Франция не была родиной изобретения кружева. Но она подарила миру несколько техник, которые оказали значительное влияние на развитие моды в мире. Французское кружево шантильи, аржантанские и алансонские изделия очень ценятся и считаются одними из самых дорогих в мире.

Моду на кружева во Франции ввела Екатерина Медичи. Флорентийка по происхождению, жена короля Генриха II и мать троих королей произвела фурор своим кружевным нарядом на свадьбе. Екатерина стала законодательницей новой моды, при ней получил популярность орнамент ретичелла. Кружевом украшали не только наряды и постельное белье, но оббивали им кареты и использовали в интерьере.

Французское кружево

При Екатерине появился первый каталог кружев, который нарисовал по ее заказу итальянский художник Фредерико де Винчоло.

При Людовике XIV возникла мода на итальянский гипюр. Венецианские кружева стоили баснословно дорого, случалось, что дворяне разорялись, приобретая наряды. Министр финансов Кольбер выписал 30 кружевниц из Венеции, которые должны были научить местных мастериц секретам плетения.

Французские кружевницы усовершенствовали технику. Гипюр отличался тонкостью отделки: воспроизводились не только причудливые орнаменты, но и жанровые сценки, выплетались профили ангелов и людей.

Людовик, которому Кольбер показал образчики работ, остался весьма доволен: король-Солнце, уверенный в мастерстве француженок, запретил экспорт кружев во Францию. Были основаны мануфактуры в Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантане, Реймсе и многих других городах. С конца XVII века кружево из Франции - образец совершенства и высокого стиля. На целых два столетия - обязательный атрибут женского и мужского костюма, который носили высшие сословия. Лишь в XIX веке мужчины перестанут украшать наряды кружевом.

Алансонские кружева

В Алансоне (нижняя Нормандия) первыми стали использовать тюль с шестигранными мелкими ячейками в качестве фона. На контуры орнамента нашивался волос белогривых лошадей. Узор из букетов, растительных орнаментов наносится мелкой иглой.

Гирлянды, узоры в стиле рокайль имеют характерный орнамент, который оформлялся более толстой нитью. Кружева в технике алансон - чрезвычайно кропотливое трудоемкое плетение. Чтобы сплести один кв. см кружев требуется четыре часа ручной работы!

К концу XVIII – началу XIX века орнамент алансонского кружева облегчается. Его размещают по контурам, а фон заполняют мелким рисунком, горошком, бабочками.

Алансонские кружева входят в список всемирного наследия Юнеско. Сейчас большинство кружев выполняется способом машинной вязки. В продаже ручная вышивка практически не встречается. Но в музее кружевоплетения работают мастерицы, которые знакомят с техникой.

Получили известность аржантанские кружева. Их отличие состояло в том, что более крупные ячейки на фоне обметывались петельным швом. Алансонские кружева более воздушные, чем изготовленные в Аржантане.

Одни из самых популярных кружев в мире, используемых для украшения свадебных платьев, - это кружева алансон.

Кружево шантильи

Эта техника - кружево из черных нитей - получила распространение в XIX веке. Шантильи вошло в моду при Наполеоне III. Орнамент узора выполняется решеткой, которая в некоторых деталях, для достижения глубины и объема, плетется более плотно. Контуры рисунка, равно как и ажурного фона, очерчивает плотная нить из шелка.

С помощью техники шантильи плели накидки, шали, чехлы для зонтиков, пелерины, декорировали платья.

Техника родом из одноименного городка. Сначала в Шантильи плели модные тогда кружева блонд, потом начали производить кружево из черных нитей. Свое название шантильи получили, когда в городе их производством уже не занимались. А вот лучшими мануфактурами считались Канны и Байе.

Платье из французского кружева

Кружева из шантильи - непременная часть атрибута костюма европейской модницы XIX столетия. Сохранилось множество портретов, где изображены красавицы, чьи платья или накидки украшены шантильи. По воспоминаниям француженки, жившей в эпоху Третьей республики, дамы чувствовали себя неодетыми, если на них не было кружев или накидки шантильи.

В 40-е годы позапрошлого века декорировать наряды кружевом шантильи могли себе позволить только дамы из высшего общества. В 60-е годы шали, накидки, воротнички из черных кружев стали доступнее: их стали производить машинным способом.

В конце XIX века в Европе в моду вошли платья шантильи, которые надевали на белый чехол. Это был изысканный и дорогой наряд представительницы высшего общества.

В наше время кружево из Франции - непременный атрибут одежды pret-a-porte и haute couture. Ведущие изготовители кружева - это дома высокой моды Sophie Hallette и Riechers Marescot.

Французские кружева всегда в моде. Особый интерес на них возник после свадьбы Кейт Миддлтон, которая выходила замуж в платье из кружева, изготовленного во Франции.

Ценится также винтажное кружево, которое собирают для коллекций, изготовления нарядов антикварных кукол.

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Ход работ

Начнем с самого простого - вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) - Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора - на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 - и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)" - третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента - столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.


Фриволите - особенная техника кружевоплетения . Его еще называют узелковым , челночным или французским кружевом . Почему узелковым ? Потому что выполняются изделия в технике фриволите с помощью узелков , завязанных различными способами . Почему челночное ? Потому что основный инструмент фриволите - специальный челнок . Почему французское ? Потому что название этой техники пришло к нам из Франции .

Считается что фриволите - это самый простой способ изготовления кружева ручной работы , так как требует минимального количества инструментов и материальных затрат . Что представляет собой эта техника изящного рукоделия ? Где ее можно использовать и трудно ли этому научиться ? Давайте подробнее узнаем обо всем этом .

История французского кружева

Эта техника кружевоплетения очень и очень древняя . Настолько древняя , что исследователи до сих пор не могут точно назвать родину этого рукоделия . Лишь в одном у них нет разногласий - фриволите появилось на Востоке , а уже затем попало в Европу . На Востоке такое кружево называли «макук » (челнок ), в Италии - «окко » (глазок ), в Англии - «тетинг » (плетеное кружево ), дословный перевод с немецкого «шиффхен шпитцен » тоже означал «плетение челноком », а во Франции этот вид кружевоплетения получил название «фриволите » (легкомысленный ).

В нашем языке искусство плетения челночного кружева закрепилось именно под этим названием . Непринужденная и раскованная техника не стала видом народного промысла , как, например , коклюшечное кружевоплетение , но была популярным и распространенным женским рукоделием . Пик его популярности пришелся на восемнадцатый век, когда из простых грубых нитей сначала изготавливали ажурную отделку для штор и верхней одежды , а затем сумочки , шляпки , зонтики , перчатки и прочие предметы модного гардероба светских дам.

Весьма распространенным был этот вид рукоделия и в дореволюционной Росси . Но после октября семнадцатого года челночное кружевоплетение (как и многое другое ) было объявлено пережитком буржуазного прошлого и стало считаться занятием , недостойным «освобожденной » женщины . И лишь спустя полвека началось возрождение фриволите сначала в странах советской Прибалтики (все-таки они ближе к Европе !), а потом и в остальных частях СССР .

Техника челночного кружева

В основе этой техники кружевоплетения лежит узел , завязанный с помощью специального челнока . Готовые изделия , выполненные в технике фриволите - это целая система туго завязанных узелков . Сама техника достаточно проста в освоении и доступна как опытным мастерицам , так и начинающим рукодельницам .

Для начала обучения понадобится всего два челночка , а уже затем можно использовать различные челноки для нитей различной толщины и фактуры . Сами челноки для фриволите могут иметь разные размеры и разнообразные конструкции . Изготавливают их из дерева , пластика , кости , металла и оргстекла . Челноки можно приобрести в магазинах для рукоделия или даже изготовить самостоятельно , например , из обрезков пластиковой бутылки и шпульки от швейной машинки .

Помимо челноков для изготовления французского кружева понадобятся следующие инструменты :

· вязальные крючки , которым отдельные элементы соединяются между собой ;

· игла для того , чтобы распускать «бракованные » узелки ;

· ножницы для обрезания нити ;

· фурнитура в виде бусин , бисера , стразов , пайеток и застежек для украшений ;

· сами нити , из которых плетется кружево .

Для французского кружева подойдут разнообразные нити : хлопчатобумажные , льняные , шелковые , синтетические . Главные качества нити для такого кружева - это ее хорошая скрученность , прочность и высокая степень скольжения . Для выполнения кружевных салфеток и элементов одежды используют хлопковые и льняные нити , а для украшений - синтетические . Так, например , когда плетут фриволите с бисером или бусинками , то берут капроновую нить .

Все многообразие узоров и элементов челночного кружева основано лишь на одном , главном узле , который так и называется «узел фриволите » и состоит из двух симметричных частей . Этот узел может быть прямым и обратным . Именно из прямого и обратного узла выполняются основные элементы челночного кружева : кольцо , дуга , пико . Причем кольцо может быть также полукольцом , комбинированным кольцом , кольцом в кольце . В этой технике используют самые простейшие соединения отдельных элементов : прямую сцепку и обратную сцепку .

Возможности узелкового кружева

Своими умелыми ручками с минимальным набором инструментов мастерицы фриволите творят чудеса . Выполненные в этой технике изделия настолько разнообразны и изящны , что просто диву даешься . Кроме ажурных салфеток , воротничков , шляпок и перчаток в технике узелкового кружевоплетения изготавливают бижутерию , а отдельные мотивы используют в декоративных панно и картинах . Этим кружевом украшают скатерти и покрывала , эксклюзивное постельное белье , свадебные платья и дизайнерскую одежду . Французское кружево комбинируют с такими неожиданными материалами как металл , кожа и камень . На технике челночного кружевоплетения основана и новая рукодельная техника «анкарс », где помимо узелкового кружева используются техники бисероплетения и макраме .

Немного из истории. Ирландское кружево получило своё название, благодаря легенде. Считают, что ирландские моряки, скучая в плаваниях по дому, плели из верёвок различные цветы и узоры. Позже кому-то пришло в голову объединить эти узоры в одно плетение, которое и представляет собой кружево. А так как моряки, придумавшие эту технику вязания были ирландцами, то и кружево называют ирландским. Но это легенда.

Производиться ирландские кружева стали в XIX веке в Ирландии. Их орнамент был взят из гипюр XVII века. Кружева пользовались огромной популярностью в начале XX века. Их ещё называли «ренессанс». Хотя такие кружева встречались во Франции XVII века. Оттуда они пришли в Ирландию и Англию. Это очень кропотливый труд, создать вещь из мотивов ирландского кружева. Но очень красивы и эффектны с эстетической точки зрения.

Именно по эффекту, который создают вещи, связанные способом ирландского кружева, они дают фору фриволите и венскому гипюру. Кстати, иногда ирландское кружево называют венским гипюром, но это абсолютно разные вещи. Сходство с гипюром только в вывязывании отдельных элементов и последующей раскладке по выкройке. Гипюр соединяют бридами или группами брид.

Похоже, что у моряков было достаточно свободного времени, так как кружева по своей сложности и красоте предполагает наличие виртуозности. Это уже настоящее искусство. Но, если ты только решаешь начать, пусть эти слова не пугают. Ведь главное - набить руку. Это относится к рукодельницам самого широкого круга и стиля вязания. Мы просто рассмотрим технику вязания в стиле ирландских кружев, вернее одну из техник - наборное кружево.

Смысл техники в том, чтобы связать отдельные композиции, в основном это цветочные мотивы, и соединить их в одно полотно, будь это салфетка, или кофточка.

Некоторые авторы, описывающие данную технику, утверждают, что ирландское кружево может осилить только опытная вязальщица, с чем мы не согласимся. Ведь отдельные компоненты - звезды, цветы и листочки, связать под силу всем. Затем остается соединить их в одно полотно, а это уже дело времени и терпения. Если есть терпение и появляется время, для занятия вязанием, попробуй связать ирландское кружевное полотно. В любом случае оно станет предметом гордости.

Соединять отдельные элементы в общую композицию можно разными способами. И не обязательно одно полотно соединять только одним способом. Их можно комбинировать, ведь один элемент может быть удобно соединен одним способом, а для другого элемента может оказаться удобнее другой способ. Для начала рассмотрим, как можно объединить в композицию отдельные мотивы.

1. Простейшим способом соединения элементов считают привязывание их друг ко другу в процессе работы. К примеру, ты связала первый элемент, или мотив, когда заканчиваешь вязать второй, то последний ряд ввязывается с краем первого элементы. Или такой вариант. Если большие мотивы будут располагаться вокруг одного мелкого, тогда лучше связать эти большие элементы отдельно, а когда будешь вязать маленький - привязывай крупные к его краям. Конечно, этот способ хорош, когда ты связываешь полотно небольшого размера, и элементы примерно одинаковы. Но когда композиция состоит из очень разных по размеру и форме элементам, собрать всё полотно этим способом становится весьма затруднительным. Мелкие мотивы вязать и соединять очень долго и сложно. Поэтому вязальщицы, неуверенные в своей терпеливости и запасе свободного времени, лучше пусть попробуют связать крупные мотивы.

2. Более известный и используемый способ - это соединение отдельных мотивов сеткой. Принцип создания композиции - это раскладка мотивов на ровной поверхности и заполнение пустот вязаной сеткой. Когда сетка вяжется, происходит объединение мотивов в одну общую композицию. Пустоты не имеют определенной формы, поэтому вязание сотами или филейной сеткой здесь не подойдет. Скорее наоборот, сетка должна быть с произвольной формы ячейками, которые имеют произвольную форму и направление, как тебе покажется красивей. Лучше всего, когда она словно обтекает отдельные части полотна.

3. Если и этот способ слишком для тебя трудоемок, сделай ещё проще. Сначала свяжи сетку, или ажурное полотно. Поверх него привязывай отдельные мотивы. Главное, создать красивую основу.

5. Полотно, которое состоит из мотивов, которые плотно прилегают, многие рукодельницы просто сшивают нитками. При этом, конечно, просветов желательно, чтобы было поменьше. Желательно оставить от мотива кончик нити достаточно большой длины, чтобы можно было его заправить и прошить участок соединения.

6. Бриды - стежки из нитей, которыми можно соединять кружева. После этого они обшиваются швом «ришелье», или же саму сетку выполняют, как игольное кружево.

Не обязательно сразу же браться за изготовление цельного элемента гардероба по технике ирландского кружева. Ведь отдельные мотивы можно применить как декоративные элементы при отделке одежды, накладные украшения или аппликации на ткани или трикотажном изделии. Отделка юбки, платья или кофточки элементами ирландского кружева любую вещь может сделать изысканной и оригинальной.

Взгляни на рисунок. Так выглядит настоящее ирландское кружево. Это не может не впечатлять.

К выкройке такого кружева следует подойти по всем правилам швейного дела со всеми вытачками. Это важный элемент хорошего начала.

Если ты не относишься к разряду профессионалов в портном деле, и сделала выкройку самостоятельно, или же пользуешься журнальными выкройками, тогда поступить лучше следующим образом. На недорогой ткани сделать выкройку, подогнать её под себя, и по подогнанным элементам сделать окончательную выкройку, заново построив детали с учетом корректировок. Эти манипуляции могут показаться излишними, однако они на самом деле позволяют экономить массу времени и нервов, потому что корректировать изделие, когда оно представляет собой вязаное полотно - уже очень трудно. Создав, таким образом, подогнанную до идеального качества выкройку (ошибок успеешь наделать в процессе), собираем детали. Выкройка желательно должна быть сделана из плотного картона. Для сборки деталей, нужно «придумать» какую-нибудь площадку, в которую можно втыкать булавки, чтобы закреплять основу и отдельные элементы. Это может быть ровная доска, обтянутая поролоном и тканью. Выкладываем мотивы на выкройку. Некоторые мотивы могут быть уже собраны в композиции. Сразу все мотивы вязать не следует, кроме случая, когда делаешь по готовому примеру. Обычно вяжут несколько мотивов, собирают в композиции, стараясь создать удачное сочетание. Этот момент, пожалуй, и есть самым важным в ирландском вязании, потому что он не технический, или механически отработанный. Здесь присутствует искусство, творчество. И это так интересно. Если удалось создать красивую комбинацию, остальные мотивы вяжутся уже в рамках задуманной темы.

Иногда прикалывать мотивы на выкройку из бумаги не совсем удобно. В этом случае следует пришивать мотивы на ткань, предварительно нанеся на неё контуры выкройки. Существует и практика приклеивания кружев скотчем. Вязальщицы иногда крепят элементы лицевой стороной вниз, чтобы было удобнее связывать элементы сеткой. Ещё один способ - собрать небольшие завершенные композиции, которые затем легко соединить в общее полотно. К примеру, спинка и полочка.

Главное правило сшивания элементов - места соединений должны быть сшиты незаметно. Заполнив всю пространство выкройки, ты заметишь, что остались незаполненные участки которые и заплетаются сеткой. Сделав одну деталь, переходи к другой. Шов должен быть невидим, особенно в боковых и плечевых местах соединений, поэтому важно продумать эти участки заранее. Если листик или цветок заходит за край соединения, это великолепно! Ведь он как раз и закроет соединение, или же спинку можно делать с учетом, что половинка детали начинается, к примеру, на спинке, а другая заходит на полочку.

Сетка обычно вызывает больше всего вопросов у новичков. Мы уже говорили о том, что сетка может быть правильной и неправильной формы ячеек. Правильной сеткой обычно обвязываются одинаковые, или графически «правильные» детали. Неправильная, или нерегулярная сетка применяется в том случае, если мотивы очень замысловаты, имеют разный размер и форму, то есть сложные элементы. У нерегулярной сетки отсутствуют лицевая и изнаночная стороны, так как она вяжется в произвольном направлении.

Каких-нибудь определённых приемов при вязании сетки нет. Некоторые вязальщицы вяжут её сразу при соединении элементов, другие вяжут её под мотивы отдельно, затем пришивая. Вполне вероятно, что вы выработаете свой стиль крепления мотивов, свою сетку. Здесь мы изучаем только основы.

Для вязания сетки используется обычно более тонкая нить, чем та, из которой связаны мотивы. Вяжите сетку как можно туже, иначе она станет рыхлой. Элементы не должны теряться на сетке, для этого они обязываются «рачьим шагом». Разрывать нить каждый раз, когда закончила обвязывать очередной мотив совсем не обязательно. Можно перейти к следующему по изнанке.

Главное в ирландском кружеве - гармоничное сочетание. При этом можно применить на одном и том-же изделии разные варианты плетения сетки и мотивов. Запомни, что в этом виде вязание нет границ. Вместо сетки можно использовать тесьму и вязаные шнуры, связать их на нужную длину, дальше включай фантазию.

Рукодельницы, которые занимаются ирландскими кружевами постоянно, советуют слегка увлажнить и отпарить мотивы, перед тем, как собирать изделие. Отпаривать, но не отглаживать! Мотивы не должны сесть, иначе придется довязывать, а это может нарушить всю задумку, нарушив отдельные рисунки.

Элементам желательно придавать рельеф, если специально не задумана легкая тонкая вязь. Для придания объема применяют «вязание на бурдоне». Бурдон - это несколько нитей, собранных в одну, или одна более толстая нить. Он становится основой, которая обвязывается столбиком без накида, проходя сквозь вязание. Если нужно участок сделать более толстым, бурдон закладывается внутрь, если нужен более тонкий рельеф, вытягивается наружу.

Надеюсь, что такое детальное описание не слишком утомило. Однако материал вряд-ли можно считать завершенным, если не показать примеры, как можно связать отдельные мотивы.

Как вязать мотивы ирландского кружева

Итак, вяжем лист. Первый листик будет иметь плоскую фактуру. Остальные, приведенные здесь, ребристые.

По этой схеме получается листок, широкий у основания черенка и сужающийся к концу. Если сделать прибавку на арочке делают форму листа острее у черенка. Если набирать больше ВП (10-12) и обычный отступ 2СБН лист будет шире. Зубцы будут сконцентрированы спереди и ориентированы в сторону острия. Из листков такой формы легко создать один сложный лист (фото 7). Если у первоначальной цепочки уменьшить количество ВП (4-6), тогда наш листик получится значительно уже и длиннее при условии многорядного вязания. Зубцы будут располагаться на протяжении всего листа.

Ну, и здесь встает резонный вопрос - а что делать, если нужен такой мотив, как широкий лист с зубчиками по всей длине. Для этого нужно всего лишь увеличить СБН отступа. Чтобы получилась четкая и затейливая композиция, используется несколько видов листьев в одной композиции. Кто любит свободные сюжетные линии, кто строгие и даже геометрически правильные, главное, чтобы в целом это смотрелось гармонично и красиво. Для свободного сюжета рисуют эскиз с листьями разной формы и размеров. Чтобы лист получился изогнутым, вяжут разное количество СБН с одной и другой стороны. Если разница небольшой, к примеру, 1-2 или 2-3, поворот будет плавным а 1-3, это крутой поворот. На фото 9 мы видим лист, который повернут, связан согласно схемы 4. На фото 10 связан лист с поворотом в разные стороны по схеме 5. Для свободной композиции просто необходимы такие разнообразные вариации. Только так она может смотреться достаточно выразительно и эстетически завершенной. Ты сама можешь экспериментировать с различными способами вязания листов, чтобы они были изогнутыми. Можно ещё делать округлые листья и произвольные, которые сегодня ещё более популярны. Нередко в композициях можно встретить маленькие листья, которые связаны одним рядом столбиков различного размера. Чтобы композиция была выразительней и жестче, её обвязывают «рачьим шагом», или рядом СБН (схемы 6 и 7).

Так же, как вяжутся листья небольшого размера, казалось бы вязание листьев среднего размера должно стать аналогичным. Однако такой лист получится несколько рыхлым даже мосле того, как его обвяжешь. Такие листья следует вязать, СБН, ПС, С1Н с обеих сторон от цепочки ВП (фото 12, схема 8). Такой лист нужно обвязать два раза в те же самые головки столбиков. На округлых местах не забывай добавлять СБН с нужной стороны. Черенок провязывается на 6-7 ВП, в обратном направлении вяжется СБН.

В другой разновидности листа разновеликие столбики вяжутся на СБН, которые обвязываются цепочкой ВП с обеих сторон (фото 13, схема 9). Вплетите в такой лист бурдон, то есть более толстую нить, или скрученную в несколько нить, которой вяжется листок.


Увлечение антикварными куклами повлекло за собой и изучение антик-материалов. Кружево — это само по себе красиво, на кружево я могу любоваься, как на картину!.. А так же — это материал и вдохновение для новых кукольных нарядов! Валансьен, алансон — как мурлыканье ласкает слух… Но мне захотелось разобраться в видах кружев, и систематизировать их. Рассчитываю на помощь бывалых!
Начну, пожалуй, с Шантильи .
Названо по французскому городу Шантильи - центру тонкого изящного шелкового кружевоплетения.
Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, и т.д. Но попадаются и миниатюрные изделия — различные наколки, вуалетки и носовые платки. Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повто-ряющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.

Дальше — Валансьен .
Данный тип кружева зародился в городе Валансьен во второй половине ХVII века. В ХVIII веке появились различные характерные черты создания основы данного кружева. Различают 2 разновидности: «Валансьенское кружево Брюгге» и «Валансьенское кружева Ипра». Разница в форме петель сетки — основы. Первое характеризуется сеткой из круглых петель, а сетка второго имеет характерные квадратные петли. И тот и другой виды основы очень прочные и создаются при помощи переплетения четырех нитей.
Части плетеного полотна создаются из цельных петель и окружаются кольцом маленьких отверстий, которые применяются при создании узоров композиции, чтобы придать легкость самому кружеву. Вся композиция в основном состоит из узоров, навеянных природой: цветы, листья и животные.
Кружево валансьен - тончайшая работа мастериц, которая прославилась отсутствием любого рельефа благодаря тому, что узорный рисунок плетется одновременно с сеткой. Можно заметить некое сходство узора валансьенского кружева с рисунком тюлевых занавесок. В Валансьене производилось узкое и широкое мерное кружево, которое использовали для украшения беседок, каретных окон, различных элементов одежды, например, манжетов, подола платья или рукавов. Также плелось и штучное кружево: дорожки для декорирования храмов, женские и мужские воротники, невесомые шали.
Пожалуй, это самое часто встречающееся кружево в пошиве одежды антикварным куклам. Так как очень часто используются детские крестильные платья (щедро, или скромно, но обязательно украшенные куружевом валансьен)… Кружево из хлопковой нити. (Информацию о хлопке вынесла, в основном, из описаний лотов на eBay и ЯМ. Очень хотелось бы подтверждени или опровержения от мастеров долго имеющих дело с кружевом валансьен!)

Теперь очередь Брюггского кружева .
Техника данного вида кружева была придумана мастерицами бельгийского города Брюгге в 18 веке на основах фламандского кружева.
В старину кружево служило для украшения одежды и интерьера, и стоимость его была высока. Это связано с тем, что техника создания такого кружева очень сложная. Брюггское кружево плетется на коклюшках. Коклюшки — это деревянные палочки с тонкой шейкой для наматывания нити. Число коклюшек для плетения кружева может доходить до 50 шт.
Характерным отличием именно брюггского коклюшечного кружева является широкой извивающейся как бы тесьмой, из которой и создаётся орнамент. А тоненькие нити создают основу полотна.

Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь!

Дальше самый загадочный, или загадочные вид/ы кружева: Алансон и Аленкон . Есть у меня подозрение, что это одно и тоже, только в разных транскрипциях (по французки Алансон пишется так — Alençon).
Алансонское кружево — вид классического игольного кружева или шитый иглой гипюр. Производилось в Алансоне (Франция) с середины 17в. до конца 19в. Мелкий растительный узор выполнялся иглой по сетчатому фону правильной формы. В 18в. появилось А.к. с растительным рисунком на тюлевом фоне.
Процесс работы над кружевом алансон начинался так: накалывался узор на плотный бумажный рисунок, далее следовала «трассировка» — линии узора обводили плотной нитью. Потом самые мелкие стежки разрезались, чтобы освободить готовую вещь. Эта «обводка» плотной нитью, по-моему, и является отличительной чертой алансонского кружева.