Направление развития: познавательное развитие (ознакомление с окружающей и социальной действительностью)

Тип проекта: творческо-исследовательский, долгосрочный, групповой.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Субъекты проекта и их деятельность:

Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: участие в поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности, изготовление из бумаги экспонатов для мини-музея.

Воспитатели: анализ литературы по теме проекта, разработка конспектов по ознакомлению воспитанников с видами бумаги, ее свойствами, назначением и т.д.; проектирование и организация образовательной деятельности с детьми.

Родители (законные представители) воспитанников: участие в создании экспонатов мини-музея, создание единой образовательной среды в рамках реализации проекта.

Цель: создание условий для развития дошкольников через расширение представлений детей о бумаге, возможностях ее применения людьми.

Задачи:

1) Познакомить с разнообразием видов бумаги, ее свойствами, о широком спектре использования бумаги людьми: дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

2) Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

3) Расширять представления детей об окружающем мире, уточнить представления детей о музее как месте хранения предметов истории.

4) Формировать у детей осознание необходимости бережного отношения к бумаге, понимание ограниченности ресурса в природе.

5) Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6) Активизировать речевую деятельность детей.

7) Развивать навыки художественно-продуктивной деятельности.

Актуальность:

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет ребенок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами, овладевает способами действий с предметами, и это помогает дошкольнику приобретать «власть» над миром в котором он живет. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Зинченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь.

Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Выбор темы проекта также неслучаен. Он обусловлен тем, что 2015 год назван Годом литературы в России. Не все дети любят читать (слушать) литературные произведения, но каждого ребенка можно увлечь удивительным многообразием книг, сборников, ярких их красочных энциклопедий. Если при этом дать ребенку возможность опытным путем, в собственной исследовательской деятельности изучить материал, из которого сделано все это многообразие книг для детей – то ребенок, как минимум, захочет эти книги просто полистать. Но в будущем, возможно, это желание «просто полистать» вырастет в интерес к литературе как источнику познания, кладези народной мудрости, опыта, истории.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи экспериментальная, исследовательская, творческая деятельность детей приобретает очень важное значение. Это связано с особенностями их развития.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Поэтому столь актуально включение детей данной группы в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в изучаемую тему. Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для всестороннего и полноценного развития каждого ребенка.

1 этап – подготовительный

Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

  • Поиск информации: энциклопедии «Почемучка», «Я познаю мир» (раздел «История создания бумаги», «Использование бумаги»), книга Л.Г.Селиховой «Логопедия», экологическая сказка «Зелёная бумага».
  • Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое» (знакомство с берестой) и опытно-исследовательская деятельность, на чём удобнее писать – на бумаге или бересте.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, музеев, экспонатов, готовых поделок из бумаги.
  • Экскурсия на почту, в газетный киоск, в библиотеку, книжный магазин.
  • Активизация словаря по теме: бумага, музей, экспонаты, экскурсовод, библиотека, книги, почта…
  • Упражнение-беседа по кругу «Для чего нужна бумага, где используется, какая бывает».

2 этап — деятельностный

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

  • Формирование островка для исследования разных видов и сортов бумаги (ножницы, ёмкости для воды, краски, карандаши, трафареты, клей).
  • Изготовление мини-музея «Волшебный мир бумаги» (определить местонахождение в игровой комнате).
  • Активизация творческой деятельности детей, игрового опыта. Организация и проведение дидактических игр.
  • «Что предмет расскажет о себе» (по О.В.Дыбиной «Ознакомление с предметным и социальным окружением»): выделять особенности предметов, размер, цвет, материал, функции, назначение (бумажная посуда, книги, билеты, чеки, шапочки для сюжетных игр и т.д.)
  • «Коллекционер бумаги»: расширять представление детей о разных видах и сортах бумаги. Поиск бумаги разной фактуры. Изготовление коллекции бумаги.
  • Активизация продуктивной деятельности детей. Ознакомление детей с пластическими свойствами бумаги, с разными видами, фактурой бумаги в художественно-продуктивной деятельности: на 85-летие Дзержинска «Мы любим свой город» — изготовление бутонов; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (билеты, сумочки); изготовление материала для отработки плавного выдоха, воздушной струи «Подуй на бабочку, листочек». Продуктивная деятельность по всем лексическим темам.

3 этап – заключительный

Итоги работы над проектом «Волшебный мир бумаги» представляются в форме детского мини-музея «Волшебный мир бумаги».

Воспитатель готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

  • Организация передвижной выставки «Поделки из бумаги».

Ожидаемый результат:

1) Расширение знаний детей.

2) Повышение уровня нравственно-эстетического воспитания детей.

3) Обогащение предметно-пространственной среды группы.

4) Улучшение взаимоотношений между детьми, между взрослыми и детьми.

За время проведения проекта заметно улучшаются показатели речевого развития. Мероприятия проекта способствуют пониманию и использованию связной речи, различных грамматических категорий, накапливается речевой опыт. Накапливается познавательная активность детей, желание узнать что-то об окружающем мире. Внедрение проектного метода даёт позитивные результаты в организации воспитательно-образовательной, коррекционной работы с детьми.

Долгосрочные планы:

1) Продолжать работу в мини-музее «Волшебный мир бумаги» в уголке самостоятельной деятельности детей по лексическим темам.

2) Сформировать задачи работы мини-музея на осень «Год литературы в России».

3) Провести опрос родителей, какая литература их интересует, что читают.

4) Организовать выставки книг «Любимые сказки», «Первые книги наших мам и пап».

Скачать презентацию

Но как из огромного дерева получается красивая тетрадь, книга или пачка белых листов? Разберемся в этом вместе.

Как делают бумагу

Бумага производится на бумажных фабриках. Из леса на фабрику привозят бревна. Чаще всего используют сосну, ель, березу, а также эвкалипт, тополь, каштан.

На специальной площадке из бревен сдирают кору и измельчают на щепки. Затем на конвейере осколки транспортируют на целлюлозный завод, где они варятся в специальном растворе. В результате получается целлюлоза - основное сырье для изготовления бумаги.

Интересно! Из одного дерева получается 2857 тетрадей на 12 страниц. Чтобы вырастить взрослое дерево, нужно 60 лет. Вот почему важно бережно пользоваться учебниками и тетрадями, ведь все это - срубленные деревья.

Самый экономный способ получить древесную целлюлозу - механический . Деревообрабатывающее предприятие измельчает лесоматериалы в крошку и смешивает с водой. Так изготавливают бумагу низкого качества - например, для газет.

А вот для изготовления высококачественной бумаги - для журналов, книг и брошюр - применяют химический способ . С помощью сит осколки сортируют по размеру. Дальше измельченная древесина с добавлением кислоты варится в специальных машинах.

Затем целлюлоза проходит через фильтры и промывается, освобождаясь от примесей. На этом этапе к сырью могут добавить макулатуру, однако предварительно ее непременно очищают от чернил.

Следующий этап - добавление клеев и смол. Первые - отталкивают влагу, вторые - предотвращают растекание чернил, которые часто изготавливаются на водной основе. Именно благодаря этим процессам написанное в Твоей тетради не размазывается и легко читается. Бумага для печати такой проклейки не требует, ведь печатные краски не готовят на водной основе.

Но и это еще не все. Потом к бумажному сырью добавляют пигменты и красители. Например, белый цвет бумаги получается благодаря добавлению каолина.

После этого бумажная масса попадает в бумагоделательную машину на ленточный конвейер. Здесь с помощью крошечных пористых отверстий и отжима различными валиками из бумаги удаляется влага и образуется сплошная рулонная лента.

На этапе «мокрого прессования» бумагу окончательно высушивают, обезвоживают и уплотняют. Результат - ровная белая лента наматывается на огромный рулон. Бумага готова! Можно отправлять на книжные фабрики. Там бумажное полотно разрезают, создавая книги и тетради.

Узнать все тонкости производства бумаги можно из видеоролика.


Как делают книги?

Итак, после того, как автор напишет текст, а редактор издательства его утвердит, начинается процесс корректуры . Произведение проверяется на наличие ошибок. В идеале команда корректоров вычитывает текст несколько раз. После этого книге подбирают иллюстрации.

Затем начинается верстка . С помощью специальной компьютерной программы верстальщик выбирает формат книги, размер полей, виды и размеры шрифтов, определяет расположение иллюстраций и текста.

Следующий этап называется цветоделением . Знаешь ли Ты, что для того, чтобы напечатать обложку модного журнала, нужно всего четыре краски: голубая, розовая, желтая и черная? Поэтому сейчас дизайнер должен разделить все иллюстрации на четыре составляющие.

Самый ответственный этап - печать книги . Краска с помощью валиков на печатной машине раскатывается до тоненького слоя, подается на печатную форму, которая вращается и наносит изображение на сплошной виток бумаги.

Интересно! За одну смену работники типографии могут напечатать несколько тысяч листов.

Любую книгу трудно представить без обложки. Поэтому следующий этап - создание «лица» будущей книги. Если обложка готова, ее накладывают на книжный блок и подрезают. Если изготавливается твердая обложка, книгу обрезают до приклеивания обложки.

Вот и все - книга готова радовать глаза восхищенных покупателей, осталось лишь запаковать. Увидеть воочию, как делают книги, Ты можешь в следующем видео.


Из чего делали книги и бумагу в древности?

Когда-то не было книг в таком виде, в котором Ты видишь их на витринах магазинов или в библиотеках сегодня. А все потому, что люди не умели их изготавливать. Вместо бумаги человечество использовало стены пещер, камни, посуду, кору деревьев

Прошли годы, и люди придумали делать записи на сырой глине . Однако такие книги были слишком тяжелы, неудобны и недолговечны.

Спустя некоторое время тяжелое глиняное полотно сменили книги из телячьей или козьей шкуры - легкие и практичные. Поскольку первую такую книгу создали в древнем городе Пергаме, «бумагу» из кожи животных назвали пергаментом.

Однако такой материал был слишком дорогой, ведь чтобы создать одну книгу, надо было забить много телят. Поэтому люди продолжали искать более дешевые и легкие способы создания книг. И это им удалось.

Вдоль рек Африки растет высокое болотное растение - папирус . О его удивительных свойствах люди догадались не сразу. Сначала растение использовали при строительстве домов. Но однажды один мужик чинил свой дом. Разрезал стебель, вынул волокнистую середину и положил на солнце. Каково же было удивление мужчины, когда он заметил, что волокна превратились в сухие узенькие ленточки. А когда он увидел, что папирус еще и хорошо впитывает краску, то понял: на папирусе можно писать! Так появились книги из папируса.

Но кто и когда изобрел бумагу такой, какой мы видим ее сейчас? Исследователи уверяют: пальма первенства принадлежит китайцам. Они додумались производить бумагу из молодых побегов бамбука.

Интересно! …А до того времени китайцы писали на шелке или бамбуковых дощечках. Таинство изготовления шелка китайцы ревностно берегли. Однако шелк был очень дорогим, а значит - недоступным большинству населения, а бамбук - слишком тяжелым. На одной доске помещались всего 30 иероглифов. Сохранились сведения: для того, чтобы перевезти некоторые произведения, китайцам необходима была целая телега.

Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел в 105 г. н. е. Цай Лунь .

«Всякий высоко ценит деятельность Цай Луна: он изобрел бумагу, и слава его живет до сих пор...» - говорит летопись.

ІV век сталпереломным в истории изготовления бумаги. После совершенствования технологии ее производства бумага навсегда вытеснила бамбуковые дощечки. Новые эксперименты доказали: бумагу можно производить из дешевого растительного сырья: коры деревьев, тростника, бамбука. Последнему китайцы были особенно рады: бамбука в их стране - пруд пруди.

Как ни старались китайцы сохранить тайну производства бумаги, им это не удалось. В 751 году во время борьбы с арабами несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы узнали секрет создания загадочного товара и в течение пяти веков выгодно сбывали его в Европу.

Как ни странно, но европейцы последними из цивилизованных народов научились изготавливать бумагу - где-то в XI-XII ст. Первыми позаимствовали технологию производства бумаги испанцы, потом - итальянцы, немцы, англичане...Интересно, что долгое время бумагу изготавливали не только с размоченных волокон деревьев, но и с тряпок и другого лохмотья.

Первую производственную машину по выпуску бумаги промышленным способом изобрели во Франции в 1798 году.

На территори и украинских земель производство бумаги началось в XIII веке в Галиче. Однако документально подтвержденные сведения об украинских бумажных «фабриках» сбереглись начиная с ХVІ века. Исследователи истории украинской бумажной промышленности нашли материалы о 200 «фабриках», действовавших на территории Украины с XVI до начала ХХ века, что свидетельствует о высоком культурном уровне тогдашнего населения.

Замок Радомысль в Радомышле, Житомир щина - первая в Центральной Украине бумажная фабрика, построенная в 1612 году.

Сейчас бумага окружает нас повсюду, ежегодно завоевывая все новые и новые сферы применения. Именно поэтому так важно помнить, что изготавливается она из деревьев - лесных ресурсов, которые с каждым годом на планете катастрофически уменьшаются.

Бережно относиться к книгам, экономно использовать бумагу, сдавать макулатуру, сажать деревья - самое малое, что может сделать каждый для сохранения лесов. А один изобретательный мальчик, чтобы сохранить лесные насаждения, даже отказался писать сочинение. =)

  1. 1. http://www.o-detstve.ru Детский исследовательский проект Что умеет бумага? Автор проекта Галивеева Настя ученица подготовительной группы отделения ИЗО 8 лет Руководитель проекта Сергеева Лилия Ниясовна преподаватель высшей категории заведующая отделением ИЗО МБОУ ДОД «Полазненская детская школа искусств» пос. Полазна Пермский край педагогический стаж 20 лет Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемсябуквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги ижурналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т.д. Тема изучения бумаги и ее применения в творческих работах стала для меняочень актуальной. Я люблю творить: рисовать, лепить, изготавливать поделки изразных материалов. А еще у меня много любимых людей, которым я хочу даритьподарки. Думаю, что мой проект «Что умеет делать бумага?», поможет не только мне,но и другим младшим школьникам узнать, как можно применить бумагу в творческихработах.Проблема проекта: что можно сделать из бумаги?Цель проекта: изучение бумаги, изготовление творческих работ из разных видовбумаги, разными способами.Проектный продукт: творческие работы из разных видов бумаги, разнымиспособами.II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  2. http://www.o-detstve.ruПлан работы: узнать о происхождении бумаги и ее видах из литературных источников и Интернет-ресурсов; освоить разные способы применения, различных видов бумаги в творческих работах.Объект исследования: применение бумаги в творческих работах.Предмет исследования: бумага.Практическая значимость проекта: изучив возможности бумаги, можно изготовитьтворческие работы своими руками и подарить их любимым людям.Теоретическая часть исследования: изучение литературных источников; изучение информации, полученной из Интернет-ресурсов.Практическая часть исследования: изготовление творческих работ из бумаги. Реализация планаТеоретическая часть проекта (слайды презентации № 2-4) Изучая литературные источники и информацию, полученную из Интернет-ресурсов, я узнала много интересного и познавательного.Об истории появления бумаги Бумага – необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших ивеличайших его завоеваний. С момента своего рождения бумага стала активнымсредством общения между людьми, приобщения их к знаниям, культуре. Недаром ееназывают «источником мудрости», так как она помогает сберечь для будущихпоколений огромное наследие прошлого и настоящего. Появилась бумага в результате многовековых поисков материала длязакрепления мыслей, чувств, отношений. Человек всегда стремился поведать о себе,вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах,базальтовых валунах, стенах пещер. Они открыты археологами во многих странах.Много подобных рисунков обнаружено в Монголии, Индии, Австралии, Мексике,II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  3. 3. http://www.o-detstve.ruсреди песков Сахары, на Кубе и т.д. Этим рисункам по пять – пять с половиной тысячлет. Позднее на смену камню пришили глиняные таблички. Рисовали на нихпалочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображения накамне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры. Плитки-письма сталовозможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны. Человек не переставал искать все более легкие и прочные материалы дляписьма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записиделали заостренными палочками. Китайцы использовали бамбуковые планки ивыжигали на них иероглифы накаленным шилом. Жители древнего Новгорода писали письма, записывали долги, счета на бересте.Большое количество таких берестяных грамот было обнаружено археологами прираскопках культурных слоев новгородской земли XI – XIV вв. В Древнем Египте широко использовался папирус, который в изобилиипроизрастал на мелководных участках озер и рек. С берегов Нила он поступал вЕвропу и Азию. На папирусе египтяне изображали события всей своей жизни,различные обычаи, обряды, ремесла. Соперником папируса стал пергамент. Тонкий и прочный материал получилсвое название от города Пергама, который являлся крупным ремесленным центром повыделке кож и где во II в. До н.э. начали изготовлять новый материал для письма. НаРуси пергамент стали выделывать в XV веке для государственных грамот, сводовзаконов, особо ценных книг. Пергамент – прочный, эластичный, долговечный, ноочень дорогостоящий материал, прослужив людям на протяжении столетий, уступилдорогу только бумаге. Бумага была впервые получена во II веке, в Китае. Считается, что бумагуизобрел Цай Лунь. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобысохранить монополию на ее изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей – вСредней Азии, Японии, Корее и других странах. Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумагиовладели в Индии. Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старыхпарусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов. В Японии сталивырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет послепоявления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китайскую,которую изготовляли из бамбуковых стеблей. В этих странах вырабатывали многоразличных видов бумаги и научились разнообразному их применению. Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Смоченныеводой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручнойтруд, таким образом, заменили сначала мускульной силой домашних животных, аII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  4. 4. http://www.o-detstve.ruзатем энергией воды. Изобилие бумаги позволило арабским халифам создаватьогромные библиотеки. В Европе бумага стала производиться с XII века сначала вИталии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии.Что такое бумага Бумага – продукт целлюлозно-бумажной промышленности. Это листовойкапиллярно-пористый материал, состоящий из мельчайших волокон, которые врезультате специальной обработки тесно переплетаются между собой, складываются испрессовываются в листы. Если внимательно присмотреться к краю оторванногокусочка бумаги, можно легко заметить такие тонкие волоконца.Применение бумаги Бумага используется в технике, идет на изготовление большого количестваизделий культурного, служебного, бытового назначения: тетрадей, салфеток, денег,игрушек, веревок, обоев, фотобумаги и многого другого.Бумагу применяют при создании различных упаковочных и строительных материалов. Как изготавливают бумагу Основной материал для изготовления бумаги – древесина, но некоторые видыбумаги делают из соломы, хлопчатобумажного, шерстяного или шелковогоутильсырья. Тряпичные волокна придают бумаге прочность и долговечность. Дляспециальных видов бумаги, подлежащей длительному хранению, используютсяискусственные синтетические волокнистые материалы – лавсан, капрон, нитрон.Синтетические волокна позволяют изготавливать очень прочную бумагу. При производстве бумаги требуется значительное количество воды. Поэтомуцеллюлозно-бумажные комбинаты располагаются на берегах рек и озер. Кроме того,по воде сплавляют большое количество древесины, что значительно удешевляет еедоставку. Сначала получают древесную массу. На изготовление древесной массы идутглавным образом деревья хвойных пород, чаще всего ель. Для изготовления бумагинеобходима целлюлоза: сначала ее обрабатывают механическим путем (размельчают),а потом подвергают химической обработке – варят в растворе щелочи, в специальнойкислоте. Смешивая древесную массу и целлюлозу, получают бумажную массу в видежидкой волокнистой кашицы. Чем больше целлюлозы, тем бумага прочная. Чтобыбумага была прочной, непрозрачной, в бумажную массу в зависимости от назначения,вида и сорта будущей бумаги добавляют клеящие, минеральные вещества и красители.Проклейка делает бумагу пригодной для письма чернилами, тушью, для работы скрасками, т.е. влагостойкой. В бумажную массу добавляют различные минеральныеII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  5. 5. http://www.o-detstve.ruнаполнители белого цвета: мел, тальк, гипс. Они придают бумаге белизну,непрозрачность, мягкость, гладкость, механическую прочность и улучшают еепечатные свойства. Помимо клеящих веществ и наполнителей, в бумажную массудобавляют красители. В зависимости от вида и назначения, бумагу подвергают дальнейшей обработкеи отделке: придают ей гладкость, линуют, окрашивают, проклеивают, гуммируют,пропитывают различными веществами, делают гофрированной, бархатной, наносяттиснение и т.д. Бумага бывает самая разнообразная. Она различается по толщине, цвету, качеству иразмерам. Бумагу нужно подбирать определенного цвета и типа в зависимости от того,что собираешься делать.Виды бумаги: газетная бумага; бумага для печатания книг и журналов; писчая бумага для ксерокса; чертежно-рисовальная, эстампная; калька; упаковочная или оберточная; цветная глянцевая; шагреневая бумага (тисненая); бархатная; самоклеющаяся; копировальная; обойная; картон; репсовая бумага.Выводы теоретической части проекта Анализируя изученную информацию из литературных источников и Интернет-ресурсов, можно сделать выводы: бумага – необыкновенное изобретение человека,одно из важнейших и величайших его завоеваний; это – продукт целлюлозно-бумажной промышленности; используется в различных областях жизни человека,основные материалы для изготовления бумаги – древесина и целлюлоза; производятразличные виды бумаги, в зависимости от назначения.II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  6. 6. http://www.o-detstve.ruПрактическая часть проектаОсваивая практическое применение бумаги, я решила сделать подарки своим близкимразными способами из разных видов бумаги.1.Для мамы я решила сделать букет цветов в горшочке, применяя техникуКусудамы Кусудамы - одни из самых древних и декоративных традиционных японскихизделий в технике оригами. Они представляют собой разнообразные шары, состоящиеиз собранных вместе бумажных цветков, розеток или бумажных деталек другойформы. Такие отдельные детали часто называют модулями. Что же означает самослово ―кусудама―? ―Кусури‖ в переводе с японского - ―лекарство‖, ―тама‖ - ―шар‖.Следовательно, слово ―кусудама‖ можно перевести как ―лекарственный шар‖. Причем тут медицина и лекарства? Речь ведь шла о складывании из бумаги!Оказывается, изначально кусудамы использовались японцами во время синтоистскихрелигиозных мистерий кагура. Так назывались ритуалы, сложившиеся на основемагического солнечного культа. Солнце при этом символизировали огромные ярко-красные шары, поверхностькоторых создавалась головками плотно прижатых друг к другу бумажных гвоздик.Шары располагались по углам четырехугольной площадки. Из шаров в разныестороны торчали многометровые шесты с нанизанными на них цветами. И сегодня ни один японский праздник на улице, в храме, или в доме необходится без кусудам. Для кого-то они просто украшение, а кто-то придает иммагический смысл. Такой шар можно повесить над постелью больного и зарядитьсяположительной энергией, поднеся к нему ладони. Мистика? С какой стороныпосмотреть… Этапы работы (слайд презентации № 5)Мне потребовались материалы: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш,баночка, лента для украшения горшочка, гофрированная бумага. Я отмерила на листе бумаги пять квадратов 9х9 см. и вырезала их, потому, что для одного цветка необходимо подготовить пять квадратов. Так, я приготовила 45 квадратов для 15 цветов из цветной бумаги. Складывала каждый цветок в определенной последовательности (Слайд № презентации), склеивала лепесточки, таким образом, составляя цветок. Получившиеся цветы я склеивала, чтобы получился шар.II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  7. 7. http://www.o-detstve.ru Вырезала из цветной гофрированной бумаги полосу, равную ширине и высоте баночки и закрепила полосу с помощью клея, получился красивый горшочек для цветов. Украсила его лентами. Закрепила шар из цветов в горшочке, с помощью клея.2. Для папы я решила сделать аппликацию из цветной бумаги «Воспоминание оморе». Он так часто вспоминает поездку на море, как он купался и нырял, что мнезахотелось создать изображение обитателей морских глубин. Аппликация – один из видов прикладного искусства. Applicatio –латинскоеслово, означает «прикладывание, накладывание». Это способ создания орнаментовили художественных изображений путем наклеивания бумаги. Аппликация распространена во многих странах. Большое место она занимает вискусстве народов Востока – Вьетнаме, Японии, Китае. Аппликационные работыиспользуются в Польше. В России аппликации в виде вырезанных бумажных кружев,салфеток применялись для украшения полок с посудой. Широко используютсяаппликации из кожи и меха в оформлении одежды, ковров народами Севера. Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условныеформы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, невыделяются мелкие детали, как по контуру, так и внутри его, что может быть переданов живописи и скульптуре. Поскольку техника аппликации более проста, чем в рисункеи живописи, можно быстро сделать панно, плакат, фриз и др. Этапы работы (слайд презентации № 6)Мне потребовались материалы: альбомный лист бумаги, цветная бумага, ножницы,клей, линейка, карандаш, шаблоны для морского конька и медузы На альбомный лист бумаги я наклеила лист цветной бумаги. Чтобы сделать волны, я отрезала полосу, согнула несколько раз, и вырезала ножницами дугообразную линию, затем эту полосу приклеила на верхнюю границу листа синего цвета. Я обвела шаблоны морского конька и медузы на цветной бумаге, и по контуру вырезала детали. Остальные детали моей аппликации я создавала на основе своей фантазии. Подготовив все детали из цветной бумаги, и расположив их в определенном порядке, я их приклеила на фон синего цвета.3. Младшей сестренке мне захотелось подарить котенка «Мура», изготовленногов технике бумажной пластики. Я намеренно сделала его только белым, потому, чтоII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  8. 8. http://www.o-detstve.ruесли ему захочется сделать своего друга цветным, он его раскрасит по своемужеланию. Бумажная пластика, оригинальный способ формообразования из бумаги. Бумагаособый материал, выразительный, декоративный и «покладистый», он легко поддаѐтсяформированию, но одновременно диктует приѐмы работы и сам стиль. Бумажнаяскульптура многообразна: детские поделки, дизайнерские решения, декоративно-прикладное искусство, самостоятельные произведения и подготовительный эскиз дляскульптуры из металла Этапы работы (слайд презентации № 7)Мне потребовались материалы: лист офисной белой бумаги Ф А 4, писчая бумага,ножницы, фигурные ножницы, клей, линейка, карандаш, лист с выкройкой кота. Лист офисной белой бумаги я положила на лист с выкройкой кота и карандашом обвела линии. Вырезала детали и приклеивала в определенной последовательности, начиная с туловища кота и так далее по схеме. Фигурными ножницами вырезала полосы из писчей бумаги и украсила ими кота.Выводы практической части проекта Осваивая на практике изученную информацию из литературных источников иИнтернет-ресурсов, я пришла к выводу, что используя разные способы применения,различных видов бумаги в творческих работах можно изготовить творческие работысвоими руками и подарить их любимым людям. Обобщение выводов теоретической и практической части проекта, даетоснование полагать, что изучение бумаги и изготовление творческих работ из разныхвидов бумаги, разными способами подводит к достижению цели проекта «Что умеетбумага?»II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  9. 9. http://www.o-detstve.ruСписок литературы: 1. Горяева Н.А. Твоя мастерская. Раб. тетр. Под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2006. 2. Докучаева Н.Н. Мастерим бумажный мир. Строим город. СПб.:ТОО «Диамант», 1997. 3. Козлина А.В. Уроки ручного труда. Раб. тетр. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 4. Макарова Н.Р. Тайны бумажного листа. Раб. тетр. М.: Мозаика-синтез, 2006. 5. Неменская Л.А. Твоя мастерская. Раб. тетр. 4 кл. М.: «Просвещение», 2004.Интернет-ресурсы:http://www.loza.sp.ruhttp://all-origami.ruhttp://famic.ru/uchimsya-s-mamoj-i-papoj/tvorchestvo/applikatsiihttp://ru.wikipedia.orgII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"

Гордина Виктория

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

с. Загарье Юрьянский район Кировская область

Исследовательский проект

«Бумага своими руками»

Работу выполнила ученица

5 класса МКОУ ООШ с. Загарье

Юрьянский район Кировская область

Гордина Виктория

Руководитель: учитель биологии

МКОУ ООШ с. Загарье

Гордина Елена Николаевна

1. Паспорт............................................................................................................................. 3

2. Введение........................................................................................................................... 4

3. Этапы работы над проектом........................................................................................... 6

4. Разговоры о бумаге

4.1. Появление бумаги...................................................................................................... 7

4.2. Изготовление бумаги сегодня................................................................................... 10

4.3. Методы изготовления бумаги в домашних условиях............................................ 12

5. Заключение....................................................................................................................... 14

Информационные ресурсы................................................................................................. 15

Приложения......................................................................................................................... 16


1. Паспорт проекта

Название проекта : Бумага своими руками

Возраст участника проекта : 11 лет

Количество участников : 1

Руководитель: Гордина Елена Николаевна, учитель биологии химии МКОУ ООШ с. Загарье

Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа – природоведение

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – биология, химия, экология, краеведение

Тип проекта - долгосрочный

Предполагаемый продукт : получение образцов бумаги, выпуск буклета.


2. Введение

Тема проекта «Бумага своими руками»

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. У нее было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материала для письма, для передачи столь ценимой информации.

Бумага своими руками… Можно ли её изготовить в домашних условиях? Этим вопросом задался автор предлагаемого проекта. Изучив литературу по данному вопросу, автор пришел к выводу, что невозможного в этом случае не бывает. Было найдено несколько способов изготовления бумаги в домашних условиях, но испробовав их, был выбран один. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного производства: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

Гипотеза

Я предполагаю, что продукт бумага собственного изготовления заинтересует не только учащихся школы, но и учителей, знакомых

Объект исследования

Производство бумаги из вторичного сырья

Предмет изучения

История производства бумаги

Проблема

Все используют бумагу, но как её получают - знает не каждый

Цель проекта:

Самостоятельно получить бумагу ручным способом из вторичного сырья.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения бумаги..

2. Познакомиться с промышленным способом изготовления бумаги.

3. Изготовить образцы бумаги в домашних условиях.

4. Научиться применять вторичное сырьё, сберечь лесные ресурсы (как ни громко это звучит)

5. Представить материал в виде презентации, буклета.

Моя работа состояла из двух этапов:

1. Изучение литературы по данной теме в библиотеке и в Интернете.

2. Исследовательская часть изготовления образцов бумаги

Используемые источники
1. "Новая Газета" № 49 (492), 2005 год
2. Хорёва Г. А. "Твоя альтернатива АЭС" Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с.

3. Интернет-сайты:


3. Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный (октябрь-ноябрь)

Поиск и изучение литературы по производству бумаги в школьной и сельской библиотеках, так как найденный материал имел мало иллюстраций, то пришлось обратиться к ресурсам Интернета. Мы изучили историю возникновения бумаги, различные виды бумаги, изготовление бумаги в промышленности.

2. Практический (декабрь – февраль)

Оформление работы на компьютере, приложений, изготовление бумаги.

3. Контрольно-оценочный (март)

Выпуск буклета и презентации, изготовление образцов бумаги собственными руками. Подготовка и защита проекта на школьном и районном конкурсе исследовательских работ.


4. Разговоры о бумаге.

4.1. Появление бумаги

Лесорубы дерево срубили,

На станке, на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Бумагу придумали китайцы. Вернее, один вполне конкретный китаец – Цай Лунь. До него писчий материал тоже был – египтяне делали его из листов папируса (Приложение1) , но у этого материала была целая масса недостатков: он ломался, плохо переносил влагу, расслаивался со временем. Да и делать папирусную бумагу было не очень просто. Так что Цай Лунь оказал всему миру очень большую услугу, ранним весенним утром 105 года нашей эры решившись, наконец, попробовать сотворить самый лучший писчий материал во вселенной.

До этого китайцы делали бумагу из пеньки и бракованных коконов шелкопряда. Цай Лунь же растолок волокна шелковницы (тутового дерева), древесную золу, тряпки и пеньку, смешал все это с водой, выложил получившуюся массу на бамбуковое сито и высушил на солнце. А когда масса высохла, разгладил ее камнями. Бумага Цай Луня чрезвычайно понравилась императору – она была более ровной и гладкой, чем пеньковые листы, и более прочной и долговечной, чем шелковые рулоны, – и он тут же обязал всех китайских чиновников перейти на использование нового материала.

Изначально бумага в Китае использовалась для упаковки тканей, и только потом стала писчей. При династии Тан китайцы придумали чайные пакетики и туалетную бумагу, а при династии Сун первыми на планете ввели бумажные деньги.

С тех пор процесс изготовления совершенствовался, но не менялся. Добавляли новые компоненты – крахмал, клей, красители, – гладкие камни сменились цилиндрическими прессами, сушка на солнце уступила место ультрафиолетовым лампам. Во второй половине семнадцатого века европейцы придумали размалывающий аппарат, существенно сокративший время на производство бумаги. В 1770 году британский бумажный фабрикант Дж. Ватман придумал технологию, позволяющую получать лист бумаги без следов сушильной сетки. А в 1806 году братья Фурдинье запатентовали первую бумагоделательную машину.

Первой в Европе (около 1150 г.) начала делать бумагу Испания, переняв технологию у арабов. В 1154 году бумага появилась в Италии. В 1300 году бумагу начала изготавливать Венгрия, в 1390 году – Германия, в 1494 году – Англия, в 1565 году – Россия, в 1586 году – Голландия, и в 1698 году – Швеция.

В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 операций. Главной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а основным рабочим инструментом ему служила четырехугольная форма с сеточным дном. Он опускал ее в чан, наполненный бумажной массой, и быстро поднимал. Требовалось делать это так, чтобы на сетке, после того как с нее стечет вода, остался ровный волокнистый слой, из которого потом получался лист бумаги. Черпальщик считался важной персоной и обладал рядом привилегий в отличии от остальных мастеров.

Со временем цеховое бумажное производство изменило свой характер, приобрело черты мануфактурного производства. Таким оно оставалось до конца XIX века. Эта операция была очень трудоемкой, требовала больших физических затрат, опыта, сноровки. Обычно это были мастера высокой квалификации. Они пользовались уважением и льготами. Сделав свое дело, черпальщик передавал раму рабочему - приемщику. Тот ловко переворачивал раму, и волокно попадало на матерчатую суконную прокладку. Сырые бумажные листы разделялись прокладками и собирались в стопы. Затем из них удаляли воду прессом. На многих гравюрах детально показан такой пресс, так что при желании можно изготовить действующую модель без особого труда, настолько точны рисунки и гравюры.

Сушка была завершающей, но не самой последней операцией. После удаления влаги листы распрямляли, разглаживали на гладком катке каталкой из твердых пород деревьев как бук, орех или костью. Затем снова прессовали. Иногда бумагу окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Рыбий считался лучше, так как меньше подвергался гниению. Затем была повторная сушка и разглаживание.

Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще – прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами». Первые бумажные мельницы появились в Италии в XIII веке (Фабриано, 1276 год, позже в Болонье и в Анконе), во Франции в XIV веке (1348 г.), в Германии в 1380 году, в Англии в середине XIV века, в Голландии, Норвегии, Дании – в 60-х годах XIV века, в Польше в 1493 году, в Чехии – в 1499 году.

Растет спрос на бумагу, увеличивается количество цехов, мастеров, учеников. Растет конкуренция – крепнет желание занять свою нишу в производстве, поставке своего товара, в закреплении своего имени. Каждый мастер имеет свои хитрости, свои секреты, которые держит под строгим контролем, хотя в целом общий принцип производства был известен.

В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке. Потом тряпье растирали в больших ступках, и снова замачивали в известковой воде около суток. Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах. Мастер определял готовность сырья – разрешал формовщикам зачерпнуть особым ситом (деревянная рама, обтянутая мелкой сеткой) специальным отработанным движением массу – заготовку бумаги. Через некоторое время вода сцеживалась через сито, уплотнялась, после этого «откидывалась» на слой войлока. Оставшаяся вода впитывалась в войлок, и бумажная масса – сырье еще более уплотнялась. Сверху клали лист войлока, и операция повторялась, таким образом, несколько раз. После определенного времени всю эту стопку из войлока и бумажной массы уплотняли под прессом. Пресс отжимал остаток влаги и после этого чуть влажные листы заготовки развешивали в тени (обязательно под навесом) для воздушной сушки.

Подсушенная бумага поступала к гладильщикам: на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком (своего рода плоский и очень гладкий нож без ручки). Проглаженная таким образом бумага поступала к проклейщику. Он пропитывал лист желатиновым раствором и снова развешивал для сушки. Высохший лист вновь поступал к проклейщику для обработки другой стороны, после чего лист снова развешивали для сушки. Проклеенный лист возвращался к гладильщику. Он повторял операцию выглаживания листа и передавал ее, если нужна была полированная бумага (тип современной мелованной бумаги) полировщику. Он полировал ее слоновой костью и завершал свои действия обработкой поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом. Чаще всего применяли агатовые лощила. Подобная техника лощения или полировки сырого изделия из глины сохранена и по сей день. Такие изделия, называемые в керамике «лощеными», пользуются успехом у любителей керамики.

Почти готовая бумага относилась на стол к мастеру - резчику. Он обрезал заготовки под определенный формат и складировал их десятками. Упаковщик, в зависимости от количества листов в заказе собирал блок готовой бумаги, предварительно подложив снизу форматную дощечку и точно такую же сверху, чтобы уберечь края листов готовой бумаги от механических повреждений. Все это тщательно укрывалось сукном, льном, перевязывалось лентами, и сдавалось на склад готовой продукции или прямо из рук в руки заказчику. Бумага, как товар, не залеживалась на складе. Основных операций было около 30, дополнительных около 15-ти, технологически довольно сложных манипуляций с бумажной массой.

4.2. Изготовление бумаги сегодня.

Практически так же, как при Цай Луне. В специальной большой ванне растворяют в воде измельченные частицы древесины, ткани, укрепляющих веществ и краски. Потом получившуюся массу вычерпывают и выкладывают порциями на сушильной сетке (Приложение1) .

Если вычерпанную смесь (ее называют первичной бумагой ) просто высушить под лампочкой, получится рыхлая и довольно ломкая масса. Поэтому после сушки первичную бумагу прессуют на специальных прессовальных валах – то есть прогоняют между рядов гладких цилиндров (Приложение1) ., которые давят на лист с определенной силой Чем больше давление, тем плотнее получается бумага и тем сложнее ее, потом будет согнуть.

Сама по себе бумага обычно получается коричневого цвета разной степени насыщенности. Для того, чтобы выбелить бумагу (ну или придать ей какой-то другой оттенок), в первичную смесь добавляют специальные красители и химикаты. Кроме того, часто листы мелуют – то есть распыляют по бумаге меловой раствор, а затем еще раз прессуют лист цилиндрами. Помимо красивого цвета, мелованная бумага отличается повышенной прочностью и более удобным для печатника точечным впитыванием краски.

Стандартная бумага, мелованная или нет, получается матовой, немного шершавой на ощупь. Для того, чтобы сделать из нее гладкую и глянцевую , бумагу в процессе мелования покрывают специальным составом. Глянцевая бумага обычно более плотная, чем матовая. На таких листах лучше всего печатать полноцветные иллюстрации и фотографии: размер печатной точки на такой бумаге самый маленький, а, значит, и разрешение картинки – самое высокое, и цветопередача – самая точная.

Помимо мелованной существует один тип белой матовой бумаги – каландрированная . Она используется для цифровой печати: чернила цифрового принтера ложатся на такую бумагу очень ровно и закрепляются лучше, чем на меле. Для того, чтобы добиться такого эффекта, листы пропускают через специальную машину по имени каландр (Приложение 1) . По сути, каландр ничем не отличается от прессовального аппарата – та же лента, те же цилиндры. Только вот поверхность самих цилиндров очень гладкая, и листы пропускаются под бо льшим давлением – поэтому бумага получается очень плотной. Каландрированная бумага не бывает глянцевой, а цвет ее белого листа чуть желтоватый, поэтому с него очень удобно читать.

Для того, чтобы получить фактурную бумагу , при прессовании первичную бумагу кладут на фактурную сетку. Или при замешивании состава добавляют дополнительные элементы (нити, частицы целлюлозы, тонкие пластиковые срезы и т.п.)

В последнее время очень популярна бумага из вторсырья, в качестве основы для ее листов используется собранная макулатура или ткани. Такая бумага становится основной для упаковочных материалов или используется для изготовления дизайнерской бумаги со сложной фактурой.

Основой бумаги являются растительные волокна, должным образом обработанные и соединенные в тонкий лист поверхностными силами сцепления. Для изготовления специальных видов бумаги в последнее время используются также волокна синтетического и минерального происхождения (асбестовые, стеклянные и др.). Иногда при производстве бумаги используют волокна шерсти, соломы или риса. Для создания цветной бумаги в состав добавляются красители.


4.3. Методы изготовления бумаги в домашних условиях

МЕТОД I

Оборудование:

Большая кастрюля

Листы использованной бумаги

Миксер или кухонный комбайн

Кусок марли с мелкими отверстиями

Растворимый крахмал (две чайные ложки)

Два листа промокательной бумаги (или газета)

Ход работы:

1. Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна.)

2. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с теплой водой. Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки).

3. Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.

4. Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте. Дайте воде стечь обратно в кастрюлю

5. Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная "целлюлоза" не распалась.

6. Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся "целлюлозу" вторым листом промокательной бумаги и прокатайте.

7. Высушите с помощью утюга

8. Аккуратно удалите промокательную бумагу. Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.

МЕТОД II

Оборудование:

Специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. (Приложение 2) Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве. Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса, но можно вполне обойтись и без них.

Материалы:

Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.

Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых. Для декора можно использовать нитки, сухие листья, лепестки цветов, блёстки, конфетти и т.п.

Ход работы:

1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой, настаивается 30 минут и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы.(Приложение 2) Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь(Приложение 2)

2. Снимается верхняя рамка (без сетки).

3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.

4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.


5. Заключение

В ходе работы цель, поставленная автором работы в самом начале, была достигнута: были освоены два описанных в литературе способа изготовления бумаги в домашних условиях. Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Из бумаги собственного производства можно изготовить красивейшие открытки, обложки для ежедневников, фотоальбомов, абажуры для светильников, существуют даже дизайнерские обои, изготовленные ручным способом. Такая бумага ценится и стоит довольно дорого.

Было собрано 18 килограммов макулатуры: основная её часть была сдана в школу для последующей сдачи в пункте вторсырья. Обрезанные поля собранных газет были использованы для изготовления бумаги, 300 граммов макулатуры использовали для получения 3 листов бумаги в домашних условиях.

Автор считает, что данная работа принесла небольшую пользу природе. В ходе выполнения проектной работы автор узнал много нового и интересного и получил удовлетворение. Продуктом заинтересовались друзья, родственники и учителя.

Ведь это и было главной задачей.

Актуальность проблемы: проведя опыты с бумагой, изучая её особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.

Цель исследования: узнать различные свойства бумаги.

Задачи: выяснить, как изготавливают бумагу. Познакомиться с различными свойствами бумаги.

Гипотеза исследования: считаю, что зная особенности бумаги и её свойства, можно узнать, чем она интересна.

Методы исследования:

    Беседа с взрослыми

    Чтение познавательной литературы

    Проведение опытов, исследования

Наша жизнь без бумаги была бы скучной. Из бумаги сделаны книги, открытки, письма, плакаты, салфетки и многое другое. Мне стало интересно, как изготавливают бумагу. И я попросила Любовь Владимировну рассказать об этом.
Бумагу изобрели в Китае в 105 году. Бумага состоит из миллионов тоненьких волокон. Эти волокна называются целлюлозой, которую делают из древесины.
Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку. Потом эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают.
Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.
Свойства бумаги.
Бумага имеет определённые свойства, их нужно знать. Из опыта с листом бумаги ты можешь понять, какие свойства имеет бумага.
Бумага легко рвётся, она не прочная.
Бумага легко мнётся и сгибается.
Влажная бумага становится непрочной.

А сейчас проведем несколько опытов.
Первый опыт называется бумажная гармошка. Возьмем два стакана, поставим на стол. Положим на них полоску бумаги. Если сейчас положить на полоску коробок со спичками, то полоска прогнётся и коробок упадёт.

А теперь возьмём и сложим бумажку в гармошку.

Положим эту гармошку на стаканы, а сверху положим коробок со спичками.

Видите! Коробок не падает.
Сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.
То есть изменяя форму бумаги, можно использовать ее по-разному.
Проведем еще один опыт на прочность бумаги.Возьмём три полоски бумаги одинакового размера.

С первой полоской не будем ничего делать.
Вторую надрежем немного. А третью смочим капелькой воды.
А теперь попробуем разорвать все эти полоски по очереди.

Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего.

Этот опыт подтверждает, что бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы нарушили волокна, и бумага рвётся легко.

Третий опыт. А как вы думаете: что падает быстрее?Листок бумаги или монетка, гладкий лист бумаги или смятый?
Возьмём в одну руку лист бумаги, а в другую монетку.
Выпустим из рук их одновременно.

Монета сразу быстро упала, а бумага падает медленно, крутится.

Как вы думаете почему? Думаете потому, что монета тяжелее?
Тогда давайте возьмём два одинаковых листа бумаги, один скомкаем, а другой оставим ровным.

Мятый упал быстрее. Почему?
А потому, что ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха.
Так придумали парашют.

Опыт №4 И давайте проведем еще один красивый опыт.Могут ли распуститься бумажные цветы?
Вырежем из разноцветной бумаги цветочки.Загнем лепестки.
Возьмём миску с водой и положим их в воду.

Мы видим, что цветы начали распускаться как по волшебству!

Можно сделать целое море цветов.
Когда бумага намокает, трубочки волокон наполняются водой, бумага разбухает и распрямляется.

Наши цветы распустились.
Проведение этих опытов принесло мне удовольствие, я узнала много нового и полезного.