миру выставку своих картин, выбрав для этого российскую столицу. До этого показывавший рисунки лишь в 70-е годы своему другу Сальвадору Дали, он хотел успеть показать их миру до того, как "навсегда исчезнет с лица земли". Рабан верит - его земной путь завершен. Он помнит о всех своих земных перевоплощениях и уверен, что данное является последним. О своих духовных поисках и открытиях он даже написал несколько книг. Последняя из них - "Нить Ариадны. Искусство читать знаки судьбы", была издана и на русском языке. Рабан-писатель рассказывает в своих книгах о природе и интуиции, Боге и сновидениях, о знаках и символах, ведущих человека по жизни.

Одевавший Франсуазу Арди, Бриджит Бардо, Одри Хепберн и Милен Фармер, Пако Рабан покинул свой модный дом в 1999 году, навсегда войдя в историю моды как главный кутюрье-футурист XX века.

Нововведения Пако Рабана:

Первым начал использовать в модных показах музыкальное сопровождение.
Ввел в моду современные материалы, активно используя при создании своих костюмов металл, пластик, перья и сухие цветы.
Привел на подиум темнокожих моделей.
Создал образ женщины будущего, вдохновленный феминизмом и ярче всего воплощенный Джейн Фондой в фильме Роже Вадима "Барбарелла". Уже в наше время Барбарелла, одетая Рабаном, была признана самой сексуальной героиней фантастического фильма.

Как рассказывала Дарья Нельсон, фотограф, ретро-модель, "французы всегда отличались революционным нравом и жаждой перевернуть мир с ног на голову". "Особенно, когда дело касается моды. После десятилетия шика и элегантности, когда послевоенная Франция уже окончательно оправилась от послевоенного шока и женщины вновь могли позволить себе выглядеть изысканно, пришла пора по-настоящему шокирующих и революционных идей. Словно из ниоткуда на модной арене возникают сразу три французских кутюрье, которые ныне считаются основоположниками моды 60-х: Андре Куреж, Пьер Карден и Пако Рабан", - говорила она.

По ее словам, полученные Рабаном во время учебы в Национальной школе изящных искусств знания он потом успешно применял для создания своих платьев из бумаги, пластика, родоида и металла (к слову, благодаря последнему, с барского плеча мадемуазель Шанель получил забавное прозвище "металлург").

"Почему же именно Пако Рабана считают enfant terrible 1960-x? Поводов для этого немало, - добавляет Нельсон. - Еще бы, ведь именно этот дизайнер стал первым использовать музыкальное сопровождение во время дефиле, которые до тех пор проходили в тишине под монотонное зачитывание номеров нарядов. Также именно он (да-да, он, а не Ив Сен-Лоран, как принято считать) первым пригласил принять участие в своем показе темнокожую манекенщицу, что произвело шок и спровоцировало скандал в прессе. Чего стоит один только созданный им в 1973 году мужской парфюм Paco Rabanne pour Homme, ставший настоящим прорывом в парфюмерии и уже более сорока лет сводящий с ума многих женщин".

Лиза Минаева