Акварельные краски – одни из самых любимых художниками. Во-первых, акварель имеет массу различных техник, а во-вторых, с ее помощью можно создать красивый рисунок, даже если вы не умеете рисовать вовсе.

Эти техники помогут новичкам обучиться рисованию, а профессионалам – освежить их в памяти и найти вдохновение и идеи.

1. Рисование с помощью плоской кисти

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник, чтобы отметить начало и конец слоя.

Выберите более темный оттенок (его легче увидеть) и, начиная с верхнего левого угла, коснитесь кистью бумаги и нежно проведите прямую линию вплоть до верхнего правого угла.

Но: левшам стоит рисовать от правого угла к левому.

Шаг 2

Еще раз наполните кисть краской.

Начните следующий штрих с нижнего края первого, постарайтесь перекрыть скопление краски, которое образовалось снизу первого штриха.

Подсказка 1 : если скопление краски в первом штрихе не перетекло полностью во второй, то увеличьте угол наклона своего мольберта, чтобы помочь краске свободно течь.

Подсказка 2 : увеличивая угол наклона, вы также увеличиваете шансы получить неуправляемые потоки краски. Поэтому старайтесь работать быстрее или имейте под рукой что-то вроде тряпки или губки, чтобы быстро убрать капли.

Шаг 3

Повторите предыдущий шаг, так же стараясь перекрывать скопление краски в верхнем штрихе.

Подсказка 3 : вы можете использовать плоский край кисти, чтобы “обрезать” начало слоя и сделать его ровным.

Подсказка 4 : если вы хотите сделать ровнее конечный край слоя, то в конце штриха приостановитесь и проведите кистью вверх, а затем вниз так, как вы бы это сделали с начальным краем.

Подсказка 5 : если штрих получается прерывистым, то немедленно наполните кисть краской и заново проведите его.

Шаг 4

Повторяйте предыдущие шаги до самого конца. Старайтесь придерживаться одинакового тона краски.

Подсказка 6 : вы не поверите, насколько может различаться поведение кистей, красок и бумаги разных брендов. Обычно, более дорогие и популярные бренды облегчают вашу работу, предоставляя высокое качество продуктов.

Подсказка 7 : если ваши штрихи прерываются, даже если кисть полна краски, то вы используете слишком плотную бумагу, или же бумага имеет слишком грубую текстуру. Если вам попалась такая бумага, то побрызгайте на нее водой, промокните чистой губкой и дайте высохнуть. Так вы сделаете поверхность более восприимчивой для вашей краски.

Шаг 5

Промойте кисть и выжмите все остатки воды из нее. Аккуратно подберите кистью сгустки краски, оставшиеся снизу последнего штриха, но не забирайте слишком много краски, или вы обесцветите ваш рисунок.

Для создания более выраженной текстуры вашего рисунка, оставьте его сохнуть под углом. Так краска обретет более интересный вид.

Градиент

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник. Затем окуните вашу кисть в более темный оттенок краски (смешивать стоит на палитре) и аккуратно проведите кистью штрих.

Шаг 2

Вытрите кисть губкой или бумажным полотенцем и снова окуните ее в более светлый оттенок.

Затем проведите новый штрих, перекрывая нижнюю часть предыдущего. Заметьте, что левая часть слоя уже слилась с предыдущим штрихом. Позвольте гравитации сделать свое дело.

Шаг 3

Снова промойте кисть и вытрите ее. А затем вновь наполните кисть краской и сделайте еще один штрих. Повторяйте этот процесс до самого конца.

Подсказка 1 : если штрих прерывается или не ложится так гладко, как хотелось бы, быстро еще раз наполните кисть краской и повторите слой.

Шаг 4

Промойте кисть чистой водой, вытрите ее и подберите все остатки краски.

Подсказка 2 : пробуйте использовать эту технику, работая с разными цветами и создавая интересные переходы.

Акварельная глазурь

Шаг 1

Эта техника требует импровизации и фантазии. На примере будем рисовать импровизированный ландшафт.

Сначала рисуем небо и реку голубой краской. Краску разделим небольшим количеством воды, это у нас будет водопад.

Шаг 2

Рисуем облака темно-розового цвета и начинаем рисовать гору желтым цветом. Также желтым цветом мы обозначим нижнюю часть рисунка.

На примере используются светлые и прозрачные тона, чтобы вы могли увидеть, как слои взаимодействуют.

Шаг 3

Смешав кобальтовый синий и ультрамариновый синий, мы нарисуем горизонт горы и оттеним маленький желтый склон.

Подсказка 1: позволяйте каждому слою высохнуть. Вы можете использовать фен, чтобы ускорить этот процесс. Держите его на расстоянии не менее 25-30 см, включите холодный режим и настройте фен на самый легкий поток воздуха. Никакого пара и горячего воздуха!

Шаг 4

Чтобы оттенить и добавить интересных цветов, используем оранжевый цвет. С его помощью мы создадим берега на переднем плане и оттеним небо.

Подсказка 2: если у вас образовались капельки лишней краски, промойте и вытрите кисть, как вы делали это в предыдущих техниках, и подберите ею капли.

Шаг 5

Обратите внимание, что на изображениях показаны разные кисти для рисования. Вы можете использовать те, что есть у вас в наличии.

Возьмем темно-синий цвет и оттеним им верхушку горы, изменяя давление на кисть и проворачивая ее, чтобы создать интересную текстуру.

Шаг 6

Используя тот же синий цвет, поиграем с водопадом, нарисовав несколько кругов. Иногда визуальные клише становятся вашими друзьями.

Промоем кисть и наберем желтый цвет, им мы добавим визуальных деталей нашим берегам.

Шаг 7

После того, как краска высохла, оттеним пузырьки в водопаде оттенком фиолетового цвета. Так мы сделаем их интереснее.

Шаг 8

Нам нужно связать некоторые элементы и добавить деревья. На примере мы использовали круглые шаблоны для крон, но вы можете рисовать как вам угодно.

Шаг 9

Коричневым цветом мы изобразим стволы деревьев. Также с помощью синего мы еще немного оттеним воду и небо. Затем, используя розовый, голубой и зеленый, изобразим траву на переднем плане.

Шаг 10

Используем смесь розового и красного, чтобы добавить финальные детали. Деревья у нас теперь плодоносят, и несколько плодов лежит под ними.

Если вы присмотритесь, вы увидите, как каждый слой взаимодействует друг с другом. Более темный оттенок имеет большую силу, но когда цвета перекрывают друг друга, то они создают интересное и красивое сочетание.

“Мокрая” техника

Шаг 1

Намочите бумагу водой

Шаг 2

Промокните чистой губкой бумагу, убрав излишки воды. Старайтесь достичь равномерного распределения влаги по бумаге, у вас должен получиться атласный эффект.

Если бумага блестит, то значит, что она слишком мокрая, промокните ее еще раз.

Шаг 3

Мы снова будем рисовать ландшафт. Начнем, конечно же, с неба. Используя данную технику, проще рисовать сначала фон, переходя потом к объектам первого плана.

Шаг 4

Продолжаем рисовать небо до тех пор, пока оно нам не начнет нравиться. Штрихи будут расплываться, создавая интересный эффект.

Шаг 5

Теперь приступим к траве на первом плане. Используя зеленый цвет, сделаем несколько широких штрихов, оставив место для камней.

По мере высыхания бумаги, штрихи расплываются все меньше.

Шаг 6

Добавим формы. Для этого используем различные оттенки зеленого и нарисуем деревья на горизонте.

Шаг 7

Добавив деревья, давайте постараемся прибавить им фактуру. Для этого используйте более темный оттенок зеленого, чтобы расставить акценты.

Шаг 8

Добавим камни, используя серый цвет. Мы заполнили этим цветом пробелы на переднем плане, оставив немного просветов.

Старайтесь использовать либо темные, либо холодные оттенки. Использование и темных, и холодных оттенков создаст визуальный диссонанс.

Шаг 9

Расставим акценты, чтобы разнообразить рисунок. Используя багровый оттенок, изобразим несколько флористических элементов на переднем плане. Позвольте багровому растечься так, как ему хочется. Затем, используя сухую кисть, уберите цвет из средины пятен.

Шаг 10

Затем капните чистой водой в центр этих пятен, чтобы позволить им смешаться с травой.

Самое сложное в этой технике – знать, когда остановиться. Переусердствовав с размытиями и цветами, вы получите грязный рисунок.

Данная техника дает немного странный, но интересный результат. Рисунок, выполненный в этой технике, имеет гипнотизирующий эффект.

Рисунок сухой кистью

Шаг 1

Думаем, название техники говорит само за себя. Нам нужно будет набирать краску на кисть, промакивать ее от лишней жидкости бумажным полотенцем или губкой, а уж потом рисовать.

Для начала сделаем набросок карандашом. После этого грубо обозначим небо, водя кистью по поверхности бумаги.

Шаг 2

Нарисуем зеленым цветом деревья на линии горизонта, очертив то, что потом станет нашим озером.

Затем, смешав лиловый с голубым, нарисуем первый слой ствола дерева.

Шаг 3

Дайте рисунку подсохнуть и добавьте некоторые элементы: отражение дерева в озере и поток воды.

Смешав зеленый и голубой, оттеним берег на фоновой части изображения и снова дадим рисунку высохнуть.

Шаг 4

Смешаем интенсивный синий цвет с ультрамарином и нарисуем слой на стволе дерева, чтобы создать тени и текстуру коры.

Шаг 5

Затем, используя оттенки оранжевого, изобразим осенний пейзаж, закрасив фоновые деревья.

Шаг 6

Закончив с предыдущим шагом, светло-оранжевым оттенком изобразим отражение деревьев в воде.

Еще, смешав серый с голубым, расставим темные акценты на деревьях.

Также добавим деревья и с другой стороны горизонта. Обозначим формы деревьев оранжевым цветом.

Шаг 7

Займемся водой. Используем темно-зеленый и коричневый, чтобы достичь нужного цвета. И волнообразными движениями нарисуем воду в озере.

Шаг 8

Рисуя озеро, меняйте давление на кисть, чтобы прибавить фактуру.

Подсказка: если кисть слишком мокрая, краска будет выглядеть плоско. Высушите кисть, чтобы сделать цвета интенсивнее.

Шаг 9

Добавим немного травы под деревом, используя тот же цвет, что и для травы на фоне.

Шаг 10

Добавим несколько деталей на передний план.

Также немного затемним озеро, добавив синий оттенок. А еще оттеним этим же цветом и небо.

Убираем влагу

Эта техника потребует несколько губок. Она подходит для изображения облаков, мягкого света. А еще ею можно контролировать поведение красок.

Губки

Лучше всего подойдут спонжи для макияжа. Они хорошо впитывают и дают интересный эффект.

Старайтесь не тереть губкой бумагу, а если вы это и делаете, то делайте это очень осторожно, чтобы не повредить бумагу.

Бумажные полотенца

С их помощью вы можете создать более четкие высветления. Но бумажные полотенца очень быстро впитывают огромное количество краски. Поэтому свежую краску они могут впитать полностью.

Бумажные полотенца могут пригодиться, если вы сделали ошибку. Тогда вы сможете быстро убрать краску.

Сухая кисть

Вы можете использовать сухую кисть, чтобы создать рисунок в данной технике. Для этого хорошенько промойте и выжмите кисть. С ее помощью вы сможете создать четкие линии.

Другие способы:

  • Вы можете брызнуть водой туда, откуда нужно убрать краску, а затем впитать ее губкой.
  • Используйте различные ткани, чтобы придать текстуру
  • Можно использовать пальцы или другие части тела. Кожа тоже может впитывать влагу.

Обесцвечивание высохшей краски

Кисти для акварельной краски

Используйте чистую воду и тряпочку, намочите нужные участки, аккуратно потрите рисунок и сухой кистью уберите влагу. Этот метод позволяет контролировать области, которые вы осветляете.

Кисти для масляной или акриловой краски

Жесткая щетина позволяет быстро соскрести краску с нужной области. Но стоит заметить, что этот метод может повредить бумагу, поэтому контролируйте себя.

Здесь так же, как и в первом методе, нужно сначала смочить область, а потом обработать кистью.

Спрей и полотенце

Возьмите пульверизатор и побрызгайте на нужную область, а потом приложите к ней бумажное полотенце. Такой метод оставляет большие светлые пятна и придает интересный эффект.

Наждачная бумага

Очень редко используется, так как ею можно повредить бумагу. Лучше всего ее использовать в конце для придания текстуры. Для этого метода вам не понадобится вода, просто потрите рисунок в нужном месте.

Лезвия и ножи

Можно использовать для высветления небольших областей и создания четких линий. Этот метод тоже очень рискованный, так как может повредить бумагу.

Губки

Также можно использовать губки. Намочите нужную область и высушите ее губкой.

Я рисую акварелью уже более десяти лет. Люблю использовать много краски и особенно рисовать темный фон. Мой стиль рисования эволюционировал со временем. Включая, как именно я рисую свои фоны. Когда я начинала рисовать, я в первую очередь, разрисовывала свой основной предмет на картине и оставляла фон напоследок.

Разве не здорово сначала рисовать интересные вещи? Да, но когда я оставляла фон на конец, я всегда задавалась вопросом: "И что же дальше?" Годами ко мне приходило понимание, что нужно планировать процесс рисования. Как включить основной объект в фон в самом начале, прежде чем сделать что-либо еще. Следующий практический урок - это мое решение как рисовать фон и я уверенна, что оно будет развиваться дальше, по мере того, как я буду продолжать рисовать.

Все рисунки сделаны Гейл Доуэлл.

Мой старый способ рисовать темный фон с помощью акварели.

Без глубины и яркости

На рисунке сверху - моя первая работа, где использован темный фон. Я рисовала основной предмет первым и только потом рисовала вокруг цветка Коломбина фон, используя толстый слой Индиго и Синего. Это было удачным решением на тот момент, поскольку данный фон контрастировал на картине с цветком. Однако, я была ограничена в том, что не смогла изменить или добавить цвета и глубины картине.

Мой новый способ рисования темного акварельного фона.

Достижение яркости и глубины

Работа сверху - одна из тех, которую я сделала в прошлом году, используя новый способ нанесения темного фона. Это занимает немного больше времени и планирования, но это сделать очень просто.

Следующий практический урок в картинках покажет, как я рисовала, используя слои краски(другими словами - лессировка) трех основных цветов: красного, желтого и синего. Используя тонкие слои и смешивая свои собственные цвета, я получила более яркий фон. Можно заметить, что использованы различные цвета, которые я наслаивала.

А теперь урок, шаг за шагом, как я это рисовала.

Используйте только лучшую акварельную бумагу

Когда вы наносите множество слоев акварельной краски, необходимо выбрать хорошую и качественную бумагу, которая всё это вынесет. Выдержит наслаивание и повторное смачивания водой без деформации. Нет ничего более печального, когда на пол пути рисования вашей картины, бумага начинает разваливаться. Мой выбор пал на акварельную бумагу продукции Archer No140 холодного прессования. Всегда используйте не меньше 140 г/м3.

Нарисуйте данную картинку и начните наносить первый слой.

Шаг первый

Следующая серия рисунков цветка кизила, наглядно покажет как я рисовала и планировала свой фон. Сначала нарисовала скетч объекта, отрисовала его детально и начала разрисовывать вокруг (негативное рисование). Использовала вначале Антверпен синий для фона.

Добавление желтого к фону.

Шаг второй

Следующее, добавляем лессировку Ауреолином желтым. Каждый раз после нанесения слоя дайте полностью ему высохнуть прежде чем наносить следующий. Очень важно при наслаивании использовать легкую руку, чтобы не нарушить предыдущие слои.

Добавление красного в фон.

Шаг третий

После, я нанесла слой Хинакридонового розового. Выбирайте основные оттенки, для лучшего смешивания тонов. Некоторые цвета плохо смешиваются с другими и могут дать грязный результат.

Начинаем опять добавлять синий слой.

Шаг четвертый

На этом этапе, возвращаемся к Антверпену синему, но в этот раз наносим его легко, чтобы он растворился в самом фоне. Добавляем элементов на задний фон, они не будут казаться яркими, а наоборот, тона приглушат фон, делая его, в то же время, темным. Цветок кизила на таком фоне выходит на передний план.

Продолжаем рисовать повторяя слои акварели.

Шаг пятый

После нанесения слоя Антверпенского синего, я опять наношу Ауреолин желтый вокруг нарисованных веточек и вокруг переднего плана. Используя данный метод, медленно создавайте глубину фона на своей картине.

Используйте только несколько цветов фона.

Шаг шестой

В этот момент, я поняла, что приближаюсь к желаемой насыщенности фона. Теперь я начала контролировать свой цвет, добавляя синего и желтого, исключив красный полностью. Все это для того, чтобы у меня был преимущественно темно-зеленый фон.

Последний шаг

В цветке кизила прослеживается великая символика. Я получила вдохновение на создание этой картины, услышав легенду об этом цветке. В ней говорится о том, что лепестки цветка кизила олицетворяют крест Христа, а углубления в них - это гвозди, помещенные в руки и ноги Христа.

Отрисовка фона слой за слоем занимает больше времени, но результат определенно стоит того.

Акварельные краски

Три основных цвета, которые я использовала в этом уроке: Атверпен синий, Ауреолин желтый и Хинакридон розовый. Другие оттенки основных цветов могут быть использованы, но некоторые сочетания могут дать грязный оттенок. Экспериментируйте прежде чем приступить к работе. Я использовала краски Daniel Smith для большинства своих работ, но подойдут любые художественные краски.

Другой пример темного фона:


Работа создана Гейл Доуэлл.

Во время просмотра фотоснимков порой может показаться, что практически невозможно отобразить на бумаге кристально чистую воду, свежий прозрачный воздух, уникальные пейзажи морозной зимы.

После перебора кучи бумажных листов и дизайнерского картона мастеру становится очевидным тот факт, что передать перечисленные выше эффекты не удастся ничем, кроме акварельных красок. А уж они доступны каждому.

Полноценно качественный акварельный фон в скрапбукинге получится только при использовании комбинации бумаги для акварельных красок, кисточки и акварельных красок нужных цветов.

Важно! Кисточки должны быть изготовлены из соответствующих материалов: губки, мини-мисты (или распылители).

Основы создания акварельного фона

В первую очередь необходимо внимательно рассмотреть фотографию и выделить преобладающие на ней краски.

Предположим, это цвета: голубой, коричневый и бирюзовый.

Понадобится полиэтиленовый пакет либо файл для бумаги, в который необходимо поместить лист бумаги белого цвета.

Затем – выбрать требуемый цвет краски и нанести ее на лист. Допускается отжим краски с кисточки пальцами для большего эффекта.

Теперь следует положить бумажный лист сверху, аккуратно прижать и разгладить его.

На его поверхности образуется «лужа» из красок.

Чтобы получить еще более интересный эффект, можно наклонять лист в разные стороны. При этом краски начнут растекаться и смешиваться, образуя живописные разводы после просыхания.

Теперь необходимо просушить бумажный лист. Если пятно из красок на нем оказалось слишком бледным, можно добавить нужную краску с помощью кисточки и вновь повертеть лист. Краска начнет растекаться по уже образованному пятну.

Слишком темное пятно можно разбавить водой при помощи распылителя. Вода растворит краску, сделает пятно менее насыщенным и темным.

На практике станет понятно, что для получения цветового пятна можно применять не только описанный выше способ.

Чтобы создать такой акварельный фон потребуется следующее:

  • губкой или распылителем смочить лист бумаги по центру;
  • кисточкой добавить краску требуемых цветов на увлаженную область бумажного листа;
  • вращать лист до тех пор, пока не будет получен требуемый результат;
  • в процессе создания слишком светлые пятна можно разбавлять краской, а слишком темные – водой;

В чем же заключается отличие между пятнами, которые создавались первым и вторым способами?

Пятно, полученное первым способом, имеет четкие границы. У второго пятна края получатся размытыми. Если требуется закрасить лист полностью, лучше использовать губку для полного смачивания его водой. Краска затем наносится быстрыми мазками или кляксами сверху.

Чтобы получить следующие фоны необходимо:

  • выбрать подходящий штамп для страницы;
  • сделать оттиск, добавить пудру белого цвета, запечь;
  • краску можно наносить так, как было указано в первом способе или при помощи распылителя;
  • для получения интересного эффекта необходимо вращать лист, краска при этом растекается и смешивается.

Описанные выше приемы позволяют создать темный контур вокруг изображения, выполненного методом эмбоссинга (объемный рисунок), при помощи акварельной краски. Данный контур служит в качестве тени и создает эффект трехмерного изображения.

Чтобы получить этот акварельный фон, нужно выполнить следующее:

  • Залить воду в емкость распылителя, добавить необходимую краску в жидкость при помощи кисточки. Участки листа бумаги, на которых необходимо получить фон этого цвета, следует увлажнить из распылителя. Это необходимо делать аккуратно, чтобы избежать появления луж (не брызгать в одно и то же место несколько раз).
  • Подобно описанному в предыдущем пункте способу развести краску другого цвета. Побрызгать ею лист бумаги в требуемых местах. Удобнее использовать сразу несколько распылителей.
  • Выждать, пока подсохнет нанесенная краска, добавить брызг более насыщенного цвета или оттенка. Спешить в этом случае не рекомендуется, чтобы избежать возникновения луж на листе.

Как выпрямить лист после обработки краской

Для этого понадобится пленка (или несколько листов газеты) и офисная бумага. Газета или пленка необходимы для впитывания краски, а офисная бумага предотвратит перепечатывание газетного текста.

Лист можно выпрямить, выполнив следующие действия:

  • Положить не полностью просохший лист под пресс, на который предварительно положить сверху офисную бумагу с газетными листами или пленку.
  • Аккуратно прогладить лист утюгом. Если изображение было создано техникой горячего эмбоссинга, оно может легко разрушиться.
  • Если до выравнивания листа краска на нем уже высохла, следует его слегка смочить водой с противоположной стороны, прежде чем положить под пресс.
  • Довольно радикальным способом является приклеивание листа к картону. Для этого лучше использовать клей-карандаш, которым следует равномерно нанести клейкую основу на лист. Можно использовать и скотч, которым проклеивают лист по периметру и по центру во избежание появления пузырей.

Некоторые тонкости, знание которых приходит с практикой:

  • Равномерного высыхания листа можно добиться при полном смачивании его водой.
  • Если необходимо сделать акварельные листы для альбома, лучше использовать не слишком плотную акварельную бумагу (до 230 г/кв. м) с отсутствием хлопковых волокон и прочих добавок. Иначе бумагу будет сложно приклеить и ее может повести.
  • Для простых страничек с небольшой лужей из красок лучше выбрать бумагу для акварели с высокой плотностью листов.

Некоторые советы от мастера Елены Виноградовой:

  1. Чтобы избежать казусов во время смешивания цветов акварельных красок, рекомендуется поэкспериментировать с этим перед выполнением работы.
  2. Например, синий и желтый цвета при смешивании дадут зеленый, красный и желтый – оранжевый.
  3. Прежде, чем использовать комбинацию других цветов, лучше смешать их на черновике и посмотреть результат.
  4. В качестве черновиков могут служить небольшие листочки акварельной бумаге.
  5. Вот и все секреты. Главное хорошо потренироваться, прежде чем приступать к основной работе.

Сегодня, когда рынок скрап-материалов переполнен предложениями великолепной бумаги, все труднее быть индивидуальным и оригинальным. А хочется создать творение необыкновенное, удивляющее и не похожее ни на чье другое…

Я предлагаю вам внимательнее посмотреть на акварельные краски. Они помогут сделать ваши работы неповторимыми.

Кроме привычных клякс, которые мы часто используем в своих работах, можно создавать с помощью красок еще и фоны, сочетая их со штампингом и различными скраповыми украшениями.

Фоны, созданные при помощи акварельных красок, всегда разные и не похожи на предыдущий результат. Их можно использовать в арт-журналах, страничках, открытках, визитках. Это яркая и индивидуальная замена традиционной скрап бумаге.

Процесс создания не сложен как для взрослых, так и для детей.

Предложите своим малышам поиграть с вами и сделать фон своим руками. Или создайте сами уникальную дизайнерскую бумагу.

И поверьте, каждый раз будет получаться что-то неповторимое…

А я вам подскажу несколько способов, известных мне (на самом деле их очень много)

Нам понадобятся:

с

  • бумага для акварели,
  • краски акварельные, можно вместо акварели использовать чернила, разведенные водой,
  • кисти с мягким ворсом, или можно совсем без кистей…. ;)
  • баночка с водой,
  • фен укорит процесс просушивания бумаги, но можно и без него,
  • клеенка для рабочего места, можно даже одеть фартук.

Акварель - что это?

Акваре́ль ( фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello ) — специальные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющие за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. (из Википедии).

Главные правила акварели - она любит чистую воду (меняйте ее чаще), не смешивайте одновременно больше 3х-4х цветов при рисовании, иначе получится некрасивый грязный цвет при их смешивании, используйте бумагу для акварели.

Главная особенность акварели - при высыхании она заметно бледнеет, делая картинку нежной, а бумага становится будто бархатной.

Применение акварели в создании фонов для работ

Вариант первый «Акварелью по сухому листу»

Нам понадобится акварельная бумага, на которую мы капаем жидко разведенную акварель. Чем выше мы поднимаем кисть, тем красивее получаются кляксы. Добавляя разные оттенки, мы получаем каждый раз новый, не похожий на предыдущий, фон для наших работ. Окрашенную таким способом бумагу обрезаем и применяем, как скрап-бумагу.

Визитка выполнена с применением вышеописанной техники.

Также можно вместо клякс окрасить бумагу всплошную, накладывая краски горизонтальными полосами широкой мягкой кистью, но разными оттенками красок, обозначив, например, небо и землю (розовое, желтое или голубое небо до середины листа, и синюю воду или белый снег, или зеленый луг от середины вниз). Этот прием называют отмывкой. Добавляйте также чистой воды, тогда переходы цвета будут плавными. Подождите, когда верхняя краска подсохнет, чтобы линия горизонта не смазалась, или наклейте полоску малярного скотча, а снимите после полного высыхания. Затем окрасьте нижнюю часть листа.

Открытка выполнена с применением вышеописанной техники,

где по высушенному фону поставлен штамп "дерево" и "лучшие пожелания"

Дерево раскрашено акварельными карандашами.

Вариант второй «Акварелью по сырому листу»

Главное - действовать быстро, пока лист сырой. Смочите его влажной губкой, окуните в тазик с чистой водой или просто поднесите под водопроводный кран.

Добавляйте разные оттенки цвета, капайте водой. Тогда кляксы перетекают одна в другую.

Из окрашенной таким способом бумаги вырезана основа открытки.

Украшена картинкой, цветочным миксом, лентой,

ярлычком, бумажным цветком, листиком.

Или же сделайте так называемую отмывку по сырому - окрашивайте фон, начиная с верхнего края листа, нанося краску полосами на мокрую бумагу от темного к светлому. Можно это делать несколькими оттенками одного цвета, с введением чистой воды.

Таким способом хорошо изображать небо, космос, воду и проч.

Открытка выполнена с применением вышеописанной техники.

Зонт нарисован акварельными карандашами по высохшему фону.

Интересный результат получается, если влажный окрашенный фон присыпать простой солью. Так получается зернистый рисунок.

Открытка выполнена с применением вышеописанной техники.

На акварельную бумагу капнула кляксы в виде кроны деревьев,

обильно присыпала сырые кляксы солью.

После высыхания ее соскребла, подрисовала стволы и ветки.

Украсила дырокольными и вырубными листиками,

самодельными аппликациями из бумаги, рафией.

Можно также предварительно нарисовать узор кусочком восковой свечи (точки, завитки, горошек) и сделать заливку акварелью. Восковой рисунок проступит, после заливки акварельной краской.

Открытка выполнена с применением вышеописанной техники.

Из окрашенной таким способом бумаги вырезан фон открытки.

Украшена картинкой, цветочками, лентой,

ярлычком, бумажными листиками, полужемчужинами.

Или нарисовать картинку цветными восковыми карандашами, а затем залить ее акварелью. Акварель окрасит только белые не закрашенные места.

Открытка выполнена с применением вышеописанной техники.