Камасутра — этот древнеиндийский любовный трактат, написанный мудрецом Малланагой Ватсьяяной, по заключению ученых, является одним из самых древних в мире. В нем собраны все эротические понятия, а также мудрость и знания, накопленные на протяжении многих веков. В Камасутре даются подробные советы о том, как женщине общаться с мужчиной, и как ему завоевать расположение избранницы. Удивительно, но практически в каждой ситуации главную роль играет любовный напиток.

И сегодня, как и тысячелетия назад, влюбленные балуют себя «напитками страсти»: пряные настойки, терпкие ликеры, вина раскрепощают ум и тела, придавая чувствам остроту. Более того, исследования последних лет показывают, что не зря эти напитки называют эликсирами богов: почти все фрукты и травы, входящие в состав настоек и вин, возбуждают и придают сил. И наши древние предки прекрасно об этом знали.

Упоминания о чудесном напитке, который следует подавать избраннику, чтобы пробудить в нем любовное желание, есть во многих индийских легендах. Одной из них является история соблазнения царя Душьянты красавицей по имени Шакунтала. Секретный состав напитка, который приготовила царю дева, много лет не дает покоя исследователям. Ведь согласно одной из версий, в основе легенды лежит реальная история любви. А это значит, что волшебный «эликсир страсти» — не вымысел.

Многие индийские предания говорят о том, что индийские боги и богини, апсары – полубогини, и их помощницы обладали уникальными знаниями о травах, растениях и специях. Они собирали их и смешивали. Пропорции были известны только им.

Согласно одной из версий Шакунтала добавила в дурманящий напиток кардамон. Сегодня его индусы применяют для ароматизации сладких блюд, но если его семена высушить на солнце, измельчить и добавить в горячее вино, то эликсир способен пробудить любовные чувства.

По другой версии, это было питье на основе меда с добавлением порошка куркумы – необычного растения, очень распространенного в Индии. Корень куркумы очень легко возгорается, когда к нему подносят огонь, При попадании на кожу или одежду куркума оставляет следы. Однако точно такой же неизгладимый след она оставляет и в душе мужчины, когда он пробует правильно приготовленное блюдо с этой приправой. По легенде куркума является не только магическим растением, но и сильно действующим афродизиаком.

Шакунтала вошла в историю, как могущественная колдунья. Легенда гласит, что древние секреты она унаследовала от своей матери – полубогини Менаки. Мифы рассказывают, что однажды она спустилась на Землю, чтобы соблазнить многие годы медитирующего мудреца. Боги опасались, что мудрец обретет силу, подобную небожителям. Соблазнить аскета, осознанно отказавшегося от земных благ, было нелегко. Но легенды гласят, что Менаке были доступны такие методы, которыми она могла соблазнить даже самого дьявола.

Согласно древнему тексту, мудрец прервал свою медитацию и в течение нескольких лет предавался любви с прекрасной апсарой.

Древние индусы действительно владели уникальными рецептами напитков и блюд, которые были способны не только мгновенно пробудить любовное желание, но и продлить его настолько, насколько захотят сами влюбленные.

Более того, только в Камасутре приводится несколько десятков рецептов, которые мужчине необходимо попробовать, чтобы его страсть была неугасаемым пламенем огня.

Изучая древний трактат любви, историки заметили, что он изобилует рецептами, которые призваны пробудить любовную энергию. Но многие названия растений, входящие в их состав, сегодня биологи не знают. Вполне вероятно, что они росли на планете в далеком прошлом, когда климат был совершенно иным или эти травы никогда не были земными растениями, и их людям давали сами боги. Ответы на эти вопросы историки надеются отыскать в древних индийских рукописях, которые им еще предстоит расшифровать: многие из них написаны на санскрите – самом совершенном древнем языке.

В Камасутре сказано, что любовь – не что иное, как путь к богу. Ведь согласно древним легендам именно боги научили людей любить. Мужчин они научили ценить женскую красоту и доставлять женщине наслаждение, а женщинам подарили секреты обольщения. Среди них выделяются несколько способов, которые помогают женщинам становиться богинями любви: взгляд партнеру прямо в глаза, прикосновение, запахи и т.д. Женщина должна подключать все пять органов чувств, а также сознание.

Считается, что Камасутру создал монах Ватсьяяна, который много лет хранил обет молчания, но его мысли оказались красноречивее всяких слов. В одной из глав Камасутры ее создатель подмечает, что любовные предпочтения женщин напрямую зависят от того места, где они родились, кроме того, он советует, как вести себя с женщиной на первой встрече, какие травы в этом могут помочь и т.д. Но это просто поразительно: как монах, давший святой обет безбрачия и вряд ли когда-либо вкушавший любовь женщины, так искусно, с поистине скрупулезной точностью описывает женские пристрастия. Оказывается, Ватсьяяна был мудрецом риши и обладал сокровенными знаниями, поэтому, как считают ученые, он излагал весь материал с научной точки зрения.

На вопрос: откуда мудрец черпал эти знания, некоторые специалисты говорят, что он с помощью медитации мог получать доступ к высшим силам, от которых и приобретал все эти сакральные знания. Только так можно объяснить все те секреты, которые монах раскрывает в «Книге любви». Ведь Камасутра не является книгой для досуга. Это, скорее, учебник, с помощью которого человек прикасается к тем секретам, которые недоступны простым смертным.

Древний текст рассказывает, что однажды в позе земного поклона в цветущем саду сидела прекрасная дева, глаза которой были закрыты, а тело – неподвижно. Скоро над ней склонился красивый мужчина в белых одеждах. Это был Брахма – индусский бог творения. Он, поправляя дивные локоны девы и гладя ее хрупкие плечи, колдовал над ней. Бог провел рукой по глазам красавицы, и в этот же миг она вздрогнула, словно пробудилась от сна. Так, согласно легенде, индусский бог-творец создал свою возлюбленную – богиню Сарасвати. Брахма наделил ее сакральными знаниями об искусстве любви, поведал о том, как любящие сердца могут достигать наивысшего духовного и телесного наслаждения. Все эти секреты, которых было шестьдесят четыре, Сарасвати записала в книгу. Так создавалась «Библия любви», которую богиня по просьбе Брахмы даровала людям.

Согласно древней индусской легенде, когда-то Землю населяли люди с божественными генами – полубоги, рожденные от любовных союзов земных женщин с небожителями. Они обладали уникальными знаниями, невероятной силой и могли творить настоящие чудеса. Мудрецы, воины-победители, царские особы – все они являлись божественными потомками и могли по своему желанию связываться с небожителями, чтобы получать от них сокровенные знания. И, быть может, монах Ватсьяяна был одним из них – полубогом, который должен был открыть простым смертным тайны искусства любви.

Истории о любви богов и земных женщин встречаются не только в индийской мифологии. Согласны древнегреческим мифам, боги-олимпийцы тоже влюблялись в земных женщин и брали их в жены. Древнеславянские боги также не могли устоять перед красотой землянок. А может, богам нужны были земные девы, чтобы оставить на Земле свое потомство – новую расу полубогов-полулюдей, героев и воинов, мудрецов и великих философов, каждый из которых внес бы в развитие человечества свою лепту.

Праджапати, Шива, Брахма – все эти боги спускались на Землю, чтобы вступить в союз с земными красавицами. Истории об этом описаны в древних книгах Рамаяны и Махабхараты. Однако историки до сих спорят о том, является ли древняя история Махабхараты мифом или это – одна из страниц истории. Разгадать это им еще только предстоит.

Уникальные любовные традиции существовали у всех древних культур. И почти везде их суть заключалась в том, что женщина, становясь жрицей, посвящала мужчину в таинство любви и телесных наслаждений.

Египет, Индия, Греция, Аравия, Китай, Тибет – везде женщина считалась воплощением чувственности, так как владела даром творения. Ведь именно женщина вынашивает и питает каждое человеческое существо, которое приходит в этот мир, она – воплощение чувственной красоты и эротизма.

Более того, в Камасутре сказано, что главенствующая роль в любовной игре между мужчиной и женщиной всегда принадлежит женщине. И сегодня, как и столетия назад, женщина помогает мужчине дойти до высшего наслаждения души, тела и ума. Ведь древним было точно известно, что мужчина, хоть и является властелином женщины, тем не менее он – раб ее любви.

No related links found



Сексуальная жизнь интересовала человечество всегда. Культуру плотских утех в первую очередь изучали представители знати, у которых было для этого больше времени. Еще тысячи лет назад были написаны древние трактаты о любви , большая часть которых так и не дошла до наших дней.

Важность секса в жизни трудно переоценить, ведь он необходим для размножения всех двуполых видов, в том числе и для человека. Как известно, – это нормальный физиологический процесс, который широко распространен в природе. При этом только человек и ещё несколько видов животных занимается им для получения физического удовольствия . Любопытно, что половой акт пробуждает всплеск тех же самых веществ в головном мозге, что и при сильной эйфории . Мы попросту зависимы от секса.

Эта зависимость заставляет и заставляла людей прошлого и настоящего исследовать новые тайны секса для формирования сексуальной культуры. Каждая народность, так или иначе, вносила свой вклад в её развитие. Половой акт зачастую был не просто приятным физическим процессом, но и частью духовности человека . воспринимался уже не как простой акт любви, а что-то вроде обмена энергией между мужчиной и женщиной.

Сексуальная культура и секс в цивилизации

Больше всего развитию культуры секса способствовали индусы, египтяне, китайцы, монголы и древние римляне. Когда-то давно их цивилизации считались самыми могучими и влиятельными на планете. Живопись, строительство и искусство процветали в некогда развитых странах. Вместе с ними также развивалось и представление о сексе в цивилизации и жизни человека.

Каждый взрослый человек наверняка слышал про знаменитый древний трактат о любви и сексе под названием Камасутра . Эта книга рассказывает о том, как правильно выстраивать свою сексуальную жизнь, об особенностях полового акта и как доставить максимум удовольствия своему партнёру.

В Древнем Китае секс считался наивысшим даром небес, который только мог позволить себе обычный человек. Инь и Ян – символ двух соединённых противоположностей в китайских учениях о сексе практически всегда означал совокупление мужчины (Ян) и женщины (Инь). Если посмотреть на этот символ, то вполне можно увидеть некоторые эротические намёки.

Мыслители Древнего Китая были очень мудрыми. Монахи, постигшие дзен – умиротворение своего тела с природой, должны были хорошо знать об искусстве любви.

Книги про сексуальную жизнь пестрели метафорами и эпитетами, сравнивающими половой акт с даром божьим, посланным человеку из далёких недр космоса. Несмотря на возможную вульгарность при чтении, каждый трактат о любви имел скрытый смысл .

Основной посыл книг – это вера в любовь, которой мужчина и женщина делятся друг с другом во время полового акта. Особое внимание уделялось так называемой энергии Ци жизненной силы . Как утверждалось в учениях о любви, обмен энергией Ци происходил между мужчиной и женщиной именно в процессе любовного соития.

Индийские и китайские учения были во многом схожи. Трактаты из Китая содержали, разве что, более прикладную информацию о том, как укрепить брачный союз , зачать здоровых детей и жить в гармонии со своим супругом.

История и практика тантрического секса

Со временем идеи и практики тантрического секса подверглись сильным изменениям. После прихода восточных сексуальных практик в Европу и США представление о них были несколько искажены. Так, западные учителя тантрического секса обучают своих учеников тому, что этот вид чувственного сближения между мужчиной и женщиной обязательно должен заканчиваться плотским наслаждением и физическим оргазмом. Однако, древние даосы при написании трактатов о любви вкладывали несколько иной смысл.

Восточные учения предполагали обучиться обращению со своим половым партнёром как с божеством . При занятиях тантрическим сексом возлюбленные могли часами сидеть друг напротив друга, наслаждаясь видом нагого тела своего любимого человека.

Современный тантрический секс уже меньше похож на то, что происходило за китайскими и индийскими ширмами. Порой недостаточно включить индийскую музыку или мантры, приступить к половой близости и считать всё это тантрическим сексом. В тантре заложен более глубокий смысл секса через понимание своего полового партнера.

Техника цигун для повышения сексуальной энергии

Техника цигун — некогда секретное учение, позволяющее контролировать и развивать поток своей сексуальной энергии. Правильное развитие духовности помогало людям обрести умиротворение с собой и со своим партнёром. Однако древние императоры и вельможи Китая не ограничивались одной или даже несколькими партнёршами. У многих известных царей Египта и правителей Китая было нормой иметь по 100 жён и несколько десятков наложниц. В пример можно поставить еврейского царя Соломона, у которого было 700 жён и 300 служанок .

В Китае великим правителем некогда был Жёлтый император . Про этого человека сочинялось много мифов, связанных с его сексуальными возможностями. Например, одним из таких мифов было то, что император мог вступать в интимную близость с сотней наложниц. Было так на самом деле или нет, никто не знает.

Секрет любвеобильности Желтого императора заключался в постоянной практике цигун – древнекитайской технике управления своей энергией Ци. Эта гимнастика была придумана для управления своим телом и физиологическими процессами, происходящими внутри человека. Каждое упражнение было направлено на оздоровление организма и улучшение его физических возможностей .

Упражнение для секса в технике цигун позволяло достичь продления полового акта. Это достигалось через регулярную тренировку мышц тазового дна . Такая тренировка помогала любовникам того времени удержать семью от разрыва, поскольку пика удовольствия каждая женщина достигала в семье, а у состоятельных мужей их было сразу несколько. Арабские страны и многие африканские племена до сих пор сохраняют полигамные отношения между мужчиной и женщинами.

Цигун помогает для лечения сексуальных расстройств и по сей день. Гинеколог Арнольд Генри Кегель на основе даосских практик разработал специальную технику, помогающую мужчинам избавиться от деликатных проблем, а женщинам – достичь максимального удовольствия в процессе близости.

Развитые мышцы тазового дна помогают и при прочих заболеваниях – недержании мочи, низкой чувствительности эрогенных зон у женщин, а также для послеродовой реабилитации женских половых путей.

Мужское семя и жизненная энергия Ци

В древних трактатах о любви часто говорилось про важность обмена жизненной энергией Ци во время половой близости между мужчиной и женщиной. Давайте узнаем, откуда эта энергия берётся и что говорят по этому поводу древние китайские писания.

Роберт Ван Гулик , известный востоковед описал в своей книге «Сексуальная жизнь в Древнем Китае», что энергия мужчины даётся ему самим солнцем, женщина же получает её из земли. Во время соития мужчины и женщины солнечная и земная энергия встречаются для выращивания мужского семени.

Другими словами, половой акт для зачатия ребёнка интерпретируется как посев семени мужчины (солнца) в утробе женщины (земли). Если обратиться к символу Инь и Ян, то опять же и здесь просматриваются аналогии: светлое – это Ян (солнце и мужчина ), тёмное – это Инь (земля и женщина ).

Мужское семя древними китайцами рассматривалось в качестве источники энергии Ци. Считалось, что потеря семени в процессе полового акта лишает мужчину жизненных сил . В трактатах о любви говорилось, что частое семяизвержение способствует быстрому старению и появлению болезней . Поэтому, в Древнем Китае всячески приветствовались различные техники, которые обучали мужчин достигать высшего пика удовольствия без эякуляции.

Современная медицина считает, что подобное воздержание вредно для половых органов мужчины. Однако знатные мужи того времени чувствовали себя неплохо и имели по несколько жён. Китаянки очень ценили умение мужчины быть искусным любовником.

Сексуальные обряды в древности

Восточные народы очень благочестиво относились к половому акту, поэтому для них он всегда являлся особым сексуальным обрядом в древности . Оно и понятно, ведь продолжение рода – жизненно важная цель для каждого человека, поэтому сексуальному здоровью уделялось большое внимание.

Для избавления от «дурного сглаза» и предотвращения различных сексуальных недугов во многих племенах устраивались танцевальные обряды , отгоняющие злых духов от половых органов. Проводились ритуалы омовения , на тело наносились символические надписи и рисунки для оберега и поддержания сексуальной энергии. Народы Африки, Древней Индии и Древнего Китая поклонялись фаллическим символам. Кроме этого строились огромные тотемы и даже возводили храмы, в которых просили у богов полового исцеления.

Камасутра — трактат о любви. Откуда появилась самая популярная книга о сексе

Про камасутру или трактат о любви наверняка знают многие. Однако, не каждый человек понимает для чего была создана эта книга о любви. Мнение о том, что это просто набор эротических картинок – в корне неправильно.

Камасутра создавалась с целью сохранения гармонии и единства семьи. Посыл книги заключался в сохранении брачного союза через духовное и сексуальное познание партнёров.

Любопытна мировая статистика: около 70 процентов разводов происходит из-за причин, так или иначе связанных с сексом . Неудовлетворённость половой жизнью часто является основой для расставания мужчины и женщины, несмотря на долгие годы брака. Камасутра и другие трактаты о любви в данном случае могут заново вдохнуть жизнь в застоявшиеся любовные отношения.

Проблема сексуальной несовместимости также рассматривается в этой книге. Прежде всего, говорится о физической несовместимости , когда анатомия половых органов не позволяет достичь яркого удовольствия от сближения. Изучив этот древнеиндийский труд, мужчина и женщина должны осознать важность секса и удовлетворения своего любовного партнёра.

По некоторым источникам, Камасутра была написана в 3-ем веке нашей эры. Автором являлся известный учёный того времени Малланага Ватьсьяяна .

Сама книга поначалу не изобиловала эротическими рисунками, их добавили позже. Считается, что первые иллюстрации появились в китайском варианте Камасутры. Индийская книга не содержала ничего вызывающего и была обычным повествованием с сексуальным подтекстом. Возможно, для нас те представления о сексе и гаремах покажутся чересчур вульгарными и дикими, но тогда так жило большинство семей Китая и Индии.

В Европу Камасутра попала в 19 веке, причём в китайском варианте. Именно этот формат книги пришёлся по душе европейцам. Первая партия самого известного трактата о любви была напечатана в Великобритании. Англичане одни из первых постигали тайны древнего сексуального искусства.

Какое-то время Камасутра была запрещена во многих странах, в том числе, и в Индии. Однако, спустя время книга перестала считаться порнографическим материалом, а сейчас на своей родине стала и вовсе национальным достоянием .

Ранее в Индии существовала легенда о том, как появилась Камасутра. Древние рукописи рассказывали о прекрасной деве, которая сидела на траве с закрытыми глазами наедине с собой. Неожиданно, дева словно проснулась ото сна, поскольку почувствовала нежные прикосновения руки по своим дивным локонам. Открыв глаза, она увидела перед собой мужчину в белом одеянии. Это был Брахма – бог, сотворивший землю и всё живое. Брахма поведал прекрасной деве о 64 искусствах земной любви , которые и легли в основу сотворения «Любовной Библии».

Основные разделы Камасутры

Древний тракт о любви поделен на разделы, в каждом из которых описывается тот или момент важности сексуальной жизни для обретения духовности человека. В первом разделе Камасутры говорится о единстве тела и духа. Физическое удовольствие должно развивать разум, а развитие духовности – даёт истинное удовольствие от сексуального наслаждения. В данном случае говорится о том, что только развитый духовно человек получит от секса максимум удовольствия.

Второй раздел повествует о важности любви и правильном построении любовных отношений мужчины и женщины. Большое значение здесь также уделяется проявлению любви посредством близости.

В третьем разделе говорится об отношении мужчины к женщине, а также об их роли в семье и заключении крепкого брачного союза.

Четвертый раздел описывает, как нужно обольщать мужчину в браке и как достичь максимального удовольствия вместе с ним.

Пятый раздел посвящён искусству сохранения верности и рассказывает о том, как не допустить распада семьи. В нём также рассматриваются причины дисгармонии отношений и способы их исправления.

В шестом разделе идут наставления для женщин, которые хотят привлечь мужчину для вступления в брак и рождения здорового потомства.

В заключении книги рассказывается о том, что идеально выстроенные семейные и сексуальные отношения приведут вас к успеху в остальных сферах.

Как разжигали страсть в древние времена. Афродизиаки для секса

С древних времён мужчины и женщины хотели быть всегда (до самой старости) в отличной сексуальной форме. Для этого в ход шли различные способы повышения своего полового влечения : начиная от ритуалов богам и заканчивая разнообразными травами. В ход также шли настои, кровь, мясо редких животных и другие афродизиаки для секса .

Тайваньцы и малазийцы перед половым актом пили змеиную кровь . Причём считалось важным, чтобы кровь была именно свежей. Интимная близость у этих народов становилась целым обрядом, ведь перед совершением соития, нужно было сначала поймать змею.

В средневековой Европе для усиления либидо среди высших чинов славилась шпанская мушка – насекомое, содержащее кантаридин – местный возбудитель. Это вещество использовалось вплоть до 20 века, пока не обнаружилось, что оно сильно токсично для почек, печени и мозга. Побочным эффектом кантаридина было жжение мочевого канала. В минувшие времена это означало, что шпанская мушка начала действовать.

В Камасутре также описываются различные любовные напитки и эликсиры страсти , состав которых долгое время находился в секрете. Среди описываемых в книге афродизиаков также были различные фрукты, травы, вина и прочие изобилующие яства.

По одной из индийских легенд дева Шакунтала соблазнила царя Душьянты при помощи возбуждающего зелья. Историки утверждают, что такой случай имел место быть. А вот полный состав привораживающего зелья остаётся до сих пор загадкой. Существуют различные версии рецепта этого эликсира страсти. Предполагалось, что это была обычная настойка с кардамоном . Другие историки-востоковеды говорили о наличии в эликсире куркумы – другого природного афродизиака.

Современные натуральные афродизиаки

А теперь давайте вместе с вами рассмотрим, что такое возбуждение, чем женское возбуждение отличается от мужского и как современные натуральные афродизиаки влияют на каждого из нас.

Половое возбуждение – сложный физиологический процесс, происходящий в организме мужчины и женщины по-разному. Мужское возбуждение отличается от женского. Оно даже стимулируется иначе. Мужчине важен зрительный образ и быстрая передача сигнала из головного мозга в половой орган.

Женщина же испытывает сексуальное влечение совершенно по-другому. Её больше волнуют чувства, прикосновения и мысли, приходящие на ум. Женское возбуждение нарастает постепенно.

Проблемы отсутствия сексуального влечения у партнёров могут находиться у них в голове. Другими словами, если полового возбуждения нет, то особого смысла в его стимуляции фармакологическими препаратами тоже не будет.

Мужчины часто сталкиваются и с обратной проблемой, когда есть сексуальное возбуждение, но имеются проблемы с кровенаполнением пещеристых тел полового члена. В таких обстоятельствах мужчина, принимая афродизиаки, может испытывать усиление либидо, однако он не сможет получить разрядки из-за возможных трудностей с эрекцией .

Негативным моментом в приеме афродизиаков является их возможное побочное действие. Стоит отказаться от препарата, включающего сомнительные компоненты. Например, часто к усилителям сексуального желания относят кровь змеи, мошки и прочие малоприятные для использования в пищу вещества.

Среди современных афродизиаков можно отметить натуральный комплекс «Эромакс», состав которого включает различные компоненты, усиливающие половое влечение .

Забудьте о проблемах вместе с «Эромакс»!

Рано или поздно страсть между партнёрами угасает. В итоге партнёры начинают испытывать холод к друг другу. Мужчина приходит с работы уставший, а женщина срывается по пустякам из-за недопонимания с мужем и плохих отношений. В такой ситуации явно не до интимной близости.

Возраст и нарушения обмена веществ в виде неправильного питания, лишнего веса вкупе с отсутствием физической активности отрицательно влияют на сексуальную жизнь. Со временем уже и не тянет на «подвиги».

Возможно, вы скажете, что с возрастом ничего нельзя сделать и время не повернуть вспять. Однако, такие мысли ничего вам не принесут, кроме ранней старости. Ваше половое здоровье напрямую зависит от уровня половых гормонов. Норма тестостерона и эстрогена у мужчин и женщин является показателем молодости и сексуальности каждого из нас.

Нормализовать уровень половых гормонов вполне под силу некоторым препаратам, таким как «Эромакс» и «Леветон Форте». В составе каждого из них содержится трутневый расплод – натуральный природный компонент для естественного повышения уровня тестостерона у мужчин и эстрогена у женщин.

Препарат «Эромакс» обладает сразу несколькими положительными действиями. Он не только усиливает половое влечение , но и спасает мужчину от частых проблем с эрекцией. Эффект два в одном. Особенностью препарата «Эромакс» является его воздействие непосредственно на центр возбуждения в головном мозге.

Кстати, «Эромакс» также подходит и для приёма женщинам . Все компоненты препарата благоприятно влияют как на мужской, так и на женский организм.

«Как это происходит?» – спросите вы. Элементарно. Все мы знаем про самый главный мужской гормон – тестостерон . Именно он делает из мальчика настоящего мужчину, укрепляет мышцы, кости, закаляет характер и поддерживает высокий уровень сексуальной активности у представителей сильного пола.

Как это связано с возбуждением женщины? Оказывается, тестостерон отвечает не только за возбуждение мужчины, но и за возбуждение женщины тоже. Эстрогены , кстати, продуцируются из тестостерона – того самого мужского гормона. Любопытный факт: уровень тестостерона после секса у мужчин уменьшается, а у женщин, наоборот, увеличивается. Существует прямая взаимосвязь между уровнем тестостерона в организме и здоровьем.


Калянамалла

ВЕТВИ ПЕРСИКА

(Aнанга ранга)

Древнеиндийский трактат о любви

ТРИ ТРАКТАТА О ЛЮБВИ

Желающий жить имеет три цели: Познание, Любовь и Стяжание богатства. Первая честь жизни посвящена познанию. Вторая часть жизни посвящается любви. Третья часть посвящается стяжанию богатства.

Три источника имеют влечения человека: Душа, Разум и Тело. Влечение души порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Соединение трех влечений порождает любовь.

Каковы наслаждения любви? Два наслаждения души - причинение и терпение. Два наслаждения разума - влечение и отдавание. Три наслаждения тела - касание, трение и всасывание. Три дополняющих наслаждения - вкус, запах и цвет.

Каково состояние, ведущее к любви? Напряжение и страсть. Каково состояние производимое любовью? Облегчение и нежность.

ТРАКТАТ ПЕРВЫЙ

Прачехеда: Первая ласка

Первая ласка заключается в касании рукой тела девушки. Если юноша положит руку на голову девушки - эта ласка называется «пробуждающая». Если юноша положит руку на плечо девушки, которое ближе к нему - эта ласка называется «приближающая». Если юноша положит руку на плечо девушки, которое дальше от него - та ласка называется «объяснение в любви». Если юноша берет девушку за руку выше локтя - это просьба побыть с ним. Если только касается руки - то просьба быть приветливее. Если юноша кладет руку на тот бок девушки, который дальше от него - эта ласка называется «язык близости». Менее скромные ласки называются «тревожащими движениями». Если юноша проводит рукой по лбу девушки, гладит ее голову и треплет за щеку эта ласка «покровительство». Если юноша проводит рукою по спине, рукам и бокам девушки и ненароком касается ее грудей - это «надежда». Если юноша поднимает рукой подбородок девушки - эта ласка называется «свидание взглядов». Если юноша проводит пальцами по шее девушки - это ласка «приближающая игру».

Прачехеда: Объятия сидя и стоя

Объятия - ласка, заключающаяся в прижатии тела, рук и ног. Будем говорить об объятиях стоя, а из них о тех, которые называются «внутренними». Если юноша, взяв руками голову девушки, целует ее в губы - это скромное объятие, «наслаждение ароматом цветов». Если руки юноши, проходя под руками девушки, обнимают ее за спину или за стан - это объятие называется «совершенным». Если юноша обнимает девушку за плечи - это объятие «внутренняя свежесть». Если руки юноши опускаются со стана на бедра девушки - это объятие «полуденный жар». Если юноша прижимает девушку к себе - это объятие «царское». Если юноша, прижимая к себе девушку, пожимает ее ладони, а девушка стоит опустив руки вниз - это объятие называется «тайным».

Объятия «наслаждение ароматом цветов» и «утренняя свежесть» нежны. «Совершенное» и «полуденный жар» - исполнены страсти. «Царское» - грубо и властно, но прекрасно выражает исступленную страсть. «Тайное» - вызывает головокружение. Руки юноши, охваченного страстью, бродят по спине девушки. Руки юноши, пытающегося соблазнить девушку - двигаются сверху вниз. Вот прием, применяемый соблазнителями: выставив вперед живот, прижать к себе девушку так, чтобы она почувствовала твердость и тепло восставшего члена юноши.

Повисшие руки девушки выражают расслабленность воли, доверие; руки, положенные на плечи юноши - дружбу; положенные на грудь доверие; обвитые вокруг шеи выражают нежность.

Если руки обоих положены на плечи - это объятие «брат и сестра». Если девушка прячет лицо на груди юноши - это объятие называется «стыдливым». Если девушка, прижимаясь, выставляет вперед свою грудь и юноша чувствует упругую мягкость девичьей груди и прижатия чередуются с трением - это объятие называется «работа сверла». Если девушка, прижимаясь, выставляет вперед свой живот и дышит им, и трется им так, чтобы он прижимался к животу юноши разными частями и с разной силой это называется «волнующим объятием». Если девушка во время объятия позволяет своим бедрам прикасаться к бедрам юноши и своим коленям соприкасаться с его коленями - это объятие называется «манящее». Если девушка, обеими руками обвив шею юноши, поджимает ноги и так повисает на нем - это объятие «прыжок к счастью». Если же девушка при этом же объятии оплетает колени юноши своими ступнями - это объятие называется «сплетение лиан». Если девушка, обвив шею любимого и переступая в нетерпении, вдруг ставит одну ногу на ногу юноши, а другою обвивает его бедро - это объятие называется «лазание на дерево».

Единственной страной, где так называемая "плотская" любовь была положена в основу философских и религиозных систем, является Древняя Индия. Можно сказать по-другому: духовный гений индийцев обожествил чувственную любовь. Бог любви Кама занимал в индийском пантеоне на некоторых этапах истории место, пожалуй, более почетное, чем другие боги.

Мифы, легенды, религиозно-философские трактаты пронизаны идеей сексуального сочетания мужского и женского начала. Наиболее откровенные образцы индейской скульптуры, часто рассматриваемые как иллюстрации к отдельному поучению в каме, украшали собой святилища - Вишну, Шивы, бога солнца Сурьи и т. д. Тантризм рассматривает Вселенную, как следствие божественного слияния Шивы и Шакти. Даже аскетичная, на первый взгляд, Йога предлагает в качестве объекта медитации обнаженную девушку как воплощение Матери, Шакти. Творящая сила Кундалини пребывает в статическом состоянии в теле каждого человека. Задача Йоги состоит в пробуждении свернутой в кольцо змеи Кундалини, спящей, согласно учению Тантры, в области копчика, и поднятии её посредством специальных упражнений к "тысячалепестковому лотосу" головного мозга, где находится трон Шивы. Лал-дэд (Лалла, странствующая шиваитка(ХIV век) писала:

"В жасминовый сад души своей Лалла вошла,
Там Шива и Шакти соединились у жасминого ствола.
Там в чистые воды бессмертья погрузилась я,
Там погребу себя, недосягаемой стану для бытия*.

Кришна - восьмое воплощение (аватара) бога Вишну. Юный Кришна, играющий на дудочке пастушок, и пастушки, которые влюблены в него. Казалось бы, достаточно приемлемый сюжет. В "Бхагават-пуране" пастушки - это символы человеческих душ, стремящиеся к богу Кришне. Несомненно, Кришна - бог, а Радха - сопричастная ему душа. Любовь Радхи и Кришны - не просто стремление души к божеству, а сложный комплекс их отношений, слагающийся из взаимных влечений и даже конфликтов. Кришна и Радха выступают как бы на равных, оба наделены божественной природой, являются воплощением божественных супругов.

Видьяпати, придворный поэт и советник при дворе правителей Митхулы, небольшого княжества в Северной Индии (первая половина ХV века) почитается кришнаитами, как пророк, сумевший вложить в свои достаточно откровенные стихи мистический смысл:

* Одежды упали, отброшен был стыд нестерпимый,
Собою мою наготу прикрыл мой любимый,
Зажмурилась я и светильник во тьме погасила.
Пчела ненасытная в лотосе меду вкусила*.

А вот строки поэта Калидасы, величайшего поэта Индии, из поэмы "Рождение Кумары":

*Словно картина художеством дивным,
Словно лучами небесными лотос,
Тело в своём ослепительном блеске
Явлено юностью непревзойдённой*...

Любовной лирике Древней Индии восхищались Гете, Шопенгауэр, Ницше, Бальмонт, Бунин:

*Светильник любви почти погрузилься в нирвану,
Но любопытствуя, что будут делать
Эти двое, дойдя до последней черты,
Вытягивал шею, разглядев,
Копотью высказал им смущенье своё...*

*Хочу коснуться губ её губами -
Она склоняет вниз своё лицо,
Хочу обнять прельстительное тело -
Она ломает рук моих кольцо.

Спешит плотнее запахнуть одежду.
Как будто заподозрила обман,
А у самой от затаённой страсти,
Трепещут бедра, вздрагивает стан...*
(Видьяпати)

*Рукой дрожащей отстраняет
Она те пальцы, что шутя,
Стремятся развязать ей пояс,
И руки обе сжав свои,
От всех касаний защищает
Она нетронутую грудь,
Глаза продольные сокрылись
В тени узорчатых ресниц,
От поцелуев отвернулась:

Красиво-юное лицо, -
И в этом ласковом притворстве
Вся полнота услад любви...*
(Калидаса)

Древнеиндийская наука любви или кама нашла своё отражение в целом ряде индийских трактатов. Среди них "Ратирахасья" ("Тайна любовной страсти"), "Анангаранга" ("Арена бога любви"), Каньянамаллы, Коккоки, и, наконец, "КАМА СУТРА". "КАМА СУТРУ" написал Ватьсяяна Маллананга, брахман, аскет, соблюдавший безбрачие, как полагали исследователи во время правления династии Гупнов, т. е. в 4-6 веках. Трактат "Три ветви персика" ("Ветка персика") приписывается Мухамеду Али Ибн Сааху. Известный индийский поэт Рабиндрант Тагор, написавший сборники "Садовник" и "Гитанджили", был переведён в начале века Н. Пушешниковым под редакцией И. Бунина.

*Пусть измучатся губы - целуй
.......................без конца,
В ней ответные волны любви пробуждая,
Как чудесно, когда разгорается страсть
Постепенно, как в небе луна молодая*.
(Видьяпати)

*Когда она прошла мимо меня
быстрыми шагами, край её одежды
коснулся меня.

С неведомого острова сердца вдруг
повеяло теплым дыханием весны.

Трепет мимолетного прикосновения
пробежал по мне и исчез во мгновение,
подобно оборванному цветочному лепестку,
взвиваемому ветром.

Он проник в моё сердце, как вздох её
тела и шепот её сердца*.
(Р. Тагор)

Литература:

По материалам индологов С. Серебряного, В. Шило, А Сыркина. Древняя Индия.
Искусство любви. Литературно-художественное объединение "Планета", 1990.

Страница 1 из 3

Ветви персика

АНАНГА РАНГА

Caмapa Хасия Биака
Индия 1911 г.

Раздел I
Искусство любви

Любовные игры ради простого удовлетворения желания отличаются от истинного любовного наслаждения, как завтрак бедняка от княжеской трапезы.

Искусные в любви и благородные сердцем исполняют следующие правила: ласки должны предшествовать соитию и быть вчетверо продолжительней времени соития. Соитие должно быть вчетверо продолжительнее, чем это надо для удовлетворения желания. Ласки должны быть продолжены и после соития и быть равными времени соития или несколько более.

Жeлaющий жить имеет тpи цeли:
Пoзнaниe, Любовь и Стяжaниe бoгaтcтвa.
Пepвaя часть жизни посвящена познанию,
Втopaя часть жизни посвящается любви.
Тpeтья часть пocвящaeтcя cтяжaнию бoгaтcтвa.

Тpи иcтoчникa имeют влeчeния чeлoвeкa:
Душа, Разум и Тело. Влeчeниe дyши пopoждaeт дpyжбy.
Влeчeниe yмa пopoждaeт yвaжeниe.
Влeчeниe тeлa пopoждaeт жeлaниe.
Сoeдинeниe тpex влeчeний пopoждaeт любoвь.

Каковы наслаждения любви?
Два нacлaждeния дyши - пpичинeниe и тepпeниe.
Два нacлaждeния paзyмa - влeчeниe и oтдaвaниe.
Три нacлaждeния тела - касание, тpeниe и всасывание.
Три дoпoлняющиx нacлaждeния - вкус, запах и цвет.

Кaкoвo cocтoяниe, вeдyщee к любви?
Нaпpяжeниe и cтpаcть.
Кaкoвo cocтoяниe пpoизвoдимoe любoвью?
Облегчение и нeжнocть.

Прачехеда: первая ласка.

Первая ласка заключается в касании рукой тела девушки.

Если юноша положит руку на голову девушки, эта ласка называется "пробуждающая".

Если юноша положит руку на плечо девушки, которое ближе к нему, эта ласка называется "приближающая".

Если юноша положит руку на плечо девушки, которое дальше от него, эта ласка называется "объяснение в любви".

Если юноша берет девушку за руку выше локтя - это просьба побыть с ним.

Если только касается руки - это просьба быть приветливее.

Если юноша кладет руку на тот бок девушки, который дальше от него, эта ласка называется "язык близости".

Менее скромные ласки называются "тревожащими движениями":

Если юноша проводит рукой по лбу девушки, гладит ее голову и треплет за щеку, эта ласка называется "покровительство".

Если юноша проводит рукой по спине, рукам и бокам девушки и ненароком касается ее грудей - это "надежда".

Если юноша поднимает рукой подбородок девушки, эта ласка - "свидание взглядов".

Если юноша проводит пальцами по шее девушки, эта ласка называется "приближающая игру".

Прачехеда: объятия стоя.

Объятия - ласка, заключающаяся в прижатии тела, рук и ног. Будем говорить об объятиях стоя, а из них о тех, которые называются "внутренними".

Если юноша, взяв руками голову девушки, целует ее в губы - это скромное объятие называется "наслаждением ароматом цветов".

Если руки юноши, проходя под руками девушки, обнимают ее за спину или за стан - это объятие называется "совершенным".

Если юноша обнимает девушку за плечи - это объятие "утренняя свежесть".

Если руки юноши опускаются со стана на бедра девушки - это объятие "полуденный жар".

Если юноша прижимает девушку к себе - это объятие "царское".

Если юноша, прижимая к себе девушку, прижимает ее ладони, а девушка стоит, опустив руки вниз - это объятие называется "тайным".

Объятия "наслаждение ароматом цветов" и "утренняя свежесть" нежны, "совершенное" и "полуденный жар" - исполнены страсти, "царское" - грубо и властно, но прекрасно выражает исступленную страсть, "тайное" - вызывает головокружение, руки юноши, охваченные страстью, бродят по спине девушки.

Руки юноши, пытающегося соблазнить девушку, двигаются сверху вниз. Вот прием, применяемый соблазнителями: выставить вперед живот, прижать к себе девушку так, чтобы она почувствовала твердость и тепло вставшего члена юноши.

Повисшие руки девушки выражают расслабленность воли, доверие. Руки, положенные на плечи юноши - доверие, положенные на грудь - дружбу, обвитые вокруг шеи - выражают нежность.

Если руки обоих положены на плечи - это объятие называется "брат и сестра",

Если девушка прячет лицо на груди юноши - это объятие называется "стыдливым".

Если девушка, прижимаясь, выставляет вперед свою грудь и юноша чувствует упругую мягкость девичьей груди и прижатия чередуются трением - это объятие называется "работа сверла".

Если девушка, прижимаясь, выставляет вперед свой живот, дышит им и трется им так, чтобы он прижимался к животу юноши различными по силе и напряжениям движениями - это объятие называется "волнующим".

Все нижеописываемые способы и приемы любовной игры доступны только партнерам с чистым духом и разумом, со здоровым и чистым телом.

Стхала - соитие, рот.

Прачехеда: поцелуй рта.

"Нимга" (простой поцелуй рта).

Если девушка, покраснев от стыда, прикасается сжатыми губами к губам юноши - это поцелуй "целомудренный".

Если, прижав губы к губам юноши, девушка делает легкое движение нижней губой, не двигая верхней - это "стыдливый" поцелуй.

Если трубочкой губ юноша нежно всасывает губы девушки - это "ровный" поцелуй.

Если трубочку собирают не в центре, а сбоку рта - это "нежный поцелуй победителя".

Если юноша, всасывая губы девушки, крепко прижимает свой рот к ее рту - это "страстный" поцелуй.

Если юноша во время поцелуя трется губами о губы девушки - это поцелуй "волнующий".

Если юноша страстно и долго всасывае губы девушки, то отстраняя лицо, то прижимаясь вновь, и дыхание целующихся смешивается - это "жгучий" поцелуй.

Если юноша соединяет приоткрытый рот с приоткрытым ртом девушки и рты целующихся всасывают, трутся и прикусывают друг друга - это "борьба ртов".

Если юноша волнует подругу легким прикосновением к ее губам, то к верхней, то к нижней - это "игривый" поцелуй.

Если целующиеся широко раскрытыми ртами целуют зубы друг друга - это "поцелуй тигров".

"Самьяна" (поцелуй с применением языка).

Если девушка нежно и стыдливо всасывает губы юноши и вдруг на мгновение вталкивает в его рот свой язык, делая вид, что сама испугалась нечаянного поступка - это "жалящий" поцелуй.

Поцелуй, заключающийся в лизании губ, называется "распаляющим".

Если язык вводится в рот и там вращается - это "мельничка".

Если язык касается во рту языка партнера - это "встреча друзей".

Если язык вводится в рот и там касается неба - это "изысканный" поцелуй.

Если язык скользит по зубам и вводится за щеку - это "царский" поцелуй.

"Авакумбана" (поцелуй с применением пальцев).

Поцелуй с применением пальцев - это поцелуй "утихающей страсти".

Первый поцелуй: юноша, оттягивая пальцами нижнюю или верхнюю губу девушки, вводит ей за щеку язык и там замирает на несколько секунд. Этот поцелуй называется "лепесток".

Второй поцелуй: юноша сжимает двумя пальцами обе губы девушки и так их целует. Этот поцелуй называется "наслаждение бутоном".

Третий поцелуй: юноша разводит пальцами губы девушки и целует ее зубы. Этот поцелуй называется "обрывание лепестков розы".

Четвертый поцелуй: юноша прижимает пальцами нижнюю губу девушки к ее зубам и, растягивая ее, вводит ей в рот свой язык. Этот поцелуй называется "собирание нектара".

"Юдха" (поцелуй игры).

Суть первой игры заключается в том, чтобы первым схватить нижнюю губу своего партнера.

Суть второй игры - в том, чтобы с помощью языка вытолкнуть из своего рта язык партнера и самому завладеть его ртом.

Суть третьей игры состоит в том, чтобы первым всосать губы своего партнера.

Нежный соблюдает игры поцелуев, страстный смешивает их.

Прачехеда: поцелуй тела.

"Страстный поцелуй" заключается во всасывании и оттягивании губами тела. Так целуют соединения бедер, руки, плечи, соски, своды грудей, ягодицы.

"Нежный поцелуй" - это прикосновение к телу вздрагивающими губами. Так целуют лоб, глаза, соски грудей, локтевые сгибы, подколенные впадины.

"Тревожащий поцелуй" заключается в трении губами по телу - так целуют уши, нос, брови, живот, лобок, внутренние поверхности бедер, ягодицы и большие губы у женщины, а у мужчины - все то же, и ствол и головку члена.

"Лижущий поцелуй" - это прикосновение языком к телу и полизывание его в различных направлениях. Так целуют соски грудей, большие и малые губы, клитор у женщины, а у мужчины - головку члена, предварительно отодвинув крайнюю плоть, если она не обрезана или не приучена быть сдвинутой.

Особый вид "лижущий поцелуй" - это "бой богов", когда юноша и девушка, широко открыв рты и соединив их в страстном поцелуе, лижут языки друг друга, ведя борьбу за вертикальное положение своего языка во рту друга. Победа заключается в том, чтобы полностью занять своим языком рот друга, загнав его язык в сторону, вверх или вниз.

Стхала - соитие вообще.

Прачехеда: определения.

Соитие - вершина и цель любви, объединяющее наслаждение души, разума и тела. Соитие для мужчины состоит из введения члена, движения и облегчения при извержении семени. Соитие для женщины состоит из принятия члена и его обволакивания в излиянии. Соитие считается полным, когда есть все его части для мужчины и женщины. Соитие хорошо, когда оно длительно и неутомительно. Соитие плохо, когда оно слишком коротко или слишком длительно и утомительно.

Соитие всегда должно быть подготовлено предварительными ласками и поцелуйными играми.

Вступающие в соитие разделяются по таким признакам:

По размерам:
* если восставший член мужчины величиною
до 6 пальцев - это модус "заяц",
до 9 пальцев - "бык",
до 12 - "жеребец",
более 12 - "олень".
* если влагалище женщины
маленькое - это "газель",
среднее - "коза",
большое - "кобылица",
очень большое - "слониха".

Сочетание соответствующих размеров гармонично, большого с малым - хорошо, хотя и несколько стеснительно, малого с большим - плохо, так как в этих случаях приходится избегать положений, расширяющих вход во влагалище и пользоваться только жесткими позами, сужающими вход.

По темпераменту: мужчины и женщины бывают холодными, ровными и горячими. Сочетание каждого вида имеют свои преимущества, но более гармонично, если оба партнера имеют одинаковый темперамент.

По времени: мужчины и женщины делятся на быстрых, нормальных и медлительных. И по времени лучше всего сочетание равных. Медлительные мужчины утомительны для женщин, а медлительные женщины не могут быть удовлетворены бустрым мужчиной. Все же лучше, если мужчина медлительнее женщины, тогда она никогда не останется неудовлетворенной. Очень плохо наоборот.

Согласно разделениям выполнение сношений не должно быть одинаковым. Есть способы, сужающие и расширяющие вход, есть способы, распаляющие страсть, отдаляющие конец игры, предупреждающие опасность беременности, если она нежелательна, и обеспечивающие беременность, если она желанна.

Прачехеда: движения юноши.

По направлению движения члена различаются 4 приема (удара).

Если юноша сильно прогибает живот и делает удар снизу вверх - это "кабаний удар".

Если юноша не сильно прогибает живот и бьет вдоль тела - это удар "копье".

Если удар члена направлен не вдоль тела, а сверху вниз - это "дротик".

Если юноша бьет не прямо, а вкось - то вправо, то влево - это удар "пловец".

Для большинства женщин более приятен "кабаний удар". Самый слабый удар "дротик", его применяют для того, чтобы распалить девушку или когда мужчина устал, так как это самый легкий прием. "Копье" - обычный удар, а "пловец" применяется только любителями. Это изысканный удар.

Различаются следующие сочетания ударов и движений.

Обычный удар, состоящий из равномерных движений туда и обратно, не быстрых и не медленных, называется "качели".

Если юноша вводит член внутрь влагалища не сразу, а несколькими толчками - это "ступеньки".

Если юноша глубоко введя член, держит его там, долго и страстно делая толчки у самого предела - это "таран".

Если юноша введя член до предела и крепко прижимаясь к лобку девушки, вращает член внутри при помощи бедер - это удар "победный".

Если, введя член до половины, при помощи бедер трясет его сверху вниз - это удар "петушиный".

Если юноша крепко надолго прижимает член к боку влагалища, введя его почти полностью - это прием "мужское пожатие".

Если юноша, введя член, два-три раза ударяет им и вновь вытаскивает его - это удар "воробьиный".

Если юноша каждый раз извлекает член целиком - это "турнир".

Прачехеда: движения девушки.

Если девушка при сношении лежит неподвижно, расслабив члены, она дольше способна к игре, но тело ее не получает достаточного облегчения, приятное быстрее перестает быть приятным. Тело облегчается вполне, если во время сношения она напрягается и помогает юноше.

Первое движение девушки состоит в общем потягивании.

Второе - девушка напрягает живот. Это создает впечатление, что влагалище противодействует вхождению в него члена.

Третье движение состоит в том, что девушка сокращает мышцы влагалища. Прием называется "пожатие богини". Это нежная и возбуждающая ласка.

Четвертый прием заключается в сжатии бедер, усиливающем взаимное наслаждение, но пожатие бедрами не должно быть очень сильным, чтобы не мешать движению члена.

Если девушка во время соития движется по ложу бедрами и ягодицами вправо и влево - это прием "качание лодки".

Если она движется кругообразно - это "веретено".

Если во время соития она сильно вытягивает то одну, то другую ногу - это "лебединое движение".

Если во время соития девушка делает толчки животом навстречу животу и члену юноши - это "призыв к финалу".

Если девушка делает животом и влагалищем толчки вперед и немного в сторону, навстречу члену юноши - это "призыв к борьбе".

Трудность этих движений заключается в том, что их необходимо согласовывать и сочетать с аналогичными движениями юноши.

Самое простое движение девушки заключается в поднимании и опускании таза и наза живота. Оно должно согласовываться с движениями юноши и всегда быть направлено против его движения, навстречу члену.

Если во время соития девушка, извиваясь, трется своим телом о тело юноши - это "змеиное движение" или "игра дракона".