Ольга Давыдова
Картотека «Потешки и прибаутки»

Потешки

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки!

Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке

«Стучит, бренчит по улице»

«Стучит, бренчит по улице»

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

За чубочек подрала

Прибаутки

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика дыра?

Один ворот остался

Я медведя поймал!

Так веди сюда!

Так не идёт.

Так сам веди!

Да он меня не пускает!

Собака, что лаешь?

Волков пугаю.

Собака, что хвост поджала?

Волков боюсь.

Чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это – прибаутки.

В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Например:

Непоседа-малышок,

Светлая головушка,

Заливается, поёт,

Прямо как соловушка!

Не беда, что нет уменья,

Много радости от пенья

Уходи с дороги кот!

Кукла Танечка идёт,

Кукла Танечка идёт,

Ни за что не упадёт!

Пестушки

У русского народа, как и у любого другого, есть своё бесценное богатство – фольклор. Мамы, бабушки, няни сочиняли для своих маленьких деток прибаутки, песенки, пестушки.

Пестушки – это маленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребёнка ручками, ножками.

Слово пестушки происходит от слова пестовать – холить, лелеять, нянчить.

Когда младенец просыпается и потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

Потягунюшки,

подрастунюшки,

роток говорюнюшки,

руки хватунюшки,

ноги ходунюшки.

Применение пестушек, потешек и прибауток

Пестушка незаметно переходит в потешку – песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками. Проснулся малыш, потягивается, его гладят по животику:

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём, растём

Познания малыша об окружающих предметах формируется в зависимости от того, что ему рассказывают, поэтому зверушки наделены человеческими качествами.

Потешки, прибаутки, пестушки нужно рассказывать особым голосом: ласково, нежно, чтобы ребёнок понял, что они обращены именно к нему, и чтобы ребёнок понял, что именно этими потешками или пестушками мама, няня или бабушка хочет ребёнку сказать. Читайте их медленно, нараспев, нежно. Например:

Собака на кухне

Пироги печёт.

Кот в углу

Сухари толчёт.

Кошка в окошке

Платье шьёт.

Курочка в сапожках

Избушку метёт

Так растёт малыш:

пестушки – качаем на руках, убаюкиваем;

потешки – играем ручками и ножками;

прибаутки – учим познавать окружающий мир.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик гриб сорвал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот? Он все съел,

Оттого и потолстел!

Идет коза рогатая,

За малыми ребятами

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того забодает, забодает, забодает.

– Ладушки, ладушки,

Где были?

– У бабушки.

– Чего ели кашку?

– Чего пили?

– Бражку.

– Чего на закуску?

– Хлеба да капустку.

Попили, поели,

На головку сели.

– Гуси, гуси!

– Га-га-га

– Есть хотите?

– Да-да-да!

– Летите домой!

Серый волк под горой!

Быстренько поели

И полетели!

– Сорока- сорока! Где была?

– Далеко!

– Что делала?

– Кашу варила, деток кормила.

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала

Ты дров не носил, ты печку не топил!

– Мальчик- пальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,

Пришел поезд запоздалый,

Из последнего вагона вдруг посыпался горох.

Пришли куры поклевали-поклевали,

Пришли гуси пощипали-пощипали,

Пришел слон потоптал,

Пришла слониха – потоптала,

Пришел маленький слоненок – потоптал

Пришел дворник – все подмел,

Поставил стул, стол,

Поставил печатную машинку и начал печатать:

«Дорогие мои дочки, дзын-точки (щекотать под мышками,

Присылаю вам чулочки, дзын-точки,

А чулочки не простые – в них застежки золотые».

Заклеил конверт, поставил печать и опустил в почтовый ящик.

Письмо шло-шло и, наконец, дошло.

После завтрака шнурок

Лёг погреться на песок,

Полежал совсем немного

И отправился в дорогу,

Погулял среди травинок

И приполз назад, в ботинок.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Потягушки-потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

В ножки ходунки,

В ручки хватунки,

В головку разумок,

А в роток говорок.

Раз, 2, 3, 4.

Посчитаем дырки в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

Потихоньку-понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки нет.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

И смотрели три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели Васьки на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали три кота:

«Красотаааа!»

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес ходили.

– А вы, ручки, помогали?

– Мы грибочки собирали.

– А вы, глазки, помогали?

– Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

Вот и Настенька с грибком,

С подосиновичком.

На моей тарелочке

Рыженькая белочка.

Чтоб она была видна,

ВсГуси, гуси!

Га, га, га!

Есть хотите?

Да, да, да!

Так летите же домой!

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

Бабка, бабка,

Рваные тапки,

Дай нам кашки,

Кашки-малашки.

Кому кашки дашь,

Тот и князь наш!

Бабка, бабка,

Красная шапка,

Дай нам блинчики,

Дай гостинчики,

Сладкой кашки

В золотые чашки.

Если кашки нету,

То давай конфету!

Баю, баю, буси!

Прилетели гуси.

Сели гусюшки в кружок,

Дали Ване пирожок,

Дали Ване пряничка.

Спи скорее, Ванечка!

Как на Ванькины именины

Испекли пирог былинный –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Кушай, Ванечка-дружок,

Именинный пирожок –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Кушай-кушай хорошо,

Скоро вырастешь большой –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Прилетели птички,

Принесли водички.

Надо просыпаться,

Надо умываться,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Ладушки-ладушки!

Где были – у бабушки!

Что ели – кашку,

Что пили – бражку!

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

Ты вода-водица,

Всех морей царица,

Пузыри пускай,

Мой и полоскай!

Моем глазки, моем щечки,

Моем сына, моем дочку,

Моем кошку, моем мышку,

Моем серого зайчишку!

Моем, моем наугад,

Перемоем всех подряд!

С гуся-лебедя вода –

С нашей детки худоба!

СЕРЕНЬКИЙ ВОЛЧОК

Баю, баюшки-баю

Не ложися на краю!

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

Да утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Наших деток не буди!

Ам! Ам! Ам! Ам!

Я тебе конфету дам,

Но сперва за маму нашу

Скушай ложку манной каши!

Ам! Ам! Ам! Ам!

Кушай, Ваня, кашу сам!

Скушай-ка за папу ложку,

Подрастешь еще немножко!

Ам! Ам! Ам! Ам!

Есть не будешь, съем я сам.

И на целую версту

С каждой ложки подрасту!

Стану я большим совсем,

И тогда тебя я съем!

Баю-баю-баючок,

Спит давно в лесу волчок,

Спит без байканья,

Да без люльканья,

Без качульканья,

Без баюльканья!

Баю-баю-байка,

Ну-ка, засыпай-ка!

Баю-баю, баю-бай!

В дом забрался к нам Бабай!

Он забрался под кровать,

Хочет деточку забрать.

А мы Ваню не дадим,

Ваня нужен нам самим.

Баю-баю, баю-бай,

Уходи от нас Бабай!

Пусть у кошки заболит,

У собачки заболит,

Будет кошка инвалид

И собачка инвалид!

А тебе пусть повезет –

У тебя вся хворь пройдет!

Раз, два, три, четыре, пять!

Негде зайчикам гулять!

Всюду ходит волк-волк!

Он зубами щелк-щелк!

КОЗА РОГАТАЯ

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто маму не слушает?

Кто кашу не кушает?

Кто отцу не помогает?

Забодает! Забодает! Забодает!

У козы-то у рогатой

Дома малые козлята.

Весело по лавкам скачут,

Не балуются, не плачут.

Мама из лесу придет,

Молочка им принесет.

Ходит козочка по лугу

Вокруг колышка по кругу.

Глазками хлоп-хлоп!

Ножками топ-топ!

Хвостиком-то машет,

И поет, и пляшет.

Малых деток веселит,

Маму слушаться велит!

Ходит по ночам коза,

Закрывает всем глаза.

Ну, а кто не хочет спать,

Станет тех коза бодать!

Быстро глазки закрывай,

Баю-баю, баю-бай!

Потягушечки,

Растягушечки,

Потянушечки,

Вырастушечки!

Вырастайте ножки –

Бегать по дорожке,

Вырастайте ручки –

Доставать до тучки,

Дождь из тучи выжимать,

Огород наш поливать!

Вырастай большой,

Да не будь лапшой!

Кашу кушай,

Маму слушай!

Жил-был у бабушки серенький козлик.

Раз-два, раз-два! Серенький козлик!

Бабушка козлика очень любила.

Раз-два, раз-два! Очень любила!

Вздумалось козлику в лес погуляти.

Раз-два, раз-два! В лес погуляти!

Напали на козлика серые волки.

Раз-два, раз-два! Серые волки!

Остались от козлика рожки, да ножки,

Раз-два, раз-два! Рожки да ножки!

Шла коза-козища,

Вылупив глазища,

С бородой небритою

С рожею немытою

Кувырнулась через пень –

Встали роги набекрень.

Я коза-дереза,

Всему свету гроза!

Кто Ваню будет бить,

Тому худо будет жить!

РЁВА-КОРОВА

Рева-корова

Разревелась снова.

Вот как слезки льются –

Можно захлебнуться.

Тихо, ревушка, не плачь,

Подарю тебе калач!

Хватит плакать, ревушка,

Ревушка-коровушка!

Ты расти-расти, сынок,

Как пшеничный колосок,

Чтоб тебя отец любил,

За проказы не бранил,

Чтобы мамка берегла,

Каждый день блины пекла!

Ну, а я тебе пока

Дам парного молока!

Хватит плакать, рева,

Вот, смотри, корова!

Говорит она: «Му-му!

Что ты плачешь, не пойму?

Я пришла издалека,

Принесла я молока,

Хватит нам на кашку

И еще на чашку!

Молоко мое ты пей,

Сразу станешь веселей!»

У дитяти царского,

Княжьего, боярского,

Люлька новоточена,

Густо позолочена,

Как лебедушка летит,

Да высоконько висит

На серебряных крюках,

Да на шелковых ремнях.

Положки-то из парчи,

Вместо цацек калачи,

Одеяло из бобра,

Из павлиньего пера.

Повернись-ка на бочок,

Высыпайся, дурачок!

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать!

Приди конь – успокой,

Приди щука – убаюкай,

Приди сом – дай нам сон,

Приди пеструшка – дай подушку,

Приди свинка – дай перинку,

Приди котик – закрой ротик,

Приди ласка – закрой глазки!

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать!

Рано-рано поутру

Спел рожок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Напои нас молоком.

СОРОКА-БЕЛОБОКА

Сорока-белобока,

Где была? – Далеко!

Печку топила,

Кашку варила,

Хвостиком мешала,

На порог скакала,

Деток покликала:

«Детки вы, детки,

Собирайте щепки,

Наварю я кашки

Золотые чашки!»

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила!

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил,

Ты чашки не мыл!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!»

Сорока-Воронушка,

На хвосте ни перышка –

По полю шныряла,

Хвостик потеряла.

Спряталась под мостик –

Отрастила хвостик,

И теперь шныряет –

Хвостик не теряет.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь, баранки-калачи!

Глянь, баранки-калачи

С пылу, с жару из печи!

Ты пляши, пляши, пляши,

У тя ножки хороши!

Хороши – не хороши,

Все равно ты попляши!

Ножками потопай,

Ручками похлопай!

Хохотушки-хохочи!

Поскакушки-поскачи!

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти косонька до пят,

Красна девица до гряд!

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул!

А последний – пятый пальчик

Шустро прыгает, как зайчик.

Мы сейчас его уложим

И уснем с тобою тоже!

КОТИК-КОТОК

Котя-котюшка, коток,

Котя, серенький лобок,

Приди котик ночевать,

Нашу деточку качать.

Баю-баю, баю-бай,

Спи скорее, засыпай!

Сходит котя на торжок,

Купит котя пирожок,

Принесет его нам котик

И положит прямо в ротик,

Баю-баю, баю-бай,

Спи скорее, засыпай!

Как у коти, у кота

Колыбелька золота,

У дитяти моего

Да покраше его.

Как у коти, у кота

Периночка пухова

У дитяти моего

Есть помягче его.

Как у коти, у кота

Занавесочка чиста.

У дитяти моего

Есть почище его.

Есть почище его,

Да покраше его.

Тритатушки! Три-та-та!

Кошка встретила кота!

Котик кошку кличет,

Ходит и мурлычет.

Тритатушки! Три-та-та!

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича,

За Петра Петровича!

Кошка бросила кота,

Откусила полхвоста,

А коту обидно –

Полхвоста не видно.

Пошел котик во лесок, во лесок.

Нашел котик поясок, поясок.

Чтобы люльку подцепить, подцепить.

В люльку Катю положить, положить.

Катя будет крепко спать, крепко спать.

Котик Катеньку качать, да качать.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Ходит кот по лавочке,

Ловит всех за лапочки.

Топы-топ по лавочке,

Цап-царап за лапочки.

Кот, кот, котаруй!

Ты дыханье не воруй,

Нашего дитятю

Не души в кровати!

Вышла кошка-кабысдошка

Из открытого окошка,

Вниз по воздуху пошла

В землю штопором вошла.

Так и надо кошке

Кошке-кабысдошке.

Икота, икота,

Перейди-ка на кота!

А с кота на Якова,

С Якова на всякого!

СОВА – БОЛЬШАЯ ГОЛОВА

Совка, совушка, сова,

Удалая голова,

Черненькие ножки,

На ногах сапожки,

По лесу летала –

Мышку напугала.

По двору летала –

Кошку напугала.

Ты, сова, к нам не летай,

Нашу детку не пугай!

Ах ты, Совушка-сова,

В два обхвата голова!

На пеньке сидела,

Головой вертела,

Во траву свалилася,

В яму покатилася.

Угу-угу, угу-гу!

Я так больше не могу,

Успокойте в люлюшке

Эту капризулюшку!

Поехали, поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенечкам и кусточкам,

Зелененьким листочкам

В ямку – бух!

Кокли-мокли! Кокли-мокли!

Перья у совы промокли!

Хватит, хватит плакать,

Хватит слезкам капать.

Вот уже в подушке

Квакают лягушки.

С плаксой жить я не хочу!

В лес дремучий улечу!

Ох! Ух! Ух! Ух!

Во дворе растет лопух!

Ух! Ух! Ух! Ох!

Во дворе чертополох!

Ох! Ух! Ух! Ох!

Во дворе растет горох!

Ух! Ох! Ох! Ух!

На плетне сидит петух!

Как у Савишны Совы

На плечах две головы

И глаза как блюдца.

Все над ней смеются!

Каша. Прибаутка. :

Глянь, бежит голодный волк!

Серый волк - зубами щёлк!

У него зубов не счесть!

Хочет кашу нашу съесть!

Волку кашу не дадим!

Сами кашу мы съедим!

Серый волк. Страшилка. :

Из леса серый волк бежит,

И очень грозно, он рычит:

- «Кто мамочку не слушает

И очень плохо кушает -

В лес собой я заберу – у!

К маме больше не пущу – у!»

Колыбельная. :

Спи, моё солнышко,

Я тебе песенку, тихо, спою.

Спят в небе звёздочки,

Дремлет луна.

Глазки закрой, скорей,

Доброго сна.

Прибаутки. Для малышей. :

В небе светит солнышко.

Клюют куры зёрнышки.

А детишки молочко -

Выпьют всё до донышка!

Хоть и Аннушка мала -

Ножками сама пошла!

Не устаньте, ноженьки,

Топать по дороженьке!

Дрёма - дрёма, не сопи,

В лес дремучий уходи.

Приходи ты ноченькой -

К нам баюкать доченьку!

Тары - бары - растабары!

Едет Ваня за товаром:

Кур на рынке покупать,

Да себя всем показать!

Потешки игровые. :

Это что за чепуха?

Ха - ха - ха! Ха - ха - ха!

Скачет по двору блоха!

Ха - ха - ха! Ха - ха - ха!

В дом пускать её нельзя!

Ха - ха - ха! Ха - ха - ха!

Очень злющая она!

Ха - ха - ха! Ха - ха - ха!

А сейчас как закусает - закусает! Закусает - закусает!

(При этом, играючи, дотрагиваться до ребёнка, как бы "кусая".)

Ваня - дружок. :

Ваня - Ванечка, дружок,

Заиграй - ка в свой рожок!

Пусть проснётся солнышко,

Согреет нас немножечко!

Ай, замерзли! (2 раза)

(При этом изображать, что холодно.)

Доченька. :

Мы малютку - доченьку

Любим, что есть моченьки!

Залюбили - залюбили! (2 раза)

(При этом крепко прижимать к себе и обнимать ребёнка.)

ПОТЯГУШЕНЬКИ

ПРОСЫПАЕМСЯ И ПОТЯГИВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ

Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра: подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая одну из потешек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

С добрым утром!

С ясным днем!

Вот как славно мы поем!

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Дили- дили-дили-дили -

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили -

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И веселых мотыльков.

Динь-день! Динь-день!

Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробышек проснулся,

И галчонок встрепенулся.

Динь-день! Динь-день!

Не проспите новый день

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонечко запел

Песенку дочурочке:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Поднимайся мой дружок,

Встань, моя дочурочка!

Кто, кто в этой комнате живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась,

И, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала!

(А. Барто)

Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

Мы проснулись,

Потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

Настало утро.

Солнышко встало.

Давай, сынок,

Буди друзей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Илюшке -

Доброе утро.

Доброе утро!

Утро с шутками,

Прибаутками!

ы мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Где водичка, найдем!

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Пусть умоет малыша,

Чтоб сияло личико!

(Нина Пикулева)

Петушок-петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Саше спать не даешь?

Петя-Петя-петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Ване спать не даешь!

Баю-баю-баю-бай,

Вместе с Ваней засыпай.

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот уже растем, растем, растем!

(Нина Пикулева)

Потягуси, потягуси,

Пролетали низко гуси,

Потягуси, потягушечки,

Перья мягкие в подушечке,

Эти перья-потягушеньки

Подарили гуси Мишеньке.

Потягушечки, потянись,

Поскорей, скорей проснись.

Потягунюшки-порастунюшки!

А в ручки - хватунюшки,

А в ножки - ходунюшки,

А в роток - говорок,

А в умок - разумок!

Потягунюшки, порастунюшки --

(поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки, --

(гладим бока)

А в ножки – ходунюшки, --

(двигаем ножками)

А в ручки – хватунюшки, --

(сжимаем и разжимаем кулачки)

А в ушки - слышунюшки, --

(показываем ушки)

А в глазки - глядунюшки, --

(показываем глазки)

А носику - сопунюшки, --

(показываем носик)

А в роток - говорок, --

(показываем ротик)

А в головку - разумок!

(трогаем лобик)

Потягушки-порастушки:

В рученьки - хватушки,

В ноженьки - ходушки,

В роток - говорок,

А в головку - разумок!

Ручки-ручки - потягушки

И ладошки - похлопушки.

Ножки-ножки - топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки -

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки -

Очень рады солнышку.

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко.

Загляни в окошко,

Разбуди Сережку.

Чтоб денек чуть-чуть был дольше,

Чтобы мы узнали больше,

Чтоб игрушки не скучали,

А с Сереженькой играли.

Тяги, тяги, потягушеньки,

На детку порастушеньки!

Расти, деточка, здоровая,

Как яблонька садовая!

На кота потягушеньки,

На дитя порастушеньки,

А в ручки хватушки,

А в ротик говорунок,

А в головку разумок!

Утром я встаю,

Песенку пою,

Песенку простую,

Вот такую:

Ля-ля-ля-ля!

(Нежно поглаживаем малыша

от головы до пяток)

Хорошеньким - хорошок.

Пригоженьким - пригожок.

Стройненьким - стройнячок,

А родненьким - родняшок.

УМЫВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ

Если мама, умывая малыша, приговаривает веселые стишки про водичку, то процесс умывания будет для ребенка не скучной обязанностью, а веселой игрой. Так вам легче будет приучить его умываться по утрам и вечерам: он ведь будет знать, что водичка - его друг. Не забудьте поцеловать малыша в чистую щечку и сказать, какой он молодец, что умылся!

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Детке улыбаемся.

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей -

Катя, умывайся веселей!

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

Буль, буль, буль,

Карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода -

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Вода течет текучая,

Под горою баня топится

Кошка моется, торопится.

Там стоят 12 котят,

Все помыться в хотят!

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

Гуси-лебеди летели,

В чисто поле залетели,

В поле баньку отыскали,

Лебеденка искупали.

Ежик, ежик,

Продай ножик,

Купи мыльце,

Помой рыльце.

Зайка начал умываться.

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Глаз, купайся!

Грязь, сдавайся!

Кран откройся,

Нос умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза,

Мойся шейка

Хорошенько!

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки!

Любит чистые лица,

Зеркало скажет:

Надо умыться!

Зеркало охнет:

Где же гребенка?

Что же она

Не причешет ребенка?

Темнеет от страха,

Поглядится

Моем, моем трубочиста

Чисто чисто, чисто, чисто.

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист.

(К. Чуковский)

Море-морюшко,

Серебряное донышко,

Золотой бережок,

По волнам гони стружок!

Легкое суденышко,

Золотое донышко,

Серебряное весельцо,

Мыщатое деревцо,

Зеленые трали.

Плыви, суденышко, подале!

Мы пойдем купаться

И в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет Лена мыться.

Мы помоем ножки

Нашей милой крошке,

Вымоем ручонки

Маленькой Алёнке,

Спинку и животик,

Личико и ротик -

Чистая какая

Доченька родная!

Мы проснулись, потянулись,

Маме нежно улыбнулись,

Сели на горшок с утра.

Умываться нам пора!

Волшебная водичка

На розовое личико,

Ручеек из сказки

На носик и на глазки,

Брызги из кадушки

На щечки и на ушки,

Дождичек из лейки

На лобик и на шейку.

Ливень с теплой тучки

На маленькие ручки.

Вот какой чистюля!

(Девочка-чистюля)

Целуй меня, мамуля!

Ой-ой-ой-ой,

Ой, кто голенький такой?

Кто купаться пошел?

Кто водичку нашел?

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

Плыви ко мне, рыбёшка,

Словлю тебя ладошкой.

Куда же ты уплыла,

Скользкая, как мыло?

А рыбонька купалась

И в руки мне попалась!

С гуся - вода,

С младенца - худоба

Укатись вся.

Топики, топики,

По водичке хлопики,

Хлопики ладошками,

Да босыми ножками!

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай Леночка,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Леночка помоется,

Причешется, оденется.

ПРИЧЕСЫВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ

Чтобы ребенок не убегал в другую комнату, завидев расческу, расскажем ему потешку о том, какой он красивый станет после того, как причешется. Стишок заворожит малыша, а мы в это время быстренько приведем его волосики в порядок.

Как растаял месяц, золотые рожки,

Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки висят.

Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

Расти, коса, из корню,

Приедет жених из городу,

По косу, косу,

По невесту хорошу!

Расти, косынька,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Ты расти, расти, коса,

До шелкова пояса:

Как ты вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

"Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса".

Чешу, чешу, волосыньки,

Расчесываю косыньки.

ДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ С ПОТЕШКОЙ

Делаем гимнастику с малышом, приговаривая потешки, - так веселее! Обратите внимание, что гимнастику нужно делать только при хорошем настроении малыша. Упражнения должны соответствовать моторному развитию ребёнка, не опережая физическое развитие, а соответствуя ему. Например, помогите малышу перевернуться на бочок, когда он сам пытается это делать. Занятия начинайте с нежного поглаживания и ощупывания. Уделите особое внимание кистям рук и ступням ног, так как в них много нервных окончаний.

(Постукиваем кулачками

ребенка друг о друга)

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

Дыбочек-дыбок,

Скоро Ванечке годок,

Вырастай с дубок,

Достанешь потолок,

Расти и повыше -

Достанешь до крыши,

Вот такой расти,

Чтобы видеть все могли!

(Делаем ребенку «велосипед»

и читаем потешку).

Куда бежите, ножки?

Куда бежите, ножки?

По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Ае съедаю я до дна!

Многие задаются вопросом: что такое потешки? Постараемся дать наиболее точное определение этого слова

Потешки – это небольшие стихотворения, которые предназначены для одновременного развлечения и обучения детей.

Они выражают материнскую любовь и заботу, и легко воспринимаются маленькими детьми. Они развивают речевой слух у малыша. С их помощью ребенок учится слушать и различать звуки, интонацию. Потешки сопровождаются ласковым поглаживанием ручек и ножек, спинки, животика ребенка. С ними меняют пеленки, купают, укладывают на сон, кормят и развлекают малыша.

Русские потешки смотреть и слушать онлайн

Русские народные потешки для самых маленьких

Ладушки, ладушки!

Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки.
- Что вы ели?
- Кашку.
Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.

Ладушки, ладушки

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушки дадим.
Всем по одному,
А Лёшеньке - два.

Комары и мошки

Комары и мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке.
Ножками - топ-топ!
Ручками - хлоп-хлоп!
Близко ночь -
Улетели прочь!

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
За малыми ребятами,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт -
Забодает, забодает, забодает!

Зайчик серенький сидит

Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!

Гуси, гуси! (вариант 1)

Гуси вы, гуси!
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?

Мы видали волка:
Унёс он гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!

Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка -
Спасите гусёнка!

Гуси, гуси! (вариант 2)

Гуси, гуси!
- Га! Га! Га!
- Есть хотите?
- Да! Да! Да!
- Ну, летите все сюда!
- Нам нельзя лететь домой,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
- Ну, летите куда ходите!
Фр-р, гуси полетели,
На головку сели!

Гуси, гуси! (вариант 3)

Гуси, гуси!
- Га! Га! Га!
- Есть хотите?
- Да! Да! Да!
- Ну летите!
- Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.

Утка-гагара

Утка-гагара
Утят потеряла,
Утята нашлись -
Сразу окунись.

Уж я, утка, хожу

Уж я, утка, хожу,
Малых деток вожу.
Вот я, утка, поплыву,
Малых деток поведу

Наши уточки с утра

Наши уточки с утра -
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда -
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора -
Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху -
Грру-грру-у, грру-у, грру-у!
Наши курочки в окно -
Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!

Поехали-поехали

Поехали-поехали
За грибами, за орехами,
Приехали-приехали
С грибами да с орехами.

Поскакали, поскакали

Поскакали, поскакали
В Москву за калачами!
Вприпрыжку, вприскочку,
Упали на кочку - бух!

Ехал мальчик маленький

Ехал мальчик маленький
На лошадке каренькой -
По ровненькой дорожке.
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам, -
Прямо в яму -
Бух!

Баба сеяла горох

Баба сеяла горох
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок.
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села - поела,
Опять пошла.

Скок-поскок

Скок-поскок,
Сколочу мосток.
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.

Скок-поскок!

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели, -
На головушку присели!

Ой, качи, качи, качи

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.

Еду-еду к бабе, к деду

Еду-еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
По маленьким пенёчкам,
Прямо в яму - бух!
Раздавили сорок мух!

Сорока-ворона

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воду не носил,
Печь не топил, -
Нет тебе кашки!

Петушок, петушок

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес за реку́
Покричи: ку-ка-ре-ку!

А коток, а коток

А коток, а коток,
Кучерявенький лобок,
Украл бабушкин клубок
Да и спрятал в уголок.
А бабушка догнала
И за ушко подрала.

Тра-та-та, тра-та-та!

Тра-та-та, тра-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по диванчику,
Ловит кота за лапочки:
- Ох, ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Муркой, киской молодой!

Кисонька-мурысенька

Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!

Как у нашего кота

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.

Мыши водят хоровод

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Мчится поезд (Э. Мошковская)

Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
- Тороплюсь,- гудит,-
Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-усь!

Бычок (В. Берестов)

Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает.
- Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!

Хлюп-хлюп (С. Капутикян)

Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.

Аист (И. Токмакова)

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой.
После - правою ногой,
После левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

Ой, ладушки-ладушки (Е. Благинина)

Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут - поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели -
Шшу-у-у!.. - и улетели.

Общаясь с маленьким ребенком, сопровождайте свои действия веселыми потешками. Это поднимет дитю настроение, успокоит его, а также способствует развитию речи крохи.

Когда и как использовать потешки?

Потешки для детей используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

На этом уроке вы познакомитесь с пестушками, потешками и прибаутками, узнаете, с какой целью они используются, и научитесь их правильно читать.

Это шуточное четверостишие, в котором есть смешные словечки. А чтобы узнать, как в народе называют такие стишки, нужно расшифровать следующее слово:

Акшетоп

Прочитайте его справа налево:

Потешка

Потешка - это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.

Прочитайте некоторые из них:

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке (рис. 2).

Рис. 2. «Стучит, бренчит по улице» ()

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

За чубочек подрала (рис. 3).

Рис. 3. «А коток, коток, коток…» ()

Прочитайте несколько стишков:

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался (рис. 4).

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Так не идёт.

- Так сам веди!

- Да он меня не пускает! (рис. 5)

Собака

- Собака, что лаешь?

- Волков пугаю.

- Собака, что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это - прибаутки.

В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками .

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Например:

Непоседа-малышок,

Светлая головушка,

Заливается, поёт,

Прямо как соловушка!

Не беда, что нет уменья,

Много радости от пенья (рис. 6).

Уходи с дороги кот!

Кукла Танечка идёт,

Кукла Танечка идёт,

Ни за что не упадёт!

У русского народа, как и у любого другого, есть своё бесценное богатство - фольклор. Мамы, бабушки, няни сочиняли для своих маленьких деток прибаутки, песенки, пестушки.

Пестушки - это маленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребёнка ручками, ножками.

Слово пестушки происходит от слова пестовать - холить, лелеять, нянчить.

Когда младенец просыпается и потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

Потягунюшки,

подрастунюшки,

роток говорюнюшки,

руки хватунюшки,

Познания малыша об окружающих предметах формируется в зависимости от того, что ему рассказывают, поэтому зверушки наделены человеческими качествами.

Потешки, прибаутки, пестушки нужно рассказывать особым голосом: ласково, нежно, чтобы ребёнок понял, что они обращены именно к нему, и чтобы ребёнок понял, что именно этими потешками или пестушками мама, няня или бабушка хочет ребёнку сказать. Читайте их медленно, нараспев, нежно. Например:

Собака на кухне

Пироги печёт.

Кот в углу

Сухари толчёт.

Кошка в окошке

Платье шьёт.

Курочка в сапожках

Избушку метёт (рис. 8).

Рис. 8. «Собака на кухне…» ()

Так растёт малыш:

  • пестушки - качаем на руках, убаюкиваем;
  • потешки - играем ручками и ножками;
  • прибаутки - учим познавать окружающий мир.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Detyam-knigi.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Doc4web.ru ().

Домашнее задание

  1. Дать определение пестушкам.
  2. Объяснить различие между потешками и прибаутками.
  3. Выучить понравившуюся потешку наизусть.

Стихи для новорожденных и детей раннего возраста многие века сопровождали уход за ребенком. Пишут стихи для новорожденных и самых маленьких и современные поэты. В статье Вы найдете народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Стихи для новорожденных и самых маленьких

С давних пор принято все действия по уходу за малышами сопровождать песенками, пестушками, потешками, присказками, стишками. Ритм и рифма стишка или песенки, их слова, разнообразие интонаций в речи мамы (восклицание, вопрос, удивление, огорчение, радость, восхищение и т.д.) создают очень благоприятные условия для благополучного развития ребенка, рождают у малыша ощущения комфорта, тепла, безопасности, формируют предпосылки успешного овладения речью. Такие стихи и песенки очень важны и нужны для интеллектуального развития ребенка младенческого или раннего возраста.

С какого возраста начинать читать стихи ребенку?

Мнение 1. Сейчас всё чаще встречается мнение о том, что новорожденному надо с рождения ставить для прослушивания не детские стихи, а аудиодиски с серьезными стихотворениями и литературными произведениями для его раннего развития – «Евгений Онегин» и т.д., чтобы он с пеленок полюбил литературу.

Так ли это? Это не так! Сложное произведение для взрослых в аудиозаписи просто утомляет новорожденного и младенца и вызывает его защитную реакцию. Вроде бы он слушает, но на самом деле малыш просто «отключается» - так отключаются взрослые вечером перед телевизором, и это очень вредно для здоровья и развития младенца! Наша же задача – наоборот – привлечь внимание младенца к речи. И для этого он должен видеть лицо мамы, слышать ее голос, вслушиваться в повторяющиеся в стихах слова, в ритм живого человеческого слова. И полюбить стихи, приносящие ему новые положительные впечатления! Именно в этом и заключается начало «литературного» воспитания с пеленок.

Мнение 2. Есть и противоположное мнение, что стихи новорожденным не нужны, так как они «еще ничего не понимают, а вот как начнут понимать, так и можно читать стихи – примерно с года».

  • Малыш воспринимает не слова, а именно ритм, рифму и интонацию, мамин голос.
  • Затем из маминой речи он начинает выделять отдельные звуки - гласные, которые мама в стихах и песенках специально произносит протяжно, утрированно.
  • Потом ребенок начинает выделять из речи отдельные часто повторяющиеся слова, например, свое имя.

Какие стихи подходят для самых маленьких?

  • Именно простые стихи с часто повторяющимися простыми слогами и словами наиболее всего подходят для первого восприятия ребенка и помогают речевому развитию малыша. Без них развитие речи в дальнейшем запаздывает, ребенок говорит хуже и начинает говорить позже. Результат чтения таких стихов для новорожденных и самых маленьких сразу незаметен. Но через год Вы увидите, сколь значительно опережает Ваш малыш своих сверстников, у которых не было такого речевого общения с мамой!
  • Сейчас больше внимания уделяют готовым аудиозаписям детских стихов на дисках или в интернете. Но исследования убедительно доказывают, что малышу в раннем возрасте нужен прежде всего не технический прогресс, а мамин голос, ее теплота и ласка, эмоциональный контакт с ней. Голос мамы даже крошечный малыш уже отличает от голосов других людей и разных звуков! И именно этот голос вызывает максимальную активность ребенка – зрительную, слуховую, двигательную.

Как запомнить слова детских стихов и потешек?

Часто спрашивают, что делать, если не можешь запомнить слова стихов или песенок?
Во-первых, можно и самой приговаривать от себя, как раньше это и было. Ведь эти потешки и стихи нашими предками не заучивались наизусть, а рождались как «живое слово» здесь и сейчас в общении с малышом. В них обязательно упоминалось имя малыша.
Во-вторых, все стихи и не надо заучивать наизусть! Можно выбрать из предложенных те стихи, которые Вам понравятся и понравятся Вашему малышу. Для маленьких детей очень важна повторяемость, узнаваемость стихотворных строчек изо дня в день.
В-третьих, можно написать слова потешек и стихов на листочек бумаги с клеевой полоской (такие стопки листочков – стикеров продаются в любом канцелярском магазине) и прикрепить на стену. Но: категорически нельзя прикреплять что-либо на стену булавками или кнопками! До сих пор происходят серьезные травмы детей, когда эта булавка или кнопка случайно падает и попадает им в ручки! Безопасность превыше всего, и если она соблюдена, то тогда общение с малюткой будет радостным и принесет и Вам, и малышу море положительных эмоций! Очень удобно использовать клейкие подушечки многоразового использования для прикрепления карточек со стихами на стену, на дверь, на стенку мебели в удобном для Вас месте. Когда будет нужно, Вы всегда сможете открепить листочек.

А здесь мое вступление заканчивается и начинается Ваше творчество и Ваша радость от общения с крохой!

Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.

В этой статье вы узнаете, в чем заключается польза потешек для малышей, познакомитесь с лучшими их примерами для развития движений, для отвлечения от боли, для успокаивания ребенка, для игр и инсценировок. Вы увидите, как усложняется содержание потешек в соответствии с возрастом ребенка.

Польза потешек для малышей

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

  • Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого

Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

  • Развивают речь

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

  • Развивают мелкую моторику

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

  • Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект

Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

  • Развивают музыкальный слух

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

  • Развивают эмоции

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

  • Развивают чувство ритма

Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

  • Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

  • Учат доброте, сопереживанию

С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Виды потешек, лучшие примеры. Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой

Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.

Потешки-действия с повторяющимися движениями

Эти потешки помогут закрепить движения для развития . Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.

  • Мы ногами топ-топ-топ (топаем),

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем),
По дорожке мы шагаем (топаем),
И в ладошки ударяем (хлопаем),
Топ, топ, ножки топ!
Хлоп, хлоп, ручки хлоп!
Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)

  • Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),

Застучали много раз, будет весело у нас (хлопаем),
Кулачком сильнее бей (кулачком по ладошке),
Только ручек не жалей,
Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (кружимся)

  • Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),

Отморозил зайчик носик на опушке (прикрываем рукой),
Отморозил носик, отморозил хвостик,
И поехал греться (обнимаем себя)
К ребятишкам в гости.

  • Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,
И туда, и сюда повернемся без труда.

  • Мишка косолапый

По лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб..
Мишка рассердился
И ногою – топ!

Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия

Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться , одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

  • Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись,
Потягушечки, потягушечки!,
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

  • Водичка, водичка,

Умой Насте личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку,
Помоги, водичка,
Умыть Насте личико.

  • Тетка Агашка

Сшей мне рубашку,
Надо нарядиться –
Едем прокатиться!

  • Ванечка-Ванюша,

Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой, топни ножкой,
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку!

  • Это кто у нас? Мизинчик!

Бегал с нами в магазинчик!
Покупал игрушки, сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

  • Ай, лады, лады!

Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

  • Ай, бай, бай, бай!

Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.

Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:

  • Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!

  • Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе дубок, а на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная.
Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!
Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

  • Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть, или Ване снесть?
Я и сам укушу, да и Ванечке снесу.

  • Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

  • Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.

Едет целая семья, впереди идет свинья,
Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.
Кот и песик удивились – даже помирились.

Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий

Эти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.

  • От моей Оли

Уйдите боли,
На чисто поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.

  • У кошки боли,

У собачки боли,
У лошадки боли,
У Ванюши заживи.

  • У лисы боли,

У волка боли,
У моего сыночка
Боль на березку в лес улети!

  • Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.

  • У киски болит,

У собачки болит,
А у Машеньки моей
Не болит-не болит.

  • Раз зубок, два зубок –

Скоро Машеньке годок,
Хнычет Машенька опять,
Будем Машу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку –
Не мешайте Маше спать,
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!

Потешки для успокаивания малыша

  • Выйдет киска не спеша

И погладит малыша,
Мяу-мяу – скажет киска,
Наша детка хороша.

  • Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли,
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

  • Придет киска не спеша

И погладит малыша.
«Мяу-мяу» скажет киска,
Наша детка хороша.

  • Не плачь, детка,

Прискачет белка,
Принесет орешки
Тебе для потешки!

  • Не плачь, не плачь,

Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сразу три!

Потешки-диалоги. Учим по ролям, проговариваем, выполняем

Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.

  • — Кисонька-мурысенька! Ты где была?

— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
— Муку молола!
— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички!
— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна! (грозим пальцем)
— Не ешь одна, не ешь одна!

  • — Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили!
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали!
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечки с грибком,
С подосиновичком.

  • Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший! А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем, за мышами пойдем.
Один дедушка кот будет дома сидеть,
Да на печке лежать, нас с добром поджидать.

  • Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»,
Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»,
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»,
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

  • — Чики-брики, ты куда?

— Чики-брики, на базар!
— Чики-брики, ты зачем?
— Чики-брики, за овсом.
— Чики-брики, ты кому?
— Чики-брики, я коню!
— Чики-брики, ты какому?
— Чики-брики, вороному!

Потешки-песенки. Двигаемся, поем


Стихотворные игры, в которых дети подражают действиям взрослых, очень нравятся малышам. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:

  • Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили (поворачиваем голову).
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоняемся влево-вправо).
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так –
И из речки воду пили (наклоняемся вперед).
А еще они плясали,
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так –
Кверху лапы поднимали! (поднимаем ручки)

  • Пошел старик дорогою,

Дорогою, дорогою.
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
— Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается.
А старик ругается,
Ругается, ругается.

  • Ой, лады, лады (показать ладошки),

Не боимся мы воды (топнуть ножкой),
Чисто умываемся (имитация умывания),
Маме улыбаемся (развести ручки в стороны и улыбнуться)

  • Вот болотце на пути!

Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!

  • На лошадке ехали, в огород заехали (руки держат воображаемые вожжи),

Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопаем в ладоши)
Нам машине ехали, до угла доехали (руки держат воображаемый руль),
Би-би-би! Би-би-би! (давим на сигнал),
Паровозом ехали, до горы доехали (движения руки вверх-вниз),
У-у-у-у! (движение рукой сверху-вниз).

Потешки-игры. Играем, инсценируем

Развитие речи ребенка плавно стимулируют потешки-игры. Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.

  • У меня пропали ручки (спрятать их),

Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(аналогичные действия с ушками, глазками, носиком)

  • В руки мы берем совочек,

Сыплем желтенький песочек,
Помоги мне, не ленись,
Наш куличик, получись!

  • Идет коза рогатая

За малыми ребятами.
Кто кашку не ест?
Кто молочко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

  • Еду, еду! К бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом…в яму!
Бух!

  • Три-та-тушки! Три-та-тушки!

Едет Ваня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

Потешки по возрастам

Растет малыш, усложняется и содержание потешек. Если потешки для развития речи детей 1,5 года напоминают ласковые песни, их чтение обязательно сопровождается выразительными жестами, то по мере взросления ребенка на первый план выходит содержание. Шести-семилетние дети с удовольствием инсценируют их и самостоятельно рассказывают в лицах.

Для детей до года

Ритмичность веселых потешек, чтение которых сопровождается маминым пением и ласковым поглаживанием ручек, ножек и животика, помогают малышу знакомиться с окружающим миром и налаживать контакт с близкими людьми.

  • Ой, качи, качи, качи!

В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.

  • Как у нашего кота

Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

  • Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.
Чьи же это пятки –
Мягкие да сладкие?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорее, не зевай.
Одеяльцем накрывай!

  • Где же наши ушки?

Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

  • Петушок, петушок,

Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?


Для детей 1-2 года

Именно в 1,5-2 года у малыша интенсивно развивается активный словарь. Рассказывание потешек способствует его пополнению, развитию образной речи.

  • Котя, котенька-коток,

Котя, серенький лобок!
Приди, котя, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу:
Дам кувшин молока, дам кусок пирога.

  • Ладушки, ладушки

Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала, детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки у нашей бабушки.

  • Огуречик, огуречик!

Не ходи на то тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!

  • Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А наш петя-петушок
Раным-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку!

  • Сидит-сидит зайчик

Под кустом, под кустом.
Охотнички едут
Едут-скачут в поле пустом,
Во поле пустом.
-Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я не ваш, я ушел.

Для детей 3-4 года

  • Тили-тили! Тили-тили!

Две козы траву косили.
Козочки молоденькие,
Хвостики коротенькие.

  • Как товар-то мой хорош!

Я продам его за грош,
Куплю волку кафтан,
А лисице – сарафан!
Белочке — сережки,
Зайчику – сапожки.
А медведю – балалайку,
Косолапый, поиграй-ка!

  • У медведя во бору

Сладких ягод наберу.
Не аукай, не кричи –
Спит хозяин на печи.
Ты на цыпочках ходи,
И его не разбуди!

  • На улице три курицы

С петухом дерутся.
В окошке три девицы
Смотрят и смеются:
«Кыш! Кыш! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!»

  • Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
К небу дым идет столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливает кошкин дом.
А лошадка – с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!

  • Заря-заряница,

Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
И лес-то спит, и река-то спит,
Ходит сон у окон,
Оле спать велит.

Для детей 4-5 лет

  • Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел,
На печи калачи,
Как огонь горячи,
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.

  • Лень-потягота, поди на Федота,

С Федота на Якова, с Якова на всякого,
А со всякого: и с Якова, и с Федота,
Уходи, ты, лень-потягота,
К себе на болота.

  • Наш козел-стрекозел

Очень умный был,
Он и воду носил,
Он и тесто месил,
И дрова рубит,
И деток кормил,
Деток кормил и приговаривал:
«Кушайте, козлятушки,
Кушайте, ребятушки,
Кашку-малашку
Да сладкие оладушки.

  • Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому,
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой потряхивает.
Все колечушки-то: бряк-бряк-бряк!
Золотые они: звяк-звяк-звяк!

  • Я по лесу по зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.

Для детей 5-6 лет

Весела была беседа,
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны.

  • Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи.
Зря в окошко не стучи!
Брызни в поле пуще,
Станет травка гуще!

  • По дубочку постучишь,

Прилетает синий чиж,
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
А на лапке маленькой
Сапожочек аленький.
Чиж под солнышком летал
И головкой кивал.
— Кив, кив, не кивай!
В лес лети, гнездо свивай!

  • Ты, мороз, мороз, мороз!

Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уноси с собой.
А мы саночки возьмем
И на улицу пойдем,
Сядем в саночки – самокаточки.

  • У кота ли у кота колыбелька золота,

У дитяти моего есть покраше его.
У кота ли у кота периночка пухова,
У дитяти моего да помягче его.
У кота ли у кота изголовье высока,
У дитяти моего да повыше его.
У кота ли у кота занавесочка чиста.
У мово ли у дитяти есть почище его.
Есть почище его, да покраше его!

Для детей 7 лет

  • Сбил, сколотил – вот колесо:

Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат!

  • По синю морю корабль бежит,

Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит,
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит,
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

  • Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла.
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не нашла едоков.

  • Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.
Он упал и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Таня с Маней увидали –
Прямо к Ване подбегали.
Прямо к Ване подбегали,
На добра коня сажали.

  • Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!

Основные выводы

Детские потешки можно использовать не только для развития речи. Эти образцы народного фольклора оживляют речь взрослых и детей, делают ее эмоционально насыщенной.

Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.

Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию.