Было бы мало). Я лишь призываю уделять больше внимания качеству, нежели количеству, развивать жизнеутверждающий духовный потенциал , связанный с нерелигиозным восприятием мироздания. К тому же, на принятие человеком какого-либо учения... "том" свете и с близкими людьми. Атеист не верит в подобные вещи, в результате чего он сталкивается со сложными духовными проблемами, связанными с неустойчивостью мира, смертностью человека, и, вследствии этого, с сомнениями относительно того, имеется ли в его...

https://www..html

С состоянием Равностности. Одновременно это состояние, когда главным остается служение другим людям и человек полностью проявлен в своей духовной потенции . Он свободен от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то, но урок мудрости, полученный из кризиса, делает... называется высшим сознанием. Из-за того, что в кризисных состояниях присутствует как позитивный потенциал , так и опасность, человек, "обнаживший" свой духовный кризис, нуждается в умелом руководстве со стороны тех, кто имеет личный и...

https://www.сайт/psychology/14115

Бессознательных содержаний, в первую очередь процесса смерти-рождения. Чувство одиночества. Одиночество - еще один компонент духовного кризиса. Он может проявляться в широком диапазоне - от смутного ощущения своей отделенности от людей до... находятся за пределами предмета психологии или трактуются как психопатологические. Современная клиническая психиатрия не признает духовного потенциала кризисных проявлений и подходит к ним исключительно с биологических позиций. Кризис обозначает одновременно как...

https://www.сайт/psychology/14114

Мере на мгновение, соединиться с внутренним покоем, состраданием, сознанием единства со всем сущим и блаженством. Великие духовные учителя вовсе не являются абсолютно "чистыми" и "совершенными" существами, а просто превосходно дисциплинированными, не в... это удавалось раньше. Могут развиться их умственные и творческие способности. Они могут достигнуть глубокого понимания духовного потенциала человечества и способствовать углублению этого понимания в культуре, которая, к сожалению, слепа в этом...

https://www.сайт/psychology/15511

Или гениев, за которыми тянется клевета агрессивных посредственностей. Справедливо и другое – подлинно духовные люди никогда не нападают на таких же духовных . Историк Л. Н. Гумилев писал, например, что среди гонителей раннего христианства практически не... сущности человека. Однако, как правило, нападениям этого вида подвергаются люди, устремленные к совершенствованию, или духовно ищущие. Если человек ничего не ищет, не стремится к самосовершенствованию и вообще враждебен самой идее...

https://www..html

... : они разделили мир на квадраты и воюют за эти " квадраты" влияния. Причем эта война распространяется даже на духовные пространства. Смотрите война религии. Проблема не в ограниченных ресурсах а в правилах этой игры. Если бы правила этой... 50 лет а возможно даже меньше. Почему социалистический эксперимент провалился? Ответов много. Но всему виной духовный свет. Не вдаваясь в данный момент, духовный свет проникая в матрицу (человек) он воздействует на него двумя человеческими состояниями: это гифы...

https://www..html

... ДУХОВНЫЙ СВЕТ. Не кого не осуждающий, а призывающий к духовному процессу, к духовной революции. И если революции придерживались лозунга " грабь награбленное" то духовная революция, гласит, получай духовное , стремись к духовному свету, паче чем к богатству материальному. И получая духовный свет, начнешь и духовно расти и приобретать качества духовного ... делать, простому народу. Революция? Нет и еще раз нет. Мы духовно продвинутые говорим о том, о чем писали буддисты, христианские мистики и...

Верховный Господь сказал: “Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из трех качеств материальной природы (благости, страсти и невежества). Но тот, кто вручил себя Мне, может легко выйти из под ее влияния”
Бхагавад-гита (7.14)

В прошлой статье мы говорили о внутренней свободе выбора, которая есть у каждого и которая состоит из самосознания, совести, воображения и независимой воли. В этот раз мы рассмотрим критерии, по которым можно понять, насколько мы действительно проактивны, т.е. свободны в своем выборе, и как реально эту свободу расширить.

Иногда мы испытываем бессилие от неспособности изменить что-то в окружающей среде или ситуации. Это внутреннее бессилие и ощущение себя жертвой обстоятельств показывает наше непонимание связи своих поступков в прошлом и реакций на них в настоящем и будущем. Неприятие ответственности за свою судьбу выражается в тенденции перекладывать вину на других. Особенно такой подход опасен для руководителей, потому что их неуверенность и нервозность передаются всем окружающим. Это внутреннее бессилие, непонимание и вытекающая из них безответственность находят свое выражение даже в нашей речи. Прислушайтесь к тому как говорите вы сами и окружающие и вы легко поймете какой концепцией продиктована эта речь.

Согласитесь, что чаще приходится слышать речи беспомощных жертв, заложников обстоятельств. Насколько мы реактивны или проактивны можно так же понять по тому, как мы реагируем на транспортные пробки, недовольство клиента, капризы ребенка и т.д. Итак, реактивный, т.е. слишком зависимый от внешнего подход демонстрирует отсутствие внутренней свободы выбора или, точнее, непонимание того, что внутренний потенциал все же есть. Почему же этот резерв не проявляется? Первое – скованность кармой прошлого, второе – элементарное невежество. К счастью, карма подлежит коррекции на основе знания. Веды говорят, что в этом теле, кроме души, скованной кармой, есть еще и независимый Верховный Господь, который управляет всеми сложнейшими процессами в нашем теле. Именно Он через свою материальную энергию держит нас в кандалах кармы за наше прошлое, и Он же освобождает нас от кармы, когда мы поворачиваемся к Нему лицом (cм. эпиграф к статье). Значит, свободу можно расширить за счет внутреннего потенциала, т.е. повышения уровня своей духовности.

Большинство людей, не зная об этом внутреннем резерве, ломится в открытую дверь. А все что нужно – это не выламывать ее, а просто понять, что она открывается в другую сторону. Люди предпочитают бороться с материальной природой, считая ее слепой бесхозной стихией. Но в Бхагавад-гите 9.8-10 Кришна говорит: “Весь космический порядок в Моей власти…Эта материальная природа, будучи одной из Моих энергий, работает под Моим надзором…”. Поэтому основа расширения своей свободы и укрепления внутреннего потенциала – в союзе с Богом, а не в игнорировании Его. Какой смысл портить отношения с самой всемогущей личностью? Раньше, видя, как кто-то упорно трудится, люди говорили: “Бог в помощь”, понимая, что конечный успех зависит от благословения свыше. Хотя мы живем в эпоху “покорения” природы, сейчас, как никогда, зависимы от нее. Это происходит потому что люди слишком уверовали в свои силы и забыли о власти Бога.

В Ведах приводится история о противостоянии двух личностей – великого царя демонов Хираньякашипу и его юного сына Прахлада, который был великим преданным Кришны. Хираньякашипу был олицетворением материализма и ненавидел все, что хоть как-то напоминало о Боге. Больше всего его раздражал его собственный сын, который с рождения проявлял качества святой личности. После неудачных попыток наставить своего сына на “путь истинный”, демоничный отец решил убить его. Однако к его изумлению, Прахлада не кусали ядовитые змеи, в яму к которым его бросали; на него не действовал яд; когда его бросали со скалы, он становился легким как перышко и спокойно приземлялся. Сам же Прахлад был полностью проакивной личностью, не обижался на отца, понимая, что тот просто в невежестве и относился к нему с состраданием, как к больному. Причина его неуязвимости состояла в том, что Прахлад, хотя внешне находился в этом мире, был как под невидимым зонтиком, под покровительством Бога. В этом была его непостижимая сила. Духовная энергия свыше защищала его и потому материальная природа не могла причинить ему вреда, подобно тому как тень не может проникнуть в свет. Он не боролся с враждебно настроенным отцом, а укреплял свою связь с Богом и так победил внешне превосходившие силы. Возможно, мы не способны снискать такое божественное покровительство, вследствие своей духовной незрелости, но сам принцип можно взять на вооружение. В наше время эти истины могут излагаться другими словами, но суть неизменна: внутри есть невостребованный духовный потенциал, который при активизации может весьма раздвинуть горизонты судьбы.

Cтивен Кови в книге “7 навыков высокоэффективных людей” пишет, что определить насколько человек свободен (проактивен) или детерминирован (реактивен), можно также по тому, чему мы уделяем большую часть времени. Он делит всю деятельность на два круга – круг забот и круг влияния. В круг забот входят: здоровье, дети, работа, экология, экономика, политика, международный терроризм, глобальные проблемы. В круг влияния входят: самосовершенствование, развитие отношений, самоанализ, профилактика, планирование, поиск новых путей и т.д.

Из этого разделения понятно, что круг забот не находится под нашим прямым влиянием, а зависит от многих внешних факторов. Соответственно, проблемы этого внешнего круга забот так быстро и просто не решаются. Если, несмотря на это, мы большую часть времени проводим в круге забот, не имея на него непосредственного влияния, мы склонны становиться реактивными, нервными, опустошенными и разочарованными. Это наполняет нас негативной энергий и сужает круг нашего влияния. Мы пытаемся переделать мир и других, теряя напрасно время и силы. Если же мы достаточно много времени уделяем внутреннему кругу влияния – мы живем проактивно, наш внутренний потенциал свободы значительно расширяется, и мы больше способны влиять на круг забот. Попытка изменить мир, не изменив себя – безнадежная задача в круге забот.

Реактивная модель Проактивная модель «снаружи-внутрь» «изнутри-наружу»

Из этих схем видно, что если мы не смещаем акцент с внешнего круга забот на внутренний круг влияния, то внешний мир, который и так достаточно сильно давит, может просто задушить внутренне слабого человека, лишенного духовной поддержки (рис.1). Так сужается наш круг влияния. Это судьба людей, живущих по принципу “снаружи – внутрь”, т.е ожидающих милости от внешнего мира. С другой стороны, если мы внутренне растем, наш круг влияния расширяется, и мы больше способны воздействовать на окружающую среду (рис. 2). Так действует духовная концепция “изнутри – наружу”. Оковы материи раздвигаются духовной силой, как тьма устраняется светом.

Итак, типичный реактивный подход “снаружи – внутрь”: пусть все вокруг изменится, тогда и я изменюсь. Долго же нам придется ждать внешних изменений, если мы движимы такой философией. Попытка изменить себя – это более реальная задача в круге нашего влияния. Именно это даст нам опыт и силы изменить если не весь мир, то хотя бы свое ближайшее окружение. Это проактивный подход – “изнутри – наружу”: я меняюсь внутренне и становлюсь способным позитивно повлиять на круг забот. Человек, который больше времени проводит в круге своего влияния, становится все более внутренне стабильной и устойчивой личностью. Он мыслит возможностями в отличие от реактиного человека, который мыслит проблемами и живет в режиме вечного кризиса и стресса.

Внешний круг забот связан с понятием ИМЕТЬ, а внутренний круг влияния связан с понятием БЫТЬ. Большинство реактивных людей мыслят так: “Если бы я ИМЕЛ больше денег, я БЫЛ бы счастливее.” Опять же наблюдается сильная зависимость от внешнего, которая проистекает из внутренней слабости и пустоты. Но проактивный человек мыслит иначе: “Если бы я БЫЛ более благочестивой личностью в прошлом, сейчас бы я ИМЕЛ больше возможностей”. “Если бы я БЫЛ более терпеливым, мудрым, любящим, я бы ИМЕЛ большее влияние на людей”. Приняв свое настоящее как закономерное следствие своего же прошлого, такой человек сосредоточивается в круге своего влияния и так изнутри начинает менять ситуацию. Вспомним ведическую парадигму (см.ВБ №2, 2002, статья “Зри в корень”). Она утверждает, что сначала человек должен развить в себе некие благочестивые качества через различные процессы (благотворительность, аскетизм, различные формы поклонения Богу), и в награду за это Господь дает определенные возможности, как родитель поощряет послушного ребенка. Итак, перед тем как ИМЕТЬ надо БЫТЬ человеком определенного внутреннего качества.

В Ветхом Завете есть история об Иосифе, который в юности был продан собственными братьями в рабство в Египет. Он мог бы погрузиться в тоску, мог начать обвинять своих братьев в предательстве. Но Иосиф был проактивной личностью. Он старался БЫТЬ. И довольно скоро уже стал управляющим в доме своего хозяина, т.к. доверие хозяина к Иосифу было весьма велико из-за внутренних качеств Иосифа. Затем настал день, когда Иосиф попал в трудную ситуацию, но не поступился своей честью. В результате он был несправедливо осужден на 13 лет заключения. Но он вновь действовал проактивно, в круге своего влияния. Он работал над тем, чтобы БЫТЬ, а не ИМЕТЬ, и вскоре уже управлял той самой тюрьмой, а затем и всем Египтом, став второй фигурой после фараона. Это яркий пример того, как работает подход “изнутри – наружу” или каким надо БЫТЬ, чтобы ИМЕТЬ.

Реактивному руководителю, по горло занятому внешними проблемами, часто приходится подкреплять свой “авторитет” административными или экономическими репрессивными мерами. Эта так называемая сила на самом деле является проявлением внутренней слабости. Ведическая мудрость гласит, что руководитель, обладающий духовными качествами, осуществляет управление кончиками пальцев, потому что он становится проводником принципиально другой – духовной энергии, находясь в гармонии с Богом. Естественно, административные и экономические рычаги не исключены для особо непонятливых. Но нужно понять, что проходят те времена, когда руководителю достаточно быть хорошим хозяйственником или администратором. Хотя одна часть общества безнадежно деградирует и понимает только язык наказания, есть так же и позитивная тенденция: все больше людей начинают вспоминать старые, но не устаревшие принципы духовности и морали. Все больше начинают следовать различным духовным практикам очищения. Эти тенденции некоего духовного возрождения предъявляют новые требования и к руководителям. Конечно, есть внешние техники Дэйла Карнеги, которые обучают нас всем улыбаться и играть роль друга, но люди чувствуют внутреннюю фальшь и все отношения превращаются в сплошную дипломатию. Веды же говорят о необходимости реально развивать духовные качества. Прежде чем управлять другими, нужно научиться управлять собой. Без духовной силы это невозможно. Где же ее взять? Обычно за поддержкой обращаются в вышестоящие инстанции. Мы не стесняемся попросить кредит в банке или помощи у сильных мира сего. Но воистину мудрый человек, знающий полную схему жизни, обращается к Богу. Тогда внешние источники (банки, власть и т.д) становятся для него проводниками, а не источниками этой поддержки.

Понятие и природа духовного потенциала личности

Определение понятия духовного потенциала. Под потен­циалом личности понимают определенный уровень её психи­ческих возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение. Психические возможности личности складываются в конечном итоге из её интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов.

Они, в свою очередь, предполагают наличие у личности; развитого сознания и самосознания, способности критического восприятия поведения окружающих и собственного поведения, способности сознательного выбора своей позиции в жизни. В процессе принятия обоснованного, социально ответственного решения и ᴇᴦο реализации проявляются активность, самостоятельность, индивидуальность человека, ᴇᴦο наиболее глубокие индивидуально-типологические черты и особенности.

Духовный потенциал как проявление уникальности лич­ности. Есть основание предполагать, что на степень разверну­тости духовного, творческого потенциала личности наряду с другими факторами влияет уровень развития её социально зна­чимого мироощущения, мировосприятия и умонастроения, про­являющейся в индивидуально-неповторимой форме. Именно этими качествами должна быть измерен вклад творческой лич­ности в ту или иную область науки, литературы, искусства. "Талант, - отмечал Ги де Мопассан, - порождается ориги­нальностью, которая представляет собой особую манеру мыс­лить, видеть, понимать и оценивать" .

В сочетании индивидуальной неповторимости формы с со­циальной значимостью и богатством содержания - один из сек­ретов бессмертия гениальных творений. "В своих симфониях, в частности в Героической симфонии, - писал академик Т. Пав­лов, - Бетховен действительно выразил ряд настроений, переживаний, мечтаний, стремлений, которые волновали ᴇᴦο само-ч го в ᴇᴦο личной жизни. Но одновременно в Героической симфо­нии (и не только в ней) Бетховен... отразил гениальным художественным способом соответствующие настроения, чув­ства, стремления и идеи если не всего, то значительной части тогдашнего общества и времени" .

Таким образом, не в оригинальности и нетрадиционности любой ценой, а в социально значимой самобытности творчес­кой личности, в цельности и глубине её мировосприятия, в орга­ничности связи между её мировосприятием и умонастроением эпохи - секрет влияния личности, её духовной неповторимости.

Кратко смысл рассматриваемого здесь понятия духовно­го потенциала личности можно было бы выразить так˸ это есть интегральная характеристика психических возможностей (ин­теллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых) её самореализации.

Факторы, определяющие духовный потенциал личности. По своей природе духовный потенциал личности является ре­зультатом всей её жизнедеятельности (труда, познания и обще­ния), в т.ч. и деятельности, специально направленной на ᴇᴦο формирование, развитие и обогащение. Он складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих ᴇᴦο социальных условий, особо зна­чимых для него обстоятельств.

Понятие и природа духовного потенциала личности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и природа духовного потенциала личности" 2015, 2017-2018.

ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

Дерево растет благодаря листьям,

усваивая солнечную энергию и углекислый газ,

и корням, по которым к листку поднимается вода.

Прежде дадим ответы на следующие вопросы.

Откуда мы знаем о возможности перехода психической энергии в механическую? Видел ли кто-либо, чтобы человек, не воздействуя физически на предмет, мог бы его переместить и т.п. Если уж настолько достоверный источник информации, то каким образом можно описать то, что происходит внутри человека в этот момент? Другими словами, какие ресурсы затрагиваются, о которых среднестатистический человек не имеет понятия?

Когда-то математиком и философом Декартом была высказана мысль, которая стала общефилософской: “Когда научная мысль приблизится к мистическому описанию физических явлений окружающего мира, именно тогда наука и религия сольются в единое духовно-научное мировоззрение”… Возможно это время наступило!

Современное описание взаимодействий и явлений между микроэлементами есть научная мистерия. Общеизвестно, окружающий физический мир: от летнего ветра, человека у лесного ручья до далеких загадочных квазаров, состоит из элементарных частиц и описывается взаимодействием между ними. Представьте, что вы физик и регистрируете элементарную частицу в лаборатории - определяете ее пространственные координаты. Удивительно то, что наука не может определить ее скорость движения, - просто не в состоянии сказать насколько быстро она движется. И, наоборот, если вы определили энергию частицы, тогда вы не можете точно утверждать: “Частица находится в пределах лаборатории или же где-то на улице, среди проезжающих автомобилей и проходящих пешеходов”. Это принцип неопределенности. Причем, чем точнее определение пространственной или временной характеристики частицы, тем сильнее разброс противоположной ей характеристики - временной и пространственной. Может статься так, что, зная энергию частицы на планете Земля, последняя находится на краю Вселенной! Это невероятная научная мистика. На ее основе работает современная техника, атомная промышленность, электронная отрасль, совершают космические полеты земные спутники и корабли. Есть еще не менее невероятный физический принцип - это принцип соответствия. Так, зарегистрировав событие рождения электрон-позитронной пары (как известно, электрон - составная часть атома, из которых состоит физическая материя) то, по истечении какого-то времени зарегистрировав одну из частиц пары, вы можете точно указать свойства другой частицы. Теперь представьте, что после рождения электрон-позитронной пары, частицы находились в свободном движении, прошли сотни, миллиарды лет, и эти частицы разделены необозримыми космическими просторами. И, тем не менее, как только вы зарегистрировали детекторами одну из них, определили ее квантовые свойства, как мгновенно другая частица приобретает соответствующие свойства. Частицы как бы взаимосвязаны друг с другом невидимым информационным взаимообменом, скорость которого мгновенна. Таким образом, если частица имеет определенный набор квантовых свойств, тогда и другая располагает соответствующими ей и более никакими свойствами.

Этим квантовым принципам подчинен физический мир. Каждая его часть взаимосвязана и взаимообусловлена с остальным. В таком мире мы рождаемся, растем, трудимся и далее покидаем его, являясь его неотъемлемой частью. В соответствии с этими принципами, если бы мы могли осознавать и управлять внутренним квантовым состоянием организма, тогда бы мы могли понимать жизнь Вселенной, тогда бы были доступны путешествия сквозь время и пространство.

В отличие от “неживой” материи мы - организованная одухотворенная ткань Вселенной. Причем настолько, что можем осознавать вселенскую мистерию, можем ее контролировать, и можем ею управлять! Что же может в нашем организме, выступить теми элементарными частицами, которые взаимосвязаны с микромиром, которые определяют информационный обмен во Вселенной, которыми мы могли бы контролировать и управлять?

Одно из предположений заключается в следующем. Это нервные импульсы, которые текут по невероятно сложным разветвленным волокнам от одного нервного сплетения к другому. Именно они, точнее комплекс нервной системы: головной мозг, продолговатый мозг, нервные сплетения и их нервные волокна, токи энергий в них - есть то, благодаря чему, мы есть космическое! живое создание. При этом нервные импульсы - это ток тех элементарных частиц, которые подчинены квантовым принципам и взаимосвязаны с каждым объектом и в целом с Вселенной. Нервные сплетения преобразуют токи энергий, выступая станциями-органами связанными с определенным диапазоном свойств, явлений и процессов мироздания. А контролирует и управляет нервными импульсами и сплетениями центральная нервная система... В этом заключается открытие Человека. Не в смысле кто-то из представителей человечества сделал открытие, но в смысле, как открытие континента Америки, так открытие космизма Человека.

До сих пор считалось, что человек имеет пять органов физического восприятия. Теперь настало время обратить внимание на себя, опираясь на духовно-научный рационализм. О мировосприятии через другие каналы говорит такой пласт человеческой культуры, как арийский. Находим упоминание об этом и в семитской культуре, от которой ведет свою историю христианство. Индусская культура о нервных сплетениях говорит как о лотосах, чакрах, падмах, пробуждение которых приводит к более их активным состояниям, что проявляется в раскрытии способности, соответствующей лотосу.

Необходимо немногое - это слышать себя, и тем самым - окружающий мир. Этим объясняется то, что раскрытие наших способностей или третьей сигнальной системы лежит через духовные достижения.

Одно из таких нервных сплетений - это горловое, отвечающее за качества вибраций. Оно имеет 16 лепестков, каждое из которых отвечает за определенное свойство вибраций (см. рис. обознач. - 11). Один из лепестков поднимается вверх к подбородку, позволяя нам говорить мягкой нежной речью, которую легко осмысливают дети (обознач. - 12). Пара лепестков, которые расположены по обе стороны от предыдущего, определяют речь, обращенную к взрослым людям (обознач. - 13). Кто говорит с детьми через эти лепестки, тот непонятен маленьким людям, и, наоборот, пока человек говорит детской речью окружающие люди не принимают его всерьез и не обращают на него внимание. У этого нервного сплетения есть лепестки, активное состояние которых приносит магическую речь (обознач. - 14), способность кричать (обознач. - 15), петь (обознач. - 16). Есть лепестки, через которые речь приобретает глубину, мудрость (обознач. - 17) и цвет (обознач. 39). Да, именно цвет! И есть еще четыре нервных лепестка. В отличие от предыдущих, они находятся в латентном состоянии. Лишь с духовным ростом нервные окончания прорастают в организме человека. Именно через эти лепестки мы поем в эфире первозданной энергией.

ГОРЛОВОЕ НЕРВНОЕ СПЛЕТЕНИЕ отвечает за тип речи, которая может быть от мягкой нежной быстрой (детская ) до вибраций эфирного поля (эфирная речь ). Управление и концентрация токов орг анизма в этом нервном сплетении расширяет возможности человека

Кроме этого курса есть следующие:

Человек ставит цель - омоложение и красота. На цель отвечает нервная система. Активизируется лепесток 79 или приходит в возбужденное состояние. Задачей человека становится найти такое психическое состояние, когда исчезает напряжение в центре. Что означает резонанс и распространении в нервной системе нервных вибраций. Происходит чудо. Таким образом положительно поляризуется психика и изменяется организм.

За две недели занятий с простатическим нервным сплетением увеличивается выносливость в 2-4 раза, повышается сексуальность и влечение к противоположному полу, изменяется выражение лица, вспоминаются забытые события, человек строит новые планы, прочее.
В дальнейшем, корректировку токов простатического центра проводят несколько раз в год. Этого достаточно, чтобы восстанавливать организм и пожить 100 лет.

Желаю успешных исследований!

Все началось с того, что я осознал острую потребность разобраться в себе, найти свой путь и составить «карту», по которой могу всегда ориентироваться по жизни. Мои ценности, - то что по-настоящему значимо для меня в жизни, - стали моей «картой». Вернее, они уже являлись моей «картой», так как определяли каждый мой выбор. Но проблема была в том, что я не осознавал, какие из них были истинными, а какие – навязанные массовой культурой и социумом, спонтанно укоренившиеся во мне.

«Измените свои ценности – и вы измените свою жизнь» Энтони Роббинс

Выбор, который противоречит истинным ценностям, приводит к неудовлетворению и огорчению. Осознав это, я решил разобраться что же такое истинные ценности, в чем их суть и как их проявлять, то есть жить в соответствии с ними. С этой целью я изучил множество книг-бестселлеров «о самом главном в жизни», биографии людей, повлиявших на умы и сердца миллионов людей, а так же привлек свой опыт и наблюдения. В результате родился этот проект, в котором я раскрываю суть и принципы истинных ценностей человека, и то, как жить в соответствии с ними.

Наши ценности – это фундамент нашей личности. Меняя ценности, меняемся мы сами и наша жизнь. Я предлагаю вам по-новому взглянуть на себя и то, что для вас по-настоящему важно в жизни. Пересмотреть свои ценности, и расставить приоритеты так, чтобы заложить и укрепить фундамент счастливой и гармоничной жизни.

Эта первая статья и глава будущей книги об истинных ценностях человека, где я раскрываю одну из самым значимых, на мой взгляд, ценностей - «духовный рост» («духовность»).

Как раскрыть в себе духовный потенциал.

Хотите разобраться в себе, снять стресс, избавиться от страхов, почувствовать счастье и гармонию? Тогда выберете день и посвятите его своей душе. Эта статья раскрывает суть и основные принципы духовного роста человека. Аффирмации (фразы для многократного повторения) и практические методы, приведенные в статье, раскроют в вас духовный потенциал и познакомят вас с вашим истинным Я.

  • Читайте также:

Итак, что же такое духовный рост? В чем суть?

В каждом человеке происходит борьба Эго с его истинным Я. Эго всегда хочет управлять и нуждается в постоянном одобрении со стороны. Истинное Я, напротив, невосприимчива к критике и его не пугают никакие испытания. Эго – это ваш собственный воображаемый образ, это ваша социальная маска. Истинное Я – это ваш дух, ваша душа. Эго живет в страхе, истинное Я – в любви. Подлинное бесстрашие и свободу мы получаем тогда, когда нашей точкой отсчета становится не Эго, а наше истинное Я.

«Я - это вечная частица духа» (ведический афоризм, «ахам брахмасми»)

Источник нашего сознания - бессмертная душа, а тело подобно ее временным одеждам. И какими бы материальными богатствами мы не обладали, все это рано или поздно исчезнет. Если вашей точкой отсчета является Эго, то вас будут волновать, прежде всего, успех, деньги, слава и телесные наслаждения. Если же точкой отсчета является истинное Я, то вас будет волновать только один вопрос: «Почему я существую на земле? »

«Я Будда, - и ты тоже Будда… Просто ты пока еще не понял этого », - говорил великий учитель своим ученикам.

Страдание и страхи появляются в результате погони за материальным благополучием и озабоченности, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда, как первичный смысл и цель жизни заключается в том, чтобы осознать, что мы не человеческие существа, получающие духовный опыт, а духовные существа, получающие человеческий опыт.

«Самый богатый на свете человек - это не тот, кто больше всех имеет, а тот, кто меньше всех нуждается » (Робин Шарма)

Принципы:

Жизнь - это школа взросления и все, происходящее с нами, прекрасно.

Человек – не завершен. Он совершает переход от животного к духовному существованию.

Бог (или Богиня) в эмбриональном состоянии живет в каждом человеке.

Задача человека – раскрыть в себе божественный потенциал, через познание своего Истинного Я, своей души.

Не научившись управлять собой, своими мыслями и чувствами, невозможно достигнуть духовной самореализации.

Применение: Аффирмации

*Я больше, чем то, чем я кажусь. Во мне вся сила и мощь мира.

*Я направляю внимание на дух внутри меня, который оживляет мое тело и мой разум.

*Я любовно питаю Бога (богиню), живущего в эмбриональном состоянии в глубине моей души.

*С каждым днем я раскрываю себя все шире: свой потенциал, свои любовь и силу, все лучшее в себе.

*Я – духовное существо. Мой потенциал безграничен.

*Все, что позади меня и все, что впереди меня, значит не так много по сравнению с тем, что внутри меня.

Практика:

1. Дневник духовного роста

Начните вести дневник духовного роста. Каждый день записывайте в нем свои открытия, наблюдения и внутренние изменения. Отмечая свой духовный рост и степень самораскрытия, вы начнете лучше понимать себя, других и окружающий мир.