Каждый хоть раз видел украшенные изделия из кожи, где имеются различные врезанные изображения, узоры или даже орнамент. К таким изделиям относят: ремни, сумки, папки, различные предметы одежды. Разберем сегодня тему, как делают горячее тиснение на коже. Итак, приступим к обсуждению.

Какие бывают технологии

Тиснение по кожаным изделиям, которое можно выполнить своими руками, бывает нескольких видов. Разберем каждый из них более детально:

  • Слепое горячее тиснение. Делается оно следующим образом: наносим на поверхность рисунок при помощи клише. Детали, которые находятся в данной заготовке, должны располагаться в одной плоскости. Данный вид может быть и холодным.
  • Тиснение с применением фольги. В данном варианте потребуется специальное оборудование, предназначенное для тиснения в виде клише, ну и конечно же обычная пищевая фольга. В данном случае использование горячего утюга — обязательное условие.
  • Конгревное пропечатывание узора. В данном способе также можно воспользоваться фольгой или же обойтись без нее. Также используется пресс и электрический утюг.

Необходимые нструменты

Итак, разберем, какие инструменты нам потребуются в мастер-классе:

  • Байвеллер — поворотный нож с различными насадками;
  • Штамп. Он требуется для нанесения рисунка. Поэтому считается, что он самый важный инструмент;
  • Молоток необходим для ударов по штампу;
  • Пресс для тиснения. Его можно сделать самостоятельно в домашних условиях или же в качестве него использовать электрический утюг;
  • Клише. Его точно так же можно сделать самим. Для этого можно использовать либо картон, либо резину. Из первого материала данный инструмент прослужит недолго, поэтому придется его постоянно менять.

В использовании они очень просты, поэтому вы с легкостью с ними разберетесь. Обратите внимание, что даже нет необходимости иметь при себе станок.

Легкий урок

Для работы нам потребуется следующие инструменты и инвентарь:

  • Обычная пищевая фольга;
  • Шило;
  • Молоток;
  • Штампы. Сделать их можно самим с любыми изображениями по вашему вкусу. Не забываем про то, что сделанные изображения должны быть сделаны в зеркальном отражении;
  • Накатки. Для этого можно использовать колесики от сломанных часов. Они потребуются нам для нанесения узоров и различных линий на коже.

Пошаговая инструкция по тиснению:

  1. Выбранный штамп с узором необходимо нагреть. Сделать это можно двумя способами: либо над пламенем, либо над плитой.
  2. Нагретый рисунок прижимаем к заготовленному куску кожи и ударяем молотком.
  3. Узор должен быть четким и глубоким, если это не получилось, тогда начинайте все сначала. Значит вы плохо нагрели сам штамп. Иле же наоборот перегрели сильно. В таком случае кожа немного подплавится, повторно данный материал уже использовать нельзя.
  4. Именно по этой причине рекомендуем вам в начале попробовать на отдельном кусочке кожи, чтобы более точно понять, какую силу нужно при этом применять и до какой температуры нагревать сам штамп.

Также можно сделать и цветное тиснение по коже.

Принцип действия точно такой же, только между кожей и штампом необходимо постелить фольгу выбранного цвета. Приобрести ее можно в специализированных магазинах по рукоделию.

  • В первую очередь необходимо растопить воск на плите. Чтобы при остывании он не затвердел, добавьте скипидар. Перемешайте.
  • Фольгу расстилаем на твердой поверхности и наносим слой полученной смеси. Убираем в недоступное для детей место для подсыхания.
  • После чего наносим на данную фольгу краску и опять же даем просохнуть фольге.
  • Теперь переходим к цветному тиснению. Нагреваем штамп, после чего укладываем на заготовку фольгу краской к тому месту, где желаете, чтобы получился рисунок.
  • Плотно прижимаем штамп к фольге и ударяем молотком. Самое главное — не торопиться. Краска должна полностью про печататься.

Существует еще один способ тиснения — нанесения золотых узоров.

В данном способе клише должно быть очень качественным. Как вы понимаете, предметы, сделанные в данной технике, считаются очень роскошными, и не каждый мастер может позволить себе сделать такое тиснение. Делаем его по методу с фольгой, который описывали выше. Только вместо фольги укладывается тонкий золотой лист. После того как произведен удар молотком по клише, рисунок припечатывается на кожаное изделие.



В данной статье мы расскажем об истории появления и основах технологии тиснения, опишем различные методы получения рельефных изображений на поверхности натуральной кожи, приведем описание необходимых для выполнения этой операции инструментов, а также постараемся дать несколько ценных рекомендаций, которые могут оказаться полезными на различных стадиях изготовления и декорирования ваших авторских изделий.

Что представляет собой тиснение по коже

Несмотря на то, что обработка шкур животных и выделка натуральной кожи являются древнейшими из ныне известных ремесел, термин «тиснение», как и сама технология, появились спустя несколько тысячелетий после того, как люди уверенно освоили различные методы заготовки шкур и стали широко использовать их в быту. Пожалуй, наиболее древним из ныне сохранившихся свидетельств применения данной технологии можно считать ископаемую глиняную посуду, на которой первые представители гончарного ремесла ставили свое клеймо при помощи нехитрых штампов. Большая часть такой посуды датируется периодом 4 500 - 4 400 лет до н.э., однако в отдельных регионах нашей планеты были найдены фрагменты примитивной глиняной посуды, которой древние люди пользовались еще за 10 000 лет до н.э.

В дальнейшем технология тиснения получила закономерное развитие и начала применяться более широко, в частности, для набивки различных орнаментов на ткань: мастер сначала вырезал определенный узор на деревянном клише, покрывал его красителями, а затем под давлением переносил изображение на ткань. Впоследствии, уже в позднем средневековье, метод переноса изображения с покрытого красителем клише на бумагу вместе с развитием искусства тонкой обработки металлов заложили основы технологии производства гравюр, и, как следствие, стали родоначальниками массового книгопечатания.

Переходя непосредственно к тиснению по коже, для начала постараемся дать максимально емкое и содержательное определение данной технологии: тиснение, или штампование – это частичная или полная обработка поверхности натуральной кожи при помощи давления, оказываемого различными специализированными инструментами с применением техники резьбы, либо без нее. Тиснение может проводиться в условиях промышленного производства для придания правильной фактуры полулицевой и корректированной коже, создания имитации текстуры кожи экзотических животных, либо наноситься на кожу вручную при помощи различных штампов, оттисков и клише. Именно таким способом в домашних студиях и мелкосерийных мастерских на поверхность изделий из натуральной кожи наносятся различные рельефные узоры, рисунки, логотипы и надписи.

В художественном плане ручное тиснение по коже дает мастеру практически неограниченную творческую свободу и обеспечивает бесконечное разнообразие вариантов эксклюзивного оформления изделий благодаря тому, что нужные штампы и клише можно приобрести в специализированных магазинах, заказать у опытных мастеров, либо изготовить самостоятельно. Поскольку ручное тиснение по коже является достаточно кропотливым, трудоемким и ответственным процессом, то для выработки навыка и получения стабильного результата вам придется запастись терпением, качественным инструментом, а также кожей определенной выделки, предназначенной специально для тиснения или хорошо подходящей для этой технологической операции.

Инструменты для тиснения по коже

Приведем перечень инструментов, являющихся необходимым и в большинстве случаев достаточным набором для выполнения тиснения по коже:

Наборы различных штампов, оттисков и клише – приобретаются в специализированных магазинах, изготавливаются самостоятельно или на заказ;

Поворотный нож со сменными насадками различных размеров и форм – инструмент для вырезания изображений на поверхности кожи. Используется при более продвинутых способах тиснения с применением техники резьбы по коже;

Удобный молоток, который не повреждает штампы и имеет минимальную отдачу при нанесении удара – такими качествами обладают специальные нейлоновые молотки, широко применяемые в кожевенном деле;

Пластиковые или деревянные стилусы для выдавливания контуров изображений на поверхности кожи;

Колесные маркеры для разметки кожи и проведения рельефных линий на обрабатываемой поверхности;

Наборы надфилей с различными профилями для изготовления, доводки и корректировки штампов;

Ровное деревянное основание, которое будет служить подложкой для обрабатываемой кожи при выполнении тиснения;

Мягкая губка для смачивания кожи с целью ее размягчения непосредственно перед началом тиснения;

Полезные мелочи, к которым можно отнести всевозможные трафареты с изображениями растений, животных, этническими орнаментами и популярной символикой.

Натуральная кожа для тиснения

Вам также необходимо запастись и некоторым количеством кожи растительного дубления – особой разновидности натуральной кожи, предназначенной специально для тиснения, штампования и резьбы. Благодаря специфической технологии выделки приданный такой коже художественный рельеф со временем не расправится, не сгладится и не утратит живости.

По большому счету, тиснение можно наносить практически на любую натуральную кожу, однако далеко не каждый вид кожи и метод штампования способны обеспечить устойчивость рельефа в течение достаточно продолжительного времени. Например, неглубокое или незакрепленное тиснение, нанесенное на кожу хромового дубления, со временем может «поплыть».

Если вы не обладаете достаточным опытом, то в процессе обучения данной технике вы сами экспериментальным путем сможете понять, какая кожа подходит для ваших производственных нужд лучше других. Однако для экономии времени и сил мы все же рекомендуем вам прислушиваться к советам опытных мастеров по выбору натуральной кожи, способной обеспечить высокое качество и долговечность тиснения.

Методы тиснения кожи

Все виды, методы и способы тиснения натуральной кожи можно разделить на две основные категории – холодное и горячее. Такое разделение продиктовано не только разницей в рабочей температуре штампов, но и отличиями в получаемых результатах.

Холодное тиснение обычно применяется в случаях, когда на гладкую кожу необходимо нанести несложный узор, надпись или простое клеймо. Для холодного тиснения подходят кожи толщиной от 0.8 до 1.2мм. Впрочем, толщина материала при данном способе не имеет решающего значения, поскольку определяющей является индивидуальная способность кожи держать полученный рельеф без дополнительной термической обработки.

Отделка горячим тиснением основана на способности кожи принимать и сохранять устойчивый оттиск после надавливания на нее металлическим штампом, разогретым до температуры 60-140°C. При выполнении горячего тиснения в домашних условиях оптимальная степень нагрева штампа обычно определяется экспериментальным путем для каждого отдельного типа кожи. При этом наиболее точные замеры температуры рабочей поверхности штампа удобнее всего производить при помощи специального бесконтактного термометра – пирометра. Для горячего тиснения подходит кожа толщиной от 1.2-1.4мм.

В технологическом плане нанесение рельефных изображений на поверхность натуральной кожи можно разделить на четыре вида:

Слепое (блинтовое) тиснение – применяется в случаях, когда на коже необходимо получить оттиск с гладкой структурой. Выполняется следующим образом: на ровном участке кожи перпендикулярно поверхности располагается штамп, а затем по нему наносится удар молотком. Если в качестве штампа используется наборное клише, то все составные детали изображения должны находиться в одной плоскости. При слепом тиснении глубина и четкость полученного оттиска напрямую зависят от силы давления на штамп, т.е. от силы удара по штампу. Данный вид тиснения бывает холодным или горячим, но не слишком высокотемпературным, так как существует риск перегрева и порчи кожи;

Тиснение фольгой – суть метода заключается в размещении между штампом и поверхностью кожи тонкой металлической фольги, смазанной клеящим составом на основе воска. Под давлением штампа фольга пропечатывается в образованный рельеф и затем схватывается с кожей. Глубина рельефа при тиснении фольгой обычно меньше, чем при слепом тиснении, однако данный метод позволяет получать сложные многоцветные изображения и осуществляется исключительно горячим способом;

Конгревное тиснение – нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с применением металлической фольги или без нее. При такой технологии кожа располагается между пуансоном и матрицей (клише для конгрева), а затем прессуется. Для конгревного тиснения подходит только тонкая пластичная натуральная кожа, а клише производятся исключительно из металла. Конгревное тиснение проводится как горячим, так и холодным способом;

Текстурирование – данный метод тиснения применяется на одном из этапов выделки кожи для придания нужной фактуры ее поверхности. Чаще всего текстурирование используется для обработки лицевой поверхности корректированной кожи после ее шлифования, а также для создания имитация фактуры кожи экзотических животных на поверхности кожи КРС . Суть такой технологической операции заключается все в том же прессовании, однако при этом клише выдавливает однородный неглубокий узор не на относительно маленьком участке, а на всей поверхности куска кожи.

Выполнение слепого тиснения по коже

Для примера пошагово рассмотрим процесс холодного слепого тиснения по коже, поскольку данный способ является наиболее доступным для понимания и повторения. В самом простом случае выполнение такого тиснения состоит из следующих этапов:

1. В первую очередь необходимо выбрать и подготовить кусок натуральной кожи подходящего размера и толщины. Для выполнения качественного тиснения лучше всего подходит кожа растительного, синтанного или хромтаннидного дубления.

2. Выбирается или изготавливается штамп с рельефным оттиском клейма, логотипа, надписи или изображения в масштабе 1:1. Если изображение или надпись не являются обратимыми, т.е. в зеркальном отображении выглядят задом наперед, то изображение и/или надпись на штампе должны быть отображены зеркально относительно вертикальной оси, проходящей по краю оригинального изображения и/или надписи. В случае обратимых изображений и надписей, симметричных относительно проходящей по их центру вертикальной оси, оттиск на штампе изготавливается и переносится как есть.

3. При использовании кожи растительного дубления вся поверхность куска (а не только место будущего тиснения) тщательно смачивается чистой теплой водой при помощи губки. Важно равномерно увлажнить всю поверхность кожи во избежание водных подтеков после ее высыхания. Для того, чтобы кожа размягчилась и стала пригодной для тиснения, обычно требуется не менее получаса, однако этот временной промежуток может варьироваться для кожи различной выделки и толщины. Также крайне важно не размачивать кожу сверх меры, иначе вместо аккуратного рельефного оттиска вы получите нечто бесформенное и крайне неэстетичное. Объем воды должен быть таким, чтобы она все еще продолжало впитываться, но кожа при этом уже не успевала подсыхать. Как только появятся первые признаки того, что кожа прекратила активное поглощение воды, процесс увлажнения необходимо остановить.

4. Штамп и молоток располагаются в удобном месте для оперативного доступа, кожа размещается на ровной твердой поверхности, а под кожу подкладывается подложка из дерева или плотной резины.

5. Когда кожа начнет постепенно возвращать свой оригинальный цвет и станет прохладной на ощупь, то она готова к тиснению. Признаком готовности кожи также является ее подсохший лицевой слой. Начиная с этого момента кожа в достаточной степени размягчилась, а в ее внутренних волокнах осталось оптимальное количество влаги для начала процесса штампования.

6. Штамп ставится строго перпендикулярно поверхности кожи и надежно фиксируется, а затем по нему наносится точный одиночный удар молотком. Необходимо помнить о том, что в данном случае глубина и четкость получаемого оттиска напрямую зависят от силы и точности удара по штампу, а также от степени мягкости кожи. Как правило, мягкие разновидности кожи поддаются тиснению на нужную глубину с первого удара. Более жесткие или плотные виды кожи могут подвергаться тиснению в несколько проходов. Однако вне зависимости от толщины и плотности кожи в результате мы должны получить четкий рельефный оттиск равномерной глубины по всей площади изображения.

7. После того, как желаемый оттиск получен, кожа протирается и сушится в естественных условиях до полного высыхания.

В качестве дополнительного, но совсем не обязательного завершающего штриха готовое рельефное изображение можно "оживить" при помощи красителей, подходящих к выбранному типу кожи. В таком случае после окончательного высыхания красителя полученный рисунок закрепляется специальными составами-фиксаторами, а затем тщательно полируется при помощи мягкой ткани или шерстяного войлока.

Также стоит упомянуть о том, что для нанесения выпуклых изображений на лицевую поверхность тонкой кожи ее тиснение следует проводить с бахтармяной стороны, однако процесс получения таких изображений сопряжен с определенными нюансами: во-первых, штамп с изображением нужно всегда готовить в прямом, а не зеркальном отображении, а во-вторых, после выполнения тиснения полученный рельеф следует смазать клеем ПВА с изнаночной стороны и при необходимости подклеить под него подложку из куска кожи. Однако, если вы хотите получить по-настоящему качественный и долговечный выпуклый оттиск на поверхности кожи, то следует использовать не ручное, а конгревное тиснение на прессе.

Где найти больше материалов по тиснению кожи?

Даже если у вас не получается овладеть искусством тиснения по коже настолько профессионально и быстро, насколько вам бы хотелось, то постарайтесь не отчаиваться и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. После того, как вы набьете руку и станете достаточно опытным в этом непростом и кропотливом деле, вы не только получите желание и возможность «оживить» собственную одежду, обувь и аксессуары, но и всегда сможете изготовить штучные эксклюзивные вещи на заказ, а также порадовать своих близких по-настоящему оригинальными персонифицированными подарками.

Горячее тиснение, которое выполняется на коже – это один из видов художественного изменения фактуры различных поверхностей под давлением клише с определенным орнаментом или надписью. Такое тиснение чаще всего используют на коже, бумаге, картоне, текстиле. Температурный уровень у каждого материала свой, для того, чтобы получить отличный результат, необходимо сделать несколько температурных проб тиснения. После воздействия разогретого до нужной температуры клише на поверхности изделия отпечатается рисунок, орнамент или надпись.

Горячий способ тиснения позволяет оформить кожаные вещи, аксессуары или обувь, придав им неповторимый и дорогой вид. Тиснение же на кожаной поверхности золотом или серебром превращает самый простой, обыденный аксессуар в поистине роскошный.

Для того, чтобы выполнить горячее тиснение в домашних условиях, необязательно иметь специальный станок или плиты, достаточно знать, какие материалы и приспособления для этого нужны. Подробнее в нашем мастер классе на примере обыкновенной металлической пуговицы.

Изучаем основные разновидности горячего тиснения на коже

Слепое или блинтованное горячее тиснение получают на коже с использованием нагретых плоских штампов, иногда такое тиснение выполняется и без нагревания. Оттиски отличаются гладкостью поверхности, которая чаще всего изменяет цвет.

При использовании конгревного горячего тиснения получаются многоуровневый рисунок с выпукло-вогнутым рельефом, который получается в результате сжатия кожи или кожезаменителя между разогретыми штампом и котнр-штампом. Обычно такое тиснение выполняется в специальных прессах или тигельных печатных машинах. Технология конгревного тиснения не подразумевает использование краски или фольги.

Если в тиснении используются золотистая, серебряная или разноцветная фольга, то значит это конгревное тиснение фольгой. Кроме того, понятия «фольгирование» и «тиснение фольгой» не обозначают одно и то же, это разные техники горячего тиснения, хотя в них очень много схожего. Для тиснения фольгой изготавливается один штамп, с помощью которого создаются идентичные оттиски в множественном количестве. В случае, если требуется несколько различных оттисков в одном экземпляре используется фольгирование. Такое тиснение позволяет с успехом распечатать скромные по размерам тиражи свадебных приглашений, открыток или визиток в небольших салонах печати, не имеющих для этого специального оборудования. Достаточно быстрый и надежный способ.

Как сделать горячее тиснение своими руками в домашних условиях

Предлагаем вашему вниманию небольшой мастер класс на тему, как сделать горячий оттиск своими руками с использованием фольги.

Для работы понадобится:

  • Достаточно жесткая ровная поверхность, например, деревянная доска подходящего размера
  • Термическая фольга для тиснения
  • Металлическая пуговица

Для красивого орнамента или надписи на коже/кожзаме потребуется приобрести либо заказать клише, но для первого раза, чтобы понять, что такое тиснение и как его сделать, можно использовать обыкновенную металлическую пуговицу. На применение как раз такой пуговицы и будет описана последовательность мастер класса.

Кожа или кожаный заменитель укладывается на жесткую, ровную поверхность. На поверхность кожи накладывается небольшой кусочек термической фольги, размером с будущий рисунок или орнамент, в нашем случае это квадратик 2х2 см по размеру пуговицы

Разогретый до 200 градусов Цельсия утюг ставится уголком на фольгу и прижимает ее к коже около минуты. После того, как фольга хорошо прогрелась, с ее поверхности убирается утюг.

Сразу после удаления утюга с кожаной поверхности на нее укладывается и с усилием вдавливается металлическая пуговка-штамп примерно минуту-другую. После того, как кожа остыла, можно убирать пуговицу.

Как видите, тиснение фольгой при помощи утюга в домашних условиях очень просто в исполнении. Первый раз-другой для получения в дальнейшем идеальных результатов попробуйте сделать оттиск на ненужном кусочке кожи. Обязательным условием качественного отпечатка является достаточное по времени удержание разогретого до нужной температуры утюга и вдавливание клише в поверхность материала. В случае же недостаточного удержания того или другого рисунок на кожаной поверхности получится с неровными краями и непрезентабельным видом, а удаление фольги станет проблематичным. Кстати, о фольге. Она должна быть обязательно термической для тиснения, иначе вы получите весьма плачевный результат с мутными следами на изделии, которые невозможно будет удалить. Фольгу можно заменить специальной защитной пленкой для тиснения, которая многослойна и поэтому, ее можно использовать многократно.

Этот оттиск выполнен с использованием клише и защитной пленкой для тиснения.

Видео по теме статьи

Предлагаем вашему вниманию несколько видео роликов, которые расскажут и покажут, как сделать фольгирование утюгом в домашних условиях, как создаются клише и как сделать горячее тиснение собственноручно.

Тиснение на коже — один из популярных на сегодняшний день видов рукоделия. Выполняться тиснение на коже может горячим и холодным способами, а украсить тиснением своими руками можно самые различные изделия из кожи: сумки, портмоне, блокноты, ремни и т. д. Подробнее об этом в нашей статье с фото и видео.

Виды тиснения на коже

Тиснение на коже в своей основе содержит довольно-таки простые методы воздействия на обрабатываемые поверхности: давление и температура или же только давление. Несмотря на это, декоративные возможности тиснения очень и очень широки. С помощью тиснения на коже в домашних условиях можно создать все что угодно: от простых надписей и логотипов до сложных картин.

Холодное тиснение на коже выполняется без подогрева клише, в домашних условиях оно может применяться для кожи толщиной в 0,8-1,2 мм. Наиболее популярным является холодное тиснение, которое производится путем спрессовывания кожи между матрицей и контрматрицей, т. е. ответной частью. Такое тиснение называется конгревным.

Горячим способом производится тиснение на коже толщиной от 1,5 до 3 мм. В качестве клише для горячего тиснения в домашних условиях могут служить готовые металлические штампы, продаваемые в магазинах, или же различные подручные средства. Выделяют обычно блинтовое (слепое), конгревное горячее тиснение на коже, а также горячее тиснение фольгой.

Слепое горячее тиснение на коже представляет собой вид тиснения, при котором не используется ни краска, ни фольга, нужны только штамп и заготовка из кожи. После блинтового тиснения на коже остается «вдавленный» отпечаток по форме штампа (клише). Глубина и качество оттиска зависят от прилагаемого при тиснении усилия.

Конгревное тиснение , в отличие от блинтового, позволят получить оттиск «рельефом наружу», т. е. выпуклый оттиск. Как и при холодном конгревном тиснении, в данном случае используется матрица с контрматрицей. Существуют разновидности конгревного тиснения с применением краски.

Тиснение на коже фольгой — пожалуй, самое популярное тиснение. Методика тиснения фольгой очень похожа на блинтовое тиснение, однако в процессе работы на поверхность кожи наносится фольга. Глубина оттиска при тиснении фольгой меньше, чем при блинтовом.

Для выполнения тиснения, как на фото, применяются ручные, полуавтоматические и автоматические прессы . В домашних условиях для создания рельефных оттисков могут использоваться также молотки, самодельные прессы. Некоторые народные мастера тиснения на коже в качестве пресса применяют даже обычный утюг.

Клише для тиснения на коже в домашних условиях изготавливаются также из подручных материалов. Например, можно вырезать клише из твердой резины или даже можно вырезать клише из плотного картона (на картонную основу наклеивается требуемый рисунок из картона). Правда, такие клише будут не очень долговечными.

Видео: как делать тиснение своими руками

Есть некоторая разница между между возможностью тиснения на коже из которой изготовлены полиграфические изделия и на коже с которой работают мастера ремесленники. Соответственно есть различия в выборе и использовании клише и штампов для таких видов работ.
В рекламной сфере и полиграфической деятельности применяют как натуральную. так и рециклированную или искусственную кожу. Реальность такова, что натуральная высококачественная кожа для полиграфических изделий

стоит весьма дорого и навряд ли вы ее встретите в ассортименте рекламных агентств. Большинство ежедневников, обложек,различных аксессуаров предлагаемых рекламными и полиграфическими компаниями изготавливаются из рециклированой кожи. Такая кожа эластична, прочна, имеет запах кожи, более экономична в использовании поскольку пласт создается на фабрике и имеет правильную форму прямоугольника без дефектов и удобен для раскроя.
Искусственная кожа распространена повсеместно и широко используется в производстве различных изделий - брелки, ежедневники, различные аксессуары.
Теперь о самом тиснении. Тиснение искусственной кожи - простейший процесс подвластный любому новичку.Клише можно применять даже пластиковое изготовленное фотополимерным способом. В идеале для любого вида тиснения лучше иметь металлическое клише (магний, цинк, латунь, медь) . Температура минимальна - от 60 до 100 градусов. Тиснение рециклированной кожи требует наличия некоторого опыта. Температура от 100 до 150 градусов. В обоих вариантах речь идет о простом блинтовом тиснении.
Блинтовое тиснение не требует особого мастерства. Нужно иметь подходящее оборудование - специальный пресс для тиснения, материал или готовые изделия для нанесения тиснения, клише. Если нет навыков - то небольшая тренировка и консультация мастера позволят получить быстрый и неплохой результат. На большинстве ежедневников, обложек и различных аксессуарах - тиснение нанесено именно блинтовое.
Конгревное тиснение также применимо в отношении искусственной и рециклированной кожи. Нужно специальное клише состоящее из двух частей. Важна также и толщина кожи - для конгрева используют только тонкую кожу. Клише подойдет только металлическое - желательно латунь, медь или при малых тиражах - магний. Вообще считаю, что конгревное тиснение один из самых эффектных способов декорирования кожаных изделий.
Тиснение фольгой - может применяться на искусственной или рециклированной коже имеющей гладкую или не слишком фактурную поверхность. Для тиснения фольгой вполне можно ограничиться наличием пластиковых клише, - но тираж должен быть небольшим.
Самый сложный и трудоемкий вид тиснения - это тиснение на настоящей натуральной коже. В этом направлении работают в основном мастера ремеслинники в сфере народных промыслов и ремесел. Здесь имеются свои секреты и традиции передаваемые мастерами из поколения в поколение. Огромное значение имеет выбор натуральной кожи и ее дальнейшая подготовка. Клише используются только металлические. Наилучший результат у латунных и медных клише с глубоким рельефом.
Многие изделия из натуральной кожи с нанесением декоративного тиснения ввиду сложности изготовления относятся именно к сфере народных промыслов и ремесел, а не к сфере рекламной и полиграфической деятельности. Кожу лучше выбирать ту, которая имеет растительное (или комбинированное) дубление. Увы такую кожу производят не все производители, но изделия из нее получаются наиболее качественные и красивые .
Особая красота создается когда правильно подобрана температура, тип кожи, сила прижима. Тогда получаются вот такие изделия имеющие два цвета. Но если выбор кожи сделан неправильно или неправильно подобрана температура. время выдержки, давление, - то кожа может при тиснении не поменять свой цвет. Такой двойной цвет не получиться также на некоторых видах кожи специального дубления или на рециклированной коже.Натуральная качественная кожа имеет более высокие характеристики, чем рециклированная кожа и прослужит более долгое время. Мастера ремесленники работают только с натуральной кожей , поскольку в отличие даже от рециклированной, с ней можно проводить массу дополнительных операций - подкраска, ретуширование, перфорирование, пирография и т.д. Кстати пирография - один из критериев, что бы самому определить настоящая кожа или нет.
В следующих постах я приведу примеры по созданию и использованию различных клише для кожи.