Незаконными детьми признавались по российскому законодательству в том числе:рожденные вне брака,хотя бы их родители потом и соединились законными узами;произошедшие от прелюбодеяния;рожденные более чем через 306 дней после смерти отца или расторжения брака разводом;все прижитые в браке, который по приговору духовного суда признан незаконным и недействительным.

Отношение к ним было презрительным и неприязненным. Такой ребенок являлся иным,чужеродным,по крайней мере наполовину.
Отсюда и название-половинкин сын.Неполнота родственных связей имела своим следствием представления о нем как о части природы,неизвестной находке,обнаруженной взрослыми.Именно эта идея лежит в основе самой обширной группы обозначений незаконнорожденного:боровичок,капустничек(Казанская губерния),
крапивник(повсеместно),луговой(Курская),подзаборник(Новосибирская область),находка (Смоленская и Воронежская губернии),Богданыч ("Бог дал").

Власти всегда стремились прежде всего к контролю над противозаконными половыми связями. Согласно Кормчей книге, женщина считалась виновной в убийстве,когда оставляла младенца
на дороге или в каком-либо безлюдном месте.Наказанием для нее было церковное покаяние. Однако такое наказание не было действенным.Наказывали и ссылали,как женщин,убивавших младенца
,так и произведших изгнание плода. Наказание максимально ужесточилось в XVII веке. Так, например, в Соборном уложении 1649 г была установлена смертная казнь для женщин, лишающих жизни своих незаконнорожденных детей, но отношение к убийству собственных законных чад оставалось снисходительным.

Создание большой регулярной армии в XVIII веке увеличило и количество незаконнорожденных детей. Целенаправленная деятельность по призрению "государственных младенцев" начала осуществляться при Петре I, когда были изданы указы о запрете детоубийства незаконнорожденных (1712, 1715) и их воспитании. В Москве и других российских городах были открыты госпитали для зазорных (незаконнорожденных) детей, в которых с целью снижения количества детоубийств была введена практика"тайного
приноса" младенцев через окно, с целью сохранения анонимности принесшего младенца. Незаконнорожденные дети должны были по взрослении отдаваться в гарнизонные школы, а потом пополнять ряды российской армии.Однако переполнение "гошпиталей" безродными детьми привело к тому,что мальчиков с 10 лет стали определять в матросы или отдавали детей на фабрики.

Екатерина Великая также стремилась сократить сферу свершения детоубийств,открыв специальные приюты для подкидышей.И. Бецкой
разработал целую программу воспитания и социализации
"приносных детей". Правила приема в воспитательный дом были следующими:брали всех детей с одним лишь вопросом-крещено ли дитя и какое ему дано имя. За каждого ребенка доставлявшему платили 2 рубля. Караулам предписывалось оказывать всяческое содействие приносящим детей ночью. При каждом воспитательном доме был открыт секретно-родильный госпиталь, где роженицы имели право не называть свое имя. Позволялось даже рожать в маске.Однако, положение подкидышей и в этих воспитательных домах оказывалось незавидным.

Многие из них погибали в первый же год жизни из-за нехватки кормилиц,а искусственное вскармливание было весьма несовершенным. Например, в первые четыре года существования московского дома выживал лишь каждый 5-й ребенок. В провинции ситуация была еще хуже и смертность детей была непомерно высока. Так, в Архангельске из 417 принятых детей умерли 377.
Уже с 1821 года из-за недостатка средств правительство стало ограничивать устройство воспитательных домов в провинции. Начались и поиски путей ограничения приема детей: установили прием только младенцев; отменили плату за принос безродного ребенка.Большинство же детей стали отправлять на вскармливание
и воспитание в благонадежные крестьянские семьи, сначала до 9 месяцев,потом до 5 лет,затем до7 лет.В конце концов "казенный
ребенок" оставался в крестьянской семье до совершеннолетия и в 17 лет мальчиков причисляли в казенные крестьяне.

Денежное вознаграждение, выплачиваемое доставившему ребенка в воспитательные дома,привело к возникновению промысла по торговле детьми.Торговки приносили в воспитательные дома детей
,скупая по деревням новорожденных у многодетных крестьянок. Младенцев перевозили как котят - в кошелках и корзинах под скамьями вагонов последнего класса,а смертность среди них была
семь из восьми.Под видом "зазорнорожденных" нередко попадали и
дети законного супружества. Власти вынуждены были прекратить тайный прием детей в воспитательные дома,а с 1867г разрешалось
принимать детей только в первые десять дней после рождения.

Как же призревались подкидыши в провинциальных губернских учреждениях?Приюты для подкидышей перешли в ведение губернских
земств от Приказа общественного призрения в том же 1867 году. Незаконнорожденные дети, брошенные родителями, передавались полицией в богоугодные заведения, где они вскармливались кормилицами,а затем раздавались желающим или безвозмездно, или
с платой по 1 рублю 50 копеек в месяц до 5 лет и по 70 копеек до 12 лет.В отчетах врачей указывалось,что часто в отделениях отсутствовало белье,"если не считать ужасных рубашечек и тряпок, в которые скручивали детей. Детское белье шилось из обрезков и остатков больничного полотна и имело рубцы, врезавшиеся в тела несчастных.Ребят отдавали в те семьи,где не
было своих детей, при наличии у приемных родителей земельного надела. Но смертность и розданных детей была очень высокая - 76 процентов.

Указами XVIII- XIX веков незаконные дети были рассортированы по различным ведомствам в зависимости от состояния и сословной
принадлежности их матери: одних приписывали в посады и цехи, других прикрепляли к помещикам, к фабрикам, заводам, третьи отбывали рекрутскую повинность- зачислялись в кантонисты или солдаты.Незаконные дети солдаток часто принадлежали помещикам и были приписаны к ним по ревизским сказкам. Если помещики действительно содержали кого-нибудь из этих детей, то законодательство разрешало им закрепощать такого ребенка. Правда,это было возможно только в том случае,если родители или
родственники не могли обеспечить его пропитание. В реальной жизни такое ограничение было невозможно отследить, и правительство,допуская подобное,указало в законе 1816 г, что все солдатские дети (законные или незаконнорожденные), по ошибке приписанные к гражданскому ведомству или помещику в течение первых шести ревизий, должны были оставаться в своем настоящем положении.

Интересно,что в метрических книгах данные о матери записывались только у незаконнорожденных. Иногда фамилия незаконнорожденного образовывалась от имени деда или крестного
отца. В данных о крещении до конца 1880-х годов тщательно фиксировался факт незаконного происхождения ребенка.Даже у женщин, состоящих в браке, ребенок мог быть записан "прижитым блудно". В случае рождения ребенка, свадьба матери которого состоялась менее чем за 9 месяцев до его рождения, вносилась запись, что он незаконнорожденный, поскольку мать "венчалась, будучи беременною девицей".Таким образом, венец не покрывал грех.

При этом ребенку впоследствии чаще всего давалась фамилия мужа
матери, но отчества у него не было. Анализ метрических книг Тамбовской губернии показывает, что матери незаконнорожденных особенно часто являлись временно проживающими в этом селе. Очевидно,они таким способом старались скрыть факт незаконного рождения ребенка.При крещении подкидыша в метрические книги записывалось, к чьему двору и при каких обстоятельствах был подкинут младенец. Возраст подкидыша никого не интересовал, а датой рождения записывалось то же число, что и дата крещения. Фамилия подкидышу давалась по фамилии хозяина двора или крестного отца,при этом в последующих записях,например о смерти ребенка, также записывался двор, к которому он был подкинут.

Стремясь скрыть позор, женщины часто стремились избавиться от нежелательного ребенка. Современники отмечали, что "изгнание плода практикуется часто,прибегают к нему вдовы и солдатки,для
этого они обращаются к старухам ворожейкам,которые их учат,как
нужно извести плод.Некоторые солдатки шли даже на убийство своих новорожденных,чтобы скрыть незаконное рождение.Так, например,Екатерина Сатина из села Рамзы Кирсановского уезда в 1839г скрыла беременность и роды,не позвала повивальную бабку
,ребенка зарыла в землю, но потом сама призналась. Еще имела четверых законных детей. Женщина была наказана церковным покаянием и десятью ударами плетьми.

По подсчетам С.Максимова,в XIX веке убийство детей было вообще
самым распространенным женским преступлением в России. Автор исследования называл и причины детоубийства: зимние стоянки громадного количества солдат, из которых значительная часть покидает на местах родины и в постойных городах своих жен - солдаток.Но все же большинство женщин в силу религиозного воспитания и нежелания губить живую душу на убийство не решались, а стремились куда-нибудь подбросить ребенка. Очень часто матери подбрасывали своих детей ко двору,где у одной из женщин был или только что умер грудной ребенок.Расчет делался на жалость и физическую возможность выкормить ребенка.

Если в XVIII веке незаконнорожденные были позором и встречались лишь в среде солдаток, которые годами не видели своих мужей, или в среде дворовых, которые приживали детей со своими хозяевами, то в XIX столетии такие дети стали массовым явлением.Современники отмечали,что основная масса незаконнорожденных приходилась на представительниц низшего класса:"Женщины же высшего класса преспокойно отправляются за границу,там рождают своих незаконных детей и там же оставляют их на попечение бедных семейств за высокую плату. Одинокая же служанка, вдова крестьянка и солдатка вынуждены родить там, где застали их родовые боли".

Общественное мнение по-прежнему было нетерпимо к незаконным рождениям.Женщине,родившей вне брака,грозили позор, презрение односельчан,а без помощи родителей или родственников-и нищета.
Случаев усыновления было очень мало,так как крестьяне не знали
законов об усыновлении, боялись больших издержек, отказа в получении на приемыша земельного надела от сельского общества
Неудивительно,что при подобном отношении к внебрачным детям
"незаконные" рождения составляли в год в среднем около 2 процентов.По мнению ряда исследователей,действительное число внебрачных рождений у крестьян было выше, так как незамужние крестьянки стремились рожать таких детей в городе, где новорожденный регистрировался,отдавался в "люди" или оставлялся в приюте. На рубеже XIX- XX веков в Центральной России внебрачная рождаемость не превышала в среднем за год 2,5- 3 процента.В Петрограде к 1915 г "гражданские браки" -а дети,рожденные в них,признавались незаконными,-составляли уже 10 процентов.

Сложившаяся в России система призрения подкидышей и незаконнорожденных детей мало способствовала ограничению детоубийств, и не случайно солдатки, около трех процентов в составе российского населения составляли более половины осужденных за это преступление.На рождаемость в солдатских семьях оказывали влияние несколько факторов.Привычное демографическое поведение российского крестьянства диктовало вероятность большого числа рождений,однако длительная разлука
,порой на десятилетия, очень редкие встречи при возможном отпуске солдата или поездке жены на время к месту дислокации воинской части мужа формировали особый тип сексуальных и семейных отношений.Часто и муж, и жена искали партнеров на стороне,но если для мужчины это в худшем случае заканчивалось венерическим заболеванием и поркой в казарме, то женщине приходилось расплачиваться за случайную связь кризисом семейной жизни,осуждением и отвержением ее ближайшим окружением и обществом в целом. Один из курских священников оставил весьма интересные наблюдения о брачном поведении солдаток, сохранившиеся в Тенишевском архиве: "Выходя замуж в большинстве случаев лет в 17-18,к 21 году солдатки-крестьянки остаются без мужей.Крестьяне вообще не стесняются в отправлении своей естественной потребности,а у себя дома еще менее.Родится ребенок, и родится как-то не вовремя.Вычисления кумушек не совпадут ни с возвращением мужа из солдат,ни временной побывки его.Злословие не пощадит такую мать,ее мужа и ребенка. Это и будет причиной всех мучений жизни ребенка и его матери.Еще только чувствуя его,мать уже проклинает ребенка
,как вещественное доказательство ее вины.Она знает, что у нее уже не будет ни одного счастливого дня.Вечные попреки и побои мужа,насмешки домашних и соседей если и не сведут ее преждевременно в могилу,то мало утешительного дадут в тяжелой ее жизни.И родится на свет божий ни в чем не повинный ребенок с проклятиями.Он никого не любит из своих родных,да и те дают ему почувствовать, что он представляет что-то особенное от остальных детей.Инстинктивно он ненавидит своего отца,так как его тятька не усомниться назвать его "выблядком",а с ранних лет начинает смутно осознавать, что тятька ему не отец. Мать же,единственное лицо, могущее согреть его своей любовью и сделать из него равноправного члена деревни, вечно униженная, боится даже приласкать его и возбуждает в нем только сожаление
,вместо детской святой и горячей любви".

Этнографы часто отмечали, что жена изменяла солдату-мужу и имела незаконных дете. Специальные социально-демографические исследования также свидетельствуют, что именно солдатки составляли основной контингент женщин, рожавших незаконных детей.Регулярность присутствия данной категории среди рожениц свидетельствует о том,что родственники, даже со стороны мужа, не стремились регламентировать поведение солдаток, как, к примеру, поведение незамужних дочерей.Солдатки,по наблюдениям современников, "в громадном большинстве случаев ведут жизнь страшно распутную.Понятно,что муж таковой, вернувшись, сейчас же узнает про это и начинает жену наказывать, т.е. бить. Еще хуже бывает, если он находит прижитых ею за это время детей. Тогда семейное счастье разрушено навек".Кроме того,вернувшиеся
со службы рекруты,обнаружив незаконнорожденного ребенка,имели
право отказаться от него,передав на воспитание в другие семьи
,как сироту.

За воспитание такого "сироты" воспитателям выплачивалось по пять рублей серебром в год.Конечно,положение солдатских детей
,оставшихся сиротами,было незавидным. Несмотря на компенсацию воспитателям таких детей, в повседневной практике призрения солдатских сирот было мало хорошего.Многие из них,по признанию
самого МВД, были принуждаемы своими воспитателями просить милостыню и с юных лет приучались к бродяжничеству.
Разъяренные мужья могли поступать со своими женами как им заблагорассудится:истязать и избивать их постоянно, унижать и постоянно напоминать о "грехе". Обычное право крестьян было равнодушно к судьбе несчастной женщины: расправы солдат с неверными женами нередко заканчивались убийством.

Женщине-солдатке нередко приходилось скрывать рождение не только незаконных, но и законных детей.Женщины-солдатки стремились скрыть рождение мальчиков, которым была уготована участь отцов.Примечательно,что даже беременная в период призыва мужа в рекруты женщина лишалась естественного права на своего ребенка,так как если мальчик рождался,то автоматически записывался в кантонисты. К солдатскому сословию законодательство причисляло и всех незаконнорожденных
детей, произведенных на свет рекрутскими женами, солдатками, солдатскими вдовами и их дочерьми. Таким образом, военное министерство стремилось обеспечить себя дополнительными солдатами, ибо все солдатские сыновья (кантонисты) подлежали обязательному призыву.

При рождении детей у солдаток в метрических книгах особо оговаривались сроки отпуска мужа или ее поездки к мужу в армию
,чтобы доказать законность появления ребенка на свет и отнесения его к солдатскому сословию. "Рапорты и ведомости уездных городничих о количестве солдатских детей за 1815- 1816
годы" доказывают, что большинство детей солдаток признавались незаконнорожденными, а имена их отцов не указывались. Фамилии и отчества часто давались таким детям по их крестному отцу.

Источник- http://www.istrodina.com/

Незаконнорожденных детей в Европе называли бастардами, на Руси – байстрюками, выродками и ублюдками (образовано буквально от слов «блуд», «блудить»). Все эти наименования были одинаково унизительными, как и сам статус незаконнорожденного. Родиться вне брака было настоящим проклятием по многим причинам.

Чистота крови

Аристократы прошлых веков очень гордились чистотой своей крови. Жениться у князей, графов и других знатных вельмож было принято только на таких же родовитых невестах, как и они сами. Взять в жены простолюдинку не мог позволить себе ни один аристократ, потому что он не только «терял достоинство» таким мезальянсом, но и разбавлял этим союзом свою аристократическую «голубую кровь».

При этом любовниц-простолюдинок заводили сплошь и рядом. Естественно, рожденные от них дети не считались «чистокровными», а потому были ублюдками и байстрюками. Эта аналогия во многом взята из племенного разведения животных: ездовых лошадей, охотничьих собак и пр. Чистопородный скакун всегда ценился выше жеребенка, полученного от помеси разных пород.

Точно так же знатные люди считали неполноценным ребенка, рожденного от союза аристократа и простолюдинки. Вопрос «чистоты крови» строго контролировался во многих аспектах жизни общества. Чтобы не допустить смешивания социальных слоев населения и еще выше вознести аристократов, бастарды всячески клеймились и унижались.

Право на наследство

Ревностно защищалась не только честь законнорожденных детей, но и их права на наследство. Бастард по закону не имел права на какую-либо часть наследства своего отца (или матери, если она была богатой аристократкой). Зажиточный родитель мог только из милости одарить чем-то своего незаконнорожденного ребенка. Но это делалось крайне редко.

Обычно байстрюка ждала незавидная доля нищего и всеми отвергнутого человека. Еще и поэтому быть незаконнорожденным считалось настоящим проклятьем. Сыновья-бастрады часто шли на военную службу в качестве простых солдат и служили десятилетиями, потому что иначе они не могли себя прокормить. Девочка в лучшем случае могла уйти в монастырь, в худшем – пойти в услужение или стать проституткой. Жениться на внебрачных никто не хотел.

Защита от чужой крови

Особо ревностно защищали свое имущество от посягательств мужчины, поскольку и русское, и европейское общество было сугубо патриархальным и все имущественные права принадлежали мужьям. Если жена тайно рожала от любовника, она старалась поскорее уничтожить следы этого позора. Обычно новорожденных отдавали в отдаленные деревни в многодетные семьи, где они жили в ужасной нищете. Но случалось и так, что байстрюков сразу после рождения убивали их же матери.

Это делалось из страха расправы со стороны мужа. Мужчины крайне ревностно следили за своими женами, чтобы те не привели в дом ублюдка и чтобы потомок другого мужчины не разделил имущество законных детей. Отсюда – распространенная в Средние века традиция надевать на жен пояса верности, когда мужья отправлялись в поход на долгое время.

Перевязь для незаконнорожденного

Несмотря на все эти предосторожности и унизительное положение бастардов, таких детей во все времена было огромное количество. Особенно этим славились царские дворы. Колоссальное количество царских любовниц и рожденных от них байстрюков раздувало придворное общество до невероятных размеров. В результате бастарды самых высокопоставленных вельмож (королей, очень богатых герцогов и пр.) в некоторой мере были признаны в обществе и могли служить при дворе.

Такие дети в Западной Европе получали особую перевязь бастарда, которую помещали на родительский герб. Это был очень двойственный знак отличия: с одной стороны, указывал на высокое происхождение, с другой – акцентировал внимание на незаконнорожденности. Так что байстрюков даже очень знатных вельмож ждала незавидная доля изгоев и «полукровок».

Между обеими императрицами - Елизаветой I и Екатериной II - есть немало общего: не только долгие и успешные царствования, но и то любопытное обстоятельство, что в то время, когда они восседали на троне, в браке не состояли. Однако статус вдовы и незамужней девицы не мешал ни первой, ни второй иметь бурную и насыщенную личную жизнь и внебрачных детей. Но если о незаконном потомстве Екатерины Второй историки говорят с уверенностью, то судьба тайных детей Елизаветы Петровны до сих пор остаётся загадкой.

Елизавета Петровна и Алексей Разумовский.

В 1774 гг. западноевропейское общество пребывало в немалом смятении: в Венеции объявилась молодая дама, назвавшая себя княжной Таракановой и утверждавшая, что именно она - законная наследница российского престола и дочь императрицы Елизаветы Петровны, скончавшейся 13 лет тому. По-русски дама говорить не умела, внешностью походила скорее на итальянку, однако нашлось немало людей, которые ей поверили. Дело в том, что слухи о тайных детях Елизаветы Петровны ходили еще до ее вошествия на престол.

Считалось, что цесаревна родила в 1730-х несколько детей от Алексея Разумовского, который, согласно легенде, был не просто фаворитом: в 1742 или в 1744 г., уже став императрицей, Елизавета якобы тайно с ним обвенчалась. Почему тайно? Потому что Разумовский по своему происхождению никак не годился на роль консорта - он был сыном простого казака. Где и когда имело место венчание, никто не мог сказать точно.


Княжна Тараканова, дочь императрицы Елизаветы Петровны./

Так же неизвестно, сколько детей было у Елизаветы и Алексея: их количество предположительно от одного до трех, но чаще всего современники упоминали о сыне и дочери, причем последнюю упорно именовали "княжной Таракановой". Но была ли дама, взбудоражившая европейское общество, на самом деле дочерью русской императрицы? По мнению большинства историков, Тараканова и впрямь была авантюристкой, но вопрос о существовании внебрачной дочери Елизаветы Петровны это не снимает.

Есть еще одна историческая личность, куда менее известная, чем Тараканова, но не менее загадочная: это монахиня Досифея, скончавшаяся в возрасте 64-х лет в 1810 г. в Москве. Умерла она в Ивановском монастыре, где прожила последние 20 лет жизни. Жила Досифея в отдельном помещении, практически ни с кем не общалась (особенно в царствование Екатерины Второй, позднее режим был смягчен).


Надгробие инокини Досифеи.

Существует версия, что именно Досифея была той самой незаконной дочерью Елизаветы, о которой ходило столько толков, и которая в миру носила имя Августы. Косвенно это подтверждают следующие факты: на содержание Досифеи выделялись большие суммы из государственного казначейства; Досифея никогда не ела вместе с другими монахинями: во время трапезы ее лицо могли хорошо рассмотреть.

После смерти Екатерины Второй ее навещал представитель императорской семьи; Досифею похоронили в фамильной усыпальнице Романовых - церкви Романа Сладкопевца. К сожалению, после вскрытия ее могилы не была проведена генетическая экспертиза останков, так что истины мы, скорее всего, уже никогда не узнаем.


Григорий Орлов и Екатерина Вторая.

В 1770-х гг. список дворянских родов России пополнился новой фамилией: графами Бобринскими. Первым графом Бобринским стал 13-летний мальчик по имени Алексей. Ни в отрочестве, ни в дальнейшие годы он не отличался никакими особыми достоинствами, кроме происхождения: его матерью была Екатерина Вторая, а отцом - ее признанный фаворит граф Орлов.

Поскольку Алексей родился в апреле 1762 г., когда Петр Третий, муж Екатерины, был еще жив, формально он мог считаться его сыном, однако ни у кого и никогда не было иллюзий на этот счет. К моменту зачатия ребенка Петр и Екатерина оставались мужем и женой лишь на бумаге. Потому сразу после рождения Алексея передали в семью гардеробмейстера В.Шкурина, где он и благополучно рос до 13-летнего возраста.


Алексей Бобринский, сын Екатерины Второй.

Позднее ему назначили другого воспитателя - Бецкого, который курировал Алексея вплоть до совершеннолетия. Жизнь графа Бобринского сложилась недурно (особенно по сравнению с предполагаемой дочерью Елизаветы): он учился в кадетском корпусе, много ездил в молодости по России и Европе, удачно женился, имел четверо детей и умер уже при Александре Первом. А род Бобринских продолжился вплоть до ХХ столетия, и среди потомков тайного сына императрицы было немало вполне достойных людей - ученых, литераторов, путешественников.

Однако Бобринский - не единственный тайный ребенок Екатерины. По крайней мере, так считали те, кто видел в воспитаннице другого фаворита - Г.Потемкина - не воспитанницу, а незаконную дочь его и императрицы. Однако в год рождения Елизаветы Темкиной - так звали девочку - Екатерине было уже 45 лет. К тому же, в отличие от Алексея Бобринского, она никогда не проявляла интереса к этому ребенку. Скорее всего Елизавета была дочерью Потемкина или одной из его любовниц.

Если у женщины возникла незапланированная беременность, и она решила родить, значит ли это, что ребенка в будущем ожидают сложные психологические проблемы?

– Прежде всего, возникает вопрос: как в наше время контрацепции у женщины может возникнуть незапланированная беременность?

– Это парадокс: но чем сильнее контроль над рождаемостью, тем больше нежелательных беременностей. В просвещенной Америке каждый год делается более миллиона нелегальных абортов. И если верить статистике, то там каждая шестая девушка до двадцати лет беременеет в результате внебрачной связи.

По всей видимости, дело не в том, что люди не знают, как предотвратить зачатие, и не в качестве контрацептивов. Доступность и безопасность интимных отношений привели к тому, что они стали восприниматься как форма проведения досуга или как площадка, где люди меряются своими достижениями. И какая-то часть нашей личности, причем наиболее живая, протестует против такого механистичного отношения к самому интимному, самому спонтанному процессу. В результате девушка может, например, «забыть» принять противозачаточную таблетку.

Я помню одну свою клиентку, которая в 20 лет вышла замуж за эмоционально холодного, эгоистичного мужчину. После развода с ним она несколько лет жила одна. Как-то эта женщина согласилась помочь соседу, молодому человеку, подготовиться в институт. У них возникли интимные отношения, и она забеременела.

Что стояло за этой «неожиданностью»? Скорее всего, этой женщине хотелось доказать себе, что кто-то ее хочет, поскольку бывший муж отвергал ее; компенсировать ощущение эмоциональной бедности – беременность в буквальном смысле наполнила бы ее.

Есть и масса других причин, которые отражают этот живой бунт против механистичной «любви». Например, девушка хочет убедиться, что она – полноценная женщина. Или доказать маме, что она уже взрослая. Как это сделать? Забеременеть. И она ослабевает контроль за приемом контрацептивов.

– Нежеланный ребенок – это тот, который рождается в результате незапланированной беременности?

– Вовсе нет. Бывает так, что женщина хотела бы родить позже или от другого мужчины. Но если уж так случилось, она дает жизнь ребенку. И он появляется на свет вполне желанным.

А бывает и наоборот: ребенок нужен женщине, чтобы удержать мужа от ухода из семьи. Или чтобы поправить свое здоровье. Или доказать мужу, что он способен к зачатию. Будет ли этот ребенок желанным?

Но даже при самом благоприятном раскладе: женщина замужем, любит мужа, у них нормальные жилищные и финансовые условия – не всегда дитя, которого она в себе обнаружила, приносит только ощущение радости.

Выносить малыша – всегда было трудно. И нет ни одной женщины, которая избежала бы страха: сможет ли она это сделать, все ли пройдет благополучно? Не избежала бы сомнений: вовремя ли она задумала рожать, не помешает ли это карьере, не нарушит ли каких-то важных планов?

Стать матерью – это перейти в совершенно новое состояние, причем необратимое. Теперь твоя жизнь навсегда связана с ребенком, и порой он будет для тебя более важным, чем ты сама. Каждая нормальная женщина понимает, какую ответственность она берет на себя. К тому же, если раньше у слабого пола не было выбора: забеременела – родишь, то сейчас только сама женщина решает: давать жизнь ребенку или нет. И от этого ее ответственность резко возрастает.

Так что сомнения, тревоги, страхи всегда присутствуют при любой беременности – и желанной, и нежеланной.

– А ребенок в утробе матери это чувствует?

– Достоверно никто об этом ничего не знает. Если женщина хочет избавиться от беременности, даже предпринимает какие-то народные способы, наверное, плод ощущает неблагополучие, дискомфорт. Но не стоит переоценивать важность этого периода. Гораздо более значимо, как сложатся отношения мамы и малыша, когда он родится.

– У женщины автоматически включается инстинкт материнства, когда она родит? Или этого может не произойти?

– Да, и мы знаем такие случаи, когда женщина отказывается от ребенка, оставляя его в роддоме. Но гораздо чаще бывает так, что, позволив ему появиться на свет и жить рядом, мать не принимает его эмоционально.

Дело в том, что есть некая точка невозврата, пройдя которую, женщина уже не может не принять своего ребенка. Это когда мать берет новорожденного на руки и прикладывает к груди. Если это произошло, то между женщиной и младенцем устанавливаются особые отношения. Мать, которая первые сутки провела с ребенком, будет обладать способностью интуитивно его понимать и лучше отвечать на его запросы. Если же женщину и новорожденного разлучают в первые 24 часа, такая связь может не возникнуть. И ей придется учиться понимать своего ребенка головой, логикой, но не сердцем.

Я считаю, что этот момент для судьбы человека играет более важную роль, чем желанность или нежеланность его появления на свет.

– Считается, что если мать не хотела ребенка, он вырастет неуспешным, тревожным, одиноким.

– Я полагаю, что это отнюдь не аксиома. Мне вспоминается такой случай из моей практики. Женщина замужняя, вполне благополучная, уже имеющая одного ребенка, девочку, забеременела. Она колебалась: стоит ли его оставлять, применяла какие-то народные средства, чтобы избавиться от плода. Мать активно отговаривала ее рожать: «К чему нищету плодить?» И у женщины возник бессознательный бунт против нее. Она решила родить – вопреки тому, что желает мать.

Самое интересное, что девочка, которая появилась на свет, по характеру оказалась совершенно не похожей на свою старшую сестру – послушную, покладистую, неактивную. Она была волевая, упорная, смелая. Более того, когда девочка подросла, она увидела, что мама – человек слабый, плохо приспособленный к жизни. И стала ее опорой. Сейчас у них прекрасные отношения, намного лучше, чем со старшей дочерью.

Что произошло? Ребенок, который родился вопреки попыткам матери от него избавиться, уже изначально обладает высокой жизнеспособностью. Его еще в утробе подвергали испытанию, и он оказался очень стойким. Еще там он «принял решение» жить. И это может обеспечить такому ребенку в дальнейшем успех, потому что он обладает цепкостью и жизнестойкостью.

Был ли любимым ребенком, например, Ломоносов? Или Меньшиков? Или Екатерина, которая стала русской императрицей? Ведь в те времена еще один ребенок – это лишний рот.

– Но все эти люди добились успеха в социальном плане. А были ли они счастливы в личной жизни, большой вопрос. Говорят, что нежеланные дети постоянно чувствуют свою отверженность и часто не могут создать семью.

– Это далеко не всегда так. Вот посмотрите, например, на судьбу матери Агаты Кристи. Ее в детстве отдали на воспитание тете, которая вышла замуж за богатого американца. Девочка это очень болезненно переживала, и она всю жизнь не могла оправиться от ощущения отверженности. И, тем не менее, она получила прекрасное воспитание и очень удачно вышла замуж за человека, который любил ее всю жизнь. Так что закономерности: «нежеланный ребенок – несчастная судьба» не прослеживается.

С другой стороны, вы сами можете вспомнить десятки примеров, когда любимое, ненаглядное, всеми обожаемое дитя вырастает в слабую эгоистичную личность и распоряжается своей жизнью не лучшим образом. Так что и желанность появления на свет ребенка не гарантирует ему счастливую судьбу.

– Если женщина забеременела, но не уверена, что хочет стать матерью, как ей поступить?

– Женщина, конечно, вправе решать, чья жизнь ей более важна. И если она воспринимает ребенка как угрозу своему существованию, значит, ее выбор будет предрешен.

Если же она колеблется, то, скорее всего, какая-то часть ее личности уже сказала «да». И значит, что она хочет этого ребенка. Эта женщина должна знать: сомнения в таком положении свойственны всем. Но это не признак того, что не надо рожать. Будущее страшит всех. Но это не значит, что нужно стараться избежать того, что посылает тебе судьба.

То, чего женщина боится, не решаясь рожать – ухудшения здоровья, потери красоты, остановки в карьерном росте, одиночества, бедности – все равно ее догонит. Поэтому лучшее, что можно сделать в этой ситуации, принять вызов судьбы и сказать «да» зародившейся в тебе жизни.

Внебрачная семья. Внебрачные дети и неполная семья - проблемы очень серьезные, животрепещущие, им посвящаются газетные дискуссии, научные конференции, солидные монографии. Упомянем, в частности, книгу югославского социолога Милана Босанаца "Внебрачная семья", изданную в Москве в 1981 году. Приведем некоторые сведения из нее.

В Дрездене во второй половине XIX столетия каждый четвертый ребенок был рожден внебрачно. В Стокгольме на каждых четырех детей один был внебрачный. В современной Югославии каждый седьмой ребенок живет в безбрачной семье, т. е. в семье распавшейся или один из членов которой никогда не вступал в брак. Учащающийся распад семьи, увеличение внебрачных связей приводят к уменьшению числа детей в семьях. Ребенок растет единственным (это само по себе может приводить к дефектам воспитания, ибо быть единственным ребенком - значит иметь, по мнению многих исследователей, повышенный риск к появлению психоневрологических отклонений), да еще и в семье, где нет одного из родителей (чаще отца), - это сочетание очень неблагоприятно для ребенка.

Не будем касаться социологических сторон проблемы внебрачной семьи - нас занимает лишь та ее грань, что находится на стыке психологии, педагогики и детской психиатрии. Тут нужно сказать с уверенностью, что дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, нежели дети из обычных семей. Поэтому, прежде чем решить зачать ребенка вне брака, женщина должна подумать не только об удовлетворении своих прихотей, но и о том, как сложится судьба ее ребенка.

В наши дни из таких семей наиболее распространена семья, в которой мать и ребенок, зачатый от случайного мужчины, который нередко даже и не знает, что у него растет сын или дочь. Рано или поздно ребенок начинает интересоваться, где его отец. Обычно мать отвечает, что тот погиб при исполнении ответственного задания, но, в конце концов, ребенок узнает тайну своего рождения. В любом случае это оказывает на него невротизирующее действие. Порой возникают и иные проблемы.

Много лет назад мне позвонил один хороший знакомый.

Что делать? - нервно спросил он меня и сразу же перешел к существу дела.

А выглядело оно следующим образом.

У него есть дочь - десятиклассница. Хорошая девочка, труженица, мечтает стать археологом. Некоторое время назад она заявила матери, что у нее и она скоро родит. Мать сказала отцу, и вся эта большая и дружная семья лишилась покоя.

На все вопросы дочь отвечала примерно так.

Люди ходят в магазин, едут в туристические поездки, приобретают красивые вещи, а я захотела приобрести себе ребенка. Я давно мечтала о нем. Когда же я поступлю в институт, мне будет не до родов, потом тем более. Лишь к тридцати годам - уже после аспирантуры - я смогу родить. Но какой это будет ребенок? Вероятность, что он будет слабеньким, требующим особого ухода, очень велика. Ведь вы, мои родители, меня зачали, когда вам было под сорок. Я хочу, чтобы все шло своевременно, по законам природы. От кого зачала? Не все ли равно. Во всяком случае, от молодого здорового парня с хорошей наследственностью. Вы хотите заставить его на мне жениться? Он и сам этого хочет, да я не хочу. Зачем мне он? Он еще мальчишка. То, что целуется хорошо, это еще не аргумент, чтобы выходить за него. Мне с ним неинтересно - за такого, как он, никогда замуж не выйду. А вот родить от него хочу: он здоров, красив, правда, глуповат, ну так подрастет, а свой хороший ум вы, мои родители, вложите во внука.

Школьница рассуждала цинично, а ведь было ей всего лишь 16 лет. Родила. Нормальный сын. Окончила школу, потом институт, затем аспирантуру, сейчас готовится к защите диссертации. В двадцать пять лет вышла замуж. С новым мужем живет душа в душу. Сын его тоже любит, считает отцом. Но однажды мальчик случайно узнал об обстоятельствах своего рождения. Залился горькими слезами, потом стал придирчив к матери, отчима вообще перестал замечать, замкнулся, иногда допытывался у матери, кто его истинный отец: "Мне он не нужен, просто поглядеть на него хочется, все же любопытно". Замкнутость, капризность, придирчивость, вредность нарастали.

Мать показала его детскому психиатру. Тот несколько успокоил мальчишку, но рану в его душе залечил неполностью. Да и способен ли медик на это? Ведь он только врач, а не социальный реформатор.

Врач не может всем детям дать полноценных родителей, не может ликвидировать многие последствия родительского легкомыслия, не может взять на себя то, что не входит в его обязанности. Он не может распутывать клубок, образующийся вследствие эгоизма взрослых, жертвами которого становятся дети. Когда эти дети станут взрослыми, многие из них поведут себя так же, как их родители, и тогда, как уже не раз говорилось выше, эстафета зла станет бесконечной.