Трудолюбивым - яркий свет горит по жизни, ленивым - тусклая свеча

Построение выкройки основы – САМЫЙ ПОНЯТНЫЙ СПОСОБ (для начинающих)

comment 331 комментарий

Добрый день! Я бы даже сказала прекрасный день. Потому что мы, наконец-то, начинаем цикл статей по пошиву одежды для взрослых. Мы уже много чего пошили для маленьких девочек – и платьица и бодики разные – теперь будем шить для больших девочек. То есть для себя. И так как мы с вами уже потренировались шить , страх первопроходца прошел.

А ЗНАЧИТ, ПОРА ВЗЯТЬ НОВЫЙ РУБЕЖ. И самим, своими руками и своими мозгами освоить премудрость шитья по настоящим взрослым выкройкам. Мы сами нарисуем выкройку-основу – новым легким способом (я потратила не одну неделю, чтобы создать этот облегченный метод построения выкройки-основы). И потом будем шить кучу всяких платьиц, топов и туник.

Нет — я не дам вам ни одной готовой выкройки!

Я не мадам Бурда. Я мадам Клишевская.))) И главная вредность моего характера заключается в том… Что я буду заставлять вашу голову работать и рождать светлые и ясные открытия в области шитья. Легчайшего и понятнейшего из всех видов искусств. Уж поверьте мне – это так.

Да — шить самим очень легко и просто!

Прямо с нуля у вас будут получаться все новые и новые красивые и хорошо пошитые вещи.

Причем вы все будете делать сами, без состояния гипноза, а в трезвом уме и светлой памяти. ВЫ будете это ДЕЛАТЬ – более того вы будете ПОНИМАТЬ, что именно вы делаете.

Я открою вам секреты, которые знаю я. Более того – я научу вас самим открывать все новые и новые секреты мира шитья и моделирования одежды.

Я не буду вести вас (слепеньких и глупеньких) за ручку в хаосе букв и цифр обозначающих хитросплетение многочисленных линей чертежа выройки. НЕТ, Я НЕ ПОВЕДУ ВАС ВОТ СЮДА:

Ну, согласитесь, одна такая картинка может нагнать страху и заставить сомневаться в собственных силах девушку, которая очень-очень хочет сшить платье – но очень не дружила в школьные годы с геометрией и черчением . Даже я — обожающая оба этих школьных предмета – несколько лет ходила вокруг да около – не решаясь начать вникать в построение подобного чертежа: «Это ж сколько времени понадобиться, чтобы такое начертить и ведь рассчитать все надо правильно и в буковках не запутаться…».

И, тем не менее, сегодня мы будем чертить выкройку.

Мы будем чертить выкройку-основу (это от нее кусочек вы видите сверху.))))

Но – не спешите пугаться — нашу выкройку мы создадим немножко по-другому. Подальше от инженерно-конструкторского способа – и поближе к человеческому пониманию.

Мы начертим с вами одну – только одну-единственную – выкройку.

И потом из нее мы будем создавать все новые и новые модели платьев. И это будет очень легко и просто.

  • Никаких непонятных формул
  • Никаких путаных вычислений.
  • И без буковко-циферковой паутинки.

Ну как? Я уже сняла чуток ваших опасений?

Я теперь расслабьтесь – мы не начнем чертить прямо сейчас. Для начала, мы совершим приятную прогулку по выкройке. Цель прогулки познакомиться, подружиться с выкройкой и снять последнее сомнение в том, что вы можете сшить любое платье.

Итак… что такое выкройка – основа?

Если выразиться образно – то это слепок с вашего тела. Это ваш индивидуальный отпечаток. Любая вещь, сшитая по ВАШЕЙ выкройке-основе, будет идеально сидеть на ВАШЕЙ фигуре.

Да, вы не ослышались – ЛЮБАЯ ВЕЩЬ может быть сшита на основе одной-единственной выкройки . Все-все модели платьев – рождаются, моделируются, и шьются из одного источника – это выкройка-основа.

Я вам сейчас докажу на примере. Даже на трех примерах – в виде фото и картинок.

Вот первое фото (внизу). Наша выкройка основа – это, по сути, ваше платье-футляр (то, которое идеально садится по фигуре). Платье, сшитое по вашей выкройке основе, будет повторять все изгибы вашего тела. Вот это простое платье-футляр сшито по обычной выкройке-основе. Видите, оно как гипсовый слепок с фигуры девушки.

И вы уже сегодня, нарисовав выкройку-основу, можете смело делать раскрой на ткани – и у вас получится вот такое платье. Единственное, что вы может изменить вырез горловины – придав ему ту форму, которая подходит вашему овалу лица.

Все остальные (любые-прелюбые) модели платья – это просто модификация платья-футляра – фантазии на свободную тему.

Вот как это происходит в мире моды.

Однажды модельер подумал… «А что, если лиф платья вверху будет держать на плечах круглая кокетка (желтые очертания – рис ниже), а сам лиф будет выполнен в виде встречных треугольников внахлест (красные очертания – рис. ниже). В результате получилось то, что мы видим на фото внизу.


Красиво? Красиво! На чем основывал свои фантазии модельер? На выкройке-основе. И вы можете придумать что-то свое. У нас – у женщин – просто уйма фантазии.

Кстати — раз уж мы тут заговорили о круглой кокетке — на данном сайте уже есть одна моя статья по созданию и

А другой модельер подумал : «А что если придать платью-футляру более свободный крой – сделать поширьше. А линию плеча сделать подлиней, чтобы она свисала на руку». И в итоге рождается новая модель (фото внизу) – тоже очень красиво. И очень просто.

Вы тоже так сможете. Если будете ПОНИМАТЬ, из чего состоит выкройка-основа . И по каким законам она существует.

Именно поэтому я не хочу вам тупо дать инструкцию по созданию выкройки-основы (типа «начетите линию из точки П6 к точке П5 и отметьте место ее пересечения с линией Х очередной точкой…» — тьфу!).

Я хочу разбудить в вас чуечку . Я хочу чтобы вы почувствовали выкройку, познали ее душу. Инаучились видеть какой простой по сути чертеж скрывается за фотографией любого, даже замысловато скроенного, платья.

Поэтому ближайшие 30 минут мы не будем ничего чертить — мы прогуляемся по самой выкройке. Познакомимся со всеми ее элементами – узнаем, для чего служит каждая линия, и почему она находится именно здесь и нарисована именно так.

После такой «познаватеьной прогулки» вы почувствуете радостную ясность понимания всего-всего-всего. Как будто вы уже много раз рисовали выкройки-основы. И за чертеж возьметесь с чуством того, что это пара пустяков. Ха! Делов-то!

Как сказал мудрец: «Мы боимся только того, чего не можем понять и объяснить логично. Но как только пугающая нас вещь становится нам понятной – она перестает вызывать у нас страх.»

Так пойдем же и приручим этого «страшного зверя» – выкройку-основу. Приручим и нарисуем за 20 минут. Да-да за 20 минут – потому что после прогулки – чертеж выкройки покажется вам старым и хорошо знакомым простым рисунком – как решетка для игры в крестики-нолики.

Откуда берется выкройка-основа?

Итак откуда берется выкройка основа – обычно ее добывают из такого четежа:

В чертеже находится половина детали спинки + половина детали переда.

Мы тоже нарисуем с вами подобный чертеж – только более просто и понятно.

А для чего нужны эти половинки, и куда их применить – сейчас я наглядно все покажу.


Вот (!) откопала замечательный обазец – внизу — на фотографии черно-белого платья очень хорошо видны наши половинки – и половинка спинки, и половинка переда. Так сказать — наглядно и понятно.

Да, на потновском языке половинки называются «полочками». Мы с вами и нарисуем сегодня эти самые полочки переда и спинки. Но для начала подробненько рассмотрим из каких элементов состоит каждая полочка. И главное, я расскажу, для чего нужен каждый элемент, чему он служит.

Чтобы все было максимально понятно, каждый из элементов я буду иллюстрировать и в картинках и в фотографиях реальных моделей платьев.

Сперва познакомимся со двумя непонятными словами: ВЫТАЧКА и ПРОЙМА .

Конечно может вы их и знаете. А может и нет. Мое дело – познакомить.

Итак, знакомьтесь – ПРОЙМА

При рисовании выкройки-основы, вы создадите именно тот изгиб и размер проймы, который подходит вам –когда пройма не тянет и не впивается в руку.

То есть выкройка основа содержит допустимо минимальный размер проймы для рук . Вы можете моделировать пройму на ваш вкус, любой конфигурации. Но ваша фантазийная пройма не должна быть меньше, чем на выкройке-основе. То есть пройма на выкройке основе – это те границы за которые ваша фантазия не должна заступать.

Ваша модельная пройма может быть сколь угодно больше – но она не может быть меньше, чем на выкройке-основе. Больше –да, меньше – нет – иначе будет впиваться в подмышку. Вот такое правило в моделировании дизайнерских пройм.

Теперь давайте познакомимся с вытачками.

ВЫТАЧКИ НА СПИНКЕ – плечевая вытачка + талиевая вытачка

Вот на картинке выше я все написала про вытачки спинки – и на фото платья вы можете найти 2 талиевые вытачки – одна правее от молнии, другая левее от молнии.

А вот вытачку плечевую вы на этом платье не видите. И на многих платьях тоже ее нет. Потому что для удобства и красоты – эту вытачку переносят с середины плеча к застежке молнии (или по краю проймы, там где будет рукав просто срезается уголочек). То есть лишняя ткань не защипывается у середины плеча и не сшивается внутрь вытачки. А лишная ткань в виде уголка обрезается у края полочки, там, где идет вшивание застежки-молнии, или у края проймы — там где будет вшиваться рукав.

Так же вытачки необязательны если вы шьете из ткани-стрейч – она сама повторяет изгибы вашего тела и ужимается и в районе плеча и в районе талии.

Далее познакомимся… ВЫТАЧКИ НА ПОЛОВИНКЕ ПЕРЕДА

Ох, про нее можно целую поэму написать.

Я долго кумекала, как объяснить нагляднее – для чего она нужна и по каким законам живет. Думала-думала… и придумала.

Дело в том, что у женщины есть грудь.))) То есть спереди взрослая девочка уже не плоская. Это значит что платье в области груди должно быть выпуклым. Вытачка на плече переда и дает платью эту самую выпуклость в районе груди. Сейчас все покажу на картинках. Как это происходит.

Вот например – у нас есть плоский кусок ткани, а нужно из него сделать выпуклый кусок. Для этого нужно на нем сделать вытачку. Вот например – этот плоский кружок из картона, при помощи вытачки сейчас станет выпуклыми.

А вот как грудная вытачка создает выпуклость на детали переда

Вы заметили что вершина выпуклости (то есть пик нашей груглой пирамиды) находится на острие вытачки. Обратите на это внимание. Потому что когда мы будем рисовать вытачку для груди, острие нашей вытачки будет находиться на вершине груди (там, где обычно расположен сосок или купол бюстгалтера).

Вспомните, что иногда вы мерили в магазине платье вашего размера, которое как-то странно перекашивалось на груди – это потому, что вытачка в платье своим острием была направлена мимо вершины вашей груди. Вот грудь и не ложилась идеально в выпуклость платья. Не под вашу форму груди кроили на фабрике это изделие.

Но это еще не все, что я хочу сказать про грудную вытачку.

Дело в том, что практически во всех платьях эта грудная вытачка расположена не на плече – а сбоку чуть ниже подмышки . Это сделано для красоты. Вытачка на плече больше бросается в глаза, а сбоку, да еще прикрытая рукой – она не заметна.

Создавая выкройку-основу, мы рисуем грудную вытачку на плече только потому, что ее там удобнее рисовать с точки зрения построения чертежа.

И после того, как чертеж выкройки-основы готов, мы очень легко и просто переносим вытачку с плечевой зоны – в подмышечную зону. Не подумайте, что для этого надо делать новые чертежи. Не-е-е, тут все просто – как пакет молока открыть – одна минута и все.

Вот, на картинке ниже я схематично изобразила перенос грудной вытачки с плеча на боковой шов под рукой .

Ну как, вы уже чувствуете, как вы поумнели за эти 15 минут?))) То ли еще будет… Продолжаем прогулку по выкройке и теперь познакомимся с линиями. Горизонтальными линиями

ЛИНИЯ ГРУДИ

Знакомство первое – линия груди. (Красивое платьице, не правда ли? Мы его с вами сошьем. Даже не сомневайтесь)


Линия груди – самая замечательная линия на выкройке. На нее так удобно ориентироваться при рисовании выкройки-основы, потому что:

  • Мы знаем, что талиевую вытачку спины мы заканчиваем рисовать на линии груди.
  • Мы знаем, что талиевую вытачку переда мы заканчиваем рисовать не доходя 4 см до линии груди.
  • Мы знаем, что плечевую вытачку переда – мы заканчиваем рисовать на линии груди.
  • Мы знаем, что нижние края пройм тоже проходят по линии груди.

Ну нет, конечно, этого вы еще не знаете. Я все эти простые правила дам тогда, когда мы начнем рисовать. А сейчас я просто хочу, чтобы вы узнали, что при рисовании многих элементов выкройки – можно просто ориентироваться на линию груди (и отпадает необходимость кропотливо проставлять эти буковко-циферковые точки).

Как видите — всего много!! Поэтому вперед — учиться, шить и радоваться жизни)))

А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ ДЕЛАТЬ — С ВЫКРОЙКОЙ ОСНОВОЙ? — спросите вы

А начнем мы шить по выкройке-основе ТОПЫ. Именно топы, майки, туники и потом уже платья.

Вы спросите: «Эй, а почему не сразу платья?». Ответ на этот вопрос я даю уже в первой статье цикла Так что продолжение следует)))

Удачного вам пошива!

Наверняка в вашем гардеробе найдётся идеальная вещь, например, платье или блузка, с которой не хочется расставаться, которую хотелось бы повторить. Но как это сделать, если нет подходящей выкройки?

Всё просто, используйте изделие или отдельные его детали для создания новой выкройки.

Чтобы скопировать трикотажную футболку, майку или пуловер простого кроя, разложите изделие плоско на рабочей поверхности (на столе).

Поверх наложите кальку и закрепите её в нескольких местах портновскими булавками, чтобы она не скользила.

С помощью копировального колесика или маркера переведите контуры изделия на кальку (сначала полочки, затем спинки и в последнюю очередь рукава).

Выкройка готова!

СОВЕТ 2

Подберите ткань максимально близкую к той, из которой сшито оригинальное изделие: той же фактуры, плотности, состава и цвета. Но, главное, обратите внимание на наличие или отсутствие растяжимости материала. Наличие эластана в составе ткани обеспечивает хорошую посадку и не стесняет движений, а значит лучше подходит для моделей облегающих фигуру.

С помощью маркера выполните все необходимые контрольные метки, как на любой другой выкройке. Например, места совмещения швов и деталей, расположение карманов, линий середины переда, спинки, сгиба, разметка петель и т.д.


СОВЕТ 4

Для точного перевода изогнутых линий пользуйтесь гибкой линейкой.


СОВЕТ 5

Чтобы переснять, например, деталь воротника, разложите изделие плоско на рабочей поверхности. Затем аккуратно сложите его пополам, точно совместив швы и детали. Поверх наложите кальку, закрепив её точечно портновскими булавками. И с помощью маркера переведите контуры воротника на кальку. При этом обязательно выполните разметку сгиба (середины).

СОВЕТ 6

Выполните макет изделия. Перенесите контуры выкройки на ткань для макета, например, бязь. Выкроите и сметайте. При необходимости внесите изменения в детали выкройки. И только после этого приступайте к раскрою изделия из основной ткани.

Применяя такой способ, можно скопировать практически любое простое изделие. Для сложных моделей, например, джинсов или жакетов, лучше распорите старую вещь и по её деталям выкроите новые лекала.

СОВЕТЫ от читателей:

Иннусик:
Клеёнка прозрачная двухслойная, продается в хозяйственных магазинах. Мне удобнее снимать выкройку с готового изделия на клеёнку, чем на кальку. Плотная, не рвется и прозрачная.

Tatiana29:
На одном из сайтов встречала совет обклеить каждую деталь малярным (бумажным) скотчем внахлест слоем без пробелов, обвести по швам и потом отодрать одним полотном. Сама не пробовала, но идея хороша.

Искусство создания хороших лекал для раскроя относится к одному из главных секретов любого дизайнера одежды. Существует немало технологий построения базовых выкроек и методик их моделирования, но можно утверждать, что ни одна из них не гарантирует идеальной посадки на конкретную фигуру. Поэтому неудивительно, что при покупке хорошо сидящей готовой вещи возникает желание скопировать ее шаблоны для дальнейшего использования.

Сделать это совсем несложно, даже не имея опыта в самостоятельном построении выкроек. Самое простое – это разрезать изделие по швам, прогладить детали и обвести их на бумаге. Однако такой способ подходит лишь в том случае, когда образец для копирования пришел в негодность. Кроме того, поношенные вещи могут иметь деформации, потертости и т.п., которые сделают снятые с них шаблоны неточными. Способ, который предлагается ниже, позволяет получить точные выкройки всех деталей понравившейся вам одежды без малейшего вреда для нее.

Этапы создания выкройки

Для того, чтобы сделать выкройку, необходимо подготовить:

  1. Материал для шаблонов (специальная бумага, тонкие обои, пленка, калька и т.д.). Если бумаги нужного размера нет, то скотчем склеивают встык стандартные листы формата А4. Если бумага тонкая, под нее нужно будет подложить большой лист картона (от упаковочной тары).
  2. Мягкая подстилка (лист поролона, махровое полотенце или тонкое одеяло).
  3. Коробочка булавок, ножницы, карандаш, линейка. Желательно запастись также лекалом и зубчатым колесиком.

Ровную поверхность застилают подстилкой, на ней размещают материал для выкройки, а сверху располагают хорошо проглаженную одежду и тщательно ее выравнивают.

Если у изделия простой покрой (именно с таких выкроек рекомендуется начинать), его контуры обводят на бумаге с помощью линейки и карандаша. Кривые линии (горловина, проймы и т.д.) прямо по ткани накалывают булавкой или обводят зубчатым колесиком, после чего убирают вещь, и наводят линии по проколам с помощью лекала.

Для одежды, состоящей из сложных конструктивных деталей, последовательность операций будет более сложной. Для снятия выкройки вещь лучше вывернуть наизнанку, чтобы швы были лучше видны, заметать или сколоть булавками все имеющиеся на ней складки и сборки. После этого нужно определить, какие элементы являются симметричными, и как проходит долевая нить.

Копирование начинают с самой большой детали изделия, если она симметрична, ее можно согнуть пополам. Вещь-образец выравнивают, при необходимости придавливают чем-либо тяжелым и закрепляют все базовые точки булавками, втыкая их прямо в шов. Затем по линии шва накалывают булавки (рис.2), или делают проколы иглой, но лучше всего использовать зубчатое колесико. При переводе контуров обязательно отмечают направление долевой нити.


Обведя образовавшиеся проколы, получим базовую выкройку изделия, в которой нужно проверить основные мерки и симметрию. В большинстве случаев такую выкройку придется дорабатывать. Так, при копировании брюк, что делают наиболее часто, проблемой является обводка задней части брючины, которую невозможно разложить на плоскости во всю ширину. В этом случае копирование производят в два приема. Сначала располагают брюки задней частью наверх так, чтобы один сгиб проходил точно по внутреннему шву, и накалывают получившийся контур. Затем брюки переворачивают так, чтобы их лицевая сторона оказалась сверху, совмещают боковой сгиб с линией отмеченного бокового контура и накалывают по боковому шву через ткань недостающую ширину задней детали.

Чтобы правильно перенести на выкройку растворы вытачек и ширину складок, их измеряют непосредственно на изделии. Затем выкройку нужно разрезать в соответствующих местах и раздвинуть ее детали на два значения измеренной ширины.


При построении нагрудной вытачки женской одежды выкройку передней полочки разрезают от скопированной метки до наиболее высокой точки груди, которая располагается на пересечении линии проймы и линии от основания шеи, саму вытачку делают на несколько сантиметров короче (рис. 4).


Суммарную ширину вытачек по линии талии при обводке прибавляют к полученной при копировании ширине выкройки в этом месте, затем делают вырезы соответственно их расположению и размерам. Если на детали имеется сборка или круговые складки, то ее выкраивают в три раза более длинной, чем соответствующий соединительный шов.

А можно еще проще

Современные материалы позволяют делать достаточно точные выкройки сложных изделий буквально за несколько минут. На рисунке 5 показан первый этап получения выкройки с помощью малярного скотча.


Всё просто, используйте изделие или отдельные его детали для создания новой выкройки.

Чтобы скопировать трикотажную футболку, майку или пуловер простого кроя, разложите изделие плоско на рабочей поверхности (на столе).

Поверх наложите кальку и закрепите её в нескольких местах портновскими булавками, чтобы она не скользила.

С помощью копировального колесика или маркера переведите контуры изделия на кальку (сначала полочки, затем спинки и в последнюю очередь рукава).

Выкройка готова!


Подберите ткань максимально близкую к той, из которой сшито оригинальное изделие: той же фактуры, плотности, состава и цвета. Но, главное, обратите внимание на наличие или отсутствие растяжимости материала. Наличие эластана в составе ткани обеспечивает хорошую посадку и не стесняет движений, а значит лучше подходит для моделей облегающих фигуру.



С помощью маркера выполните все необходимые контрольные метки, как на любой другой выкройке. Например, места совмещения швов и деталей, расположение карманов, линий середины переда, спинки, сгиба, разметка петель и т. д.


Для точного перевода изогнутых линий пользуйтесь гибкой линейкой.


Чтобы переснять, например, деталь воротника, разложите изделие плоско на рабочей поверхности. Затем аккуратно сложите его пополам, точно совместив швы и детали. Поверх наложите кальку, закрепив её точечно портновскими булавками. И с помощью маркера переведите контуры воротника на кальку. При этом обязательно выполните разметку сгиба (середины).

Выполните макет изделия. Перенесите контуры выкройки на ткань для макета, например, бязь. Выкроите и сметайте. При необходимости внесите изменения в детали выкройки. И только после этого приступайте к раскрою изделия из основной ткани.


Применяя такой способ, можно скопировать практически любое простое изделие. Для сложных моделей, например, джинсов или жакетов, лучше распорите старую вещь и по её деталям выкроите новые лекала.

Источник и фото: craftsy.com