Плетение из камыша — одно из самых древних ремесел. С него началось гончарное искусство. Знали ли вы, что первые миски, вазы и горшки плелись из камыша и смазывались глиной? Этот простой и доступный вид рукоделия пользуется большой популярностью и сегодня.

Плетение из камыша - простой способ занять руки или создать нечто очень привлекательное для дома. Привлекает дешевизна хобби и доступность материала для изготовления. Стоит отметить, что камыш - очень удобное растение для плетения, ведь найти его можно где угодно - у водоемов и болота. Его легко заготовить, он очень податливый.

Этот вид растения является одним из самых удачных для ремесла. Существует два вида камыша: озерный и лесной, и первый представляет большую ценность.

Это многолетнее растение с толстым корневищем. Его стебли достигают длины до 2 метров, в диаметре - около 2,5 см. Растет этот вид чаще всего в воде, на берегу или около него. Места произрастания - озера, болота и болотистые луга. Встречается почти повсеместно в европейской части России, также растет на Кавказе, в Сибири Западной и Восточной.

Обратите внимание, как выглядит камыш, из которого мы будем плести различные изделия (фото - ниже).

Северный и южный камыш

Не менее важно знать, какой именно нужен камыш для плетения, ведь растение из южной части нашей страны значительно отличается от северного собрата.

Тот, что родом из северных мест, малопригоден для плетения, так как его стебли покрыты воздушными камерами, шероховатые, бугристые. Из-за этого камыш неэластичный, негибкий, легко ломается при легком нажатии.

А вот камыш южный эластичен и гибок, он абсолютно не пропускает влагу. Ствол его наполнен мякотью, из-за чего стебель становится упругим и не ломается при сильном нажатии. Это очень плотный материал, из которого можно получить шикарные изделия.

Поверхность качественного, подходящего для плетения камыша гладкая, блестящая, обладает желтоватым оттенком.

Из южного камыша вырабатывается педдиг - тонкие прутики по 10 мм в ширину, длиной по 2 м, не более 1 мм по толщине. Эти нитеобразные прутики очень прочные, эластичные, обладают приятным солнечным цветом. Из них получаются красивые корзинки, мебель, обивка.

Но как же заготовить материал для плетения из камыша?

Заготовка не только камыша, но и всех других болотных растений происходит в июне-июле. Или в середине сентября. Говоря о камыше, отметим, что заготавливается он небольшими пучками. Его срезают, промывают и обрабатывают, удаляя лишнюю грязь. Перед тем как отправить камыш храниться, его необходимо разложить под навесом или расстелить на чердаке так, чтобы на него не попадали солнечные лучи. Только когда вся лишняя влага уйдет, его можно собрать в пучки и позволить досушиваться.

Если на камыш во время сушки попадут лучи солнца, материал выгорит и станет хрупким.

Циновка

Если вы начинающий в этом ремесле, для начала вам стоит попробовать соткать циновку из камыша. Это изделие не требует ничего особенного, в том числе и большой практики в плетении. Вам понадобятся шпагат, камыш и капля терпения. Взамен вы получите интересную, оригинальную вещь, освоите навыки ткачества.

Количество заготовленного камыша зависит от размера циновки. Для метра циновки вам необходимо использовать моток шпагата, 4 рейки и шурупы.

Подготовим место для работы.

Рабочее место. Создание простого ткацкого станка

Для плетения из камыша нужно подходящее место. Так как плетение и ткачество - занятия, требующие времени, необходимо место под навесом, чтобы в случае дождя изделие не пострадало.

Также необходим ткацкий станок. Для этого из реек смастерите рамку шириной с будущую циновку. Параллельные рейки, соответствующие ширине желаемого изделия, разметьте по сантиметру по всей длине. В каждую разметку вбейте по гвоздю или по шурупу в шахматном порядке. На каждый второй сантиметр натяните шпагат. Отрезков должно быть четное количество.

Подготовка материала к работе

Вы почти готовы к плетению циновки из камыша, однако вы и материал должны подготовить. Для этого высушенные листья камыша нужно замочить на несколько минут в корыте или ванне. Их необходимо смочить, чтобы они не ломались. Спустя 5-7 минут достаньте камыш из воды и заверните в марлю или ткань, чтобы лишняя влага быстро ушла. Оставьте материал на несколько часов. Только не передерживайте камыш в воде, иначе после того, как изделие будет готово, камыш высохнет и даст усадку.

Спустя 2-3 часа можете приступать к плетению.

Плетение из камыша очень простое, давайте ознакомимся с ним. Возьмите один листок и пропустите его под каждой четной нитью. Начинайте плести снизу рамки. Следующий листок пропустите под каждой нечетной. Следующий — под четной. Таким образом, у вас получится полотно с плетением в шахматном порядке или кирпичиком. Плетите так полотно нужной вам длины.

Когда вы достигнете нужного размера, отрежьте лишние кусочки стебельков на расстоянии 4-5 сантиметров от нити.

Почти готовое изделие осталось только закрепить. Для этого возьмите один стебелек и прошейте его с изнаночной стороны крупными стежками. Сделайте это с каждой стороны.

Нитки срезайте попарно с шурупов и связывайте, плотно прижимая к изделию. Лишние кусочки нити отрежьте. Ваша циновка готова. Ее можно использовать по-разному: как коврик, как коврик для йоги или покрывало на пляж. Так, циновка — интересная подставка под горячее или целая скатерть на дачу.

Плести из камыша можно различные вещи. Посмотрите, какие изделия можно создать самостоятельно. Какие привлекательные какие интересные заборы из камыша.

Очень удобные для хранения разной мелочи или в качестве украшения на кухню корзиночки из камыша. А какие милые плетеные пляжные шляпки.

Плетение из камыша подразумевает и плетение лаптей. Очень интересное изделие, которое и носить можно, и в качестве украшения использовать.

Заготавливают в период цветения. В это время листья набирают достаточную силу, но все еще сохраняют свою гибкость. Отправляться на сбор следует не раньше середины лета. Камыш срезают большим ножом или серпом.

При правильной сушке под навесом листья сохраняют природный оливково-зеленый окрас. Под солнцем лучше материал не сушить, поскольку он утрачивает прочность и обретает золотисто-палевый оттенок. Если вы не планируете сразу приниматься за плетение, храните листья связанными в пучки. При необходимости листья можно окрашивать и отбеливать синтетическими красителями. Для плетения пригодны листья шириной в 1 см, если лист слишком большой, его разрезают пополам.

Методом плетения можно создать уникальные и полезные вещи: подносы, корзины и декоративные вазы. Для плетения подноса подберите 15 листьев и сделайте из них «стойки». Возьмите 6 листьев камыша, которые по длине будут равны диаметру дна, еще 6 листьев должны быть одинаковыми по ширине и длине. В процессе плетения дна добавляйте новые листья.

Когда диаметр дна достигнет необходимого размера, выплетите «веревочку» в два листа и уложите на дно продолжайте плести стенки будущего подноса. Достигнув необходимой высоты, завершите плетение двойной «веревочкой». При помощи шила расправьте ряды плетения.

Штора из камыша

Если плетение вызывает у вас трудности и вы привыкли получать результат быстро, изготовьте штору из камыша. Для шторы потребуется стебель камыша, его разрезают на составные части с помощью острого ножа, аккуратно прокручивая.

Каждое звено прокалывают спицей и протягивают леску. Декорировать штору можно с помощью разноцветных бусин и пластиковых колец. Длина шторы должна ровняться высоте дверного проема. Окончив работы по сборке, полученные нити привяжите на планку с просверленными отверстиями.

Бумага из камыша

Такая бумага отлично подойдет для декорирования блокнота. Для приготовления камыш порежьте на кусочки, выбросив сочленения. Поместите в подходящую емкость стебли и щелочь. В качестве щелочи можно использовать каустическую соду. После того как стебли размякнут, промойте их под проточной водой.

В полученную размолотую массу добавьте семена льна. Благодаря этому жидкость станет более жидкой и тягучей, удобной для литья. Подготовьте ткань, натянутую на деревянную основу, и через сито вылейте массу для формирования листа. Разровняйте с помощью ножа и спрессуйте с помощью ткани. После высыхания листы можно использовать.

Плетение из природного материала растительного происхождения - один из древнейших навыков, ставших когда-то серьезным и всемирно распространенным ремеслом. Так, считается, что оно возникло задолго до появления дерево- и металлообработки.

Действительно: различные виды ранних жилищ, античные ложа и стулья, циновки и маты, веревки и ограждения, сосуды, обувь и одежда, - такими были первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

Среди них - корзины, многообразие и широта применения которых на Кипре была просто невероятной .

Этот народный промысел продолжает свое существование на Кипре уже на протяжении многих столетий без особых изменений, и все благодаря трудам бесчисленных поколений.

Природные ресурсы острова, их богатство, разнообразие и, как следствие, дешевизна, - всегда позволяли киприотам свободно и в больших масштабах заниматься народными промыслами, в том числе, и корзиноплетением. Ведь по всему острову в изобилии произрастают камыш и тростник (пойма и берега сезонных рек, низины), виноградная лоза (дикого и культивированного винограда: по склонам холмов); различные породы деревьев (терпентинное дерево, ивняк, дикая олива, стираксовое дерево и т.д.), гибкие ветви которых - еще один вид рабочего материала для мастериц.

Изготовление плетеных корзин и соломенных циновок, как вид коллективного труда, постепенно стало видом социальной активности: женщины и дети собирались где-нибудь в глубине двора или в тенистом саду, и за работой не забывали обсуждать свои дела и местные новости, они часто пели и отдыхали вместе в перерывах.

Такие изделия подходили для самых разных практических целей - от хранения и перевозки сельскохозяйственной продукции до оплетки бутылок, чтобы вино не протекало и не меняло свойств под воздействием солнечных лучей .

Вплоть до 1985 года, согласно официальным данным, этим ремеслом были «охвачены» сельские общины: Астромеритис, Пано Лакатамия (часть современной Никосии), Акротири и Каминария.

Плетение циновок из соломы - мастерство, которое очень мало изменилось с течением времени и до сих пор практикуется сегодня. Различные типы корзины могут быть сделаны, такие как большие «кофина», так и другие плетеные корзины, используемые для сбора и транспортировки сельхозпродукции, корзины для белья и корзины, используемые рыбаками во время рыбной ловли.

Кроме того, население Кипра занималось изготовлением так называемых «каламотэс» и «псатаркэс», которые являются не чем иным, как соломенными матами грубого плетения.

Их применяли в отделке интерьера, для теплоизоляции и реставрации кровель традиционных домов или же использовались для затенения террас и ограждения садов и огородов.

Тростниковые циновки из Капути

Эти циновки плели женщины родом из оккупированного ныне села Капути , расположенного в 7 км к северо-востоку от Морфу и насчитывавшего на 1974 год около тысячи жителей. К северу от деревни протекает река Алупос, а на юге от Капути находится Овгос, поэтому промысловый тростник «флуди» произрастает вокруг естественных водоемов, которые формируются водами этих двух рек.

Циновка-мат требует специальных знаний о свойствах растения (например, во «флуди» - это камыш), а также опыт и навыки в изготовлении ткацкого станка и различных местных артефактов.

Мастерство ткачества-плетения циновок (это ремесло теперь называют иногда фитоткачество) передавалось из поколения в поколение, так же, как и особый станок.

Производство циновок и ковриков начиналось очень рано утром. Вся семья принимала участие в работе: в то время, как мужчины уходили на добычу подходящего камыша (резали, вязали и приносили к дому на просушку), женщины плели циновки из уже подготовленного сырья, а дети помогали и обучались навыкам.

Сначала необходимо собрать станок и наладить его. Затем приступают к созданию основы будущего изделия.

В прошлом мастерицы работали, сидя на полу на ковриках или на подушечке, поместив ноги под станок.

Интересно, что выходцы из Капути не забывают этого народного искусства своих предков и сохраняют его секреты, создавая в условиях современного мира прекрасные и прочные изделия. Тростниковые циновки имеют различное применение, традиционно они могли использоваться как напольные коврики, подстилки и простые матрасы на кровать. На них также могли сушить чечевицу или использовать по другому назначению: небольшие - как подносы или как циновки для просушки и вяления на солнце различных видов сельхозпродукции (например, в процессе высушивания пшеницы для супа-траханы; а также для оливок, различных зерновых и др.) .

Они также использовались как потолочные циновки, прокладываемые между перекрытиями и черепицей для теплоизоляции в жилых домах или других строениях.

Итак, если плетение вызывает у вас интерес, и вы давно собирались заняться чем-то подобным, мы расскажем и попробуем сделать несколько простых изделий своими руками.

Как это делается:

Камыш, который при желании можно подготовить самостоятельно, как и лоза, является дешевым и доступным материалом не только на Кипре. Из него делают всевозможные декоративные изделия в фольклорном стиле и предметы обихода: корзины, тарелки для хлеба и подносы, вазы для сладостей, шляпы, панно и т.д. Кстати, как говорят люди бывалые: подготовка камыша таит определенные сложности: необходимо правильно подготовить материал, чтобы он не крошился и не резал рук. И еще: если вы собираетесь изготавливать изделие больших размеров, вам следует выбирать рогоз.
Более подробно об этом вы сможете узнать из видео-роликов или посетив занятия.

Ткем циновку...

Нужно: шпагат, камыш (или трава тимофеевка в сезон цветения), колышки (12) и три рейки. Кстати, те основы ткачества, которые вы освоите, плетя циновки, будут очень полезны и в дальнейшем, если вдохновитесь, скажем, на изготовление гобелена.

Сначала подготовим сырье: надо нарезать траву (камыш) и просушить в тени.

Две рейки необходимы, чтобы создать основу; а вот третьей вы будете подбивать траву для большей плотности.

Вбиваем в землю колышки на равном расстоянии и на каждый надо закрепить петлю шпагата. Теперь скрещиваем нити и привязываем их к рейкам: помните, что «четные» концы - к одной рейке, а «нечетные» - к другой. Итак, станок готов и основа - тоже.

Вообще начинать ткать лучше с небольших изделий, ведь внешний вид их зависит от плотности плетения... дальше пойдет лучше (и красивее!). Начнем?

Итак, поднимайте одну рейку с четными нитями и убирайте ее за колышки. На нечетные нити положите небольшой пучок травы: ее надо плотно подбить третьей рейкой к колышкам. Опускаем рейку с четными нитями, а поднимаем вверх - с нечетными. Повторяете весь процесс: кладем траву, подбиваем, поднимаем «нечетную» планку, опускаем «четную» (кстати, обе планки было бы удобно в начале работы покрасить в разные цвета, - так вы не запутаетесь).

Когда же ваша циновка достигнет желаемой длины, вы должны будете связать нити парами: четные с нечетными. Теперь просто срежьте шпагат с колышков и свяжите его концы таким же образом.

Вуаля, циновка готова. Иногда требуется ее немного подсушить, но - не забываем - только в тени!

Жалюзи

Принцип их изготовления и материал (камыш) тот же; однако уплотнять плетение не требуется. В этом случае нити основы крепятся не к рейкам, а сматываются в клубки: после каждого перекидывания пары нитей они завязываются двойным узлом.

Нюанс: чтобы изделие не вышло кособоким, все узлы завязывайте с одинаковым натяжением (этот навык можно обрести со временем); так что приступать к изготовлению жалюзи лучше, когда рука уже немного «набьется».

На готовые жалюзи можно нанести рисунок или орнамент по трафарету.

А теперь немного плетения из лозы (виноградной) или из гибких ветвей (любых).

Рождественский венок

Понадобится: свежесрезанная виноградная лоза (не более 10 веток длиной в 2 м (количество веток лозы зависит от желаемой толщины будущего венка); клеевой пистолет; элементы декора (шишки, веточки ели или сосны, желуди, сухоцветы, колосья злаковых или сушеные лестные ягоды); декоративные материалы (мешковина, елочные шарики, кружевная лента, бусины и т.д.).

Итак, подготовим лозу: если она не совсем свежа, ее стоит намочить для большей эластичности.

Сверните в кольцо одну лозу и закрепите: левой рукой необходимо зажать кольцо на желаемом диаметре, а правой - наматывать оставшуюся часть лозы-ветки на получившуюся основу будущего изделия.

Второй и последующими ветками оплести вокруг получившееся кольцо, не забывая закреплять концы рабочей лозы в начале плетения.

Теперь приступаем к декорированию: с помощью клеевого пистолета прикрепляем подготовленные элементы вашего декора в строгом согласии со своей безудержной фантазией.

Камышовые маты

Летнее занятие для настоящих мужчин: вещь полезная, удобная и экологичная, - на все случаи жизни.

Составляющие успеха: стол с большой столешницей, мягкая вязальная проволока, камыш (с бОльшим содержанием стеблей в вязанке, чем листьев), кусачки и топор.

Камыш раскладывается на две части на столе: одна половина вязанки переворачивается и перемешивается с первой для того, чтобы стебли и листья равномерно распределились по поверхности столешницы.

Далее вы охватываете ладонью небольшое количество камыша и скрепляете (скручиваете) его проволокой; затем повторяете это с другими пучками, постепенно продвигаясь далее. То же повторить с другого конца вашего мата.

После каждых 5 пучков необходимо подбивать их для плотности, после этого ряды проволоки плотно соединяются между собой.

Завершающий эффектный штрих: подравнивание кромки мата топориком «для красоты» и удобства дальнейшего использования.

Придумав вам занятие, мы поняли, что на сегодня миссия выполнена и завершаем рассказ.

Практически в любом городском или сельском краеведческом музее можно увидеть образцы не только плетения из лозы, но и вариантов использования в строительстве и быту таких материалов, как камыш, лоза и солома.
Например, в экспозиции музея .

Все мы знаем, что кратковременное воздействие солнечных лучей на вино не окажет сильного воздействия, но вот хранить бутыли требуется в темноте: при длительном взаимодействии с ярким светом и теплом происходит быстрое старение вина и портится вкус напитка.

Наконец, в мусульманской традиции, в том числе у турок-киприотов, они часто применялись в погребальном обряде (в них заворачивали усопших).

До новых встреч!

Как известно, рогоз любит сырость, он растет по берегам рек и озер, на болотах, заливных лугах, на влажных торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Любой ли рогоз подходит для плетения, как его заготовить?

Сколько не искала я информацию о заготовке рогоза в интернете и литературе, цельной картины сложить так и не смогла. Именно по этой причине и родилось у меня неудержимое желание получить мастер-класс у настоящего умельца.

Вот теперь сопоставляю то, что рассказывал мне Василий Николаевич, с тем что пишут различные авторы, и вижу полное несоответствие. Например, в книге "Плетение из соломки от деда Василия" (http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/140113/Sergeev_-_Pletenie_iz_solomki_-_ot_deda_Vasiliya.html ) я читаю: "Перед тем как сушить рогоз, его нужно перелущить, — отделить листья от стеблей. Прикорневые желтовато-кремовые участки побегов рогоза мягки и для плетения не годятся."

А Василий Николаевич учил меня противоположному: лущить рогоз не надо ни перед сушкой, ни при хранении, а к плетению годится именно прикорневая часть.

Не буду вдаваться в анализ несоответствий, а просто расскажу о том, чему научил меня Василий Николаевич, которого, не умаляя уважения, я с большой любовью называю дедуля. Итак, секреты от настоящего мастера рогозоплетения заслуженного мастера народного творчества Украины Казновецкого Василия Николаевича , из первых уст.

ЗАГОТОВКА РОГОЗА.

Рогоз бывает широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев
добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.

Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья. Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.

Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.

Жать рогоз можно из лодки или в сапогах-забродах. Главное, чтобы рос он в воде. Именно в этом и оказался основной секрет непригодности для плетения того рогоза, что я заготавливала раньше.

Я резала его на заливном лугу, где вода стоит только по весне и пересыхает уже к середине лета. Рогоз там растет густо и достаточно высокий, но при плетении жесткий и хрупкий, никакое замачивание не помогает его размягчить. Теперь обследую близлежащие окрестности в поисках зарослей произрастающих прямо в воде, причем, чем длиннее подводная часть, тем лучше.

Заготавливают только те растения, которые не имеют так называемого "эскимо", дедуля говорит, что те, что с початками не годятся.

Поискала в интернете какие это растения без початков мужские или женские. И вот что узнала.

Оказывается, рогоз - растение однодомное. Соцветие состоит из женского (нижнего) и мужского (верхнего) початков, расположенных, как правило, на одном побеге, величина промежутка между ними различна, а иногда они соприкасаются друг с другом, поэтому соцветия рассматривают иногда как один початок, поделенный на мужскую и женскую части. http://fitobaco.ru/informatsiya/sotsvetie-rogoza-2.html

Таким образом, прихожу к выводу, что годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Видимо молодой.

Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.

СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.

Сушат рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках. Вопрос на солнце или в тени не встает, поскольку у дедули уставлен ими весь двор, и даже за воротами вдоль улицы все уставлено. Таким образом, какие-то снопы оказываются на солнце, а какие-то в тени. Так что, не принципиально.

Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть) и складывают на хранение прямо на улице. Я пробовала хранить в квартире (привезла пучок для текущих поделок), за неделю он сильно пересох. Так что на улице лучше.

Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.

На фото справа от снопа видно, как это делается. Две вертикальные палки - вот и вся нехитрая конструкция для зимнего хранения.

ПОДГОТОВКА РОГОЗА К РАБОТЕ.

Расщепление на листья заранее не производится, только непосредственно перед плетением и в количестве необходимом для работы в данный момент.

Если материал хрустит в руках при сжатии пальцами, то дедуля сбрызгивает его водой из пульверизатор и на какое то время оставляет.

Замачивание в воде с погружением он не делает, да в этом и не было необходимости.

Листок разрезается ножом вдоль, как правило, пополам. Для мелких изделий, или если лист очень широкий, то и на три части.

Цельным листом практически не плетет, разве что, если решит какое-то место сделать потолще или попрочнее.

А вот при изготовлении ручек к корзинам и бутылкам используются как раз цельные листья.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ РОГОЗА.

Что больше всего поразило меня в этом процессе, так это стремление дедули сделать процесс плетения максимально комфортным.

Плетение начАла у любого изделия и полей у шляпы я всегда выполняла на столе, а это значит стоя, да еще и внаклонку, я уже не говорю о том, что занимаю весь стол.

Дедуля же все делает сидя, ставя перед собой стул с жестким сидением. Жесткость нужна для того, чтобы обеспечить прижатие пока изделие не одето на форму.

По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.

Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.

Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.

Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.

Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.

Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.

Основной принцип расскажу на примере корзины. Сначала на твердой опоре плетем дно "веревочкой", причем каждый ряд отдельной камышиной, а их концы оставляем, они будут основой при плетении боковых стенок изделия. Потом дно одеваем на форму.

Прижимаем его досочкой соответствующего дну размера, которую либо привязываем, либо прибиваем гвоздями. Теперь можно опустить все концы и дальше плести по форме.

Такой принцип используется всегда. При плетении лаптей досочка прибита к подошве колодки, при оплетании бутылок вместо досочки используют крышечки соответствующего размера, которые привязываются к бутылке.

Без формы плетутся только плоские вещи, дно любого изделия или, например, поля у шляпы. В этом случае роль формы играет сам стол или другая плоскость, на которой выполняется плетение.

Дедуля для плетения полей у шляп приспособил доску, которую он ставит на колени, а верхним краем опирает на стол. Таким образом, работа выполняется сидя и с ровненькой спинкой. Как же я ему благодарна за такие эргономические решения.

Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.

Для этих целей дедуля использует пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставляет на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел. С такой же процедуры он начинает плести и оставленную ранее, но не доделанную работу.

А еще в своей работе дедуля использует, так называемую, затяжку в виде проволоки изогнутой петлей. Правда до этого мы и сами додумались и даже пошли дальше.

Я уже давно пользуюсь вот такой затяжкой с ручкой, которую соорудил мне муж, видя как я мучаюсь при необходимости продеть или заправить камышину.

Готовые изделия дедуля лакирует. Он говорит, что лакированные охотнее покупают. Хотя лично мне больше нравятся в натуральном виде.

И только один секрет дедуля мне так и не раскрыл. Это покраска рогоза. И не потому, что не захотел.

Окрашивание он производил порошками, которые теперь у него закончились.Покупал он их всегда на базаре, а теперь никто таким не торгует и купить просто негде.

Я думаю, что порошки, о которых говорил дедуля - это анилиновый краситель, которым окрашивают ткань.В Украине он сейчас не производится, но я уже нашла место, где мне обещали привезти.

Так что пошлю дедуле, порадую его.

ЭПИЛОГ.

Вот и все секреты от Василия Николаевича Казновецкого. В теоретической части теперь все понятно, осталось только до августа найти место, где можно заготавливать "правильный" рогоз.

А пока у меня есть охапка высушенного рогоза, которую дедуля подарил мне на прощание. Теперь это для меня очень драгоценный материал, каждый листок на учете, каждый на вес золота.

Во время мастер-класса мы снимали много видео, чтобы не упустить чего-нибудь важного и не забыть. Один ролик хотела вставить в пост, чтобы повеселить вас. Там дедуля мне кол поставил за лапоть. Но что-то в пост не получилось, поэтому кому интересно, смотрите видео в первом комментарии .

Плетение из камыша - очень красиво

Сейчас лето и можно делать красивые плетёнки из камыша. Как раз камыш сейчас подрастает, так что будем делать красоту из камыша и соломки. Такими способами можно даже плести из газетных трубочек.

Корзинка из камыша

Подобно конфетницам и хлебницам из камышовых стеблей можно плести различного рода корзинки. Хозяйственные корзины чаще делают из ивы, но достаточно прочную, легкую и удобную корзину можно сплести и из камыша.

Дно плетут из 12-14 продольных стеблей камыша, переплетая их с 6-8 поперечными. Количество стеблей зависит от предполагаемых размеров изделия.

Ручки готовой корзины оплетают "отделочным" плетежком, используя соломку или камыш. Как и всегда, использование камышинок различных цветов и оттенков улучшает эстетические характеристики корзины.


Изготовление цветочного кашпо

Донце кашпо нельзя изготовить описанными выше способами, так как в нем должно быть отверстие для стока воды.
Чтобы выплести донышко цветочного кашпо, концы 14-16 побегов камыша переплетают двумя-тремя рядами "веревочки", разложив их по радиусам. Последующие ряды выполняют простым "плетением, а к "веревочке" вновь обращаются, начиная выплетать основание стенок. Плетение можно вести непосредственно на том горшке, на котором оно будет установлено.


Оплетка бутылок

Когда-то, в дополимерную, допенопластовую эпоху, почти единственным способом защитить бутылку от ударов было оплести ее камышом или соломкой.

Камыш легкий и пористый, служит надежной теплоизоляцией, долго сохраняя прохладу даже в жаркий день.

В любом романе ХVII-ХIХ века непременно присутствует "оплетенная соломой бутыль доброго вина". Но сейчас эти традиции забыты. Между тем оплести бутылку сравнительно легко и просто.
Разумеется, точно так же можно оплести различного рода баллоны и банки; разумеется, чем крупнее вы выбрали стеклянное изделие, тем толще и прочнее должны быть использованные в его оплетке стебли камыша. В некоторых случаях желательно вводить в конструкцию плетева веревку, увеличивающую его прочность. Кроме того, если вы решили оплести, например, десятилитровый баллон, не забывайте о необходимости монтажа ручек, для которых нужно предусмотреть самостоятельные элементы силового крепления
Донышко оплеток бутылей выполняются уже описанным способом, затем бутыль помещают на него, поднимают стойки вдоль стенок бутылки и оплетают их соломой или камышом. Оплетая бутыль, мастера прикрепляют к ней ручку, а иногда и деревянное горлышко.
Простейший способ сделать ручку - вплести в оплетку соответствующим образом изогнутый ивовый прут, для прочности вверху его огибают вокруг горлышка бутыли, прочно закрепив шпагатом, внизу - вплетают в "веревочку", идущую вдоль основания донышка. Поверху прут оплетают отделочным плетежком.
Пока стенки бутыли остаются вертикальными, не меняется и количество стоек в оплетке. Там же, где бутыль начинает сужаться, стойки начинают постепенно убирать одну за другой, аккуратно срезая их, чтобы плетево продолжало оставаться тесно прижатым к горлышку. У горлышка бутыли стоек останется совсём мало. Здесь провязывают два-три ряда "веревочки" и заделывают стойки в ее толщу с помощью шнуровального шила.


Плетение "бантом"

До сих пор мы соединяли при плетении ветви основы помногу сразу, одну за другой, направляя оплетающие их стволики поперек их всех. Но существует иной способ плетения, когда соединяют только две ветви основы, по всей длине, и лишь затем переходят к следующей, соседней паре. Оплетающие стволики при этом, разумеется, направлены в общем и целом не поперек, а вдоль стволиков основы. Этот простой и удобный способ плести "кружева из травы" называется "вязка узлом" или "бантом".

Смысл техники заключается в том, что, охватив одной петлей два соседних стволика основы, эту петлю затем не прячут, а, наоборот, выявляют, обертывая ее несколько раз все той же соединительной бечевкой (или соломиной). Несколько "расставляя" ветви спирали, являющейся основой, этот способ плетения позволяет заполнять значительные плоскости нарядным ажурным плетением.

Плотность плетения можно менять, увеличивая или уменьшая расстояние между "бантами".

При плетении по спирали с каждым новым витком диаметр круга увеличивается. Весьма изящная картина получается при этом, если, слегка меняя расстояние между бантами, постараться, чтобы на один бант в предшествующем витке спирали приходилось два банта в последующем нитке. Вся плоскость оказывается пронизанной единым ритмом.
Разумеется, основу плетева можно уложить не округлой спиралью, а, например, прямоугольной или зигзагами, не меняя ничего в самом способе плетения. Это приведет к новым, оригинальным и интересным вариантам заполнения поверхности.


Прямоугольная сумка

Предложенную технику плетения можно применить к изготовлению прямоугольной сумки. Она плетется из трех деталей - одна, большая, представляет собой обе широкие стенки и донышко сразу, две другие - это правая и левая стенки. Кроме того, соломкой оплетают длинную кольцевую веревку (или жгут из растительных волокон) - это будут ручки будущей сумки и отделка ее боковых граней.

Круглая сумка

Выплетаются две круглые детали одинакового диаметра и одна длинная деталь, ширина которой будет определять ширину сумки. Между собой их соединяют гибкими стеблями ситника или рогоза. Для круглых деталей основу укладывают спиралью, для узкой -зигзагом. Разумеется, в основу плетева следует положить значительно более тонкий жгут, чем когда мы плели половички! Поскольку плетение должно быть достаточно прочным, каждый узел затягивают как можно туже. Особое внимание нужно уделить ручкам сумки. В их основу нужно положить два ивовых прута или стальную проволоку, а затем особенно плотно и тщательно оплести их, чтобы нигде не просвечивал материал основы.
Если вы решили изготовить каркасы ручек из ивового прута, необходимо добиться их одинаковости. Делают это так. После распаривания прута из него выплетают несколько колец, фиксируя их в кастрюле или бочонке подходящего размера. Там они и должны высохнуть - на солнце, на печи или на батарее отопления.
Разумеется, как и всегда, сумка будет выглядеть привлекательнее, если в плетении будет использована солома двух или трех оттенков; как и всегда, при этом от мастера требуется вкус, чувство гармонии и декоративной выразительности.


Вазочка для цветов

Это - не бытовые предметы, как корзинка, а украшения интерьера, поэтому эстетические требования к ним более высокие: геометрически правильные формы, точный выбор пропорций, безупречность плетения. Разумеется, нужно применять и отборный материал.
Для донышка берут деревянный брусок, в сверления которого вставляют камышинки основы. Значительный объем цветов на длинном рычаге может представлять серьезную опасность для устойчивости вазы, поэтому в донышко необходимо вделать груз - кусок свинца необходимой формы. Его достаточно просто отлить в домашних условиях. Правильную форму вазы можно получить, используя болванку-шаблон необходимой конусности.

Рис. 131-132. Варианты цветочных вазочек

У самого основания камыш плетут "веревочкой" в два, а лучше в три конца. Сплошное плетение далее можно чередовать с решетчатым. Если вы выбрали значительно расширяющуюся кверху вазу, по мере увеличения диаметра необходимо добавить дополнительные стоячки. Перед завершением изделия снова заплетают "веревочку". Плетение заканчивают бордюром.

В отличие от обычной "звездочки", в этом случае донышко плетут из стеблей камыша в шахматном порядке; выступающие концы камышин образуют стойки стенок блюда. При необходимости, закончив плетение донышка, можно рядом с прежними стойками добавить в плетево дополнительные. Все стойки поочередно оплетают стеблями соломы или также камышинками, укладывая их в плетево как можно более плотными рядами. В середине плетения можно один или два ряда провязать для прочности "веревочкой"; об этом способе плетения рассказано ниже.
Провязав последний ряд, приступают к заделке бортов. Проще всего это сделать, втянув конец каждой стойки в плетево рядом с соседней стойкой. Это удобно сделать шнуровальным шилом (с помощью которого шнуруют мячи): его просовывают вдоль той стойки, куда предполагается убрать очередную камышинку, продевают эту камышинку в отверстие шила и втягивают ее в плетево. Втягивать их можно плотно, а можно и не очень, оставляя по краям небольшие петли равных размеров. Там самым край хлебницы окажется оформлен декоративным узором.

Различного рода вазочки, сухарницы, подносы и т.д. из камыша и аналогичных ему материалов имеют прежде всего декоративный, эстетический смысл, поэтому так важно необычно, ярко, ажурно оформить их наружный край. Такое завершение называется бордюром. Разработано множество бордюров различного вида, которыми оформляют край плетеного изделия. Ниже приводится несколько образцов бордюров. Разумеется, каждый мастер может выдумать свой, новый, оригинальный бордюр. Загибы стоек можно делать как по дуге окружности, так и под углом; закреплять свободные концы в плетево можно и через один стоячок, и через несколько. Высота этих загибов может быть как одинаковой, так и ритмично чередующейся. Чтобы четко выявить этот ритм, желательно при затягивании свободного конца подкладывать под него шаблон одного, двух или нескольких различных видов.

Шило-шнуровку можно купить в любом магазине спорттоваров. Но его не так уж сложно сделать своими руками: вязальную спицу раскаляют посередине и, медленно остудив металл, сгибают ее пополам. Острые концы соединяют и вбивают в деревянную рукоятку.

Из ивы или из толстой проволоки, оплетенной камышом или соломкой изготавливают два обруча одинакового диаметра. Их связывают под прямым углом, в нижней половине подставляют дополнительные опорные дуги (по две или три в каждой четверти), оплетая их в обоих узлах прочными камышинками. В ходе плетения подставляют новые дуги каркаса, исходя из того, чтобы расстояние между ними было более или менее постоянным. Плетут от обоих узлов к середине.


Соломенные шкатулки

Еще одно чудо, которое можно создать из соломенных звездочек и объемных (отделочных) плетежков это соломенные шкатулки. Золотистые, как хлеба в поле с их нежным шелковистым блеском, они могут стать украшением и скромной квартиры, и интерьера фирмы, два раза в год проводящей евроремонт. Их фигурные плетеные застежки, ручки, их плоскости, пронизанные ломающимся и в тоже время четким ритмом, могут очень много неожиданного и непредсказуемого сказать сердцу того, кто задержит на них свой взгляд...
Казалось бы, что в них - плетеные ромбы, расчлененные ритмом матово поблескивающих стебельков, да витой круглый соломенный жгут с его повторяющимися тщательно проработанными мелкими деталями... Игра светотени, обеспечивающая тонкие тональные переходы цвета... Но где-то меж их соединений, в этом декоративном и пластическом решении объема кроется не только чувство красоты материала, но и... любовь к своей степи, к своей Родине.
Шкатулка должна казаться цельноплетеной из соломы, но на самом деле это не так. Декоративная шкатулка собирается из двух типов основных элементов: плетеных соломенных квадратов (ромбов, иногда, реже, треугольников или шестиугольников), и витого (отделочного) соломенного плетежка, которым оформлены стыки этих квадратов. Часто шкатулка собирается на картонном или деревянном каркасе, в который включена и откидная крышка, смонтированная на петлях. Иногда поступают еще проще: декорируют соломенным плетевом готовую коробочку с крышкой. Разумеется, мастерство исполнителя состоит в том, чтобы пользователь не заподозрил этого: шкатулка должна казаться ему цельноплетеной. При этом шкатулка должна быть легкой, ажурной, с красивым рисунком диагональных линий переплетений внутренних сторон квадратов.

Соломенные квадраты часто выплетают на каркасе из тонких круглых палочек, камышинок или прутиков лозы.
Иногда, особенно если квадраты предполагается делать не плоскими, а выпуклыми, удобно можно использовать для каркаса проволоку; ее можно надежно замаскировать, продев в соломину.
Витой шнур из 5-б соломин плетут на каркасе из проволоки. Он должен быть достаточно длинным; впрочем, важна только суммарная длина, ибо при сборке шкатулки этот шнур разрезают на части нужной длины. Разумеется, цвет, размеры и характер плетения во всех частях шнура должны быть идентичными, иначе ощущение цельности шкатулки смазывается.

Перед началом работы необходимо иметь точный чертеж шкатулки с указанием всех размеров. При сборке шкатулки имейте ввиду, что реальные размеры соломенных деталей могут отличаться от проектных на два-три миллиметра в любую сторону
Донышко и крышку собирают из квадратов и помещают их в рамку из витого плетежка. Сборка осуществляется проверенными способами: нитками и клеем. Стенки шкатулки собирают на уже готовом донышке. Как правило, каждая из стенок состоит из двух или более соломенных квадратов.

Линии раздела квадратов и ребра шкатулки оформляют вертикальной стойкой из витого плетежка, таким же плетежком, в который спрятана проволока или рейка, придающая шкатулке жесткость, проходят и вдоль стыков стенки с донышком, и сверху, где этот плетежок аккуратно скрепляет все четыре стеночки. Крышку прикрепляют к задней стенке шкатулки либо нитяными "петлями" по крайней мере в двух местах, либо лучше - полоской мяг кой кожи, подходящей по цвету и фактуре. Крышка должна свободно откидываться и не болтаться на петлях. Пришивая ее, проводите иголку не между соломинами витого отделочного плетежка, а за тем проволочным или деревянным "ребром жесткости", которое спрятано внутри него.

Рис. 105. Конфетница

Варианты форм и размеров шкатулок могут быть самые разные. Известны круглые и овальные, прямоугольные и шестигранные шкатулки Изменяя размер плетеных квадратов, их количество в основании и на стенках, используя выпуклые квадраты-пирамиды, варьируя толщину витой плетенки и количество ее рядов в основании, на крышке и стенках, можно добиться в таких изделиях оригинальности. Большую декоративность придают шкатулкам фигурные плетеные ручки, застежки, выполненные из витой плетенки.
Разумеется, если необходимо тиражировать изделие, выдерживая при этом безупречную форму и стандартный размер, нельзя обойтись без шаблонов. Одни мастера готовят жесткие рамы и формы, прямоугольные, круглые, овальные Другой использует накладные обручи и рамки (бюгели). А третьему достаточно лекал.

Плетение веревочкой

Смысл плетения "веревочкой" состоит в том, что поперечными волокнами (соломой или камышом) не только оплетают продольные стойки, но и переплетают их при этом между собой. Мы как бы свиваем веревочку из камышовых стебельков, плотно охватывая при этом ими каждый стоячок.

Две "веревочки", сплетенные рядом в противоположных направлениях, называются "елочка", ибо они образуют именно такой рисунок.

Известно несколько видов плетения "веревочкой". Обычно их типы различают по числу используемых поперечных элементов: "веревочка" в две, три и более соломин. Несколько вариантов плетения "веревочкой" приведено на рисунках. Чтобы ряды плетения непрерывно шли по спирали, число стоек должно быть нечетным.

При плетении "веревочкой" или "ёлочкой" в три соломины расход материалов повышается в полтора раза и изделия, соответственно, получаются заметно тяжелее, но и заметно прочнее.

Стойки у корзины могут быть достаточно разрежены; обычно берут двенадцать-шестнадцать достаточно длинных стволиков камыша. В основании - "шахматная" плетенка 3 х 3 или 4 х 4, затем донышко выплетают простым плетением по спирали.
Начало бортика плетут веревочкой, затем вновь переходят к простому плетению. На некоторой высоте плетение прекращают, а стойки попарно перекручивают друг с другом. В этом месте рекомендуется по всему периметру выплести один или два витка "бантом" (см. далее). Этот прием, придающий стенкам ажурный вид, повторяют несколько раз, чередуя его с простым плетением или плетением "веревочкой".

Последние, верхние нитки желательно провязать "веревочкой", в два или три ряда. Затем аккуратно заделывают борта, просовывая конец каждой стойки в плетево рядом с соседней. Эта операция проделывается шилом-шнуровкой.


Хозяйственные изделия

Используя ту же технологию, но варьируя форму и размеры, можно плести различного рода конфетницы и хлебницы. Несколько первых рядов боковой стенки выплетают "веревочкой", затем поочередно переходят к простому и ажурному плетению. Рекомендуется через шесть-восемь рядов простого плетения проплетать два-три ряда "веревочкой". Ажурную кайму не рекомендуется начинать выплетать слишком низко.

Рис. 113. Сухарница

Подчас не существенное на первый взгляд изменение в наклоне или изгибе стебелька, тиражированное в плетеве, повторенное много раз в конструкции края изделия, приводит к необычному эффекту, вызывающему новое эстетическое впечатление. И разве не это называется "дарить людям радость", разве не это является настоящей целью любого мастера?

Оформление верхнего края изделий

Уплотненную кромку изделия плетут "веревочной" или "елочкой". Затем в нее заделывают концы стоек, где их и обрезают. Варианты заделки концов весьма разнообразны, некоторые из них приведены ниже.

При изготовлении различного рода хлебниц и сухарниц следует помнить о необходимости их периодической очистки от крошек. Если крошки будут оставаться в них, забиваясь в трещинки и щели, в вашем доме могут появиться тараканы. Поэтому к отбору стебельков камыша, рогоза или аира, использованных в этих поделках, следует отнестись особенно тщательно. Они безусловно не должны иметь трещин. Кроме того, эти изделия неплохо покрывать лаком, устраняющим не только трещины в материале, но и скрывающим неплотности плетения.

http://www.traditions.ru/books/pletsol/glava%205-3.htm