В DLC, игроки смогут разблокировать новые костюмы для своих любимых андроидов YoRHa: 2B, 9S, и A2. Фанаты серии могут узнать новые костюмы, т.к. они были вдохновлены персонажами из предыдущей части — Nier: Replicant.
2B - откровенный наряд (Revealing Outfit)
9S - наряд молодого человека (Young Man’s Outfit)
A2 - Наряд разрушителя “Destroyer Outfit)

Рекламодатели гордятся «крутизной» новых нарядов («Pretty cool huh?» пишут они в анонсе) и безудержной оригинальностью названий.
Они на полном серьезе продвигают идею, что наряд разрушителя — это прям вообще супер-название, одно наличие которого делает тебя нереально крутым! Цитирую:

Just imagine a friend asking you what you’re wearing and you casually mentioning. Oh what, these? These are just my new Destroyer threads… no biggie

Ты только представь — друг спрашивает, что за костюм у тебя, а ты ему такой: А этот? Да это мой новый наряд Разрушителя… ничего особенного

Не ну серьезно? Ну как ТАК можно?

Ну да ладно, от проблем с пиаром перейдем к самому контенту, а контент намного веселее названия.
Основная, с вашего позволения, «фишка» заключается в том, что открыть все эти костюмы по задумке разработчиков должно быть довольно сложно. Игрокам придется выполнить ряд задач, представленных в виде боев на арене Колизея. Костюмы являются гавными наградами за выполнение каждой задачи, для каждого из трех колизеев, раскиданных по всему миру.

[yt=cYUOe8yY5Ck]

Помимо основных наград, будет еще множество дополнительных:

Новое оборудование и косметические аксессуары. Например лак для волос, который позволяет изменить цвет волос 2B и A2.
Маски с уникальными эффектами.
Дополнительные музыкальные треки.
Специальные пули, которые изменят внешний вид вражеских пуль.

Ну что я могу сказать, если работа отдела PR и подкачала, то судя по описанию работа программистов и геймдизайнеров должна быть на уровне, поэтому ждем обновления и новых испытаний в Колизее. Ну, и, конечно же, костюм Разрушителя, как же мы без него!

[yt=EwLbyUGq10M]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


    Продюсер и глава разработчиков Dead or Alive 6 Йохеи Симбори (Yohei Shimbori) пообщался с изданием Weekly Famitsu и, в частности, рассказал о развитии проекта после релиза. По его словам, проект пока не настолько совершенен, насколько бы ему хотелось, но играется отлично. Разработчики продолжат обновлять и балансировать игру после релиза. Они планируют также добавлять новых персонажей, костюмы для них и прислушиваться к отзывам пользователей. Планов по поддержке проекта предостаточно. Симбори отметил, что бета-тестирование позитивно повлияло на игру, поскольку создатели смогли учесть ряд пожеланий фанатов и улучшить проект. Ещё разработчикам удалось до релиза реализовать сексуальную составляющую в Dead or Alive 6. Хотя проект предназначен для людей по всему миру, сексуальная часть является неотъемлемым аспектом игры. До последней минуты разработки Симбори задавался вопросом насчёт физики женской груди: «Можем ли мы сделать это более плавным?». Пока продюсер не полностью доволен результатом. Поэтому помимо других изменений в обновлениях планируется улучшить и этот элемент. Говоря об отсутствии покачивающихся грудей в ходе первых демонстраций Dead or Alive 6, Симбори повторил мысль о том, что на тот момент разработчики просто не успели сделать данную составляющую. В Dead or Alive 6 используется новый движок, что стало причиной определённых трудностей, которые пришлось решать. Dead or Alive 6 появится на РС, PS4 и Xbox one 1 марта этого года.


    Генеральный директор Obsidian Entertainment, с недавних пор принадлежащей Microsoft, Фергюс Уркхарт в разговоре с изданием Game Informer обмолвился о том, что студия занимается не только The Outer Worlds. «У нас есть команда The Outer Worlds, в состав которой входит большая часть разработчиков. У нас есть небольшая группа людей, которые заканчивают Pillars of Eternity. Ещё у нас есть две другие команды, которые начинают работать над определенными вещами», - сказал Уркхарт. Подробностей о том, чем занимаются две команды, Уркхарт не сообщил. Он также не стал вдаваться в детали насчёт того, кому принадлежат права на возможное продолжение The Outer Worlds, поскольку игру издаёт подразделение Take-Two, а Obsidian принадлежит Microsoft. Впрочем, Уркхарт заинтересован в развитии этой интеллектуальной собственности. «Мы основали студию с целью делать игры вроде The Outer Worlds. Поэтому мы ушли из Interplay, из Black Isle Studios – мне не хотелось оставлять Fallout, не хотелось оставлять место, где я вырос как разработчик. Однако мы хотели продолжить делать проекты вроде этого, и The Outer Worlds – своего рода кульминация нашей работы», - сказал Уркхарт. Он добавил, что Obsidian создаёт для The Outer Worlds такой мир с крутыми персонажами, в котором можно рассказать самые разные истории. Релиз The Outer Worlds ожидается в этом году.


    Компания Electronic Arts сообщила о том, что проект Star Wars Jedi: Fallen Order от студии Respawn Entertainment покажут в рамках мероприятия Star Wars Celebration в Чикаго 13 апреля этого года. Действие Star Wars Jedi: Fallen Order разворачивается в период между третьим и четвёртым эпизодами киносаги, а игрокам отводится роль джедая. Разработчиков Fallen Order возглавляет Стиг Асмуссен, который в своё время руководил создателями God of War 3. Релиз Star Wars Jedi: Fallen Order ожидается в конце этого года.